Теоретические методы педагогического исследования таблица. Теория и методика педагогического исследования. Анализ и синтез

К теоретическим методам педагогического исследования относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование, конкретизация

Анализ и синтез

Эти методы научного познания не существуют изолированно друг от друга анализ является мысленного или фактического разложения целого педагогического явления или процесса на части синтез - восстановление целостности рассмотрение. Дуван педагогического явления или процесса во всем многообразии его проявленииів.

Методы анализа и синтеза применяют в теоретических исследованиях при определении проблемы поиска, формулировка гипотезы, задач исследования. Используют их и с целью корректировки эксперимента не обходится без них и при подведении итогов опытно-поисковой работы, формулировании выводов и рекомендацииій.

Индукция и дедукция

В процессе использования этих методов происходит переход знания о единичном и отдельное в знания об общем, и наоборот. В педагогическом исследовании его используют для выяснения причинно-следственной вых связей между педагогическими явлениями, обобщение эмпирических данных на основе логических рассуждений от конкретного к загального.

По методу индукции на основании общих знаний делают выводы об общем. Метод дедукции предполагает формулирование выводов путем от общего к частному. Основой дедуктивного метода является научным е положение, не требующих опытно-экспериментального подтверждения, а воспринимаются как аксиомми.

В педагогическом исследовании методы индукции и дедукции всегда взаимодействуют между собой как диалектическое единство познания общего и конкретного

Сравнение

Как метод педагогического исследования сравнения заключается в сопоставлении полученных результатов исследования с намеченными целями. В процессе исследования получены результаты сравнивают не только с целями, но и с с состоянием объекта до начала исследования, что позволяет проследить динамику исследуемого явленийа.

Классификация

Задачей ее является логичное распределение педагогических фактов, явлений, процессов с присущей для группы признаком

Обобщение

По своей сути оно является логической операцией, в результате которой происходит переход от единичного к общему, от менее общего к более общему суждения, знания, оценки

Абстрагирование

К этому методу прибегают при необходимости выделить из совокупности признаков, свойств явления те, что составляют предмет исследования есть абстрагирования является процессом мыслительного отвлечения исследователя е ид каких-либо признаков, качеств педагогического явления, от самого явления с целью более глубокого изучения його.

Конкретизация

Этот мыслительный процесс предусматривает предоставление предмета конкретного выражения. При конкретизации происходит обогащение педагогических понятий новыми признаками, поскольку этот метод направлен на освещение развития предмета как целостной системыи.

Математические и статистические методы педагогического исследования

Эти методы применяются в педагогике для обработки полученных методами наблюдения и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между исследуемыми феноменами. Сущность математического политических методов заключается в описании педагогических явлений с помощью количественных характеристик, использовании кибернетических моделей для определения оптимальных условий управления процессом обучения и воспитания. Зам осування их для отражения педагогических явлений возможно при условии массовости, типичности, измеримости объявленияищ.

В процессе педагогического исследования нередко возникает потребность в сравнении, сопоставлении педагогических фактов, явлений и процессов по определенным параметрам. Для этого уровне качественных характеристик этих параметров п обозначают определенными числовыми показателями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. К наиболее використовуваниших математического ичних методам относятся: методы регистрации, ранжирование, измеренияння.

Метод регистрации

Этот метод предполагает выявление определенного качества в явлениях данного класса и расчета по наличию или отсутствию ее (например, количества совершенных учащимися негативных поступков)

Метод ранжирования

Значит этот метод размещения зафиксированных показателей в определенной последовательности (уменьшение или увеличение), определение места в этом ряду объектов (например, составление списка учеников в зависимости от уровня успешно шности и др.).

Метод моделирования

Его сущностью является создание и исследование научных моделей - смыслово представленной и материально реализованной системы, которая адекватно отражает предмет исследования (например, моделирует оптимизацию структуры ктуру учебного процесса, управления учебно-воспитательным процессом и т.д..

Метод измерения

Предусматривает этот метод присвоения объектам количественных измерителей соответствии с определенными правилами (коэффициент интеллектуальности"IQ"). Используют такие измерительные шкалы:

1 измерения в шкале наименований (номинальные измерения). Для этого объекты группируют в классы, каждому из которых присваивается определенную цифру. Психологи часто кодируют пол, обозначая лицо женского пола нулем, а мужска ичои - единицей. При этом используют ту особенность чисел, 0 отличается от 1, и если предмет. А имеет 0, а предмет. Б - 1, то. А и. Б отличаются от измеряемой качества. Но это не значит, что. Б содержит больше качества, чемніж. А.

2. Порядок в шкале измерения. Учитывая, что в измеряемых предметах разное количество качества, используют качество"упорядоченных"чисел, по которой число, приписанное. А, больше числа, приписанного. Б. Это означает, что в. А содержится больше данного качества, чем уості, ніж у. Б.

3. Интервальные измерения. Например, одинаковые разности чисел соответствуют одинаковым разностям значение измеряемой признаки или качества предмета (время между 1940 и 1945 гг равен времени между 1980 и 1985 гг)

4 измерения отношений. Отличается от интервального только тем, что нулевая точка не произвольна, а указывает на отсутствие измеряемой качества. Примером этого вида шкалы являются рост и вес нулевого роста не существует есть, а человек ростом 183 см вдвое выше мальчика, имеет рост 91,5 с5 см.

Педагогические явления и процессы динамические, постоянно меняются. Переменными являются характеристики людей или вещей, например вес, возраст, скорость чтения, количество детей. Некоторые из этих переменных непрерывные, т.е. изме. Иры они могут иметь любое значение (вес, возраст, время реагирования). Другие переменные дискретные (непрерывно) - измерения могут давать только отдельные значения (например, количество детейей).

Изменения различных качеств личности условно можно оценить по пятибалльной шкале:

"5"- качество проявляется очень сильно и постоянно;

"4"- качество проявляется сильно и часто;

"С"- трудно определить (проявления и непроявление одинаковы);

"2"- качество проявляется слабо и редко;

"1"- качество проявляется очень слабо или не проявляется вообще

Использование любого из методов педагогического исследования имеет целью получение достоверных данных о педагогической реальность. Важно, чтобы данные, полученные в результате использования одного метода,. Подтв ерджувалися данным, полученными с помощью друх.

Метод исследования - это способ, который позволяет решить задачи и достичь цели исследования. С помощью методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете. Каждая наука использует свои методы, которые отражают особенности изучаемых явлений.

Спектр методов, используемых при выполнении педагогического исследования достаточно широк. Традиционно методы педагогического исследования делятся на две группы: теоретические и эмпирические.

Теоретические методы (анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация, моделирование и др.) связаны с мысленным проникновением в сущность изучаемого педагогического явления или процесса, построением моделей их идеальных состояний. Теоретические методы предполагают глубокий анализ фактов, раскрытие существенных закономерностей, образование мысленных моделей, использование гипотез и др.

Методы эмпирического исследования (наблюдение, опросные методы, эксперимент и др.) основаны на опыте, практике. Суть эмпирических методов состоит в фиксации и описании явлений, фактов, видимых связей между ними.

Для решения конкретных задач применяется множество исследовательских методов.

Т.П.Сальникова обращает внимание, что выбор методов выполнения педагогического исследования обусловлен системой правил и норм и основывается на следующих принципах:

· совокупности (комплекса) методов исследования;

· их адекватности существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается получить, возможностям исследователя;

· запрета экспериментов и использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способных нанести вред испытуемым.

Выбранные адекватно задачам, методы и способы поисковой деятельности позволяют воплотить идею и замысел, проверить гипотезы, разрешить поставленные проблемы.

Эмпирические, теоретические методы педагогического исследования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Теоретические методы предполагают проникновение в сущность изучаемого процесса или явления и состоят в их объяснении, в построении идеального конструкта решения педагогической проблемы. А эмпирические методы позволяют описывать состояние решения педагогической проблемы в современной образовательной практике; обусловливают возможность практической проверки спроектированного теоретического конструкта решения педагогической проблемы.



Рассмотрим основные характеристики и особенности методов педагогического исследования.

Теоретические методы педагогического исследования

Анализ - это мысленное выделение отдельных частей, связей на основе расчленения целого. Например, изучая своеобразие организации педагогического процесса в классах развивающего образования, можно для анализа вычленить отдельно его цели, содержание, принципы, методы, формы, средство, контроль. После выполнения аналитической работы возникает необходимость синтеза, объединения результатов анализа в общей системе исследования. На основе синтеза предмет воссоздается как система связей и взаимодействий с выделением наиболее существенных из них.

В.И.Загвязинский обращает внимание, что с анализом и синтезом теснейшим образом связаны методы абстрагирования и конкретизации . Под абстрагированием понимают мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей для более глубокого изучения. Предельным случаем абстракции является идеализация, в результате которой создаются понятия об идеализированных, реально не существующих объектах. Однако именно эти идеализированные объекты служат моделями, позволяющими гораздо глубже и полнее выявить некоторые связи и закономерности, проявляющиеся во многих реальных объектах. В педагогике тоже возможно создание идеализированных объектов, скажем «идеальный воспитанник» (лишенный всяких недостатков), «идеальный педагог», «идеальная школа» и др. Метод конкретизации по своей логической природе противоположен абстрагированию. Он заключается в учете специфики, своеобразия решения исследуемой педагогической проблемы с конкретным ребенком, с конкретной группой учащихся.

Метод моделирования служит также задаче конструирования нового, не существующего еще в практике. Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов, ищет их новые сочетания, делает их мысленную перекомпоновку, т.е. моделирует требующееся состояние изучаемой системы. Создаются модели-гипотезы и на этой основе строятся рекомендации и выводы, проверяемые затем на практике. Таковы, в частности, и проектируемые модели новых типов образовательных заведений, например, школы с разноуровневым обучением; и проектируемые модели организации учебно-воспитательных процессов, например, учебно-воспитательный процесс в гимназическом историко-правовом профильном классе.

Эмпирические методы педагогического исследования

1). Наблюдение - один из самых распространенных методов педагогического исследования. Под наблюдением понимается целенаправленное, согласно заранее разработанному плану, фиксирование тех проявлений личности или деятельности, которые интересуют исследователя.

Наблюдение может быть включенным и невключенным. Включенное наблюдение предполагает, что исследователь на определенное время сам становится членом той группы детей, которая стала объектом изучения. Если вы станете признанным детьми членом их сообщества, то сумеете узнать о них так много, как никакой другой метод не позволит этого сделать. Невключенное наблюдение предполагает наблюдение "со стороны". Так же различают открытое наблюдение, когда дети знают, что они являются объектами изучения, и скрытое, при котором школьники не подозревают, что за их поведением и деятельностью ведется наблюдение.

К числу преимуществ наблюдения как метода исследования можно отнести то, что оно позволяет фиксировать событие в момент его протекания и получить информацию о реальном поведении детей (при скрытом наблюдении). К недостаткам наблюдения можно отнести следующие:

Влияние субъективного фактора на интерпретацию результатов наблюдения (личностные особенности исследователя, его установки, предшествующий опыт, эмоциональное состояние),

При использовании открытого наблюдения на результат влияет факт знания детьми, что за нами ведется наблюдение, срабатывает установка на "одобряемое" поведение;

Наблюдение требует значительных затрат времени;

Не все явления можно изучить с помощью этого метода исследования, сфера наблюдения ограничена.

Обязательными условиями осуществления наблюдения являются наличие цели (что вы наблюдаете и для чего?), плана наблюдения и фиксирования его результатов в дневнике, таблицах, матрицах, в которых ведется учет. Например, вы ведете наблюдение за ребенком, которого не принимают в коллективе. Одной из возможных причин этого может быть повышенная тревожность ребенка, которая осложняет его жизнь и становится серьезным эмоциональным барьером в его общении со сверстниками. В данном случае цель наблюдения может быть следующая: определить уровень тревожности ребенка. В качестве плана наблюдения можно использовать признаки, в которых выражаются формы "тревожно­го" поведения:

· "играет героя" , особенно когда ему делают замечания;

· не может удержаться, чтобы не "играть роль" перед окружающими;

· склонен "прикидываться дурачком";

· слишком смел, рискует без надобности;

· заботиться о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством;

· навязывается другим, им легко управлять;

· любит быть в центре внимания;

· играет с детьми старше себя;

· хвастает перед детьми;

· паясничает (строит из себя шута)

· шумно ведет себя, когда педагога нет рядом;

· подражает хулиганским выходкам других.

· Фиксировать данные наблюдения можно в составленной таблице.

2). Опросные методы

Метод опроса становится все более популярным в практике педагогических исследований. Опрос может быть непосредственным (беседа, интервью) и опосредованным (анкетирование). Различают так же групповой и индивидуальный опрос, очный и заочный, устный и письменный.

Беседа - это метод получения информации на основе диалога исследователя и исследуемого. Главное условие успеха беседы - установление личностных контактов с ребенком, создание дружеской атмосферы, доверительности. Когда ребенок видит человека заинтересованного, который стремиться понять его и помочь, не критикует, не осуждает, не навязывает свою точку зрения, а может просто выслушать или дать дельный совет, тогда можно рассчитывать на искренность школьника. Беседа требует особой гибкости и чуткости, знания индивидуальных особенностей ребят, умения слушать и разбираться в эмоциональном состоянии.

Беседа может быть индивидуальной, групповой или коллективной. В любом случае она требует серьезной подготовки. Необходимо продумать цель беседы, определить предмет разговора, составить план ее проведения, сформулировать вопросы, подобрать проблемные ситуации, противоречивые точки зрения к обсуждаемой проблеме и т.п. При постановке цели беседы нельзя ограничиваться только задачами своего исследования. Для школьников она должна носить познавательный характер. Например, в ходе беседы на тему "Как мы проводим свое свободное время?" студентка вместе с ребятами ответила на вопросы "Какое время можно считать свободным?», "Много ли у нас свободного времени?", "Чем можно заняться в свободное время?", "Куда можно пойти в свободное время в нашем городе?" и др. Данные, полученные в беседе с детьми, фиксируются и сопоставляются с данными, полученными с помощью других методов исследования.

Беседаносит характер взаимного обмена информацией. В случае, когда исследователь только задает вопросы, не высказывая своего мнения, мы имеем дело с интервьюированием.

Если опрос проводится письменно, мы говорим об анкетировании. Большим плюсом анкетирования является то, что исследованием может быть охвачено любое количество учащихся, полученные данные достаточно легко обрабатываются. Однако следует иметь в виду, что составление анкет - это сложный процесс, требующий профессиональных знаний, поэтому лучше воспользоваться готовыми анкетами.

По форме анкеты могут быть разделены на открытые, когда ответ на поставленный вопрос формулируют сами учащиеся, и закрытые, когда предлагается перечень возможных вариантов ответа.

Например, открытые вопросы анкеты:

Что будет, если сделать обучение необязательным для подростков?

Что значит, по – твоему, быть счастливым?

Как ты думаешь, что такое гармоничный человек?

Закрытые вопросы:

1. Доволен ли ты своими школьными достижениями?

а) очень доволен,

б) доволен,

в) не совсем доволен,

г) не доволен,

д) совсем не доволен.

2. Сравнивая себя с другими, вы находите что:

а) вас недооценивают,

б) вы не хуже остальных,

г) вы годитесь в лидеры.

Используется вариант полузакрытых вопросов, в которых перечень вариантов ответа заканчивается словом "другое". Например:

В свободное время я чаще всего

б) общаюсь с друзьями,

в) читаю книги,

г) смотрю телевизор,

е) другое

Часто в анкетах используется дихотомическая форма ответов, когда ребенок выбирает один из двух взаимоисключающих друг друга ответов, например,

1. Меня раздражают учителя, которые не могут понять меня

б) неверно.

2. Мне бывает трудно в незнакомой компании

В случае, если вы сами составляете анкету, следует придерживаться следующих правил:

1. Вопросы анкеты должны соответствовать той проблеме, которую вы изучаете, и цели вашего опроса.

2. Формулировка вопросов должна быть четкой, ясной и понятной ребенку, соответствовать его уровню знаний и жизненному опыту.

3. Предложенные вопросы должны обеспечить искренность и правдивость ответов.

4. В анкету включаются наиболее существенные вопросы, ответы на которые можно получить только путем анкетирования.

3). Исследователя всегда интересует - не внешняя сторона деятельности (поступок), а внутренняя ее суть (мотив поступка, интересы, взгляды, оценки). Отношения выявляют себя только в ситуации выбора, которую создает экспериментатор с помощью различных диагностических методик. С их помощью изучаются групповые и личностные установки, отношения к друзьям, к самому себе, к будущему и т. д.

Рассмотрим некоторые методики:

Незаконченное предложение:

У меня всякий раз возникает желание поспорить, когда...

Для меня школа - это...

Настоящий учитель - это тот, кто...

На уроке я стремлюсь к тому, чтобы...

Метод недописанного рассказа:

"Возвращаясь из школы домой, я увидел около своего подъезда бездомную дворнягу с пораненной лапой... "

Составление списка приоритетов: Расставьте предложенные понятия по степени важности для вас: Внешность. Честность. Успех. Образование. Семья. Престиж. Свобода. Законопослушность. Собственность. Власть. Здоровье. Равенство. Деньги. Творчество.

Выбор жизненного девиза: Какой из жизненных девизов ты бы выбрал в качестве руководящей идеи?

· Бороться, искать, найти и не сдаваться.

· Жить как все.

· Красота спасет мир.

· Береги честь смолоду.

· Ты делаешь себя в этой жизни только сам.

· Все достигается путем тренировки.

· Другой девиз (напишите)

Выбор образца для подражания: «Кто в твоей жизни является образцом для подражания?

· исторические личности,

· литературные герои.

· современники».

Составление характеристики на самого себя:

· Напиши три слова, которые, по твоему мнению, точнее всего характеризуют тебя.

· Напиши на себя характеристику, которую ты бы хотел подучить от окружавших.

· Представь, что тебе уже 40 лет и тебе нужно написать свою автобиографию. Что бы ты написал в ней?

Фантастический выбор:

· Мы едем на необитаемый остров навсегда, что мы возьмем с собой?

· Если бы ты был волшебником, что бы ты сделал в первую очередь?

· Если бы наш класс был корабль, то какой, на твой взгляд, он бы был?

Ассоциативный тест:

С каким цветом (животным, историческим периодом, родом войск, бытовым прибором, растением, частью квартиры и т.п.) ассоциируется твоя школа?

Цветограмма: Положите на стол красные карточки, если вам понравился наш разговор, дело понравилось, синие, если не очень, белые, если совсем не понравилось.

Такие методы дают возможность в течение сравнительно короткого отрезка времени узнать ребенка, проследить динамику его развития. Нужно отметить, что приведенные методики - это не только инструмент исследователя, но и методы самопознания ребятами самих себя. Ребенок, который задумался над тем, кто он, какой он, сделал большой шаг в своем развитии.

4) Тестирование – это исследовательский метод, использующий стандартизованные вопросы и задачи – тесты, которые позволяют с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида знаний, умений, навыков, личностных характеристик, а также определить их соответствие определенным нормам или сравнить с развитием исследуемого качества у испытуемого в более ранний период.

Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет определенную деятельность: это может быть решение задач, рисование, рассказ по картинке и прочее - в зависимости от используемой методики; происходит определенное испытание, на основании результатов которого исследователь делает выводы о наличии, особенностях и уровне развития тех или иных свойств.

Различают следующие основные виды тестов:

Тесты достижений - тесты, служащие для выявления учебных или профессиональных знаний, умений и навыков, включающие в себя решение задач, имеющих учебное или профессиональное содержание. В качестве примера могут служить все случае тестовых экзаменационных испытаний, например, единый государственный экзамен.

Тесты способностей представляют собой специально подобранный стандартизованный набор заданий, служащий для оценки потенциальной способности человека решать различные задачи. Тесты способностей предназначены для измерения уровня развития определенных способностей (памяти, мышления, интеллекта, профессиональных и пр.). Любая разновидность тестов интеллекта также может рассматриваться как тест способностей. Так, тест Станфорда – Бине, шкалы Векслера и разнообразные групповые тесты интеллекта применяются в образовательных учреждениях всех уровней в качестве тестов академических способностей, поскольку признано, что с их помощью можно предсказать академическую успеваемость. Для выявления специфических способностей, например к науке или языкам, разрабатываются специальные тесты.

Личностные тесты - тесты, с помощью которых измеряются различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения.

При этом используются опросники или проективные тесты. Опросники личностные - разновидность опросников, направленных на измерение различных особенностей личности. Личностные опросники делятся на: а) опросники черт личности; б) опросники типологические; в) опросники мотивов; г) опросники интересов; д) опросники ценностей; е) опросники установок.

Проективный - один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций особенностей личности испытуемого в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Метод обеспечивается совокупностью проективных методик (проективных тестов), среди которых различают: а) ассоциативные (например, тест Роршаха, тест незаконченных предложений и др.); б) интерпретационные (например, тематический апперцептивный тест тот, в котором требуется истолковать социальные ситуации, изображенные на картинках); в) экспрессивные (психодрама, рисунок человека или несуществующего животного и др.).

Таким образом, тест всегда связан с измерением проявления того или иного психологического свойства личности и оценкой уровня его развития или сформированности.

При проведении тестирований необходимо придерживаться ряда правил.

5). Изучение продуктов деятельности - метод исследования, при котором используют систему процедур, направленных на сбор, систематизацию, анализ и толкование продуктов деятельности человека, этот метод позволяет опосредованно изучать сформированности знаний, умений, навыков, интересов, способностей человека, не вступая с ним в контакт.

Анализ личных документов (фотографий, дневников, автобиографий, личных дел, тетрадей, творческих работ) дает материал для исследования жизненного пути личности, ее отношения к учебе, уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков.

В педагогическом исследовании в качестве материализованных продуктов деятельности воспитанников могут быть рассмотрены такие, как сочинения, творческие, проверочные работы учащихся, их рисунки, поделки.

Изучение продуктов деятельности позволяет судить о готовности человека к участию в определенном виде деятельности, о достигнутом уровне деятельности и о самом процессе выполнения деятельности, об отношении человека к деятельности и ее результатам.

6). Контeнт-анализ . Нередко интерес представляют размышления самого испытуемого о том, какие изменения произошли в нем самом в процессе и в результате включения его в некоторую систему взаимодействий, взаимоотношений. В данном случае речь идет об использовании такого метода педагогического исследования как контeнт-анализ.

Контeнт-анализ (англ. contents - содержание) - научный метод выявления и оценки характеристик текстов и речевых сообщений.

Порядок применения метода контeнт-анализ предполагает: сбор текстов, составленных испытуемыми; определение значимых для исследования единиц анализа текстового материала; интерпретация тестовых сообщений испытуемых с позиции выбранных единиц.

6). Изучение и обобщение педагогического опыта

Любое педагогическое исследование обращается к опыту практических работников: учителей, воспитателей, методистов. Часть ученых под педагогическим опытом понимает практическую педагогическую деятельность и результат этой деятельности, т. е. рассматривает педагогический опыт в широком смысле слова. В более узком под педагогическим опытом понимается мастерство педагога. Часто говорят о передовом педагогическом опыте, под которым имеется в виду "опыт работы того или иного учителя, школы, районо и т.п., достигающий таких результатов, которые наиболее отвечают предъявляемым требованиям на том или ином этапе развития" (М. В Зверева).

Какими критериями можно руководствоваться при определении передового опыта? Перечислим некоторые из них:

· Более высокая результативность в учебной или воспитательной работе, чем у других.

· Научная обоснованность работы.

· Достаточно продолжительное функционирование (минимум в течение года).

· Творческая новизна.

· Актуальность.

· Сокращение затрат времени на достижение высоких результатов (по сравнению с типичными).

По степени творчества передовой опыт может быть:

· модификационным, т.е. чей-то опыт используется в новых условиях,

· комбинаторный, в котором сочетаются подходы и приемы, использованные разными педагогами,

· новаторский, предполагающий создание принципиально новых методов,

· исследовательский опыт.

Способы изучения опыта:

· Анализ публикаций.

· Анализ документации педагога (доклады, отчеты, планы и т. п.).

· Наблюдение за деятельностью учителя или воспитателя.

· Анализ работ учащихся (тетради, сочинения, поделки, рисунки и др.).

· Изучение уровня обученности и воспитанности учащихся.

· Беседа с учителем, учащимися, родителями, коллегами.

· Обобщение и описание опыта

Работа по изучению педагогического опыта проходит в несколько этапов:

1. Сбор фактов, с помощью перечисленных выше способов.

2. Классификация собранной информации по проблемам.

3. Структурирование деятельности педагога по собранному материалу; представление его опыта как целостной системы.

4. Роль творчества в исследовательской деятельности

Методы теоретического характера опосредованно и непосредственно выходят на анализ реальных педагогических процессов, имея в виду выявление их причин, источников развития, системы условий, обеспечивающих их эффективное функционирование.

К ним, прежде всего, относятся моделирование, построение идеализированных объектов (идеализация). В предыдущем разделе в связи с логикой педагогического исследования упоминались модели - теоретическая и нормативная. Ввиду исключительной важностиметода моделирования, который фактически, в явном, а чаще - в неявном виде применяется в любой исследовательской работе, остановимся на нем подробнее.

Моделирование - это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Второй из объектов называют моделью первого. В наиболее общем виде модель определяют как систему элементов, воспроизводящую некоторые стороны, связи, функции объекта исследования. В основе моделирования лежит определенное соответствие (но не тождество!) между исследуемым объектом (оригиналом) и его моделью. Например, модель фюзеляжа самолета может использоваться для изучения потоков воздуха, обтекающих реальный самолет в настоящем полете.

На этом примере можно показать главные характеристики моделирования. Объект-оригинал, то есть реальный самолет, разумеется, не нужно, да и невозможно строить только для определения лучшей формы фюзеляжа. Создается минимальное по размерам его подобие, оснащается электронными датчиками и помещается в аэродинамическую трубу. Это и есть модель самолета, воспроизводящая объект-оригинал - настоящий самолет - лишь по контуру, по внешним очертаниям. Разумеется, нет необходимости в это крошечное подобие самолета встраивать пассажирские кресла, двигатели и т.п. Модель похожа на моделируемый объект, но не тождественна ему, поскольку отражает только то его свойство или свойства, которые мы сами выбираем. Она похожа на ракету-носитель: ее используют как познавательное средство для решения определенной исследовательской задачи, а потом с ней можно расстаться.

Наши примеры относятся к моделям материальным (или вещественным, физическим). Но есть еще модели мысленные, которые называют идеализированными. В таком наименовании отображен способ их конструирования. Идеализированная модель - средство познания, существующее столь же давно, сколь и сама наука. В сущности, любое теоретическое представление, сложившееся в результате наблюдений и экспериментов, может выступать как модель, однако при том условии, что такое представление не изолировано от процесса научного познания, а включено в этот процесс, служит средством познания. Теоретическое представление выступает как модель при сопоставлении с объектом-оригиналом. В этом мысленная модель ничем не отличается от модели материальной. В нашем примере мы взяли самолет только в одном отношении, отвлекаясь от многих жизненно важных для реального самолета «подробностей», таких, как, допустим, двигатели. Так же и теория отражает объект действительности в определенном отношении, выделяет что-то одно, отвлекаясь от другого. Из многих свойств объектов (ими могут быть стакан чая, крыша, нагретая солнцем, человеческое тело) она выделяет только одно - теплоту или молекулярную структуру. Именно идеализированная модель позволила Ньютону усмотреть родство между падением яблока и движением небесных светил.

Теоретическая модель (модельное представление), как и материальная, подобна действительности лишь в определенном отношении. Она не может быть пассивным, «прикрепленным» к своему объекту, его зеркальным отпечатком. Теоретическое представление становится моделью именно вследствие того, что отношение адекватности заменяется отношением подобия: благодаря относительной самостоятельности представления человек может соотносить его с предметами, чьим непосредственным образом оно не является.

Можно утверждать, что эта процедура научного познания является для педагогики особенно трудной и в то же время насущно необходимой. Течение педагогического процесса определяется сложными, множественными и разнонаправленными факторами, что затрудняет обнаружение в нем закономерных связей. И как раз практическая невозможность создания условий, в которых школьник, класс или школа в целом не испытывали бы влияния множества факторов, которые не могут быть учтены, свидетельствует о необходимости построения теоретических моделей, дающих мысленное, «идеальное» представление об изучаемых объектах. Особенно это важно в экспериментальном исследовании, где сочетаются несколько методов.

Проведение педагогического исследования на должном научно-теоретическом уровне невозможно без построения теоретических моделей-представлений.

Мысленное конструирование «чистого» образа (идеализированной модели) школьника или класса, не испытывающего никаких других влияний, кроме допущенных или введенных самим исследователем, позволило бы, сопоставляя такой образ с действительностью, выявлять и в дальнейшем исследовать те самые факторы, от которых в данном случае отвлекся ученый.

«Идеальный» в этом смысле ученик предстает только с одной стороны, выступает лишь в одном отношении: не как реальный, живой человек, ребенок, а лишь как весьма «тощая» абстракция, которую только в таком нарочито обедненном виде и можно «вписать» в систему теоретического отражения обучения. В этой системе ученик будет определен в качестве идеализированной модели реального ученика лишь с одной стороны: как объект преподавания и субъект учения. Зато он по определению учится «идеально», усваивает ровно столько материала, сколько положено, не больше и не меньше. Он не ест, не спит, а только учится. Разумеется, при сопоставлении этого неживого образа с настоящим учеником обнаруживаются расхождения между идеальным и реальным положением дел. Следующей задачей становится исследование причин расхождения и, если понадобится, способов их преодоления. Возможно, учебник оказался слишком сложным, поэтому реальный ученик не может усвоить этот материал. Причиной может оказаться неэффективная организация процесса обучения. Значит, нужно заняться разработкой другого содержания и форм организации процесса обучения. Моделирование, таким образом, позволяет выявить то самое несоответствие результатов целям, о котором говорилось во 2-й главе этой книги как об одном из факторов, обусловливающих обновление цикла связи науки и практики (см. 2.3). После этого искусственная конструкция «идеализированный ученик» будет отброшена подобно ракете-носителю, выполнившей свое предназначение.

Общее представление о том, что должно быть сделано, чтобы изменить педагогическую действительность так, чтобы она оказалась максимально приближенной к теоретически обоснованному, а значит - к мысленно конкретному представлению о ней, содержится в модели должного, нормативной модели. Такая модель, как и модель теоретическая, является идеализированной и обобщенной. Она не составляет непосредственного проекта, «сценария» педагогической деятельности, а выступает как прообраз таких проектов, дает ответ на вопрос: что должно быть сделано для достижения лучших результатов?

Наконец, это общее представление находит свою конкретизацию в проекте педагогической деятельности. Как уже говорилось, проект содержит конкретные нормы такой деятельности, адресованные практике.

Таким образом, моделирование выступает как общий метод познания на всех этапах педагогического исследования.

Здесь были описаны не все возможные методы. На самом деле число их велико и, в принципе, может возрастать за счет общенаучных методов, потребность в использовании которых заранее нельзя предусмотреть. Выбор и набор методов исследования должны определяться не формальным стремлением «придать научность» получаемым результатам и не их количеством - чем больше, тем лучше, а спецификой темы и задач данного исследования, его логикой и объективной необходимостью. Для правильного выбора нужно знать общие и частные возможности метода, его место в системе исследовательских процедур в соответствии с особенностями изучаемого материала и уровнем изучения педагогической действительности.

К теоретическим методам исследования относятся изучение литературных источников , теоретический анализ , методы логических обобщений и моделирования .

Изучение литературных источников в педагогическом исследовании позволяет находить и отбирать необходимую информацию. Предметами изучения при использовании этого метода являются научно-методическая литература, нормативно-правовые акты в сфере образования, образовательные стандарты, типовые учебные планы и программы, а также разнообразные электронные документы. В реализации этого метода используются традиционные приёмы работы с литературой: конспектирование, реферирование, составление библиографии, аннотирование, цитирование, составление логических схем текста. Кроме того, при изучении электронных документов возможно полное копирование и сохранение источника на доступном носителе, сжатие и архивация документа, распечатка всего документа либо его фрагмента (например, оглавления, электронного адреса или прилагаемой аннотации), поиск данных по ключевым словам и т.д.

Теоретический анализ как метод познания предполагает осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой.

При теоретическом анализе полученные эмпирическим путём данные могут:

Сопоставляться с научно обоснованными и многократно подтверждёнными на практике фактами;

Сравниваться с данными того же класса, полученными ранее в этой же или подобной системе;

Соотноситься с целями и задачами управляемого процесса;

Осмысливаться как конечные или промежуточные результаты некоторой деятельности;

Обобщаться в виде кратких выводов.

Результатами теоретического анализа могут быть:

Установление степени достоверности полученных данных;

Выявление сходств и отличий, соответствий и несоответствий в анализируемой информации;

Выявление тенденций;

Прогнозирование дальнейшего развития управляемого объекта;

Определение наиболее эффективных методов познания и преобразования тех или иных объектов управления, частей управляемого процесса;

Обоснование существующих противоречий, проблем и возможных путей их разрешения.

Рис. 2.5. Пример использования теоретического анализа

Прокомментируем рис. 2.5. Факт 1 подтверждается всеми тремя методами, значит, он проявляется устойчиво, а информация, свидетельствующая о его наличии, наиболее достоверна. Факты 2 и 3 установлены двумя методами из трёх, что значительно снижает вероятность ошибки в получении и обработке данных, однако достоверность этих сведений не столь высока, как у предыдущего факта. Факты 4 и 5 зафиксированы лишь одним методом из трёх. Достоверность этих данных требует уточнения: возможно, что эти факты единичны и в целом не влияют на общую картину состояния управляемого объекта, но может оказаться, что некоторый факт достоверно установлен лишь одним из нескольких применённых методов потому, что остальные методы просто не рассчитаны на выявление подобных фактов. В каждом из этих случаев недостаточно просто зафиксировать факт, необходимо ещё и теоретически осмыслить связи, которые позволили его обнаружить.

Индукция и дедукция являются методами логических обобщений . Индукция как путь от частного к общему предполагает выявление общих свойств и зависимостей на основе известных частных фактов. При дедукции логика обратная: менеджер, зная общие свойства и зависимости объектов данного класса, делает вывод о наличии этих свойств и зависимостей в частных случаях явлений и процессов того же класса. Индукция и дедукция применяются и для построения рассуждений при анализе полученных данных. При индукции рассуждение строится от частных фактов к общим умозаключениям; при дедукции – от общих, заранее известных исследователю принципов, закономерностей к выявлению и объяснению частных фактов.

Педагогическое моделирование – это метод создания и изучения научно-педагогических моделей. Научно-педагогическая модель – мысленно представленная или материально реализованная система, адекватно отображающих исследуемый предмет педагогической действительности.

Признаки научной модели:

1) идеальная система, оптимизированная для изучения;

3) способна замещать моделируемый объект;

4) изучение модели даёт новую информацию о предмете исследования.

Главным преимуществом модели является целостность представленной информации, дающая возможность осуществлять синтетический подход в познании данного объекта. Педагогическое моделирование помогает осмыслить предмет исследования в различных условиях.

Например, в некоторой педагогической системе требуется определить, какими свойствами должен обладать определённый компонент, чтобы значительно улучшились показатели другого компонента, который формируется в результате довольно сложного процесса (рис.2.6).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Методология педагогики - система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений (об идейных позициях науки и логике ее развития) и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.

Методология имеет теоретическую сторону, связанную с установлением основных педагогических закономерностей как исходных посылок научного поиска и включающую мировоззренческую функцию, т.е. функцию, определяющую на каких философских, биологических и психологических идеях выстраивается педагогическое исследование, объясняются получаемые результаты и делаются выводы. Нормативная сторона методологии - изучение общих принципов подхода к педагогическим объектам, системы общих и частных методов и приемов научного педагогического исследования.

Научное педагогическое исследование - процесс формирования новых педагогических знаний; вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Педагогические процессы отличаются своей неповторимостью, неоднозначностью протекания; поэтому в педагогике провести точный научный эксперимент практически невозможно и получаемые выводы всегда носят достаточно условный и относительный характер.

Уровни педагогических исследований:

Эмпирический (практический) - устанавливаются новые факты в науке и выводятся эмпирические закономерности; накопление, отбор, сопоставление, мыслительный анализ и синтез, количественная и качественная обработка полученных в ходе практического исследования педагогических фактов.

Теоретический - выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, предсказать и предвидеть будущие события.

Методологический - на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории. Исследования этого уровня называют фундаментальными.

Методологические принципы научно-педагогического исследования:

объективность и обусловленность определенными факторами, причинами педагогических явлений;

целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов;

изучение явления в его связях и взаимодействии с другими явлениями;

изучение явления в его развитии.

Основные компоненты научного исследования

Тема исследования - лаконичное и четкое выделение аспектов исследуемой области. Тема должна быть актуальной, т.е. ее разработка должна вызываться объективными требованиями времени. Изучаемый вопрос не должен иметь уже разработанного ответа в науке.

Объект исследования - сфера (область) поиска. Объектами педагогического исследования могут быть педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива).

Предмет исследования - ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта; процессы протекания или реализации изучаемых явлений; совокупность элементов, связей, отношений.

Проблема исследования - вопрос, который возникает, на который надо ответить; это формулировка того, что еще неизвестно в изучаемом явлении.

Цель исследования - выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик.

Задачи исследования - конкретизация целей исследования: изучить, определить, выявить, обобщить, проверить в опытной работе (апробировать) и т. п.

Гипотеза исследования - предположительный ответ на возникающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы. Гипотеза формулируется таким образом, чтобы автор давал новое видение или понимание того, что он исследует.

Все эти компоненты должны быть взаимосвязаны и одно должно вытекать из другого и им определяться. В противном случае все исследование будет выстроено неверно и не даст научно достоверных и убедительных результатов.

Логика исследования:

Определение темы, проблемы, цели, объекта, предмета и задач исследования.

Составление плана исследования и первого варианта плана выполнения самой работы.

Составление списка литературы по проблеме исследования.

Определение общей методики и методов исследования, базы исследования.

Изучение теории и истории вопроса, анализ базовых понятий (понятия, на которых строится исследование).

Изучение опыта решения данной проблемы на практике.

Сбор констатирующего материала.

Анализ и обобщение полученных результатов и построение на их основе гипотезы - предположения о возможном способе разрешения возникнувшей проблемы.

Разработка методики проверки гипотезы.

Проведение опытно-экспериментальной работы (пилотный (пробный) и преобразующий (формирующий) эксперименты, опытная работа).

Проведение контрольных срезов.

Анализ и обобщение полученных результатов, формулировка теоретического обоснования проведенного исследования.

Оформление и литературная редакция работы.

Методологическая культура учителя

Учитель занимается педагогической деятельностью, в ходе которой он использует знания, полученные в процессе профессиональной подготовки. Это совсем иная, в отличие от научной, деятельность: другая цель (учитель воспитывает и обучает, исследователь выясняет, какие методы воспитания и обучения и при каких условиях будут эффективны), другой объект (в педагогическом процессе - ребенок, в научном педагогическом исследовании - педагогические явления и факты), другие методы и средства (у учителя это методы воспитания и обучения, у исследователя - методы исследования изучаемых явлений и процессов) и др. Зачем учителю, если он не собирается заниматься наукой, знать методологию и методику педагогического исследования? Профессиональная деятельность требует от учителя постоянного решения задач, возникающих в тех или иных ситуациях, и владение методологической культурой поможет ему правильно и более корректно справляться с возникающими вопросами. Методологическая культура учителя включает знание методологии педагогики и умение ее применять в педагогической деятельности. Логика применения методологии педагогики учителем:

Осознание целей и задач учебно-воспитательного процесса в конкретной пространственно-временной ситуации;

Диагностика на основе отбора соответствующих методик и методов уровня готовности детей к выполнению предстоящих задач;

Проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса на основе полученных результатов;

Формулировка и творческое решение педагогических задач;

Психолого-педагогическая и методическая рефлексия (умение объективно и отстраненно проанализировать и оценить свою деятельность, увидеть удачи и ошибки, выйти на уровень осознания и формулирования новых педагогических задач).

Методы педагогического исследования

Методы педагогического исследования - это способы и приемы познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Методика педагогического исследования - это упорядоченная совокупность приемов, способов организации и регуляции педагогического исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.

Принципы отбора методов исследования:

1. Использование разнообразных взаимодополняющих методов исследования, неоднократной проверки на большом материале получаемых результатов, длительных наблюдений. Это вызвано тем, что педагогические явления и процессы очень сложны и практически нет возможности воспроизвести любой процесс абсолютно точно, как в предыдущий раз. На результаты влияет большое количество разнообразных факторов и условий. Получаемые каждым исследователем выводы формулируются корректно, избегая категоричности, в усредненной, обобщенной форме.

2. Соответствие методов исследования существу изучаемого явления и возможностям исследователя и исследуемых. Так, при работе с дошкольниками и младшими школьниками нельзя использовать многие тесты; письменные опросники - конкретные, понятные и ясные, не требующие развернутых ответов - можно использовать не ранее 2-3 классов. Педагогическую деятельность учителя нецелесообразно изучать только по документам и опросам: надо провести длительное наблюдение за работой учителя на уроке или во внеурочной деятельности (в зависимости от предмета исследования).

3. Запрет применения методов исследования, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред участникам исследования, учебно-воспитательному процессу.

Методологическим обоснованием методов педагогического исследования в отечественной науке являются деятельностный, личностный и системный подходы. Деятельностный подход предполагает рассматривать педагогические явления с позиции целостного рассмотрения всех компонентов деятельности: ее целей, мотивов, действий, операций, способов регулирования, корректировки, контроля и анализа достигаемых результатов. Личностный подход предполагает рассматривать все педагогические процессы и явления с позиции личности, ее структуры, закономерностей развития. Системный подход направлен на выявление множества элементов в изучаемых педагогических явлениях и связей между ними. Это предполагает рассмотрение объекта изучения как системы, выявление некоторого множества элементов системы, которые будут подвергнуты изучению, установление связей между элементами и их классификация, выявление связей (системообразующих), которые обеспечивают соединение разных элементов в единую систему, выявление структуры и организации системы, путей управления ею как целостным образованием.

Каждая наука широко использует методы других наук. В педагогике используются различные группы общенаучных методов: общетеоретические: анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция, абстракция и конкретизация, классификация; социологические: анкетирование, интервьюирование, рейтинг; социально-психологические: социометрия, тестирование, тренинг; математические: ранжирование, шкалирование, корреляция.

Все применяемые методы исследования в ходе педагогического поиска условно можно разделить на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы: сравнительно-исторический анализ, методы моделирования, анализ литературы, архивных материалов и документов; анализ базовых понятий исследования; методы причинно-следственного анализа изучаемых явлений; методы прогнозирования, математические и статистические методы. Эти методы служат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных.

Эмпирические методы: методы сбора и накопления данных ("наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ документов и продуктов деятельности, опыта работы учителей и др.); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы изучения педагогического процесса в измененных и точно учитываемых условиях (педагогический эксперимент и опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные).

Теоретические методы педагогического исследования

Любое исследование начинается с формулировки проблемы. Сама проблема может возникнуть в ходе практической деятельности исследователя или его теоретических изыскании, но независимо от этого, ее анализ, четкое определение и обоснование осуществляются, прежде всего, с помощью теоретических методов исследования.

Метод сравнительно-исторического анализа предполагает знакомство исследователя с состоянием вопроса в литературе, историческом наследии, научных монографиях и публикациях. Исследователь изучает историю развития вопроса, сравнивает и анализирует различные подходы к проблеме, делает выводы и обобщения, определяя свое отношение к раскрытию их сущности используемых научных понятий.

Метод моделирования - наглядно-образная характеристика изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний. В отдельных случаях моделирование позволяет описать педагогические явления с помощью матриц, символов, математических формул. Модель не отражает полностью изучаемое явление, а является его идеализацией, определенным упрощением. В моделях значителен элемент условности и творческого домысливания исследователем. Однако это не снижает научной ценности моделирования, так как оно позволяет отвлечься от несущественных, второстепенных составляющих изучаемого явления, выделить основные, системообразующие и системоопределяющие связи и факторы.

Причинно-следственный анализ. Причиной называется то явление, которое вызывает или изменяет другое явление. Явление, вызываемое или изменяемое причиной, называется следствием. Причинность - это такая связь явлений, при которой явление-причина всегда порождает явление-следствие. Причина и следствие, как правило, имеют сложные взаимосвязи. Следствие не только порождается причиной, но и само в свою очередь влияет на причину, что значительно осложняет процесс установления факта причинности. Выявление, анализ и объяснение этих связей позволит исследователю глубже проникнуть в суть изучаемого явления, сделать правильные выводы.

Теоретические методы связаны с изучением литературы и умением работать с ней. Определив область исследования и его проблему, ученый составляет библиографию - список отобранных источников, который сразу надо оформлять правильно в соответствии с библиографическими требованиями.

В процессе анализа литературы составляются аннотации - краткое, лаконичное изложение основного содержания источника. Цитирование - дословное и с соблюдением всех авторских особенностей текста выписывание понравившихся или спорных мыслей из изучаемого источника. Каждая цитата должна иметь правильно оформленную сноску. Тезисы - краткое в виде цитат или сжатых выдержек перечисление основных идей источника. Рефераты - краткое, но более развернутое по сравнению с тезисами, изложение основных положений одного источника или состояния проблемы по нескольким источникам. Конспекты - более детальное изложение основных идей источника с использованием краткого изложения (пересказа), цитирования, определения своего отношения к идеям автора.

Математические и статистические методы - установление количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. К ним относятся: ранжирование, метод графопостроения, методы получения средних величин (среднее арифметическое, медиана, коэффициент вариации и др.) и т.д. Обработка полученных результатов математическими методами по специальным формулам позволяет наглядно отобразить выявляемые зависимости в виде графиков, диаграмм, таблиц. Однако в силу сложности измерения педагогических феноменов и выражения их в количественных показателях эти методы большого распространения в педагогике не имеют.

Эмпирические методы исследования

педагогический исследование наблюдение учитель

Педагогические наблюдения - непосредственное, целенаправленное восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Начиная его, исследователь должен знать, что и с какой целью наблюдать? когда какой ожидается результат. Приступать к наблюдению можно лишь при наличии необходимых знаний, умений изучаемой сфере. Наблюдение эффективно при продуманном и четком плане. Надо уметь правильно его вести, объективно выбирать факты, фиксировать результаты, выявлять причинно-следственные связи, делать правильные выводы и обобщения.

Собираемые в ходе наблюдения факты можно записывать, вести дневник, оформлять в виде протоколов, стенографировать, записывать на видеопленку, магнитофон, фотографировать, производить киносъемку.

Наблюдения по связи с объектом изучения могут быть непосредственными и опосредованными, открытыми и закрытыми, по признаку времени - непрерывными, дискретными (прерывистыми), монографическими (очень длительными и обстоятельными). Эффективным является так называемое включенное наблюдение, когда исследователь активно участвует в жизни и деятельности объекта (например, изучая детей в условиях учебно-воспитательного процесса, наблюдатель становится их учителем или классным руководителем). При включенном наблюдении складываются естественные отношения.

В последнее время широко используется метод скрытого наблюдения - проведение наблюдения в специально предназначенных классах через зеркально отражающую стену или с помощью замкнутой телеустановки. Это позволяет изучать поведение исследуемых в естественных условиях. Организация скрытого наблюдения требует от исследователя соблюдения такта. В отдельных случаях может использоваться метод самонаблюдения.

Условия проведения наблюдений: целенаправленность, систематичность, длительность, разносторонность, объективность, массовость, соблюдение такта.

Метод наблюдения позволяет изучать исследуемые явления и процессы в естественных условиях - в этом его ценность. Однако наблюдение требует длительного времени, изучаемое явление не всегда может быть доступно наблюдению, один исследователь наблюдением не может охватить большое количество объектов, при использовании данного метода фиксации фактов и их интерпретации имеет место субъективный подход исследователя, обращается внимание только на внешние проявления изучаемого.

Опросы: беседы, анкетирование, интервью. Беседа - диалог исследователя с испытуемым по заранее составленной программе. Беседа, проводимая по специально составленным вопросникам, позволяет выяснить многие аспекты изучаемых явлений, оценки и позиции исследуемых, их чувства и переживания, мотивы тех или иных поступков и др. Эффективность этого метода зависит от умения исследователя установить дружеские отношения в ходе беседы, вызвать собеседника на откровенность. Беседа позволяет корректно направлять разговор в нужное русло, варьировать вопросы для лучшего и однозначного понимания их собеседником. Ответы испытуемого дополняются личными впечатлениями от общения с ним. Беседу необходимо фиксировать, но лучше на диктофон, убранный из поля зрения (опрашиваемый знает, что идет запись), или сразу после беседы по памяти.

Это сложный метод, которым умеют пользоваться далеко не все педагоги. В беседе исследуемый может скрыть свои истинные мысли и переживания, ввести собеседника в заблуждение.

Интервью, по существу, разновидность беседы, но оно больше ориентировано на выяснение оценок и позиций опрашиваемого. Интервью, как правило, проводится по заранее подготовленным вопросам одной стороны, и подготовленным ответам другой стороны, что делает их искренность и точность достаточно относительной.

В ходе бесед и интервью может использоваться и так называемая проективная методика, сущность которой заключается в том, что опрашиваемого мысленно ставят на место другого человека в специально конструированной воображаемой ситуации: «Как бы вы поступили, если бы...».

Получение информации о типичности того или иного явления в большой группе исследуемых, выявление отношения, запросов, пожеланий возможно с помощью анкетирования. При этом необходимо знать и соблюдать следующие требования:

тщательный подбор точных и корректных вопросов, наиболее полно отражающих изучаемое явление и дающих надежную информацию;

использование прямых и косвенных вопросов, позволяющих уточнить ответы, определить их правдивость;

однозначность задаваемых вопросов и отсутствие подсказки в их формулировке;

использование открытых (когда опрашиваемый может высказать свое собственное мнение), закрытых (с ограниченным вариантом ответов), смешанных анкет;

проверка подготовленной анкеты на небольшом количестве испытуемых и внесение необходимых корректив.

Интересны полярные анкеты с балловой оценкой. Такие aнкеты используют для самооценки и оценки других. Например, надо оценить всех членов группы по ряду нравственны: показателей:

«справедливый 5 4 3 2 1 несправедливый»,

«добрый 5 4 3 2 недобрый».

В последнее время, изучая отношения в коллективе, педагоги часто используют метод социометрических анкет (социометрии): «С кем бы ты хотел быть в одной группе (в первую очередь, вторую и т.д.) и др.

Полученные результаты анкетных опросов, бесед и интервью обрабатываются специальными статистическими или машинными методами.

Методы опроса позволяют собрать разнообразную, интересующую исследователя информацию. С помощью анкет можно охватить очень большие группы опрашиваемых, грамотно составленные закрытые анкеты обрабатываются с помощью электронных счетных машин. Недостатком этого метода является то, что в любом опроснике всегда есть элемент неискренности, а нередко и ложности даваемых ответов, не для всех возрастов и не во всех ситуациях возможно проведение анкетирования.

Метод рейтинга и самооценки. Метод рейтинга - метод оценки тех или иных сторон деятельности компетентными (знающими) судьями (экспертами). К отбору экспертов предъявляют определенные требования: они должны быть компетентными, способными решать творческие задачи, положительно относиться к экспертизе, быть справедливыми, объективными, самокритичными.

Для объективно получаемой информации полезно использовать методы самооценки по определенной программе, составленной исследователем.

В ходе анализа полученной информации можно применять и метод ранговых оценок, когда выявленные причины располагаются в порядке возрастания (убывания) степени их проявления или признаки (явления) располагаются в зависимости от их значимости с позиции того, кто осуществляет оценку. Например, дается задание расположить по степени значимости, для испытуемых предложенные мотивы учения.

Метод обобщения независимых характеристик повышает объективность выводов. Суть метода сводится к обработке информации, поступившей из разных источников. Например, изучая личность школьника, исследователь узнает о нем от учителя, воспитателя группы продленного дня, классного руководителя, родителей, сверстников и т.д.

Метод педагогического консилиума (разработан Ю.К. Бабанским) предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанников по определенной программе и единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности, коллективную выработку средств преодоления обнаруживаемых недостатков.

Изучение и анализ документации, продуктов деятельности позволяет собрать конкретный материал о интересующих исследователя процессах и явлениях. Так, изучение ученических тетрадей может дать не только полезную информацию об уровне знаний и умений учащихся, но и о работе учителя. Изучение ученических работ (рисунков, сочинений, дневников и т.д.) помогает выявить различные интересы детей, определить особенности их мышления, представлений, суждений и оценок, уровень сформированности учебных умений.

Педагогическое тестирование - целенаправленное обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее с помощью специально разработанных задач (заданий, опросников) объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Большинство педагогических тестов достаточно просты, доступны, возможно, автоматизированное предъявление и обработка результатов (с помощью компьютера, простейших технических устройств). В педагогических целях чаще всего применяются тесты успеваемости, тесты элементарных умений, тесты диагностики уровня обученности и воспитанности. Широкое применение в педагогической практике и педагогических исследованиях получили психологические тесты. При работе с ними надо соблюдать такт, не разглашать полученные результаты, не делать их предметом обсуждения, соблюдать конфиденциальность и анонимность при обработке и анализе полученных данных. Целый ряд специальных психологических тестов (MMPI, Векслера, цветовые пятна Роршаха и др.), применяемых в работе профессиональных психологов, самостоятельно или без предварительной и тщательной консультации со специалистами лучше не использовать: они нередко трудоемки и занимают много времени при проведении и требуют специальных знаний и умений для обработки полученных результатов. При необходимости их применения в своей исследовательской работе целесообразнее обращаться за помощью к квалифицированным психологам.

Изучение и обобщение педагогического опыта дает ценный материал для исследователя. Нередко учитель в своем творческом поиске находит интересные решения сложных проблем (поиск В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой и др.). Объектом изучения может быть массовый опыт - для выявления ведущих тенденций; отрицательный опыт - для выявления характерных недостатков и ошибок; передовой опыт - для выявления и обобщения инновационного поиска учителей.

Выделяют два вида передового педагогического опыта: педагогическое мастерство и новаторство.

Мастерство - умелое, рациональное и комплексное использование педагогом рекомендаций науки. Изучение того, как и что делает учитель-мастер, вносит ясное понимание технологии внедрения науки в практику.

Педагогическое новаторство - педагогический опыт, содержащий инновационные подходы в организации педагогической деятельности.

Критерии передового опыта:

а) новизна: от внесения новых до эффективного применения уже известных положений и рационализации отдельных сторон педагогической деятельности;

б) результативность и эффективность: высокий уровень обученности, воспитанности и развития детей;

в) соответствие требованиям педагогики, методик и психологии (высокие результаты могут быть получены за счет использования неприемлемых методов обучения, воспитания и стимулирования, тогда опыт не имеет положительной ценности);

г) стабильность и повторяемость результатов в течение длительного периода времени использования;

д) воспроизводимость опыта: возможность повторения другими педагогами с таким же результатом;

е) оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе: достижение высоких результатов при минимальной затрате сил и времени как учителя, так и учащихся, без необходимости отказа от решения каких-то других не менее важных педагогических задач.

Изучение и обобщение опыта осуществляется в следующей последовательности:

описание опыта на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов;

классификация наблюдаемых явлений, их истолкование, подведение под известные определения и правила;

установление причинно-следственных связей и механизма взаимодействия различных сторон учебно-воспитательного процесса, их оценка: уяснение способов и средств деятельности педагога и воспитанников, приводящих к высокому результату.

Внедрение передового опыта осуществляется через шефство (наставничество) педагогов-мастеров, педагогические практикумы, семинары и тренинги, через различные формы научного и методического обобщения, доклады, брошюры, статьи, бюллетени, методические разработки и т.п.

В исследовании педагогических явлений есть такое понятие, как опытная работа. Один из методологов педагогики М.Н. Скаткин считал, что она становится самостоятельным методом исследования, если она:

поставлена на основе добытых наукой данных в соответствии с теоретически обоснованной гипотезой;

преобразует действительность, создает новые явления;

сопровождается глубоким анализом и выводами.

Опытная работа используется в период пробного применения гипотезы до и после эксперимента для проверки на практике полученных выводов и рекомендаций.

Опытная работа - широко поставленная проверка результатов внедрения чего-то нового, экспериментального в массовую практику по заранее разработанной программе. Многолетнюю опытную проверку проходили экспериментальные программы обучения в начальной школе, разработанные под руководством Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, новые учебники и учебные пособия, прежде чем стать массовыми. Опытная работа дает только общие представления об эффективностиили нецелесообразности применения того или иного средства, той или иной системы. Что именно оказалось существенным в применении изучаемой системы, при каких условиях она эффективна, что явилось причиной, а что следствием, можно выяснить только с помощью специально организованного педагогического эксперимента.

Педагогический эксперимент. Наблюдение в естественно протекающем педагогическом процессе не всегда бывает результативным, кроме того, бывает необходимо проверить те или иные предположения, возникшие у исследователя, выявить не случайные, а закономерные связи, испытать предлагаемую методику. С целью решения этих задач проводится педагогический эксперимент, сущность которого заключается в том, что исследователь создает планомерно организуемые ситуации. Эксперимент - активное вмешательство в предмет исследования с заранее заданными исследовательскими целями; научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Он позволяет искусственно выделять изучаемое явление из ряда других, целенаправленно изменять условия его протекания, повторять отдельные изучаемые явления в подобных или измененных условиях.

Эксперимент может быть констатирующим, когда изучаются существующие педагогические факты, уточняющим, когда проверяется гипотеза, преобразующим (созидательным, формирующим), когда на основе констатации и теоретического осмысления выделяются и вводятся новые педагогические явления и проверяется их истинность. Эксперимент может быть длительным и кратковременным. Наиболее объективную оценку достоверности разработанной модели дает опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы.

Есть и другая классификация педагогического эксперимента: естественный и лабораторный. Естественный эксперимент - это эксперимент, протекающий в естественных или близких к ним условиях, когда участники не знают о включенности в него. Сам исследователь может выступать в роли учителя (воспитателя) или все наблюдение за его ходом ведется, скрыто, и учитель знает о нем, а дети - нет. Лабораторный эксперимент - эксперимент, проводимый в специально оборудованной лаборатории (классе, аудитории и т.п.). Могут использоваться специальные лабораторные методы и средства исследования (компьютерное тестирование в начале и по ходу эксперимента, постоянный наблюдатель, находящийся в классе, и др.).

При проведении педагогического эксперимента всегда организуются, как минимум, две группы испытуемых: контрольная и экспериментальная. Сравнение результатов в этих группах при равенстве общих условий осуществляемой педагогической деятельности позволяет сделать вывод об эффективности или неэффективности проводимого эксперимента.

Сильной стороной педагогического эксперимента является то, что изучаемые явления искусственно организуются, корректируются в процессе их реализации и отрабатываются определенные подходы к их пониманию и осуществлению. Это требует значительно меньше затрат времени, чем при наблюдении, делает полученные результаты доказательными и воспроизводимыми. Недостатком данного метода является следующее: люди, знающие, что они являются участниками эксперимента (будь то учитель или воспитанник), не всегда ведут себя так, как бы они вели себя в обычных условиях, а это может исказить реальную картину изучаемого педагогического феномена. Большое влияние на результаты эксперимента оказывает личность самого экспериментатора.

Заключение

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.

Методы педагогического исследования в отличие от методологии - это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы.

Методы изучения педагогического опыта - это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей. Их трудности нередко отражают реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.

Список использованной литературы

1. Введение в научное исследование по педагогике. М., 1988.

2. Внедрение достижений педагогики в практику школы. М., 1981.

3. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.

4. Краевский В.М., В.В. Полонский. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов. Самара, 1988.

5. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. М., 1989.

6. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    презентация , добавлен 07.08.2015

    Понятие методологии и ее сущность. Методы педагогических исследований. Гуманистическая модель педагогики. Образование как общечеловеческая ценность. Ключевые вопросы методологии и методов методологического исследования.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2002

    Определение понятия наблюдения. Основные виды и этапы процесса наблюдения. Главные требования, предъявляемые к процессу наблюдения. Эмпирический метод изучения человека в педагогической практике. Основные достоинства и недостатки метода наблюдения.

    контрольная работа , добавлен 19.11.2012

    Методологические основы педагогического исследования. Теоретические, эмпирические и математические методы исследования. Методы познания, обосновывающие принципы и способы их конкретного применения в познавательной и практической деятельности педагога.

    презентация , добавлен 20.10.2015

    Закон и закономерность педагогического исследования, его уровни. Основные компоненты научного исследования. Методы изучения педагогического опыта. Сущность метода педагогического эксперимента и тестирования. Методика изучения коллективных явлений.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2014

    Основные комплексы педагогических методов исследования. Основные требования при проведении наблюдения, его недостатки. Классификация педагогических экспериментов, их значение. Понятие и разновидности тестирования. Социологические методы исследования.

    реферат , добавлен 25.04.2009

    Обоснование совокупности методологических подходов и средств историко-педагогического исследования развития педагогического знания, образующих методологическую систему. Теоретико-методологическое обеспечение научных исследований по истории педагогики.

    Методы количественного и качественного, эмпирического и теоретического уровня исследования. Использование частнонаучных методов исследования в области библиотечно-информационной деятельности. Применение контент-анализа для изучения различной документации.

    реферат , добавлен 24.02.2015

    Сущность и методология исследований педагогической деятельности. Анализ изучения педагогического процесса. Характеристика и особенности традиционно-педагогических и количественных методов изучения педагогической действительности и коллективных явлений.

    реферат , добавлен 04.03.2010

    Критерии оптимального учебного процесса (по Ю.К. Бабанскому). Уровни педагогического творчества по В.С. Лазареву. Уровни сформированности инновационной деятельности учителя. Показатели педагогических действий, способствующих развитию мышления учащихся.