Психолого педагогическая готовность к школе. Психологическая готовность ребёнка к школе. Мотивационная готовность ребенка к школе

Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является подготовка детей к школе. Педагогический опыт и специальные исследования свидетельствуют о том, что от подготовки ребенка в дошкольные годы в значительной мере зависит успешность его школьного обучения.

В психофизиологическом отношении готовность ребенка к школе не может быть сведена лишь к овладению им суммой каких-либо отдельных знаний и умений. Она представляет собою целостную систему свойств и качеств, характеризующую достижение ребенком новой, более высокой стадии общего физического, умственного, нравственного и эстетического развития. Так, она предполагает определенный уровень морфофункционального созревания всего организма и нервной системы ребенка, обеспечивающей повышение его умственной и физической работоспособности (М.В. Антропова, Н.Т. Терехова). Наряду с этим существенное значение имеет приобретенный детьми запас элементарных знаний об окружающем, а также простейших навыков практической и умственной работы, достигнутый ими уровень развития мышления и речи, а также познавательных интересов, степень сформированности общественных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств, необходимых для того, чтобы успешно заниматься социально значимой учебной деятельностью, направленной на усвоение школьного курса основ наук (JI.И. Божович, Р.С. Буре, JI.А. Венгер и др.).

К концу дошкольного возраста при благоприятных условиях жизни и соответствующем воспитании, как отмечал JI.С. Выготский и вслед за ним Д.Б. Эльконин, происходят глубокие изменения в личности ребенка. Он начинает проявлять способность судить о наблюдаемых явлениях и оценивать их нравственный смысл не только с точки зрения субъективных впечатлений и желаний, но и с более объективной позиции, принимая во внимание и то, чем они кажутся, и то, чем они являются на самом деле, и сообразуясь с тем значением, которое они имеют не только для него лично, но и для окружающих его людей, т. е. с точки зрения их общественной ценности. В тесной связи с такого рода новыми установками происходит первоначальное формирование нравственных инстанций, регулирующих детское поведение, а вместе с тем складывается общий абрис будущего мировоззрения, характеризующегося интеграцией отдельных представлений об окружающей действительности в некую целостную систему.

Системный анализ тех требований, которые предъявляет к ребенку школа, и тех психофизиологических качеств, которые он должен приобрести, чтобы выполнить указанные требования, свидетельствует о необходимости комплексного подхода к определению содержания, форм и методов подготовки дошкольников к школьному обучению. Педагогический опыт и специальные исследования А.М. Леушиной, Т.В. Тарунтаевой, Ф.А. Сохина и др. говорят о том, что основное значение для подготовки к школе имеют не столько специальные занятия и упражнения, направленные на формирование у детей каких-либо знаний и умений, сколько в первую очередь вся целостная система физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников во всех возрастных группах детского сада, направленная на всестороннее гармоническое развитие детской личности.

Подготовка детей к школе должна последовательно осуществляться на протяжении всего дошкольного возраста и завершаться в подготовительной группе детского сада, где ей необходимо уделять особое внимание.

Подготовка детей к школе предполагает, с одной стороны, такую организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивает высокий уровень общего, всестороннего развития дошкольников, с другой стороны, специальную подготовку детей к усвоению тех учебных предметов, которые они будут осваивать в начальных классах школы. В связи с этим в психолого-педагогической литературе (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Г.М. Лямина, Г.Г. Петроченко, Т.В. Тарунтаева и др.) понятие готовности определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как «общая, психологическая готовность» и как «специальная готовность» к обучению в школе.

Общая готовность к школе выступает как важнейший итог длительной, целенаправленной воспитательно-образовательной работы детского сада по всестороннему воспитанию дошкольников.

Общая готовность к школе выражается в достижении ребенком к моменту поступления в школу такого уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, который создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала. Общая готовность характеризуется определенным уровнем психического развития, которого достигает ребенок к моменту перехода к школьному обучению.

Понятие психологической готовности суммирует важнейшие с позиции успешного школьного обучения качественные показатели психического развития ребенка, поступающего в I класс. Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя мотивационную готовность, которая проявляется в стремлении ребенка к учению, в желании быть школьником, достаточно высокий уровень познавательной деятельности и мыслительных операций, овладение ребенком элементами учебной деятельности, определенный уровень волевого и социального развития. Все компоненты психологической готовности ребенка к школе обеспечивают психологические предпосылки включения ребенка в коллектив класса, сознательного, активного усвоения учебного материала в школе, выполнения широкого круга школьных обязанностей.



Специальная готовность к школе является дополнением общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения таких учебных предметов, как математика и русский язык. Интенсивная работа, проводимая в детском саду по развитию у детей элементарных математических представлений, по развитию речи и подготовке к освоению грамоты, обеспечивает необходимый уровень специальной готовности детей к обучению в школе.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть подготовлен к новому образу жизни, к новой системе взаимоотношений с людьми, к активной умственной деятельности. Он должен достигнуть определенного уровня физического развития, чтобы справиться с новыми серьезными обязанностями.

Нравственно-волевая готовность к обучению в школе выражается в достижении ребенком к концу дошкольного детства такого уровня развития нравственного поведения, воли, моральных чувств и сознания, который позволяет ему активно принять новую социальную позицию и построить свои взаимоотношения с учителем и сверстниками по классу на нравственной основе. Содержание нравственно-волевой готовности к школе определяется теми требованиями к личности и поведению ребенка, которые обусловливаются позицией школьника. Данные требования с первых дней обучения в школе ставят обучающегося перед необходимостью самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, управлять своим поведением и деятельностью, соблюдать правила культуры поведения во взаимоотношениях с учителем и сверстниками, аккуратно и бережно обращаться со школьными принадлежностями. Подготовка к выполнению этих высоких требований перспективно осуществляется в процессе длительной, целенаправленной воспитательной работы с дошкольниками в детском саду и семье.

Нравственно-волевая готовность проявляется в определенном уровне развития личностного поведения старшего дошкольника. Показательной в этом отношении является развивающаяся на протяжении дошкольного возраста способность ребенка к управлению своим поведением: умение сознательно выполнять правила или требования воспитателя, тормозить аффективные побуждения, проявлять настойчивость в достижении поставленной цели, умение выполнить до конца нужную работу, вопреки привлекательной, но отвлекающей от нее цели и т. п. Основу для развития произвольности поведения будущего школьника составляет формирующаяся к концу дошкольного возраста иерархия мотивов, их соподчинение. Соподчинение мотивов связано с волевым усилием, с сознательным преодолением старшим дошкольником своих сиюминутных желаний ради нравственно значимой цели. Естественно, что в дошкольном возрасте поведение ребенка еще не отличается постоянно высокой степенью произвольности, но важно, что в этот период складывается механизм произвольного поведения, который обеспечивает переход к новому типу поведения в школе.

