Шпаргалка: Развитие любознательности и интереса как проявление познавательной активности дошкольников. Почему любознательность важнее эрудиции. Любознательность помогает избавиться от стереотипов

Введите e-mail адрес:

Дети рождаются любознательными: они приходят в мир с врожденным желанием понять, как устроено все вокруг, стремятся прикоснуться к как можно большему количеству предметов, чтобы получить новый опыт, задают множество вопросов, исследуют и обучаются, чтобы удовлетворить свою любознательность.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок не переставал учиться в течение всей жизни, поощряйте и развивайте его любознательность. Врожденную любознательность имеют все дети, однако важно, чтобы вы учитывали индивидуальный стиль любознательности, присущий вашему ребенку.

Все дети проявляют любознательность по-разному. Например, некоторые дети любят изучать то, как устроен мир, при помощи наблюдения и размышлений, в то время как другие предпочитают делать это с помощью физических действий (прикосновений, изучения запахов или дегустации). Постарайтесь обеспечить возможность использования каждого стиля в безопасной и вдохновляющей обстановке.

Исследования показали, что к поиску новых впечатлений, знаний и опыта ребенка побуждает не внешнее давление, а внутреннее желание удовлетворить свою любознательность. Любознательные люди постоянно находятся в поисках новых знаний. Они не только любят обучение и исследования, но им на самом деле нравится ставить перед собой трудные задачи и с увлечением искать их решение. Любознательность также помогает людям позитивно реагировать на неопределенность.

Недавние исследования показали, насколько важную роль играет любознательность в обучении. Лучше всего дети справлялись с учебным материалом, когда учителям удавалась вызывать их искреннее удивление от неожиданного исхода демонстрируемого эксперимента.

Учитывая важную роль, которую любознательность играет в процессе обучения, предлагаем несколько советов, которые помогут развить это качество у ребенка:

  • Поощряйте интересы вашего ребенка. Лучше всего дети учатся посредством действий, которые удерживают их внимание и стимулируют воображение . Найдите виды деятельности, которые нравятся ребенку больше всего, и практикуйте их вместе как можно чаще. Например, если ребенок любит танцевать под определенную музыку, создайте ему все условия для этого занятия. Если он любит животных, водите его почаще в зоопарк, демонстрируйте фильмы и передачи о животных, вместе читайте книги о них.
  • Создайте интересное пространство. Самые маленькие дети проводят большую часть времени, наблюдая за окружающей обстановкой. Им интересно узнавать новое об окружающей среде, поэтому дайте им любопытные и безопасные игрушки и предметы, которые они смогут исследовать и которые будут стимулировать их ощущения и чувства.
  • Поощряйте игры, стимулирующие воображение. Несмотря на богатое разнообразие электронных игрушек в наше время, постарайтесь дать детям возможность поиграть с такими простыми предметами, как коробки, кубики, пластилин или песок. Некоторым они могут показаться скучными, но они незаменимы для развития творчества и воображения. На самом деле эти игрушки являются одним из лучших инструментов обучения, поскольку дают широкое пространство для любознательности во время игры . Не говорите ребенку, что делать с материалами, как их использовать или каким должен быть окончательный результат его творчества. Пусть гидом ему будет его собственная любознательность.
  • Используйте открытые вопросы. Старайтесь избегать вопросов , которые предполагают односложные ответы вроде «да» или «нет». Задавая открытые вопросы, вы будете стимулировать мышление ребенка, подталкивая его к самостоятельному поиску решения. Попробуйте задавать ему такие вопросы, как: «Что ты думаешь о…?», «Как бы ты поступил на месте главного героя книги? Почему?».

Для развития любознательности важно не только создать благоприятные внешние условия, но и устранить факторы, которые убивают в детях желание узнавать что-то новое - страх, ограничения и отсутствие интереса родителей к занятиям ребенка.

