Ссср: чем гордились советские люди и о чём им не рассказывали. Десятилетие триумфа советской экономики. Годы пятидесятые

От оттепели к эпохе застоя

Один из самых ярких периодов в мировой моде ХХ века, его по праву называют революционным. Общественные преобразования, начавшиеся после Второй Мировой войны, экономическое возрождение пятидесятых годов и «бэби-бум», приведший к тому, что в начале 1960-х молодежь стала доминировать по отношению к остальным возрастным группам западного общества, не могли не повлиять и на модные тенденции. Мировоззрение молодых, их взгляды и вкусы становились все более значимыми. Новое поколение влияло на моральные устои общества и диктовало свои правила. В сформировалось такое понятие, как «молодежная мода».

Небывалое развитие научно-технического прогресса 1950-х годов, частью которого стали космические исследования, также нашли отражение в модной индустрии. В космическом состязании двух сверхдержав США и СССР победу одержало советское государство. Первый в истории человечества полет в космос, осуществлённый Юрием Гагариным в 1961 году, а затем, в 1963 году - первый полет в космос женщины-космонавта, выполненный Валентиной Терешковой, вдохновили многих блистательных кутюрье того времени на воплощение космической темы в моде . Советские летчики-космонавты стали героями дня, для них был открыт весь мир, они представляли СССР за рубежом и принимали иностранных гостей у себя на Родине.


В СССР по-прежнему происходили поиски собственного стиля и создание уникальной системы производства, способной сделать жизнь советского человека комфортной и безоблачной. Правда «рог изобилия», древний символ богатства, почитаемый архитекторами времён «сталинского ампира», так и остался лишь украшением на каменных стенах. А настоящим символом советского времени, переходящим из десятилетия в десятилетие - был дефицит.

В начале 1960-х годов режим Хрущёва переживал кризис. Первый секретарь ЦК КПСС вызывал недовольство партийных чиновников и терял свой авторитет в обществе.

Хрущевские реформы не привели к улучшению социально-экономического положения людей в СССР. Многие из них оказались малопродуманными и совершенно не подготовленными. За 11 лет своего правления Хрущёв не смог изменить принципы социалистического развития. Сталинский тоталитаризм был уничтожен, но до демократизации дело так и не дошло. При Хрущёве политический режим в стране превратился в авторитарную систему, получившую дальнейшее развитие в период брежневского правления. В 1964 году закончилась короткая советская «оттепель», после отставки Хрущева во главе государства встал Леонид Ильич Брежнев, в стране начался период «застоя».

Два параллельных мира, в одном из которых жили простые советские люди, а в другом обосновались те, кто ими руководил и строил для них светлое будущее, мирно существовали рядом друг с другом, и никогда не пересекались.

Люди слышали одно, а видели иное, но были так воспитаны и воодушевлены начальниками из параллельного мира, что до поры до времени верили, терпели, надеялись.


Официальная мода в СССР соответствовала новым мировым тенденциям. Журналы мод 1960-х годов наглядно демонстрировали, что изменения, происходящие в этот период, очень быстро были зафиксированы и донесены до сведения советских граждан.

Но вот реальная жизнь вносила деструктив в информационно-просветительскую идиллию.

Подчиняясь идее создания уникальной советской моды , журналисты и искусствоведы писали о бессмысленности ежегодных модных перемен и предостерегали от подражания модам западным. Производители одежды должны были выпускать вещи простые, функциональные, лишенные ультрамодных элементов. Очевидно, в этом было рациональное зерно, но простые вещи без ультрамодных элементов должны были хотя бы радовать глаз.

Медленный рост производства потребительских товаров приводил к превышению спроса над предложением. Социалистическая экономика, основывалась на плановом хозяйстве. План диктовал и требовал проценты, а не красивую одежду. Частая смена стандартов и следование за модой при таких условиях были невозможны. Например, воспоминая о тех временах, сотрудники Алтайского Дома моделей с гордостью рассказывали, что каждый год их Дом моделей создавал две промышленные коллекции, которые поступали в производство, а на одном из швейных предприятий города Бийска конвейер, на котором работало 79 человек, за 15 минут выдавал готовое швейное изделие. А носить то хотелось не швейные изделия, а красивую и модную одежду.


Перед государством стояла приоритетная задача - дать народу необходимые вещи по низкой цене, которая являлась бы доступной для каждого. Достигнуть этого можно было путём снижения издержек производства, т.е. уменьшая затраты на все производственные операции. Поэтому проблемой массового производства являлось отсутствие гибкости. Смена модели означала лишние расходы, приостановку процесса, а, следовательно, уменьшение количества готовой продукции, из-за чего новые модели осваивались неохотно. То же самое происходило и при производстве тканей. Лёгкая промышленность была не в состоянии обеспечить страну модной готовой одеждой.

Как отмечал в 1964 году главный художник киевского Дома моделей: «Для массового производства наши модели неприемлемы. А на швейных фабриках моделирование ведётся собственными силами, но часто очень плохо. Разрыв между моделирующими организациями и производством – основная беда нашей работы». Об этой проблеме говорили на многих швейных предприятиях Советского Союза.

