Предложения выступающие в роли существительных примеры. Роль имени существительного в речи. Употребление существительных в речи. Какие существительные обозначают отдельные конкретные предметы, а не группы однородных предметов

§1. Общая характеристика имени существительного

Имя существительное - это самостоятельная знаменательная часть речи.

1. Грамматическое значение - «предмет».
К существительным относятся слова, отвечающие на вопросы:
Кто? , Что?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные- нарицательные/собственные, одушевлённые/неодушевлённые, род, тип склонения;
  • изменяемые - число, падеж.

3. Синтаксическая роль в предложении любая, особенно частотно: подлежащее и дополнение.

Ребята любят каникулы.

В качестве обращения и вводных слов существительное членом предложения не является:

- Cергей! - зовёт меня мама со двора.

(Сергей - обращение)

К сожалению, пора идти делать уроки.

(К сожалению - вводное слово)

§2. Морфологические признаки существительных

У существительных есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, наоборот, непостоянные (или изменяемые). Неизменяемые признаки относятся ко всему слову в целом, а изменяемые к формам слова. Так существительное Наталья - одушевлённое, собственное, ж.р., 1 скл. В какой форме оно бы ни стояло, эти признаки будут сохраняться. Существительное Наталья может быть в форме ед. и мн. числа, в разных падежах. Число и падеж - это непостоянные признаки существительных. На иллюстрации линии из точек ведут к таким непостоянным или изменяемым морфологическим признакам. Необходимо научиться различать, какие признаки постоянные, а какие непостоянные.

§3. Нарицательные - собственные имена существительные

Это разделение существительных по особенностям значения. Нарицательные имена существительные обозначают однородные предметы, т.е. любой предмет из их ряда, а собственные имена существительные называют отдельный конкретный предмет.
Сравните существительные:

  • ребёнок, страна, река, озеро, сказка, репка - нарицательные
  • Алексей, Россия, Волга, Байкал, «Репка» - собственные

Нарицательные существительные разнообразны. Их разряды по значению:

  • конкретные: стол, компьютер, документ, мышь, тетрадь, удочка
  • абстрактные (отвлечённые): удивление, радость, страх, счастье, чудо
  • вещественные: железо, золото, вода, кислород, молоко, кофе
  • собирательные: молодёжь, листва, дворянство, зритель

К собственным именам существительным относятся имена людей, клички животных, географические названия, названия произведений литературы и искусства и т.п: Александр, Сашка, Сашенька, Жучка, Обь, Урал, «Подросток», «Колобок» и т.п.

§4. Одушевлённость - неодушевлённость

Одушевлённые имена существительные называют «живые» предметы, а неодушевлённые - не "живые".

  • Одушевлённые: мать, отец, ребёнок, собака, муравей, Колобок (герой сказки, действующий как живое лицо)
  • Неодушевлённые: апельсин, океан, война, сирень, программа, игрушка, восторг, смех

Для морфологии важно, что

  • во множественном числе у одушевлённых имён существительных
    Около школы я увидела знакомых девочек и мальчиков (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я люблю книги и фильмы (вин. пад. = им. пад.)
  • в единственном числе у одушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.:
    Лиса увидела Колобка (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я испекла колобок (вин. пад. = им. пад.)

У остальных существительных формы им., вин. и род. падежей различаются.

Значит, признак одушевлённости-неодушевлённости можно определить не только исходя из значения, но и по набору окончаний слова.

§5. Род

Род у существительных - это постоянный морфологический признак. Существительные не изменяются по родам.

В русском языке три рода: мужской, женский и средний . Наборы окончаний у существительных разных родов различаются.
У одушевлённых существительных отнесённость к мужскому или женскому роду мотивируется половой принадлежностью, поскольку слова обозначают лиц мужского или женского пола: отец - мать, брат - сестра, муж - жена, мужчина - женщина, юноша - девушка и т.д. Грамматический признак рода соотносится с полом.
У неодушевлённых существительных принадлежность слова к одному из трёх родов не мотивируется. Слова океан, море, река, озеро, пруд - разного рода, и род не определяется значением слов.

Морфологическим показателем рода являются окончания.
Если у слова окончания:

а, у или а, ом, е в единственном числе и ы, ов, ам, ы или ов, ами, ах во множественном числе, то это существительное мужского рода

а, ы, е, у, ой, е в единственном числе и ы, ам или ы, ами, ах во множественном числе, то это существительное женского рода

о, а, у, о, ом, е в единственном числе и а, ам, а, ами, ах во множественном числе, то существительное среднего рода.

Все ли существительные относятся к одному из трёх родов?

Нет. Есть немногочисленная группа удивительных существительных. Они интересны тем, что могут относиться к лицам как мужского, так и женского пола. Это слова: умница, обжора, соня, жадина, плакса, невежа, невежда, злюка, задира, неряха, злюка, растяпа, копуша, сорвиголова и т.п. Форма таких слов совпадает с формой слов женского рода: набор окончаний у них одинаковый. А вот синтаксическая сочетаемость разная.
По-русски можно сказать:
Она такая умница! И: Он такой умница! Значение пола одушевлённого лица можно узнать по форме местоимения (как в нашем примере) или прилагательного, или глагола в прошедшем времени: Соня проснулся . И: Соня проснулась. Такие существительные называются существительными общего рода.

К существительным общего рода не относятся слова, называющие профессии. Возможно, вы уже знаете, что многие из них - это существительные мужского рода: врач, водитель , инженер, экономист, геолог, филолог и т.п. Но обозначать они могут как лица мужского, так и женского пола. Моя мать - хороший врач. Мой отец - хороший врач. Даже если слово называет лицо женского пола, то прилагательные и глаголы в прошедшем времени могут употребляться и в мужском, и в женском роде: Врач пришёл. И: Врач пришла.


