Какой должна быть современная школьная библиотека. Фгос в библиотеке школы. Общие тенденции развития библиотек


В ФГОС второго поколения говорится о том, что в школах необходимо создать современную информационно-образовательную среду для успешной реализации основной образовательной программы общего образования. Медиетика или медиацентр – один из путей создания такого информационного пространства


Положение о медиацентре регламентируется: Гражданским Кодексом Российской Федерации; Законами Российской Федерации "Об образовании" и "О библиотечном деле"; Рекомендациями по организации медиатек в учреждениях образования Министерства образования РФ от мая 1993 г.; Письмом Министерства образования РФ 5/11 «О создании медиацентров общеобразовательных учреждений» от 4 января 1995 г.; «Концепцией развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года», предложенной в 2009 году на парламентских слушаниях; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.


Что же такое медиетика? Медиетика (англ. Media «носитель» + греч. «место хранения») фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, а также техническое обеспечение для создания и просмотра фонда: компьютер, видеокамера, магнитофон, видеомагнитофон, проекторы.


В Библиотечной энциклопедии «медиетика» определяется как современное название публичных библиотек, фонды которых содержат различные типы документов и книг: печатные, электронные, мультимедийные, а также имеют оборудование, необходимое для их хранения и воспроизведения, и доступ к ним через компьютерные сети, включая Интернет.


Медиетика в школе Медиетика в школе это структурное подразделение, которое включает совокупность фонда книг и разнообразных технических и информационных средств; располагает педагогически обоснованным комплексом оборудования и мебели для хранения книг, информационных и технических средств, читальным залом с различными рабочими зонами, где созданы благоприятные условия для индивидуализации и развития творческих способностей учащихся и педагогов.


Концепция развития медиатеки 1. Необходимо четко представлять для чего мы создаем медиатеку; 2. Определить роль и место медиатеки в образовательном пространстве школы; 3. Предусмотреть потребности в ресурсах (технических, кадровых) для достижения поставленных целей


Варианты организации медиатек Первый вариант: библиотека – информационный центр, частью которого является медиетика, в которой собраны материалы на всех видах носителей. Такая медиетика обеспечивает максимально возможный доступ к информации. По этому пути идет большинство библиотек образовательных учреждений.


Второй вариант: медиетика, как фонд небумажных носителей информации создается отдельно от библиотеки и находится, как правило, в ведении или учителей информатики, или лаборанта, или заместителя директора по информационным технологиям. Эффективность работы таких медиатек значительно ниже, т.к. информация по одному вопросу оказывается практически в двух разных фондах.


Задачи школьной медиатеки 1. Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до пользователя. 2. Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы в области новых информационных технологий и педагогических инноваций. 3. Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, видеоматериалов, магнитных записей и пр.). 4. Осуществление взаимодействия с информационными центрами с целью обмена информацией и накопления собственного банка педагогической информации. 5. Организация обучения пользователей (педагогов, родителей, учеников) методике нахождения и получения информации из различных носителей. 6. Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей в образовательных проектах (телекоммуникационных, видео проектах, журналистских и пр.).




Структура школьной медиатеки "Неэлектронное" информационное образовательное пространство школы: библиотека, читальный зал, учебные кабинеты, студия видео и звукозаписи, радиостудия, школьный издательский центр, кабинет информатики, кабинет психолога и т.д. Интранет: внутренняя локальная сеть, которая помогает осуществлять оперативную связь с библиотекой, читальным залом, кабинетами информатики и вычислительной техники, учебными кабинетами оснащенными интерактивными комплексами, доводить оперативную информацию до сотрудников и администрации школы, проводить работу с единой базой данных; Интернет: доступ к информации, имеющейся в мировой сети и позволяющей удовлетворить возникающие потребности в области информатизации


Рабочие зоны медиатеки Компьютерная зона – это помещение, где учащиеся могут самостоятельно получить информацию по коррекции и обобщению знаний, используя фонд компьютерных программ. Учителя и сотрудники медиатеки имеют возможность проводить занятия с учащимися на базе медиатеки, пользоваться каталогами и информационными образовательными базами данных, обмениваться информацией по электронной почте. Видеотека - это рабочая зона, где имеются помещения для групповой и индивидуальной работы с видеоинформацией. Фоно - и диетика имеют места для индивидуального и группового просмотра слайдов, диафильмов и т.д. Библиотека, которая имеет помещения для читального зала, хранения фонда книг, учебников, периодики, располагает копировально-множительной техникой, компьютером, снабженным программным банком данных и соединенным в локальную сеть с компьютерами.


Структура штатного расписания школьной медиатеки руководитель медиатеки, который назначается приказом директора школы; заведующий библиотекой; педагог-организатор творческих дел; библиотекарь; старший лаборант; медиа специалисты: программист; координатор телекоммуникационных проектов; координатор видео проектов и т.д.


Перечень мероприятий на начальном этапе создания медиатеки 1 Систематизация фонда, имеющегося прикладного программного обеспечения. 2 Изучение нормативной, санитарной, технической документации для создания школьной медиатеки. 3 Согласование статуса, штата, технического оснащения и финансирования медиатеки. 4 Разработка технического задания для обеспечения техническими средствами медиа зала. 5 Разработка структуры и положения медиатеки. 6 Разработка функциональных обязанностей. 7 Разработка правил пользования. 8 Создание фонда электронных учебных и методических материалов, разработанных учителями школы. 9 Систематизация проектов, разработанных учащимися по предметным областям. 10 Систематизация и отбор цифровых образовательных ресурсов с целью совершенствования качества преподавания. 11 Размещение на школьном сайте информационных ресурсов медиатеки.


Преимущества медиатеки Медиетика является программно-аппаратный комплексом для надёжного хранения и удобного поиска цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Содержит банк электронных ресурсов, созданный преподавателями и методистами школы. Это могут быть интерактивные учебные курсы, лекционный материал, тестовые задания, видеоуроки и записи экспериментов. Каждая разработка преподавателя, внесённая в банк данных, становится доступной другим педагогам. Организация медиатеки позволяет легко разделять медийный контент по учебным дисциплинам, курсам, специализациям. Такая группировка помогает создать предметные элементные базы комплект учебных, иллюстративных и методических материалов разбитых по предметам и темам Медиетика играет ключевую роль в достижении информационной грамотности пользователей.


Заключение Отличительной чертой нынешнего этапа жизни школьных библиотек, общей для большинства школ России, независимо от их статуса, специализации, технической оснащенности, является изменение места и роли библиотеки в учебном процессе по сравнению с традиционным. Техническое оснащение библиотеки это лишь инструмент для эффективного выполнения ею роли информационно-культурного центра школы. Создание школьной медиатеки, как ядра школьной информационной службы - дело не одного года. Только объединив усилия всего педагогического коллектива, работая на общий результат, мы сможем решить поставленные задачи



Всегда видно, когда человек работает не просто, чтобы заработать себе на жизнь, а всю душу вкладывает в свою работу. С таким человеком всегда интересно общаться и делиться опытом. 4 мая целое созвездие таких людей присутствовало на семинаре. Наверное поэтому официальное мероприятие стало подарком для тех, кто горит желанием работать.



Я очень порадовалась за коллег, потому что знаю, раскачать всю школу для любой деятельности трудно, а увлечь чтением в наше время ни каждому под силу. На сцене стояли энтузиасты своего дела.
Настоящим подарком для школьных библиотекарей стало присутствие на семинаре президента Ассоциации школьных библиотекарей (РШБА), канд. пед. наук Татьяны Дмитриевны Жуковой.



С Татьяной Дмитриевной я познакомилась на Всемирном форуме Международной ассоциации школьных библиотек IASL-2014 . Тогда она поразила меня простотой в общении и искренней любовью к своему делу. Спустя три года Т.Д. Жукова продолжает говорить, что библиотекарь - главный специалист по управлению человеческим капиталом, что школу можно сразу определить по библиотеке. Татьяна Дмитриевна, подчеркивала роль школьного библиотекаря в образовательном процессе, как специалиста по работе с информацией.
Очень интересный опыт привезла Т. Д. Жукова из Шанхая. Там в школах обучают не только детей, но и есть специальные уроки для родителей по педагогике, психологии и ОБУЧЕНИЮ ОСОЗНАННОМУ И ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ чтению. В этой стране понимают, что только так можно вырастить грамотных специалистов для своего государства.
Очень интересным было выступление Ваулиной Ларисы Фраунзевны, директора МБОУ СОШ № 32 г. Краснодара. На базе ее школы создана стажировочная площадка по теме "Развитие информационно-библиотечного центра".

Конечно же всем хотелось увидеть, как будут выглядеть в скором будущем школьные библиотеки, и директор пригласила нас посетить школьную библиотеку библиотеку школы № 32.
То, что я увидела, превзошло все мои ожидания. Смотрите и радуйтесь, что будет у нас в будущем.

Рабочее место библиотекаря.


Индивидуальные места для чтения.


Зона комфортного чтения.

Читальный зал.


Читальный зал, компьютерная зона.


Место лучшего читателя.



А это я, в голубой мечте.


Все в библиотеке автоматизировано. Для меня было большим открытием, что есть уже новая программа автоматизации библиотек, и что штрих кодирование это уже пройденный этап.
Об этом рассказал директор ООО "ЭйВиДи-систем" Токмаев Вячеслав Викторович из г. Екатеринбург.


Он очень подробно поведал собравшимся о программе САБ ИРБМС64, которая значительно сокращает по времени самые трудоемкие затраты: так за 2-3 часа можно сделать полную инвентаризацию в школьной библиотеке, на выдачу учебников уходят считанные минуты и т.п. И самое главное, на мой взгляд, что представители этой компании не оставляют библиотеку, после поставки оборудования. А сами вводят весь фонд в систему, проверяют работу машин и обучают несколько месяцев библиотекарей.

Откуда же такое счастье у Краснодарской школы. Оказывается, все очень просто - школа в одном из конкурсов выиграла гранд и решено было потратить деньги на преображении библиотеки. Я так думаю, что наши коллеги из этой школы ни раз доказали, что они достойны работать в библиотеке будущего.

P.S. На семинаре еще было много интересного, и я обязательно в следующих публикациях поделюсь опытом коллег.

09.04.2018

15.02.2018

09.02.2018

26.01.2018

20.11.2017

03.05.2017

27.03.2017

Все статьи 26.05.2015

Пространство школьной библиотеки должно быть подвижным и гибким, а не заставленным тяжелой мебелью

Преобразование библиотек в творческие пространства — одна из сегодняшних тенденций. Несколько рекомендаций от журнала School Library Journal как сделать пространство школьной библиотеки более инновационным и креативным. Журнал советует смотреть далеко вперед, учитывая при планировании, что потребности учащихся в технологическом обеспечении будут только возрастать.

Маргарет Салливан

Все меняется. Начнем с того, что Интернет, электронные книги и приложения уже стали частью повседневной жизни ваших учеников. Как превратить библиотеку в учебный центр, максимально соответствующий реалиям сегодняшнего, столь быстро меняющегося цифрового мира? Я работаю дизайнером школьных библиотек в течение долгих лет, и поверьте, ответить на этот вопрос нелегко.

Недавно я поняла, что многие из тех вещей, которые были важны в моей работе еще пять лет назад, сегодня уже не имеют такого значения. Например, теперь меня мало интересует, сколько у вас книг, каковы размеры пространства, какое дерево использовать для отделки, сколько учеников в каждом классе, и даже куда поставить абонементный стол. Все эти вопросы были заменены гораздо более актуальными. Например, такими: какие электронные ресурсы и инструменты понадобятся вашим ученикам, каковы учебные цели вашей школы, каким образом нам следует учесть их при разработке библиотеки?

Мне бы хотелось сказать, что я знаю, как создать идеальную школьную библиотеку, которая будет служить вам и вашим ученикам годы. Но правда заключается в том, что не существует единой модели, которая подошла бы всем. Важно осмыслить учебный план и оценить имеющиеся ресурсы, чтобы понять, что именно оптимальным образом будет работать на ваших учеников. Я постараюсь дать ряд рекомендаций, которые помогут в создании наилучшего учебного пространства. Вот пять идей относительно дизайна, которые стоило бы иметь в виду, планируя «библиотеку мечты».

1. Сделайте пространство подвижным и гибким

Многие библиотекари — даже те, кто работает в новых медиацентрах, — вынуждены применять устаревшие методики обучения, а все потому, что библиотечные пространства оказались недостаточно гибкими. Не позволяйте этому случиться с вашей библиотекой.

Учащиеся должны учиться использовать множество ресурсов в своем исследовании, формулировать конструктивные вопросы, оценивать различные точки зрения. Кроме того, ученики XXI века учатся демонстрировать свое понимание новыми способами, через создание собственных видео и мультимедийных презентаций. Поэтому каждая школьная библиотека нуждается в гибком и подвижном учебном пространстве, которое способно поддерживать множество различных форм обучения и преподавания, а не только хранить учебные материалы. Это пространство должно быть оснащено беспроводными технологиями и не быть заставлено тяжелой мебелью: неподвижными столами и стульями или, хуже того, встроенными рабочими местами.

Учебные модели меняются, и школьные библиотеки должны брать инициативу на себя. Во многих школах становятся популярными совместное и проектное обучение, а также обучение равными по статусу (peer-to-peer tutoring) и индивидуальные занятия (one-on-one learning). Классы отходят от «менталитета кафедры» и адаптируются к различным стилям обучения своих учеников. Библиотеки должны следовать той же логике и меняться в соответствии с теми способами обучения, которые предпочитают учащиеся. Гибкость пространства имеет первостепенное значение; традиционная библиотечная мебель часто выглядит громоздкой и делает многие конфигурации невозможными.

Интерактивные доски (например, SMART Board 600i, ActivBoard 500 Pro, eBeam Engage) — это лишь одни из тех удивительных современных инструментов, которые библиотекари вводят в пользование. Эти новые устройства позволяют пользователям делиться информацией с мониторов своих ноутбуков с учителями и другими учениками; они идеально подходят для проведения семинаров, ученических презентаций, дистанционного обучения, просмотра веб-сайтов, выступлений и да, даже для просмотра лекций. Педагоги могут использовать интерактивные доски, чтобы сделать доступным лекционный материал для тех студентов, которые отсутствовали на занятиях или нуждаются в дополнительном времени.

Разрабатывая план школьной библиотеки, обязательно постарайтесь донести до сообщества роль библиотекаря как коллективного педагога. Вкупе с осознанием различных стилей обучения и применением новых технологий это станет отправной точкой для ярких инновационных идей по созданию интерактивных учебных пространств.

2. Помните: библиотека — не книжный склад

Настало время прекратить складировать книги и начать продвигать их. Воспользуйтесь советом торговой книжной компании Barnes & Noble. Сделайте книги и журналы в библиотеке более привлекательными (и более заметными!) для учеников, используя экраны, подвижные светильники, вывески и освещение.

Вместо того чтобы фокусироваться на том, сколько полок вам необходимо, подумайте, каким образом печатные коллекции могли бы расширить и улучшить ваши электронные ресурсы. Печатные книги остаются важнейшим инструментом, особенно для начинающих читателей. И традиционная книга является тем ценным источником, который может обогатить опыт любого учащегося, особенно в таких предметах, как словесность, обществознание, искусство и история. В сущности, печатные материалы остаются основополагающим библиотечным ресурсом, особенно в тех школах, которые не имеют отдельного компьютера для каждого ученика.

Но, решив вдохнуть новую жизнь в печатные коллекции, не уклоняйтесь от использования электронных книг и цифровых устройств для чтения. В конце концов, какой формат «цифровые от рождения» предпочитают больше всего? Печатную книгу, которая хранится в шкафу, высота которого два метра, и требуется лестница, чтобы ее достать? Или электронную книгу, которую можно загрузить на устройства Kindle, Nook или Sony Reader быстрее, чем найти лестницу? К тому же, сейчас появилась другая альтернатива ридеру — Ectaco’s jetBook, сконструированная специально для общеобразовательных школ.

3. Настаивайте на мощной инфраструктуре

Не экономьте на электрическом оснащении библиотеки. Несколько розеток на стене — теперь этого не достаточно. Медиацентры должны оснащаться по последнему слову высоких технологий, пользователям требуются мощности, чтобы поддерживать весь растущий арсенал электронных устройств. Помните, что необходимо планировать с заделом на будущее, потому что возврата не будет. Когда цементный пол зальют, вопрос электрического оснащения библиотеки будет решен на годы.

Ограниченные возможности в будущем будут контролировать способы использования пространства. Я видела много новых библиотек, где студенты могут удобно пользоваться компьютерами лишь в небольшой зоне. Ноутбуки и переносные устройства, визуальные и аудиоинструменты, принтеры, интерактивные доски, мультимедийное оборудование — они развиваются в невероятно быстром темпе, но рано или поздно любой из них нужно заряжать. Поэтому приобретите несколько восьмиканальных источников питания (наподобие Smith System I-O Post), которые можно установить на расстоянии вытянутой руки в центре конфигурации из сдвинутых столов или посреди лаундж-кресел.

Также неразумно экономить на оформлении окон. Современные школьные библиотеки купаются в естественном свете, который является замечательным способом уменьшить потребность в искусственном освещении. Естественное освещение украшает, улучшает процесс обучения и создает для него изысканное пространство. К сожалению, прямой солнечный свет может ослеплять, мешает видеть изображение на мониторе, повышает нагрузку на школьные системы отопления и кондиционирования. Чтобы управлять солнечным светом в течение дня, попробуйте использовать специальные жалюзи (например, от Hunter Douglas), которые радикальным способом фильтруют свет, или используйте традиционные шторы и жалюзи.

Постарайтесь как можно быстрее войти в контакт с ИТ-отделом и администрацией школы, чтобы отыскать наилучший способ внедрить безопасную беспроводную сеть в библиотеке, а еще лучше частное сетевое облако. Найдите время, чтобы выслушать их проблемы и опасения и разработайте соответствующие инструкции, однако без колебаний продвигайте технологии, которые упростят доступ учащихся к сети и улучшат процесс обучения.

Хочу вас предупредить: обновленная библиотека будет бороться против вас каждый рабочий день, если вы не примете активное участие в планировании ее инфраструктуры. Возможно, это прозвучит банально, но поверьте мне — результат стоит усилий.

Размышления о современной школьной библиотеке в условиях модернизации образования. Часть 2

Часть первую читайте, пожалуйста, в № 10–2009.

От школьной библиотеки до ресурсного центра

Я согласна с мнением директора нижегородской школы № 186 М.В.Бурова, что «мы создаём условия для развития определённых нами базовых компетентностей учеников». Он «убеждён, что ресурсный центр – именно то место, где создаются эти особые педагогические условия для развития ребёнка...».

В условиях предстоящей конкурентной борьбы за ученика школам предстоит доказывать преимущества именно своей образовательной среды. Для этого подобную среду необходимо формировать, причём с пониманием необходимых критериев и параметров. И потому школьная библиотека просто обязана искать и реализовывать новые способы своей деятельности. Диапазон здесь большой – от оптимизации старых способов до значительного или даже принципиального изменения целей, содержания, методов, форм и технологий. Но начинать надо с изменения статуса библиотечной структуры, модернизации традиционной школьной библиотеки для превращения её в ресурсный (информационно-библиотечный, информационно-методический и т.д.) центр школы. Принятое ранее название «школьная библиотека» очень сильно ограничивает деятельность современного библиотечного специалиста: некоторые традиционные направления работы остаются невостребованными, а новые сложно ввести из-за отсутствия нормативной базы. Изменение статуса библиотеки даст возможность специалистам расширить сферу своего влияния, вывести библиотеку на другой, новый уровень развития, определить современные приоритеты, в которых сегодня так нуждаются ученический и педагогический коллективы. Особенно это касается библиотек, являющихся сегодня структурами базовых школ . В нашем городе таких школ три. В Положении о базовой школе, которое мы недавно разработали и приняли, фигурируют такие пункты, которые характерны именно для этих школ:

«…3.2. Базовая школа при организации своей деятельности должна отвечать современным требованиям к условиям образовательного процесса.

Под современными требованиями к условиям образовательного процесса понимается:

…3.2.5. Наличие условий для реализации современного уровня образования на основе информационно-коммуникационных технологий:

– наличие программы информатизации образовательного учреждения и эффективно работающей команды по информатизации;

– наличие высокоскоростного симметричного доступа в сеть Интернет;

– наличие условий для получения образования в дистанционной форме;

– доведение нагрузки на один ПК до 10 человек;

– наличие трёх кабинетов информатики с количеством рабочих мест в каждом не менее 8;

– наличие обновляемого не реже двух раз в месяц сайта в сети Интернет.

…3.2.7. Наличие школьного ресурсного (информационно-методического или информационно-библиотечного) центра, обеспечивающего условия для получения качественного образования...»

Выступая перед директорами школ на ежемесячной планёрке руководителей, я представила свою позицию по современной модели школьной библиотеки в условиях модернизации образования и моё видение образа специалиста, способного реализовать цели и задачи такой библиотеки, работать на продуктивный и качественный результат. Моё выступление было построено на ключевых отличиях между деятельностью «библиотеки прошлого» и «библиотеки настоящего и будущего», при этом я опиралась на следующую таблицу (см. табл. 1).

Таблица 1

Профессиональные компетентности специалиста школьной библиотеки

Традиционная
деятельность
Обновлённая деятельность Компетентности
и умения библиотекаря
Компетентности
и умения читателя
Формирование фонда на бумажных носителях и работа с ним Формирование медиафонда и интернет-ресурсов, работа с ними Информационно–
коммуникационные
->
Информационно-
коммуникационные
Формирование карточного каталога Формирование электронного каталога
Организация традиционного рабочего места Организация АРМ (автоматизированного рабочего места)
Формирование бумажного заказа и инвентаризация УМК Формирование электронного заказа и инвентаризация УМК
Создание бумажных путеводителей по библиотеке Создание сайтов или веб-страниц школьных библиотек
Нет Предоставление новых библиотечных услуг с использованием ИКТ:

– интернет-услуги;

– тиражирование материалов на электронные носители пользователей;

– копирование материалов;

– предоставление АРМ пользователям;

– консультации по использованию ПК

Составление библиотечных планов Составление библиотечных проектов, программ, заявок на гранты Программно-
проектировочные
->
Программно-
проектировочные
Массовые формы работы:

– литературные вечера;

– литературно-музыкальные композиции

Массовые формы работы:

– активные, дискуссионные;

– новые формы с использованием ИКТ

Коммуникативные;
организаторские;
читательские;
информационно-
коммуникационные
->
Коммуникативные;
читательские;
информационно-
коммуникационные
Составление библиотечных отчётов Составление или проведение:
– библиотечных презентаций;
– SWOT-анализа;
– аналитических справок;
– мониторинговых карт;
– исследовательских форм
Аналитические;
исследовательские

Директора базовых школ меня поддержали и сегодня очень активно работают над созданием школьных ресурсных центров, проектируют и ремонтируют помещения, приобретают мебель и современное оборудование, комплектуют фонды, разрабатывают нормативную базу, подбирают кадры из библиотечных работников, педагогов и технических специалистов.

Основную миссию центра я определяю так: через эффективную деятельность ИМЦ школы – к качественному образованию, от качественного образования – к новому качеству жизни.

Цель центра: формирование и развитие информационно-методического, библиотечно-библиографического и технического резерва для реализации программы развития МОУ «СОШ № … » до 2017 года.

Задачи:

1. Формирование нормативно-правовой базы деятельности ИМЦ.

2. Создание ресурсной базы: финансовой, материально-технической, кадровой, документальной (информационной) и т.д.

3. Организация стратегического планирования деятельности ИМЦ.

4. Формирование единого информационного образовательного пространства школы.

5. Создание на базе центра школьной методической службы.

6. Организация деятельности школьной команды по информатизации учреждения.

7. Совершенствование предоставляемых центром услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации основных процессов работы ИМЦ, формирование комфортной среды, расширение ассортимента форм, методов и технологий педагогической и библиотечной практики.

8. Обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных и библиографических ресурсов ОУ на различных носителях.

9. Формирование навыков независимого пользователя (учащегося и учителя): обучение поиску, отбору и критической оценке информации.

10. Координация деятельности ИМЦ с другими структурами школы и города.

Cледующая таблица демонстрирует моё видение структурных единиц центра и функциональной деятельности (см. табл. 2).

Таблица 2

Структурно-функциональная схема деятельности ИМЦ

Меня как методиста и управленца очень радует тот факт, что большинство школьных библиотекарей сегодня разделяют мою точку зрения по поводу необходимости модернизации библиотек образовательных учреждений. Это показал семинар, который состоялся в январе 2009 года, и подтверждают результаты исследования по изучению изменений, происходящих в библиотеках образовательных учреждений нашего города, и отношения к ним библиотечных работников.

Нас интересовало мнение библиотекарей о том, какие проблемы стоят в библиотеках особенно остро, что требует скорейших изменений. Как меняются библиотеки, какие проблемы при внедрении новых услуг, технологий, методов управления стоят перед специалистами, в чём видятся перспективы библиотечных инноваций?

Для участия в нашем исследовании предлагалось заполнить анкету. Вот основные результаты исследования:

Большинство библиотекарей с охотой принимают любые положительные изменения.

Библиотекари отмечают наиболее видимые (случившиеся) профессиональные изменения в ассортименте и предоставлении библиотечных услуг, в совершенствовании технологий, в структурных преобразованиях.

Основные изменения, которые в первую очередь должны коснуться библиотечной практики, следующие: изменение системы комплектования фондов, повышение интеллектуального потенциала, дополнительное финансирование и, наконец, реорганизация структуры библиотеки.

Библиотекари считают необходимым и полезным для активизации инновационных процессов привлекать узких специалистов со стороны, таких как методист по учебным фондам, методист медиатеки МИМЦ, библиограф МИМЦ, коллеги из других (инновационных) библиотек, психолог, технический специалист МИМЦ.

75 % опрошенных оценивают ситуацию в своей библиотеке как «инновационно-ориентированную» и готовую к дальнейшим изменениям.

Коллеги указывают на то, что мешает библиотекам более результативно изменяться к лучшему (внедрять новые услуги, совершенствовать технологию, применять новые формы и методы управления деятельностью). В качестве ведущих выделяют две причины: отсутствие стимулов и поддержки руководства и отсутствие необходимых ресурсов и «инновационной способности» библиотекарей.

Толчком для развития инноваций библиотекари считают: потребности и предложения пользователей, успешное развитие других библиотек (известный инновационный опыт), потребности библиотечного производства и инициативу сотрудников библиотеки.

Все библиотекари отмечают острую потребность в дополнительной подготовке по вопросам осуществления инновационной деятельности и управления ею.

В соответствии с последним тезисом семинара «Профессиональная компетентность библиотечного специалиста: пути и средства формирования» библиотекари сформулировали заказ для методистов нашего центра (МИМЦ) на дальнейшую работу по формированию их (библиотекарей) профессиональных компетентностей.

Каждая из четырёх групп, работавших на семинаре, формулировала заказ на формирование предложенных методистами компетентностей: информационно-коммуникационных, программно-проектировочных, аналитических и психолого-коммуникативных.

Работа велась с картами заказа.

Задание : оформить профессиональный заказ на информационно-методические услуги и продукты, формирующие информационно-коммуникационные компетентности специалистов библиотечной практики ОУ г. Лесосибирска.

Заказчик:

Проблемные точки:

Основная идея:

Готовность библиотекарей к участию в данной деятельности:

Таблица 3

Результатом этого семинара стал оформленный заказ для методической службы МИМЦ на работу в 2009–2010 годах.

Вот основные позиции (см. табл. 4).

Таблица 4

Формы услуг и продуктов Время
проведения
Место проведения Специалист
Программно-проектировочные компетентности
Городской семинар «Проектирование в библиотеке» Февраль 2009 г. МИМЦ Заместитель директора МИМЦ по УМР
Консультации (индивидуальные и групповые по составлению проектов, отчётов, созданию нового имиджа библиотеки, структурной реорганизации) Март–апрель 2009 г. МИМЦ Методисты МИМЦ, специалисты ЦБС
Информационно-коммуникационные компетентности
Курсовое обучение работе с новейшими компьютерными программами, которые можно использовать в библиотечной практике 2-е полугодие 2008/09 учебного года МИМЦ, кабинет ИКТ Системный администратор МИМЦ и методист по ИКТ
Практикум по сопровождению библиотечного сайта или веб-страницы на школьном сайте МИМЦ, кабинет ИКТ Заместитель директора МИМЦ по ИКТ
Мастер-классы по использованию ИКТ в библиотечной практике 1-е полугодие 2009/10 учебного года МИМЦ, кабинет ИКТ Заместитель директора МИМЦ по ИКТ, методисты МИМЦ, «продвинутые» библиотекари ОУ
Психолого-коммуникативные компетентности
Тренинг с целью снятия боязни публичного выступления МИМЦ, медиалекторий
Деловая игра, вырабатывающая умение выдерживать и обосновывать позицию во время дискуссии 2-е полугодие 2009/10 учебного года МИМЦ, медиалекторий Директор МИМЦ, заместитель директора МИМЦ по УМР, ГМО психологов
Аналитические компетентности
Городской семинар по составлению аналитических форм Каникулярное время 2009/10 учебного года МИМЦ Директор МИМЦ, методисты МИМЦ
Координация курсового обучения В течение всего времени На базе ИПК в
г.Красноярске
Методист-координатор МИМЦ, ответственный за курсовую подготовку работников образования г. Лесосибирска, специалисты ИПК

Таким образом, для специалистов нашего центра уже составлен план-ориентир на дальнейшее методическое сопровождение библиотечной практики в городе. Планируя совместную деятельность, мы определили для себя несколько иные, чем раньше, подходы: необходимо проектировать работу не по основным направлениям, как мы это привыкли делать, а использовать именно компетентностный подход . При таком раскладе мы будем работать на качественный результат и социальный заказ, не придумывая для себя искусственную деятельность. Вот по такому же принципу мы предлагали школьным библиотекарям планировать и их работу. Сегодня, организуя любую деятельность библиотеки, ориентированную на читателей (пользователей), надо в первую очередь понимать, какие компетентности мы собираемся у них формировать, а уже потом следует продумывать эффективные формы и методы, чтобы действительно были сформированы эти компетентности. Планирование, ориентированное только на направления деятельности, качественных результатов не даёт. Потому что мы очень редко задумывались и задумываемся над тем, с какой целью на самом деле запланировано и проведено то или иное мероприятие. Отсюда и нечитающие дети, и неумение ребят работать с информацией. Цепочку планирования можно определить так: дефицит компетентностей (что формируем?) – цель (зачем формируем?) – форма, метод, технология (как формируем?) – предполагаемый результат (что получим?).

Но здесь надо чётко понимать, что только компетентный библиотекарь может формировать и развивать компетентного читателя (пользователя). По-другому в принципе быть не может. Отсюда вопрос: что делает в школьной библиотеке специалист, не обладающий необходимыми профессиональными и креативными компетентностями? Что и как такой специалист может формировать у учащихся и учителей? Это как раз и есть болевая точка в повышении качества образования, это очень актуальная проблема кадровой политики. Её надо решать здесь и сейчас, конкуренция нашего времени выбьет из обоймы «слабых», не готовых работать в другом «формате» людей. Сегодня каждый на своём месте работает пока прежде всего на себя, а потом уже на общее дело. Как ни парадоксально это звучит, но это факт, и его надо учитывать.

Однако вернёмся к заказу библиотекарей, сформированному для методической службы на семинаре.

За счёт ресурсов нашего центра мы сможем полностью удовлетворить данный заказ, поскольку имеем достаточный кадровый, информационный и материально-технический потенциал.

Когда мы ориентируем руководителей школ на формирование центров (на базе школьной библиотеки), мы показываем как модель работу городского центра. Точно знаем, что вся ресурсная база школы (города) должна формироваться в единой структуре, с единым пониманием целей и задач, единым управлением, объединённым интеллектуальным ресурсом, сосредоточением оборудования и техники, единым документальным фондом (включая неопубликованное), общим финансированием. Каждый участник образовательного процесса должен знать, что в школе есть место (центр), где он всегда может получить нужную информацию, качественную услугу, необходимые продукты библиотечного, педагогического, методического и технического производства. Сегодня школы, имеющие подобные центры, будут, вне всякого сомнения, только выигрывать, и настанет то время (совсем скоро, уже завтра), когда заказчик (родитель и ученик) станет выбирать ту школу, где есть хороший ресурсный центр, а не маленькая библиотека площадью 20 квадратных метров с одним библиотекарем. Ресурсный центр школы – это необходимое условие для формирования современного качественного образования. Вспомним тезис А.И.Адамского, который я приводила в первой статье: «В системе непрерывного образования ключевым фактором результативности является самостоятельная работа учащихся, а следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования . Для этого на всех уровнях образовательной системы должен быть обеспечен доступ к образовательным ресурсам, прежде всего, в форме электронных библиотек, библиотек цифровых образовательных ресурсов на основе отечественных разработок и локализации лучших образовательных ресурсов со всего мира».

Обеспечить данную деятельность способен только мощный ресурс центра образовательного учреждения. А мы, библиотекари, представляем собой основной кадровый потенциал (всегда считала и считаю, что именно библиотекари – главные специалисты в школе по работе с информационным массивом). Сегодня как никогда наша профессия востребована в обществе, надо только увидеть свою нишу, «переложить» уже известную нам деятельность на новые технологии, вывести её на другой, современный уровень, и тогда результат будет неоценим. Вспоминается известный всем лозунг «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Так будем же такими счастливыми владельцами и востребованными обществом специалистами!

Возвращаюсь к краевому семинару, который вёл А.И.Адамский, и фиксирую ещё один важный для меня результат этого мероприятия. Те, кто хотел двигаться в сторону собственного развития, активно участвовали в семинаре, пытались понимать собственные дефициты. Уже сейчас появились новые проектные идеи. На такой результат и выводили нас организаторы семинара. Идея оформилась в индивидуальный проект по формированию корпоративной мобильной библиотеки в г. Лесосибирске.А вот о том, что это такое, – в следующих статьях.

Статья подготовлена при поддержке сайта www.Attsteklo.Ru. Если вы решили заменить старое лобовое стекло своего автомобиля, то оптимальным решением станет зайти на сайт http://www.attsteklo.ru/ . На сайте, вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о покупке и замене стекол. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.attsteklo.ru.

Дорогу осилит лишь идущий!

Школьные библиотеки и модернизация образования: попытка осмысления современного состояния и некоторые тенденции развития

Рано или поздно каждый думающий библиотекарь осознает необходимость перемен, но не всегда знает, как к ним подступиться. Мало сказать себе: «Я хочу перемен», поставив ударение на нужном слове. Хочу – каких перемен? Можно переставить мебель, а можно попытаться коренным образом изменить жизнь в библиотеке.
Эта статья для тех, кому уже недостаточно ни перестановки мебели, ни даже новых книг. Сегодняшней публикацией мы начинаем серию, которая получит продолжение осенью. Будет время подумать и сказать себе: «Вперед!»

«Вы думаете, я ученый, начитанный человек?»
– «Конечно, – ответил Цзи-гонг. – А разве нет?»
– «Совсем нет, – сказал Конфуций.
– Я просто ухватил одну нить,
которая связывает все остальное»

Вступление

Не один раз встречи с коллегами завершались вопросом: «Я хочу видеть свою библиотеку сильным современным информационным центром.
С чего начать?» А действительно – с чего? Что положить в основу развития библиотеки, что выбрать стратегическим направлением деятельности?
Попробуй-ка, «коротенько, в двух словах», ответь …
Модернизация и актуализация работы, внедрение инноваций, медиатеки и нетрадиционные носители информации – и непонятна, и необъятна эта россыпь модных тем. Пришло время разобраться в новых тенденциях и терминах, окутавших образовательную и библиотечную сферы деятельности, в незнакомых словах и скрываемом за ними смысле. Начнем по порядку.

Чего мы хотим?

Мы хотим, чтобы школьная библиотека заняла подобающее ей достойное место в образовательном и информационном пространстве.

Как это сделать?

Качественные изменения в работе школьной библиотеки могут быть достигнуты путем внедрения и реализации инновационных проектов.

Что такое инновации?

В настоящее время доминирующим фактором развития общества, основанного на знаниях и технологиях, становится разработка инновационной сферы.

Это понятие прочно утвердилось в нашей жизни и чаще всего ассоциируется с коренными изменениями деятельности. Так ли это на самом деле? Нововведения (а именно таков русский аналог слова «инновации») бывают разными по глубине преобразований, качеству исполнения и другим признакам. Мы остановимся на одной из характеристик, которая поможет определить необходимую степень концентрации нового (какое количество нововведений необходимо в данных условиях). Итак, по инновационному потенциалу выделяются:

– радикальные (базовые) нововведения, которые предполагают создание принципиально нового продукта, технологий, методов управления;
– улучшающие (модифицированные), которые дополняют исходные принципы, нормы, формы деятельности и являются самыми распространенными;
– комбинаторные, которые используют различные сочетания нововведений.

Исходя из конкретной обстановки и преследуемых целей, выбирается самый оптимальный и целесообразный вариант, используется тот или иной тип преобразований.
На что стоит обратить особое внимание, учитывая тенденции развития образования? Здесь (как и на протяжении всей статьи) хочется сослаться на одно из самых авторитетных мнений. А.Адамский считает: «Приоритет инновационности – становление новых способов управления, особых методов поддержки нового и, прежде всего, система поиска культурно-образовательных инициатив и превращения их в системные проекты» .

О проектах мы подробнее поговорим позднее – все по порядку. А по порядку, прежде чем приступать к каким либо преобразованиям, необходим анализ существующей ситуации, основных идей и тенденций развития профессионального сообщества.

Часть 1. Базовые положения и общие тенденции развития

Современная школьная библиотека

Конкретизация этого понятия предполагает осмысление динамики и специфики происходящих в обществе изменений.
Необходимо принять во внимание следующие базовые положения :

1. Информатизация общества: причины и следствия.
2. Тенденции развития и структура профессионального (библиотечного) пространства.
3. Тенденции развития и структура образовательного информационного пространства в школе и за ее стенами.
4. Представление о формировании информационной культуры.

Рассмотрим подробнее некоторые из этих положений.

Информатизация общества

Информатизацию общества можно охарактеризовать как организованный социально-экономический и научно-технический процесс, в ходе которого создаются оптимальные условия для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. (Простите за длинное определение.) Материальной и технологической базой информатизации общества становятся различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи .

Общие тенденции развития библиотек

На мой взгляд, в публикациях о современном состоянии и тенденциях развития библиотек чаще всего рассматриваются технические новшества, внедрение технологий, тогда как это скорее следствие, чем суть преобразований.
Так что же определяет наш сегодняшний и завтрашний день, в чем причины изменений, которые так настойчиво, иногда – почти против нашего желания, врываются в повседневность?
Первый зам. директора ГПНТБ России г-н Шрайберг, проводя анализ современных тенденций развития библиотечно-информационных технологий , выделил ряд основных положений. Вот некоторые из них:

1. Информационное общество. Роль библиотек в преобразовании общества в гражданское и информационное.
2. Правовые основы в обществе и роль библиотек.
3. Интернет как единая коммуникационная среда, положившая начало новым концепциям и подходам в автоматизации библиотек, информационном обмене.
4. Новая концепция библиотеки должна, во-первых, быть построена и, во-вторых, в ней должна быть обязательно усилена роль «информационной компоненты», ее самостоятельность и приоритетность, а не вторичность по отношению к документу фонда.
5. Электронные информационные ресурсы и электронные библиотеки. Определение оптимального взаимодействия традиционной, автоматизированной и электронной библиотеки.
6. Новый уровень межбиблиотечного взаимодействия, кооперация и интеграция. Создание корпоративных систем.
7. Повышение роли образовательной деятельности .

Данные положения необходимо учитывать при разработке развития библиотеки, школьной в том числе. Что мы и сделаем чуть позднее, в той части материала, где пойдет речь о составлении проекта модернизации.
Итак, с основными направлениями библиотечного развития разобрались.
А что в это время происходит в образовании?

Общие тенденции развития образования

«Образовательная политика России на современном этапе».
Именно в этом документе была провозглашена необходимость модернизации системы образования . Позвольте выделить некоторые фрагменты:
«Модернизацию образования, выстраивая новые образовательные модели, необходимо проводить с учетом регионального опыта и местных условий развития образования».
«Необходимыми условиями достижения нового, современного качества общего образования являются: …государственная поддержка школьных библиотек как центров информационной культуры».
«Важно расширить возможности свободного и оперативного получения информации».
«Доступность, качество и эффективность – ключевые слова образовательной политики России на современном этапе» .
Школьные библиотеки являются структурными звеньями образовательных учреждений, и, следовательно, программа модернизации имеет к ним непосредственное отношение.
Происходящие перемены в образовании обязательно приведут к повышению роли школьных библиотек. Необходимо принять во внимание все ключевые направления новой образовательной политики и планировать деятельность библиотеки с учетом этих положений.

Информационная культура

Объем информации, массив всевозможных данных, глобальные электронные сети требуют способности к компетентным оценкам, отбору и целенаправленному использованию многообразных средств информации. Формула «знаю, что» должна быть дополнена не только функциональной формулой «знаю, как», но и прежде всего – формулой «знаю, где». Оттого так важно сегодня развивать способности школьников к отбору и анализу информации .
Информационная культура должна стать объединяющим принципом эффективной интеграции технологий в образование. Библиотечные специалисты и учителя, использующие технологии, лучше других подготовлены для оказания помощи школьникам, педагогам, администрации, родителям и другим членам школьного сообщества в развитии этих навыков. Сотрудники библиотеки могут стать ключевым звеном в обучении пользователей, содействуя развитию и становлению их информационной культуры.
Рассмотрев и приняв во внимание основные идеи и ведущие тенденции в обществе, двигаемся дальше – к выработке собственного стратегического плана развития.

Часть 2. Стратегия развития школьной библиотеки

Теперь мы знаем, что происходит вокруг школьной библиотеки. Пора обратить внимание и на саму библиотеку. И самое пристальное!
Приступая к созданию новых программ развития, следует учесть следующие факторы:

– Планируемые изменения являются длительным процессом , а не одноразовым событием. Реализация одного проекта повлечет за собой необходимость создания следующего, подчас совершенно неожиданного. Такая цепная реакция – совершенно естественный ход развития структуры. «Движение есть жизнь», – говорят философы и врачи. И мы соглашаемся с ними, начиная создавать новую библиотеку.

– Планируемые изменения прямо или косвенно будут затрагивать все аспекты деятельности библиотеки: от организации работы и внедрения новых технологий до взаимоотношений с коллегами, педагогами, родителями и администрацией. Не надейтесь отделаться легким испугом. Все будет, как говорили классики, всерьез и надолго.

– Изменения неизбежны, я бы даже сказала, неотвратимы, если бы это не звучало так обреченно. Грантовая поддержка преобразований не должна быть непременной составляющей. Образно говоря, от наличия и толщины кошелька зависит не судьба, а только скорость преобразований. Отношение к планируемым изменениям можно выразить следующим образом: «Независимо от того, будет финансироваться проект или нет, мы будем развивать и разрабатывать его».

Изначально проект модернизации может быть подготовлен «внутри» библиотеки, а может являться частью программы общешкольных преобразований. На мой взгляд, жизнеспособными будут и тот и другой варианты. Различия в данном случае определены творческим уровнем коллектива школы и дирекции, качеством отношений администрации и библиотеки, степенью профессионального признания и доверия к деятельности школьной библиотеки. Хотя, совершенно субъективно, мне ближе та ситуация, когда инициатором перемен и модернизации выступает сама библиотека, начиная строить всю структуру образовательного пространства школы «от себя». Самостоятельная творческая работа мне кажется предпочтительнее, нежели «хождение в строю», даже если этот строй – инновационный.

Любое нововведение как цикл имеет несколько стадий:

1. Зарождение инновации . Осмысление профессии и себя в ней. Поиск идеи развития и превращение ее в концепцию, т.е. конкретизация. Создание проекта.
2. Освоение инновации. Реализация проекта, внедрение, эксперимент.
3. Распространение инновации . Ваша деятельность как передовой опыт для коллег.

Остановимся подробнее на процессе зарождения нововведения . Поэтапно он выглядит следующим образом:

Осознание потребностей и возможностей изменений . Будем надеяться, что этот этап нами уже пройден, я бы даже сказала – выстрадан. Мы убеждены: нам нужна современная школьная библиотека!

Поиск и разработка новшеств . Пройдя этап психологической готовности к изменениям, мы должны теоретически осмыслить грядущие преобразования. Начнем с определения целей и задач современной школьной библиотеки:

Роль и задачи (миссия) школьной библиотеки

Это положение должно отражать как общие тенденции развития (которые мы рассматривали выше), так и специфику деятельности данной библиотеки. Формулируя миссию библиотеки, стоит выделить:

– основные задачи ее деятельности;
– функциональную специализацию;
– возможность взаимодействия с партнерами .

Например: «Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной поддержки процессов модернизации образования».
Миссия высока, прекрасна, но в достаточной степени абстрактна.
На время стоит спуститься на землю, чтобы оценить свои реальные возможности и ресурсы библиотеки. Ведь все благие намерения и самые замечательные цели могут быть реализованы только при наличии определенной базы.

Планируя предстоящую деятельность, определяем реалистичные перспективы развития конкретной библиотеки.
Развитие библиотеки предполагает целенаправленную деятельность по качественному изменению библиотечных услуг и продуктов, формированию новых условий и расширению возможностей доступа к информации для пользователей.
Выясним, что мы имеем для подобных преобразований. Итак, в активе:

– регулярно пополняемый фонд;
– квалифицированный персонал библиотеки;
– поддержка директора и администрации;
– проект развития библиотеки станет составной частью инновационного проекта развития школы;
– дополнительные информационные ресурсы (автоматизированная информационная библиотечная система и электронный каталог; нетрадиционные носители информации; аудио-, видеотека; выход в Интернет);
– техническое оснащение;
– налаженные партнерские связи в образовательном, библиотечном и других сообществах.

Анализ внутренней среды (в нашем случае – конкретной библиотеки) можно проводить по методу SWOT. Что это такое? Попробуйте рассмотреть деятельность библиотеки с четырех сторон: S (strength) – сила; W (weak-ness) – слабость; O (opportuni-ty) – возможность; T (tendency) – тенденция. Попробуйте заполнить таблицу с такими колонками – получите наглядную картину того, что имеете.
Оценивая реальное положение, не стоит предаваться унынию. Да, проблемы есть. И их надо решать. Хронический пессимизм, так же как и клинический оптимизм, здесь не помогут. Необходимо четкое понимание ситуации, которое позволит избежать промахов и ошибок. Кроме того, несмотря на трудности, стоит ориентироваться не на выживание, а на развитие.

Поиск идеи и написание проекта развития библиотеки

Приступая к созданию проекта, делаем акцент на сильных сторонах деятельности своей библиотеки, на тех направлениях, которые могут быть подкреплены реальными или потенциальными наработками.
У каждого из нас есть свой конек, та точка опоры, с помощью которой, по мнению Архимеда, можно «перевернуть землю».
Практика проектной работы свидетельствует о том, что акценты в развитии библиотек должны быть перенесены с внутрибиблиотечной на внешнюю, социальную сферу. Проблема, для решения которой предпринимаются изменения, должна затрагивать не только внутренние организационные аспекты деятельности библиотеки (заработная плата, кадровый голод, реконструкция здания, приобретение компьютеров). Создавая проект развития библиотек, стоит ориентироваться прежде всего на решение социальных проблем: доступ к информации, обеспечение равных возможностей в получении образования, необходимость развития определенных услуг . Последнее положение особенно актуально в свете выявившихся тенденций нового века. А тенденции эти таковы, что услуговая направленность деятельности человека будет активно развиваться и станет приоритетной в ближайшие годы. Попробуем найти и раскрыть новые возможности для пользователей, новые услуги.
Определившись с тем, что, как и когда мы намерены предпринимать, приступим к созданию проекта.
(Почему именно проект , спросите вы? Потому, что именно проектная деятельность получила широкое распространение в школе. Потому, что проектную деятельность можно рассматривать в качестве одного из способов реализации выбранной стратегии развития. Потому, что проектная деятельность в достаточной степени конкретна, т.е. предполагает не только наличие идеи, но и обязательный конечный продукт – итог реализации проекта.)
Мы уже говорили о глубине возможных инноваций. Проектная работа, как конкретное воплощение инноваций, может быть разноуровневой :

1. Школьная библиотека работает для своей школы, разрабатывая и внедряя собственный проект.
2. Школьная библиотека ориентирована на сотрудничество с библиотеками любого профиля, участвует в библиотечных проектах.
3. Школьная библиотека – активный партнер в образовательных проектах, так как работает со многими школами и школьными библиотеками.
4. Школьная библиотека тесно сотрудничает с другими общественными институтами (музеи, некоммерческие организации и др.), работая над общими проектами.

Конечно, возможен и еще один вариант – комплексный.
Основное содержание проекта должно предусматривать:

1. Совершенствование системы сбора информации и формирование баз данных.
2. Разработку путей распространения информации и организации доступа к информационным ресурсам.
3. Разработку новых информационно-консультационных услуг для пользователей и привлечение новых клиентов.

Выбирая оптимальную стратегию развития, стоит принять во внимание современное состояние библиотеки, ее ресурсы, техническое оснащение, возможные взаимодействия с партнерами, ожидаемые затраты. Необходимо учесть и образовательные особенности школьной библиотеки , безусловную специфику ее деятельности:

– информационное обеспечение учащихся;
– информационная поддержка педагогов в учебной, научно-исследовательской деятельности, а также информационное сопровождение инновационных процессов в школе;
– помощь в самообразовании, саморазвитии детей и взрослых;
– педагогическая работа сотрудников школьной библиотеки, так как школьная библиотека – участник образовательного и воспитательного процесса.

Необходимо помнить, что любой проект создается как модель конкретной библиотеки, созданной в соответствии с потребностями и желаниями этого школьного сообщества. С участием этой специфики формулируется цель проекта .
Например: «Развитие и предоставление новых информационных услуг широким слоям населения, некоммерческим организациям, отдельным структурам».
На основе поставленной цели определяем оптимальные задачи проекта . Очень четко необходимые группы задач выделяет Н.В.Жадько :

1. Усиление ресурсов библиотеки (оснащение компьютерами, средствами связи, целевое докомплектование, подготовка кадров для работы по проекту).
2. Создание (приобретение) новых продуктов и услуг.
3. Организация доступа к новым информационным услугам для пользователей.
4. Продвижение новых информационных услуг до потребителя (реклама, информация в прессе).

Далее переходим к составлению плана работы . Он должен отражать оптимальную последовательность работ по проекту, реальные сроки, источники поступления средств.
Подробнее об этом мы поговорим в следующей части материала. Продолжение следует…
До встречи осенью.

Елена ИВАНОВА

Cписок использованных материалов:

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – С. 25.
2. Управление школой, № 29, 2001.
3. http:// www.infosgs.narod.ru/27.htm
4. Шрайберг Я.Л. Современные тенденции развития библиотечно-информационных технологий: ежегодный доклад //Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 8-я междунар. конф. «Крым-2001»: Труды конф.– Судак, 2001.– Т. 1.– С. 9–11.
5. Управление школой, № 32, 2001, Антология развивающего управления. С. 6; Управление школой, № 33, 2001, Антология развивающего управления. С. 5.
6. Ленк Х. Становление системотехнологического суперинформационного общества // В кн.: Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. – М.: Традиция, 2000. – С. 38.
7. Жадько Н.В. Проектное развитие библиотек. – М.: Елена, 2000. – 96 с.

Публикация произведена при поддержке полиграфической компании "Квадра-Принт". Воспользовавшись услугами компании "Квадра-Принт", Вы сможете по выгодным ценам заказать визитки, листовки, буклеты, плакаты, настенный календарь , конверты, наклейки, флаеры, и многое другое. Современное оборудование и материалы, высокий профессионализм и опыт работы сотрудников компании, являются гарантами того, что вся предоставляемая продукция соответствует самым высоким стандартам качества. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и получить on-lain консультацию, можно на официальном сайте компании "Квадра-Принт", который располагается по адресу http://kvadra-print.ru/