Швейные фабрики действительно часто занимались моделированием самостоятельно, причем практика показывала, что на самом деле, хорошие, радующие глаз модели, которые наверняка бы пользовались спросом у потребителя, создавать самостоятельно им было по силам, но даже собственные качественные разработки не шли в массовое производство, а оставались лишь выставочными моделями. Еще одной проблемой, которую было невозможно решить при социалистической системе производства, была поставка тканей на фабрики, производящие готовую одежду. Нельзя сказать, что в стане была катастрофическая ситуация с текстильной продукцией, отечественные ткани неплохого качества были, но не для производящих предприятий и моделирующих организаций. Образцы, которые получали фабрики и Дома моделей, были либо плохие, либо очень плохие.

Работа ткацких и швейных фабрик являлась постоянной темой для советской прессы, где все время появлялись взаимоисключающие друг друга опусы, повествующие о деятельности предприятий, производящих ткани и одежду. В одних пелись хвалебные оды, прославляющие советское производство, в других – звучала критика, вскрывались недостатки, высмеивались уродливые и однообразные модели. Еще одной темой, полной противоречий и полярных мнений была торговля. Журналисты с пристрастием рассказывали о браке, халтуре, грубости, дефиците, но при этом радостно информировали о великолепном обслуживании и новых достижениях. Из газет и журналов люди узнавали о чудесах, которые были старательно скрыты от глаз потребителей. Ощутить, что кто-то действительно заботится о тебе, стараясь сделать быт лёгким и комфортным как-то не получалось, зато можно было почитать об этом в прессе.


В многие крупные города имели собственные Дома моделей . Модные показы и, так называемые, творческие отчёты для населения проводились даже в сельских Домах культуры. Так что посмотреть на модную одежду и узнать о том, чем занимаются модельеры-конструкторы, мог каждый советский труженик. Такие показы обязательно сопровождались комментариями искусствоведа, рассказывающего не только о демонстрируемых моделях и новых тенденциях моды, но и о том, что такое хороший вкус, как найти свой стиль, что можно сочетать в комплекте одежды и чего следует избегать.



Главным учреждением, определяющим направление официальной моды, был ОДМО – Общесоюзный Дом Моделей одежды в Москве . В Доме моделей работали самые крупные профессионалы модельного дела - Вера Аралова, Тамара Файдель, Лина Телегина, Татьяна Осьмеркина, Елена Стерлигова, Александр Игманд и многие другие советские модельеры. В 1965 году в ОДМО пришел работать молодой модельер Слава Зайцев, ставший одной из самых значимых фигур в истории отечественного модельного бизнеса. Его творческие разработки еще в период СССР были замечены на Западе. В 1965 -1968 годах за создание «Русской серии» французская пресса назовет Зайцева «Красным Диором».



Вектор моды для всей страны задавал и ВИАЛЕГПРОМ. В СССР существовал Госплан СССР (Государственный плановый комитет Совета Министров СССР) - орган, осуществлявший общегосударственное планирование развития народного хозяйства СССР и контроль за выполнением народнохозяйственных планов. У Госплана была целая структура организаций, одной них был Государственный комитет по легкой промышленности, в который, в свою очередь, входил ВИАЛЕГПРОМ - Всесоюзный институт ассортимента лёгкой промышленности и культуры одежды.

На методические показы ВИАЛЕГПРОМа съезжались представители Домов моделей со всей страны. Возвращаясь из Москвы, они информировали свои рабочие коллективы о «центральной установке» и принимались за создание новых коллекций. В ВИАЛЕГПРОМе можно было под расписку получить для ознакомления образцы импортной одежды, некоторые из них с целью изучения разрешалось распарывать. Отечественные конструкторы одежды, в работах которых чувствовалось влияние зарубежных модельеров, подвергались критики идеологического отдела ЦК КПСС. В прессе то и дело появлялись статьи об отсутствии собственного взгляда и подражательстве Западу.

У ВИАЛЕГПРОМа было издание «Модная одежда» - каталог моделей одежды, рекомендованных методическим совещанием специалистов Домов моделей союзных республик. Такой каталог издавался ежегодно, он включал в себя модели одежды крупнейших Домов моделей СССР «наиболее ярко характеризующих направления моды в одежде». Достать такой каталог было очень сложно, так как его тираж был всего 10 000 экземпляров. Кроме того, для Общесоюзного Дома моделей и других моделирующих организаций издавалась брошюра «Мода за рубежом», где излагались главные мировые тенденции, и публиковалась подборка фотографий из таких журналов, как «Vogue», « L"Officiel», «Elle», «l"art et la mode» и др.

Основные направления международной политики 1960-х годов определялись проблемами разоружения, запрещения атомного оружия и его испытаний, прекращения ряда региональных конфликтов и военных действий, происходивших в разных регионах, прежде всего в Индокитае и на Ближнем Востоке.

На общее состояние отношений между странами оказывали определенное влияние факторы, связанные с техническим прогрессом, такие как освоение космического пространства и развитие ядерных технологий, в том числе в военных целях.

США откровенно бросили вызов СССР. В 1960-е годы американскими службами было намечено 20 тыс. объектов, которые подлежали уничтожению с помощью атомных ударов. Это вынудило советское руководство тратить огромные средства, чтобы добиться стратегического приоритета. Американская же пропаганда запугивала свой народ и народы западных стран мнимой советской угрозой.

На пути к «разрядке». Несмотря на сложные проблемы, существовавшие в 1960-е годы, а также на то, что гонка вооружений продолжала раскручивать маховик ускорения, все же появились и первые проблески понимания противоборствующими сторонами необходимости договариваться. То, что начало прослеживаться в 1960-е годы и нашло свое развитие в 1970-е, стали у нас называть «разрядкой», а на Западе «ослаблением напряженности».

