Оценка эффективности управления персоналом. Стремительно меняющаяся жизнь предъявляет все более высокие требования к человеку, к его умению изменяться и действовать в новых условиях. Стратегия развития. «Время предъявляет к нам все более высокие требовани


Пояснительная записка.
Стремительно меняющаяся жизнь предъявляет все более высокие требования к человеку, к его умению изменяться и действовать в новых условиях. Стратегия развития образования на 2010-2015 годы ставит перед нами, педагогами, задачу внедрения современных образовательных стандартов и технологий. А это предполагает:

Переход на образовательные стандарты нового поколения;

Разработка и апробация инновационных технологий обучения;

Создание экспериментальных образовательных площадок.

Превышение госстандарта.

Данная программа подразумевает не только развитие фантазии детей, но и формирование умения мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, воспитание у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира,

формирование навыков творческой работы, включающей следующие компоненты:

Развитое воображение в двух его основных формах: как порождение идеи и как возникновение плана ее реализации. Развитие воображения и восприятия формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина;

Оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения (по отношению к традиционным способам решения);

развитие художественно-творческих способностей у воспитанников посредством изобразительной деятельности, которая включает в себя использование нетрадиционной техники рисования, разнообразных материалов, методов и приемов РТВ

К концу 3-го года жизни ребенок усваивает основные понятия о цвете, величине, форме; учится сравнивать реальные предметы с их изображением на картинке, рассматривает пейзажи.

Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изо деятельности. Он передает образы предметов с помощью цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования.

Сначала ребенку интересен сам процесс рисования, но постепенно его начинает интересовать качество рисунка. Он стремится как можно натуральнее изобразить предмет, а после занятия полюбоваться им, рассказать, какой цвет он выбрал и почему, что может делать этот предмет, какой у него получился рисунок.

В данной программе предлагаются конспекты увлекательных занятий по рисованию цветными карандашами, гуашью традиционными и нетрадиционными способами. Эти занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости и воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности и трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.

Занятия составлены по тематическому принципу:

Одна тема объединяет все занятия в течение недели. Занятие по рисованию с детьми 3 -4 лет проводится 1 раз в неделю и длится 15 минут. В программе представлены 36 занятй, рассчитанных на учебный год. (с 1 сентября по 31 мая).

Занятия строятся по следующему плану:


  • Создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости, (загадки, песни, потешки, сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры – драматизации, подвижная игра);

  • Изображение предмета (рассматривание и ощупывание предмета, показ приемов изображения;

  • Доработка рисунка дополнительными элементами;

  • Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка, дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы).

Предполагаемые навыки и умения детей к 4-м годам


Традиционные методы

Нетрадиционные методы

Интересуются рисованием и аппликацией

Имеют стойкий интерес к изодеятельности

Рисуют гуашью, фломастерами, цветными карандашами

Знают и называют материалы, которыми можно рисовать, умеют ими пользоваться (гуашь, фломастеры, маркеры, цветные карандаши, восковые мелки, свечи, акварель)

Знают и называют основные цвета, правильно подбирают их

Знают основные цвета и их оттенки, широко их используют

Ритмично наносят штрихи, пятна

Украшают изделие различными способами

Рисуют линиями и мазками простые предметы дорога, падающие листья), рисуют предметы, состоящие из сочетания линий (елочка, забор)

Создают изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной, треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, снеговик)

Рисование гуашью, фломастерами и цветными карандашами, кистью на бумаге

Знакомы и используют нетрадиционные техники рисования (пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками, по мокрому, монотипия, рисование на бумаге различной фактуры, размера и цвета…)

Изображают предметы, состоящие из 2х частей (дом, флаг)

Создают простейшую композицию из нескольких предметов (тарелка с фруктами, летящие самолеты)

Составляют узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя по форме, величине

Составляют узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя по форме, величине. Украшают изделие, используя различные цветовые оттенки

К концу года ребенок умеет:


  • Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;

  • знает и называет материалы, которыми можно рисовать, умеет ими пользоваться;

  • знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их;

  • передает различие предметов по величине;

  • ритмично наносит штрихи, пятна;

  • украшает изделие различными способами;

  • рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья);

  • рисует предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор);

  • создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок);

  • создает простые по композиции и содержанию сюжеты (лес, ёжик бежит по дорожке);

  • знаком с нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками;

  • создает простейшую композицию (тарелка с фруктами, летящие самолеты);

  • составляет узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя их по цвету, форме, величине);

  • украшает изделие, используя фломастеры, карандаши.
Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества. II младшая группа

Начало/середина/конец года

-явно выражено недостаточно выражено не выр

высокий средний низкий

уровни

Оценка детских работ по критерию «творчество» (анализ процесса деятельности) носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме: детям дается альбомный лист с нарисованными на нем тремя кругами одинаковой величины. Детям предлагается дорисовать их, чтобы получился какой-либо предмет и раскрасить, чтобы получилось красиво. Диагностическое задание должно стимулировать творческие способности детей, дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт. Задание оценивается следующим образом: количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл.

Перспективное планирование.


Месяц

Неделя

Тема занятия

Сентябрь

1

Диагностика

2

Дождик, дождик, поливай, будет, будет урожай!

3

Яблоки и яблочки

4

Птички ягодки клюют

Октябрь

1

Веселые мухоморы

2

В нашем саду листопад

3

Платье для куклы

4

Укрась тюбетейку татарский

Ноябрь

1

Жили у бабуси…

2

Покормите птиц зимой

3

Котенок

4

Зайчик

Декабрь

1

Моя любимая чашка

2

Маленькой елочке холодно зимой

3

Укрась рукавичку

4

Новогодние игрушки в коробке

Январь

1

Каникулы

2

Волшебнее картинки

3

Хвойный лес

4

Фартук для куклы

Февраль

1

Снежинки

2

Краденое солнце

3

Флажок

4

Пирамидка

Март

1

Тюльпан

2

Сосульки

3

Колобок

4

Подарки для Алсу

Апрель

1

Ракета

2

Мой дом

3

Еду, еду я домой на машине грузовой

4

Заборчик

Май

1

Воздушные шары

2

Рыбка

3

Мой цветочек

4

Летнее небо

Приложение.

Примерные планы-конспекты занятий

Сентябрь


  1. Тема : «Дождик, дождик, поливай, будет, будет урожай!»
Цель : знакомство с кистью и красками, учить правильно держать кисть тремя пальцами, правильно набирать краску на кисть, располагать рисунок по всему листу, используя прием «примакивания»,

Развивать чувство ритма, речь, проговаривая «кап-кап-кап»,

Воспитывать аккуратность в работе.

Методы и приемы : музыкальная игра «Солнышко и дождик», игра «Хорошо-плохо», рисование кисточкой в «воздухе», использование художественного слова - потешки

Оборудование : гуашь синего, голубого цвета, кисти, листы бумаги с наклеенными на них зонтиками.

Ход занятия : Ребята, посмотрите в окошко, какая погода на улице? Идет дождик или там солнышко? Когда солнышко - хорошо? Да, можно идти гулять, играть в песочнице. Когда дождик - хорошо? Нет, можно промокнуть, промочить ножки. Дождик - хорошо, можно надеть сапожки, гулять по лужам под зонтиком. Давайте нарисуем дождик. Возьмите кисточки тремя пальчиками, там, где у кисточки железная рубашечка и нарисуем в воздухе дождик – кап-кап-кап. Вот как мы будем рисовать!

Дождик, дождик, кап-кап-кап,

Мокрые дорожки!

Нам нельзя идти гулять –

Мы промочим ножки!

Дождик надо рисовать по всему листу, он идет везде - везде.

По окончании проводится игра «Солнышко и дождик»:

Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладоши- очень рады солнышку!


  1. Тема: «Яблоки и яблочки»
Цель: познакомить с техникой печатания,

Учить рисовать яблоки разного размера, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета,

Развивать чувство композиции,

Воспитывать интерес к занятиям.

Методы и приемы : оттиск пробкой, печатками из картофеля (круги разной величины), два ёжика – большой и маленький, сюрпризный момент – угощение яблоками

Оборудование: гуашь красного и желтого цвета,

печатки из картофеля разного размера, листы бумаги в форме тарелочки.

Ход занятия: К нам в гости пришли 2 ёжика. Какие они? Колючие, добрые, разные по размеру. Давайте их угостим! Что они любят? У меня есть вот такие яблоки, (показываю печатки из картофеля) и тарелочки разной величины, давайте угостим их. Нужно рассыпать большие и маленькие яблочки так, чтобы они чередовались – большое, маленькое. Получится красиво, ёжикам понравится.

Индивидуальные пояснения, показ.

В конце занятия положительный анализ работ от имени ёжиков и угощение детей настоящими яблоками.

Немаловажны и экономические факторы, застройщики стремятся снизить расходы на строительство, не теряя при этом надёжности и долговечности конструкций. Поэтому на мировом рынке появляется всё больше новых стройматериалов, созданных на основе материалов хорошо известных, традиционных. Одним из таких материалов является армированный бетон.

Хотя говорить «одним из материалов» не совсем верно. Армированный бетон представляет собой целый класс композиционных материалов, основой которых является цемент. Наиболее широко распространён знакомый всем строителям железобетон - материал, высокие эксплуатационные свойства которого обусловлены взаимодействием цемента и стальных армирующих стержней. Железобетон существует уже почти два века, и в процессе его изучения и совершенствования появляются новые способы армирования.

Сейчас можно выделить два основных вида армирования бетона - при помощи непрерывных нитей, то есть, сеток или тканей, и при помощи небольших отрезков волокон, так называемых фибр. Фибробетон более прогрессивен, прежде всего, потому, что традиционная арматура обеспечивает двухмерное укрепление бетона, а введение в цемент фибр даёт трехмерное укрепление. Для получения фибробетона используется металлическая фибра, стекловолокно, базальтовое, асбестовое волокно, синтетическое волокно (нейлоновое, полиэтиленовое, полипропиленовое).

Благодаря введению в бетон фибр, появляется возможность преодолеть один из главных недостатков бетона - низкую прочность на растяжение и изгиб. Армирующие волокна принимают на себя растягивающее напряжение, и сопротивление растяжению возрастает на 250%. Фиброволокно способствует равномерному распределению влаги в бетоне, вследствие чего снижаются внутренние нагрузки, в два раза повышается трещиностойкость и в 12 раз - ударная прочность бетона. Во время производства фибробетона в нём образуется гораздо меньше водных каналов и капилляров, чем в обычном бетоне, этим обуславливается его высокая морозостойкость. Также нужно отметить устойчивость фибробетона к воздействию агрессивных сред, высокую ударную прочность и водонепроницаемость.

Не следует думать, что получить уникальные свойства, можно просто насыпав в бетонную смесь металлическую стружку. Материалы, их которых изготавливают фибру, специально разрабатываются и многократно испытываются, прежде, после чего разработчики получают патент и необходимые сертификаты. Разрабатываются также технологии, с помощью которых армирующие волокна равномерно распределяются по всему объему смеси. Так, например, в процессе производства сталефибробетона применяют электромагниты, под воздействием которых металлическая фибра распределяется в общей массе бетона.

Чтобы распределить в бетоне стекловолокно применяют два способа получения смеси: торкетирование или, иначе, набрызг компонентов на специальную матрицу и премиксинг - предварительное перемешивание, после которого смесь формуется методом роликового прессования, виброуплотнения, экструзии и др. Также виброэкструзионный метод используется и при производстве базальтофибробетона.

Область применения фибробетона чрезвычайно широка, он может не только с успехом заменять традиционные виды бетона во всех областях строительного комплекса, но и выполнять более специфические задачи.

Так, например, стеклофибробетон позволяет воплощать самые оригинальные архитектурные замыслы, так как из него можно формировать объекты любой формы, фактуры и рельефа и создавать тонкостенные конструкции. Он используется для производства стеновых панелей, черепицы, декоративных элементов, малых архитектурных форм, элементов подземных сооружений, дренажных систем, тоннелей, автострад и т.д. Благодаря звукоотражающим свойствам стеклофибробетон применяется при возведении защитных экранов вдоль автострад. Востребован этот вид фибробетона и в реставрационных работах, так как с его помощью можно имитировать любой материал, и, к тому же, он не утяжеляет конструкцию и не создаёт дополнительной нагрузки на фундамент.

Обратили внимание на этот материал и специалисты, проектирующие зоопарки, так как он идеально подходит для имитации природного ландшафта - камней, скал и других элементов. Большое значение для создателей и работников зоопарков имеет то, что этот материал хорошо моется, и из него можно создавать прочные тонкостенные конструкции, внутри которых можно замаскировать оборудование или технические помещения.

Областью применения сталефибробетона являются сборные конструкции, этот материал позволяет уменьшить число стыков и повысить надёжность таких элементов, как трубопроводы, балки, сваи, элементы мостов, морских сооружений. Из него возводятся взрывоустойчивые конструкции, автомобильные дороги, мостовые настилы, ирригационные каналы, промышленные полы. Хорошо зарекомендовал себя сталефибробетон и при проведении ремонтных и реконструкционных работ.

Фибробетон, армированный полипропиленовой фиброй, используется для изготовления наливных полов, стяжки, фасадных растворов, резервуаров для воды. Благодаря тому, что полипропиленовые волокна не подвержены коррозии, этот материал подходит для возведения гидросооружений - водосливов, водохранилищ, отстойников, морских заграждений, а также сооружений, к которым предъявляются высокие требования по устойчивости к проникновению антиобледеняющих солей - дорог и мостов.

Также в строительстве морских сооружений может применяться базальтофибробетон, он устойчив к электрохимической коррозии, не вступает в химическую реакцию с солями или красителями. Фибробетон, армированный базальтовыми волокнами, может применяться и как замена железобетона в строительстве жилых сооружений и дорожных покрытий, и в качестве материала для создания таких ответственных объектов, как взлетно-посадочные полосы аэродромов, реакторные отделения атомных электростанций, береговые дамбы и плотины.

Можно сказать, что - стройматериал с уникальными возможностями, обусловленными оптимальным сочетанием технических, эксплуатационных и декоративных характеристик.

"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2008, N 8

Несоответствие уровня развития трудового потенциала выпускников критериям современной конкурентной борьбы, слабая подготовленность молодых специалистов к самовыживанию в новых условиях (а часто и отсутствие таковой) снижают уровень конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда.

В последнее время исследователями были отмечены изменения в требованиях работодателей к выпускникам вузов, что во многом обусловлено развитием новых тенденций в содержании и структуре рабочих мест. Работодатель, желающий отвечать новым вызовам, стремится обеспечить большую гибкость наемного труда через ротацию рабочих мест, разнообразие рабочих операций, повышение адаптивности, разнообразие трудовых навыков, непрерывное обучение, внедрение гибких графиков рабочего времени и т.д. По утверждению специалистов, происходит третья профессиональная революция, когда глобальная конкуренция выдвигает на первый план высокообразованных людей свободных профессий. Подобных людей признанно называть транспрофессионалами.

Словарь управления персоналом. Транспрофессионалы - специалисты, которые должны быть готовы за счет своего мышления и способов организации деятельности работать в различных профессиональных средах.

В этих условиях работодатель предъявляет все более высокие требования к качеству рабочей силы, в том числе и выпускникам. Современный выпускник должен обладать так называемым проектным типом мышления, в основе которого лежит не стремление к стабильной и постепенной карьере в рамках одной организационной структуры, а интерес к конкретному проекту и признанию среди коллег-профессионалов.

Изменение требований работодателей происходит не только в профессионально-квалификационной сфере труда, но и в социально-психологической и социально-культурной плоскостях. Если основными морально-психологическими качествами работника в эпоху промышленного капитализма были прежде всего дисциплина, знание своего места в организационной иерархии и технологической цепочке, исполнительность, то новые императивы ориентируют на большую инициативу и самостоятельность, способность работать во временных рабочих группах (командах), высокую мотивацию к переобучению.

В современных условиях намечаются тенденции, проявляющиеся в переходе: от узкой специализации и ограниченной ответственности - к широкой профессиональной ответственности; от планируемой карьеры - к гибкому выбору пути профессионального развития; от ответственности менеджеров за развитие персонала - к ответственности самих работников за собственное развитие.

О том, насколько российский работодатель следует за отмеченными тенденциями, можно судить, в частности, по результатам исследования "Приоритеты современного работодателя". В проранжированном виде требования работодателей к выпускникам вузов выглядят следующим образом:

1) опыт работы (86,6%);

2) наличие высшего образования (80,4%);

3) наличие нужных связей (70,5%);

4) знания и трудовые навыки (60,4%);

5) мотивация к дальнейшему обучению (57,4%).

В идеале нанимаемый выпускник вуза - это специалист с некоторым опытом работы и нужными связями. На момент приема его рабочие качества имеют второстепенное значение, но в дальнейшем встает задача его доучивания или переучивания.

Таким образом, современный российский работодатель весьма требователен, но его ожидания достаточно противоречивы. Он осознает остроту кадровой проблемы, которую пытается решить самостоятельно; склонен продвигать и переучивать собственных сотрудников, а при приеме на работу отдает преимущество имеющим опыт работы и нужные связи. Не случайно складываются массовые представления о жестком требовательном работодателе, которому не так просто угодить.

О том, какие ожидания складываются у выпускников вузов, можно судить из анализа результатов исследования "Адаптация молодых специалистов на современном рынке труда". Респонденты попытались оценить свои конкурентные преимущества, на которые они прежде всего рассчитывают при приеме на работу. Конкурентные преимущества распределились следующим образом:

1) профессия, которая рассматривается респондентами как перспективная на современном рынке труда;

2) факт наличия диплома о высшем образовании, что рассматривается как достаточное основание для если не эффективного, то приемлемого трудоустройства;

3) социальный капитал или аккумуляция социальных связей (помощь друзей и родственников);

4) опыт работы;

5) личные качества.

Для наглядности сопоставим в сводной таблице взаимные ожидания выпускников и работодателей (табл. 1).

Таблица 1

Распределение взаимных ожиданий выпускников вузов

и работодателей на рынке труда

Из табл. 1 видно, что наиболее востребованное работодателем качество на рынке труда - опыт работы, по оценкам выпускников, находится лишь на четвертом месте. Такие представления, вполне отражающие реальность, если ориентироваться на данные приведенного исследования, на практику кадровых служб и рекрутинговых агентств, вынуждают студентов жертвовать учебой (на последнем курсе практически полностью) для того, чтобы приобрести некоторый опыт работы. И это единственный способ соответствовать требованиям работодателя, поскольку иные возможности вхождения в профессию (практика на предприятиях, фирмах, учреждениях; участие в совместных проектах, другие формы научно-практической деятельности) либо не развиты совсем, либо наличествуют лишь формально.

Представленные результаты вполне объясняют тенденции и стратегии поведения молодых специалистов - выпускников вузов на рынке труда.

Рассматривая детально вопрос трудоустройства студентов во время обучения в вузе, можно выявить устойчивую тенденцию роста занятости год от года. Так, в 2004 г. стали трудиться еще во время обучения в вузе 93% выпускников, а прочие подыскали работу за один-два месяца (табл. 2).

Таблица 2

Распределение численности респондентов по времени поиска

первой работы, % от общего числа респондентов,

имевших работу

Год
окончания
вуза

В период
обучения

Период времени после окончания вуза, в течение
которого появилась первая работа

1
месяц

2
месяца

6
месяцев

Позже, чем
через 1 год

Стратегия трудоустройства реализуется у 50% выпускников при помощи родственников и знакомых. Вместе с тем имеется достаточно заметная группа молодых специалистов - выпускников вузов (преимущественно из числа закончивших элитные вузы по определенным специальностям), представители которой не искали работу, а, наоборот, получали приглашения от фирм. Таким образом, чем качественнее и престижнее образование, тем больше у выпускника шансов попасть в поле зрения работодателя. В целом же ни элитный характер образования, ни престижность получаемой профессии не освобождают выпускников от необходимости прибегать к неформальным связям при трудоустройстве - самостоятельный поиск работы не в состоянии с ним конкурировать.

Исследования рынка труда молодежи показали, что одновременно наметилась и тенденция запаздывания выхода на рынок труда. Около 15% выпускников вузов в 2005 г. (через полгода после вручения диплома) не работали, предпочитая "осмотреться". Наибольшая доля тех, кто не торопился выйти на работу, - среди жителей Москвы и крупных городов. Это запаздывание, по мнению экспертов, вряд ли можно рассматривать как следствие сложностей с трудоустройством, так как многие начинают работать еще во время обучения, и эта тенденция с каждым годом усиливается (табл. 3).

Таблица 3

Занятость выпускников вузов в зависимости

от типа поселения

Таким образом, по мнению исследователей молодежного рынка труда (Аврамовой Е., Кулагиной Е., Верпаховской Ю.), складывается новая модель поведения молодых специалистов (выпускников вузов). Ее отличает разнообразие трудовых стратегий. Если одни начинают работать еще во время учебы, то другие максимально откладывают выход на рынок труда. Для одних ценна адаптация в рамках полученной специальности, другие стремятся сразу же ее поменять. Для части начавших работать важнее укрепиться на рабочем месте, для других - сразу же искать другую работу. Такое разнообразие, по мнению экспертов, следует оценивать позитивно и рассматривать как следствие свободного выбора и отсутствия жесткой регламентации. Вместе с тем разнообразие стратегий сочетается с рядом тенденций.

Первая состоит в том, что достаточно высокие материальные и статусные позиции молодых специалистов - выпускников вузов достигаются посредством перепрофилирования, их миграции из секторов рынка труда с низкой оплатой в те, где оплата труда в разы выше. Данные исследований свидетельствуют о том, что переток происходит из научно-производственных отраслей в финансово-экономическую, сервисную, торговую, управленческую сферы.

Другая тенденция связана с неформальными отношениями, играющими исключительно большую роль в ходе трудоустройства молодых специалистов - выпускников вузов и их карьерных продвижений. Использование социальных связей в большинстве случаев является необходимым условием трудоустройства не только на престижную и хорошо оплачиваемую, но и на любую работу.

Результаты других исследователей также свидетельствуют о дифференциации стратегий поведения выпускников на рынке труда, среди которых можно выделить следующие:

1) сразу начать работать;

2) продолжить обучение;

3) "осмотреться" и пока не работать и не учиться;

4) не работать, посвятить себя семье.

Примечательно, что менее половины выпускников вузов планируют работать по полученной специальности (43%), оптимистично настроены в плане трудоустройства 50% выпускников, остальные 50% видят проблему в статусно-доходном расхождении; четверть выпускников стремятся получить второе высшее образование (25%). Наиболее актуальным механизмом трудоустройства также выделены социальные связи.

Таким образом, обобщив результаты проведенных исследований рынка труда молодежи, можно сделать вывод, что сложившаяся на нем современная конкурентная среда существенным образом деформирована и не вполне соответствует нормам конкурентной рыночной экономики. Однако именно в таких условиях молодым специалистам - выпускникам вузов и приходится конкурировать друг с другом за вакантное рабочее место.

Рассмотренные тенденции и стратегии поведения молодых специалистов - выпускников вузов на рынке труда прежде всего свидетельствуют о проблеме несоответствия вузовской подготовки требованиям рынка труда. Не случайно в рамках Болонского процесса в качестве рекомендации предлагается осуществить переход на практически ориентированное образование - на подготовку выпускника с практической готовностью к выполнению профессиональных задач. Основой пригодности к занятости является достаточность полученных базовых, общепрофессиональных и прикладных знаний и умений. Предлагаемая модель ориентирована на дальнейшее обучение для расширения актуальных фундаментальных и прикладных знаний с целью повышения профессионализма и карьеры. В построении данной модели предусмотрено тесное взаимодействие образования с работодателями; проведение секторального и территориального анализа рынка труда; гибкое реагирование образовательных программ на существующие и перспективные запросы экономики.

Историческая справка. Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 г., когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию "Зона европейского высшего образования", или Болонскую декларацию. В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 г. на берлинской встрече министров образования европейских стран. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России.

Таким образом, для устранения существующего несоответствия должны участвовать две равноправные стороны - работодатели (бизнес) и академическое сообщество, что должно быть соответствующим образом закреплено законодательно. В связи с этим должны быть разработаны и соответствующие времени формы и институты сотрудничества образования и бизнеса.

Среди эффективных форм взаимодействия между работодателями и вузами можно выделить следующие:

Подготовка предприятием заявки в вузы на специалистов определенного профиля;

Прохождение практики на предприятии (в том числе и преддипломной);

Стажировки;

Ярмарки вакансий, профессиональные форумы;

Лекции и мастер-классы представителей бизнеса в вузах;

Знакомство представителей вузов с производственной деятельностью предприятия с целью дальнейшей корректировки существующих учебных курсов;

Участие представителей бизнес-сообщества в оценке качества образования в вузе, вхождение в состав попечительских советов учебных заведений и т.п.

Однако современные реалии, несмотря на актуальность проблемы, свидетельствуют о наличии барьеров на пути эффективного взаимодействия вузов и работодателей. Среди них можно выделить отсутствие обоюдного интереса к налаживанию процесса взаимодействия, а также отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей процесс взаимодействия и гарантирующей защиту вложенных средств работодателя в подготовку необходимых кадров.

В целом же несоответствие уровня развития трудового потенциала выпускников критериям современной конкурентной борьбы, слабая подготовленность молодых специалистов к самовыживанию в новых условиях (а часто и отсутствие таковой) снижают уровень конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда. При этом длительное отсутствие профессиональной и личностной перспективы сказывается не только на уровне жизни молодежи, оно самым непосредственным образом отражается на ее психологическом состоянии: росте ощущения неопределенности, неуверенности в завтрашнем дне, ослаблении чувства собственного достоинства.

О чем говорят...

350 млн долл. в год тратят российские компании на услуги рекрутинговых агентств

Найти квалифицированного специалиста - особенно в сфере финансов и IT - настоящая проблема. Но есть позиции, предложение которых вот-вот превысит спрос.

Наталья Сабитова, исполнительный директор рекрутингового агентства: "Если говорить о менеджере по продажам, самой такой популярной профессии, в разных отраслях это немножко по-разному. Это обязательно базовая часть окладная. Она может быть ну где-то в среднем от 20 000 и максимально до 50 000".

Столичный рекрутинг не ограничивается пределами МКАД. Сегодня до 20% вакансий в Белокаменной закрывают иногородние. При этом агентства предоставляют клиентам гарантию - до полугода работы. Если в течение этого времени соискатель и работодатель захотят расстаться, агентство производит равноценную замену. В редких случаях рекрутеры выплачивают неустойку - до 50% от своего гонорара, величина которого может существенно разниться.

Александр Ветерков, руководитель департамента трудоустройства издания о вакансиях: "Сумма может колебаться от уровня заработной платы потенциального кандидата. От 2 месяцев до полугодовой заработной платы. Когда ищется топ-менеджер, с приличным заработком, то эта сумма может быть 2 - 3 его месячные зарплаты".

Будущее за временными формами найма, считают эксперты. Лизинг - работник в аренду, аутсорсинг - привлечение к работе внешнего подрядчика и аутстаффинг - персонала вне штата - все это может существенно повысить эффективность расходов на содержание персонала. Тем временем в последние 3 года оборот рынка рекрутинга показал более чем двукратный рост. И это явно не предел, уверены эксперты.

Литература

1. Аврамова Е., Кулагина Е., Верпаховская Ю. Поведение молодых специалистов на рынке труда: новые тенденции // Человек и труд. - 2007. - N 9. - С. 41 - 47.

2. Артюшина И. Инструмент коммуникации между вузами и рынком труда // Социологические исследования. - 2006. - N 4. - С. 28 - 32.

3. Жигадло А., Пузиков В. Качество подготовки и трудоустройство молодых специалистов: социологический аспект // Высшее образование в России. - 2007. - N 10. - С. 108 - 112.

4. Савенкова Т.И. Конкуренция вузов и конкурентоспособность специалистов как вектор движения образования на пути к прогрессу // Аудит и финансовый анализ. - 2007. - N 1. - С. 407 - 414.

5. Чистяков А.В., Ткачева О.А. Обеспечение конкурентоспособности выпускников вузов // Проблемы современной экономики. - 2007. - N 3/4(15, 16). - С. 46 - 51.

Ю.Дмитриева

г. Казань

Подписано в печать

Уже не нова мысль, что счастье человека зависит не от наличия денег или внешней красоты, не от выгодного брака или стремительной карьеры, а лишь от его отношения ко всему, с чем он сталкивается и чем обладает.
Счастливые люди рады тому, что имеют, а несчастные требуют от себя и окружающего мира больше, чем им могут предложить.
Синдром завышенных ожиданий – это отклонение психологического характера, которое выражается через непомерные требования и слишком высокие ожидания относительно себя и окружающих .

Человек, имеющий завышенные требования и завышенные ожидания, уверен, что достоин гораздо большего, чем имеет сейчас – это может касаться какой угодно сферы нашего существования. Он несет себя по жизни в полной уверенности, что вот-вот будет обитать в шикарном доме, ездить на автомобиле самой свежей марки или обнимать за талию модель с обложки журнала. Казалось бы, что плохого в таких мечтах? А если это даже не мечты, а конкретные цели – возможно, нам, наоборот, стоит поучиться у таких людей?

Давайте вспомним, что такое и . В первом случае человек рисует в воображении картины прекрасного будущего, понимая, что осуществить их вряд ли удастся – а может, и не нужно. Например – слетать на Луну. Идея хорошая, но слишком далекая от кошелька простых смертных. Цели отличаются тем, что человек осознает возможность их реализации и прилагает усилия к их достижению. Важную роль играет и четкое осознание своей уместности в предполагаемой роли и готовности нести ответственность, которую она потребует.

Завышенные ожидания болтаются где-то посередине между мечтами и целями – они имеют оболочку цели, но еще менее достижимы, чем мечты. Будучи твердо уверенным в своей достойности обладать теми или иными благами, носитель синдрома ничего не делает для достижения своей цели и не осознает, что абсолютно не подходит под приписанную себе роль. Он может лежать на диване в рваных спортивках и ждать, когда же к нему наконец придет вожделенная слава – но, конечно же, так ничего и не дождется.

Иногда бывает и так, что человек прилагает огромные усилия для реализации своих ожиданий, но не может остановиться на золотой середине. Пытаясь сделать идеальным себя или окружающих, он переходит всякие рамки здравого смысла – ведь его цель изначально недостижима . Так появляются силиконовые уродцы, до смешного перекачанные спортсмены, начальники-тираны и неадекватные борцы с несправедливостью.

может иметь разные причины появления. Любопытно, что его способны провоцировать как завышенная, так и заниженная самооценка . Имея завышенную самооценку, «пациент» составляет о себе не соответствующую действительности картину, - конечно же, самую что ни на есть прекрасную - и ждет, когда все положенные ему блага придут сами собой. Люди с заниженной самооценкой обыкновенно предъявляют слишком высокие требования к самим себе. Они пытаются развить себя до уровня совершенства, не понимая, что это невозможно.

Толчком к возникновению синдрома могут быть и детские скрытые психологические травмы . Наиболее часто встречается такая схема: то, чего не хватало в детстве, становится навязчивой идеей во взрослом возрасте.

Четко прослеживается это во взаимоотношениях детей, в семье которых не хватало любви – к ним самим или между родителями. Они склонны идеализировать своего будущего партнера и предъявлять к нему завышенные требования . Те, кто провел детство в антисанитарных условиях, нередко вырастают брезгливыми перфекционистами, навязывающими окружающим собственные понятия чистоты. Из семей алкоголиков выходят яростные борцы за трезвость, требующие от других такого же беспрекословного соблюдения чистоты организма.
Трудно быть человеком, наделенным синдромом завышенных ожиданий – он разочаровывается чаще других, поскольку требует от мира слишком много . Он постоянно напряжен, тревожен и нервозен, поскольку находится в состоянии постоянного конфликта между выдумкой и реальностью. Тяжело приходится и его близким из-за постоянных придирок и нарастающих требований, бесконечной депрессии и раздражительности.

Печально, что завышенные ожидания от жизни нам нередко навязываются искусственно, извне. Насмотревшись глянцевых сериалов, где даже уборщицы одеваются лучше наших среднестатистических женщин, а каждый мужчина – мачо и богач, многие им верят. Конечно, создатели сериалов не намереваются поселить в наши головы какие-то комплексы – они просто хотят сделать красивую картинку. Здравомыслящие зрители понимают, что это лишь сказка, стилизованная под реальную жизнь. Но сколько рядом с нами тех, кто принимает ее за чистую монету! Смотрят на себя, обычных – и на сюжетных героинь, которые просыпаются уже накрашенные и бодрые. И думают: «Наверное, со мной что-то не так».

Хуже то, что такой же прием используют рекламщики – но уже в своих целях. Демонмтрируя идеальный мир, яркие ролики и постеры обещают приобщение к нему – воспользуйся нашей пастой, и сразу получишь невозможно белоснежную улыбку. И между строк – будешь так же красив, богат, и даже зубы сами выровняются… Творцы рекламы не просто популяризируют продукт – они показывают нам несуществующее, прекрасное, недостижимое, но такое манящее будущее. И вот уже нам кажется, что все вокруг отвратительно серое, а мы должны стремиться туда, в сверкающее общество сверхлюдей.

Конечно, у большинства из нас в той или иной мере имеются завышенные ожидания - от скорого празднования Нового года, от предчувствия новой покупки, от будущего путешествия. И чем больше этих ожиданий – тем сложнее быть счастливым. А когда они превращаются в навязчивую идею, разрушающую жизнь – это и есть синдром, о котором мы сегодня говорим. Справиться с ним помогут специалисты. А тем, кто лишь иногда переживает по поводу того, что «все вышло не так, как хотел» - расслабиться и получать удовольствие от жизни, такой, какая она есть.
Верно говорят, что не стоит вообще ничего ожидать: от плохих результатов не разочаруешься, а хорошие станут приятным сюрпризом!

Annotation

Ребенок учится говорить… Это - источник радости для родителей, если речь малыша развивается своевременно и правильно. Это - источник тяжелых переживаний, если развитие речи задерживается или нарушается.

Цель данной книги - познакомить как воспитателей, так и широкий круг родителей с теми сведениями о развитии речи, которые накопили физиология и психология. Читатели узнают о том, что такое речь, как она возникла, легко ли взрослому и ребенку понимать друг друга и какова роль движений в развитии речи, что нужно говорить малышу и какие подбирать для него игры.

Кольцова Марионилла Максимовна

Введение

Глава 1. Что такое речь?

Глава 2. Ребенок учиться понимать нас

Глава 3. Малыш заговорил сам

Глава 4. Если ребенок не начинает говорить

Глава 5. Расстройства речи

Кольцова Марионилла Максимовна

"РЕБЕНОК УЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ"

Введение

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать; мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Поэтому созданы новые программ мы подготовки детей к школе в детских садах, новые программы обучения в школе.

Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это - основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слов мы выражаем свои мысли.

В школе ребятишек будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти хотя и с элементарными, но достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царствах, о людях, с некоторыми эстетическими и нравственными понятиями - о красоте и безобразии, о добре и зле, о правде и лжи и т. д. И все это становится доступно детям только через посредство речи.

Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов-названий и слов-понятий, суженные или неправомерно широкие понятия и т. п.) затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его на игр, занятий. Особенно тяжело сказываются нарушения в развитии речи. Довольно часто они являются следствием невнимательного отношения родных ребенка или персонала детского учреждения к речи малышей. Иногда взрослые просто недостаточно знакомы с тем, что, собственно, представляет собой процесс формирования речи, на что нужно обращать внимание.

Что же следует делать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?..

Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знания - психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и т. д. Ими получено большое количество важных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи. Работы эти содержат много ценного и для практики. Родители, воспитатели могли бы почерпнуть в них немало полезного для себя. Однако исследования эти рассыпаны в разных специальных научных журналах и монографиях, и поэтому для широкого читателя они недоступны или малодоступны.

Задачей этой книги и является попытка обобщить основные факты, которые могут помочь глубже понять процесс формирования детской речи, и рассказать о них возможно более просто. Подобных книг нет, а, как показывают беседы с родителями и работниками яслей и детских садов, нужда в них очень большая. Не зная сущности явления, нельзя успешно влиять на него, даже имея хорошие методические рецепты (СНОСКА: У нас есть методические пособия, написанные известными педагогами. Из них можно особенно рекомендовать следующие: Е. И. Каверина-Банщикова. Методика развития речи детей первых двух лот жизни. М., изд. Ин-та сан. просв., 1948; В. А. Петрова. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет. М., «Педагогика», 1970; Е. И. Тихеева. Развитие речи детей. М., «Просвещение», 1967.) , как подчеркивал выдающийся педагог К. Д. Ушинский. Вот почему и при наличии хороших методических руководств необходимы также книги, рассказывающие о сущности речевой функции.

Другим поводом для создания этой книги была необходимость обратить внимание и родителей и воспитателей на то, что работа по развитию речи у детей должна проводиться особенно серьезно и настойчиво в первые три года жизни. В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью.

Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

В книге используются данные исследований многих отечественных и зарубежных ученых. Широко представлены данные, полученные в лаборатории, руководимой автором. (СНОСКА: Это лаборатория высшей нервной деятельности ребенка в Институте физиологии детей и подростков Академии педагогических наук СССР.)

На протяжении более пятнадцати лет сотрудниками лаборатории изучаются механизмы формирования речи ребенка, а также физиологические условия, которые могут облегчить и ускорить этот процесс.

Естественно, что работы, проводимые учеными в этой области, стали возможны и дают особенно весомые результаты лишь в нашей стране, где забота о здоровье и гармоническом развитии подрастающего поколения является одной из основных задач Коммунистической партии.

Если эта книга окажется интересной и хоть в какой-то мере полезной для тех, кого волнуют вопросы становления детской речи, задачу ее можно считать выполненной.

Глава 1. Что такое речь?

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ ПРИБАВКА НА УРОВНЕ ЧЕЛОВЕКА

Высшие животные, например человекообразные обезьяны, могут совершать довольно сложные, как будто «разумные» действия, но приходят к ним путем «проб и ошибок». Шимпанзе Рафаэль в опытах И. П. Павлова научился составлять пирамиду из ящиков разной величины для того, чтобы достать подвешенный к потолку плод. Сначала это не удавалось Рафаэлю: он ставил большой ящик на маленький (а однажды даже поставил ящик себе на голову), и все падало. Но наконец, после многих попыток стала получаться правильная пирамида (рис. 1). В опытах учеников И. П. Павлова обезьяне нужно было составить ключ из нескольких деталей, открыть этим ключом дверцу шкафчика и достать лакомство или игрушку. И опять животному пришлось совершить много проб, много раз ошибиться, прежде чем оно достигло цели.

Такой путь проходит и ребенок, знакомясь с окружающим миром. Допустим, полуторагодовалый малыш хочет сесть на стул. Сначала он ложится на него грудью, подтягивается, толкает стул, опрокидывает его и падает сам. Мама поднимает и ставит стул, а малыш повторяет свою попытку, подойдя к стулу с другой стороны, и опять неудачно. Наконец, он пододвигает деревянный ящик из-под кубиков, встает на него и взбирается на стул. Совсем как обезьянка, он ищет те действия, которые помогут достигнуть цели, и отбрасывает неудачные.

Однако очень скоро человеческое дитя начинает перенимать опыт окружающих его взрослых людей с помощью речи.

Валику 2 года 6 месяцев. Ему подарили заводного медведя, который танцует. Мальчику объясняют: «Вставь ключ вот в это отверстие и поверни несколько раз!»-и ребенок справляется с задачей без проб и ошибок: для него такой способ совсем не обязателен, раз он владеет речью.

С помощью слова малыш получает от взрослых и знания - сначала очень элементарные, а потом все более глубокие. Ему называют предметы, рассказывают, что ими делают. «Вот ложка. Держи ложку так, а теперь черпай кашку! Молодец, Митя, как хорошо ест кашу ложкой!» - говорит мать во время кормления своему годовалому сынишке.

Ребенка знакомят с некоторыми явлениями. Отец объясняет четырехлетнему Гене, откуда берется пар: «Смотри, вода в чайнике нагревается, делается паром и поднимается вверх. Видишь, сколько пара осело на окне? А стекло холодное, пар остывает и опять делается водой - вот уже капельки потекли по стеклу!» Немного спустя внимание ребенка обращают на тучу: «Это воду на земле нагрело солнышко, и она сделалась паром, поднялась вверх - помнишь, как из чайника! - и собралась в тучу. А когда там наберется много пара и он охладится, то польется дождем на землю».

Та зависимость явлений, о которой ребенок здесь узнает, может быть объяснена ему пока только с помощью слова - ее нельзя увидеть, потрогать руками. Вот почему речь играет такую огромную роль в формировании психической жизни малыша.

Рис. 1. И. П. Павлов наблюдает за опытом над шимпанзе Рафаэлем.

Быстрая навигация назад: Ctrl+←, вперед Ctrl+→