Что обозначает буква ю. Буква ю и звуки, которые она обозначает. Развитие умственных действий. Анализ-синтез

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: познакомить с новыми буквами, обозначающими два звука, формировать умение читать выразительно, правильно, бегло понимать текст, быстро ориентироваться по тексту. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления, фонетического слуха, расширять кругозор.

Оборудование: касса букв, карточки с графическими обозначениями звуков, проектор, компьютер, учебник "Азбука" часть 2.

Ход урока

1. Орг. момент

Долгожданный дан звонок,
начинается урок.

2. Актуализация знаний. (6 мин)

А начинается наш урок с повторения.

Игра "Звуковая эстафета" (2 мин.)

Описание игры: Учитель показывает букву, а соседи по парте, произносят соответствующие звуки (один называет твёрдый согласный, другой - мягкий);

Молодцы!

Следующая игра называется "Кто быстрее составит слово?" (4 мин)

Оборудование: предметные картинки, касса букв, карточки с графическими обозначениями звуков.

Описание игры. Учитель показывает предметную картинку и предлагает детям составить слово-название предмета и звуковую схему-модель этого слова. Соседи по парте договариваются между собой, кто какую часть задания будет выполнять, и работают: один из фишек выкладывает схему, второй из букв набирает слово под ней. Побеждает пара, которая раньше других выполнит задание.

3. Постановка темы и целей урока. (2 мин.)

Педагог: "Отгадайте загадку".

Я в июне, и в июле,
Что бы ни случилось вдруг,
Вместе с мамой уезжаю.
А куда? На... (юг).

На какую букву начинается слово отгадка?

Д.- букву Ю .

Назовите тему нашего урока?

Д.- Тема нашего урока - буква Ю.

Какую цель мы поставим себе на уроке?

4. Новая тема. (7 мин.)

Знакомство со звуками [у], [й"у], которые обозначаются буквами Ю, ю.

(По картинке КЛЮЧ.) (2 мин )

(Схема слова не делится на слоги. В слове не ставится ударение. Схема закрашена не полностью. Звук [у] закрашен красным цветом.)

Педагог обращается к детям: "Что это? (Ключ.) Произнесём это слово и хорошо потянем гласный звук. ([Кл"-у-у-уч]) Какой слышим звук? ([у-у-у].) Как произносится согласный звук, который составляет с ним слог-слияние? (Он звучит мягко [л"].) Как читались согласные звуки, когда за ними следовал гласный [у]? (Твёрдо.) Вот эту проблему мы сегодня и будем решать".

Звуко-буквенный анализ слова и определение слоговой структуры. Работа со звуковой схемой. (2 мин)

Педагог: "Произнесите слово ещё раз и скажите, сколько в нём слогов. (В этом слове один гласный звук, значит, один слог.) Составим схему и подтвердим ту необычную ситуацию, которая у нас получилась". Один ученик выходит к доске.

Знакомство со звуком [й"у], который обозначается буквами Ю, Ю. (По картинке ЮБКА.) (1 мин)

(Схема делится на слоги. Ставится ударение на первый слог, схема закрашена не полностью. Звук [й"у] закрашен зелёно-красным цветом.)

Педагог: "Произнесём слово медленно, растягивая каждый звук. Внимательно слушаем звуки. Особенно самые первые. ([й"у б к а]. Произнесите первый слог. ([й"оу б ].) Какие звуки слышите? ([й"] и [у].) Вот ещё одна проблема возникла у нас на уроке. Как на письме обозначить эти звуки? Какой буквой? Попробуем произнести эти звуки покороче. Мы в жизни так медленно не говорим. (Произносит слово ЮБКА.) Какая буква просится для обозначения звуков ([й"] и [у])? (Буква ю , она может обозначать сразу два звука [й"] и [у].)

В каких случаях это происходит?"

Д.-Когда буква ю стоит в самом начале слова, она обозначает два звука [й"] и [у]. Например: Юра, Юг.)

Игра "Поймай букву" (2 мин)

Оборудование: Текст из учебника "Азбука" с. 47

Описание игры: Дети сначала читают текст, а затем начинают просматривать его по строчкам, обводя кружочком букву, указанную учителем. Один ученик называет слова, где буква Ю обозначает 1 звук, другой - где буква Ю обозначает 2 звука.

