Проблемы адаптации первокурсников в вузе. Теоретическое исследование проблемы адаптации студентов. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции

В педагогической печати широко обсуждается проблема адаптации первокурсников к системе высшего образования, и не случайно: от успешности этого процесса во многом зависят дальнейшие профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.

В своем исследовании мы рассматриваем адаптацию в контексте социализации личности, процесса, который позволяет человеку занять своё место в обществе, продвигаясь от асоциального состояния новорождённого к жизни в качестве полноценного члена общества.

В исследованиях А. В. Мудрика, В. В. Москаленко, А. Г. Харчева социальная адаптация рассматривается в единстве с автономизацией личности как основные компоненты социализации.

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономизация - реализация совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, её самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется противоречивыми мотивами «Быть со всеми» или «Оставаться самим собой».

При всём разнообразии подходов к социальной адаптации. Большинство исследователей считают, что главная её функция - это принятие индивидуумом норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллективы, в который он приходит), сложившихся здесь форм социального взаимодействия, формальных и неформальных связей, а также форм предметной деятельности (например, способов профессионального выполнения работ).

Различают несколько форм социальной адаптации: дезадаптацию, пассивную и активную.

Дезадаптация характеризуется недифференцированностью целей и видов деятельности человека, сужением круга его общения и решаемых проблем, и, что особенно важно, - неприятием норм и ценностей новой социальной среды, а в отдельных случаях и противодействие им.

Пассивная адаптация подразумевает то, что индивид принимает нормы и ценности, по принципу «Я - как все», но не стремиться что-либо изменить, даже если это в его силах. Пассивная адаптация - проявляется в наличии простых целей и нетрудных видов деятельности, но круг общения и решаемых проблем шире, по сравнению с уровнем дезадаптации.

Активная адаптация , прежде всего, способствует успешной социализации в целом. Индивид не только принимает нормы и ценности новой социальной среды, но и строит свою деятельность, отношения с людьми на их основе. При этом у такого человека нередко формируются все новые и новые разнообразные цели, но одной из них главной становится цель - полная собственная реализация в новой социальной среде. Круг общения и интересов у человека с активной адаптацией широкий. В конечном счете, этот уровень адаптации ведет к гармоническому единству с людьми, с собой с миром.

С целью выявления особенностей социальной адаптации студентов педвуза мы провели диагностический эксперимент на базе первого курса естественно-географического факультета. Экспериментом было охвачено 104 студента трех отделений факультета. В качестве основного метода было избрано анонимное анкетирование, дополненное целенаправленными наблюдениями в стенах университета и за его пределами.

Основными показателями уровней адаптации стали: анализ успеваемости (промежуточные аттестации и зимняя сессия), степени активности первокурсников в общественной и научно-исследовательской работе.

В анкете студентам первого курса были предложены девять открытых вопросов:

1. Какие трудности Вы сейчас испытываете: в учебе; в общении с группой; в общении с преподавателями; особое мнение?

2. Что Вам нравится в учебе по специальности?

3. Достаточна ли Ваша школьная подготовка для освоения специальных дисциплин?

4. В чем, по-вашему, отличие учебы в школе и в университете?

5. Какая помощь и с чьей стороны Вам нужна для того, чтобы справиться с трудностями (куратора, деканата и т.д.)?

6. Совпало ли Ваше представление о студенческой жизни и об учебе с реальностью? Почему?

7. Какие черты характера, по-вашему, нужны студенту для успешного обучения в университете?

8. Для чего Вам нужно высшее образование?

9. Изменился ли Ваш образ жизни с началом учебы в университете?

Анализ данных анкет позволил выявить основные проблемы адаптации первокурсников к обучению в вузе (по степени убывания их значимости):

1) Недостаточный уровень школьных знаний по многим дисциплинам.

2) Неумение распределять свое время и силы.

3) Неготовность работать с большим объемом новой информации.

4) Отсутствие привычного контроля и опеки со стороны родителей, учителей; неготовность к обучению основанному на полной самостоятельности.

5) Неготовность к выполнению высоких требований преподавателей;

6) Отсутствие у некоторых студентов трудолюбия, силы воли, а главное - желания учиться.

Некоторые первокурсники признаются, что поступили в вуз лишь для получения диплома о высшем образовании, все равно какого. Подобная установка приводит к таким проблемам, как нежелание учится. Цель одна, очень узкая, а вследствие этого узкий круг общения и решаемых проблем. Как правило, все это ведет к дезадаптации, студенты с такой установкой «плывут по течению».

В дальнейшем, с целью уточнения результатов анкетирования проводились беседы, как с отдельными студентами, так и с микрогруппами. В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:

1. Освоение студенческой среды для большинства «вчерашних» школьников стало неэффективным, т.к. в списке выявленных проблем больше 70% студентов испытывают подобные затруднения.

2. Аналогично шести выделенным проблемам получили следующие результаты в виде схемы. Итак, в октябре - ноябре 1998 года студенты распределились по трем группам:

ДА - дезадаптация

ПА - пассивная адаптация

АА - активная адаптация

Типичная структура проблем у дезадаптированной группы складывается из всех выше перечисленных и плюс - равнодушие ко всему, что происходит вокруг них.

Для пассивно адаптированных студентов характерны те же проблемы, но к ним можно добавить - низкий уровень культуры общения.

Для активно адаптированных остается проблема реализации себя полностью, применение своих знаний, умений, навыков в соответствии с нормами и ценностями окружающей их студенческой жизни.

В обычной системе обучения возможна динамика изменений в уровне адаптации. Это связано в первую очередь с индивидуальными особенностями человека и тех форм социального взаимодействия (формальные и неформальные связи, лидеры), которые сложились в академических группах (результаты обрабатывались нами не только по курсу в целом, но и по каждой академической группе в отдельности).

