Чем занимается соц педагог. Профилактическая работа социального педагога. группа. Планирование работы

Довольно часто люди спрашивают, кто такой социальный педагог. Это тот вопрос, которые волнует многих молодых родителей и некоторых преподавателей. Ведь вроде бы учитель является таковым везде. Но при чем тут тогда "социальный"? Неужели данный сотрудник имеет какие-то определенные обязанности в школе, отличающие и выделяющие его из массы других преподавателей? Социальный педагог, можно сказать, для многих - вечная и непостижимая загадка. Только сегодня мы попытаемся приоткрыть завесу тайны и разобраться, что здесь к чему. То есть, поближе познакомимся с данной важной работой.

Кто такой

Разумеется, социальный педагог - это преподаватель. Причем преимущественно в школах. Но чем он отличается от обычного учителя? Многие полагают, что ничем. За исключением названия. Только на самом деле это совсем не так. Дело все в том, что социальный педагог в школе - это очень важный сотрудник. Почему?

Да потому что он, по идее, должен лучше разбираться в детском поведении и психологии, что помогает подобному сотруднику лучше организовывать занятия. Плюс ко всему, социальный педагог, по мнению некоторых директоров, должен заниматься мировоззрением и воспитанием учеников. И это правильно. Только вот разных задач у подобного работника очень много. И они, можно сказать, не ограничены. Давайте попытаемся с вами разобраться, в чем заключается работа социального педагога с детьми. Это не так уж и трудно, как может показаться на первый взгляд.

Социализация

Первый момент, который только можно предположить - это социальная помощь ученикам. Можно сказать, что социальный педагог - это в какой-то мере профессия, сочетающая в себе самого обычного учителя и психолога. Только обычно такой работник старается помочь ребятам в процессе социализации. И адаптации к новому месту учебы, если ребенок был переведен по каким-то причинам в другую школу.

Если честно, то деятельность социального педагога очень хорошо просматривается в детских садах и начальной школе. Там малышей обучают общаться со взрослыми, сверстниками, а также учат поведению в обществе. Без этого нельзя представить себе разумного человека.

Тем не менее это не единственная обязанность подобного работника. Их еще очень много. И не стоит путать психолога, учителя и социального педагога. Хотя все эти три профессии, интерпретированные в школе, очень схожи между собой. Особенно относительно некоторых образовательных моментов.

Адаптация

Как уже было сказано, социальный педагог иногда помогает адаптироваться новым ученикам в школе. И как раз адаптация (не только новеньких) - это еще одна обязанность подобного работника. Причем это распространяется и на сотрудников образовательного учреждения.

Также следует упомянуть, что социальный педагог в школе обязан разрабатывать концепции, помогающие поддерживать благоприятную обстановку на рабочем и учебном месте. Только на практике данный момент учитывается крайне редко. Или же воплотить его в жизнь удается далеко не всегда.

Основная проблема создания атмосферы, годной для обучения и работы - это общество. В каждом учебном заведении контактируют разные личности. И если принимать во внимание всех и каждого (как это следует делать), то найти "золотую середину" просто невозможно. Таким образом, создание благоприятной атмосферы в школе, а также помощь в адаптации сотрудникам учреждения, как правило, возлагают на плечи психологов. Или вообще "опускают" их.

Воспитание

Работа социального педагога включает в себя обязанности по воспитанию подрастающего поколения. То есть, вам придется формировать ценности и мировоззрение детей. Обычно данную задачу возлагают на детский садик или начальную школу, где на малышей еще очень легко влиять.

Тем не менее на деле данная тенденция также встречается крайне редко. Ведь зачастую работа социального педагога в школе заключается в "разруливании" споров между детьми и банальным проведением урока по тому или иному предмету. Но иногда таких сотрудников специально назначают классными руководителями - тут уже придется заниматься "воспитанием" школьников, независимо от ваших желаний.

Консультации

Крайне важный момент, который только может встречаться - это оказание и проведение консультаций. Инструкция (должностная) социального педагога включает в себя данный пункт. Причем помогать и консультировать придется по разным вопросам.