Как определить род у неизменяемых слов?

В языке есть неизменяемые существительные. Все они заимствованы из других языков. В русском языке у них есть род. Как определить род? Это несложно, если понять, что обозначает слово. Обратимся к примерам:

Месьё - мадам - у слов, обозначающих одушевлённое лицо, род соответствует полу .

Кенгуру, шимпанзе - слова, называющие животных, мужского рода.

Тбилиси, Сухуми - слова - названия городов - мужского рода.

Конго, Зимбабве - слова - названия государств - среднего рода .

Миссисипи, Янцзы - слова - названия рек - женского рода.

Пальто, кашне - слова, обозначающие неодушевлённые предметы, чаще бывают среднего рода.

Есть ли исключения? Есть. Поэтому рекомендуется внимательно относиться к неизменяемым словам и запоминать, как они употребляются. Род выражается не окончанием (окончаний у несклоняемых слов нет), а формой других слов, которые связаны с неизменяемым существительным по смыслу и грамматически. Это могут быть прилагательные, местоимения или глаголов в прошедшем времени. Например:

Миссисипи широка и полноводна.

Краткие прилагательные в форме ж.р. свидетельствуют о том, что слово Миссисипи ж.р.

§6. Склонение

Склонение - это тип изменения слов. Существительные изменяются по числам и падежам. Число и падеж - это изменяемые морфологические признаки. В зависимости от того, какие формы есть у слова в разных числах и падежах, по совокупности всех возможных форм, существительные относятся к одному из склонений.


Склонений у существительных три: 1-е, 2-е и 3-е.
Подавляющее большинство русских существительных - это существительные 1-го, 2-го или 3-его склонения. Вид склонения - это постоянный, неизменяемый морфологический признак существительных.

К 1-му склонению относятся слова женского и мужского рода с окончаниями а, я в начальной форме.
Примеры: мама, папа, дедушка, вода, земля, Анна, Аня, лекция - окончание [а].

Ко 2-му склонению относятся слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями о , е в начальной форме.
Примеры: отец, брат, дом, Александр, море, озеро, здание - окончание [э], гений, Алексей.

К 3-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием в начальной форме.
Примеры: мать, мышь, ночь, новость, рожь, ложь.

Начальная форма - это та форма слова, в которой оно обычно фиксируется словарями. У существительных это форма именительного падежа единственного числа.

Обратите внимание на слова, традиционно называемые существительными на ия, ие , ий : лекция, здание, гений.

Как правильно обозначить окончания в таких словах?

Вы помните, что буквы я и е , которые пишутся на конце таких существительных женского и среднего рода после гласных, а буква и - гласная, обозначают два звука? Лекция - [ий’а], здание - [ий’э], причем звук [й’] - это последний согласный основы. Значит, в словах типа лекция окончание [а], в словах типа здание - [э], а в словах типа гений - нулевое окончание.

Поэтому существительные женского рода: лекция, станция, демонстрация относятся к 1-му склонению, а мужского: гений и среднего: здание - ко 2-му.

Комментария требует и ещё одна группа слов. Это так называемые существительные среднего рода на мя , слова путь и дитя . Это разносклоняемые существительные.

Разносклоняемые существительные - это слова, имеющие окончания, свойственные формам разных склонений.
Таких слов мало. Все они очень древние. Некоторые из них частотны в сегодняшней речи.

Список существительных на мя: стремя, племя, семя, бремя, вымя, темя, время, имя, пламя, знамя.

Об их правописании см. Вся орфография. Правописание существительных

§7. Число

Число - это морфологический признак, изменяемый для одних существительных и неизменяемый, постоянный у других.
Подавляющее количество русских существительных изменяются по числам. Например: дом - дома , девочка - девочки, слон - слоны, ночь - ночи . Существительные, изменяющиеся по числам, имеют формы и единственного, и множественного числа и соответствующие этим формам окончания. У ряда существительных формы единственного и множественного числа различаются не только окончаниями, но и основой. Например: человек - люди, ребёнок - дети, котёнок - котята .

Ме´ ньшая часть русских существительных не изменяется по числам, а имеет форму только одного числа: или единственного, или множественного.


Существительные, имеющие форму единственного числа:

  • собирательные: дворянство, ребятня
  • вещественные: золото, молоко, простокваша
  • абстрактные (или отвлечённые): жадность, злость, добро
  • некоторые собственные, а именно: географические названия: Россия, Суздаль, Петербург


Существительные, имеющие форму множественного числа:

  • собирательные: всходы
  • вещественные: сливки, щи
  • абстрактные (или отвлечённые): хлопоты, выборы, сумерки
  • некоторые собственные, а именно географические названия: Карпаты, Гималаи
  • некоторые конкретные (предметные), часы, сани, а также группа существительных, обозначающих предметы, которые состоят из двух частей: лыжи, коньки, очки, ворота

Запомни:

Большинство предметов, обозначаемых существительными, имеющими только форму единственного или множественного лица, не поддаются счёту.
У таких существительных число - неизменяемый морфологический признак.

§8. Падеж

Падеж - это непостоянный, изменяемый морфологический признак имён существительных. Падежей в русском языке шесть:

  1. Именительный
  2. Родительный
  3. Дательный
  4. Винительный
  5. Творительный
  6. Предложный

Нужно твёрдо знать падежные вопросы, с помощью которых определяется, в форме какого падежа стоит существительное. Поскольку, как вы знаете, имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными, к каждому падежу есть два вопроса:

  • И.п. - кто?, что?
  • Р.п. - кого?, чего?
  • Д.п. - кому?, чему?
  • В.п. - кого?, что?
  • Т.п. - кем?, чем?
  • П.п. - (о) ком?, (о) чём?

