Социальное положение в обществе определяет его. Статусом называется позиция, положение человека в группе или обществе. Смотреть что такое "Положение в обществе" в других словарях

Общество в повседневной жизни - это группа людей, которые входят в какой либо круг общения.Также обществом называют добровольные объединения людей с схожими интересами.

Понятие общества

В науке общество понимается, как постоянно развивающееся. Оно имеет настоящие, прошлое и будущее. Людьми, которые жили в далеком прошлом созданы города, техника, учреждения. От них мы получили практические умения, язык на котором говорим. Если бы было не так, то жизнь пришлось бы начинать с начала: создавать самим орудия труда; увивать животных, чтобы сделать себе одежду и т.п.

Объединение людей в обществе не зависит от желания кого либо. Человек при рождении уже вступает в жизнь общества. Существуют большие группы людей, которые отличаются от других рядом общих признаков. Между разными группами людей существуют разные связи и отношения. Каждый человек входит в общественную группу, принадлежит к определенной нации и т.п.. Таким образом он вступает в общественные отношения.

Основные сферы общественной жизни

Общество можно подразделять на четыре сферы :

1. Экономическая сфера. В нее входят промышленное и сельскохозяйственное производство, и все что с ними связано (например, отношения людей в процессе).

2. Социальная сфера. В нее входят нации и национальные отношения, отношения людей в семье, медицинское обслуживание.

3. Политическая сфера. Включает в себя государство правительство политику и все, что с этим связано.

4. Духовная сфера. Сюда входили наука и научные учреждения, религия и религиозные организации, искусство и учреждения культуры.

Все эти сферы с друг другом взаимосвязаны.

Социальные нормы - правила поведения, которые направлены на сохранение целостности общества. Эти нормы могут указывать на требуемые действия, могут запрещать что либо. К числу социальных норм относятся обычаи.

Изменение положения человека в процессе развития общества

На сегодня мир людей очень разнообразен. Это разнообразие проявляется во всех сферах общественной деятельности. В экономике разных стран встречаются различные типы хозяйств. В большинстве стран мира на рыночной экономике развивается современная промышленность.

Более отчетливо прослеживается связь экономики и политики. Большим разнообразием отличается культурная жизнь. Абсолютные и ограниченные монархии находятся по соседству с президентскими и парламентскими республиками.

Проблемы современного общества

Проблемой на данный момент является экологический кризис и сохраняющаяся угроза (в малой степени) военного конфликта мирового масштаба. Наибольшую тревогу вызывает экологическая ситуация.

Демографическая - проблема народонаселения. Связана с тем, что в одних странах население возрастает постепенно, а в других растет очень быстро и условия жизни становятся хуже.

Положение в обществе - это основная потребность в престиже. У животных это проявляется как желание привлечь к себе внимание. Птенцы и различные животные требуют к себе внимания, чтобы заставить своих родителей удовлетворить их потребности. Если у птенца потребность во внимании особенно сильна, это может повысить его шансы на выживание по сравнению с другими обитателями гнезда. У людей положение в обществе также имеет определенное значение для выживания, потому что оно обеспечивает лучшее питание и состояние здоровья, а также дает преимущество при появлении опасности. Например, когда «Титаник» начал тонуть, пассажирам первого класса дали возможность занять места в спасательных шлюпках в первую очередь.

Роли в обществе

Люди, поведение которых определяет положение в обществе, стремятся продвинуться «наверх» в этом мире. Они хотят «кем-то» стать; они надеются стать богатыми и поражать других людей тем, насколько они богаты. На людей с высокой потребностью добиться положения в обществе производят впечатление дорогие дома, одежда с этикетками от известных дизайнеров и шикарные автомобили. Их приводят в восхищение члены королевской семьи, знаменитости и так называемое высшее общество. Они чрезмерно заботятся о своей репутации, и для них весьма важно, что думают о них другие. Они ощущают себя значительными и испытывают чувство превосходства над другими людьми. Они могут наслаждаться тем вниманием, которое им обеспечивает их положение в обществе. С другой стороны, на людей со слабой потребностью занять определенное положение в обществе не производят впечатления дорогие вещи и статус знаменитостей. Их не трогает, если другие люди неправильно судят о них, потому что они не столь сильно заботятся о своей репутации.

Поскольку в большинстве культур положение в обществе ценится высоко, богатые люди редко вступают в брак с бедными. Хотя богачи иногда и влюбляются в бедняков, их потребность иметь высокое положение в обществе и их отношение к принадлежности к определенному социальному классу могут воспрепятствовать вступлению в брак, который может рассматриваться их современниками как мезальянс. С другой стороны, бедные люди часто мечтают о браке с богатым человеком. Один из самых неподвластных времени сюжетов в художественной литературе - это история о богаче, влюбившемся в бедную девушку, - победит ли любовь богача его стремление к высокому положению в обществе? В сказке о Золушке именно так все и произошло.

Положение в обществе настолько важно для некоторых людей, что они ищут его даже, когда речь идет о смерти. Я когда-то подслушал беседу двух человек, пришедших на похороны. Один из них объяснял родственнику, что его родители должны быть похоронены в престижной части кладбища. Он заметил, что там участки, конечно же, стоят дороже, но его родители считают, что для места вечного пристанища нужно выбирать самое лучшее. Они заранее отложили деньги, которые могли бы потратить еще при жизни, для того, чтобы их похоронили на престижных участках. Что может служить лучшим доказательством того, что положение в обществе относится к категории внутренних ценностей (которого добиваются ради него самого)?