Например, давать советы учителям и помогать им правильно организовывать занятия таким образом, чтобы они оказались интересны ученикам. Или же присутствовать на родительских собраниях и вести беседы относительно поведения каждого ученика в целом. Кроме того, иногда придется заменять детского психолога. Особенно если речь идет о социализации и приспосабливании к новому месту учебы. Это не адаптация, а именно установление контакта с преподавателями и сверстниками. В подобной ситуации социальный педагог - это тот, кто должен проконсультировать ученика и дать ему советы по общению. Причем очень важно наблюдать за эмоциональным состоянием школьника в этот момент.

На деле получается обычно так, что социальные педагоги просто ведут занятия и присутствуют на родительских собраниях. Особенно когда у детей наблюдаются проблемы с поведением или оценками. В таких случаях преподаватели действительно готовы дать консультации и рекомендации. В большинстве случаев они оказываются действенными и эффективными.

Организация мероприятий

Если честно, то социальный педагог - это не только преподаватель. Это еще и хороший организатор. То есть, в обязанности такого сотрудника входит проведение и организация разных мероприятий. Например, праздничных.

Именно социальные педагоги должны заниматься поиском подходящего места проведения праздника, а также организовывать то или иное мероприятие. Разработка плана, продвижение идеи - все это обязанность нашего сегодняшнего сотрудника. Обычно с праздниками никаких проблем не возникает - достаточно провести опрос среди учителей, учеников и родителей, а затем подобрать максимально подходящее место.

Основная проблема организации мероприятий возникает тогда, когда они касаются образовательного процесса. То есть, социальный педагог обязан заботиться о проведении разных мероприятий по обучению и совершенствованию педагогов, а также учеников. Как правило, во внеурочное время. Хороший работник должен не только провести и организовать такое занятие, а еще и привлечь к нему "публику".

Трудоустройство

Также есть и еще одно очень специфичное дело, которое касается нашей сегодняшней профессии. Речь идет о помощи при трудоустройстве учеников. Методики социального педагога, как правило, должны помогать ребятам выбирать себе максимально подходящую профессию, а также удобное место для работы и построения карьерной лестницы.

Только вот на практике данную обязанность никто не соблюдает. Неужели сейчас можно представить себе ученика, который обратиться за помощью при трудоустройстве к социальному педагогу? Конечно же, нет. Таким образом, обычно поиск работы для школьника - это сугубо индивидуальная задача родителей и их детей, которая никоим образом не относится к социальным педагогам.

Но тут есть одно маленькое но. Зачастую такие сотрудники проводят специальные тесты на профориентацию. Результаты, в свою очередь, становятся очень хорошими помощниками и советчиками юным школьникам, служащими для выбора места работы. Можно сказать, современный социальный педагог в школе оказывает косвенную помощь ребятам в вопросе выбора профессии и поиска работы.

Анализ поведения

Социальный педагог - это не только учитель, совмещающий в себе навыки организатора и консультанта. Это еще и хороший аналитик. Он, как правило, должен следить за учениками и анализировать их поведение. В случае возникновения проблем - докладывать классному руководителю и родителям. И, разумеется, давать советы по устранению проблемы.

Данная обязанность на практике реализуется крайне редко. Ведь зачастую об отклонениях в поведении докладывают самые обычные учителя, которые проводят уроки в классах. Тем не менее профессиональный социальный педагог должен уметь вовремя начать "бить тревогу", а также правильно делать заключения относительно поведения ребенка. Очень хорошо в этом вопросе помогает психология.

Нужно ли

Вот мы и изучили с вами профессию социального педагога. Как видите, деятельность его крайне разнообразна, а ответственность - огромна. Поэтому приходится думать, стоит ли устраиваться на данную должность.

Однозначного ответа тут нет. Если у вас "душа лежит" к обучению детей и их воспитанию, то можете попробовать. Только будьте готовы к напряженному рабочему графику, а также нервной работе и маленькой зарплате. Как правило, социальные педагоги встречаются среди пожилых людей.