Вы видите, что для одушевлённых существительных совпадают вопросы вин.п. и род. п., а для неодушевлённых - им. п. и вин. п.
Чтобы не ошибиться и правильно определить падеж, всегда используйте оба вопроса.

Например: Я вижу старый парк, тенистую аллею и идущих по ней девушку и молодого человека.
Вижу (кого?, что?) парк (вин. п.), аллею (вин. п.), девушку (вин. п.), человека (вин. п.).

Все ли существительные изменяются по падежам?

Нет, не все. Не изменяются существительные, которые так и называются: неизменяемые.

Какаду (1) сидит в клетке в магазине. Я подхожу к какаду (2) . Это большой красивый попугай. Я смотрю на какаду (3) с интересом и думаю: -Что я знаю о какаду (4) ? У меня нет какаду (5) . С какаду (6) интересно.

Слово какаду встретилось в данном контексте 6 раз:

  • (1) кто?, что? - какаду - И.п.
  • (2) подхожу (к) кому?, чему? - (к) какаду - Д.п.
  • (3) смотрю (на) кого?, что? - (на) какаду - В.п.
  • (4) знаю (о) ком?, чём? - (о) какаду - П.п.
  • (5) нет кого?, чего? - какаду - Р.п.
  • (6) интересно (с) кем?, чем? - (c какаду) - Т.п.

В разных падежах форма у неизменяемых существительных одинаковая. Но падеж определяется легко. В этом помогают падежные вопросы, а также другие члены предложения. Если у такого существительного есть определение, выраженное прилагательным, местоимением, числительным или причастием, т.е. словом, изменяющимся по падежам, то оно будет в форме того же падежа, что и само неизменяемое существительное.

Пример: Сколько можно говорить об этом какаду? - (о) ком?. чём? - П.п.

§9. Синтаксическая роль существительных в предложении

Мать сидит у окна. Она листает журнал, рассматривает фотографии людей и природы. Моя мать - учитель географии. "Мама", - зову её я.

Мать - подлежащее

У окна - обстоятельство

Журнал - дополнение

Фотографии - дополнение

Людей - определение

Природы - определение

Мать - подлежащее

Учитель - сказуемое

Географии - определение

Мама - обращения, как и вводные слова, предлоги, союзы, частицы членами предложения не являются.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Какие существительные обозначают отдельные конкретные предметы, а не группы однородных предметов?

    • Имена собственные
    • Имена нарицательные
  2. Существительные какой группы разнообразнее по значению?

    • Имена собственные
    • Имена нарицательные
  3. Выражается ли одушевлённость-неодушевлённость грамматически: набором окончаний?

  4. Как можно узнать род существительного?

    • По значению
    • По сочетаемости с другими словами (прилагательными, местоимениями, глаголами прошедшего времени) и по окончаниям
  5. Как называются существительные, имеющие окончания, свойственные разным склонениям?

    • Несклоняемые
    • Разносклоняемые
  6. Каким признаком является число у существительных добро, зло, зависть ?

    • Постоянным (неизменяемым)
    • Непостоянным (изменяемым)
  7. Является основной в морфологии. Известно, что делятся они на четыре класса: самостоятельные, служебные, модальные (или вводные) слова и междометия. К первому относится и имя существительное. По большому счету, его можно рассматривать в качестве главного языкового понятия.

    Наша лексика содержит в себе великое множество слов, обозначающих предметы, будь это люди, животные, какие-то вещи или вещества. Все это существительные. Кроме того, есть еще отвлеченные понятия, включающие личностные характеристики, скажем, честность, доброта, зависть; сон, беготня, танец, отдых. Такие существительные тоже имеют значение предметности и отвечают на вопросы "кто?" или "что?".

    Все эти слова называют обладают такими морфологическими категориям, как род, число, падеж. В соответствии с этим они разделяются на три рода (мужской, женский, средний), изменяются по числам (единственное и множественное), а также по шести падежам.

    Существительное как часть речиимеет начальную форму в виде именительного падежа единственного числа: кукла, девочка, мороз, радость, сахар.

    Роль имени существительного в речи

    В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Они составляют 40 % всего лексического состава. Это означает, что почти каждое второе слово представляет собой предмет или понятие, отвечающие на вопросы "кто?" или "что?". Потому сложно переоценить роль имени существительного в речи.

    По большому счету, без этой грамматической единицы не было бы полноценного общения. Ведь в предложении, как правило, возникают связи между предметами и отношения между ними, поэтому практически в каждом из них есть существительное, а нередко и не одно. О значении этой части речи прекрасно сказал известный языковед В.Г. Ветвицкий, определив ее как «дирижера грамматического оркестра», за каждым движением которого следят все «оркестранты» - зависимые слова, которые наследуют его форму и согласуются с ним.

    Большую роль играет и многозначность существительных, и использование их в качестве средств языковой выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения), и наличие у многих не только прямого, но и переносного значений.

    Употребление существительных в речи

    Данная категория этой части речи в предложениях выполняет важнейшую функцию в формировании предикативной основы. Так, существительное может выступать в качестве единственного главного члена в Ярким примером служит цитата А. Блока: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…»

    Роль имени существительного в речи этим не ограничивается. В качестве сказуемого оно может быть выражено в форме именительного падежа в так называемых двухкомпонентных предложениях: «Моя сестра - студентка», а в формах используется как распространитель следующих значений:

    • объектного («Маша заполняет дневник»);
    • субъектного («Девочке было светло и радостно»);
    • определительного («Кабинет шефа достаточно просторен»);
    • обстоятельственного («Мы все собрались у проходной»).

