Презентация "литературная история кубани". Презентация.Кубань-многонациональный край. презентация к уроку по краеведению на тему Изменение климата, усовершенствование орудий труда и деятельность человека, внесли определенные коррективы в ландшафт Кубани

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Символы Краснодарского края Урок кубановедения

Историческая справка Гимном Краснодарского края является произведение на стихи полкового священника отца Констанина Образцова, положенное на народную музыку в обработке профессора Виктора Захарченко (Закон Краснодарского края "О символах Краснодарского края" от 5 мая 1995 года N 5-КЗ принят 24 марта 1995 года Законодательным Собранием Краснодарского края, глава 3, статья 16). Историческая справка: Народная песня "Ты, Кубань, Ты наша Родина", написана в 1914 году на русско-турецком фронте. Была посвящена казакам 1-го Кавказского казачьего полка в память боевой их славы в первой мировой войне. Автор слов - полковой священник Константин Образцов. Песня сразу привлекла внимание воинов. Военные песни их репертуара, как правило, описывали картины походов, сражений, где участвовали казаки. А в новой песне нет ничего батального, внешнего, описательного. Свое содержание, чувства она передает по-человечески просто, задушевно и в то же время мудро, величаво. Текст песни написан в виде приветственного послания, коллективного письма на Кубань. Казаки вспоминают "станицы вольные:родной отцовский дом" и бьются насмерть с "врагом-басурманином", чтоб жила их святая родина. Сначала песня исполнялась в небольшом кругу фронтовиков. Через год-два ее запели все кубанские подразделения действующей армии. В период гражданской войны она была официальным гимном Кубанской рады. И в годы Великой Отечественной песня поднимала боевой дух казаков и вместе с ними прошла победный путь от берегов Кубани до Эльбы. Ее слышали в Польше, Румынии, Болгарии, Венгрии, Германии. В настоящее время песня олицетворяет собою Кубань. В марте 1995 года Законодательное Собрание Краснодарского края утвердило ее в качестве гимна Краснодарского края.

Гимн Краснодарского края ТЫ, КУБАНЬ, ТЫ, НАША РОДИНА Ты, Кубань, ты, наша родина, Вековой наш богатырь! Многоводная, раздольная, Разлилась ты вдаль и вширь. Из далеких стран полуденных, Из заморской стороны Бьем челом тебе, родимая, Твои верные сыны. О тебе здесь вспоминаючи, Песню дружно мы поем, Про твои станицы вольные, Про родной отцовский дом. О тебе здесь вспоминаючи, Как о матери родной, На врага на басурманина Мы идем на смертный бой. О тебе здесь вспоминаючи, За тебя ль не постоять, За твою ли славу старую Жизнь свою ли не отдать? Мы, как дань свою покорную, От прославленных знамен Шлем тебе, Кубань родимая, До сырой земли поклон.

Флаг Краснодарского края Флаг Краснодарского края Флаг Краснодарского края представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - синего, средней - малинового и нижней - зеленого цвета. Ширина двух крайних полос равна ширине малиновой полосы. В центре флага расположен герб Краснодарского края, выполненный в одноцветном варианте - желтым цветом с оранжевым контуром. Отношение ширины флага и его длины - 2: 3. Закон Краснодарского края от 5 мая 1995 года N 5-КЗ "О символах Краснодарского края" принят 24 марта 1995 года Законодательным Собранием Краснодарского края, глава 2, статья 7 (в редакции Закона Краснодарского края "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О символах Краснодарского края" от 28 июня 2004 года N 730-КЗ). Флаг Краснодарского края внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации 22 сентября 2004 года с присвоением регистрационного номера - 1503.

Герб Краснодарского края Герб Краснодарского края Герб Краснодарского края в основе имеет изображение исторического герба Кубанской области. В зеленом щите золотая зубчатая стена, мурованная черным, с двумя такими же круглыми башнями и открытыми воротами. Между башен из-за стены выходят золотой пернач и по сторонам от него два серебряных бунчука, с золотыми остриями и на золотых древках. В золотой главе щита возникающий Российский императорский орел (черный двуглавый, с золотыми клювами и червлеными (красными) языками), увенчанный натуральными императорскими коронами, из которых средняя больше и имеет лазоревые (синие, голубые) ленты, несущий на груди Кавказский крест (крест с мечами "За службу на Кавказе"). Щит увенчан княжеской короной (шапкой), подложенной червльнью. За щитом лазоревый (голубой) штандарт с золотым коронованным вензелем императора Александра II, окруженным лавровым венком; в навершии штандарта - венок и над ним Российский императорский орел. По сторонам за щитом накрест положены четыре лазоревых знамени с золотым изображением коронованных вензелей императрицы Екатерины II и императоров Павла I, Александра I и Николая I, окруженных такими же дубово-лавровыми венками. Древки штандарта и знамен лазоревые, навершия, кисти на шнурах и бахрома штандарта, знамен и подтоки золотые. Древки штандарта и знамен перевиты двумя лентами орденов Ленина, соединенными под щитов бантом. Закон Краснодарского края от 5 мая 1995 года N 5-КЗ "О символах Краснодарского края" принят 24 марта 1995 года Законодательным Собранием Краснодарского края, глава 1, статья 1 (в редакции Закона Краснодарского края "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О символах Краснодарского края" от 28 июня 2004 года N 730-КЗ). Герб Краснодарского края внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера - 1502.

На территории нынешнего Краснодарского края, археологами обнаружено около пятидесяти памятников раннего палеолита.

Палеолитом принято называть период в истории человечества, когда главным материалом для человека являлся камень.

Северо-Западный Кавказ, а это в основном современная территория Кубани, всегда привлекали людей своими природно-географическими

Северо-Западный
Кавказ, а это в
основном
современная
территория Кубани,
всегда привлекали
людей своими
природногеографическими
условиями,
богатством
растительного и
животного мира.

По мнению большинства современных ученых, первобытный человек пришел на территорию Кубани с юга, пройдя по рекам и перевалам

Кавказских гор. Это событие
произошло более 500 тысяч лет назад.

Стоянки времен палеолита обнаружены на территории Черноморского побережья и в предгорьях Кавказа.

Основными видами деятельности человека древнекаменного века (палеолита) были собирательство и охота.

В период среднекаменного века (мезолита 10 -6 тысяч лет до нашей эры) человек изобретает лук и стрелы, что способствует

переходу от
коллективной
охоты к
индивидуальной.

Примерно к этому времени относится и появление нового человека (неандертальца).

Произошедшее обледенение и общее похолодание способствовали дальнейшему совершенствованию видов охоты и постепенно привели к

Произошедшее
обледенение и
общее
похолодание
способствовали
дальнейшему
совершенствовани
ю видов охоты и
постепенно
привели к
оседлому образу
жизни.

Большую известность получили такие стоянки первобытных людей как: Ильская

Губская

Монашеская

Баракаевская

Воронцовская

Человек учиться строить искусственные жилища и добывать огонь, последнее в свою очередь выводит человека из круга животных.

Овладение огнем дало возможность древнему человеку не завесить от природных условий и превращать мясо животных в легкоусвояемую

пищу.

В период новокаменного века (неолита 4 – 3 тысячелетие до нашей эры), человек начинает заниматься скотоводством и земледелием и

переходит на
новый уровень
уровень человека
разумного (Homo
Sapiens).

Появление металла (вначале меди) означало существенный скачок в развитии человечества. Кавказ был одним из первых и древнейших

очагов
выплавки меди, а
затем и железа.

Изменение климата, усовершенствование орудий труда и деятельность человека, внесли определенные коррективы в ландшафт Кубани.

Постепенно ее природно-географический
вид стал таким, каким его застали первые русские
переселенцы.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кубань -многонациональный край.

Общая численность населения Кубани составляет 5,2 млн. человек (по данным на 1 января 2010 года). Краснодарский край занимает 3-е место среди регионов Российской Федерации по числу жителей - после Москвы и Московской области. Удельный вес городского населения составляет 52,5 %, сельского - 47,5 %. Плотность населения - 67,9 чел./км² (данные 2010 года).