  • 1. Страх. Этот фактор является врагом любознательности № 1. Когда ребенок волнуется или боится, он, скорее всего, откажется от поиска новых знаний и опыта. Помните, что, от того как вы помогаете ребенку справиться со стрессовой ситуацией , зависит то, как скоро он адаптируется и вернется к желанию получать новые знания и опыт.
  • 2. Ограничения. Когда родители строго указывают детям: «Нельзя!», «Не трогай!», «Не лезь!», «Не кричи!», «Не пачкайся!», дети рано или поздно потеряют интерес к исследованиям. Если мы внушим им отвращение к запачканной одежде, их энтузиазм естествоиспытателей значительно снизится. Используйте как можно меньше ограничений, но при этом не забывайте о мерах предосторожности и безопасности.
  • 3. Отсутствие интереса родителей. Очень важно, чтобы родители не устранялись от занятий ребенка, но с увлечением и энтузиазмом принимали в них участие, которое обеспечивает благоприятную психологическую и эмоциональную среду для оптимального творчества и исследований. Участие взрослых дает ребенку чувство безопасности, а также одобрение его усилий, которое очень важно для формирования


Все люди, рождаясь, обладают очень высоким уровнем любознательности. И это понятно – ведь они входят в совершенно новый для них мир. Этот мир полон неожиданностей и секретов, которые так и хочется изучить. Но проходят годы, и это замечательное чувство очень улетучивается у многих людей.

Ценность любознательности - 4 причины

В современном обществе у очень немногих взрослых людей развито истинное чувство любознательности, которые позволяет им добиваться очень высоких целей, так как это прекрасное качество заставляет мозг быть в тонусе, исследовать различные предметы и явления, задавать вопросы, искать решения.

Активация мозга

Есть такие люди, которые постоянно задают вопрос о каком-либо явлении, которое происходит вокруг них. Чинит какой-нибудь человек автомобиль, а у любознательного человека при виде этих действий будут возникать вопросы: «А как он это делает?», «Что он использует?», и т.д. В это время мозг такого человека очень активно работает и находится в поиске новых знаний.

Нахождение новых идей

Благодаря активному поиску чего-нибудь нового такой человек будет чаще открывать интересные идеи и реализовывать их. А ведь это может сделать его новым изобретателем, изменяющим жизни других людей!

Более насыщенная и разнообразная жизнь

Благодаря постоянной заинтересованности в жизни и в различных событиях они стремятся жить более активно, заниматься самой разной деятельностью, общаться с множеством самых разных людей.

Открытие новых возможностей

Любознательный человек точно сможет найти то, что ему нравится – ведь он постоянно в поиске!


  • Постоянно задавать вопросы. Если даже страшно быть надоедливым, то стоит начать хотя бы с вопросов самому себе. Видит человек что-то привычное, то, что постоянно попадается ему на глаза, но при этом не знает, как это что-то работает. Нужно подметить для себя подобные случаи и начать задавать вопросы.
  • Тренировка мозга. Нужно быть готовым к постоянному саморазвитию и даже к тому, что многие знания будут забываться. Нужно быть готовым учиться и переучиваться.
  • Сказать скуке «нет». Каждый раз, когда человек игнорирует что-то, называя это скучным и неинтересным, он закрывает перед собой дверь новых знаний. Даже если сейчас не хватает времени на изучение чего-либо, то стоит отложить это на будущее, но все же постараться изучить.
  • Развитие своего кругозора. Не стоит зацикливаться на чем-то одном – в мире достаточно много всего разного, и постоянное изучение чего-то одного может надоесть. А вот видение разнообразия поможет оставаться на плаву. Нужно пробовать читать самую разную литературу, знакомиться с самыми разными культурами, пробовать улучшать свою речь, заниматься разными физическими упражнениями, изучать свое тело и т.д.
  • Интерес в процессе обучения. Процесс получения новых знаний необязательно должен быть скучным. Если образовательная система превращает процесс обучения во что-то ненавистное и скучное, то придется брать ситуацию в свои руки и заниматься самообразованием.

С возрастом человек теряет любознательность, потому что привыкает к миру, который его окружает. Но ведь привыкнуть – не значит познать…


Перевод:

Важно не переставать задавать вопросы…
Не утрачивайте с годами святой любознательности.

Альберт Эйнштейн

Любознательность - характерная черта гениальной личности. Вряд ли можно встретить гиганта мысли, не являющегося любознательным человеком. Томас Эдисон, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Ричард Фейнман - все они обладали этой чертой. Именно благодаря своей любознательности Ричард Фейнман прославился множеством приключений.