    Благодаря тому что существительное имеет категории рода и числа, оно обладает способностью сочетаться с различными формами согласуемых с ним слов: красивое(ые) платье(я), красивая(ые) картинка(и), красивый(е) цветок(ы).

    Употребление конкретных существительных

    В зависимости от особенностей выражаемого значения эта часть речи подразделяется на несколько групп, среди которых можно выделить единичные (горошинка, соломинка), вещественные (молоко, мед, серебро), собирательные (листва, пески, зверьё). Но, пожалуй, самые многочисленные и распространенные в употреблении слова - существительные, входящие в число конкретных и отвлеченных понятий.

    Само словосочетание «конкретные существительные» уже достаточным образом определяет содержание группы. Это понятия, называющие различные предметы, а также явления реальной действительности. Одна их особенность заключается в том, что слова из категории конкретных существительных прекрасно сочетаются с любыми числительными - как количественными, так и порядковыми, так и собирательными: два малыша, второй малыш, двое малышей; два карандаша - второй карандаш.

    Вторая особенность - способность образовывать формы малыш - малыши, карандаш - карандаши.

    Употребление отвлеченных существительных

    Названия каких-нибудь абстрактных понятий тоже представляют собой солидный слой русской лексики. Эти слова - существительные, именующие или обозначающие какие-то отвлеченные понятия, действия или состояния (борьба, радость), качества или свойства (нравственность, добро, желтизна).

    В отличие от конкретных имен абстрактные употребляются только в одной форме числа - или только единственного (тишина, блеск, смех, зло), или только множественного (будни, каникулы, выборы, сумерки). Также их невозможно сочетать с Не скажешь: три тишины, два блеска. Некоторые из отвлеченных существительных можно употребить с наречиями много - немного, мало - немало, сколько: «И много-много радости детишкам принесла!», «Доставил немало неприятностей», «А сколько было счастья!»

    Иногда, чтобы обозначить какое-то конкретное проявление отвлеченных качеств, можно использовать форму множественного числа в таком виде: мороз - грянули январские морозы, глубина - достигли океанских глубин, красота - любовались красотами природы и т.д.

    Наиболее часто встречаемые существительные в речи

    Если попытаться проанализировать лексикон среднестатистического россиянина, можно сделать вывод о популярности тех или иных используемых в нем слов. Чаще всего употребляются, так сказать, бытовые существительные. В речи любого человека будут звучать названия домашней утвари (ложка, нож, вилка, кастрюля, сковорода и т.д.), продуктов питания (хлеб, молоко, колбаса, макароны и др.), слова, связанные с трудовой деятельностью, транспортом, учебой.

    Чтобы определить, насколько часто используется в речи то или иное название (наименование, понятие), ученые-филологи создают специальные словари. В некоторых из них представлены только существительные, поэтому на основе изучения таковых можно сделать определенные выводы. Такие словари называются частотными.

    В одном из подобных списков из тысячи приведенных существительных наиболее часто встречались следующие слова: год, человек, время, дело, жизнь, день, рука, работа, слово, место.

    Существительные в речи ребенка

    С точки зрения ученых, еще первобытные люди, познавая окружающий мир, изучая природу и ее явления, давали им свои названия. Эти наименования с течением времени закреплялись в языке племен, создавая его лексику. Подобным образом появляются существительные в речи ребенка. Практически это первые произнесенные им слова: мама, папа, баба, киса и т.д. Малыш подобно древним людям тоже жадно смотрит вокруг себя и хочет знать, как называется тот или иной предмет, а затем и более сложные понятия.

    Так, с течением времени у детей возникают их лексикон обогащается новыми существительными. К примеру, ребенок знает, что такое трава, а потом, когда поймет, что она имеет определенный цвет, осваивает и слово "зелень". Существительное "стена" в зависимости от материала обретает "плоть" - кирпич, камень, дерево. И эти слова тоже постепенно входят в лексикон малыша.

    Вывод

    Имя существительное, обозначая предмет или явление, называет его в широком смысле слова. Так, это могут быть наименования предметов и вещей (парта, тетрадь, учебник, шкаф), веществ (краска, мука, щелочь), живых существ и организмов (человек, кошка, скворец, бацилла), событий, явлений, фактов (опера, гроза, радость), географических названий, имен и фамилий людей, а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, интеллект, ходьба, сонливость). Все это яркие примеры употребления имен существительных.

    С их помощью несложно ориентироваться на улицах города, читая вывески, поскольку названия учреждений и организаций представляют собой именно эту часть речи. Точно так же проще представить себе, о чем будет идти речь в книге или статье (в заголовке, как правило, присутствует существительное). Его можно назвать самой древней, самой распространенной, самой самостоятельной, самой важной и самой ведущей частью в грамматике.

    Нельзя не согласиться с Л. Успенским, определившим роль имени существительного в речи, назвав его хлебом языка. Насколько важен сей продукт в жизни человека, настолько важна и данная категория в функционировании языка.

    Тема урока: Имя существительноекак часть речи, его роль в предложении

    Цельурока:

    1. повторить, обобщить, закрепить знания и навыки учащихся, полученные в 5 классе, об имени существительном:

    Общее значение;

    Морфологические признаки;

    Синтаксическая роль;

    2) активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать речь, память учащихся, обогатить словарь;

    3) воспитать уважительное отношение к пожилым людям, привить правильное поведение в семье

    Эпиграф к уроку (на доске)

    Дерево держится корнями, а человек семьей.

    Пословица.

    Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята!

    Весёлый прозвенел звонок,

    Мы начинаем наш урок.

    Запишите, пожалуйста, дату:

    Ребята, давайте зарядимся хорошим настроением, потому что с положительными эмоциями легче работать.

    Улыбнёмся солнышку,

    Дадим друг другу руку –

    Поднимем настроение

    Себе и другу.

