Самоанализ учителя начальных классов Гореловой А.А. Анализ работы учителя: примеры, образцы аналитических справок, отчетов. Самоанализ педагогической деятельности учителя математики

Я, Кокорская Татьяна Степановна, работаю учителем начальных классов в Астраханской средней школе. Образование - высшее. Закончила в 2011 году Академию «Көкше» г. Кокшетау по специальности учитель начальных классов. Стаж работы в данной школе - 14 лет. К педагогической деятельности стараюсь относиться добросовестно и творчески. За весь период работы накопила некоторый опыт обучения и воспитания учащихся.

В 2013 году была присвоена вторая квалификационная категория.

За межаттестационный период прошла курсы:

1. Современное представление и методика развития детей. Сертификат 2015 г г. Астана Центр «Педагогики и Психологии»
2. Программа обновления содержания образования в начальной школе«. Сертификат 12.07. 2016 год

АОО «НИШ» филиал ЧУ «Центр Педагогического Мастерства» г. Петропавловска

Свою педагогическую деятельность веду согласно: «Закону об Образовании, ГОСО (Государственный образовательный стандарт начального образования РК), учебным программам, инструктивно-методического письма и другим нормативным документам.

Моё педагогическое кредо:
«Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя», - эти слова Элберта Хаббарта стали девизом моей педагогической деятельности.

Годы обучения в начальных классах - период наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, рождение личности, становление основ самосознания и ценностных ориентаций, проявления первых творческих способностей ребёнка, его индивидуальности.

Главная моя задача - научить детей учиться, самостоятельно добывать знания, необходимые в повседневной жизни и дальнейшем обучении в среднем и старшем звене, помочь раскрыться маленькой личности.

Научить ребенка учиться - значит обеспечить его успехи вплоть до окончания школы. Это и есть моя основная цель.

Данная цель реализуется мною через решение следующих задач:
- развитие интереса учащихся к учебной деятельности;
- развитие творческой личности;
- обучение учащихся умению высказывать свою точку зрения, обосновывать ответы на вопросы;
- воспитание интереса к процессу познания, поиску новых источников информации, развитие познавательной активности через использование новых образовательных технологий, активных форм обучения.

Моя задача - показать, что учение становится главным, ведущим видом деятельности в жизни ребенка. Развивая познавательный аспект, я формирую предпосылки для развития мотивационной сферы.

Во время обучения ребенка в начальной школе важно не упустить время и максимально использовать природные данные каждого ребенка. И на учителя начальных классов в этом плане ложится колоссальная ответственность.

Наша динамическая жизнь многое меняет и в образовании. Думаю, что сегодня нет такого учителя, который бы не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?

Работаю второй год в новых условиях обновления содержания образования. Целью обновленной Программы является совершенствование педагогического мастерства и внедрение системы критериального оценивания.

Это помогает обновить и усовершенствовать практику работы учителя. Без оценивания невозможен учебный процесс. Оценивание играет огромную роль как для учителя, так и для самих учеников.

При традиционном оценивании мы использовали пятибалльную систему оценивания, но при этом это было не всегда объективно.

Формативное оценивание - это работа с каждым учеником, выявление его достижений, которое позволяет более точно и объективно оценить навыки и умения учащегося. Это оценивание даёт мне возможность отслеживать учебный процесс каждого ребёнка.

Для меня формативное оценивание - это процесс наблюдения за тем, как изо дня в день протекает процесс обучения. Это постоянное оценивание (безотметочное) самооценивание и взаимооценивание учащихся по определенным критериям. Очень важно, чтобы дети умели оценивать свои знания. При формативном оценивании учитель всегда рядом со своим учеником. Он даёт своему ученику «обратную связь».

«Обратная связь - это «словесная оценка» или письменный комментарий к работе. Учитель похвалил учащегося, значит, дал понять, что материал усвоен успешно, указал на недостатки в выполении какого-либо задания, не поставил оценку, но при этом оценил работу.

