Почему человеку необходимо знать формы значение. Деятельность человека (обществознание): виды, описание и особенности. Общество в рамках природной среды

В традициях многих культур планеты признается громадное влияние предков на судьбу потомков. Это легко объясняется современной генетикой, но религиозные трактаты уточняют, что от предков зависит не только цвет глаз, форма ушей и тембр голоса человека, но и то, будет ли он счастлив в жизни и какую энергетику передаст своим детям. В связи с этим аспектом очень часто встречаются упоминания о семи коленах (поколениях).

Мудрецы древности считали, что именно семь поколений предков играют решающую роль в судьбе. Много веков и даже тысячелетий назад желающий сделать врагу наибольшее зло проклинал его до седьмого колена. Это было самое страшное проклятие всех времен, причем, у многих народов. В мифологии древних греков описан случай проклятия потомков Тантала до седьмого колена. Такова была кара за детоубийство.

Учение Зороастра

Обоснование глубинного значения связи семи поколений рода изложено в «Книге предков» великого основателя мировой религии зороастризма. Персидский пророк Спитама Заратустра (или Зороастр) описал так называемое родовое древо Фаравахар (в другом прочтении Фравахар). Само это понятие является центральным символом зороастризма как религии. Фравахар изображался в виде диска с крыльями, который символизировал Ангела-хранителя или окрыленное Солнце.

Родовое древо тоже изображалось в виде круга, в центре которого располагался сам человек, то есть живущий в данный момент на земле потомок рода. Из этой точки в разные стороны расходились ветви родового древа - предки данного человека. Всего получалось 7 ярусов, включая центральную точку, или первое поколение. Персидские мудрецы считали, что человек обязан знать всех своих предков вплоть до седьмого колена. Это определяет многие моменты жизни, характера человека и дает возможность предсказать его будущее.

Родовое древо Фравахар

Представить и описать 7 колен древа Фравахар довольно просто. Выглядят они следующим образом:

1. Первое поколение - я сам, живущий ныне.
2. Второе поколение - мои родители в количестве 2-х человек.
3. Третье - мои бабушки и дедушки (четверо).
4. Четвертое - прабабушки и прадедушки (8).
5. Пятое - прапрадедушки, прапрабабушки (16).
6. Шестое - деды прадедов (32).
7. Седьмое - прадеды прадедов (64 персоны).

Конечно, сейчас мало кто знает всех своих предков до седьмого колена. Но для людей в древности это знание имело колоссальное значение. Недаром даже в России в Средние века и более поздние времена люди из аристократических кругов так много времени и сил отдавали подтверждению своей родословной. Это позволяло подтвердить чистоту крови, а также доказать правомочность претензий на родовое богатство.

На в Древней Персии составление родового дерева Фравахар имело более глубокое, мистическое и даже религиозное значение. Каждое поколение рода было связано с определенной стихией и ее энергетикой. Так первое колено (я) напрямую взаимодействует с энергией Солнца. Второе (родители) - с энергией Луны, которая влияет на наше здоровье, ближайшее окружение и эмоции.

Третье колено - бабушки-дедушки - передают нам интеллектуальный потенциал, таланты и коммуникабельность. Четвертое формирует в нашей жизни любовный сценарий и материальное благосостояние. Пятое колено снабжает нас волей и напористостью. Если по этой линии был перегиб, то эти черты характера могут превратиться в агрессивность.

Шестое колено влияет на положение в обществе, социальное возвышение. Самую, пожалуй, важную роль играет то самое седьмое колено, к которому относятся многочисленные прадеды прадедов. Они определяют то, что называется фатумом, или Судьбой. Вот поэтому и важно знать своих предков именно до 7-го колена: на нем, как на скрижалях, написано наше настоящее и будущее.

Существует любопытное исследование итальянского криминалиста, врача-психиатра Чезаре Ломброзо, в котором ученый попытался воссоздать родовые древа известных маньяков-убийц. Он обнаружил, что у каждого такого индивидуума в роду было много преступников и людей с высоким уровнем агрессии. К счастью, по наследству передаются не только плохие качества, но и таланты. Это можно наблюдать на примерах многих артистических семейств.


Глава III. Гипотетический мир

Анализ возможных подходов к проблеме вопроса показал, что в основном все они находятся в области формально-логического решения. Отдавая должное отдельным блестящим находкам, тем не менее необходимо констатировать, что они не привели к пониманию подлинной гносеологической и онтологической природы вопроса, а соответственно и его логической структуры.

Есть все основания предполагать, что решение этой проблемы лежит в другой области. Если к вопросу подходить как к специфической форме мышления, то естественно и решение проблемы его логической структуры необходимо искать именно в природе мышления и логики познания. Вскрывая механизм мышления, можно познать и разнообразные формы последнего, в том числе и вопрос, его связь с суждением.

В свою очередь, логика познания с неизбежностью исходит из решения более общей проблемы, а именно проблемы взаимодействия субъекта и объекта, выступающих общей системой для вопроса и вопросно-ответных отношений. Содержание последних определяется некоторыми сущностными отношениями между субъектом и объектом и прежде всего познавательно-преобразовательной деятельностью. И понятно, что только обращение к сущности субъектно-объектных отношений, позволяет решать проблемы вопроса и вопросно-ответных отношений.

Зачем человеку знать?

(Некоторые принципы субъектно-объектных отношений)

Если поставить проблему природы взаимодействия субъекта и объекта в плане исследования вопроса и вопросно-ответных отношений, то в первую очередь необходимо отметить, что не только субъект, но и объект обладает своей активностью и с той же самой целью, т. е. стремлением сохранить себя как самостоятельное и независимое явление.

В этом плане они, составляя единое целое, и противостоят друг другу, и предполагают друг друга. Противоречивый процесс противостояния обуславливает и их неразрывное единство, активное взаимодействие с целью решения своих частных и общих задач. Действия субъекта по отношению к объекту предполагают определенный уровень знания характера и содержания действий последнего. Чтобы субъекту успешно действовать, ему необходимо полно и по мере возможности глубоко, в зависимости от уровня поставленных задач, знать законы и закономерности, раскрывающие сущность объекта, различные частные и общие проявления, взаимоотношения с другими явлениями, которые окружают исследуемый объект. Человеку необходимо знать не только, что он сам хочет, но и что хочет другой человек, какие цели ставит себе и каким образом он будет их достигать. Необходимо знать систему действий другого человека. Если эту картину представить в некотором упрощенном виде, то ее можно уподобить системе координат, в которой каждый объект занимает свое определенное место. Если человек знает эту "систему координат", то он способен оптимальным образом спрогнозировать всю систему своих познавательных и предметно-преобразовательных действий. Необходимо знание не только местоположения каждого объекта в некоторой системе координат, но и знание траектории его движения. Вся эта и другая подобная дополнительная информация позволит четко соотнести траектории движения объектов.

Если усложнить задачу, то человеку необходимо знать траекторию движения не только одного объекта, с которым он вступает во взаимодействие, но и некоторого ряда объектов, представляющих его окружение; более того необходимо иметь систему взаимодействия всех рассматриваемых траекторий движения. В силу бесконечного количества вариантов задача может бесконечно усложняться и становиться невыполнимой, но тем не менее всегда выполняемая каждым субъектом и объектом. Таким образом, успешное действие субъекта относительно действий объекта, так же как и успешное действие объекта, относительно субъекта, предлагает знание законов движения и субъекта, и объекта относительно друг друга. Их взаимодействие, как единичный акт, обусловлен структурой и законами действия более общей по отношению к ним системы. В данном случае, однако, происходит не прямое и полное поглощение большой системы малой (в данном случае системы взаимоотношений субъекта и объекта), а активное их взаимодействие, в результате чего развиваются обе из них. Но будучи частью более общей системы, субъект сохраняет свое самостоятельное значение, лишь оставаясь активным существом, познающим всю систему правил, законов закономерностей действия этой общей по отношению к нему системы.