Из результатов проведенного обследования очевидно, что при работе с первокурсниками особое внимание надо обратить на ряд факторов, которые обусловливают активную (успешную) адаптацию «вчерашних» школьников к вузовской жизни:

 знание студентов о структуре обучения в вузе, знание своих прав и обязанностей;

 изменение условий обучения, к увеличению доли практических занятий;

 консультативная помощь психолога;

 помощь кураторов в организации академической группы в целом;

 помощь преподавателей, старшекурсников в планировании учебной, общественной и научно-исследовательской работы студентов.

Обсуждение результатов нашего диагностического эксперимента привело к созданию географического кружка на кафедре физической географии и геоэкологии.

Литература

1. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику.- М., 1997.- 137 с.

2. Мудрик А. В. Социализация и «смутное время».- М., 1991.- 80 с.

3. Социальная педагогика / Сост. Т. Ю. Ахундова и др. - М., 1992. - 128 с.

Хамикоев Феликс Георгиевич

кандидат педагогических наук, профессор кафедры спортивных игр и медико-биологических дисциплин, декан факультета физической культуры и спорта, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Россия

Кочиева Элина Романовна

кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивных игр и медико-биологических дисциплин факультета физического воспитания и спорта Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Россия

The problems and the main directions of adaptation of first-year students to the educational process

Hamikoev Felix Georgievich

candidate of pedagogical sciences, professor of the department of sports and biomedical disciplines, dean of the faculty of physical education and sport North Ossetian state university name K.L. Khetagurov Vladikavkaz, Russia

Kochieva Elina Romanovna

candidate biological sciences, associate professor sports games and biomedical sciences faculty physical education and sport North Ossetia state university named after K.L. Khetagurov Vladikavkaz, Russia

Abstract: This paper analyzes the major trends of adaptation of first-year students, argued the need for activities that contribute to the successful adaptation of first-year students to the unusual conditions for their university.

Keywords: higher education, first-year students, educational and cognitive activity in high school, issues of adaptation of first-year students to the modern university

Решение проблем образовательных организаций, как показывает практика, сталкивается с неприспособленностью первокурсников к условиям вуза, и, прежде всего с психологической точки зрения, к легкой адаптации ко всему укладу высшей школы. Такая ситуация особенно заметно при попытках ввести в учебный процесс современные образовательные технологии. Отсюда одна из важных проблем в работе высшей школы - поиск эффективных методов и средств приобщения студентов-первокурсника к новым для них условиям учебно-познавательной деятельности, то есть более эффективной и «безболезненной» адаптации к учебно-познавательной деятельности.

Адаптация – это процесс активной плодотворной деятельности и необходимое условие для успешного функционирования индивида в том или ином социальном пространстве. Ученые различают три разновидности адаптации студентов-первокурсников к условиям системы высшего образования (Д.А. Андреева , С.А. Васильева , Н.С. Копеина , Е.Е. Федорова ):

  1. Формальная адаптация, касающаяся познавательного информационного механизма приспособления обучающихся к новому пространству, к незнакомой структуре вуза Э.Р. Кочиева), к содержанию обучения в этой системе, к ее повышенным требованиям, к своим изменившимся обязанностям .
  2. Дидактическая адаптация, отвечающая за подготовку студентов к новым методам, приемам, средствам, формам организации учебной деятельности в системе высшего профессионального образования.
  3. Общественная адаптация, определяющая характер процесса внутренней интеграции групп студентов-первокурсников, процесса интеграции этих же групп со студенческим составом образовательной организации в целом, а также характер их взаимоотношений.

Таким образом, адаптация обучающихся в системе высшего профессионального образования – это многосторонний, динамический, сложный и многоуровневый процесс преобразования потребностно-мотивационной сферы студента, комплекса имеющихся знаний и умений, навыков и привычек в соответствии с новыми образовательными задачами, функциями, целями, перспективами и условиями их успешной реализации. Существенная часть адаптивных обстоятельств возникает вследствие видоизменений условий обучения при поступлении в университет (Д.А. Андреева , С.А. Васильева, Н.С. Копеина ). В настоящее время вопросы адаптации студентов-первокурсников на начальном этапе профессиональной подготовки занимают одно из основных мест в педагогической теории и практике, и не случайно от успешности процесса адаптации во многом зависит дальнейшее личностное развитие и профессиональная карьера будущего специалиста.

Термин «студент» в переводе с латинского означает занимающийся, усердно работающий, то есть активно овладевающий знаниями и навыками. Студент как личность, и как человек определенного возраста, может характеризоваться с трех позиций: с биологической, психологической и социальной. Исследование этих сторон раскрывает возрастные и личностные особенности студента, а также его возможности и способности к обучению. Так, если отнестись к обучающимся как к людям определенного возраста, то для них будут характерны минимальные величины латентного периода реакций на элементарные, комбинированные, письменные и словесные сигналы; максимум разностной и абсолютной чувствительности анализаторов, максимальная гибкость в образовании сложных психомоторных, рефлексивных и других навыков. По сравнению с другими возрастами в юношеском возрасте наблюдается наивысшая скорость переключения внимания, оперативной памяти, решения вербальных логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст, особенно на 1 и 2 курсах, характеризуется «пиковыми», наибольшими достижениями, базирующимися на всех предшествующих процессах физического, биологического, физиологического, психологического, социального развития.

