Тест по повести наталья боярская дочь. Рабочая программа учителя муниципального общеобразовательного учреждения «Большебащелакская основная общеобразовательная школа»

Об этом произведении Н. М. Карамзина следует сказать, что оно не так известно читателям, как «Бедная Лиза». Постараемся передать суть этого небольшого произведения.

События произведения происходят во времена допетровской России. Героиня, именем которой названа повесть, - дочь богатого боярина Матвея. Ее мать умерла, девочку воспитывала няня. Жизнь Натальи подчинена правилам «Домостроя».

Как пишет Карамзин, Наталья, боярская дочь, каждое утро в сопровождении няни посещает церковь, потом раздает милостыню нуждающимся людям. Дома девушка занимается рукоделием: вышивает, плетет кружево, шьет.

Повесть «Наталья, боярская дочь» рассказывает нам, что одно из немногих развлечений девушки - прогулка с няней в саду, после чего она вновь занимается рукоделием.

По вечерам она может общаться с подружками, конечно, под присмотром няни.

Жизнь девушки небогата событиями, что, конечно, делает Наталью мечтательной. Она очень добрая, душевная, любит своих близких. Рассматривая краткое содержание «Наталья, боярская дочь», отметим, что молодая боярыня способна воспринимать красоту природы. Она восхищается Москвой.

Девушка обладает всеми женскими добродетелями: она послушна, любит трудиться. Словом, Наталья впитала в себя все правила «Домостроя».

Однако, как отмечает Карамзин, Наталья, боярская дочь, конечно, не могла не грезить о любви. Встреча с возлюбленным произошла в церкви. Девушка влюбилась в совершенно незнакомого молодого человека. На следующий день она снова отправляется в Божий храм, но не встречает там Его. Наталья по-настоящему расстроена, она тоскует, не может есть и пить. Новая встреча с возлюбленным делает ее счастливой. Добрая няня помогает девушке встретиться с молодым человеком, так продолжает свою повесть Карамзин («Наталья, боярская дочь»). Главные герои, молодая боярыня и Алексей, решают сбежать и обвенчаться тайно.

Карамзин показывает нам переживания девушки. Она испытывает первую любовь и слепо доверяет Алексею, но это светлое чувство омрачает ощущение вины перед отцом, ей стыдно перед ним. Однако Наталья, следуя правилам «Домостроя», во всем готова слушаться мужа, как истинная жена. Девушка обретает истинное счастье с Алексеем, но молится, чтобы отец простил ее. Безмерное счастье Натальи внезапно омрачилось тем, что мужу пришлось идти на войну. Судьба заставляет девушку сделать невозможное для многих очень сильных женщин: она прячет волосы, надевает одежду воина и сражается с врагом, как настоящий мужчина. Такой самоотверженный поступок не мог не заставить отца простить ее.

Образ боярина Матвея

Итак, краткое содержание «Наталья, боярская дочь» вполне смогло передать сюжет повести. Однако мы ни слова не сказали об отце девушки Матвее Андрееве. Его образ отнюдь не является олицетворением значимого государственного деятеля, каким он должен быть, согласно сюжету. Карамзин наделяет его многими добродетелями, но образ при этом остается бледным. Этот человек способен проливать слезы в горе и в радости. Однако такой блеклый образ был создан Карамзиным неслучайно, он помогает понять идейную направленность произведения.

Картина «идеальной» монархии

Возможно, подобное замечание излишне, если наша задача - передать краткое содержание. «Наталья, боярская дочь» - произведение, в котором создан образ «идеальной» монархии. В таком государстве единственная забота царя - это благополучие собственного окружения. Монарх снисходителен к подданным. Простота обращения, описанная в произведении, совершенно отлична от распущенных нравов, царящих при Екатерине. Приближенный царя - верный советник, который никогда не пользовался преимуществами своего положения. В своем произведении Карамзин обличает порочные стороны правления Екатерины Великой.

Отношение народа к приближенным царя

В своем произведении Карамзин указывает, что боярин Матвей - царский слуга, который, подобно государю, наделен многими человеческими добродетелями. Он умен, богат, хлебосолен. Матвей является заступником для своих соседей, их покровителем. Однако автор ни слова не говорит о том, как боярин несет свою службу. Он лишь повествует о народной любви к этому государственному мужу.

В реальности народ ненавидел приближенных царя, что является абсолютным контрастом для созданной Карамзиным картины.

Историческая эпоха

Исторические события, описанные в произведении, скорее всего, имеют отношение ко второй половине семнадцатого века. Предположительно, это эпоха правления Алексея Михайловича. Государь в произведении изображается очень благочестивым, чувствительным. Он утешает своих приближенных, а прогневить его может только нарушение принципов справедливости.

Это произведение довольно открыто указывает на то, каким должен быть порядок в государстве, как должны выглядеть монарх и его окружение.

Исторический фон помогает понять, что такая история любви могла иметь счастливое завершение лишь в условиях государственной гармонии.

Истинный портрет царя Алексея Михайловича

Романтический сюжет повести не нашел места для того, чтобы рассказать об иных сторонах правления и чертах характера этого государя.

При нем были приняты доносы, а «мирный» царь в действительности был достаточно вспыльчив, позволял себе браниться, а также прибегал порой к рукоприкладству. В частности, известен факт, что на заседании Боярской думы государь побил и выгнал боярина Милославского, который приходился ему тестем.

Прототип боярина Матвея

Есть предположения, что образ отца Натальи «срисован» с реального исторического персонажа. Скорее всего, им стал боярин А. С. Матвеев, который во время дворцового переворота 1682 года был подвергнут насильственной смерти.

Мы закончили изложение краткого содержания произведения «Наталья, боярская дочь», основная мысль которого состоит в том, что при правильном и справедливом правлении могут быть счастливы все люди. В заключение хочется добавить, что Карамзин обращался к истории русского государства еще для того, чтобы показать, насколько прошлое нашей земли отлично от современного поклонения перед всем иностранным. Подобное осуждение «чужебесия» также призвано обратиться к патриотическим чувствам соотечественников.

Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, то есть говорили, как думали? По крайней мере я люблю сии времена; люблю на быстрых крыльях воображения летать в их отдаленную мрачность, под сению давно истлевших вязов искать брадатых моих предков, беседовать с ними о приключениях древности, о характере славного народа русского и с нежностию целовать ручки у моих прабабушек, которые не могут насмотреться на своего почтительного правнука, но могут наговориться со мною, надивиться моему разуму, потому что я, рассуждая с ними о старых и новых модах, всегда отдаю преимущество их подкапкам, и шубейкам перед нынешними bonnets a la… и всеми галло-албионскими нарядами блистающими на московских красавицах в конце осьмого-надесять века. Таким образом (конечно, понятным для всех читателей), старая Русь известна мне более, нежели многим из моих сограждан, и если угрюмая Парка еще несколько лет не перережет жизненной моей нити, то наконец не найду я и места в голове своей для всех анекдотов и повестей, рассказываемых мне жителями прошедших столетий. Чтобы облегчить немного груз моей памяти, намерен я сообщить любезным читателям одну быль или историю, слышанную мною в области теней, в царстве воображения, от бабушки моего дедушки, которая в свое время почиталась весьма красноречивою и почти всякий вечер сказывала сказки царице NN. Только страшусь обезобразить повесть ее; боюсь, чтобы старушка не примчалась на облаке с того света и не наказала меня клюкою своею за худое риторство… Ах нет! Прости безрассудность мою, великодушная тень, – ты неудобна к такому делу! В самой земной жизни своей была ты смирна и незлобна, как юная овечка; рука твоя не умертвила здесь ни комара, ни мушки, и бабочка всегда покойно отдыхала на носу твоем: итак, возможно ли, чтобы теперь, когда ты плаваешь в море неописанного блаженства и дышишь чистейшим эфиром неба, – возможно ли, чтобы рука твоя поднялась на твоего покорного праправнука? Нет! Ты дозволишь ему беспрепятственно упражняться в похвальном ремесле марать бумагу, взводить небылицы на живых и мертвых, испытывать терпение своих читателей, и наконец, подобно вечно зевающему богу Морфею, низвергать их на мягкие диваны и погружать в глубокий сон… Ах! В самую сию минуту вижу необыкновенный свет в темном моем коридоре, вижу огненные круги, которые вертятся с блеском и с треском и, наконец, – о чудо! – являют мне твой образ, образ неописанной красоты, неописанного величества! Очи твои сияют, как солнцы; уста твои алеют, как заря утренняя, как вершины снежных гор при восходе дневного светила, – ты улыбаешься, как юное творение в первый день бытия своего улыбалось, и в восторге слышу я сладко-гремящие слова твои: «Продолжай, любезный мой праправнук!» Так, я буду продолжать, буду; и, вооружась пером, мужественно начертаю историю Натальи, боярской дочери. – Но прежде должно мне отдохнуть; восторг, в который привело меня явление прапрабабушки, утомил душевные мои силы. На несколько минут кладу перо – и сии написанные строки да будут вступлением, или предисловием!

В престольном граде славного русского царства, в Москве белокаменной, жил боярин Матвей Андреев, человек богатый, умный, верный слуга царский и, по обычаю русских, великий хлебосол. Он владел многими поместьями и был не обидчиком, а покровителем и заступником своих бедных соседей, – чему в наши просвещенные времена, может быть, не всякий поверит, но что в старину совсем не почиталось редкостию. Царь называл его правым глазом своим, и правый глаз никогда царя не обманывал. Когда ему надлежало разбирать важную тяжбу, он призывал к себе в помощь боярина Матвея, и боярин Матвей, кладя чистую руку на чистое сердце, говорил: «Сей прав (не по такому-то указу, состоявшемуся в таком-то году, но) по моей совести; сей виноват по моей совести» – и совесть его была всегда согласна с правдою и с совестию царскою. Дело решилось без замедления: правый подымал на небо слезящее око благодарности, указывая рукою на доброго государя и доброго боярина, а виноватый бежал в густые леса сокрыть стыд свой от человеков.

Еще не можем мы умолчать об одном похвальном обыкновении боярина Матвея, обыкновении, которое достойно подражания во всяком веке и во всяком царстве, а именно, в каждый дванадесятый праздник поставлялись длинные столы в его горницах, чистыми скатертьми накрытые, и боярин, сидя на лавке подле высоких ворот своих, звал к себе обедать всех мимоходящих бедных людей, сколько их могло поместиться в жилище боярском; потом, собрав полное число, возвращался в дом и, указав место каждому гостю, садился сам между ими. Тут в одну минуту являлись на столах чаши и блюда, и ароматический пар горячего кушанья, как белое тонкое облако, вился над головами обедающих. Между тем хозяин ласково беседовал с гостями, узнавал их нужды, подавал им хорошие советы, предлагал свои услуги и наконец веселился с ними, как с друзьями. Так в древние патриархальные времена, когда век человеческий был не столь краток, почтенными сединами украшенный старец насыщался земными благами со многочисленным своим семейством – смотрел вокруг себя и, видя на всяком лице, во всяком взоре живое изображение любви и радости, восхищался в душе своей. – После обеда все неимущие братья, наполнив вином свои чарки, восклицали в один голос: «Добрый, добрый боярин и отец наш! Мы пьем за твое здоровье! Сколько капель в наших чарках, столько лет живи благополучно!» Они пили, и благодарные слезы их капали на белую скатерть.

1. Где происходит действие повести?

2. Как звали боярина, верного слугу царского, отца Натальи?

3. В каких случаях призывал Матвея Андреева к себе государь?

4. Вставьте пропущенное слово: «Сколько… в наших чарках, столько лет живи благополучно!»

5. Какова судьба матери Натальи?

6. Какой район современной Москвы упоминается в повести?

7. Каким головным убором украшала голову Наталья?

8. Каково было занятие боярина Матвея после обеда?

9. Сколько лет было Наталье на момент рассказанной автором истории?

10. В какое время года происходит первая встреча Натальи и Алексея?

11. Сколько дней не было Алексея в церкви после первой встречи там же с Натальей?

12. Какой документ оставили «беглецы», покидая дом Натальи?

13. Какая погода была во время венчания Натальи и Алексея?

14. Чем занималась Наталья, живя в «пустыне»?

15. Какая военная угроза нависла над Русским царством?

16. Что стало с именем невинно осужденного боярина Любославского, отца Алексея?

Ответы:

1. В Москве

2. Матвей Андреев

3. Разбирать важную тяжбу

4. «Капель»

5. Умерла

6. Марьина роща

7. Жемчужная повязка

8. Ложился отдыхать

11. Два дня

12. Письмо

13. Сильный ветер

14. Рукодельем

15. «Восстание литовцем на Русское царство»