Численность в 2002 г. , тыс. чел. 4436,3 (86,6 %) 17,5 (0,3 %) 274,6 (5,4 %) 131,8 (2,6 %) 26,5 (0,5 %) 26,3 25,6 20,5 18,5 15,8 13,5 11,9 10,9 7 6,5 5 3,2 Народ Русские в том числе казаки Армяне Украинцы Греки Белорусы Татары Грузины Немцы Адыгейцы Турки Азербайджанцы Цыгане Мордва Молдаване Курды Шапсуги

Многонациональность исторически характерна для южных рубежей России (в крае проживают представители более 100 национальностей). Современный этнический состав населения Кубани начал складываться во второй половине XVIII века. Особенно интенсивно эти процессы протекали во второй половине XIX века, и новый их всплеск приходится уже на наше время. Однако и в более ранние периоды кубанская земля не была безлюдной. На ней жили и по ней проходили на пути к новым местам поселения многие народы. Они оставили нам памятники материальной культуры, названия местностей. Здесь решались иногда в кровавых сражениях судьбы целых народов. Территория Краснодарского края была перекрестком больших кочевий, здесь проходила зона взаимодействия жителей гор и степняков, поэтому национальный состав населения и границы расселения народов менялись довольно быстро.

Адыгейцы являются очень древним из исторически уловимых народов, населявших берега Кубани, хотя их корни и происхождение до конца еще не ясны. Существует гипотеза о переселении их далеких предков « кашаков » из Передней Азии в эпоху бронзового века. Уже в I тысячелетии до новой эры среди ряда народов Кубани выделяются меоты, которые традиционно считаются генетическими предшественниками адыгейцев. Кавказская война и выселение части адыгейцев в Турцию значительно изменили этническую карту Кубани. В 1867 году, после переселения, в Кубанской области оставалось всего 75 тысяч горцев.

Славяне имеют давние исторические связи с Кубанью: в X–XI веках на Тамани существовало древнерусское Тмутараканское княжество. Однако предки нынешнего славянского населения появляются здесь значительно позже, после длительного перерыва - с XVIII века. В 1710 году находят пристанище на Кубани некрасовские казаки численностью до 10 тыс. человек - выходцы с Дона, участники восстания Кондратия Булавина. Однако уже с 1740 года некрасовцы переселяются общинами на территорию Османской империи, спасаясь от притеснений царского правительства.

С конца XVIII века на Кубани начинают формироваться украинская и русская этнографические группы - черноморское и линейное казачество. Их основу составили запорожские и донские казаки и крестьяне южнорусских и украинских губерний, переселенные сюда для несения пограничной службы. Кубанские земли были жалованы бывшим запорожцам Екатериной II.

Армяне жили на Кубани со средневековья. Так, еще до прибытия сюда казаков, у горцев существовали армянские поселения - Гяурхабль и другие. Возможно, армяне переселились сюда из Крыма в XV веке. В 1839 году черкесо-гаи (кубанские армяне) основали селение Армавир. К концу XIX века относится массовая волна переселения на Кубань амшенских армян - выходцев с территории Турции.

Особенно значительные изменения в национальном составе населения Кубани происходят в 1860–1870-е годы. Это было связано с окончанием военных действия на Кавказе и правительственными мероприятиями по заселению нагорной полосы и Черноморского побережья nocле ухода части горских племен в Турцию. В это время здесь появляются греки, эстонцы, молдаване, которые, прибывая к новому месту жительства целыми общинами, основывали селения.

Миграционный поток на Кубань из других регионов России был, начиная с 60-х годов XIX века, очень активным. В результате население Черноморской губернии (приморская полоса от Анапы до Адлера, где не было военного казачьего управления) выросло с 1861 по 1914 год на 1600%, а Кубанской области - на 437%. К 1917 году большинство на Кубани составляло славянское население, не относящееся к казачьему сословию.

Изменения этнического состава населения происходили на Кубани и после 1917 года. Так, в течение 1920–1930-х годов значительно уменьшилось количество украинцев как результат голода 1933 года и насильственной смены национальности (ранее многие потомки запорожцев причисляли себя к украинцам). В 1924 году в Курганинском районе переселенцами из Карской области (Турция) был образован ассирийский хутор Урмия (ассирийцы в незначительном числе впервые появились на Кубани на рубеже XX века), а к 1930 году в этот хутор переселилось около 100 семей из Москвы, Ленинграда, Свердловска и других мест. Уже в последние десятилетия, с 1970-х годов, в крае появились курды, турки-месхетинцы, хемшилы (армяне-мусульмане).

Северный Кавказ, как уже неоднократно подтверждала история, является чрезвычайно важным для России регионом. Это - ворота, в том числе морские, в Закавказье и на Балканы, поставщик продовольствия в другие регионы страны и уникальная курортная зона. Вместе с тем Северный Кавказ - один из потенциально конфликтных регионов Российской Федерации. Причина этого - сложный клубок межнациональных противоречий, как исторически унаследованных от Российской империи, так и созданных после 1917 года.

Начиная с 1988 года, край стал центром притяжения беженцев, вынужденных переселенцев, иных категорий мигрантов из различных регионов бывшего СССР. В этом потоке на 1-ом месте по численности - русские, на 2-ом - армяне. Армянская диаспора на Кубани всегда была достаточно мощной, и во многих городах (Армавир, Туапсе, Сочи, Новороссийск, Анапа и Краснодар) количество этнических армян велико. Среди других переселенцев - азербайджанцы, курды, ассирийцы, украинцы, белорусы, греки, адыгейцы и немцы. Количество греков, немцев и турок в крае снизилось после репрессивных переселений 1930 -х - 1940 -х годов; адыги (шапсуги, натухайцы и др.), сейчас немногочисленные и являются аборигенными обитателями края. Самым многонациональным районом края является Крымский.

Народы, проживающие в нашем крае, отличаются своей культурой, языком, национальными традициями, обрядами, верой. И очень важно, чтобы каждый из нас с уважением относился к обычаям других людей независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания. В этом и заключается принцип толерантности.

Люблю мой край несказанно богатый, Мою Кубань – жемчужину страны. Её простор, в садах вишнёвых хаты, Весёлый пляс и песни старины. Пусть небо будет чистым и безоблачным Цветут сады, кругом шумят поля. Живи всегда счастливо и свободно Казачий край, кубанская Земля!


Жалованная грамота Екатерины II Черноморскому казачьему войску на Кубанские земли. 30 июня 1792 г. Усердная и ревностная войска Черноморского нам служба, доказанная в течение благополучно оконченной с Портою Оттоманскою войны храбрыми и мужественными на суше и водах подвигами, нерушимая верность, строгое повиновение начальству и похвальное поведение от самого того времени, как сие войско по воле нашей покойным генералом-фельдмаршалом князем Григорием Александровичем Потемкиным-Таврическим учреждено, приобрели особливое наше внимание и милость. Мы потому, желая воздать заслугам войска Черноморского, утверждением всегдашнего его благосостояния и доставлением способных к благополучному пребыванию всемилостивейше пожаловали оному в вечное владение состоящий, в Таврической области остров Фанагорию со всей землею, лежащею на правой стороне реки Кубани от устья ее к Усть-Лабинскому редуту, так чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же - Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли. Все состоящие на помянутой нами пожалованной земле всякого рода угодья, на водах же рыбные ловли остаются в точном и полном владении и распоряжении войска Черноморского, исключая только места для крепости на острове Фанагория и для другой, при реке Кубани, с подлежащим для каждой выгоном, которые - для вящей войску, и особливо на случай военной безопасности, сооружены быть имеют. Войску Черноморскому принадлежит бдение и стража пограничная от набегов народов закубанских... Мы надеемся, что войско Черноморское, соответствуя монаршему нашему о нем попечению, потщится не только бдительным охранением границ соблюсти имя храбрых воинов, но и всемерное употребит старание заслуживать звание добрых и полезных граждан внутренним благоустройством и распространением семейственного жития...

Устич Наталья Ильинична
Презентация «История кубанского казачества»

В начале XIX в. единой формы у казаков не было . Черно­морцы носили синие шаровары и кафтан красного или синего цвета. Линейные казаки предпочитали одежду черкесского образца.

К середине XIX в. форма становится единой. Как правило, это были черные либо темно-синие черкески с газырями - напатронниками, под черкеску одевался бешмет-рубашка, сши­тая из атласа, сапоги, башлык. В зимнее время прибавлялась бурка - верхняя одежда из овечьих шкур без рукавов. Папахи у казаков были черные - парадные и серые - повседневные.

Во все времена женщины стремились одеваться модно. Ка­зачки не были исключением.

Традиционный женский костюм - юбка и кофта - шился из фабричных тканей. Фасоны были разнообразны, имелась масса украшений, обязательно надевалась нижняя юбка - «спидныця» . Волосы женщины заплетали в косу и укладывали в пучок на затылке. Пучок закрывался «шлычкой» , маленькой шапочкой, состоявшей из круглого донышка и узкого бортика, которая затягивалась на пучке шнурком. Девушки не ходили летом с непокрытой головой. На ноги казачки обували чувяки , черевики, сафьяновые сапожки.

Дом представлял собой прямоугольник длиной от 12 до 35 аршин (аршин - 71 см.) и шириной от 8 до 10 аршин под двух- или четырехскатной крышей. В доме было две комнаты «мала хата» и «велика хата» . Дом делали из самана (кирпич, высушенный на солнце, из глины, соломы и земли) либо строи­ли турлучный дом. Это когда казаки по периметру дома зака­пывали в землю сохи, которые переплетались лозой. Как толь­ко каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» , когда глину вперемешку с соло­мой забивали в плетень.

Через неделю делали вторую мазку - «под пальцы» , когда глину, смешанную с половой, вминали и разглаживали пальца­ми. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и «кизяк» (навоз) . Была еще и четвертая мазка - «вихтюваина» . Это когда тряпкой «вихтем» размывали стены, нанося на них тонким слоем глину. Побелку делали белой глиной. Для крыши заготавливали чистый сухой камыш, который срезали поздней осенью

Со строительством дома были связаны специ­альные обряды, направленные на обеспечение благополучия в семье и изобилия в доме. При закладке дома на место строи­тельства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось» . Сволок - деревянные несущие бру­сья, на которые настилался потолок, - поднимался не голыми руками, а на полотенцах - «чтобы в доме не было пусто» . Под крышу подкладывали мелкие деньги, а в переднем углу в сте­ну вмуровывали небольшой деревянный крест, призывая бо­жье благословение на обитателей дома. После окончания строи­тельных работ вместо платы (ее не полагалось брать за по­мощь) хозяева устраивали угощение (все это сопровождалось песнями) .

Есть ещё один способ постройки казачьей хаты . Сначала из глины и соломы формировали кирпичи (саман, а затем из него уже строили хату и дальше

Все заметные события жизни казаков были связаны с пра­вославной верой. Напутственным молебном кубанцев провожа­ли на службу, а благодарственным - встречали.

Хранителями обычаев выступали у казаков старики . В присутствии стариков не сидел даже атаман. К старшим обращались только на «Вы» , Важную роль в казачьей семье играла бабушка : муж на службе, жена в поле, а все воспитание детей ложилось на плечи бабушек, которые пользовались ува­жением в семье.

Благодаря традиции передачи устной информации от деда к отцу и от отца к сыну кубанцы сохраняли свою культуру.

Свою историю казаки знали и почитали . Кропотливо и бережно хранили все, что имело к ней отношение. Как бы они не жили – бедно или богато, но в любой дореволюционной станице не было хаты без святого угла.

Если в комнату заходили гости – первым делом крестились подле икон, укрытых сверху вышитыми или кружевными полотенцами, и от волны свежего воздуха начинал колебаться огонёк лампады.

А закладка каждой новой станицы или хутора начиналась с постройки церкви или храма.

Рассказ о казачьем быте был бы неполным, если бы мы не коснулись устного народного творчества. Казаки создали много образцов устного творчества, многие из которых дошли до нас в трудах И. Д. Попко «Черноморские казаки в гражданском и военном быту» и Ф. А. Щербины «История Кубанского казачьего войска » . Эти и другие работы этих авторов украшают фольклорные вставки : легенды, пословицы и т. д