Значимыми для становления нравственно-волевой готовности к школе являются также такие черты личностного поведения старшего дошкольника, как самостоятельность, организованность и дисциплинированность.

Свидетельством успешного формирования самостоятельности у старшего дошкольника служит привычка без напоминаний и помощи воспитателя выполнять правила поведения, способность использовать правильные привычные способы действия в новых условиях, стремление проявить инициативу, готовность прийти на помощь. Тесно связанные с самостоятельностью, организованность и дисциплинированность поведения выражаются в целенаправленности поведения ребенка, в способности сознательно построить свою деятельность в соответствии с принятыми в детском саду правилами, в умении добиваться результата деятельности и контролировать ее, согласовывать свое поведение с действиями других детей, чувствовать личную ответственность за свои поступки. Наличие данных черт в поведении старших дошкольников служит подтверждением формирования нравственно-волевой готовности к школе.

Другим важным компонентом нравственно-волевой готовности к школе является умение ребенка строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в соответствии с правилами. Опыт показывает, что адаптация к условиям обучения в школе находится в прямой зависимости от того, насколько успешно сформированы у ребенка за предыдущие годы качества «общественности»: доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам, организаторские умения, общительность, готовность проявить сочувствие, оказать взаимопомощь. Наличие такого комплекса коллективистических черт в поведении ребенка является показателем его нравственно-волевой готовности к школе и создает эмоционально-положительный тон общения со сверстниками в новом коллективе.

В школе на новой, деловой основе строятся и отношения ребенка с учителем. Оценка учителя становится объективным критерием качества знаний учащегося и выполнения им учебных обязанностей. Усвоение нового стиля взаимоотношений с учителем возможно только в условиях школьного обучения. Тем не менее, воспитанная в дошкольном возрасте привычка к неукоснительному выполнению требований взрослого, уважение к нему, знание и выполнение правил культурного поведения по отношению к старшим составляют необходимую нравственную основу для «принятия» школьниками нового стиля взаимоотношений с педагогом и успешной адаптации к условиям школы.

Нравственно-волевая готовность к школе характеризуется также определенным уровнем развития нравственных чувств и сознания ребенка. Наиболее показательными в этом отношении являются понимание детьми общественной значимости нравственного поведения, развитие способности к самооценке своих поступков, формирование чувства ответственности, справедливости, основ гуманистических и элементов гражданских чувств. Развивающиеся нравственные чувства и элементы нравственного самосознания обеспечивают эмоциональное «принятие» ребенком новой социально-психологической позиции школьника, понимание важности выполнения учебных обязанностей.

В состав нравственно-волевой готовности входит и комплекс качеств, выражающих отношение дошкольника к труду. Это желание трудиться, чувство удовлетворения от хорошо и аккуратно выполненной работы, уважение к труду окружающих, овладение необходимыми трудовыми навыками. Таким образом, нравственно-волевая готовность ребенка к школе выступает как определенный итог его нравственно-волевого развития в дошкольные годы. Она охватывает наиболее важные с позиции школьного обучения черты личности и поведения ребенка, которые в своей совокупности составляют необходимые предпосылки для адаптации ребенка к условиям школы, ответственного выполнения новых обязанностей, формирования нравственного отношения к учителю и сверстникам. Нравственно-волевая готовность неразрывно связана с интеллектуальной и физической готовностью ребенка к школьному обучению.

Значение интеллектуальной готовности детей к школе обусловлено ведущим видом деятельности школьника - учением, требующим от учащихся напряженного умственного труда, активизации умственных способностей и познавательной деятельности. Интеллектуальная готовность к школе складывается из нескольких взаимосвязанных компонентов.

Важным компонентом интеллектуальной готовности к школе является наличие у ребенка, поступающего в школу, достаточно широкого запаса знаний об окружающем мире. Этот фонд знаний является той необходимой основой, на базе которой начинает строить свою работу учитель.

Знания детей, поступающих в школу, должны быть в достаточной мере дифференцированы. Старший дошкольник должен выделять как относительно большие области действительности (живую и неживую природу, разные сферы человеческой деятельности и отношений, мир вещей и т. п.), так и отдельные стороны предметов, явлений и собственной деятельности.

Существенным для интеллектуальной готовности к школе является качество освоения знаний детьми. Показателем качества знаний выступает, прежде всего, достаточная степень их осмысления детьми: точность и дифференцированность представлений; полнота содержания и объема элементарных понятий; способность детей к самостоятельному оперированию знаниями при решении доступных учебных и практических задач; системность, т. е. способность дошкольников отражать доступные, существенные связи и отношения между предметами и явлениями (функциональные, пространственно-временные, причинно-следственные и др.).

Компонентом интеллектуальной готовности к школе является определенный уровень развития познавательной деятельности ребенка.

Особое значение приобретает, во-первых, растущая произвольность познавательных процессов: способность к произвольному смысловому запоминанию и воспроизведению материала, плановому восприятию предметов и явлений, целенаправленному решению поставленных познавательных и практических задач и др.; во-вторых, повышение качества познавательных процессов: точности ощущений, полноты и дифференцированности восприятия, быстроты и точности запоминания и воспроизведения; в-третьих, наличие у ребенка познавательного отношения к окружающему миру, стремления к получению знаний и обучению в школе.

Отечественные психологи Л.И. Божович, Л.С. Славина, Н.Г. Морозова, А.А. Люблинская, Л.А. Венгер подчеркивали, что воспитание у детей дошкольного возраста любознательности, интереса к знаниям, желания учиться и выполнять школьные правила, формирование положительного отношения к школе, интереса к книге являются важной предпосылкой для создания у учащихся устойчивых учебных интересов и ответственного отношения к учебе в школе.

Существенную роль в формировании интеллектуальной готовности к школе играет общий уровень мыслительной деятельности будущего школьника.

В условиях систематической, целенаправленной работы детского сада по умственному воспитанию у детей формируются такие ценные черты мыслительной деятельности, как способность к многостороннему анализу предметов, умение применять общественно выработанные сенсорные эталоны для обследования свойств и качеств предметов и явлений, способность к элементарному обобщению на основе выявления главных связей, зависимостей, признаков в предметах и явлениях, умение проводить сравнение предметов на основе последовательного выделения признаков сходства и различия. У будущих школьников развивается элементарная самостоятельность умственной деятельности: умение самостоятельно планировать свою практическую деятельность и осуществлять ее в соответствии с планом, умение поставить простую познавательную задачу и решить ее и пр.

Следует отметить, что перечисленные черты познавательной деятельности в большинстве своем у детей дошкольного возраста находятся в стадии начального формирования; наиболее полное развитие их происходит в процессе школьного обучения. Но в своей совокупности они составляют важнейшую предпосылку для сознательного и активного усвоения будущим учеником учебного материала в школе.