Вообще, люди стремятся занять такое положение в обществе, которое обеспечивает им ощущение комфорта. Карьеристы стремятся к высокому статусу, а сторонники равноправия ищут статус пониже. У этих двух групп противоположные потребности в отношении статуса - у одной из них имеется сильная мотивация к высокому положению в обществе, а другая - стремится избежать его. Большинство людей стремится к умеренности, старается уравновесить ощущения значимости (высокий статус) и скромности (низкий статус). Когда люди достигают более высокого положения в обществе, чем им хотелось бы, они ищут скромных занятий, чтобы гармонизировать свои ощущения; если же они чувствуют, что им приходится повиноваться гораздо более, чем им хотелось бы, они ищут более высокого положения в обществе.

Положение в обществе - это психологически важная потребность, которая воздействует на многие области жизни. Хотя все человеческие общества имеют иерархии статусов, в которых каждому определено свое место, в некоторых обществах эта классификация может быть гораздо более четкой и подробной, чем в других. Кастовая система в Индии поразительно точно иллюстрирует сказанное. Там принадлежность к касте определяет то, какой работой могут заниматься люди, с кем сочетаться в браке, чем разрешается питаться и с кем можно общаться.

Существует примерно 3000 каст, которые образуют четыре больших класса. Во главе этой иерархии стоят брахманы (священники или ученые), за ними идут кшатриасы (воины и правители), васиасы (купцы, крупные торговцы и земледельцы) и судрасы (ремесленники, лавочники, слуги, и рабы).

Как показано в книге Поля Фасселя «Класс», американцы высоко ценят положение в обществе. Например, на стоянках компании людям высокого ранга выделяются места, расположенные ближе к зданию офиса, чем людям низкого ранга. Людям с высоким статусом предоставляются офисы большей площади, расположенные ближе к начальнику, чем людям с низким статусом. Почти у всех крупных корпораций существует перечень должностей, согласно которому человек занимает соответствующее положение в корпорации. В нашей частной жизни высокое положение в обществе подтверждается проживанием в престижном квартале, принадлежностью к местному клубу, дорогой одеждой и роскошным автомобилем.

Предприниматели зачастую пользуются названиями должностей, чтобы повысить или понизить их статус. Когда квалифицированным специалистам с сильной потребностью достичь высокого положения в обществе предлагают новую работу, они могут потратить больше времени на согласование названия своей должности, чем на величину зарплаты и количество льгот. Многие люди обращают больше внимания на название своей должности, чем на размер своей зарплаты, чтобы оценить, насколько хорошо развивается их карьера. В университетских кругах колледжи Лиги Айви хорошо известны тем, что зарплата преподавателей там меньше, чем в любом другом университете. Разность в зарплатах, возможно, восполняется престижностью преподавания в таком колледже.

В 50-х годах люди, жившие в пригородах, считали, что они ни в коем случае не должны «отставать от Джоунсов». Когда соседи увидели, что у рядом жившей семьи появился «Олдсмобиль» новой марки, они тут же решили, что им тоже необходимо купить новую машину, просто для того, чтобы показать остальным жителям квартала, как хорошо у них идут дела. В последующие годы такая игра распространилась на членство в местном клубе, профессионально выстриженные лужайки перед домами, открытые бассейны возле дома и балконы, выходящие на задние дворики.

Еще один фактор значимости престижа заключается в том, что он увеличивает стоимость потребительских товаров. И «Мерседес-Бенц», и «ФордКраун Виктория» - превосходные автомобили, которые доставят вас, куда вы захотите. Но «Мерседес» обойдется вам где-то в три-пять раз дороже, чем «Форд». Почему? Частично стоимость повышается за счет более качественных компонентов автомобиля, но большей частью это объясняется фактором престижа. Многие люди готовы заплатить больше за престижную продукцию или за изделие известной фирмы, даже если покупка более дешевых товаров обеспечивает примерно такое же качество. Это говорит о том, что положение товара на рынке высоко ценится очень многими людьми.

Королевское звание занимает самое высокое социальное положение из всех возможных. Положение людей «королевской крови» в обществе не связано с их достижениями, король получает власть по праву рождения. Поскольку для того, чтобы добиться положения в обществе, необходимо привлечь к себе внимание, жизнь королевского двора превращается в спектакль. Они строят пышные, шикарные дворцы, надевают дорогие ювелирные изделия, носят экстравагантную одежду. Если вы сомневаетесь в том, что между положением в обществе и вниманием к человеку имеется связь, постарайтесь попасть на прием к лицу королевского ранга. Я однажды попал на прием, который давал принц Чарльз. Каждый присутствовавший, включая меня, смотрел на него, как будто он был в какой-то мере человеком совершенно другого рода. В этой ситуации меня поразило чувство собственного достоинства, с которым держался принц Чарльз, когда все глядели на него, не отрывая глаз, пристально изучали его. Я вспоминаю, как подумал тогда: так вот в чем заключается смысл принадлежности к королевскому роду - видеть, как все эти люди уставились на тебя, и не испытывать при этом ни малейшего смущения, словно в этом нет ничего особенного.

Как оценить свое положение в обществе

1. Вам почти всегда хочется покупать только самые лучшие или самые дорогие вещи.

2. Часто вы покупаете вещи только для того, чтобы произвести впечатление на других людей.

3. Вы тратите уйму времени, стараясь вступить или поддерживать членство в престижных клубах или организациях.

1. Обычно вас не волнует, что думает о вас большинство людей.

2. Богатство производит на вас значительно меньшее впечатление, чем на большинство людей, которых вы знаете.

3. На вас вообще не производит впечатление принадлежность к высшим слоям общества или королевской семье.