Итак, почему любознательность важна? Вот четыре причины:

  • Она активизирует умственные способности
    Любознательные люди всегда задают вопросы и находят ответы. Их разум всегда активен. Поскольку разум подобен мышце, которая становится сильнее благодаря частым упражнениям, регулярные мысленные упражнения стимулируют твои умственные способности.
  • Она помогает разуму замечать свежие идеи
    Когда ты чем-то увлечён, твой разум настраивается на появление свежих идей. Как только идеи приходят, они сразу же распознаются. Если любознательность отсутствует, даже идеи, оказавшиеся прямо перед тобой, могут быть упущены из-за того, что разум не готов их воспринять. Только подумай, как много идей могло пропасть по этой причине!
  • Она открывает новые грани и возможности
    Будучи любознательным, ты можешь открыть для себя новые грани и возможности, которых обычно не видно. Они скрыты за ширмой повседневной жизни, и требуется пытливый ум, чтобы заглянуть туда и обнаружить их.
  • Она придаёт жизни интерес
    Жизнь любознательных людей нельзя назвать скучной. В ней нет места монотонному существованию. Что-то всегда привлекает их внимание, и всегда можно с чем-нибудь поразвлечься. Вместо того чтобы скучать, любознательные люди ведут активный образ жизни.

Теперь, когда мы знаем, почему любознательность важна, предлагаю несколько советов для её развития:

1. Сохраняй восприимчивость ума

Это необходимый шаг на пути к любознательности. Будь готов учиться, забывать и учиться снова. Некоторые из известных тебе фактов могут оказаться неверными, и лучше заранее быть готовым допустить такую возможность и изменить своё мнение.

2. Не считай что-либо само собой разумеющимся

Если ты просто воспринимаешь внешнюю сторону мира, не пытаясь заглянуть глубже, ты точно потеряешь «святую любознательность». Никогда не считай что-либо само собой разумеющимся. Постарайся заглянуть под поверхность того, что тебя окружает.

3. Беспрестанно задавай вопросы

Верный способ заглянуть глубже - задавать вопросы: Что это? Почему сделано именно так? Когда было сделано? Кем придумано? Откуда берёт начало? Как работает? «Что», «почему», «когда», «кто», «где» и «как» - лучшие друзья любознательных людей.

4. Не называй что-либо скучным

Поступая так, ты закрываешь очередную дверь возможностей. Любознательные люди всегда видят перед собой дверь в захватывающий новый мир. Даже если в настоящий момент у них нет времени на его изучение, они оставят дверь открытой, чтобы вернуться позже.

5. Относись к обучению с интересом

Если воспринимать обучение как тяжкое бремя - смотреть на вещи глубже совершенно не захочется. Это лишь сделает бремя ещё более тяжёлым. Но если найти способ учиться с интересом - тебе естественным образом захочется узнать больше. Смотри на жизнь сквозь призму интереса и участия и наслаждайся процессом познания.

6. Читай самую разнообразную литературу

Не зацикливайся лишь на одной сфере жизни; изучай и другие. Это откроет перед тобой новые горизонты, что в свою очередь может пробудить интерес к дальнейшему развитию. Один из возможных путей - читать разнообразную литературу. Выбери книгу или журнал по новой для тебя теме, и пусть с этим текстом начнётся увлекательное путешествие в новый мир.

Консультация для родителей:

«Как развивать любознательность у ребенка и желание учиться»

Каждый ребенок рождается любознательным. Это естественное свойство подстегивает обучение на ранних этапах. Но чтобы любознательность у малыша была созидательной, ее надо культивировать.

Вы не должны препятствовать малышу в его исследовательской деятельности, иначе он вряд ли захочет продолжать ее или же будет заниматься со значительно меньшей настойчивостью.

Как же развивать любознательность ребенка, чтобы у него на всю жизнь сохранилось желание учиться?

Слушайте вопросы ребенка и не ленитесь отвечать на них. Ведь малыши - ужасные «почемучки». Им нужно узнать очень многое, поэтому они постоянно задают вопросы. И неудивительно, что у вас, родителей, часто голова идет кругом от дождя их вопросов. Иногда желания отвечать на сотый вопрос «почему?» и «что это?» может и не оказаться, но все же постарайтесь не прятаться от любознательного дождя под зонтиком усталости или равнодушия. Не одергивайте ребенка, не молчите. Не говорите ему, что «ты слишком мал, чтобы понять это». Все вопросы крохи заслуживают вашего ответа, поскольку он на данном этапе все щупает, рассматривает, пробует, слушает, а потом пытается разобраться в своих ощущениях. Отвечая, вы обязательно должны учитывать возраст вашего «любознайки». Если малыш не будет получать ответы на свои, такие важные для него вопросы, то вскоре он перестанет спрашивать. И самое главное - вопросы могут исчезнуть вовсе из его жизни. Поэтому не ленитесь объяснять малышу, как устроен мир, ведь так вы делаете его более умным.

