Навыкам и способам мышления. Виды и способы развития абстрактно логического мышления у человека. Упражнения на развитие абстрактного мышления

Янв 29 2016

Нестандартное мышление во многом востребовано в сфере информации. Развитие креативного мышления у взрослых пригодится в таких профессиях, как:

  • профессии в сфере рекламы и менеджмента;
  • профессии психолога (ведение психоанализа);
  • профессии дизайнера, художника;
  • профессии писателя;
  • в других творческих профессиях.

Людям временами кажется, что те, кто преуспел в творческих профессиях, пришли из другого мира. Откуда берутся их гениальные идеи? Ничего необычного в этом нет, они видят ту же реальность, что и все остальные, но при этом они её видят совершенно по-другому.

Они не подстраиваются под реальность, а стараются подстроить саму реальность под свои идеи. Для взрослого человека сложно увидеть в обычной вещи что-то необычное, когда маленький ребенок в тени от ветки может увидеть силуэт птицы. Это происходит потому, что в детстве каждый видит мир без ограничений, ему дан весь творческий потенциал, чтобы познать мир. Но с взрослением он теряет эту способность. В школе нас учат принципам общей логики.

Так как же развить наше утраченное с годами творческое мышление?

Прежде всего напомним, что творческое мышление связано с правым полушарием мозга. Там, где берут начало наши эмоции, интуиция. В детстве у ребенка сначала более развито правое полушарие, а у большинства взрослых людей – левое, логически-абстрактное. Как же развить креативное мышление у взрослых?

Первое, что требуется для выработки гениальных мыслей – это психологический настрой.

Привычная серая обстановка притупляет восприятие и вызывает унылое настроение. Чтобы оно было всегда хорошим, начните видеть мир так, словно вы видите все в первый раз. Подумайте о том, что вы – инопланетянин и никогда прежде не бывали в этом городе, на этой планете. Повесьте красочную картину в том месте, где вы работаете над идеями. Она поможет вам сосредоточиться и стимулировать свое восприятие и мыслить более позитивно.

Организуйте процесс тренировок развития креативного мышления на Викиум по индивидуальной программе

Один мудрец сказал: «Счастливый нищий спит на пороге несчастного богача». При этом многие пытаются понять, в чем смысл жизни? Можно сказать, что любое творческое занятие, которое дает вам ощущение самоудовлетворения, может стать вашим смыслом. Физиологически ощущение счастья связано с химической реакцией мозга и выделением эндорфинов. Этот нейрогормон участвует в формировании позитивного восприятия и подкреплении успеха. Любое занятие, даже домашняя уборка, к примеру, может принести удовольствие, если при этом вы испытываете позитивные эмоции.

Взрослый человек склонен ставить себе различные мысленные ограничения. Мысль о том, что вы не сможете решить сложную задачу, за которую вы взялись впервые, ведет к негативной установке и заведомо обрекает вас на неудачу.

Необходимо помнить, что в мире все возможно и он неограничен, а ограниченным может быть только ваше восприятие. В какой-то мере гениальная идея потребует от вас отречения от всего известного, от интеллектуальных запретов. Если всё же задачу решить не удалось, не следует использовать неудачный опыт в качестве генерализации мысли «я никогда не смогу этого сделать».

Постарайтесь работать над своими идеями в одном и том же месте. Происходит связывание ощущений, эмоций с определенной обстановкой, которая настраивает на продуктивную умственную работу. В дальнейшим данная обстановка и даже определенное время суток будет стимулировать ваш творческий процесс без всяких усилий.

Чтобы ум начал работать творчески, нужно его приучить работать в разных направлениях. Вам помогут следующие упражнения на развития креативного мышления.

Упражнение «Найти другое применение предмету». Возьмите, к примеру, обычный предмет табуретку и попытайтесь придумать что ещё с ней сделать. Можно её перевернуть и использовать как подставку для ёлки. Можно использовать её гладкую поверхность в качестве стола. Можно такой метод применить и к словам. Возьмите любое слово и придумайте с ним нестандартную фразу или метафору. Представьте смысл образно, затем сверните и замените символом. Постарайтесь найти этот символ в очертаниях какого-нибудь предмета.

Упражнение «Рассказ из ограниченного количества слов» . Чем больше вы ограничиваете для себя реальное пространство, тем больше стимулируется выработка всевозможных мыслей, как можно применить эти слова (как в критической ситуации, когда подключается ресурсы подсознания). Не бойтесь высказывать мысли с фантастическими идеями, не следует ограничивать себя только реальными смыслами.

Это упражнения, которые вам помогут развить креативность.

Упражнение «Сочетая несочетаемое» . Попробуйте ассоциировать в словосочетания слова с противоположным смыслом. Например, горячий лед, твердая вата, темный день. Такая игра в ассоциации способствует перестройки ума на другой лад.

Упражнение «Слова наоборот» . По пути на работу, на учебу, видя названия магазинов и кафе, попытайтесь прочитать эти и другие названия наоборот. Например, аптека – «акетпа». Затем пытайтесь, таким образом, читать не только названия, но и словосочетания и фразы.

Упражнение «Сначала развязка» . Ещё одно замечательное упражнение способствует перестройке на нестандартный лад. Попробуйте начать читать книжку не сначала, а с середины или конца. Таким образом первой по смыслу будет развязка, а последним предисловие.