При формативном оценивании ученик получает право на ошибку. Дети видят, что они знают, что у них получается, над чем нужно ещё поработать, что нужно сделать, чтобы не допускать подобные ошибки.

В практике своей работы я использую следующие виды ФО:
- «Письменные комментарии»,
- «Две звезды и одно пожелание»
- «Мини - тест», «Закончи предложения»
- «Светофор», «Большой палец» и др.

Хочется отметить положительные стороны формативного оценивания:
- позволяет ежеурочно отслеживать успехи каждого ученика в классе;
- положительно влияет на рост и развитие учебных достижений;
- создаёт условия для активного обучения;
- стимулирует учителя к дальнейшей работе с учётом результата оценивания.

Я убедилась в том, что формативное оценивание требует от учителя каждодневного кропотливого труда и определенного опыта. А результатом моей работы будут знания моих учеников, их желание учиться, быть самостоятельными.

Для достижения поставленной цели в своей педагогической деятельности решаю задачи индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; метода проектов; информационно-коммуникационных технологий обучения. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования

Процесс обучения выстраиваю по принципу: «Уча детей, учись сама». Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала.

В своей педагогической практике я применяю ряд приёмов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся, которые используютя мною на уроках в зависимости от возрастных особенностей, изучаемого материала, темы и особенности класса.

Для реализации познавательной и творческой активности школьников в учебном процессе я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся, добиваться высоких результатов обученности.

Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию образовательного процесса.

В своей работе я использую проблемные методы обучения. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению способствует творческому овладению материалом, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение дает мне возможность помогать слабым ученикам, делать процесс познания для них посильным, доступным, повышать их успешность, а также способствовать реализации желания сильных учащихся быстрее продвигаться в обучении, изучать материал более глубоко. Таким образом, все учащиеся мотивированы и не теряют интереса к учёбе.

Обучение в начальной школе немыслимо без игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. В игре расширяется кругозор, формируются умения и навыки, необходимые в практической деятельности.

По мере взросления все чаще привлекаю ребят к исследовательской деятельности. Использование ИКТ способствует повышению интереса к учению, помогает систематизировать материал, разнообразить формы контроля. Я использую компьютерные обучающие игры и программы, электронные учебники, тренажеры, презентации.

Обеспечение безопасности здоровья, соблюдение норм СанПИНа является обязательным в организации образовательного процесса. Здоровьесберегающие технологии позволяют равномерно распределять различные виды заданий во время урока, чередовать мыслительную деятельность с отдыхом, что дает положительные результаты в обучении. На уроках мы проводим физкультминутки, разминку для глаз, делаем релаксирующие упражнения, осваиваем приемы точечного массажа и самомассажа.

В практике моей работы значительное место занимают нетрадиционные уроки: урок-сказка, урок-игра, интегрированный урок, урок-исследование, урок-путешествие, урок-аукцион, урок-праздник и другие.

Главная задача каждого преподавателя и моя в том числе - не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развивать у них интерес к учению, научить учиться.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

В связи с этим я выбрала тему самообразования, над которой работаю: «Повышение мотивации младших школьников через использование приёмов активного обучения».

Активные приёмы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Активное обучение подразумевает ряд подходов к преподаванию и учению, которые требуютот учащихся большего участия, чем пассивное слушание учителя.

Активные методы обучения применяются мною на всех этапах урока (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, рефлексия учебной деятельности).

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.

Активные приемы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, а становится активным участником образовательного процесса.

В настоящее время в своей работе я широко использую следующие наиболле эффективные методы активного обучения:

1.Создание положительного настроя (мотивация) - эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.

2.Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

3.Организации рефлексии и подведения итогов.

4.Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

5. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».

6.Элементы - «изюминки» (интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).

7. Реализация личностно ориентированного и индивидуально - дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.

8. Нетрадиционные виды уроков: экскурсии, уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-исследования, проектная деятельность и др.

9. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).

Активные методы обучения помогают: развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Эта технология имеет много плюсов в нашей нелегкой работе, как раз подходит к реализации программы обновленного содержания образования РК в начальных классах.

