Основные функции социологии кратко. Функции социологии. Эксперимент как метод сбора соц. информации

Лекция 3. ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА И МЕТОДСОЦИОЛОГИИ

Функции каждой науки выражают многообразие ее взаимодействий и связей с повседневной практикой общества. В функциях заключается потребность общества в конкретном познавательном или преобразовательном действии данной науки.

Назначение социологии обусловлено потребностями функционирования и развития социальной сферы жизни общества и человека. Социология, изучая общественную жизнь,

во-первых : решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, т.е. описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии, методологии и методов социологического исследования. Теории и концепции, разрабатываемые в этой области, отвечают на два вопроса:

1) “что познается?” — объект;

2) “как познается?” — метод;

Они связаны с решением гносеологических (познавательных) задач и формируют теоретическую, фундаментальную социологию.

Во-вторых: социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Это область прикладной социологии.

Теоретическая и прикладная социология различаются по цели, которую они перед собой ставят, а не по объекту и методу исследования. Прикладная социология ставит перед собой задачу, используя познанные теоретической социологией законы и закономерности в развитии общества, найти пути и средства решения конкретных проблем, тем самым способствует преобразованию данной социальной системы в положительном направлении. Ее задача - быстро изучить проблему и разработать рекомендации по реформированию сложившейся проблемной ситуации. Прикладное исследование, как правило, не требует тщательно разработанной программы, используя стандартные, хорошо проверенные методы изучения проблемы. При прикладном исследовании большую роль играет оперативность его проведения, т.к. в реальной жизни даже один день может привести к необратимым последствиям.

Теоретическая социология предполагает обширное, часто многоступенчатое исследование, тщательную проработку программы, огромное количество эмпирического материала, связанного не с одним регионом. Все это занимает много времени и требует большого штата работников. Теоретическое исследование невозможно провести в одиночку, хотя организует его один исследователь, который является научным руководителем.

Деление социологического знания на фундаментальное и прикладное достаточно условно, т.к. и то и другое вносит определенный вклад в решение как научных, так и практических задач.

Это же относится и к эмпирическим социологическим исследованиям (теории среднего уровня - Р.Мертон): они очень часто бывают ориентированына решение практических задач.

Функции социологии могут быть представлены и сгруппированы следующим образом:

Фундаментальные:

— Познавательная:

1) дескриптивная (описательная);

2) диагностическая;

3) прогностическая (попытка предвидеть);

4) моделирования социальных объектов

Прикладные:

1) Прогнозная;

2) Социального проектирования и конструирования;

3) Организационно-технологическая;

4) Управленческая;

5) Инструментальная

Познавательная функция

При социальном проектировании решаются именно социальные задачи

Понятие «социальное» для социологии является ключевым. Социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

Любая система общественных отношений (экономическая, политическая, культурно-духовная) касается отношения людей друг к другу и к обществу, а значит имеет свой социальный аспект. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием другого или группы (общности) независимо от их физического присутствия.

Социальное возникает в результате того, что люди занимают различные места и выполняют различные социальные роли в конкретных общественных структурах, а это проявляется в их различных отношениях к явлениям и процессам общественной жизни.С одной стороны, социальное — это непосредственное выражение общественной практики, с другой, — оно подвержено постоянному изменению из-за воздействия на него этой самой общественной практики.

Перед социологией стоит задача познания в социальном устойчивого, существенного и в то же время постоянно меняющегося, посредством анализа соотношения постоянного и переменного в конкретном состоянии социального объекта.

В реальной действительности конкретная ситуация выступает как непознанный социальный факт, который надо осознать в интересах практики.

Социальный факт в современной социологии — это единичное общественно значимое событие, типическое для данной сферы общественной жизни.

Теоретический и эмпирический анализ этого социального факта и есть выражение познавательной функции социологии.

1). При этом, опираясь на фундаментальные знания о социальном процессе, субъекте, накапливается знание о природе конкретного состояния социального явления, его преобразовании и реальном результате развития этого явления. Т. е. познавательная функция выступает в роли дескриптивной (описательной) и диагностической одновременно в данном случае.

2). Но познавательная функция должна охватить не только изучаемый объект, но и процесс, который требуется для его преобразования, т. е. попытаться спрогнозировать и предвидеть этот процесс. Например, знать не только то, на сколько в данной группе, коллективе сплочены люди, объединены между собой, но и что нужно сделать, чтобы они были еще более сплочены, т. е. видеть эти пути. Для решения этой задачи социология, как правило, опирается на смежные науки — экономические, демографические, психологические.

3). Еще одно направление познавательной функции — это разработка теории и методов социологического исследования, методики и техники сбора и анализа социологической информации.

Прогностическая функция

Прогностическая функция свойственна науке в целом, потому что именно наука способна построить прогноз на основе:

— знания качества и сущности реальности;

— знания законов функционирования этой реальности;

— знания законов развития реальности

Когда речь идет о социальных явлениях, то прогнозирование здесь особенно важно, т.к. оно показывает:

— необходимость определенных изменений;

— возможность осуществления этих изменений.