Интеллектуальная готовность к школе включает также овладение детьми элементами учебной деятельности.

К концу дошкольного детства в условиях систематического обучения дети должны овладеть основными компонентами учебной деятельности: умением принять доступную учебную задачу, понять и точно выполнить указания воспитателя, добиться результата в работе с помощью указанных взрослым способов ее выполнения, умением осуществлять контроль за своими действиями, поведением, качеством выполнения задания, способностью дать критическую оценку своей работе и работам других детей. Особую роль в подготовке детей к обучению в школе играет формирование умения сознательна подчинять свою деятельность и поведение определенным требованиям и правилам, выдвинутым воспитателем.

Необходимым компонентом интеллектуальной готовности ребенка к школе является достаточно высокий уровень развития речи. Четкое звукопроизношение, разнообразие словаря, умение выражать свои мысли связно, грамматически правильно, культура речевого общения - все это составляет обязательное условие успешного обучения в школе.

В содержание интеллектуальной готовности входит также достаточно широкий круг знаний, умений и навыков в области элементарных математических представлений, родного языка, первых основ грамоты. Эти знания, умения и навыки создают необходимую готовность детей к усвоению соответствующих учебных предметов в I классе. Следует подчеркнуть, что значимость «специальных» знаний, умений и навыков для школьного обучения во многом зависит от того, на какой основе они построены и насколько правильно сформированы. Как подчеркивают многие исследователи (А.В. Запорожец, А.М. Леушина, Д.Б. Эльконин, JI.Е. Журова, Н.И. Непомнящая и др.), первоначальное обучение грамоте и математике в дошкольных учреждениях должно формировать у детей ориентировку в мире величин и в мире звуков языка, создавая тем самым основу для перехода к предметному обучению.

Таким образом, интеллектуальная готовность к обучению в школе складывается из многих взаимосвязанных компонентов умственного и речевого развития детей. Единство общего уровня познавательной деятельности, познавательных интересов, способов детского мышления, достаточно широкого запаса осмысленных, систематизированных представлений и элементарных понятий об окружающем мире, речи и элементарной учебной деятельности создает у детей умственную готовность к усвоению учебного материала в школе.

Физическая готовность ребенка к школе имеет существенное значение для успешного обучения. Связанная с поступлением в школу перестройка образа жизни ребенка, изменение режима, серьезный учебный труд, длительность уроков требуют от него значительного физического напряжения. Физическая готовность к школе включает в себя многие компоненты. Это в первую очередь хорошее состояние здоровья ребенка, закаленность, определенная выносливость и работоспособность организма, высокая степень сопротивления заболеваниям. Это гармоничное физическое и нервно-психическое развитие ребенка, соответствие морфологического и физиологического развития возрастным показателям (или некоторое опережение их), высокий уровень развития моторики. Особую роль в подготовке детей к школе играет развитие мелкой мускулатуры кисти руки - обязательное условие успешного овладения письмом. Физическая готовность к школе предполагает также овладение ребенком культурно-гигиеническими навыками, воспитание привычки к соблюдению правил личной гигиены.

Физическая готовность является необходимым компонентом формирования у ребенка школьной зрелости .

Для выявления «школьной зрелости» используется многофакторный анализ, предполагающий оценку состояния здоровья и биологической зрелости организма ребенка (антропометрические показатели, развитие костной, мышечной, дыхательной и сердечнососудистой систем), оценку функциональной готовности к школе как главного показателя «школьной зрелости» и прежде всего уровня развития ряда физиологических функций. К ним относятся: развитие способности к торможению, необходимому для достаточно длительного сидения за партой; хорошая координация движений, в частности мелких движений пальцев, необходимая для выполнения графических задач, связанных с письмом и рисованием; относительно быстрое образование и упрочение условных связей положительного и тормозного характера и достаточное развитие второй сигнальной системы.

Для определения «школьной зрелости» детей гигиенистами используются тест Керна-Ирасека, методики, разработанные отечественными исследователями (М.В. Антропова, М.М. Кольцова, Т.С. Сорокина и др.). Обследования детей выявили возможность их обучения в школе с шестилетнего возраста.

Режим дня, закаливающие процедуры, регулярные физкультурные занятия, разнообразные подвижные игры и физические упражнения, активный двигательный режим являются необходимыми условиями обеспечения физической готовности детей к обучению в школе.

Комплексная диагностика готовности ребенка к обучению в школе проводится в два этапа и предусматривает оздоровление дошкольников и коррекцию школьно-необходимых функций. Первое обследование детей проводится в сентябре года, предшествуюшего поступлению в школу. Медицинский осмотр выполняется в детском саду педиатром, отоларингологом, офтальмологом, психоневрологом, стоматологом, хирургом-ортопедом, если ребенок посещает детское учреждение. Контроль за проведением медицинского осмотра осуществляет врач (медицинская сестра) детского дошкольного учреждения. Психолого-педагогическое обследование проводит педагог-психолог, воспитатель детского дошкольного учреждения. Данные медицинского и психолого-педагогического обследования, а также рекомендации заносятся в карту медико-педагогического обследования, с которой знакомят родителей. Карта медико-педагогического обследования хранится у врача (медицинской сестры) детского дошкольного учреждения.

На первом этапе выявляются дети, составляющие «группу риска неготовности» к школьному обучению по состоянию здоровья и уровню развития предпосылок к учебной деятельности. Детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья, назначается комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий. Дошкольникам, у которых выявлено отставание в развитии школьно-необходимых функций, рекомендуется комплекс игровых заданий по их коррекции. Рекомендованные лечебные и оздоровительные мероприятия осуществляются врачами-специалистами детской поликлиники. Занятия по устранению дефектов звукопроизношения проводятся логопедом. Психолого-педагогическая коррекция проводится педагогом-психологом, воспитателями детского сада и родителями.

Повторное обследование детей осуществляется перед поступлением в школу (апрель-май) теми же специалистами по аналогичной схеме. По окончании осмотра заполненная карта представляется медико-психолого-педагогической комиссии (МППК) к дню планового заседания. МППК дает окончательное заключение на основании результатов первого и второго обследований, занесенных в карту медико-педагогической готовности ребенка к обучению в школе.

Детям, не готовым к школьному обучению по состоянию здоровья или психолого-педагогическим показателям, желательно предоставить временную отсрочку для поступления в школу и рекомендовать обучение в подготовительных группах детских садов. В случае приема таких детей в школу следует обратить особое внимание на проведение с ними предусмотренных программой занятий по развитию школьно-необходимых функций. В порядке исключения может быть проведено дополнительное медицинское или психолого-педагогическое обследование детей непосредственно перед началом учебного года.-

Психолого-педагогическое обследование может проводиться в двух вариантах:

1. Ориентировочное определение школьной зрелости.