Изучение иностранного языка . Лучшей гимнастикой для ума является изучение иностранного языка. Если вы уже знаете какой-то иностранный язык, то возьмите учить второй. Старайтесь, чтобы языки ни имели сходной структуры (например, немецкий, китайский). Изучая чужой язык, вы постепенно станете видеть структуры родного языка. Это позволит вам воспринимать события и предметы более многогранно, с позиции восприятия другого языка. Такая эрудиция в отношении «определений и их связей» достаточно сильно способствует развитию нестандартного мышления.

Упражнение «Перефразируй это» . При обдумывании определенной задачи или идеи старайтесь мысли о ней выразить косвенно, с помощью свободных ассоциаций. Попробуйте перефразировать свои мысли, пересказать другими словами.

Заведите себе блокнот, в который будете записывать все пришедшие в голову неожиданные идеи. Старайтесь сохранить каждую идею , даже если она на первый взгляд кажется совсем глупой.

Расширяйте свой кругозор . Если вы узнали в разговоре или из книги какое-то незнакомое слово, не ленитесь посмотреть значение слова в словаре. Если это слово взято из исторического контекста, узнайте, что оно означало в те времена, и с каким временным периодом связано, какие события способствовали его возникновению. Изучите, например, такие слова и фразы, как «примус», «красный октябрь».

Эффективное мышление – это умение приходить к логически обоснованным, полезным и правильным умозаключениям; способность ставить цели и выстраивать алгоритмы их достижения; дар отсеивать реальную информацию от иллюзий, которые психика подбрасывает каждому человеку. Эффективное мышление – довольно многогранное понятие, которое, в сущности, не нуждается в представлении. Все понимают, что оно включает в себя такие качества как скорость, объективность, результативность и неординарность. Но вот как добиться этой эффективности? Дается ли данная способность природой, является ли она талантом, воспитывается в детстве или развивается с помощью тренировки? Конечно, во многом предпосылки к развитию «соображалки» заложены в генах и родительском воспитании. Но формирование эффективного мышления может происходить и в зрелом возрасте – для этого необходимо лишь сознательно подходить к процессу «думания» и улучшать свои результаты с помощью занятий и упражнений.

Но для начала давайте разберемся с вопросом, что мешает большинству людей мыслить быстро и качественно.

Главные враги эффективности в мышлении – это привычки думать определенным образом. Мысль скользит по накатанной дороге, ведь так думали наши родители или друзья, так думало человечество на протяжении десятилетий. И мы так думали, и ничего плохого, вроде бы, не происходило – а значит, наш способ мышления вполне нормален и годится для жизни. И правда – он годится для среднестатистической жизни человека, живущего от зарплаты до зарплаты. Но не имеет ничего общего с эффективностью мышления, помогающей реализовывать в жизнь далеко идущие планы или совершать открытия. Чтобы вырваться из трясины стандартного мышления и перейти к эффективному, необходимо избавиться от ряда шаблонов.

1. Боязнь перемен

Это свойство психики присуще практически всем людям и человечеству в целом. К любому новому веянию, будь то научная мысль, творческий прорыв или техническое нововведение, изначально относятся с подозрением, поднимают на смех или порицают. К примеру, паровоз пытались создать многие изобретатели, но все они наталкивались на скептическое отношение общества. Идею называли нелепой фантазией, паровую машину – исчадием ада, а путешествия по железной дороге считали слишком опасными. Ведь при огромной скорости 40 километров в час пассажиры не смогут дышать, у них начнутся судороги, галлюцинации, они будут сходить с ума и умирать прямо в вагонетках! Это сейчас вы улыбаетесь, читая эти строки, а в 18-19-м веке, когда паровоз медленно пробивал себе путь к массовому использованию, это были серьезные аргументы.

Таким же образом высмеивали идею фотографии, телевидения и полетов на луну. Ну а о судьбах Джордано Бруно и Галилео Галилея, думаю, знают все.

Что движет этими людьми, так рьяно сопротивляющимися новому? Лень и страх. Лень – потому что каждое нововведение вызывает трудоемкий процесс реформирования многих сфер жизни, включая способ мышления, о котором мы сегодня говорим. Новшества тянут за собой цепочку неизбежных изменений, под которые волей-неволей придется подстраиваться – а это трудно и не всегда приятно. Страх – потому что не каждый способен пройти через эти изменения. Люди боятся, что они не смогут этого сделать, боятся провала и позора, им страшно оказаться на задворках цивилизации, не сумев приспособиться к ее развитию. Поэтому они старательно тормозят это развитие.

Избавьтесь от страха и лени, научитесь, как минимум, рассматривать новинки с беспристрастной позиции, не цепляясь за привычные стереотипы. Конечно, не все новое хорошо – не стоит тут же бросаться в объятия новизны. Но и бояться ее не нужно.

2. Соблюдение правил

Само по себе оно не является плохим – есть полезные правила, сохраняющие нашу жизнь, здоровье, помогающие нам понимать друг друга и контролировать общественные взаимосвязи. Есть грамматические правила, ПДД, законы – их соблюдение облегчает нашу жизнь, а эксперименты на этой почве не сулят ничего хорошего.

