Человек с системе социальных связей. Социальные связи. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Зимние:Снег – разновидность зимних атмосферных осадков в виде кристалликов или хлопьев.
Снегопад – обильное выпадение снега зимой.
Пурга – сильная низовая метель, которая возникает преимущественно в равнинной безлесной местности.
Вьюга - снежная буря с сильным ветром.
Снежная буря – зимнее явление в неживой природе, когда сильный ветер поднимает облако сухого снега, и ухудшает видимость при низкой температуре.
Буран – метель в степной местности, на открытых местах.
Метель – перенос ветром выпавшего ранее и (или) падающего снега.
Гололедица образование тонкого слоя льда на поверхности земли в результате похолодания после оттепели или же дождя.
Гололёд – образование слоя льда на поверхности земли, деревьях, проводах и других предметах, которые образуются после замерзания капель дождя, мороси;
Сосульки - обледенение при стоке жидкости в виде заостренного книзу конуса.
Морозные узоры – это, по сути, иней, который образуется на земле и на ветвях деревьев, на окнах.
Ледостав – природное явление, когда устанавливается сплошной ледяной покров на реках, озерах и других водоемах;
Облака - скопление взвешенных в атмосфере водных капель и ледяных кристаллов, видимые на небе невооруженным глазом.
Лед – как явление природы – это процесс перехода воды в твердое состояние.
Мороз – это явления, когда температура опускается ниже 0 градусов Цельсия.
Изморозь - белоснежный пушистый налет, нарастающий на ветвях деревьев, проводах в тихую морозную погоду, главным образом при тумане, появляющийся с первыми резкими похолоданиями.
Оттепель - теплая погода зимой с таянием снега и льда.
Весенние:Ледоход - движение льда по течению во время таяния рек.
Снеготаяние – явление природы, когда начитает таять снег.
Проталины – явление ранней весны, когда появляются участки, оттаявшие от снега, чаще всего вокруг деревьев.
Половодье – ежегодно повторяющаяся в одно и то же время фаза водного режима реки с характерным поднятием уровня воды.
Термальные ветры – это общее название для ветров, связанных с перепадом температур, который возникает между холодной весенней ночью и относительно теплым солнечным днем.
Первая гроза - атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды - молнии, которые сопровождаются громом.
Таяние снега
Журчание ручейков
Летние:
Гроза - атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды - молнии, которые сопровождаются громом.
Молния - гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим ее громом.
Зарница - мгновенные вспышки света на горизонте при отдаленной грозе. Наблюдается это явление, как правило, в темное время суток. Раскатов грома при этом не слышно из-за дальности, но видны вспышки молнии, свет которых отражается от кучево-дождевых облаков (преимущественно их вершин). Явление в народе приурочивали к концу лета, началу сбора урожая, и иногда называют хлебозарами.
Гром - звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии.
Град - разновидность ливневых осадков, состоящих из кусочков льда.
Радуга - одно из красивейших явлений природы, возникающее в результате преломления солнечного света в капельках воды, взвешенных в воздухе.
Ливень - сильный (проливной) дождь.
Жара - состояние атмосферы, характеризующееся горячим, нагретым солнечными лучами воздухом.
Роса - маленькие капли влаги, оседающие на растениях или почве при наступлении утренней прохлады.
Летние теплые дожди
Зеленеет трава
Расцветают цветы
В лесу растут грибы и ягоды

Взгляд на историю человечества выявляет действие двух типов факторов: объективных и субъективных. Под объективными факторами исторического процесса понимают природно-климатические и экономические моменты. Под субъективным фактором исторического процесса понимают деятельность людей, которая совершается в соответствии с какими-то намерениями, идеями, эмоциями и т.п. В отличие от природы, где эволюция происходит независимо от деятельности людей, история не может развиваться помимо человека. Историю творят люди, а не надличностные силы.

Однако, несмотря на то, что законы общества действуют через людей и благодаря людям, они объективны. Общественные законы носят статистический характер (3.11), это законы тенденции, складывающиеся в результате действий отдельных личностей, векторы которых могут быть весьма различными. Своей деятельностью человек смягчает или усиливает действие закона, тормозит или ускоряет его, однако он не может его отменить.