Оцените вашу потребность добиться положения в обществе как потребность средней важности, если вы не оценили ее как очень важную или менее важную, или если вы согласны с утверждением, что эта потребность является для вас одновременно и очень важной и менее важной.

После того как вы оценили себя, у вас может появиться желание оценить членов вашей семьи или знакомых.

4. Почему секретарь боялся высоты


Цели урока: Вывести на научный уровень представления о социальном статусе и социальной роли человека в обществе. Вывести на научный уровень представления о социальном статусе и социальной роли человека в обществе. Развивать умения высказывать собственные суждения; комментировать высказывания, анализировать текст. Развивать умения высказывать собственные суждения; комментировать высказывания, анализировать текст. Выявление и осмысление собственной социальной позиции. Выявление и осмысление собственной социальной позиции.






Основные социальные группы Состав Отношение к реформам и жизненная стратегия Высший слой (1%) Элитные группы в управлении, экономике, силовых структурах. Основной субъект реформ. Средний слой (24%) Предприниматели (кроме крупных), среднее звено бюрократии, старшие офицеры, высококвалифицированные специалисты. Активно участвуют в преобразованиях. Базовый слой (68%) Часть интеллигенции, технический персонал, работники массовых профессий сервиса и торговли, большая часть крестьян. Главные усилия направлены не на преобразования, а на адаптацию. Низший слой (7%) Неработающие пенсионеры, безработные, беженцы. Неспособны адаптироваться в условиях переходного периода.


Основные социальные группы Доля в населении (в %) Уровень денежных доходов на душу в месяц (в долл.) Богатые3-5%Свыше 2000 Состоятельные15% «Середина»20% Малообеспеченные20% Бедные, в том числе «социальное дно». 40% 10-12% Менее 50


Анализ таблиц Какие критерии положены в основу выделения социальных групп в каждом из вариантов социальной структуры? Какие критерии положены в основу выделения социальных групп в каждом из вариантов социальной структуры? Почему, на ваш взгляд, доля богатых в 1варианте существенно ниже, чем во втором? Почему, на ваш взгляд, доля богатых в 1варианте существенно ниже, чем во втором? Чем можно объяснить столь значительную численность малообеспеченных и бедных людей (базовый и низший слой)? Чем можно объяснить столь значительную численность малообеспеченных и бедных людей (базовый и низший слой)?










Социальный статус Это место, которое человек занимает в социальной структуре общества. Это место, которое человек занимает в социальной структуре общества. Это положение человека в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Это положение человека в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.








Социальная роль Модель поведения человека в определенных ситуациях, выработанная обществом. Модель поведения человека в определенных ситуациях, выработанная обществом. Совокупность действий, которые человек выполняет в соответствии со своим социальным статусом. Совокупность действий, которые человек выполняет в соответствии со своим социальным статусом.






Анализ рассказа Какие роли играли тонкий и толстый при встрече? Какие роли играли тонкий и толстый при встрече? Что определило подобное ролевое поведение героев рассказа? Что определило подобное ролевое поведение героев рассказа? Охарактеризуйте роли тонкого и толстого в конце рассказа. У кого из героев роль изменилась? В чем причина изменения? Охарактеризуйте роли тонкого и толстого в конце рассказа. У кого из героев роль изменилась? В чем причина изменения?








Вывод по исследованной проблеме Человек, занимающий определенную позицию в обществе, в наибольшей степени стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Он вырабатывает модель поведения, ориентированную на конкретный статус. Окружающие так будут относиться к личности, как они видят исполнение ею своего статуса через реальное поведение. Человек, занимающий определенную позицию в обществе, в наибольшей степени стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Он вырабатывает модель поведения, ориентированную на конкретный статус. Окружающие так будут относиться к личности, как они видят исполнение ею своего статуса через реальное поведение.


Домашнее задание На примере жизни своих родителей, дедушек и бабушек выясните, как изменилось их социальное положение. С какими обстоятельствами были связаны эти изменения? На примере жизни своих родителей, дедушек и бабушек выясните, как изменилось их социальное положение. С какими обстоятельствами были связаны эти изменения?


Задачи по социологии Жили два зажиточных крестьянина. Один из них собрал хороший урожай пшеницы и получил возможность расширить свое хозяйство. В то же время у другого крестьянина погибла от болезни половина стада, и он понес большие убытки. В результате их материальное положение оказалось различным. Жили два зажиточных крестьянина. Один из них собрал хороший урожай пшеницы и получил возможность расширить свое хозяйство. В то же время у другого крестьянина погибла от болезни половина стада, и он понес большие убытки. В результате их материальное положение оказалось различным. Как вы думаете, каковы возможные социальные последствия описанных событий? Как вы думаете, каковы возможные социальные последствия описанных событий?


В одном из первых сводов законов Киевской Руси – «Русской Правде» - предусмотрены различные наказания за убийство. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во много раз дешевле. В одном из первых сводов законов Киевской Руси – «Русской Правде» - предусмотрены различные наказания за убийство. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во много раз дешевле. Какие выводы можно сделать на основании этих данных? Какие выводы можно сделать на основании этих данных?


В нашем поселке проживает более шести тысяч человек. В нашем поселке проживает более шести тысяч человек. Как вы думаете, какие критерии необходимо применить для описания социальной структуры населения поселка, чтобы она соответствовала реальному положению дел? Как вы думаете, какие критерии необходимо применить для описания социальной структуры населения поселка, чтобы она соответствовала реальному положению дел?