Активная его деятельность в первую очередь предполагает активную именно познавательную деятельность. Это обусловлено тем, что практически-преобразовательной деятельности субъекта должна предшествовать разработка концепции этой деятельности, включающей в себя познание среды деятельности, ее законов и т. д. И лишь в соответствии с ними можно наилучшим образом строить систему своих действий. Между тем модель действия и само действие, принявшие в философской литературе форму соотношения идеального и т. н. реального действия, весьма своеобразны. Для такой атомарной системы, как взаимоотношение субъекта и объекта, первичность и вторичность познавательной и т. н. реальной деятельности оказывается весьма сложной. Действие одного всегда вызывает ответное действие другого; в свою очередь, оно предполагает совершенное действие другого. Пожалуй, в данном случае сущность взаимодействия субъекта и объекта может быть сведена к формуле, познавать, чтобы действовать наилучшим образом, и наоборот.

Разумеется познание субъектно-объектного взаимодействия - довольно сложный и многоплановый процесс, и мы, в свою очередь, не будем анализировать все его аспекты, поскольку это не входит в задачу нашего исследования. Необходимо только подчеркнуть, что способность познавательного взаимодействия, изначально присущая субъекту и объекту (а можно предположить - и каждому явлению объективного и субъективного мира) сразу же затрагивает проблему природы самого познавательного процесса.

Нет необходимости говорить о том, что познавательный процесс представляет собой единство чувственной и логической сторон познания; и извечный спор между эмпириками, сенсуалистами, с одной стороны, и с другой - рационалистами, будет продолжаться, видимо, бесконечно. В нашем исследовании мы должны обратить внимание на первую ступень познания, поскольку она выступает его исходным пунктом. Остановимся сначала на нем.

На каждого человека, и тем более на познающего субъекта, целенаправленно изучающего свой объект, в каждый момент времени идет поток информации, поступающей через его ощущения. Именно через них он воспринимает огромное количество различных по природе, характеру, интенсивности и пр. ощущений. Они могут отражать цвета, звуки, запах предметов и явлений, распознавать каждое такое ощущение, хотя и трудно, но необходимо, ибо каждое из них несет определенную информацию об объективном мире. Познающий субъект вынужден с ней справляться, ибо каждое ощущение, каждый квант информации, поступивший к нему, получает его индивидуальную интерпретацию.

Это происходит путем типологизации ощущений как квантов информации. При всем множестве ощущений и поступающей на их основе информации, они всегда могут быть сгруппированы по принципу однородности. Это изобретение природы, материального мира, имея такую типологию или классификацию однородных одинаковых ощущений, человек любое очередное ощущение рассматривает уже по аналогии с имеющимся знанием и относит его к тому или иному классу (или роду) ощущений. Данное обстоятельство освобождает его от необходимости определять сущность каждого конкретного ощущения, поскольку оно уже изначально задано этой классификацией. Тем самым достигается огромная экономия и времени и энергии человека в познавательном процессе.

В случае появления ощущений, которые не могут быть включены в имеющуюся классификацию, определение их сущности и содержания происходит путем выработки новой классификации ощущений. Последняя имеет свои уровни. Первый из них - это классификация первичных ощущений. Второй - классификация классификаций до появления таких обобщенных представлений как понятие и абстракция.


Я видел много успешных компаний, которые тратили массу ресурсов на разработку стратегий воздействия на потребителей. А вот людей, закончивших курсы «профессиональных покупателей», пока что не встречал. Силы явно не равны. Предлагаю разобраться в том, как нами манипулируют, подталкивая к совершению быстрых и импульсивных действий.

1. Привлекательная внешность

Если нам нравится то, как человек выглядит, мы автоматически начинаем приписывать ему положительные черты: например, честность, надежность, наличие чувства юмора. Особенно активно это происходит на стадии знакомства: хочется нарисовать максимально подробный портрет, информации не хватает, приходится строить гипотезы. И изменить первое впечатление крайне сложно – даже если у вас будет такой шанс.

Психологи Гарварда поставили эксперимент: одна группа студентов училась у профессора на протяжении всего семестра, другая видела его в течение 10 секунд – в видеоролике без звука. Мнение учившихся у преподавателя студентов совпало с первым впечатлением испытуемых, посмотревших ролик. Это в очередной раз доказывает: мы – это то, как мы выглядим. Или как минимум то, что на нас надето.

Симпатичным или даже красивым может быть не только человек, но и сайт компании или косметический салон. Это, безусловно, аргумент в их пользу, но он должен быть решающим только в том случае, если внешний вид – единственное, что вам необходимо для принятия решения.

