Нормативные возрастные кризисы в жизни человека. Кризисы в жизни человека. Возрастные кризисы как следствие развития. Общие принципы возрастного психического развития

Невозможно прожить жизнь, не сталкиваясь с кризисами. Причем их может быть множество и большинство из нас попросту теряется при встрече с проблемой, которая может возникнуть ни с того, ни с сего. Но так только кажется, что она всплывает без причин, существует масса факторов, которые провоцируют кризисные периоды. А все начинается, чуть ли не с начала нашей жизни.

Кризисы жизни человека

  1. В первый раз человечек сталкивается с кризисным состоянием, когда ему исполняется один годик. Да, да, не удивляйтесь. Ведь к этому времени начинает только понимать, куда попал, какой мир его окружает, какие люди. Кому стоит доверять, а кому нет. И в зависимости от того, как будет пройдет данный этап, развитие личности будет позитивным или негативным. Конечно, в данном случае, все зависит от взрослых, воспитывающих ребенка.

    Необходима «золотая середина» при общении с малышом, нельзя позволять слишком много, но также категорически не стоит быть жесткими, жадными, холодными. И главное, что ему сейчас необходимо – это забота, любовь, доброта, открытость, доверие.

  2. Следующий кризисный этап – трехлетний возраст ребенка. Именно в этот период или около него, малыш проявляет свой характер, повадки, личностные качества, упрямство, общительность. То есть он уже демонстрирует миру, какие гены в него заложены, что воспитали в нем родители.
  3. Семилетний возраст – очередной сложный период в жизни каждого из нас. Именно в этом возрасте определяется социальное положение человека. Ему предстоит сделать выбор между двумя путями: или он начнет полагать, что он личность исключительная, заслуживающий поощрений, похвал, благ или же, в нем формируются комплексы из-за негативного опыта со сверстниками, окружением. Ведь это возраст, когда человек идет в школу, начинает контактировать с одногодками, заводит друзей.
  4. От двенадцати до четырнадцати лет наступает момент, когда мы начинаем понимать, к какому полу относимся. И тут в дело вступает наш характер, желание быть самостоятельным, обрести полную свободу. Мы доказываем своим родителям, что уже не дети, отказываемся слушать их советы. А малейшие попытки ограничить наше свободолюбие вызывает моментальные приступы паники, агрессии, недопонимания.
  5. Следующий тяжелый момент – молодое время от 18 до 20 лет. Наступает понимание того, что детство и юность позади, теперь черед за молодостью, активностью. Мы оказываемся один на один с окружающим миром и начинаем брать на себя ответственность за свои поступки, обеспечиваем себя самостоятельно. Нам приходиться вступать в борьбу за место «под солнцем», делать сложный выбор и осознавать, что все не дается просто. Необходимо трудиться, добиваться, не сидеть «сложа руки» как в детстве и ждать, когда за нас все сделают родители.
  6. Период от 27 до 29 лет. Все то, о чем мечталось – сбылось или нет. В правильном ли я иду направлении по жизни. Не опоздал(а) ли я, совпало ли достигнутое с тем, о чем планировал? Эти вопросы не дают покоя ни одному серьезному человеку, понимающему, что молодость понемногу уходит и наступает период зрелости. Человеку нужно к этому этапу подготовиться основательно, ведь предстоят радикальные перемены, как в личной, так и профессиональной сфере жизни.
  7. От 34 до 37 лет – тот самый злополучный « ». Полжизни позади, что будет впереди не известно. Многие осознают, что осталось совсем мало и конец жизни. Именно в эти годы человек все чаще задает себе вопрос: «Для чего существует жизнь, какой в ней смысл? Если все равно все умирают, зачем же мы рождаемся?» и т.д. Также, мы даем оценку своей деятельности за прошедшие годы и чаще всего полагаем себя неудачниками, уверены, что мало чего добились. Конечно, не всем мечтам суждено сбываться, а как многого нам когда-то хотелось.
  8. От пятидесяти трех до пятидесяти пяти лет – один из сложнейших периодов в жизни каждого. Наступает, так называемый, кризис предпенсионный. Годы идут к закату, мы теряем свою внешнюю привлекательность, то и дело дают о себе знать возрастные болячки. К тому же, старость уже вовсю машет нам своими симптомами – быстрая утомляемость, потеря сексуальных желаний, заработки уже не те, что раньше. Да и дети не желают особо с нами делиться, списывают в «утиль».
  9. Период от 65 до 67 лет – серый, тяжелый. В этом возрасте невозможно не думать о том, что вот-вот наступит кончина. О смерти мы задумываемся на протяжении всей жизни, но чем мы к ней ближе, тем больше места она занимает в наших мыслях. При этом ничто больше нас не беспокоит, разве что состояние здоровья. Мы как бы подытоживаем свою жизнь, собираем в одну кучу достижения и упущения.
  10. Сто лет. До этого возраста, конечно, мало кто доживает. Но все же есть таковые, которые переносят очередной кризис, переступив вековой рубеж. От всего можно устать, от жизни тоже. Прожив сто лет, человек устает, внутри пустота, отсутствие желание существовать дальше. В голове постоянно одна и та же мысль, как бы быстрее закончить с этой жизнью, как бы быстрее помереть. Но есть и хорошая новость – это последний кризисный момент в жизни человека.


Для чего нужны кризисные моменты

Как мы уже знаем, прожить жизнь без проблемных периодов ну никак невозможно. Но не стоит относиться к ним столь остро, стоит понимать, что они нам нужны. Не нужно по каждому поводу восклицать «Господи, за что мне это!». Если случился кризис – значит, есть за что.

Мы льстим себе и полагаем, что мы мягкие и пушистые, а вокруг одни авантюристы, агрессоры, жадины, злюки, клеветники и т.д. Нам следует принимать все проблемы как наказание, и как урок, благодаря которому дальше на такие «грабли» наступать уже не будем. Для того, чтобы понять сказанное, нужно изучить наши кризисы как бы со стороны.