Социология в данном случае опирается с одной стороны :

На знание общих основ развития изучаемого общества, общих перспектив его;

с другой :

На знание конкретных возможностей отдельного социального субъекта.

Например: прогнозируя перспективы развития сегодня того или иного государственного предприятия, мы опираемся на общую тенденцию сегодняшних преобразований государственного сектора (приватизация, создание акционерных обществ, прекращение выплаты дотаций нерентабельным предприятиям и т. п.) и на изучение потенциальных возможностей данного конкретного предприятия с учетом всех его особенностей (кто руководит, каков контингент работающих, какова сырьевая база, научная, материально-техническая, социально-бытовая и т. п.), т. е. всех положительных и отрицательных факторов данного субъекта. И на этой базе выстраиваются оценочные характеристики возможного будущего состояния субъекта в прогнозируемый период (как изменится социальная структура коллектива, удовлетворенность трудом, каков уровень развития будет достигнут и т. п.) и составляются эффективные рекомендации.

Прогностическая функция социологии является отражением потребности общества в создании условий сознательной выработки и осуществления научно обоснованной перспективы развития каждого социального подразделения общества.

Социальное прогнозирование должно учитывать обратное воздействие прогноза на сознание людей и их деятельность, что может привести к его “самореализации” (или “саморазрушению”). Эта особенность прогнозирования требует разработки научного прогноза в виде вариантов, альтернатив развития, которые описывают возможные формы и проявления, темпы развертывания процессов с учетом управляющих воздействий, а также их качественные изменения.

Выделяют два типа социальных прогнозов, в которых по-разному сочетаются экстраполяция (предсказание) и целеполагание:

Поисковый (призван описать возможное состояние, исходя из действующих тенденций с учетом управляющих воздействий)

Нормативный (связан с постановкой целей, описывает желаемое состояние, пути и средства его достижения).

Классификация прогнозов по срокам прогнозов:

Краткосрочные

Среднесрочные

Долгосрочные

Есть классификация по роли: например, прогнозы-предупреждения и т.д.

Средства и методы, используемые для прогнозирования:

Статистический анализ;

Построение динамических рядов с последующей экстраполяцией;

Метод экспертных оценок основных тенденций;

Математическое моделирование;

И т. д.

Наилучший эффект - сочетание различных методов

Социологи ведут прогнозные разработки по различным направлениям. Например:

Развитие социальной структуры общества;

Социальные проблемы труда;

Социальные проблемы семьи;

Социальные проблемы образования;

Социальные последствия принимаемых решений (наиболее актуальных).

Прогнозирование необходимо отличать от утопий и футурологических концепций (лат. futurum будущее + ... логия), выполняющих соответствующие идеологические функции.

Функция социального проектирования и конструирования

Социальное проектирование (от лат. projectus - выступающий вперед) - научно обоснованное конструирование системы параметров будущего объекта или качественного нового состояния существующего объекта. Это одна из форм социального управления.

При социальном проектировании решаются именно социальные задачи, не смотря на то, каким является объект: собственно социальным (больница, школа), производственным (завод, фабрика), архитектурным (микрорайон) и т. д., т. е. закладываются в проект социальные параметры, требующие комплексного обеспечения условий для осуществления всех взаимосвязанных подцелей социального проектирования, а именно:

Социально-экономической эффективности;

Экологической оптимальности;

Социальной интегрированности;

Социально-организационной управляемости;

Общественной активности.

Это I этап.

Затем II этап, когда выявляется круг актуальных социальных проблем, решение которых необходимо для достижения каждой подцели.

III этап : Определяются конкретные задачи разработки социального проекта.

1) как система социальных параметров проектируемого объекта и их количественных показателей;

2) как совокупность конкретных мероприятий, обеспечивающих реализацию проектируемых показателей и качественных характеристик будущего объекта.

При определении степени реализуемости социальных проектов, эффективным является метод деловой игры. Этот метод хорошо зарекомендовал себя и используется на практике.

Организационно-технологическая функция

Организационно-технологическая функция — это система средств, определяющих порядок и четкие правила практических действий по достижению конкретного результата в совершенствовании социальной организации, социального процесса или социальных отношений, решении разного рода социальных проблем, например, повышения производительности труда, совершенствования организации управления, организация целенаправленного воздействия на общественное мнение через средства массовой коммуникации и т. п. Другими словами — это создание социальных технологий.

Организационно-технологическая функция является как бы продолжением функции социального проектирования, т.к. без проекта, предполагаемого социального результата, невозможно создать и социальную технологию, выработать меры по ее осуществлению.

С созданием сети социальных служб в народном хозяйстве эта функция становится все более и более распространенной.

Социальные технологии базируются на эмпирическом опыте и теоретических закономерностях.

Управленческая функция

Научные результаты социологии:

— предложения;

— методики;

— оценки различных характеристик субъекта, его практики;

Все это является исходным материалом для разработки и принятия управленческих решений.

