Как можно определить социальный интерес. Социальная интеграция личности: понятие, сущность, направления. Отклоняющееся поведение и социальный контроль

побудительные силы деятельности социальных групп, направленные на социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение ценностей и благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей .

Отличное определение

Неполное определение

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями - мотивами, помыслами, идеями и т. д. - участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, сообществ. С.И. - это форма, в которой индивид (социальная группа, сообщество) непосредственно осознает свое реальное положение и свои потребности, выражающиеся в свою очередь в форме целей, которые ставит себе индивид (класс, общество).

Основная трудность в понимании интересов состоит в антиномии: с одной стороны, признано, что интерес является непосредственным побудительным мотивом деятельности человека, если иметь в виду материальную обусловленность его действий. С другой - интерес есть нечто внешнее, не зависящее от воли и сознания человека. Главная проблема состоит в том, чтобы выяснить, является ли интерес в обоих своих качествах одним и тем же явлением, или одним термином обозначаются различные явления. По мнению А. Г. Здравомыслова, С.И. - это не просто социальное положение; это положение, рефлексирующееся в сознании, и вместе с тем сознание, переходящее в действие. В этом смысле С.И. является и объективным отношением, и одновременно субъективным побудителем, т.е. единством объективного и субъективного.

В структуре С.И. выделяют четыре основные момента: социальное положение субъекта, или совокупность его связей с обществом; степень осознания положения, которая может варьировать от непонимания через смутное ощущение до ясного осознания; мотивы деятельности, направленные на определенные объекты интереса; само действие, представляющее собой утверждение субъекта в объективном мире. С.И., таким образом, отражают социальное положение субъекта и определяются им же. Эту объективную зависимость С.И. индивидов от материальных условий их жизни можно квалифицировать как закономерность. Существует и вторая сторона данного вопроса - проблема включенности С.И. в процессы социально-экономического развития. С.И. могут сами влиять на общественные отношения, и это обратное влияние исследовано явно недостаточно (между тем оно нуждается в глубоком анализе). Проблема влияния С.И. на процессы социально-экономического развития связывается с проблемой субъекта исторического процесса, обладающего сознанием и способностью к целеполаганию.

Исходя из понимания того, что общественные отношения проявляются в виде С.И., можно сделать определенные выводы. Во-первых, С.И. всегда имеют своих носителей, т.е. принадлежат реальным субъектам, вступающим в отношения между собой. Во-вторых, С.И. по природе своей объективны, являясь отражением роли соответствующих субъектов в системе общественного разделения труда, их связи с определенным типом общественного присвоения. В-третьих, общественные отношения (и выражающие их сущность общественные законы), проявляясь в С.И., обретают характер движущих сил общественного развития. Ни законы, рассматриваемые сами по себе, ни общественные отношения как таковые еще не являются источниками движения. Они становятся ими, лишь выражаясь в С.И. субъектов действия. Так как С.И. есть форма выражения общественных отношений, то каждой общественной системе присущи своя особая структура С.И., свой специфический способ их взаимодействия.

В рамках определенного общественного устройства целесообразна структурализация С.И., связанная с: разделением труда и закреплением тех или иных родов деятельности за соответствующими социальными группами; формированием различных форм собственности и возникновением С.И. собственников; производством форм общения как компонентов, составляющих образ жизни людей; персонификацией общественных отношений, т.е. выработкой личностных типов, наиболее пригодных для данного способа производства, жизнедеятельности всего общества. Во всяком обществе, на основе развертывания его внутренних противоречий, складывается определенная иерархия С.И.; при этом удовлетворение и реализация С.И. более общего порядка есть условие удовлетворения С.И. меньшей степени общности. Вопрос о соотношении общих и частных С.И. имеет огромное значение для выработки стратегии социально-экономического развития и ее реализации в решении тактических вопросов. Общий С.И. выражает доминирующую тенденцию развития целого благодаря тому, что в нем наиболее полно выражается комплекс основных социальных противоречий. Вместе с тем неравномерность развития различных компонентов целого способна порождать противоречия между общими и частными С.И. Здесь опасны две крайности - игнорирование и недооценка общих интересов, выдвижение на первый план интересов составляющих частей и, напротив, отрыв общего интереса от своей собственной почвы, превращение общего интереса в абстрактный лозунг (идею), не подкрепляемый конкретными действиями в силу недостаточного развития, недостаточной подготовленности составных частей. И та, и другая крайности ведут к замедлению темпов общественного прогресса, к замедлению реализации как общих, так и частных С.И.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Параграф 6 отклоняющееся поведение

Вопросы к тексту параграфа:

1) В чем заключаются причины отклоняющегося поведения?

2) В чем социальная опасность преступности?

3) Почему организованная преступность представляет особую опасность для личности, общества, государства?

4) Что такое социальный контроль?

5) В чем состоит значение самоконтроля?

1) Что нового дает вам источник по сравнению с учебным текстом?

2) Что означают в тексте документа слова «уход в тень»? Как вы понимаете взятые в кавычки слова: «крыши», «рэкет», «накат», «откат»? Почему автор использует их в социологическом исследовании?

3) Как вы думаете, почему рыночные реформы в России сопровождались криминализацией общества?

4) Какая информация в этом источнике подтверждает особую опасность организованной преступности для общества и государства?

5) Какие меры вы считаете первоочередными для борьбы с организованной преступностью?

Параграф 7 Социальные интересы

Вопросы к тексту параграфа:

1) Раскройте содержание понятия «социальный интерес».

2) Назовите основные формы социальных взаимодействий.

3) Перечислите признаки, характеризующие социальное сотрудничество.

4) Дайте характеристику соперничества как формы социального взаимодействия.

5) Что является общей причиной социальных конфликтов?

6) Каковы основные стадии социального конфликта?

7) К каким последствиям приводят социальные конфликты?

8) Назовите основные методы разрешения конфликта и проиллюстрируйте каждый из них соответствующим примером.

Вопросы и задания к источнику:

2) На основе текста параграфа и документа сформулируйте основные принципы компромиссного разрешения конфликта.

3) Объясните смысл последней фразы текста и приведите примеры, подтверждающие ваше суждение.

