В каких процессах проявляется двусторонний характер обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Эта тема принадлежит разделу

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3

1. Сущность процесса обучения. Его двусторонний характер.…………………...4

1.1.Сущность процесса обучения…………………………………………………...4

1.2.Преподавание и учение как две стороны учебного процесса………………...7

1.3.Стили общения и их влияние на двусторонний характер процесса обучения……………………………………………………………………………...8

Выводы……………………………………………………………………………...11

Список литературы…………………………………………………………………12

Ключевые слова…………………………………………………………………….13

Введение

Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.

Теоретические основы процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает важнейшая отрасль педагогики – дидактика. Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.

Качественное своеобразие обучения выявляется при сопоставлении его с воспитанием, образованием и развитием.

В разных видах обучения его воспитательно-образовательно-развивающая составляющая представлена не одинаково, но педагог обязан постоянно конструировать ее. Таким образом, изучение характеристик процесса образования является актуальным вопросом в современной педагогике.

Целью данной контрольной работы является изучение сущности процесса обучения и его двусторонний характер.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотрение сущности процесса обучения

2. Изучение двустороннего характера процесса обучения.

1. Сущность процесса обучения. Его двусторонний характер.

1.1Сущность процесса обучения

Процессы учения и обучения (преподавания) представляют собой две особые, хотя и взаимосвязанные формы деятельности учащегося и учителя и отражают двойственный характер процесса обучения.

Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и способов организации познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способностей.

В определении обучения, даваемом современной педагогикой, подчеркивается взаимодействие учителя и учащегося. Признавая важность и значимость современных тенденций и в понимании сущности процесса обучения, надо все же подчеркнуть руководящую и направляющую деятельность учителя, который и при самой высокой активности и самостоятельности учащихся всегда выступает организатором их познавательной деятельности. В его функции входит также планирование, стимулирование, контроль, анализ результатов и учебного труда .

Дидактика - это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, методик, технологий и систем обучения.

Выделяют общую и частную дидактику. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения математике, обучения химии, обучения истории).

Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение.

Обучение - это целенаправленный процесс двусторонней деятельности обучающего (учителя, преподавателя) и учащегося по передаче и усвоению знаний. Двусторонний характер обучения заключается в том, что обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: преподавание и учение. Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Они оба должны быть активны в образовательном процессе, т.е. выступать субъектами обучения. Если учитель недостаточно активен в преподавательской деятельности (не стремится к разнообразию форм и методов на уроках, плохо организует контроль обученности, нерегулярно проводит закрепление изученного и т.д.), он не добьётся хорошего результата в обучении. Если ученик пассивен в учении (например: не следит за мыслью учителя при объяснении нового материала, не пытается самостоятельно выполнить упражнение, не выполняет домашних заданий), он плохо овладевает учебным материалом. Таким образом, результат обучения (уровень обученности учащегося) зависит от степени активности обоих субъектов образовательного процесса.

Преподавание - это деятельность учителя по:

1. передаче информации;

2. организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

3. оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

4. стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

5. оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Учение - это деятельность ученика по:

1. освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

2. самостимулированию к поиску, решению учебных заданий, самооценке достижений;

3. осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

Учебная деятельность включает в себя:

1. овладение системами знаний и оперирование ими;

2. овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения - умениями и навыками;

3. развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;

4.овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями:

1. различения или узнавания предмета (явления, события, факта);

2.запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.

Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.

Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).

В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:

1. степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;

2. темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;

3. уровень образованности или профессионального мастерства;

4. готовность повысить образование.

В практике обучения сложилось единство логик учебного процесса: индуктивно-аналитической и дедуктивно-синтетической. Первая ориентирует на наблюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала. Второй вариант ориентирует на введение учителем научных понятий, принципов, законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию.

1.2. Преподавание и учение как две стороны учебного процесса.

Любое явление имеет содержание и форму. Содержательной стороной процесса обучения является познавательная деятельность ученика. Она должна быть организована учителем так, чтобы ученик познавал окружающий мир, закономерности его развития, взаимосвязи и взаимозависимости природы, общества и человека, чтобы обучение ускоряло психическое развитие каждого человека.

Двусторонний характер процесса обучения - это форма, в которой происходит процесс обучения. По форме процесс обучения состоит из двух сторон: преподавания и учения. Между ними должно быть следующее взаимодействие: учитель преподает так, чтобы все участники процесса обучения стали субъектами, т.е. активными, самостоятельными учениками в овладении знаниями.

Однако учитель в массовой практике часто этот процесс строит не как взаимодействие, а воздействие на учащихся, т.е. упрощает его по такой формуле: «Я преподаю, а вы должны учиться». Если учащиеся не исполняют свой долг учения, то учитель начинает предъявлять к ним требования, а в случае их неисполнения - наказывать. В этой ситуации, когда отсутствует взаимодействие учителя и ученика и когда оно подменено воздействием учителя на учащихся, процесс обучения теряет и обучающую, и развивающую, и воспитывающую функции, в результате процесс познания в обучении носит поверхностный, формальный характер, что отмечал Я.А. Коменский. Об образовании он писал, что учащиеся должны получать не поверхностные, формальные знания, а знания, дающие ему возможность мыслить своим умом и делать самостоятельный выбор в различных ситуациях.

Педагоги-новаторы двусторонний характер процесса обучения строят на основе взаимодействия с учениками, по формуле педагога-гуманиста Ш.А. Амонашвили: «Я вас, дети, буду учить так, чтобы вы захотели учиться». Для этого он ежеминутно изучает учащихся, чтобы найти путь взаимодействия с каждым учеником. Его форма процесса обучения основана на любви к детям, он стремится сделать ее красивой.

Большинство же учителей не придают форме обучения никакого значения.

1.3. Стили общения и их влияние на двусторонний характер процесса обучения.

Двусторонний характер процесса обучения определяется общением учителя с учащимися. Общение учителя с учениками должно постоянно корректироваться в зависимости от возникающих непредвиденных ситуаций, только тогда процесс обучения будет носить двусторонний характер. Однако в массовой практике учитель часто не задумывается над своим общением с учениками, не стремится вникать в тонкости происходящего, о чем свидетельствуют своеобразные приемы установления контакта с учениками: «Почему не работаешь?», «А ты не вертись, встань возле парты и постой», «Что сидишь и спишь, когда же начнешь отвечать?», «Опять подсматриваешь, думаешь, я не вижу и не знаю, что ты ничегошеньки не учишь?» .

Психологи приводят факты общения учителей с учащимися, свидетельствующие о том, что учителя действительно не задумываются над своим общением с детьми.

1) множество требований к ученикам, которые невозможно даже запомнить, а не то, что выполнить;

3) бесконечные нотации и на уроке и после уроков.

Этот стиль общения учителей с учащимися не позволяет организовать познавательную деятельность учащихся так, чтобы стимулировать их активность и инициативу. В этом обучение, преподавание и учение не взаимосвязаны между собой.

Учителя, стоящие на позиции педагогики сотрудничества, предоставляют в учебном процессе инициативу детям в широких границах, умело сотрудничают с ними. Учитель руководит учениками, помогая им. Он стремится изобретать такие средства, с помощью которых дети превращают себя из незнающих в знающих, из неумеющих в умеющих.

Поэтому учитель должен избавляться от авторитарного стиля общения с учениками и овладевать гуманистическим стилем общения.

В совершенствовании своего стиля общения с учениками учителю необходимо знать определенные закономерности в общении:

1) закономерность меры, времени, места воздействия на ученика - учитель, в интересах эффективности взаимодействия с учениками, далеко не всегда должен обнаруживать перед учеником, что он видит и все замечает; кое-что в поведении ученика учитель должен «не замечать» или не замечать до какого-то времени;

2) существует зависимость между тоном речи и воспитательной его эффективностью - чем менее уважителен тон учителя, чем более он раздражителен, тем ниже его положительное воздействие на учащихся.

Соблюдение этих закономерностей в общении учителя с учащимися обеспечит двусторонний характер обучения.

Выводы

Обучение - сложное, тонкое, многогранное и своеобразное искусство, так как в нем участвуют двое - учитель и ученик. Результаты обучения находят свое отражение в качестве знаний, уровне развития ученика.

Признавая обучение искусством, не следует думать, что не все могут им овладеть. Педагогическая деятельность требует от учителя разносторонних знаний, упорного труда для достижения высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Обучение включает в себя деятельность учителя - преподавание и деятельность ученика - учение. Под руководством учителя дети включаются в деятельность. Некоторые ошибаются, их исправляют товарищи, дает пояснения учитель. Главное, что бы никто не отвлекался. Процесс обучения будет продуктивным в том случае, когда и учитель, и ученики активно, целеустремленно работают.

Список литературы

1. Бордовская Н. В., Реан А. А. педагогика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006. – с. 203-204.

2. Сидоров С.В. Двусторонний и личностный характер обучения: Учебник. Шадринск, 2004. –с. 50.

3. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: просвещение, 1984. – 496 с.

4. Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Волби, Изд-во проспект, 2005. – 432 с.

5. Подлысатый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш. учеб. завед.: В 2 кн. – м.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил.

Ключевые слова

Обучение

Образование

Дидактика

Обучаемость

Педагог

процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта. Обучениеосновывается на запоминании; теории запоминания издавна опирались на обучения и на вытекающиеиз него телесно-психические процессы. Легче и лучше всего запоминается то, что резко выделяется из всеймассы усваиваемого материала, в силу чего возникает я,сно выраженное фигуры и основы. Повторение при заучивании наизусть служит уяснению частностей в фигуре (), понимаемой какцелое.

Педагогика: Учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентство, 2000.- 480с.

Обучение - это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Подлысатый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш. учеб. завед.: В 2 кн. – м.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Дидактика

(поучающий) – раздел педагогики, в котором разрабатывается теория образования и обучения (цели, содержание, закономерности и принципы обучения), а также воспитания в процессе обучения.

Дидактика - теория образования и обучения, отрасль педагогики.

Бордовская Н. В., Реан А. А. педагогика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006.

Дидактика- ( греч. didaktike искусство или наука обучения) – теория обучения.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоениячеловеком знаний, умений и навыков в процессе обучения

Краткий психологический словарь . - Ростов - на - Дону: « ФЕНИКС ». Л . А . Карпенко , А . В . Петровский , М . Г . Ярошевский . 1998 .

Обучаемость - (англ. docility , educational ability , learning ability ) - эмпирическая характеристика индивидуальныхвозможностей уч-ся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности , в т. ч. К запоминанию учебного материала, решению задач , выполнению различных типов учебного контроля исамоконтроля.

Большой психологический словарь . - М . : Прайм - ЕВРОЗНАК . Под ред . Б . Г . Мещерякова , акад . В . П . Зинченко . 2003 .

Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают: 1) общую обучаемость - способность усвоения любого материала; 2) специальную обучаемость - способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая – специальной одаренности индивида

Обучаемость – это общая способность человека к постоянному развитию в процессе обучения. Способность учиться включает в себя особенности интеллекта.

Педагог - (от греч. paidagogos - воспитатель) - 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.).

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999

Педагог -лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной работой как профессией; учитель, преподаватель.

Это был настоящий педагог, очень серьезно относившийся и к своему учительству, и к своей карьере. Короленко, История моего современника.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия 1969-1978

Педагог - воспитатель. Лицо, ведущее работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области. Кроме того, ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.

«Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.»,2003 г.

Обучение - это такая разновидность человеческой деятельности, которая предусматривает взаимодействие преподавателя и ученика, поэтому оно имеет двусторонний характер, т.е. состоит из двух процессов: 1) процесса преподавания - деятельные ость преподавателя, 2) процесса обучения - деятельность ученика или коллектива. Обучение невозможно без взаимодействия учителя и учеников, которая бывает непосредственной (учитель и ученик совместно реализуют задачи обучения) и опосредованной (ученик выполняет задания, данные учителем ранее). Процесс обучения может проходить и без учителя (например, самостоятельная работа). Процесс обучения - это не механическая сумма процесса преподавания и н авчання. Это качественно новое целостное явление. Суть учения - это единство познания и общения. Процесс обучения включает цель, мотивы, содержание, способы деятельности, он требует напряжения воли, физических и интелек туально сил, способов регулирования действий и контроля за их результативностью. Поэтому можно вы делить следующие компоненты в структуре процесса обучениявчання:

1. Целевой компонент - это осознание педагогом и учащимися целей и задач каждого предмета, его конкретных разделов и тем. Это осознание зависит от уровня образованности и воспитанности учащихся, знаний предыдущего материала, а больше всего - от целенаправленности учителя, его умение поставить и разъяснить цели и задачи своим воспитанникам.

2. Стимулирующее-мотивационный компонент процесса обучения - это продолжение целевого разъяснения, углубленная мотивация, меры по стимулирования познавательного интереса, чувство долга и ответственности у учащихся

4. Операционно-деятельностный компонент , который можно назвать методическим, потому что он охватывает все методы, приемы, формы обучения, которыми оперирует учитель в процессе своей деятельности, взаимодействия с учащимися

5. Контрольно-регулятивный компонент - это контроль за ходом процесса обучения"обратную связь - получение учителем информации о степени затруднений, недостатки, качество этапов обучения. Он включает те методы контроля, самоконтроля и взаем моконтролю, которыми пользуется учитель параллельно с изложением нового материала. Обратная связь предполагает коррективы, регулирования процесса обучения, внесения изменений в методы и средства обучения ня.

6. Оценочно-результативный компонент - завершающий в процессе обучения, он предусматривает оценку знаний учащихся до выпуска из средней школы, а также самооценку учениками достигнутых результатов. Все компоненты нужно рассматривать в взаемозвьяз зку, они представляют собой этапы, звенья в структуре процесса обучения, к ним нужно подходить творчески, не допускать шаблона в их использованииі.

. Роль учителя в учебном процессе . Учитель выступает как организатор и руководитель учебной деятельности учащихся. Ему принадлежит руководящая роль. Деятельность учителя складывается из планирования, организации, стимулирования, бегущей контроля, регулирования ния, анализа результатовів. . Планирование - это составление календарно-тематических и поурочных планов. С некоторых предметов учителя получают готовы тематические планы и вносят в них лишь некоторые коррективы. При составлении поурочных планов учителя пользуются уються пособиями по методике преподавания конкретных предметов. Молодые учителя пишут подробные планы уроков, в которых указывают цель, основные вопросы для опроса учащихся, преподают новый материал, отметь ають номера упражнений, задач для закрепления и повторения, содержание домашней работы, перечень оборудования и литературы. Опытные учителя пишут менее детальные планлани.

Организация процесса обучения состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного. На подготовительном этапе учитель подбирает. ТСО, наглядность, раздаточный материал, проводит опыты, демонстрации, прогляд дает диафильмы, подбирает учебно-методическую литературу, пишет план.

. Организация деятельности учителя - это постановка задач урока, создание благоприятных условий, распределение функций при организации практических работ, краткие инструкции, своевременная помощь учащимся

Стимулирующая функция учителя заключается в том, что он обеспечивает потребность в изучении темы, раскрывает ее значение, продумывает приемы стимулирования познавательной активности учащихся, снимает напряженность, перегрузки аженисть и повышает активность ученики.

Бегущая контроль, регулирования и корректировки учебного процесса осуществляется путем наблюдения, конкретных вопросов, упражнений, индивидуальных собеседований, анализа письменных работ, тетрадей учащихся. Он. Разрешать ет выявить типичные недостатки, затруднения у учащихся, предупредить пробелы в знаниях, учитель должен видеть рациональность выбранного варианта учебной деятельности, регулировать, дополнять и изменять йог в темпе обученияя.

Анализ результатов - завершающий цикл преподавания. Здесь важно установить уровень осознания знаний учащимися, умение применять полученные знания, проанализировать причины пробелов, наметить пути их ликв видациї.

Чтобы осуществлять процесс преподавания, учителю необходимо знать цель школы, место"своего"предмета в реализации, знать учеников, уметь управлять процессом обучения

. Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения . В основе процесса обучения лежит идея деятельностного подхода, разработанная отечественными психологами. Обучение - это система познавательных действий учащихся, направленная на решение учебно-воспитательных задач. Очень в важна формула. Л. С. Выготского"Обучение идет впереди развития", то есть учет зоны ближайшего развития личности, ориентация не на достигнутый сегодня уровень развития, с на более высокий, я кого может достичь учащийся под руководством и с помощью учителя. В школе развивающего обучения - наоборот, впереди идет развитие умения учитьсявчитися.

Современная педагогическая психология считает, что для каждого возрастного периода есть свой, наиболее характерный вид деятельности: в дошкольном и младшем школьном возрасте - это обучение, в среднем школьном возрасте - общественно-полезная практика и общение, в старшем - особая профориентационная работа, самостоятельные суждения и оценки. Важно развивать все богатство видов деятельности большое значение для усвоения я знаний имеет аналитико-синтетическая деятельность, сравнения, ассоциации, обобщения, гибкость мышления, смысловая память. Выдающиеся ученые-дидактики. П. Гальперин и. Н. Талызина разработали структуру цикла за свое ния: предварительное ознакомление с действием, условиями ее выполнения формирование действий в форме операций, формирование действия как позаказном формирование действия во внешней речи формирование действия во внутренней речи, переход ее в глубокие процессы мышления. Вся эта последовательность умственных действий применяется к объяснительно-иллюстративного, а не к проблемному обучению. Существует два типичных варианта учебной деятельности школьниковолярів:

Урок и самостоятельная работа учащихся на уроке ученик выполняет следующие действия: воспринимает учебные задачи, планы действий от учителя, осуществляет учебные действия и операции, регулирует учебную деятельность; анализирует результаты и ученийя.

В ходе самостоятельной деятельности ученик выполняет следующие действия: планирует задачи своей учебной деятельности, методы, средства, формы обучения; самоорганизовуе учебную деятельность, осуществляет самоконтроль результат тов учебной деятельности.

Психологический характер процесса усвоения включает восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение

Восприятие является необходимым условием и началом большого усвоения. В процессе обучения восприятию предшествует создание готовности учащихся к участию в обучении, формирование их познавательной активности, мотивация я обучения, опора на предыдущие знания и опыт, сосредоточение внимания на объекте познанияя.

Новый учебный материал необходимо излагать лаконично, информацию обобщать и унифицировать, акцентировать внимание учащихся на смысловых моментах, отделять относительно самостоятельные единицы учебного ма атериалу; новый материал должен иметь четкую, понятную и легкую для запоминания структуру, нужно очистить новый учебный материал от лишней информации. Учитель должен хорошо владеть методами эмоционального воздействия на учащихся, использовать их в процессе изложения нового материала. Особое значение имеет первое впечатление ученика от учебной информации (явление импритингу), оно надолго остается в св идомости, 90% знаний ученик получает через зрение, поэтому визуальном представлению учебной информации нужно уделять особое вниманиеги.

. Понимание учебного материала - это обобщенное установление связей между явлениями и процессами, их строением, составом, назначением, мотивами. При этом очень важно четко, доступно, логично излагать новый материал, включать ученики ей в сопоставление фактов, данных исследований. Понимание невозможно без глубокого проникновения в суть явлений, процессов. Понимание еще не обеспечивает полного усвоения материала, оно является исходным для глубокого разн остороннього осмысления информацииції.

. Осмысление - это более глубокий ход процессов анализа, синтеза, сравнения, индукции, дедукции. В ходе осмысления обогащается понимание, оно становится разносторонним и глубоким, появляются начала убеждению, у умений, открытиив.

Обобщение происходит тогда, когда выделяются и объединяются общие существенные черты предметов и явлений, изучаемых. Оно ярко проявляется при выделении главного, существенного. Обобщение завершает является обучение, но не обязательно, потому что, например, законы можно дать и в начале урока. Степень обобщения знаний проверяется при переносе их на решение новых учебно-практических занятий. На этап и обобщение осуществляется систематизация знаний - это классификация фактов, явлений, процессеесів.

. Закрепление - это повторное осмысление с целью запоминания. В закреплении материала важное значение имеет первичное, текущее и обобщающее повторение. К организации повторения предъявляются следующие требования: оно должно бы быть целеустремленным, иметь определенную мотивацию, быть правильно распределенным во времени, проводиться частями и в целом, не должно допускать механического запоминанияння.

Применение знаний, умений и навыков. Завершающим этапом процесса обучения является применение полученных знаний на практике. Это - осуществление перехода от абстрактного к конкретному. Учащиеся выполняют разнообразные и упражнения, самостоятельные лабораторные и практические работы, пишут сочинения, решают задачи, готовят межпредметные конференции, составляют вариативные задачачі.

Эффективность обучения зависит от мотивации. Зная мотивы учащихся, учитель может ликвидировать недостатки. Необходимо углублять мотив долга, ответственности учащихся за обучение, образованность, волю, весь время подчеркивать значение обучения, быть требовательным к ученикам, применять поощренияня.

Эффективность усвоения зависит от уровня развития эмоциональной сферы школьников. На уроках нужно умело применять яркие примеры, материалы периодической печати, грандиозные цифры и факты. НТР произведения мыс стецтва, цитаты великих людей и т.д. эмоционального развития учащихся способствует атмосфера комфорта, защищенности от несправедливости, тонкий педагогический подход, высокая требовательность, содержание урока. В процессе обуче ния нужно отыскивать возможности для самостоятельной работы учащихся, поскольку ее значение незаменимо. Учащиеся должны проводить опыты, наблюдения, решать экспериментальные задачи, нужно применять специальные приемы творческого мышленияення.

Основные звенья процесса обучения

Традиционное обучение – процесс двусторонний, оно включает деятельность обучающего и деятельность обучающихся. Деятельность обучающего (преподавателя, врача) заключается в изложении учебного материала, в формировании у обучающихся интереса к учению, взглядов и убеждений, в руководстве самостоятельными занятиями обучающихся, в проверке и оценке сформированности компетенций. В процессе преподавания обучающий реализует те цели, которые ставит перед обучением общество, вооружает обучающихся определенным кругом компетенций и входящих в их состав знаний, умений и навыков. Формирует личностные качества обучающихся.

Второй стороной процесса обучения является деятельность самих обучающихся, представляющая собой систематический труд по усвоению материала учебной дисциплины и выработке взглядов и убеждений в процессе этого усвоения.

Деятельность обучающегося предполагает творческое применение знаний, умений и навыков в работах, выполняемых по заданию преподавателя и по собственной инициативе. В процессе обучения формируется личность будущего специалиста и его профессиональные качества.

Роль субъекта в процессе традиционного обучения принадлежала преподавателю. Однако ФГОС ы исходят из положения, согласно которому успех в обучении зависит от высокой активности самих обучаемых, мотивированности, настойчивости в достижении поставленных целей. В ходе обучения они приобретают навыки самостоятельной работы, крайне необходимые им как на занятиях в вузе, так и для дальнейшей работы по специальности.

Основные звенья процесса обучения представляют собой логику внутреннего усвоения учебного материала и способов деятельности. Рассмотрим психологическую характеристику процесса усвоения, который в себя нижеследующие компоненты.

1. Подготовка обучающихся к восприятию материала, создание активной установки в учебной работе, формирование положительных мотивов обучения.

Деятельность обучающего: создание четкой целевой установки, указание на значимость материала, его роль в профессиональной подготовке, опора на прошлые знания и учет личностных особенностей обучаемых.

2. Восприятие фактического материала. Демонстрация фактического материала достигается различными средствами наглядности: натуральной, избирательной, символической, слуховой. Однако процесс обучения не обязательно начинается с наглядности. Наглядность может выступить в качестве подтверждения познаваемых закономерностей. Иногда преподаватель обходится без наглядности. В последнее время в учебном процессе находит применение система технических средств, обеспечивающих наглядность и переработку информации, активизирующих процесс обучения, характер мыслительного анализа, создающих положительный эмоциональный фон учебных занятий

3. Осмысливание учебного материала, которое выражается в усвоении и понимании связей и отношений: причин и следствий, цели и средства, предмета и его качеств, части и целого, субъекта и объекта, действия, общего и частного и т. д. В психологии и педагогике справедливо подчеркивается мысль о необходимости овладения умственными действиями (анализа, синтеза, обобщения, доказательства и т. д.), которое происходит в процессе решения познавательных задач, проблем, активной самостоятельной работы. На этом этапе обучающиеся становятся главными субъектами познавательной деятельности.

4. Запоминание учебного материала. Современная психология и педагогика определили условия наиболее прочного запоминания важного, отобранного материала: высокий уровень первичного восприятия, достаточно обильные повторения, активизация памяти средствами наглядности, включение мышления в процесс повторения путем самостоятельного решения познавательных задач, ситуаций, проблемных заданий и т.п.

5. Применение знаний на практике в структуре реализуемых компетенций – свидетельство того, что они стали достоянием личности: решение задач, лабораторные занятия, упражнения, производственная клиническая практика, связь обучения с профессиональной деятельностью.

Звенья обучения составляют систему целостного процесса обучения, они выступают в сложном диалектическом взаимодействии, и движение каждого звена меняет всю систему. Процесс обучения выступает как система, начало которой представляет собой состояние обучаемого, его готовность к восприятию и осмыслению материала, обучения, конец – новое состояние этой готовности.

Воспитывающий характер обучения – дидактический закон, который может быть сформулирован следующим образом: всякий акт деятельности преподавания независимо от характера деятельности учения, который он вызывает, а также независимо от изучаемого содержания, оказывает на обучающихся то или иное воспитывающее влияние. Но это влияние может быть положительным, отрицательным или нейтральным. Задача воспитания будущего врача в процессе обучения заключается в активном формировании научного мировоззрения, гуманистической направленности личности, осуществления нравственного, этического, эстетического воспитания.

Двусторонний характер обучения заключается в том, что обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: преподавание и учение. Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Они оба должны быть активны в образовательном процессе, т.е. выступать субъектами обучения. Если учитель недостаточно активен в преподавательской деятельности (не стремится к разнообразию форм и методов на уроках, плохо организует контроль обученности, нерегулярно проводит закрепление изученного и т.д.), он не добьётся хорошего результата в обучении. Если ученик пассивен в учении (например: не следит за мыслью учителя при объяснении нового материала, не пытается самостоятельно выполнить упражнение, не выполняет домашних заданий), он плохо овладевает учебным материалом. Таким образом, результат обучения (уровень обученности учащегося) зависит от степени активности обоих субъектов образовательного процесса.

Личностный характер обучения состоит в том, что…

1) в процессе обучения происходит формирование личности;

2) обучение как взаимодействие субъектов образования всегда имеет личностный план, на специфику этого процесса в каждом конкретном случае влияют индивидуальные особенности как ученика, так и учителя.

Учебно-познавательная деятельность – это специально организованная извне или самим учеником деятельность с целью познания: овладения богатствами культуры, накопленной человечеством.

Процесс познания может протекать и вне учебной деятельности: информация поступает к школьнику, например, при посещении различных культурно-просветительских учреждений (театра, библиотеки, дома культуры и т.д.), при общении в семье, в дружеской компании, через книги и средства массовой коммуникации. Иными словами, познавательная деятельность учащихся осуществляется не только в школе. Однако познание в этом случае протекает стихийно, новая информация чаще всего усваивается неполно и отрывочно, многое из усвоенного носит случайный характер, а потому быстро забывается. Отличие учебно-познавательной деятельности заключается именно в её специальной организации, способствующей наилучшему усвоению культурного наследия, оптимизирующей процесс познания.

Учебно-познавательная деятельность ученика, составляющая процесс учения, представляет собой систему познавательных действий (определённую последовательность взаимосвязанных операций, осуществляемых с целью познания):

Восприятие нового материала;

Осмысление воспринятого;

Запоминание;

Применение усвоенных знаний на практике;

Последующее повторение;

Обобщение и систематизация изученного; - самоконтроль результатов обучения;



Выявление и устранение ошибок и недочётов, неясностей в усвоенном материале.

Обучение-это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Обучение всегда является двусторонним процессом и состоит из преподавания и учения. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся - учением. Эти деятельности описывают активность каждого из участников педагогического процесса. Поэтому обучение можно определить и так: обучение - это преподавание и учение, взятые в единстве.Таким образом, обучение можно определить как совместную деятельность учащегося и преподавателя, направленную на достижение учебных целей, овладение знаниями, умениями и навыками, заданными учебными планами и программами.

Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно.

Термин образование несколько шире по своему значению, чем термин обучение. Под образованием имеется в виду процесс и результат усвоения человеком социального опыта, системы знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе. Образование может быть организовано как в форме обучения, так и в форме самообразования, т.е. без присутствия преподавателя в прямом смысле этого слова. В термине образование в более явной форме присутствует указание на связь приобретенных в ходе обучения знаний и умений с уровнем личностного развития. Образованный человек - это не просто знающий человек, но и обладающий высоко ценимыми в обществе качествами личности.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Единство преподавания и учения

В структуре единого процесса обучения в самом общем плане можно выделить два взаимосвязанных элемента:

* преподавание.

Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без учения, а уче­ние без преподавания становится элементом процесса само­образования.

Эффективный процесс обучения предполагает установле­ние субъект-субъектных отношений педагога и обучаемых. Школьник (дошкольник, студент) выступает объектом препо­давания и субъектом учения. Объектом его деятельности яв­ляется содержание образования. Педагог выступает субъектом преподавания. Его деятельность также направлена на содер­жание образования.

В основе сотворчества учителя и ученика в образова­тельном процессе лежит сотрудничество в разнообразной деятельности (труд, познание, общение). Оно составляет пер­спективную тактику обучения творчеству творчеством в совре­менном образовательном процессе.

Сотворчество, с одной стороны, предстает как плодотвор­ное общение учителя и ученика с помощью языковой деятель­ности (невербальные и вербальные, речевые и коммуникатив­ные стратегии). С другой стороны, сотворчество выступает как совместное преобразование действительности, более того, создание новой педагогической реальности.

Единство образования и самообразования

Самообразованиерассматривается как целенаправленная деятельность человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и формированию новых навыков и умений, а также личностных свойств и качеств, необходимых для выполнения определенного вида профессиональной и всякой другой деятельности. В современной педагогической науке оно рассматривается в двух аспектах:

1. Какцеленаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;

2. Как самостоятельное приобретение человеком систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.

В любом из этих подходов в основе самообразования находится непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Оно также рассматривается как одно из важных средств самовоспитания.

К числу основных видов самообразования отнесены общее, специальное (профессиональное) и др. самообразование. Его основной формой выступает изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и др. литературы. Источниками новых знаний также выступают прослушивание лекций, докладов и аудиозаписей, использование электронных ресурсов, консультации специалистов, просмотр спектаклей и кинофильмов, посещение музеев и выставок, различные виды практической деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др. При этом самообразование всегда имеет целью получение необходимой квалификации или повышение образовательного, в том числе и профессионального, уровня.

Отечественный исторический опыт показывает, что уже в XIXвеке многие крупные деятели науки, литературы, искусства, общественных организаций помогали другим в решении этой задачи - создавали народные библиотеки, читальни, народные дома и др. Например, в 1863-1866 гг. в Петербурге издавался учебно-литературный журнал «Самообразование». В 1893 г. в Москве была создана комиссия по организации домашнего чтения при ученом отделе Общества распространения технических знаний, которая разработала специальные программы по многим предметам, изучавшимся в университетах, выпускала «Библиотеку для самообразования», проводила письменные консультации. Облегченные программы для самообразования выпускал Отдел для содействия самообразованию, созданный в Петербурге (1891 г.) при Педагогическом музее военно-учебных заведений. В начале XXв. большое распространение получили книги Н. А. Рубакина - «Письма к читателям о самообразовании» (1913 г.), «Практика самообразования» (1914 г.) и др. Значительную роль в развитии играли различные общества, курсы и народные университеты.

С 20-х гг. прошедшего столетия организованная и систематическая работа проводилась главным образом в области политического самообразования. В области общего самообразования, направляемого политпросветами Наркомпросов и профсоюзами, была реализована широкая программа образования трудящихся до уровня требований неполной средней школы.

В середине 30-х гг., в связи со значительным развитием сети общеобразовательных школ, техникумов и вузов, самообразование стало основным способом самостоятельного углубления и расширения знаний, полученных в учебных заведениях.

В условиях научно-технической революции (с 50-х гг. XXв.) широкое развитие получили системы образования взрослых и повышения квалификации. Эту потребность усиливает и развитие средств массовой информации, что, с одной стороны, обогатило в те годы процесс самообразования, а с другой - сделало человека причастным к совершающимся в мире событиям, вызывало потребность разобраться в них.

Начало XXIв. характеризуется гуманистической коррекцией самообразования, Теперь оно направлено на гармоничное развитие личности, раскрытие способностей человека, его творческого потенциала, самовыражение, реализацию духовных интересов.

Важную роль в формировании навыков самообразования играет школа различных уровней, которая рассматривает его как обязательный компонент современного обучения. Оно также может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый в учебном заведении материал, а может быть и автономно по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в учебном заведении курсов. В этом случае самообразование, обогащая учение, находит в нем поддержку, апробируя самостоятельно полученные знания, систематизирует их.

В то же время обучение дает возможность обогатить самообразование коллективным поиском, снять некоторые трудности самостоятельного познания. Развиваясь в системе обучения, самообразование получает новые стимулы для своего утверждения. При этом навыки самообразования вырабатываются в первую очередь в процессе проведения различных видов самостоятельной работы учащихся, предусмотренных учебными программами (выбор необходимой литературы, конспектирование, реферирование прочитанного, составление тезисов, подготовка докладов и др.). В этом случае учащиеся пользуются справочной литературой и словарями, в процессе, например, экскурсионной, лабораторной и экспериментальной работы приобретают необходимые для самообразования умения наблюдать, сравнивать, обобщать жизненные явления.

Навыки самообразования, полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе учебной работы в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего уровней. Важную роль в этом, помимо самостоятельной работы с учебной и научной литературой, играют занятия в семинарах, научных студенческих обществах и конструкторских бюро, участие в индивидуальных и групповых исследовательских работах и др.

Самообразование в последние годы развития отечественной образовательной системы рассматривается как составная часть непрерывного образования,выступающего связующим звеном между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации или переподготовки специалистов.

Арендный блок

Двусторонний характер обучения заключается в том, что обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: преподавание и учение. Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Они оба должны быть активны в образовательном процессе, т.е. выступать субъектами обучения. Если учитель недостаточно активен в преподавательской деятельности (не стремится к разнообразию форм и методов на уроках, плохо организует контроль обученности, нерегулярно проводит закрепление изученного и т.д.), он не добьётся хорошего результата в обучении. Если ученик пассивен в учении (например: не следит за мыслью учителя при объяснении нового материала, не пытается самостоятельно выполнить упражнение, не выполняет домашних заданий), он плохо овладевает учебным материалом. Таким образом, результат обучения (уровень обученности учащегося) зависит от степени активности обоих субъектов образовательного процесса. Личностный характер обучения состоит в том, что… 1) в процессе обучения происходит формирование личности; 2) обучение как взаимодействие субъектов образования всегда имеет личностный план, на специфику этого процесса в каждом конкретном случае влияют индивидуальные особенности как ученика, так и учителя. Учебно-познавательная деятельность – это специально организованная извне или самим учеником деятельность с целью познания: овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Процесс познания может протекать и вне учебной деятельности: информация поступает к школьнику, например, при посещении различных культурно-просветительских учреждений (театра, библиотеки, дома культуры и т.д.), при общении в семье, в дружеской компании, через книги и средства массовой коммуникации. Иными словами, познавательная деятельность учащихся осуществляется не только в школе. Однако познание в этом случае протекает стихийно, новая информация чаще всего усваивается неполно и отрывочно, многое из усвоенного носит случайный характер, а потому быстро забывается. Отличие учебно-познавательной деятельности заключается именно в её специальной организации, способствующей наилучшему усвоению культурного наследия, оптимизирующей процесс познания. Учебно-познавательная деятельность ученика, составляющая процесс учения, представляет собой систему познавательных действий (определённую последовательность взаимосвязанных операций, осуществляемых с целью познания): - восприятие нового материала; - осмысление воспринятого; - запоминание; - применение усвоенных знаний на практике; - последующее повторение; - обобщение и систематизация изученного; - самоконтроль результатов обучения; - выявление и устранение ошибок и недочётов, неясностей в усвоенном материале.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Педагогика. Педагогическая культура. Ответы

Педагогика как наука и искусство. Основные педагогические категории. Педагогика - это наука о воспитании человека. Современная дидактика.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении.

Богодухновенность Священного Писания

Отличительным видовым признаком книг Священного Писания является их богодухновенность (2 Тим. 3, 16), то есть единственным подлинным автором этих книг является Сам Бог.

Проектирование и оборудование термических цехов. Нагревательные установки

Курс лекций. Нагревательные установки. Установки газокислородного поверхностного нагрева. Установка электроконтактного нагрева (способ Гевелинга). Установки непосредственного (сквозного) электронагрева. Установки электроиндукционного нагрева. Индукторы

Преждевременное рождение. Недоношенный ребенок и уход за ним

Объект исследования – отделение недоношенных областной детской клинической больницы. Предмет исследования – профессиональная деятельность медицинской сестры детской больницы в отделении недоношенных детей. Цель исследования – выявить особенности работы медицинской сестры при выхаживании недоношенных новорожденных.

Кинематический и динамический анализ кривошипно-шатунного механизма

Курсовая работа. В данной работе мною будет проведен кинематический и динамический анализ кривошипно-шатунного механизма, силовой расчет трансмиссии автомобиля, а также прочностной расчет узлов и деталей двигателя (поршня и поршневого пальца).