Ощущение общая характеристика основные свойства виды. Общая характеристика ощущений. Основные характеристики анализаторов. Характеристики основных видов ощущений

Часто можно встретить выражения, согласно которым человек - венец природы. Однако в подобных оборотах чаще всего обращают внимание на слово «венец», демонстрирующее совершенство вида Homo sapiens, его неоспоримые преимущества перед остальными животными и уникальную способность к преобразованию окружающей среды. Мысль о том, что человек, несмотря на своё особое положение среди остальных живых существ, все же остаётся частью природы, обычно отходит на второй план.

Введение

Но полностью сбросить со счетов природную составляющую человека - невозможно. Она проявляется с ранних лет на первых этапах познавания мира: цвет, вкус, запах, звук - всю эту информацию, характеризующую предмет, человек может получить лишь посредством органов чувств. Данный процесс внешне кажется простым. Одна из вышеприведённых характеристик воздействует на конкретный орган, тот воспринимает характеристику и передаёт в мозг для обработки. Следует понимать, что вкус или запах - прежде всего иллюзорные категории, которые в виде образов регистрируются органами чувств.

Именно эти образы, возникающие в процессе чувственного познания, называются ощущениями. Мозг, обрабатывая и интерпретируя полученный образ, превращает его в факт сознания - нечто, что можно назвать конкретным словом.

Само существование сознания и, как следствие, мышления определяется наличием ощущений. Утрата функциональности одним из органов чувств ведёт к дефициту необходимой информации. Последствия этого могут быть различными: от ухудшения памяти до необратимых деформаций психики. В то же время увеличивается число и качество образов, получаемых исправно работающими органами чувств. Происходит своего рода компенсация. Другим свойством сознания, тесно связанным с ощущениями, является создание синестезий: один орган чувств провоцирует формирование образа, за который обычно отвечает другой орган . Например, чувствуя цветочный запах, человек представляет цветок визуально или, едва увидев яблоко, уже представляет его вкус.

Описанные выше ситуации представляют собой лишь вероятные комбинации образов, получаемых от разных органов чувств. На деле же каждый из них обладает своими спецификой и свойствами, поэтому невозможно, например, спутать звук со вкусом.

Но несмотря на существенные различия в видах и свойствах ощущений, можно выделить общие характеристики:

Следует отдельно отметить, какие представления существуют о пороге ощущений в психологии. Помимо чисто утилитарного определения, используемого для постулирования определения интенсивности ощущения, существуют другие следствия самого факта существования порогов восприятия. Один из самых важных выводов состоит в наличии чёткой взаимосвязи между абсолютным нижним порогом и чувствительностью анализатора: чем ниже порог, тем выше чувствительность. Это легко объясняется: затруднения в получении необходимой информации требуют развития способов её получения.

Последнее соображение подтверждается не только при помощи логических операций, но и данными науки. Так, установлено, что органы чувств не только совершенствовались в процессе эволюции, но и совершенствуются в онтогенезе (индивидуальном развитии) каждой особи. Разумеется, различные анализаторы обладают различной чувствительностью.

Соотношение и реализация вышеприведённых характеристик ощущений зависит от многих факторов. Не последнюю роль в их комбинации играют возраст, здоровье и условия деятельности индивида. Предполагается, что в абсолютной темноте здоровый молодой человек способен различить очень слабый источник света (например, лучину или свечу) на расстоянии вплоть до 27 км. С возрастом или при наличии заболеваний эта цифра неизбежно снижается.

Органы чувств делают возможным не только регистрацию наличия/отсутствия раздражителя, но и позволяют фиксировать различия по силе и интенсивности между двумя раздражителями. Данная величина называется разностным порогом и является относительной. Это проявляется в том , что для осознания произошедшего изменения в восприятии раздражителя, требуется совершить к последнему некое приращение, зависящее от исходной силы воздействия. Проще говоря, чем больше величина исходного раздражения, тем большее приращение к ней требуется.

Принципы классификации ощущений

Наличие общих свойств не отменяет многообразие раздражителей и значительное количество способов их воздействия на органы чувств делают необходимым введение различных критериев их систематизации по классам. В основу классификации , в зависимости от преследуемых целей, могут быть положены как физиологические критерии, так и чисто психологические. Поскольку в обоих случаях речь по большей части идёт об одном и том же ощущении, обе классификации тесно связаны друг с другом.

Классификация по расположению и функциям рецепторов

Итак, одна из классификаций ощущений в психологии базируется на расположении рецепторов и характера отражения формируемого ими образа:

  1. Интероцептивные. Их рецепторы располагаются во внутренних органах и тканях тела и отражают непосредственно их состояние. В нормальных условиях передаваемая такими рецепторами информация находится за пределами нижнего порога чувствительности. Это своего рода первоклассно оборудованная химическая лаборатория: интерорецепторы собирают и передают в мозг информацию о наличии или отсутствии как вредных, так и полезных веществ, определяют химический состав жидкостей организма. Кроме того, именно интерорецепторы уведомляют мозг об изменениях температуры тела или давления. В критической ситуации, когда в работе внутренних органов происходят сбои в силу болезни или какой-либо причины внешнего характера, возникают болевые ощущения.
  2. Проприоцептивные, суть которых состоит в создании и последующей передаче в мозг образа о положении тела в пространстве и совершаемом им движении. Это осуществляется при помощи рецепторов, расположенных в связках и мышцах.
  3. Экстероцептивные ощущения ориентированы на восприятие и отражение свойств предметов и явлений внешней среды. Их рецепторы расположены на поверхности тела и делятся на контактные и дистантные. Как следует из самого названия, для функционирования контактных рецепторов необходимо прямое воздействие раздражителя на них (осязание, вкус). Дистантные рецепторы получают информацию от удалённого объекта и формируют звуковые, визуальные и обонятельные образы.