Если же рассматривать студента как личность, то период 18-20 лет – это возраст наиболее активного, энергичного развития духовных, нравственных, этических и эстетических чувств, динамичного развития и стабилизации характера и, что немаловажно, овладения полным набором социальных ролей взрослого человека: личностных, гражданских, профессиональных, трудовых, физических и т.д. С этим периодом связана основа «экономической активности», под которой ученые (С.А. Амбалова, С.В. Васильева, И.В. Дубровин, Ю.И. Киселев, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Ряховский и др.) понимают включенность личности в самостоятельную производственно-трудовую деятельность, начало профессионально-трудовой биографии и образование собственной семьи, формирование семейных отношений . Преобразование системы ценностных ориентаций, мотивации, нравственных приоритетов с одной стороны, и формирование специальных способностей и навыков в связи с интенсивной профессионализацией – с другой стороны, представляют этот возраст как основной период становления характера, осмысление потребностей и развитие интеллекта. Это время высоких спортивных достижений, начало научных, художественных, технических и других творческих достижений.

Студенческому возрасту свойственно еще и то, что в этот период достигают своего максимального уровня физические и интеллектуальные силы человека. Но нередко обнаруживаются одновременно и «ножницы» между этими возможностями и их успешной реализацией. Непрестанно возрастающие творческие способности и возможности, развитие психических, интеллектуальных и физических сил, которые сопутствуются и растущей внешней привлекательностью, таят в себе и иллюзии, что это повышение сил будет продолжаться «пожизненно», что вся наилучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достигнуть и т.д.

Период обучения в вузе совпадает не только со вторым периодом юности, но еще и с первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных качеств – процесс, рассмотренный в трудах таких известных ученых, как Б.Г. Ананьев, А. Антоновский, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, Дж. Морено, 3.Ф. Есарева Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин и др. Характерной особенностью нравственного становления в этом возрасте считается приумножение сознательных мотивов поведения и деятельности. Заметно повышаются и проявляются те качества, которых не хватало в достаточной мере в старших классах школы – инициативность, решительность, целеустремленность, настойчивость, проявление интереса, самостоятельность, умение владеть собой. Значительно повышается интерес к морально-этическим, духовно-нравственным проблемам (любви, верности, цели жизни, образу жизни, долгу, ответственности и т.д.).

Факт поступления в высшее учебное заведение усиливает веру молодого человека в свой особый «взрослый статус», собственные силы, возможности и способности, порождает потребности и надежду на полноценную, интересную жизнь. Но, однако, на 2 и 3 курсах зачастую возникает вопрос о безошибочности выбора образовательной организации, будущей профессиональной деятельности, специальности, соответствия своего личностного и трудового потенциала выбранной профессии и др. К концу 3 курса почти решается вопрос о профессиональном самоопределении. Иногда случается, что в это время принимается решение избежать работы по специальности в будущем, и тогда встает вопрос о получении второго высшего образования в дальнейшем. Зачастую наблюдаются кардинальные перемены в настроении студентов – от скептического в первые месяцы учебы в высшей школе до восторженного при оценке реального вузовского режима, системы образования, качества преподавания преподавателей и т.д. А бывает и наоборот, что крайне нежелательно.

Очень часто профессиональный выбор выпускника общеобразовательной школы определяют случайные внешние факторы. Это явление недопустимо при выборе образовательной организации, так как такие ошибки обходятся дорого и обществу, и, особенно, самому обучаемому. Поэтому активная профориентационная деятельность с учениками общеобразовательных школ, поступающими в вуз, необходима.

По утверждению Б.Г. Ананьева, студенческий возраст выступает сенситивным периодом для более интенсивного развития ведущих социогенных потенций личности. Поэтому огромное влияние в этот период на психику студента, развитие его личности оказывает высшее образование. За время обучения в высшей школе, при наличии соответствующих условий, у студентов происходит успешное формирование всех психических качеств и познавательных процессов (мышление, память, речь, воображение и др.). Они определяют направленность ума обучающегося, то есть формируют критическое, креативное мышления, который характеризует профессиональную направленность студента. Для наиболее плодотворного обучения в вузе требуется довольно высокий уровень общего интеллекта, в частности таких свойств, как восприятие, представление, оперативная память, логическое мышление, внимание, эрудированность, устойчивость познавательных интересов, мировоззрение и т.д. При частичном снижении уровня каких-либо из этих свойств, возможна компенсация за счет твердости воли и характера, усидчивости, требовательности к себе, высокой мотивации или работоспособности, тщательности и дисциплинированности в учебном процессе. Но существует и граница такого понижения, при котором компенсаторные механизмы не поддерживают, и студент может быть отчислен из-за неуспеваемости. В разных вузах эти уровни слегка отличаются, но в основном они совпадают, даже если сравнивать ведущие столичные и региональные вузы.

Не секрет, что методы, приемы и формы организации обучения в вузе во многом отличаются от школьных, так как в общеобразовательной школе система обучения выстроена так, что она все время побуждает школьника к занятиям, заставляет его учится регулярно, иначе очень быстро появится масса неудовлетворительных оценок. Переступив порог вуза, вчерашний школьник попадает совершенно в другую обстановку – лекции, семинары, практические занятия, непохожие на уроки, опять лекции, лекции и т.д. Но даже когда начинаются семинарские занятия, оказывается к ним тоже можно не всегда готовиться, или можно не готовить весь заданный материал. В общем, не надо каждый день что-то заучивать, пересказывать, решать, запоминать, доказывать, рассказывать. В результате очень часто в первом семестре появляется мнение о кажущейся легкости обучения в высшей школе, возникает беспечное отношения к учебе, формируется уверенность в возможности все наверстать и освоить непосредственно перед зачетами и экзаменами. Большинство первокурсников испытывают большие трудности на первых порах обучения из-за отсутствия способностей к самостоятельной учебной деятельности, они не умеют во время лекции конспектировать, работать с соответствующей литературой, искать и добывать знания из первоисточников, анализировать и обобщать информации больших объемов, лаконично излагать свои мысли и многое другое.