Следовательно, для того, чтобы принять грамотное решение по тем или иным социальным проблемам, чтобы оно имело под собой научную основу, необходимо ихсоциологическоеизучение.

Например,управленческое решение, связанное с изменением режима работы в трудовом коллективе, требует проведения социологического анализа прямых и косвенных факторов, которые возникают:

— в сфере трудовой деятельности;

— в сфере быта, досуга и т.п.

Управленческая функция социологии проявляется:

— в социальном планировании;

— при разработке социальных показателей и нормативов.

Инструментальная функция

Наряду с общими методами социального познания социология вырабатывает свои подходы и приемы анализа социальной реальности. С помощью одних методов познается и отражается социальное явление в его конкретном состоянии; с помощью других — разрабатываются пути его преобразования. Т.е. это отдельная и самостоятельная функция социологии, которая направлена на разработку методов и инструментария по:

— поиску

— регистрации

— обработке

— анализу

— обобщению первичной социологической информации.

Само социологическое исследование — это наиболее общий инструмент в социологии, а оно включает в себя целую серию методов, разработка исовершенствование которых продолжается постоянно. И эта деятельность по разработке исследовательского инструментария социального познания занимает значительное место в социологии.

Структура социологии

Социология представляет собой достаточно дифференцированную систему знания. Каждая ее структурная часть обусловлена потребностями познавательной и продуктивной деятельности и в свою очередь характеризует многоаспектное и многоцелевое назначение социологии как науки.

Теоретико-методологические основы социологии

Исследование социального явления предполагает выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с экономической и политической сторонами жизни. Этот этап познания представляет собой фундаментальные теоретические основы изучения любого социального явления. Не обладая этими фундаментальными теоретическими знаниями вести изучение социального явления нельзя.

Методология - это философские принципы, на основе которых строится данное исследование. Методология исследования тесно связана с теорией данной науки, т.к. в качестве методологической основы мы принимаемпринципы, которыесформулированы в теориях крупнейших авторитетов в данной области знания. Так методология может быть построена на основе, например, идеалистический философии или метафизической, или материалистической и т.д.

Три уровня социологического знания

Поскольку социология имеет дело с отдельными социальными явлениями (единственными или массовыми, приведенными к среднестатистическому факту). В их изучении выделяются два момента:

· знание природы конкретного социального явления (личность, трудовой коллектив, самовыражение субъекта через какую-либо деятельность, проявление социальной позиции субъекта в отношении к чему-либо или мнению). Оно систематизируется в специальных социологических теориях, раскрывает сущность конкретного явления, специфику выражения в нем социального;

· знание природы самого состояния социального явления как момента и предела в его развитии.

Многообразие и сложность изучаемых явлений и проблемприввелик тому, что социология включает в себядва основных уровня социологического знания: макроуровень - теоретическую социологию (исследования), микроуровень - прикладную социологию (исследования) и эмпирическую социологию (исследования).

Особенностьютеоретической социологии (исследования) является то, что она ставит перед собой глобальные исследовательские проблемы, которые требуют тщательно проработанной программы исследования, огромного количества эмпирической информации и, как правило, теоретические исследования занимают большой объем времени.

Прикладная социология (исследования) ставит перед собой частные задачи. Главной ее особенностью является то, что исследование должно быть проведено быстро, точно и выданы рекомендации по решению возникшей проблемы.

Ни одно социологическое исследование не обходится без эмпирической информации. Первый анализ полученной исследователем информации по изучаемой проблеме носит описательный характер. Так создаются описательные или эмпирические теории, которых в современной социологии огромное количество.

Американский социолог Р. Мертон проанализировал их и в 1947г предложил термин «теории среднего уровня» ("theories of the middle range"). Согласно Р.Мертону, Т.С.У. - это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных ориентаций и социальных изменений.

Методы социологического исследования, методы обработки,

анализа и обобщения социологической информации

Методы - это способы и приемы получения и анализа эмпирической информации по изучаемой проблеме.

В социологии, как и в любой другой науке — специфика объекта и предмета науки обусловила специфику ее метода.Поскольку для познания социального процесса, явления и т.д. необходимо получение первичной детальной информации о нем, строгий отбор ее, анализ, то очевидно, что основным инструментом в процессе такого познания является социологическое исследование.

Социологическое исследование — один из основных методов в социологии. Оно включает в себя:

1) Теоретическую часть (разработка программы исследования,обоснование цели и задач,определение гипотез и этапов исследования).

2) Инструментальную или процедурную часть, включающую в себя набор инструментов сбора информации:выбор метода сбора информации,определение результативной выборки,возможность обработки информации,

получение характеристик состояния исследуемой реальности.

Методы социологического исследования включают в себя методы сбора, обработки и анализа первичной информации о состоянии социального явления,— важная самостоятельная часть социологии.

Социоинженерная деятельность, социальные технологии

Теория организации и деятельность служб социального развития, раскрывающая функции и роль социолога — самостоятельная специфическая часть социологии. Это инструмент преобразования практики, которым владеть руководитель любого предприятия, работники социологических служб, властных структур.

Основные группы социологических функций

К основным группам социологических функций относятся:

  1. Теоретико-познавательная, или гносеологическая функция. Предоставляет возможность получения нового социологического знания, уточнять и создавать концепции, теории, социальные связи общества, общий взгляд на социум.
  2. Информационная функция. Позволяет получать социологические знания общественности, широкому кругу населения.
  3. Управленческая функция. Задача социологов: объяснить социальные процессы и явления, найти причины их возникновения и пути разрешения проблемных вопросов, предоставить рекомендации для социального управления.
  4. Организационная функция. Организация различных социальных групп: в политической сфере, на производстве, на отдыхе, в воинских частях и т.д.
  5. Прогностическая функция. Позволяет прогнозировать будущие события в социальной жизни.
  6. Пропагандистская функция. Позволяет формировать общественные ценности, идеалы, создавать определенные общественные отношения, формировать образы героев общества.

Специфические функции социологии

Помимо основных функций социологии некоторые ученые выделяют ряд специфических функций:

  • Э. Дюркгейм считал, что социология должна давать конкретные рекомендации по развитию и совершенствованию общества.
  • В.А. Ядов к основным функциям добавляет практически-преобразовательную, просветительскую и мировоззренческую функции. Главные прикладные функции социологии состоят в объективном анализе социальной действительности.
  • А.Г. Здравомыслов выделяет идеологическую, теоретическую, инструментальную и критическую функции.
  • Г.П. Давидюк наряду с основными функциями выделяет образовательную функцию социологии.

Теоретико-познавательная функция

Теоретико-познавательная функция заключается в изучении и анализе социальной действительности. Она ориентирована на создание новых социологических знаний, является базой для реализации остальных функций.

Познавательная функция осуществляется на всех уровнях социологического знания:

  • общетеоретический уровень – разрабатываются гипотезы, формулируются проблемы социальной действительности, определяются методики инструментария, пути социологического исследования, осуществляются прогнозы социального характера;
  • средний уровень – перевод общих понятий на эмпирический уровень, приумножение знаний о сущности, конкретных ситуациях, противоречивых явлениях человеческой деятельности;
  • эмпирический уровень – выявленные в ходе социологических исследований новые факты увеличивают объем обоснованных знаний о социальной действительности.

Прогностическая функция

Прогностическая функция дает научно обоснованные прогнозы дальнейшего развития отдельных сфер и структур общества , всего общества в целом, является теоретической основой для создания перспективных планов их развития.

Социальные прогнозы указывают на необходимые изменения, показывают возможности его осуществления, позволяют дать практические рекомендации по улучшению эффективности управления социальными процессами.

В зависимости от группы социальных факторов, к которой относятся практические рекомендации, они могут носить характер:

  • объективный (политический строй, социальная структура общества, условия труда, поведение человека и т.д.);
  • субъективный (цели, мотивы, интересы, установки, ценности, общественное мнение и т.д.).

Критическая функция

Благодаря критической функции окружающий мир оценивается с точки зрения интересов индивида. Имея объективные знания, можно выявить отклонения в развитии общества, ведущие к негативным социальным последствиям.

Наблюдается дифференцированный подход к действительности. Указывается, что в социальном устройстве можно сохранить, упрочить и развить, а что – радикально изменить.

Социология – наука о закономерностях становления, функционирования и развития социальных систем. Социальная система – целостное образование, основными элементами которого являются люди, а также их устойчивые связи, взаимодействия и отношения. Социальные системы складываются на основе совместной деятельности людей.

Предмет социологии – система существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т. е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.

Объекты изучения социологии: общество как целостная социальная реальность, социальные организации, социальные институты, социальные взаимодействия, социальные явления, социальные процессы, социальные отношения, социальные общности, социальные субъекты.

В структуре социологии выделяют следующие элементы:
1. Микросоциология и макросоциология. Микросоциология исследует поведение, общение людей в повседневной жизни, их мотивы, поступки, нормы поведения. Макросоциология изучает взаимосвязи различных частей общества, их взаимодействие. На макросоциологическом уровне основное внимание уделяется экономической и политической системам общественного устройства, религиям, партиям, классам, типам семьи и т. п.

2. Теоретическая и прикладная социология. Теоретическая социология определяет границы, цели, методы и функции социологического познания. Прикладная социология изучает реальные процессы общественного развития и предлагает способы воздействия на социальную реальность. Прикладная социология занимается прогнозированием, проектированием, формированием социальной политики, разработкой методов социального управления.

Выделяют три уровня социологических теорий: общесоциологические теории, теории среднего уровня и специальные теории. Общесоциологические теории исследуют общие закономерности социального развития. Социологические теории среднего уровня по общности охвата занимают промежуточное положение между общесоциологическими и специальными теориями; в теориях среднего уровня собственно теоретическое знание соединяется с эмпирическим. Специальные социологические теории рассматривают отдельные социальные сферы, общности или процессы как относительно самостоятельные системы с общими и специфическими связями, универсальными и частными характеристиками, общими и особенными условиями происхождения, функционирования и развития.

Функции социологической науки:
Познавательная функция. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя разработку теории и методов социологических исследований, в частности методов сбора и обработки социологической информации.

Прогностическая функция. На основании социологических исследований могут быть построены кратко-, средне– и долгосрочные прогнозы, определяющие перспективы развития социальных структур, изменение демографической ситуации, уровня жизни, интенсивность урбанизации, исход избирательных кампаний и т. п.

Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей организации различных социальных общностей и моделей социального управления. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой.

Социально-технологическая функция. Типичным примером реализации данной функции на практике является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, где работают профессиональные социологи. Такие службы занимаются определением потенциальной текучести кадров, изучением социально-психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами и т. п.

Управленческая функция. Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий.

Идеологическая функция. Как и любая другая наука об обществе, социология выполняет определенную идеологическую функцию. Формируя представления людей о состоянии общества, она в конечном счете влияет на общество. От злоупотребления этим влиянием исследователя гарантируют глубина научного анализа, строго научный подход к изучаемым проблемам, терпимость к различным точкам зрения.

Существует множество отраслей социологии, и их число продолжает расти. В последнее время выделились такие отрасли, как социология гражданского общества, социология рынка и рыночных отношений, социология общественного мнения, социология международных отношений, политическая социология, экономическая социология, экологическая социология и т. п.
Социология все теснее переплетается с разными науками об обществе. Утверждается этносоциология, появляются социально-экономические, социально-политические, историко-социологические исследования и т. п. Методы, инструментарий социологии берут на вооружение другие науки об обществе: экономика, право, демография.

Функции социологии : 1).познавательная, исследовательская. 2).практическая. 3).прогностическая. 4).ценностно-ориентирующая. 5).управленческая. 6).организационно-технологическая. 7).информационная. 8).соц.проектирование. 9).идеологическая (спорная).

Теоретико-познавательная функция , естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества.

Практическая функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработать практические рекомендации, например, по усилению стимулирования и повышению эффективности деятельности людей в сфере материального производства, совершенствованию экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов.

Прогностическая функция. Данная функция играет очень важную роль. Результаты социологических исследований дают конкретную информацию, необходимую для осуществления сознательного социального контроля и управления социальными процессами в обществе. Она выражается в том, что дает научно обоснованные прогнозы развития как всего общества, так и его отдельных сфер и структур, что выступает теоретической основой для построения перспективных планов их развития.

Управленческая функция. Социология непосредственно связана с управленческой деятельностью. Научные результаты социологии - рекомендации, предложения, методики, оценки различных характеристик субъекта, его практики - является исходным материалом разработки и принятия управленческого решения.

Организационно - технологическая функция . В ее основе лежит создание социальных технологий, определяющих порядок и правила практических действий для достижения конкретного результата в развитии социальной организации, социального процесса или социальных отношений. Сейчас это становится особенно актуальным для общественной практики, и социология призвана решать эту проблему.

Описательно – информационная. Социологи проводят систематическое описание и накопления материала, на основе которого в дальнейшем делаются практические выводы, принимаются управленческие решения, законодательные акты, осуществляется социальный контроль над социальными процессами; информация социологов помогает проанализировать состояние социально - психологического климата и напряжения в трудовых коллективах, учебных группах, учреждениях, предотвратить возникновение и взрыва социальных конфликтов.

Социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива, нового предприятия, нового города, политической партии или движения, но и управления для достижения поставленных целей. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой.

Социологи предоставляют результаты своих исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни, благодаря чему социальное планирование осуществляется во всех странах мира независимо от социальных систем; она охватывает различные отрасли, начиная от процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов и сел, отдельных предприятий, коллективов.

Идеологическая функция. Наличие этой функции обусловлено рядом обстоятельств. Хотя ученый-социолог и заинтересован в том, чтобы получить максимально точную и объективную информацию об изучаемом явлении, все же результаты не всегда свободны от политической оценки. Выбор темы исследования, разработка задач, техника проведения исследования, интерпретация полученных результатов нередко определяются его социально-политической позицией и зависят от его ценностных ориентаций и политических интересов.

Кроме этого, многие полученные выводы и рекомендации в разной степени затрагивают политические интересы всех социальных групп и классов. Поэтому социолог-исследователь, как и представители других общественных наук, выражает политические интересы разных социальных групп общества.

14. Молодёжь как особая социальная группа.

Социология изучает молодежь как соц.общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение соц.ролей. Одно из первых определений молодежи дано в 1968 В.Т. Лисовским : “Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие соц.функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет”.