2. Углубленное изучение психофизиологических предпосылок к учебной деятельности.

Второй вариант обследования должен проводиться только после получения результатов ориентировочной оценки уровня школьной зрелости.

По результатам углубленного обследования должны разрабатываться более точные и полные рекомендации по воспитанию и развитию качеств личности ребенка-, необходимых для успешной адаптации к школьному коллективу и учебной нагрузке.

Следует помнить об этической стороне психолого-педагогического обследования. Необходимо проявить максимум такта, внимания, не «приклеивать ярлык» неполноценности к детям и корректно информировать родителей о результатах обследования для привлечения их к совместной воспитательной работе, делая больший акцент на рекомендациях. Давая заключение, не следует забывать, что точный психолого-педагогический диагноз может быть поставлен только на основе анализа всех данных комплексного исследования. В психологии разработано множество методик, позволяющих определить развитие отдельных сторон и функций психики - внимания, памяти, мышления, воображения, и т.д.

Выделяют 2 группы критериев готовности детей к обучению в школе: медицинские и психолого-педагогические.

Медицинские критерии готовности детей к обучению в школе включают:

1. Уровень физического развития.

2. Состояние здоровья.

При оценке физического развития проводят определение трех основных показателей: длины тела (рост сидя и стоя), массы тела и окружности грудной клетки.

Психолого-педагогические критерии готовности детей к обучению в школе включают:

Методики ориентировочной оценки школьной зрелости:

1. Степень психосоциальной зрелости.

2. Уровень школьной зрелости по тесту Керна-Ирасека.

3. Чистота фонематического восприятия.

Методики углубленного изучения психофизиологических предпосылок к учебной деятельности:

1. Определение моторной асимметрии.

2. Определение умственной работоспособности.

3. Изучение краткосрочной механической памяти.

4. Исследование продуктивности преднамеренного запоминания.

5. Диагностика степени овладения действиями наглядно-образного мышления.

6. Определение сформированности действий логического мышления.

7. Изучение произвольности психических процессов.

8. Исследование познавательных интересов дошкольника.

9. Диагностика самооценки детей.

10. Изучение общения и характера межличностных отношений.

Особенности организации воспитательно-образовательной работы с детьми 7-го года жизни. Подготовка детей к обучению в школе осуществляется всей системой учебно-воспитательного процесса в современном детском дошкольном учреждении. Старший дошкольный возраст занимает особое место в системе подготовки детей к школьному обучению. Он завершает дошкольное детство и является переходной ступенью к школьному обучению. Именно в этот период происходит активное формирование важных для последующего обучения черт поведения детей, деятельности, связанной с их интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферой.

Главное внимание воспитателя детей старшего дошкольного возраста направляется на то, чтобы все они в полном объеме освоили содержание, предусмотренное программой детского сада, так как это является обязательным условием подготовки к школьному обучению.

Задача воспитания детей старшего дошкольного возраста состоит в том, чтобы создать новую психологическую позицию детей в детском саду. Ее особенность заключается в появлении значимой для всех детей группы перспективы будущего поступления в школу. Эта перспектива создает единство переживаний, интересов, стремлений детей, которое используют воспитатели для сплочения детского коллектива на основе общей цели - хорошо подготовиться к школе.

Переход в подготовительную группу создает у детей чувство «взрослости», основанное на осознании ими нового положения самых старших среди воспитанников детского сада. Организуя воспитательную работу на основе значимых комплексных мотивов (стремления стать школьниками, гордости своим положением старших в детском саду), воспитатель добивается осознанного принятия детьми новых, важных для подготовки к школе требований к их деятельности и поведению, формирует чувство ответственности за свои поступки.

Отличительной особенностью позиции старших дошкольников является также расширение зоны их социальных контактов. Традиционным для старших детей становится проявление заботы о малышах в детском саду: подготовка концертов для младших групп; изготовление для них подарков, ремонт игрушек и книг; уборка участка младшей группы; дружеское, игровое общение с малышами. Систематическая «шефская» работа имеет большое значение для будущих школьников: обогащает их нравственный опыт, формирует гуманистические черты личности - доброжелательность, заботливость, внимание к окружающим. Она сплачивает детский коллектив, укрепляет дружеские отношения, воспитывает привычку ответственно выполнять порученное дело. Дошкольники общаются и со старшими по возрасту детьми. Это общение укрепляет стремление детей к поступлению в школу, стимулирует формирование психологической готовности к школьному обучению.

Таким образом, в психологической позиции детей старшего возраста скрыты большие возможности для формирования нравственных качеств будущих школьников.

Педагогический процесс в старших группах, обусловленный задачами подготовки детей к школе, своеобразен. Это своеобразие состоит не в копировании учебно-воспитательной работы школы, а в особой организации деятельности и поведения детей, направленной на неуклонное формирование у них качеств, необходимых для успешного обучения в школе. Это проявляется в усложнении содержания всех видов детской деятельности, в овладении детьми более сложными способами их осуществления, в освоении новых форм сотрудничества в процессе деятельности, в развитии коллективистической направленности деятельности и поведения детей, в выдвижении общественно полезной мотивации детской деятельности и пр. Педагогический процесс характеризуется неуклонным нарастанием требований к поведению и деятельности детей с учетом их формирующихся возможностей и будущих школьных обязанностей. На первое место по своей значимости выступают требования к самостоятельности детей, их организованности, качеству и результативности основных видов деятельности: игры, обучения, труда.

Постепенно сокращается время на выполнение детьми отдельных режимных процессов (умывание, одевание, прием пищи), быстрее осуществляется переход от одной деятельности к другой, возрастают требования к темпу деятельности и самоорганизации детей. Изменяется стиль общения воспитателя с детьми, приобретая некоторые особенности, характерные для отношения учителя к учащимся (более высокая требовательность к детям, большая опора на детскую самостоятельность).

В старших группах детского сада увеличивается время занятий. На занятиях ведется интенсивная работа по дальнейшему расширению представлений детей о различных областях действительности и формированию правильного миропонимания. Важнейшая задача состоит в дальнейшем обобщении и систематизации знаний детей на основе выделения главных, существенных признаков и отношений в изучаемых предметах или явлениях. Умение обобщить и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира - одна из значимых сторон готовности детей к обучению в школе. Усвоение любого учебного предмета предполагает обязательное наличие у ребенка способности выделить и сделать объектом своего познания те явления действительности, которые рассматриваются в данном учебном предмете. Это требует определенного развития способности к систематизации, обобщению, анализу.

Задача состоит в том, чтобы с помощью знаний, организованных в определенной системе, раскрывающей существенные зависимости, обеспечить становление у детей таких обобщенных представлений и элементарных понятий, которые будут способствовать формированию основ теоретического подхода к данным вопросам в школе.

Современные научные исследования показывают, что основой систематизации знаний детей о природе в подготовительной группе должна стать связь организма с условиями существования: к примеру, зависимость строения тела животного от условий существования (среды обитания, средств защиты, питания). В формировании знаний детей о труде взрослых основой систематизации становится понимание связи преобразования предмета труда в продукт труда для удовлетворения потребностей людей.

Большое внимание на занятиях уделяется вопросам совершенствования специальной готовности детей к школе. Проводится интенсивная работа по подготовке детей к усвоению математики и грамоты в школе. Знания детей в области математики и родного языка поднимаются на новую, более высокую ступень. Освоение программы по математике приводит к осознанию детьми важных для их последующего математического развития положений о закономерностях натурального ряда чисел, об измерительной деятельности как новом для детей способе познания количественной стороны действительности, о функциональных зависимостях между частью и целым, меркой и измерением и т. п. Все это обеспечивает сознательное, активное освоение детьми содержания математических знаний в I классе.

На занятиях по родному языку дети начинают осваивать основы нового лингвистического отношения к речи как языковой действительности. Происходит элементарное осознание детьми строения речи, ее словесного и звукового состава, формируется первоначальное представление о слове как языковой действительности. Дети овладевают соответствующей терминологией: предложение, звуки, слоги, буквы, состав слова. Эта работа имеет существенное значение для усвоения грамоты и изучения родного языка в школе.

Постоянное внимание на занятиях уделяется развитию аналитико-синтетической деятельности детей, совершенствованию способов анализа, обобщения, сравнения, классификации. В этом процессе большую роль играет перевод детей от непосредственного к опосредованному познанию действительности. Дети седьмого года жизни учатся устанавливать количественное соотношение величин с помощью измерения, пользоваться схемами наблюдения при рассматривании или сравнении предметов, применять общественно-выработанные эталоны в оценке свойств и качеств предметов и т.д.

Развивая самостоятельность детей, воспитатель последовательно обучает их планированию. Это умение формируется во всех видах деятельности. Дети учатся сначала действовать по готовому плану, затем составлять план вместе с воспитателем, а после этого самостоятельно планировать свою деятельность. Возрастают требования к результативности детской деятельности. Настойчиво добиваясь, чтобы каждый ребенок полностью выполнил задание, воспитатель подходит к оценке результатов работы с нескольких позиций: оценивается точность выполнения задания, его качество, умение сохранять необходимый темп работы, самоконтроль. Действия самоконтроля воспитатель развивает постепенно от контроля по результату к контролю за способом действия в процессе выполнения задания и затем к элементарным действиям предвосхищающего контроля. На занятиях осуществляется целенаправленное формирование у детей навыков учебной деятельности и организованного поведения. Свидетельством эффективности данной работы служит умение детей принимать учебную задачу, действовать в соответствии с объяснением и указаниями воспитателя, сохранять интерес, сосредоточенность и внимание к содержанию занятий на всем их протяжении, умение довести работу до конца, оценить ход выполнения задачи и ее результат в соответствии с заданием, умение громко и связно отвечать на вопросы воспитателя, понятно и грамотно выражать свои мысли.

В старшей и подготовительной группах проводится интенсивная работа по дальнейшему развитию познавательных интересов детей, стремления к знаниям. Настойчиво преодолевается пассивность отдельных детей, так как данные научных исследований и опыт работы показывают, что в числе неуспевающих учащихся чаще всего оказываются интеллектуально-пассивные дети, у которых при общем нормальном умственном развитии отсутствует привычка к активной умственной работе.

Значительно расширяется область общественных явлений, с которыми воспитатель знакомит детей. Дети получают знания о стране, о жизни и труде людей разных национальностей и т. п. Вместе с воспитателем они обсуждают важные текущие события в жизни нашей страны. Эта работа развивает интерес детей к общественным событиям и формирует основы гражданских чувств: патриотизм, уважение к Человеку труда. Знания и умения, приобретаемые на занятиях, связываются с практической деятельностью детей. Способы измерения дети используют в игровой и трудовой деятельности, знания о растениях и уходе за ними применяют во время дежурства по уголку природы, знания о свойствах и качествах различных материалов дошкольники воплощают в разнообразной игровой и конструктивной деятельности и т. д.

Участие в деятельности формирует личность дошкольника. Дальнейшее совершенствование всех видов активной деятельности и формирование на этой основе ценных нравственных качеств: самостоятельности, организованности, коллективизма - является одной из центральных задач воспитания старших дошкольников. Руководство воспитателя направляется на дальнейшее обогащение содержания деятельности и способов ее осуществления, на формирование умения коллективно планировать деятельность, сотрудничать в ее процессе, общими усилиями добиваться определенных результатов. Показателями успешного овладения детьми игровой деятельностью, и в частности творческой игрой, являются следующие умения: отражать в играх положительные явления социального окружения, сговариваться на игру, совместно определять сюжет, справедливо распределять роли, самостоятельно готовить игровую обстановку, активно развивать сюжет, добиваться взаимопонимания в игре, поддерживать дружеские отношения, полностью осуществлять игровой замысел, без напоминания убирать на место игрушки и материалы. В играх с правилами, особенно распространенных среди детей седьмого года жизни, сформированность игровых умений проявляется в способности детей соблюдать правила игры и устанавливать дружеские, справедливые отношения между играющими.

Трудовую деятельность детей воспитатель использует для формирования у них самостоятельности, настойчивости, организованности и ответственности. Он выдвигает перед детьми требование: хорошо выполнять постоянные трудовые обязанности (самообслуживание, дежурство, поддержание в порядке рабочего места). В оценке дежурств воспитатель опирается на общественное мнение группы: оценивается качество и результат работы, а также ответственное Отношение дежурных к своим обязанностям, умение справедливо распределять между собой обязанности, работать дружно, соблюдать правила культурного поведения.

Усложняется содержание и организация коллективного труда детей. Дети работают звеньями, внутри звена работа часто выполняется по типу совместного труда. Показателями успешного овладения воспитанниками основами коллективной трудовой деятельности, формирования самостоятельности и организованности в труде являются умение детей понять цель труда (или выдвинуть ее самостоятельно), совместно с воспитателем спланировать этапы трудового процесса и представить его результат, отобрать необходимое оборудование и материалы, распределить с помощью воспитателя (или самостоятельно) обязанности между собой, владение основными трудовыми навыками и умениями в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду», умение работать в общем темпе, проявлять доброжелательность к сверстникам и оказывать взаимопомощь, умение добиваться положительного результата и правильно оценивать качество работы. Руководя трудом, воспитатель добивается от детей результативности, тщательности в работе, большей ловкости и сноровки в овладении материалами и орудиями труда.

Уголок труда должен содержать все необходимое для самостоятельных занятий детьми всеми доступными видами труда. У них формируется чувство ответственности за сохранение оборудования, игрушек, пособий, за порядок в группе. С этой целью дети еженедельно участвуют в коллективной уборке помещения группы, систематически ремонтируют пособия и книги, дежурят, участвуют в оформлении уголка книги, выставок детских работ, в оформлении группы к праздникам. В этой работе развиваются также эстетические чувства детей: они приучаются Ценить эстетику обстановки, заботятся о ее сохранении, проявляют творчество в оформлении группы.

Воспитатель старшей и подготовительной групп осуществляет широкую программу физического воспитания: поддерживает в группе активный двигательный режим, совершенствует все виды движений, вовлекает детей в разнообразные спортивные упражнения, организует спортивные развлечения и соревнования, постоянно следит за осанкой детей, использует разнообразные способы закаливания. Правильно поставленное физическое воспитание – залог активной работоспособности детей в школе.

Важной задачей является воспитание у детей активного интереса и стремления к обучению в школе. Решению этой задачи способствует общая направленность работы детского сада на формирование готовности детей к школе, а также специальная работа: экскурсии в школу, встречи с первоклассниками, беседы с учителем, присутствие на воспитательных мероприятиях. Проведенная таким образом работа формирует у детей к концу дошкольного возраста настойчивое стремление к поступлению в школу, к новому, почетному в их глазах, положению школьника.

Таким образом, вся система воспитательно-образовательной работы с детьми направлена на постепенную перестройку сознания, поведения, деятельности и личности старшего дошкольника, на формирование активной всесторонней готовности детей к новым условиям школьного обучения.

Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:

  • морфологических;
  • психологических;
  • личностных.

Степень их сформированности зависит от:

  • правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);
  • уровня развития его психических процессов;
  • социальной среды, в которой малыш воспитывался;
  • личностных качеств, которые у него выработались;
  • наличия основных универсальных учебных умений.

Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики в таблице.

Физическая

Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.

Психологическая

Интеллектуальная

Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.

Социальная

Готовность взаимодействовать с окружающим социумом.

Личностная

Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника.

Эмоционально-волевая

Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.

Специальная

Основные учебные умения

По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.

Физическая готовность

Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.

  1. Уровень биологического развития:
  • рост;
  • масса;
  • работоспособность;
  • система условных словесных реакций;
  • зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.
  1. Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.

Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:

  • ловкость;
  • скорость;
  • сила;
  • скоординированность движений.

Уровень развития основных видов движений:

  • прыжки;
  • наклоны;
  • приседания;
  • ползание.

Развитие мелкой моторики рук:

  • держать ручку или карандаш;
  • проводить четкие линии;
  • перекладывать мелкие предметы;
  • складывать лист бумаги.

Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • мыть руки;
  • пользоваться туалетом;
  • одеваться;
  • застегиваться и завязывать шнурки;
  • следить за своим внешним видом;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • убирать за собой посуду;
  • организовывать рабочее место;
  • собирать, складывать и убирать свои вещи.

Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:

  • важности быть здоровым;
  • необходимости беречь здоровье;
  • режиме дня;
  • значимости занятий спортом.

Физически здоровый и подготовленный ребенок , изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.

Психологическая готовность

Рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.

Умственная готовность включает:

  • достаточный багаж знаний об окружающем мире;
  • умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;
  • любознательность, потребность в получении новых знаний;
  • уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
  • наличие словесно-логического и образного мышления;
  • развитую речь, достаточный словарный запас;
  • сформированные сенсорные навыки;
  • устойчивое внимание;
  • крепкую память.

Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.

Социальная готовность базируется на таких компонентах:

  • коммуникативность;
  • стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
  • умение выслушивать собеседника;
  • готовность соблюдать очередь;
  • готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
  • понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.

Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.

Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь . Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.

К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.

Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:

  • радостное ожидание поступления в школу;
  • принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
  • способность подчинять свои мотивы коллективным;
  • умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
  • стремление преодолевать трудности;
  • стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
  • сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;
  • присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.

Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.

Специальная готовность

Специальная готовность к школьному обучению заключается в том, что ребенок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:

  • называть буквы;
  • читать слоги или слова;
  • считать, прибавлять и отнимать в пределах 10;
  • писать отдельные элементы;
  • рисовать простые предметы;
  • выполнять несложные физические упражнения.

Это лишь примерный список. Обычно такие умения формируются в ходе специальных занятий, которые проводятся в детском саду. Их наличие необходимо для изучения школьных предметов, предусмотренных учебным планом.

Важно, чтобы все основные виды готовности ребенка к школе были сформированы на достаточном уровне. Только в таком случае в условиях систематического обучения у ребенка не наступит ухудшение здоровья, он будет справляться с предъявляемыми требованиями, успешно усвоит школьную программу и социально-психологически адаптируется к школьной жизни.

Готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья ребёнка.

В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

Л.И. Божович ещё в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.И.Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности её мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.»

Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе.

Педагогическая готовность к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Это навыки прямого и обратного счёта, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания текстов, чтение стихов и т.д.

Безусловно, владение всеми этими навыками и умениями может облегчить ребёнку первый этап школьного обучения, усвоения школьной программы. Однако высокий уровень педагогической готовности сам по себе ещё не может обеспечить достаточно успешного включения ребёнка в школьную жизнь. Нередко случается, что дети, продемонстрировавшие при приёме в школу хороший уровень педагогической готовности, далеко не сразу могут включиться в учебный процесс, ещё не чувствуют себя настоящими школьниками: они не готовы выполнять простейшие дисциплинарные требования учителя, не умеют работать по заданному образцу, выбиваются из общего темпа работы в классе, не умеют налаживать отношения с одноклассниками и пр. В то же время дети, показавшие не столь высокую предварительную обучённость, но обладающие необходимым уровнем психологической зрелости, без труда справляются с требованиями школы и успешно овладевают учебной программой.

Проблема психологической готовности к школьному обучению широко разрабатывается в трудах отечественных и зарубежных психологов (Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Г. Витцлак, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина, Й. Йирасек, Д.Б. Эльконин и др.)

Психологическая готовность к школе - это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками и др. Развитие всех этих качеств в их единстве до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе.

В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению выделяются: личностная готовность, развитие произвольной сферы (волевая готовность) и интеллектуальная готовность.

Личностная готовность к школьному обучению. Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребёнок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Как уже отмечалось, эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребёнка стать школьником, выполнять новую, общественно значимую деятельность, образует внутреннюю позицию школьника, которая является важнейшей составляющей личностной готовности к школе.

Первоначально эта позиция далеко не всегда связана с полноценным желанием ребёнка учиться, получать знания. Многих детей привлекают, в первую очередь, внешние атрибуты школьной жизни: новая обстановка, яркие портфели, тетради, ручки и пр., желание получать отметки. И лишь позднее может появиться желание учиться, узнавать в школе что-то новое.

Выделить не формальные, а содержательные аспекты школьной жизни ребёнку помогает учитель. Однако для того, чтобы учитель мог выполнить эту функцию, ребёнок должен быть готов вступить с учителем в отношения нового типа. Эта форма отношений ребёнка со взрослым получила название внеситуативно-личностного общения. Ребёнок, владеющий этой формой общения, воспринимает взрослого как непререкаемый авторитет, образец для подражания. Его требования выполняются точно и беспрекословно, на его замечания не обижаются, напротив, к критическим словам взрослого относятся с повышенным вниманием, на указанные ошибки реагируют по-деловому, стараются как можно быстрее их исправить, внеся в работу необходимые изменения.

При таком отношении к учителю дети способны вести себя на уроке в соответствии со школьными требованиями: не отвлекаться, не затевать с учителем разговоры на посторонние темы, не выплескивать свои эмоциональные переживания и т.д.

Не менее важной стороной личностной готовности является способность ребёнка устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми. Умение успешно взаимодействовать со сверстниками, выполнять совместные учебные действия имеет большое значение для освоения полноценной учебной деятельности, которая по сути своей является коллективной.

Личностная готовность предполагает также определенное отношение к себе. Для овладения учебной деятельностью важно, чтобы рёбенок умел адекватно относиться к результату своей работы, оценивать своё поведение. Если самооценка ребёнка, завышенная и недифференцированная, что характерно для дошкольника (он уверен, что он «самый лучший», что его рисунки, поделки и пр. «лучше всех»), о личностной готовности к школе говорить неправомерно.

Развитие произвольной сферы. Школьная жизнь требует от ребёнка соблюдения большого числа правил. Им подчинено поведение учеников на уроке (нельзя шуметь, разговаривать с соседом, заниматься посторонними делами, нужно поднимать руку, если хочешь что-то спросить, и т.д.), они служат для организации учебной работы учащихся (содержать тетради и учебники в порядке, делать записи определенным образом и т.д.), регулируют отношения учеников между собой и с учителем.

Способность подчиняться правилам и требованиям взрослого, умение работать по образцу - основные показатели сформированности произвольного поведения. Его развитие Д.Б. Эльконин считал наиболее важной составляющей готовности к школе.

Под руководством Д.Б. Эльконина был проведен следующий широко известный эксперимент. Взрослый просил ребёнка разобрать кучу спичек, перекладывая их по одной в другое место. Затем экспериментатор уходил, оставляя ребёнка одного в комнате. В эксперименте участвовали дети 5, 6 и 7 лет. Оказалось, что более старшие дети, готовые к школьному обучению, скрупулезно выполняли эту совершенно непривлекательную и в целом бессмысленную работу (ведь они договорились об этом со взрослым). Дети помладше, не готовые к школе, некоторое время после ухода экспериментатора продолжали это занятие, но затем начинали играть со спичками, что-то строить из них или просто отказывались от работы. Для таких детей в ту же экспериментальную ситуацию вводилась кукла, которая должна была присутствовать и наблюдать за тем, как ребёнок выполняет задание (оставляя ребёнка в комнате, экспериментатор говорил: «Я сейчас уйду, а Буратино останется»). Поведение детей при этом менялось: они посматривали на куклу и старательно выполняли данное взрослым задание. Введение куклы заменило детям присутствие контролирующего взрослого и придало этой ситуации новый смысл.

Этот эксперимент показывает, что за выполнением правила лежит система отношений между ребёнком и взрослым. Сначала правила выполняются в присутствии и под непосредственным контролем взрослого, затем с опорой на предмет, замещающий взрослого, и, наконец, правило становится внутренним регулятором действий ребёнка и он приобретает способность самостоятельно руководствоваться правилом. Такое «взращивание» социального правила является свидетельством готовности к школьному обучению.

Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей.

Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников: твёрдый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени.

Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили время в праздности, которая порождает лень. Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ребёнок включается в систематический учебный труд, у него появляются новые обязанности и заботы, ему приходиться подолгу находиться без движения.

Организуя режим для ребёнка, можно успешно подготовить его к обучению в школе. Для детей правильно организованный режим - условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учёбы. Режим - это рациональное и чёткое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности в течение суток.

С поступлением в школу ребёнок приступает к систематическому изучению наук. Это требует определенного уровня познавательного развития. Ребёнок должен быть способен встать на точку зрения, отличную от его собственной, чтобы усвоить объективные знания о мире, не совпадающие с его непосредственными житейскими представлениями. Он должен уметь различать в предмете его отдельные стороны, что является непременным условием перехода к предметному обучению.

Для этого ребёнку необходимо владеть определенными средствами познавательной деятельности (сенсорными эталонами, системой мер), осуществлять основные мыслительные операции (уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, выделять их существенные признаки, делать выводы и пр.).

Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребёнка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое.

Психологическая готовность к школе - это сложное, комплексное образование, которое является итогом полноценно прожитого дошкольного детства. Недостаточный уровень развития какого-либо одного или нескольких параметров психологической готовности свидетельствует о недостатках развития ребёнка в предшествующий возрастной период.

Уровень педагогической готовности выявляет учитель. Психологическая готовность ребёнка к школе определяется психологом, в распоряжении которого имеются специальные диагностические программы.

Все дети, достигшие 6,5-7 лет и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, приходят в школу и начинают в ней учиться независимо от того, какой уровень готовности к обучению они продемонстрировали при записи в школу. Поэтому диагностика готовности к обучению должна быть ориентирована на выявление индивидуальных психологических особенностей ребёнка с учётом их перспективного развития.

Следует иметь в виду, что ребёнок поступает в школу, имея лишь предпосылки (достаточные или недостаточные) к началу овладения новой для него учебной деятельностью. По словам Л.С. Выготского, собственно готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения, в ходе работы с ребёнком по конкретной учебной программе. Считается, что судить об уровне готовности к школе правомерно лишь к концу первого полугодия первого года обучения.

Уровни педагогической и психологической готовности, показанные ребёнком при приёме в школу, анализируются учителем и психологом с тем, чтобы они могли совместными усилиями выработать тактику работы с каждым ребёнком, учитывая его индивидуальные особенности. В нашей стране за последние 70 лет с тех пор, как было введено обязательное начальное образование всех детей, возраст его начала не раз меняться. Было время, когда в первый класс принимали детей с 8 лет, затем начали принимать детей, достигших 7-летнего возраста, а в последние годы сделана попытка перейти на школьное обучение с 6-летнего возраста. Однако в силу необеспеченности многих школ материальными условиями для обучения детей 6 лет в большинстве школ работают в прежнем режиме. В ряде школ комплектуются два первых класса - шестилеток и семилеток. Но класс шестилеток учится в начальной школе четыре года, а класс семилеток - только три, а потом те и другие сразу переходят в 5 класс. Вряд ли такое положение можно назвать нормальным. Пока детей принимают в школу по паспортному возрасту. Но уже имеется достаточно большой опыт набора школьников по их физической и психологической готовности к обучению. В школах, где детей принимают по такому принципу, один и тот же первый класс укомплектован учащимися разных возрастов: шести, семи и даже пяти лет, но все они примерно одинаковы по общему психическому, умственному и физическому развитию. Для этих детей в таких школах созданы соответствующие их возрасту условия: после двух - трёх уроков они спят, у них ежедневные прогулки, в середине каждого урока физкультминутка, они завтракают и обедают в школе и т.д.

Известный психолог и педагог Ш.А. Амонашвили, рассматривая проблему обучения шестилеток, пришёл к такому выводу: «Может показаться парадоксальным, если скажу, что шестилетний ребенок более готов к началу школьной жизни, чем семилетний… Все родители нынешних детей, как правило, имеют среднее и профессиональное образование, а многие из них, и высшее. Это качественно изменило социальную среду, в которой растёт ребенок….. Но развитие большое влияние оказывают средства массовой информации - телевидение, радио, детские журналы, книги. преобразилось содержание игр, появились игрушки, которые всё более способствуют физическому и умственному развитию детей… Как правило, к семи годам ребёнок уже овладевает чтением и письмом, простым счётом. И когда он в семь лет поступает в школу и ему в качестве учебного материала предлагают буквы, адаптированные тексты для чтения, простейшие арифметические примеры, то у него не возникает потребности в чтении (ему скучно)… Шестилетний возраст - наиболее благоприятный (сенситивный) период умственного развития и социальной подготовки ребенка».

Приведём показатели психологической готовности ребёнка к школьному обучению:

1. Ребёнок имеет твёрдое желание учиться в школе.

2. Он имеет первоначальные умения учиться, в частности, умеет выполнять простейшие требования и задания взрослых.

3. Обладает достаточно развитыми познавательными способностями.

4. Умеет общаться и работать со сверстниками.

5. Правильно воспринимает оценку себя и своего поведения товарищами и взрослыми, стремится к самосовершенствованию.

Наблюдая за поведением ребёнка, за его деятельностью, нетрудно установить, удовлетворяет ли он указанным признакам психологической готовности к школе. Если он удовлетворяет этим признакам, то независимо от его паспортного возраста его можно «отдать» в школу. И тогда ваш ребёнок станет учеником, тем самым, изменится его социальный статус, что приведёт и к довольно значительным изменениям в его поведение, в его психике.

Таким образом, психологическая готовность к школе - это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками и др. Развитие всех этих качеств в их единстве до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе.

«Школа для родителей всегда выступает
в качестве новой формы власти над их ребёнком.
А ребёнок для родителей всегда является частью их самих,
причём наиболее незащищённой частью».А.И. Луньков.

Готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе является важнейшим фактором, определяющим дальнейшее развитие личности ребенка, успешность обучения, взаимоотношения со сверстниками, педагогами и старшими школьниками. Внедрение альтернативных методик дает возможность вести обучение по более интенсивной программе. Готовность ребенка к школе складывается из двух составляющих, таких как интеллектуальная и психолого-педагогическая .

Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность трех основных подходов.

Первый подход основан на исследованиях, направленных на формирование у детей определенных умений и навыков, необходимых ребенку для обучения в школе. Педагогические исследования позволили определить, что дети пяти-шести лет обладают огромным интеллектуальным, физическим и психическим потенциалом, что позволяет перенести часть программы начальных классов в подготовительную группу детского сада. В частности, детям этого возраста можно успешно обучать грамоте и математическим основам.

Второй подход предполагает развитие у ребенка определенных познавательных интересов, желание учиться и готовность к изменению своей социальной позиции. Эти три фактора определяют основу психологической готовности ребенка к обучению в школе. У детей дошкольного возраста существует определенная тяга к познаниям, которая связана с интенсивным развитием всех видов памяти именно в этот период. Этим обусловлен интерес к познанию окружающего мира и получению морального удовлетворения от приобретения новых знаний. Готовность ребенка изменить свою социальную позицию и погрузиться в новую для него школьную жизнь определяет первые признаки самостоятельности и психологического взросления малыша.

Третий подход состоит в исследовании происхождения отдельных компонентов учебной деятельности и выявлении путей их формирования на специальных занятиях. В ходе исследований экспериментального обучения детей рисованию, аппликации, лепке, конструированию и другим навыкам было выяснено, что у них сформировались различные элементы учебной деятельности, то есть психологическая готовность к обучению в школе. Приобретение практических навыков производственной деятельности, таким образом, способствует развитию творческого мышления, которое является одним из главных стимулов формирования личности школьника.

Ребенка, который первый раз приходит в школу учиться, нельзя однозначно определять как готового или неготового ученика. Абсолютно готовых или неготовых к школе детей практически не существует. Каждый ребенок по своему, совершенно не так как другие, воспринимает новую для себя социальную позицию школьника, для каждого ребенка школьный процесс является чем-то совершенно незнакомым. Можно лишь говорить о степени готовности или неготовности к школьной жизни и к новому для него социальному статусу. Неготовность ребенка к школе определяется следующими характерными чертами:

1) ребенок не может сосредоточиться на уроке, очень часто отвлекается и не может включиться в общий режим работы класса;

2) у ребенка слабо развита связная речь и умственные способности, он не умеет правильно задавать вопросы, сравнивать и анализировать предметы, выделять главное;

3) ребенок совершенно пассивный, не проявляет инициативу, действует по шаблонам, не умеет общаться со сверстниками и взрослыми по поводу решения задач.

В качестве причин такой неподготовленности к школе можно выделить две основные группы:

Органические причины, которые представляют собой отклонения в физическом и психическом развитии ребенка;

Воспитательные причины, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте.

На самом деле причин и факторов, определяющих готовность ребенка к школе, может быть намного больше. Причем, каждый из этих факторов, даже самый незначительный на первый взгляд, может повлиять на общую степень подготовленности ребенка к обучению в школе. Педагогика определяет лишь основные факторы, которые могут в той или иной степени повлиять на эффективность процесса обучения, но есть и такие факторы, которые на самом процессе обучения почти никак не отражаются, но влияют на общее состояние ребенка, его самосознание и внутренние ощущения. В связи с этим часто возникают разногласия педагогов с родителями, каждый из которых считает свою точку зрения единственно правильной. Педагогам порой бывает сложно понять ребенка, который внешне свои ощущения никак не проявляет, и только родители могут с определенной уверенностью сказать, что именно он чувствует.