В каких случаях это происходит?

5. Физминутка (2 мин)

Раз, два, три, четыре-
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре-
Хлопаем руками.
Руки вытянуть пошире-
Раз, два, три, четыре.
Наклониться - три, четыре-
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.

Гимнастика для глаз

6. Закрепление. (10 мин)

1. Игра-ребус. Работа с нетбуками (3мин)

"Послушайте загадки:

Назовите самую кислую ягоду (Клюква)

Плетусь по стенам, очень вьючь
А называют меня:. (плющ)

Мальчика узнаю я, без особой муки.
Потому, что надевает вместо юбки:(брюки)

Отыщите среди рисунков отгадку. К каждой отгадке-рисунку подберите схему."

2. Работа со слогами. (3 мин)

Педагог: "Прочитайте слоги в таблице. С любым из слогов составьте слово. Произнесите его и объясните, какие звуки обозначает в вашем слове буква ю".

[ню] [рю] [сю] [лю] [вю] [тю] [бю]

[юн] [юр] [юс] [юл] [юв] [ют]

Педагог: "Присоедините слоги [лю, рю, тю, юл] к определённым слогам и получите слова. (2 мин)

Игра "Мы присядем". (2 мин)

(Игра на дифференциацию на материале прямых и обратных слогов.)

Педагог: "Прочитайте слоги: ню, пю, рю, вю, шю, гю, сю, юш, юр, юл, ют, юк, юв . Посадите гномиков в зависимости от мягкости и твёрдости согласного звука на кресло или на тумбочку. На кресло посадите гномиков, которые несут слог с мягким согласным звуком, на тумбочку посадите гномиков, которые несут слог с твёрдым согласным звуком".

7. Физминутка (1 мин)

Гимнастика для глаз

8. Закрепление (5 мин)

Педагог: "Назовите предметы на сюжетной картинке, в названиях которых звуки обозначаются буквой ю. Укажите, какие звуки обозначает каждая буква ю. (люстра, брюки, утюг - ([у]). Юбка - [й"у].)

Педагог просит детей самостоятельно составить рассказ по сюжетным картинкам.

Озаглавьте текст".

9. Рефлексия (1 мин)

С какой буквой мы сегодня работали?

Что мы узнали о ней?

Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?

Посмотрите на экран и выберите смайлик, который вам больше подходит:

  • Первый смайлик говорит о том, что вам было легко на уроке,
  • Второй - нужна была помощь учителя,
  • Тритий - было сложно.

Список литературы.

  1. Интерактивные демонстрационные таблицы "Обучение грамоте.1 класс" УМК В.Г. Горецкого "Русская азбука" (серия "Школа России");
  2. Азбука от А до Я. Уч. - методическое пособие / Сост. И.А. Гимпель.- Минск: Асар, 2007г.
  3. О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо - М.: ВАКО, 2009г.
  4. Игры по обучению грамоте и чтению. Уч. - методическое пособие / Сост. Н.Н. Максимук- М.: ВАКО, 2006г.
  5. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Русская азбука: учебник.- М.: Просвещение, 2011г.

Подготовка ребенка к школе. Образовательный комплекс включает в себя следующие задания и упражнения: обучение чтению, изучение букв и звуков, знаки препинания в предложении и простые числа, задания на сообразительность и творческое мышление.


Обучение чтению. Звуки "йу" и буква "Ю"

Цель : формирование навыка чтения, развитие фонематического слуха, развитие устойчивости внимания.

Материал : рабочий лист, карандаши. Карточка с буквой Ю.

"Ю" похожа на юлу,

Что кружилась на полу,

Повертелась как волчок

И упала на бочок.

"Юбка", "люстра" и "люблю", -

Вот словечки с буквой "Ю".

- О какой букве идет речь? Правильно о букве Ю.
- Послушайте слова и назовите первые звуки в этих словах: ЮБКА, ЮЛЯ, ЮГ, ЮЛА .
- Правильно, это звуки ЙУ. И записываются они буквой Ю.

Педагог показывает детям карточку с буквой Ю. Дети пальчиками обводят буковку. Пишут ее пальчиком на столе.