2. Принцип дефицита

Если получить желаемое сложно или в принципе невозможно, это только увеличивает для нас его ценность. Сумка Hermès может стоить несколько тысяч фунтов и доставляться лишь спустя два года после заказа. И это вовсе не потому, что производственные мощности Hermès не позволяют выпускать нужное количество сумок.

Помните: схватившись за первое попавшееся предложение, вы можете упустить лучший вариант

Другой пример: в свое время население Европы пытались приучить к картошке. Только когда крестьянам было сказано, что картошка – собственность государства, а поля огорожены и взяты под охрану, картошку стали незамедлительно воровать, есть и выращивать.

С использованием техники дефицита мы ежедневно сталкиваемся в интернете. Сайт по бронированию отелей настойчиво предупреждает, что осталось всего несколько номеров, счетчик отсчитывает время до конца акции. Принцип дефицита вгоняет нас в состояние легкой паники: надо брать, а то не успею! – и толкает на импульсивные покупки. Чтобы этого избежать, помните о том, что, схватившись за первое попавшееся предложение, вы можете упустить лучший вариант.

3. Предварительное согласие

Как правило, мы стараемся быть последовательными: если объявили о чем-то во всеуслышание, то повести себя наперекор сказанному будет очень сложно, даже спустя некоторое время.

Поэтому обычно нас просят сделать маленький шажок навстречу и согласиться с чем-то незначительным, после чего переходят к основной просьбе. Просто попросив денег на защиту окружающей среды, велик риск получить отказ. Но что, если сначала спросить: «Вам важно состояние окружающей среды?» Человеку, ответившему «да», сложно будет отказать в пожертвовании.

Взяв в руки вещи или оставив личную почту, вы вроде бы не берете на себя никаких обязательств, но в будущем это может быть использовано, чтобы на вас надавить. Попав в подобную ситуацию, помните: даже дав предварительное согласие, вы всегда вправе отказаться.

4. Возможность выбрать «меньшее из зол»

Оказывается, и первоначальный отказ может стать стимулом к дальнейшему согласию. Так работает принцип «меньшего из зол». Сначала нам предлагают купить что-то дорогое, а когда мы отказываемся, делают более умеренное предложение.

Представьте ситуацию: вам предлагают приобрести дорогую технику. Вы отказываетесь. Продавец: «Может, хотя бы возьмете батарейки для пульта? Ведь их вечно не хватает…» Вероятность того, что, отказав в первый раз, вы согласитесь во второй, достаточно велика. Вы чувствуете, что вам уступили, не став настаивать и убеждать. У вас рождается потребность отблагодарить, купив чего-нибудь взамен.

5. Акцент на схожести

Нам нравятся похожие на нас люди, а также те, кто разделяет наши интересы и взгляды. Бессознательно мы склонны доверять людям «своего круга». Незнакомцев же мы относим к этому кругу по самому доступному для оценки параметру – одежде.

Мошенники давно пользуются этим. Возможно, вы сталкивались с ситуацией, когда прилично одетый человек или семейная пара просят деньги на улице, ссылаясь на чрезвычайные обстоятельства. Их шансы получить деньги «на проезд» значительно выше, чем у настоящего бездомного.

Сближает не только внешний вид, но и наличие автомобилей одной марки или участие в одном и том же сообществе социальной сети. Но как бы ни был похож на вас продавец, помните: жить вам придется не с ним, а с той вещью, которую вы у него купите.

6. Ставка на авторитет

Мы доверяем тому, что говорят влиятельные люди. При этом зачастую экспертом становится тот, у кого есть для этого необходимые атрибуты.

В рамках эксперимента одного и того же актера представляли трем разным группам людей как «студента», «лаборанта» и «профессора» из Оксфорда. После участников попросили оценить его рост. «Профессор» показался испытуемым на 12 сантиметров выше, чем «студент». Если статус эксперта обманывает наше зрение, он обманет и мышление.

Обязательно проверяйте реальный статус эксперта, в особенности если это касается важного для вас вопроса.