Необходимым условием благополучной адаптации студента является постижение новейших для него особенностей обучения в высшей школе, создающее ощущение внутреннего комфорта и устраняющее возможность конфликта со средой. На протяжении 1-2 курсов формируется студенческий коллектив, вырабатываются навыки и умения рациональной организации учебно-познавательной деятельности, осмысливается призвание к избранной профессиональной деятельности, вырабатываются оптимальные режимы учебы, труда, досуга и быта, определяется система работы по самообразованию и саморазвитию личностных и профессионально-важных качеств. Резкая перемена многолетнего привычного рабочего распорядка, основу которого составляет открытое еще И.П. Павловым психофизиологическая концепция – динамический стереотип, при котором студент утрачивает активный ориентировочно-деятельностный компонент, иногда провоцирует нервные срывы и стрессовые реакции.

По вышеперечисленным причинам период необходимой адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на начальных этапах способствовать и сравнительно низкой успеваемости, и проблемам в общении. У некоторых студентов формирование нового стереотипа проходит поступательно, а у многих – равномерно. Бесспорно, специфика этой перестройки связана с особенностями типа высшей нервной деятельности, однако достаточно решающее значение здесь имеют и социальные факторы. Учет индивидуальных особенностей студента (М.И. Бекоева, З.К. Малиева), на базе которых создается процесс включения его в новые виды деятельности и новую сферу общения, позволяет избежать синдром дезадаптации, сделать процесс адаптации более ровным и психологически совместимым .

Адаптация студентов к учебному процессу заканчивается в конце 2-го - начале 3-го учебного семестра. Одной из основных задач работы с первокурсниками является разработка и внедрение методов оптимизации и рационализации самостоятельной работы. Существующая система контроля и оценки самостоятельной работы студентов на семинарских, практических и лабораторных занятиях отнюдь не искореняет пассивность и уклонение от выполнения соответствующих требований со стороны определенной части обучающихся.

В проведенных исследованиях процесса адаптации первокурсников к учебно-познавательной деятельности в вузе (О.У. Гогицаева , С.А. Гулиева , Л.Н. Танклаева , И.М. Хадикова ) обычно выделяются следующие основные проблемы: негативные переживания, связанные с уходом вчерашних школьников из ученического коллектива с его моральной поддержкой и взаимной помощью; недостаточная определенность мотивации выбора профессии, низкая психологическая готовность к ней; отсутствие способностей к самостоятельной работе, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, указателями, со словарями, справочниками, методическими пособиями; отсутствие способности к психологическому саморегулированию поведения и деятельности, усугубляемое привычкой к повседневному контролю со стороны педагогов; поиск наилучшего режима трудового времени и отдыха в новых условиях; особенно при резком переходе из семейных условий в общежитские условия; наконец, наладка самообслуживания и повседневного быта. Все эти проблемы различны по своему происхождению и характеру. Одни из них объективно неминуемы, другие носят более субъективный характер, связаны с низкой подготовкой, недостатками воспитания в школе и семье, несформированностью способности к самостоятельной работе и т.п.

Следует обратить внимание на то, что первокурсники не овладевают знаниями в достаточной мере отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в общеобразовательной школе, а потому, что у них не сформированы такие личностно-важные качества, как способность учиться самостоятельно, готовность к обучению в целом, контролировать и оценивать свои знания и умения, свои индивидуальные особенности познавательной деятельности, умение грамотно распределять свое рабочее время, преимущественно для самостоятельной работы. Привыкшие к ежедневному контролю в школе (К.Э. Кетоев, Ф.Г. Хамикоев,), к постоянной опеке со стороны родителей, многие студенты-первокурсники не умеют принимать элементарные правильные решения. У них недостаточно сформированы навыки к самообразованию и самовоспитанию .

Большие возможности для повышения качества подготовки специалистов дает процесс совершенствования контроля за знаниями студентов (М.И. Бекоева) . Неправильно организованная система контроля успеваемости во время сессии порождает нередко «штурмовщину», когда студенты в течение нескольких дней зазубривают записанные в конспектах основные положения данного учебного предмета, а после экзамена забывают их напрочь. Не случайно значительная часть студентов не умеют работать с учебниками, с другими источниками информации, не в состоянии систематически заниматься в течение всего учебного семестра. Для совершенствования контроля за учебно-познавательной деятельностью студентов в течение учебного семестра необходимо определить три срока, к каждому из которых преподаватель обязан лично сообщать в деканат о текущей успеваемости своих студентов. Информация, полученная деканатами, должна распределяться по степени ее важности и содержанию и непосредственно передаваться кафедрам для поощрения успевающих и оказания помощи отстающим студентам.

Таким образом, для выработки эффективной тактики и стратегических целей, обеспечивающих максимальную адаптацию студентов-первокурсников к учебно-познавательной деятельности в вузе, важно знать уровень сформированности жизненных планов и интересов первокурсников, совокупность их доминирующих мотивов, уровень самооценки, способности к сознательной регуляции поведения и деятельности, готовности к самостоятельному принятию решения в процессе обучения т.д. Преподаватель, читающий лекции потоку, разумеется, не имеет возможности учитывать уровень индивидуального усвоения учебного материала каждым обучающимся, способность каждого к анализу и логическим рассуждениям, уровень развития познавательных механизмов. Этим преподавателям гораздо сложнее увидеть изменения психических состояний студентов в стрессовых ситуациях, например, во время экзамена или зачета, потому, что им не с чем сравнивать обучающихся – при посещении лекции студенты в общей массе аудитории «растворены». Неслучайно многие первокурсники, испытывавшие еще вчера пристальное внимание учителей и воспитателей школы, в условиях высшей школы на первых порах чувствуют себя предельно дискомфортно. Обычно во всех вузах специально планируется ряд мероприятий, способствующих адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в системе высшего профессионального образования. К числу наиболее важных мероприятий относятся, например: деятельность по формированию и комплектованию академических групп; добрая традиция «Посвящение в студенты», где абсолютно все участники награждаются грамотами за активную общевузовскую деятельность, чтение курса «Введение в специальность»; напутствия ведущих преподавателей в академических группах; знакомство с историей образовательной организации и выпускниками, прославившими имя вуза; ведение ежемесячной аттестации, что позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, выделять наиболее успевающих обучающихся, вовремя оказывать отстающим студентам необходимую помощь. Активизация процесса адаптации студентов-первокурсников к новому для них учебно-познавательной деятельности и образу жизни, исследование психологических и психофизиологических особенностей, возникающих на начальном этапе обучения в вузе, а также совершенствование психолого-педагогических и учебно-академических условий оптимизации данного процесса – чрезвычайно важная задача любого вуза.