Но существуют и правила, которые можно назвать спорными – правила морали, общественные традиции, религиозные догмы. Они заложены в нас в качестве моделей мышления и поведения; отступая от них, мы демонстрируем нонконформизм. Для творческих людей и изобретателей он является символом поиска, для ханжей и снобов – качеством отщепенцев и изгоев. Да, нонконформисты всегда были белыми воронами, но именно они делают открытия в науке и творчестве, изменяют жизнь людей к лучшему, помогая избавляться от устаревших и бесполезных моделей и традиций.

Конформизм вытекает из трусости, боязни пойти наперекор обществу и оказаться «психом-одиночкой». Мы начинаем подчиняться общим правилам, чтобы сберечь существующее положение. Но тем самым мы лишаем себя возможности творчески мыслить и видеть решения в нестандартных ситуациях. Печально, что часто нас подталкивают к этому самые близкие люди, переживающие о нашем благополучии – родители, друзья, учителя. Нас учат не высовываться и жить по правилам, тем самым лишая нашу личность той индивидуальности, которая заложена в нее природой.

Лучший способ избавиться от слепого следования правилам – не оглядываться на мнение окружающих, а жить своим умом. Как говорила мама: «А если все пойдут прыгать с крыши – ты тоже пойдешь?»

3. Самообман

Многие люди обманывают себя, хотя, казалось бы, это невозможно. Алкоголики и курильщики уверены, что могут бросить в любой момент, полные люди убеждены в том, что мало едят. Бездельники обвиняют в своих неудачах окружающих, а в низкой зарплате - начальство.

Соль самообмана заключается в том, что человек меняет свое мышление в зависимости от ситуации. Он думает так, как ему выгоднее думать, забывая при этом старые договоренности и собственные решения, принятые ранее.

Часто самообман становится инерционным эффектом от обмана окружающих. Некто притворяется, что сведущ в какой-то сфере, создает определенную иллюзию, улучшенный образ для других, и со временем сам начинает верить в этот образ.

Как не попасть в ловушку самообмана? Помните, что первое принятое решение обычно верно – оно исходит исключительно из нашей логики, личной морали и совести. Когда мы включаемся в процесс и сталкиваемся с трудностями, начинают работать такие негативные черты характера, как лень, зависть или жадность. Эти эмоции заставляют принимать новые решения, выгодные темным сторонам нашего эго. Поэтому для того, чтобы не сбивать самого себя с толку, нужно научиться очищать мышление от этих нашептываний.

4. Во имя спасения образа

В каждом человеке на уровне подсознания заложена необходимость сохранять положительный образ, созданный им для самого себя и окружающих. Совершая ошибки или какие-то неприглядные поступки, он старается сделать все, чтобы уберечь свой имидж от разрушения, а репутацию – от пятен. И самое интересное, что он будет обманывать в первую очередь себя, а следом – остальных.

Наиболее распространенный способ сохранения своего положительного образа – оправдание. Оправдывают свои действия внешними факторами все, начиная от маленького ребенка, который разбил вазу, и заканчивая убийцей. «Я был вынужден, у меня не было другого выхода, я не мог поступить иначе, так получилось», - стандартный набор оправданий, сопровождающийся пространственными пояснениями обстоятельств.

Еще один сценарий при спасении образа – это подгон фактов. Этим грешат СМИ – преследуя определенную цель, они выбирают факты, подтверждающие их теорию, и отбрасывают те, что опровергают ее. Правда, они делают это сознательно, в то время как среднестатистические обыватели подгоняют факты под свои теории неосознанно. Обычно это делается задним числом, когда дело сделано – остается только создать грамотное объяснение своих поступков. По сути, это то же оправдание.

Подсознательное побуждение в любых спорных ситуациях – отрицать свою причастность и искать факты, подтверждающие невиновность. Это побуждение проистекает исключительно из страха, что наше эго будет повержено и унижено. Как вы понимаете, такой подход лишен конструктивности. Нужно учиться честно оценивать свою роль в развитии событий, быть объективным в суждениях относительно своей вины или невиновности и не преувеличивать важности внешних факторов.

5. «Своя рубашка ближе к телу»

У каждого из нас есть интересное свойство психики – мы всегда считаем свое лучшим, чем чужое. Свои друзья – хорошие, чужие – безответственные хулиганы. Свои дети умные и любимые, чужие им и в подметки не годятся. Говорят, что на соседском лугу и трава зеленее – но это далеко не всегда так. Во многих ситуациях мы по-разному оцениваем два абсолютно одинаковых объекта только потому, что один из них имеет к нам непосредственное отношение.

Лучше всего этот эффект прослеживается в войнах и междоусобицах. Воины своей армии – «герои-освободители», противника – «оккупанты и убийцы». Свои «вынуждены принимать меры», чужие – «бесчинствуют». В СССР даже существовало два разных понятия: разведчик и шпион. Первым гордо назвали агентов советских спецслужб, а вторым, брезгливо – иностранцев и перебежчиков.

Люди склонны разделять всех на «мы» и «они», считая других людей худшими. Отсюда проистекает расизм, мужской шовинизм, нездоровый феминизм, непонимание между людьми разных возрастов, сословий и материального положения. Да, во многом мы отличаемся, но подобное разделение отдаляет людей друг от друга так, будто они – с разных планет.