    (подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения)

    II. Вступительная беседа

    Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? (да)

    Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же? (нет)

    Т. е. представления у людей о счастье разные. Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем. (1 место – самое важное и т. д.). Детям розданы листы, на которых напечатано следующее:

    Зачитываю слова

    карьера

    материальные блага

    отдых

    дети

    семья

    Какое слово вы поставили на первое место? (Семья?)

    По очереди называют слово. (3 человека) (А почему вы считаете. что это слово семья?

    Потомучто семья –это главное в жизни человека.

    Да, действительно. Семья –это главное в жизни человека.В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?);

    А какой частью речи является слово « семья?» (Имя существительное)

    В каком разделе языкознания изучается имя существительное?

    Дети называют: Морфология

    Совершенно верно. Мы приступаем с вами к изучению главного раздела языкознания –Морфологии.

    И открывает этот раздел часть речи- имя существительное

    И тема нашего сегодняшнего урока « Имя существительное как часть речи. Его роль в предложении». Запишите тему урока в тетрадях.

    Ребята, с этой проблемой мы с вами встречались в 5 классе, первоначальные знания получали в начальных классах. И поэтому сегодня мы ставим перед собою цель:

    повторить, обобщить, закрепить знания и навыки, полученные в 5 классе, об имени существительном: а именно

    Общее значение;

    Морфологические признаки;

    Синтаксическую роль.

    А теперь вновь вернемся к имени существительному «семья»

    Что такое семья? Каково лексическое значение этого слова?

    Семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве.

    На сегодняшнем уроке мы с вами при работе с текстами будем говорить о семье и ее семейных ценностях. Поэтому еще одну проблему должны мы решить на уроке - сформулировать ценностные ориентации и правила поведения в семье.

    Итак, приступаем к решению задач нашего урока

    Вспомним грамматическое значение существительного, морфологические признаки, синтаксическую роль

    К.Г.Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громы-хание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

    Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.

    Определим синтаксическую роль имени существительного в предложении. Запишем предложения в тетрадях. Третье предложение разберем на доске синтаксически.

    Вывод: какова синтаксическая роль имен существительных в предложении?

    О чем говорится в этих предложениях? (О семье).

    Правильно. Можно ли назвать эти предложения текстом?

    (Нет.Они не связаны между собой грамматически)

    А что такое текст? (Ответ)

    Следующий этап урока – работа с текстом. Текст на экране. И текст перед вами.

    Прочитайте его и обратите внимание, что выделенные существительные стоят в начальной форме.

    Поставьте их в нужную форму.

    Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы

    Дедушка.

    Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; рука и нога у него дрожали от старость: несёт ложка ко рот и суп расплескивает.

    Не понравилось это сын и невестка: перестали они отец за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняная чашка. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отец из старая деревянная миска.

    У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол и складывает что – то из щепочек.

    Коробочка, - отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянная коробочка кормить.

    Переглянулись отец с матерью и покраснели. Перестали с тех пор старик за печь прятать, из деревянная чашка кормить.

    К. Д. Ушинский

    Анализ лингвистического материала.

    (Зачитывается правильный вариант текста.(по абзацам)

    Дедушка.

    Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплескивает.

    Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.

    У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что – то из щепочек.

    Что ты делаешь, дитятко? – спросила мать.

    Коробочку, - отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.

    Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.

    К. Д. Ушинский

    Обсуждение текста и заглавия к нему)

    Докажите, что это текст (все предложения связаны общей темой, общей основной мыслью и грамматически)

    Почему К. Д.Ушинский назвал этот текст «Дедушка»?

    А кто такой дедушка?

    Какова этимология этого слова? Вам было дано задание: найти зтимологическое значение слова дедушка. Проверим, как вы справились с этим заданием. (Сережа и Захар). Еще есть дополнения?

    1) То же, что: дед; отец отца или матери

    2) Старый человек, старик (с оттенком уважительности, доброжелательности).

    3) а) перен. Родоначальник, основоположник чего-либо.

    4) военн., жарг. старослужащий срочной службы

    Какова основная мысль этого текста? Чему он учит, какие нравственные качества воспитывает? (О семье, об отношениик пожилым, о правильном семейном воспитании). Ответы детей

    К какому жанру относится текст?По жанру – это нравоучительная басня. А каждая басня имеет мораль.Что такое мораль? Вы,наверное обратили внимание что, в тексте нет собственных имен существительных? (Потому что эта нравоучительная басня носит поучительный характер, она описывает не единичный, а типичный случай, пример из жизни).

    К какому стилю относится текст? Тип речи?

    А сейчас, ребята вы получите тестовые задания. Выберите правильный вариант ответа. Сделали? Проведите взаимопроверку. Сверьте свои ответы с соседом по парте. А теперь смотрим на слайд. Совпадают ли ваши ответы? Если да, то з заданием справились.

    Тест

    1. Выбери верное, на твой взгляд, значение слова дряхлый в данном тексте.

    А) Ненужный, использованный;

    Б) слабый, немощный от старости;

    В) плохой, скверный.

    2. Почему сын и невестка перестали отца с собой за стол сажать?

    А) Они не хотели общаться с отцом;

    Б) отец стал неаккуратно есть;

    В) отец стал их обижать.

    3. Какие важные человеческие качества обсуждаются в произведении?

    А) Любовь к детям;

    Б) любовь к престарелым родителям;

    В) умение уважать старость.

    4. Выбери из пословиц ту, которая больше других помогает понять главную мысль басни.

    А) Любишь кататься – люби и саночки возить.

    Б) Сделав худо, не жди добра.

    В) Относись к своим родителям так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились твои дети.

    Ребята, а теперь проанализируем морфологические и синтаксические свойства данного слова?

    (Это сущ-е муж.рода,1 склонения, изменяется по числам и падежам, одуш.

    падеж ед. ч. мн. ч.

    Просклонять данное сущ-е во мн.ч. (выходит ученик)

    Им. де́душка де́душки

    Р. де́душки де́душек

    Д. де́душке де́душкам

    В. де́душку де́душек

    Тв. Де́душкой де́душкою де́душками

    Пр. о де́душке о де́душках

    Сделать морфемный и словообразовательный разор слова дедушка

    Корень:-дед-; суффикс: -ушк; окончание: -а

    Какое значение имеет суффикс (уменьшительно-ласкательное)

    Подберите синонимы к слову дедушка. дед, праотец , старик, родоначальник, основоположник , дембель, старослужащий

    Подберите антонимы:

    бабушка;младенец, ребёнок, юноша

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Какой яркий фразеологизм есть в русском языке?

    На деревню дедушке

    Учитель: Поработаем с карточками. Заполним их примерами из текста, и, вместе с тем, вспомним морфологические категории имен существительных. (Задания по рядам: 1 ряд заполняет 1-ую колонку, 2-й – вторую и т.д.)

    Склонение имен существительных

    I склонение

    II склонение

    III склонение

    Дедушка

    Молодец

    мать

    Рука

    Рот

    старость

    Невестка

    Суп

    печь

    Чашка

    Дитя

    Щепочка

    Старик

    коробочка

    сынок

    Проверка

    Учитель: Ребята, а какие еще изученные вами орфограммы есть в этом тексте?

    1) (Падежные окончания имен существительных: Старости (3 скл., ж.р., Р.п.), невестке(1 скл., ж.р., Д.п.).

    2)Правописание О-Е после шипящих: Молодцом (ударная позиция), полотенцем (безударная позиция).

    5)Учитель: Ребята, найдите существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (дедушка, сынок, щепочек, коробочка, тятенька, дитятко)

    (У сущ. чашка, миска, ложка - к входит в состав корня).

    6). Ребята, эти существительные образованы с помощью суффикса, а как еще могут образовываться существительные? (Приставочным способом, приставочно-суффиксальным, сложением и т. д.)

    7) Найдите в тексте существительные с нулевым окончанием (сынок, пол, стол, старик, печь, сын, мать и т.д.)

    8) А теперь вспомним о синтаксической роли имен существительных.

    Подчеркните существительные в последнем абзаце как члены предложения (Отец с матерью – подлежащее; старика – дополнение; за печь – обстоятельство места; из миски – обстоятельство).

    Физкультминутка.

    Итак, мы повторили грамматическое значение имен существительных, морфологические признаки и синтаксическую роль.

    Тестирование

    1.Какого признака нет у существительного:

    А) рода

    Б) числа

    В) падежа

    Г) времени

    2. Имя существительное не изменяется по:

    А) родам

    Б) числам

    В) падежам

    Г) склонениям

    3. Найдите существительные 1 склонения:

    А) тенью

    Б) полотенцем

    В) семьей

    Г) стол

    4.Укажите существительные, которые имеют форму только множественного числа:

    А) вермишель

    Б) такси

    В) фальшь

    Г) пальцы

    5. Укажите существительные, в которых пишется окончание И:

    А) у дорог..

    Б) о книг…

    В) в сумк…

    Г) о песн…

    6.В каких существительных нужен Ь:

    А) нет крыш..

    Б) мощ..

    В) камыш…

    Г) полноч…

    Роль имени существительного в речи.

    Ребята, в начале урока мы с вами узнали, что на 100 слов в русском языке

    приходится 40 имен существительных. И пришли к выводу что это самая употребляемая часть речи. А какова же роль имен существительных в речи?

    Для того, чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим картину к рассказу Максимова «Дедушка и внучка».

    Какими существительными можно «нарисовать» эту картину?

    - Какова роль имён существительных?

    (Делается вывод о том, что с помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т. д.)

    А каковы жизненные правила ж по отношению к старикам в семье.

    (Забота и уважение)

    А какие правила нужно нужно еще добавить, чтобы семья была дружной? Чтобы царили любовь и согласие? И чтобы к пожилым людям в семье относились с заботой и уважением?

    (Во- первых, это внимание и понимание. А затем доверие. Доброта, дружба, помощь и т.д.)

    Запишите эти существительные, определите род и склонение.

    Существительные помощь и любовь поставьте в форму родительного, дательного и предложного падежа (на доске) и вывод.

    Существительные на –ие- Понимание, внимание, уважение поставьте в форму предложного падежа.

    Вывод: В чем особенность склонения таких существительных?

    Ребята, вернёмся к нашим карточкам, где вы на первое место поставили слово «семья». А наш класс может быть семьей? (Да, это наша школьная семья, в которой должны жить нравственные законы. Какие, ребята? (Дружба, доброта, отзывчивость и помощь)

    Итог урока. Вернемся к эпиграфу нашего урока. «Дерево держится корнями, а человек семьей». Какова основная мысль данной пословицы (как дерево питается корнями, так и у каждого человека есть корни - это наши дедушки и бабушки. И чем у человека больше корней, тем он прочнее стоит на ногах.

    В заключении урока мы с вами проведем следующую коллективную работу:

    Выберите пословицы и поговорки и предложенных ниже, которые бы соответствовали поднятой в тексте К.Д.Ушинского «Дедушка» проблеме воспитания в семье,уважения к пожилым.

    Добрая семья прибавит разума-ума.

    Посади на печь дедушку, тебя внуки посадят.

    Уважай старика, сам будешь стар

    Слава сына - отцу отрада.

    Какое дерево, такие у него и листочки.

    Яблоко от яблони недалеко падает

    Какова мать, такова и дочь.

    Каков отец, таков и сын.

    В своей семье не велик расчет.

    В семье любовь да совет, так и нужды нет.

    Когда нет семьи, так и дома нет.

    Рефлексия

    Выставление и мотивировка оценок.

    По какой теме урока мы работали? Что же вспомнили об имени существительном? Я предлагаю свои мысли высказать в синквейнах.

    VII. Информация о домашнем задании. Комментарий учителя по каждому заданию.

    Варианты домашних заданий:

    1) Написать небольшое сочинение на тему «Один день из жизни моей семьи»

    2) Инд. задание:написать мини- сочинение на тему « Для чего нужны имена существительные?»


    Понятие об имени существительном. Признаки имён существительных. Разряды имён существительных

    1. Имя существительное самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

    2. Основные признаки имени существительного.

    Общее грамматическое значение — это значение предмета, то есть всего того, о чём можно сказать: это кто? или это что? Это единственная часть речи, которая может обозначать всё, что угодно, а именно:

    1) названия конкретных вещей и предметов (дом, дерево, тетрадь, книга, порт-фель, кровать, лампа);

    2) названия живых существ (чело-век, инженер, девочка, юноша, олень, комар);

    3) названия различных веществ (кислород, бензин, свинец, сахар, соль);

    4) названия различных явлений природы и общественной жизни (буря, мороз, дождь, праздник, война);

    5) названия отвлечённых свойств и признаков (свежесть, белизна, синева);

    6) названия отвлечённых действий и состояний (ожидание, убийство, бег).

    Морфологические признаки имени существительного — это род, число, падеж, склонение. Имена существительные

    1) принадлежат к одному из четырёх родов — мужскому, женскому, среднему, общему, но не изменяются по родам: океан, река, море ; см. ;

    2) изменяются по числам: океан — океаны, река — реки, море — моря ;

    3) изменяются по падежам: океан — океана, океану, океаном и т.д.; см.

    Изменение по падежам и числам называется склонением . См.

    Начальная форма существительного — именительный падеж единственного числа.

    Синтаксические признаки: в предложении имена существительные чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения:

    Книга делает человека хозяином вселенной (П. Павленко) — подлежащее ;
    Вся жизнь человечества оседала в книге (А. Герцен) — дополнение ;
    Книга — хранилище знаний (Б. Полевой) — именная часть составного сказуемого ;
    Сырость от земли начинала холодить бок (А. Гайдар) — несогласованное определение ;
    Над седой равниной моря ветер тучи нагоняет (М. Лермонтов) — обстоятельство места ;
    Не забудет народ-победитель беззаветных героев своих (В. Лебедев-Кумач) — приложение .

    Существительное в предложении может выступать в роли обращения (не является членом предложения): Люся , я тебя жду!

    3. По характеру лексического значения существительные делятся на два разряда:

    • нарицательные существительные — это существительные, которые называют класс однородных предметов: стол, мальчик, птица, весна ;
    • собственные существительные — это существительные, которые называют единичные (индивидуальные) предметы, к которым относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, морей, океанов, озёр, гор, пустынь (географические названия), названия книг, картин, кинофильмов, журналов, газет, спектаклей, названия кораблей, поездов, различных организаций, исторических событий и т.п.: Александр, Жучка, Россия, Астрахань, Волга, Байкал, «Капитанская дочка» .

    Примечание . Собственные имена существительные имеют ряд особенностей.

    1) Имена собственные могут состоять из одного слова (Москва, Каспий, Кавказ, «Мцыри» ) или из нескольких слов (Нижний Новгород, Новый Орлеан, Василий Андреевич Жуковский, «Война и мир», Восточно-Сибирское море ).

    2) Имена собственные пишутся с большой буквы (Тула, Альпы ).

    3) Названия (заглавия) книг, газет, журналов, кинофильмов, картин, кораблей, поездов и т.п. пишутся с большой буквы и, кроме того, выделяются кавычками (роман «Евгений Онегин», картина «Утро в лесу», теплоход «Василий Суриков» ).

    4) Имена собственные не употребляются во множественном числе и не сочетаются с именами числительными (кроме случаев обозначения разных предметов и лиц, называющихся одинаково: У нас в классе две Иры и три Оли ). Город Набережные Челны.

    5) Собственные существительные могут переходить в нарицательные, а нарицательные — в собственные, например: Нарцисс (имя юноши-красавца в древнегреческой мифоло-гии) — нарцисс (цветок); Бостон (город в США) — бостон (шерстяная ткань), бостон (медленный вальс), бостон (карточная игра); труд — газета «Труд».

    4. По значению имена существительные делятся на четыре основных разряда:

    • конкретные — это существительные, которые называют конкретные предметы живой и неживой природы (изменяются по числам, сочетаются с количественными числительными). Например: стол (столы, два стола ), ученик (ученики, два ученика ), гора (горы, две горы );
    • вещественные — это существительные, которые называют различные вещества, однородную массу чего-либо (имеют только одну форму числа — единственного или множественного; не сочетаются в количественными числительными; сочетаются со словами много, мало , а также с различными единицами измерения). Например: воздух (нет множественного числа; нельзя сказать: два воздуха , но можно: много воздуха, мало воздуха; два кубометра воздуха ), грязь (нет множественного числа; нельзя сказать: две грязи , но можно: много грязи, мало грязи; два килограмма грязи ), чернила (нет единственного числа; нельзя сказать: пять чернил , но можно: много чернил, мало чернил, двести граммов чернил ), опилки (нет единственного числа; нельзя сказать: пять опилок , но можно: много опилок, мало опилок; полкилограмма опилок );
    • отвлечённые (абстрактные) — это существительные, которые называют абстрактные явления, воспринимаемые мысленно (имеют только единственное или только множественное число, не сочетаются с количественными числительными). Например: сострадание (нет множественного числа; нельзя сказать: два сострадания ), теплота (нет множественного числа; нельзя сказать: две теплоты ), горечь (нет множественного числа; нельзя сказать: две горечи ), хлопоты (нет единственного числа; нельзя сказать: пять хлопот );
    • собирательные — это существительные, которые называют множество одинаковых предметов как одно целое (имеют только форму единственного числа; не сочетаются с количественными числительными). Например: молодёжь (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: две молодёжи ), учительство (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: два учительства ), зверьё (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: два зверья ), листва (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: две листвы );
    • единичные — это существительные, которые являются разновидностью вещественных существительных. Эти существительные называют один экземпляр тех предметов, из которых состоит множество. Например: жемчуг — жемчужина, картофель — картофелина, песок — песчинка, горох — горошина, снег — снежинка, солома — соломина .