Выбор того или иного метода на уроках зависит от разных причин: цели занятия, опытности учеников данном вопросе, их опорных знаний.

Хочется отметить, что при планировании своих уроков я уделяю большое внимание работе в группах и парах. Для этого необходимо включать в урок привычную схему технологии критического мышления: стадия вызова - стадия осмысления - стадия рефлексии. Данная схема позволяет большинству детей в классе работать с информацией активно. Так как учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, то по-прежнему в классе остаются ребята, которые не умеют еще достаточно слушать и быть внимательными, отвлекаются на уроке. Работа с ними требует некоторых повторений действий. Очень радует, что при работе в парах или группах в классе есть дети, на которых можно возложить некоторые обязанности учителя. Эти дети являются моими первыми помощниками в повышении мотивации к обучению слабых детей.

Поддержкой, опорой и первыми помощниками являются для меня родители моих учеников. В их лице я нашла единомышленников. Вся работа и жизнь класса планируется и проводится в тесном контакте с родителями, их мнение, запросы, пожелания и замечания учитываются как в плане воспитания, так и в вопросах успеваемости детей. Информация об учебных успехах и трудностях детей доводится до родителей через личную беседу и дневник ученика.

Формы работы использую самые разнообразные: родительские собрания, беседы и консультации, лекции, совместные воспитательные мероприятия, тематические классные часы, экскурсии, спортивные соревнования.

«Дорогу осилит идущий». Я никогда не останавливаюсь на достигнутом. Повышаю свое профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации, на областных и районных семинарах, посещаю уроки коллег по школе, изучаю и внедряю различные педагогические технологии. Делюсь с коллегами своим педагогическим опытом, провожу открытые уроки, выступаю с докладами и сообщениями перед коллегами. Постоянно слежу за новинками, новыми программами, приобретаю методическую литературу. Изучаю материал в сети творческих учителей. Являюсь активным подписчиком республиканского педагогико-методического журнала «Начальная школа».

Участвую в работе районного методического объединеия учителей начальных классов. Являюсь руководителем МО начальных классов нашей школы.

Результаты качества знаний учащихся за последние три года

Заключение

Исходя из анализа своей работы, в своей дальнейшей педагогической деятельности ставлю следующие задачи:
- активно внедрять в практику своей деятельности новые технологии обучения и воспитания;
- следовать девизу современной школы «Обучать не всех, а каждого», каждый человек - личность, и урок должен позволить проявить свою индивидуальность, тогда это будет урок для ученика и будет соответствовать всем требованиям современной школы.

Анализ собственного педагогического опыта показал, что учитель - это основная фигура при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности, желанием добиться успеха в своей деятельности.

Таким образом, успех в обучении во многом зависит от личности учителя, от его желания сделать свою работу наиболее эффективной.

Я убедилась в том, что педагогическая деятельность требует от учителя каждодневного кропотливого труда и определенного опыта. А результатом работы будут знания моих учеников, их желание учиться, быть самостоятельными.

Требования к качеству преподавания и обучения в современной школе возрастает практически изо дня в день. Постоянная работа над собой, беспрерывное повышение своего профессионализма, активное самообучение — это лишь малая толика требований, предъявляемых к учителям. При этом важно, чтобы весь процесс был зафиксирован — на бумаге, на электронном носителе в виде справок, отчетов, презентаций.

В этом разделе нашего сайта мы будем публиковать разные варианты и формы анализа работы учителя: образцы самоанализа, справки и отчеты о профессиональной деятельности, информации о достижениях и пр.

Для чего нужен анализ деятельности педагога

Сам анализ работы учителя выполняет сразу несколько функций:

  • Диагностическую.
  • Самообразовательную.
  • Преобразующую.
  • Познавательную.

Совокупность этих функций дает возможность увидеть работу педагога в перспективе, правильно наметить пути развития профессионального мастерства, обозначить векторы самообразования.

Главный показатель эффективности работы учителя — это, прежде всего, качественно проведенный урок. Именно он влияет на такие критерии, как успеваемость учеников, их владение предметом, их мотивацию, а в дальнейшем и поступление в высшие учебные заведения.