Молодые сотрудники не особо радуются данному месту работы. Можно сказать, со временем она начинает устаревать и теряет свою актуальность. В частности, из-за отсутствия профессиональных кадров. Оно и понятно - никто не станет специально учиться в вузе, чтобы потом зарабатывать копейки.

Социальная педагогика - отрасль, рассматривающая процесс воспитания через призму характерных для общества. Каждая отдельно взятая личность развивается в определенной среде, где имеются свои устои, стереотипы, приоритеты. Человек не может существовать отдельно от социума, более того, он активно влияет на окружающих, внося в ближайший "микромир" свое мироощущение. Процесс этот обоюдный и взаимосвязанный. Личность может подчиниться требованиям среды, либо окружению придется принять человека таким, какой он есть.

Социальный педагог - это специалист, который помогает детям и подросткам социализироваться в обществе, найти в нем свое место, оставшись при этом самостоятельной личностью. Это определение показывает идеальную картину в плане воспитания, то, к чему должны стремиться все специалисты, работающие с детьми. На практике же социальный педагог - это человек, который в школе занимается мониторингом неблагополучных семей и среди детей. Цель этой работы - научить ребят сопротивляться дезорганизующим условиям.

Деятельность и других учебных заведениях заключается в изучении определенной семьи, выявлении проблем в этой ячейке общества, нахождении путей решения трудных ситуаций, а также в координировании работ по заданному маршруту. Опять-таки, речь идет о должностных обязанностях, прописанных в положении образовательного учреждения. В реальной жизни картина несколько иная.

В действительности социальный педагог - это человек, который становится в решении многих проблем. С одной стороны, профессиональные обязанности и ожидания общества, связанные с достижением определенных целей. С другой, полное нежелание конкретной неблагополучной семьи решать свои проблемы. Ведь контингент, с которым работает специалист, - это асоциальные семьи с пьющими родителями, половина из которых уверена, что они глубоко несчастные люди, обиженные жизнью. Другая половина из разряда "непутевых", которым на все наплевать, включая своих детей. Понятно, что детей из этой среды сравнимо с подвигом, потому что ребенок, проживающий в этих условиях, считает их нормальными и часто идет по стопам родителей. Только единицы адекватно осознают свое положение и стараются его исправить. Самое интересное, что они часто достигают больших результатов, поскольку мотивация - вещь очень мощная.

Опускать руки нельзя ни в коем случае: если не бороться с негативными социальными явлениями, они поглотят общество целиком. Если удается нормализовать жизнь хотя бы нескольких семей - это победа.

Социальный педагог - это человек, работу которого нельзя оценить оценками в журнале, нельзя наглядно показать ее эффективность. Это ежедневный кропотливый труд, приносящий плоды только через длительное время. Но начальству это не докажешь, они требуют наглядности и цифр.

Отчет социального педагога входит в перечень номенклатуры дел специалиста. К ней относятся федеральные, региональные законодательные акты, регламентирующие данный вид деятельности; должностные обязанности; перспективный план работы (куда же без него), в который включено планирование групповой и индивидуальной работы; программы действий по определенным ситуациям, профилактике правонарушений; картотека на детей, с которыми работает специалист; рекомендации для родителей и учителей.

Большинство людей довольно смутно представляют обязанности социального педагога в школе, но, так или иначе, сталкивались с результатами деятельности этого сотрудника. Обычно считается, что функционал социального педагога ничем не отличается от по любому другому предмету, но это большое заблуждение.

Задачи социального педагога

Социальный педагог - это человек, который обеспечивает коммуникацию между учеником, родителями, администрацией школы и сторонними организациями.

Обязанности социального педагога

  1. Контроль взаимодействия между учащимися, создание здорового климата в коллективе.
  2. Организация полезного досуга школьников, адаптация их в социуме, помощь в эффективном взаимодействии детей и взрослых.
  3. Постоянное учащихся, особенно с «неблагополучными».
  4. Отслеживание процесса общения учащегося с семьей, устранение возможного насилия со стороны родителей.
  5. Анализ коммуникации между школьниками и их педагогами, устранение спорных вопросов.
  6. Защита интересов детей в общественных организациях.