Позднее более точное определение дал Конт : Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или иными социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Молодость – это определенная фаза, этап жизненного цикла. Социализация – процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. В современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации личности, и соответственно другими стали критерии ее социальной зрелости (не только вступление в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от старших). Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни. Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью. Верхняя граница – достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности. Становление соц.зрелости молодежи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов – семьи, школы, трудового коллектива, СМИ, молодежных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов не представляет собой жесткой иерархированной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых, норм, ценностей и стереотипов.

Молодежь – это социально-возрастная группа населения в возрасте 14 – 30 лет, которая находится в стадии своего социального становления, освоения социальных ролей, имеющая ограничения в дееспособности по различным сферам участия в социальной жизни общества и пользующаяся определенными льготами на период своего становления.

Таким образом, молодого человека можно рассматривать как объект, как определенный феномен социальной реальности, создаваемый социумом на определенных этапах его развития. Молодежь в таком случае предстает как слой населения, совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, освобождая в определенной степени от экономического принуждения, но ограничивая в дееспособности по различным сферам полноценного участия в жизни социума.

Таким образом, следует подчеркнуть основные особенности молодого поколения россиян. Постепенно уменьшается молодежная популяция в связи с деформациями естественного движения населения. Ухудшаются медико-биологические показатели состояния здоровья молодого поколения. Налицо кризис молодой семьи. Происходит углубление деформации в ценностных ориентациях молодежи. Расширяются границы девиантного поведения, число беспризорных детей сопоставимо с 1920-ми годами. Углубляется разрыв между поколениями. Две трети молодых россиян живут за чертой бедности, одна десятая нищенствует. Разбалансированнсть уровня доходов и уровня потребления приводит к конфликту мотивов в сфере труда и потребления. Молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения товаров и услуг. На основании этих выводов так определяются отличительные особенности молодого поколения в российском обществе: для молодежи характерна особенно тесная взаимоувязка психофизиологических характеристик субъекта с параметрами его социальной жизнедеятельности; ей свойственно больше специфических характеристик, чем иным возрастным группам; молодежные проблемы сильнее влияют на социальный прогресс; сниженный социальный статус порождает деформации жизненных ситуаций; повышенная чувствительность и эмоциональность провоцирует эскалацию социальной напряженности; по отношению к молодежи можно судить о цивилизованности общества и государства.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Вопросы к экзамену по социологии

Предпосылки появления социологии.. Семья как социальный институт и малая социальная группа.. Методы теоретические подходы и направления социологии..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предпосылки возникновения теоретической социологии
Социология возникает в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщ

Фазы жизненного цикла семьи
- предродительство – это период после заключения брака до появления первенца - репродуктивное родительство – начинается с рождения первого ребенка и заканчивается рождением последнего

О.Конт как основатель социологии. Позитивизм О.Конта
О.Конт (1798-1857 гг.) – создатель социологии - провел большую работу по систематизации всех знаний об обществе - на основании форм движения материи и следования

Анализ документов как метод социологического исследования. Контент-анализ
Анализ документов: - документ – социологическая информация, зафиксированная любым способом - методы анализа: *- качественный

Основные тенденции развития социальной структуры современного российского общества
1) Дальнейшая дифференциация общества, усложнение его социальной структуры. Т.Парсонс: появление новых классов, социальных слоев, групп – это результат изменений прогрессивного хара

Программа социологического исследования. Структура программы
Программа социологического исследования - это теория и методология конкретного исследования отдельного социального факта. Программа выполняет функции

Методы сбора социологической информации
а) Анализ документов: - документ – социологическая информация, зафиксированная любым способом - методы анализа: - качественный


Структурные переменные типа Б
- Достижение. Статус индивида достигается благодаря его личным усилиям (усердная работа). - Специфичность. Люди вступают во взаимоотношения, чтобы удовлетворить конкретные потребности (отн

Культура, понятие, сущность, функции. Структура культуры
Культура– объект изучения многих наук. Поэтому понятие «культура» трактуется по-разному: - культура как целостный космический феномен, живая система

Понятие социального статуса. Виды статуса
Социальный статус – обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной соц.системе. Статус может быть дан от рождения, может быть предписанным, достигнутым, есте

Ограниченность метода наблюдения
- Наличие барьера субъективности - Люди, заметившие наблюдение, меняют свое поведение - В случае включенного наблюдение имеется опасность потери способности объективно оценивать с

Автономный тип семьи
Этот тип семейных отношений наиболее удачен. Муж и жена разграничивают свои сферы влияния и затем каждый в своей области ведет себя как... диктатор из диктаторского типа семьи. Каждый из членов сем

Современные тенденции развития российской семьи
1. Разделение супружества и родительства: - рост неполных семей (внебрачное рождение, развод, смерть супруга; в 1989 г. было 14%, сегодня- ок.25%); - рост числа супру

Структура личности
В отечественной социологии Структура личности включает: 1. Культурный идеал, который меняется исторически 2. Социальная роль личности, которая проявляется через нормативно

Стратификация. Основные концепции стратификации
Страта – основной элемент стратификационной структуры общества Страта – это большая группа людей, отличающаяся от другой своим положением в соц

Общество как социальная система. Типология обществ (К.Поппер, Д.Белл, И.Валлертайн)
Типология современного общества: Господствующая религия: христианское, исламское, иудейское и т.д. Способ получения средств к существовани

Социальное действие и социальное взаимодействие как основа социального поведения
Общество состоит из взаимодействующих индивидов, имеющих определенные цели и желания. В их взаимодействии – подлинный смысл социального. Оно составляет содержание социальных явлений и объединяется

Массовые социальные движения как характеристика современного гражданского общества
30. Социальный институт: сущность, понятие, основные признаки, социального института. Виды социальных институтов. Под социальным институтом

Этнос и его изучение социологией. Виды этносов
32. Средний класс: понятие, основные характеристики.