- Давайте сделаем с вами звуковой анализ слова ЮБКА.
- Сколько слогов в слове ЮБКА? (Два).
- А какой первый звук в слове ЮБКА? (Звук й).
- Второй звук в этом слове? (у).
- Третий звук? (б).
- Четвертый звук? (к).
- Пятый звук? (а)
- А когда мы пишем слово ЮБКА, то первая буква в этом слове Ю. Буква Ю состоит из двух звуков йу.
- Если буква Ю стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает два звука ЙУ.
- Послушайте следующее слово - ЛЮК.

Проводим звуковой анализ слова ЛЮК .

- Давайте сделаем вывод. Если буква Ю стоит после согласной, то она указывает на мягкость согласного звука и обозначает звук У.
- Буква Ю – гласная, а гласные мы обозначаем красным цветом.
- Раскрасьте букву Ю в красный цвет.
- Раскрасьте схему звуков "йу" зеленым и красным карандашами. Й - зеленый, т.к. звук согласный мягкий. У – красный, т.к. звук гласный.
- Как вы считаете, на что похожа буква Ю?
- Обведите и допишите буквы Ю.

Обучение чтению. Слова с буквой Ю

Цель : формирование навыка чтения.

Материал : рабочий лист.

Прочитайте слова построчно, а затем столбиками.

Подчеркните одной чертой мягкие согласные.

Соедините чертой слова, которые начинаются на одинаковый слог.

Обучение чтению. Звуки "ЙА" и буква "Я"

Цель

Материал : рабочий лист, карандаши, карточка с буквой Я.

Сегодня мы познакомимся с новой буквой. Послушайте стихотворение, которое написала поэтесса Светлана Игнатова об этой букве:

Буква "Я" собой гордится:

Всех важнее быть стремится.

Яхта, яблоко, земля, -

Вот словечки с буквой "Я".

- О какой букве идет речь? Правильно о букве Я.
- Послушайте слова и назовите первые звуки в этих словах: ЯБЛОКО, ЯКОРЬ, ЯЙЦО, ЯМА.
- Правильно, это звуки ЙА. И записываются они буквой Я.

Педагог показывает детям карточку с буквой Я. Дети пальчиками обводят буковку. Пишут ее пальчиком на столе.

- Давайте сделаем с вами звуковой анализ слова ЯМА.
- Сколько слогов в слове ЯМА? (Два).
- Какой первый слог? Второй?
- А какой первый звук в слове ЯМА? (Звук й).
- Второй звук в этом слове? (А).
- Третий звук? (М).
- Четвертый звук? (А).
- А когда мы пишем слово ЯМА, то первая буква в этом слове Я. Буква Я состоит из двух звуков йа.
- Если буква Я стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает два звука ЙА.
- Послушайте следующее слово - МЯСО.

Проводим звуковой анализ слова МЯСО.

- Давайте сделаем вывод. Если буква Я стоит после согласной, то она указывает на мягкость согласного звука и обозначает звук А.
- Буква Я – гласная, а гласные мы обозначаем красным цветом.
- Раскрасьте букву Я в красный цвет.
- Раскрасьте схему звуков йа зеленым и красным карандашами. Й- зеленый, т.к. звук согласный мягкий. А – красный, т.к. звук гласный.
- Как вы считаете, на что похожа буква Я?
- Обведите и допишите буквы Я.

Обучение чтению. Чтение слов с буквой "Я"

Цель : формирование навыка чтения, развитие умственного действия анализа-синтеза.

Материал : рабочий лист, карандаши.

Прочитайте слоги построчно, а затем столбиками.

Поделите слова на слоги.

Поставьте в этих словах ударение.

Подчеркните слово, в котором больше всего слогов.

Обведите слова, где буква Я пишется в начале слова. Какие звуки обозначает буква Я, если стоит в начале слова?

Обучение чтению. Схемы предложений. Знаки препинания

Цель : формирование навыка чтения, развитие умственного действия, анализа-синтеза.

Материалы : рабочий лист, карандаши.