Как писал К. Ясперс, «мы стремимся понять историю как некое целое, чтобы тем самым понять и себя. История является для нас воспоминанием, о котором мы не только знаем, но в котором корни нашей жизни. История - основа, однажды заложенная, связь с которой мы сохраняем, если хотим не бесследно исчезнуть, а внести свой вклад в бытие человека. Историческое воззрение создает ту сферу, в которой пробуждается наше понимание природы человека». Немецкий философ подчеркивает неразрывную связь человеческого и исторического бытия, которые взаимно обусловливают и определяют друг друга.

Может ли отдельный человек повлиять на ход исторических событий? Если исходить из представления, что история фатальна, что в ней действуют жесткие законы, па которые невозможно повлиять, то, очевидно, ответом будет: отдельная личность не может оставить свой индивидуальный след в истории. Однако, думается, более верной является позиция, согласно которой история представляет собой не однолинейный процесс. Исторический цроцесс имеет веерный характер, каждая историческая ситуация оставляет несколько вариантов дальнейшего развития событий. От действий отдельных личностей, которые случайно или закономерно оказались на гребне исторической волны, зависит, какая из возможностей реализуется в данный момент. Люди не марионетки, а активные участники истории. Конечно, человек действует в заданных обстоятельствах, его личность сформирована в определенных условиях и т.п. Но, будучи таким, каков он есть, человек тем не менее свободен, он может предпочесть тот или иной вариант действий и тем самым способствовать развитию ситуации в определенном направлении. В истории нет фатальности, и личность может активно проявить себя. Как считает А. Тойнби, личность равновелика истории, поскольку без личности история не существует.

Следует лишь добавить, что в каждой исторической ситуации действуют множество людей, и все они имеют собственные намерения, замыслы, движимы страстями и т.п. Общий вектор исторического развития складывается из действий миллионов. Но анонимность исторического процесса не отменяет его личностного характера.

Историю делает множество людей. Однако отдельные группы или личности в силу своего положения, власти или случайных обстоятельств могут повлиять на ход исторического процесса серьезнее, чем другие. Люди, оказавшиеся на пике исторических событий, - лидеры, военачальники, религиозные деятели - принимают решения, отдают приказы, подписывают договоры, и эти акты их личной воли оказывают существенное влияние на -ход событий, причем как положительное, так и отрицательное. А если иметь в виду историю человеческого духа, то личностный фактор становится еще более очевидным. Духовную историю делают именно отдельные личности, а не большие массы людей.

Сам факт выдвижения той или иной личности на авансцену истории - случайность. Чтобы оказаться соразмерной обстоятельствам, личность должна обладать определенными свойствами. Конкретная историческая ситуация требует проявления конкретных психологических и личностных качеств. В современной социальной психологии описывается общее свойство, присущее всем великим историческим персонажам: харизма.

Харизма определяется различным образом: дар свыше, исключительная одаренность; исключительные качества личности, вызывающие уважение со стороны окружающих, позволяющие подчинять своей воле; искусство очаровывать окружающих и увлекать их за собой и т.д. «Эта притягательность, - пишет С. Московичи, - заставляет умолкнуть все сомнения нравственного порядка, опрокидывает всякое законное противодействие лидеру и превращает узурпатора в героя».

Основное качество харизматической личности - вера. Харизматический вождь верит во все, что говорит или делает, для него борьба за власть совпадает с борьбой за интересы народа, революции, партии и т.п. Именно поэтому Г. Гегель говорил, что великие личности не принадлежат сами себе, они выступают лицом, волей и духом народа.

Второе качество харизматической личности - преобладание смелости над интеллектом. Как считает С. Московичи, людей, способных проанализировать ситуацию и предложить решение, в политике достаточно много. Они представляют собой советников, экспертов и исполнителей.

Но теория ничего не значит без воли к действию и умения увлечь людей.

Третье свойство харизматической личности - авторитет. Человек, обладающий им, заставляет повиноваться и, следовательно, добивается того, к чему стремится. С. Московичи различает авторитет должности и авторитет личности. Принадлежа к данной семье или к конкретному классу, человек приобретает частицу авторитета, придаваемого традицией, даже если он не обладает никакой личностной значимостью и никакими собственными талантами, его авторитет связан с местом в социальной иерархии - это авторитет должности. Авторитет личности независим от внешних признаков власти или социального положения, он исходит от личности, которая очаровывает, притягивает, внушает. В стабильных и жестко иерархизированных обществах преобладает должностной авторитет, в современных обществах с большими возможностями горизонтальной и вертикальной мобильности единственным авторитетом становится авторитет личности.