7. Зависимость от социального одобрения

Нам нравится, когда наши действия одобряются, а предпочтения разделяются другими. Именно поэтому мы скорее заглянем в переполненный ресторан, чем в пустой.

Чтобы получить необходимый эффект, достаточно продемонстрировать, что точка зрения популярна в обществе. Именно поэтому на большинстве сайтов можно встретить раздел «Наши благодарные клиенты».

Социальное одобрение может побудить нас даже к противоправным действиям. Известный американский психолог Роберт Чалдини как-то предложил установить в парке запретительную надпись: «Многие посетители уносят с собой на память куски окаменелых деревьев, уничтожая природу...». И число хищений возросло почти в четыре раза! Пытаясь обозначить неправильность воровства, эта надпись скорее «узаконила» его, ведь, как оказалось, «все так делают».

Часто то, что мы считаем мнением большинства, – просто боязнь высказать свое мнение и стать первым

Другой пример использования этой техники – закадровый смех в сериалах. Несмотря на то что почти всех он раздражает, по результатам многочисленных исследований этот смех нужен: так шутки действительно начинают казаться более смешными.

Важно понимать: часто то, что мы считаем мнением большинства, – просто боязнь высказать свое мнение и стать первым. Вам знакома ситуация, когда на совещании никто не осмеливается возражать, и лишь когда самый смелый высказывает противоположную точку зрения, остальные начинают его поддерживать? Вспоминайте о своей тяге к социальному одобрению и не идите наперекор себе и своим желаниям.

8. Игра на чувстве благодарности

Согласитесь, когда вы получаете пусть даже небольшой подарок, вам, скорее всего, хочется отблагодарить дарителя (причем совершенно неважно, испытываете ли вы к нему теплые чувства и нужен ли вам подарок как таковой).

На этом построена вся индустрия промоакций, экскурсий на фабрики и дегустаций: получив подарок, человек начинает думать (пусть и не осознавая этого), что должен что-то купить взамен.

Если вы чувствуете, что в силу вашего характера даже маленький сувенир вынудит вас на ответную и несоразмерную благодарность в виде покупки чего-то ненужного, не берите его.

9. Использование аргументов

Социальный психолог и автор теории осознанности Элен Лангер провела эксперимент с посетителями библиотеки, стоявшими в очереди к копировальной машине. 94% испытуемых согласились пропустить ее вперед, услышав: «У меня пять страниц. Не могли бы вы пропустить меня, потому что я спешу?» Интересно, что причиной согласия послужил не маленький объем копий. На просьбу «У меня пять страниц – не могли бы вы пропустить меня?» откликнулись только 60% испытуемых. Все дело – в наличии фразы «потому что».

По сути, нам безразлично, в чем заключаются причины: мозгу важен только факт, что мы узнали об их наличии. Если просьба необременительна, то, услышав «потому что», мы не тратим время на анализ содержания аргумента, а сразу готовы идти на уступки.

Будьте внимательны: действительно ли выдвигаемые доводы весомы, или это лишь замаскированные пустышки?

10. Комплименты

Многочисленные исследования доказывают, что сказанный в нужный момент комплимент увеличивает шансы на покупку. В ситуации выбора мы часто испытываем неуверенность: что лучше взять – то или это? Метания могут закончиться тем, что мы просто уйдем из магазина. Но если именно в этот момент консультант похвалит наш выбор и чувство стиля, сконцентрировав наше внимание на одной вещи, то, скорее всего, мы уйдем с покупкой.

Нами правит жажда комплиментов. Если вы пришли на работу с новой стрижкой, то, скорее всего, запомните всех, кто похвалил вашу прическу (даже тех, кто ограничился фразой: «О, отличная стрижка»).

В случае с комплиментом лучше всего понять, с какой целью он был сделан, а потом просто продолжать наслаждаться им.

***

К счастью, от перечисленных выше уловок мы чаще всего защищены тем, что большинство людей и компаний применяют их с ошибками, которые снижают наше желание идти на уступки. Манипуляции на основе социальных норм очень дешевы в использовании, но научиться применять их правильно сложно.

Теперь, когда вам знакомы основные манипулятивные ловушки, осталось только научиться вовремя их замечать и избегать.

Об авторе

– психолог, партнер в компании Eldey Consulting Group .