Список литературы:

1. Амбалова С.А. О психологии способностей и их роли в развитии организаторских и коммуникативных качеств //В сборнике: Актуальные проблемы экологии и сохранения биоразнообразия России и сопредельных стран: материалы Научно-практической конференции. – Владикавказ, 2012. С. 303-309.

2. Андреева Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе //Человек и общество: Уч. записки. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2003. – С. 62-69

3. Бекоева М.И.. – 2015. – No.06 (18) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://naukarastudent.ru/18/2760/

4. Васильева С.А., Копеина Н.С. Психологическая идентичность как условие успешной адаптации студентов к учебному коллективу //Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах. Тезисы докладов. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2004. – С. 33-36.

5. Гогицаева О.У., Хадикова И.М. Педагогика и психология в современной системе образования: Монография. – Ставрополь, 2012. Том 2. 299 с.

6. Гулиева С.А., Танклаева Л.Н. Формирование нравственно-профессиональной культуры студентов //Учебно-методическое пособие. – Владикавказ, 2013.

7. Кочиева Э.Р. Формирование здорового образа жизни в современной студенческой среде //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№4 (19). С. 88-90.

8. Малиева З.К., Бекоева М.И. Роль современных интерактивных технологий в процессе самовоспитания студентов //Интернет-журнал "Науковедение". 2015. Т. 7. №4. С. 122.

9. Федорова Е.Е. Адаптация студентов ВУЗов к учебно-профессиональной деятельности. – Магнитогорск, 2007 – 13.00.08.

10. Хамикоев Ф.Г., Кетоев К.Э. Педагогические условия организации процесса физического воспитания студентов вуза //Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. №19. С. 303-307.

2015 Хамикоев Ф.Г., Кочиева Э.Р.

Обучения в высшем учебном заведении для современного молодого человека – один из важнейших периодов его жизнедеятельности, личностного роста и становления как специалиста с высшим образованием. Поиск путей успешной адаптации к изменившимся социальным условиям и новой деятельности является насущной проблемой для каждого, кто переступил порог вуза.

Способность адаптироваться, преодолевать трудности, найти свое место в жизненном пространстве является решающим фактором успешного развития молодого человека, а в будущем – специалиста с высшим образованием. В ВУЗах, процесс обучения первокурсников налаживается непросто, характеризуется большой динамичностью психических процессов и состояний, которые обусловлены изменением социальной среды. В частности, знакомство с учебным заведением у значительной части молодежи сопровождается дезадаптацией, которая вызвана новизной студенческого статуса, повышенными требованиями со стороны профессорско-преподавательского состава, напряженностью и жестким режимом обучения, увеличением объема самостоятельной работы. Все это требует от первокурсника значительной мобилизации своих возможностей для успешного вхождения в новое окружение и качественно иной ритм жизнедеятельности.

Юноши и девушки, окончив школу, переходят на новый жизненный этап. Этот этап включает в себя смену не только места учебы, места жительства, но и смену уже устоявшегося коллектива. Новоиспеченным студентам нужно привыкнуть, адаптироваться как к новой группе, где им зачастую придется находиться в течение 5-6 лет, так и к новым правилам и нормам университета. Особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью. В этот период студентам важно именно окружение, в котором они находятся. Очень часто в одну группу попадают юноши и девушки с разным социальным уровнем, а именно – провинциалы и городские жители. Исходя из вышесказанного, можно считать, что процесс адаптации студентов-первокурсников очень значимый, сложный и долгий.

Существует много определений феномена адаптации. В обобщенном виде адаптация описывается как приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях, а также, как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий.Социальная адаптация представляет собой процесс интегрирования индивида в социальную группу, предполагающее принятие им групповых норм, ценностей, стандартов, стереотипов и требований.

Каждый человек за свою жизнь переживает несколько периодов адаптации. Первый «адаптационный опыт» он получает в группе детского сада, затем в первом классе школы. Следующий «переломный» момент – это переход от начальный школы к средней и, наконец, наступает момент профессионального самоопределения. Сложность адаптации при переходе от общего к профессионально образованию заключается не только в смене социального окружения, но и в необходимости принятия решения, возникновении тревоги по поводу правильности самоопределения, которое для многих тождественно нахождению смысла жизни.

Социологи выделяют в адаптации личности студента-первокурсника и соответственно учебной группы, в которую он входит, к новой для него социокультурной среде вуза следующие стадии:

· начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды вуза и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

· стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

· аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;

· ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.

Выделяют три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению в вузе: социологический, психологический и педагогический.

К социологическим факторам относятся возраст студента, его социальное происхождение и тип образовательного учреждения, которое он уже закончил.

Существует понятная тенденция – чем крупнее город, тем для его жителя – абитуриента вуза адаптация к студенческой жизни оказывается более простой и менее длительной. Между тем соотношение абитуриентов из разных городов (крупных или средних, малых) несколько меняется в пользу последних. В немалой степени это связано с развитием в последние годы во многих крупных городах филиалов и представительств различных государственных и коммерческих вузов. Те из абитуриентов – жителей небольших городов, кто успешно преодолевает трудности конкурсного отбора, чаще всего оказываются лучше подготовленными и более мотивированными к последующей учебе. Очевидно, что для них основными в адаптации являются не учебные или социально-психологические трудности, а материально-бытовые.

Психологический блок содержит индивидуально-психологические, социально-психологические факторы: интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в группе.

Будет ли студент овладевать знаниями с радостью и желанием и будет ли тем самым обеспечена высокая успеваемость, не в последнюю очередь зависит от того, как сложатся отношения внутри учебных коллективов, между студентами и преподавательским составом, между студенчеством и администрацией вуза на начальном этапе обучения.

Педагогический блок факторов влияния на адаптацию включает в себя уровень педагогического мастерства, организацию среды, материально-техническую базу.

Главные трудности у первокурсников связаны с большой нагрузкой, о чём не раз приходится слышать и от них самих. Практически ежегодно объём изучаемых дисциплин в вузе растёт. Как следствие, из-за нехватки времени и неумения студентов самостоятельно перерабатывать изучаемые ими материалы, часто приходится сталкиваться со списыванием из учебников, причём бездумным; отсутствием собственных мыслей по изучаемым предметам, отражаемых студентами, как в устной, так и в письменной речи; практически полным копированием работ друг друга. Более того, некоторые вдумчивые, самостоятельные, грамотные первокурсники даже не понимают, что они должны не переписать материал из какого-либо источника, а творчески его осмыслить и высказать своими словами собственное мнение по изучаемой проблеме. Практически никто из студентов первого курса не знает, что используемые ими материалы какого-либо автора необходимо включать в свои работы как цитаты. В данной проблеме, в первую очередь, речь идёт о выработке у молодых людей умения логически мыслить и алгоритмизировать различные, в т.ч. учебные задачи и жизненные ситуации. Этому надо учить хотя бы в школе. Ныне же высшая школа вынуждена и обязана внести свой посильный вклад в решение данной задачи.

Корни проблемы таких негативных явлений, как правонарушения, употребление алкоголя, наркотиков связаны с невостребованностью студентов в вузе. Студент, особенно первокурсник, сталкивается с рядом проблем, связанных с условиями обучения, проживания, быта, отдыха и не находя поддержки и помощи со стороны преподавателя, куратора, воспитателя общежития, зачастую находит решение проблем в компании с асоциальной направленностью. Отсюда распитие спиртных напитков, употребление наркотиков, нарушение правопорядка, учебной дисциплины, слабая успеваемость. По сути, у молодежи формируется собственная социокультурная среда, со своими «правилами» и «порядками».

Хорошие отношения с друзьями, в родительской семье и обретение собственного семейного счастья – важный ориентир для организации внеучебной работы с первокурсниками. Необходимые помощь и контроль со стороны взрослых в процессе адаптации к студенческой жизни могут реализовываться в более тесных контактах кураторов студенческих групп, руководства кафедр, деканата с родителями, проведении пока еще привычных родительских собраний, участии родителей во внеучебных мероприятиях первокурсников и т.п.

Необходима и специальная работа по формированию благоприятного социально – психологического климата в студенческих группах. Во многом успешность студенческой социализации зависит от характера взаимоотношений первокурсников, наличия в группе лиц – тех, с кем можно обсуждать самые сложные личные проблемы.

Введение

Совершенствование системы среднего специального образования требует внедрения в практику работы данных образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому вчерашнему школьнику-студенту нового набора в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями условий развития, формирования полноценной, адаптированной личности, получение профессионального образования. Это требует серьезного подхода к организации педагогическим работникомтехникума периода адаптации первокурсников и психолого-педагогического сопровождения студентов в этот период.

Цель:

Задачи:

· Во-вторых, студенты адаптируются к новому коллективу. Проблемы межличностных отношений в коллективе помогают разрешить классные руководители.

· Создали социальный паспорт студентов первокурсников.

Почему вопрос адаптации первокурсников достаточно важен на сегодняшнийдень?

1) адаптация формальная
2) социальная адаптация
3) дидактическая адаптация

1) объективному : успеваемость и посещаемость;

2) субъективному


6) коммуникативные барьеры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

Методическая разработка

«Проблемы адаптации первокурсников»

Выполнила преподаватель Шашнина Инна Олеговна

Рославль 2015

Введение

Экономические И социальные изменения, происходящие в обществе, ухудшение качества профессионального образования, размытость социокультурных ориентиров, уменьшение воспитательных возможностей семьи, приводит к разнонаправленной активности подростков, их психоэмоциональной неустойчивости, падению успеваемости и воспитанности, следствием чего является низкая социальная адаптивность выпускников СПО, неадекватная приспособленность к учебному процессу. Эти процессы непосредственно затрагивают систему среднего профессионального образования. Как показывают опыт, одна из ключевых причин низкой профессиональной подготовки - слабая адаптация студентов к учебному процессу в техникуме. Адаптация студентов в образовательном учреждении является одной из неотъемлемых частей процесса адаптации личности в социуме.

Совершенствование системы среднего специального образования требует внедрения в практику работы данных образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому вчерашнему школьнику - студенту нового набора в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями условий развития, формирования полноценной, адаптированной личности, получение профессионального образования. Это требует серьезного подхода к организации педагогическим работником техникума периода адаптации первокурсников и психолого-педагогического сопровождения студентов в этот период.

Цель: создание условий для первокурсников в процессе обучения, создание наиболее оптимальных условий, для безболезненного вхождения студентов в учебную жизнь.

Задачи:
проведение воспитательно-информационных мероприятий для студентов;
оказание индивидуальной помощи каждому нуждающемуся студенту и его родителям;
координация, действий всех сотрудников для решения задач адаптации первокурсников.