В 1960-е годы начались переговоры в Женеве между СССР, США и Англией о прекращении испытаний ядерного оружия. Подобные испытания все больше беспокоили мировую общественность, так как наносили страшный, а порой непоправимый вред окружающей среде. Это заставило ускорить поиск путей к их ограничению, а еще лучше к полному прекращению.

На рубеже 1950-1960-х годов и особенно в 1960-е годы стали просматриваться позитивные сдвиги в переговорах между СССР и США. И в американской позиции наметились определенные изменения, и советское правительство стало проявлять большую гибкость.

Президент США Дж. Кеннеди, при котором начала осуществляться программа перевооружения, сумел подняться выше глобальных американских амбиций, что, в частности, показал и Карибский кризис. Именно при нем дипломатические методы во внешнеполитической программе стали использоваться гораздо чаще, чем раньше. Даже короткое

пребывание Кеннеди в Белом доме позволяет заключить, что он понял необходимость поиска путей к установлению контактов с партнерами по разоружению.

Продолжавшиеся несколько лет переговоры между представителями СССР, США и Великобритании о прекращении испытаний ядерного оружия шли трудно. Против заключения такого соглашения по разным причинам выступали Франция и Китай. США и Англия не были готовы пойти на полное запрещение испытаний. Тем не менее в начале 1960-х годов участники переговоров медленно, шаг за шагом, с оглядкой, но все же двигались к расчистке завалов «холодной войны». В ноябре 1962 г. XVII сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию с призывом к ядерным державам прекратить не позднее 1 января 1968 г. испытания ядерного оружия, независимо от хода переговоров в Женеве.

К лету 1963 г. стало окончательно ясно, что западные страны не пойдут на полное запрещение испытаний ядерного оружия. В этих условиях советское правительство решило выделить из проекта договора те вопросы, по которым можно прийти к общему мнению. 2 июля 1963 г. оно предложило заключить соглашение о запрещении испытаний в трех сферах: в атмосфере, в космическом пространстве и под водой - на основе использования национальных средств контроля. Переговоры трех держав начались 15 июля 1963 г. в Москве и закончились 5 августа парафированием предложенного советской стороной текста договора. В нем говорилось, что СССР, Англия и США обязались не проводить любые испытания ядерного оружия и ядерные взрывы в трех сферах и выражалась надежда на достижение соглашения о всеобщем и полном разоружении под международным контролем и прекращении всех ядерных испытаний, включая и подземные. Московский договор вступил в силу после ратификации 10 октября 1963 г. Он был открыт для подписания всеми странами.

Хотя Договор не запрещал всех испытаний, но он показал, что при взаимном желании можно добиться соглашений, приемлемых для всех. Это был первый опыт согласованного решения проблемы по частям, с выделением тех вопросов, по которым можно добиться консенсуса. Спустя более 20 лет так был решен и вопрос с ракетами средней и меньшей дальности.

Первые годы шестого десятилетия XX в. были противоречивыми. С одной стороны - заключение Московского договора, первый полет человека в космос, с другой - высадка кубинских контрреволюционеров на Плайя-Хирон и международный политический кризис в районе Карибского моря. Этот кризис, о котором уже упоминалось выше, поставил человечество перед реальной угрозой войны. Переговоры непосредственно велись с президентом Дж. Кеннеди и советским премьером Н. С. Хрущевым, и обе стороны, не желая допустить страшной катастрофы, пошли на взаимные уступки. Советский Союз вывез с Кубы раке

ты и самолеты, Соединенные Штаты официально заявили, что не будут прибегать к вооруженной борьбе против Кубы.

Подготовка Договора о нераспространении ядерного оружия.

Во второй половине 1960-х годов США и СССР готовы были взять своего рода «тайм-аут» для перегруппировки своих сил и определения дальнейших шагов с целью сохранения своего влияния в системе международных отношений. Некоторые исследователи считают, что именно в этот период сверхдержавы пытались при сохранении своих позиций найти возможные пути развития, с тем чтобы избежать втягивания в серьезный конфликт и не допустить возникновения ядерной войны.

После подписания Московского договора о частичном прекращении испытаний ядерного оружия Советский Союз вместе с партнерами по переговорам продолжал разрабатывать меры по разоружению и заключению Договора о нераспространении ядерного оружия.

Дело в том, что число ядерных держав увеличивалось, а следовательно, и возрастала угроза применения ядерного оружия.

В 1960-е годы шли переговоры и о сокращении обычных вооружений. Появилась и новая проблема, связанная с освоением космического пространства. Главным в ней был вопрос о запрещении использования космического пространства в военных целях и вывода в космос ядерного оружия. СССР и другие социалистические страны принимали меры к тому, чтобы не допустить появления атомного оружия у ФРГ и Японии.

Советский Союз поднимал эти вопросы на XVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Последовательная борьба СССР, других социалистических стран привела к отказу от создания объединенных ядерных сил с участием в них ФРГ.

Наращивание ядерных арсеналов и возрастание разрушительной силы новых видов ядерного оружия не могли не беспокоить наиболее дальновидных политиков и специалистов. Поэтому проходившие в 1960-е годы переговоры приковывали к себе внимание мировой общественности. К середине этого десятилетия ядерные реакторы исследовательского типа действовали в 38 странах. Помимо ядерных держав, реакторами, производящими плутоний, в 1968 г. обладали 13 государств.