Сущность и функции социального контроля
Социальный контроль - механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе. В широком смысле слова социальный контроль мож

Социальные общности. Понятие, виды
Социальная общность - это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной и

Социология реализует многообразные функции, в кᴏᴛᴏᴩых пробудут ее предназначение и роль. В наиболее общем виде данные функции можно подразделить на четыре основные — теоретико-познавательную, практическую, идейно-воспитательную и прогностическую. Разграничение данных функций довольно условно, поскольку они тесно взаимосвязаны.

Отметим, что теоретико-познавательная функция обеспечивает на глубоком научном уровне расширение и конкретизацию знания о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях развития, механизмах его функционирования. Формирование и развитие научного социологического знания происходят в рамках внутреннего совершенствования теоретической социологии, а также в результате динамичного развития самого общества. Социология развивает воображение, позволяет по-иному взглянуть на знакомые, повседневные и ставшие привычными веши, явления, изменить представление о них, о себе в ϶ᴛᴏм мире, т.е. познавая общество, социология как теоретическая дисциплина позволяет человеку познать лучше и себя как часть социального целого, называемого «социум».

Практическая функция социологии связана с тем, что теоретический опыт, накопленный в рамках социологического знания, позволяет не только осмыслить социальную реальность, выявить закономерности ее развития, но также изменять ее в нужном направлении, формируя те или иные пути развития общества, его социальных институтов.

Идейно-воспитательная функция социологии пробудет в том, что социология изучает духовный мир общества, его ценностные и поведенческие ориентиры, трансформация кᴏᴛᴏᴩых непосредственно влияет на исторический процесс.

Прогностическая функция и прогностический потенциал социологической науки заключается в том, ɥᴛᴏбы определить состояние общества и прогнозировать его будущее развитие, что особенно актуально в современную динамическую эпоху, характеризующуюся быстрой сменой парадигм, ценностей, идеалов и т.д.

Исследователи выделяют в качестве функций социологии также управленческую, социально-техническую функции, а также функцию социального проектирования.

Управленческая функция социологии связана с тем, что социология, особенно прикладная, обеспечивает управленческую сферу результатами качественного и количественного анализа, позволяющими отследить изменения, происходящие в ходе управленческого и трудового процесса в целом, определить их положительные и негативные тенденции и дать рекомендации по совершенствованию процесса управления. В рамках социологии управления как отдельной отрасли социологического знания разрабатываются социальные технологии, применение кᴏᴛᴏᴩых повышает эффективность управленческого труда. Значимость исследований, проводимых в управленческой сфере, повышается в условиях крупных политических, экономических и социальных реформ; без глубокого расчета и анализа социальных последствий реформирования не следует проводить коренные преобразования в обществе, так как ϶ᴛᴏ может привести к противоположным и нежелательным результатам, вызвать волну протеста и конфликтов в социуме.

Социально-техническая функция социологии состоит по сути в том, что на базе изучения закономерностей функционирования той или иной социальной общности, организации разрабатываются проекты совершенствования работы, деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Стоит сказать, для ϶ᴛᴏго в организациях формируются специальные службы социального развития, работники кᴏᴛᴏᴩых — профессиональные социологи изучают особенности функционирования социальных групп, коллективов в организации, социально-психологическую обстановку в коллективе, причины текучести кадров и т.д.

Функция социального проектирования состоит по сути в том, что на базе социологических методов разрабатываются оптимальные модели организации и развития организаций, социальных общностей, систем управления для достижения поставленных целей. Профессиональные социологи на базе методов социологического проектирования и прогнозирования проводят социологический анализ состояния какой-либо сферы, отрасли и т.д. (например, уровня преступности в обществе, состояния и развития демографической ситуации), определяя ключевые точки роста и проектируя будущее развитие в рамках той или иной стратегии социального развития. В развитых странах социальное проектирование занимает важное место в системе обеспечения социального развития и прогресса в различных сферах функционирования общества.

Роль социологии в обществе

Функции социологии можно рассматривать по отношению как к обществу, в кᴏᴛᴏᴩом она существует, так и к студенту, кᴏᴛᴏᴩый ее изучает. В чем-то данные функции совпадают.

Не стоит забывать, что важнейшей функцией социологии, кᴏᴛᴏᴩую выполняют ученые социологи, будет познавательная. Она состоит в изучении поведения людей в среде себе подобных, содержит в себе вопросы, перечисленные в первом параграфе ϶ᴛᴏй главы. На каждом социологическом уровне проблемы разные. На уровне социологической теории уточняются известные (общество, социальное действие, социальный институт и т. п.), вводятся новые (общественный строй, цивилизация, глобализация и т. п.) социологические категории и понятия, из них на базе некᴏᴛᴏᴩых принципов строится теоретическая система.

С развитием человечества и социологии некᴏᴛᴏᴩые прежние проблемы, казавшиеся решенными (например, проблема социального равенства в СССР), вновь становятся спорными. Важно заметить, что одновременно побудут новые исторические вызовы и проблемы, на кᴏᴛᴏᴩые современным социологам нужно давать теоретические ответы. К примеру, И. Не стоит забывать, что валлерстайн пишет о задачах нынешних социологов: «Обществоведение возникло как интеллектуальное дополнение либеральной идеологии и умрет вместе с либерализмом, если не изменит ϲʙᴏего статуса. <...> Я считаю, что нам, обществоведам, крайне важно полностью обновиться, ɥᴛᴏбы оказаться востребованными в обществе и не оказаться на задворках научного мира. <...> ...Наше выживание зависит от того, сможем ли мы вернуть понятие сущностной рациональности в центр наших научных дискуссий».

Диагностическая функция социологии заключается в анализе данного общества, лежащего в его основе типа людей и их социального действия и т. п. с позиции его нынешнего кризисного состояния, его положения сравнительно с прошлым, причин такого положения, оценки вариантов, способов и планов развития. Нынешний мир переживает трансформацию от индустриализма к постиндустриализму в условиях глобализации, экологического кризиса, антагонистического неравенства между «золотым миллиардом» и остальным человечеством. В дополнение к ϶ᴛᴏму Россия переживает трансформацию от государственного социализма к государственному капитализму. В такие периоды велика роль социологов, разрабатывающих вместе с другими обществоведами стратегию развития человечества, разрешения социальных конфликтов. Подобные конфликты, с одной стороны, выступают источником развития, а с другой — сопровождаются материальными и человеческими жертвами, многих из кᴏᴛᴏᴩых можно избежать при умелом управлении их разрешением.

Прогностическая функция выражается в выработке научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития обществ и человечества, типах обществ, социальных противоречий и конфликтов. Стоит заметить, что она предполагает анализ развития основных социальных субъектов (формаций общества, социальных общностей, институтов, организаций), динамики интересов и т. п. Такую возможность дает реализация познавательной и диагностической функций социологии. Результатом прогностической функции социологии будут прогнозирование возможного (реального и формального) развития обществ и человечества. Эти сценарии включают в себя (1) морально обоснованные цели общественного развития и (2) реальные способы их реализации. Возможные сценарии развития общества и человечества можно разработать только на базе имеющихся социологических принципов, образующих содержание теоретической социологии.

Проективная функция социологии (и гуманитарных наук) заключается в разработке проекта преобразования социальной действительности в интересах какой-то социальной общности. Проективная функция представляет собой развитие и конкретизацию прогностической функции социологии. Упомянутые преобразования могут касаться изменения социального института, государства, строя, цивилизации и включать в себя цель, субъекты, средства, сроки, темпы преобразований. Примером может служить проект социалистического переустройства советской России, кᴏᴛᴏᴩый коммунисты предлагали как единственно возможный, истинный и справедливый для нашей страны. В ϶ᴛᴏм случае социология приобретает идеологический характер.

Общество в лице его правящей и интеллектуальной элиты обращается к социологии всегда, когда оно находится в кризисе, когда неясны пути выхода из него, когда требуются новые идеи. В таком положении сейчас оказался весь мир на пороге постиндустриальной цивилизации в условиях экологического кризиса, а Россия — в условиях отказа от изжившего себя советского строя. Не стоит забывать, что валлерстайн цитирует И. Пригожина: «Возможное богаче реального», — и обращает внимание на развитие социальной утопистики, предоставляющей варианты прожектов будущей социальной реальности, кᴏᴛᴏᴩые могут быть реализованы. В данном случае мы исходим из того, что будущее не предопределено и во многом зависит от нашего сознательного выбора.

Образовательная функция социологии состоит в изучении ее студентами, руководителями, политиками. Знание социологии позволяет использовать ее для предупреждения и разрешения конфликтов, понимания тенденций развития ϲʙᴏего общества и человечества. Необразованность в сфере социологии будет одной из причин непродуманных и скороспелых решений, утопических прожектов типа нацистского или коммунистического, разрушительных и многообразных конфликтов, сотрясающих, в частности, нашу страну. Долгое время в сознание советских людей внедряли установку на линейное развитие человечества от первобытно-общинной формации к коммунистической. Ныне ϶ᴛᴏт оптимистический сценарий стал очевидно непригоден и для России, и как глобальный.