И.В. Новгородцева Педагогика в медицине. Практикум: учебное пособие. Здесь же дается одна существенная деталь. Контрольные вопросы по психологии

Практические занятия по педагогике

Практическое занятие № 1

Теоретические и методологические проблемы педагогики

Вопросы для обсуждения

    Предмет педагогики. Педагогика - как система педагогических наук. Взаимосвязь педагогики и других наук о человеке.

    Проблемы методологии педагогики и педагогических исследований. Методологические принципы психолого-педагогических исследований.

    Теоретические методы психолого-педагогических исследований.

    Экспериментальные методы психолого-педагогических исследований.

    Методологические требования к организации исследований в педагогике и оформление результатов научно-исследовательской работы.

    Политика в области образования в РФ.

    Международное право о защите детства.

Практические задания

      Сравните разные определения понятия «педагогика»:

      1. «Педагогика – наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития» (Ю. К. Бабанский);

        «Педагогика – наука о воспитании подрастающего поколения… Педагогика как наука о воспитании стремится понять сущность, объяснить, вскрыть определенные, присущие ему закономерности и, познав их, оказать определенное влияние на его протекание в интересах человека, общества» (Т. А. Ильина);

        «Педагогика – сложная общественная наука, объясняющая, интегрирующая, синтезирующая в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке, о законах развития воспитательных общественных отношений, влияющих на

Чем, на ваш взгляд, объясняется разница в подходах ученых к педагогической науке?

    Прочитайте следующие высказывания: - К. Д. Ушинский: «Воспитатель есть художник; школа – мастерская, где из грубого куска мрамора возникает подобие божества»; - П. П. Блонский: «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, т. е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика». Проанализируйте данные высказывания. На каком основании К. Д. Ушинский приравнивал педагогику к искусству? Противоречит ли этому высказывание П. П. Блонского? Так чем же является педагогика – наукой или искусством?

    С. И. Гессен считал, что педагогика – это прикладная философия. Различные разделы философии исследуют культурные ценности общества: логика – науку, этика – нравственность, эстетика – законы искусства и т. д. Согласны ли вы с мнением С. И. Гессена? Можно ли провести подобные параллели между разделами философии и разделами педагогики?

    Докажите, что педагогическая теория всегда носит культурологический характер. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие эту мысль.

    Почему педагогическая деятельность есть одна из существенных основ человеческого бытия? В чем ее универсальный характер?

    Почему с появлением письменности возросло значение педагогической деятельности?

    Подберите из сборников пословиц и поговорок разных народов такие, которые свидетельствуют о том, что в общественном сознании людей с древних времен утвердилось представление о высоком предназначении учителя и педагогической деятельности.

    Чем отличается профессиональная педагогическая деятельность от непрофессиональной?

    Встречали ли вы педагогов, которые прекрасно знали свою науку, свой учебный предмет и все-таки не вполне справлялись с преподаванием? Почему, как вам кажется, это происходило?

    Можете ли вы доказать, что педагогическая деятельность – это всепроницающий вид человеческой деятельности? Постройте свою систему доказательств.

    Что должно быть общего в людях, занимающихся педагогической деятельностью?

    Прочитайте Закон “Об образовании”. Ответьте на вопросы.

      Какие статьи закона, на ваш взгляд, определяют стратегию развития системы образования России?

      Видите ли вы связь Закона и доктрины? В чем их единство?

      Сформулируйте “плюсы” и “минусы” двенадцатилетней школы.

      Какие курсы, разделы, темы вы считаете “лишними” в школьном курсе?

      Вы – министр образования России. Каковы ваши первые шаги?

      Составьте библиографическое описание научно-педагогической литературы, имеющейся в вашей школьной библиотеке.

      Какие методические издания вы знаете? С какими изданиями работаете постоянно? Что обычно привлекает вас в педагогических изданиях?

      Как бы вы изменили организацию работы библиотеки?

      С какими инновационными процессами в системе образования Орловской области вы знакомы?

      Назовите фамилию, имя, отчество учителя и преподаваемый предмет, опыт работы которого помог вам в вашем жизненном самоопределении и выборе профессии.

      Сформулируйте, на ваш взгляд, основные требования к вашей профессии.

      Составьте аннотированный указатель педагогической литературы, в которой раскрывается содержание семейное воспитание.

      Составьте “портрет” современного преподавателя вуза.

      Опишите основные вехи в истории педагогической профессии и педагогики.

      Какие профессионально-значимые личностные качества специалиста вы считаете приоритетными?

      Как вы представляете систему подготовки специалистов?

      Сформулируйте понятия “профессиональная компетентность”.

Литература для подготовки к занятию:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.

2. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов. - М.: Педагогика. 1988.

3. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб.: СП61У, 1992.

4. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М.: Просвещение. 1990.

5. Закон РФ «Об образовании» (1992).

6. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р.Атутова, М.П.Скаткина, Н.С.Турбовского. - М.: Педагогика, 1985.

7. Никитин А.Р. Педагогика прав человека. Пособие для учителей. - М., 1993.

8. Петров Ю.А. Культура мышления. Методологические проблемы научно-педагогической работы. М.: МГУ. 1990.

9. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. - М.: Педагогика. 1989.

10. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко. Вып.1. Екатеринбург. 1995. – 224 с.

11. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В.Ткаченко. Вып.2 Екатеринбург. 1995. -224с.

12. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика. 1989.

13. Скаткин М.Н . Методология и методика педагогических исследований. - М.: Педагогика. 1987.

14. Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. - М.: Педагогика. 1989.

Практическое занятие № 2

Проблемы теории воспитания

Вопросы для обсуждения

    Понятие цели воспитания. Проблемы и противоречия педагогического целеполагания.

    Сущность процесса воспитания и его закономерности. Проблема принципов воспитания в различных теоретических концепциях.

    Проблема методов воспитания, их место в воспитательной системе, психолого-педагогические требования к их использованию.

    Проблема коллектива и личности в педагогике. Психолого-педагогические основы взаимодействия коллектива и личности.

    Проблемы семейного воспитания. Педагогическая помощь семье.

    Проблемы нравственного воспитания. Концепции нравственного развития личности.

Практические задания

      Вы исследуете проблему современной семьи. Нужна анкета для родителей. Составьте примерный план этой анкеты, используя следующие понятия: личность, нестандартный ребенок, социальная среда, образование и самообразование, общение, воспитание, школа.

      По материалам педагогической периодики составьте перечень актуальных проблем школьной практики. Докажите актуальность одной из них.

      Подберите отрывки из художественных, публицистических и научных текстов по одной из предлагаемых тем: - «Общее понятие о педагогической антропологии»; - «Внутренние и внешние факторы развития ребенка: наследственность, среда и воспитание»; - «Трудные дети, одаренные дети: в чем проблема их развития и воспитания?»; - «Акселерация и ее последствия»; - ваш вариант темы (по согласованию с преподавателем).

      Подберите примеры, иллюстрирующие применение учителем одного из видов обучения: объяснительно-иллюстративное, репродуктивное, развивающее.

      Рассмотрите различные подходы к определению понятия «воспитание»:

Литература для подготовки к занятию

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск. 1990.

2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1998.

3. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. - М.: Просвещение, 1985.

4. Воспитательная система школы, проблемы и поиски / Составл. Н.Л.Селиванова. - М.: Знания, 1989.

5. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. - М., 1997.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.

7. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). М., 1992.

9. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

10. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л.Селивановой . - М.: Пед. общ-во России, 1998.

11. Демакова И.Д. Воспитание в условиях гуманизации образования

12. Зеньковский В.В. Психология детства. - М., 1996.

13. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1990.

14. Ильин Е.Н. Путь к ученику. М.: Просвещение. 1988.

15. Караковский В.А. Воспитательная система: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1992.

16. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! - М.: Новая школа, 1996.

17. Корчак Я. Как любить ребенка. Книга о воспитании. - М.: Политиздат. 1990.

18. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. - М., 1995.

19. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. - М., 1978.

20. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. - М., 1988.

21. Новое в воспитательной работе школы / Сост. Н.Е.Щуркова, В.Н.Шнырева. - М., 1991.

22. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского . - М., 1989.

23. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание: Кн. для учителя. - М.: Просвещение. 1993.

24. Педагогика наших дней. - Краснодар: Кн. изд-во, 1989.

25. Психология воспитания / Под ред. В.А.Петровского . - М., 1995.

26. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Прогресс. М., 1991.

27. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991.

28. Сухомлинский В.А. Избр. собр. соч.: в 3-х т. М.: Педагогика, 1979.

29. Таланчук Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. - Казань, 1991.

30. Тубельский А.Н. Школа самоопределения: первые шаги // Авторские школы. - М.,1991.

31. Шацкий С.Г. Избр. пед. соч.: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980.

32. Щетинин М.В. Объять необъятное. М.: Педагогика, 1986.

33. Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М., 1997.

34. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М., 1998.

35. Щуркова Н.Е . Технология воспитательного процесса. - М., 1991.

36. Ямбург Е.А. Школа для всех: адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). - М.: Новая школа, 1996.

Практическое занятие № 3

Проблемы теории обучения

Вопросы для обсуждения

    Сущность и закономерности процесса обучения.

    Принципы обучения как структурные элементы целостного педагогического процесса.

    Классификация методов обучения. Психолого-педагогические основы использования методов обучения.

    Проблемы форм обучения. Проблемное обучение и границы его применения.

    Психолого-педагогические основы индивидуализации в обучении. Формы индивидуализации и дифференциации в современных отечественных и зарубежных школах.

    Основы и принципы развивающего обучения.

    Взаимосвязь учебных мотивов с системой общих интересов, способностей и особенностей учащихся. Проблемы развитие учебной мотивации.

Практические задания

      Дайте определение понятиям «знания», «умения», «навыки». В чем проявляется их взаимосвязь?

      Какова структура процесса обучения? Назовите ее основные компоненты и покажите связь между ними.

      Выпишите из учебной литературы основные закономерности и принципы обучения.

      Сравните понятия «закономерность» и «принцип». В чем разница между ними? Как вы полагаете, почему в дидактике используется понятие «закономерность», а не понятие «закон»? Покажите связь между закономерностями и принципами обучения.

      Расскажите о разных видах обучения, применяемых в современной школе. Подумайте, можно ли в современной практике обойтись без какого-то из этих видов? Можно ли какому-то из видов отдать предпочтение?

Литература для подготовки к практическому занятию:

1. Давыдов В.В. Развивающее обучение. - М.: Педагогика, 1982.

2. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. - М.: Просвещение. 1982.

3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1981.

4. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М.: Просвещение. 1981.

5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика. 1990.

6. Маркова А.Д. и др. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.

7. Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития. - М.: Педагогика. 1989.

8. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа. 1990.

9. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера . - М.: Педагогика. 1989.

10. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения в школе. М., 1981.

11. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М.: Просвещение, 1987.

12. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика. 1987.

13. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Л.: ЛГУ. 1988.

Тема для самостоятельного изучения по педагогике

Проблемы исторического развития педагогики

    Значение историко-педагогического знания для осмысления теории и практики современного образования. Основные задачи, методологические основы изучения истории педагогики.

    Развитие идеи природосообразности воспитания в истории педагогики (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.)

    Развитие идеи свободного воспитания в истории педагогики (Ж.-Ж. Руссо, К.Н. Вентцель, Л.Н. Толстой и др.)

    Антропологическая тенденция в развитии истории педагогики (гуманизм эпохи Возрождения, Ж.-Ж.Руссо, Н.И.Пирогов, К.Д. Ушинский, В.В. Зеньковский)

    Принцип культуросообразности воспитания в истории педагогики (Д.Дидро, Г.Ф.Дистервег, К.Д.Ушинский, концепция «Диалога культур»),

    Становление и развитие христианской педагогической традиции (средневековые религиозно-философские системы, религиозно-педагогические взгляды Я.А. Коменского, Л.Н. Толстого, В.В. Зеньковского).

    Проблемы реформирования системы образования в истории отечественной педагогики.

Литература для самоподготовки:

1. Антология педагогической мысли России XVII века. М.: Педагогика, 1985.

2. Величие здравого смысла, человек эпохи Просвещения /Сост. С.Я.Карп. - М. Просвещение. 1992.

3. Вентцель К.Н. - М.: Изд. дом ШАЛВЫ АМОНАШВИЛИ, 1999.

4. Всемирная история педагогики. Учеб. пособие. - М.: РОУ, 1994.

5. Гербарт И.Ф. Избр. пед. сочинения: М.: Учпедгиз, 1940.

6. Жураковский Г.В. Очерки по истории античной педагогики. - М.: Учпедгиз. 1940.

7. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Школа-ПРЕСС, 1996.

8. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.

9. Идеи эстетического воспитания: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1973.

10. Коменский Я.А. Избр. пед. сочинения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1982.

11. Куликов В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. - Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1988.

12. Лесгафт В.Ф. Избр. пед. соч.: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1980.

13. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1991.

14. Образ человека в зеркале гуманизма, мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV - XVII вв.). Учебное пособие по педагогической антропологии. - М.: УРАО, 1999.

15. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до XVII века / Под ред. Э.Д.Днепрова. - М.: Педагогика, 1989.

16. Очерки истории школы и педагогической мысли в СССР (кон. Х1Х - нач. XX вв.) / Под ред. Э.Д.Днепрова . - М.: Педагогика, 1991.

17. Песталоцци И.Г. Избр. пед. сочинения: В 2-х т. М.: педагогика, 1981.

18. Русская мысль в век Просвещения. - М.: Наука, 1991.

19. Руссо Ж.Ж. Избр. пед. сочинения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1980.

20. Толстой Л.Н. Избр. пед. соч. - М.: Педагогика, 1987.

21. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6-ти т. М.: Педагогика, 1988 - 1990.

22. Хрестоматия по истории педагогики: В 4-х т. / Сост. И.Ф.С вадковский . - М.,

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Какой вы воспитатель?

Предлагаемый тест, составленный французским психологом, является одновременно и упражнением, которое позволит родителям лучше разобраться в вопросах воспитания мальчиков и девочек.

Предлагаем вам 20 вопросов, на которые нужно ответить "да" (то есть вы согласны с этим утверждением) или "нет" (вы придерживаетесь другого мнения).

1. Девочки более послушны, чем мальчики.

2. Девочки лучше относятся к природе.

3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логично.

4. Мальчики испытывают большее желание отличиться.

5. Мальчики больше одарены в математике.

6. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание.

7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.

8. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек - слуховая.

9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.

10. Мальчики агрессивнее.

11. Девочки менее активны.

12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.

13. Девочки более ласковы.

14. Девочки легче попадают под чужое влияние.

15. Мальчики более предприимчивы.

16. Девочки более трусливы.

17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.

18. Девочки реже соперничают между собой.

19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.

20. У мальчиков больше склонность к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

Ответы

1. В раннем детстве девочки действительно более послушны.

2. Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать:

девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях. Разве что в возрасте 6-9 лет.

3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков.

4. До 10-12 лет девочки развиваются быстрее (и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников). Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.

Приложение

Контрольные вопросы по педагогике

1. Какие задачи решает педагогическая наука?

2. Что является методологическими и методическими основанием педагогики?

3. Как связаны понятия "обучение" и "воспитание"

4. В чем различие понятий "развитие" и "формирование"?

6. Почему гуманистическое направление в образовании наиболее полно отражает общечеловеческие ценности?

7. Что является движущей силой развития образования?

8. Какие требования к системе образования предъявляет открытое информационное общество?

9. Какие основные элементы входят в состав системы образования?

10. На каких принципах строится образовательная политика современной России?

11. В каких формах и в каких образовательных учреждениях возможно получение образования в Российской Федерации?

12. Раскройте содержание общих принципов и факторов формирования содержания высшего профессионального образования.

13. В чем заключается целостность педагогического процесса как системы?

14. На основании каких основных принципов организуется и осуществляется педагогический процесс.

15. По каким направлениям возможно повышение эффективности педагогического процесса?

16. Какие представления психологии лежат в основе концепции развивающего обучения?

17. На основе каких дидактических принципов развивается современная высшая школа?

18. На каких принципах основан процесс воспитания, какие методы используются в процессе воспитания?

19. Охарактеризуйте основные виды воспитания.

20. Выделите основные признаки, характеризующие форму организации обучения.

21. Каким образом средства новых информационных и телекоммуникационных технологий могут обеспечивать индивидуальное обучение?

22. Какие формы обучения и на основании каких критериев являются инновационными?

23. Каким образом средства организации и управления педагогическим процессом обеспечивают повышение эффективности обучения?

24. Какие преимущества и недостатки имеет тестирование по сравнению с другими методами педагогического контроля?

25. В чем состоит цель и каковы задачи семейного воспитания?

26. Раскройте понятия "образовательная система" и " образовательные стандарты".

27. Назовите основные проблемы образовательной системы Российской Федерации.

Приложение

Контрольные вопросы по психологии

1. Предмет психологии, понятие о психике и основных её свойствах. Отрасли психологии.

2. Возникновение и этапы развития неуки о психике человека.

3. Мировоззрение, принципы и методы используемые при изучении психических явлений.

4. Основные теоретические концепции, сложившиеся в психологии к настоящему времени.

5. Понятие о человеке, индивиде, индивидуальности и личности. Человек как субъект и объект деятельности. Виды деятельности и их характеристика.

6. Психологическая структура личности, ее подструктуры.

7. Диалектико-материалистическое понимание возникновения и развития психики.

8. Сознание, подсознание, сверхсознание и самосознание. Их взаимоотношение и изменение в процессе деятельности.

9. Ощущения, анатомо-физиологический механизм ощущений. Свойства виды и взаимодействие анализаторов в деятельности людей.

10. Восприятия. Качественные характеристики и физиологические механизмы восприятия.

11. Направленность сознания человека в процессе деятельности на восприятия окружающей действительности.

12. Память, ее физиологические основы и виды.

13. Запоминание новой информации, формы запоминания и приемы произвольного запоминания.

16. Воспроизведение его виды и формы.

17. Общая характеристика мышления и его логические формы.

18. Операционная структура мышления. Конкретные мыслительные операции, общие, логические, семиотические и предметные операции.

19. Развитие мышления в онтогенезе. Способы активизации мыслительного процесса

20.Характеристика воображения, его функций, видов и форм.

21.Формирование творческого воображения в онтогенезе.

22. Общее понятие о языке, слове и речи. Функции и виды речи.

23. Культура речи, формирование и совершенствование речевых свойств человека.

24. Общее понятие о темпераменте, его обусловленность различным сочетанием основных свойств нервной системы.

25. Учет особенностей темперамента при взаимодействии людей в учебной и профессиональной деятельности.

26. Определение характера. Характер и темперамент, социальная обусловленность характера.

27. Учет характерологических черт при формировании социально-психологического климата в производственном коллективе.

28. Эмоции, как простейшая форма психического отражения объективных и субъективных отношений. Основные функции эмоций.

29. Чувства и аффективные состояния людей. Функции и виды чувств, причини и формы аффективных состояний. Проявление эмоциональных состояний в мимике, пантомимике и речи.

30. Понятие о воле, побудительных мотивах к волевым действиям. Мотивы потребности и направленность личности.

Ханты-Мансийск

Печатается по решению кафедры педагогики и психологии Югорского государственного университета.

Еремеева. Л.И. Практикум по общим основам педагогики:.- Ханты-Мансийск, РИЦ ЮГУ. -2009-с.

Рецензент: Чистякова О.А., к.п.н.

Данный практикум адресован студентам, изучающим курс «Общие основы педагогики». Пособие содержит основные темы, вопросы, задания к семинарским и практическим занятиям, список основной и дополнительной литературы, методические рекомендации, направления тематики для реферативных работ, словарь.

Введение………………………………………..

Учебно-тематический план ……………………

Семинарские и практические занятия Тема 1Педагогика как наука……………

Тема 3. Методы педагогического исследования.

Тема 4 Процесс социализации личности……

Тема 5 Образование как общественное явление и педагогический процесс. ………

Тема 6. Педагогический процесс как система.

Тема 7 Сущность процесса обучения. ……

Тема8 Воспитание как общественное явление

Тема 9 Особенности педагогической деятельности………………………………….

Тема10 Педагогические инновации………..

Литература……………………………………..
Словарь……………………………………

Введение.

Курс «Общие основы педагогики» входит в блок общепрофессиональных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Данное пособие предназначено для студентов гуманитарного факультета, обучающихся по специальности 050706 «Педагогика и психология». Целькурса - формирование научно - обоснованных представлений студентов о теории и методологии педагогической науки, специфике объекта, предмета ее исследования и категориального аппарата. Задачи:

I. Формирование представлений об объекте и предмете педагогической науки, ее структуре и функциях.

2.Развитие профессионально-значимых умений и навыков будущего педагога-психолога.

3. Подготовка студентов к научно-исследовательской и педагогической деятельности.

Изучение данного курса осуществляется на лекционных и практических занятиях. Содержание кур­са способствует повышению качества подготов­ки специалистов к психолого-педагогической деятельности, в нем нахо­дит отражение современный уровень развития ряда наук, таких как педагогика, философия, психология и реальные потребности сегодняшней практики.

Приступая к изучению данного курса необходимо: ознакомиться с учебной программой, учебно-тематическим планом проведения занятий, внимательно изучить темы семинарских и практических занятий, задания к практическим занятиям; ознакомиться со списком основной и дополнительной литературы; изучить вопросы для самостоятельной работы над курсом. Практические и семинарские занятия имеют целью закрепить знания, перенести их в новую ситуацию, сформировать у студентов общепедагогические понятия и основные педагогические умения в решении практических задач и ситуаций. Основные методы практических занятий: упражнения; конструирование педагогических ситуаций; моделирование; поиск нужной информации; самостоятельное пополнение знаний. Студенты работают с методиками, текстами, справочной литературой, периодической печатью добиваясь умения быстро ориентироваться в ситуациях и принимать правильное психолого-педагогическое решение, а также выполняют задания, работая в микрогруппах.

На практических занятиях есть возможность выбора разных форм работы: выступление по вопросам, включенным в план занятия; подготовка индивидуального задания в виде доклада; подготовка специальных заданий; участие в обсуждении основных вопросов, дискуссиях; дополнения, вопросы; выполнение практических заданий; анализ статей и учебников, решение педагогических ситуаций и др.

Виды самостоятельной работы по изучению дисциплины: работа с Интернет – ресурсами, подбор и классификация материалов в профессиональной папке; конспектирование основных источников; составление библиографии; работа с периодической печатью и др.

Учебно-тематический план практических занятий курса «Общие основы педагогики»

Т е м ы ч Форма контроля
Педагогика как наука Выступление на семинаре.
Основные категории педагогики Терминологический диктант
Методы педагогического исследования Выступление на семинаре, работа в микрогруппах.
Процесс социализации личности Выступление на семинаре Проверка заданий
Образование как общественное явление и педагогический процесс Выступление на семинаре Проверка заданий
Педагогический процесс как система Выступление на семинаре Рубежное тестирование
Сущность процесса обучения Выступление на семинаре Проверка заданий
Воспитание как общественное явление Выступление на семинаре Решение педагогических ситуаций
Особенности педагогической деятельности Выступление на семинаре Представление эссе.
Педагогические инновации Выступление на семинаре Итоговое тестирование
Итого: 22 час Экзамен

Тема 1. Педагогика как наука

План

1.1.Зарождение и развитие научной педагогической мысли. Становление педагогики как науки, этапы ее развития. 1.2.Педагогика как наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса.

1.3. Объект, предмет и функции педагогики.

1.4. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

Доклады

  1. Педагогика - наука или искусство: история вопроса, современное состояние.
  2. Я.А. Коменский-основоположник педагогической науки.
  3. К.Д. Ушинский- классик русской педагогики.

Ключевые понятия : наука, объект, предмет, функции педагогики.

Задания к занятию

1.1. Представить графически материал по 1 вопросу плана семинарского занятия в таблице 1.

Таблица 1

Этапы становления педагогики как науки

1.2 . Создать электронную, профессиональную папку по дисциплине. Внести в нее программу курса, вопросы для самостоятельного изучения, список основной и дополнительной литературы к курсу.

1.3.

План

2. Образование, обучение, воспитание –основные категории педагогики.

3.Педагогический процесс как целостность.

4.Педагогическая деятельность - процесс реализации целей образования.

5.Педагогическая технология как система действий педагога

Задания к занятию

2.1. Подготовить вопросы по плану семинарского занятия.

2.2 . Включить в электронную папку педагогический словарь, внести определение ключевых понятий.

2.3. Тщательно изучить определения основных понятий курса, подготовиться к словарному диктанту.

Тема 3. Методы педагогического исследования

План

1 . Теоретическая часть Обсуждение вопросов по теме занятия:

1.1.Основные этапы педагогического исследования.

1.2.Общая характеристика методов теоретического исследования.

1.3. Общая характеристика методов эмпирического исследования.

Доклады.

1.Метод контент-анализа в педагогическом исследовании.

2. Методы анкетирования и тестирования.

3. Эксперимент в педагогическом исследовании.

2 . Практическая часть

Ход занятия

Работа в микрогруппах. Задание для микрогрупп:

1. Провести изучение одной из предложенных проблем, используя методы педагогических исследований.

2.Ознакомиться с раздаточными материалами, определить аспект исследования, цель, методы.

3. Провести исследование в группе.

4. Представить результаты работы микрогрупп в форме сообщения.

Ключевые слова : метод, методы педагогического исследования.

Задания к занятию.

3.1. Подготовить вопросы по плану семинарского занятия.

3.2 . Включить в электронную папку подбор анкет, тестов из научных журналов и брошюр.

3.3. На основе методов наблюдения, беседы провести изучение особенностей одного из однокурсников и составить характеристику, опираясь на схему 1.

Схема 1 . Психолого-педагогическая характеристика на студента N.

1.Общее описание внешности, особенностей речи, манеры поведения данного студента.

2.Отношение к учебной деятельности, успешность обучения в школе, удовлетворенность выбором профессии.

3.Наличие коммуникативного потенциала. Коммуникабельность, умение легко устанавливать контакты с разными людьми, открытость в общении.

4.Умение организовывать свою деятельность, самостоятельно решать задачи, преодолевать трудности.

5.Увлечения, хобби, досуг.

6.Состояние здоровья, выполнение спортивных нормативов в школе, отношение к здоровому образу жизни.

В пособии представлен материал для освоения студентами содержания дисциплины «Педагогика» в ходе практико-преобразующей деятельности. организованной с помощью разнообразных методов, форм, педагогических технологий. Содержание разделов разработано и структурировано в соответствии с типовой учебной программой.
Адресуется преподавателям и студентам средних специальных и высших учебных заведений, осуществляющих подготовку по специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение».

Правила реализации принципов на практике.
Вопросы для повторения
Понятия «принципы обучения» и «правила обучения».
Классификация принципов обучения.

Вопросы для дискуссии
Сущность принципов обучения.
Я. А. Коменский. К. Д. Ушинский. В. А. Сухомлинский и другие о принципах обучения.
Проектирование принципов в соответствии с определенным подходом к обучению.
Правила, реализующие конкретные принципы.

Информационный материал
Принцип - руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, поведению.
Принципом обучения называют одно из исходных требований к процессу обучения, вытекающее из закономерностей его эффективной организации.
Принципами обучения (принципами дидактики) называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность.

Оглавление
Предисловие
Тема 1. Педагогическая мысль в различные исторические периоды
Тема 2. Дифференцированный подход в воспитании с учетом возрастных особенностей
Тема 3. Авторские педагогические системы
Тема 4. Целостный педагогический процесс
Тема 5. Комплексное планирование целей и задач
Тема 6. Правила реализации принципов на практике
Тема 7. Требования к методам обучения
Тема 8. Кооперативное обучение
Тема 9. Проектирование практических и теоретических учебных занятий
Тема 10. Новаторские воспитательные системы. Их отличительные черты
Тема 11. Проектирование форм воспитательного процесса
Тема 12. Отличительные особенности педагогических технологий
Тема 13. Разработка материалов для проведения игровых занятий
Тестовые задания
Тематика выступлений на практических занятиях.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Практикум по педагогике, Каменкова Е.Е., Полищук И.В., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Практикум по педагогике, Казимирская И.И., Торхова А.В., Бычковский П.М., 1999
  • Развитие читательских навыков у детей, Иншакова О.Б., Иншакова А.Г., 2014
  • Если Праздник, то Праздник-Праздник, Зима, Часть 3, Галянт И.Г., 2019
  • Если Праздник, то Праздник-Праздник, Зима, Часть 2, Галянт И.Г., 2019

Следующие учебники и книги:

  • Социально-педагогическое сопровождение учащихся и студентов младших курсов, Парафиянович Т.А., Кулик О.Н., Ефимова Г.А., 2009

Учебный курс «Психология и педагогика» занимает важное место в педагогической подготовке студентов-медиков, т. к. приобретаемые в процессе изучения знания и умения имеют самостоятельное значение в будущей профессиональной деятельности. Педагогическая подготовка позволяет в дальнейшем будущему врачу организовывать процесс обучения, ориентированный на потребности и возможности пациентов, чему способствует учебное пособие и практикум по педагогике в медицине.

Цель практикума – закрепление у студентов-медиков педагогических знаний и формирование первоначальных умений.

Достижению цели способствует подобранный дидактический материал: тестовые задания, задания на размышление, ситуационные задачи, учебные кроссворды. Учебные задания, предлагаемые в практикуме, предполагают активное участие студентов в работе с целью закрепления основных знаний по курсу, его глубокому пониманию, выработку первоначальных педагогических умений (подготовка сообщений, исследований, презентаций, самоисследования). Выполнение заданий обеспечивает дополнительную мотивацию учения, побуждая студентов более осмысленно и вдумчиво подходить к изучению содержания раздела педагогики учебного курса «Психология и педагогика».

Практикум может быть использован на практических занятиях, а также в ходе самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов.

Методические указания

Практикум является дополнением к учебному пособию «Педагогика в медицине» в рамках учебной дисциплины «Психология и педагогика», преподаваемой на факультетах «Лечебное дело» и «Педиатрия» на 2 курсе, «Стоматология» на 1 курсе.

В рамках учебного процесса предполагается закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и способов деятельности:

– определение собственной позиции по отношению к дидактическим проблемам;

– усвоение понятий, рассматриваемых общей педагогикой и педагогикой в медицине;

– рассмотрение особенностей процесса обучения, образования, профессиональной деятельности педагога;

– описание и объяснение педагогических ситуаций, овладение алгоритмом решения ситуационных педагогических задач, учебных заданий.

Практикум состоит из трех разделов. Каждый раздел включает темы.

Задания, включенные в практикум, основаны на следующих видах деятельности: индивидуальной самостоятельной аудиторной и внеаудиторной (вопросы и задачи, ситуации, выполняемые устно или письменно, с последующим обсуждением на занятии, самоисследования, сообщения), парной (взаимопроверка и взаимообучение), групповой (обсуждение ситуаций, задач, вопросов, сообщений), межгрупповой работе (взаимодействие между группами по определенным правилам).

Изучение учебной дисциплины «Психология и педагогика» рассчитано на 83 ч. Из них: лекции -18 ч., практические занятия – 36 ч., самостоятельная работа – 27 ч. На изучение вопросов педагогики отводится 9 ч. Из них: лекции – 4 ч., практические занятия – 4 ч., самостоятельная работа -1ч.

Раздел I. Педагогические основы медицинского образования

Тема 1.1. Общие основы педагогики. Педагогика в медицинском образовании

Цели изучения темы: сформировать представление о педагогике как науке, ее структуре и месте среди других наук; познакомиться с понятийным аппаратом педагогики; заложить умение анализировать, сравнивать, сопоставлять основные понятия общей педагогики и педагогики в медицине.

Студент должен знать:

1. Понятие, структуру и место педагогики среди других наук о человеке, основные категории, методы педагогического исследования и понятийный аппарат педагогики как целостной системой.

2. Цели, объект, предмет, функции педагогической науки в медицинском образовании.

Студент уметь: анализировать, сопоставлять, сравнивать основные понятия общей педагогики и педагогической науки в медицинском образовании.

Подготовка к занятию:

1. Сущность понятия «педагогика», ее объект, предмет, основные функции и задачи науки педагогики.

3. Место педагогики в системе других наук.

4. Система педагогических наук.

5. Педагогика в медицинском образовании: объект, предмет, цели, функции.

6. Общие тенденции развития медицинского образования.

7. Характеристика, особенности и возможности различных методов педагогического исследования.

Задания по теме:

I. Выберите правильный(е) ответ(ы):

1. Педагогика – это:

а) наука, разрабатывающая способы реализации целей конкретных предметов на основе дидактических норм;

б) процесс управления формированием активной личности, развитием ее социальных, психических и физических свойств;

в) наука, разрабатывающая общие нормы построения целостных систем обучения.

г) наука о воспитании и обучении;

д) сфера профессиональной деятельности, направленная на достижение заданных целей на основе дидактических и методических норм и учета конкретных условий обучения.

2. Педагогика – это:

а) искусство воспитателя воздействовать на воспитанника с целью формирования его мировоззрения;

б) наука о воспитании;

в) часть общественной культуры;

г) наука о проблемах образования и обучения детей.

3. Некоторые требования к педагогическому наблюдению среди предложенных альтернатив неверные. Какие?

а) ранжирование объектов наблюдения;

б) выделение объектов наблюдения;

в) постановка задач наблюдения.

4. Какой из перечисленных ниже экспериментов больше других похож на естественный?

а) электроэнцефалографическое исследование скорости протекания нервных процессов у шестилетних учеников;

б) экспериментальное исследование влияния числа повторений на прочность запоминания.

5. Что определило возникновение педагогики как науки?

а) объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду;

б) забота родителей о счастье детей;

в) биологический закон сохранения рода;

г) прогресс науки и техники.

6. В какую группу включены основные категории педагогики?

а) среда, наследственность, воспитание;

б) знания, умения, навыки;

в) воспитание, обучение, образование;

г) созревание, система, социализация.

7. Какая схема правильно отражает наиболее существенные связи педагогики с другими науками?

По вертикали: 1. Раздел педагогической науки. 3. Неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. 5. Великий русский педагог XIX в. 6. Метод обучения. 8. Автор «Великой дидактики». 10. Человек как социальное существо, субъект исторического процесса.