Примиритесь с исследовательской деятельностью малыша, и не только примите ее как должное, но и поощряйте ее . Мир полон захватывающих вещей, и для вас, родителей, это часто беда, ведь ребенку надо с ними экспериментировать. Да, активное изучение ребенком мира может принести в ваш дом сумбур и беспорядок. Но нужно понимать, что, сдерживая кроху, вы помешаете приобретать необходимый ему опыт. Поэтому избавьтесь от желания одернуть малыша ради сохранения чистоты и порядка. Лучше создайте в доме зону полной свободы. Пусть это будет комната (или хотя бы часть комнаты, гаража или подвала, в частном секторе - двора), где ребенку можно абсолютно все: строить укрытия из стульев и одеял, рисовать на стенах, швыряться подушками, возводить замки из песка. Каждому из нас порой нужно, чтобы ничто не сдерживало нашу фантазию. А ребенку тем более.

Любопытному малышу интересно все: что будет, если дернуть кошку за хвост, сорвать листочек комнатного цветка, положить в воду телефонную трубку? Что будет, если попробовать песок на вкус или кинуть им в лицо товарищу по игре, бросить игрушечный автомобиль через всю комнату? Если эксперимент вашего юного исследователя становится опасным и разрушительным, вам необходимо остановить его, переключив внимание и исследовательскую мысль на другой объект. При этом объясните малышу, что вас не устраивает не сам процесс, а его результат. Для спасения дома и поддержки малыша-ученого проводите безобидные опыты и эксперименты вместе с ребенком: лепите из теста пирожок, собирайте букет для мамы, разрисовывайте скучные обои, сдувайте пух с одуванчика, просеивайте песок через сито, смешивайте пищевой краситель с водой и т.д.

Показывайте и наблюдайте вместе с малышом мир . Наблюдение - прекрасный способ познания мира! Музеи, игровые площадки, лужайки, магазины игрушек, парки, зоопарки, оживленные улицы - маленькому ребенку почти везде есть чему поучиться. Посещайте выставки, концерты, театры, ходите в гости - ваш ребенок обязательно найдет что- то интересное для себя. Делитесь с малышом собственными наблюдениями, задавайте ему вопросы и обсуждайте их с ним.

Дайте возможность и просто позволяйте ребенку получать разнообразные впечатления. Пусть малыш качается на качелях, катается с горки, плещется в детском бассейне, сажает цветы, дергает сорняки, играет в мяч, посыпает тесто мукой, рисует мелком, накрывает на стол, жмет на кнопку звонка, играет с детьми, активно осваивает детскую площадку, моет посуду, говорит по телефону. Возможностей много, они есть везде. Приобретаемый опыт ценен сам по себе, а ваши комментарии могут сделать его еще более ценным. Все, что делает малыш, дает ему необходимый жизненный опыт.

Поощряйте фантазии и импровизации ребенка. Ведь вашего малыша учите не только вы и реальный мир вокруг него, но и мир фантазий, который вы можете создать с помощью книг, кино, мультфильмов, телевизионных передач. Поощряйте любые игры. В собственном воображении ваш ребенок может стать взрослым на пикнике, белкой в лесу, Котом в сапогах или Братцем Кроликом, кассиром за прилавком или Винни-Пухом, песиком в конуре или кем угодно. Предлагайте малышу придумывать свои сказки или переписывать уже хорошо ему знакомые. Не бойтесь смешивать характеры и ситуации в разных сказках, которые ваш малыш знает. Добавьте Бабу-ягу в сказку о Красной Шапочке, Колобка - в историю о Снежной Королеве. Задавайте малышу вопросы: «А что бы произошло, если бы на месте Красной Шапочки была Снежная Королева? И как бы жили тогда герои?» Позвольте ему придумать свой вариант развития событий, стимулируя фантазию дополнительными вопросами. А вы тем временем сможете спокойно домыть посуду или собраться к выходу на улицу.