Этот эффект заставляет нас субъективно относиться к поступкам, достижениям и предложениям разных людей, зависимо от личных симпатий. Вы можете носиться с воплощением нелепой идеи человека, в которого влюблены, отбрасывая предложения толковых специалистов; можете вложить деньги в провальный проект приятеля, отказав в инвестициях хорошему стартапу. Чтобы уметь выбирать лучшее, необходимо научиться ставить друзей и незнакомых в один ряд, руководствуясь исключительно оценкой качества самого предложения или достижения.

6. Стереотипы

Все мы знаем, что стереотипы – это плохо. Сразу же вспоминаются крылатые «все бабы дуры» и «все мужики козлы».

Но дело обстоит немного иначе. В действительности стереотип – это продукт индукции, когда мы делаем обобщающий вывод, исходя из множественных повторяющихся предпосылок. Мозг автоматически формирует стереотипы, чтобы не сочинять каждый раз новые алгоритмы реакций – попав в похожую ситуацию, он вспомнит о такой же, и среагирует так же. Проблема в том, что не все стереотипы соответствуют истине. А если быть точнее – у каждого стереотипа есть слабое место. И исходит оно из простого логического правила, говорящего, что истинность индуктивного умозаключения никогда не составляет 100%. Кроме того, стереотипы имеют свойство устаревать.

Например, узнав от разных знакомых, что в каком-то магазине обвешивают и продают несвежие продукты, вы придете к выводу, что в этот магазин лучше не ходить, и будете правы. Может, там обвешивают не каждый раз, и не все продукты несвежие, но лучше ведь перестраховаться. Но вот у магазина меняется руководство, внедряется новая политика, увольняются недобросовестные сотрудники. Те люди, которые не слышали об этом магазине, сделают там покупку и создадут новый стереотип – они будут советовать магазин знакомым и ходить в него сами. Вы же будете продолжать обходить его стороной, следуя устаревшему стереотипу, который может сохраняться в течение многих лет после изменения условий.

В общем, мысль ясна – не стоит делать тотальных обобщений и слепо доверять им, не нужно идти на поводу у общественных стереотипов, ведь они могли давно устареть, и даже созданные собственноручно стереотипы зачастую могут сыграть плохую шутку со своим создателем.

Учимся мыслить эффективно

Итак, мы поговорили о том, чего не нужно делать. Теперь давайте обратим свои взоры в сторону методик, способных помочь развить быстрое и эффективное мышление.

Начнем с того, что мышление пересекается со множеством неразрывно связанных компонентов, каждый из которых нужно систематически развивать – это интуиция, логика, творческое начало и фантазия, память, концентрация и интеллект.

Эффективный способ мышления невозможно развить, к примеру, без определенной базы знаний, внимательности, умения анализировать и сопоставлять факты, способности к запоминанию сложной информации и многих других полезных вещей. Это как язык – чтобы разговаривать на нем, недостаточно выучить слова – нужно знать грамматику, пунктуацию, стилистику, идиоматические сочетания и еще очень много чего. Давайте рассмотрим по отдельности все компоненты, формирующие быстрое и эффективное мышление.

Поскольку наш сайт посвящен саморазвитию, здесь имеется уже немало материала о развитии важных составляющих умственной деятельности. Чтобы не повторяться и не писать слишком большую статью, мы просто сделаем отсылки к этим статьям.

1. Логическое мышление

Эффективно мыслить, не опираясь при этом на основные логические законы, мы просто не способны. Успешные люди обладают строгим логическим мышлением, помогающим приходить к неожиданным и в то же время верным выводам, используя очевидные предпосылки, доступные каждому. Пока человек с хромающей логикой будет смотреть на факты и не понимать, в чем дело, - логик все упорядочит, разложит по полочкам, выстроит красивую и четкую логическую последовательность. Эта разница показана на примерах Гастингса и Эркюля Пуаро в произведениях Агаты Кристи, доктора Ватсона и Шерлока Холмса у Конан Дойля.

Умение логически мыслить – наука и искусство одновременно. Такой талант не дается природой, а вырабатывается в течение жизни. Хорошо об этом написано в статье «Развитие логического мышления » - данный раздел довольно обширен, поэтому не будем углубляться, а перейдем к следующему.

2. Творческое мышление

Эффективное мышление предполагает наличие творческого, ведь именно оно помогает нам избавиться от стереотипности, банальности, узости восприятия. Человек может сколько угодно читать книги и пересказывать энциклопедию наизусть, но пока он не умеет выходить за границы известного, он будет думать чужими мыслями – не более того.

Творческое мышление, или как его еще называют, креативность, обязательно для любого, кто создает свой собственный продукт, а не копирует чужие – будь то интеллектуальное творчество или промышленные изобретения. Эффективно мыслить мы сможем лишь тогда, когда наше воображение пустится в бесконечное путешествие, подбрасывая нам все новые идеи.

Больше информации вы сможете найти в статьях «Развитие креативности », «Воображение. Насколько оно важно? », «Конвергентное и дивергентное мышление ». Обратитесь к этим материалам, чтобы больше узнать о воображении, творчестве и изобретательности.

3. Стратегическое мышление

Тактика и стратегия – военные понятия, перекочевавшие в повседневную жизнь. Планирование и организация любой деятельности подразумевают стратегические задатки. Стратег должен уметь держать в голове планируемые и уже совершенные действия, предвидеть шаги противника и другие не зависящие от него внешние факторы, предполагать все возможные результаты своих действий и способы реагирования на эти результаты. Ему необходимо обладать хорошей памятью, аналитическим умом и даром предвидения. Чтобы развить мышление стратега, научитесь играть в шахматы и пошаговые стратегии вроде «Героев».