Социальное положение - это важный компонент жизни современного человека. В зависимости от него граждане ведут ту или иную деятельность, влияют друг на друга, а также просто живут и развиваются. Именно благодаря нему у людей появляется так называемый статус. Стоит обратить внимание на то, что не всегда социальное положение значит нечто хорошее. В некоторых случаях оно может быть опасным. В группу риска попадает на данный момент большинство семей в России. Но как определить это? Кто считается находящимся в социально опасном положении? И можно ли как-то это исправить?

Положение - это...

Социальное положение гражданина - это его так называемое место в обществе. Занимаемая им должность, половая принадлежность, национальность, вероисповедание и так далее. Все, что только может характеризовать человека, оказывает влияние на его положение в обществе.

Эдакая принадлежность того или иного гражданина своему происхождению. В зависимости от социального положения, приобретается своеобразный статус. К примеру, богатый-бедный, атеист-верующий и так далее. Все это играет огромную роль для развития общества. Но, как бы грустно это ни звучало, в мире есть так называемое социально опасное положение.

Опасность

Что это такое? Точно сказать никто не может. Ведь здесь роль играют многие факторы. Но если взглянуть на общепринятое понятие, то социально опасное положение - это совокупность обстоятельств и иных элементов в жизни гражданина или семьи, которая указывает на неблагоприятную атмосферу.

Если точнее, то это некое неприятное положение в обществе. Сюда можно отнести очень много разнообразных причин, а также ситуаций. Тем не менее, если выясняется, что социальное положение человека близко к опасности (или уже является таковым), правительство способно предпринять меры по устранению неблагоприятных факторов, влияющих на жизнь гражданина. Особенно, когда дело касается семьи и детей.

Для чего нужно

Социально-экономическое положение людей повсеместно имеет значение. Куда бы вы ни обратились, у вас обязательно будут узнавать о вашем месте в обществе. Ведь так называемый социальный статус играет огромную роль как в становлении личности, так и в построении карьеры и ведении деятельности.

Чаще всего подобного рода вопросы узнаются, когда речь идет о семьях с детьми. Нередко им нужна какая-то помощь или защита. И чтобы государство вовремя смогло прийти на помощь, стоит докладывать о собственном статусе в обществе. Куда бы вы ни обратились, везде будут узнавать эти данные. За исключением разве что магазинов. А вот в разнообразных государственных службах или в госучреждениях придется докладывать о своем положении в обществе.

Наиболее распространенные случаи - это социальное положение детей. Как уже имеющихся, так и будущих. Во время беременности, например, в женских консультациях узнают социальный статус будущей роженицы, а также делают соответствующие записи в обменной карте для фиксирования условий, в которых будет развиваться малыш. Если выяснится, что статус опасен, то будут приняты соответствующие меры. Например, оказание помощи или даже изъятие ребенка из семьи после рождения. То же самое касается школ, детских садов, больниц и так далее. При трудоустройстве социальное положение также уточняется. В общем, данный компонент присутствует повсеместно. Кого можно отнести к группе риска? И какие семьи признаются находящимися в социально опасном положении?

Зависимость

Самый распространенный в России случай - это наличие у членов семьи или близких родственников каких-либо зависимостей. Сюда можно отнести: алкоголизм, наркоманию и даже компьютерную зависимость, тягу к азартным играм. В таком случае социальное положение семьи признается опасным.

В принципе, исправить все возможно. Но на практике такое происходит крайне редко. Зависимость от чего-то вылечить почти невозможно. До тех пор, пока человек сам не захочет этого. Если в семьях имеются дети, то при наличии родственника с зависимостью такое "объединение" признается находящимся в опасном положении и вас "берут на карандаш". Точнее, ставят на учет в соответствующих органах. И теперь социальные службы могут проводить время от времени проверки.

При нанесении серьезного вреда несовершеннолетним детям их могут забрать из семьи. С лишением родительских прав или без этого. Чаще всего родительские права отнимают у зависимого члена семьи, а остальных поддерживает государство.

Жестокость

Если задуматься, то социально опасное положение детей и семей встречается очень часто. Только многие стараются скрыть это. Так, к примеру, жестокое обращение с детьми и членами семьи - это фактор, указывающий на опасность.

Например, домашнее насилие в семье. Это может быть как применение физической силы в любых ее формах (даже в воспитательных целях), так и принижение человеческого достоинства, психологическая тирания, подчинение. Сюда же стоит отнести злоупотребление своими родительскими правами. Такое обычно просматривается в отношении несовершеннолетних детей.

Жестокое обращение в семье будет наказано. Скорее всего, виновного в этом будут судить, опираясь на Уголовный кодекс Российской Федерации. В подобных ситуациях имеют место статьи: "Побои", "Умышленное нанесение вреда здоровью", "Истязание". Список можно продолжать еще долго. Но при подобном положении виновного, скорее всего, приговорят к лишению свободы на срок до 3-х лет. Выявить неблагоприятное социальное положение в обществе из-за жестокого обращения становится все труднее и труднее. Так называемые тираны стараются не проявлять себя, чтобы избежать наказаний.

Условия

Также на социальное положение в семьях влияние оказывают бытовые условия. И все, что с ними связано. Например, безработица или уровень заработной платы. Общее состояние жилья, наличие всего необходимого для комфортного проживания и развития, здоровье проживающих с вами членов семьи - все это крайне важно.

Гражданин признается находящимся в опасном социальном положении, когда он не способен сам проживать и обеспечить пригодное проживание в минимальных "тепличных" условиях для развития человека. То есть, если квартира есть, но она находится в шатком состоянии, холодильник пустует, дети не имеют возможности нормально развиваться и обучаться - все это указывает на опасность.