Генеральная Ассамблея ООН призывала своих членов принимать необходимые шаги для быстрейшей подготовки договора, который явился бы звеном в цепи всеобщего и полного разоружения. В резолюции ее XX сессии поручалось Комитету 18 государств в срочном порядке рассмотреть вопрос о нераспространении ядерного оружия.

В этом отношении большое значение имело объявление отдельных регионов безъядерными зонами. Так, ОАЕ летом 1964 г. на конференции в Каире приняла специальную декларацию, в которой безъядерной зоной объявлялась Африка.

Под влиянием мировых событий менялись настроения людей, занимавших важные посты в своих странах. Такие изменения во второй половине 1960-х годов можно было заметить в правящих кругах Англии, США и ряда других стран. Во Франции укреплялось мнение о том, что в рамках ООН необходимо разработать документ о нераспространении ядерного оружия. Таким образом, можно прийти к заключению о том, что во второй половине 1960-х годов мнение о необходимости запретить распространение ядерного оружия становилось всеобщим.

Вопрос о подготовке и заключении договора по этой проблеме обсуждали во время встречи на XXII сессии Генеральной Ассамблеи ООН министр иностранных дел СССР А. А. Громыко и государственный секретарь США Д. Раек. Надо отметить, что в ходе работы над его текстом позиция США менялась в сторону сближения с позицией СССР.

Шаг за шагом на заседаниях Комитета 18-ти и на очередных сессиях Генеральной Ассамблеи вырабатывались приемлемые формулировки статей договора, в результате чего три державы - СССР, США и Великобритания - внесли совместный его проект. Он был рассмотрен на XXII сессии Генеральной Ассамблеи, работы которой были перенесены на весну. После обсуждения Генеральная Ассамблея 12 июня 1968 г. одобрила Договор о нераспространении ядерного оружия и попросила правительства-депозитарии открыть его для подписания и ратификации как можно скорее. 1 июля 1968 г. Договор был открыт для подписания в Москве, Вашингтоне и Лондоне. В тот же день в Москве его подписал A.A. Громыко, а также представители 36 других государств.

Заключение этого Договора явилось значительной победой в борьбе против ядерного оружия. Его 71-я статья обязывала участников в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах прекращения гонки ядерных вооружений и в ближайшем будущем о ядерном разоружении.

Согласно статье 1, каждый участник Договора, обладающий ядерным оружием, брал обязательство «не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами, ни прямо, ни косвенно».

СССР, США и Англия внесли в Совет Безопасности предложения о гарантиях безопасности неядерных стран, согласованные ими 7 марта 1968 г. 19 июня Совет Безопасности принял резолюцию о гарантиях безопасности неядерных государств-участников Договора о нераспространении ядерного оружия.

После ратификации Договор вступил в силу 5 марта 1970 г. К этому времени его подписали около 100 государств. Он открывал перспективы к достижению и других соглашений по ядерной проблеме.

Активные действия в эти годы Советский Союз и ряд других стран вели за созыв общеевропейского совещания. Подготовка к совещанию заняла не один год: вторую половину 1960-х - первую 1970-х годов.

В конце 60-х годов был поднят вопрос о демилитаризации морского дна и началась подготовки Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов оружия массового уничтожения. На XXIV сессии Генеральной Ассамблеи был рассмотрен проект такого договора, представленного после согласования с СССР и США 7 октября 1969 г.

Таким образом, 1960-е годы дали миру два договора, касающихся ядерного оружия, открыли дорогу в космос. Были решены очень трудные задачи во время Карибского кризиса.

«Как свидетельствует кино и литература…, к концу 1950-х – началу 1960-х годов возникает необходимость проведения более четкой границы между сферами интимного переживания и публичного поведения. Постепенно утверждается представление об исключительности любовного чувства. Любовь описывается как противоречащая логике, не подчиняющаяся власти обстоятельств, любовь оказывается сильнее самого любящего» (Н. Борисова, «Люблю – и ничего больше. Советская любовь 1960-1980-х гг»/ СССР : Территория любви, С. 42)

Модель любви и образы влюбленных изменяются в первую очередь в литературе и кинематографе. В качестве героев любовных сюжетов начинают появляться герои, не обладающие моральным авторитетом – как в фильме М. Калатозова «Летят журавли», где слабая девушка выходит замуж за брата своего жениха-солдата, не выдержав одиночества и тягот жизни в тылу. Однако «аналогию между ее изменой и изменой Родине провести невозможно», как пишет Н. Борисова. В литературе новой, оттепельной волны (например, в повестях В. Аксенова «Звездный билет» или «Коллеги») героями становятся молодые люди, любовь которых имеет собственную логику и игнорирует политическую и социальную необходимость.

В 1961 году выходит фильм Ю. Райзмана «А если это любовь?» с сюжетом о первой школьной любви, которую уничтожило «общественное мнение» в лице учителей и соседей. Впервые на экране были вскрыты конфликты частного и коллективного, интимного и публичного в советском социуме. По сюжету фильма грубое вмешательство («грязные подозрения») взрослых в отношения влюбленных школьников приводят к тому, что героиня пытается совершить самоубийство, навсегда разочаровывается в любви и «взрослеет» — т.е. становится усталой и равнодушной. Фильм был заведомо полемичен и породил яростные дискуссии в прессе и среди зрителей.

«Оттепельное» кино поднимает целый ряд связанных с частной жизнью тем, которым ранее не было места на экране.

«Постепенно появлялись.. новые сюжеты, вводящие в поле зрения кинематографа …сложные, подчас неразрешимые житейские ситуации… Так, появляются сюжеты, связанные с уходом мужчины из семьи и разводом («Испытание верности», «Судьба Марины». В фильмах «Летят журавли», «Дом, в котором я живу», «Баллада о солдате» возникает сюжет о женской измене… Впервые анализируются проблемы разновозрастной любви, т.е. отношений между очень молодой девушкой и взрослым мужчиной («Чистое небо», «Девчата», «Доживем до понедельника»), любви вне брака («Девять дней одного года», «Еще раз про любовь», «Июльский дождь»), брака по расчету («Разные судьбы», «Медовый месяц», «Четыре страницы одной молодой жизни»)… Становится очень популярной не появлявшаяся ранее тема школьной любви («Повесть о первой любви», «Дикая собака Динго», «Доживем до понедельника») » (Т. Дашкова «Границы приватного в советских кинофильмах до и после 1956 года» / СССР : Территория любвиС. 158)

Для разговора о любви в кино и литературе вновь становится значимой тема сексуальной близости.

«Вопрос, показывать или не показывать, говорить или нет об эротике и сексуальности, для литературы и кино как таковой не ставился. Важнее было решить, как говорить и что показывать. По логике сюжета секс был, как правило, необходим, с точки зрения советской эстетики – невозможен… Искусство 60-х было вынуждено изобретать особые приемы визуализации и описания эротических действий и обнаженного тела…» (Н. Борисова, С. 44)

Борисова отмечает, что даже намеки на сексуальную близость героев, которые сегодняшний зритель может просто не «прочесть», были достаточно сильным шоком для зрителей 60-х, т.к. искусство сталинской эпохи «знало только сублимированный эрос, в основном эрос труда ».

«Метаморфозы советской любви, половинчатые в период «оттепели», в 1970-х годах достигают своего апогея… Любовь перестает быть маркером, выделяющим лучшего стахановца или настоящего советского человека… Любимый или любимая …могут обладать качествами, которые в кино и литературе 1930-50-х годов привели бы их к любовному фиаско, а то и в стан классовых врагов. Но в сюжетах «оттепели» и, в еще большей мере, в эпоху застоя любимым может быть каждый: и алкоголик, и бездельник, и аморальная личность. Но и любовь теперь иная. Даже оставаясь небезответной, она не подразумевает непреложного советского счастья » (Н. Борисова, С. 45-46).

Далее Н. Борисова пишет, что в сталинском и раннеоттепельном кинематографе любовь была чувством объединяющим, утверждая тем самым «безграничную сочетаемость советских людей»: любовь соединяла сердца кавказского пастуха и русской свинарки (Свинарка и пастух, 1941), горожанина и деревенской девушки (Алешкина любовь, 1960), а также представителей разных социальных классов, например, учительницу и рабочего в фильмах «Падение Берлина» (1949) и «Весна на Заречной улице» (1956). С начала 70-х все больше сюжетов развивают проблему советского социального неравенства:

«Виктор Розов осуждает стяжательство представителей номенклатуры, описывая миры мальчика из элитарной семьи и дочери продавщицы как смежные, но взаимонепроницаемые («Гнездо глухаря», 1978)… Золотая молодежь встречается с обитателями окраинных высоток в фильме «Курьер» (1987) ». Оказывается, что представители разных социальных групп говорят о любви на разных языках… (Н. Борисова, С. 46)

Так «советская любовь» трансформируется в искусстве 70-х в «правду о любви» — рассказ о чувствах и конфликтах, приближенных к позднесоветской реальности. Это значит, что в ряде фильмов периода «застоя» можно увидеть как ушедшие вместе с советским строем реалии быта и социальной жизни, так и актуальные конфликты, понятные также современным зрителям.

Фильмы:

  • Урок жизни (реж. Ю. Райзман, 1955)
  • Сорок первый (реж. Г. Чухрай, 1957)
  • Летят журавли (реж. М. Калатозов, 1957)
  • А если это любовь? (реж. Ю. Райзман, 1961)
  • (реж. А. Кончаловский, 1967, вып. 1987)
  • Три тополя на Плющихе (реж. Т. Лиознова, 1967)
  • Июльский дождь (реж. М. Хуциев, 1967)
  • Мне двадцать лет (реж. М. Хуциев, 1964)
  • Доживем до понедельника (реж. С. Ростоцкий, 1968)
  • Еще раз про любовь (реж. Г. Натансон, 1968)
  • Романс о влюбленных (реж. А. Кончаловский, 1974)
  • Осень (реж. А. Смирнов, 1974)
  • Странная женщина (реж. Ю. Райзман, 1977)
  • Калина красная (реж. В. Шукшин, 1974)
  • Чучело (реж. Р. Быков, 1983)
  • Валентин и Валентина (реж. Г. Натансон, 1985)

Ольга Романова

60-е годы прошлого столетия были очень разными, в течении которых произошли кардинальные изменения в одежде, а появление новых стилей и вещей в женском гардеробе произвели поистине революцию., когда Европа переживала сложные времена восстановления, мировая мода на время переместилась в Америку, для которой европейская мода всегда была неким эталоном. Но уже с 50 — х годов Кристиан Диор , покоривший своим новым женственным образом весь мир, начал путь восстановления позиций французской моды. Мода 60-х годов прошлого столетия стала новой точкой отсчета в понимании и восприятии женственности и сексуальности.

