Психологические опросы. Опросы - методы психологии. Метод опроса в психологии

Метод опроса - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между исследователем и субъектом посредством получения от субъекта ответов на задаваемые вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение исследователя и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Сущность метода опроса

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах - респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что исследователю, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные.

Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме.

Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Виды опросов

Правила составления вопросов

  • · Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным.
  • · Нежелательно употребление специальных, специфичных терминов.
  • · Вопросы должны быть краткими.
  • · Вопросы должны быть конкретными.
  • · Вопросы не должны содержать подсказку.
  • · Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
  • · Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
  • · Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.

Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами

· Закрытые - открытые

Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайных их выбор, автоматизм у респондента.

Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.

· Субъективные - проективные

Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.

Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.

Достоинства опросов состоят в том, что они дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Опрос может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения и контроля данных других методов.

Недостатки данного метода кроются в субъективности полученных данных, которые во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых.

МЕТОД АНКЕТИРОВАНИЯ

Метод анкетирования - психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов - анкета.

Анкетирование -опрос при помощи анкеты.

Сущность метода анкетирования

Анкетирование используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных. Виды анкетирования

По числу респондентов

  • · Индивидуальное анкетирование (один респондент)
  • · Групповое анкетирование (несколько респондентов)
  • · Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

По полноте охвата

  • · Сплошное (опрос всех представителей выборки)
  • · Выборочное (опрос части выборки)

По типу контактов с респондентом

  • · Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
  • · Заочное (анкетёр отсутствует)

Публикация анкет в прессе

Публикация анкет в интернете

Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Онлайн анкетирование

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.

Анкета - самое распространенное орудие исследования при сборе данных. В широком смысле анкета - это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета - инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования, и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования, т. к. в небрежно подготовленной анкете всегда можно найти целый ряд ошибок. В ходе разработки анкеты исследователь вдумчиво отбирает вопросы, которые необходимо задать, выбирает форму этих вопросов, их формулировки и последовательность.

По способу общения между исследователем и опрашиваемым мы будем использовать раздаточные анкеты. По месту проведения: по месту работы;

Правила составления анкет

Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:

Первый принцип: Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты - ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению.

Второй принцип: непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.

Третий принцип: вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т. п.), а затем - вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации.

В таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий - в конце соответствующего "блока", предваряя фразой: "А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены...чем-либо" и т. д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях.

Четвертый принцип:- смысловые "блоки" опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то "блока" неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым "блокам". Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем уделяя 2 - 3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку "работа", а заодно - и по другим аспектам тематики опроса.

Пятый принцип: касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем - еще сложнее (мотивационные), потом - спад (снова событийные, фактологические) и в конце - наиболее сложные вопросы (один-два), после чего завершающая "паспортичка".

Расположение коммуникативных блоков анкеты.

Под коммуникативными блоками имеются в виду такие составляющие анкеты, которые направлены не непосредственно на сбор ответов, а на его организацию. Речь об обращении к респондентам, преамбуле к анкете, инструкции о ее заполнении, выражении благодарности и некоторых других.

Эпиграф к анкете. Эпиграф, как известно, выполняет "настраивающую" функцию, задает определенное направление мыслям читателя. Так, несколько лет назад были отпечатаны анкеты о труде. На их титульном листе были помещены высказывания о роли труда, принадлежащие знаменитым людям. Совершенно очевидно, что выполняя роль определенных ориентиров, эти эпиграфы создают впечатление о тенденциозности анкеты. Они навязывают опрашиваемым определенное отношение, заставляют их отвечать в соответствии с духом тех высказываний, которые напечатаны на титуле. Поэтому употребление эпиграфов, касающихся содержания исследования, неприемлемо.

Объективка. Объективку можно назвать, конечно, не столько чисто коммуникативным, сколько содержательным блоком вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов. В то же время это как бы визитная карточка респондента, его схематичный автопортрет, и полное отсутствие объективки нередко воспринимается участниками опроса как существенный недочет в организации общения с ними. Поэтому о ней правомерно говорить наряду с другими коммуникативными блоками.

Где расположить объективку? Так как ее вопросы являются, как правило, для респондентов нетрудными, ее располагают либо в начале, либо в конце анкеты. Так, в первом случае это объясняется необходимостью подготовить респондента к ответам на более сложные вопросы, во втором - наоборот, предполагая усталость от работы с анкетой. В пользу того, чтобы размещать ее в конце анкеты, говорит и тот факт, что сопряженность актов доверия распространяется и на объективку, поэтому при размещении в конце респонденты ее обычно и заполняют. Если же с нее анкета начинается, у респондента могут возникнуть сомнения в анонимности опроса, особенно если речь идет о выяснении знаний и внутренних состояний. Когда же основной целью является сбор сведений о фактах, не затрагивающих интимных или острых вопросов, то начало анкеты с объективки незначительно влияет на нежелание респондентов участвовать в опросе и в конечном счете на их качество.

Если же решено объективкой анкету начать, то не следует сразу задавать социально-демографические вопросы. Целесообразным и более вежливым будет вставить преамбулу, например: "Для того, чтобы быть уверенными, что мы опросили все основные группы молодежи, просим Вас сначала сообщить самые общие сведения о себе".

Чем закончить анкету? Для любого вежливого человека естественно в конце общения, происшедшего по его инициативе и удовлетворившего как-то его интересы, выразить благодарность. Желательно в конце анкеты помещать высказывания: "Большое спасибо за ответы", "Спасибо Вам за помощь", "Благодарим за участие в исследовании" и т. п.

Однако нередко прежде чем закончить общение, социолог интересуется у опрашиваемых, насколько интересным, полезным или своевременным считают они опрос ("Насколько важным считаете Вы проведение данного опроса?"). Кроме того, некоторые анкеты заканчиваются предложением участвовать в последующих опросах ("Если Вам представляется полезным проведение опросов и Вы хотите принимать в них участие, оставьте, пожалуйста, свои данные"). Наконец, некоторые исследователи считают необходимым, прежде чет попрощаться с респондентом, предоставить ему еще одну возможность высказаться или дописать то, что он не сообщил в своих ответах. Поэтому встречаются и такие предложения: "Ваши замечания, предложения, соображения по поводу опроса Вы можете изложить на свободном месте" (в таких случаях респонденты имеют возможность написать что-либо на полях, на обложке анкеты, что некоторые и делают).

Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова:

Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение, но ни в коем случае не авторы анкеты, ибо это может быть неверно воспринято респондентом и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и прочие "организационные" моменты.

Вступительные вопросы (контактные вопросы).

Основные вопросы.

Заключительные вопросы (см. выше: Чем закончить анкету?).

"Паспортичка". (Сведения о демографических данных опрашиваемого).

Благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении пишут: "Заранее благодарим Вас за сотрудничество".

Виды вопросов.

Открытые вопросы - вопросы без вариантов ответов; они хороши на стадии проб, определения области исследования и в функции контрольных. Предполагается, что ответ в свободной форме позволяет выявить доминанту мнений, оценок, настроений: люди отмечают те стороны явлений или говорят о том, что волнует их больше всего, о том, что доминирует в их сознании. Но самое главное состоит в том, что, реагируя на вопрос без подсказки вариантов ответа, люди лучше проявляют особенности своего повседневного, обыденного сознания, свой образ мыслей. Недостаток открытых вопросов - трудности обработки данных. Пространные ответы предполагают последующую группировку и часто квантификацию, а контент-анализ ответов - процедура сложная и трудоемкая. Но самое главное - здесь требуется высокое искусство "расшифровки" реальных смыслов, вкладываемых респондентами в их суждения, ибо "практическое сознание" не является прямым аналогом теоретического, которое социолог использует в подобных операциях контент-анализа.

Закрытые вопросы - вопросы с вариантами ответов; они позволяют более строго интерпретировать ответ. Рамки соотнесения оценок и суждений определяются здесь набором единых для всех опрошенных вариантов ответа. Исследователь имеет более надежные основания, чем при открытых вопросах, сопоставлять данные в равных условиях.

Указанные преимущества плюс экономичность применения закрытых вопросов ведут к тому, что они чаще используются исследователями. Постановка закрытых вопросов предполагает соблюдение следующих основных требований:

Главное - максимально предусмотреть возможные варианты ответов. Используют также полузакрытый вариант, в котором оставляется прочерк для дополнительных комментариев и замечаний. В конце списка ответов значится: "Дополнительные замечания (укажите, какие именно)...". Важно отвести должное место для комментария и уточнений. Рекомендуется приближенно оценить, сколько строк займет комментарий, и утроить эту величину. Если в анкете не предусмотрено достаточное место для ответов на открытый вариант вопроса, он "не работает".

Формулируя варианты ответов (подсказки), следует помнить три важных правила, подтвержденных экспериментальными исследованиями:

  • а) отвечающий на вопрос чаще выбирает первые подсказки, реже - последующие. Поэтому правило 1-первыми должны быть наименее вероятные варианты ответа;
  • б) чем длиннее подсказка, тем меньше вероятность ее выбора, так как для усвоения смысла требуется больше времени, а респондент не склонен его тратить. Поэтому правило 2 - подсказки должны быть примерно равной длины;
  • в) чем более общий (абстрактный) характер имеет подсказка, тем меньше вероятность ее выбора. Люди часто мыслят очень конкретно, их раздражает неясность ситуации там, где исследователю она кажется предельно конкретной. Отсюда правило 3 - все варианты ответов следует выдерживать на одном уровне конкретности.

Никоим образом нельзя комбинировать несколько идей в одной фразе.

Все возможные варианты ответов должны быть отпечатаны на одной странице, чтобы респондент мог разом охватить рамки соотнесения оценок.

Нельзя печатать всю серию положительных подсказок ответов подряд и следом за нею - серию отрицательных, или наоборот. В этих случаях мнение навязывается самой последовательностью предложенных вариантов.

Список предложенных ответов иногда столь обширный, что опрашиваемые устают по мере продвижения к его концу и с последними группами суждений работают менее внимательно, чем с первыми, или же начинает действовать сила инерции в ответах. В таком случае целесообразно расчленить список на три блока и предложить части опрашиваемых блокировку в одной последовательности, остальным группам - в другой.

Полного совпадения данных, полученных из вопросов закрытого и открытого типов, не бывает. Специальные методические эксперименты указывают на то, что информация, получаемая из ответов на открытый и закрытый вопросы, относительно идентична при ранжировании каких-то объектов (например, предпочтений телепрограмм, видов досуговой деятельности и т. п.), но существенно разнится при оценке степени разнообразия взглядов и позиций опрашиваемых; широты и разнообразия предпочтений; богатства мотивировок тех или иных действий и т. п.

Контактные вопросы. Любое общение начинается с фазы адаптации (приспособления), в процессе которой социолог реализует важные цели: создает у респондентов мотивацию участия в опросе, готовит их к исследованию. Эта фаза предусматривает восприятие обращения к респондентам, знакомство с целью исследования и инструкцией о заполнении анкеты.

Социологи осознают значение первого вопроса и стремятся сделать его наиболее простым. Первый вопрос оказывается контактным, т. е. цель его - установление контакта с респондентами. Такая особенность отдельных ответов на вопросы, как их взаимообусловленность, позволяет социологу рассчитывать, что если респондент работает с первым вопросом, он может продолжить работу и с остальными. Следовательно, первому вопросу необходимо уделить особое внимание. Он должен отвечать определенным требованиям.

Во-первых, контактный вопрос должен быть очень простым. Здесь часто используются вопросы, касающиеся сведений чисто событийного характера - например: стажа работы, района местожительства. Уместны также и вопросы о привычках, на которые отвечают чаще всего вполне откровенно, о занятиях в свободное время и т. п. В ряде случаев целесообразным оказывается вопрос об интересе респондентов к тем или иным проблемам.

Во-вторых, контактный вопрос должен быть очень общим, т. е. касаться всех респондентов. Контактный вопрос рекомендуется делать настолько широким, чтобы на него мог ответить любой респондент. Отвечая, человек начинает верить в свою компетентность, чувствовать себя уверенно. У него возникает желание развивать свои мысли дальше, высказываться полнее. Поэтому анкету лучше начинать с того, что принимается всеми, что наиболее понятно.

Впоследствии, при установлении контакта, предмет первоначального обсуждения, в связи с которым возникли отношения взаимодействия, общения, может быть заменен другим. Но сам тон контактного взаимодействия сохраняется.

Вовсе не обязательно, чтобы контактные вопросы содержали искомую информацию. Главная их функция - в облегчении взаимодействия. Ответы на контактный вопрос вовсе не обязательно вовлекать в научный анализ в связи с содержательными проблемами. С другой стороны, в методическом плане эти ответы имеют большое значение: в зависимости от их содержания можно определить отношение опрашиваемых к опросу, его влияние на их добросовестность, искренность и т. п.

Буферные вопросы. Довольно редко анкета бывает посвящена какой-то одной теме. Но даже в рамках одной темы обсуждаются различные аспекты. Резкие и неожиданные переходы с одной темы на другую могут произвести на респондентов неблагоприятное впечатление. Ведь в обычной беседе "перепрыгивание" с темы на тему часто расценивается как показатель низкого культурного уровня человека, его невнимания к собеседнику. Такая манера не столько стремление к общению, на основе учета интересов собеседника, сколько попытка самоутверждения, самовыражения, эгоистичное домогательство - "выжать" из собеседника все, что интересует говорящего. Чтобы освободить респондента от подобных ощущений, в анкете используются так называемые буферные вопросы.

Буферные вопросы предназначены для смягчения взаимовлияния вопросов в анкете. Они играют роль своего рода "мостиков" при переходе с темы на тему. Например, после обсуждения ряда производственных проблем дается такая формулировка: "Свободное время --- это не только время, необходимое нам для восстановления затраченных на работе сил. Прежде всего это возможность для всестороннего развития личности. Поэтому просим Вас ответить на ряд вопросов о занятиях помимо работы".

С помощью буферного вопроса (в такой функции здесь выступал не собственно вопрос, а преамбула к нему) исследователь поясняет респондентам ход своих мыслей. Тем самым он использует простое и в то же время достаточно эффективное средство для создания у них впечатлений о большей симметричности общения. С помощью таких "буферов" исследователь не просто вежливо предлагает респондентам переключить свое внимание на другую тему, но и поясняет, зачем это нужно. Например, после вопросов о досуге дается такая формулировка: "Большую часть своей жизни человек проводит на работе. Огорчения и радости, успехи и неудачи в труде небезразличны для нас. Поэтому неудивительно, что мы хотим поговорить с Вами о работе".

Правило воронки. Подготовка респондента к наиболее важным ответам происходит при помощи постановки в начало анкеты вопросов наиболее простых, которые постепенно усложняются. Переход от простых к сложным вопросам получил название правила воронки. Его применение позволяет респондентам постепенно выработать уверенность в своей способности выступать в такой роли. В середине анкеты располагаются наиболее важные с точки зрения исследования и трудные для респондентов вопросы. Здесь же задаются вопросы, носящие наиболее явный тенденциозный или деликатный характер: факт сопряженности различных ответов позволяет надеяться, что если на более простые предшествующие вопросы респонденты отвечали свободно, без стеснения, то и на эти вопросы они смогут отвечать так же. Работа с такими вопросами - кульминационный момент в анкете. После него, если учесть возможную усталость респондента и спад интереса, ставятся наиболее простые вопросы, не требующие сильного напряжения памяти, воображения, внимания и т. п.

Эффект излучения. Когда все вопросы логически взаимосвязаны и последовательно сужают тему, у респондента возникает определенная установка, согласно которой он будет отвечать на них. Такое взаимовлияние вопросов называется эффектом излучения или эффектом эха и проявляется в том, что предшествующий вопрос (или вопросы) направляют ход мыслей респондентов в определенное русло, создают некоторую мини-систему координат, в рамках которой формулируется или выбирается вполне определенный ответ.

Какой бы опрос ни планировался - почтовый, или групповой, или индивидуальный (интервью), социолог не имеет права злоупотреблять терпением, временем и рассудительностью респондентов. Если же, однако, социологу крайне необходимо выяснить одновременно значительное число вопросов и анкета оказывается чрезвычайно громоздкой, то для этого американские исследователи предлагают (если нет никакой другой возможности сделать ее короче - собрать искомую информацию из других источников, например) делить перечень содержательных вопросов на две равные части и тиражировать две анкеты, раздавая их в случайном порядке отобранным для опроса людям. Размер выборки при этом, естественно, удваивается.

МЕТОД ИНТЕРВЬЮ

Метод интервью - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану.

Сущность метода интервью

Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: исследовательл-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

В задачи социального педагога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью - получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.

Виды интервью

По степени формализации

  • · Стандартизированное, или формализованное, интервью. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.
  • · Нестандартизированное, или свободное, интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.
  • · Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

По стадии исследования

  • · Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.
  • · Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.
  • · Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

По количеству участников

  • · Индивидуальное интервью -- интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).
  • · Групповое интервью -- интервью, в котором участвует более двух человек.
  • · Массовое интервью -- интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.

Пилотажный опрос -- пробно-поисковый тип опроса, которы проводится до основного и является его упрощенной формой. В социальной психологии пилотажный опрос применяется для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания и числа вопросов анкеты, времени опроса и др.; в тестологии пилотажное исследование (рабочий термин -- «претест») служит средством выявления некоторых стандартов основного теста. Пилотажный опрос -- важнейшая часть в планировании любого экспериментально-психологического опроса: оно обеспечивает определение главного направления, принципов организации и методов основного исследования, уточняет наиболее важные гипотезы. В отечественной психологии более употребительным является термин «поисковый эксперимент».

Методы опроса по часто-те применения педагогами занимают второе, после наблюдения, место. Они помогают получить информацию о явлениях, процес-сах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят от-ражения в документах. Это может быть информация о мотивах, интересах и предпочтениях людей, их семейной жизни или быто-вой деятельности и т.д. Ее источником являются люди и их вы-сказывания о своих настроениях, поступках, представлениях или о том, что их окружает. Выделяют разведочный (в начале комп-лексной диагностики) и уточняющий (в ее конце) опрос.

Под опросом понимается метод целенаправленного получения первичной вербальной (устной или письменной) информации путем заочного (опосредованного вопросником анкеты) или очного (непосред-ственного) общения педагога (анкетера, интервьюера) с опрашиваемы-ми (респондентами).

Социологический опрос направлен на получение информации о внешней стороне (поступках, мнениях, интересах) деятельности опрашиваемых, а полученная информация всегда рассматривает-ся в контексте функционирования определенных общественных групп и общества в целом.

Опрос, проводимый в социально-психологических исследованиях, направлен на выявление глубинных характеристик, внутренних механизмов формирования поступков, мнений, интересов чело-века. Психолога прежде всего интересует не сам по себе факт на-личия поступка, а та психологическая реальность, которая его обусловливает.

Опрос, проводимый в целях педагогической диагностики, исполь-зуется не только для выявления причин того или иного явления (хотя это и важная задача), но также для построения прогноза протекания процесса и самое главное — для выработки рекомен-даций об оптимальном характере педагогической помощи обуча-емому (воспитаннику) в его саморазвитии.

Виды опросов:

- групповые опросы, когда интервьюер обращается ко всем или нескольким интересующим его лицам, и индивидуальные опросы, когда интервьюер работает лишь с одним из опрашиваемых;

- очные опросы, когда интервьюер лично контактирует с опра-шиваемым, и заочные опросы, когда интервьюер лично не контак-тирует с опрашиваемым;

- устные опросы, когда информация фиксируется интервьюером, и письменные опросы, когда отвечающий сам заполняет анкету или опросник;

- целенаправленные опросы, имеющие программу, план, опросник, и свободные (беспрограммные) опросы, которые проводятся в на-чале диагностики для уточнения проблемы, цели, задачи и гипо-тезы;

- специализированные опросы (экспертов, влиятельных лиц) и массовые опросы (представителей различных категорий);


- стандартизованные (формальные, массовые) опросы и нестандартизованные (творческие, свободные) опросы",

- глубокие (психоаналитические, клинические) опросы, явные опросы, когда ответы не записываются в присутствии опрашиваемого, и скрытые опросы, внешне выглядящие как сво-бодный разговор людей, один из которых говорит, а другой тер-пеливо слушает; при этом возможно протоколирование вторым диагностом или запись на диктофон;

- сплошные опросы, когда опрашиваются все обучаемые, воспи-танники и т.д., и выборочные опросы, направленные на специаль-ную выборку опрашиваемых.

По предполагаемым ответам вопросы делятся на: открытые, предполагающие свободную форму ответов, кото-рые подвергаются качественному, а не количественному анализу, или же требующие до обработки ответов оценки диагноста, пере-вода в заранее разработанну шкалу;

- закрытые (альтернативные), предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных. Также к ним относятся вопросы- меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько вариантов ответов;

- полузакрытые, предоставляющие возможность наряду с выбо-ром готового ответа дать свой вариант.

По открытости вопросы могут быть прямыми (отвечая на которые испытуемый сам характеризует и непосредственно оце-нивает присутствие, отсутствие или степень выраженности у себя того или иного качества) или косвенными (в ответах на которые не содержится прямых оценок, но по которым можно судить о наличии или отсутствии исследуемого свойства).

По цели вопросы разделяются на:

- функциональные, используемые для оптимизации, упорядоче-ния течения опроса;

- вопросы-фильтры, направленные на отсеивание некомпетент-ных в предмете опроса респондентов;

- контрольные, использующиеся для проверки искренности от-ветов (так называемая «шкала лжи»);

- буферные, использующиеся для имитации непринужденной и логичной беседы с опрашиваемым.

Опрос включает следующие этапы:

- Этап адаптации, направленный на решение двух важных задач — создания у респондента позитивной мотивации для от-вета на вопросы и настройки его к участию в диагностике. Он состоит из обращения и нескольких вопросов. Обращение — за-вязка, начало опроса — момент весьма ответственный. От начала опроса во многом зависит достоверность информации. В связи с этим не рекомендуется задавать основные вопросы сразу, без адаптации. Необходимо психологически подготовить респонден-та к беседе.

- Этап достижения поставленной цели, на котором происходит сбор информации. В этот период задаются основные вопросы.

- Этап снятия психологического напряжения, которое может накапливаться в процессе опроса. Для этого рекомендуется в кон-це опроса задавать функционально-психологические вопросы, которые не направлены на сбор важной информации.

К опросным методам относятся беседа, интервьюирование и анкетирование, каждый из которых имеет свои особенности в проведении.

Диагностическая беседа.

Беседа — это метод получения информа-ции на основе прямого и относительно свободного общения с испы-туемым.

Он применяется с целью получения материала, характе-ризующего индивидуально-личностные особенности опрашива-емого. В беседе можно проверить данные, полученные методом наблюдения.

Беседа может использоваться для достижения следующих за-дач:

Выяснения фактов, событий, свидетелем или участником которых был испытуемый;

Установления его отношения к ним;

Выяснения причин конкретных проблемных ситуаций;

Исследования методов и средств воспитания, которые при-менялись к испытуемому;

Установления причин его аномального поведения;

Изучения особенности среды, в которой находится испытуе-мый;

Выявления его нравственных позиций, ценностных ориента-ции, ближайших целей и т.д.;

Изучения его внутреннего состояния и факторов, повлияв-ших на него, и т.д.

Планирование беседы осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе планирования беседы определяется цель беседы, объект и предмет разговора.

На втором этапе планирования отрабатывается ход беседы:

С чего лучше начать разговор (повод для начала разговора);

Как перейти к основной теме;

Как удержать инициативу;

Какие типы вопросов лучше использовать на разных этапах беседы;

Как влиять на активность и искренность испытуемого, какие для этого ис-пользовать приемы общения;

Как правильно выйти из диалога.

На третьем этапе прогнозируются результаты беседы, которые должны быть получены.

Интервью в системе диагностики.

Интервью это разновид-ность беседы, при которой диагност спрашивает, воздерживаясь от собственных высказываний по собственному вопросу, а испы-туемый отвечает.

Интервью предполагает заранее заготовленный вопросник, по которому интервьюер ведет беседу. Благодаря этой особенности полученные ответы легче обрабатывать: классифицировать, пере-водить в формализованный вид для математической и статисти-ческой обработки.

Интервью экономичнее по времени, в связи с чем можно опро-сить большее, чем при беседе, количество людей, а полученные данные использовать для выявления тенденций, наблюдающихся в данной выборке. В то же время личное общение интервьюера с опрашиваемым позволяет уточнять вопросы и ответы, коррек-тировать полученные данные с учетом параллельных наблю-дений.

Главный отличительный признак интервью — строгая номен-клатура и последовательность вопросов и их тестовый характер (наличие предположительных ответов). Интервьюер направляет опрос в нужное русло только с помощью промежуточных вопро-сов. В связи с этой особенностью интервью широко используется в психоаналитической и клинической практике, например для вы-яснения факторов и условий формирования отношений, пози-ции, мотивации опрашиваемого, источников формирования де-виаций.

Вопросы задаются устно. В такой же форме даются ответы рес-пондентов, которые фиксируются интервьюером в вопроснике интервью или на стандартизованном бланке с закодированными номерами вопросов и возможных ответов на них. Иногда лучше, если ответы респондентов не стенографируются на их глазах, а воспроизводятся позже по памяти интервьюера. Возможна запись ответов с помощью диктофона или видеокамеры с целью после-дующего изучения не только вербальной, но и невербальной ре-акции опрашиваемого на задаваемые вопросы.

Интервью делится на несколько фаз .

Стартовая фаза интервью посвящается вхождению в кон-такт с интервьюируемыми. При явном интервью интервьюер сжа-то излагает цели и задачи диагностики, ее значение для теории и практики. Глубокое интервью требует более интимного контакта. Важно наладить дружеский тон, взаимопонимание, проявить ин-терес к респонденту, найти предмет его особого внимания (дети, книги, картины, охота и т.п.). Не следует отказываться и от уго-щения: это тоже сближает собеседников. Глубокое интервью все-гда подчеркнуто индивидуально.

Средняя фаза интервью характеризуются тем, что беседа все более сосредоточивается вокруг интересующего педагога во-проса.

Заключительная фаза — продолжение разговора на тему, интересующую собеседника. Опытный интервьюер, уходя, уверен, что он всегда может вернуться к этим людям и они его примут тепло.

Подготовка и проведение интервью включает в себя следующие действия:

1. Постановка цели . При помощи интервью решаются различ-ные диагностические задачи, исходя из которых выбирается тот или иной вид интервью:

Поисковое интервью для сбора информации, при помощи которой можно обозначить проблему или комплекс проблем, нуж-дающихся в диагностике, а также для поиска новой точки зрения;

Интервью по проверке гипотез (как правило, стандартизо-ванное интервью) — сравнение групповых и/или индивидуаль-ных различий;

Интервью для сбора эмпирической информации, проводяще-еся при необходимости подтвердить или опровергнуть какие-либо закономерности или теоретические положения;

Интервью как вспомогательный метод, применяющийся для уточнения данных, полученных другими методами (например, данные наблюдения, анкетирования, тестирования).

2. Предварительная подготовка . Она включает в себя сбор ин-формации об исследуемом объекте, уточнение целей и задач ин-тервью, вопросов, определение оптимальной формы его прове-дения, состава и количества респондентов, выбор научного и тех-нического обеспечения, предполагаемых вербальных средств и типов вопросов для получения планируемых сведений, прогноз временных и материальных затрат на интервьюирование.

3. Интервьюирование . Начиная интервью, следует помнить, для чего будет использован конечный результат: для разработки коррекционных мер, для составления плана учебно-воспитательной работы или для публичного обсуждения. Это необходимо учитывать на всех этапах диагностики, поскольку в определенных случаях нуж-но информировать интервьюируемых о том, как будут использо-ваться данные, получить у них письменное согласие на неограни-ченное цитирование их ответов и учесть любые противоречия или конфликты, которые могут возникнуть на протяжении интервью.

По мере разворачивания интервьюирования понимание педа-гогом изучаемого объекта может измениться; может открыться новое видение проблемы. Интервьюеру следует обращать внима-ние только на те данные, которые способствуют достижению по-ставленной цели, а не убодят от нее.

Этические вопросы планирования предполагают получение от испытуемого осознанного согласия участвовать в диагностике, обеспечение конфиденциальности и принятие во внимание возмож-ных последствий участия в диагностике для данного человека.

4. Обработка данных интервью . При обработке полученных дан-ных требуется точное ведение протокола: ответы цитируются, а не пересказываются. Затем листы протокола кодируются. Обработ-ка завершается применением математических и статистических ме-тодов.

Анкетирование в диагностической деятельности.

Анкетирование — это форма опроса, для которого педагог предварительно состав-ляет список вопросов обследуемому контингенту лиц . Ответы на эти вопросы служат исходным эмпирическим материалом для обоб-щений.

Анкетирование применяется для массового сбора информации (иногда — от живущих в разных местах людей). Общение диагно-стируемого с диагностом носит опосредованный (через анкету) характер. Характер материалов анкет пригоден для количествен-ного анализа и удобен в обработке.

В педагогической диагностике при-меняются следующие виды анкет:

- анкета-интервью — опросный лист, который вручается рес-понденту и заполняется в присутствии диагноста. Часто раздаются листы ответов, а вопросы анкеты диктуются или предлагаются на экране (классной доске);

- почтовая анкета рассылается лицам, которые выбраны для опроса; наиболее пригодна для опроса лиц, живущих далеко друг от друга, используется при опросах с простой тематикой. Такую анкету используют, например, для опроса родителей учащихся;

- анкетирование в среде распространение анкеты среди опре-деленной группы населения. Ею можно пользоваться для опроса, к примеру, студентов, живущих в одном общежитии, участников конференции, заседания и т. п. Аналогично проводится анкетиро-вание во время классного часа, родительского собрания, педаго-гического совета;

- стереоанкетирование — сравнение самооценки и оценки од-ного и того же лица . На каждого человека заполняется три-четыре и более идентичных вопросника: им самим, его родителя-ми, педагогами, сверстниками и т.д. На основании сравнения и обобщения полученных данных составляется синтетическая стереоанкета, представляющая изучаемое лицо с различных точек зрения.

К анкете предъявляются следующие основные требова-ния :

Во вступлении необходимо сформировать у респондента чув-ство удовлетворения от того, что выбор пал именно на него;

Вопросы должны наиболее точно и емко характеризовать изу-чаемое явление и задаваться в логичной последовательности;

Следует сочетать прямые вопросы с косвенными (например: «Нравится ли профессия учителя?» и «Согласны ли вы, что про-фессия учителя самая лучшая?»);

В начале анкеты необходимо задавать вопросы на определе-ние компетентности респондента в теме опроса;

Вопросы должны располагаться по принципу: «подготовка- сложные вопросы — классификация»;

На заполнение анкеты должно уходить как можно меньшее вре-мя (в зависимости от возраста школьников от 4-5 до 15-20 мин).

В структуру анкеты входят :

- вступление (его цель — убе-дить респондента принять участие в опросе, дать короткую харак-теристику опроса);

- основная часть отвечает целям диагностики;

- реквизитная часть позволяет провести идентификацию респон-дентов для дальнейшей их группировки.

Метод анкетирования используется для опроса большой группы людей, проживающих на большой территории, для получения эмпирической информации, касающейся объективных или субъективных фактов. Инструментом опроса является анкета, которая содержит инструкцию по заполнению и перечень вопросов с возможными вариантами ответов, из них анкетируемый (респондент) должен выбрать наиболее подходящий. Лицо, проводящее исследование, называется анкетер.

Что собой представляет анкета

  1. Касающиеся личности респондента (пол, возраст, образование, профессия, семейное положение и др). Данные служат для осуществления дальнейшей обработки материалов анкетирования относительно групп людей, что позволит сопоставить полученную информацию из аналогичных подгрупп.
  2. Определение фактов сознания , которые способствуют выявлению у респондентов мнений, планов, мотивов, ожиданий, оценочных суждений.
  3. Определение фактов поведения , которые руководят поступками, действиями и результатами деятельности людей.

Какие существуют методы анкетирования

В анкетах могут встречаться открытые, закрытые и полузакрытые вопросы . Так, на открытый вопрос должен последовать полный ответ, который опрашиваемый должен сформулировать самостоятельно. Закрытые вопросы позволяют сопоставить результаты анкет респондентов, но они не содержат всей полноты ответов, мнений или оценок испытуемых, что приводит к необдуманности и машинальности ответов. Полузакрытый вопрос применяют тогда, когда составитель не знает все возможные варианты ответов или желает более точно выяснить индивидуальное мнение всех обследуемых лиц. Для этого в анкете рядом с готовыми ответами содержится графа «другие ответы» и несколько пустых строк.

Метод анкетирования отличается опосредованным характером взаимодействия между анкетером и респондентом, их общение происходит при помощи анкеты, респондент при этом самостоятельно читает вопросы и самостоятельно фиксирует ответы в анкете. Опрос бывает очным и заочным, анонимным и персонифицированным, а вопросы, в зависимости от способа их формулирования, бывают прямыми и косвенными. Первые предполагают получить от испытуемого такой же прямой и честный ответ.

Если требуется получить откровенный ответ на вопросы относительно личной оценки событий или личностей, выразить критическое отношение к ним, вводят косвенный вопрос, маскирующий критическую составную информации. С этой целью используется какая-либо воображаемая ситуация, на которую респондент должен дать свой вариант ответа. Основные вопросы направлены на получение подробной информации от каждого респондента. Если необходимо получить сведения от части респондентов, используют вопросы-фильтры. Они представляют собой «анкету в анкете».

Этапы проведения анкетирования

Метод анкетирования предполагает прохождение определенных этапов, среди них:

  1. Определение темы анкетирования, постановка решаемых проблем и задач.
  2. Разработка анкеты с большинством открытых вопросов.
  3. Пилотажное анкетирование и его анализ.
  4. Уточнение текстов инструкций и вопросов.
  5. Проведение анкетирования.
  6. Обобщение результатов опроса и подготовка отчета.

В чем плюсы и минусы анкетирования

Анкетирование не может охватить всех членов изучаемой общности, поэтому имеет выборочный характер . А получение достоверной и надежной информации зависит от репрезентативности выборки. При разработке текста анкеты, нужно использовать разнообразные типы и формы вопросов, ведь все они имеют свои достоинства и недостатки. Нужно учитывать и последующую обработку анкетных данных. Более сложно обработать открытые вопросы, в то же время, закрытые вопросы в форме «меню», шкал, таблиц являются более удобными для обработки, но не гарантируют всей полноты оценок респондентов.

К плюсам метода можно отнести:

К минусам метода относятся:

  • Зависимость от репрезентативности выбора, правдивости ответов, распыления элементов в общей выборке и плане выборки.
  • Влияние субъективных факторов, таких как нежелание давать правдивые ответы, поспешность и необдуманность ответов.

Выводы

При наличии многих негативных мнений относительно метода анкетирования, сегодня он относится к одним из основных для изучения отдельных личностей при приеме их на работу, учебу, с его помощью изучают любые аспекты общественных отношений.

Если источником информации выступают люди, то используется метод опроса.

Опрос – это совокупность вопросов, предлагаемых респонденту, ответы на которые и дают необходимую информацию. Опрос применяется тогда, когда мало статистической и документальной информации, когда явление малодоступно непосредственному наблюдению.

Варианты опроса (по формам контакта):

Личный или опосредованный (почтовый, телефонный и т.п.);

Индивидуальный или групповой;

Устный или письменный;

Сплошной или выборочный.

Разновидности опроса:

Анкетирование – опосредованный, письменный опрос.

Интервьюирование – устный опрос.

Экспертный – опрос компетентных лиц.

Социометрический – выявляет социально-психологические проявления межличностных отношений в малых социальных группах.

Анкетирование

Анкета – это система вопросов. Анкета состоит из титульного листа, вводной части, которые могут быть совмещены; основной и социально-демографической (паспортички) частей.

Вводная часть – это обращение к респондентам. Требования к вводной части анкеты:

Обязательно правильное обращение к респонденту;

Указана цель опроса и его значение;

Отмечено, как будут использованы результаты;

Гарантии анонимности;

Пояснены правила заполнения анкеты;

Благодарность за участие в анкетировании.

Основная часть состоит из тех вопросов, ответы на которые должны помочь решить задачи исследования, а также подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы. Требования к основной части анкеты:

Необходимо провести логический контроль (о чем спросить, почему спросить, в какой форме);

Работают ли вопросы на тему (на задачи исследования);

Понятны ли вопросы;

Проверить не содержат ли вопросы подсказок, не являются ли «лобовыми»;

Понятна ли (правильна) формулировка вопроса;

Не забыты ли такие варианты, ответов как «не знаю», «затрудняюсь...»;

Не вызывают ли вопросы отрицательных эмоций;

Правильно ли расположены вопросы: 1/простые – для включения в работу; 2/наиболее трудные; 3/интимные и контрольные;

Использована ли разбивка на тематические блоки;

Соблюдаются ли переходы, связки с помощью специальных обращений.

Классификация вопросов анкеты:

По структуре – открытые, закрытые, полузакрытые.

По форме – прямые – косвенные; личные – безличные.

По функции – основные (фильтр, на интенсивность мнения), неосновные, уточняющие (ловушка, контрольный).

Характеристика вопросов по содержанию.

1. Вопросы о фактах отражают действия и результаты действий людей. С их помощью получают данные о происходящих событиях. Ответы являются высокодостоверными, если не касаются действий, которые, по мнению респондента, заведомо не одобряются («Вы курите?»). К вопросам о фактах относятся и демографические вопросы.

2. Вопросы о мотивах выявляют мнение людей, касаются оценки явлений. Они вызывают затруднение при ответах, так как касаются интересов людей, поэтому их достоверность намного ниже. Для повышения достоверности этих ответов используют уточняющие вопросы (см. вопросы по функциям).

Вопросы о мотивах по ситуации могут быть условные и безусловные. Безусловные вопросы касаются реальной ситуации, в которой находится респондент. Например, «Нравится ли Вам заниматься в этой группе здоровья?». Условные вопросы касаются воображаемой ситуации. Например, «Представьте себе, что Вы включены в сборную России,..».

Характеристика вопросов по структуре.

1. Открытые вопросы – это вопросы, ответы на которые дают респонденты в свободной форме. Например, «Какие виды спорта Вы считаете наиболее зрелищными?».

2. Закрытый вопрос предполагает набор возможных вариантов ответов. Он бывает двух типов: дихотомический (с вариантами ответов «Да» или «Нет») и с веером ответов. Надо иметь в виду, что перечень вариантов должен быть достаточно полным. Так как все варианты предусмотреть трудно, то следует использовать такие варианты, как: «не знаю», «затрудняюсь с ответом». Нужно учесть, что респонденты, как правило, обращают внимание на первый и последний варианты.

3. Полузакрытый вопрос предусматривает набор вариантов ответов и возможность свободного ответа в виде варианта «Другое».

Характеристика вопросов по форме.

1. Прямой вопрос указывает на объект, о котором нужна информация. Прямые вопросы направлены на выяснение мнения респондента по проблеме исследования и касаются непосредственно задач исследования. Например, «Будет ли у Вас на этой неделе тренировка?»; «Что Вы думаете о...» или «Считаете ли Вы...?». Так как на прямые вопросы не всегда охотно отвечают, то для их уточнения используют вспомогательные, уточняющие вопросы.

2. Косвенные вопросы, в отличие от прямых, не указывают конкретно на объект, о котором необходимо получить информацию (знание). Они дают дополнительные сведения о респонденте (демографические, о его интересах, предпочтениях и т.д.). Например, «Что Вы будете делать на следующей тренировке?», «Что Вы предпочитаете: сходить в театр, кино, дискотеку?», Здесь приведены три суждения о событиях (X), какое из них Вы считаете наиболее верным?».

3. Личные вопросы касаются свойств, качеств, фактов жизни респондента, демографических данных (возраста, пола и т.д.).

4. Безличные вопросы касаются оценки ситуации, мнения о событии, знания о чем-то, например, «Достаточно ли 2-х часов ежедневных занятий, чтобы достичь результата КМС?».

Характеристика вопросов по функциям.

1. Основные вопросы предназначены для получения точной информации об изучаемых явлениях. Через них раскрывается основная идея исследования. Так как эти вопросы затрагивают интересы людей, то нужно выяснить, искренним ли был ответ.

Разновидностью основного вопроса является вопрос на интенсивность мнения, с его помощью дают качественную и количественную оценку (в баллах и процентах). Например, «Оцените уровень своей технической подготовки к первенству России по 5-балльной системе». Качественная оценка выражается с помощью понятий «отлично», «хорошо», «средне», «удовлетворительно» и т.п.

К основным вопросам относится и фильтрующий вопрос (фильтр). Он отделяет респондентов, мнение которых исследователя не интересует. Например, «На следующий (один, два, три) вопроса отвечают мастера международного класса» или «На следующий вопрос отвечают те, кто на предыдущий ответил «Да».

2. Неосновные вопросы не касаются непосредственных задач исследования (демографические и т.д.).

3. Уточняющие вопросы: ловушка и контрольные вопросы. Контрольный вопрос проверяет правильность или искренность ответов на основные вопросы. Между основным и контрольным должно быть 3-5 других (промежуточных) вопросов. Например: основной вопрос: «В какой мере Вы довольны своей работой?», контрольный: «Хотели бы Вы перейти на другую работу?».

Или основной вопрос: «Сколько времени Вы уделяете тактической подготовке на тренировке?», а контрольные вопросы могут быть об объеме тактической подготовки за тренировку, об объеме общей физической подготовки и общем времени тренировки. Сопоставив ответы, можно проверить правдивость ответа на основной вопрос.

Ловушка направлена на выявление искренности, компетентности, на обнаружение безграмотности в ответах. Ловушка может состоять из набора вариантов ответов (среди которых есть неверные). Например: основной вопрос «Постоянно ли Вы читаете газету «Спорт-экспресс» («Да», «Нет»)?», ловушка «Какая из статей последнего номера Вам понравилась?».

Социально-демографическая часть анкеты (паспортичка) дает информацию о социальном статусе респондента (поле, возрасте спортивной квалификации и др.), которая нужна для анализа собранных данных, для оценки представительности респондентов, для проведения сравнительных исследований.

Только если все части анкеты соответствуют перечисленным критериям, анкету можно передать для изготовления и использования в пилотажном исследовании.

Преимущества анкетирования:

Широта охвата;

Позволяет составить массовую картину об объекте;

Не оказывает влияние на личность;

Ощущение анонимности;

Не требует от кадров высокой квалификации;

Информация собирается за короткий срок;

Респондент сам выбирает удобное время и ритм заполнения.

Интервью

Интервью – это метод получения информации путем непосредственного целенаправленного диалога интервьюера с респондентом. Типы интервью:

Неформализованное – это свободный диалог по определенной теме, когда вопросы формулируются в контексте общения.

Полуформализованное – к заранее составленным вопросам задаются дополнительные, уточняющие.

Формализованное – вопросы задаются по разработанному вопроснику.

Преимущества интервьюирования:

Позволяет наблюдать за поведением небольшого числа респондентов;

Возможно создание откровенной и неформальной обстановки, атмосферы доверия;

Общение обеспечивает более серьезное отношение к опросу: интервью может быть не только по заранее разработанным вопросам, но и свободное интервью можно взять у того, кто определен требованиями выборки;

Личный контакт позволяет получить ответы на все вопросы.

Экспертный опрос (или метод экспертной оценки)

Такие формы сбора первичной социологической информации, как анкетирование, интервьюирование, почтовый опрос, телефонное интервью и т. д., предназначены прежде всего для массовых опросов. Однако на практике могут возникнуть ситуации, когда для оценки какого-либо явления трудно или вообще невозможно выделить объект – носитель проблемы – и, соответственно, использовать его в качестве источника информации. Такие ситуации обычно связаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального процесса, явления.

Объективная информация в этом случае может исходить только от компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Простейшие критерии отбора экспертов – род занятий и стаж работы по интересующему профилю. При необходимости учитываются также уровень, характер образования, опыт общественно-политической деятельности, возраст и др. Центральный критерий отбора экспертов – их компетентность. Для ее определения применимы, с той или иной степенью точности, два метода: самооценка экспертов и коллективная оценка авторитетности экспертов.

Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опросов – экспертными оценками. В наиболее общем виде можно выделить две основные функции метода экспертной оценки в социологическом исследовании: оценка состояния (включая причины) и прогноз тенденций развития различных явлений и процессов социальной действительности.

Сама процедура опросов может быть очной или заочной (почтовый опрос, телефонное интервью). Одна из наиболее простых форм экспертного прогноза – обмен мнениями, предполагающий единовременное присутствие всех экспертов за «круглым столом», где и происходит выявление доминирующей позиции по дискутируемому вопросу. Могут применяться и более сложные формы.

Социометрический опрос

Разработан Дж. Морено для анализа межличностных отношений в малой группе. Метод социометрии позволяет оценить взаимоотношения в коллективе, а на этой основе – определить его неформальную структуру, неофициальные микрогруппы и взаимосвязь между ними. Это метод структурного анализа коллектива. Его суть – сбор информации о структуре межличностных отношений в малой группе путем изучения выбора, сделанного членами малой группы по тому или иному критерию. После обработки и отображения индивидуальных выборов проявляются неформальная структура коллектива и картина взаимоотношений между его членами.

Критерии социометрических выборов формулируются в виде вопросов о желании члена коллектива участвовать с кем-либо в определенном виде деятельности: совместно выполнять ответственное задание (надежность); ликвидировать неисправность в техническом устройстве (профессионализм); провести вместе выходной (дружеская предрасположенность) и т. д.

Выбираемые критерии должны быть значимыми для коллектива (должны заинтриговать всех респондентов) и предоставлять возможность выбора сослуживцев в конкретной ситуации.

Порядок проведения социометрического опроса:

Четко обозначаются границы группы;

Каждому опрашиваемому выдают список группы, в котором отдельному ее члену присвоен определенный номер, и предлагают сделать выбор из предложенного списка по определенному критерию;

Респонденты установленными значками отмечают против фамилий (или соответствующих им номеров) результаты своего выбора;

На основе матрицы строится социограмма – графическое изображение схемы межличностных отношений. Социограмма позволяет увидеть структурные элементы межличностных отношений в коллективе, лидеров коллектива, микрогруппы.

Опросы

Опросные методы традиционно представлены в двух формах: устного опроса (беседа, интервью), свободного опроса и письменного опроса (анкетирование).

Беседа является одним из широко распространенных в психологии труда методов и используется при освещении самого широкого круга проблем. Она совершенно необходима при изучении индивидуальной структуры труда, при выявлении профессионально-важных качеств работника, выяснении особенностей мотивации работы по данной специальности и функциональных состояний, личных профессиональных планов учащихся при выборе профессии или ее смене у взрослых людей, при оценке рабочих мест. Беседа как научный метод должна отвечать ряду требований:

строиться по определенному плану, заранее продуманному, но отличающемуся достаточно гибкой структурой;

носить естественный характер. Беседа предполагает обоюдную активность как со стороны психолога, так и опрашиваемого; ни в коем случае она не должна превращаться в форму допроса или устной анкеты;

включать только те вопросы, которые не носят внушающего или подсказывающего характера, и допускать взаимопроверку ответов;

поддерживать доверительный контакт психолога с опрашиваемым; завершаться фиксированием полученных (в процессе беседы) результатов.

Регистрация данных беседы может производиться как в ее процессе, так и после окончания. Первый способ регистрации может использоваться при анализе интересов людей, влияния условий среды и других вопросов, не затрагивающих глубоко проблемы личности. В случае же индивидуального консультирования такой способ применять не рекомендуется, чтобы не вызывать у клиента отрицательного отношения к беседе и нежелание давать искренние ответы. И хотя он связан с потерей определенного количества информации, но более оправдан с этической точки зрения. Использование аудио - и видеотехники, безусловно, значительно повышает точность получения и сохранения информации, но порождает ряд этических проблем.

Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа. Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Недостаток же этого метода в сравнении с беседой - отсутствие личного контакта с испытуемым, что не дает возможность варьировать характер вопросов в зависимости от ответов. Вопросы должны быть четкими, ясными, понятными, не должны внушать тот или иной ответ.

Материал бесед и анкет представляет ценность тогда, когда он подкрепляется и контролируется другими методами, в частности наблюдением получение ответов опрашиваемых в письменной форме на заранее сформулированные вопросы, при этом психолог может не вступать в прямой контакт с работниками. Анкетирование проводится в тех случаях, когда нужно получить данные от большого количества людей в короткие временные сроки. Анкеты используются для выяснения ценностных ориентации работников и их отношения к профессии и отдельным элементам работы; мотивов и факторов, влияющих на выбор профессии; значимых аспектов профессиональной деятельности; профессионально-важных качеств. Анкетирование может проводиться как в присутствии психолога, так и заочно (когда анкета заполняется дома). Данный способ удобен, поскольку не отвлекает работника от выполнения своих трудовых обязанностей и позволяет более обдуманно подойти к ответам на вопросы. Но он имеет и негативные стороны: возможность заполнения анкеты другим лицом, отсутствие ответов на ряд вопросов, неполный возврат анкет.

Для получения достоверной информации с помощью метода анкетирования необходима правильная организация исследования. Она предполагает:

наличие вступительной статьи с изложением целей и задач исследования и инструкций по заполнению опросника;

правильную формулировку вопросов. Они должны быть однозначно понимаемы, касаться конкретных аспектов поведения и деятельности работника, не содержать малоупотребляемых иностранных слов и узкоспециальных терминов, не носить внушающего характера, предполагать равновероятность выбора всех предложенных вариантов ответа;

подготовку такой анкеты, которая легко читается, напечатана без помарок и исправлений, удобно графически оформлена с выделением соответствующих разделов.