Славянские ветви. Особенности образования древнерусского государства: наличие патриархальной формы рабства; преобладание свободного труда над рабским; общая языческая культура, схожие обычаи, обряды, общественная психология; особенности славянской менталь

Прежде чем говорить об истории славян, необходимо определиться с временными рамками. Древнейшие славяне жили до шестого века новой эры, древние - с шестого по восьмой-девятый века (до прихода Рюрика). Нас же интересует древнейшая история славян и славяно-руссов до рюриковского времени, то есть до образования государства Киевская Русь как такового.

Время индоевропейцев

До наступления новой эры все славянские народы состояли в масштабной индоевропейской общности. У нее был свой язык, своя территория, свои верования. Но в результате неизбежных процессов миграции, переселения народов произошло разделение индоевропейцев на отдельные племена. Одним из них стало праславянское, которое вышло из общего массива народов примерно в середине второго тысячелетия до новой эры.

Расселение славян

Если верить данным археологии и письменным источникам, то прародиной славян были земли Центральной и Восточной Европы (нижнее и среднее течения реки Дунай). К первому тысячелетию прошлой эры численность славян стала достаточно большой. Территорий на всех не хватало: ведь основным занятием в то время было земледелие, причем экспансивное. Так и началась их миграция, в том числе и в рамках Великого переселения народов.

Во многих письменных источниках, относящихся к шестому веку, славяне называются антами, склавинами, венедами. Причем первые - это восточная группа, вторые - южная, третья - северная. Принципиальных отличий в жизни этих групп не было. Но свое влияние, несомненно, оказывали природно-климатические и географические особенности.

Три ветви славян

Одна из частей славянского племени осталась на месте изначального проживания - это была ветвь южных славян. Другая группа двинулась на север, став ветвью западных славян. А самой крупной ветвью стала восточная. Она заняла Восточно-Европейскую равнину к шестому веку.

Необходимо отметить, что в каждом направлении славян начали появляться свои более мелкие племена и племенные союзы:

Западные: поморяне (лужичане, бодричи, древане и другие), полабы.Южные: болгарские, далматинские, грекомакедонские.

Они в большинстве своем были кем-нибудь захвачены, оказались под властью более сильных племен и государств. Причинами этому стали несколько факторов: их внутренняя разрозненность, отсутствие четкой социальной организации, малая численность.

Восточные славяне: вятичи, кривичи, древляне и другие (всего пятнадцать племенных союзов, или княжений). Каждый племенной союз занимал определенную территорию, имел свою столицу (град), а также свою власть - князя. У князя была дружина, которая составляла боевую мощь того или иного племенного союза.

Лишь эта ветвь смогла остаться независимой, смогла занять и освоить огромные территории, смогла объединиться в большое и сильное государство. Кстати, термин славяно-руссы применим именно к восточным славянам. Формирование государственности, а также официальный приход Рюрика на Русь ознаменовал начало нового этапа в жизни восточных славян.

Жизнедеятельность древних славян

В течение всех этих лет, с самого появления славян, постепенно менялся их жизненный уклад, их занятия, общественная структура. Глобальные изменения произошли, в первую очередь, в социальной организации. Сначала существовали огромные племена, затем произошло подразделение их на более мелкие. Чуть позже появилось и понятие «род». Отсюда возникли родовые общины, потом и соседские. А к моменту образования государства у восточных славян происходил плавный переход к классовой системе в обществе.

Глобальные изменения происходили и в жизнедеятельности людей. Земледелие, которое изначально было подсечно-огневым и переложным, стало пашенным. Славяне освоили многие ремесла (металлургическое, кожевенное, глиняное). Значительно улучшилось и состояние жилищ - к девятому веку в восточнославянскую жизнь прочно вошли избы. В целом, можно сказать, что социально-бытовые условия приобретали все большее совершенство. Это обусловило увеличение численности людей. Но, не будем забывать, о частых войнах и противостояниях славян с вражескими соседскими и кочевыми племенами.

Такова краткая история славянских народов. Конечно, наибольшую актуальность для нас всегда представляла восточная ветвь. Сегодня численность потомков восточных славян огромна: это жители Российской Федерации, Украины, Белоруссии.

Возникновение и расселение основных славянских племен

контрольная работа

1.2 Три ветви славян

Очень важно отдельно отметить сведения готского историка VI века Иордана. Он подразделяет славян на три крупнейшие группировки:

v Склавены

Иордан в своем произведении «О происхождении и деянии готов» отмечает: «начиная от места рождения р. Вистулы (Вислы)-племена Венедов. Склавены живут от города Новнетуна и озера Мурсианском, до Данастра (Днестра), а на севере до Вислы, вместо городов у них болота и леса. Анты - сильнейшие из обоих племен - распространяются от Данастра до Данапра (Днепра), где Понтийское (Черное) море образует излучину.»

В последнее время археологи установили, что этим сведениям можно доверять. Ими выведено три основных ареала распространения славянской археологической культуры; в основу этого выделения положена, прежде всего керамика- так называемого пражско-корчанского типа, один из коренных регионов распространения которого средняя и южная Польша, а так же Припятьское Полесье. По всей видимости, эта территория склавен. Другая культура пражско-пеньковского типа, коренной регион которой междуречье Днестра и Днепра. Судя по данным письменных источников, здесь обитали анты. Наконец на западе существовал ряд культур, среди которых наиболее известная фельдбергская, суновская и некоторые другие. По данным источников, на территории польского Поморья и низовьев Вислы издавна жили венеды. Данная схема В.В.Седова в последнее время принимается очень многими специалистами, следует подчеркнуть, что речь идет не о трех ветвях славян - восточных, южных и западных; все названные районы расселения славянства - праславянские группировки. Как считают исследователи, современные ветви славянства возникают в результате распада этих славянских группировок в VI-VII вв. части этих распавшихся славянских группировок, расселяются по территории Восточной Европы в VII-VIII вв. Некоторые осторожные исследователи, например, И.И.Ляпушкин, полагают, что именно с того времени славяне совершенно ясно различимы в истории. Тех славян, которые расселились по территории Русской равнины дореволюционные историки называют «русскими славянами». В современной историографии закрепилось название «восточных славян».

Восточные славяне

Основным занятием восточных славян в степной и лесостепной полосе было земледелие, в лесных районах -- охота, рыболовство. У восточных славян собственность на землю, орудия труда и домашний скот сложилась не в рамках государства...

Накануне образования государственности славяне жили соседской общиной, в которой оформилась частная собственность. У каждой семьи было право на расчищенную землю - лядину. В славянском обществе выделялись военные вожди...

Восточные славяне в древности

Сложной, разнообразной, с детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Её истоки уходят в индо-европейское древние верования и ещё дальше к временам палеолита. Религия...

Восточные славяне в древности

Исходной позицией для последовательного рассмотрения истории славян следует считать период отделения славянской языковой семьи от общего индоевропейского массива. Славяне относились к третьей по численности группе народов...

В дохристианский период (до конца X в.) восточные славяне исповедовали языческую религию, сходную с древними верованиями других народов Европы. В основе древних европейских религий лежало одухотворение природы и ее сил, поклонение стихиям...

Восточные славяне: быт, культура, верования и обряды

О культуре славянских племен известно немного. Дошедшие до нашего времени образцы прикладного искусства свидетельствуют о развитии ювелирного дела. В VI-VII вв. возникает письменность...

Восточные славяне: быт, культура, верования и обряды

В древних памятниках довольно часто говорится о водяных культах язычников. Прежде всего, это молитвы у воды, жертвоприношения. Жертву клали или выставляли на берегу, и ее должна была поглотить боготворимая стихия...

История Горбуновского торфяника

С давних времен восточная половина нынешней Европейской России была населена народами племени чудского и тюркского, а в западной половине, кроме народов литовского и чудского племени, примыкавших своими поселениями к балтийскому побережью...

Говоря о ранней истории славян, мы вступаем в область догадок, споров, предположений. Слишком мало источников осталось с того времени. Летописец Нестор, первый русский автор, задавшийся вопросом “откуда есть пошла русская земля”...

Культура Древней Руси после принятия христианства

“Делаю нивы своя и землю свою”, - так летописец определил основное занятие славянского населения. Свободной земли было много...

Культура Древней Руси после принятия христианства

Язычество восточных славян в момент его наивысшего развития - это довольно развитая религия природы, многобожие. От первобытного шаманизма, почитания духов и священных предметов оно уже ушло далеко: созданы определенный круг богов, мифология...

Культура и религия восточных славян

К тому времени, когда восточные славяне создали свое государство, они, как и другие крупные народы, -- египтяне, римляне, греки -- уже располагали сложной, разнообразной, детально разработанной религией...

Люди и нравы Древней Руси

Геродот описывает характер древних славян-скифов так: «в надежде на свою храбрость и многочисленность, они не боялись никакого врага; пили кровь убитых неприятелей, выделанную кожу их употребляя вместо одежды, а черепы вместо сосудов...

Мы - славяне

Примерно в V веке началась славянская экспансия с территории Прикарпатья, верховий Днестра, а также правобережья среднего Поднепровья, на запад, юг и северо-восток. На запад славяне мигрировали в направлении верховий Вислы, а затем Эльбы...

Образование и становление Древнерусского государства

Исходной позицией для рассмотрения истории славян следует считать период отделения славянской языковой семьи от общего индоевропейского массива, который лингвисты датируют началом или серединой II тысячелетия до н.э...

Славяне – пожалуй одна из самых больших этнических общин в Европе, о природе происхождения которой ходят многочисленные мифы.

Но что мы на самом деле знаем о славянах?

Кто такие славяне, откуда пришли, и где находится их прародина, попытаемся разобраться и мы.

Происхождение славян

Существует несколько теорий происхождения славян, согласно которым одни историки относят их к постоянно проживающему на территории Европы племени, другие к скифам и сарматам, пришедшим из Средней Азии, есть и множество других теорий. Рассмотрим их последовательно:

Наиболее популярной является теория об арийском происхождении славян.

Авторами этой гипотезы называют теоретиков «норманнской истории происхождения Руси», которая была разработана и выдвинутая в XVIII веке группой немецких ученых: Байером, Миллером и Шлецером, для обоснования которой была состряпана Радзвиловская или Кёнигсбергская летопись.

Суть данной теории заключалась в следующем: славяне – это индоевропейский народ, перекочевавший в Европу в ходе Великого переселения народов, и входивший в некую древнюю «германо-славянскую» общность. Но в результате различных факторов, отколовшийся от цивилизации германцев и оказавшись на границе с дикими восточными народами, и став отрезанным от передовой на то время римской цивилизации, он настолько отстал в своем развитии, что пути их развития кардинально разошлись.

Археология подтверждает наличие прочных межкультурных связей между германцами и славянами, и в целом теория более чем заслуживает уважения, если убрать из нее арийские корни славян.

Вторая популярная теория имеет более европейский характер, да и она намного старше норманнской.

Согласно его теории, славяне не отличались от других европейских племен: вандалов, бургундов, готов, остготов, вестготов, гепидов, гетов, аланов, аваров, даков, фракийцев и иллирийцев, и были одного и того же славянского племени

Теория пользовалась в Европе достаточной популярностью, и идея о происхождения славян от древних римлян, а Рюрика от императора Октавиана Августа очень нравилась историкам того времени.

Европейское происхождение народов также подтверждается теорией немецкого ученого Харальда Хармана, который назвал родиной европейцев Паннонию.

Но мне все же нравится, более простая теория, которая основывается на выборочном объединений наиболее правдоподобных фактов из других теорий происхождения не столько славянских, сколько европейских народов в целом.

О том, что славяне поразительно схожи с и с германцами, и с древними греками, я вам думаю рассказывать не надо.

Так вот, пришли славяне, как и другие европейские народы, после потопа, из Ирана, и высадились они в Иллариии, колыбели европейской культуры, и отсюда, через Паннонию, пошли они осваивать Европу, воюя и ассимилируясь с местными народами, от которых они и приобрели свои различия.

Те кто остался в Илларии, создали первую европейскую цивилизацию, которую мы сейчас знаем как Этруски, судьба же других народов зависела во многом от места, выбранного ими для поселения.

Нам трудно представить, но фактически все европейские народы и их предки были кочевниками. Были такими и славяне...

Вспомните древнейший славянский символ, который так органично вписался в украинскую культуру: журавль, который отождествлялся у славян с их важнейшей задачей, разведки территорий, задачей идти, расселяться и укрывать собой все новые и новые территории.

Именно как журавли летели в неизведанные дали, так и шли славяне по континенту, выжигая лес, и организовывая поселения.

И по мере роста населения поселений, собирали они самых сильных и здоровых юношей и девушек и отравляли их в дальний путь, как разведчиков, для осваивания новых земель.

Возраст славян

Сложно сказать, когда славяне выделились как единый народ из общеевропейской этнической массы.

Нестор относит это событие к вавилонскому столпотворению.

Мавро Орбини к 1496 году до нашей эры, о чем пишет: «В указанное время готы, и славяне были одного племени. А подчинив своей власти Сарматию, славянское племя разделилось на несколько колен и получило разные наименования: венеды, славяне, анты, верлы, аланы, массаеты….вандалы, готы, авары, росколаны, поляне, чехи, силезцы….».

Но если совместить данные археологии, генетики и лингвистики, можно сказать, что славяне принадлежали к индоевропейской общности, которая, скорее всего, вышла из приднепровской археологической культуры, что находилась в междуречье Днепра и Дона, семь тысяч лет назад во время каменного века.

И отсюда влияние этой культуры распространилось на территорию от Вислы до Урала, хотя точно локализовать ее пока никому не удалось.

Около четырех тысяч лет до нашей эры она опять распалась на три условные группы: кельты и романцы на Западе, индо-иранцы на Востоке, и германцы, балты и славяне в Центральной и Восточной Европе.

И примерно в I тысячелетии до нашей эры появился славянский язык.

Археология тем не менее настаивает, что славяне - носители «культуры подклошовых погребений», получившей название от обычая накрывать кремированные останки крупным сосудом.

Культура эта существовала в V-II веках до нашей эры между Вислой и Днепром.

Прародина славян

Исконно славянской землей Орбини видит, ссылаясь на ряд авторов, Скандинавию: «Потомки Иафета сына Ноя двинулись в Европу на север, проникнув в страну, называемую ныне Скандинавией. Там они неисчислимо размножились, как указывает Святой Августин в своем «Граде Божьем», где пишет, что сыновья и потомки Иафета имели двести отчизн и занимали земли, расположенные к северу от горы Тавр в Киликии, по Северному океану, половину Азии, и по всей Европе вплоть до Британского океана».

Нестор называет родиной славян земли по нижнему течению Днепра и Паннонии.

Крупный чешский историк Павел Шафарик считал, что прародину славян нужно искать на территории Европы по соседству с Альпами, откуда славяне ушли за Карпаты под натиском кельтской экспансии.

Существовала даже версия о прародине славян, расположенной между нижним течением Немана и Западной Двины, и там, где сформировался сам славянский народ, во II веке до нашей эры, в бассейне реки Вислы.

Висло-днепровская гипотеза о прародине славян, на сегодняшний день наиболее популярна.

Ее в достаточной мере подтверждают местные топонимы, а также лексика.

Плюс, области уже известной нам культуры подклошовых погребений полностью соответствуют этим географическим признакам!

Происхождения названия «Славяне»

Слово «славяне» прочно входит в обиход уже в VI веке нашей эры, у византийских историков. О них говорили как о союзниках Византии.

Сами славяне начали себя так называть в Средневековье, если судить по летописям.

По другой версии происходит названия от слова «слово», так как «славяне» в отличии от других народов умели и писать и читать.

Мавро Орбини, пишет: «Во время своего жительства в Сарматии взяли они себе имя «славяне», что означает «славные».

Есть версия и относящая самоназвание славян к территории происхождения, и согласно ей в основе названия лежит название реки «Славутич», исконное название Днепра, содержащее в себе корень со значением «омывать», «очищать».

Важная, но совершенно неприятная для славян версия гласит о наличие связи между самоназванием «славян» и среднегреческим словом «раб» (σκλάβος).

Она было особенно популярна в средние века.

Идея о том, что славяне, как самый многочисленный народ Европы, на то время, составляли в своей массе наибольшее количество рабов и являлись востребованным товаром в работорговле, имеет место быть.

Вспомним, что многие столетия количество славян-рабов, поставляемых в Константинополь было небывалым.

И, понимая, что исполнительные и трудолюбивые рабы славяне во многом превосходили все другие народы, они были не просто востребованным товаром, но и стали эталонным представлением «раба».

Фактически своим же трудом, славяне вытеснили из обихода другие названия рабов, как бы обидно это не звучало, и опять же, это только версия.

Наиболее же верная версия лежит в правильном и взвешенном разборе названия нашего народа, прибегнув к которому можно понять, что славяне - это общность, объединенная одной общей религией: язычеством, которые славили своих богов словами, которые могли не только произнести, но и написать!

Словами, которые имели сакральный смысл, а не блеянием и мычанием варварских народов.

Славяне несли славу своим богам, и славя их, прославляя дела их, они объединялись в единую славянскую цивилизацию, культурное звено общеевропейской культуры.

К середине II тысячелетия до н.э. славяне выделяются из индоевропейской общности. Древнейшим известным местом обитания славян в Европе было нижнее и среднее течение Дуная. К началу I тысячелетия до н.э. славяне стали столь значительны по численности, влиянию в окружающем их мире, что о них стали сообщать греческие, римские, арабские, византийские авторы (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит - I в. н.э., географ Птолемей Клавдий - II в. н.э. Античные авторы называют славян "анты", "склавины", "венеды" и говорят о них как о "бесчисленныхплеменах" В эпоху великого переселения народов славян на Дунае стали теснить другие народы. Славяне стали дробиться.

  • · Часть славян осталась в Европе. Позже они получат название южных славян (от них произойдут болгары, сербы, хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы).
  • · Другая часть славян переселилась севернее - западные славяне (чехи, поляки, словаки). Западные и южные славяне были покорены другими народами.
  • · Третья часть славян, как считают ученые, не захотела никому покоряться и двинулась на северо-восток, на Восточно-Европейскую равнину. Позже они получат название восточных славян (русские, украинцы, белорусы) Канторович И.В. Из истории Москвы: Материалы к курсу отечественной истории с древнейших времен до конца XVIII в. - М.: МИРОС, 1997..

Следует отметить, что в эпоху великого переселения народов большинство племен стремилось в Центральную Европу, на руины Римской империи. Римская империя под ударами пришлых варваров вскоре (476 г. н.э.) пала. На этой территории варвары, впитав наследие античной римской культуры, создадут свою государственность. Восточные же славяне ушли на северо-восток, в глухие лесные дебри, где никакого культурного наследия не было. На северо-восток славяне ушли двумя потоками: одна часть славян - к озеру Ильмень (позже там встанет древнейший русский город Новгород), другая часть - к среднему и нижнему течению Днепра (там станет другой древнейший город Киев).

В VI - VIII вв. восточные славяне в основном расселились по Восточно-Европейской равнине. Древнейшим местом жительства славян в Европе были, по-видимому, северные склоны Карпатских гор, где славяне под именем венедов, антов и склавен были известны еще в римские, готские и гуннские времена. Отсюда славяне разошлись в разные стороны: на юг (балканские славяне), на запад (чехи, моравы, поляки) и на восток (русские славяне). Восточная ветвь славян пришла на Днепр вероятно еще в VII в. и, постепенно расселяясь, дошла до озера Ильменя и до верхней Оки. Из русских славян вблизи Карпат остались хорваты и волыняне (дулебы, бужане). Поляне, древляне и дреговичи основались на правом берегу Днепра и на его правых притоках. Северяне , радимичи и вятичи перевалили за Днепр и сели на его левых притоках, причем вятичи успели продвинуться даже на Оку. Кривичи тоже вышли из системы Днепра на север, на верховья Волги и Зап. Двины, а их отрасль словене заняли речную систему озера Ильменя. В своем движении вверх по Днепру, на северных и северо-восточных окраинах своих новых поселений, славяне приходили в непосредственную близость с финскими племенами и постепенно оттесняли их все далее на север и северо-восток. В то же время на северо-западе соседями славян оказывались литовские племена, понемногу отступавшие к Балтийскому морю перед напором славянской колонизации. На восточных же окраинах, со стороны степей, славяне, в свою очередь, много терпели от кочевых азиатских пришельцев. Как мы уже знаем, славяне особенно "примучили" обры (авары). Позднее же поляне, северяне, радимичи и вятичи, жившие восточнее прочих родичей, в большей близости к степям, были покорены хазарами, можно сказать, вошли в состав хазарской державы. Так определилось первоначальное соседство русских славян. Самым диким из всех соседивших со славянами племен было финское племя , составляющее одну из отраслей монгольской расы. В пределах нынешней России финны жили с незапамятной поры, подчиняясь воздействию как скифов с сарматами, так позднее готов, тюрков, литовцев и славян. Делясь на много маленьких народцев (чудь, весь, емь, эсты, меря, мордва, черемисы, вотяки, зыряне и многие другие), финны занимали своими редкими поселениями громадные лесные пространства всего русского севера. Разрозненные и не имевшие никакого внутреннего устройства слабые финские народцы оставались в первобытной дикости и простоте, легко поддаваясь всякому вторжению в их земли. Они быстро подчинялись более культурным пришельцам и ассимилировались с ними, или же без заметной борьбы уступали им свои земли и уходили от них на север или восток. Таким образом с постепенным расселением славян в средней и северной России масса финских земель переходила к славянам, и в славянское население мирным путем вливался обруселый финский элемент. Лишь изредка там, где финские жрецы-шаманы (по старому русскому названию "волхвы" и "кудесники") поднимали свой народ на борьбу, финны становились против русских. Но эта борьба кончалась неизменной победой славянства, и начавшееся в VIII-Х вв. обрусение финнов продолжалось неуклонно и продолжается еще до наших дней. Одновременно со славянским воздействием на финнов началось сильное воздействие на них со стороны тюркского народа болгар волжских (названных так в отличие от болгар дунайских). Пришедшие с низовьев Волги к устьям Камы кочевые болгары основались здесь и, не ограничиваясь кочевьями, построили города, в которых началась оживленная торговля. Арабские и хазарские купцы привозили сюда с юга по Волге свои товары (между прочим, серебряную утварь, блюда, чаши и проч.); здесь они выменивали их на ценные меха, доставляемые с севера Камою и верхнею Волгою. Сношения с арабами и хазарами распространили между болгарами магометанство и некоторую образованность. Болгарские города (в особенности Болгар или Булгар на самой Волге) стали очень влиятельными центрами для всей области верхней Волги и Камы, населенной финскими племенами. Влияние болгарских городов сказывалось и на русских славянах, торговавших с болгарами, а впоследствии враждовавших с ними. В политическом отношении волжские болгары не были сильным народом. Завися первоначально от хазар, они имели, однако, особого хана и многих подчиненных ему царьков или князей. С падением хазарского царства, болгары существовали самостоятельно, но много терпели от русских набегов и были окончательно разорены в XIII в. татарами. Их потомки чуваши представляют теперь слабое и мало развитое племя. Литовские племена (литва, жмудь, латыши, пруссы, ятвяги и др.), составляющие особую ветвь арийского племени, уже в глубокой древности (во II в. по Р. Хр.) заселяли те места, на которых их позднее застали славяне. Поселения литовцев занимали бассейны рек Неман и Зап. Двины и от Балтийского моря доходили до р. Припяти и истоков Днепра и Волги. Отступая постепенно перед славянами, литовцы сосредоточились по Неману и Зап. Двине в дремучих лесах ближайшей к морю полосы и там надолго сохранили свой первоначальный быт. Племена их не были объединены, они делились на отдельные роды и взаимно враждовали. Религия литовцев заключалась в обожествлении сил природы (Перкунь - бог грома), в почитании умерших предков и вообще находилась на низком уровне развития. Вопреки старым рассказам о литовских жрецах и различных святилищах, теперь доказано, что у литовцев не было ни влиятельного жреческого сословия, ни торжественных религиозных церемоний. Каждая семья приносила жертвы богам и божкам, почитала животных и священные дубы, угощала души умерших и занималась гаданиями. Грубый и суровый быт литовцев, их бедность и дикость ставили их ниже славян и заставляли литву уступать славянам те свои земли, на которые направлялась русская колонизация. Там же, где литовцы непосредственно соседили с русскими, они заметно поддавались культурному их влиянию. По отношению к финским и литовским своим соседям русские славяне чувствовали свое превосходство и держались наступательно. Иначе было дело с хазарами. Кочевое тюркское племя хазар прочно осело на Кавказе и в южнорусских степях и стало заниматься земледелием, разведением винограда, рыболовством и торговлей. Зиму хазары проводили в городах, а на лето выселялись в степь к своим лугам, садам и полевым работам. Так как через земли хазар пролегали торговые пути из Европы в Азию, то хазарские города, стоявшие на этих путях, получили большое торговое значение и влияние. Особенно стали известны столичный город Итиль на нижней Волге и крепость Саркел (по-русски Белая Вежа) на Дону близ Волги. Они были громадными рынками, на которых торговали азиатские купцы с европейскими и одновременно сходились магометане, евреи, язычники и христиане. Влияние ислама и еврейства было особенно сильно среди хазар; хазарский хан ("каган" или "хакан") со своим двором исповедовал иудейскую веру; в народе же всего более было распространено магометанство, но держались и христианская вера и язычество. Такое разноверие вело к веротерпимости и привлекло к хазарам поселенцев из многих стран. Когда в VIII столетии некоторые русские племена (поляне, северяне, радимичи, вятичи) были покорены хазарами, это хазарское иго не было тяжелым для славян. Оно открыло для славян легкий доступ на хазарские рынки и втянуло русских в торговлю с Востоком. Многочисленные клады арабских монет (диргемов), находимые в разных местностях России, свидетельствуют о развитии восточной торговли именно в VIII и IX вв., когда Русь находилась под прямой хазарской властью, а затем под значительным хазарским влиянием. Позднее, в Х в., когда хазары ослабели от упорной борьбы с новым кочевым племенем - печенегами, русские сами стали нападать на хазар и много способствовали падению Хазарского государства. Перечень соседей русских славян необходимо дополнить указанием на варягов , которые не были прямыми соседями славян, но жили "за морем" и приходили к славянам "из-за моря". Именем "варягов" ("варангов", "вэрингов") не только славяне, но и другие народы (греки, арабы, скандинавы) называли норманнов, выходивших из Скандинавии в другие страны. Такие выходцы стали появляться с IX в. среди славянских племен на Волхове и Днепре, на Черном море и в Греции в виде военных или торговых дружин. Они торговали или нанимались нарусскую и византийскую военную службу или же просто искали добычи и грабили, где могли. Трудно сказать, что именно заставляло варягов так часто покидать свою родину и бродить по чужбине; в ту эпоху вообще было очень велико выселение норманнов из Скандинавских стран в среднюю и даже южную Европу: они нападали на Англию, Францию, Испанию, даже Италию. Среди же русских славян с середины IX столетия варягов было так много и к ним славяне так привыкли, что варягов можно назвать прямыми сожителями русских славян. Они вместе торговали с греками и арабами, вместе воевали против общих врагов, иногда ссорились и враждовали, причем то варяги подчиняли себе славян, то славяне прогоняли варягов "за море" на их родину. При тесном общении славяне варягами можно было бы ожидать большого влияния варягов на славянский быт. Но такого влияния вообще незаметно - знак, что в культурном отношении варяги не были выше славянского населения той эпохи. В VI - VIII вв. славяне еще не были одним народом. Они делились на племенные союзы, включавшие в себя по 120 - 150 отдельных племен. К IХ в. насчитывалось около 15 племенных союзов. Племенные союзы назывались либо по местности, на которой проживали, либо по имени вождей. Сведения о расселении восточных славян содержатся в летописи "Повесть временных лет", созданной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором во втором десятилетии ХII в. (Летописца Нестора называют "отец Русской истории"). Согласно летописи "Повесть временных лет", восточные славяне расселились: поляне - по берегам Днепра, недалеко от устья Десны; северяне - в бассейне рек Десна и Сейм; радимичи - на верхних притоках Днепра; древляне - по Припяти; дреговичи - между Припятью и Западной Двиной; полочане - по Полоте; ильменские словене - по рекам Волхов, Щелони, Ловати, Мсте; кривичи - в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги; вятичи - в верховьях Оки; бужане - по Западному Бугу; тиверцы и уличи - от Днепра до Дуная; белые хорваты заняли часть западных склонов Карпат.

Очень важно отдельно отметить сведения готского историка VI века Иордана. Он подразделяет славян на три крупнейшие группировки:

  • Склавены

Иордан в своем произведении «О происхождении и деянии готов» отмечает: «начиная от места рождения р. Вистулы (Вислы)-племена Венедов. Склавены живут от города Новнетуна и озера Мурсианском, до Данастра (Днестра), а на севере до Вислы, вместо городов у них болота и леса. Анты – сильнейшие из обоих племен – распространяются от Данастра до Данапра (Днепра), где Понтийское (Черное) море образует излучину.»

В последнее время археологи установили, что этим сведениям можно доверять. Ими выведено три основных ареала распространения славянской археологической культуры; в основу этого выделения положена, прежде всего керамика- так называемого пражско-корчанского типа, один из коренных регионов распространения которого средняя и южная Польша, а так же Припятьское Полесье. По всей видимости, эта территория склавен. Другая культура пражско-пеньковского типа, коренной регион которой междуречье Днестра и Днепра. Судя по данным письменных источников, здесь обитали анты. Наконец на западе существовал ряд культур, среди которых наиболее известная фельдбергская, суновская и некоторые другие. По данным источников, на территории польского Поморья и низовьев Вислы издавна жили венеды. Данная схема В.В.Седова в последнее время принимается очень многими специалистами, следует подчеркнуть, что речь идет не о трех ветвях славян - восточных, южных и западных; все названные районы расселения славянства – праславянские группировки. Как считают исследователи, современные ветви славянства возникают в результате распада этих славянских группировок в VI-VII вв. части этих распавшихся славянских группировок, расселяются по территории Восточной Европы в VII-VIII вв. Некоторые осторожные исследователи, например, И.И.Ляпушкин, полагают, что именно с того времени славяне совершенно ясно различимы в истории. Тех славян, которые расселились по территории Русской равнины дореволюционные историки называют «русскими славянами». В современной историографии закрепилось название «восточных славян».

1.3 Соседи восточных славян

Чтобы ясно представить картину расселения и жизни восточных славян, необходимо сказать пару слов о соседях славян.

Славяне в процессе Великого переселения народов активно соприкасались с кочевыми народами. Гуннская держава во главе с Атиллой, занимавшие земли между Волгой и Дунаем, дошедшая границ Франции в Европе, распалась после смерти предводителя в 453г., и гунны были отодвинуты на восток. В середине VI в. н.э. возник Аварский союз кочевых племен, занимавший южные степи. В него вошли тюркоязычные племена аваров, угоро-финские и монгольские племена. Аварский союз подчинил болгар-тюрков Приазовья и Прикаспия, продвинулись до Дуная. Авары создали свою державу – Аварский каганат, подчинив славянский союз дулебов (Прикарпатье). Было это во времена правления византийского императора Ираклия (610 - 641гг.). Авары вступили в борьбу с Византией, от которой потерпели тяжелое поражение в 626г., после чего Аварский каганат распался.

В середине VII века складывается Болгарское государство в южных степях. Распри внутри болгарской верхушки привели к тому, что часть болгар во главе с ханом Аспарухом перекочевала на Дунай и оказалась среди многочисленного славянского населения. Пришельцы в 681 году создали Болгарское государство, а в последствии были ассимилированы славянами. Другая часть тюркоязычных болгар под предводительством хана Батбая, перекочевала на среднюю Волгу и нижнюю Каму, создала там государство Волжскую Булгарию.

Болгарское государство сгубили не только распри правящей верхушки, но и натиск тюркоязычных хазар. Они начали в середине VII в. свое движение с территории нынешнего Дагестана и, вытеснив болгар, обосновались на Северном Кавказе, Нижнем Поволжье, Северном Причерноморье и на части территории Крыма. На этой территории образовался Хазарский каганат, просуществовавший до середины X века. Противниками хазар были и византийцы, и арабы.

Население Хазарии было конфессионально неоднородно. В Хазарии, где в VII–VIII вв. развивались феодальные отношения, были язычники, мусульмане, христиане. Стремясь укрепить свою власть принятием одной религии, верхушка каганата, дабы избежать политического давления Византии, приняла в VIII в. иудаизм. Но эту религию приняла даже не вся верхушка каганата. Большинство населения оставалась предана своим конфессиям. Впоследствии эта верхушка хазар-иудеев все более обособлялось от основной массы населения, становилась ей чуждой, что обособляло каганат. Немалую роль в этом сыграли восстания коренных народов: «приднепровских» славян, которые платили дань хазарам, и волжских булгар, поддерживаемых мусульманами. В X веке главным врагом обособленного Хазарского каганата стало государство Русь.