    5. По типу обозначаемых предметов существительные делятся на два разряда:

    • одушевлённые существительные, которые называют предметы живой природы, к ним задаётся вопрос кто?: отец, мать, соловей, кошка, муха, червяк ;
    • неодушевлённые существительные, которые называют предметы неживой природы, к ним задаётся вопрос что?: страна, камень, смех, снег, окно .

    Примечание . Иногда бывает трудно разграничить одушевлённые и неодушевлённые существительные.

    1) Одушевлёнными главным образом являются существительные мужского и женского родов. Одушевлённых существительных среднего рода очень мало (дитя, животное, лицо в значении «человек», млекопитающее, насекомое, страшилище, существо в значении «живой организм», чудовище ).

    2) Одушевлённые и неодушевлённые существительные имеют особенности в склонении:

    • у одушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа (у одушевлённых существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе): В.п. мн.ч.= Р.п. мн.ч.

    Ср.: мать — вижу матерей (мн.ч. В.п.), нет матерей (мн.ч. Р.п.); отец — вижу отцов (мн.ч. В.п.), нет отцов (мн.ч. Р.п.); вижу отца (ед.ч. В.п.), нет отца (ед.ч. Р.п.);

    • у неодушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа (у существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа): В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.

    Ср.: страна — вижу страны (мн.ч. В.п.), здесь есть страны (мн.ч. И.п.); камень — вижу камни (мн.ч. В.п.), здесь есть камни (мн.ч. И.п.); вижу камень (ед.ч. В.п.), здесь есть камень (ед.ч. И.п.).

    3) Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с научным представлением о живой и неживой природе. Например, существительное полк обозначает совокупность людей, но это неодушевлённое существительное (В.п. = И.п.: вижу полк — здесь есть полк ). То же самое можно наблюдать на примере существительного микроб. С точки зрения биологии, это часть живой природы, но существительное микроб неодушевлённое (В.п. = И.п.: вижу микроб — здесь есть микроб ). Существительные мертвец и труп являются синонимами, но существительное мертвец является одушевлённым (В.п. = Р.п.: вижу мертвеца — нет мертвеца ), а существительное труп является неодушевлённым (В.п. = И.п.: вижу труп — здесь есть труп ).

    Дополнительно:

    Предложение является одной из основных единиц синтаксиса. Оно представляет собой законченную мысль и может состоять из одного и более слов. С грамматической точки зрения в предложении есть члены - главные (подлежащее и сказуемое), а также второстепенные (это Какова же синтаксическая роль той или иной части речи в предложении? С этим вопросом постараемся разобраться ниже: мы будем рассматривать только

    Синтаксическая роль существительного

    Как правило, выступает в роли главного члена предложения или дополнения. Но особенность этой части речи в том, что она может стать любым членом предложения. В своей основной роли существительные могут определяться, например, прилагательными, местоимениями, причастиями, с согласованием в таких категориях, как род, число и падеж. Также существительное может составлять синтаксические конструкции с глаголами, наречиями и предикативными словами.

    Синтаксическая роль имя прилагательного

    Наиболее частая роль прилагательного в предложении - согласованное определение, но она не единственная. Имя прилагательное также может выступать в качестве подлежащего или именной части составного сказуемого. Для прилагательных в краткой форме характерно выступать только в роли сказуемого.

    Синтаксическая роль наречия

    Обычной ролью наречия является обстоятельство - образа действия, времени, места, причины, цели, меры и степени. Однако иногда оно может быть сказуемым. Есть также отдельная группа наречий, которые в предложении играют роль союзных слов.

    Синтаксическая роль глагола

    Глагол обычно выступает в роли сказуемого. Инфинитив (если не помните - это также может входить в составное сказуемое, либо представлять собой подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство.

    Синтаксическая роль причастия

    Причастие обладает теми же грамматическими свойствами, что и прилагательное, поэтому в предложении нередко выступает в качестве согласованного определения. Однако его родство с глаголом также позволяет причастию в некоторых случаях быть именной частью составного сказуемого, но это характерно только для кратких форм. Кроме того, причастие с зависимыми словами образует так называемый который, являясь неделимой конструкцией, может быть практически любым второстепенным членом.

    Синтаксическая роль деепричастия

    Деепричастие в предложении выступает только обстоятельством. Однако в составе оно может стать другим второстепенным членом предложения, но важно помнить о том, что оборот рассматривается как единое целое.

    Синтаксическая роль местоимения

    Роль местоимения напрямую зависит от того, к какому разряду оно принадлежит. Так как многообразие местоимений дает им широкие возможности, они могут выступать в качестве подлежащего, сказуемого, определения и дополнения - в зависимости от контекста.

    Синтаксическая роль числительного

    Числительные в предложении могут быть как подлежащим и сказуемым, так и определением или обстоятельством времени. Как видим, ничего сложного.