Разумеется, все вышеприведённые виды рецепторов и создаваемые ими образы не существуют изолированно друг от друга. Часто для получения одного ощущения требуется комплекс информации, собираемой экстероцепторами и интероцепторами. К примеру, представление о положении тела в пространстве не только создаётся при участии проприоцепторов, но и неизбежно дополняется зрительным образом.

Другая классификация базируется на участии в формировании ощущения различных органов чувств. В значительной мере само понятие об ощущениях стало возможно лишь благодаря наличию этих органов и желанию понять принципы их функционирования. Соответственно, можно выделить вкусовые, зрительные, обонятельные, тактильные и слуховые ощущения.

Тактильные ощущения (осязание) могут считаться лидером по количеству получаемой и передаваемой информации. Происходит это благодаря тому , что осязание задействует оба вида экстероцепторов (расположены по всей площади кожи) и, таким образом, может фиксировать как прикосновения, так и температуру.

Обоняние обеспечивает человека информацией о запахах, игравших огромную роль в жизнедеятельности животных ещё доисторических эпох. Об огромном значении обоняния свидетельствует тот факт, что воспринимающие запахи рецепторы находятся на выступающей вперёд части тела, а информация о них передаётся в мозг по самой короткой и прямой траектории.

Вкусовые ощущения бывают четырёх видов: сладкое, солёное, кислое и горькое. На базе этих модальностей складывается вся палитра вкусов, подобно тому, как цветовая гамма складывается из базовых красного, жёлтого и синего. Вкус тесно связан с обонянием, поскольку вызывается одними и теми же молекулами вещества, но воспринимаемыми разными рецепторами. Убедиться в существовании этой связи легко на собственном примере: когда во время простуды заложен нос, вкус еды либо пропадает вовсе, либо полностью меняется.

Зрительные

Зрительные ощущения вызываются электромагнитными волнами определённой длины. Человеческий глаз воспринимает лишь часть спектра: от красного до фиолетового. И хотя инфракрасное и ультрафиолетовое излучения оказывают значительное влияние на человека, узнать об этом можно лишь по последствиям. В комплексе зрительных ощущений можно выделить:

  • ахроматические (переход от абсолютной темноты к свету через оттенки серого);
  • хроматические (отражают все цвета гаммы с их оттенками);

В психологии отмечается, что различные цвета и их комбинации способны оказывать различное эмоциональное воздействие на человека. Этот факт используется в различных тестах (например, тест Люшера).

Слуховые

Слуховые ощущения по своей природе близки к зрительным: они тоже вызываются волнами определённого диапазона. За пределами слышимости остаются инфра- и ультразвук. Звук определяется тембром (иначе, окраска звука), длительностью, высотой (зависит от частоты колебаний волны) и громкостью (определяется периодом колебания волны). Различаются три вида звуковых ощущений: шумы, речь и музыка.

Ощущение
Анализаторы


Свойства ощущений:


Виды ощущений:

Общая характеристика восприятия как психического процесса

Восприятие – это психически-познавательный процесс отражения в сознании человека, предметов и явлений реального мира в их целостности при непосредственном воздействии на органы чувств. На основе ощущения возникает восприятие.
Свойства восприятия:
1. Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него интерес.
2. Предметность восприятия – восприятие направлено на предмет реальности.
3. Целостность восприятия – восприятие дает целостный образ объекта.
4. Константность – это способность сохранять постоянство некоторых свойств объектов при изменении условий.
Виды восприятия:
1. Зависимость от модальности раздражителя (зрительное восприятие, вкусовое, слуховое);
2. В зависимости от формы отражения: восприятие пространства (форма, величина), восприятие времени, восприятие движения.
3. В зависимости от волевых усилий: произвольное, непроизвольное.
4. Нарушение восприятия: автологические – связаны с нарушением коры головного мозга (агнозия – трудность узнавания объектов), дереализация – человек теряет ориентацию; ситуативные нарушения – иллюзии, галлюцинации.

Общая характеристика процессов памяти: запоминания, хранения, забывания, воспроизведения

Память – процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, т.е. всего, что составляет индивидуальный опыт каждого.
Память является необходимым условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков, способностей человека. Без нее невозможно поведение, мышление, сознание и подсознание.
Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
Существует три главных процесса памяти:
1. Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит запечатление нового путем связывания его с приобретенным ранее.
2. Сохранение , т.е. организация и удержание информации. Может быть динамическим (материал изменяется мало) и статистическим (материал обязательно трансформируется, подвергается переработке). Исчезновение из памяти – забывание. Хранение и забывание представляют собой разные характеристики одного процесса.
3. Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала;
3.1. Воспроизведение – это процесс появления в сознании ранее воспроизводимых мыслей. Оно осуществляется в следующих формах: узнавание (возникает при повторном восприятии объекта) и воспоминание (осуществляется при отсутствии восприятия объекта).
Виды памяти:
1. Наглядно-образная (память на зрительные, звуковые, осязательные и другие образы).
2. Словесно-логическая (память на смысл изложения, его логику – присуща только человеку).
3. Двигательная память на движение (лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и других умений).
4. Эмоциональная память на переживания (имеет большое значение для формирования личности).

Речь и язык. Сущность и определение речи. Классификация речи.

Речь –это процесс общения через всевозможные коммуникационные средства (слова, жесты, интонация, мимика и т.д.) (вербальный);
Речь – это процесс общения с помощью естественного языка, т.е. с помощью слов.
Функции:
1. Для взаимодействия с другими людьми.
2. Для обмена информацией.
3. Для обогащения знаниями предыдущих поколений.
Виды:
1. Внутренняя (словесная форма мышления), результатом которой являются мысли.
2. Внешняя речь (средство общения между людьми) бывает устной (общение через озвучивание символов. Делится на монолог и диалог) и письменной (общение через письменные знаки).
Свойства речи:
1. Содержательность (осмысленность) речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.
2. Информативность речи – это грамотное использование слов, пауз и интонации.
3. Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью.
Нарушение свойств речи приводит к искажению или нарушению речи.