Как видно из вышеизложенного, обязанности социального педагога в школе считаются архиважными, ведь дети - это будущее нашей страны, и помочь ученикам влиться в социум - основная задача такого педагога. Поэтому можно смело сказать, что эта специальность очень важна для любой среды, где обитают дети.

Профилактическая работа социального педагога

В основные обязанности социального педагога в школе входит профилактическая работа:

  • разъяснение учащимся о вреде табакокурения, употребления алкоголя и запрещенных препаратов;
  • пропаганда спортивных кружков и здорового образа жизни;
  • привлечение школьников к общественно-полезной работе.

В большинстве стран мира система образования предусматривает наличие социального педагога, ведь все понимают важность той задачи, которая возложена на такого сотрудника. Обязанности социального педагога в школе в России разительно не отличаются от функционала такого сотрудника в другой стране, ведь фактически ими преследуется одна глобальная цель - воспитать людей с активной гражданской позицией, высоким уровнем нравственных качеств и развитым патриотизмом. А это главная задача любого государства.

Взаимодействие социального работника с учителями и родителями

В обязанности социального педагога в школе входит не только общение с детьми, но и помощь взрослым. Такие люди обычно помогают учителям завоевать уважение среди учащихся, грамотно организовать процесс образования, чтобы заинтересовать учеников в школьном предмете. Такой педагог обязан присутствовать на родительских собраниях, давать рекомендации родителям по поводу воспитания их чад, анализировать степень социальной адаптации самих родителей и осуществлять посильную помощь в коммуникации между родителями и детьми: зачастую родители настолько заняты процессом зарабатывания денег, что совсем забывают о воспитании.

Социальный работник и ФГОС

Любой сотрудник общеобразовательного учреждения в своей деятельности должен руководствоваться Федеральным государственным образовательным стандартом. Обязанности социального педагога в школе по ФГОС включают в себя:

  • сформировать из ребенка полноценную личность вне зависимости от уровня его успеваемости;
  • использовать в своей деятельности новые технологии - быть современным;
  • пробудить в ребенке исследовательский интерес путем внедрения самообразования, ведь знания, полученные самостоятельно, являются наиболее продуктивными;
  • руководствоваться системно-деятельностным подходом к обучению - индивидуальный подход к каждому ученику;
  • раскрывать его особенностей и талантов, изменение процесса обучения - учить ученика учиться;
  • организовывать внеклассные мероприятия.

Требования к личности социального педагога

Такая профессия, как социальный работник, обязывает человека обладать следующими качествами:

  1. умение не просто объяснять, а вызвать интерес к процессу обучения - из учителя превратиться в сопровождающего.
  2. Цельность: способность созидать и взращивать в ребенке самостоятельность и активность в процессе обучения.
  3. Высокая нравственность.
  4. Гибкость: способность к применению инновационных технологий.

Можно сказать, что эта профессия является очень ответственной. В процессе поиска сотрудника обязанности социального педагога в школе для резюме следует указать как можно более полно, чтобы соискатели заранее могли оценить свои способности к этой уникальной профессии.

Особенности педагога в школе-интернате

В последние десятилетия Россия пережила тяжелые времена: экономические кризисы, проблемы на рынке труда, нестабильная внешнеполитическая обстановка - все это очень сильно сказалось на детях. Появляется все больше семей, в которых дети превращаются в социальных сирот, сталкиваются с насилием и жестокостью со стороны родителей. Дети, оставшиеся без родителей, направляются в школы-интернаты и детские дома. Разумеется, в таких учреждениях социальный психолог сталкивается с более глобальными задачами, помимо становления личности ребенка - это защита его интересов и прав (право на жилье, пособия и т. д.) и работа с семьями, готовыми взять на себя ответственность за детей-сирот. В обязанности социального педагога в школе-интернате входит:

  • установление правового статуса маленького гражданина;
  • выяснение информации о местонахождении родителей и прочих родственников ребенка, его жилищных условиях и состоянии здоровья;
  • обеспечение интересов и прав ребенка;
  • определение ребенка в школу-интернат.