Не поощряйте стремление малыша часто смотреть телевизор. Поскольку это самый простой способ отключить активное познание мира. Да, ребенок способен почерпнуть информацию из некоторых тщательно отобранных детских передач, однако это пассивное обучение. Ребенок начинает ждать, что все его вопросы разрешатся с помощью простых образов, без личного участия, считает, что все ответы придут к нему в виде готовых мелькающих картинок, танцующих животных и легких мотивчиков. Просмотр подряд всех телепередач не поможет вашему ребенку учиться самостоятельно, быть активным участником познавательного процесса. Из-за просиживания перед телевизором малыш станет нелюбознательным учеником, у которого нет желания делать собственные открытия. Поэтому старайтесь сами меньше сидеть у телевизора и усаживать рядом малыша. А если вы хотите, чтобы малыш посмотрел какую-то конкретную передачу, смотрите вместе с ним.

Включайте обучение в повседневную жизненную деятельность . Это достигается небольшими усилиями. Вы можете познакомить ребенка с числами («Тебе дать одно печенье или два? Это один, это два»), цветами («Ты наденешь красный свитер или синий? Вот это красный, а это синий»), буквами («Вон видна буква "М". С нее начинаются «мама» и "молоко"»). Вы можете рассказать о животных («Это кошка, она сейчас мурлыкает»). Ваша цель не в том, чтобы научить ребенка считать или читать к полутора годам, а в том, чтобы заронить искру интереса к этим областям знания и создать основу для будущего обучения, все остальное ребенок изучит сам.

Меняйте обстановку. Передвиньте мебель в комнате ребенка, переложите вместе с ним игрушки на другие места. Поговорите о том, что изменилось. Стало ли уютнее? Более удобно? Более красиво? Поощряйте высказывать свою точку зрения и искать лучший вариант с точки зрения вкуса ребенка.

Обучая ребенка, играйте с ним . Обучение должно стать веселой забавой. Если ваш ребенок почувствует, что вы его заставляете учиться, ругаете, высмеиваете и кричите за неудачи, если вы будете ставить перед малышом трудные не по возрасту задачи, насильно заставлять что-то делать, то он начнет страшиться учебы, страшиться узнавать что- то новое. Поэтому старайтесь, чтобы обучение для ребенка сопровождалось игрой и забавой.

Будьте для малыша примером . Пусть кроха поймет, что вы тоже любите исследовать окружающий мир, что обучение продолжается всю жизнь. Желание учиться, как для вас, так и для ребенка, заразительно. Показывайте ему пример. Рассказывайте о своих наблюдениях и новых знаниях, пусть ребенок понимает, что обучение продолжается всю жизнь. Ваш интерес к жизни будет лучшим образцом для подражания.

Разбавляйте привычные для малыша традиции экспериментами. Иногда отходите от привычного для малыша уклада жизни. Например, покормите ребенка кашей на ужин и дайте ему суп на завтрак. Или пойдите вместо садика в дельфинарий, парк, театр. Необычный поворот событий даст вам отличную почву для разговоров и рассказов о разном образе жизни. Например, о том, что в Японии едят суп мису на завтрак. Или что во времена царей детей из аристократических семей обучали не в садиках и школах, а дома и не учителя, а гувернантки из разных стран. Так ваш малыш с детства будет приучаться видеть разные способы решать один и тот же вопрос и повысит свой уровень эрудиции. Всегда интересуйтесь мнением малыша по различным вопросам. Задавайте вопрос о том, кто ему больше нравится - Русалочка или Король Лев, железные дороги или мягкие игрушки. Приходите в такой же восторг от стрекозы или жука, расспрашивайте о том, что он узнал нового в садике и что он думает об окружающих его предметах. Не ленитесь показывать, насколько вам с ним интересно.

Будьте ребенку другом с самого детства - и вы привьете ему вкус к жизни!


Каждый ребенок рождается любознательным. Это естественное свойство подстегивает обучение на ранних этапах. Но чтобы любознательность у малыша была созидательной, ее надо культивировать.

Вы не должны препятствовать малышу в его исследовательской деятельности, иначе он вряд ли захочет продолжать ее или же будет заниматься со значительно меньшей настойчивостью.

Как же развивать любознательность ребенка, чтобы у него на всю жизнь сохранилось желание учиться?