Студенческая жизнь начинается с первого курса и поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста.

К чему надо адаптироваться студентам?

Во-первых, к учебному процессу в колледже, который во многом отличается от школьного процесса. Успех повышения успеваемости первокурсников заключается в чередовании дидактических методов и приемов учебной работы, особенно индивидуальной работы со слабоуспевающими студентами, проведении консультаций по предмету для такого рода студентов.

  • Во-вторых, студенты адаптируются к новому коллективу. Проблемы межличностных отношений в коллективе помогают разрешить классные руководители.

В-третьих, студенты адаптируются к новым условиям жизни: самостоятельная организация учебы, организация быта и своего свободного времени.

В-четвертых, студенты также адаптируются и к новым отношениям с родителями, ибо они начинают выполнять роль автономной личности.

Классные руководители решают многие задачи, связанные с процессом адаптации студентов:

Выявили и уточнили списки студентов, требующих особого внимания: сироты, студенты из неблагополучных и малообеспеченных семей.

  • Создали социальный паспорт студентов первокурсников.

Создали в группе атмосферу для развития личностных качеств студентов путем создания оптимальных условий для самореализации личности каждого студента.

Организовали совместную внеурочную деятельность для сплочения группы: коллективные походы в ледовый дворец, туристическая поездка в г. Смоленск, коллективная экскурсия в музей города, участие в спортивном празднике «День здоровья».

Осуществляют постоянный контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов.

Поддерживают постоянную связь с родителями.

Это необходимо, прежде всего, потому, что взрослый этап жизни - окончание школы, начало самостоятельной жизни и обучение в среднем специальном учебном заведении, требует от подрастающего поколения внимательного отношения к своему здоровью и способности сказать «Нет» пагубным привычкам.

Почему вопрос адаптации первокурсников достаточно важен на сегодняшний день?

Ведь многие считают, что в современном мире есть проблемы и поважнее. Многие думают: «Какие проблемы могут быть, у юноши или девушки, только что поступивших в техникум. Это чистая и беззаботная пора. У них вся жизнь впереди!».

И правда, это, только начало жизни и важно, чтобы оно было светлым и прекрасным! Но ведь никто не задумывается о том, что у того же юноши или девушки, могут возникнуть сложные проблемы с адаптацией к новой обстановке в учебном заведении.

Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, неготовностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и однокурсниками.

Адаптация – это приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды.

Мы знаем, что социализация длится всю жизнь. Юность завершает активный период социализации. Этот этап влечёт за собой психофизиологические изменения. Этот период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведения: от почти полного послушания юноши переходят к сдержанному непослушанию – скрытому или открытому неповиновению родителям. У личностей этого возраста выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир.

В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются её верхние – мировоззренческие этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в окружающем социуме. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.

Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:

· Несовпадением высокого уровня притязаний и, как правило, низким социальным статусом, который задан возрастом;

· Несовпадением старого стиля родительства, и новых потенциальных возможностей этого возраста;

· Противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и зависимость от мнения сверстников;

В своих наблюдениях за студентами можно самостоятельно определить уровень адаптации первокурсника, если знать три формы:

1) адаптация формальная - познавательно-информационное приспособление студентов к новому окружению, к структуре техникума, к содержанию профессионального обучения в нем, к требованиям и своим обязанностям;
2)
социальная адаптация – «вхождение» во внутреннее пространство группы и объединение этих групп со студенческим коллективом в целом;
3)
дидактическая адаптация – приспособление к новым формам и методам учебной деятельности, имеющей профессиональную направленность.

Успешность процесса адаптации можно оценить по двум критериям:

1) объективному : успеваемость и посещаемость;

2) субъективному : степень удовлетворенности личности коллективом, самим собой и качеством выполняемой работы.

Основными проблемами адаптации студентов являются :

1) неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная подготовка к ней;

2) готовность компонентов профессионально-личностной перспективы;

3) неумение осуществлять психологическое регулирование своего поведения и деятельности самостоятельно;

4) недостаточная готовность навыков самостоятельной деятельности;

5) организация оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
6) коммуникативные барьеры.

Основные причины, вызывающие трудности адаптации к обучению:

Специфическое отношение к себе, к своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатам.

Учебная деятельность предполагает высокий уровень контроля, который должен базироваться на адекватной оценке своих действий и возможностей. Для того, чтобы студент был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе.

Студенты с заниженной самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия, у них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к учебной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением, испытывают трудности в овладении знаниями.

Трудности адаптации к учебе могут быть обусловлены недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими людьми: со сверстниками и педагогами. Студент вынужден подчиняться новым правилам учебной жизни, новым требованиям. Они порой идут вразрез с его непосредственными желаниями и побуждениями.

Техникум и студент взаимно адаптируются друг к другу. Поэтому педагоги и классные руководители Рославльского многопрофильного колледжа создают условия для последующего полноценного развития студента – первокурсника. Они решают проблему сплочения в единый коллектив разнородной группы студентов, пришедших на первый курс из разных школ, проживающих в разных городах, районах. За короткий срок они должны найти к каждому индивидуальный подход, добиваться не только сплочения новичков в коллектив, но и довести сам коллектив до высшей стадии его развития, раскрыть перед ним перспективы будущей профессиональной деятельности.

Заключение

Таким образом. адаптаци является неотъемлемым элементом жизни каждого человека.

Любая из стадий социализации играет свою роль в жизни индивида. И как, мы уже убедились особенно важной, является стадия юности и связанный с ней период начала обучения в техникуме. Ведь на ней формируется взрослая и самодостаточная личность. Важно, чтобы этот процесс эволюционировал, а не деградировал, так как психика только формируется и она подвержена активному влиянию со стороны других. И необходимо, чтобы это влияние было благотворным, для создания зрелой и адекватно мыслящей личности.