Следует заметить, что насколько харизматическая личность владеет массой, настолько она зависима от нее. Если нет массы, нет вождя. Кроме того, ни одна личность, будь она трижды харизматической, не сможет повлиять на ход истории в одиночку, ее воля должна реализоваться в совместных действиях больших групп людей. Таким образом, личность и массы - два противоположных полюса исторического процесса, определяющие его ход и содержание.

Итак, наличие закономерностей в историческом процессе предполагает свободное действие человека. Из действий отдельных людей складываются исторические события. Причем общий результат может оказаться совершенно неожиданным. Свобода и необходимость в истории оказываются тесно связанными. Необходимость исторического процесса осуществляется благодаря свободной деятельности отдельных людей, преследующих собственные частные интересы. Но, как писал А. Смит, «преследуя свои собственные интересы, он (человек - прим. авт.) часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это».

Смысл жизни человка

«Каждый навеки определен одним единственным мигом своей жизни - мигом, когда человек встречается навеки с самим собой», - написал Х.Л. Борхес, определив центральный вопрос мировоззрения и, следовательно, философии. Действительно, проблема сущности человека и связанная с ней тема самопознания являются ключевыми в философии. Вопрос о природе человека является предметом специального раздела философского знания - антропологии. Как мы уже говорили в 1.5, в антропологической проблематике фокусируются все другие философские вопросы.

Софисты первыми обратили внимание на человека, заявив, что истина о мире, космосе не существует сама по себе. «Человек есть мера всех вещей, сущих - что они существуют, не сущих - что они не существуют», - писал Протагор. Антич-. ность создала идеал разумного человека, соразмерного упорядоченному космосу. Индивид в античной философии - часть мироздания, поэтому все его проблемы решаются в связи с местом и ролью в космосе.

В средневековой философии человек редуцируется до субъекта спасения. Цель его бытия - спасение души и соединение с Богом. Отношения с миром и другими людьми имеют смысл только в качестве средств восхождения в Царство Божье. Желание личности стать самостоятельной и свободной однозначно трактуется как греховное.

Эпоха Возрождения, опираясь на идеи и ценности Античности, создала свой идеал свободной и гармоничной личности. В философии этого времени на первый план выходит тема жизни и деятельности человека в мире ради достижения счастья. Возрожденческое мышление апеллирует к человеку как к главному, а точнее, единственному источнику творческой силы. Личность предстает в качестве ничем не ограниченного в своих замыслах и проявлениях свободного существа, творит себя, свою судьбу и мир вокруг.

В философии Нового времени и Просвещения человек рассматривается прежде всего как субъект рационального познания и опосредованной этим познанием деятельности, целостная личность редуцируется до гносеологического субъекта. Разум утверждается в качестве главной способности человека, с помощью которой он может обрести свободу и счастье, выступает источником и предпосылкой остальных характеристик личности. Новое время и Просвещение рассматривают человека как механизм, который может быть полностью исследован и познан - в нем нет тайны. Классическая философия XVII-XVIII в. так и не создала идеала личности, реализующей свою свободу, поскольку апеллировала не столько к самой личности, сколько к надличностной силе - разуму, способному преобразовать природу человека.

Следует отметить, что ни в античной, ни в средневековой философии, ни, тем более, в философии Нового времени и Просвещения человек не был проблемой, оставаясь лишь одной из возможных тем. Человек был мыслящей вещью, не представляющей никакой тайны. Антропологический поворот в философии связан с именем И. Канта. Вслед за И. Кантом, А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, а затем представители экзистенциальной философии (К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) и философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер), сконцентрировались на человеке, сделав его переживания, судьбу и свободу, смысл и цель существования предметом углубленной философской рефлексии. Экзистенциально-антропологическое направление в философии отвергло установки натурализма и позитивизма и пересмотрело некоторые принципы классической философии. Б XIX-XX вв. человек осознал себя в качестве проблемы, стал познавательно беспокоиться о себе.

Природа человека имеет двойственный характер, так как она была сформирована не только благодаря биологическому становлению, но и за за счет социального взаимодействия.

Личность – человеческий индивид, который может выступать субъектом общественных отношений, а также имеет свойство сознательной деятельности. В более узком смысле под личностью подразумевают систему качеств человека, которые позволяют ему участвовать в жизни общества.