В процессе обеспечения конституционных прав ребенка социальный работник взаимодействует с судами, налоговой инспекцией, Сберегательным банком, федеральной миграционной службой и пенсионным фондом.

Психологическая помощь детям-сиротам

Постоянно сталкиваясь с домашним насилием, поступая в школу-интернат, ребенок находится в состоянии сильнейшего стресса, ведь детская психика хрупка и податлива, к тому же то, что переживают такие дети, и для взрослых будет испытанием. А значит, задача социального работника - адаптировать такого ребенка к коллективу в интернате, зажечь в нем желание жить, вернуть веру в людей и тягу к знаниям. Также важно провести профилактику вреда употребления наркотиков и алкоголя, потому что в состоянии стресса ребенок может захотеть уйти от реальности в наркотическую эйфорию, чего случиться категорически не должно. Кроме того, очень важно объяснить ребенку, что он не является ущербным и ущемленным в правах по сравнению с детьми из благополучных семей, просто так сложилась жизнь. В таких тяжелых ситуациях прекрасно действует отвлечение в виде хобби. Это может быть спорт, чтение, вышивка - любое увлечение подойдет, потому что помимо морального удовлетворения происходит дополнительное раскрытие личности и маленькому человеку намного проще будет определиться с тем, кем же он хочет стать в будущем.

Внеклассная деятельность социального работника

Любой социальный работник должен быть прекрасным организатором, потому что в основные обязанности социального педагога в школе входит и организация различных мероприятий, в том числе и праздничных. Организовать тематические праздники, такие как Новый год, День защитников отечества, Международный женский день, обычно труда не составляет. Проблемы возникают с мероприятиями в рамках учебного процесса: они направлены на развитие не только учащихся, но и учителей, и родителей. Например, день самоуправления, вебинары по повышению уровня коммуникативности для учителей и родителей учащихся, семинары по повышению педагогической осведомленности родителей. Как правило, родители учеников слишком заняты, чтобы вести активную школьную жизнь. Задача социального педагога - привлечь к общественной жизни максимальное число родителей.

Итак, рассмотрев основные аспекты деятельности, можно сделать вывод о том, что задачи и обязанности социального педагога в школе носят глобальный характер. Такой человек должен любить свою работу и понимать ту степень ответственности, которая на него возлагается. Дети - это хрупкие существа, личность которых формируется в школьные годы, поэтому задача социального педагога - организовать процесс перехода ребенка во взрослую жизнь максимально комфортно, помочь ему понять свое предназначение, мечты, стремления.

Нужно научить ребенка общаться со сверстниками, педагогами и прочими гражданами, направить его по пути саморазвития, нивелировать возможность употребления вредящих здоровью препаратов. Но самая важная задача социального педагога - объяснить ребенку понятие Родины и повысить уровень патриотизма.

Отечественная школа имеет опыт решения социальных проблем учащихся. это деятельность классных руководителей и завучей по воспитательной работе, на которых возлагались и задачи социальной работы и социальной педагогики. Но изменились условия жизни в стране, отношение к учителю и в новых условиях решать социальные проблемы стало необходимо на качественно новом уровне – профессионально. Для обеспечения действенности такой работы социальной службе школы необходимы специалисты, способные решать задачи диагностики (социолог и психолог) и прикладной работы (соц. работник и соц. педагог). Возникла необходимость в специальной социальной службе школы. Что в идеале должна представлять собой такая служба? Общее руководство деятельностью соц. службы школы осуществляет директор через своих заместителей по соц. защите и охране детства и учебно-воспитательной работе. Он определяет общую стратегию деятельности всей соц. службы, контролирует и направляет ход ее реализации. Зам. Директора по соц. защите и охране детства руководит соц. – пед. деятельностью воспитателей групп продленного дня, кл. руководителей, кл. воспитателей и соц. педагогом, психологом, социологом, соц. работником. Должностей социолога и соц. работника в школе пока нет, поэтому функции социолога выполняет психолог, а обязанности соц. работника – соц. педагог (разница в словах – соц. работник и соц. педагог).