. Слушайте вопросы ребенка и не ленитесь отвечать на них. Ведь малыши — ужасные «почемучки». Им нужно узнать очень многое, поэтому они постоянно задают вопросы. И неудивительно, что у вас, родителей, часто голова идет кругом от дождя их вопросов. Иногда желания отвечать на сотый вопрос «почему?» и «что это?» может и не оказаться, но все же постарайтесь не прятаться от любознательного дождя под зонтиком усталости или равнодушия. Не одергивайте ребенка, не молчите. Не говорите ему, что «ты слишком мал, чтобы понять это». Все вопросы крохи заслуживают вашего ответа, поскольку он на данном этапе все щупает, рассматривает, пробует, слушает, а потом пытается разобраться в своих ощущениях. Отвечая, вы обязательно должны учитывать возраст вашего «любознайки». Если малыш не будет получать ответы на свои, такие важные для него вопросы, то вскоре он перестанет спрашивать. И самое главное — вопросы могут исчезнуть вовсе из его жизни. Поэтому не ленитесь объяснять малышу, как устроен мир, ведь так вы делаете его более умным.

Примиритесь с исследовательской деятельностью малыша, и не только примите ее как должное, но и поощряйте ее . Мир полон захватывающих вещей, и для вас, родителей, это часто беда, ведь ребенку надо с ними экспериментировать. Да, активное изучение ребенком мира может принести в ваш дом сумбур и беспорядок. Но нужно понимать, что, сдерживая кроху, вы помешаете приобретать необходимый ему опыт. Поэтому избавьтесь от желания одернуть малыша ради сохранения чистоты и порядка. Лучше создайте в доме зону полной свободы. Пусть это будет комната (или хотя бы часть комнаты, гаража или подвала, в частном секторе — двора), где ребенку можно абсолютно все: строить укрытия из стульев и одеял, рисовать на стенах, швыряться подушками, возводить замки из песка. Каждому из нас порой нужно, чтобы ничто не сдерживало нашу фантазию. А ребенку тем более.

Любопытному малышу интересно все: что будет, если дер-нуть кошку за хвост, сорвать листочек комнатного цветка, положить в воду телефонную трубку? Что будет, если попробовать песок на вкус или кинуть им в лицо товарищу по игре, бросить игрушечный автомобиль через всю комнату? Если эксперимент вашего юного исследователя становится опасным и разрушительным, вам необходимо остановить его, переключив внимание и исследовательскую мысль на другой объект. При этом объясните малышу, что вас не устраивает не сам процесс, а его результат. Для спасения дома и поддержки малыша-ученого проводите безобидные опыты и эксперименты вместе с ребенком: лепите из теста пирожок, собирайте букет для мамы, разрисовывайте скучные обои, сдувайте пух с одуванчика, просеивайте песок через сито, смешивайте пищевой краситель с водой и т. д.

. Показывайте и наблюдайте вместе с малышом мир . Наблюдение — прекрасный способ познания мира! Музеи, игровые площадки, лужайки, магазины игрушек, парки, зоопарки, оживленные улицы — маленькому ребенку почти везде есть чему поучиться. Посещайте выставки, концерты, театры, ходите в гости — ваш ребенок обязательно найдет что- то интересное для себя. Делитесь с малышом собственными наблюдениями, задавайте ему вопросы и обсуждайте их с ним.

. Дайте возможность и просто позволяйте ребенку получать разнообразные впечатления. Пусть малыш качается на качелях, катается с горки, плещется в детском бассейне, сажает цветы, дергает сорняки, играет в мяч, посыпает тесто мукой, рисует мелком, накрывает на стол, жмет на кнопку звонка, играет с детьми, активно осваивает детскую площадку, моет посуду, говорит по телефону. Возможностей много, они есть везде. Приобретаемый опыт ценен сам по себе, а ваши комментарии могут сделать его еще более ценным. Все, что делает малыш, дает ему необходимый жизненный опыт.

. Поощряйте фантазии и импровизации ребенка. Ведь вашего малыша учите не только вы и реальный мир вокруг него, но и мир фантазий, который вы можете создать с помощью книг, кино, мультфильмов, телевизионных передач. По-ощряйте любые игры. В собственном воображении ваш ребенок может стать взрослым на пикнике, белкой в лесу, Котом в сапогах или Братцем Кроликом, кассиром за прилавком или Винни-Пухом, песиком в конуре или кем угодно. Предлагайте малышу придумывать свои сказки или переписывать уже хорошо ему знакомые. Не бойтесь смешивать характеры и ситуации в разных сказках, которые ваш ма-лыш знает. Добавьте Бабу-ягу в сказку о Красной Шапочке, Колобка — в историю о Снежной Королеве. Задавайте малышу вопросы: «А что бы произошло, если бы на месте Красной Шапочки была Снежная Королева? И как бы жили тогда герои?» Позвольте ему придумать свой вариант развития событий, стимулируя фантазию дополнительными вопросами. А вы тем временем сможете спокойно домыть посуду или собраться к выходу на улицу.

. Не поощряйте стремление малыша часто смотреть телевизор. Поскольку это самый простой способ отключить активное познание мира. Да, ребенок способен почерпнуть информацию из некоторых тщательно отобранных детских передач, однако это пассивное обучение. Ребенок начинает ждать, что все его вопросы разрешатся с помощью простых образов, без личного участия, считает, что все ответы придут к нему в виде готовых мелькающих картинок, танцующих животных и легких мотивчиков. Просмотр подряд всех телепередач не поможет вашему ребенку учиться самостоятельно, быть активным участником познавательного процесса. Из-за просиживания перед телевизором малыш станет нелюбознательным учеником, у которого нет желания делать собственные открытия. Поэтому старайтесь сами меньше сидеть у телевизора и усаживать рядом малыша. А если вы хотите, чтобы малыш посмотрел какую-то конкретную передачу, смотрите вместе с ним.

. Включайте обучение в повседневную жизненную деятельность . Это достигается небольшими усилиями. Вы можете познакомить ребенка с числами («Тебе дать одно печенье или два? Это один, это два»), цветами («Ты наденешь красный свитер или синий? Вот это красный, а это синий»), буквами («Вон видна буква "М". С нее начинаются «мама» и "молоко"»). Вы можете рассказать о животных («Это кошка, она сейчас мурлыкает»). Ваша цель не в том, чтобы научить ребенка считать или читать к полутора годам, а в том, чтобы заронить искру интереса к этим областям знания и создать основу для будущего обучения, все остальное ребенок изучит сам.

. Меняйте обстановку. Передвиньте мебель в комнате ребенка, переложите вместе с ним игрушки на другие места. Поговорите о том, что изменилось. Стало ли уютнее? Более удобно? Более красиво? Поощряйте высказывать свою точку зрения и искать лучший вариант с точки зрения вкуса ребенка.

. Обучая ребенка, играйте с ним . Обучение должно стать веселой забавой. Если ваш ребенок почувствует, что вы его заставляете учиться, ругаете, высмеиваете и кричите за неудачи, если вы будете ставить перед малышом трудные не по возрасту задачи, насильно заставлять что-то делать, то он начнет страшиться учебы, страшиться узнавать что- то новое. Поэтому старайтесь, чтобы обучение для ребенка сопровождалось игрой и забавой.

. Будьте для малыша примером . Пусть кроха поймет, что вы тоже любите исследовать окружающий мир, что обучение продолжается всю жизнь. Желание учиться, как для вас, так и для ребенка, заразительно. Показывайте ему пример. Рассказывайте о своих наблюдениях и новых знаниях, пусть ребенок понимает, что обучение продолжается всю жизнь. Ваш интерес к жизни будет лучшим образцом для подражания.

. Разбавляйте привычные для малыша традиции экспериментами. Иногда отходите от привычного для малыша уклада жизни. Например, покормите ребенка кашей на ужин и дайте ему суп на завтрак. Или пойдите вместо садика в дельфинарий, парк, театр. Необычный поворот событий даст вам отличную почву для разговоров и рассказов о разном образе жизни. Например, о том, что в Японии едят суп мису на завтрак. Или что во времена царей детей из аристократических семей обучали не в садиках и школах, а дома и не учителя, а гувернантки из разных стран. Так ваш малыш с детства будет приучаться видеть разные способы решать один и тот же вопрос и повысит свой уровень эрудиции. Всегда интересуйтесь мнением малыша по различным вопросам. Задавайте вопрос о том, кто ему больше нравится — Русалочка или Король Лев, железные дороги или мягкие игрушки. Приходите в такой же восторг от стрекозы или жука, расспрашивайте о том, что он узнал нового в садике и что он думает об окружающих его предметах. Не ленитесь показывать, насколько вам с ним интересно.

Будьте ребенку другом с самого детства — и вы привьете ему вкус к жизни!