Отклоняющееся поведение и социальный контроль

Далеко не всегда поведение людей соответствует социальным нормам. Вы, вероятно, помните, что поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся поведением . Социологи дают и другое определение: отклоняющееся поведение – это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Проблему отклоняющегося поведения изучают и психологи, отводя значительное место исследованию его мотивов. Внимание юристов направлено на изучение одного из наиболее опасных проявлений отклоняющегося поведения – преступности. В данном параграфе мы рассмотрим проблему главным образом с позиций социологии, которая изучает также и механизм социального контроля , обеспечивающего целенаправленное воздействие на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности, включая и смягчение возникающих в обществе отклонений от принятых норм.



ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

Негативные отклонения от социальных норм на уровне личности проявляются, прежде всего, в преступлениях и иных правонарушениях, в аморальных поступках. На уровне малых социальных групп эти отклонения проявляются в деформациях, нарушениях нормальных взаимоотношений людей (раздоры, скандалы и т. д.). В деятельности государственных и общественных организаций такие отклонения проявляются в бюрократизме, волоките, коррупции и других явлениях.

Отклонения от норм могут носить и позитивный характер, т.е. иметь полезные для общества следствия (например, проявления инициативы, новаторские предложения, направленные на улучшение общественных отношений). Бывают и сугубо индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека: чудачество, эксцентричность.

Проявления негативного отклоняющегося поведения разнообразны. Их общая черта – вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности, допускающей негативные отклонения.

Особенно опасны социальные отклонения как массовое явление. Наркомания, религиозный фанатизм, расовая нетерпимость, терроризм – эти и иные подобные негативные процессы в развитии общества приносят неисчислимый урон человечеству .

Каковы причины отклоняющегося поведения? Исследователи имеют различные точки зрения по этому вопросу.

В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объяснение причин отклонений: наличие у некоторых людей прирожденной предрасположенности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями индивида, преступным темпераментом и т.п. Эти теории в дальнейшем были подвергнуты убедительной критике.

Другие ученые искали психологическое объяснение причин отклонений. Они пришли к выводу, что большую роль играют ценностно-нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное – общая направленность интересов личности (вспомните, что представляет собой и какое значение имеет направленность личности). Исследователи пришли к выводу, что в основе поведения, нарушающего установленные нормы, лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве. Например, психологическое исследование таких мотивов противоправных действий, как жестокость, жадность и лживость, показало, что у преступников названные качества наиболее выражены, причем их допустимость или необходимость оправдывается ими («Всегда лучше показать свою силу», «Бей своих, чтобы чужие боялись!», «Бери от жизни все, что можешь!»).

Ученые пришли к выводу, что названные деформации личности являются следствием ее неправильного развития. Например, жестокость может быть следствием холодного, безразличного отношения к ребенку со стороны родителей, а нередко и жестокости взрослых.

Исследования показали, что низкое самоуважение, самоунижение в подростковом возрасте компенсируется в дальнейшем отклоняющимся поведением, с помощью которого удается привлечь внимание к себе, добиться одобрения со стороны тех, кто оценит нарушение норм как признак «сильной» личности.

Широкое признание получило социологическое объяснение причин отклонений от социальных норм. Известный социолог Э. Дюркгейм показал зависимость отклоняющегося поведения от кризисных явлений в общественном развитии. Во время кризисов, радикальных социальных перемен, в условиях дезорганизации социальной жизни (неожиданные экономические спады и подъемы, падение деловой активности, инфляция) жизненный опыт человека перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения.

Некоторые ученые связывали отклоняющееся поведение с конфликтом между господствующей культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей обще принятые нормы . В этом случае преступное поведение, например, может быть результатом преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Преступная среда создает свою субкультуру, свои нормы, противостоящие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступного сообщества влияет на усвоение человеком (особенно молодым) норм антиобщественного поведения.

Существуют и иные объяснения отклоняющегося поведения. Подумайте над изложенными точками зрения и попытайтесь сами объяснить причины отклонения поведения от социальных норм.

По отношению к лицам, допускающим негативное отклонение от норм, общество применяет социальные санкции, т.е. наказания за неодобряемые, нежелательные действия. Слабые формы отклоняющегося поведения (оплошность, обман, грубость, халатность и т.п.) корректируются другими людьми – участниками взаимодействия (замечание, внушение, ирония, порицание и т.п.). Более значительные формы социальных отклонений (правонарушения и т.п.) в зависимости от их последствий влекут за собой осуждение и наказание, исходящие не только от общественности, но и от государственных органов.

Из многих проявлений отклоняющегося поведения подробнее рассмотрим одно из наиболее опасных – преступность.

ПРЕСТУПНОСТЬ

Преступность – проявление отклоняющегося поведения, наносящее наибольший ущерб обществу. Слово «преступность» является производным от слова «преступление», которое в русском языке всегда означало «поступок, противный закону, беззаконие, злодеяние». Напомним, что с юридической точки зрения преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Совокупность преступлений, совершаемых в данном обществе и в данный период времени, обозначается понятием «преступность». Преступность – это не просто сумма преступлений, но массовое явление, имеющее закономерности своего существования и развития, причины, условия, ей способствующие. Это явление социальное, так как коренится в недрах общественных отношений, отражает особенности социальной жизни, выступает как крайнее выражение противоречий и недостатков развития общества. Оно вызывает тяжелые последствия для общества и его членов, как ни одно из других негативных явлений общественного развития. Особенность преступности: наличие определенного контингента лиц – преступников, для которых преступная деятельность стала профессиональной.

Виды преступлений, предусматриваемые уголовными кодексами различных стран, очень разнообразны. Преобладают две группы, имеющие место во всех странах: корыстные преступления (хищения, кражи, мошенничество, взятки и т.п.), насильственные агрессивные преступления (убийства, телесные повреждения, изнасилования и т.п.).

Эти виды преступлений составляют от 75 до 90% всех умышленных преступлений. Все большее распространение в мире получают экономические преступления , посягающие на интересы потребителей, наносящие ущерб окружающей среде, местный и международный терроризм , включающий захват заложников и уничтожение государственной собственности. Имеют место проявления расовой дискриминации, пытки, похищения людей и массовые убийства.