Проблемы – это отпечаток наших действий

Согласно поговорке: «Знал бы, где упал, подстелил бы соломку», мы все хотим знать моменты, в которых могли бы ошибиться и нанести урон для последующей жизни. Как бы это было хорошо. Никто и никогда не оказывался в неприятной ситуации, все были бы здоровы, богаты, удачливы, счастливы. Но, к сожалению, невозможно предугадать, что случится через минуту.

И какие наши действия способны вызвать негативные последствия. К тому же, человеческая натура идет на «поводу» у своих сиюминутных желаний, и потом приходиться разгребать все, что это приносит. Но ведь нам о том, что может быть, говорят опытные товарищи, родители, друзья. Почему мы их не слушаем, не внемлем их ценным советам. В том-то и дело, вместо того, чтобы учиться на чужих ошибках, мы это делаем на своих. И это тоже учеба.

Ведь мы не можем найти отдельное время для того, чтобы обучаться. Поэтому происходит компенсация того, что нами упущено. Так мы поступаем в вуз, чтобы получать хорошую зарплату, расти по карьерной лестнице, создаем семью, дружим с людьми, чтобы не оставаться в одиночестве и т.д. Если бы у нас не было острой необходимости в достижениях, действиях и поступках, никто бы и пальцем не пошевелил – жил бы себе по инерции и все.

Вот почему проблему нужно воспринимать как бесплатный, но очень ценный урок и правильно усваивать науку.

Почему возникают проблемы и нам не везет

С древнейших времен люди делали все, чтобы переманить на свою сторону госпожу Удачу. Читали заклинания, проводили целые ритуалы, но мало кто задумывался о том, почему у нас возникают проблемы, неудачи. Почему все та же госпожа Удача не смотрела в нашу сторону. И что они означают – эти неудачи?

У каждого свой критерий счастья и удачи. Если для одного счастьем всей жизни является приобретение дорогого авто, то для другого достаточно получить нормальную и стабильную должность.

Существует два типажа людей – они считают виновником всех своих бед только себя, другие обвиняют в этом кого угодно, только не себя.

И стоит понимать, что те, кто считают виновным себя, намного ближе к истине, чем вторые. Ведь намного проще изменить свое поведение, видение мира, а вот поставить «на место» поступки правительства, экономические отделы за их некачественную работу. Но нельзя не согласиться и с тем, что есть определенные, не зависящие от нас причины, не позволяющие нам получить то, чего желаем. Та же самая географическая принадлежность – мы не можем иметь те же блага, что и жители Европы, США и т.д. Также, существует еще ряд причин, которые не дают нам быть удачливыми в жизни:

  • плохая информированность;
  • низкая эрудиция;
  • плохие познания жизни, недопонимание её сути.

Учась в школе, мы изучаем предметы, не связывая познания между собой. Мы не связываем между собой химию и астрономию, литературу и физику. Мы понимаем, что познания в представленных школьной программой предметах не способны полностью удовлетворить тот уровень, что пригодится в жизни. Знание химии поможет в приобретении профессии, но оно не может стать подоплекой в налаживании коммуникаций, обретения друзей, разве что косвенно.

Но школьный уровень знаний необходимо также дополнять, ведь программа не может дать того, что действительно поможет добиться успехов в карьере.


  • Невежество, психологическая безграмотность.

С детских лет мы делаем то, что говорят взрослые. И в определенные моменты нам нужно расти, начинать понимать себя, работать над своим совершенством. Если же мы этого не делаем, то становимся психологически безграмотными, глупыми. Попадая в жизненные ситуации, невежи теряются, не способны построить отношения, налаживать контакты.

  • Лень матушка.

Все мы знаем, что более ленивого существа, чем человек в природе не существует. Именно лень, самое опасное в мире явление, разрушающее нашу жизнь. При этом не нужно её путать с тем, что порой мы не в состоянии что-либо делать, совершать не по своей воле. – это мимикрия в явном виде, то есть она может маскироваться под другие явления – страх, злость, болезнь, нерешительность и т.д. Распознать её можем только мы, никто другой. И чаще всего, мы понимаем, что ленимся, но не боремся с ней.

  • Отсутствие духовности.

Оглянитесь вокруг, посмотрите, как прекрасен окружающий нас мир. К сожалению, многим этого не дано, вернее они не понимают, что нужно смотреть по сторонам и наслаждаться красотой всего. Вместо того, чтобы ныть и плакать от неудач, кризисов, улыбнитесь навстречу идущему, радуйтесь тому, что оказались в числе жителей Земли, что Господь подарил вам жизнь – самое ценное во Вселенной. Вы часть всего, без вас ничто бы не построилось. Если человек смотрит на мир через призму своих бед и неприятностей, то ничего хорошего с ним не будет!

  • Отсутствие логики.

Нормальное существование без вопросов и ответов невозможно. Задавайте их себе и ищите ответы. Именно это нам и помогает думать, понимать, размышлять. Необходимо в голове строить логические цепи всех событий, в том числе и собственных мыслей. Если не будете её тренировать, то жить действительно будет очень сложно. Вас будет преследовать череда ошибочных поступков, которые обязательно принесут негативные последствия. Например, мужчина не думает о том, что будет после его легкомысленного поведения, беспорядочных половых контактов. Он может заболеть или возникнет , нарушающая планы на жизнь.

  • Мыслите парадоксально.

Важно научиться совмещать в мыслях несовместимое. Таким талантом обладают представители точных наук – физики, математики. Если говорить проще, то нужно быть гибче. Не нужно, словно лошадь с шорами двигаться в одном направлении. Старайтесь понимать всех, не «ломитесь» только с одним видением картины мира, жизни. В ней бывает все, уж поверьте. Порой с людьми случается такое, что сложно вписать в нормальные рамки.

  • Перестаньте быть трусом.