Хорошо развитые логическое, творческое и стратегическое мышление как раз и являются основой для эффективного. Но есть и вспомогательные компоненты, без которых невозможно обойтись.

4. Память, внимательность, концентрация

Это – интеллектуальные инструменты. А все мы знаем, что затупленные или ржавые инструменты никогда не станут хорошими помощниками в развитии. Тот, кто плохо запоминает информацию, не сможет ею оперировать. Тот, кто пропускает детали, не сумеет сложить воедино картину событий. Тот, кто не способен сконцентрироваться на мыслительной задаче, будет выполнять ее долго, отвлекаясь на всякую ерунду. Какая уж тут эффективность?

Все эти инструменты должны находиться в состоянии постоянной готовности, их необходимо тренировать и использовать. Здесь как в спорте – пока спортсмен занимается, он силен, быстр и ловок. Но стоит ему бросить – через некоторое время мышцы становятся дряблыми и слабыми. Вернувшись к занятиям, он через некоторое время восстановит форму и снова будет таким же сильным. С инструментами мышления – та же история. Тренируйте их, чтобы всегда быть в умственном тонусе.

5. Интуиция и эмоции

Казалось бы, причем здесь эти иррациональные и неподконтрольные свойства человеческой души? Очень даже причем. Начнем с того, что не такие уж они иррациональные, и не такие уж неподконтрольные.

Интуиция является подсознательным обращением к имеющемуся опыту – пользуясь ее помощью, мы оперируем незначительными деталями, ускользающими от сознания. Не зря существует такой термин, как профессиональное чутье – опытный специалист порой не может подробно объяснить, почему выбрал именно этот путь решения задачи. Но его выбор почти всегда ведет к положительному результату.

Эмоциональный интеллект – также не из области фантастики. Он существует наравне с рациональными мышлением, обладая меньшей точностью, но большими объемом и оперативностью.

Оба эти явления способны как помогать, так и мешать эффективному мышлению – все дело в том, как их настроить и в какой степени полагаться на них. И, конечно, их нужно учиться контролировать.

Для более глубокого ознакомления советуем почитать статьи «Эмоциональное и рациональное мышление в процессе принятия решений », «Развитие эмоционального интеллекта » и «Интуиция и ее роль в принятии решений ».

6. Очистка мысленного пространства от хлама

Какими бы мы ни были умными, творческими и образованными, если у нас в голове хаос, наше мышление не будет эффективным. Чтобы сделать голову ясной, нужно идти по двум путям – очищения информационного поля и успокоения мыслей. Наше общество перегружено огромным потоком информации, причем не всегда качественной – даже не стоит пытаться переварить ее всю. Уметь фильтровать информацию очень важно – подробнее об этом можно узнать из статьи «Причины информационной перегрузки и методы борьбы с ней ».

Когда мысли скачут с одной на другую, вы нервничаете, а мозг паникует и судорожно смешивает полезные операции с бесполезными – совсем не до эффективности. Тем, чей мысленный поток похож на бурную горную реку, будет полезна статья «Техника медитации Стива Джобса », где хорошо описаны способы умиротворения своего мышления.

В любой деятельности за теорией всегда следует практика. Ведь много умных слов – это, конечно, хорошо, но конкретные рекомендации по воплощению всей этой информации в жизнь просто необходимы. Каждая техника эффективного мышления затрагивает одну из вышеперечисленных сфер умственной деятельности человека – память, логику, внимательность; помогает в решении определенных задач:

  • «Интеллект-карты: область применения и рекомендации по составлению »;
  • «Метод «Оператор РВС»: вечность и доля секунды на выполнение задачи »;
  • «Метод запоминания Цицерона »;
  • «Метод синектики »;
  • «Метод фокальных объектов »;
  • «Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно ».

P.S.: В этой обширной статье не затрагивалось такое понятие как интеллект – не оттого, что он был несправедливо забыт, а оттого, что во многих определениях интеллект и есть мышление. Существует и более широкое понятие интеллекта – как способности человека к умственной и психической деятельности, в которую входят мышление, память, восприятие, воображение, ощущение и т.д. Этих качеств немало, поэтому были упомянуты лишь те, что имеют непосредственное отношение к эффективности мышления. Хороший инструмент улучшения своих умственных возможностей описан в статье «Развитие интеллектуальных способностей ».

Мы постарались максимально раскрыть понятие и суть эффективного мышления, хотя, как вы понимаете, это не так уж просто ввиду масштабности явления. Но надеемся, что эта статья помогла вам проникнуть за завесу тайн мысли и разгадать самые важные ее секреты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Задумывались ли вы, какие навыки мышления отличают успешных людей от остальных? Вот 10 навыков мышления успешных людей, которые делают их другими:

Позитивное мышление

Успешные люди понимают, что их менталитет может повлиять на все аспекты их жизни, в том числе и успеха. Исследователи обнаружили, что позитивное мышление открывает людям способность разработки новых навыков, которые могут иметь эффект компаундирования среди счастливых людей, которые повторяют этот процесс. Например, если вы приобретаете привычку работать в удовольствие и делать всё хорошо, это приведёт вас к началу успеха. Позитивное мышление может иметь многочисленные преимущества для здоровья: увеличение продолжительности жизни, снижение депрессии, устойчивость к простудам и болезням. Также развиваются навыки справляться со стрессами.