Поэтому навыками анализа должны обладать не только сами учителя, но и методисты, члены администрации школы.

Виды аналитических справок

Анализ работы учителя охватывает все сферы деятельности педагога. В зависимости от цели выделяют:

  • Анализ всей педагогической деятельности учителя.
  • Анализ работы учителя над определенной темой.
  • Анализ и .
  • Анализ работы учителя как воспитателя.
  • Самоанализ учителя.

Некоторые виды аналитических справок пишутся проверяющими. Сам учитель обычно составляет самоанализ своей работы по итогам четверти, года, определенного отрезка времени, выделенного на изучение поставленной проблемы, темы.

Как составить отчет по анализу деятельности учителя

Общая аналитическая справка, оценивающая всю педагогическую деятельность учителя обычно составляется по следующей схеме:

  • Общая информация об учителе (ФИО, предмет, классы, в которых работает, стаж, стаж работы в данном учреждении, образование, категория).
  • Тема или проблема, над которой работает учитель.
  • Выбранные .
  • Какие задачи ставит перед собой учитель в своей работе.
  • Ожидаемые результаты работы, которые были запланированы в начале года.
  • Как осуществляется деятельность учителя по достижению поставленных целей.
  • Результаты работы учителя: средний балл ЗУН, количество успевающих, отстающих, итоги ГИА, ЕГЭ по предмету, открытые уроки, участие детей в предметных олимпиадах, конкурсах, тематических неделях, фестивалях, индивидуальная работа с учениками, работа кружка по предмету.
  • Результаты методической работы учителя: разработка методических материалов, участите в заседании методобъединения, обобщение опыта, материалы выступлений на педагогических конференциях, анализы работы коллег.
  • Результаты работы педагога как воспитателя: работа с родителями, ведение классного руководства, совместная работа с психологом и т.д.
  • Работа учителя как члена педагогического коллектива: соблюдение трудовой дисциплины, участие в общественной жизни школы, отношения с коллективом, администрацией.
  • Культура ведения документации: планов, конспектов уроков, своевременность подачи отчетов и пр.

Это образец общей схемы составления аналитической справки, который может быть дополнен или сокращен в зависимости от цели проводимого анализа.

Резюме

Анализ работы учителя занимает одно из ведущих мест в . Анализ своей работы — это прекрасный способ продемонстрировать навыки рефлексии самого педагога, умение правильно и адекватно оценивать результаты своего труда, видеть свои недостатки, фиксировать успехи и достижения. Более того, именно анализ работы помогает выбрать правильное направление самообразования или работы над повышением квалификации.

Виды анализов работы учителя по разным направлениям

Обычно речь идет о комплексном анализе своей работы, который учителя составляют по завершении учебного года. Этот вид анализа — наиболее общий и включает в себя описание сразу всех направлений деятельности учителя:

  • Преподавание предмета с полным анализом качества знаний учащихся.
  • Методологическая работа.
  • Научно-изыскательная работа.
  • Деятельность учителя как классного руководителя.
  • Анализ внеурочной и внешкольной работы.
  • Социальная работа педагога.
  • Работа по повышению квалификации и самообразованию.

Несколько по-другому составляются анализы, преследующие конкретную цель и описывающие одну из составляющих. Например:

  • Анализ педагогической деятельности учителя.
  • Анализ учебных достижений учеников… класса по предмету.
  • Анализ работы учителя по самообразованию.
  • Анализ работы классного руководителя и пр.

Эти виды аналитических отчетов узкоспециализированы и фиксируют внимание исключительно на выбранном направлении.

Педагог должен увидеть ребенка таким, какой он есть «внутри себя», каким знает себя «только он сам».

Е.Ю.Сазонов

В любой системе общего образования математика занимает одно из центральных мест что, несомненно говорит об уникальности этой области знаний.

Что представляет собой современная математика? Зачем она нужна? Подобные вопросы часто задают учителям дети. И каждый раз ответ будет разным в зависимости от уровня развития ребёнка, его образовательных потребностей и требований современного мира.