Чаще всего с такими условиями сталкиваются семьи, которые и без того признаны неблагополучными. Детей, как правило, изымают. Но без лишения родительских прав (если условия проживания - единственный негативный момент в жизни). И дают какой-то промежуток времени, чтобы исправить положение.

Невыполнение обязательств

Кроме всего прочего, невыполнение родительских обязательств - это тоже фактор, который способен повлиять на социальный статус. В законодательстве четко прописаны все права, обязанности и ответственность граждан по отношению к своим детям и родителям. Как только они не исполняются (в злостной форме), можно сетовать на социально опасное положение семьи.

Как при этом развиваются действия и события? Все зависит от конкретной ситуации. Выясняется точная причина, повлекшая за собой опасное положение, после чего, опираясь на разнообразные законы РФ, выносится решение по корректировке ситуации. Чаще всего невыполнение обязательств выражается в уклонении от воспитания и обеспечения несовершеннолетних и нуждающихся детей, уклонении от уплаты алиментов, отказе от поддержки престарелых родителей.

Практика позывает, что в данных ситуациях наступает головная ответственность. Или же суд отнимает у нерадивых родителей права на опеку и воспитание ребенка. Неуплата алиментов исправляется принуждением к выплатам, арестом, лишением свободы, а также изъятием водительских прав и наложением запрета на пересечение границ страны.

Итоги

Как видите, при опасном положении в обществе будут приняты соответствующие меры. К слову, узнать о них можно при помощи доноса, из СМИ или любых других источников информации. Если у вас есть подозрения, что кто-то находится в опасном социальном положении в семье, стоит заручиться доказательствами и обратиться в органы социальной поддержки. Они проведут расследование и разъяснят ситуацию.

Социальное положение само по себе важно. Это неотъемлемая часть общества и гражданина. Появляется оно еще при рождении. Отобрать социальный статус никто не может, а вот изменить в некоторых случаях - вполне. Опасное положение будет исследоваться и исправляться всеми законными силами.

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».

5 класс

« Положение человека в обществе»

Подготовила: Катыхина Д. И.,

учитель обществознания

2017 год

Тема: Положение человека в обществе.

Цель урока : познакомить учащихся с социальным статусом и социальной ролью человека в обществе.

Задачи : выяснить, от чего зависит социальное положение в обществе; подвести учащихся к осознанию того, что положение человека в обществе в значительной степени зависит от него самого; ознакомить с понятиями и терминами.

Планируемые результаты : учащиеся научаться описывать свое социальное положение с разных позиций; развивать умения высказать собственное суждение; овладеют принципом работы с учебником; научаться участвовать в эвристической беседе, дискуссии; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД : метапредметные : развивать умение обмениваться между членами группы для принятия эффективных совместных решений; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; ориентироваться в новом учебном материале, строить речевые высказывания; личностные : формирование навыков анализа; осознание собственной позиции и собственного положения

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I . Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке обществознания. На ваших столах лежат карточки. Поднимите, пожалуйста, ту карточку, цвет которой соответствует вашему настроению и самочувствию (желтая карточка означает хорошее настроение, а синяя – плохое).

(Дети поднимают карточки)

А чтобы сделать наше настроение более солнечным в такую ненастную осеннюю погоду, давайте скажем друг другу комплимент, и подарим улыбку.

Молодцы, все готовы к уроку? (Да).

Отлично, я желаю всем плодотворной работы.

II . Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по предыдущей теме урока.

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? (Социализацию). Что такое социализация? (Социализация – процесс усвоения культурных норм и освоение соц. Ролей)

Какие соц. роли вы уже освоили? Объясните значение понятий: «Культура», «Культурные нормы», «Ценности».

Практикум 1. Стр. 67. Разберем.

III . Мотивационно – целевой этап.

А теперь внимательно послушайте меня. «Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль…».

Английский писатель У.Шекспир.

Эта цитата является своеобразным эпиграфом к нашему уроку.

Как вы понимаете выражение: «Весь мир- театр?». Назовите, какие роли могут быть у разных людей?

Ребята, а давайте вспомним с вами, какие социальные роли выполняет школьник?

А как вы думаете было бы странно, если бы пятиклассник, например, защищал дипломную работу, или расплачивался в автосалоне за дорогую машину? А как вы думаете, почему?

IV . Введение в новый материал.

Делаем вывод: эти действия не будут соответствовать положению ученика в обществе, т.е. его социальному статусу. Исходя из ваших версий, как вы думаете: как будет звучать тема сегодняшнего урока: Положение человека в обществе.

План урока:

1. Что такое социальный статус

2. Социальное положение

3. Права, обязанности и ответственность

4. Многообразие социальных статусов.

V . Работа по теме урока.

Социальные роли человека существуют не сами по себе. Они соответствуют положению человека в обществе. Школьник выполняет роли ученика, сына или дочери, брата или сестры, внука, пассажира автобуса, покупателя в продовольственном магазине, участника ансамбля народного танца и т.д. Но было бы странно, если бы пятиклассник, например, защищал дипломную работу или расплачивался в салоне, покупая дорогой автомобиль. Эти действия не будут соответствовать положению ученика в обществе, т. е. его социальному статусу.

Положение человека в обществе зависит от его прирождённых и приобретённых качеств. Прирождённые качества - рост, физическая сила, цвет глаз, размеры тела, полнота или худоба, темперамент, умственные способности, половозрастные различия и т.д. Если агрессивность - врождённая черта человека, то почти наверняка между людьми будут конфликты.(Картинка).

Темперамент- индивидуальные свойства человека, характеризующиеся прежде всего быстротой возникновения чувств и их силой .

Существует 4 основных типа темперамента:

Флегматик, холерик, сангвиник, меланхолик. Характеризует кратко каждый из них.

Читаем доп. Чтение. (На личном примере, понаблюдайте за собой и попробуйте определить тип своего темперамента).

Холерики: Александр Васильевич Суворов, Александр Сергеевич Пушкин.

Сангвиники: Михаил Юрьевич Лермонтов, Напалеон Бонапарт.

Меланхолики: Сергей Есенин, Николай Васильевич Гоголь.

Флегматики: Михаил Илларионович Кутузов и Гавриил Романович Державин.

Приобретенные качества. Приобретённые качества ещё называют социальные «параметры личности». Они приобретаются в обществе, в отношениях с другими людьми и влияют на социальный статус человека.

(Картинка).

Положительные и отрицательные качества (Картинка).

Характер формируется по мере взросления человека.

У характера бывают как положительные, так и отрицательные качества.

Игра с качествами характера.

Давайте узнаем из учебника, что такое соц. статус и соц. положение. (Читаем и записываем).


Социальное положение - характеристика человека по следующим позициям: пол, возраст, образование, профессия, экономическое (материальное) положение, политические возможности.

Человек занимает определённое социальное положение в обществе в зависимости от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством.

Вы ещё только получаете образование, у вас нет профессии и вы материально зависите от родителей, но как ребёнок вы окружены заботой вниманием старших. И в этом качестве вас наделили множеством прав, как вы думаете какими?

Давайте попробуем описать с разных сторон социальное положение школьника.

В чём особенности социального положения школьника в сравнении со взрослыми? Свой ответ обоснуйте.

Вы ещё только получаете образование, у вас нет профессии, вы зависите материально от родителей. Как ребёнок вы окружены заботой и вниманием старших. Значит, ваше положение - положение человека опекаемого. И в этом качестве вас наделили множеством прав, которые защищает государство через свою судебную систему. Каждый ребёнок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства.

Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учитывать мнение ребёнка, достигшего возраста 10 лет, обязательно, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Школьник имеет право выбирать учебное заведение, кружки и секции по своему усмотрению.

Дополнительное чтение

Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) - международная организация, помогающая детям в более чем 150 странах мира. В России ЮНИСЕФ работает с 1997 года. Основная цель работы фонда в нашей стране - защита прав ребёнка, поддержка прав детей на безопасное и здоровое детство, содействие развитию молодёжи и её активному участию в общественной жизни, содействие формированию общества, в котором каждый ребёнок имеет право на развитие и участие в процессе принятия решений, непосредственно влияющих на его жизнь.

Расскажите о деятельности Детского фонда ООН, используя текст учебника и материалы сайта unicef.ru. Почему дети нуждаются в особой защите? Как это связано с вашим социальным положением?

Социальное положение человека закреплено не только, его правами, но и обязанностями. Как вы думаете, каковы ваши обязанности?

Права человека неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Социальное положение человека закреплено не только его правами, но и обязанностями (необходимостью выполнять что-либо).

У родителей есть обязанность воспитывать своих детей, защищать их интересы и права, заботиться о здоровье. Учителя передают вам новые знания и занимаются вашим воспитанием, администрация школы организует весь процесс обучения, а вы обязаны хорошо учиться.

После наступления совершеннолетия (18 лет) вы получаете право голосовать на выборах, превращаетесь в полноправных и политически активных граждан. С этого момента вы перестаёте быть детьми и переходите в категорию взрослых.

Таким образом, каждый статус характеризуется определёнными правами и обязанностями.

Выполняя те или иные обязанности, человек несёт перед другими определённую ответственность. Сапожник обязан в срок и с высоким качеством доставить свою продукцию заказчику. Если этого нет, он должен быть как-то наказан, может пострадать его репутация либо его могут привлечь к суду.

Ответственность - обязанность отвечать за свои поступки или действия.

Интересные факты



В Российской империи инженер, руководивший строительством железнодорожного моста через реку, стоял под ним в лодке, когда по мосту проходил первый поезд.

Права человека неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Так, статус наследника царского престола или известного телеведущего обязывает вести образ жизни, отвечающий представлениям общества о должном поведении этих людей.

А как вы думаете, от чего зависит положение человека в обществе? Сколько у человека может быть социальных статусов? Какой соц. статус главный?

У одного человека много социальных статусов - он, к примеру, русский (национальный статус), россиянин (статус гражданина), мужчина (пол), средних лет (возраст), православный (религиозный статус), программист (профессиональный), москвич (территориальный), женатый (брачный статус), отец (семейный), болельщик «Спартака» (досуговый), охотник (досуговый), штангист (спортивный), лидер (групповой статус) и т.д.

За каждым статусом скрыта одна или несколько социальных ролей. Так, отец выступает по отношению к своим детям в роли кормильца, воспитателя, товарища по играм.

Если статус - положение в обществе, то роль - модель поведения, соответствующая данному статусу. Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут обычные граждане. Ролевая модель, соответствующая данному статусу, должна оправдать надежды и ожидания его подданных. В свою очередь и подданные, как им велят их статус и ранг, должны действовать в чётком соответствии с набором норм и требований.

Но у любого человека есть один главный статус. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п. В современном обществе это, как правило, профессия - занятие, за которое человеку платят деньги.

Для некоторых людей главным статусом выступает инвалидность. Она определяется состоянием здоровья и соответствующими правами, которыми инвалида наделяет государство.

Подведём итоги.

Положение человека в обществе - социальный статус - определяется его приобретёнными и прирождёнными качествами; зависит от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством. У каждого человека много социальных статусов и социальных ролей. Статусы и роли человека меняются от возраста к возрасту.