Неуверенность в себе, отсутствие решительности, веры в свои силы не дают достигать желаемого и обходить стороной кризисные моменты. Также не стоит быть чрезмерно скромным, так вы ни к чему не придете. Ложная скромность стала причиной неудач миллионов человек. Верьте в себя, вы ничем не хуже других, хотя бы потому, что читаете нашу статью. Значит, вы работаете над собой, интересуетесь тем, как избегать кризисов в жизни и брать от нее только лучшее.

  • Отсутствие желания вложить в дело все силы.

Мы проживаем свою жизнь, как бы понарошку. Но постойте, часики-то тикают. Один персонаж сказал очень умную вещь: «Я до сих пор жил, словно писал черновик». И когда наступает старость, мы понимаем, что черновик и является нашей книгой жизни в чистом виде со всеми ошибками, неудачами, бедами.

  • Проблемы со здоровьем.

Они возникают по разным причинам. У кого-то действительно они могут быть врожденными, здесь уже ничего не поделаешь. Хотя, существует масса примеров того, как слабые здоровьем люди умудрялись достигать больших высот. Они работали над своим внутренним миром, трудились, восстанавливались. Они стремились жить по-человечески, быть сильными.

Также болезни могут стать причиной нашей же безответственности, не активного образа жизни, . Нужно сказать, что люди считают, что слишком любят себя, чтобы чем-то нагружать свое здоровье. Но в том то и дело, это показатель самой Большой нелюбви к себе. Не поступают так с любимыми вещами. Поэтому нужно себя уважать, любить и ценить!


Данный фактор возникает потому, что плохо осознаем свою сущность, смысл жизни. То есть, мы не можем определиться – что же нам от нее нужно, чего мы хотим добиться. Чтобы она возникла, сядьте и поразмыслите – чего вы хотите достигнуть? Подумайте, что вам нравится делать больше всего, что приносит истинное удовольствие и удовлетворение. Поработав над своими целями, желаниями, постройте план действий.

  • Мы не любим тратиться.

Любимое для большинства из нас слово «Халява» не дает нам двигаться вперед. Мы все хотим получать блага, но при этом не хотим тратиться ни финансово, ни морально, ни физически. Вспомним поговорку: «Без труда, не выловишь и рыбку из пруда!» и запомните, ничто в этом мире не дается даром. А бесплатный сыр, как мы знаем, только в мышеловке.

  • Мы боимся быть свободными.

Как только мы обретаем её, свободу, то тут же стремимся кому-то отдать. Она нас пугает, ведь в таком случае, нам придется самим принимать решения и воплощать планы в жизнь. Куда легче оказаться пол колпаком и ждать, когда эти же решения будут приняты за нас.

  • Боязнь отличаться от других.

С детских лет большинство из нас боится выделяться из толпы, стесняемся выступать, быть публичными. Об этом можно судить, глядя на аватарки пользователей соцсетей. Обратите внимание, что там чаще всего? Котики, собачки, цветочки и всякая другая нейтральная лабуда, но только не фото владельца аккаунта. Не бойтесь открыться миру, покажите свое лицо, ведь оно у вас неповторимое и уникальное, прятаться и комплексовать могут только неудачники.

  • Плохая интуиция.

Бывает так, что у человека практически не слышен внутренний голос, нет шестого чувства, то есть интуиции. А ведь оно помогает нам не совершать глупых поступков и оберегает по жизни. Но есть хорошая новость – нет человека без интуиции, просто он её не развил, не прислушивается к ней. Поэтому, при важном решении, всегда прислушайтесь к внутреннему голосу и действуйте по его наитию.

  • Пренебрежение своим опытом.

Воспринимайте проблемы как способ достигать большего. Если вас уволили с работы – не переживайте, а радуйтесь. Теперь вы можете двигаться дальше, а не прозябать в одной и той же скучной должности. Вам предоставляется расширить кругозор, грань, за которой ожидает новое, интересное.

То, что мы представили выше, может стать отличным путеводителем тем, кто сталкивается с жизненными кризисами. К тому же, мы предлагаем изучить несколько уроков, если вы уже начали сталкиваться с проблемами.

Никаких страданий. Да, наша жизнь – это череда удачных и неудачных моментов. Не стоит плакать по каждому пустяку. За то время, пока вы льете слезы, можно все наладить, идти дальше по жизни навстречу удачам.

Учитесь всему радоваться. Чтобы ощущать удовлетворение, удовольствие не ждите крупных событий, а радуйтесь даже мелочам. Именно из них и складывается наша судьба, и от того, как мы будем к ней относиться, зависит и наше эмоциональное состояние, её продолжение. Встав поутру – скажите спасибо, что вы живете и имеете возможность дышать, любоваться природой, общаться с друзьями, любить, смеяться. Особенно на приятные мелочи нужно обращать внимание в кризисные периоды.

Проявите свою силу. Мы и представить себе не можем, на какие вещи способны. Мы недооцениваем свои возможности, силы. Как только возникает проблема – будьте уверены в себе и не бойтесь. Сколько интересных историй связано с тем, как человек в кризисный момент проявляет удивительные способности, вы не исключение!

Уберите из сердца страх. Есть мнение о том, что – это оберег человека. Если бы он ничего не боялся, вряд ли человечество дожило до нашего времени. Например, чувство страха не позволяло в открытую драться с тиграми, или, боязнь заболеть заставляет нас теплее одеваться в холодные сезоны.

Но есть и другой страх, который не дает сделать решительные шаги в достижении целей. Здесь нет открытой физической и эмоциональной угрозы разве что выглядеть перед кем-то неудачником. Ничего страшного, рисковать все-таки надо. Поверьте, большинство из знаменитостей и известных людей начинали с неудач, но продолжали совершать попытки и всего добились.

Не страшен черт, как его малюют. Перед тем, как что-либо делать серьезное, мы думаем о последствиях. И чаще всего, в нашей голове рисуем страшные картины. На самом деле, все не так страшно (конечно зависит от обстоятельств). Это же касается и кризисных периодов. Мы боимся боли, но когда этот момент наступает, понимаем, что она не столь сильна и её можно перебороть. Важно не готовиться к плохому заранее. Если что-то и случится – будем разбираться на месте.

У нас железное терпение. В жизни каждого из нас происходят события, при которых мы боимся не выдержать психически, морально. Нам кажется, что наше терпение вот-вот лопнет, и мы попросту сойдем с ума, сорвемся, нас настигнет нервное потрясение. Но когда эти темные моменты наступают, нам становится понятно, что наше терпение способно пережить и не это. Поэтому не нужно ничего бояться – многократные опыты с нашим безграничным терпением позволяют забыть об этом и быть готовыми ко всем неурядицам.

Будьте творцом новой реальности. Мы уже знаем, что кризис может стать стимулом для того, чтобы перестать сидеть сложа руки и действовать. И это отлично! Ведь терять то уже нечего, мы и так находимся в глубоком кризисе, поэтому необходимо начать действовать. Теперь можно преобразовать реальность – наметить новые планы, по-другому их добиваться, дабы не наступать на старые «грабли». Теперь мы можем осознать степень своего влияния на собственную жизнь. Вот почему уроки кризисных моментов столь ценны и уникальны.

И самое важное: запомните раз и навсегда – все в мире проходит, пройдет и это! То есть ваш кризисный момент не вечен, черная полоса обязательно закончится и начнется белая. Будьте мудрее и используйте трудный момент как фактор роста, самосовершенствования. Радуйтесь тому, что в этот период вам представляется шанс изменить жизнь и добиваться истинных успехов!

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, «длиною в жизнь».

8 психологических кризисов

Кризис № 1

Первый важный этап в череде кризисных периодов - от 3 до 7 лет. Его еще называют периодом «укрепления корней». В это время формируется глобальное отношение к миру: безопасен ли он или враждебен. И отношение это вырастает из того, что чувствует малыш в семье, любим он и принимаем или, в силу тех или иных причин, ему приходится «выживать».

Как вы понимаете, имеется в виду не физическое выживание (хотя семьи бывают разные, в том числе такие, где ребенку приходится бороться за выживание в буквальном смысле), а психологическое: насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей, избавлен ли он от всякого рода стрессов.

Это очень важный период, так как от чувства, что мир вокруг доброжелателен, зависит и самооценка, отношение человека к самому себе. Отсюда нормально развивается и любознательность и желание быть лучше и еще многое другое.

Такой ребенок взрослеет с чувством значимости собственных усилий: «Я буду стараться, а мир вокруг меня поддержит». Такие дети получаются оптимистами, не боящимися самостоятельности и принятия решений. Недоверие же к миру взрослых (а значит к миру вообще) формирует человека вечно сомневающегося, безынициативного, апатичного. Такие люди, вырастая, не способны принять не только себя, со всеми недостатками и достоинствами, им так же вовсе не знакомо чувство доверия к другому человеку.

Кризис № 2

Следующий кризис с наибольшей остротой проявляется в период с 10 до 16 лет. Это переход от детства к взрослости, когда собственные силы оцениваются через призму достоинств других людей, идет постоянное сравнение: «лучше я или хуже, отличаюсь ли от других, если - да, то чем именно и как это для меня - хорошо или плохо?». И самое главное: «Как я выгляжу в глазах других людей, как они меня оценивают, что значит быть индивидуальностью?» Задача, которая стоит в этот период перед человеком - определить меру собственной независимости, свой психологический статус, границы своего Я среди других.

Именно здесь приходит понимание того, что существует огромный взрослый мир со своими нормами и правилами, которые нужно принять. Поэтому так важен опыт, полученный вне дома, поэтому все наставления родителей становятся ненужными и только раздражают: главный опыт там, во взрослом мире, среди сверстников. И набивать шишки хочется только самому, без заботливых маминых рук.

Позитивное разрешение этого кризиса приводит к еще большему укреплению самооценки, окрепнувшей уверенности в собственных силах, что «я все могу сам». Если же кризис не разрешился должным образом, то на смену зависимости от родителей приходит зависимость от более сильных и уверенных в себе сверстников, от любых, даже навязанных «норм» среды, от обстоятельств, наконец. «Зачем стараться, добиваться чего - то, у меня все равно ничего не получится! Я хуже всех!».

Неуверенность в себе, зависть к чужим успехам, зависимость от мнения, от оценки окружающих - вот те качества, которые человек, не прошедший второй кризис, несет по всей своей дальнейшей жизни.


Кризис № 3

Третий кризисный период (от 18 до 22 лет) связан с поиском собственного места в этом сложном мире. Приходит понимание того, что черно - белые краски предыдущего периода уже не годятся для того, чтобы понимать всю палитру внешнего мира, который гораздо сложнее и не однозначнее, чем казался до сих пор.

На этом этапе опять может появиться неудовлетворенность собой, страх, что «я не соответствую, я не смогу...». А ведь речь идет о поиске собственного пути в этом нелегком мире, самоидентификации, как говорят психологи.

При неудачном прохождении данного кризиса есть опасность впасть в ловушку самообмана: вместо собственного пути, искать объект для подражания или «широкую спину», за которую можно прятаться всю оставшуюся жизнь, или, наоборот начать отрицать всяческие авторитеты, но при этом не предлагать ничего своего, ограничиться только протестом, без конструктивных решений и путей.

Именно в этот период формируется «привычка» поднимать собственную значимость путем унижения, принижения значимости других, которую мы так часто встречаем в жизни. Об удачном прохождении кризиса свидетельствует умение спокойно и с полной ответственностью принять самого себя таким, каким ты являешься, со всеми недостатками и достоинствами, зная, что собственная индивидуальность важнее.

Кризис № 4

Следующий кризис (22 - 27 лет), при условии его благополучного прохождения, приносит нам умение без страха что - то менять в своей жизни, в зависимости от того, как меняемся мы сами. Для этого надо преодолеть в себе некий «абсолютизм», заставляющий нас верить в то, что все, что сделано в жизни к этому моменту - это навсегда и ничего нового уже не будет.

Глобальный жизненный курс, по которому мы двигались до сих пор, почему - то перестает удовлетворять. Появляется непонятное чувство беспокойства, неудовлетворенности тем, что есть, смутное ощущение, что могло быть по - другому, что упущены какие - то возможности, и изменить уже ничего нельзя.

При успешном прохождении этого этапа кризиса исчезает страх перед переменами, человек понимает, что никакой жизненный курс не может претендовать на «абсолютный», глобальный, раз и навсегда данный, что его можно и нужно менять, в зависимости от того, как изменяешься ты сам, не бояться экспериментировать, начинать что - то заново. Только при условии такого подхода можно успешно миновать следующий кризис, который называют «коррекцией жизненных планов», «переоценкой установок».

Кризис № 5

Наступает этот кризис где - то в возрасте 32 - 37 лет, когда уже накоплен опыт во взаимоотношениях с окружающими, в карьере, в семье, когда уже получены многие серьезные жизненные результаты.

Результаты эти начинают оцениваться не с точки зрения достижений, как таковых, а с точки зрения личной удовлетворенности. «Зачем мне это? Стоило ли оно таких усилий?». Многим осознание собственных ошибок кажется очень болезненным, чем - то, чего нужно избегать, цепляясь за прошлый опыт, за иллюзорные идеалы.

Вместо того, чтобы спокойно скорректировать планы, человек говорит себе: «Я не изменю своим идеалам, буду придерживаться раз и навсегда выбранного курса, я должен доказать, что был прав, не смотря ни на что!». Если у вас хватило мужества признать ошибки и скорректировать свою жизнь, свои планы, то выход из данного кризиса - новый приток свежих сил, открытием перспектив и возможностей. Если же начать все с начала оказалось невозможным, период этот будет для вас скорее разрушительным, чем конструктивным.

Кризис № 6

Один из самых сложных этапов - 37-45 лет. Мы впервые отчетливо осознаем, что жизнь не бесконечна, что все тяжелее тащить на себе «лишний груз», что необходимо сконцентрироваться на главном.

Карьера, семья, связи - все это не только устоялось, но еще и обросло множеством ненужных, досадных условностей и обязанностей, которые приходится соблюдать, потому, что «так надо». На этой стадии происходит борьба между желанием расти, развиваться и состоянием «болота», застоя. Приходится принимать решение, что тащить на себе и дальше, а что можно сбросить, от чего избавиться.

Например, от части забот, научившись распределять время и силы; от обязанностей по отношению к близким, поделив из на первичные, действительно необходимые, и вторичные, те, что мы делаем по привычке; от ненужных социальных связей, поделив их на желательные и обременительные.

Кризис № 7

После 45 лет начинается период второй молодости, причем не только у женщин, которые становятся «ягодками опять», но и у мужчин. По словам одного из западных психологов, мы, наконец, перестаем измерять свой возраст числом прожитых лет и начинаем мыслить в категориях времени, которое еще предстоит прожить.

Вот как психолог А.Либина описывает этот кризисный период:

«Мужчин и женщин этого возраста можно сравнить с подростками. Во - первых, в их организме происходят бурные изменения, вызванные закономерными физиологическими процессами. Из-за гормональных изменений в период климакса они, подобно подросткам, становятся вспыльчивыми, обидчивыми, легко раздражаются по пустякам. Во - вторых, у них вновь обостряется чувство самости, и они опять готовы бороться за свое Я, даже при малейшей угрозе независимости. Бороться в семье - с детьми, которые уже покинули или вот-вот покинут родительское гнездо, на работе - чувствуя себя крайне неуютно и неустойчиво в роли пенсионеров, которым " наступают на пятки " более молодые.

Мужчины в возрасте 45 лет сталкиваются с давно позабытыми вопросами юности: " Кто я есть? " и " Куда я иду? ". Это верно так же и в отношении женщин, хотя, у них этот кризис проходит гораздо сложнее.

Многие исследования показывают, что самыми незащищенными в течении этого кризиса оказываются женщины, считающие себя исключительно домохозяйками. Их приводит в отчаяние мысль о "пустом гнезде", которым, по их мнению, становится дом, покинутый выросшими детьми. Тогда они затевают дома перестановку мебели и покупают новые шторы.

Многие воспринимают этот кризис как потерю смысла жизни, другие напротив, видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста. Во многом это зависит от того, как были пройдены предыдущие возрастные кризисы.

В этот период могут обнаружится скрытые ресурсы и не выявленные доселе таланты. Их реализация становится возможной благодаря открывшимся преимуществам возраста - возможности думать уже не только о собственной семье, но и о новых направлениях в работе и даже начале новой карьеры».

Кризис № 8

После пятидесяти лет начинается возраст «осмысленной зрелости». Мы начинаем действовать, руководствуясь собственными приоритетами и интересами больше, чем когда бы то ни было. Однако, личностная свобода далеко не всегда кажется подарком судьбы, многие начинают с остротой ощущать собственное одиночество, отсутствие важных дел и интересов. Отсюда - горечь и разочарование в прожитой жизни, ее бесполезности и пустоты. Но страшнее всего - одиночество. Это в случае негативного развития кризиса из - за того, что предыдущие были пройдены «с ошибками».

В позитивном варианте развития - человек начинает видеть для себя новые перспективы, не обесценивая прежних заслуг, ищет новые сферы приложения для своего жизненного опыта, мудрости, любви, творческих сил. Тогда понятие старость приобретает лишь биологический смысл, не ограничивая жизненных интересов, не несет пассивности и застоя.

Многочисленные исследования показывают, что понятия «старость» и «пассивность» абсолютно не зависят одно от другого, это просто распространенный стереотип! В возрастной группе после 60 отчетливо прослеживается различие между «молодыми» и «старыми» людьми. Все зависит от того, как человек воспринимает собственное состояние: как тормоз или как стимул для дальнейшего развития своей личности, для интересной полноценной жизни.

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, «длиною в жизнь», где нельзя попасть на следующую ступеньку, не постояв на предыдущей и где, споткнувшись на одной ступеньке, уже не шагнешь плавно и правильно, ровно ставя ногу, на следующую. И уж тем более, не получится перепрыгнуть через несколько ступенек: все равно когда - нибудь придется вернуться и доделать «работу над ошибками».опубликовано

Психологический кризис — это такое состояние, когда личность больше не может жить по ранее установленным правилам и использовать сформировавшиеся модели поведения, которые в прошлом, казалось бы, полностью этого человека устраивали. Психологический кризис, как правило, сопровождается такими симптомами как, усиление чувства страха, неуверенности в себе, повышенная тревожность. Такое состояние пугает, поэтому столь многих людей волнует вопрос, как справиться с кризисом.

Прежде всего, необходимо осознать, что психологический кризис – это абсолютно нормальное явление в жизни человека. Если в данный момент вам плохо, это еще не значит, что вы сумасшедших, жизнь кончена и прочая и прочая. Вовсе нет, просто вы меняетесь. И это нормально.

Второй важный момент – понимание того, что психологический кризис не вечен, в конце концов вы его преодолеете и снова будете чувствовать себя «на коне». Не верите? Тогда вспомните себя в подростковом возрасте (в период примерно с 10 до 16 лет). Как плохо вам было тогда, как сложно было приспособиться ко сложностям взрослого мира, понять, что вы можете действовать независимо от родителей. И тем не менее вы справились. Справитесь и сейчас!

Ведь и текущий психологический кризис скорее всего носит возрастной характер. Возрастные кризисы настигают нас, как правило, в определенном возрасте. Во взрослой жизни нам предстоит преодолеть следующие психологические кризисы:

Психологический кризис от 18 до 22 лет символизирует поиск человеком своего места в жизни (самоидентификации). Он означает необходимость отказа от предыдущих черно-белых суждений и понимание всего многообразия мира. Чтобы успешно преодолеть этот кризис, важно принять себя такую, какая есть, со всеми плюсами и минусами. Подменой этого процесса может стать поиск каменной стены, за которой можно спрятаться или авторитета, на которого можно ориентироваться, но это путь в никуда. Только осознание и принятие самой себя позволит двигаться дальше.

Психологический кризис 22-27 лет связан с переоценкой пройденного пути и жизненного направления в целом. Здесь может возникать чувство сожаления, сомнений, упущенных возможностей, необъяснимого беспокойства. Как справиться с кризисом успешно? Совладать со страхом перемен, осознать, что менять свою жизнь можно и ничего страшного от этого не произойдет. Более того – откроются новые возможности. Успешное прохождение этого возрастного кризиса может существенно повлиять на успешность преодоления следующего,

Психологический кризис «переоценки жизненных планов» или «коррекции установок» происходит примерно в 32-37 лет . На этом этапе результаты, достигнутые в течение жизни в семье, карьере, взаимоотношениях и т.д. начинают осмысливаться не сами по себе, а с точки зрения личной удовлетворенности (зачем все это мне?). Преодоление этого кризиса – в признании собственных ошибок, отказа цепляться за иллюзии или прошлый опыт, коррекции своих жизненных планов. Такая корректировка откроет новые пути, придут новые силы и возможности.
Психологический кризис среднего возраста (37-45 лет) приводит к четкому осознанию, что жизнь не бесконечна. И на этом этапе важно понять, какой балласт сбросить, научиться перераспределять силы и время, чтобы их хватило на самое главное, сконцентрироваться на важном.

Следующий психологический кризис наступает после 45 лет . Многие психологи считают его периодом второй молодости. В это время многие вновь сталкиваются с вопросами, свойственными юности, такими, как кто я и куда иду? Кто-то воспринимает эти изменения как потерю смысла жизни, кто –то видит новые возможности – в зависимости от того, успешно или нет были преодолены предыдущие кризисы. Здесь в человеке могут открыться новые таланты – а возможностей для их реализации уже гораздо больше!

Психологический кризис «после 50» может принести как новые перспективы, так и боль и горечь от впустую прожитой жизни. Стадия осмысленной зрелости, как часто называют этот возраст, связана с новой оценкой своих жизненных достижений и осознанием личностной свободы. Как справиться с кризисом? Позитивно оценивая свои достижения и признавая ошибки, найти новое приложение для накопленных творческих сил, мудрости, любви, доброты. И тогда одиночеству и скуке просто не останется места!

Важно понимать, что психологические кризисы, с которыми мы сталкиваемся в жизни, не являются оторванными друг от друга. Если какая-то проблема не решена во время предыдущего кризиса, человек обязательно столкнется с ней во время следующего. Чтобы на этот раз справиться с кризисом и пойти дальше, придется вернуться и сделать работу над ошибками.

Время от времени с нами как будто что-то происходит: жизнь перестает радовать, будущее кажется мрачным, а перспективы – туманными. Оказывается, этому состоянию есть логическое объяснение – так действуют возрастные кризисы. Что это и каковы причины их появления? Как отличить кризис от темной полосы? На что они влияют? Найти ответы на эти и другие вопросы можно, познакомившись с четырьмя основными перекрестками судьбы, которые проходит каждый. Узнав о них больше, черт может показаться не таким страшным, как его малюет воображение.

Что такое возрастной кризис

Возрастной кризис – это процесс личностного развития, характеризующийся недолговременной продолжительностью и определенными психическими изменениями. Само слово «кризис» имеет древнегреческое происхождение и означает решение, поворотный пункт.

Его возникновение считается нормальным явлением , так как анализировать свои поступки, подытоживая достигнутое, – естественно для каждого. Осознанное принятие переломного момента означает, что человек готов к метаморфозам, усовершенствованию, самоанализу.

Степень проявления кризиса зависит от темперамента, особенностей характера, воспитания и многих других факторов. Психологи считают, что равномерное распределение эмоциональных нагрузок, когда каждый кризис возраста оставляет след в жизни человека, благоприятно влияет на становление сильной личности. В случае подавления переживаний внутри себя возникает опасность встретиться со снежной лавиной, созданной из не пройденных вовремя проблемных этапов.

Отличить приближение кризиса от обыкновенной усталости или нахлынувшей депрессии помогут психологические исследования, впоследствии которых удалось определить самый уязвимый возраст.

Возрастные кризисы

Кризис 21 года

К 21 годам у большинства уже имеется накопленный социальный опыт, диплом об окончании учебного заведения, а также множество планов, амбиций, поставленных целей. Фактически – это первая ступень взрослой независимой жизни, когда человек начинает самостоятельно зарабатывать деньги, жить отдельно от родителей, строить серьезные отношения с противоположным полом. Помешать взрослению под силу лишь нежеланию кормильцев отпускать своего ребенка во «взрослую» жизнь, что существенно затормозит процесс сепарации. Это может негативно сказаться как на отношениях между членами семьи, так и на уверенности в себе личности, переживающей непростой период.

Он вызван рядом внезапно возникнувших задач и восприятий : приходиться бороться за место под солнцем, постоянно доказывая свою самостоятельность и компетентность. Все выдается доступным и одновременно далеким. Кажется, что жизнь бьет ключом, приглашая взять от нее все. Мужчины хотят доказать окружающему миру, что сами управляют своей судьбой, поэтому часто меняют место работы, увлечения, друзей или партнеров.

В этом возрасте закладывается фундамент успешного становления личности, прочность которого непосредственно сыграет роль при переходе к следующим жизненным этапам. Поэтому 21 год – идеальное время для самореализации, поиска возможностей, саморазвития.

Кризис 25 лет

До 25 лет молодые люди, чувствуя свою исключительность, верят, что родились «под счастливой звездой», помогающей им достичь многого. Но с наступлением даты, знаменующей, что четверть жизни уже прошла, их охватывает панический страх перед будущим.

Человек может осознать, что ошибся в выборе профессии или в раннем создании семьи. Желание наслаждаться жизнью, иметь все и сразу, стать успешным разбивается об реальность, в которой нужно много работать и долго ждать. Неудовлетворенность личными возможностями, возникновение первых признаков старения, ощущение усталости повышают нервозность общего состояния, приводя к депрессии.

«А что, если нечего не получится?», «Наверное, », «Моя жизнь закончена, ведь я никогда не добьюсь успеха!» — это стандартный набор фраз, звучащих в голове человека, переживающего переломный период. Но стоит сменить работу на более оплачиваемую, найти увлекательное хобби или встретить новую любовь, как проблемный период подходит к концу, знаменуя начало нового этапа.

Кризис 30 лет

Человек, достигнувший 30 лет, напоминает путника, который, добравшись до пункта назначения, сменил курс направления. Причиной такого поворота является переосмысление собственного образа жизни, смена приоритетов и «переоценка ценностей». Этот период называют кризисом «смысла жизни», потому что человек начинает задавать себе множество глобальных вопросов: «Чего я успел добиться в жизни?», «Неужели половину жизни я уже прожил?», « ».

Их постановка подталкивает к кардинальным жизненным реформам в виде освоения новой профессии, переезда в другой город, изменение внешности или стиля одежды. Поиск себя знаменует, что наступает переход от беззаботной молодости до рассудительной зрелости, позволяющей узнать свою сущность.

Приходит понимание, что результат зависит не от «чуда» или «фортуны», а от того, сколько усилий приложено к достижению цели. Это приводит к корректировке жизненного плана путем воплощения в жизнь собственного потенциала. Общее состояние мужчины напоминает прозрение, нагрянувшее как гром среди ясного неба.

Кризис 40 лет

Если предыдущий переломный этап не привел к решению проблем, возникнувших внутри себя, через 10 лет он может вернуться с новой силой. Ему характерны чувства неудовлетворенности собой, сопоставление былых надежд с имеющей действительностью, экзистенциальные размышления. Мысли о том, что жизнь прожита зря, а время потрачено впустую сказывается на отношениях внутри семьи, коллегами на работе, лучшими друзьями.

Мужчина начинает чувствовать себя недооценённым начальством, так как в коллективе появляются «подающие надежду» молодые кадры, у которых перспектив куда больше, чем у 40-летнего сотрудника. Не менее удручающе выглядит обстановка дома, ведь дети повзрослели и, скорее всего, живут отдельно.

Все как будто наваливается «на одну кучу» , сказываясь на общем психическом состоянии: появляется апатия, чувство опустошенности, всплески агрессии. Жить становится неинтересно и скучно, поэтому не исключена тяга к эпатажности как попытка что-то изменить.

На этом поворотном пункте поддержка со стороны близких и самостоятельное стремление пережить нелегкий период без потрясений может помочь избежать депрессии, развода и других эмоциональных потрясений.

Возрастные кризисы, не смотря на «громкие» терминологические названия, на самом деле являются этапами роста, изменения и личностного развития. Каждый из них исполняет роль своеобразной пилюли, которая, безусловно, имеет побочные реакции. Тратить силы желательно именно на них, а не на попытки избежать на своем пути столкновения с перекрестками судьбы.

Психологи выявили, что за всю свою жизнь человек проходит восемь кризисов (в частности, такую теорию выдвинул в свое время известный американский ученый Эрик Эриксон). Однако не стоит воспринимать кризис как нечто роковое. Просто это такой переломный момент, к которому стоит подготовиться заранее… Итак, какие же кризисы нам предстоит пережить в течение жизни и каковы пути выхода из них?

18-20 лет

Жизнь проходит под девизом: «Пора в самостоятельное плавание». Это время учебы, службы в армии. Подросток (а затем и юноша) стремится отдалиться от семьи, продемонстрировать свою самостоятельность. В 20 лет, когда человек отдалился от семьи (хотя бы и чисто психологически) возникает другой вопрос: «Как удержаться в мире взрослых?». Человек понимает, что он в этом мире может далеко не все, что его знаний и сил еще недостаточно, чтобы справиться со всеми проблемами…

Что делать?

Не отказываться от поддержки семьи, особенно если родители в состоянии ее предоставить и делают это с радостью. И усвоить себе философию постепенного продвижения к цели. Для этого полезно повесить у себя над письменным столом бумажку с фразой: «Человек переоценивает то что может сделать за год, и недооценивает то, что может сделать за десять лет» и почаще задумываться над этой фразой.

30 лет

Это время переоценки ценностей. Человек подводит первые итоги и задает себе вопрос: «А чего я в жизни добился?». Появляется стремление начать все сначала. Многие задумываются о смене профессии. Одинокие люди становятся обзавестись парой бездетные родители – детьми… Мы понимаем, что много времени потрачено зря и «все могло бы быть иначе», но прошлого не вернешь…

Что делать?

Есть такая поговорка – «самая темная пора - обычно перед рассветом». Не надо торопиться с кардинальными переменами. Возможно, успех не за горами – просто не все количественные изменения еще успели перерасти в качественные.

35 лет

После 30 лет жизнь становится более рациональной и упорядоченной. Мы начинаем «обосновываться». Люди покупают дома, делают попытки круто продвинуться по служебной лестнице. Женщины достигают пика своей сексуальности. Мужчины, наоборот, понимают, что в постели они уже не те, что в 18 лет… У людей проявляются первые существенные признаки старения.

Что делать?

Осознать, что стабильность – это не так уж плохо. Точнее, стабильность – основа успеха. Ведь успех в любом деле приходит при регулярности. А стабильность опять-таки позволяет совершать те или иные действия регулярно и закреплять успехи. Это дает и мощный ресурс для решения имеющихся проблем: замедлить старость помогут регулярные физические нагрузки, а поддерживать сексуальный тонус поможет регулярный, размеренный секс без «марафонов».

40 лет

Достигнув середины жизненного пути, люди уже видят, где он заканчивается. Утрата молодости угасание физических сил, обострившиеся хронические болезни – любой из этих моментов может привести к кризису. В это время уходят последние шансы выбиться вперед…

Что делать?

Взять листок бумаги и перечислить все то, чего удалось достичь к этому возрасту. Скорее всего, наберется внушительный список. И не надо утверждать, будто он состоит и банальностей. Ведь даже если кому-то из нас удалось получить высшее образование – этим можно гордиться, т.к. всего 2% населения страны имеют законченное высшее образование. Второй шаг – выявить так называемую «проблемную зону» и начать над ней работать. Например, если человеку кажется, что он не достиг должного признания – самое время начать его зарабатывать. Причем это не обязательно должна быть область, связанная с карьерой и движением вверх. Можно попробовать написать и издать книгу – стать известным писателем можно и в 40 лет (как, например, Алексей Иванов)

45 лет

Человек начинает всерьез задумываться о том, что смертен. Если не придать ежедневной деятельности дополнительный смысл и импульс, жизнь превратится в выполнение тривиальных обязанностей по поддержанию существования. Эта простая истина способна вызвать настоящий шок… Кроме того в это время люди переживают волну разводов. Причины, как правило, одни и те же: дети выросли, и супруги понимают, что их мало что связывает друг с другом…

Что делать?

Срочно найти новое интересное дело, которым можно будет увлечься до такой степени, чтобы не погружаться в грустные раздумья. Это может быть полузабытое хобби из детства или посещение групп самосовершенствования и личностного роста. Неплохие результаты дает изучение какого-нибудь иностранного языка (только не очень экзотического).

50 лет

Нервная система становится более устойчивой: человек перестает реагировать на многое из того, что раньше вызывало раздражение и гнев. Окружающие все больше и больше ценят человека, перешагнувшего 50-летний рубеж: он считается ими «опытным», мудрецом. Он уже профессионал своего дела, состоявшийся семьянин, имеющий опыт воспитания детей, но еще не «старик» - до пенсии еще целых 10 лет… Кризис в это время вызывают, в основном, серьезные проблемы со здоровьем: у многих диагностируется рак и другие серьезные заболевания…

Что делать?

Только одно – раз в год (а лучше в полгода) проходить обязательную диспансеризацию. Если в 30-40 лет этим можно пренебречь, то после 50 – увы, никак. Женщинам обязательно посещать маммолога (для исключения болезней груди), мужчинам – уролога (для предотвращения рака простаты).

55 лет

В эти годы приходит теплота и мудрость. Друзья и близкие люди становятся важны как никогда. Дожившие до 55 лет часто заявляют, что их девиз «не заниматься ерундой». У некоторых пробуждаются новые творческие способности. Кризис возникает тогда, когда люди все-таки считают, что занимаются ерундой, тратят время зря…

Что делать?

Осознать, что в этом мире любое занятие может быть важным. Тем более, если речь идет о каких-то вещах, связанных с поддержанием жизни и здоровья родных и близких. Жить для других, ухаживать за своим садом, вжиться в роль бабушки или дедушки – в этом, если задуматься, можно найти глубокий смысл и пользу.

56 лет и далее…

До этого возраста доживают почти все ученые и творческие люди, достигшие славы. Тициан написал свои самые захватывающие картины почти в 100 лет. Верди, Штраус, Сибелиус и другие композиторы творили до 80 лет… Кризис наступает тогда, когда человек, достигший данного возраста, чрезмерно погружается в себя свой внутренний мир и окружающие люди и обстоятельства как бы перестают его интересовать…

Что делать?

Перечитать биографии известных людей в том числе и долгожителей. Как правило, все они с удовольствием делились своим жизненным опытом с более молодыми людьми. Это происходило и в виде общественной деятельности, и в виде бесед в кругу семьи… Кстати, контакт с молодежью играет для пожилого человека роль своего рода «эликсира молодости», при том – совершенно бесплатного. Так почему бы им не воспользоваться?

Здоровья вам и долголетия!