16. Он был реабилитирован

Вы прочитали ответ на вопрос Тест по литературе по повести «Наталья, боярская дочь» Н МКарамзина 8 класс по программе п/р В ЯКоровиной и если понрвился материал то запиши в закладки - » Тест по литературе по повести «Наталья, боярская дочь» Н МКарамзина 8 класс по программе п/р В ЯКоровиной ? .
    Красавица Наталья Ветлицкая даже после рождения дочери очень быстро восстановила свою былую форму. Певица следит за весом, иногда прибегает к очень жёсткой диете, сидя на которой нельзя есть ни мяса, ни рыбы. Что же это за диета? Сидит на диете Наталья Ветлицкая ровно пятнадцать дней, певице удаётся за это время вплоть до десяти килограмм скинуть. Самое удивительное, придерживаясь этой диеты нельзя есть всё то, что разрешено и даже положено Популярная российская актриса Наталья Варлей иногда садится на диету, продолжительность которой составляет двенадцать дней. Диета данная не такая жёсткая, как многие другие и повторять её можно при желании или при острой необходимости через четыре недели (не раньше). В чём же суть диета от Натальи Варлей? Суть в том, что питается актриса однообразно первые три дня, затем идёт смена продуктов и следующие три дня актриса питается так же только одним Усадьба «Измайлово» - это Московский государственный музей-заповедник. Когда-то здесь была знаменитая загородная резиденция русских царей. Сегодня «Измайлово» представляет собой уникальный исторический комплекс памятников русского зодчества XVII-XIX вв., связанный с важнейшими событиями в истории Российского государства. Усадьба «Измайлово» расположена на уникальном рукотворном острове, который был создан по повелению второго царя из рода Романовых Алексея Михайловича, отца Петра I. В знаменитой усадьбе прошли детские и юношеские годы Петра. Измайловские рощи использовались для Появление нового лица в деревне - всегда событие. Когда летом 184… в богатом имении Ислаевых появился новый домашний учитель, уже сложившееся равновесие оказалось некоторым образом нарушенным или, во всяком случае, поколебленным. С первого же дня полюбил Алексея Николаевича его ученик - десятилетний Коля Ислаев. Учитель смастерил ему лук, ладит воздушного змея, обещает научить плавать. А как ловко лазает он по деревьям! Это. вам не старый нудный Шааф, преподающий ему немецкий. Легко и Вспомните имя друга Вити Малеева. (Костя Шишкин) Как звали учительницу ребят? (Ольга Николаевна) С каким школьным предметом не ладил Витя Малеев? (с арифметикой) Вспомни имя сестры Вити Малеева. (Лика) Поставили ребята отрывок "Бой Руслана с головой" из поэмы А. С. Пушкина "Руслан и Людмила". Какую роль исполняли Витя и Костя? (Роль лошади Руслана) Какая кличка была у собаки, которую дрессировали Витя и Костя? (Лобзик) Кто из мальчиков первый узнал, что

Обсуждение закрыто.

Тема урока: Н.М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь» - сентиментально - романтическая повесть.

На этом уроке учащиеся получают возможность не только познакомиться с новыми литературными направлениями, но и, сотрудничая в группах, приобретают опыт в поисково-исследовательской работы, находя признаки (элементы признаков) сентиментализма и романтизма в тексте. Свой опыт затем представляют в виде обобщённой таблицы.

Ученики проявляют интерес к в эпохе правления царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, понимая, почему в годы правления Екатерины II, автор обращает свой взор в прошлое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Н.М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь» - сентиментально-романтическая повесть.

Цель урока:

познакомить учащихся с сентиментализмом и романтизмом как литературными направлениями, найти в повести признаки (элементы признаков) двух литературных направлений.

Метод : аналитическая беседа , метод исследования.

Технология группового обучения

Оборудование урока: репродукция картины И. Пчелко «Наталья, боярская дочь».

Ход урока

I Проверка домашнего задания :

Сообщение учащегося о Н.М. Карамзине .

Слово учителя .

Вы познакомились с повестью «Наталья, боярская дочь». Из биографии писателя вы узнали, что произведение создано в эпоху правления Екатерины II. Но уже с первых строк чтения понимаем, что автор переносит нас в эпоху правления царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим.

  1. Известно ли вам что-либо об этом царе? (учитель дополняет ответы учащихся материалом из энциклопедии «Аванта +» стр. 387-388).
  1. Воспользовавшись сведениями о Н.М.Карамзине и личностных чертах характера царя Алексея Михайловича, ответьте на вопрос:

(Обращение к историческому прошлому вызвано:

во-первых , патриотическим стремлением Карамзина бороться с галломанией

(преклонением перед иностранным:

Русские отдавали предпочтение французскому языку;

Подражали в одежде;

Перенимали образ жизни и обычаи.

Во-вторых , в повести нарисована картина «идеальной» монархии,

Где царь заботится о благополучии своих подданных, милостив и снисходителен;

Где нет места распущенности и развращённости, как при Екатерине II;

Где приближённые царя не разворовывают государственную казну и покровительствуют бедным. Они верные слуги и дают полезные советы, никогда не пользуются своим положением ради личной корысти).

Вывод : эта повесть – урок Екатерине II и её окружению, многочисленным фаворитам, какой должна быть сама императрица и её приближённые.

II. Изучение нового материала

  1. «Наталья, боярская дочь» - повесть сентиментальная, но в ней есть некоторые особенности, свойственные новому литературному направлению, зарождающемуся внутри сентиментализма и идущему ему на смену – романтизму.

Давайте познакомимся с особенностями этих литературных направлений.