Использование риск-ориентированного мышления

Весьма успешные лидеры мечтают о большем, чем остальные. Когда вы убеждены и осмеливаетесь сделать шаг там, где другие не замечают, вы будете восхищаться своим риском и будете иметь больше.

Вывод — Мышление

Чтобы получить то, в чём вы нуждаетесь, вам необходимо определить точный вывод или гипотезу, используя информацию, которую вы имеете в своем распоряжении.
Представьте себя в качестве бизнес-менеджера. Вы ищете в последнем прогнозе продажу, и вы видите, что продажа снизились. Это важно для вас, чтобы понять, что дополнительная информация может понадобиться для того, чтобы выяснить, почему это произошло; в том числе выявление внутренних проблем, внешней конкуренции или даже экономических условиях. Способность понимать информацию и найти лучшее решение — это важный навык для вас, независимо от того, в какой области карьеры вы находитесь.

Сосредоточенное мышление

Сосредоточенное мышление закрывает и устраняет помехи, что позволяет сконцентрироваться над делом. Когда вы способны сосредоточить своё мышление, вы можете ясно видеть свои цели и результаты.

Аналитическое мышление

Аналитический ум предполагает сознательное направление наших психических процессов, чтобы найти решение заданной проблемы. Это умение преодолевать препятствия, чтобы найти решение. Будучи аналитически умным, определяет способность эффективно решать проблемы.
Успешные лидеры тратят свое время сомнению в том, что они знают и чего не знают. Когда вы спрашиваете, то получаете знания, когда вы получаете знания, то должны произвести влияние. Чтобы быть впечатляющим, нужно принимать всё как должное. Это даст вам толчок в инновации и творчестве.

Креативное мышление

Творческий интеллект — это способность придумывать новые идеи. С творческим интеллектом человек может генерировать инновационные решения для решения проблемы.
Говоря простыми, словами, это взгляд на проблемы или ситуации со свежей точки зрения, что предполагает нестандартные решения (которые могут выглядеть тревожным на первый взгляд). Творческое мышление может стимулироватся как неструктурированный процесс, например мозговой штурм, и структурированный процесс — латеральное мышление.

Рефлексивное мышление

Потратьте время, чтобы подумать, прежде чем действовать, слушать, прежде чем говорить, понимать, прежде чем ответить, и проявить сострадание, прежде чем реагировать. Когда вы берете время, чтобы подумать, это дает перспективу. Это позволяет видеть то, что действительно происходит без эмоциональности. Рефлексивное мышления позволяет дистанцироваться, так что вы можете смотреть на вещи другим взглядом.

Общее мышление

Совместные мыслители хотели бы услышать, что думают другие люди, так что они могут расширить свои собственные идеи.

Стратегическое мышление

Стратегические мыслители могут упростить трудности, подготовиться к неопределенности и уменьшить количество ошибок, потому что у них есть план. Стратегическое мышление заставляет вас сделать планирование, как легко перейти от туда, где вы находитесь сегодня, туда, где вы хотите быть завтра.
Исследуйте мышление большой картины
Великие мыслители всегда готовы видеть вещи, которые другие люди не могут видеть; они способны оценить ситуацию и принять все изменения во внимание. После того, как вы можете подключить все точки, как никто другой, вы всегда будете готовы уловить возможность, как только придёт время.

Cтраница 1


Навыки логического и эвристического мышления воздействуют на формирование высоких интеллектуальных чувств: ясность ума, потребность в знаниях, умение с научных позиций анализировать жизненные и деловые ситуации.  

Необходимо развивать навыки самостоятельного химического мышления, овладевать методами математической обработки результатов анализа и уметь делать правильные выводы.  

Приобретенные знания, навыки мышления не всегда способствуют их переоценке и приобретению новых знаний и навыков мыслительной деятельности. Иногда возникает обратное состояние, так называемое ассоциативное торможение, которое создает некоторые барьеры для понимания и применения новых способов действия. Наблюдается и такая картина, когда после усвоения новых знаний и навыков преимущественными в мыслительной работе оказываются старые привычные знания и навыки.  

Полученные знания, навыки мышления не всегда способствуют приобретению новых знаний и навыков мыслительной деятельности. Иногда возникает обратное состояние, так называемое ассоциативное торможение, которое создает некоторые барьеры для понимания и применения новых способов действия ввиду инерционного стремления выполнять их ранее приобретенным способом. Наблюдается и такая картина, когда после усвоения новых знаний и навыков мышления преимущественными в мыслительной работе оказываются старые привычные знания и навыки.  

Иногда для развития навыков эвристического мышления целесообразно несколько изменить условия задач, встречающихся в школьных и других учебниках. Так, вместо задачи Докажите, что сумма квадратов пяти последовательных натуральных чисел не может быть квадратом натурального числа ( № 1269) полезно предложить учащимся следующую: Может ли сумма квадратов пяти последовательных натуральных чисел быть квадратом натурального числа. В таком случае учащиеся индуктивным путем должны сами сформулировать соответствующую гипотезу и только после этого ее доказывать.  

В MLM вы получаете навыки неординарного мышления, - говорит Уильяме.  

Нашей целью здесь является приобретение навыка мышления вместе с рынком, а не мышления о рынке.  

Основная цель книги состоит в воспитании навыков нестан-дартного мышления. Знакомство с историей физики показывает, что успех эксперимента часто определяется применением новых, совершенно неожиданных, специально для этого случая разработанных методов измерения. В книге приведено свыше ста задач, в которых предлагается придумать способ измерения величин, используя самые примитивные приборы, казалось бы, совсем не подходящие для этой цели.  

Приверженцы прямого метода крайне упрощенно трактуют вопрос о выработке навыков мышления на изучаемом языке. Они полагают, что если смысл языковых знаков будет доводиться до сознания обучаемого не путем сопоставления со знаками родного языка, и с помощью показа предметов и демонстрации действий и описания, то этим уже обеспечивается мышление на изучаемом языке. До тех пор, пока не будут созданы эти условия, никакие манипуляция с предметами (делающие из педагогов-прямистов нечто вроде жонглеров) не помогут делу, и учащиеся все равно будут осмысливать все демонстрируемые предметы с помощью знаков родного языка, в ряде случаев ошибочно сопоставляя их со знаками иностранного языка. Сказанное отнюдь не означает отказа от применения предметной наглядности на начальной стадии обучения.  

Таким образом, теперешнее состояние гуманитарного образования в технических вузах не прививает навыки самостоятельного мышления, умения действовать в гуманитарном и социальном поле, а следовательно, не способствует становлению гражданского общества.  

Лейтмотивом методики Пойа служит мысль о необходимости привития учащимся наряду с навыками логического рассуждения также прочных навыков эвристического мышления.  

Поставленные вопросы позволяют нам сделать паузу и поразмыслить о том, в какой мере существующие методы преподавания приспособлены для развития навыков мышления. Учебное оборудование и его расстановка в обычном классе явно не способствуют такой деятельности. Что в классе способно хотя бы напомнить о реальных жизненных ситуациях, в которых могут возникать обсуждаемые проблемы. Почти все свидетельствует о приоритете, отдаваемом слушанию, чтению и воспроизведению рассказанного и прочитанного. Поразителен контраст между этими условиями и ситуациями активного контакта с вещами и людьми, в семье, на площадке для игр, вообще в жизни. Класс не лучшее место для обсуждения вопросов, которые возникают у мальчика (девочки) в разговорах с другими или в чтении книг вне школы.  

Настоящая хрестоматия по теории государства и права, предлагая самые разные, иногда крайние научные позиции по многообразным политико-юридическим проблемам, призвана способствовать развитию навыков самостоятельного мышления и должного отношения к научному наследию. Остается актуальным высказывание Теренция: Nullum est jam dictum, quod non sit dictum prius - нет ничего сказанного, что не было бы сказано раньше.  

Быстрота выполнения трудовых операций снижается интенсивнее, чем точность, поэтому для пожилых людей наиболее приемлема работа, при выполнении которой необходимы преимущественно опыт и установившиеся навыки мышления.  

Но главное все же в другом: символический язык, не будучи привязанным к конкретной его программной реализации, имеет вполне самостоятельное значение для приобретения навыков бухгалтерского мышления, независимо от того, использует ли бухгалтер в своей работе компьютер или же это пока лишь его мечта.  

Читайте, как развивать мышление, и вы научитесь не только быстро соображать, но и нестандартно мыслить.

Каждый нормальный человек хочет быстро соображать, мыслить нестандартно, иметь возможность хвастаться своими интеллектуальными способностями, именно поэтому столь часты запросы, как развивать мышление .

Не хотят этого только дураки, которым наплевать на свою жизнь.

Кстати, я подозреваю, что именно дураки упорно не желают подписываться на рассылку статей, зато с завидным постоянством приходят написать в комментариях какую-то глупость.

Что такое мышление и для чего его нужно развивать?

Мышление – это наивысшая способность человека познавать этот мир.

Его противопоставляют «низким» формам: обонянию, восприятию и прочим, которыми могут похвастаться даже примитивные виды животных, а вот логически, аналитически, креативно мыслить под силу лишь человеку.

Результат мышления – мысль, которую вы сначала должны извлечь из закромов мозга, а затем озвучить ее в устной, письменной или другой форме.

Конечно, мыслить умеют все люди, но вот качество производимых ими мыслей абсолютно разное.

Некоторые, что называется, все схватывают на лету, демонстрируют великолепные успехи сначала в учебе, потом – на работе, моментально находят выход из затруднительных ситуаций, а другие очень туго соображают, поэтому всегда находятся в тени людей с развитым мышлением.

Как, например, Ваня – охранник на моей бывшей работе.

Ваню нельзя было назвать слишком уж глупым или ленивым парнем, но соображал он и вправду туговато, а уж облачить свою мысль в слова для него и вовсе было непосильной задачей.

Многие люди спокойно себе живут с тугодумием и не парятся, но наш охранник страдал и хотел измениться.

Мы с Ваней отлично общались, и однажды в разговоре он признался, что хотел бы развить свое мышление.

Какие виды мышления бывают и как их развивать?


Прежде чем приступать к развитию мышления, нужно понять, какие виды этого самого мышления бывают, и над чем именно вы хотите работать.

Ученые выделяют такие виды мышления:

    Логическое.

    Благодаря ему человек оперирует логическими конструкциями и способен делать логические выводы на основе полученной информации.

    Дедуктивное.

    Помните Шерлока Холмса и его дедуктивный метод?

    Вы тоже можете развить способность делать неожиданные, но правильные выводы на основе разрозненных фактов, переходя из общего к частному.

    Индуктивное.

    Этот вид мышления противостоит дедуктивному, потому что выводы вы делаете, переходя от частного к общему.

    Аналитическое.

    Позволяет человеку анализировать полученную информацию, выделять из нее важнейшие данные и делать краткие и точные выводы.

    Творческое (креативное).

    Без него не обойтись людям творческой профессии, потому что именно благодаря креативному мышлению создаются картины, книги, театральные постановки, фильмы, рекламные кампании и многое другое.

Чаще всего люди, спрашивая «Как развить мышление?», имеют в виду аналитическое, логическое или творческое.

О них мы и поговорим.

Как развивать логическое мышление?


Без логики в этом мире жить невероятно трудно, потому что ежедневно мы сталкиваемся с задачами, решить которые, не обладая логическим мышлением, невозможно.

Если у вас проблемы с логическими умозаключениями, то улучшить ситуацию можно при помощи:

  1. Разгадывания ребусов и головоломок.
  2. Решения логических задачек (в интернете их можно найти хоть сто порций).
  3. Игры в шахматы.
  4. Любви к компьютерным играм, таким как «Вращающаяся матрица», «Числа» и т.д.
  5. Выбора работы, в которой ежедневно нужно применять стратегию.

    Например, написание текстов, создание сайтов и т.д.

  6. Собирания кубика-рубика.

Если вы будете ежедневно заниматься при помощи названных способов, то уже через месяц обнаружите способность к логическим умозаключениям.

Как развивать творческое (креативное) мышление?


Развить творческое мышления труднее всего, потому что человек или рождается одаренным, или появляется на свет, не имея ни малейшей способности к творчеству.

Например, у нас в школе была девочка Оля, что писала великолепнейшие сочинения, но при этом получала за них оценки 5/3, где тройкой оценивали ее грамотность.

Тогда как отличница Света, гордость класса, творила весьма нудные, но грамотные тексты, получая свои пятерки, благодаря наработанной репутации.

Сейчас Света – кандидат физико-математических наук, преподает в столичном университете, а Оля – сотрудник рекламного агентства, создающая великолепные рекламные кампании.

Обе девушки нашли свое призвание, несмотря на то, что у одной всегда было , а у другой оно напрочь отсутствовало.

И, если бы они выбрали профессиональные пути друг друга, то, скорее всего, потерпели бы неудачу.

Если вы желаете развить творческое мышление для себя, чтобы не прослыть сухарем, то попробуйте сделать это при помощи:

  1. Чтения художественной литературы.
  2. Посещения выставок, театральных премьер, всех мероприятий, связанных с искусством.
  3. Рисованием, можно, даже записаться на какие-то курсы.
  4. Написанием стихов и текстов.

    Необязательно (точнее, нежелательно 🙂) их публиковать где-то, вы их пишите в качестве тренировки.

    Творческого хобби: вязания, вышивания, макраме, декупажа и прочего.

    Причем, чем меньше вы обращаете внимания на готовые схемы и чем больше проявляете фантазии, тем лучше.

Как развивать аналитическое мышление?


Существует даже отдельная должность – аналитики – люди, которые анализируют полученные данные и делают на их основании выводы.

Например, финансовые аналитики способны предсказать повышение или падение цен на что-то, курс валют на ближайшее время, способы выхода из кризиса и многое другое.

Если вам в руки попадут те же данные, что и им, вы вряд ли что-то поймете, а вот аналитический склад ума позволяет сделать правильные выводы.

Способы развить аналитическое мышление схожи с методами, которые нужно применять для развития логического мышления. Те же головоломки, шахматы, кубик-рубик, компьютерные игры и прочее.

Но главная ваша задача – постоянно анализировать полученную информацию, не бояться делать умозаключения, даже если они могут быть неверными.

Как развивать скорость мышления?


Часто мы называем тугодумами тех людей, которые слишком медленно соображают.

Если вы недовольны скоростью своего мышления и хотите ее развить, то:

    Делайте лицевую гимнастику, которая поможет легче излагать свои мысли.

    Конкретных упражнений не даю, действуйте по наитию, заодно и творческое мышление потренируете.

  1. Ведите здоровый образ жизни и .
  2. Развивайте мелкую моторику, например, при помощи вышивки бисером.

    Не только у детей мелкая моторика напрямую связана с мышлением, но и у взрослых.

    Учите наизусть стихи.

    А что? Всегда можно удивить свою вторую половинку, прочитав ей любовную поэму, да и память, которая напрямую связана со способностью мыслить, тренируется.

  3. Делайте себе массаж головы, продаются даже специальные «чесалки», чтобы облегчать вам эту процедуру.
  4. Путешествуйте, знакомьтесь с новыми людьми.
  5. Живите в быстром ритме, тогда и ваши мозги не будут тормозить.

Предлагаем вам к просмотру видеосюжет, как развить креативное мышление

с помощью рисования:

Вот видите: ответ на вопрос «Как развивать мышление ?» не такой уж и сложный.

У вас все получится.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту