Общество как динамичная система. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует общество

3 .

4 .

5 . Верны ли следующие суждения об обществе?

6 . Верны ли следующие суждения об обществе?

7 . Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является развивающейся системой.

Б. Общество как динамическая система характеризуется неизменностью частей и связей между ними.

ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО

8 .



Отношения общества и природы характеризуются тем, что

1) общество оказывает преимущественно отрицательное влияние на природу

2) природа полностью определяет направление развития общества

3) общество не оказывает существенного влияния на при­роду

4) природа и общество воздействуют друг на друга

1) возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек

2) создание древнейшего памятника писаного права - за­конов Хаммурапи

3) строительство пирамид в Древнем Египте

4) распад империи Карла Великого

Создание ирригационных сооружений в Древнем Египте служит примером взаимосвязи

1) цивилизации и религии 2)общества и природы 3) экономики и политики

Примером влияния природных факторов на развитие общества является

1) создание памятника древнерусского права- «Русской Правды»

2) совпадение территории расселения различных восточ­нославянских племен с бассейнами крупных рек

3) введение «уроков» и «погостов» княгиней Ольгой

4) деление дружины на старшую и младшую

13. Утверждение о том, что общество обособилось от природы, озна­чает, что оно

1) не зависит от природы 2) не оказывает влияния на природу

3) отличается от природы, обладает качественной специ­фикой

4) отделено от природы

Примером отрицательного воздействия общества на природу является

1) осушение болот вокруг Флоренции

2) заболачивание почв в результате вырубки лесов

3) расширение посевных площадей в результате строи­тельства дамб и плотин

4) разведение виноградников на склонах Кавказских гор

Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Исторически общество «старше» природы.

Б. Общество выступает творцом культуры, своего рода «второй природы», как бы надстроенной над природой естественной.

16. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и об­щества?

А. Развитие общества никак не связано с природным ми­ром, поскольку общество обособилось от природы.

Б. Природа оказывает как положительное, так и отрица­тельное воздействие на развитие общества.

Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества

17. Администрация области заняла помещение драматического те­атра. Одна из политических партий заявила протест, утверж­дая, что в результате страдают граждане, ограниченные в до­ступе к культурным ценностям. Какие сферы общественной жизни непосредственно затрагивает настоящий конфликт?

1) политическую и социальную 2) экономическую и социальную

3)политическую и духовную 4) экономическую и духовную

Связь всех сфер жизни общества

1) вытекает из целостности общества как системы

2) достигается в ходе политической борьбы

3) обеспечивается идеологической работой

4) устанавливается законодательным путем

Появление частной собственности на средства производства привело к усилению расслоения в обществе. Связь каких сторон жизни общества проявилась в этом явлении?

1) социальных отношений и права 2) экономики и политики

3)производства и распределения 4) экономики и социальных отношений

20. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер обще­ственной жизни?

А. В условиях экономического кризиса президент страны назначил досрочные парламентские выборы. Это при­мер взаимосвязи экономической и духовной сфер об­щественной жизни.

Б. Политическая партия разработала и научно обосновала программу преодоления спада производства. Это при­мер взаимосвязи экономической, политической и ду­ховной сфер общественной жизни.

21. Впишите слово, которое пропущено в следующей фразе:
«Науку, нравственность, религию, философию, искусст­во, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей ох­ватывает сфера жизни общества».

22. Установите соответствие между сферами жизни общества и эле­ментами общественной жизни.

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ
ЖИЗНИ ЖИЗНИ

1) экономическая А) деятельность парламента

2) социальная Б) общественные классы

3) политическая В) обмен продуктами

4) духовная Г) религиозные организации

Многообразие путей и форм общественного развития

Для традиционного общества характерно (-а)

1) ценность человеческой личности 2) динамичное развитие

3)значительная роль религии 4) индустриальное производство

Характерной чертой западной цивилизации является

1) длительное сохранение традиционных правовых норм

2) активное внедрение инновационных технологий

3) низкая социальная мобильность

4) слабость и неразвитость демократических ценностей

Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль

1) добывающей промышленности 2)обрабатывающей промышленности

3)сельского хозяйства 4)информации и информационных технологий

Для традиционного общества характерно

1) длительное существование общин

2) широкое участие народа в общественной жизни

3) занятие основной массы населения в сфере услуг

4) признание в качестве главной ценности прав и свобод личности

Верны ли следующие суждения о путях развития общества?

А. Для традиционного общества характерны высокая со­циальная мобильность, преклонение перед наукой, приоритет личности перед коллективом.

Б. В индустриальном обществе производство имеет массо­вый характер.

Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существования социальной структуры, - это

1) реформа 2)контрреволюция 3) эволюция 4) революция

Контрольный тест по теме «Общество» - 10 класс

1 . Обществом в широком смысле слова называют

1) весь окружающий мир 2) совокупность форм объединения людей

3) группы, в которых происходит общение

4) взаимодействия людей в повседневной жизни

2 . Понятие «общество» включает

1) природную среду обитания 2)способы взаимодействия людей

2) принцип неизменности элементов 4)окружающий мир

3 . Понятия «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как

1) динамичную систему 2) часть природы, 3) весь окружающий человека материальный мир 4) не подверженную изменениям систему

4 . Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество, как и природа, является динамичной систе­мой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.

Б. Общество вместе с природой образует окружающий че­ловека материальный мир.

5 . Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является развивающейся системой.

Б. Общество как динамическая система характеризуется неизменностью частей и связей между ними.

6 . Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество находится в состоянии постоянного развития, что позволяет

характеризовать его как динамиче­скую систему.

Б. Общество в широком смысле - это весь окружающий человека мир

7 . Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является развивающейся системой.

Б. Общество как динамическая система характеризуется неизменностью частей и связей между ними.

ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО

8 . Примером взаимодействия общества и природы является

1) глобальное потепление климата в современных условиях

2) изменение демографической структуры населения в связи с миграцией

3) развитие сферы образовательных услуг

4) рост городов в результате отделения ремесла от сель­ского хозяйства

Демонстрационный вариант ЕГЭ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс.


А1 .Понятие « развитие», «взаимодействие элементов» характеризует общество как

1) динамичную систему

2) часть природы

3) весь окружающий человека материальный мир

4) не подверженную изменениям систему

А2. Признаком понятия «деятельность» является

1) доминирование биологических потребностей

2) приспособительный характер

3) целенаправленность

4)обязательное использование орудий

А3 .Верны ли следующие о типах общества?

А.В традиционном обществе развито промышленное производство товаров массового потребления.

Б.В индустриальном обществе происходит разрушение традиционных сословных структур и привилегий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А4 . Гуманизация образования предполагает

1) разнообразие образовательных услуг

2) компьютеризацию учебных заведений

3)унификацию требований к учебному оборудованию

4) особое внимание к общественным дисциплинам

А5 . Правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?

1) политической и социальной

2) социальной и духовной

3) экономической и духовной

4)политической и экономической

А6. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука представляет собой сложную систему субъектов, методов, объектов и результатов организованной познавательной деятельности.

Б. Наука формирует эмоционально- чувственные образы материального мира.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А7. В стране А. гарантировано существование предприятий различных форм собственности. Успех этих предприятий напрямую зависит от спроса потребителей на выпускаемый товар. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны А.

1) плановому

2) командному

3) рыночному

4) традиционному

А.8 Фирма осуществляет производство и установку пластиковых окон. К капиталу как фактору производства фирмы относится(-ятся).

1) штат мастеров по установке окон

2) связи с клиентами фирмы

3) администрация фирмы

4)оборудование для производства окон

А9. Жители многих городов страны обнаружили, что на протяжении года цены на товары и услуги стабильно увеличиваются, а качество их не изменяется. Данный факт свидетельствует о таком экономическом явлении, как


  1. кризис перепроизводства

  2. инфляция

  3. дефицит товаров и услуг

  4. безработица
А 10. На рисунке отражены изменения предложения черешни на соответствующем рынке (линия предложения S переместилась в новое положениеS1). (P -цена товара,Q – количество товара.)

Это перемещение может быть связанно, в первую очередь, с(со) P

1)уменьшением цен на сельскохозяйственную технику S1 S

2) снижением затрат на транспортные услуги

3) увеличением доходов производителей черешни

4) увеличением цен на минеральные удобрения

А11. Верны ли следующие суждения о безработице?

1) Безработица является закономерным следствием Q

рыночного регулирования экономики.

2) В каждой стране устанавливается свой неизменный в течение

многих десятилетий уровень безработицы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А12. Критерием социальной стратификации является?

4) неравенство

А13. Отказ подать руку или поддерживать дружеские отношения - это пример применения санкций

1) неформальных позитивных

2) формальных позитивных

3) неформальных негативных

4) формальных негативных

А14. В ходе социологического опроса 2006г. респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?»

Полученные результаты представлены в виде гистограммы.


Какой вывод можно сделать на основании данных гистограммы?

1) Респонденты в возрасте 18- 24 лет считают, что в молодости жизнь в своё удовольствие предпочтительнее, чем создание семьи.

2) Респонденты в возрасте 25- 39 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в своё удовольствие, и сделать карьеру.

3) Респонденты в возрасте 55 лет считают, что в молодости самое важное – сделать карьеру.

4) Респонденты в возрасте 40- 54 лет считают, что в молодости создание семьи предпочтительнее, чем карьера.

А15. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А.Социальные роли человека определяются его социальным статусом.

Б. Между понятиями « социальная роль» и «социальный статус» различия отсутствуют.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А16. Верховенство и независимость государственной власти от других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами обозначают понятием

1) форма власти

2) государственный режим

3)форма территориального устройства

4) государственный суверенитет

А17. Что относится к функциям политических партий в демократическом обществе?

1) разработка политических программ

2) принятие законов

3) назначение глав регионов

4) ведение внешней политики

А18. Государство Z поделено на области по территориальному принципу. В государстве действует единая конституция, система права и органов государственной власти. Главы областей назначаются правительством государства. Форма государственного устройства страны Z.

1) унитарное государство

2) республика

3) демократическое государство

4) федерация

А19. Верны ли следующие суждения о политике?

А. По сферам охвата политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Б. По направлениям деятельности политика может быть экономической, социальной, национальной, культурной.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А20. Конституция РФ устанавливает принцип суверенитета. Он означает, что

1) церковь отделена от государства и системы образования

2) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права

3) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью

4) государственная власть самостоятельно издаёт общеобязательные для всех правила поведения

А21. Безвозмездным является договор

1)аренды


2)подряда

3)дарения

4)купли-продажи

А22. К компетенции арбитражных судов относится рассмотрение

1) уголовных дел об имущественных преступлениях

2) имущественных споров физических лиц

3) хозяйственные споры фирм

4) дел об административных правонарушениях

А23. Анна заказала в ателье платье, которое должно быть сшито к выпускному вечеру. Но ателье нарушило установленный срок. Анна обратилась в суд. В судебном процессе она является

1)потерпевшей

2) истицей

3) ответчицей

4) обвиняемой

А24. Верны ли суждения о юридической ответственности?

А. Юридическая ответственность может налагаться лишь за деяния, которые запрещены законом.

Б. Не допускается повторное наказание за одно и тоже правонарушение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны
Часть 2
В1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Ответ: ___________________________.


В2. Ниже приведён ряд словосочетаний. Все они, за исключением одного, относятся к характеристике республики как формы правления.

Народовластие, коллективные решения, бессрочная власть, выборность органов власти, мнение большинства.

Найдите и запишите словосочетание «выпадающее» из этого ряда.


Ответ: _______________________.
В3. Установите соответствие между примерами и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры Типы экономических

систем

А) основа экономики страны Z- сельское

хозяйство, земля принадлежит родовым

общинам и ими обрабатывается 1) командная


Б) в стране А государство централизованно 2)традиционная

распределяет факторы производства и устанавли-

вает цены товаров и услуг


В) в стране Fпроизводители соревнуются за

наиболее выгодные условия производства и продажи 3)рыночная

товаров
Г) в стране С в условиях свободы

предпринимательства у потребителей есть

широчайший выбор товаров и услуг
Д) единственным производителем и

продавцом товаров и услуг в стране G

является государство, частное предпринимательство

находится под запретом


Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов(без пробелов и других символов)

А

Б

В

Г

Д

В4. Найдите в приведённом ниже списке отличающие демократические выборы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

2) наличие возрастного ценза

3) доступность правдивой информации о кандидатах

4) равноправие избирателей

5) наличие альтернативных кандидатов

6) регистрация избирателей на избирательных участках
Ответ:___________________.
В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.


1

2

3

4

В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слов, которые необходимо вставить на место пропусков.

« Участники гражданского процесса- это, в первую очередь, ____________(1), без которого невозможен гражданский процесс; затем лица, участвующие в деле, и лица, способствующие осуществлению правосудия. Лица, участвующие в деле,- стороны в споре, т.е __________(2),предъявивший требования, и ___________(3), к которому требования предъявляются, а также лица, по чьей инициативе возбуждаются дела, возникающие из _______________(4) правоотношений и дела особого производства. Участвовать в процессе вправе только лица, обладающие процессуальной ________(5).Для граждан она наступает с 18 лет(в некоторых случаях, например после регистрации брака, могут лично защищать свои права и несовершеннолетние). Для _______(6) лиц она возникает с момента регистрации».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательность одно за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) потерпевший Е) истец

Б) публичные Ж) юридические

В) дееспособность З) ответчик

Г) суд И) прокурор

Д) правоспособность
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.


1

2

3

4

5

6

Часть 3
Прочитайте текст и выполните задание С1- С4.

Деньги, и это самое главное, являются средством обмена. Они сокращают издержки обмена, поскольку представляют собой тот общий знаменатель, к которому приведены все товары и услуги. Деньги позволяют людям вступать в отношения обмена на срок, включающие получение дохода и оплату покупки через длительное время, откладывание покупательной способности для будущего употребления. Деньги являются также единицей измерения, позволяющей проводить расчёты будущих доходов и издержек.

Однако экономическое значение денег напрямую связано с их стабильностью. В этом отношении деньги для экономики – то же самое, что язык для общения. Не существует слов, смысл которых непонятен как для говорящего, так и для слушателя – общение между ними было бы невозможно. То же самое и с деньгами. Если они не имеют стабильной и предсказуемой ценности, то для должников и кредиторов ведение обмена окажется накладным делом: сбережения, инвестиции и сделки, растянутые во времени

(например, оплата в рассрочку купленного дома или автомобиля), будут связаны с дополнительным риском. При нестабильной ценности денег обмен становиться затруднительным, а выигрыш от специализации, крупномасштабного производства и общественной кооперации - снижается.

Причины денежной нестабильности ясны и понятны. Ценность денег, так же как и других товаров, определяется спрос и предложением. При постоянном или медленном устойчивом росте предложения денег, их покупательная способность будет относительно стабильной. И напротив, если предложение денег растет быстро и непредсказуемо относительно предложения товаров и услуг, цены повышаются, и покупательная способность денег падает. Так не редко происходит, если правительство, для того чтобы платить по своим счетам, печатает деньги или одалживает их у центрального банка.

Политики часто возлагают вину за инфляцию на алычных предпринимателей, могущественные профсоюзы, крупные нефтяные компании, иностранцев. Однако подобные уловки – не более чем средство отвлечь общественное мнение от истинных причин инфляции. И экономическая теория, и исторический опыт показывают, что инфляция возникает в силу всего лишь одной - единственной причины – быстрого роста денежной массы.

Инфляция разрушает экономику страны. Но, наверное, самое разрушительное последствие инфляции – это подрыв веры граждан в своё правительство.

(Р.Строуп, Дж. Гвартни)


С1. Почему, по мнению авторов, нестабильность денег вредна для экономики? Какая
С2.

фрагменты текста.


С3. Авторы полагают, что инфляция разрушает экономику страны. Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три пояснения этого тезиса.
С4.
С5.
С6.
С7.
С8.
С9 . Выбери одно из предложенных ниже высказываний и изложи свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственной жизненный опыт.

С9.1.

С9.2.

С9.3.

С9.4.


С9.6.

Инструкция по проверке и оценке работ экзаменуемых по обществознанию

Часть 1
За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.


Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов. № задания

А1

1

А2

3

А3

2

А4

4

А5

4

А6

1

А7

3

А8

4

А9

2

А10

4

А11

1

А12

1

А13

3

А14

4

А15

1

А16

4

А17

1

А18

1

А19

3

А20

4

А21

4

А22

3

А23

2

А24

3

Часть 2

Правильно выполненные задания В1, В2 оцениваются 1 баллом, В3 – B6 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка или в верной комбинации ответа отсутствует один символ; 0 баллов – допущены две и более ошибок.

Часть С

причина нестабильности денег названа в тексте?




Баллы

элементы :

1) ответ на первый вопрос, например: « для должников и кредиторов ведение обмена окажется накладным делом: сбережения, инвестиции и сделки, растянутые во времени, будут связанны с дополнительным риском. При нестабильной ценности денег, обмен становится затруднительным, а выигрыш от специализации, крупномасштабного производства и общественной кооперации – снижается»;

2) ответ на второй вопрос, например: причиной нестабильности денег является быстрый рост денежной массы.

Ответы на вопросы могут быть даны в иной, близкой по смыслу форме.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускается иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Даны правильные ответы на оба вопроса.

2

Дан правильный ответ на один любой вопрос

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

С2. Какие три функции денег отмечены авторами? Приведите соответствующие

фрагменты текста.



Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)



Баллы

названы функции и приведены соответствующие фрагменты текста, например:

1 ) средство обмена- « Деньги, и это самое главное, являются средством обмена»;

2) средство накопления – «Деньги позволяют людям вступать в отношения обмена на срок, включающие получение дохода и оплату покупки через длительное время, откладывание покупательской способности для будущего употребления»;

3) единица измерения – «Деньги являются также единицей измерения, позволяющей проводить расчёты будущих доходов и издержек».


Правильно названы три функции денег, приведены соответствующие фрагменты текста

2

Правильно названы одна - три функции денег, приведены один - два фрагменты текста

1

Правильно названы одна- три функции денег, соответствующие фрагменты текста не приведены. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)



Баллы

пояснения:

1) высокий уровень инфляции приводит к остановке производства;

2) инфляция приводит к дезорганизации системы денежного обращения и её замене системой натуральных расчётов;

3) инфляция обесценивает трудовые услуги, существенно сокращает потребление.

Могут быть приведены другие пояснения.



Приведены три пояснения

3

Приведены два пояснения

2

Приведено одно пояснение

1

ИЛИ Ответ неправильный



0

Максимальный балл

3

С4. В тексте высказано мнение, что « самое разрушительное последствие инфляции – это подрыв веры граждан в своё правительство». Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование этого мнения.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)



Баллы

Могут быть приведены следующие аргументы:

1) антиинфляционная политика всегда негативно отражается на уровне жизни и социальном самочувствии большинства населения, поэтому недоверие населения к правительству может помешать осуществлению необходимых для снижения инфляции и оживления производства мер;

2) значительную роль в развитии инфляции играют инфляционные ожидания участников рынка, поэтому недоверие к правительству может усилить эти ожидания и дополнительно стимулировать увеличение инфляции;

3) недоверие граждан к правительству в условиях кризиса может привести к акциям социального протеста.

Могут быть приведены иные имеющие основания аргументы.


Приведены три аргумента.

3

Приведены два аргумента.

2

Приведён один аргумент

1

Приведены рассуждения общего характера не в контексте задания.

ИЛИ Ответ неправильный



0

Максимальный балл

3

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие « гражданство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о гражданстве.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)



Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия , например: гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей;

«)два предложения с информацией о гражданстве, опирающейся на знания курса, например:

- «Гражданство может быть получено человеком от рождения или в порядке принятия гражданства».

- « Гражданство обеспечивает правоспособность человека»

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о гражданстве.


Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.

2

Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.

ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.



1

Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены.

ИЛИ Предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний.

ИЛИ Обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия.

ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.

ИЛИ Ответ неправильный.


0

Максимальный балл

2

С6. Назовите любые три фактора, влияющие на формирование спроса, и

проиллюстрируйте каждый из них конкретным примером.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)



Баллы

В правильном ответе должны быть названы факторы и приведены примеры , допустим:

1) сезонность(например, в холодное время года в России растёт спрос на зимнюю одежду и инвентарь для зимних видов спорта, тогда как спрос на лёгкую одежду и предметы для пляжного отдыха невысок);

2) уровень доходов потребителей (например, в странах со стабильно высокими доходами населения велик спрос на дорогие экологически чистые продукты питания, специальные линии диетических продуктов, недоступные людям с низкими доходами);

3) религия и культурные традиции (например, в странах со значительным процентом мусульманского населения свинина не пользуется спросом, высок спрос на мясо птицы обработанное по специальной технологии).

Могут быть названы иные факторы, приведены другие примеры.


Правильно названы три фактора, каждый из которых проиллюстрирован примером.

3

Правильно названы два - три фактора, два из которых проиллюстрированы примерами.

ИЛИ Явно названы два фактора, приведены примеры трёх факторов.



2

Правильно назван один – три фактора, один из которых проиллюстрирован примером

ИЛИ Явно назван один фактор, приведены примеры двух – трёх факторов.

ИЛИ Приведены примеры только трёх факторов.


1

Правильно названы только один – три фактора.

ИЛИ Только приведены один –два примера.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера не в контексте задания.

ИЛИ Ответ неправильный.



0

Максимальный балл

2

С7. В семье гражданки РФ и гражданина Франции, проживающих на территории РФ, родился сын. Используя обществоведческие знания, объясните, как может быть решён вопрос о гражданстве сына. Приведите три объяснения.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)



Баллы

Могут быть даны следующие объяснения;

1) гражданство сына может быть установлено на основе договорённости родителей – по гражданству матери или отца;

2) гражданство сына может быть установлено по месту рождения;

3)возможно изменение сыном гражданства России на гражданство Франции по достижении совершеннолетия или ситуация установления двойного гражданства.

Могут быть даны иные объяснения.


Даны три объяснения

3

Даны два объяснения

2

Дано одно объяснение

1

Приведены рассуждения общего характера не в контексте задания.

ИЛИ Ответ неправильный



0

Максимальный балл

2

С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме « Семья как социальная группа» Составьте план, в соответствии с которым вы будите освещать эту тему.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)



Баллы

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и чёткости выражения мысли;

Отражение в плане основных аспектов темы в определённой(адекватной заданной теме) последовательности.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие семьи

2) Тип семьи

3) Роли в семье

4)Функции семьи

5)Ресурсы семьи

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана.



Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы и раскрывают её в определённой последовательности.

3

Формулировки пунктов плана корректны. Отдельные существенные для данной темы аспекты не нашли отражения в плане. Тема разворачивается последовательно.

ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы, но не представлены в определённой, адекватной теме, последовательности.



2

Отдельные формулировки пунктов плана корректны. Целостного и последовательного раскрытия темы план не даёт.

1

Формулировки пунктов плана не соответствуют теме.

ИЛИ Ответ неправильный.



0

Максимальный балл

2

С9.1 – С9.6.





К1


Смысл высказывания раскрыт.

2



1



0

К2




1


0

К3


2




1



0

Максимальный балл

5

С9. 4. «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм» (И.Н. Шевелев)

Чем же это чревато? На мой взгляд, это может привести к девальвации понятия – нация, к утрате национальных особенностей, которые делают нас непохожими друг на друга, что обеспечивает разнообразие многообразий, существующих сегодня. По-моему, И.Н. Шевелев, сопоставляя отсутствие национального достоинства с национализмом, идет на сознательное обострение восприятия данной проблемы, предупреждая о том, что без национальных корней человек не может быть человеком. И я с этим не могу не согласиться, так как для меня быть русским не мене важно, чем для кого-то быть человеком мира!


С9.4.
Высказывание Шевелева можно охарактеризовать как чрезвычайно злободневное, связанное с серьезной проблемой современной социологии – проблемой взаимосвязи национальной идентификации и современных тенденций в развитии национальных отношений: межнациональной диффузии как результата процесса глобализации и всплеску националистических настроений, опять же, как результату глобализации.

.

С9.1 – С9.6. Среди критериев, по которым оценивается выполнение заданий С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 -0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По всем остальным критериям(К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.




Критерии оценивания ответа на задание С9

К1

Раскрытия смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт.

2

Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но представленная позиция свидетельствует о его понимании.

1

Смысл высказывания не раскрыт, представленная позиция не даёт о представление, о его понимании.

0

К2

Представление и пояснение собственной позиции

Представлена собственная позиция с аргументацией.

1

Представлена собственная позиция без пояснения.

ИЛИ Собственная позиция не представлена.



0

К3

Уровень приводимых суждений и аргументов

2

Суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.

Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактического материала.

ИЛИ Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений.



1

Суждения и аргументы не приведены

0

Максимальный балл

5

С9. 4. «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм» (И.Н. Шевелев)

Национальное достоинство, национальное самосознание, национальная культура ключевые признаки, отличающие одну нацию от другой, с их помощью мы можем идентифицировать нации, определять общее и различия. Автор высказывания обращает внимание на проблему отсутствия чувства национального достоинства, т.е. на то, что для многих это чувство чуждо. Чем порождена эта проблема? По-моему, мнению она возникла в период глобализации, когда границы между - национальным и интернациональным становятся все зыбче и зыбче. Развитие средств массовой коммуникации, появление транснациональных компаний и многое другое, поставили человека, как бы вне национальных границ, все больше людей считают себя людьми мира космополитами и общемировые ценности для них становятся важнее, чем национальные.

Чем же это чревато? На мой взгляд, это может привести к девальвации понятия – нация, к утрате национальных особенностей, которые делают нас непохожими друг на друга, что обеспечивает разнообразие многообразий, существующих сегодня. По-моему, И.Н. Шевелев, сопоставляя отсутствие национального достоинства с национализмом, идет на сознательное обострение восприятия данной проблемы, предупреждая о том, что без национальных корней человек не может быть человеком. И я с этим не могу не согласиться, так как для меня быть русским не мене важно, чем для кого-то быть человеком мира!
По поводу этого варианта эссе, мне кажется, что здесь не раскрыта тема - ничего

не предлагается по поводу анализа национализма.

С9.4. «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм» (И.Н. Шевелев)
Высказывание Шевелева можно охарактеризовать как чрезвычайно злободневное, связанное с серьезной проблемой современной социологии – проблемой взаимосвязи национальной идентификации и современных тенденций в развитии национальных отношений: межнациональной диффузии как результата процесса глобализации и всплеску националистических настроений, опять же, как результату глобализации.

Автор формулирует две крайне противоположенные реакции на эти мировые процессы: отсутствие чувства национального достоинства – полная потеря национальной идентификации, а национализм – ее крайнее проявление, которые одинаково опасны для человечества, и тут я с ним совершено согласен.

Во-первых, отсутствие чувства национального достоинства может стать причиной утраты национального своеобразия в лучшем случае, а в худшем – к исчезновению этнической общности. Составляющими понятия нация ведь являются помимо прочего и национальная культура, история, самосознание, менталитет, а потеря национального достоинства это в самом широком смысле отрицание всего этого.

Во-вторых, национализм, особенно характерный сейчас для малых или молодых наций опасен тем, что он, выделяя одну нацию, опять же отрицает значимость для истории других наций, по существу не признает за ними права на чувство собственного национального достоинства.

Именно поэтому два этих явления, будучи противоположными явлениями, тесно взаимосвязаны между собой и одинаково социально опасны.

Данные об авторе

Сартакова Надежда Никитична

Место работы, должность:

МОУ " СОШ № 12 " Изобильненский район, Ставропольского края Сартакова Надежда Никитична

Ставропольский край

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Высшее профессиональное образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

История

Цель урока:

Конроль знаний

Тип урока:

Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории):

Краткое описание:

Тестирование

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ В 10 классе.

Составила: Сартакова Надежда Никитична

учитель истории и обществознания

Общество как динамичная система.

1.В отличии от природы, общество

1)является системой

2)находится в развитии

3)выступает в качестве творца культуры

4)развивается по собственным законам

2.Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает способы, взаимодействия людей и формы их объединения, называется

1)народом

2)культурой

3)обществом

4)государством

3.Обществом в широком смысле слова называют

1)весь окружающий мир

2)совокупность форм объединения людей

3)группы, в которых происходит общение

4)взаимодействия людей в повседневной жизни

4.Понятие «обществ» включает

1)природную среду обитания

2)формы объединения людей

3)принцип неизменности элементов

4)окружающий мир

5.Понятия «развития», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как

1)динамичную систему

2)часть природы

3)весь окружающий человека материальный мир

4)не подверженную изменениям систему

6.Верны ли следующие суждения об обществе?

А.Общество, как и природа, является динамичной системой,отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.

Б.Общество вместе с природой образует окружающий человека материальный мир.1) верно только. Верно только Б. 3) Верны оба суждения. 4) Оба суждения неверны.

7.Верны ли следующие суждения об обществе?

А.Общество является развивающейся системой.

Б. Общество как динамичная система характеризуется неизменностью частей и связей между ними. 1) верно только А. 2) верно только Б. 3. Верны оба суждения. 4) оба суждения неверны.

8.Верны ли следующие суждения об обществе?

А.Общество находится в состоянии постоянного развития, что позволяет характеризовать его как динамическую систему.

Б.Общество в широком смысле _ это весь окружающий человека мир.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения. 4) оба суждения неверны.

9.Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество- это часть материального мира.

Б.Общество включает в себя способы взаимодействия людей.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) оба суждения верны. 4) Оба суждения неверны.

10.Какое слово пропущено в схеме?

Окружающий мир


11.Раскройте на трех примерах различные значения понятия «общество».

Общество и природа.

1.Примером взаимодействия общества и природы является

1)глобальное потепление климата в современных условиях

2)изменение демографической структуры населения в связи с миграцией

3)развитие сферы образовательных услуг

4)рост городов в результате отделения ремесла от сельского хозяйства

2.Отношения общества и природы характеризуются тем,что

1)общество оказывает преимущественно отрицательное влияние на природу

2)природа полностью определяет направление развития общества

3)общество не оказывает существенного влияния на природу

4)природа и общество воздействуют друг на друга

3.Примером влияния природных факторов на развитие общества является

1)возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек

2)создание древнейшего памятника писаного права - законов Хаммурапи

3)строительство пирамид в Древнем Египте

4)распад Империи Карла Великого

4.Создание сети ирригационных сооружений в Древнем Египте служит примером взаимосвязи

1)цивилизации и религии

2)общества и природы

3)способа производства и отношений собственности

4)экономики и политики

5.Примером влияния природных факторов на развитие общества является

1)создание памятника древнерусского права- «Русской Правды»

2)совпадение территории расселения различных восточнославянских племен с бассейнами крупных рек

3)введение «уроков» и «погостов» княгиней Ольгой

4)деление дружины на старшую и младшую

6.Утверждение о том, что общество обособилось от природы, означает, что оно

1)не зависит от природы

2)не оказывает влияния на природу

3)отличается от природы, обладает качественной спецификой

4)отделено от природы

7.Примером отрицательного воздействия общества на природу является

1)осушение болот

2)заболачивание почв в результате вырубки лесов

3)расширение посевных площадей в результате строительства дамб и плотин

4)разведение виноградников на склонах Кавказских гор

8.Верны ли суждения о взаимодействии общества и природы?

А.Исторически общество «старше» природы.

Б.Общество выступает творцом культуры, своего рода «второй природы», как бы надстроенной над природой естественной.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

9.Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и общества?

А.Развитие общества никак не связано с природным миром, поскольку общество обособилось от природы.

Б.Природа оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие общества.

1)верно только А 2)верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

10.Известный публицист заметил, что отношение общества к природе- зеркало отношения к отдельному человеку, Согласны ли вы с этим наблюдением? Подтвердите свой вывод тремя примерами.

Ответы к разделу «ОБЩЕСТВО»

1-3, 2-3, 3-2, 4-2, 5-1, 6-3, 7-1, 8-1, 9-3, 10-общество,

11. 1) в России после Отечественной войны 1812г. возникла сеть декабристских обществ. В данном примере понятие «общество» используется в значении «объединение, группа единомышленников»;

2) в словосочетании « средневековое общество» понятие «общество» используется в значении «историческая эпоха»;

3) в словосочетании «глобальные проблемы современного общества» понятие «общество» используется все «человечество».

Ответы к тестам « Общество и природа»

1-1, 2-4, 3-1, 4-2, 5-2, 6-3, 7-2, 8-2, 9-2, 10-1.существование природы и общества тесно связаны.

2.любой ущерб, причиненный природе, отражается на жизни человека. 3. Ухудшение экологической ситуации отражается на здоровье человека, сокращает возможности его преобразовательной деятельности.

«Общество как социальная система» - Социальные слои. Потребность в воспроизводстве рода. Общество как социальная система. Системные качества. Основные элементы структуры общества. Социальная система. Органическое единство трех элементов. Потребность в решении духовных проблем. Методология исследования общества как системы. Виды социальных групп.

«Общество» - Функция интеграции. Реформа. Территория. Понятие «общество». Индустриальная цивилизация. История развития общества. Изменения в социальной структуре общества. Формационный подход. Влияние территории. Прогресс. Снижение уровня благосостояния людей. Автономность. Основные факторы социокультурного единства.

«Природа общество человек» - Написание картины. Обмен информацией, чувствами, идеями. Как вы думаете, что называют«Второй природой»? Реальное. Последствия НТР. Природа. Завышенная. Игра. Выбор. Учение. Конструктивные. Взаимосвязь. А. Маслоу. Труд. Экономическая. Основная деятельность. Природа- уникальный, целостный организм, основа жизнедеятельности человека.

«Общество 8 класс» - Социальное расслоение. "Сильная рука". Социальный класс. Критерии деления. Социальная мобильность. Социальная сфера жизни общества. Прожиточный уровень. Социальный климат. Социальные роли личности. Социальные проблемы. Изменение социальных отношений в российском обществе. Различие уровня жизни и доходов.

«Проблемы современного общества» - В современной промышленности действуют десятки тысяч роботов и автоматизированных комплексов. рудно представить современную жизнь без машин, самолетов, спутников Земли. Первобытная обезьяна. 3. Сколько очагов располагалось в центре первобытного жилища? Растут противоречия между экономически развитыми странами и развивающимся странам.

««Общество» 9 класс» - Задание А7 (д.в. 2012г.). Верны ли следующие суждения об обществе? Задание А10 (д.в. 2011г). Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? Задание В2 (д.в. 2011г). Процесс социализации продолжается всю жизнь. Задание А9 (д.в. 2010г). Задание В1 (д.в. 2009г). Взаимодействие общества и природы.

Всего в теме 18 презентаций

Пособие для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по обществознанию содержит:
- подробный разбор всех видов заданий и типичных ошибок на экзамене;
- тренировочные материалы и материалы для самоконтроля;
- рекомендации по выполнению заданий всех возможных типов.
Авторы предлагаемого пособия - разработчики экзаменационных заданий Единого государственного экзамена по обществознанию и методических материалов для выполнения контрольных измерительных материалов ЕГЭ.
Пособие предназначено учителям и методистам, использующим тесты для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену, оно также может быть использовано учащимися для самоподготовки и самоконтроля.

Примеры.
В самом широком смысле общество - это
1) весь материальный мир в целом
2) часть материального мира
3) страна, государство
4) часть природно-географической среды, окружающей человека
Ответ: 2.

Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Понятие «общество» охватывает все способы и формы взаимодействия людей.
Б. Понятие «общество» применяется, в частности, для обозначения исторических этапов развития человечества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны Ответ: 3
Ответ: 3.

Понятия «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как
1) динамичную систему
2) часть природы
3) весь окружающий человека материальный мир
4) не подверженную изменениям систему
Ответ: 1.

К характеристике как общества, так и природы относится понятие
1) динамичная система
2) весь материальный мир
3) формы и способы взаимодействия людей
4) этап исторического развития человечества
Ответ: 1.

Содержание
От авторов 5
Общество
Общая характеристика содержательной линии 6
Разбор отдельных заданий 8
Общество как система. Общество и природа 8
Подсистемы (сферы) общества, их взаимосвязь 11
Многообразие путей и форм общественного развития, исторические типы общества 16
Целостность современного мира, глобальные проблемы человечества 24
Проблема общественного прогресса 29
Эссе по теме «Общество» 32
Тренировочные задания 33
Человек
Общая характеристика содержательной линии 41
Разбор отдельных заданий 43
Человек: единство природного и социального 43
Индивид и личность 44
Потребности человека 45
Деятельность человека 47
Сознание, самопознание и самооценка 51
Эссе по теме «Человек» 54
Тренировочные задания 55
Познание
Общая характеристика содержательной линии 61
Разбор отдельных заданий 65
Познание как деятельность 65
Абсолютная и относительная истина 67
Чувственное и рациональное познание 69
Научное познание 71
Социальное познание 75
Эссе по теме «Познание» 79
Тренировочные задания 79
Духовная жизнь общества
Общая характеристика содержательной линии 84
Разбор отдельных заданий 86
Культура и духовная жизнь, формы и разновидности культуры 86
Средства массовой информации 91
Искусство, наука, образование, религия 95
Эссе по теме «Духовная жизнь общества» 104
Тренировочные задания 105
Экономическая сфера жизни общества
Общая характеристика содержательной линии 109
Разбор отдельных заданий 112
Факторы производства 112
Типы экономических систем 114
Отношения собственности 118
Рыночный механизм. Типы рынков 120
Государство в рыночной экономике 122
Эссе по теме «Экономическая сфера жизни общества» 129
Тренировочные задания 130
Социальные отношения
Общая характеристика содержательной линии 138
Разбор отдельных заданий 141
Социальный статус и социальная роль 141
Социализация, социальная норма, социальный, контроль, отклоняющееся поведение, социальная санкция 147
Семья как социальный институт и малая группа, тенденции развития семьи 150
Социальное неравенство 157
Тренировочные задания 159
Политика и право
Общая характеристика содержательных линий 162
Разбор отдельных заданий 168
Тренировочные задания 179.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ, Обществознание, Самостоятельная подготовка к ЕГЭ, Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю., 2011 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.