На формирование личности влияют два фактора: биологический и социальный. Биологический фактор влияет на формирование привычек человека, пристрастий к определенным видам еды, музыки и т.д. Социальный фактор формирует в человеке его роль в общественных отношениях, отношение к другим общественным индивидам, а также к себе.

Многие ученые также выделяют третий фактор – психический. Благодаря психическому фактору человек синтезирует полученную из вне информацию, и принимает либо отвергает ее.

Самосознание и самореализация

Самосознание – процесс осознания человеком себя как сформировавшейся личности, которая может вступать в взаимодействие с другими членами социума, принимать собственный независимые решения и нести ответственность за них.

Самореализация является практическим применением самосознания. Самореализация может выражаться в применении человеком своих талантов, способностей, а также целенаправленного использования возможностей.

Социальное поведение

Социальное поведение – это действие определенного индивида, которое он направляет к другим членам общества. Социальное поведение человека развивается в трех основных направлениях – общение, деятельность и самосознание. На формирование социального поведения влияют такие факторы как традиции, нравственность и мораль.

Единство свободы и ответственности личности

В ходе своей социальной реализации личность самостоятельно выбирает виды социальной деятельности. Этот процесс носит название «социальная свобода». Любое проявление свободы, в том и числе и социальной влечет за собой ответственность.

Свобода личности заключается в возможности предвидеть те рамки, за которые не должна выходить ее деятельность. В социологии 20 века свобода трактовалась не как привилегия личности, а как социальное бремя, которое ограничивает его потребности.

Из подобной теории было выведено негативное и позитивное восприятие свободы личности. Ответственность личности представляет собой некий регулятор, который не позволяет направить свои действия в ущерб социуму

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Познание и знание: истина и формы познания
Следующая тема:   Духовная жизнь общества: культура и духовная жизнь, разновидности культуры

Человек является субъектом, т.е. активным деятелем социальной системы. Однако конкретный индивид не способен вступить в отношение с целым обществом, он всегда связан с другими субъектами через конкретные виды деятельности. Социальные связи отличаются по виду, содержанию в зависимости от характера совместной деятельности людей и возникающих между ними отношений. В сфере производства складываются экономические социальные связи.

В сфере политики и права социальные связи возникают на основе соблюдения законов. В сфере управления социальные связи определяются должностным положением субъектов деятельности.

Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении — это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество.

Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не "сам по себе", не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей.

Каждый человек одновременно вступает в несколько видов социальных связей и представляет собой не что иное, как «сгусток» общественных отношений (социальных связей), интегрированных в индивидуальности.

Чем сложнее структура социальных связей, тем большую власть над личностью они приобретают. Иначе говоря, в многообразии социальных связей возникает опасность утраты личностной целостности и подмены ее функциональными проявлениями, когда система подавляет личность, формируя ее индивидуальные качества «под заказ».

Чаще всего связи классифицируют в зависимости от тех отношений, которые лежат в их основе.

Соответственно выделяют связи:

родственно-семейные;

дружеские;

соседские;

профессиональные;

клиентские;

общественные (включенность в разного рода общественные движения, ассоциации и пр.).

56. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость

Человек и исторический процесс

История — это процесс деятельности людей, образующий связь между прошлым, настоящим и будущим.

Долгое время в науке и философии существовала линейная модель исторического развития, согласно которой общество эволюционирует от одной, простой, к другой, более сложной ступени. В настоящее время более корректным считается взгляд о поступательном ходе истории отдельных обществ (культур, цивилизаций), имеющей свой «конец». На развитие исторического процесса влияет множество факторов, среди которых немаловажную роль играет человек.

Человек — это субъект исторической динамики, способный влиять на происходящие события посредством своей общественной деятельности. Роль человека в истории особенно возрастает, если он имеет непосредственное отношение к власти. Примером тому в отечественной истории могут быть такие крупные политические и государственные деятели, как Петр Великий, Ленин, Сталин, повлиявшие на ход развития страны на несколько десятилетий или столетий.

Всемирная история задает идеальную модель для воспитания человеческой личности.

33) Взаимосвязь человека и общества: человек в системе социальных связей. Роль личности в истории.

Личностью индивид становится, приобщаясь к исторической жизни человеческого рода, перенимая и усваивая исторически сложившиеся формы человеческой деятельности. В своем умственном развитии индивид как бы повторяет (разумеется, в сокращенном виде) историю развития всего человечества, точно так же, как в своем физическом развитии он успевает за девять месяцев утробного существования пережить всю историю органической жизни на Земле — от одноклеточного организма до младенца-человека.

«Мы видим, как то, что в более ранние эпохи занимало зрелый дух мужей, низведено до познаний, упражнений и даже игр мальчишеского возраста, и в педагогических успехах мы узнаем набросанную как бы в сжатом очерке историю образованности всего мира» (Г. Гегель)

Личность и массы

Масса — это особый вид исторической общности людей.

Человеческий коллектив превращается в массу, если его сплоченность достигается за счет игнорирования либо подавления своеобразия личности.

Основными чертами массы являются : неоднородность, стихийность, внушаемость, изменчивость, которые служат манипуляции со стороны лидера. Способность отдельных личностей к управлению массами приводит к упорядочению последней. В своем бессознательном стремлении к порядку масса избирает лидера, воплощающего собой ее идеалы.

Поэтому личность человека, возглавляющего массы, как правило, харизматична, а убеждения, которых она придерживается, бывают утопичны.

Благодаря лидеру масса обретает свою законченную форму, подчиненную реализации некой сверх идеи, сплотившей коллектив.

К числу важнейших атрибутов массы относится безликость, т.е. по определению масса исключает личностное начало, заменяя его коллективным. Поэтому личность, как правило, желает отделения для обретения индивидуальной аутентичности.

В истории философии самоценность личность отмечалась в эпоху Возрождения, мировоззренческой основой которой был антропоцентризм. Философия воспитывала идеал чести и достоинства у человека, благодаря чему он превращался в личность.

С вступлением общества в эпоху капитализма, личностная ориентации уступила место групповой, коллективной. Личность рассматривалась как выражающая общие интересы индивидуальность. В настоящее время примат личного над общественным (массовым) узаконен действующими правами человека.

Свобода и необходимость

Идея свободы как ценности человека всегда была важна для философии, рассматривающей ее сущность и пути достижения.

В общем, сформировались две позиции понимания этой проблемы — гносеологическая («свобода есть осознанная необходимость») и психологическая (учение о «свободной воле»).

В наиболее общем смысле свобода есть способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей.

«Необходимое » же на языке философии означает «закономерное», что придает идее свободы смысл некоторого ограничения.

Оказывается, что в проявлениях свободы человек вынуждено, т.е. необходимо ограничен, например, законом, моралью, собственной совестью и т.п. Кроме того, он не свободен от действующих в природе, обществе и культуре законов, которые подчиняют себе любое действие. В этом плане свобода человека понимается всегда относительно чего-либо или кого-либо.

Жизнь человека в обществе накладывает ограничения в связи с реализацией свободы другого человека. Поэтому в философии действует гуманистический принцип, в соответствии с котором считается, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 4807 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Человек – особое существо, явление природы, обладающее, с одной позиции, биологическим началом (человек в данном смысле является высокоорганизованным животным, высшим млекопитающим), с другой позиции, духовным (он обладает способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной организации).

Подобно другим живым существам, человек имеетвитальные (природно-жизненные) потребности˸ потребность в сохранении жизни, питании, размножении и т. п. Однако природные потребности человека ʼʼсоциализированыʼʼ, ʼʼокультуреныʼʼ, дополнены ʼʼчисто человеческимиʼʼ˸ материальными, духовными, социальными.Материальные потребности отражают необходимость в обеспечении достойного образа жизни. Духовные отражают потребность в развитии внутреннего, в приобщении к ценностям культуры.

Социальные потребности связаны с желанием реализовать профессиональные способности, приобрести социальный статус, с потребностью в общении. Потребности проявляются в интересах и стимулируют человеческую деятельность, развитие человека и общества.

Человек – это социобиологическое существо , у которого в условиях современной цивилизации социальное начало (воспитание, мораль, законы) контролирует биологическое. Жизнь, развитие, воспитание в обществе – ключевое условие для формирования нормального человека, развития в нем индивидуальных, личностных качеств.

Люди, с рождения живущие вне человеческого общества, развивали только биологическое начало и даже после возвращения в общество, не прижились в нем. Большую значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность играет труд, практика.

Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием ʼʼиндивидʼʼ.