Сущность и функции эмоций.

Эмоции – это процессы, отражающие значение и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
Функции эмоций:
1. Это способ поддержания жизненных процессов в оптимальных границах.
2. Эмоции часто свидетельствуют о недостатке или избытке внешних и внутренних факторов.
В настоящее время особенно хорошо изучены шесть основных эмоций:
1. Радость – активная положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении и ощущении удовольствия.
2. Горе - глубокая печаль по поводу утраты кого-либо или чего-либо ценного, необходимого. Оно сводится к страданию, печали, унынию.
3. Страх – эмоция, отражающая защитную реакцию при переживании реальной или мнимой опасности для здоровья или благополучия человека.
4. Гнев может быть вызван личным оскорблением, обманом или неопределимым препятствием, стоящим на пути к цели. 5. Отвращение, как и презрение, является специфическим проявлением враждебности.
6. Удивление возникает при встрече человека с новым объектом. Удивление – переживание захваченности, любопытства.
Самая старая и простейшая форма переживаний – это удовольствие инеудовольствие .
В эмоциональной жизни человека выделяют следующие проявления эмоции :
1. Чувственный тон . Связан с переживанием удовольствия либо неудовольствия в процессе ощущения. Для эмоционального тона ощущений характерно реагирование на отдельные свойства объектов или явлений, приятный или неприятный запах либо вкуса продуктов. Чувственный тон - это реакция на отдельный раздражитель.
2. Настроение - это эмоция, которая окрашивает в течение длительного времени поведение человека. Настроение - это эмоциональный тон в данный момент.
3. Аффект - это мощная эмоциональная реакция, относительно краткое эмоциональное переживание. Аффект полностью охватывает психику и определяет единую реакцию человека на ситуацию.
4. Страсть - это сложное свойственное только человеку эмоциональное переживание, представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг какого-либо предмета, явления или человека.
5. Чувства - это переживаемые в различной форме отношение человека к предметам и явлениям к действительности.
Характеристики эмоций и чувств:
1. Носят личностный (субъективный) характер.
2. Несут информацию о действительности и связаны с потребностями человека.
3. Полярность (радость-горе; веселье-печаль; любовь-ненависть).
4. Интегральность - эмоции и чувства охватывают весь организм целиком.
5. Эмоции и чувства связаны с жизнедеятельностью организма.
Для комфортного существования человеку следует знать, как управлять эмоциями и чувствами. Отсутствие внешнего проявления эмоций и чувств не говорит о том, что человек их не испытывает. Как известно, он может скрывать свои переживания, загонять их внутрь. Такое сдерживание приводит к возникновению различных заболеваний и неврозов. Поэтому стремление подавлять эмоции в корне неверно, но умение регулировать их проявление совершенно необходимо.

Мотивация и мотивы.

Потребность – внутренний источник активности человека, мотив – внешний.
Под мотивом понимаются любые мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности. Мотив – не сама потребность, а какой-то объект, в котором конкретизирована потребность. Он побуждает человека к действию.
Функции мотива:
1. Побуждающая (активизация человека).
2. Направляющая (определяет выбор, осуществление стратегии и тактики деятельности и поведения).
3. Управляющая (коррекция поведения).
Мотивация – Процесс формирования мотивов человека;
Мотивация - Побуждение к определенному действию или поведению.
Некоторые из мотивационных факторов при их осознанном и продолжительном использовании человеком могут трансформироваться в его личные черты.
Мотивационная сфера человека формируется и развивается в непосредственной связи с той системой деятельности и общественных отношений, в которые он вовлекается по мере взросления.
Неудовлетворение потребностей является причиной расстройств мотивационной сферы, проявляющейся в неврастении, истерии и неврозах навязчивых состояний.

Темперамент.

Темперамент - совокупность природных, индивидуально-своеобразных свойств психики человека, определяющих динамику, быстроту и интенсивность протекания психических процессов.
Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ , живший в V веке до нашей эры.
Типы темперамента:
Холерик в общении стремится к превосходству, доминирует в беседе, в межличностных отношениях старается установить свою власть, самоуверен, гневно реагирует на критику в свой адрес, мимика выразительная и многообразная. Поведение неуравновешенное, временами агрессивное. Обладает слабым терпением. Страстно и увлеченно включается в интересную ему деятельность. Демонстрирует стремление к цели. Переоценивает свои способности и возможности. Характеризуется умеренной внушаемостью.
Сангвиник общается с людьми на равных, стремится расширить круг знакомств, инициатор общения, обладает чувством юмора, самооценка несколько завышена, на критику реагирует спокойно, мимика разнообразная, живая, артистичная. В опасных ситуациях расчетлив. При стремлении к цели демонстрирует энергичность, желание быстрее ее достичь и при этом избежать препятствий. Внушаемость можно оценить как небольшую.
Флегматик в общении пассивен, никогда не является инициатором общения или знакомства, сомооценка несколько занижена, не склонен к внешнему выражению чувств и переживаний, мимика невыразительная. Поведение как правило сдержанное и уравновешенное. Обладает большим терпением. При возникновении опасности демонстрирует хладнокровие. К цели флегматик идет медленно, но при этом проявляет упорство. Внушаемость слабая.
Меланхолик в общении находится в зависимом положении, легко попадает под власть других людей, самооценка устойчиво низкая, неуверен в себе, тяжело переносит критику в свой адрес, мимика небогатая. Поведение неуравновешенное и истеричное. В опасных ситуациях демонстрирует растерянность. Внушаемость большая.

Характер.

Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении.
Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.
Черты личности - особенности поведения человека, систематически (но не постоянно) проявляющиеся в различных ситуациях.
В структуре характера можно выделить следующие четыре компонента:
1. Отношение к себе (самоуверенность, неуверенность, самолюбие и т.д.).
2. Отношение к делу (трудолюбие, аккуратность, пассивность и т.д.).
3. Отношение к другим людям (патриотизм, лживость, эгоизм и т.д.).
4. Отношение к собственному.
По преобладающему влиянию психики на активность человека выделяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера, по времени формирования - первичные (базисные) и вторичные (ситуационные), по сфере деятельности - деловые (проявляющиеся в профессиональной деятельности) и коммуникационные (проявляющиеся в общении) черты характера.
Человек, у которого наблюдается отсутствие или нечеткость жизненных целей, называется бесхарактерным .
Взаимосвязь характера и темперамента имеет множество вариантов объяснения. Характер формируется на основе темперамента, социальная среда оказывает решающее влияние на формирование характера, характер определяет содержание поведения и деятельности человека. В отличие от темперамента характер человека формируется при жизни, может быть изменен упражнениями и тренировками, формируется под влиянием социальных факторов.
Формирование характера - процесс, который охватывает всю жизнь человека. В дошкольном возрасте складываются первичные черты характера. Первые признаки стабилизации характера возникают в возрасте от 2-3 до 9-10 лет. В возрасте 7-15 лет в школе формируется отношение к людям. Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте, а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы характера - в ранней юности. В возрасте 15-17 лет личность приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая сохраняется на протяжении всей формируются такие черты, как доброта, отзывчивость, общительность жизни. После 30 лет вероятность изменений характера резко снижается.
Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний называют акцентуацией (предельная величина проявления нормы).

Общая характеристика ощущения как психического процесса

Ощущение – это психически-познавательный процесс отражения отдельных свойств действительности, которые непосредственно воздействуют на человека в данный момент. Физиологическая основа ощущения связана с работой анализаторов.
Анализаторы – это каналы, по которым человек получает сведения о действительности.
Анализаторы состоят из трех частей:
1. Рецепторов (нервные окончания) - орган чувств (глаза, рот, кожа).
2. Проводящих нервных путей, по которым нервные сигналы передаются в мозг.
3. Центральных корковых отделов анализаторов, где происходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов.
Свойства ощущений:
1. Интенсивность ощущения – это степень испытываемого ощущения.
2. Длительность ощущений – это отрезок времени от момента начала действия раздражителя до момента возникновения ощущения.
3. Латентный период ощущения – это отрезок времени от момента начала действия раздражителя до момента возникновения ощущения.
4. Последствие ощущений – это отрезок времени от момента окончания действия раздражителя до полного исчезновения ощущения.
Виды ощущений:
1. По форме раздражителя выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, вкусовые.
2. По уровню осознания: осознанные, неосознанные.
3. По месту расположения рецепторов: экстерорецептивные – отражают свойства предметов и явлений внешней среды (зрительные, обонятельные, вкусовые и др.); интерорецептивные – отражают состояние внутренних органов (болевые ощущения, ощущения равновесия, ускорения); пропреоцептивные – отражают движение нашего тела (например, мышечно-двигательные ощущения дают информацию о положении тела в пространстве, движении тела и его частей, сокращении или растяжении мышц).
Нарушение ощущений: дальтонизм, глухота и т.

Основные свойства и характеристики ощущений.

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущений.

К основным свойствам ощущений относят:

1. Качество ощущений - это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений.

Следует иметь в виду, что весьма часто, когда говорят о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений, поскольку именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения.

2. Интенсивность ощущений - количественная характеристика зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции.

3. Длительность ощущения - это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом - временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый латентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых - 370 мс, а для вкусовых - 50 мс.

Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии .

След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы .

Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.

Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствитель­ности данного рецептора к определенному воздействию.

4. Пространственная локализация раздражителя . Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.

Все свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Важное значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений, иначе говоря, степень чувствительности. Различают два вида чувствительности:

1. Абсолютную чувствительность - способность ощущать слабые раздражители.

2. Чувствительность к различию - способность ощущать слабые различия между раздражителями.

Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должнаиметь определенную величину.

Абсолютный порог ощущения - минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение.

Раздражители, сила действия кото­рых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений, но это не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм.

Субсенсорная область (по Г .В .Гершуни) - зона воздействия раздражителей на организм, не вызывающих ощущений.

Начало изучению порогов ощущений было положено немецким физиком , психологом и философом Г .Т .Фехнером , который считал, что материальное и идеальное - это две стороны единого целого.

По Г .Т . Фехнеру процесс создания психическо­го образа может быть представлен следующей схемой:

Раздражение -> Возбуждение -> Ощущение -> Суждение (физика) (физиология) (психология) (логика) .

Самым главным в идее Фехнера было то, что он впервые включил элементарные ощущения в круг интересов психологии.

По мнению Фехнера, искомая граница проходит там, где начинается ощущение, т. е. возникает первый психический процесс.

Нижний абсолютный порог (по Фехнеру) - величина стимула, при которой начинается ощущение.

Для определения этого порога Фехнер разработал методы, которые активно используются и в наше время. В основу методологии своих исследований Фехнер положил два утверждения, называемые первой и второй парадигмой классической психофизики :

1. Сенсорная система человека - это измерительный прибор, который соответствующим образом реагирует на воздействующие физические стимулы.

2. Психофизические характеристики у людей распределены по нормальному закону, т. е. случайным образом отличаются от какой-то средней величины, аналогично антропометрическим характеристикам.

Величина стимула, при которой изменяются ответы испытуемого, соответствует порогу исчезновения ощущения (Р 1) .На втором этапе измерения в первом предъявлении испытуемому предлагают стимул, который он никак не может слышать. Затем на каждом шаге величина стимула возрастает до тех пор, пока ответы испытуемого перейдут от «нет» к «да» или «может быть, да». Это значение стимула соответствует порогу появления ощущения (Р 2) . Возможны два случая:

Р 1 >Р 2 или Р 1 < Р 2 .

Абсолютный порог (Stp ) равен среднеарифметическому порогов появления и исчезновения:

Stp = (P 1 + P 2)/ 2

Верхний абсолютный порог - значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно. Верхний абсолютный порог иногда называютболевым порогом , потому что при соответствующих ему величинах стимулов человек испытывает боль.

Абсолютные пороги - верхний и нижний - определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира. По аналогии с измерительным прибором абсолютные пороги определяют диапазон, в котором сенсорная система может измерять раздражители, но кроме этого диапазона работу прибора характеризует его точность, или чувствительность. Величина абсолютного порога характе­ризует абсолютную чувствительность.

Чем слабее раздражитель, вызывающий ощущение, тем выше чувствительность.

Абсолютная чувствительность численно равна величине ,обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений. Если абсолютную чувствительность обозначить буквой Е , а величину абсолютного порога Р , то связь абсолютной чувствительности и абсолютного порога может быть выражена формулой:

Различные анализаторы обладают разной чувствительностью.

Абсолютная чувствительность анализатора в равной степени зависит как от нижнего, так и от верхнего порога ощущения. Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: характера деятельности и возраста человека , функционального состояния рецептора , силы и длительности действия раздражения и т. д.

Другая характеристика чувствительности - это чувствительность к различию . Ее еще называют относительной ,или разностной , так как это чувствительность к изменению раздражителя. Для того чтобы ощутить прибавку к весу, необходимо добавить три-пять граммов. Таким образом, для того чтобы почувствовать минимальное различие в характеристиках воздействующего раздражителя, необходимо изменить силу его воздействия на определенную величину.

Порог различения - минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений.

Еще в 1760 г. французский физик П. Бугер на материале световых ощущений установил очень важный факт, касающейся величины порогов различения: для того чтобы почувствовать изменение освещенности, необходимо изменить поток света на определенную величину.

В первой половине XIX в. немецкий ученый М. Вебер , исследуя ощущение тяжести, пришел к выводу, что, сравнивая объекты и наблюдая различия между ними, человек воспринимает не различия между объектами, а отношение различия к величине сравниваемых объектов. Чтобы заметить увеличение веса, надо к первоначальному грузу прибавить приблизительно 3% его массы. Дальнейшие исследования показали, что подобная закономерность существует и у других видов ощущений.

Порог различий ощущений определяется соотношением:

DI - величина, на которую должен быть изменен исходный, уже породивший ощущение стимул, чтобы человек заметил, что он действительно изменился.

I - величина действующего стимула.

Таким образом,порог различения имеет постоянную относительную величину, т. е. всегда выражается в виде отношения, показывающего, какую часть первоначальной величины раздражителя надо прибавить к этому раздражению, чтобы получить едва заметное различие в ощущениях . Это положение было названо законом Бугера -Вебера . В математическом виде этот закон может быть записан в следующем виде:

DI / I = const

Const (константа) - постоянная величина, характеризующая порог различия ощущения, названная константой Вебера . Параметры константы Вебера приведены в таблице.

Таблица. Значение константы Вебера для различных органов чувств.

Основываясь на экспериментальных данных Вебера, другой немецкий ученый - Г. Фехнер - сформулировал следующий закон, называемый обычно законом Фехнера: если интенсивность раздражений увеличивается в геометрической прогрессии, то ощущения будут расти в арифметической прогрессии . В другой формулировке этот закон звучит так: интенсивность ощущений растет пропорциоально логарифму интенсивности раздражителя .

Главный смысл данной закономерности заключается в том, что интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медленнее . В математическом виде зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя выражается формулой:

S = K * LgI + C

S - интенсивность ощущения.

I - сила раздражителя.

K и C - константы.

Данная формула отражает положение, которое носит название основного психофизического закона, или закона Вебера-Фехнер .

Американский ученый С . Стивенс исходил из предположения о том, что для ощущений, или сенсорного пространства, характерно то же отношение, что и для пространства стимулов. Данная закономерность может быть представлена следующим математическим выражением:

DЕ / Е = К

Е - первичное ощущение.

- минимальное изменение ощущения, которое возникает при изменении воздействующего стимула на минимальную величину, заметную для человека.

Таким образом, из данного математического выражения следует, что соотношение между минимально возможным изменением наших ощущений и первичным ощущением есть величина постоянная - К . А если это так, то соотношение между пространством стимулов и сенсорным пространством (нашими ощущениями) может быть представлено следующим уравнением:

DЕ / Е = К х DI / I

Данное уравнение получило название закона Стивенса . Решение этого уравнения выражается следующей формулой:

S = K x R n

S - сила ощущений.

К - константа, определяемая избранной единицей измерения.

n - показатель, зависящий от модальности ощущений и изменяющийся в пределах от 0, 3 для ощущения громкости до 3, 5 для ощущения, получаемого от удара электрическим током.

R - значение воздействующего раздражителя.

Мир стимулов опять представляет закон Бугера-Вебера, а структуру сенсорного пространства Забродин предложил в следующем виде:

DЕ / Е z = К х DI / I

Очевидно, при z =0 формула обобщенного закона переходит в логарифмиче­ский закон Фехнера, а при z = 1 - в степенной закон Стивенса.

Таким образом, закон, предложенный Ю. М. Забродиным , снимает противоречие между законами Стивенса и Фехнера. Поэтому не случайно он получил название обобщенного психофизического закона .

Как бы ни решалось противоречие законов Фехнера и Стивенса, оба варианта достаточно точно отражают суть изменения ощущений при изменении величины раздражения. Во-первых, ощущения меняются непропорционально силе физических стимулов, действующих на органы чувств. Во-вторых, сила ощущения растет гораздо медленнее, чем величина физических стимулов. Именно в этом состоит смысл психофизических законов.

Психология и эзотерика

Ощущения. Физиологическая основа ощущения. Физиологической основой ощущения является нервный процесс возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. сигнализируют о движениях кинестетические ощущения ощущение равновесия статические ощущения.

10. Ощущения. Общая характеристика

Хрестоматия по общей психологии: субъект познания, Хрестоматия. Психология ощущений и восприятий, С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами . Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе.

Ощущение — это простейший познавательный психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Физиологическая основа ощущения . Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Рецептор (перефирия) -> афферентные и эфферентные нервы-> подкорка и кора (переработка нервных импульсов). Анализатор составляет исходную и важнейшую часть всего пути нервных процессов, или рефлекторной дуги (открыл Сеченов). Рефлекторное кольцо состоит из рецептора, проводящих путей, центральной части и эффектора. Взаимосвязь элементов рефлекторного кольца обеспечивает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире, деятельность организма в зависимости от условий его существования. Орган чувств одновременно и рецептор, и эффектор .

Классификация ощущений .

В настоящее время существует два основных вида классификации ощущений: генетическая и систематическая.

Систематическая классификация ощущений (Шеррингтон) - в соответствии с классификацией рецепторов:

1. Дистантные (зрение, слух, обоняние) и контактные (тактильные, осязание, вкусовые) экстерорецепторы , располагающиеся на поверхности тела и реагирующие на воздействия со стороны внешней среды; Наличные условия внешней среды

2. интерорецепторы , реагирующие на изменения во внутренних органах. Знание о состоянии внутренней среды

3. проприорецепторы , заложенные в мышцах и связках. - сигнализируют о движениях (кинестетические ощущения), ощущение равновесия (статические ощущения). знание о взаимном расположении частей тела.

Ограничение: не все ощущения можно строго отнести к той или иной модальности. Существует ощущения, занимающие промежуточные положения между традиционными модальностями. Это интермодалальные ощущения (вибрация).

Генетическая классификация ощущений.

Предложена английским неврологом Х.Хэдом. Он различает эпикритическую и протопатическую чувствительность. Эпикритическая чувствительность: более молодая и совершенная чувствительность, позволяет точно локализовать объект в пространстве, она дает объективные сведения о явлении. Протопатическая чувствительность: относительно более древние и примитивные, не дают точной локализации не во внешнем пространстве, ни в пространстве тела. Их характеризует постоянная аффективная окрашенность, они отражают скорее субъективные состояния , чем объективные процессы. Соотношение протапотических и эпикритических компонентов в разных видах чувствительности различна. Эпикритическая (по убыванию): зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Протопатическая – наоборот.

Свойства ощущений

1. Модальность. В анализаторе возможно возникновение только одного вида ощущений. Глаз не может воспринимать звук.

2. Качество (специфическая особенность, отличает от остальных). Например, к качествам зрительной модальности относятся яркость, насыщенность, цветовой тон. Качества слуховых ощущений: высота, громкость, тембр.

3. Интенсивность. Количественная сторона раздражителя, степень выраженности этого качества. Зависимость интенсивности ощущения от физической силы раздражителя, воздействующего на анализатор, математически выражена в основном законе психофизики, получившем название

4. Пространственная локализация - это характеристика ощущения, позволяющая определить местонахождение воздействующего раздражителя. Цвет, свет, звук соотносится с источником

5. Временная продолжительность . Длительность ощущения. Определяется длительностью воздействия раздражителя, его интенсивностью, а также функциональным состоянием анализатора. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя определенный отрезок времени, получивший название «латентный (скрытый) период ощущения». При прекращении действия раздражителя ощущение не исчезает одновременно с ним, но продолжается еще некоторое время в его отсутствие. Этот эффект получил название «последействие (или инерция) ощущения».

Закономерности ощущений .

1. Сенсорная адаптация.

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. Пример: адаптация к длительно действующему запаху, другие запахи продолжают чувствоваться так же остро, как и раньше.

Можно различать три разновидности этого явления .

1. продолжительное действие раздражителя- угасание ощущения. Например, в течение дня человек может практически не ощущать вес одежды и ее соприкосновение с кожей

2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Например, при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения, вызываемого температурным раздражителем, снижается.

1 и 2 - негативная адаптация, в результате них снижается чувствительность анализаторов.

3. повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. В зрительном анализаторе это темновая адаптация, пример: зрительная чувствительность повышается, когда человек попадает в затемненное пространство.

Имеет огромное биологическое значение, помогает посредством органов чувств улавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения в случае сильных воздействий.

2. Взаимодействие ощущений - изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы. Общая закономерность : слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижает. Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность, сильный шум снижает остроту центрального зрения, а слабый повышает. Взаимное влияние отмечаются между звуковыми и зрительными ощущениями.

3. Сенсибилизация – повышение чувствительности организма к чему-либо в результате взаимодействия ощущений и упражнений (например, развивается слух у детей, занимающихся музыкой) . Это вариант взаимодействия ощущений. Отличается от адаптации: - Повышается только в сторону остроты (адаптация может изменяться в разные стороны), - Изменяется только от самочувствия организма, адаптация происходит только под влиянием окружающей среды.

4. Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Звук можно воспринимать различными цветами. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У различных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако, они довольно постоянны для каждого отдельного лица.

Явление синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира.

Сенсорная изоляция и ее последствия

С.и. - содержания организма в условиях исключения из окружающей среды максимально большего количества раздражителей.

Различают 3 разновидности условий изоляции :

1) абсолютное сведение на нет поступления раздражений (сенсорный голод);

2) устранение раздражителей, несущих информацию, но без уменьшения силы энергетического воздействия, падающего на рецепторы;

3) сведение сенсорного окружения к ряду простых монотонных и повторяющихся раздражителей.

1-е условие ведет к С. и., последние 2 к перцептивной изоляции.

При исследовании используется ряд показателей : словесные отчеты испытуемых, результаты выполнения перцептивных, мнемических и интеллектуальных тестов, двигательная активность, сердечная деятельность и т. п.

Исследования: в условиях С. и. нарушается протекание перцептивных процессов, возникают зрительные и слуховые иллюзии, резко снижается общительность, ясность поведения и способность мыслить. В ходе монотонных часов эксперимента испытуемый старается придать смысл экспериментальной ситуации, сделать ее информативной (напр., испытуемые пытаются разобраться в характере пищи, определить интервалы между подачами пищи, считают вдохи и выдохи и т. д.). Они пытаются компенсировать отсутствие внешних раздражителей воспоминаниями или воображением, но эти картины вскоре становятся навязчивыми, неуправляемыми, переходят в галлюцинации. Ощущения - необходимые условия функционирования разума в целом. Ряд исследователей отмечают большое значение прошлого опыта испытуемого для исхода эксперимента в условиях С. и. Характер поведения человека в новых условиях зависит от его внутренних ресурсов. Очевидно, существует категория людей, которая легче обходится своим внутренним миром. (Т. П. Зинченко)

Понятие порога в классической психофизике

Поскольку ощущения зависят от внешних раздражителей, встал вопрос о характере этой зависимости, т.е. об основных закономерностях, которым она подчиняется. Это центральный вопрос психофизики. Ее основы заложены исследованиями Э. Вебера и Г. Фехнера («Элементы психофизики»). Основной вопрос психофизики – это вопрос о порогах.

Различают абсолютные и разностные пороги.

Было установлено, что не все раздражители вызывают ощущения. Он может быть так слаб, что не вызовет никакого ощущения. Нужна известная минимальная интенсивность раздражения для того, чтобы вызвать ощущения. Минимальное раздражение вызывающее ощущение называется нижним абсолютным порогом. В ерхний абсолютный порог - максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества

Кроме порогов абсолютной чувствительности, ощущения характеризуются также порогами чувствительности к различению. Минимальная величина раздражителя, который вызывает едва заметные различия в ощущениях , называется разностным порогом.

Э. ВЕБЕР установил, что требуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздражителей для того, чтобы они дали различные ощущения. Это соотношение выражено в законе, установлено Вебером: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной.

Дальнейшие исследования показали, что закон действителен лишь для раздражителей средней величины: при приближении к абсолютным порогам величина прибавки передает быть постоянной.

Зависимость интенсивности ощущения от физической силы раздражителя, воздействующего на анализатор, математически выражена в основном законе психофизики, получившем название «закон Вебера - Фехнера»: Если сила раздражителя возрастет в геометрической прогрессии, то интенсивность ощущения возрастает в арифметической прогрессии. Так, люстра в которой 8 лампочек, кажется нам настолько же ярче люстры из 4-х лампочек, насколько люстра из 4-х лампочек ярче люстры из 2-х лампочек. То есть, количество лампочек должно увеличиваться в разы, чтобы нам казалось, что прирост яркости постоянен.

Проблема измерения ощущений. Сам Фехнер предложил три психофизических метода, которые вошли в психологию под именем основных методов. Эти методы направлены на то, чтобы определить пороги.

1. Метод границ (едва заметных различий, минимальных изменений или серийного исследования). Изменяется сравниваемый стимул малыми шагами и в увеличение, и в понижение. Испытуемый при каждом измерении стимула должен сказать меньше, равен или больше по сравнению со стандартным. В результате эксперимента определяются значения переменного стимула соответствующие смене категорий ответа. При определении абсолютного порога стандартный стимул не предъявляется и задача испытуемого состоит в том, чтобы отвечать, есть стимул или нет.

Ошибка привыкания является тенденция сохранять ответ «да» в нисходящих рядах (при уменьшении стимула) или ответ «нет» в восходящих рядах. Ошибка предвосхищения (или ожидания) имеет противоположный характер. Основная цель чередования восходящих и нисходящих рядов – сбалансировать любую из постоянных ошибок, если они возникают.

2. Метод установки (средней ошибки, воспроизведения или метод подравнивания). 2 стимула, испытуемый подстраивает данный стимул к стандарту (кажется ему равным стандарту). Повторяют несколько раз, а затем вычисляется среднее значение и вариабельность установок испытуемого. Среднее значение подравниваний (установок) является прямым показателем точки субъективного равенства, а вариабельность подравниваний, допускаемая испытуемым, может быть использована для вычисления разностного порога. При определении абсолютного порога испытуемый неоднократно устанавливает такое значение переменного стимула, которое по его мнению является самым низким среди обнаруживаемых стимулов. Среднее этих установок принимается за абсолютный порог.

3. Метод постоянных раздражителей (метод истинных и ложных случаев или метод частот). Этот метод касается определения стимулов, лежащих в переходной зоне между воспринимаемыми и невоспринимаемыми. Если стимул или различие между стимулами воспринимается в 50% случаев, то они соответственно указывают положение абсолютного и разностного порогов. Для того, чтобы составить картину всей переходной зоны, обычно выбирают 5-9 различных стимулов в диапазоне от редко замечаемых до почти всегда замечаемых стимулов. При измерении абсолютного порога выбирают также стимулы, которые лежат по обе стороны от порога раздражения или абсолютного порога. Обычно используется две категории ответов - «да» и «нет». Пустые пробы ловушки надо включать так, чтобы испытуемый не знал о них. За абсолютный порог обычно принимаются такое значение стимула, при котором он воспринимается в 50% случаев.

Понятие субсенсорного диапазона .

Давно известно, что далеко не все из того, что воспринимается человеком и обуславливает его поведение, осознается.

Субсенсорный диапазон - зона чувствительности человека к неощущаемым раздражениям.

Субсенсорная область существует и в норме, и в патологии. Ее пределы сильно зависят от функционального состояния человека и колеблются от 5 до 12 Дб для слуха.

Полная и точная характеристика сенсорных возможностей человека может быть получена только с помощью непроизвольных реакций.

Практическая важность: в ряде случаев объективные реакции представляют единственную возможность измерения чувствительности: у маленьких детей, еще не полностью овладевших речью, при патологиях мозга, связанной с нарушением речи, при симуляции нечувствительности и т.д., где желательно провести измерение чувствительности, не привлекая внимания испытуемого к раздражителям.

Ощущение – отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.
Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств.
Анатомофизиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения называется анализатором. Каждый анализатор состоит из трех частей:

1. Рецептор – орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.
2. Проводящие нервные пути – по ним нервные сигналы передаются в мозг.
3. Мозговой центр в коре полушарий головного мозга.

Ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.

Английский физиолог И. Шеррингтон выделил три основных класса ощущений:
1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды («пять чувств»). К ним относят зрительные, слуховые, вку¬совые, температурные и тактильные ощущения. Рецепторы находятся на поверхности тела.
2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутрен¬них органов. К ним относят ощущение боли, голода, жажды, тошноты, удушья и др. Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздраже¬ниях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма.
3. Проприоцептивные ощущения (мышечно-двигательные). Это ощущения, отражающие положение и движения нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о поло¬жении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслабле¬нии мышц, состоянии суставов и связок и т. п.
I группа - дистантные ощущения:
1. Зрение - электромагнитные колебания, отражение света от предметов.
2. Слух - звуковые колебания.
3. Обоняние - пахучие частицы, химический анализ.
II группа - контактные ощущения:
4. Тактильные - ощущения прикосновения и давления. Даже небольшое снижение тактильной чувствительности негативно влияет на психику. Наиболее чувствительны:
а) язык,
б) губы,
в) кончики пальцев.
5. Температурные - отдельные рецепторы на холод и тепло. Температура тела принимается за 0.
6. Вкусовые - рецепторы в сосочках языка, реагирующие на химический состав пищи.
7. Вибрационная чувствительность - реакция на низкочастотные колебания окружающей среды. Самая древняя чувствительность. Прародительница слуха и тактильных ощущений. Нет специальных рецепторов, все ткани тела участвуют в передаче информации.
8. Болевая чувствительность - стоит на службе у инстинкта самосохранения. Люди без болевой чувствительности не доживают до 10 лет.
III группа - ощущения, относящиеся к самому телу:
Ощущения на события внутри тела.
9. Вестибулярные - определяют то, как тело размещено по отношению к земному притяжению. Нужны, чтобы понимать, где верх, где низ. Рецепторы во внутреннем ухе.
10. Мышечные – кинестические, динамические, скелетно-мышечные, проприорецепция. Специальные датчики во всех мускулах, местах прикрепления сухожилий и суставов. Реагируют на напряжение и расслабление. Благодаря ним мы с закрытыми глазами можем сказать, что делает наше тело. Все виды скелетных движений регулируются психикой с участием мышечных ощущений.
11. Интроцепивные ощущения - интерорецепция - совокупный результат работы нескольких видов датчиков внутри организма (хеморецепторы - хим.события внутри тела, барорецепторы - реагируют на изменение давления, болевые, и др.). Зачастую не доходят до психики, до осознания. Управляются подкорковыми структурами. Что доходит до сознания (сеченов): "темное валовое чувство организма" - плохоосознаваемое, недифференциированное. События внутри тела оказывают влияние на виды сенсорной чувствительности извне.

Свойства ощущений:
1. Адаптация – это приспособление чувствительности к постоянно действующим раздражителям.
2. Контраст – изменение интенсивности и качество ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.
3. Сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием взаимодействия ощущений и упражнений.
4. Синестезия проявляется в том, что ощущения одной модальности могут сопровождаться ощущениями другой модальности.
Не всякий раздражитель, воздействующий на рецепторные окончания того или другого анализатора, способен вызвать ощущение. Для этого необходимо, чтобы раздражитель имел определенную величину или силу.
Нижним абсолютным порогом ощущения называется минимальная величина, или сила, раздражителя, при которой он оказывается способным вызывать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения.
Абсолютная чувствительность того или другого органа чувств характеризуется величиной нижнего порога ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Большинство анализаторов обладает очень высокой чувствительностью. Например, абсолютный нижний порог слухового ощущения, измеряемый в единицах давления воздушных звуковых волн на барабанную перепонку, равняется у человека в среднем 0,001 бора. Насколько велика эта чувствительность, можно судить по тому, что один бор равняется одной миллионной части нормального атмосферного давления. Еще выше чувствительность зрительного анализатора. Абсолютный нижний порог ощущения света равняется 2,5-10"" эрг/сек. При такой чувствительности человеческий глаз может заметить на расстоянии одного километра свет, интенсивность которого составляет всего несколько тысячных долей нормальной свечи.
Верхний абсолютный порог ощущения соответствует той максимальной величине раздражителя, сверх которой этот раздражитель перестает ощущаться. Так, абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет у человека в среднем 20 000 колебаний звуковых волн в секунду.