Особую опасность представляет организованная преступностъ . В широком смысле слова она подразумевает любую группу лиц, организованных на постоянной основе для извлечения средств незаконным способом. Американские ученые-криминологи («криминал» – слово латинского происхождения, означает «уголовное преступление») выделяют организованную группу по следующим признакам:

1) это два или более человек, которые объединились для совершения преступлений материально-корыстной направленности;

2) группа построена по принципу иерархии, в ней действуют определенные нормы поведения;

3) у организованной криминальной структуры имеется, как правило, своя материально-техническая база, куда входят денежные средства, автотранспорт, средства связи и вооружение;

4) группа имеет каналы для «отмывания» денег;

5) наличие коррупции, т.е. связи с представителями органов власти и управления, которые либо действуют, либо бездействуют в интересах данной группировки;

6) раздел сфер влияния между отдельными группами либо по территориальному, либо по отраслевому признаку.

Организованная преступность характеризуется особой опасностью для личности, общества, государства.

Опасность для личности заключается в подавлении ее прав и свобод актами насилия и другими средствами. Это проявляется в уничтожении мелких предпринимателей, которые отказываются выплачивать деньги для получения «защиты» со стороны преступников (рэкет); принуждении женщин и подростков заниматься проституцией; распространении влияния и контроля, например над профсоюзами; возможности полного подавления конституционных прав и свобод граждан путем физического, морального и материального террора.

Опасность для общества состоит в перехвате прав владения и распоряжения материальными ценностями всего общества организованными преступными сообществами и коррумпированными группами чиновников (особенно в сферах торговли, добычи и распределения стратегического сырья, драгоценных металлов, производства и оборота оружия); возможности манипулировать значительным капиталом, проникать в область законного предпринимательства и разорять своих конкурентов с помощью контроля над ценами; насаждении идеологии преступного мира, его романтизации, культивировании мафиозных и коррумпированных отношений, насилия, жестокости, агрессивности, что создает условия для «социального заражения» преступными обычаями и традициями.

Опасность организованной преступности для государства проявляется в создании на уровне регионов параллельных нелегальных властных структур, незаконных вооруженных формирований; подготовке, финансировании и организации прямых антиконституционных действий в виде разжигания национальной вражды; организации массовых беспорядков, заговоров с целью захвата власти; стимулировании таких государственных преступлений, как бандитизм и контрабанда; проникновении в политические партии и государственный аппарат; коррупции политических деятелей и государственных должностных лиц; стремлении ослабить федеральную власть, чтобы облегчить контроль организованной преступности над целыми регионами.

Социологи и криминологи, изучающие причины преступности, обращают внимание прежде всего на реальные жизненные условия, противоречивое развитие экономики, социальной сферы, духовной культуры. В 90-х гг. XX в. в России и других странах СНГ проявились негативные последствия рыночных реформ: обнищание широких слоев населения в результате глубокого экономического кризиса; рост национализма, приведший в ряде случаев к вооруженному противоборству; ломка сознания людей в условиях демократических преобразований, необходимости отказа от привычных жизненных установок; игнорирование законодательных норм центральными и местными органами власти; осложнение работы правоохранительных органов, низкий уровень их технической оснащенности.

Но в таких непростых условиях далеко не каждый становится преступником. Большое значение имеет и личность человека. Криминологи выделяют наиболее характерные черты человека, психологически готового преступить закон:

  • ограниченность потребностей и интересов;
  • нарушение равновесия между разными их видами;
  • искаженное представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
  • признание возможности использования антиобщественных способов удовлетворения своих потребностей и интересов;
  • отсутствие чувства социальной ответственности, привычка к некритической оценке своего поведения.

Что касается преступников-рецидивистов (т. е. совершающих повторные преступления), то специалисты у этой категории лиц отмечают следующие черты: отрицательное отношение к основным социальным нормам; глубоко укоренившееся негативное представление о социальных отношениях и ценностях; негативные черты личного опыта; повышенная агрессивность и возбудимость; примитивные влечения и несдержанность в их удовлетворении. Такой комплекс свойств личности располагает к выбору противоправного пути достижения своих целей.

В современных условиях большое значение имеет борьба с преступностью. Это социально-регулирующая деятельность, которая осуществляется для того, чтобы граждане не совершали поступков, запрещенных уголовным законом. Она включает в себя, во-первых, мероприятия политического, экономического, социального, социально-психологического, управленческого, культурного характера, позволяющие устранять условия, благоприятствующие преступности; во-вторых, развитие правосознания граждан; в-третьих, специально-профилактическую деятельность, направленную на выявление и устранение непосредственных причин преступности; в-четвертых, применение уголовного законодательства по отношению к лицам, совершившим преступления.

Нарастающая преступность стала реальной угрозой национальной безопасности России. Решение этой проблемы является одной из важнейших общегосударственных задач.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется социальным контролем . На первых уроках курса мы говорили о том, что общество представляет собой сложную систему, включающую в себя множество различных элементов. Целенаправленное воздействие этой системы на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности обеспечивается социальным контролем. Как работает механизм социального контроля?

Любая деятельность разнообразна, каждый человек совершает множество поступков, взаимодействуя с социальной средой (с обществом, социальными общностями, общественными институтами и организациями, государством и другими индивидами). Эти действия, отдельные поступки, поведение человека находятся под контролем окружающих его людей, групп, общества. Пока они не нарушают общественного порядка, существующих социальных норм, этот контроль незаметен. Однако стоит нарушить установленные обычаи, правила, отступить от образцов поведения, которые приняты в обществе, социальный контроль проявляет себя. Один человек перебежал улицу перед движущимся транспортом, другой закурил в кинозале, третий совершил хищение, четвертый опоздал на работу… Во всех этих случаях может последовать реакция других людей: замечания, другие проявления недовольства со стороны окружающих, соответствующие действия администрации, милиции, суда. Эта реакция окружающих обусловлена нарушением соответствующих социальных норм, правил, традиций. Люди, среагировавшие на приведенные ситуации, отражают установки общественного сознания (или общественного мнения), которое поддерживает порядок, охраняемый нормами. Именно поэтому с их стороны последовала реакция осуждения названных действий.

Выражение недовольства, объявление выговора, наложение штрафа, наказание, выносимое судом, – все это санкции; наряду с социальными нормами они являются важнейшим элементом механизма социального контроля. Санкции означают либо одобрение и поощрение, либо неодобрение и наказание, нацеленные на поддержание социальных норм. Иными словами, санкции бывают либо позитивные, направленные на поощрение, либо негативные, направленные на пресечение нежелательного поведения. И в том и в другом случае их относят к формальным, если они применяются в соответствии с определенными правилами (например, награждение орденом или наказание по приговору суда), или неформальным санкциям, если они проявляются в эмоционально окрашенной реакции непосредственного окружения (друзей, родственников, соседей, сослуживцев).

Общество (большие и малые группы, государство) оценивает индивида, но и индивид оценивает общество, государство, самого себя. Воспринимая оценки, адресованные ему со стороны окружающих людей, групп, государственных институтов, человек принимает их не механически, а избирательно, переосмысливает через собственный опыт, привычки, усвоенные им ранее социальные нормы. И отношение к оценкам других людей оказывается у человека сугубо индивидуальным: оно может быть положительным и резко отрицательным. Вспомним сказанное в начале курса: человек постоянно сам себя оценивает, при этом самооценка может меняться в зависимости от зрелости личности и общественных условий, в которых она действует. Человек соотносит свои действия с одобряемыми им социальными образцами поведения при выполнении тех социальных ролей, с которыми он себя отождествляет.

Таким образом, наряду с высшим контролем со стороны общества, группы, государства, других людей, важнейшее значение имеет внутренний контроль , или самоконтроль , в основе которого лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания, усвоенные индивидом.

В процессе самоконтроля большую роль играет совесть, т.е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что несправедливо; субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам. У человека, совершившего в состоянии возбуждения, по ошибке или поддавшись соблазну дурной поступок, совесть вызывает чувство вины, моральные переживания, желание исправить ошибку или искупить вину.

Способность осуществлять самоконтроль – ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует свое поведение в согласии с общепринятыми нормами . Самоконтроль – одно из важнейших условий самореализации личности, ее успешного взаимодействия с другими людьми.

Итак, важнейшими элементами механизма социального контроля являются социальные нормы, общественное мнение, санкции, индивидуальное сознание, самоконтроль. Взаимодействуя, они обеспечивают поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирование социальной системы в целом .

Основные понятия: отклоняющееся поведение, социальный контроль.

Термины: преступность.

1. В одной из зарубежных работ по проблеме отклоняющегося поведения говорится: «Отклонения – естественная часть социальной жизни. И осуждение, регулирование и запрещение, моральное совершенствование не уменьшают отклонений, так как возникают более строгие нормы поведения. Специфические отклонения могут исчезать, а другие – появляться… Исчезновение крупных преступлений поведет к усилению внимания к более мелким». Согласны ли вы с изложенной точкой зрения? Можно ли избавить общество от отклонений? Объясните свой ответ.

2. Раскройте смысл высказывания английского историка Г.Т. Бакла (1821–1862): «Общество готовит преступление, преступник совершает его». Разделяете ли вы такую точку зрения? Разъясните свою позицию на каком-либо примере, взятом из газет.

3. Согласны ли вы с высказыванием французского драматурга Ж. Расина (1639–1699): «Крупным преступлениям всегда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел, чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудержную распущенность»? Аргументируйте свой ответ.

За период с 1989 по 1994 г. в России наблюдался значительный рост преступности подростков. Количество преступлений выросло на 41,1%, а количество подростков, совершивших преступления, – на 35,5% (со 150 тыс. до 203,3 тыс.). Каковы причины этого явления? В чем его социальная опасность? Что, с вашей точки зрения, нужно делать, чтобы подростковая преступность пошла на убыль?

5. По вопросу о борьбе с преступностью возникла дискуссия.

Одна точка зрения: нужно ужесточить наказания. Посмотрите на Сингапур. Поймали тебя с наркотиками – высшая мера наказания, с незаконным оружием, даже если ты его не применял, – тоже. В некоторых мусульманских странах по закону за воровство отрубают кисть руки. И там уже давно никто не ворует.

Другая точка зрения: жестокость наказаний сделает преступность более жестокой. Главное – неотвратимость наказания. Если все будут знать, что любое преступление будет раскрыто, преступность резко сократится.

А что об этом думаете вы?

6. 9 июня 2002 г. хулиганствующие футбольные «фанаты» после неудачи российской команды в матче с командой Японии устроили погром в центре Москвы, где около огромного экрана собрались тысячи болельщиков. В результате были избиты случайные прохожие, многих из которых пришлось госпитализировать. Было сожжено 8 и разбито 40 автомашин, 36 витрин магазинов, таксофоны, а также плафоны и дверные стекла в метро. В связи с этими событиями назывались различные их причины: одни говорили, что зачинщиками выступили «бритоголовые», входящие в бандитские группировки, другие полагали, что стихийные беспорядки связаны с продажей алкогольных напитков, третьи считали, что погром спровоцировал показанный на экране видеоролик, на котором некий человек разбивает топором машину.

Как думаете вы: каковы причины этих событий? Что необходимо делать, чтобы предотвратить подобные явления?

Поработайте с источником

Прочтите отрывок из работы российского социолога Р. В. Рыбкиной о преступности в России.

Весь ход реформ сопровождался не только ростом числа преступлений, но и серьезными изменениями самой структуры преступности. В частности, резко возрос «вес» организованной преступности. Но главное, она превратилась из чисто криминальной силы в самоорганизующуюся социальную систему, интегрированную во все властно-экономические структуры и практически не подконтрольную правоохранительным органам, более того, в социальный институт российского общества. Это значит, что она породила: 1) собственные, специфические для нее организации-«крыши»; 2) особые нормы теневого поведения (такие, как «рэкет», «накат», «откат» и т.п.); 3) особые социальные роли, за которыми закреплено осуществление этих норм, и 4) особые социальные взаимоотношения между участниками преступных сообществ, в которые они вступают при осуществлении тех или иных преступных операций, а также особые взаимоотношения между криминалом и властью.

Главный процесс, свидетельствующий об институционализации преступной деятельности, – это ее все большее срастание с властью. Этот процесс идет на всех уровнях – как на отдельных предприятиях и в фирмах в регионах страны, так и в высших органах законодательной (парламент) и исполнительной (правительство) власти. Это позволяет говорить о двух новых для России процессах, которые возникли в эпоху либерализации экономики: первый процесс – теневизация общества, т. е. все больший уход различных общественных структур в тень… и второй процесс – криминализация общества, т.е. все большее усиление в нем роли преступных элементов, связанных с теми или иными политическими, правовыми, экономическими и другими структурами общества.

Рывкина Р. Б. Драма перемен. – М., 2001. – С. 37–38.

Вопросы и задания к источнику:

1) Что нового дает вам источник по сравнению с учебным текстом? 2) Что означают в тексте документа слова «уход в тень»? Как вы понимаете взятые в кавычки слова: «крыши», «рэкет», «накат», «откат»? Почему автор использует их в социологическом исследовании? 3) Как вы думаете, почему рыночные реформы в России сопровождались криминализацией общества? 4) Какая информация в этом источнике подтверждает особую опасность организованной преступности для общества и государства? 5) Какие меры вы считаете первоочередными для борьбы с организованной преступностью?

Социальные интересы и формы социального взаимодействия

Социальный интерес и социальное взаимодействие – предмет комплексного изучения разных социально-гуманитарных наук. Так, социология исследует сущностные характеристики социального взаимодействия как родового понятия социальной науки, изучает его разновидности и принципы регуляции, анализирует средства обмена, всеобщие виды и формы взаимодействий. Социальная психология рассматривает социальное взаимодействие как интерактивную сторону общения, обращая основное внимание на психологическое содержание, структуру и механизмы этого процесса.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Как вы уже знаете, интерес представляет собой одну из форм направленности личности. Человека интересует то, что может удовлетворить его потребности. Социальные интересы – это одна из важных движущих сил деятельности любого социального субъекта (личности, группы, какой-либо социальной общности, общества в целом). Они неразрывно связаны с потребностью данной общности. Напомним, что в отличие от потребностей, направленных в первую очередь на предмет удовлетворения, определенную совокупность материальных и духовных благ, интересы человека, как правило, направлены на те общественные условия, которые позволяют удовлетворить соответствующую потребность. К их числу можно отнести: социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение предметов, ценностей и благ (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.).

Социальность интересов обусловлена тем, что в них всегда присутствует элемент сопоставления человека с человеком, одной социальной группы с другой. Таким образом, можно говорить о социальных интересах, т.е. интересах людей, составляющих какую-либо социальную общность (страту, этнос), тот или иной коллектив, объединение (политическую партию, профессиональное объединение и т.п.) . Набор специфических социальных интересов наряду с совокупностью определенных прав и обязанностей – непременный атрибут каждого социального статуса. В первую очередь эти социальные интересы направлены на то, чтобы сохранить или преобразовать те учреждения, порядки, социальные нормы, от которых зависит распределение благ, необходимых данной социальной группе. Поэтому различие интересов, так же как разница в уровне доходов, условиях труда и отдыха, уровне престижа и открывающихся перспективах продвижения в социальном пространстве, относится к проявлениям социальной дифференциации.

Социальный интерес лежит в основе любых форм состязательности, борьбы и сотрудничества между людьми. Привычные, устоявшиеся интересы, признанные общественным мнением, не подлежат обсуждению, приобретая таким образом статус законных интересов. Например, в многонациональных государствах представители различных этнических групп заинтересованы в сохранении своего языка и своей культуры. Поэтому создаются школы и классы, в которых ведется изучение национального языка и литературы, открываются культурно-национальные общества. Любая попытка ущемления подобных интересов воспринимается как покушение на жизненные устои соответствующих социальных групп, общностей, государств. Исторический опыт свидетельствует, что, как правило, ни одна из социальных групп не поступается своими интересами добровольно, на основе нравственно-этических соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны, других групп или общностей. Наоборот, каждая из групп стремится к экспансии своих интересов, к закреплению достигнутого успеха и его развитию, как правило, за счет интересов других групп и общностей. (Проиллюстрируйте это положение примерами.)

Современный мир представляет собой сложнейшую систему взаимодействия реальных социальных интересов. Возросла взаимозависимость всех народов и государств. На первый план выступают интересы сохранения жизни на Земле, культуры и цивилизации.

1

Статья содержит характеристику понятия «социальный интерес». Авторы определяют социальный интерес как интегративное качество личности, выражающееся в направленности внимания на потребности и чувства других людей и создании условий для их развития и самореализации. Выявлены психологические корреляты социального интереса. Положительные: социально-перцептивная установка; эмоциональный отклик, интуитивный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии, идентификация, проникающая способность в эмпатии, альтруизм, мотивация помощи. Отрицательные: отчуждение, завуалированная жесткость по отношению к людям, обоснованный негативизм. Предложены структурные компоненты социального интереса и их содержание: когнитивный, эмоционально-регулятивный, коммуникативно-поведенческий, мотивационно-ценностный. Авторами разработана и реализована программа социально-психологического тренинга, направленного на формирование социального интереса у студентов – будущих психологов. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости и возможности формирования социального интереса и обусловливающих его качеств у студентов – будущих психологов в процессе специально организованных занятий.

социальный интерес

социальный интерес психолога

отчуждение

альтруизм

1. Адлер А. Понять природу человека / пер. Е.А. Цыпина. – СПб.: Академический проект, 1997. - 256 с.

2. Бондаренко О.Р., Лукан У. Индивидуальная психология и Гуманистическая психология. Созвучия и расхождения между психотерапевтическими подходами Альфреда Адлера и Карла Роджерса // Консультативная психология и психотерапия. – М., 2010. – С. 175–190.

3. Молоканов М.Б. Двухмерное пространство моделей коммуникативного взаимодействия // Вопросы психологии. – 1995. – № 5. – С. 51–60.

4. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг в концепции Альфреда Адлера. – СПб.: Речь, 2002. – 347 с.

5. Управление персоналом. Словарь. Эмпатия [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://psyfactor.org/personal25.htm.

6. Adler A. Kurze Bemerkungenuber Vernunft, Intelligenz und Schwachsinn. Internationale Zeitschrift fur Individualpsychologie, 6, 1928. – С. 267–272.

Содержание жизни человека во многом определяется его взаимоотношениями с другими людьми, качество которых, начиная с определенного периода, обусловливается свойственными ему психологическими особенностями, включающими в том числе и его собственное отношение к другим, которое может быть как позитивным (доброжелательным, понимающим, эмпатийным, поддерживающим), так и негативным (недоброжелательным, агрессивным, игнорирующим). Особое значение отношению к другим людям придается в работе психолога.

Успешное оказание психологической помощи невозможно без проявления искреннего интереса к личности клиента и его проблеме. Необходимость обеспечить психологический комфорт клиенту, развить его готовность и способность не создавать себе проблем, а также, в случае необходимости, находить самостоятельное решение предполагает особый тип отношения к клиенту со стороны психолога, направленный на актуализацию ресурсов и личностный рост клиента.

В этой связи в нашей работе уделяется особое внимание исследованию такого качества, как «социальный интерес».

Авторство термина «социальный интерес» принадлежит австрийскому психологу Альфреду Адлеру , использовавшему немецкое понятие «Gemeinschaftsgefuhl», которое в переводе на русский язык означает «дух солидарности, общности»; «чувство солидарности». Первоначально термин был переведен на английский язык как «socialinterest», а затем перешел в русские реферативные журналы.

Давая собственную характеристику социального интереса, А. Адлер отмечает следующее: «Когда мы говорим, что это чувство, мы, конечно, имеем на это право. Но это больше, чем чувство, это форма жизни… Я не могу дать ему совершенно однозначное определение, но у одного английского автора я нашел высказывание, которое точно выражает то, чем мы могли бы дополнить наше объяснение: «видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого». Мне кажется, что пока это допустимое определение того, что мы называем чувством общности» . Адлер придавал терапевтическое значение данному чувству, отмечая, что необходимо способствовать получению пациентом опыта контакта с другим человеком и дать ему, таким образом, возможность перенести пробужденное чувство общности на других. Он также называл социальный интерес признаком психического здоровья, выступающим основой интеграции человека в общество и устранения чувства неполноценности.

На значимость социального интереса в работе психолога указывают и многие другие авторы. Так, согласно М.Б. Молоканову , интерес к другому выступает как базисный фактор для оценки эффективности общения психолога и его профессиональной успешности. При высоком уровне социального интереса общение психолога с клиентом строится на основе внутреннего состояния клиента, его субъективного восприятия себя и своего состояния. При невыраженном интересе общение строится на внешней картине состояния, без учета переживаний клиента.

В нашей работе под социальным интересом понимается интегративное качество личности, выражающееся в направленности внимания на потребности и чувства других людей и создании условий для их развития и самореализации.

Соответственно, социальный интерес психолога выступает как интегративное качество его личности, выражающееся в направленности внимания на потребности и чувства клиента и создании психологических условий для его развития и самореализации.

В отличие от эмпатии, которая, в частности, определяется как «понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир» , социальный интерес рассматривается нами как форма направленности личности, как ее жизненная установка, обусловливающая готовность и желание человека к конструктивному и продуктивному взаимодействию с другими людьми на благо их и всего общества.

Проявление социального интереса предполагает сформированность у психолога определенных качеств и свойств его личности. В этой связи нами было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого использовались следующие диагностические методики: «Диагностика уровня эмпатии» (автор В.В. Бойко), «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях» (автор В.В. Бойко), «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (автор О.Ф. Потемкина), «Методика диагностики социально-перцептивной установки личности по отношению к другим людям» (авторы Т.Д. Дубовицкая, Г.Ф. Тулитбаева), «Мотивация помощи» (автор С.К. Нартова-Бочавер), «Шкала эмоционального отклика» (авторы А. Меграбян, Н. Эпштейн), «Субъективная оценка межличностных отношений» (автор С.В. Духновский).

Для диагностики социального интереса использовалась методика Дж. Кренделла «Шкала социального интереса» . Методика содержит 24 пары личностных качеств, 9 из которых - буферные. Согласно инструкции испытуемые из каждой пары выбирают качество, которым предпочли бы обладать, как собственной характеристикой. Пары подобраны таким образом, что одно качество соответствует индивидуалистическим стремлениям человека, а другое носит социально ориентированный характер (например, быть «энергичным» или «способным сотрудничать»; «заслуживающим доверие» или «умудренным опытом»).

В качестве испытуемых выступили студенты второго и третьего курсов факультета психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы в количестве 120 человек (110 женского и 10 мужского пола), в возрасте от 18 до 20 лет.

Проведенный корреляционный анализ показал, что социальный интерес положительно коррелирует со шкалами: социально-перцептивная установка (rxy = 0,485; р < 0,001); эмоциональный отклик (rxy = 0,542; р < 0,001), интуитивный канал эмпатии (rxy = 0,317; р < 0,001), эмоциональный канал эмпатии (rxy = 0,213; р < 0,02), идентификация (rxy = 0,373; р < 0,001), проникающая способность в эмпатии (rxy = 0,354; р < 0,001), альтруизм (rxy = 0,467; р < 0,001), мотивация помощи (rxy = 0,649; р < 0,001).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что проявление социального интереса характеризуется способностью сопереживать другому человеку, чувствовать то, что чувствует другой, переживать те же эмоциональные состояния, идентифицировать себя с ним, ориентацией на альтруистические ценности (возможно, в ущерб себе), эмоциональную поддержку и оказание помощи.

Отрицательные корреляции выявлены по следующим шкалам: отчуждение (rxy = -0,614; р < 0,001), завуалированная жесткость по отношению к людям (rxy = -0,334; р < 0,001), обоснованный негативизм (rxy = -0,216; р < 0,02).

То есть в случае низкой выраженности социального интереса субъекту свойственно стремление дистанцироваться от других, в отношениях имеет место отсутствие доверия, понимания, близости; человек осторожен в установлении доверительных отношений, возможны переживания одиночества, изолированности; проявляется готовность и стремление видеть прежде всего негативное в других людях (зависть, неблагодарность, корысть и др.).

Проведенное эмпирическое исследование позволило также выявить следующее: низкий показатель социального интереса имеют 29,0 % испытуемых, средний показатель - 36,6 %, высокий показатель - 34,4 %. Хотя средние арифметические показатели социального интереса у лиц женского пола несколько выше, чем у лиц мужского пола (7,24 и 6,63 балла соответственно), но эти различия не являются статистически значимыми.

Результаты исследования свидетельствуют, с одной стороны, о значимости социального интереса для успешного оказания психологической помощи клиентам, а с другой - о недостаточной выраженности данного качества у студентов - будущих психологов и необходимости его целенаправленного формирования в ходе специально организованных занятий.

В этой связи нами был разработан спецкурс, целью которого явилось формирование у студентов-психологов социального интереса и соответствующих ему качеств и черт личности. При этом мы опирались на точку зрения А. Адлера, который отмечал, что «чувство общности не врожденное, а есть только врожденная возможность, которую нужно развивать сознательно» [цит. по 2, с. 185]. Согласно А. Адлеру, развитие социального интереса происходит в социуме. Особую роль в этом процессе играет воспитание. Переживания и чувства в период раннего детства могут способствовать или препятствовать развитию социального интереса, в случае последнего формируются асоциальные формы поведения человека.

Для целенаправленного формирования социального интереса у студентов - будущих психологов нами была разработана его структура, включающая следующие компоненты:

1) когнитивный - включает позитивную социально-перцептивную установку личности по отношению к другим людям;

2) эмоционально-регулятивный - способность к эмпатии и саморегуляции своего эмоционального состояния;

3) коммуникативно-поведенческий - коммуникативная компетентность, ассертивность;

4) мотивационно-ценностный - осознание и принятие ценности позитивных взаимоотношений, стремление помогать другим людям, направленность на развитие личности клиента.

Занятия со студентами проводились в форме социально-психологического тренинга заявленных черт и качеств личности и включали: анализ кейсов, деловые и ролевые игры, дискуссии и специальные упражнения. В качестве экспериментальной группы выступило 54 студента; в качестве контрольной группы - 66 студентов факультета психологии Башкирского государственного педагогического университета им М. Акмуллы.

В качестве психологических механизмов формирования социального интереса выступили: осознание ценности социального интереса как для общества, так и для личности, рефлексия, целеполагание, интериоризация-экстериоризация, идентификация, подражание, аттракция. Занятия проходили один раз в неделю по 2 часа (всего 42 часа), студенты также выполняли домашние задания и при необходимости могли обратиться за индивидуальной консультацией к психологу, проводившему занятия. Для определения значимости различий использовался U-критерий Манна - Уитни.

Сравнительный анализ динамики средних арифметических показателей социального интереса показал, что уровень социального интереса у студентов экспериментальной группы значимо вырос с 7,2 баллов (констатирующий этап) до 9,1 балла (контрольный этап) (Uэмп = 925, при р ≤ 0,01). В контрольной группе данный показатель даже уменьшился, но незначительно (был 7,15 баллов, стал 7,03 балла).

У студентов экспериментальной группы также значимо увеличились средние арифметические показатели по следующим шкалам: социально-перцептивная установка личности по отношению к другим людям (Uэмп = 823, при р ≤ 0,00), активность, связанная с бескорыстной заботой о других (Uэмп = 739, при р ≤ 0,00), эмоциональный отклик (Uэмп = 924, при р ≤ 0,001), рациональный канал эмпатии (Uэмп = 954, при р ≤ 0,002), эмоциональный канал эмпатии (Uэмп = 1067, при р ≤ 0,014), идентификация (Uэмп = 951, при р ≤ 0,001), умение управлять эмоциями (Uэмп = 1114, при р ≤ 0,029), проникающая способность в эмпатии (Uэмп = 767, при р ≤ 0,00), интуитивный канал эмпатии (Uэмп = 898, при р ≤ 0,00). То есть студенты экспериментальной группы стали в большей мере проявлять интерес и внимание к другим людям, позитивно относиться к ним, проявлять отзывчивость, оказывать эмоциональную поддержку, находить индивидуальный подход, стремиться приносить пользу; увеличилось количество студентов, ориентированных на создание атмосферы открытости, доверительности, задушевности.

Таким образом, проведенное нами исследование показало возможность формирования социального интереса и обусловливающих его качеств у студентов - будущих психологов в процессе специально организованных занятий. Несомненно, что данное качество является значимым для всех, кто работает с людьми, в том числе для учителей, воспитателей, врачей, менеджеров по персоналу и др. Сформированность социального интереса у данной категории работников может служить профилактикой профессионального выгорания и профессиональной деформации. Интерес к людям, отзывчивость и возможность оказать им психологическую поддержку замечаются окружающими, вызывают у них ответное позитивное отношение, которое они с готовностью выражают. Целенаправленное развитие данного качества позволит, на наш взгляд, сформировать социально активных, социально ответственных и гуманистически ориентированных граждан.

Рецензенты:

Кудашев А.Р., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента, ГБОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан», г. Уфа;

Фатыхова Р.М., д.п.н., к.псх.н., профессор кафедры психологии, зав. кафедрой психологии, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет им. М. Акмуллы», г. Уфа.

Работа поступила в редакцию 18.11.2014.

Библиографическая ссылка

Дубовицкая Т.Д., Тулитбаева Г.Ф. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ДИАГНОСТИКА, РАЗВИТИЕ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-10. – С. 2276-2279;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35934 (дата обращения: 30.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Социальный интерес (social interest)

Gemeinschaftsgefuhl, или С. и., - одно из самых оригинальных и уникальных понятий, предложенных Альфредом Адлером в его теории индивидуальной психологии. Оно относится к врожденной потенциальной способности чел. идентифицироваться с др. людьми и разделять их чувства. Это понятие охватывает не только чувства чел. по отношению к его ближайшему окружению любимых и друзей, но также к человечеству в целом, как настоящему, так и будущему. Предполагается, что это качество, хотя и врожденное, развивается только в соц. контексте, и в особенности благодаря раннему взаимодействию младенца с матерью и отцом.

С. и. проявляется в различных формах. Одной из них является готовность чел. к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах. Другая - это склонность чел. давать другим больше, чем требовать. Наконец, он может проявляться в способности одного чел. к эмпатическому пониманию мыслей, чувств и опыта другого. А. Адлер считал главной задачей жизни каждого чел. быть общественным по природе. Следовательно, он верил, что успешный ответ на те вызовы, к-рые бросает нам дружба, карьера и интимность, зависит от способности каждого устанавливать контакты с др. людьми и сотрудничать с ними.

См. также Адлерианская психология, Альтруизм, Эмпатия, Просоциальное поведение

Ф. Д. Келли

Смотреть что такое "Социальный интерес (social interest)" в других словарях:

    - (от лат. socialis общественный и interest важно) элемент мотивационно потребностной сферы, автор А. Адлер. По представлениям Адлера, социальный интерес выступает основой интеграции в общество и устранения чувства неполноценности. Ему… … Психологический словарь

    социальный интерес - Этимология. Происходит от лат. socialis общественный и interest важно. Автор. А.Адлер. Категория. Элемент мотивационно потребностной сферы. Специфика. По представлениям Адлера, социальный интерес выступает основой интеграции в общество и… …

    Социальный интерес - (Social interest). Чувство эмпатии по отношению к человечеству, проявляющееся в виде сотрудничества и взаимодействия с другими, скорее во имя общественного блага, чем ради личных целей. Согласно Адлеру, социальный интерес является полезным… … Теории личности: глоссарий

    Адлер (Adler) Альфред - (7.02.1870, Вена 28.05.1937, Абердин, Шотландия) австрийский психиатр и психолог, один из ведущих деятелей психоанализа, основатель индивидуальной психологии. Биография. В 1895 г. защитил докторскую диссертацию по медицине в Вене. С 1902 по 1911… … Большая психологическая энциклопедия

    Не следует путать с секта. Тоталитарная секта особый тип организации, для которой характерны авторитарные методы управления, ограничения прав человека для членов организации и деятельность которой представляет опасность для жизни и здоровья … Википедия

    США (United States of America, U. S. A.), гос во в Сев. Америке. Tepp. США состоит из 3 несмежных частей: двух материковых районов собственно США (осн. часть США) и Аляски, и Гавайских о вов в Тихом ок. Осн. часть США граничит на С. с Канадой, на … Советская историческая энциклопедия

§ 7. Социальные интересы и формы социального взаимодействия

киваемся сегодня, - это результат, прежде всего, духовного убожества отдельных людей, а также целенаправленной де­ятельности нечистоплотных политиков, преследующих ко­рыстные цели. Из истории (и не только из нее) вы хорошо знаете, к каким катастрофическим последствиям приводят попытки внедрения расистских и нацистских идей. Любой расизм, национализм, антисемитизм есть ложь, причем ложь преступная, ибо вместе с моральными нормами нару­шаются конституционные права человека.

НИ Основные понятия: этнос, нация.

ЯННТермины: национальность, национальный менталитет, национальные традиции и ценности.

Проверьте себя

1) В каком значении употребляется понятие «этнос» в на­шей науке? 2) Чем различаются определения понятия «эт­нос»? 3) Какой признак этноса считается основным? 4) По­чему понятие «нация», по мнению многих ученых, не является строго научной категорией? 5) Почему утвержда­ют, что национальный менталитет - это своего рода память о прошлом, обусловливающая поведение людей? 6) Каковы, по мнению Ильина, главные ценности русского народа? По­чему философ называл их сверхнациональными? 7) Что слу­жит подтверждением этнического многообразия современно­го человечества?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Персидский поэт и философ Саади (1210 -1292) писал:

Все племя Адамово - тело одно,

Из праха единого сотворено.

Коль тела одна только ранена часть,

То телу всему в трепетание впасть.

Над горем людским ты не плакал вовек, -

Так скажут ли люди, что ты человек? Как вы понимаете смысл этих строк, написанных в XIII в.? Почему говорят, что они актуальны и сегодня? Со­гласны или не согласны вы с этим утверждением? Объясни­те свою позицию.


  1. Вам хорошо знакомы формулировки: национальные
    традиции, национальная кухня, национальный доход, вало­
    вой национальный продукт, национальные особенности,
    Национальный филармонический оркестр России, многона­
    циональный народ России. Понятие «национальный» ис­
    пользуется здесь в разных смыслах, поскольку разную трак­
    товку имеет само понятие «нация». Объясните, в каком
    смысле надо понимать каждую из этих формулировок.

  2. В состав традиции специалисты включают обычаи, ри­
    туал, обряд. Каждый из этих видов традиции имеет свои
особенности. Попробуйте сами обрисовать их. Для убеди­тельности приведите примеры.

4. В СССР национальность определялась и фиксировалась в паспорте. В общественном мнении также господствовала жесткая норма единственной, обязательной и кровной на­циональной принадлежности. И если государство записало в паспорте, значит, ты и есть именно то, что записано. Этно­лог В. А. Тишков называет такую ситуация «вынужденной идентичностью» и отмечает, что подобных примеров на тер­ритории бывшего СССР не тысячи, а миллионы. Он приво­дит близкий ему пример. Приятель его сына Феликс Хача­турян, всю жизнь проживший в Москве, ни слова не знающий по-армянски, никогда не бывавший в Армении, числился по советскому паспорту армянином, хотя не толь­ко по культуре, но и по самосознанию является русским.

Ученый ставит вопрос: имеет ли право такой человек считать себя русским? Или основными определителями эт­нической идентичности являются звучание фамилии и внешний облик? У ученого есть четкий, обоснованный от­вет. А вы какого мнения? Объясните.

Поработайте с источником

Русский историк В. О. Ключевский (1841-1911) в своем знаменитом «Курсе русской истории» отмечал, что условия жизни убедили русского человека, что «надобно дорожить ясным летним рабочим днем, что природа отпускает ему ма­ло удобного времени для земледельческого труда. И что короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться без­временным, нежданным ненастьем. Это заставляет велико­русского крестьянина спешить. Усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и в пору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья».

Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. - М., 1987. - Т. 1. - С. 315.

Вопросы и задания к источнику. 1) В чем состоит основная мысль фрагмента? 2) Какие черты российской ментальности сфор­мировались под воздействием описанных условий жизни? 3) Как вы думаете, какое воздействие на ментальность россиян оказыва­ют современные условия жизни?