Индивид – это конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода или член социальной общности меньшего порядка˸ демографическая единица. Единичность, отдельность являются предпосылкой ᴇᴦο индивидуальности. Для характеристики индивидуальных особенностей человека (характер, темперамент, эмоционально-волевая сфера) существует понятие индивидуальность . Для характеристики духовного начала на протяжении веков используется понятие личности .

Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний. Навыков, ценностей, целей. Личность – это человек как социальное существо. Общение, деятельность, поведение характеризуют личность, и в процессе их осуществления человек утверждает себя в обществе, проявляет собственное ʼʼЯʼʼ.

Путь индивида к личности лежит через социализацию, усвоение общественных норм, мышления, образов действий. Благодаря жизненному опыту формируется система ценностных ориентаций, определяется выбор социальных ролей (совокупности обязательных для выполнения норм поведения, само поведение в определенной сфере социального бытия).

Одной из характеристик личности является её автономность, самостоятельность в принятии решений и ответственность за их исполнение.

Личность также обладает системой качеств (черты характера, особенности мышления и поведения).

Человек в системе социальных связей

Она реализует свои мировоззренческие установки, свою осознанную сущность. На базе знаний и логических способностей формируется ум. Взаимосвязь ума и знаний формирует интеллект, а также рассудок – способность осознавать свое отношение к миру и к себе. В развитии личности проявляются её качества˸ позитивные (гуманизм, воля, честь, совесть, убеждения, скромность, патриотизм, справедливость, верность и т. д.) и негативные (чванливость, цинизм, трусость, нигилизм и т.

Читайте также

  • Обратимся к рассмотрению социальных связей и отношений. Связь и отношение — это общие категории диалектики, выражающие взаимообусловленность явлений, разделенных во времени и в пространстве, и взаимодействие элементов определенной системы.

  • Социальной структурой общества называется совокупность социальных общностей, являющихся основными субъектами социального действия. Социальная общность – это целостное социальное образование, которое характеризуется устойчивыми связями людей, единством образа жизни,…

  • — Человек в системе социальных связей.

    Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении — это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей.

    Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих… [читать подробнее].

  • — Человек в системе социальных связей

    Человек является субъектом, т.е. активным деятелем социальной системы. Однако конкретный индивид не способен вступить в отношение с целым обществом, он всегда связан с другими субъектами через конкретные виды деятельности.

    Социальные связи отличаются по виду, содержанию… [читать подробнее].

  • — Социальная подсистема общества. Человек в системе социальных связей.

    1) традиционный подход: выделяет макро, микро уровни и общности, образ под возд природн сил. 2) второй подход выделяет структуры внутри соц подсистем: а) этническая структура общ-ва (род, племя, народ, нация).

    В совр мире около 800 этнич общ-тей и всего лишь около 200 госуд-в…. [читать подробнее].

  • — Общество и его структура. Человек в системе социальных связей.

    Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов, т.

    е. устойчивых социальных или политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих необходимые для общества социальные либо политические функции. люди - существа… [читать подробнее].

  • Социальные связи - связи взаимодействия индивидов и групп индивидов, преследующих определенные социальные цели в конкретных условиях места и времени. Исследование системы социальных связей, развивающихся в процессе жизнедеятельности человека, необходимо предполагает изучение его интересов и ориентации, а так же социальных действий и взаимодействий с другими людьми, общностями и т. д. Социальные связи могут выражать зависимость между двумя или несколькими социальными явлениями и признаками этих явлений.

    Опосредствующими элементами этой зависимости выступают ситуационные факторы и личностные особенности индивидов, а также принятая обществом система институциональных социальных норм и средств социального контроля, накладывающих определенные ограничения на характер социальных действий и взаимодействий людей.

    Исходным моментом для возникновения социальных связей является взаимодействие индивидов или их групп для удовлетворения тех или иных потребностей.

    Социальные связи в качестве взаимодействия представляют любое поведение индивида (или группы), имеющее значение для других индивидов (или их групп, или общества в целом) как в данный момент, так и в будущем.

    Под социальным взаимодействием понимается любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом
    сак в данный момент, так и в перспективе.

    отношений, различающихся по социальным позициям(статусам) и ролям (функциям).

    Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.

    Объективная сторона взаимодействия - это связи, не зависящие от отдельных личностей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия.Субъективная сторона - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.

    Это межличностные (или социально-психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

    Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих
    те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызываемые этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов; их обратную реакцию.

    Социальное действие: структура и типы. Теории социального действия.

    Понятие «социальное действие» впервые ввел М. Вебер. Именно этот исследователь дал определение новому социологическому термину и сформулировал его основные признаки. Вебер понимал под этим термином действия человека, которые по предположению действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей или ориентирующиеся на них.

    Таким образом, важнейшими признаками социального действия по Веберу являются следующие:

    1) субъективный смысл социального действия, т. е. личное осмысление возможных вариантов поведения;

    2) большую роль в действии индивида играет сознательная ориентация на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.

    Вебер выделил четыре типа социального действия.

    Данная типология была сделана по аналогии с его учением об идеальных типах:

    1) целерациональное действие – поведение индивида формируется исключительно на уровне разума;

    2) ценностно-рациональные – поведение индивида определяется верой, принятием некоторой системы ценностей;

    3) аффективное – поведение индивида обуславливается чувствами и эмоциями;

    4) традиционные действия – поведение основывается на привычке, образце поведения.

    Значительный вклад в теорию социального действия внес Т.

    Парсонс. В концепции Парсонса социальное действие рассматривается в двух проявлениях: как единичное явления и как система. Он выделил следующие его характеристики:

    1) нормативность – зависимость от общепринятых ценностей и норм;

    2) волюнтаризм – зависимость от воли субъекта;

    3) наличие знаковых механизмов регуляции.

    Социальное действие, по мнению Парсонса, выполняет в жизни человека определенные функции, обеспечивающие его существование как биосоциального существа.

    Среди этих функций можно выделить четыре в зависимости от тех подсистем жизни индивида, в которых они осуществляются:

    1) на биологическом уровне выполняется адаптационная функция социального действия;

    2) в подсистеме усвоения ценностей и норм социальное действие выполняет личностную функцию;

    3) совокупность социальных ролей и статусов обеспечивается социальной функцией;

    4) на уровне усвоения целей и идеалов осуществляется культурная функция.

    Таким образом, социальное действие можно охарактеризовать как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом.

    Причем действие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.

    Важной частью социологической теории социального действия является создание теоретической модели поведения. Одним из главных элементов данной модели выступает структура социального действия.

    Данная структура включает в себя:

    1) действующее лицо (субъект) – носитель активного действия, обладающий волей;

    2) объект – цель, на которую направлено действие;

    3) потребность в активном поведении, которая может быть рассмотрена как особое состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта;

    4) метод действия – совокупность средств, которая используется индивидом для достижения цели;

    5) результат – новое состояние элементов, сложившихся в ходе действия, синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта.

    Любое социальное действие имеет свой механизм совершения.

    Оно никогда не является мгновенным. Для запуска механизма социального действия у человека должна возникнуть определенная необходимость в данном поведении, которая называется мотивацией. Основными факторами активности выступают интерес и ориентация.

    Интерес – это отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей. Ориентация – это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта.

    В социологической литературе существуют различные подходы к анализу мотивации социального действия. Так, в рамках одной из них все мотивы подразделяются на три большие группы:

    1) социально-экономические.

    В данную группу входят, прежде всего, материальные мотивы, которые сопряжены с достижением определенных материальных и социальных благ (признание, почет, уважение);

    2) реализация предписанных и усвоенных норм. В данную группу входят мотивы, которые имеют общественную значимость;

    3) оптимизация жизненного цикла.

    В эту группу входят мотивы, связанные и обусловленные определенной жизненной ситуацией.

    После возникновения у субъекта мотивации наступает этап формирования цели. На данном этапе центральным механизмом выступает рациональный выбор.

    Рациональный выбор – это анализ нескольких целей с точки зрения их доступности и пригодности и их градация в соответствии с данными этого анализа.

    Возникновение цели может осуществляться двумя различными путями: с одной стороны, цель может сформироваться в качестве некого жизненного плана, носящего потенциальный характер; с другой стороны, цель может быть сформулирована как императив, т.

    е. иметь характер долженствования и обязательности.

    Цель связывает субъекта с объектами внешнего мира и выступает программой их взаимного изменения. Через систему потребностей и интересов, ситуационных условий внешний мир овладевает субъектом, и это отражается в содержании целей. Но через систему ценностей и мотивов, в избирательном отношении к миру, в средствах целеосуществления субъект стремится утвердить себя в мире и изменить его, т.