Основные термины и понятия
Социальный статус, социальное положение, ответственность, темперамент, характер.

VI . Рефлексия.

Наш урок подходит к завершению.

Что вы узнали сегодня на уроке?

Опишите своё социальное положение с разных позиций: пол, возраст, образование и т.д.

Какой социальный статус для вас является главным? Почему?

Практическая работа.

1. Определить свой темперамент.

2. Какой темперамент у твоих одноклассников?

3. Положительные и отрицательные качества твоего характера.

4. Назвать свой социальный статус. От чего он зависит?

5. Твои права и обязанности в соответствии со статусом.

Яблоня ожиданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».

Конспект урока по обществознанию:

5 класс

« Положение человека в обществе »

Подготовила: Катыхина Д. И.,

Учитель обществознания

2017 год

Тема: Положение человека в обществе.

Цель урока : познакомить учащихся с социальным статусом и социальной ролью человека в обществе.

Задачи : выяснить, от чего зависит социальное положение в обществе; подвести учащихся к осознанию того, что положение человека в обществе в значительной степени зависит от него самого; ознакомить с понятиями и терминами.

Планируемые результаты : учащиеся научаться описывать свое социальное положение с разных позиций; развивать умения высказать собственное суждение; овладеют принципом работы с учебником; научаться участвовать в эвристической беседе, дискуссии; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД : метапредметные : развивать умение обмениваться между членами группы для принятия эффективных совместных решений; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; ориентироваться в новом учебном материале, строить речевые высказывания ; личностные : формирование навыков анализа; осознание собственной позиции и собственного положения

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке обществознания. На ваших столах лежат карточки. Поднимите, пожалуйста, ту карточку, цвет которой соответствует вашему настроению и самочувствию (желтая карточка означает хорошее настроение, а синяя – плохое).

(Дети поднимают карточки)

А чтобы сделать наше настроение более солнечным в такую ненастную осеннюю погоду, давайте скажем друг другу комплимент, и подарим улыбку.

Молодцы, все готовы к уроку? (Да).

Отлично, я желаю всем плодотворной работы.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по предыдущей теме урока.

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? (Социализацию). Что такое социализация? (Социализация – процесс усвоения культурных норм и освоение соц. Ролей)

Какие соц. роли вы уже освоили? Объясните значение понятий: «Культура», «Культурные нормы», «Ценности».

Практикум 1. Стр. 67. Разберем.

III. Мотивационно – целевой этап.

А теперь внимательно послушайте меня. «Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль…».

Английский писатель У.Шекспир.

Эта цитата является своеобразным эпиграфом к нашему уроку.

Как вы понимаете выражение: «Весь мир- театр?». Назовите, какие роли могут быть у разных людей?

Ребята, а давайте вспомним с вами, какие социальные роли выполняет школьник?

А как вы думаете было бы странно, если бы пятиклассник, например, защищал дипломную работу, или расплачивался в автосалоне за дорогую машину? А как вы думаете, почему?

IV. Введение в новый материал.

Делаем вывод: эти действия не будут соответствовать положению ученика в обществе, т.е. его социальному статусу. Исходя из ваших версий, как вы думаете: как будет звучать тема сегодняшнего урока: Положение человека в обществе.

План урока:

1. Что такое социальный статус

2. Социальное положение

3. Права, обязанности и ответственность

4. Многообразие социальных статусов.

V. Работа по теме урока.

Социальные роли человека существуют не сами по себе. Они соответствуют положению человека в обществе. Школьник выполняет роли ученика, сына или дочери, брата или сестры, внука, пассажира автобуса, покупателя в продовольственном магазине, участника ансамбля народного танца и т.д. Но было бы странно, если бы пятиклассник, например, защищал дипломную работу или расплачивался в салоне, покупая дорогой автомобиль. Эти действия не будут соответствовать положению ученика в обществе, т. е. его социальному статусу.

Социальные «параметры личности»

Положение человека в обществе зависит от его прирождённых и приобретённых качеств. Прирождённые качества - рост, физическая сила, цвет глаз, размеры тела, полнота или худоба, темперамент, умственные способности, половозрастные различия и т.д. Если агрессивность - врождённая черта человека, то почти наверняка между людьми будут конфликты.(Картинка).

Темперамент- индивидуальные свойства человека, характеризующиеся прежде всего быстротой возникновения чувств и их силой .

Существует 4 основных типа темперамента:

Флегматик, холерик, сангвиник, меланхолик. Характеризует кратко каждый из них.

Читаем доп. Чтение. (На личном примере, понаблюдайте за собой и попробуйте определить тип своего темперамента).

Холерики: Александр Васильевич Суворов, Александр Сергеевич Пушкин.

Сангвиники: Михаил Юрьевич Лермонтов, Напалеон Бонапарт.

Меланхолики: Сергей Есенин, Николай Васильевич Гоголь.

Флегматики: Михаил Илларионович Кутузов и Гавриил Романович Державин.

Приобретенные качества. Приобретённые качества ещё называют социальные «параметры личности». Они приобретаются в обществе, в отношениях с другими людьми и влияют на социальный статус человека.

(Картинка).

Характер- совокупность индивидуальных особенностей, проявляющихся в поведении и деятельности человека.

Положительные и отрицательные качества (Картинка).

Характер формируется по мере взросления человека.

У характера бывают как положительные, так и отрицательные качества.

Игра с качествами характера.

Молодцы.

Давайте узнаем из учебника, что такое соц. статус и соц. положение. (Читаем и записываем).

Социальный статус - социальное положение человека в обществе.
Социальное положение - характеристика человека по следующим позициям: пол, возраст, образование, профессия, экономическое (материальное) положение, политические возможности.

Человек занимает определённое социальное положение в обществе в зависимости от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством.

Вы ещё только получаете образование, у вас нет профессии и вы материально зависите от родителей, но как ребёнок вы окружены заботой вниманием старших. И в этом качестве вас наделили множеством прав, как вы думаете какими?

Социальное положение школьника

Давайте попробуем описать с разных сторон социальное положение школьника.

В чём особенности социального положения школьника в сравнении со взрослыми? Свой ответ обоснуйте.

Вы ещё только получаете образование, у вас нет профессии, вы зависите материально от родителей. Как ребёнок вы окружены заботой и вниманием старших. Значит, ваше положение - положение человека опекаемого. И в этом качестве вас наделили множеством прав, которые защищает государство через свою судебную систему. Каждый ребёнок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства.

Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учитывать мнение ребёнка, достигшего возраста 10 лет, обязательно, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Школьник имеет право выбирать учебное заведение, кружки и секции по своему усмотрению.

Дополнительное чтение

Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) - международная организация, помогающая детям в более чем 150 странах мира. В России ЮНИСЕФ работает с 1997 года. Основная цель работы фонда в нашей стране - защита прав ребёнка, поддержка прав детей на безопасное и здоровое детство, содействие развитию молодёжи и её активному участию в общественной жизни, содействие формированию общества, в котором каждый ребёнок имеет право на развитие и участие в процессе принятия решений, непосредственно влияющих на его жизнь.

Расскажите о деятельности Детского фонда ООН, используя текст учебника и материалы сайта unicef.ru. Почему дети нуждаются в особой защите? Как это связано с вашим социальным положением?

Социальное положение человека закреплено не только, его правами, но и обязанностями. Как вы думаете, каковы ваши обязанности?

Права человека неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Права, обязанности и ответственность

Социальное положение человека закреплено не только его правами, но и обязанностями (необходимостью выполнять что-либо).

У родителей есть обязанность воспитывать своих детей, защищать их интересы и права, заботиться о здоровье. Учителя передают вам новые знания и занимаются вашим воспитанием, администрация школы организует весь процесс обучения, а вы обязаны хорошо учиться.

После наступления совершеннолетия (18 лет) вы получаете право голосовать на выборах, превращаетесь в полноправных и политически активных граждан. С этого момента вы перестаёте быть детьми и переходите в категорию взрослых.

Таким образом, каждый статус характеризуется определёнными правами и обязанностями.

Выполняя те или иные обязанности, человек несёт перед другими определённую ответственность. Сапожник обязан в срок и с высоким качеством доставить свою продукцию заказчику. Если этого нет, он должен быть как-то наказан, может пострадать его репутация либо его могут привлечь к суду.

Ответственность - обязанность отвечать за свои поступки или действия.

Интересные факты

В Древнем Египте было так: если архитектор построил плохое здание, оно рухнуло и насмерть придавило хозяина, то архитектора лишали жизни. Такова одна из форм проявления ответственности.
В Древнем Риме, если пациент умирал во время операции, врачу отрезали руки.
В Российской империи инженер, руководивший строительством железнодорожного моста через реку, стоял под ним в лодке, когда по мосту проходил первый поезд.

Права человека неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Так, статус наследника царского престола или известного телеведущего обязывает вести образ жизни, отвечающий представлениям общества о должном поведении этих людей.

А как вы думаете, от чего зависит положение человека в обществе? Сколько у человека может быть социальных статусов? Какой соц. статус главный?

Многообразие социальных статусов

У одного человека много социальных статусов - он, к примеру, русский (национальный статус), россиянин (статус гражданина), мужчина (пол), средних лет (возраст), православный (религиозный статус), программист (профессиональный), москвич (территориальный), женатый (брачный статус), отец (семейный), болельщик «Спартака» (досуговый), охотник (досуговый), штангист (спортивный), лидер (групповой статус) и т.д.

За каждым статусом скрыта одна или несколько социальных ролей. Так, отец выступает по отношению к своим детям в роли кормильца, воспитателя, товарища по играм.

Если статус - положение в обществе, то роль - модель поведения, соответствующая данному статусу. Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут обычные граждане. Ролевая модель, соответствующая данному статусу, должна оправдать надежды и ожидания его подданных. В свою очередь и подданные, как им велят их статус и ранг, должны действовать в чётком соответствии с набором норм и требований.

Но у любого человека есть один главный статус. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п. В современном обществе это, как правило, профессия - занятие, за которое человеку платят деньги.

Для некоторых людей главным статусом выступает инвалидность. Она определяется состоянием здоровья и соответствующими правами, которыми инвалида наделяет государство.

Подведём итоги.

Положение человека в обществе - социальный статус - определяется его приобретёнными и прирождёнными качествами; зависит от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством. У каждого человека много социальных статусов и социальных ролей. Статусы и роли человека меняются от возраста к возрасту.

Основные термины и понятия
Социальный статус, социальное положение, ответственность, темперамент, характер.

VI. Рефлексия.

Наш урок подходит к завершению.

Что вы узнали сегодня на уроке?

Опишите своё социальное положение с разных позиций: пол, возраст, образование и т.д.

Какой социальный статус для вас является главным? Почему?

Практическая работа.

1. Определить свой темперамент.

2. Какой темперамент у твоих одноклассников?

3. Положительные и отрицательные качества твоего характера.

4. Назвать свой социальный статус. От чего он зависит?

5. Твои права и обязанности в соответствии со статусом.

Яблоня ожиданий.