До 60 — х годов Париж, как таковой, не считался всемирным модным центром. Но в грядущее десятилетие радикальная встряска произошла в фундаментальной структуре моды. Большое количество возможностей неразрывно связанных со всеми сферами жизни окажут огромное влияние, а появление самобытных культур будет иметь значительные последствия. Кумирами поколения становятся космонавты, покорившие космос, Юрий Гагарин и Валентина Терешкова , британская рок — группа Beatles , основанная в 1960 году, артисты Большого театра, много гастролировавшие на западе, Элвис Пресли , получивший в 60-е годы всемирную известность. Дух времени был наполнен новыми мечтаниями и ожиданиями грядущих грандиозных перемен. Мода обрела новое футуристическое направление и становилась более раскрепощенной.

Изменился покрой платьев и самым большим преобразованиям подверглась юбка. После 30-ти лет консервативных стилей в одежде, 60-е стали небольшим возвратом к 20-м годам начала столетия, коротким стрижкам и все менее скромной одежде. В начале десятилетия длина юбок доходила до колен, но неуклонно становилась все короче и короче. Англичане неожиданно произвели настоящий фурор. Талантливый английский дизайнер Мэри Куант , которой не было еще и 30 лет переодела девушек в короткие юбки, следствием чего стало изобретение женских колгот, так как в чулках и коротких юбках одновременно ходить было невозможно. Девиз Куант: » Не скрывайте Ваших чувств!». Стихийной демократизации моды вполне соответствуют новые ткани. Нейлон и колготки стали знаками подлинной свободы. Они открыли дорогу другим синтетическим материалам. Мэри сделала плащи из полихлорвинила, который прежде шел лишь на подошвы.

Барбара Hulanicki -основатель легендарного бутика Biba , начинавшая свою карьеру в моде с внештатного модного иллюстратора в различных журналах, таких как Vogue и Tatler. В 1964 году она открыла свой магазин в Кенсингтоне, который стал известен своей стильной декадентской атмосферой и щедро вдохновлен модерном и арт- деко. Он стал местом встреч известных художников и музыкантов. Его гостями были Мик Джаггер, Rolling Stones, Дэвид Боуи, Мариан Фэйтфул и Кэти Макгоуэн . В магазине можно было приобрести мини — юбки, боа из перьев, фетровые шляпы, бархатные брючные костюмы и футболки унисекс. Кстати, известная начала свою карьеру как сотрудник магазина Biba. Магазин Барбары Hulanicki работал до 1976 года.

Париж того времени прославился новыми и не менее революционными дизайнерами, такими как Пьер Карден, Андре Курреж, Ив Сен — Лоран, Эмануэль Унгаро.

Пьер Карден был самым молодым дизайнером, который после ухода из Дома Диора открыл свой собственный магазин в Париже. Он стал известен своим авангардным стилем и футуристическими коллекциями, отдавая дань космической эре. Он предпочитает геометрические формы, не всегда обращая внимание на формы женского тела. Его модели выглядят иногда экспериментальными и не всегда практичными. Еще в 1954 году он представил миру «платье -пузырь», которое с большой долей сомнения может украсить какую-либо женщину.

Посетив первый раз Советский союз в 1963 году Пьер Карден, пожалуй, единственный европейский модельер, который имел связи с СССР, бывал в Союзе, являлся даже консультантом для руководства КГБ в вопросах одежды. Был знаком и остается хорошим другом многих российских актеров, музыкантов, писателей и художников. Вспоминая свою молодость он создавал сценические костюмы для многих советских театров. Наряды для таких постановок, как «Юнона и Авось», «Анна Каренина», «Чайка» — это его вклад в историю советского театра. Его музой долгие годы была известная русская балерина и актриса Майя Плисецкая , которая на западе носила титул самой элегантной советской женщины того времени.

В 60 — е годы Карден начал практику, которая сейчас является обычным явлением, создавая систему лицензий. Коллекции одежды, запущенные в эти годы удивили всех, впервые показывая логотип дизайнера одежды. Он совершил переворот в парижской моде, объявив о создании pret-a-porter. Сначала его забросали камнями, потом все последовали его примеру. Карден был и остается созидателем, творцом и прекрасным бизнесменом своей империи, главным футуристом мира моды, который стал создателем водолазки и ввел моду на джинсы.

Андре Курреж известен своим ультра — современным дизайном. После получения профессии инженера-строителя в 25 лет он решил заняться модой. Поработав в нескольких известных Домах, в 1961 году он открывает свой Дом моды. В 1964 году он сделал коллекцию, отвечающую потребностям новой «космической эры», вскоре после показа которой рынок заполонили пластиковые юбки и жакеты, белые ботинки, очки и защитные шлемы. Основными формами одежды были геометрические: треугольники, трапеции, квадраты. Цвета: металлик, белый, красный, желтый и др. Образ составляли: сапоги, защитные очки и юбки выше колена. Кстати Курреж соперничал в праве на изобретение мини-юбки с Мэри Куант. Его лаконичные и геометрические черты одежды пришлись публике по вкусу и распространились по всему миру. В своих коллекциях он использовал не только привычные ткани, а также пластик, металл и ПВХ. Коллекции были абсолютной сенсацией. Но к сожалению такие образы больше подходили для молодых девушек, чем для взрослых клиенток дорогих Домов мод.

Курреж находился под влиянием современной архитектуры, технологий, модернизма и футуризма в искусстве и дизайне. Он известен такими творениями как: комбинезоны, ветровки, теннисные платья, пляжная одежда. Розничная торговля подхватила его геометрические идеи немного смягчив яркие кислотные цвета.

Ив Анри Донат Матье-Сен-Лоран , французский модельер, одно из величайших имен в истории моды. В 1965 году он создает известное мондриановское платье, рисунок которого был навеян творчеством нидерландского художника Питера Мондриана , одного из основателей абстрактной живописи. В 60-у годы он дополнил женский гардероб такими вещами как узкие брюки, высокие ботинки, сафари куртки для мужчин и для женщин, представив публике свою африканскую коллекцию в 1967 году. Родившийся в Африке он всегда питал искренние чувства к этнике этого континента, что во многом повлияло на его творчество. Но самым известным приобретением женщины могут считать смокинг, который до этого был только мужским видом одежды. Это произошло в 1966 году. Он считал, что в мужской одежде женщина выглядит куда более сексуальнее.

Коллекция 1966 года, на которой впервые был представлен смокинг была воспринята с восторгом публикой и прессой. Сен-Лоран был одним из первым французским кутюрье, который решил снять высокую моду с пьедестала и демократизировать ее. Другие Дома мод в это время тоже начали готовить линии прет-а-порте. Подиум для него всегда был сценой возвышенной и обворожительной. Его платья готовы были купить многие дивы того времени, но Ив Сен-Лоран никогда не продавал оригиналы. Он хорошо знал русскую литературу и не раз возвращался к ней в своем творчестве.

«Красота для меня не представляет интереса, важен лишь шок и соблазн «. Ив Сен — Лоран.

Продолжала творить свои наряды и Коко Шанель , не прекращая модные бои против наступлений на колени. Она также как и Balenciaga продолжала выпускать консервативные женские костюмы.

Основная форма и стиль того времени был прост, аккуратен и ярок. Шляпы сдавали свои позиции и использовались только для особых случаев. Остроносую обувь заменила тупоносая на высоких толстых каблуках.

В 60е годы творили такие известные и оригинальные дизайнеры как Пако Рабанн и Эмилио Пуччи . Спортивные конструкции, посвященные оптическому искусству и психоделии, заслужили репутацию, которая простиралась далеко за пределы высшего общества. Его платья, туники и пляжная одежда были частью движения за освобождение женской фигуры и его проекты сейчас являются синонимом 60-х годов.

Верушка в костюме Эмилио Пуччи

Пако Рабанн открыл свой Дом в 1966 году и с самого начала занялся современным дизайном. Вместо обычных тканей он создал одежду из алюминия и кусков металлолома. Его проекты были больше экспериментальными, но тем не менее полностью отвечали запросам современных женщин. Среди его инноваций были бесшовные платья, малобюджетные одноразовые платья из бумаги и нейлоновых нитей. Рабанн был первым дизайнером, который пригласил для показов чернокожих моделей. Своими нововведениями он прочно занял свое уникальное положение в консервативной высокой моде получив прозвище «модельного слесаря».

В начале 60-х годов было распространено партнерство знаменитостей с дизайнерами высокой моды: и Юбер де Живанши, Джекки Кенеди и Олег Кассини . Кроме того многие известные модели имели большое влияние на моду: Твигги, , Джин Шримптон .

Итальянская компания Миссони , которая начала свою деятельность еще в 50-х годах, в 1962 году наконец нашла свой фирменный стиль придумав зигзагообразную разноцветную полоску. В процессе экспериментирования горизонтальные полоски стали перемешивать с вертикальными мало-помалу добавляя сложные строчки, так появился оригинальный зигзаг. Начиная с 1963 года Миссони начинают использовать вискозные смешанные нити. В 1967 году компания была приглашена на показ во Флоренцию в Pitti Palace, но в процессе подготовки было замечено, что бюстгальтеры слишком выделяются и искажают вид рисунка, поэтому Розита (одна из основателей компании) предложила моделям из снять. Но так как ткани были немного прозрачными, то выйдя на подиум под свет софитов девушки выглядели практически обнаженными. Организаторы были шокированы, а один из гостей сказал: «Что они думают, что Pitti Palace является Crazy Horse? «. Пресса бурно обсудила это дефиле, а Миссони не приглашали в Петти до 1970 года.

В 1969 году в Гранд Отеле в Риме происходит встреча Миссони с , главным редактором американского журнала . При ее поддержке компания проводит показ своей коллекции в Нью-Йорке, после чего продукция бренда выходит в торговую сеть Америки. Архитектор Энрико Буцци проектирует новый завод и в 1969 году открывается первая трикотажная фабрика Missoni. Стиль этого бренда перекликается с тематиками этники, в частности со стилем гаучо, и . Разноцветные зигзаги пришлись публике по вкусу и компания продолжала свою успешную деятельность. Зигзаг удачи поддержал стремление молодого поколения к раскрепощенности и свободе. Одежда Миссони была удобна и демократична и не похожа на почерки других именитых брендов.

Мода в СССР немного отставала от европейской моды и мини-юбки утвердились только после 1967 года. Космические настроения и битломания вводят моду на брючные костюмы, но в Союзе это было воспринято очень болезненно, так как тогда казалось такой внешний вид женщины нарушает этику государственных учреждений. Мода на брюки была практически синхронна с модой на мини-юбки, а верхняя часть брючного костюма напоминала тунику. Претерпела большие изменения и обувь, которая в начале 60-х была остроносая на тоненьких шпильках. Появление мини-юбок дало возможность женщинам надеть высокие сапоги, производившиеся сначала из кожи, а затем из пластика или блестящего кож. заменителя. В СССР они появились в продаже в 1962-63 годах. Очень популярны были высокие, объемные прически с начесами, благодаря которым появилась мода на тюрбаны, восточные головные уборы, под которыми можно было спрятать громоздкую конструкцию на голове.

В 1967 году в Москве впервые была показана коллекция Дома Шанель, которая произвела большое впечатление на советских модельеров того времени. Но тем не менее они не хотели заниматься подражательством, а искали свои пути развития отечественной моды, одним из направлений которой стало соединение русских традиций и современности. Изучение народного костюма было для всех обязательным, поэтому доминирование фольклорной тематики прослеживалось во всех коллекциях. Советские модельеры не могли позволить себе роскоши, дорогих украшений и экстравагантности. Все было очень спокойно и лаконично. Одним из ведущих и начинающих модельеров был Вячеслав Зайцев, сегодняявляющийся метром российской моды.

В середине 60-х годов появилась новая субкультура, провозгласившая себя , тяготеющая к этническому стилю, который был совершенно не популярный до этого времени. Защитники свободы и мира в студенческих кампусах Америки и Европы ходили только в джинсах. Они проповедовали определенную философию и во многом повлияли на модные тенденции. Расклешенные джинсы, вязаные вещи, туники, аксессуары ручной работы и многое другое.

Конец десятилетия был ознаменован появлением еще одного течения-панки, которое характеризовалось критическим отношением к обществу и политике. Самым известным атрибутом панков является прическа, так называемый ирокез. Эпатажные наряды в виде кожаных косух, тяжелых ботинок, рваных, протертых джинс, явились новым обликом грядущих 70-х.

Вторая половина 20-го века породила новый вид одежды-. Четыре треугольничка ткани стали взрывом бомбы и вполне заслужили имя атолла в Тихом океане, где американцы произвели ядерные испытания. Отказ от целого купальника требовал смелости. Эта мода стала зарождаться еще после войны, но широкое распространение и признание общественности получила только в 60-е годы. Молодежь охотно приняла его, поскольку он соответствовал запросам девушек и в частности феминисток в одежде. Так они провозглашали освобождение собственного тела.

Мир менялся, а вместе с ним менялась и мода, начавшаяся с коротких юбок, а в конце десятилетия все больше приобретая образ уличной моды, подчиняясь духу свободы. стали походом к индивидуальности, когда каждый хотел найти свой образ не зависимо от социального положения и количества наличных в кошельке.

А Вам нравится мода 60 — х годов? Что Вы о ней думаете?

1950-е годы

В 1950-е годы партия провозгласила новую программу роста села. Приоритетными направлениями стали увеличение инвестиций в сельское хозяйство, повышение закупочных цен, освоение целины. Женские журналы получили прямое предписание усилить пропагандистскую работу среди читательниц. Были введены новые рубрики, публиковались специальные отчеты, очерки, зарисовки и пр.

Во второй половине 1950-х годов, во время «оттепели», снизилась степень воздействия политико-экономической пропаганды. Для управления населением в прессе стали применять морально-психологические способы влияния на аудиторию. Эталоном женских журналов стал образ советской женщины, где наряду с профессиональными качествами, рассматривался и ее духовный мир. В беседах педагогов и психологов пропагандировалось воспитание в женщине понятий материнства и семейных обязанностей. Публичное обсуждение нужно было для распространения нехарактерных женщине в тоталитарном обществе личных чувств и внимания к внешности. Женские журналы постепенно стали печатать материалы об условиях работы женщин, об уровне жизни в семье, то есть прежние идеалы теряли актуальность. В журналах стало появляться множество познавательных рубрик и материалов. Постепенно журналы начали ориентироваться на оказание помощи женщинам в быту и семейной жизни: появились приложения для всей семьи, разделы по домоводству, рукоделию, воспитанию, психологии. Общественно-политические женские издания стали приобретать универсальный характер. 26]

В 1950-е годы журналы стали использовать в качестве иллюстраций репродукции картин известных художников. Читательницы вырывали страницы с ними и вешали на стены в своих домах. Иосиф Сталин украсил вырезанной из журнала репродукцией «Девочки с ягненком» свою дачу в Волынском. После смерти вождя журнал «Крестьянка» поместил его портрет на обложке в траурной рамке.

1960-е годы

В 1960-е годы в СССР ощущались последствия экономического кризиса, урбанизации и вымирания села, замедление развития производства. Женские журналы активизировали работу по борьбе с этими явлениями, например, «Работница» ввела разделы «Рейд «Работницы»», «Добрые вести из женских советов», «На общественных началах». С новой силой была запущена пропаганда профессий, которые могла освоить женщина. «Крестьянка» предложила «шире обмениваться опытом», отдав значительное количество полос под материалы с мест. Журнал занялся активной пропагандой химической науки и внедрения ее достижений в жизнь, появились даже спецразделы «Азбука агрохимии» и «Химия - детям». Также в издании появились постоянные рубрики, посвященные кино, литературе, публикации различных занимательных сведений. Обложки «Крестьянки» в 60-е годы стали более разнообразными: героини любовались чистым небом возле трактора, участвовали в соревнованиях по горным лыжам, позировали фотографу на фоне огромных мотков кабеля.