Общие требования и структура проведения урока. Современные требования к уроку — Информация учителю — Региональный образовательный портал Псковской области. Знает, но не умеет

Урок - это действо одного актера. Оно во многом отличается от театрального действа. Актер долгое время изучает свою роль, участвует в репетициях, отрабатывает все детали своих действий на сцене и вз заемодий с другими актерами, которые принимают участие в подготовке спектакля. Но он, по сути, не взаимодействует со зрителями. У актера есть достаточное количество времени на процесс вживания в роль. Учитель также готовится к св оеи роли в классе, предварительно занимается режиссурой своего урока. Но он ограничен во времени: почти ежедневно необходимо провести 4-5 уроков, да еще и в разных классах. Но сложность не только в этом. Успех или неус пих действа во многом зависит от действий учащихся. Они не пассивные наблюдатели, а активные участники учебно-воспитательного процессо процесу.

Казалось бы, учительница, готовясь к уроку, тщательно выстроила его структуру, продумала все детали (организации учащихся на учебную деятельность, объяснение нового учебного материала, виды работы с у учениками по формированию умений и навыков, использование различных средств обучения и др.), но, открывая дверь классной комнаты, увидела картину, которая не была предусмотрена режиссерским замыслом: мальчик и устроили драку в одном углу классной комнаты, на классной доске нарисовано шарж на учительницу; отсутствует географическая карта, которую необходимо использовать на уроке. Учительница некоторое время"организовува ла"семиклассников на работу с намерением проверить качество выполнения домашнего задания с помощью индивидуальных карточек. Но оказалось, что учащиеся подготовили домашних заданий: вчера в школе проводилась я обще школьная спартакиада, в которой участвовали почти все ученики класссі учні класу...

Как видим, благие намерения учительницы, ее режиссерский замысел оказались напрасными. Но урок нужно проводить, соответственно ситуации изменяя и его структуру, и виды учебной работы, и многое другое го. В этом и заключается сложность деятельности учителяля.

В творческой деятельности учителей нередко можно услышать такой диалог после проведенного открытого урока, на котором присутствовали другие учителя:

Блестящий урок провел. Сергей. Дмитровичи

Не просто блестящий - это проявление высокого мастерства

Сергей. Дмитриевич, признайтесь, сколько вы готовились к этому уроку?

Трудно измерить это во времени, уважаемые коллеги. Как говорится - всю жизнь

Бесспорно, путь к высокой мастерства учителя на уроке - длительный и даже тернистый. Успех зависит от многих факторов. Во-первых, - это основательная научная психолого-педагогическая подготовка. Во-вторых, действенная помощь директора школы и его заместителей. В-третьих, владение техникой и технологией посещения и анализа уроков своих коллег. В-четвертых, способность заниматься самоанализом своих урокахроків.

В педагогическом наследии. ВО. Сухомлинского мы находим блестящие мысли о роли руководителя школы в формировании профессионализма молодых учителей. В монографии"Разговор с молодым директором"Василий. Александрович дрович подчеркивает:"Урок - в центре внимания и забот опытного директора. Опыт убеждает, что посещение и анализ урока - важнейшая работа директора, от его высокого научного уровня зависит оч есть много: интеллектуальное богатство жизни педагогического и ученического коллективов, методическая мастерство педагогов, многогранность запросов и интересов воспитанников. От повседневного совершенствования урока, что происходит благодаря вдумчивому анализу руководителей, зависит культура всего педагогического процесса в школе. От урока идут десятки незаметных на первый взгляд ниточек к внеклассной работе, к са мовиховання школьников, к индивидуальной творческой лаборатории учителя, обмена опытом, к работе педагогического коллектива с родителями"олективу з батьками"1.

Каждый учитель должен посещать уроки своих коллег, особенно опытных мастеров педагогического дела. Это дает возможность учиться у других, сравнивать свою работу с работой коллег, преодолевать собственные ошибки в орг ганизации учебно-воспитательной работы с учащимися на уроке. Следует также систематически анализировать свои уроки. Это важный фактор становления педагогического мастерства. Самоанализ позволяет утверждать положительно и аспекты подготовки и проведения урока и преодолевать недостатки, избегать ошибкаилок.

В этом контексте возникает необходимость овладения технологией и техникой посещения и анализа урока

Выделяют следующие основные типы анализа урока

1. Полный: проводится с целью контроля за качеством учебно-воспитательного процесса и изучение стиля деятельности учителя, опыта его работы

2. Краткое: проводится с целью общей оценки деятельности учителя, определения его научно-теоретического уровня. Он отражает лишь основные дидактические категории

3. Комплексный: предполагает всестороннее рассмотрение всех аспектов урока в единстве проявления содержания, видов, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса. Применяют преимущественно при одновременном анализе и нескольких уроковів.

4 аспектно: предусматривает рассмотрение лишь отдельных сторон деятельности учителя и учащихся на уроке - воспитательной, дидактической, санитарно-гигиенической, психологической и др.. Используют преимущественно для выявления судьба лекарств или выяснения эффективности педагогических приемов в деятельности учителяля.

Различают определенные виды анализа урока

1. Дидактические: предполагает анализ урока по основным дидактическими категориями, в частности направлен на анализ и оценку таких факторов:

а) в какой мере урок соответствует требованиям дидактических принципов;

б) отвечает урок и его ход и результаты требованиям учебной программы, содержания учебной дисциплины;

в) насколько правильно определена дидактическая цель урока;

г) в какой мере изучения учебного материала соответствует структуре процесса овладения знаниями, умениями и навыками;

д) соответствие процесса учения логике учебного процесса;

е) эффективность использования методов и средств обучения на уроке;

есть) способы активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке;

ж) какой мере структура урока соответствует его типа;

с) система контроля и оценки учебной деятельности учащихся на уроке

2. Психологические: предполагает изучение психологических аспектов деятельности учителя и учащихся на уроке - общение с учениками, учет особенностей психического развития детей. Он строится на принципах требованиями ог развивающего обучения, в частностиа:

21. Урок проводят не ради урока, а с целью воздействия на личность ученика, формирование у него определенных интеллектуальных, моральных, волевых и других качеств. Процесс обучения должен вносить изменения не только в и интеллектуальную сферу ученика, но и в психическое развитие его личности в целом. Обучение будет развивающим лишь при условии, что оно вносит изменения в структуре личностиості.

22. Изменения в структуре личности происходят лишь в том случае, когда ученик действует благодаря внутренним мотивам. Действие через принуждение разрушается, как только меняются условия. Отсюда вывод: не упрекать ученику и за лень или пассивность, а стимулировать познавательную активность и интерес не наказывать за невыполнение требований, а так организовать познавательную деятельность учащихся, чтобы требования учителя стали внутренними мотив ами учебной деятельности воспитанникианців.

23. Центральный компонент любого урока - организация познавательной деятельности учащихся. Ведущими познавательными процессами являются мышление и воображение. На основе аналитико-синтетической деятельности этих двух процессов происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, исследование проблемных задач и творческое решение учебных задач. Необходимыми условиями продуктивной работы мышления и воображения есть целесообразная организ ация познавательной деятельности учащихся, определения определенной установки и организация вниманияуваги.

24. Успех обучения зависит не только от внешних факторов - содержания урока, использование соответствующих методов, приемов и средств обучения, но и от внутренних условий - индивидуально-психологических особо ливости ученикиів.

25. В процессе анализа урока необходимо учитывать подготовленность учителя, его рабочее настроение, психологический контакт с классом, его способность ориентироваться в не предполагаемой педагогической ситуации ее, умение сочетать фронтальную работу с различными видами групповых и индивидуальных занятий и т др.. Также надо учитывать организованность учащихся, уровень умственного развития, отношение к учебе, лиц ности самоорганизации, учебных способностейості.

В процессе анализа урока необходимо ставить вопрос:"все возможности использовал учитель для развития личности учащихся?"

Психологический анализ урока предполагает рассмотрение следующих факторов:

а) целеполагания, адекватное этапам и задачами урока - определение психологических задач урока и его этапов;

б) психологическое обоснование этапов урока и их последовательности;

в) психологическая характеристика деятельности учителя и учащихся на основе анализа их взаимодействия на уроке, эффективности последнего;

г) раскрытие причин и условий положительных и отрицательных результатов урока;

д) психологически и методически оправданы предложения вариантов, способов и приемов, использовавшихся учителем на уроке

3. Воспитательный анализ урока предполагает учет таких факторов:

а) воспитательная направленность урока с позиций решения задач всестороннего гармоничного развития личности;

б) в какой мере на уроке решались задачи умственного воспитания;

в) эффективность формирования трудовых умений учащихся, профориентационная направленность и экономическая целесообразность;

г) условия формирования нравственных качеств воспитанников через организацию их на учебную деятельность и через содержание учебного материала;

д) особенности содержания и хода формирования эстетических чувств и умений воспитанников;

е) обеспечение условий для физического развития школьников и сохранения их здоровья;

есть) особенности общения учителя с учениками на принципах гуманизма и педагогики сотрудничества

4 методических анализ урока предполагает учет таких факторов:

а) тема урока, ее место в структуре учебного материала;

б) обоснованность выбора типа урока;

в) структура урока, целесообразность этапов урока и эффективность использования времени на каждом этапе;

г) какие основные понятия формировались на уроке;

д) целесообразность использования методов, приемов и средств обучения;

е) направленность на формирование базовых знаний, умений и навыков;

есть) установление внутренне предметных и межпредметных связей;

ж) методы контроля и оценки учебной деятельности учащихся;

с) методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся;

и) объем и характер домашнего задания, подготовка учащихся к его выполнению; индивидуализация и дифференциация домашнего задания;

и) подведение итога урока с целью осознания учащимися их продвижение в овладении знаниями

5. Организационный аспект анализа урока предполагает следующие компоненты:

а) наличие плана урока и реализация его учителем;

б) уровень обеспеченности урока необходимыми дидактическими средствами обучения, эффективность их применения;

в) соблюдение психологических и гигиенических требований к организации урока (учет изменений состояния работоспособности учащихся, дежурства и смена видов деятельности на уроке, соблюдение воздушного, теплового, света делового режимов, забота о расположении учащихся на рабочем месте)

г) состояние организации ведения учителем документации на уроке (тетрадей и дневников учащихся, классного журнала);

д) рациональность использования времени на уроке (своевременность начала, целесообразность использования времени в течение урока, психологический начало и завершенность урока и др.);

е) соблюдение правил охраны труда и техники безопасности во время урока

В подходе к анализу урока необходимо соблюдать системности. Знакомство с различными видами и типами анализа урока дает возможность выделить два подхода: по элементный и поэтапный анализ урока. Каждый из описанных выше видов анализа урока имеет, по сути, аспектный подход. При этом важно отметить, что акцентирование внимания лишь на отдельных аспектах деятельности учителя и учащихся на уроке - это искусственное нарушением ния требований системностисті.

Рассмотрение отдельных явлений вне системы является нарушением диалектической закономерности взаимосвязей и взаимообусловленности различных явлений одной системы. Поэтому не следует ограничиваться лишь аспектным типом анализа урока, а прибегать к полного и комплексного анализа урока, обеспечивая при этом системный подход. Такая необходимость обусловлена??самим процессом обучения, осуществляется на урокеці.

Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует на раскрытие целостности объекта, механизмов, которые его обеспечивают, на выявление многообразных связей сложного объекта т и сведение их в единую научную систему. Системный подход требует:

Выделение и фиксации множественных элементов, образующих систему;

Расчленение системы на составляющие элементы и изучение их качественной специфики;

Изучение связей между элементами в системе, изучение ее структуры и, что особенно важно, выделение тех связей, которые являются системообразующими;

Установление и классификация актуальных связей и взаимодействия системы как целого и его элементов с окружающей средой, то есть системой ближнего порядка;

Изучение процессов управления, обеспечивающих стабильный характер поведения системы и достижения желаемых результатов

Конкретизируя общие требования системного подхода к анализу сложных явлений, можно прийти к выводу, что при рассмотрении учебно-воспитательного процесса на уроке нужно придерживаться следующих положений

1. Учебно-воспитательный процесс на конкретном уроке является составной частью целостного педагогического процесса в школе, направленного на формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Поэтому необходимо ро озглядаты конкретный урок в системе связей с уроками конкретной учебной дисциплины, а также в системе межпредметных связейів.

2. Системообразующим элементом целостной системы учебно-воспитательного процесса является наличие цели. Итак, при анализе урока нужно исходить из целей, которые являются ведущими на этом уроке

3. Методологической основой процесса обучения является принцип единства его содержательной и процессуальной сторон. К содержательного компонента принадлежит содержание обучения; процессуальному - формы, методы, приемы и средства и обучения. Обязательным при анализе урока является установление связи и взаимодействия между содержанием учебного материала и формами и методами организации обученияння.

4. Процесс обучения направлен на развитие личности, формирование системы его мышления и становление научного мировоззрения. Важно, чтобы в процессе анализа урока было указано, как содержание учебного мате алу способствовал становлению системы мышления школьников, как влиял на интеллектуальное развитие личноститі.

Практика анализа урока только из дидактических позиций не ориентирует учителя на понимание учебно-воспитательного процесса как сложной системы, в которой все компоненты - методы, приемы, средства - находятся в тесной ному взаимосвязи. Поэтому необходимо твердо стоять на позиции именно системного подхода к анализу урока и делать его как можно полнее, следуя целостности. Особенно это важно в работе с молодыми учите лями. Это главная предпосылка становления профессионализма учителя, формирование его педагогической мастерствасті.

Во время наблюдения и анализа урока с позиций системности надо придерживаться определенной программы. Опыт творчески работающих руководителей школ, методистов убеждает, что научно мотивированным и практически удобным ной есть такая программа наблюдения и анализа урока:

1. Организационная структура урока: начало урока, поздравления учеников, подготовленность оборудования (доска, мел, ручки, тетради, учебники, наглядные пособия, технические средства обучения и др.)

2. Санитарно-гигиенические условия проведения урока: соблюдение гигиенических требований (воздушного, теплового, светового режимов), соответствие мебели возрасту учащихся; психологическая готовность учащихся к уроку, эмоций ийний фон уроку.

3. Тип и структура урока: целесообразность выбранного типа урока с точки зрения обработки конкретной темы, достижения дидактической цели, место конкретного урока в системе уроков по данной теме; какой мере выбрана стр руктуры соответствует типу урока, обеспечение логической целостности урока и его дидактического завершениия.

4. Моделирование процесса организации познавательной деятельности учащихся с учетом основных закономерностей учебного процесса: действия движущей силы, соблюдения требований логики учебного процесса, учета с структуры процесса овладения знаниями, умениями и навыками, моделирования мотивов ученияя.

5. Особенности реализации на уроке требований дидактических принципов обучения: научности, систематичности и последовательности, сознательности, активности и самостоятельности в обучении, наглядности, основательности знаний, с связи обучения с практической деятельностью, доступности обучения и учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, эмоциональности обученияя.

6. Рациональность и эффективность использования на уроке методов обучения: сочетания разнообразия; соответствие методов и приемов обучения цели урока и возрастным особенностям учащихся; реализация требований м методов и приемов обучения на уроке обучения учащихся владению методами самостоятельной познавательной деятельности; результативность использованных методов, развитие умственных способностей учащихся, использование др. дивидуальних, групповых и коллективных форм учебной работы с учащимсяи.

7. Методы, приемы и виды анализа и оценки учебной деятельности учащихся; объективность оценки, ее стимулирующая направленность

8. Обеспечение оптимизации в подборе дидактического материала, целесообразность его использования

9. Особенности мыслительной деятельности учащихся на уроке: а) формирование внимания учащихся соотношение непроизвольного и произвольного внимания б) место памяти в мыслительной деятельности учащихся, обучение школьников владению м методами и приемами запоминания, использование приемов для активизации различных видов памяти (образной, словесно-слуховой, эмоциональной, механической, операционной) и видов запоминания в) мышления. Нева деятельность учащихся на уроке: методы, приемы и средства активизации мыслительной деятельности (создание проблемных ситуаций, организация самостоятельной познавательной деятельности).

10. Реализация на уроке основных требований составных частей, обеспечивающих всестороннее гармоничное развитие личности: умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания

11. Поведение учителя на уроке: умение управлять классным коллективом, организация учащихся на учебную работу, обеспечения трудовой дисциплины; проявление конструктивных и коммуникативных умений; владение педаго огичним тактом; проявления перцептивных и суггестивных умений и компонентов педагогической техники (умение одеваться с учетом особенностей профессиональной деятельности, умение владеть своим телом - ходить, си дети, стоять; владение голосом, тоном, темпом и ритмом педагогической речи; владение жестами и мимикой; владение навыками психотехники), уровень культуры педагогического общенияя.

12 результатов урока: выводы и предложения, достижения цели, качество знаний, умений и навыков учащихся; воспитательное и образовательное значение урока; наиболее эффективные методы проведения урока; недостатки в организации и и проведении урока; рекомендации по совершенствованию тех или иных аспектов педагогического процесса на урокеі.

Посещая урок, важно в совершенстве владеть методикой и техникой записей последствий наблюдений, предварительного анализа учебно-воспитательного процесса с позиций предлагаемой программы

Рекомендуемая структура и схема записей посещенной урока размещается на двух развернутых листах тетради или специального журнала. Приведем конспективно запись хода и содержания урока по украинскому языку с с соблюдением предлагаемой схемы, а также текстовый анализ этого же урока (табл. 33.3).

. Таблица 33. Схема записи хода и содержания посещенной урока

Ход времени

украинский язык 5-Б класс 32 ученика

Герасименко Нина Сергеевна Тема урока:"Личные местоимения"

1 Приветствие учителя к ученикам Все учащиеся встают и здороваются каждый по-своему

Цель посещения: начать изучение деятельности учительницы по осуществлению комплексного подхода к воспитанию учащихся на уроке ознакомиться с системой организации самостоятельной учебной работы учащихся

2 Учительница предлагает ученикам написать дату,"классная работа"На переносной доске предлагает задачи: а) раскройте скобки, числительные запишите словами, согласуйте числительные с существительными: 3 (тетради), 3 (карандаши цев), 4 (тракторов), 9 (учащихся), 5 (тетрадями), 16 (велосипедистами), б) числительные запишите словами: Я встретился с 50 учениками из средней школы Киева в) такие числительные поставьте в творительном падеже: 65, 648, 934, 723 -, 934, 723-й

При выполнении самостоятельной работы, в которую включились все ученики класса, три ученика (Петр С, Оксана М, Гавриил Т) работают у доски по индивидуальным заданиям на карточках Учительница контролирует работу у учащихся, помогает отдельным, ободряет других:"Молодчина","Красиво пишешь","Работай самостоятельно"3 некоторыми шутит Все ученики увлечены трудои жартує. Всі учні захоплені працею.

Выводы и предложения

Положительные стороны урока

Поздравление составляет картину общего шума

В школе должна быть выработана четкая этическая норма приветствия учителя с учениками в плане: учитель заходит в класс, все ученики встают; учитель здоровается:"Здравствуйте!", А затем после короткой паузы предлагает им м садиться; учащиеся приветствуют учителя вставаниявставанням

Целесообразно осуществляет организацию учащихся на учебную деятельность путем включения их в конкретную работу, что способствует снятию в коре головного мозга возбуждения от предыдущих раздражителей и включению в конкретную в деятельность Это свидетельствует о целеустремленности работы учительницы в направлении реализации требований принципа прочности знанияь

Предлагать другим учителям (особенно Анновского РИ, Семененко ПМ, Оборотько СИ) посетить уроки Нины Сергеевны и овладеть техникой организации учащихся на учебную работу Для всех учителей (особенно м молодых) определяющими должны стать слова КД Ушинского: хорошие дидактов и делают, что все время повторяют, и только каждый раз добавляют что-то новось нове

Учительница создает благоприятные условия для самостоятельной учебной работы каждого ученика в условиях коллективного труда В отношении к ученикам тактичный, вежливый

Ученики, выполняющих задачи у доски, работают небрежно Петр С допустил ошибки в написании числительного 468 в Д в, а Оксана М - в написании числительного 849 в ОВ Учительница]

На психолого-педагогическом семинаре рассмотреть вопрос о путях активизации самостоятельной учебной деятельности учащихся в процессе проверки качества знаний учащихся Предложить Нине Сергеевне и Николаю Ивановичу (математика)

Предмет, класс, учитель количество учеников, тема урока, цель посещения и др.

Структура, ход и содержание урока Деятельность учителя и учащихся

Ход времени

3 Учительница одновременно прекращает работу всех учеников:"Дети, заканчивайте работу Кто не записал последних числительных, не начинайте Положите ручки Сосредоточьте внимание на вопросах, которые записаны на переносной доске (переворачивает доску), и готовьтесь дать устные ответы на них"На переносной доске записаны следующие вопросы: 1) Какая часть речи называется местоимением? 2) Как изменяются местоимения? 3) Назовите игру пи местоимений по значению? ш, как хорошо усвоил предыдущий материал"и ик гарно засвоїв попередній матеріал" та ін.

4 Учительница"На предыдущих уроках, дети, мы познакомились с местоимением, как части речи, группами местоимений Тема нашего сегодняшнего урока:"Личные местоимения"Приступая к изучению личностных местоимений Прошу вниманиянників. Прошу уваги"

Выводы и предложения

Положительные стороны урока

Недостатки в ходе и содержании урока

не заметила этих ошибок, не привлекла учеников к их исправлению

провести несколько открытых уроков, на которых имело бы место включение всех учащихся в самостоятельную учебную работу

Такая работа способствует актуализации знаний учащихся

На досках, где работали три ученика, результаты работы не стерты Учительница лишь вскользь посмотрела на результаты их работы и сказала:"Садитесь Справились с заданием"Это педагогически неправильно

Любую работу учащихся надо оценивать каким-то конкретным одобрением или неодобрением (если не оценкой), тщательно следить за правильностью ее выполнения, а после окончания вытирать доску

Учительница определяет тему урока Пытается сосредоточить внимание учащихся на изучении нового материала

Учительница не определяет цели урока выдвигает тем самым перед учащимися конкретной перспективы, которая была бы организующим началом их умственной деятельности

В каждом отдельном случае учитель должен четко сообщать учащимся тему урока, указывать на перспективу их мыслительной деятельности: чего они достигнут, на какую ступеньку грамотности поднимутся, попрацюва авшы внимательно над изучением нового учебного материала Изучить этот вопрос в других учителей Рассмотреть на психолого-педагогическом семинаррі

Предмет, класс, учитель, количество учеников, тема урока, цель посещения и др.

Структура, ход и содержание урока Деятельность учителя и учащихся

Ход времени

Учительница Вспомните, какие местоимения относятся к личным Сергей уже вспомнил Прошу Ученик К личных принадлежат местоимения: я, мы, ты, он, она, оно, они Учительница Правильно!

В классе 32 ученика На изучение нового материала было использовано 12 мин Это должно составлять (при включении каждого ученика в активную познавательную деятельность) 384 учне-минуты Ученики были исключены из самостоятельной р работы, внимание рассеяно Следовательно, эффективность использования времени составляла лишь 10 - 13 13%

Учительница продолжает рассказывать об употреблении личных местоимений в предложениях Ученики не работают Уже несколько устали, учительница остается сама по эту сторону психологического барьера Учительница Поняли, дети и? а не реагує

Выводы и предложения

Положительные стороны урока

Недостатки в ходе и содержании урока

Санитарно-гигиенические условия на уроке неудовлетворительные: в классе грязно, открыта лишь одна форточка, душно, ощущается нехватка кислорода Дети сидят за столами, которые высоки для них Табуретки не имеют опоры Дея которые ученики становятся коленями на табуретки, чтобы было удобнее писать Учительница не обращает внимания на их осанку за рабочим местосцем

Этот вопрос надо решить с директором на производственном совещании Учеников этого класса надо переводить в другую комнату, где есть соответствующие парты Все учителя должны проработать пособия по гигиене труда учащихся

Язык учительницы выразительная, но несколько резкая

НС не обладает должной мере методикой организации учащихся на самостоятельную учебную деятельность Конструктивные и коммуникативные умения учительницы слабые

Самому провести открытые уроки с элементами проблемности, показать технику для всех учителей Как вывести учителей 3 круга ложных традиций?

Предмет, класс, учитель, количество учеников, тема урока, цель посещения и др.

Структура, ход и содержание урока Деятельность учителя и учащихся

Ход времени

5 Учительница Сделаем, дети, физкультпаузы Все возбужденно и облегченно загудели, вскочили с места Учительница командует: стать ровно Под ее руководством ученики выполняют 4 короткие упражнения: для мышц пальцев в рук, плеч садится на место місця

6 Учительница Откройте дневники и запишите задание на дом Запись на доске: § 65, упр 426 (реч 3,4,5)

7 Учительница Сейчас мы выполним часть упражнения 426 После этого вы поймете, как работать над этой задачей дома Первое предложение разбирают устно для образца А потом ученики самостоятельно работают над исполнением ям задачи Учительница контролирует работу учащихся, помогает отдельным преодолеть осложнения Вместе с тем перед каждым учеником кладет на стол специальные карточки с индивидуальными заданиями, а также листы чистой бумаги Ученики уже привыкли, очевидно, к тому, что будут такие виды работы, и реагируют спокойно закончили выполнять первое и второе предложения упражнения Несколько учеников читает предложения, объясняет употребление местоимений Р облять некоторые исправлениявиправлення

Выводы и предложения

Положительные стороны урока

Недостатки в ходе и содержании урока

Хорошо, что учительница организует физкультурные паузы Пытается выполнять наши рекомендации

физкультпаузы носила формальный характер: так и осталась лишь одна форточка открыта, не было упражнений на дыхание, для шейных суставов, грудной клетки и таких, которые способствовали бы максимальному доступа в крови к мозгу

Дать задание учителю физической культуры еще раз провести беседу по технике проведения физкультпаузы Изучить со всеми учителями конкретные упражнения с осознанием их физиологической основы

Домашнее задание ученики получили своевременно Учительница следит, чтобы все ученики сделали записи в своих дневниках, отыскали задачи в учебнике

Положительно, что следующая небольшая работа является своеобразным инструктажем к выполнению упражнения

Своевременное ознакомление учащихся с домашним заданием (да еще когда получают инструктаж в форме выполнения подобной работы под руководством учителя) - залог успешной работы учеников над домашними задачей мы Надо этот прием показать учителям на открытых уроках и в дальнейшем сделать его правилом в работе всех учителяв

Предмет, класс, учитель, количество учеников, тема урока, мста посещения и др.

Структура, ход и содержание урока Деятельность учителя и учащихся

Ход времени

8 Учительница Перед вами на карточках задачи Возьмите чистые листы бумаги Посмотрите, чтобы поле было с правой стороны, на первой строке напишите свою фамилию и имя, на поле поставьте, как всегда, шифр ваш вой карты Выполняйте самостоятельно задания 2,4,6 и 9 Меня ничего не спрашивайте Каждый из вас получит оценку, будьте усердны Ученики быстро включаются в работу Видно, что они привыкли к выполнению таких дл ань Учительница контролирует самостоятельность На каждой карточке напечатаны 10 небольших задач, направленных на выработку умений и навыков орфографического плана: правописание приставок, звонких и глухих пригол осных, употребление большой буквы, упрощения в группах согласных, правописание падежных окончаний существительных 2-й отмены в родительном падеже, правописание числительных, употребление личных местоимений и иників та ін.

9 Учительница Заканчивайте, работу дети Если кто и не до конца выполнил свои задачи, не волнуйтесь Я оценю вашу работу по количеству набранных баллов Передайте задачи и свои работы на переднюю парту Ученики ш быстро это разнооблять

10 Учительница Составьте тетради, книги и портфели Сядьте ровно Вот и звонок Урок закончен Идите на перерыв

Выводы и предложения

Положительные стороны урока

Недостатки в ходе и содержании урока

Очень похвально, что НС уделяет так много внимания включению всех учащихся в самостоятельную учебную деятельность, направленную на выработку умений и навыков Только таким путем знания по-настоящему могут стать адбанням ученикинів

В классе уже слишком тяжелый воздух Ученики преждевременно устали, начинают чаще дышать, зевать Учительница не замечает этого

Всех учителей ориентировать на подготовку дидактического материала для включения в такую??работу Эффективность урока определяется прежде всего тем, как учитель сумел организовать познавательную деятельность каждого у ученика Организовать обработки учителями и обсуждения на семинаре литературы, посвященной оптимизации процесса обученияня

Обеспечена четкая организация учащихся Это проявление педагогической техники

Многие учителя еще недостаточно владеют педагогической техникой В следующем году этот вопрос должен стать предметом глубокого изучения

Урок имеет неплохую психолого-физиологической завершенность

На основании сделанных записей удобно проводить беседу с учителем о качестве организации им учебно-воспитательной работы на уроке. Сначала надо указать на положительные стороны урока, пути закрепления этой й положительной деятельности. Затем аргументированно проанализировать недостатки, имевшие место в работе учителя на уроке, определить оптимальные пути преодоления этих недостатков в дальнейшей деятельноститі.

Подаем пример отдельных фрагментов полного анализа посещенного и законспектированные урока

1. Организация учащихся на учебную деятельность была обеспечена хорошо. Учительница сразу же сумела включить учащихся в полезную учебную деятельность, не тратя времени на лишние разговоры. Ученики достаточно организованы:: у них подготовлены ручки, тетради, учебники, дневники. Доска чистая, есть мел. Заранее подготовлены также наглядные пособия (переносная доска, таблица), и они размещены так, чтобы не отвлекать предчувствий асно внимание ученикиученикиучнів.

2. Санитарно-гигиенические условия для проведения урока обеспечены лишь частично: учительница проводила физкультпаузы, меняла один вид работы другим; в классной комнате достаточно дневного света, падающим с слева. В противном санитарно-гигиенические условия для нормальной умственной работы учащихся были неудовлетворительные: комната после предыдущего урока не была проветрена, не было сделано влажной уборки, в классе. Бру дно, ученики работают за столами, которые не соответствуют их росту; сидят на табуретках, опоры для мышц спины и пояса нет; окна не открываются (забиты наглухо), открыта лишь одна форточка; сооб тря тяжелое, в классе душно (где-то около 24 °. С). Не обращается внимание на положение учащихся по рабочим местом. Это снижает умственную активность, приводит к переутомлению учащихся, неправильного развития их скал этно системтеми.

Эмоциональный фон в начале и в ходе урока был хорош: учительница задает коллектива класса мажорный тон, ободряет учеников в их работе, уместно шутит. Психологическая готовность учащихся к уроку была обеспечь чена: ученики приготовили необходимое оборудование, встретили учительницу с готовностью работатьи.

3 довольно удачно и мотивировано избран тип урока - комбинированный. Реализована структура урока соответствует его типа. Учебная тема"Личные местоимения"как раз и требовала решения различных задач: и проверь. СКУ качеств знаний, умений и навыков учащихся, и изучение нового материала, и формирование умений и навыков, применения знаний на практике. Компоненты урока были связаны между собой логической последовательностью и с абезпечилы дидактическую целостность уроклісність уроку.

4. На уроке реализованы требования принципов обучения. Особенно удачно соблюден принцип научности: учебный материал, который изучался, отвечает требованиям научной нормативной грамматики

Принцип связи обучения с жизнью частично нашел свою реализацию: в карточках для индивидуальной работы предлагались отдельные задачи, которые побудили учащихся использовать знания для рассказов п об окружающей действительности. Однако надо более широко показывать выход знаний в практику, потребность в конкретных знаниях для решения жизненных задач частности, при изучении нового материала учительница не п оказали, для чего учащимся нужны знания о личные местоимения. Здесь проявился формализм в овладении знаниями. Жизненная практика толчком к сознательному овладению знаниями и критерием проверки истинно сти полученных знаний. Первой требования учительница не сдержалаалася.

Требования принципа систематичности и последовательности были реализованы на уроке так, как они заложены в программе по украинскому языку

Принцип доступности также нашел свое отражение в ходе и содержании урока. Содержание учебного материала, упражнения были доступны для учащихся. Однако с точки зрения умственных возможностей части учащихся этого было нед достаточно. Для способных учеников (Сергея. А,. Натальи. В,. Оксаны. Т,. Светланы. Н,. Петра. С и др.) требуются более сложные задачи, которые обеспечивали бы достаточную нагрузку на их ум и способствовали активному разви ку умственных потенций этих ученикицих учнів.

полной мере реализовались и требования принципа наглядности: были использованы классная и переносная доски, таблица склонения личных местоимений, оформление оборудования не требует дополнений. Учительница соб имувалась правил использования наглядного оборудования. Дидактический материал, предложенный на переносной доске, способствовал активизации учебной деятельности учащихся. Но все же использована таблица не способствует а активизации мышления учащихся. Записи учащихся на доске небрежные. Да и вообще, нужно ли было в таком пассивном варианте вызвать этих трех учеников к доскеошки?

Значительное внимание на уроке уделялось реализации требований принципа сознания, самостоятельности и активности учащихся в обучении. Это неплохо удалось сделать на тех этапах урока, где учительница проверяла качество знает ань, умений и навыков учащихся. В ходе проверки формировались умения и навыки учащихся. Здесь были созданы оптимальные условия для активной самостоятельной работы каждого ученика, рационально было использовано время, а том в и эффективность такой работы заслуживает внимания. Однако на этапе изучения нового материала учительница, по сути, исключила учеников с самостоятельной учебной работы, а поэтому и требования активности и сознания и не были реализованы. Не было создано ситуации для действия движущей силы, учительница не помогла учащимся осознать сути проблемной задачи. Так, например, с 304 учне-минут, которые были отведены на изучение нового материала, лишь 10-15 процентов было использовано рационально. Учительница не осознала важности роли самостоятельной учебной деятельности учащихся, не в полной мере владеет техникой реализации этого с авданнавдання.

Требования принципа прочности знаний, умений и навыков учащихся на отдельных этапах урока были реализованы удачно. Если это не нашло должного реализации в процессе изучения нового материала, то при формировании в. УЧН нов умений и навыков учительница достигла мастерства, заслуживает внимания, изучения и подражания. Каждый ученик получает задание и должен самостоятельно работать над его выполнением. Особое внимание уделялось сь закреплению ранее полученных знаний, выработке на их основе умений и крепких навичочок.

5. На уроке по возможности использовались различные методы обучения. Уместно были использованы словесные, наглядные и практические методы. Они, в основном, соответствуют цели урока и возрастным особенностям учащихся. Одобрительно, что именно на уроке языка учительница уделяет достаточно внимания и фактическим методам обучения (система упражнений и др.). Однако в процессе изучения нового материала неправильно была предоставлена??преимущество словесным методам (рассказ, объяснение). Это и привело к активности учительницы и пассивности ученикиі учнів.

Учительница работала над формированием у учащихся внимания. Если это удалось ей в начале и конце урока (все имели конкретную работу), то в процессе изучения нового материала. Нине. Сергеевне не удалось мобилизовать ты внимание учащихся. Ученики и учительница остались по разные стороны психологического барьерру.

Наблюдение за уроком дает право говорить, что учительница способствовала умственном развитии общих способностей учащихся, в частности оперативной памяти, репродуктивной деятельности. Однако на уроке не было создано условий для развития творческих способностей учащиесяв.

Не проводилась целенаправленная работа над формированием у учащихся четких и осознанных мотивов учения, в частности познавательных мотивов в процессе изучения нового материала

На уроке видное место занимала индивидуальная работа учащихся. Однако она не отделялась психологически от коллективной учебной деятельности всего класса

Ученики неплохо владеют методами самостоятельной учебной работы в процессе формирования умений и навыков. Так, они довольно ловко выполняли задания по карточкам, с переносной доски. В процессе такой работы они не задают дополнительных вопросов. Это свидетельствует, что уделяется должное внимание обучению учащихся владению методами учебной работы. Все же в процессе изучения нового материала учеников не учили, как опрацюв ать его, как выделять главное и др.. А предпосылки для этого были. Обучение учащихся владению методами самостоятельной учебной работы как инструментом познания - важная задача школы по формированию лич те, подготовки ее к самостоятельной активной деятельностиьності.

Устные ответы учащихся на уроке оценивались (и их почти не было). Однако в конце урока все ученики самостоятельно работали над выполнением индивидуальных заданий. Учительница проверяла их после урока результатам ать неплохие. Два ученика не справились с учебными заданиями (Анатолий. Г,. Евгений. С), но учительница не оценивала их работы. Все ошибки были исправлены (Как рассказывала. Н. С, она проводит в таких выпад ках с этими учениками индивидуальные консультации, помогает им ликвидировать пробелы, побуждая тем самым к действию). Такой подход психологически мотивированный. Главное - использовать оценку не только для констатации уровня и качества учебной деятельности, но и для стимулирования учащихся к активному обучениюо навчання.

6. На уроке определенной степени решались задачи всестороннего гармоничного развития личности. Имела место работа над решением задач умственного воспитания. Но этот процесс успешно осуществлялся только на а этапе проверки знаний, умений и навыков учащихся и формирования умений и навыков. Здесь действительно все ученики работали самостоятельно, овладевали методами учебной работы. А в процессе изучения нового мате лу, как мы уже отмечали, не было создано надлежащих условий для самостоятельной учебной работы. Наблюдалась умственная пассивность большинства ученики учнів.

Задачи нравственного воспитания также реализовывались в виде приемов, направленных на формирование ответственности, дисциплинированности, уважения друг к другу: отношение к ученикам со стороны учителя основывается на доброжелательности, вежливости, соблюдения педагогического такта. Частично дидактический материал (предложения, упражнения) способствовал формированию у учащихся чувство любви к своей стране. Других воз ностей на уроке булло.

Вопросам сохранения и развития здоровья не уделялось должное внимание при моделирования урока и в его ходе. Проводилась только физкультурная пауза, один вид деятельности менялся на другой. Но, как уже зас значалося, физкультурная пауза не полностью достигла цели. Санитарно-гигиенические условия на уроке неудовлетворительные. Не чувствовалось заботы о создании оптимальных условий для нормального развития организма уч нов. А это приводит к ухудшению состояния здоровья детей, снижения их умственной активности. Этот вопрос должен стать предметом изучения для всех учителей в ближайшее чаий час.

О реализации задач трудового воспитания, то они в определенной мере были осуществлены: на всех этапах урока, помимо изучения нового материала, проводилась целенаправленная работа по организации умственного труда и учащихся, их учили беречь и рационально расходовать каждую минуту урока, обращать внимание на культуру труда, обучали также владению методами самостоятельной учебной робот.

Задачи эстетического воспитания были реализованы на уроке. Все дети одеты аккуратно, хорошие прически у мальчиков и девочек, учительница заботится о соблюдение обучающимися эстетики в ведении тетрадей; в взаем минах учительницы с учениками ощущается чувство внутренней уважения к ученикам ("Пожалуйста","Спасибо"и др.). Классная комната оформлена со вкусом, нет ничего лишнего. Столы окрашены в мягкий салатный кол ир. Однако случилось так, что комната была убрана (мусор, бумажки и др.), а это осталось без внимания, хотя, как оказалось позже, это была случайность, вызванная стечением обстановкиспричинена збігом обставин.

7. Поведение учительницы свидетельствует о ее большой опыт и мастерство. Она хорошо владеет классом, умеет организовать учащихся на учебную деятельность, видит каждого ученика, умеет распределять внимание, способна забей езпечиты трудовую дисциплину на основе привлечения всего классного коллектива в учебной деятельности. Правда, в процессе изучения нового материала это не удалось осуществить полностью: значительная часть учеников выпала из поля зрения учительницыьки.

Педагог неплохо владеет конструктивной деятельностью, умело моделирует урок, умеет подобрать необходимый материал, обеспечивает логическую и дидактическую целостность урока. Даже самого урока показала умение п перестраивать свою деятельность и деятельность учащихся в зависимости от учебного материала, эмоционального состояния учащихся, уровня деятельности классного коллектива, целесообразно распределила класс для выполнения различных видов н авчальних заданиемь.

Коммуникативная деятельность учительницы неплохая: она умеет обеспечить мажорный тон работы, создать положительный эмоциональный фон, видит весь класс и каждого ученика в частности, умеет вовремя тормозить неразрешенную деятельность слишком возбудимых учеников (как это было с. Николаем. С), побуждать к активной деятельности вялых ученики.

Также преподаватель владеет педагогическим тактом, что было хорошо видно на всех этапах урока. Неплохо отработана педагогическая техника: распределение задач между учениками, переключения их внимания с одного вида деятельности на другой, подготовка предыдущих дидактических задач и оборудование для их выполнения. И все это на первый взгляд так просто и рационально. Эта сторона деятельности учителя заслуживает изучения и на следования другими учителямями.

Есть основания утверждать, что в. Н. С выработался хороший стиль работы: деловитость и простота без наглядности, театральности, как это наблюдается в других учителей во время посещения уроков. Ученики, очевидной дно, давно усвоили этот стиль и чувствуют себя удобно в такой деловой обстановке. Значительную роль играет и тон работы. Как уже отмечалось, он мажорный. Учительница все время пытается поддержать бодрость и деловой настрой детей, создавая положительный эмоциональный фон для активной умственной деятельностиьності.

Внешний вид учительницы соответствует требованиям этики учителя: скромная, но красивая прическа, модный красивый костюм голубого цвета, лакированные туфли, отсутствие лишних украшений, легкая улыбка в глазах - все это способствует созданию положительного психологического климата в классном коллективе.

Язык правильная, мелодичная, ризнотональна на разных этапах урока в обращении к разным учащихся. Дикция выразительная, волевая. Все это дополняется кстати мимикой, жестами, четкой конгруэнтностью. Учительница всегд ди выбирает нужное место в классе у доски и при контроле за индивидуальной работой ученикинів.

«Деление отрицательных чисел» - Верно ли выполнено деление? При делении чисел с разными знаками получиться отрицательный ответ. Думать нужно лучше. Найдите частное. Для любознательных... Запомни! ДЕЛЕНИЕ положительных и отрицательных чисел. Модуль числа. Решите уравнение: Ребята! При делении двух отрицательных чисел получится положительное число.

«Отрицательные числа» - Мы считаем отрицательные числа чем-то естественным, но так было далеко не всегда. Бомбелли и Жерар, напротив, считали отрицательные числа вполне допустимыми и полезными, в частности, для обозначения недостачи чего-либо. Признанию отрицательных чисел способствовали работы французского ученого Рене Декарта.

«Сложение отрицательных чисел» - С помощью координатной прямой вычислите: 7 + (-5) = 1) 2 2) -2 3) 12 -1 + (-3) = 1) - 4 2) -2 3) 4. Сумма двух отрицательных чисел всегда меньше каждого из слагаемых. Физкультминутка. История возникновения отрицательных чисел. Сумма двух отрицательных чисел всегда больше каждого из слагаемых. Пример: -8,7 + (-3,5) = - (8,7 + 3,5) = - 12,2.

«Отрицательное число» - Из глубины времен… Задача о бережливом хозяине. Древняя Индия. История возникновения отрицательных чисел. Правила действий с положительными и отрицательными числами. Правила Брахмагупты (VII век н.э.) и Бхаскары(XII век н.э.). Древний Восток. Классная работа. Отрицательные числа в Древней Греции. Найдите значения выражений:

«Отрицательные местоимения» - Правописание (слитно, раздельно). НИ Без ударения ничего. Изменение по падежам. Обозначают отсутствие предмета, признака, количества. НЕ Под ударением нечего. слитно нет ПРЕДЛОГА НЕКЕМ. Некем (с), ничто (во), ничего (для), ничем (перед). Отрицательные местоимения. Вопросительно- относительные местоимения.

«Положительные и отрицательные числа» - Дома: Повторить правила сложения и вычитания; № 1109 (2 столбик); № 1111. Сумма двух противоположных чисел равна нулю. Вычислите. Небольшие недочеты, есть над чем работать. Решение самостоятельной работы. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел 6 класс. Сумма отрицательных чисел всегда меньше каждого из слагаемых.

Требования к организации урока (занятия).

1. Первое, с чего нужно начать урок – зажечь доминанту – очаг активного внимания, добиться чтобы у ребенка возник интерес к уроку, возник рефлекс «Что такое?».

2. Продолжительность одного вида умственного труда (чтения, письма, счета, объяснение нового материала и др.) в каждой возрастной группе не должна превышать длительности активного внимания. Особенно это относится к дошкольникам и учащимся I-IV классов. Структура урока (продолжительность этапов, частей его) должна соответствовать динамике умственной работоспособности в течение урока (период врабатываемости, оптимум работоспособности, время появления первой фазы утомления, после которой необходимо менять вид умственного труда).

Продолжительность счета для учащихся 1 класса не должна превышать 5-7 мин, письма - 10 мин, чтения - 15 мин.

3. Учитель должен уметь во время переключить активное внимание детей, включить в работу другую группу нервных центров. Особое место при смене вида деятельности во время урока занимают физкультминутки, которые предоставляю учащимся возможность отдохнуть от умственной работы, переключиться на другой вид деятельности. Проводить их необходимо на всех уроках в течение 1,5-2 минут в виде небольшого комплекса - трех, четырех простых физических упражнений, повторяющихся четыре, пять раз. Физкультминутки целесообразно проводить на 20-25 минуте урока или два раза (в начальных классах) в течение одного урока (на 15 и 30 мин).

4. Урок должен проходить эмоционально, не монотонно, с положительными эмоциями (чтобы не вызвать охранительного торможения) и обязательно на чувственном восприятии, т.е. с использованием наглядных пособий, чтобы были задействованы все анализаторы. Особенно это важно для младших школьников при организации урока необходимо использовать наглядные пособия, раздаточный материал, постановку опытов, так как у них первая сигнальная система преобладает над второй и поэтому необходимо рассчитывать в первую очередь на чувственное восприятие предмета.

5. Непосредственное отношение к психогигиене имеет ряд положений учения И.П.Павлова о высшей нервной деятельности, из которых вытекает, что:

а) количество новой информации, поступающей в большие полушария, должно соответствовать функциональным и возрастным возможностям школьников;

б) количество информации должно уменьшаться к концу каждого урока, к концу учебного дня, учебной четверти и учебного года.

Если первое положение в основном учитывается педагогами при составлении учебных программ, продолжительности урока, учебного дня, учебной четверти и учебного года, то второе практически не учитывается. Количество информации в последние минуты урока не меньше, чем в начале урока, в конце учебного дня не меньше, чем в начале его, и в конце учебной недели не меньше, чем в начале ее.

6. Отсюда особое значение приобретает правильное составление расписания уроков .

К расписанию уроков предъявляется ряд требований. Прежде всего количество уроков в неделю по каждой учебной дисциплине в каждом классе должно строго соответствовать учебному плану.

Другим основным валеологическим требованием к составлению расписания уроков является учет динамики умственной работоспособности школьников в течение учебного дня и учебной недели.

Наиболее высокий уровень умственной работоспособности наблюдается с 9 до 11 ч у младших школьников и с 8 до 12 ч у старших школьников. Затем начинается снижение работоспособности. В 15-17 ч у младших школьников и в 16-18 ч у старших школьников наблюдается второй, относительно меньший, подъем работоспособности, который по продуктивности значительно уступает первому.

У младших школьников уроки должны начинаться не ранее 8 ч 30 мин, а заканчиваться в 12ч. У старших школьников уроки должны начинаться не ранее 8 ч, а заканчиваться в 13 ч. У младших школьников умственная работоспособность увеличивается от 1-го ко 2-му уроку, а у старших от 1-го к 3-му уроку (период врабатывания и оптимум работоспособности). Начиная с 3-го урока у младших школьников и с 4-го урока у старших, работоспособность начинает снижаться, но остается еще выше, чем была на 1-м уроке. На 4-м уроке у младших школьников и на 5-м уроке у старших школьников умственная работоспособность уже ниже, чем была на 1-м уроке. Если вводится 5-й урок у младших школьников, а 6-й урок у старших, то на этих уроках работоспособность снижается на 50 % по сравнению с 1-м уроком. 6-е уроки у младших школьников и 7-е уроки у старших школьников педагогически неэффективны, так как к этому времени развивается третья фаза утомления.

Аналогичная динамика умственной работоспособности наблюдается в течение учебной недели. Если принять нормальную работоспособность за 100 %, то в понедельник она будет равняться 98 % (период врабатывания), во вторник (105 %) и среду (109 %) наблюдается наибольшая работоспособность (оптимум), в четверг работо­способность начинает снижаться (96 %), в пятницу она еще ниже (95 %) и в субботу самая низкая (94 %).

В соответствии с динамикой умственной работоспособности необходимо трудные уроки, т.е. требующие абстрактного внимания (математика, физика, иностранный язык, русский язык, контрольные работы) ставить в период наибольшей работоспособности, т. е. 1- 2-ми у младших школьников и 1-3-ми у старших школьников.

К моменту начала снижения работоспособности, т. е. 3-ми уроками у младших школьников и 4-ми уроками у старших (или предпоследними) надо ставить труд, физкультуру, ИЗО, музыку и другие уроки не связанные с интенсивным умственным трудом (уроки качественно иной деятельности).

Последними уроками надо ставить уроки, не требующие большого умственного напряжения (природоведение, биология, история, география и др.). Однако нельзя ставить все уроки по данной дисциплине последними. Если у младших школьников 5 уроков, а у старших 6 уроков, то лучше после 3-го урока у младших школьников и 4-го урока у старших школьников проводить час здоровья (с 11 ч 30 мин до 12 ч 30 мин) на открытом воздухе.

В понедельник и субботу расписание должно быть облегчено за счет уменьшения количества часов и включения в него более легких уроков. Запрещено сдваивать уроки. (Раньше, как исключение, разрешалось сдваивать урока труда. Это было связано с дефицитом преподавателей труда.) Необходимо следить, чтобы в какой-нибудь день не скапливались уроки, /требующие много времени для выполнения домашних заданий. На выходные и праздничные дни запрещено давать домашние задания, поэтому на понедельник надо ставить уроки, не требующие подготовки дома.



В соответствии с недельной динамикой умственной работоспособности в четверг надо делать "разгрузочный" день с уменьшенным объемом учебной нагрузки, с экскурсиями, и прогулками.

7. Наряду с расписанием уроков имеет большое значение и организация перемен с введением подвижных игр.

Подвижные игры на переменах способствуют повышению умственной работоспособности на следующих уроках. Игры должны организовываться переменах, незанятых завтраком или переодеванием детей (урок физкультуры, экскурсия и т. п.). Если позволяет погода, то лучше их проводить на открытом воздухе и отдельно с каждым классом. За 10-15-минутную перемену дети могут поиграть в 2-3 игры.

Школьники начальных классов нуждаются в руководстве играми. Руководитель должен вносить поправки, устранять конфликты, подбадривать, следить за правилами игры. Учащиеся старших классов играют самостоятельно.

Следует поощрять самостоятельно возникающие игры. В этих случаях, как правило, не требуется прямого руководства, но наблюдение обязательно. При организации самостоятельных игр надо использовать не приказную, а товарищескую форму общения в виде совета: "В какую игру будем играть?",. "Давайте поиграем в...", "Знаете ли вы игру..." и.т. п.

Как бы правильно не был организован урок и правильно составлено, расписание уроков, как бы не отвечал учебный процесс валеологическим требованиям охраны нервной системы школьника, учебная нагрузка неизбежно представляет определенные трудности, в преодолении которых и происходит умственное развитие учащихся. Умственная работа всегда должна доводиться до утомления. Важно только, чтобы утомление не переходило допустимые пределы и не превращалось в переутомление. Отсюда огромная роль принадлежит отдыху. Правильная организация отдыха не менее важна, чем организация учебной деятельности.

Основным звеном в системе учебного процесса является урок, и от того, насколько гигиенически рационально он построен, зависит работоспособность учащихся, а, следовательно, их успеваемость и состояние здоровья.

1. Продолжительность урока (кроме 1 класса) не должна превышать 45 минут. В первом классе продолжительность составляет 35 минут.

2. Профилактика переутомления может быть достигнута не только регламентированием длительности урока, но и его элементов, поэтому урок должен быть построен на чередовании различных видов деятельности (письмо, чтение, устная работа, творческая деятельность). Отдельные виды учебной деятельности на уроке по основным предметам (письму, чтению, математике) значительно влияют на функциональное состояние организма и работоспособность детей. Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5-11 классах – 10-15 минут. Плотность урока должна быть 80%.

3. Учитель начальных классов должен на уроках организовывать физкультурные минутки для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Обязательное проведение двух физкультминуток на каждом уроке. Физкультминутку необходимо провести в фазу спада работоспособности, так как это препятствует дальнейшему развитию как умственного, так и мышечного утомления. Ее продолжительность должна составлять 2-3 минуты, что временно снижает нагрузку зрительного анализатора и позвоночника, оптимизирует состояние мозгового кровообращения и эмоциональный тонус школьника. На уроках письма физкультминутки должны проводиться на 15 и 25 минуте. Комплексы упражнений должны меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности. Позитивный эффект физкультминутки проявляется в том случае, если она проводится в положении стоя при открытых в классе фрамугах.

Желательно, чтобы за исключением уроков, характеризующихся значительной нагрузкой на голосовой аппарат, дети сопровождали движения речевками. Они способствуют установлению более правильной ритмики дыхания, а также улучшению осанки, поскольку качественное звукопроизношение нуждается в ее оптимальной организации.

Окончание регламентированной работы с компьютерами, обучения письму, чтению, математике, должно сопровождаться выполнением специального комплекса упражнений для наружных мышц глазного яблока и его аккомодационного аппарата.

4. Использование технических средств обучения. Технические средства обучения (телевидение, видео-, кино-, и диафильмы, звукозаписи) в учебном процессе снимают монотонность урока, придают занятиям эмоциональность и способствуют повышению работоспособности и успеваемости учащихся, но их применение отрицательно влияет на ЦНС, зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому регламентируется оптимальная длительность просмотров диафильмов, кинофильмов и телепередач на уроках в разных классах (табл. № 7).

Современный этап развития нашего государства предъявляет не только новые требования к росту экономики, военной отрасли, сельского хозяйства, не обходят стороной реформы и российское образование.

Если вспомнить советскую школу, то главной задачей педагогов было вложить в головы школьников определенное количество знаний, которые им могли бы пригодиться во взрослой жизни. В настоящее время урок в условиях ФГОС должен стать развивающим, и деятельность учителя должна быть направлена на то, чтобы научить ребят учиться и добывать знания самостоятельно. Развивать такие качества и черты характера у школьников, которые помогут им стать успешными людьми в жизни.

На учителя сейчас возлагается большая работа по формированию современной личности школьника. В статье попробуем разобраться, какие требования к уроку предъявляются в условиях новых образовательных стандартов.

Урок - форма обучения

В современной школе основной является урок. На каждый отводится определенное количество времени, которое регламентируется школьным уставом. Педагог во время занятий должен руководить различными видами деятельности обучающихся, контролировать, направлять в нужное русло, создавать благоприятные условия для овладения новыми знаниями.

Для достижения этой цели тип урока по ФГОС может быть разным, так же как и методы и средства, используемые на нем. Современный урок должен соответствовать некоторым требованиям. Рассмотрим их более подробно.

Какова должна быть структура урока

Готовясь ежедневно к занятиям, учитель должен опираться на требования, определяющие форму их проведения. Они должны иметь определенную структуру, которая соответствует следующим положениям:

  1. Перед составлением развернутого плана урока учитель должен тщательно и правильно определить все дидактические задачи, воспитательные, а также поставить те цели, которых он хочет достичь вместе со своими учениками.
  2. Важно определиться с типом занятий, так как от этого будет зависеть и их структура. Отдельные этапы урока должны между собой быть взаимосвязаны, один вытекает из другого.
  3. Необходимо связать информацию, которая будет подаваться на уроке, с той, которую ребята уже получили ранее или только освоят в будущем.
  4. Для большей эффективности усвоения нового материала необходимо тщательно подобрать методы и средства обучения с учетом индивидуальных психологических особенностей ребят.
  5. Для контроля усвоения надо продумать, как будут проверяться знания. Очень важно при этом охватить как можно большее количество учеников.
  6. Без правильного этапа закрепления полученных на уроке знаний можно забыть об их прочности.
  7. Домашнее задание должно быть продумано с учетом возможностей и способностей учеников.

Только предварительно тщательно подготовленный урок может стать настоящим кладезем информации и полезных знаний для современных школьников.

Требования к подготовке, организации и содержанию урока

Готовясь к уроку, современный учитель не должен упускать из виду следующие моменты:

  • Здоровье каждого школьника на уроке превыше всего.
  • Каждое занятие должно являться частью системы занятий по данной теме.
  • Для более эффективного усвоения материала должен на уроке присутствовать раздаточный Сухое объяснение не даст никакого результата. Особенно актуально это, если будет проводиться урок биологии по ФГОС.

  • Изучая одну тему, желательно использовать различные типы занятий.
  • На уроке педагог должен быть неким проводником в мир знаний, а не простым оратором. Необходимо создать такие условия, чтобы учащиеся самостоятельно могли получать знания.
  • В учебном процессе должны присутствовать воспитывающие моменты, но не в виде назиданий, а в завуалированной форме: на примере ситуаций, случаев из жизни, посредством подачи определенной информации. Особенно если это начальная школа, уроки по ФГОС в этом случае требуют особой подготовки и отбора информации.
  • На занятиях учитель должен формировать у ребят умение работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения, с достоинством признавать свое поражение. Упорство в достижении поставленных целей - это очень пригодится во взрослой жизни.
  • Для воспитания любви к своему краю, природе нашей родины прекрасно подходит естествоведческий урок по ФГОС: окружающий мир, например, в начальной школе, а в старших классах - биология.

Только поистине любящий всем сердцем своих учеников и полностью отдающийся работе учитель может подготовить и провести незабываемые занятия, где время для ребят пролетит совсем незаметно, а в головках отложится ценная и нужная информация.

Классификация уроков по ФГОС

В современном образовательном процессе по новым стандартам образования можно выделить несколько типов занятий:

  1. Урок овладения новыми знаниями.
  2. Занятие, на котором стараются найти комплексное применение полученным знаниям и умениям.
  3. Урок повторения и обобщения.
  4. Систематизация знаний и умений.
  5. Контрольное занятие.
  6. Урок анализа и корректировки процесса усвоения.
  7. Комбинированное занятие.

Если спросить любого педагога, то все эти типы уроков ему прекрасно знакомы. Но в образовательном процессе чаще всего проводятся комбинированные занятия, независимо от того, это урок русского языка по ФГОС или какой-то другой.

Каждая разновидность урока имеет свою определенную структуру, под которой подразумевается совокупность различных этапов, взаимосвязанных между собой. Рассмотрим некоторые из них.

Получение новых знаний

Структура типов уроков по ФГОС обычно имеет схожие этапы, но в зависимости от разновидности занятия есть и свои особенности. Если большая часть времени отводится для усвоения нового материала, то выделяют следующие этапы:

  1. он в обязательном порядке имеется на каждом занятии. Педагог проверяет готовность класса к уроку.
  2. На втором этапе осуществляется постановка целей, основных задач и мотивирование обучающихся к активной работе на уроке.
  3. Актуализация уже имеющихся знаний.
  4. Первичное усвоение новых знаний, когда учитель проверяет, насколько дети полно и точно понимают то, что он им старается объяснить.
  5. Промежуточная проверка того, насколько понятен материал учащимся.
  6. Первый этап закрепления материала.
  7. Задание на дом и подробный инструктаж по его выполнению, например, что необходимо заучить, что подлежит изучению в ознакомительном плане, какие задания необходимо выполнить письменно и так далее. Здесь же обращается внимание на индивидуальное задание с учетом возможностей учеников.
  8. Подведение итогов урока или рефлексия.

Этих этапов предлагают придерживаться, когда занятие проводится в соответствии с новыми стандартами образования.

Структура комбинированного урока

Этот тип урока по ФГОС имеет следующие этапы:

  1. Организационный момент, который не должен занимать более 1-2 минут.
  2. Постановка целей и задач, а также мотивация детей на активную работу.
  3. Актуализация знаний, то есть проверка домашнего задания.
  4. Первичное усвоение нового материала, также этот этап можно назвать объяснением, главная роль здесь принадлежит учителю, особенно если это урок математики, например, в начальных классах.
  5. Проверка понимания нового материала.
  6. Закрепление. На этом этапе решаются задания различной сложности, выполняются опыты и эксперименты, если того требует материал.
  7. Контроль проводится с целью выявления, насколько учащиеся хорошо поняли материал.
  8. Домашнее задание.
  9. Рефлексия или подведение итогов. На этом этапе не столько выясняется усвоение материала, сколько настроение ребят на уроке, доступен или недоступен материал, интересный или нет, их ощущения от занятия вообще.

Виды уроков

Независимо от того, к какому типу относятся занятия, они могут проводиться в различной форме. В современной школе, когда учащиеся сейчас подкованы с точки зрения использования всех гаджетов, а также для наиболее эффективного усвоения материала очень важно преподносить информацию в различной форме. В зависимости от этого выделяют не только тип урока по ФГОС, но еще и его вид:

  • Урок-беседа.
  • Проблемный урок, особенно полезно и эффективно их устраивать в старших классах. Когда ребята уже не боятся высказывать мнение.
  • Урок-экскурсия. Например, урок английского по ФГОС легко можно провести в форме экскурсии по другой стране.
  • Лекция практикуется в старших классах, когда учитель начитывает определенную информацию, а потом уже идет закрепление, отработка навыков и умений.
  • Киноурок. Учитывая степень развития современной техники и применения ИКТ в школах можно сказать, что при наличии интернета можно прямо на уроке посмотреть ролик по теме или демонстрацию опыта, прослушать интересную информацию.
  • Занятие-сказка чаще всего практикуется в начальных классах, например, урок чтения прекрасно для этого подходит.

  • Занятие-конференция также больше подходит для старшеклассников, но, учитывая контингент класса, можно проводить и в среднем звене.
  • Ролевая игра.
  • Урок математики можно провести в виде игры «Что? Где? Когда?».
  • На уроках естественного цикла практикуются лабораторные работы. Когда ребята что-то делают своими руками, проделывают опыты, то информация гораздо лучше запоминается.
  • С целью проверки знаний можно провести зачетный урок, семинар, круглый стол, викторину.

У каждого учителя в своем арсенале имеется много различных форм занятий, которые он периодически использует в своей практике. Конечно, надо отметить, что не каждый урок можно провести, используя всю палитру форм занятий. Чаще всего педагоги приберегают их, чтобы дать открытый урок. Все-таки надо помнить, что учеба - это не развлечение, а серьезная работа.

Критерии эффективности современного урока

Современное общество предъявляет большие требования к образованию, так как от полученных в школе знаний будет зависеть дальнейшая жизнь выпускников, их умение приспосабливаться к жизни в наше нелегкое время, найти свое место под солнцем.

Не важен по ФГОС, но имеются некоторые признаки, показывающие, насколько урок будет эффективным:

  1. Обучение на уроке должно строиться через открытие учениками новых знаний, то есть педагог не подает готовую информацию, а организует совместную работу таким образом, чтобы ученики сами находили правильные ответы и приходили к истине. Знания, полученные самостоятельным трудом, гораздо крепче откладываются в голове.
  2. Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной задачи.
  3. Наличие на уроке обсуждений, решение спорных вопросов, диалога. Процесс должен быть живым.
  4. Школьник должен уметь самостоятельно проектировать свою предстоящую деятельность на уроке.
  5. Демократичность.
  6. Открытость, то есть педагог всегда должен аргументировать свои отметки.
  7. Профессиональный учитель всегда сумеет смоделировать затруднения и организовать поиск путей их решения.
  8. Важно для школьников создание ситуации успеха, особенно для слабо мотивированных.
  9. Основным видом деятельности на уроке должна стать самостоятельная работа над поиском ответов на поставленные вопросы.
  10. Нельзя опускать вопрос соблюдения гигиенических условий труда.
  11. Урок будет эффективным только тогда, когда созданы все необходимые условия для успешного формирования навыков общения между учащимися и для активизации их внимания.
  12. Важен дифференцированный подход к слабоуспевающим ребятам и более сильным.

Когда проводится открытый урок, педагоги всегда обращают внимание на то, как учитель во время урока организует работу с разными категориями учащихся.

Отличие урока по ФГОС от традиционных занятий

Проведение занятий в соответствии с новыми образовательными стандартами в корне отличается от привычных традиционных представлений о процессе. Вот некоторые отличительные черты:

  1. Педагог в традиционной школе ставил цели урока сам, а современные стандарты требуют, чтобы этот этап работы проводился совместно с ребятами для полного осмысления ими тех задач, которые необходимо решить.
  2. Для усвоения материала важна мотивация, так обычно учитель мотивирует сам за счет внешних стимулов, а современная школа требует наличие опоры на внутренние мотивы школьников.
  3. Для достижения целей и учебных задач на традиционном занятии педагог сам выбирает подходящие средства обучения, а на современном происходит совместный выбор наиболее эффективных средств.
  4. Педагог полностью организует и регламентирует все действия на традиционном уроке, а образовательные стандарты приветствуют, когда есть для учащихся вариативность в соответствии с их возможностями.
  5. На современном уроке важно достижение учащимися личностно-значимого результата, на первом плане внутренние позитивные изменения, а на традиционном уроке сам педагог подводит класс к тому результату, который был им намечен.
  6. Традиционный урок не предполагал самооценку, учитель всегда сам оценивал результаты труда своих воспитанников. Стандарты ориентируют на возможность производить оценку своей работы на уроке самим ученикам.

Опытные педагоги за много лет работы уже наработали некоторые методы, которые помогают им в профессиональной деятельности, и вот их рекомендации молодым специалистам, чтобы сделать урок максимально эффективным:

  1. При планировании урока необходимо тщательно продумывать цели, которые во время занятий должны держаться в поле зрения. Каждый этап должен начинаться с целевых установок, а завершаться подведением кратких итогов.
  2. Достичь максимальной плотности занятий можно только за счет дифференциации и индивидуального подхода к обучению.
  3. Необходимо уделять большое внимание развитию общеучебных умений и навыков.
  4. Проводя в начальной школе урок чтения, ФГОС рекомендуют выполнять глубокую работу с текстами, опираясь на максимально возможное число каналов получения информации. Если ребенок не понимает текст, плохо читает, то в старших классах ему придется трудно.
  5. Необходимо учить детей ставить вопросы к тексту.
  6. Современный учитель не должен быть единоправным оратором на уроке, необходимо как можно чаще привлекать ребят в качестве консультантов, помощников, экспертов.
  7. Необходимо практиковать творческие задания, которые следует давать заранее.
  8. Эффективно использовать на занятиях различные формы работы: индивидуальную, парную, групповую.
  9. Готовясь к уроку, необходимо продумывать дифференцированные домашние задания с учетом возможностей школьников.
  10. Дети любят, когда учитель не выступает полноправным хозяином положения, а вместе с ними идет к цели, радуется их победам и огорчается поражениям. Настоящий педагог должен стать членом команды, а не ее командиром.
  11. На всем протяжении занятий педагог должен обеспечивать сохранение здоровья учащихся, для этого проводятся динамические паузы, разрешается при некоторых видах работы стоять или ходить по классу.

Чтобы провести современный урок, который не только даст ученикам необходимые знания, но и научит их умению находить выход из сложных ситуаций, отстаивать свое мнение, не пасовать перед трудностями, необходимо всей душой любить своих воспитанников и посвящать себя целиком своей работе.

Перед школой сейчас стоит сложная задача по формированию современной личности. И более важным является привить ребятам умение учиться, находить нужную информацию, адекватно воспринимать различные ситуации в жизни, ставить перед собой цели и упорно к ним идти. Конечно, без участия родителей это невозможно, но это уже тема совсем другого разговора.