Моё педагогическое кредо – создание благоприятных условий для воспитания компетентного выпускника, который справится со многими возникшими проблемами путём раскрытия его индивидуальных возможностей, через личностно – ориентированный подход, что соответствует проблеме работы школы.

Основными целями обучения математики выделила для себя следующие: обеспечение прочного и сознательного освоения учащимися системы знаний и умений по математике и формирование навыков самостоятельной работы (в том числе исследовательской деятельности).

На своих уроках я формирую следующие ключевые компетенции учеников:

  • учебно-познавательные компетенции : приучаю планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;
  • информационные компетенции : учу самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
  • коммуникативные компетенции : воспитываю умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других.

Наряду с решением основной задачи моя система работы предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, подготовку к дальнейшему обучению в СУЗе или ВУЗе.

Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; метода проектов; технологии адаптивного обучения и информационно-коммуникационных технологий обучения.

Ориентируясь на концепцию профильного образования, работаю над расширением выбора содержания материала. Для формирования у учащихся различных форм мышления: логического, алгебраического, алгоритмического использую разработанную мною программу элективного курса «Решение линейных и дробно-линейных уравнений и неравенств с параметрами» (10, 11 классы). Разработанная мною программа элективного курса даёт возможность ознакомиться учащимся с нестандартными решениями, позволяет развивать способности личности к математической деятельности.

На уроках математики направляю своё общение с учениками на активизацию познавательных возможностей, используя дифференцированные формы обучения, стремлюсь создать благоприятные условия для раскрытия индивидуальных возможностей каждого ученика. Для этого успешно использую элементы разноуровневого дидактического материала по алгебре под редакцией Миндюк М.Б., Миндюк Н.Г. (7,8,9 класс), сборник «Самостоятельные работы» под редакцией А.П.Ершова, В.В. Голобородько (8, 10-11классы).

Важной составляющей своей работы считаю исследовательскую деятельность учащихся. В своей практике использую проблемные уроки. Благодаря созданию проблемной ситуации на уроке ученикам необходим поиск новых способов решения поставленных задач. Именно такие уроки развивают мышление обучающихся, делают уроки интересными, непредсказуемыми и разнообразными. Дети с удовольствием решают поставленные задачи, предлагая даже необычные варианты решения проблемы. Таким образом, на уроке работает исследовательский метод.

Для формирования творческих способностей учащихся использую уроки творческого характера. На них широко использую методические приемы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся: викторины, деловые игры, побуждающие мыслительную активность, творческие работы – рисунки, рассказы, сочинения. Например,
– по окончании темы составить контрольную работу и решить её, а затем предложить её соседу по парте и проверить его работу;
– подготовить дома с друзьями сценку на тему «Реклама целого отрицательного числа –15» и показать её на уроке;
– придумать и изготовить математическую игру;
– составить кроссворд с математическими терминами, ребус, интересную задачу;
– сделать книжки-малышки про всё, что узнали о десятичных дробях.
Учащиеся с удовольствием выполняют данные задания и представляют их на суд одноклассников. Такие формы работы делают уроки интересными и разнообразными.

При изучении математики роль информационных технологий повышается в связи с тем, что они выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию учащихся. Такая траектория возникает в результате выбора личностно значимого содержания обучения, его сложности, типа заданий, их качественного содержания, скорости изучения и т.д. В качестве основы предполагается построение учащимися различных компьютерных моделей, выполняющих различные развивающие функции. Мои ученик создают такие модели: презентации в PowerPoint по изученной теме, интерактивные сообщения, построение графиков функций в системе MathCad и т.д. Информационные технологии на уроках математики позволяют дать ученикам уникальную возможность самим в процессе независимо от преподавателя узнать новое понятие, подметить закономерность, выдвинуть собственную гипотезу, прочувствовать, как возникают математические вопросы. Применение информационных технологий позволяет делать уроки математики не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует поднятию интереса к учению. Я вижу горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. И это немаловажно.