- Сейчас мы с вами будем читать предложения, но сегодня они будут необычными. Посмотрите на первое предложение. Что в нем интересного? Правильно, в конце предложения стоит не точка, а новый знак. Такой знак называется вопросительным. И предложение тоже называется вопросительным. Когда вопросительный знак стоит в конце предложения, то само предложение надо читать так, как будто ты спрашиваешь. Посмотрите, как я прочитаю это предложение (педагог дает образец прочтения).

Аналогично педагог знакомит детей с восклицательным знаком и побудительным предложением.

- Составьте схемы к предложениям.
- Найдите в предложениях слова с буквой Я. Сколько слов нашли? (Одно).

Математика. Состав чисел: 2, 3, 4, 5

Цель : учить детей запоминать состав чисел 2, 3, 4, 5.

Материал : рабочий лист, карандаши.

Давайте правильно заполним домики цифрами.

В первом домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 2.

Во втором домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 3.

В третьем домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 4.

В четвертом домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 5.

Развитие мышления. Скажи наоборот

Цель : развитие речи, формирование умения подбирать противоположные по смыслу слова.

Подберите противоположные слова.

  • Веселый – ... (грустный).
  • Глубокий – ... (мелкий).
  • Острый – ... (тупой).
  • Гладкий – ... (шершавый).
  • Горячий – ... (холодный).
  • Мокрый – ... (сухой).
  • Яркий – ... (тусклый).
  • Сытый – ... (голодный).
  • Тонкий –... (толстый).
  • Широкий – ... (узкий).
  • Ясный – ... (пасмурный, ненастный).
  • Новый – ... (старый).
  • Математика. Примеры. Решение задач

    Цель : обучение детей сложению и вычитанию, закрепление знаков +, - и =, закрепление образа цифры, учить составлять примеры.

    Материалы : рабочий лист, карандаши.

    - Посмотрите на картинку, кто нарисован на картинке?
    - Давайте составим задачу про птиц.
    - Сколько птиц сидит на ветке?
    - Сколько птичек прилетело?
    - Зная, эти данные мы можем составить задачу?
    - Составьте задачу.

    На ветке дерева сидело 3 птицы. К дереву подлетела еще одна птица. Сколько всего птиц на рисунке?

    - Назовите условие задачи.
    - Какой вопрос в задаче?
    - Решите составленную задачу.
    - Составьте и запишите пример к задаче на рабочем листе.
    - Задача на сложение или вычитание? Какой знак будет в примере?
    - Прочитайте получившийся пример.
    - Составьте задачу по той же картинке на вычитание.
    - Какая задача у вас получилась?
    - Назовите условие и вопрос задачи?
    - Составьте и запишите решение задачи на рабочем листе.

    Развитие умственных действий. Анализ-синтез

    Цель : развитие анализа-синтеза.

    Материал : мяч.

    Педагог организовывает игру на ковре. Дети встают вкруг, педагог стоит внутри круга.

    Педагог бросает детям мяч и просит продолжить фразу.

  • Человек - сердце, машина - ...
  • Ужин – вечером, завтрак - ...
  • Птица – летает, змея - ...
  • Лето – жаркое, зима - ...
  • Ручка – пишем, ... - рисуем.
  • Хлеб – коричневый, молоко - ...
  • Самолет – ангар, машина - ...
  • Платье – портной, туфли - ...
  • Подготовка руки к письму. Палочки

    Цель : формирование графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист

    Обведите и допишите палочки.

    Педагог задает домашнее задание детям.

    Прощание

    До свидания, до свидания приходите к нам еще,

    До свидания, до свидания, с вами очень хорошо.

    До свидания, до свидания, приходите к нам опять.

    До свидания, до свидания – будем весело играть!

    Цели: создать условия для знакомства с особенностями буквы «ю» обозначать два звука ([й’], [у]): в начале слова и после гласных в слове. Упражнять в чтении слов с буквой «ю»; учить «читать» модели слов; развивать фонематический слух. Воспитывать уважение друг к другу.

    Планируемые результаты:

    Предметные : знать и объяснять особенности буквы "ю" обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.

    Личностные УУД : развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов.

    Регулятивные УУД : различать способ и результат действия; принятие практической задачи.

    Познавательные УУД : использовать простейшие схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

    Коммуникативные УУД : уметь обмениваться мнениями, слушать собеседников и учителя.

    Ход урока:

      Организационный момент

    Здравствуйте ребята. Посмотрите друг на друга улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения. А теперь послушайте меня.

    Мы за парту сядем дружно,

    А шуметь совсем не нужно!

    Подровнялись. Улыбнулись.

    И ко мне все повернулись!

    Ребята, у вас на столах у каждого лежат по 2 картинки, смайлик улыбается – означает, что у вас хорошее настроение, а смайлик который не улыбается значит – что вы пришли на урок с плохим настроением. Пожалуйста, выберите картинку и покажите, какое у вас сейчас настроение.

      Повторение изученного материала.

    Загадка

    Как отличаются гласные от согласных?

    Гласные тянутся в песенке звонкой,

    Могут заплакать и закричать,

    Могут в кроватке баюкать ребенка,

    Но не желают свистеть и ворчать.

    А согласные согласны

    Шелестеть, шептать, скрипеть,

    Даже фыркать и шипеть,

    Но не хочется им петь.

    3. Открытие нового знания.

    Игра «Волшебники»

    А какая знакомая вам буква в игру не играла? (Буква Ю)

    Ребята, а что мы с вами уже знаем про букву Ю? (ответы детей)

    А может ли буква Ю обозначать сразу два звука? Сегодня мы продолжим разговор о букве Ю, а ещё поиграем в волшебников.

    Отгадайте загадку:

    Интересная игрушка
    Одноногая вертушка
    Зажужжала, как пчела
    Быстро крутится (юла)

    - Отгадку найдите в учебнике.

    «Прочитайте» слово «юла», ведя пальчиком по схеме слова. (На доске схема)

    Ребята, давайте произнесём слово юла так, чтобы отчетливо был слышен первый звук. Назовите его. ([ Й" ])

    Определите, какой это звук, и фишкой какого цвета мы его обозначим? (мягкий согласный звук, зеленая фишка)

    Произнесите слово юла так, чтобы отчетливо был слышен второй звук. Назовите его. ([ у ])

    Какой это звук? Каким цветом мы его обозначим? (гласный, красная фишка)

    Произнесите слово юла та, чтобы отчетливо был слышен третий звук. Назовите его. ([ л ])

    Какой это звук? (твердый согласный звук, синяя фишка)

    Найдите четвертый звук в слове юла.

    Назовите его. [ а ] (гласный, красная фишка).

    Заменим гласные звуки на знакомые нам буквы.

    Ребята, посмотрите, что у нас получилось? Подумайте, почему в слове юла всего три буквы, а звука 4? (ответы детей) (Ю в начале слова обозначает два звука)

    Какой мы можем сделать вывод?

    А теперь давайте с вами попробуем превратить звуковую схему слова юла, в звуковую схему слова Юля. (алгоритм работы тот же)

    [ Й "] – мягкий согласный, зеленая фишка

    [У] – гласный звук, красная фишка

    [Л] - твердый согласный, синяя фишка

    [А] – гласный, красная фишка

    Ребята, посмотрите, пожалуйста, что у нас получилось. Поменялась одна фишка в нашей схеме. Как вы думаете, мы должны еще что-то здесь поменять? (последнюю букву А на Я, т.к. перед гласным звуком теперь стоит мягкий согласный звук).

    Молодцы ребята. А кто догадался, почему в слове Юля буковки всего три, а звука 4?

    Ну что, попробуем теперь превратить Юлю в Юру. (алгоритм работы тот же)

    [ Й" ] – мягкий согласный, зеленая фишка

    [ У ] – гласный, красная фишка

    [ Р ] – твердый согласный, синяя фишка

    [ А] - гласный, красная фишка

    Ребята, посмотрите, пожалуйста, что у нас получилось. Поменялась одна фишка в нашей схеме. Как вы думаете, мы должны еще что-то здесь поменять? (последнюю букву Я на А, т.к. перед гласным звуком опять стоит твердый согласный звук).

    Посмотрите, сколько букв в слове Юра? (три)

    А звуков? (4)

    А почему так получилось?

      Физминутка

    Все ребята дружно встали (Выпрямится.)

    И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)

    На носочках потянулись, (Руки поднять вверх.)

    А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.)

    Как пружинки мы присели (Присесть.)

    И тихонько разом сели. (Выпрямится и сесть.)

      Первичное закрепление (работа в парах).

    Послушайте стихотворение

    Юнга – будущий матрос-

    Южных рыбок нам привёз .

    Кто такой юнга? Ответ возьмите из стихотворения

    Ребята, а сейчас мы с вами поработаем в парах. В учебнике есть схема слова юнга. Вам необходимо заполнить цветными фишками модель этого слова. Будьте внимательны, Кто закончит выполнять задание, поднимут вместе руки вверх (работают самостоятельно в парах)

    Проверка задания. Одни ребята отвечают, остальные ребята внимательно слушают и оценивают ответы своих товарищей.

    6 . Самостоятельная работа в тетрадях.

    Разукрашивание буквы Ю.

      Подведение итогов урока

    Ребята, вам понравился урок?

    А что больше всего понравилось?

    Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?

    Всем спасибо за работу, урок окончен!

    Организация: МАДОУ №94

    Населенный пункт: Томская область, г. Томск

    Цель: познакомить детей с гласным звуком[ йу ], с буквой «Ю».

    Задачи :

    1. развивать фонематический слух, находить звук в словах, в трех позициях;
    2. продолжать учить детей читать;
    3. воспитывать умение взаимодействовать друг с другом

    Оборудование: письмо, разрезная азбука, палочки, картины железных изделий, мяч, карточки слов, карточки «изучаем букву Ю», карточки эмоций, колокольчик.

    Ход занятия:

    1. Орг. Момент:

    1.1. Звенит колокольчик. Дети входят в группу и встают возле столов.

    Доброе утро, ребята!

    Заходите дети в группу,

    Прозвенел звонок сейчас,

    Все тихонько, быстро встали,

    Подравнялись и собрались.

    Сначала сядет тот, чьё имя начинается на гласный звук, а затем те,чьи имена начинаются на согласный звук. Молодцы!

    1.2. Воспитатель: Ребята, к нам на группу пришло письмо (показываю). От кого оно я не могу понять. Буквы на конверте все рассыпались. Помогите их собрать. Что написано на конверте? Обсуждаем варианты.(Юра). Давайте откроем конверт и узнаем, что нам пишет Юра.

    «Юра ученик первого класса. Он учится в той школе, куда вы скоро пойдете. Юра узнал о том, что вы тоже осенью пойдёте в школу, и он решил вас проверить - готовы ли вы к школе. Юра прислал вам задания, которые вы должны выполнить и тем самым доказать что вы готовы к школе.»

    - Готовы доказать Юре, что справитесь с его заданиями?

    - Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка.

    Сказка о Веселом Язычке

    Жил был Веселый Язычок. Проснулся он утром рано. Открыл окошко (широко открыть рот, чтобы было видно зубы). Посмотрел налево, посмотрел направо (кончиком языка повернуть влево-вправо). Посмотрел на небо (кончиком языка дотронуться до верхней губы). Посмотрел на землю (кончиком языка дотронуться до нижней губы). Увидел на небе солнышко, широко улыбнулся (улыбнуться). Закрыл он окошко (плотно сомкнуть губы). Побежал Язычок в ванную умываться. Начал чистить зубки (упр. Чистим зубы). А потом полоскать рот (надувать щеки, как будто споласкиваем рот). И побежал на кухню завтракать. Увидел на столе пирожки с вареньем и облизнулся (облизать верхнюю губу справа, потом слева). Съел три пирожка и побежал на улицу. Сел Язычок на коня и поскакал в гору (имитация цокота копыт медленно). А потом затянул свою любимую песенку Аааааааа, Ооооооо, Уууууу, Ииииии, Эээээээ, Ыыыыы (перечисление гласных звуков). Добрался Язычок до горы и решил покачаться на качелях (упр. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично менять положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!). Посмотрел на часы (упр. Часики. Открыть рот, высунуть язык. Попеременно двигать язык то в правый уголок рта, то в левый.). Пора домой.

    2. Ход занятия:

    И так, первое задание.

    – Отгадайте любимую букву Юры.

    – Это буква «Ю».

    – Почему вы так думаете?

    Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новым звуком «Ю». Чтобы правильно произнести этот звук нужно чуть округлить губы и слегка вытянуть их вперёд (показывает). Давайте вместе произнесём этот звук. А какой это звук гласный или согласный?

    Дети : - Гласный

    Воспитатель : - Давайте вспомним, а какие гласные звуки мы уже знаем?

    Дети: - А, О, У, Е, Я

    Воспитатель: - Молодцы. Скажите, пожалуйста, а как мы узнаем гласные звуки?

    Дети: - Гласные звуки легко поются, и воздух изо рта выходит свободно.

    Воспитатель: - Ребята, а сколько звуков вы слышите, когда произносите букву Ю?

    Дети: - Два.

    Воспитатель: - А какие это звуки?

    Дети: - [й] и [у]

    –В ней живут два звука «Й», «У»

    Придумайте слова, начинающиеся на звук Ю

    Воспитатель: - Хорошо. А сейчас посмотрите звук Ю обозначается гласной буквой Ю. (показ буквы)Задание 2. Давайте нарисуем букву Ю в воздухе. Написать Ю на карточке, придумать волшебную штриховку.

    Пальчиковая гимнастика:

    В школу осенью пойду Пальчики «шагают» по столу.

    Там друзей себе найду.

    Я таким учёным буду! Разводят руки в стороны.

    Но свой садик не забуду. Грозят пальчиком.

    Посмотрите, а какая буква спряталась в букве Ю.

    Дети: - О

    Воспитатель: - Чтобы О не укатилось,

    Крепко к столбику прибью.

    Ой, смотри-ка, что случилось:

    Получилась буква…. Ю.

    Перед вами лежат части нашей буквы, давайте составим целую букву Ю. (из частей в парах)

    Задание 3: Дети в паре составляет букву Ю из палочек .

    Задание 4: Коллективное составление отгадки на загадку

    Ночь, но если захочу,

    Щелкну раз,-

    И день включу. (Выключатель).

    Давайте посчитаем сколько слогов в слове « Выключатель». (прохлопываем)

    Какой первый звук?

    Какой последний звук?

    Назовите гласные звуки.

    Где стоит буква «Ю»?

    Задание 5: Ребята, Юра пишет о том, что он и его друзья делают в свободное от занятий время. Предлагаю поиграть с мячом в Игру «Ты-я» .Вставйте в круг,я бросаю мяч и спрашиваю Ты делаешь, а ты ловишь мяч и отвечаешь я делаю. Например:

    Ты Читай – Я читаю

    Где стоит буква «Ю»?

    Задание 6: «Где спрятался звук Ю» (педагог раздает карточки слов, просит прочитать,спрашивает устно, где звук)

    - Ребята, где может находиться звук в слове?

    В начале: юла, Юпитер, юнга

    В середине: ключ, тюль, клюв,

    В конце: рою, дую, жую, грею

    Закрепление материала:

    На карточке раскрасить, соответствующий квадрат

    Салют – последний кубик, ключ в середине, юла –первый кубик)

    3. Физкультминутка.

    Юрта это домик в тундре (имитация дома)

    Юнга плавает на судне (имитация волны)

    Юбка пышная у Кати, (показываем пышную юбку)

    Юра –скачет на кровати (прыгнуть раз)

    Стану я сейчас юлой (руки в бок)

    На ноге крутнусь одной,

    А теперь сменю я ножку.

    И на ней крутнусь немножко,

    Покрутились, а сейчас

    Я прошу садиться вас.

    Задание 7.

    Ребята, посмотрите на коврографе слова, я вам предлагаю прочитать добавляя букву ю по очереди,по цепочке:

    Дополнительно:

    Задание 8: Прочитайте Юрин рассказ « Как я собираюсь в школу.

    Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, кушаю и собираю свой портфель в школу.

    Я положу в него……………………….. (назвать по очереди)

    Это - школьные принадлежности.

    4. Итог занятия

    Воспитатель:

    Ребята, вы выполнили все задания, которые прислал вам Юра.

    Молодцы. Итак, что было трудным, что очень понравилось? С какой гласной буквой мы сегодня познакомились? Сколько звуков мы слышим в букве Ю?

    5. Рефлексия

    «Солнышко и тучка»

    А сейчас попрошу оценить свою работу выбрать карточку

    Если у вас все получилось –« солнышко»,

    Если некоторые задания вызывали затруднения – «солнышко с тучкой»

    Если я допустил много ошибок – «тучку с дождиком».

    И прикрепить на доску.

    Список литературы:

    1. Интерактивные демонстрационные таблицы "Обучение грамоте. " УМК В.Г. Горецкого "Русская азбука" (серия "Школа России");
    2. Азбука от А до Я. Уч. - методическое пособие / Сост. И.А. Гимпель.- Минск: Асар, 2007г.
    3. О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо - М.: ВАКО, 2009г.
    4. Игры по обучению грамоте и чтению. Уч. - методическое пособие / Сост. Н.Н. Максимук- М.: ВАКО, 2006г.
    5. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Русская азбука: учебник.- М.: Просвещение, 2011г.

    Урок обучения грамоте

    Тема: «Буквы Ю, ю, обозначающие два звука [иу]»

    Цели: познакомить с новыми буквами, обозначающими два звука; формировать умение читать выразительно (с соблюдением логического ударения), правильно; понимать текст, ориентироваться по тексту; способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления, фонематического слуха; расширять кругозор детей.

    Ход рока

    I . Актуализация знаний. 1. Артикуляционная разминка

      «Хомячок»

      «Конфетка»

      Разучить упражнение «Каретка».

    Движение нижней челюсти попеременно вправо и влево, непосредственно одно за другим.

    2.Выслушать ответы детей о сказках. (Работа по иллюстрации в «Русской - азбуке» на с. 170.)

      Какое время суток изображено на рисунке? Почему вы так думаете?

      Расскажите, что нарисовано на картинке?

      Можно ли было звать кошку укачивать мышонка? Почему?

    К какой сказке эта иллюстрация? («Сказка о глупом мышонке» С.Я.Маршака)

    II . Постановка темы и цели урока

    Какие гласные буквы уже изучили?

    На какие две группы они делятся? (Гласные буквы, которые обозначают твердость согласных звуков, и гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков.)

    Сколько пар гласных букв видите на ленте букв? У какой буквы нет пары? (У буквы У.)

    - Сегодня пришла пора познакомиться с новой гласной буквой.
    - Отгадайте загадку:

    Одноногий Ивашка -

    Расписная рубашка.

    Петь-плясать мастак,

    А стоять - никак.

      Проведем слого-звуковой анализ слова-отгадки.

      А теперь составим отгадку из букв разрезной азбуки.

      Что за звуки звучат в начале этого слова? ([й у])

      Если мы рядом слышим звуки [й у], значит, слово пишем с буквой «ю».

      Это и есть тема нашего урока. Сегодня мы послушаем, как звучит буква Ю, научимся ее произносить и писать.

    III . Работа над новым материалом

    1.На что похожа буква Ю.

    Чтобы О не укатилось,

    Крепко к столбику прибью

    Ой, смотри-ка, что случилось;

    Получилась буква Ю!

      Написание строчной буквы «ю» в «Прописи» на с. 19.

      Буква Ю обозначает два звука в нескольких случаях. Проведём слого-звуковой анализ слов:

    На Юлию лью твою воду.

      Сколько звуков обозначает буква «ю» во всех этих словах?

      Обратите внимание на позиционное положение буквы «ю» в словах. (В начале слова, после гласной и после мягкого знака.)

    Вывод о том, когда буква Ю обозначает два звука.

    4. Игра «Услышь звуки».

    Если вы усльшите в словах звуки [йу], хлопнете в ладоши.

    Юра, полью, Дарья, юбилей, ёжик, юность, читаю.

    5. Чтение с доски.

    юг пою рисую играю

    Юра поют рисуют играют

    6. Работа с учебником.

    Чтение прибаутки на с. 170.
    Чтение стихотворения на с. 171.
    Рассказ о профессии модельера портного.

    7. Чтение скороговорки по карточке.

    Юлил -юлил и выюлил.

    IV Итог урока.

    С какой новой гласной буквой вы познакомились?

    Какую особенность она имеет?

    Кому понравилось выполнять различные задания с новой буквой?