    е. самому овладеть миром.

    Социальные действия выступают звеньями цепи взаимодействий.

    Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2125 | Нарушение авторского права страницы

    studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

    Человек в системе социальных связей

    Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении - это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество. Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не "сам по себе", не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей.

    Если отдельные люди, их объединения и действия достаточно очевидны, наглядны, то связи и отношения между людьми зачастую носят скрытый характер, бесплотны, невещественны. Именно поэтому огромная роль этих незримых отношений в общественной жизни была понята не сразу. Начавшееся с середины XIX века исследование общества под углом зрения социальных отношений в рамках марксизма ("Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу" - сделал вывод Маркс), затем в ХХ веке продолжилось и в рамках иных, немарксистских философских школ (например, П. Сорокина).

    Понятие "общественное отношение" некоторыми философами рассматривается в качестве основной элементарной частицы общества наряду с такими понятиями как "социальный субъект" и "социальная деятельность". Именно входе своей деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми, причем, будучи порождены деятельностью, эти отношения, в свою очередь, являются ее необходимой общественной формой.

    Понятие "общественные отношения" употребляются в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе, и в узком, когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственно общественный характер (производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические и т.д.). Далее речь будет идти об общественных отношениях в узком смысле слова. Их можно определить следующим образом: общественные отношения - это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи (взаимозависимости), возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри них. Отдельные люди включены в каждую из этих групп, поэтому они выступают в качестве универсальных со-субъектов.

    Таким образом, человек выступает творцом своих собственных общественных отношений. В то же время они носят объективный характер. Это связано с тем, что люди сознательно (в большей или меньшей степени) совершая те или иные действия, ставя определенные цели и в большинстве случаев их достигая, как правило, не могут предвидеть вызванные своими действиями изменения своих общественных отношений. Поскольку отношения носят общественный характер, то единичные, индивидуальные действия людей и даже отдельных больших социальных групп не в состоянии полностью сознательно, рационально предопределить характер общественных отношений (не секрет, что даже индивид не в состоянии полностью контролировать все свои действия, что уж говорить о действиях массы индивидов, составляющих общество!). Следовательно, общественные отношения представляют собой особую объективную реальность, независимую от воли и желания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей жизнедеятельности.

    Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных отношений, поэтому важной проблемой социальной философии оказывается классификация всей совокупности общественных отношений, выделения среди них главных, определяющих, первичных. Можно разделить все общественные отношения на два больших класса - класс материальных отношений и класс духовных (и в этом смысле идеальных) отношений. Важнейшим признаком, свойством (атрибутом) материальных отношений является их объективность: они возникают в процессе становления и развития общества и существуют независимо от общественного сознания. В то же время и духовным общественным отношениям в определенной степени присуща объективность (правда, уже в ином плане, чем материальным отношениям - в плане соотнесения общественного сознания с индивидуальным сознанием). Поэтому следует обратить внимание на принципиальное отличие духовных (идеальных) отношений от материальных. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической (материальной) деятельности человека, непосредственно определяются ею. Духовные же отношения формируются, предварительно "проходя через сознание" людей (индивидуальное и групповое) и сознанием непосредственно определяясь.

    С позиций материализма материальные общественные отношения рассматриваются как первичные, а духовные отношения - как вторичные. Тезис о первичности материальных отношений и вторичности, производности духовных не следует понимать упрощенно, выводить духовные отношения прямо и непосредственно из материальных. Связь между ними носит опосредованный характер: как отражение материальных отношений в общественном сознании возникают определенные идеи и духовные ценности, а уже они выступают непосредственной, конкретной причиной (вторым детерминантом) духовных отношений.

    Деление общественных отношений на материальные и духовные является предельно широким, каждый из этих классов включает в себя множество видов. Классификация материальных отношений осуществляется обычно исходя из основных сфер общественного бытия (производственные отношения, экологические отношения и т.д.), в основу классификации духовных отношений кладется структура общественного сознания его формы (тогда выделяют отношения моральные, правовые, религиозные и т.д.).

    При изучении общественных отношений следует обратить внимание на то, что сама их характеристика является одновременно и характеристикой человека как общественного субъекта. Таким образом, рассмотрение общественных отношений в рамках отдельных крупных сфер общественной жизни позволяет понять роль человека в этих сферах жизни общества.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/