На успешность деятельности учителя влияет качества материально-технической базы. В кабинете математики имеется различная научно – популярная литература, дидактические папки с систематизированным материалом по математике, алгебре и геометрии. Мною созданы учебно-методические комплексы для коррекции знаний по темам: «Сложение и вычитание десятичных дробей», «Умножение и деление десятичных дробей» (5 класс); зачётных материалов по геометрии «Четырёхугольники», «Площадь», «Теорема Пифагора», «Соотношение между сторонами и углами треугольника». Материально-техническая оснащённость кабинета позволяет учащимся пользоваться электронными библиотеками, интернет-ресурсами. Учащиеся с удовольствием выполняют индивидуальные задания на основе привлечения дополнительных источников.

Я постоянно работаю над повышением своего профессионализма, систематически просматриваю периодические издания по педагогике, психологии, своему предмету (научно теоретический и методический журнал «Математика в школе», приложения к газете «1 сентября»; научно-методический журнал «Классный руководитель»). Зарегистрирована на многих образовательных сайтах. Периодически просматриваю новые документы на сайтах Министерства образования РФ поэтому в курсе последних событий в образовании. За прошедший аттестационный период прошла курсы повышения квалификации по темам «Особенности преподавания математики в профильных классах» и «Влияние психологического стресса на развитие личности».

Полученные на курсах знания, свои методические находки стремлюсь рекомендовать среди коллег. Выступала на заседании педагогического совета в рамках темы «Новые педагогические технологии», где делилась опытом по использованию НИТ на уроках математики. Обобщила собственный опыт по теме: «Развитие познавательного интереса на уроках математики» в рамках районного конкурса «Учитель года-2008»; давала конкурсный открытый урок

Учитель - это человек,

навечно вызванный к доске,

отвечать перед детьми,

отвечать за детей.

С. Соловейчик

Об учительской профессии часто говорят: «Они сеют доброе, разумное, вечное». Именно от учителя зачастую зависит, какое начало будет в человеке - чёрное или белое, злое или доброе.

Приход в школу ребёнка является переломным моментом в его жизни. Произойдет переход к новому образу жизни, деловой деятельности, новым отношениям. Школа станет центром жизненных интересов вашего ребенка. Поэтому мой главный педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность. Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких условий.

Цель своей педагогической деятельности вижу в создании условий для самореализации личности ребёнка в осуществлении их позитивных возможностей через раскрытие задатков и способностей.

Эта цель определяет следующие задачи:

· развивать умения и навыки планирования и организации учебной деятельности;

· развивать творческие способности учащихся;

· регулировать темп деятельности, синхронизировать свою работу с работой класса;

· формировать навыки самоконтроля;

· развивать коммуникативные навыки в процессе учебной деятельности;

· развивать рефлексию в процессе учебной деятельности;

· повышать мотивацию к обучению и преодолению учебных затруднений;

· формирование положительной «Я - концепции».

Основными задачами в своей работе считаю формирование прочных знаний, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, для того чтобы учащиеся «добывали» знания и применяли их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда.

Поэтому моя позиция по отношению к ребенку такова: он - мой соратник, союзник, соавтор, принимающий и дающий, имеющий право на несогласие, сомнение и даже ошибку.

Моё педагогическое кредо: работать так, чтобы видеть огоньки пытливости в глазах детей, их живой неподдельный интерес, желание показать свои умения и навыки, - что же может быть лучше?

Ведущими принципами работы являются:

* Принцип обучения деятельности

Применяя этот принцип, я на каждом уроке формирую личность ученика, и его развитие продвигается вперёд не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе своей собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. И главное слово здесь - сотрудничество. Не «я объясню» - мы вместе догадаемся. Не «я покажу» - мы вместе сделаем. Не «я научу» - мы вместе достигнем. И только в этом случае актуализируются личностно значимые мотивы, побуждающие к деятельности изнутри. Мои дети не просто учатся чему-то, они постоянно что-то изобретают, творят.

* Принцип минимакса

Я считаю, принцип минимакса является оптимальным для реализации индивидуального подхода, так как это саморегулирующаяся система. Это очень заметно на уроках. Слабый ученик ограничивается минимумом, а сильный - берёт все и идёт дальше. Все остальные размещаются в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями и возможностями - они сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму.

*Принцип психологической комфортности

Систематическая и целенаправленная работа с использованием здоровьесберегающих технологий помогает мне добиваться глубоких и прочных знаний, а главное вызывает интерес к изучаемым предметам.

*Принцип творчества

Ведь умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стало сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека.

А я уже сказала, что, применяя выше перечисленные принципы, мы на наших уроках все знания открываем только вместе с детьми в тесном сотрудничестве. Я учу учеников думать и самим принимать решения, вижу в каждом из них личность со своими интересами и склонностями, позволяю им высказывать своё мнение и слушаю все высказанные мнения, позволяю жить на уроке яркой и интересной жизнью.

В основе взаимодействия с классом на занятиях лежит сотрудничество, диалог учителя и ученика, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываю индивидуальные особенности ребёнка, его возможности восприятия учебного материала, интересы, наклонности, личный «субъектный» опыт ребёнка, приобретённый в конкретных условиях семьи.

Убеждена, что в отношениях с детьми нужна душевность, искренность в союзе с сотрудничеством и сотворчеством. Совместная работа приносит наслаждение, увлечённость, вызывает активность и способствует проявлению лучших человеческих качеств.

Мой жизненный девиз : «Необходимо выводы поражений превращать в источники побед».

Этому я учу и своих детей. Учу воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Я считаю такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.

Таким образом, исходя из вышеизложенных теоретических положений, можно выделить те аспекты, которые я использую для реализации программы «Школа 2100» на своих уроках:

1. На первое место в своей работе я ставлю уважение к Личности.

2. Основными формами моей работы являются: урок, работа в парах, группах, индивидуальная работа. С помощью этих занятий учащиеся учатся договариваться, отстаивать свою точку зрения. Коллектив становится дружнее и сплочённее.

3. Основные методы: частично-поисковый и проблемный, проектный метод.

Правила, которыми я руководствуюсь в своей работе:

1. Стараюсь найти в ребёнке то, за что его можно похвалить, а не то, за что поругать.

2. Знайте, что ребенку тогда интересно с вами, когда вам интересно с ним.

3. Даю возможность каждому ребенку сделать свое маленькое открытие.

4. Если ребенку тяжело, то найду для него такое задание, которое ему по силам.

5. Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе.

6. Помните, что ошибка одного может породить мысль другого. Не пугайтесь детских ошибок!

7. Не бойтесь сделать вид, что вы что-то не понимаете.

8. Не бойтесь признаться в том, чего не знаете сами.

9. Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего он может додуматься сам.

10. Помните, что неудачи в жизни имеют две причины - недостаток любви и заниженная самооценка, а значит, ребёнок особенно остро нуждается в чувстве собственного достоинства. Просто любите детей и не бойтесь им показать это.

Динамика успеваемости учащихся

2008-2009

(4 «б» класс)

за год - 22 человека

2009-2010

(5 «б» класс)

I - II четверти

I четверть

23 человека

II четверть

23 человека

Процент обученности

Процент качества

Процент обученности

Процент

качества

Процент

качества

Русский язык

Математика

Литературное чтение

Природоведение

На протяжении многих лет я работаю без отстающих. Это можно проследить по итоговым результатам выпуска 4 «б» класса ( 1 четверть - 23 учащихся: 2 отличника, 7 хорошистов (39%);

2 четверть - 23 учащихся: 2 отличника, 9 хорошистов (48%) ).

По отзывам учителей - предметников и классных руководителей моих выпускников, все дети обладают коммуникативными навыками, способны к самооценке и взаимооценке, умеют определять цель работы, планировать свои действия, анализировать, обобщать, работать самостоятельно, в парах, группах. По итогам I полугодия 2009-2010 учебного года из 22 выпускников в 5 «б» классе на «4» и «5» продолжили учиться - 11 учащихся (качество знаний составило (23 учащихся) 48 %), то есть подтвердили свои знания, полученные в начальной школе.

Динамика успеваемости учащихся по первому классу

Литературное чтение

Математика

Русский язык

Окружающий мир

Не знали буквы (%)

Знали буквы (%)

Читали по слогам (%)

Читали по слогам + целыми словами (%)

Беглое чтение (%)

Ориентирование на плоскости (%)

Счет в пределах 10 (прямой и обратный) (%)

Выполнение операций сложения и вычитания (%)

Сравнение множеств (%)

Развита мелкая моторика (%)

Сформированность фонематического слуха (%)

Овладение звуковым анализом (%)

Умение называть предметы и его свойства (%)

Знание времен года и его признаков (%)

Умение рассказывать по картинке (%)

На начало уч. года

26 человек

На конец уч. года

25 человек

Скорость вычислительных навыков

Скорость письма

Схема учета навыка чтения

Темп чтения: 30-40 слов

Проанализировав результаты своей деятельности, прихожу, к выводу, что выбранные мною приёмы и методы обучения дают стабильные результаты.

А результаты моей работы уже видны. Большинство учеников моего класса стали активными читателями школьной и городской библиотеки. 2 ученика приняли участие в школьной конференции и в фестивале научных и творческих работ учащихся «Портфолио» (Кравченко Егор «Баба - Яга - удивительная героиня детских сказок» - 1место ; Мохова Алина «Чему меня учат русские народные сказки »-3место ). Ребята награждены грамотами в школе и дипломами из Москвы. 16 человек участвовали в Международном конкурсе «ЧИП».

Пробудить душу ребенка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитать элементарную культуру поведения, чувства милосердия и сострадания, привить навыки здорового образа жизни - вот основные задачи , которые я поставила перед собой, набирая первый класс.

Методика моей воспитательной работы строится на коллективной творческой деятельности.

Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность.

Занятость учащихся 1 «б» класса во внеурочное время

Работа с родителями

Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить. В своей практике применяю следующую форму взаимодействия с родителями - сотрудничество. Работа с семьёй - одна из главных задач школы. Вообще я считаю, чем дружнее и сплочённее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как классному руководителю в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми. За период обучения в 1 классе было проведено множество внеклассных мероприятий. Мы посетили музей, кинопрокат, библиотеку.

Я постоянно веду диагностическую работу с семьями учащихся (изучаю состав семьи, материально-бытовые условия, воспитательные возможности, психологический климат). Мои уроки и внеклассные мероприятия всегда открыты для родителей. Это помогает им увидеть результаты своего домашнего воспитания, выяснить причины успехов и неудач в учебном труде своих детей.

Встречи на дому, в школе, приглашения на классные и общешкольные родительские собрания, беседы и индивидуальные консультации, совместная подготовка праздников помогают мне создать единую систему педагогического воздействия на каждого ребенка класса и добиться положительных результатов в воспитании и обучении младших школьников.

Постоянно работаю над повышением уровня профессионального мастерства через участие в работе районного методического объединения учителей начальных классов (доклад по теме «Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению»), действующих семинаров (доклад по теме «Коррекционно-развивающее обучение на уроках математики»),«Фестиваль педагогических идей», приобретаю новинки педагогической и методической литературы, выписываю журнал «Начальная школа плюс До и После», газету «Начальная школа». сотрудничаю с преподавателями ТПУ (провела 4 открытых урока), имею печатные издания

В общении с коллегами поддерживаю нормальные отношения: если надо - помогу, если не знаю что-то - спрошу.

Мне повезло, что у меня любознательные, добрые, открытые ученики, с которыми рядом я иду по жизни и решаю поставленные жизнью задачи.

Самоанализ своей работы хотелось бы завершить стихотворением

Всегда в делах,

Всегда в заботах.

Учить детей -

Моя работа.

Проанализировав свою работу за предыдущие годы, я поняла, что устойчивого положительного результат можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребенка».