Волевое усилие включает в себя. Волевое усилие как один из механизмов волевой регуляции. Факторы появления воли

Воля -- это сознательное регулирование человеком собственного поведения и деятельности, которые связаны с преодолением внутренних и внешних препятствий .

Воля человека проявляется как уверенность в его силах, необходимых для принятого решения. Сильная воля необходима, когда возникают трудные ситуации с препятствиями во «внешнем мире», когда внутренний мир человека, от которого требуется проявление воли, сложен и противоречив.

Воля и волевые качества у человека формируются в зависимости от условий жизни и воспитания.

Для возникновения волевой регуляции необходимы определенные условия -- наличие препятствий и преград. Воля проявляется, когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние -- время, пространство, противодействия людей, физические свойства предметов и т. д.; препятствия внутренние -- отношения и установки, болезненные состояния, усталость и т. д. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый тонус для преодоления трудностей.

Волевые усилия необходимы:

  • 1) при восполнении дефицита побуждения к действиям при отсутствии их достаточной мотивации;
  • 2) при выборе мотивов, целей, видов действий при их конфликте;
  • 3) при произвольной регуляции внешних и внутренних действий и психических процессов.

Воля неразрывно связана с познавательными мотивами и эмоциональными процессами. В связи с этим все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Иными словами, в непроизвольных действиях нет четкой цели и усилий субъекта для ее достижения. Примером непроизводственных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. В этой связи воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.

Волевая регуляция поведения человека формируется и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем -- самоконтроля личности .

В зависимости от трудностей внешнего мира и сложности внутреннего мира человека выделяют 4 варианта проявления воли:

  • 1) в легком мире, где любое желание выполнимо, воля практически не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желание осуществимо в легком мире);
  • 2) в трудном мире, где существуют разнообразные препятствия, требуются волевые усилия по преодолению препятствий реальной действительности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей (простой внутренний мир человека);
  • 3) в легком внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при принятии решения;
  • 4) в трудном внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомнений для выбора решения и осуществления действий в условиях объективных помех и трудностей. Волевое действие здесь выступает как принятое к осуществлению по собственному решению, осознанное, намеренное, целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.

Необходимость сильной воли возрастает при наличии:

  • 1) трудных ситуаций «трудного мира»;
  • 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество.

В управленческой деятельности необходимо соблюдать следующие правила:

  • 1) обеспечивать условия для успеха деятельности работника, но не облегчать существенно ему задания;
  • 2) активизировать самостоятельную деятельность работника, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать его веру в свои способность преодолевать трудности;
  • 3) объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые руководитель предъявляет работнику, и предоставлять возможность работнику самостоятельно принимать решения в разумных пределах .

Эмоциональные и волевые процессы, таким образом, тесно взаимосвязаны. Воля выступает как средство регуляции, корректировки негативного влияния эмоций на деятельность. Эмоции, в свою очередь, придают субъективный тон волевому усилию, могут содействовать повышению его потенциала.

В изучении управленческой деятельности наиболее существенно то, что все основные типы состояний и обнаруженные при их исследовании закономерности не только сохраняются в деятельности руководителя, но и часто выступают в наиболее отчетливой форме. В психологии функциональных состояний существуют разные способы классификации. Например, по степени интенсивности (повышенной, средней, низкой активности); по содержанию (в частности, состояния утомления, монотонии, психического пресыщения, фрустрации, воодушевления, тревоги, дискомфорта и др.); по видам деятельности, в которых они возникают (игровой, учебной, трудовой); по угону (положительные, отрицательные, амбивалентные); по характеру воздействия на деятельность (позитивные и негативные).

Существует прямая связь между степенью негативного (деструктивного) влияния психических состояний и сложностью тех психических процессов, образований, в отношении которых имеет место это влияние. Негативные состояния сильнее влияют на более сложные процессы, образования, виды деятельности, чем на простые. Например, под воздействием стресса или утомления сначала и в большей степени снижаются интеллектуальные функции (как более сложные), а затем и в относительно меньшей мере -- моторные, исполнительские функции (как более простые). Эти две закономерности наиболее важны и для понимания специфики эмоционально-волевой регуляции состояний в целом, и для ее особенностей в управленческой деятельности.

Основной и наиболее общей особенностью эмоционально-волевой регуляции состояний в управленческой деятельности является сочетание в ней двух следующих особенностей. Во-первых, именно управленческая деятельность характеризуется предельно высокой эмоциогенностью и стрессогенностью, содержит огромное количество причин для возникновения негативных эмоций и трудных состояний. Во-вторых, именно она предъявляет и наиболее высокие требования к эффективности и жесткости эмоционально-волевой регуляции состояний, что связано с ее ответственностью. По-видимому, никакая иная деятельность не содержит столь обширного спектра причин и факторов, порождающих эмоциональные реакции, как управленческая.

Помимо факторов, связанных с самим процессом деятельности, с ее организацией, в ней имеет место дополнительная и очень мощная группа эмоциогенных факторов, связанных с межличностными отношениями. Сложность содержания этой деятельности, наличие трудных, а зачастую экстремальных условий ее реализации в сочетании с высокой ответственностью за ее результаты образуют постоянный симптомокомплекс характеристик управленческой деятельности. Он выступает источником развития неблагоприятных психических состояний, хронического «управленческого стресса». Вместе с тем именно руководитель обязан «уметь сдерживать эмоции», «не поддаваться настроению», контролировать себя. Причем это необходимо не только для уменьшения негативного влияния эмоций и состояний на его собственную деятельность. Дело еще и в том, что руководитель «постоянно на виду», а любые его нежелательные эмоциональные проявления и состояния (неуверенности, подавленности, нервозности, а то и паники) воспринимаются подчиненными и сказываются на их деятельности.

Наконец, именно управленческая деятельность требует максимального включения волевых процессов, а сами понятия «хороший руководитель» и «волевой руководитель» часто используются как синонимичные. Все сказанное означает, что и «мир эмоций», и «мир состояний», и весь спектр волевых процессов и качеств проявляются в этой деятельности в своей максимальной выраженности, наиболее полно и ярко. Вместе с тем в психологии управленческой деятельности обычно выделяется круг наиболее типичных аспектов, эмоционально-волевой регуляции, имеющих наибольшее значение для ее организации. К ним относятся: проблема стресса в управленческой деятельности, проблема состояния фрустрации, феномен «готовности к экстренным действиям», понятие эмоциональной резистентности руководителя, особенности когнитивной регуляции дисфункциональных состояний, закономерности экспрессивных процессов в управленческой деятельности.


Проявление волевых усилий в виде физического напряжения Если человек регулярно проявляет сознательные волевые усилия, то этим он сильно укрепляет свою полевую форму жизни. Существует много вариантом проявления волевых усилий, но в конечном итоге большинство из них проявляются внешне в виде тех или физических актов, типа напряжения мышц. Эта особенность была давно подмечена в Древнем Китае, где была разработана целая система подготовки и совершенствования сознания и тела на основе произвольных мышечных напряжениях.
Отдельные люди и у нас добивались значительных результатов в этом виде подготовки. Например, Александр Засс, благодаря оригинальной методике тренировки волевого напряжения мышц, добился потрясающих силовых результатов. При этом он имел обыкновенное телосложение.
Итак, обратимся к первоистокам укрепления полевой формы жизни, к древне даосской системе "Тайные основы преобразования мышц и костей, тонкое искусство продления жизни".
Предисловие Сюна. Юю было 17, когда его обозвали слабаком. Он разозлился, но слова вымолвить в ответ не смел. Ему посоветовали не злиться, а заняться преобразованием мышц. Он прозанимался 5 лет, и тогда смог поднять груз весом 300 кг и по площадке диаметром 3 метра носил 20 кругов. И убедился, что есть сила в пояснице. Потом поднимал груз на трёх пальцах, определяя их силу. Сейчас Юю 75 лет, кожа и мышцы - как у ребёнка гладкие, кости не выступают, люди не верят в его года.
Когда Юй руководил спортивным обществом тонких боевых искусств, среди занимающихся были такие, которым не могли помочь. Они были с постоянно холодной головой, плохим пищеварением, желудочные и лёгочные больные. Всего за два месяца, дойдя до 4-го упражнения первой ступени, у одного за другим состояние начало улучшаться. Со временем те, что не прекратили занятий, излечили все болезни. Такова эффективность работы по преобразованию мышц.

О составе трактата о преобразовании мышц

Первая ступень включает 8 упражнений, 5-е и 8-е предусматривают некоторое движение, в остальных движения отсутствуют. Вторая ступень включает 4 упражнения, из них 1-3 без движений, о движении 4-м будет сказано особо. В третьей ступени два упражнения, 1-е без движений, о движении во втором будет сказано особо. На что обращать внимание на тренировке. 1. Каждое упражнение начинают выполнять за 9 дыхательных циклов (один цикл - вдох и выдох) и доводят до 81. Дыхание должно быть медленным и долгим, нельзя допускать резкого и быстрого дыхания. Начиная с 9 дыханий тренируются до чистого выполнения без насилия, затем добавляют ещё 9 дыханий. Продвигаются постепенно без насилия. Каждый раз закончив упражнение, необходимо немного отдохнуть, только затем переходить к следующему. И отрабатывая растянутое дыхание, ни в коем случае недопустимо привлекать усилие. Если чувствуешь усталость, то необходимо отрегулировать дыхание и только потом продолжать. 2. Начинающие должны начинать с первого упражнения первой ступени, с 9 дыханий, и довести до 9х9=81 дыхания. Только почувствовав, что нет насилия, можно переходить ко второму упражнению. Но если вам это покажется слишком однообразным, можно последовательно пройти с 1-го по 8-е. В этом случае выполнять каждое упражнение только по 9 дыханий. Дозировку увеличивать постепенно, доводя каждое упражнение до 9х9=81 дыхания. Увеличение должно быть постепенным, пресекаются все попытки резкого и быстрого дыхания. 3. Дышать необходимо с сомкнутыми зубами, кончик языка поднять к нёбу, рот чуть приоткрыт. Сомкнутые зубы не позволяют потерять старые зубы. Приоткрытый рот способствует естественному дыханию. Касание кончиком языка нёба увеличивает слюноотделение. 4. Изучая данную методику, занимаются утром, в полдень, вечером - по крайней мере 1раз в день. Во время тренировки сознание делают единым, плечи опускают, грудь не выпячивают. Закончив упражнение следует сделать несколько шагов, немного отдохнуть. Если вы слишком переутомились, тренироваться не следует. Тренировка должна идти естественно, без насилия. 5. Выполняя движения: сжимая кулаки, надавливая ладонью, подпирание вверх, толкание вперёд или упирание ладонями влево и вправо, на каждый выдох и вдох необходимо добавлять одно напряжение. Например, после сжатия кулаков, сделать вдох и выдох, ещё немного усилить сжимающее усилие в кулаках, вдох и выдох - ещё усилить сжимающее усилие в кулаках, вплоть до 9х9 дыханий и только тогда расслабляют кулаки. Другими словами, усилие напряжения должно постепенно возрастать от одного дыхания к другому, достигая максимума на последних дыхательных циклах. Толчок вперёд, подпор вверх, упор ладонями влево и вправо выполняются аналогично. 6. Выполнение упражнений 1-й ступени не требует увеличения напряжения, необходима лишь естественность и продолжительность. Длительность в тренировке самопроизвольно увеличат вашу силу и укрепят полевую форму жизни. Во второй ступени, упражнения с 1 по 4 являются способом "складывания костей". Всё тело укорачивается на 5 цуней. При интенсивной тренировки этим способом может овладеть целеустремлённый ученик. Выполняя дыхание в упражнениях необходимо мысленно следить, чтобы вдыхаемая энергия (ци) опускалась, погружаясь в область чуть выше пупка. 7. Первое упражнение третьей ступени - метод "проглатывания инь ". Только целеустремлённые ученики, после нескольких лет тренировок, могут добиться в этом успеха. Второе упражнение предназначено для тренировки силы пальцев рук и поясницы. Выполнение этих упражнений в течении длительного времени приводит к продлению жизни, преобразованию слабости в мощь. 8. Здесь собрано 14 упражнений, каждое обладает своими особенностями. Во время практики их вы почувствуете на что они направлены и постепенно постигните их истинную суть. Методика тренировки по "Трактату о преобразовании мышц". Первая ступень. Упр. 1 . Ноги поставить устойчиво на ширине плеч, глаза смотрят горизонтально, зубы в полном прикусе, рот слегка приоткрыт, кончик языка касается нёба. Завершив каждый цикл дыхания, кулаки чуть сжимают, удерживают усилие и после следующего цикла дыхания ещё чуть сжимают, и так поступают до тех пор пока не достигнут 81 дыхания, после чего кулаки расслабляются. На первой ступени от вас не требуется чрезмерных напряжений. Всё делаете в пол силы. После подобной тренировки в течении нескольких месяцев сила кистей естественно возрастёт. Внимание: плечи должны быть опущены, грудь не выпячивать, мысленно на вдохе проводить энергию в область пупка. Вначале, сделайте 9 дыханий, расслабьте кисти. Затем постепенно увеличивайте число дыханий, при этом не насилуйте себя, добивайтесь естественности. Упр. 2 . Положение тела как в упр. 1. Но ладони отставлены влево и вправо. После каждого дыхательного цикла создавать ладонями надавливающее вниз усилие. При этом происходит не столько надавливание вних, сколько натягивание на себя пальцев рук. По мере надавливания ладони опускаются не расслабляясь. Это упражнение увеличивает силу рук. Внимание : плечи опустить, грудь вобрать, энергию мысленно погружать в область пупка. Во время надавливания вниз пальцы отгибать наружу. Упр. 3 . Ладони толкают вперёд с выдохами и вдохами. Исходное положение, как в упр. 1. Ладони толкают вперёд, большие и указательные пальцы образуют треугольник. Каждый раз, завершив вдох и выдох, ладони "подталкиваются вперёд" (просто создаётся впечатление подталкивания вперёд, на самом деле руки на месте, лишь напряжение возрастает) , при этом пальцы оттягиваются внутрь. По мере "толкания" ладони продвигаются дальше вперёд, и только выполнив 9х9=81 дыхание, расслабляются. Упражнение увеличивает силу кистей и пальцев рук. Внимание: руки и запястья немного согнуты, энергию погружать в пупочный центр, пальцы оттягивать внутрь на себя. Упр. 4 . Левая и правая ладони подпирают с выдохами и вдохами. Исходное положение прежнее. Руки вытянуты влево и вправо горизонтально ладонями вверх. Представьте, что на ладонях находятся тяжёлые предметы. Завершив каждый цикл дыхания, мысленно подпирают ладонями вверх - только мысленно, увеличивают напряжение, ладони при этом неподвижны. И так 9х9=81 дыхание. Это укрепляет руки. Внимание: плечи погрузить, грудь подобрать, энергию опускать в область пупка, кисти вытягивать горизонтально и держать неподвижно. Упр. 5 . Разведение и сведение ладоней с выдохами и вдохами. Положение тела прежнее. Ладони плотно смыкаются на уровне груди, большие пальцы "приклеиваются" (неподвижно прижимаются) к телу. На вдохе ладони расходятся, на выдохе снова смыкаются; тренируют до 9х9=81 дыхания. В этом упражнении лёгкие, то расправляются, то сжимаются, это помогает в случае туберкулёза. Внимание: плечи погрузить, грудь подобрать, энергию забирать в область пупка; когда ладони расходятся и сходятся, пальцы отгибать, большой палец "приклеен" (прикасается) к телу; локти вверх не поднимать (см. рис. 5-1, 5-2); сдвигают ладони на уровне груди. Руки в такт дыханию разводят, сводят и заканчивают упражнение в положении, показанном на рис. 5-а. Упр. 6. Упор ладонями влево и вправо с выдохами и вдохами. Положение тела прежнее. Ладони разведены влево и вправо в позе упирания, центры ладоней направлены наружу, пальцы направлены вверх, кончики пальцев оттянуты к голове. При каждом дыхании ладони как бы упираются наружу. Количество дыханий прежнее 9х9=81. Чем сильнее упор, тем дальше расходятся ладони. Расслабление только после окончания всего дыхательного цикла. Это упражнение увеличивает силу предплечья и плеча. Внимание: плечи погрузить, грудь подобрать, энергию погружать в область пупка, кончики пальцев оттягивать к голове. Упр. 7. Упор ладонями вверх с выдохами и вдохами. Положение ног прежнее, кисти, вывернув ладони, упираются вверх, центры ладоней обращены к небу, большие и указательные пальцы рук, располагаются друг против друга, образуют треугольник, обращённый к небу. На вдохе зубы плотно сжимать, на выдохе рот раскрывать, кисти упираются высоко вверх - чем сильнее напряжение, тем выше, пока не завершиться 81 дыхание. Это упражнение избавляет от неприятного запаха изо рта. Внимание: энергию погружать в область пупка, голову откинуть назад, глаза смотрят в тыльную сторону ладоней, грудь и живот не выпячивать, пальцы оттягивать вниз. Упр. 8. Свешивание кистей с выдохами и вдохами. Положение тела прежнее. Туловище нагибают до 900, кисти постепенно свешиваются вниз. Когда туловище наклоняется вниз - выдох, поднимается вверх - вдох. Кисти по мере наклона туловища опускаются всё ниже. Если дыхание слишком быстрое, то поднявшись в вертикальное положение, можно сделать вдох и выдох, после чего снова наклонить туловище вниз. Если усталость не чувствуется, можно повторить до 81 дыхательного цикла. Внимание: погрузить плечи, подобрать грудь, энергию погружать в область пупка; когда кисти свешиваются вниз, плечи немного перемещаются расслаблено; кисти должны быть расслаблены, никаких напряжений. Это упражнение эффективно в случае избытка жира в области живота. Оно способствует его уменьшению, утоньшению талии. Если жира слишком много, то для быстрого успеха, упражнение необходимо выполнять 3-5 раз в день по 9х9=81 дыханий. Эффект скажется уже через месяц. Вторая ступень. Упр. 9. Лукообразный шаг, потягивание корпуса вправо с выдохами и вдохами. Правую ногу отставить вправо на шаг, образуя правый лукообразный шаг. (Этот шаг, т.е. стойка, образуются так. Поставив ступни параллельно на ширине плеч, правую ступню выдвинуть вперёд на шаг параллельно самой себе, а левую развернуть влево на 450). Корпусом тянуться вперёд вправо, затем правую ладонь помещают за спину, а левую руку, согнув дугой, помещают перед грудью центром ладони наружу. Глаза смотрят на левую пятку. В этом упражнении, встав в стойку, плотно соединяют зубы, лишь затем выполняют от 1 до 81 дыхания. Внимание: данное упражнение представляет собой "правое сложение костей", но при выполнении не в молодом возрасте, успеха добиться трудно. Во время вдохов и выдохов тело совершенно неподвижно. Аналогично выполняют изгиб влево с левым лукообразным шагом. Упр. 10. Сжимать кулаки и обращать лицо вверх с выдохами и вдохами. Ноги, как и в предыдущем упражнении, т.е. в правом лукообразном шаге, туловище держать ровно. Правую руку согнуть в локте и, сжав кулак, поместить его над головой. Голову откинуть назад, глаза смотрят на центр правой ладони. Левую руку сжать в кулак и свесить вниз, центр ладони обращён назад. (рис. 10-а). Прикус зубов плотный. Продолжать выдохи и вдохи 81 раз, лишь потом расслабиться. Упражнение полезно при толстой шее. Внимание: во время вдохов и выдохов всё тело неподвижно, правая рука слегка согнута в запястье внутрь, голова откинута назад, шея напряжённо вытянута. Аналогично выполняют в левую сторону. Упр. 11. Упирание одной ладонью вверх, свешивание другой вниз с выдохами и вдохами. Положение ног - как в предыдущем упражнении: правый лукообразный шаг. Корпус вытянут ровно. Правая ладонь упирается вверх, центр ладони обращён к небу, пальцы отогнуты вниз к голове. Левую ладонь свешивают вниз, пальцы направлены к земле, центр ладони направлен к бедру. Глаза смотрят горизонтально. Прикус зубов плотный, выполняют 81 дыхание, затем расслабляются. Это упражнение оказывает взаимосвязанное действие с упр. 9 первой ступени. Внимание: при выполнении дыхания всё тело неподвижно. После завершения каждого выдоха-вдоха нужно упирать вверх правую ладонь, а левую тянуть вниз: смысл в растягивающем действии на кости. Аналогично выполняют в левую сторону. Упр. 12. Поднимании и опускание в присяде с выдохами и вдохами. Носки ступней "приклеить" к земле на расстоянии 40 см. друг от друга, руки поставить на пояс, туловище медленно опустить в присяде. При приседании пятки отрываются от земли, центр тяжести сохраняется только носками ног. Глаза смотрят горизонтально, прикус зубов плотный. Приседать до горизонтального положения бёдер. Подниматься и приседать до 81 дыхания. Длительная тренировка делает шаг устойчивым, почки крепкими, в старости не будет слабости в ногах. Внимание: во всём комплексе "преобразования мышц", только упр. 5, 12 и 14 содержат движения. В данном упражнении - приседая выдыхают, вставая вдыхают. При вставании используют носки ног, при стоянии - пятки покоятся на земле, при приседании вновь отрываются от земли. Третья ступень. Упр. 13 . Проглатывание Инь с выдохами и вдохами. Ступни "приклеены" к земле, расстояние между ними несколько больше 30 см. Руки помещены за спину, правая кисть сжата в кулак, левая сжимает правое запястье. Туловище слегка в присяде, колени немного согнуты, глаза смотрят горизонтально, зубы в плотном прикусе, кончик языка касается нёба. Выполняют непрерывно 81 выдох и вдох. Данное упражнение эффективно для молодых при длительной тренировке. В зрелом возрасте потренируешься несколько месяцев и результат будет неожиданный. В данном упражнении, стоя в положении "стояние столбом" , втягивая с дыханием энергию и опуская её в область пупка, можно излечить все хронические болезни. Внимание: в положении "стоя столбом" анус слегка напряжён и поднят (это способствует лучшему удержанию энергии в организме и концентрации её в соответствующем энергетическом центре - поле пилюли по китайски). Упр. 14. Отжимание с выдохами и вдохами. Всё тело выровнено в упоре, носки ног и пальцы "приклеены" к земле. Опускают и поднимают тело с выдохами и вдохами 81 раз. Вес тела в основном держат на кистях. Использовать кисти можно трояко. В первом случае движутся, "приклеив" к земле ладони. После чистого овладения, во втором варианте, ладони заменяют кулаками. После чистого овладения этим, при выполнении без перенапряжения, переходят к третьему варианту: кулаки заменяют пальцами. Пальцы также можно располагать по-разному: под углом и вертикально. Под углом - ногти обращены вверх, в вертикальном - ногти перпендикулярны земле. В данном упражнении трудней всего использовать пальцы. Выполнение подъёмов и опусканий туловища начинайте с небольшого числа раз, постепенно увеличивая количественно (число раз) и качественно (становясь на пальцы) нагрузки. В этом случае у вас не будет никаких затруднений. В дальнейшем, уменьшают количество пальцев, доводя до одного большого пальца - такова максимальная задача. Здоровые люди, выполняя это упражнение, через несколько месяцев достигают поразительных результатов в отношении силы пальцев, рук, поясницы. При выполнении этого упражнения больше года, можно гнуть медные монеты. Движения должны быть медленные. Внимание: данные движения нельзя выполнять страдающим туберкулёзом, болезнями сердца и желудка.

Воля — одно из наиболее сложных понятий в психологии. Воля рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как аспект других важнейших психических явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.

Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. В содержании волевого действия обычно выделяются три основных признака:

  1. Воля обеспечивает целенаправленность и упорядоченность человеческой деятельности. Но определению С.Р. Рубинштейна, «Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет поставленную перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом».
  2. Воля как способность человека к саморегуляции делает его относительно свободным от внешних обстоятельств, по-настоящему превращает его в активного субъекта.
  3. Воля — это сознательное преодоление человеком трудностей на пути к поставленной цели. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо увеличивает усилия. чтобы преодолеть возникшие трудности.

Функции воли

Таким образом, волевые процессы выполняют три основные функции:

  • инициирующую, или побудительную , обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;
  • стабилизирующую , связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;
  • тормозную , которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.

Волевой акт

Важнейшее место в проблеме воли занимает понятие «волевой акт». Каждый волевой акт имеет определенное содержание, важнейшими из компонентов которого являются принятие решения и его исполнение. Эти элементы волевого акта часто вызывают значительное психическое напряжение, сходное по своему характеру с состоянием .

В структуре волевого акта выделяются следующие основные составляющие:

  • побуждение к совершению волевого действия, вызываемое той или иной потребностью. Причем степень осознания этой потребности может быть разной: от смутно осознаваемого влечения и до четко осознанной цели;
  • наличие одного или нескольких мотивов и установление очередности их выполнения:
  • «борьба мотивов» в процессе выбора того или иного из противоречивых побуждений;
  • принятие решения в процессе выбора того или иного варианта поведения. На данном этапе может возникнуть или чувство облегчения, или состояние беспокойства, связанное с неуверенностью в правильности принятого решения;
  • реализация принятого решения, осуществление того или иного варианта действий.

На каждом из этих этапов волевого акта человек проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия В каждый из этих моментов он сличает полученный результат с идеальным образом цели, который был создан заранее.

В ярко проявляется личность человека, ее главные черты.

Воля проявляется в таких свойствах личности, как:

  • целеустремленность;
  • самостоятельность;
  • решительность;
  • настойчивость;
  • выдержка;
  • самообладание;

Каждому из этих свойств противостоят противоположные черты характера, в которых выражено безволие, т.е. отсутствие своей воли и подчинение чужой воле.

Важнейшим волевым свойством личности выступает целеустремленность как осуществлять свои жизненные цели.

Самостоятельность проявляется в умении совершать действия и принимать решения на основе внутренней мотивации и своих знаний, умения и навыков. Несамостоятельный человек ориентирован на подчинение другому, на перекладывание ответственности на него за совершаемые действия.

Решительность выражается в умении своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь. Действия решительного человека характеризуются продуманностью и быстротой, смелостью, уверенностью в своих поступках. Противоположной чертой решительности является нерешительность. Человек, отличающийся нерешительностью, постоянно сомневается, колеблется в принятии решений и использовании выбранных методов решения. Нерешительный человек, даже приняв решение, начинает вновь сомневаться, выжидает, как поступят другие.

Выдержка и самообладание есть умение владеть собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций, постоянно их контролировать, даже при неудачах и больших неудачах. Противоположностью выдержке является неумение сдерживать себя, что вызвано отсутствием специального воспитания и самовоспитания.

Настойчивость выражается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая трудности на пути к ее достижению. Настойчивый человек не отступает от принятого решения, а при неудачах действует с удвоенной энергией. Человек, лишенный настойчивости, при первой неудаче отступает от принятого решения.

Дисциплинированность означает осознанное подчинение своего поведения определенным нормам и требованиям. Дисциплинированность проявляется в разных формах как в поведении, так и в мышлении, и противоположна недисциплинированности.

Мужество и смелость проявляются в готовности и умении бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели, в готовности отстаивать свою жизненную позицию. Мужеству противоположно такое качество, как трусость, вызываемая обычно страхом.

Формирование перечисленных волевых свойств личности определяется главным образом целенаправленным воспитанием воли, что должно быть неотделимо от воспитания чувств.

Сила воли и волевая регуляция

Чтобы перейти к разговору об отличиях в воле, следует разобраться в самом этом понятии. Воля, как известно, способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления . Это специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, ее соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта воли характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен». Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти актуальных потребностей, импульсивных желаний.

По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию . При несовпадении цели волевого действия и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается тем, что в психологической литературе называют борьбой мотивов (акт выбора). Принятое решение реализуется в разных психологических условиях, начиная от таких, в которых достаточно принять решение, а действие после этого осуществляется как бы само собой (например, действия человека, увидевшего тонущего ребенка), и кончая такими, в которых реализации волевого поведения противостоит какая-либо сильная потребность, что порождает необходимость в специальных усилиях для ее преодоления и осуществления намеченной цели (проявление силы воли).

Различные истолкования воли в истории философии и психологии связаны, прежде всего, с противоположностью детерминизма и индетерминизма: первый рассматривает волю как обусловленную извне (физическими, психологическими, социальными причинами или же божественным предопределением — в супранатуралистическом детерминизме), второй — как автономную и самополагающую силу. В учениях волюнтаризма воля предстает как изначальное и первичное основание мирового процесса и, в частности, человеческой деятельности.

Различие философских подходов к проблеме воли нашло свое отражение в психологических теориях воли, которые могут быть разделены на две группы: автогенетические теории, рассматривающие волю как нечто специфическое, не сводимое к каким-либо другим процессам (В. Вундт и др.), и гетерогенетические теории, определяющие волю как нечто вторичное, продукт каких-либо других психических факторов и явлений — функцию мышления или представления (интеллектуалистические теории многие представители школы И.Ф. Гербарта, Э. Мейман и др.), чувств (Г. Эббингауз и др.), комплекс ощущений и т.п.

Советская психология в свое время, опираясь на диалектический и исторический материализм, рассматривала волю в аспекте ее общественно-исторической обусловленности. Основным направлением являлось изучение фило- и онтогенеза произвольных (происходящих из воли) действий и высших психических функций (произвольного восприятия, запоминания и т.д.). Произвольный характер действия, как это было показано Л.C. Выготским, есть результат опосредования взаимоотношений человека и среды орудиями и знаковыми системами. В процессе развития психики ребенка первоначальные непроизвольные процессы восприятия, памяти и т.д. приобретают произвольный характер, становятся саморегулируемыми. Параллельно развивается и способность к удержанию цели действия.

Важную роль в изучении воли сыграли работы советского психолога Д.Н. Узнадзе и его школы по теории установки.

Проблема воспитания воли имеет большое значение и для педагогики, в связи с чем разрабатываются различные методики, ставящие целью тренировку способности к поддержанию усилий, необходимых для достижения цели. Воля тесно связана с характером человека и играет значительную роль в процессе его формирования и перестройки. Согласно распространенной точке зрения, характер является такой же основой волевых процессов, как интеллект основой мыслительных процессов, а темперамент — эмоциональных.

Подобно другим видам психической деятельности, воля — процесс рефлекторный по физиологической основе и типу совершения .

Эволюционную предпосылку волевого поведения представляет так называемый рефлекс свободы у животных — врожденная реакция, для которой адекватным стимулом служит насильственное ограничение движений. «Не будь его (рефлекса свободы), - писал И.П. Павлов, - всякое малейшее препятствие, которое встречаю бы животное на своем пути, совершенно прерываю бы течение его жизни». Поданным советского ученого В.П. Протопопова и других исследователей, именно характер преграды определяет у высших животных перебор действий, из которых формируется приспособительный навык. Таким образом, воля как активность, обусловленная потребностью в преодолении встретившейся преграды, обладает известной самостоятельностью по отношению к мотиву, первично инициировавшему поведение. Избирательное торможение реакции преодоления. а также специфическое действие на эту реакцию некоторых лекарственных веществ позволяют говорить о наличии специального мозгового аппарата, реализующего рефлекс свободы в павловском его понимании. В механизмах волевого усилия человека большую роль играет система речевых сигналов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия). Для целенаправленною поведения человека преградой нередко становится и конкурирующая потребность. Тогда доминирование одного из мотивов будет определяться не только его соотносительной силой, но и возникновением активности, по отношению к которой субдоминантный мотив есть препятствие, внутренняя помеха. Подобная ситуация встречается в тех случаях, когда принято говорить о волевом подавлении эмоций, точнее, обусловивших эти эмоции потребностей. Будучи тесно связана с действиями, сознанием и эмоциями человека, воля представляет собой самостоятельную форму его психической жизни . В то время как эмоции обеспечивают мобилизацию энергетических ресурсов и переход к тем формам реагирования, которые ориентируются на широкий круг предположительно значимых сигналов (эмоциональные доминанты), воля препятствует чрезмерной генерализации эмоционального возбуждения и способствует удержанию первоначально избранного направления. В свою очередь, волевое поведение может явиться источником положительных эмоций до того, как будет достигнута конечная цель, за счет удовлетворения самой потребности в преодолении препятствий. Вот почему наиболее продуктивным для деятельности человека оказывается сочетание сильной воли с оптимальным уровнем эмоционального напряжения.

Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Fine в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная и интеллектуалистическая .

Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека.

Аристотель связывал волю с разумом. Он употребил этот термин с целью обозначения определенного класса действий и поступков человека, а именно тех, которые детерминируются не потребностями, желаниями, а пониманием нужности, необходимости, т.е. сознательных поступков и действий или стремлений, опосредованных размышлением. Аристотель говорил о произвольных движениях, чтобы отделить их от непроизвольных, осуществляющихся без размышления. К произвольным действиям он относил те, о которых «мы заранее совещались с собою».

Из истории психологии известно, что понятие «воля» было введено как объяснительное о зарождении действия, которое основывается не только на желаниях человека, но и на умственном решении о его осуществлении .

В дальнейшем интенсивная разработка представлений о воле начинается только в XVII в. и продолжается в XVIII-XIX вв., в Новом времени, отмеченном бурным развитием естественно-научных и психологических знаний. Эти представления можно разделить натри направления, которые в современной психологии представлены как мотивационный и регуляционный подходы, а также и подход «свободного выбора».

Мотивационный подход. В рамках этого подхода представления о природе свободы сводятся либо к начальному моменту мотивации действия (желание, стремление, аффекта), либо к признанию свободы как тесно связанной с мотивацией, но не идентичной ей способности к побуждению действий, в частности, к преодолению препятствий.

Отождествление воли и доминирующего в сознании желания прослеживается во взглядах значительной части исследователей. Так, одни из них объясняли волю как способность души формировать желания, другие — как последнее желание, предшествующее действию. Тем самым воля возникала не как самостоятельная реальность. а как одно из желаний, выгода которого устанавливается разумом. В гаком случае сущность мотива составляли эмоции, а волевой процесс имел два момента: аффекта и обусловленного им действия (Р. Декарт. Т. Гоббс, В. Вундт, Т. Рибо).

К регуляционному подходу в исследовании воли принадлежат представления о свободе воли как способности к сознательному умышленному преодолению препятствий. Если мотивация является лишь фактором, инициатором действия, то существование препятствий на пути к выполнению действия и умышленное их преодоление становится фактором волевого акта. Так рассматривают преодоление препятствий Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн. Вместе с тем к функции воли они относят и принуждение. При этом, отмечая комплексный характер воли, ученые указывают на важность регулятивной функции.

Подход «свободного выбора». Впервые вопрос о спонтанном, ничем не детерминированном свободном выборе поведения поставил античный философ Эпикур. В дальнейшем это привело к выделению проблемы свободы воли.

Позиции представителей этого подхода были принципиально разграничены. Одна часть ученых считала, что многогранность мира проявляется в воле. По их мнению, во Вселенной существует единая мировая воля, которая полностью свободна в своих проявлениях, ничем не ограничена и поэтому могущественна. У человека же универсальная воля, которая представлена в его собственном характере. Он дан человеку от рождения как неизменный и вообще непознаваемый. Волю эти ученые трактовали как самостоятельную силу души, способной к свободному выбору (А. Шопенгауэр, У. Джемс). Такие идеи считались волюнтаристскими, ибо они объявляли волю высшим принципом бытия и утверждали независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Иную позицию занимали те. кто рассматривал волю не как самостоятельную силу, а как способность разума принимать решения (делать выбор). При этом выбор выступал или основной функцией воли, либо только одним из моментов волевого действия (Б. Спиноза. И. Кант. В. Франкл и др.).

В воле как синтетической характеристике личности, ее системном свойстве выражается практическая сторона сознания. Нельзя не согласиться с теми, кто считает: есть воля — есть человек, нет воли — нет человека, сколько воли — столько и человека.

Имеющиеся сегодня данные позволяют трактовать волю как системное качество, в котором выражается вся личность в аспекте, раскрывающем механизмы ее самостоятельной, инициативной активности. По этому критерию все действия человека можно рассматривать как последовательно усложняющийся ряд от непроизвольных (импульсивных) к произвольным и собственно волевым действиям . В произвольных действиях проявляется, по выражению И.М. Сеченова, способность человека руководить вызовом, прекращением, усилением или ослаблением активности, направленной на достижение сознательно поставленных целей. Другими словами, здесь всегда имеет место действие по инструкции и самоинструкции.