Соц. работник – это человек, призванный непосредственно выполнять функции соц. защиты прав ученика, решение его соц. проблем, а при необходимости и соц. защиты учителя.

Главная функция психолога школы - изучение и диагностика различных школьных проблем.

Соц. педагога с учетом диагностики, проделанной психологом, должен определить возможности реализации знания объекта (ученика, группы, учителя),разработать методические рекомендации для реализации полученных знаний,пед. грамотно строить свою работу с отдельным учеником, родителями, учителями, семьями и.т.д. Например, все три работника имеют дело с семьей. Но соц. работник имеет дело с семьей школьника, нуждающегося в соц. защите, а психолог и соц. педагог работают с родителями, имеющими проблемы во взаимоотношениях со своим ребенком. Только психолог диагностирует отклонения в отношениях, а соц. педагог разрабатывает конкретную программу действий по преодолению данного недостатка. Объекты работы более схожи у психолога и соц. педагога, но основные направления работы различны. Например, объект работы – классный коллектив. У психолога направление работы будет – выявление психологических отклонений в личности школьника, а у соц. педагога – организация досуговой деятельности.

Итак, чем же занимается соц. педагог в школе? (Чаще всего ему отводят роль воспитателя, который занимается культурно-досуговой деятельностью со школьникам во внеурочное время, раньше такой работой занимался пионервожатый). Социальный педагог имеет три основные направления деятельности:

С учителями

С учениками

С родителями.

Он может помочь учителю:

Разработать индивидуальную методику работы с учеником по его обучению и воспитанию;

Оказать помощь в разработке методики взаимоотношений с отдельными родителями;

В разрешении конфликтов: учитель – ученик; учитель – класс; учитель- родитель и т.д.;

В организации и проведении школьных праздников, вечеров, КВН;

В подготовке и проведении классных досуговых мероприятий;

Взаимодействие с различными досуговыми культурными центрами города;

В организации кружков художественной самодеятельности;

В организации досуга учителей;

В организации профориентационной работы.

В организации взаимодействия с местными органами, центрами соц. обслуживания, работниками отделов по работе с несовершеннолетними;

В организации взаимодействия с различными молодежными организациями, культурными, физкультурно-оздоровительными, туристическими учреждениями по организации соц. пед. работы со школьниками.

Он может помочь ученику:

В преодолении конфликтных ситуаций в классе, с родителями, с учителями;

В работе по самовоспитанию, самосовершенствованию;

Облегчить период адаптации в различные периоды его жизни в школе;

В выборе различных форм досуговой активности;

В выборе будущей специальности;

В приобщении к здоровому образу жизни.

Работа с родителями заключается в основном в консультировании, совете, методической помощи:

В налаживании взаимоотношений с ребенком;

В урегулировании конфликтов с учителями

Оказание всех видов социальной помощи семье.

В целом, социальный педагог, объединяясь с другими специалистами социальной сферы, становится организатором внеучебного времени школьников, координирует работу пед. коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона.

Также, соц. педагог работает с детьми в микрорайоне. Он составляет единый план воспитательной работы в микрорайоне и школе, который объединяет школу и все соц. службы в решении общей проблемы воспитания и защиты детей. (внешкольные детские учреждения – дворовые клубы, дома творчества, воспитатели групп продленного дня, кл. руководители).

Эксперимент по созданию соц – пед комплексов в России начат еще в 70 – е годы. Это были поиски новых форм воспитания, привлечения к заботе о детях всего общества.

Например, в Свердловске территорию района города, который участвовал в эксперименте, разделили на микрорайоны, в которые входили 2-3 школы. Комплексом руководил Совет, который координировал работу всех предприятий, учебных заведений, организаций, вовлеченных в воспитание детей. Производственные коллективы вели трудовое и экономическое воспитание школьников, профориентационную работу. Члены депутаткой комиссии райсовета помогали в решении организационных вопросов. Идейно-политическим, нравственным, трудовым воспитанием занимались комсомольские организации предприятий. Учреждения культуры (Дворцы культуры, кинотеатры, клубы, библиотеки) вели воспитательную работу совместно со школой. Преподаватели и студенты вузов занимались созданием и подготовкой пед. отрядов. Сотрудники больниц и поликлиник оказывали мед помощь, занимались мед просвещением, пропагандой здорового образа жизни. Военкомат привлек к работе в комплексе офицеров запаса, демобилизованных солдат, которые готовили подростков к службе в армии, проводили военно-спортивные игры – «Зарницу», «Орленок». Жилищно-коммунальные управления участвовали в создании материальной базы воспитательной работы с детьми по месту жительства, в клубах, детских и спортивных площадка. Были привлечены работники ГАИ, пожарной части, отдел по работе с несовершеннолетним правонарушителями. Работа комплекса давала хорошие результаты.

По-другому направлению пошли педагоги 59 школы г. Ярославля. В школе 50 –60 классов – 1600-188 детей. В школе работает 8 заместителей директора, 25 соц. педагогов, 17 педагогов доп. Образования, 3 психолога, 3 педагога- организатора. Цель – превратить школу в воспитательный центр. Соц. служба комплекса состоит из нескольких подразделений:

Территориальная соц. служба, которую осуществляют «уличные социальные педагоги»;

Внутришкольная служба социальной заботы о детях (кл. руководители, воспитатели групп продленного дня, организаторы внеклассной работы);

Психологическая служба (психологи, логопеды);

Мед. служба (врач, медсестры).

специалист по социально-педагогической работе с детьми и родителями, с подростками, молодежными группами и объединениями, со взрослым населением в условиях образовательных и специализированных учреждений, по месту жительства. С. п. призван обеспечивать направленную социально-педагогическую помощь и поддержку процесса социализации различных категорий детей и молодежи, способствовать их социальному воспитанию в условиях жизнедеятельности, оказывать психолого-педагогическую и социально-педагогическую помощь семье, различным воспитательным учреждениям, помогать подросткам в период их социального и профессионального становления. В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой, включающей его должностные обязанности (7- 14-й разряды), социальный педагог 1.Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, раз витию и социальной защите детей в учреждениях и по месту жительства. 2.Изучает особенности личности обучающихся, окружающей микросреды, условия жизни. 3.Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении детей и своевременно оказывает им со циально-педагогическую помощь и поддержку. 4.Выступает посредником между личностью подопечных и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов. 5.Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по со циальной защите и помощи, реализации прав и свобод личности воспитан ников. 6.Организует различные виды социально ценной деятельности детей и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении. 7.Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отноше ний в социальной среде. 8.Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопас ности личности воспитанников, заботится об охране их жизни и здоровья. 9.Осуществляет работу по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, ис пользованию ценных бумаг воспитанников числа сирот и оставшихся без попечения родителей. 10.Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занято сти, с благотворительными организациями и т. д. в организации помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физиче скими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экс тремальные ситуации. (1)

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПЕДАГОГ СОЦИАЛЬНЫЙ

специалист по работе с детьми и взрослым населением в соц.-культурной и семейно-бытовой сферах. В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой, включающей его должностные обязанности (7-14-й разряды), соц. педагог: – осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и соц. защите личности детей в учреждениях и по месту жительства; – изучает особенности личности обучающихся, окружающей микросреды, условия жизни;- выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении детей и своевременно оказывает им соц. помощь и поддержку; – выступает посредником между личностью подопечных и учреждением, семьей, средой, специалистами различных соц. служб, ведомств и административных органов; – определяет задачи, формы, методы соц.-пед. работы, способы решения личных и соц. проблем, принимает меры по соц. защите и помощи, реализации прав и свобод личности воспитанников; – организует различные виды соц. ценной деятельности детей и взрослых, мероприятия, направленные на развитие соц. инициатив, реализацию соц. проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении; – способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в соц. среде; – содействует созданию обстановки психол. комфорта и безопасности личности воспитанников, заботится об охране их жизни и здоровья; – осуществляет работу по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг воспитанников из числа сирот и оставшихся без попечения родителей; – взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами соц. служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и т. д. в оказании помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.