Список используемой литературы:

1.Захарова, Г.М. Адаптация студентов первого года обучения //Специалист.-2010.-№9.-С.21-22.

2.Александров, М.А.Значимость социально-культурной деятельности в процессе социальной адаптации студентов //Среднее профессиональное образование студентов.-2012.-№7.-С.45-46.

3. Н.И.Петрова «Уровень самоактуализации студентов и их социально-

Психологическая адаптация» // Психологический журнал. 2003. №3. – С.116-120.

4.Е.Соловцова «Адаптация при обучении профессии» // Народное образование. 2004. №9.- С.202-207.

5.И.А.Зимняя «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004г

6.Т.П.Царапина, Т.А.Ульрих, И.В.Никулина «Эффективная организация кураторской деятельности», Изд-во Пермского гос. тех. ун-та, 2010.-147с


Философия/2.Социальная философия

Долгова Е.Г.

Донской государственный технический университет, Россия

Проблемы адаптации студентов к процессу обучения в вузе

Высшие учебные заведения являются тои микросредой, в которой молодой человек без необратимых негативных процессов, личностной деформации может перейти от детской несамостоятельной жизни к взрослой самостоятельной. Педагогические коллективы вузов всегда озабочены проблемами адаптации первокурсников, разрабатывая целые системы, помогающие вчерашнему школьнику преодолеть противоречия между его наличным «капиталом» и качественно новыми требованиями в учебном заведении.

В основном социально-психологическая адаптация студентов первого курса к условиям вуза описывается через понятия «присвоение», «вхождение», «формирование », «усвоение », «активное включение », «изменение социального положения» и другие категории предметной деятельности. Она определяется как процесс приведения основных параметров социальных и личностных характеристик студентов в состоянии динамического соответствия с условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту. Исследователи проблемы адаптации студентов первого курса относятся к ней как начальному этапу интеграции студента в профессиональную и социальную среду вуза.

Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на 2-м и З-м курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу 3-го курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности. По данным, приводимым В. Т. Лисовским, лишь 64 % старшекурсников четырех крупнейших вузов Санкт-Петербурга однозначно решили для себя, что их будущая профессия полностью соответствует их основным склонностям и интересам. Зачастую наблюдаются сдвиги в настроении студентов - от восторженного в первые месяцы учебы в вузе до скептического при оценке вузовского режима, системы преподавания, отдельных преподавателей и т. п.

Довольно часто профессиональный выбор человека определяют случайные факторы. Это явление особенно нежелательно при выборе вуза, так как такие ошибки дорого обходятся и обществу, и личности. Осознание неправильностивыборабудущейпрофессииможетприводить к дезадаптации , особенно если это осознание приходит на старших курсах обучения.

Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, основу которого составляет открытое И. П. Павловым психофизиологическое явление - динамический стереотип, иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкyю успеваемость, и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других - ровно.

Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным..

В проведенных исследованиях процесса адаптации первокурсников к вузу обычно выделяются следующие главные трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; наконец, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями.

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе. Но и те и другие, при неблагоприятном стечении обстоятельств могут стать толчком к социально- психологической или дидактической дезадаптации .

Социальная адаптация студентов в ВУ3е делится на:

а) профессиональную, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;

б) социально-психологическую - приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения.

Иначе говоря, «под адаптационной способностью понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой».

Адаптация- это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Исследователи различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:

1) адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новомуокружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям;

2) общественная адаптация, т. е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.

Повторяем, что успешность обучения студентов зависит от многих факторов, среди которых одним из важнейших является его интеллектуальное развитие как показатель умственной деятельности и внимание - функция регуляции познавательной деятельности.

Исследования показывают, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки.

Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, некоторые первокурсники не умеют принимать элементарные решения. У них недостаточновоспитаны навыки самообразования и самовоспитания.

Известно, что методы обучения в вузе резко отличаются от школьных, так как в средней школе учебный процесс построен так, что он все время побуждает ученика к занятиям, заставляет его работать регулярно, иначе очень быстро появится масса двоек. В иную обстановку попадает вчерашний школьник, переступив порог вуза: лекции, лекции, лекции. Когда же начинаются семинары, к ним тоже оказывается можно не всегда готовиться. В общем, не надо каждый день что-то учить, решать, запоминать. В результате нередко возникает мнение о кажущейся легкости обучения в вузе в первом семестре, формируется уверенность возможности все наверстать и освоить перед сессией, возникает беспечное отношения к учебе. Расплата наступает на сессии. И тогда, не сдав все экзамены, не получив зачетов, студент, не обладающий высокой работоспособностью, самоорганизацией и высокой мотивацией просто теряет веру в себя и интерес к учебе.

Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли. Адаптация студентов к учебному процессу (по данным изучения регуляторнойфункциипсихики)заканчиваетсявконце2-го – начале З-го учебного семестра.

Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптимальную адаптацию студента к вузу, важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, систему доминирующих мотивов, уровень притязаний, самооценку, способность к сознательной регуляции поведения и т. д.Успешное решение этой проблемы связано с развитием психологической службы вуза.

Литература:

1. Возрастная психология. Под ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостова , М.2000 .

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений; В 6 т.М., 1982

3. Дичев Т.Г., Тарасов К.Е., Проблема адаптации и здоровья человека. - М, 1976.

4. Лисовский В.Т. Советское студенчество. -М.: Высшая школа, 1990.

5. Педагогика и психология высшей школы./ Под ред. М.В. Булановой- Топорковой, Ростов- на- Дону, Феникс, 2006.

6. Петровский А.В.Проблемы развития личности с позиций социальной психологии.// Вопросы психологии. - 1984. - №4.- с.15-30

7. Посmoвалова Г. И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека / / Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов, - Ереван, 1973.