Собственно не могут не быть одновременно и произвольными, поскольку они тоже всегда представляют собой действия по самоинструкции. Однако их характеристика этим не исчерпывается. Волевые действия (воля как обобщенное обозначение специфичного для человека высшего уровня управления всеми его психофизическими данными) предполагают способность личности подчинять удовлетворение низших потребностей высшим, более значимым, хотя и менее привлекательным сточки зрения действующего лица. Наличие воли в этом смысле достоверно свидетельствует о преобладании у человека высших, социально обусловленных потребностей и соответствующих им высших (нормативных) чувств.

В основе волевого поведения, движимого высшими чувствами, лежат, таким образом, усвоенные личностью социальные нормы. Кодекс норм человека, определяющий, какую линию поведения он изберет в конкретной ситуации, — одна из самых красноречивых характеристик личности, особенно с точки зрения степени учета (или игнорирования) в нем прав, законных притязаний и чаяний других людей.

В тех случаях, когда в деятельности человека низшие потребности подчиняют себе высшие, мы говорим о безволии, хотя человек может преодолевать при этом для достижения своей цели большие трудности (стремясь, например, добыть спиртное, наркотик и т.п.). Следовательно, сущность морально воспитанной, доброй воли заключается в подчинении низших (в некоторых случаях антиобщественных) потребностей высшим, выражающим нужды более широких групп, иногда человечества в целом.

Важным психологическим механизмом осознанной иерархизации мотивов является волевое усилие. Волевое усилие — связанное с напряжением сознательное самопобуждсние к предпочтению высших устремлений и торможению низших, преодолению соответствующих внешних и внутренних трудностей. Как известно, подчинение побуждениям низшего порядка, непосредственно более притягательным, ведущим к более легким и приятным действиям, не требует усилий.

Волевые компоненты, включенные в регуляцию целостных актов деятельности, тесно переплетены с эмоциями человека и уровнем его ориентировки в окружающем. Это может быть прослежено в любых проявлениях активности. Так, чем совершеннее, адекватнее решаемой задаче ориентировочная деятельность, тем, при прочих равных условиях, выше организованность и прямое ее следствие — экономичность активности. Особенности связи волевых проявлений с характером осознания человеком действительности и собственной активности фиксируются в таких волевых свойствах личности, как критичность воли, ее принципиальность и др.

Анализ поведенческих актов, включающих эмоции повышенной, а иногда крайней интенсивности, с точки зрения соотношения в них силы эмоций с уровнем ориентировки и организованности, может пролить свет на природу разительного отличия аффектов, дезорганизующих деятельность, от чувств, обеспечивающих ее продуктивность при высочайшей мобилизации всех ресурсов. Типичным аффектом является, например, паника. Для этого состояния характерно, во-первых, связанное с пассивно-оборонительной реакцией переживание ужаса, парализующего способность к ориентировке. Это, как правило, усугубляется нарушением каналов коммуникации, дезинформацией. Отсюда полная дезорганизация как системы совместных действий, так и действий каждой отдельной личности. К дезорганизации деятельности могут приводить и аффекты, являющиеся выражением активно-оборонительных реакций. Важно подчеркнуть, что дезорганизация деятельности не представляет собой прямого следствия чрезвычайной по силе эмоции. Промежуточным и соединяющим звеном здесь всегда оказывается нарушение ориентировки. Злоба, ярость, как и ужас, мутят разум. Однако в тех случаях, когда сильнейшему эмоциональному напряжению соответствует ясная ориентировка в окружающем и высокая организованность, человек оказывается способным буквально творить чудеса.

В попытке объяснить механизмы поведения человека в рамках проблемы воли возникло направление, получившее в 1883 г. с легкой руки немецкого социолога Ф. Тенниса название «волюнтаризм» и признающее волю особой, надприродной силой. Согласно волюнтаризму, волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Формирование этого, по существу философского. направления в изучении воли связано с ранними работами А. Шопенгауэра, с трудами И. Канта. Таким образом, в крайнем своем выражении волюнтаризм противопоставил волевое начало объективным законам природы и общества, утверждал независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Волевые действия — сознательно контролируемые действия, направленные на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленных целей.

Ключевой характеристикой волевого действия является борьба мотивов.

Характеристики воли.
  • Сознательная опосредованность.
  • Опосредован ность внутренним интеллектуальным планом.
  • Взаимосвязь с мотивом «должен».
  • Связь с другими психическими процессами: вниманием, памятью. мышлением, эмоциями и т.д.
Функции волевой регуляции.
  • Повышение эффективности соответствующей деятельности.
  • Волевая рефляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.
  • Регуляция основных психических функций: восприятия, памяти, мышления и т.д. Развитие данных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
Интенсивность волевого усилия зависит от следующих качеств (факторов):
  • мировоззрение личности;
  • моральная устойчивость личности;
  • степень общественной значимости поставленных целей;
  • установки по отношению к деятельности;
  • уровень самоуправления и самоорганизации личности.
Способы активизации воли.
  • Переоценка значимости мотива.
  • Привлечение дополнительных мотивов.
  • Предвидение и переживание последующих событий/действий.
  • Актуализация мотива (через воображение ситуации).
  • Через мотивационно-смысловую сферу.
  • Стойкое мировоззрение и убеждения.
Волевые действия делятся:
  • по степени сложности — простые, сложные;
  • по степени осознанности — произвольные, непроизвольные.
Базовые волевые качества (на личностном уровне):
  • сила воли;
  • энергичность;
  • настойчивость;
  • выдержка.
Функции воли
  • Выбор мотивов и целей.
  • Регуляция побуждений к действиям.
  • Организация психических процессов (в систему, адекватную выполняемой деятельности).

Мобилизация физических и психологических возможностей. Итак, воля — это обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических феноменов.

Г. Мюнстерберг, отмечая, например, роль внимания и представления в формировании произвольных действий, пишет, что слабая воля ребенка — это его неспособность длительно удерживать внимание на цели.

«Научиться хотеть того или иного — не это важно. Главное — научиться действительно выполнять то, что намечено, и не отвлекаться всякими случайными впечатлениями».

Ряд авторов считает, что волевые свойства личности формируются в процессе деятельности. Поэтому для развития «силы воли» (волевых качеств) чаше всего предлагается путь, кажущийся наиболее простым и логичным: если «сила воли» проявляется в преодолении препятствий и трудностей, то и путь ее развития идет через создание ситуаций, требующих такого преодоления. Однако практика показывает, что это не всегда приводит к успеху. Говоря о развитии «силы воли» и волевых качеств, следует учитывать их мно- покомпонентную структуру. Один из компонентов этой структуры — моральный компонент воли, по И.М. Сеченову, т.е. идеалы, мировоззрение, нравственные установки. — формируется в процессе воспитания, другие (например, типологические особенности свойств нервной системы), как генетически предопределенные, не зависят от воспитательных воздействий, и у взрослых людей практически не изменяются. Отсюда развитие того или иного волевого качества в значительной степени зависит оттого, в каком соотношении в структуре этого качества находятся указанные компоненты.

Большое значение для формирования волевой сферы личности ребенка имеет не только предъявление к нему требований, вербализуемых в словах «надо» и «нельзя», но и контроль над выполнением этих требований. Если взрослый говорит «нельзя», а ребенок продолжает выполнять запрещаемое действие, если после слов «надо убрать игрушки» ребенок убегает и невыполнение требований остается для него без последствий, нужный стереотип волевого поведения не вырабатывается.

С возрастом трудность предъявляемых к ребенку требований должна увеличиваться. В этом случае он сам убеждается в том, что взрослые считаются с его возросшими возможностями, т.е. признают его уже «большим». Однако при этом надо учитывать меру трудностей. которые должен преодолеть ребенок, и не превращать развитие его волевой сферы в скучное и нудное занятие, при котором развитие воли становится самоцелью, а вся жизнь ребенка превращается, как писал С. Л. Рубинштейн, «в одно сплошное выполнение разных обязанностей и задании».

Чем меньше возраст ребенка, тем больше требуется ему помощи в преодолении трудностей для того, чтобы он увидел конечный результат своего усилия.

Постоянное одергивание, грубый окрик, чрезмерное фиксирование внимания ребенка на его недостатках и опасностях предстоящей деятельности, поддразнивание и т.п. ведут к неуверенности, а через нее к тревожности, нерешительности, боязни.

В нашем пособии необходимо сказать и о роли учета половых особенностей. Так, неоднократно проводились эксперименты по самовоспитанию старшеклассниками воли, в котором обозначились различия в развитии тех или иных волевых проявлений в зависимости от пола. Девушкам удалось значительно быстрее, чем юношам, добиться успехов в исправлении своих недостатков. По сравнению с юношами, больше девушек научились приказывать себе, выработали самостоятельность, преодолели упрямство, развили решительность, упорство и настойчивость. Однако они отставали от юношей в развитии смелости, принципиальности, мужества.

Самовоспитание воли

Самовоспитание воли является частью самосовершенствования личности и, следовательно, должно осуществляться в соответствии с его правилами и, прежде всего, с разработкой программы самовоспитания «силы воли».

Многие психологи понимают волевой акт как сложную функциональную систему (рис. 14).

Так. еще Г.И. Челпанов в волевом акте выделял три элемента: желание, стремление и усилие.

Л.С. Выготский в волевом действии выделял два отдельных процесса: первый соответствует решению, замыканию новой мозговой связи, созданию особого функционального аппарата; второй, исполнительный, заключается в работе созданного аппарата, в действии по инструкции, в выполнении решения.

Многокомпонентность и полифункциональность волевого акта отмечается и В.И. Селивановым.

Исходя из рассмотрения воли как произвольного управления, последнее должно включать в себя самодетерминацию, самоинициацию, самоконтроль и самостимуляцию.

Самодетерминация (мотивация)

Детерминация — это обусловленность поведения человека и животных какой-либо причиной. Непроизвольное поведение животных, как и непроизвольные реакции человека, детерминированы, т.е. обусловлены какой-либо причиной(чаще всего — внешним сигналом, раздражителем). При произвольном поведении конечная причина действия, поступка находится в самом человеке. Именно он принимает решение реагировать или нет на тот или иной внешний или внутренний сигнал. Однако принятие решения (самодетерминация) во многих случаях является сложным психическим процессом, который называется мотивацией.

Рис. 14. Структура волевого акт

Мотивация - это процесс формирования и обоснования намерения что-то сделать или не сделать. Сформированное основание своего поступка, действия называется мотивом. Чтобы понять поступок человека, мы часто задаемся вопросом: а каким мотивом руководствовался человек, совершая этот поступок?

Формирование мотива (основания действия, поступка) проходит ряд этапов: формирование потребности личности, выбор средства и способа удовлетворения потребности, принятие решения и формирование намерения совершить действие или поступок.

Самомобилизация. Это вторая функция воли. Самоинициация связана с запуском действия для достижения цели. Запуск осуществляется посредством волевого импульса, т.е. отдаваемой самому себе команды с помощью внутренней речи — слов или восклицаний, произносимых про себя.

Самоконтроль

В связи с тем, что осуществление действий происходит чаще всею при наличии внешних и внутренних помех, могущих привести к отклонению от заданной программы действия и недостижению цели, требуется осуществлять сознательный самоконтроль за получаемыми на разных этапах результатами. Для этого контроля используется откладываемая в кратковременную и оперативную память программа действия, служащая человеку эталоном для сличения с получающимся результатом. Если в сознании человека при таком сличении фиксируется отклонение от заданного параметра (ошибка), он вносит исправление в программу, т.е. осуществляет ее коррекцию.

Самоконтроль осуществляется с помощью сознательного и преднамеренного, т.е. произвольного, внимания.

Самомобилизация (проявление силы воли)

Очень часто осуществление действия или деятельности, совершение того или иного поступка встречает затруднения, внешние или внутренние препятствия. Преодоление препятствий требует от человека интеллектуального и физического напряжения, обозначаемого как волевое усилие. Использование волевого усилия означает, что произвольное управление видоизменилось в волевую регуляцию, направленную на проявление так называемой силы воли.

Волевая регуляция определяется силой мотива (поэтому нередко волю подменяют мотивами: раз хочу, значит, делаю; однако эта формула не подходит для случаев, когда человек очень хочет, но не делает, и когда очень не хочет, но все же делает). Несомненно, однако, что в любом случае сила мотива определяет и степень проявления волевою усилия: если очень хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие; так же и при запрете, проявлении тормозной функции воли: чем больше хочется, тем большее волевое усилие должен приложить, чтобы сдержать свое стремление, направленное на удовлетворение потребности.

Волевые качества — это особенности волевой регуляции, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в конкретных специфических ситуациях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Следует учитывать, что проявление волевых качеств определяется не только мотивами человека (например, мотивом достижения, определяемым двумя составляющими: стремлением к успеху и избеганием неудачи), его нравственными установками, но и врожденными индивидуальными, дифференцирующими личность особенностями проявления свойств нервной системы: силы — слабости, подвижности — инертности, уравновешенности — неуравновешенности нервных процессов. Например, страх сильнее выражен у лиц со слабой нервной системой, подвижностью торможения и преобладанием торможения над возбуждением. Поэтому им труднее быть смелыми, чем лицам с противоположными типологическими особенностями.

Следовательно, человек может быть несмелым, нерешительным, нетерпеливым не потому, что не хочет проявить силу воли, а потому, что,оля ее проявления у него имеются меньшие генетически обусловленные возможности (меньше врожденных задатков).

Это не означает, что не следует прилагать усилия для развития волевой сферы личности. Однако нужно избегать и излишнего оптимизма, и стандартных, тем более волюнтаристских, подходов в преодолении слабости волевой сферы человека. Нужно знать, что на пути развития силы воли можно столкнуться со значительными трудностями, поэтому потребуются терпение, педагогическая мудрость, чуткость и такт.

Следует отметить, что у одного и того же человека различные волевые качества проявляются неодинаково: одни лучше, другие хуже. Это означает, что понимаемая так воля (как механизм преодоления препятствий и трудностей, т.е. как сила воли) неоднородна и проявляется по-разному в рахпичных ситуациях. Следовательно, единой для всех случаев воли (понимаемой как сила воли) нет, иначе в любой ситуации воля проявлялась бы данным человеком либо одинаково успешно, либо одинаково плохо.

воля усилие рефлекторный активность

Современное понимание волевого процесса характеризуется системностью. Эта системность обеспечивается тем, что произвольные процессы обеспечивают контроль за выполнением действия, сознательное и преднамеренное управление деятельностью. Анализ взглядов различных авторов показывает, что количество выделяемых функций несколько различается. Так, в работе С. А. Шапкина, построенной на анализе концепции воли Х. Хекхаузена и его ученика Ю. Куля, выделяются три функции волевых процессов: инициирование действия; поддерживание первоначального намерения в актуальном состоянии; преодоление препятствий, возникающих на пути реализации намерения.

В работе Е. П. Ильина выделено четыре функции: самодетерминация; самоинициация; самоконтроль; самомобилизация и самостимуляция. Легко заметить, что самоинициация соответствует инициированию действия, самоконтроль - поддерживанию актуального намерения; а самомобилизация и самостимуляция - преодолению препятствий. Только функция мотивации не находит соответствия в системе взглядов Х. Хекхаузена и Ю. Куля, поскольку, как мы уже отмечали, этими исследователями мотивация была отделена от волевого состояния сознания.

Если попытаться дать краткую характеристику теории контроля за действием Ю. Куля, то следует, прежде всего, отметить, что в отличие от традиционного понимания воли, Ю. Куль опирается на современные представления о системном строении психики человека и пытается исследовать волевую сферу личности как систему, состоящую из достаточно автономных субсистем. Реализация функций целой системы контроля над действием возможна лишь при гибком, согласованном взаимодействии субсистем, обеспечивающих удержание в активном состоянии намерений и достижение целей в ситуации, благоприятствующей этому, а также прекращение целенаправленной активности в ситуации, неблагоприятной для этого. Понятие «воля» описывает категорию взаимодействующих психических функций, которые при возникновении трудностей реализации действия опосредуют временную, пространственную, содержательную и стилевую координацию отдельных механизмов внутри и между разными субсистемами, такими как восприятие, внимание, память, эмоции, мотивация, система активации, моторика и т.д. Эти механизмы реализуются, как правило, на неосознаваемом уровне, но могут принимать форму осознанных стратегий. Тогда речь идет о мотивационном контроле, контроле внимания, перцептивном контроле, эмоциональном контроле, контроле активации усилий, контроле кодирования и оперативной памяти, поведенческом контроле.

Таким образом, современные представления о множественности процессов, опосредующих волевую регуляцию, побудили Ю. Куля и других психологов отказаться от понятия «воля» в традиционном смысле и заменить его понятием «контроль за действием». Кроме того, Ю. Куль одним из первых сделал предположение о том, что существует альтернативная форма регуляции действия, при которой не требуется дополнительных ресурсов для преодоления препятствий, а когда регуляция осуществляется за счет перераспределения «обязанностей» между компонентами психической системы. Он говорит о двух типах волевой регуляции. О самоконтроле, который проявляется в преднамеренном внимании и поддержании усилий субъекта повысить уровень собственной активности. Этот тип соответствует традиционному пониманию воли. Другой тип волевой регуляции был назван им саморегуляция. Феноменологически это проявляется, прежде всего, в непроизвольном внимании к целевому объекту и в отсутствии усилий со стороны субъекта, направленных на энергетизацию своего поведения. При саморегуляции система действует по «демократическому» принципу, постоянный контроль «Я» более не нужен. Следует обратить внимание, что термины самоконтроль и саморегуляция используются Ю. Кулем в ином смысле, чем Е. П. Ильиным.

Что касается взглядов Е. П. Ильина, то он понимает произвольное управление как интегральное психофизиологическое образование, которое включает мотивы, интеллектуальную активность, нравственную сферу, т.е. психологические феномены, но, с другой стороны, базируется на свойствах нервной системы, на физиологических процессах. Рассмотрим подробнее составляющие воли в широком смысле слова. Опустим анализ мотивационного аспекта, поскольку он был подробно проанализирован нами выше. Начнем с самоинициации и самоторможения (далее просто - инициация и торможение).

Формирование побуждения - это мотивационный процесс, но для того, чтобы намерение осуществилось - действие необходимо запустить. Каким образом это происходит, остается одним из самых темных вопросов психологии. Н. Н. Ланге писал, что мы чувствуем мотивы к действию, затем мы ощущаем само действие, но переход между этими двумя состояниями остается вне сознания. Психический мир: Избранные психологические труды / Н.Н. Ланге; ред. М.Г. Ярошевский. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996 , с. 331

Существует две основные точки зрения на данный вопрос. Первая - это представление об инициации, запуске произвольного действия непроизвольно, с помощью возникающих представлений и связанных с ними идеомоторных актов. Вторая - представление о запуске произвольных актов с помощью волевого усилия.

Сторонником непроизвольной инициации волевого действия был У. Джемс, который считал, что сущность волевого акта характеризуется элементом-решением «да будет». Т.Е. произвольное движение осуществляется по принципу идеомоторного акта. Идеомоторный акт - это переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения (т.е. появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только возникает представление о нем). Принцип идеомоторного акта был открыт в XVIII веке английским врачом Хартли, а впоследствии был разработан психологом Карпентером. Предполагалось, что идеомоторный акт имеет неосознанную, непроизвольную природу. Однако дальнейшие исследования показали, что мышечные сокращения могут быть вполне осознаваемы. В настоящее время в спорте достаточно широко распространена идеомоторная тренировка, с помощью представливания определенных движений. Е. П. Ильин считает, что У. Джемс гипертрофирует роль идеомоторики, т.к. в большинстве случаев инициация осуществляется с помощью пускового импульса, а предпусковые влияния в этих случаях лишь облегчают запуск.

Аналогичные взгляды высказывал Г. Мюнстерберг, у которого воля, по существу, сведена к преднамеренной актуализации образа цели - представлению. Представление играет у него роль условного сигнала, а само действие, соответственно, носит условно-рефлекторный характер.

Под влиянием У. Джемса попытался разобраться в механизме запуска волевых действий и Н. Н. Ланге. Волевые импульсы он так же свел к идеомоторике.

Представления о сознательной инициации волевых действий связаны с мыслью о том, что их запуск всегда осуществляется с помощью волевого усилия. Однако это положение вызывает все больше сомнений, но не по поводу сознательного характера, а по поводу участия волевого усилия в этом процессе. Как следствие, предложение различать волевой импульс и волевое усилие. Под волевым усилием понимается сознательное и преднамеренное напряжение физических и интеллектуальных сил человека. Волевое усилие характеризуется внутренним напряжением, для его проявления необходимо наличие трудностей. Но запуск действия может происходить и без усилия. Таким образом, целесообразно выделять в качестве пускового механизма к действию волевой импульс, а не волевое усилие. Их функции различаются. Функция волевого импульса заключается в запуске действия и в осуществлении перехода от одного действия к другому. Идея о запуске произвольных действий с помощью волевого импульса, а не только и не столько с помощью волевого усилия, проглядывает в высказываниях многих психологов (Селиванов В. И., Калин В. К. и др.). Природа волевого усилия еще не раскрыта. Но наиболее отчетливо волевые усилия проявляются при физическом напряжении. Н. Н. Ланге указывал на три момента, с которыми связано ощущение волевого усилия:

* изменение дыхания;

* идеомоторное напряжение;

* внутренняя речь.

Таким образом, можно предположить, что одним из механизмов усиления побуждения является мышечное напряжение. Оно усиливает возбуждение центров, из которых исходит волевой импульс начала и исполнения действия. Напряжение дыхательных мышц также приводит к усилению проприоцептивной импульсации в кору. Усилия могут быть физическими и интеллектуальными, мобилизующими и организующими. Такова основная проблематика функционального блока самоинициация.

Рассмотрим блок самоконтроля. Упоминание о самоконтроле встречается еще у Аристотеля, но как научный феномен это явление стало изучаться на рубеже примерно столетие назад, хотя по отдельным вопросам работы встречаются и раньше.

Одним из первых, кто занимался этой проблемой с психологической точки зрения, был З. Фрейд. Он связывал самоконтроль с инстанцией «Я». В нашей стране самоконтроль рассматривали Н. Н. Ланге, Н. А. Белов. Но эти работы малоизвестны. Лишь в 60-х годах эти вопросы стали широко обсуждаться, чему способствовало проникновение идей кибернетики в психологию и физиологию. Идеи об обратной связи привели в итоге к созданию моделей механизмов предвидения, сличения и т.д. (Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин). Основаниями для пересмотра Павловской идеи о рефлекторной дуге послужили факты, согласно которым один и тот же эффект мог достигаться разными путями. Были предложены различные схемы управления с помощью рефлекторного кольца. Большое распространение получила модель функциональной системы П. К. Анохина. Модель включает блок афферентного синтеза, блок принятия решения, акцептор результата действия и эфферентная программа самого действия, получение результатов действия и формирование обратной связи для сличения полученных результатов с запрограммированными. На протекание афферентного синтеза влияют обстановочная и пусковая афферентация, память и мотивация субъекта. Блок решения связан с уверенностью или неуверенностью человека в принимаемом решении, на что влияет наличие информации у субъекта, новизна ситуации, личностные характеристики. В программировании действия человек анализирует вероятность достижения поставленной цели, наличие или отсутствие информации. При неполной информации разрабатываются разные программы. В процессе выполнения действия и/или по его окончанию происходит контроль, сличение обратных результатов с тем, что ожидалось, при необходимости идет корректировка полученного результата.

Функции обратной связи заключаются, прежде всего, в предоставлении сведений о начале, законченности-незаконченности действия, в корректировании при помехах, в обеспечении научения. Обратная связь может быть внешней и внутренней. Внешняя обратная связь используется преимущественно для контроля за результатом, внутренняя - за характером действия. Внешнее кольцо обратной связи замкнуто только функционально, но не морфологически, внутреннее - замкнуто и функционально, и морфологически.

На начальных стадиях овладения действием высока роль внешнего (и прежде всего - зрительного) контура обратной связи. Затем повышается роль внутреннего контура. Кроме того, есть также данные о том, что на первых этапах высока роль кинестетической информации, а затем ведущей становится вербальная информация. Можно, таким образом, сделать вывод, что важен не только контур, но и вид информации.

Действие следующего блока - механизма сличения - может давать сбои, что во многом связано с лимитом времени.

Следует заметить, что вопрос о функциях самоконтроля достаточно сложен. Одни подразумевают под ним способность сдерживать первые низменные побуждения и подчинять их более высоким целям (например, Сэлли), другие считают, что самоконтроль предполагает умение критически отнестись к своим поступкам (Собиева Г. А.), третьи видят в нем инструмент сознательного планирования деятельности (Кувшинов В. И.). Приведенные трактовки самоконтроля отличаются достаточной широтой понимания. Существуют и более узкие интерпретации самоконтроля, которые сводят функции самоконтроля к проверке (Ительсон Л. Б. - самопроверка в деятельности; Арет А. Я. - процесс слежения за собой, проверки себя; Рувинский Л. И. - корректирование деятельности).

Является ли навык произвольным действием - вот вопрос, по которому в пределах данного функционального блока ведется много споров. Здесь нет единства мнений, но многие исследователи считают, что навык остается произвольным действием, меняется только контроль над его осуществлением. Согласно Е. П. Ильину, автоматизация - это лишь приобретенная в результате обучения возможность отключения динамического контроля за действием, не предполагающая обязательность и неизбежность такого отключения.

Блок самомобилизации практически имеет дело с волевой регуляцией, которая, согласно взглядам Е. П. Ильина, является частным видом произвольного управления. В быту это понятие часто отождествляют с силой воли, очевидно, потому что оно связано с преодолением трудностей. При этом содержание волевой регуляции понимается разными психологами по-разному: как сила мотива; как борьба мотивов; как изменение смысла действия; как включение в регуляцию эмоций. Во всех этих трактовках главным условием мобилизации энергии считается волевое усилие, хотя, как было отмечено выше, природа его до сих пор не ясна.

Некорректно определять силу воли как самостоятельное волевое качество (Корнилов К. Н., Платонов К. К.) или как некий абстрактный показатель (Немов Р. С.). Более правильно говорить о различных проявлениях силы воли, называемых волевыми качествами. В этике волевые качества считаются моральными, а их проявление зависит от нравственных черт характера. Отсюда проистекает оценочный подход к воле. Но едва ли такой подход правомерен. Морально следует оценивать поведение, а не качества.

В каждом конкретном случае волевая регуляция проявляется через волевые состояния. Волевые состояния изучались Левитовым Н. Д. и другими исследователями. Е. П. Ильин относит к волевым состояниям состояние мобилизационной готовности, состояние сосредоточенности, состояние решимости и др.

Состояние мобилизационной готовности изучалось в основном спортивными психологами (Пуни А., Генов Ф.). Но оно проявляется не только в спортивной деятельности. Оно отражает самонастраивание на полную мобилизацию своих возможностей, причем нужных именно для данной деятельности. Мобилизации способствует четкая постановка задания. Иногда включаются эмоциональные механизмы, поддерживающие это состояние. Во многих случаях прямой зависимости между мобилизацией и ее результатами нет.

Состояние сосредоточенности связано с преднамеренной концентрацией внимания, что обеспечивает эффективность восприятия, мышления, запоминания и т.д. В качестве физиологической основы состояния сосредоточенности выступает доминанта А. А. Ухтомского. Организму выгодно ограничивать индифферентную впечатлительность.

Состояние решимости предполагает готовность к действию, готовность инициировать действие при наличии риска или неприятных последствий. Оно достаточно кратковременно и связано с самодисциплиной.

Говоря о волевой регуляции нельзя не затронуть вопроса, как она соотносится с эмоциональной регуляцией. Эти два вида регуляции связаны, но не тождественны. Очень часто они вообще проявляют себя как антагонисты. Вспомните аффект, - как правило, он подавляет волю. Оптимальным, наверное, будет такая их комбинация, когда в личности сочетается сильная воля с определенным уровнем эмоциональности.

Как часто вы заставляете себя делать то, что не хочется? А может быть, вы чего-то отчаянно хотите, но не можете найти в себе сил приложить достаточно стараний, чтобы добиться желаемого результата? Волевое усилие - это то, что помогает человеку совершать невероятные вещи. О том, как нужно правильно себя мотивировать и читайте ниже.

Определение

Что такое волевое усилие? Это усилие, направленное на достижение какой-либо поставленной цели. Не всегда человек может сразу и без проблем выполнить поставленную задачу. Иногда с первого раза у него ничего не получается. Приходится делать вторую попытку, а иногда и третью. Чтобы не сбиться с выбранного пути, нужно иметь силу воли, которая поможет человеку добиваться того, чего он хочет. Волевое усилие неотрывно связано с мотивацией. Люди будут делать что-то только тогда, когда узнают, что их ждет за потраченное время и силы. Награда не всегда бывает материальной, порой хватает эстетического или морального наслаждения.

Как часто человеку приходится прилагать волевые усилия? Каждый раз, когда он сталкивается с проблемой, с которой не встречался раньше. Сложные и непонятные ситуации - это стресс, на борьбу с которым уходит много сил и порой времени.

Каждый человек рождается с разными склонностями и способностями. Но вот характер формируется под влиянием окружающего мира и воспитателей. От чего зависит развитие волевых усилий человека?

  • Привычки. Та персона, которая привыкла подчиняться родителям, учителям и старшим товарищам, не сможет принимать решения самостоятельно. У нее нет привычки, которая поможет в сложной жизненной ситуации сделать волевое усилие и добиться поставленной цели.
  • Окружающая среда. Люди растут в различном окружении. Кто-то привыкает с детства бороться за свое существование, а кому-то это просто не нужно. Чтобы выжить в мегаполисе, ребенок должен быть сильным, смелым и настойчивым. А вот в сельской местности в детях поощряется доброта, открытость и подчинение родителям.
  • Позитивное восприятие мира. Делать волевые усилия имеет смысл только тогда, когда человек рассчитывает на положительный исход событий. Если же у персоны нет уверенности в том, что все разрешится наилучшим образом, у нее не будет никакого желания действовать.
  • Скорость принятия решений. Человек, который может быстро реагировать на изменяющийся мир, добьется большего успеха, чем та персона, которая будет долго думать над сложившейся ситуацией.

Факторы появления воли

Люди - разумные существа. Они будут прилагать усилия только тогда, когда это действительно будет требоваться. Что же способствует активным действиям, которые задействуют волю?

  • Цели. Волевые усилия необходимо прикладывать для того, чтобы добиваться поставленной цели. Человек ставит перед собой задачи, порой невыполнимые и идет к ним несмотря ни на что. Благодаря такому подходу и неиссякаемому энтузиазму персона может добиться поставленной цели, причем за короткий срок.
  • Препятствия. Человек будет действовать не только тогда, когда ему этого захочется. Вторая причина, которая может его побудить к труду, - это проблемы и жизненные неурядицы. Для того чтобы удачно разрешить ту или иную ситуацию, порой приходится тратить много сил. А довести дело до конца человеку помогает сила воли.

Свойства личности

Формирование человека идет с первых месяцев жизни. Но волевые свойства личности закладываются генетически родителями. По этой причине характер каждого отдельно взятого индивида становится таким разным. Какие же бывают свойства личности?

  • Сила воли. Уже в детстве становится понятно, насколько человек будет собранным и стойким. Волевые свойства личности проявляются в терпеливости и выполнении данных обещаний. К счастью, себя всегда можно перевоспитать. Сделать это сложно, но при сильном желании на выработку силы воли уйдет всего год.
  • Настойчивость. Человек может быть упертым, а может быть рассудительным и напористым. Первое свойство не принесет персоне никаких дивидендов. А вот второе поможет человеку добиваться поставленных целей.
  • Выдержка. Человек, который поставил какую-то цель, должен обязательно ее выполнить. И в этом деле ему поможет выдержка. Та личность, которая умеет доводить все начатое до конца, обладает уникальными личными качествами, которые помогают построить отличную карьеру.

Характер

Родители формируют из ребенка то, что хотят и могут, лет до 8. Дальше у личности появляется свое сознание, и чадо начинает самостоятельно обдумывать свои действия и решения. Характер - это совокупность различных ценностей, личных качеств и склонностей человека. А что такое волевой характер, и из чего он складывается?

  • Решительность. Человек должен уметь самостоятельно делать выбор и нести за него ответственность. Сегодня с этим пунктом у многих людей есть большие проблемы. Принять решение люди могут, а вот отвечать за него хочется далеко не каждому.
  • Уверенность в себе. Волевой характер может сформироваться только у той персоны, которая обладает хорошей самооценкой. Человек должен точно знать свои сильные и слабые стороны.
  • Формирование воли. Ставя цели и достигая их, человек формирует характер. Благодаря успеху у человека поднимается настроение, самооценка и кажется, что в жизни все легко и просто. Только личность может формировать то, что называется волей.

Жизненная позиция, влияющая на волю

Люди ведут разный образ жизни. Кто-то предпочитает отдыхать перед телевизором, но зато в рабочие часы заниматься активным физическим трудом. А кто-то работает головой, а в свободное время занимается экстремальными видами спорта. Но это идеальный баланс, который встречается нечасто. Какие же существуют жизненные позиции, влияющие на волевые усилия человека?

  • Активная. Человек может принимать решения и отвечать за свой выбор. Личность ставит цели и добивается поставленных задач. Чередование активной физической нагрузки с мозговой активностью помогает находить гармонию. Активная жизненная позиция заставляет человека участвовать в различных мероприятиях, демонстрациях и социальных проектах.
  • Пассивная. Эмоционально-волевая сфера развита у некоторых персон очень слабо. Человек может и будет ставить себе задачи, но не сможет их выполнить, так как не найдет в себе внутренней мотивации, чтобы начать действовать. Желание что-то получить будет менее выраженное, чем лень.

Процесс развития воли

Эмоционально-волевая сфера развития помогает сосредоточиться на главном. Человек отбрасывает в сторону все второстепенное. Как же поэтапно проходит процесс развития волевого усилия?

  • Формирование задачи. Прежде чем какая-то цель осуществится, ее нужно придумать. Цели бывают глобальными, а бывают совсем небольшими, проходными. Некоторые свои задумки человек может считать осуществимыми, а другие он будет воспринимать как что-то фантазийное.
  • Обдумывание пути. Когда цель сформирована, человек продумывает то, как он будет осуществлять свой проект. Это может быть пошаговая проработка плана или же набросок того, с какой стороны лучше подойти к поставленной задаче.
  • Реализация идеи. Когда решение выполнить проект принято, человеку ничего не остается, кроме как начать действовать.

Развитие волевых качеств

Хотите добиваться поставленных задач и не сворачивать с выбранного пути? Как должно проходить развитие волевых качеств личности? Вам нужно выбрать какую-то небольшую цель с видимым результатом. Например, похудеть на 3 кг за неделю. Продумайте путь к поставленной цели. Вы можете начать бегать по утрам или же ежедневно заниматься физкультурой. Возможно, стоит пересмотреть свое питание или же сесть на какую-нибудь диету. Ежедневно отмечайте в тетрадке свой прогресс. Когда через неделю вы достигнете поставленной цели, мотивация от этого первого шага даст вам возможность выполнить более сложный проект. На этот раз придумайте цель, на реализацию которой потребуется месяц. После этого можете придумать проект, который можно будет выполнить за полгода. Постепенно ставьте себя более крупные цели. Достигая их, вы будете тренировать силу воли.

Тест

Хотите проверить свою силу воли? Тогда пройдите этот тест на выносливость. Он был составлен для солдат армии США. С виду все может показаться очень легко. Отжимания, приседания, все как в школе. Но сделать 4 подхода за 4 минуты удается не каждому. А за сколько удастся сделать упражнения вам? Тест на выносливость:

    10 отжиманий.

    10 прыжков из упора лежа. После выполнения перевернитесь на спину.

    10 подъемов туловища из положения лежа на спине.

    10 приседаний.

Вы успешно прошли тест? Какой результат? Уложиться за 4 минуты получается не у всех, и это даже с тем учетом, что 4 минуты - это не лучшее время. Желательно делать 4 подхода за 3 минуты 30 секунд. Занимайтесь каждый день, сокращайте время и развивайте силу воли.