Обобщение педагогического опыта учителя английского языка презентация. Педагогический опыт Воробьёвой Елены Юрьевны, учителя английского. Мбоу богородицкой сш

Обобщение педагогического опыта учителя английского языка

КЦОЕВОЙ АЛЛЫ АБИСАЛОВНЫ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МБОУСОШ№2 С ОКТЯБРЬСКОЕ ПРИГОРОДНОГО РАЙОНА РСО-АЛАНИЯ

Как известно, в настоящее время успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи. Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые означают способность эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.

В своей работе при обучении иностранному языку я, в соответствии с концепцией компетентностно-ориентированного образования, занимаюсь формированием следующих ключевых компетентностей:

    технологической компетентности,

    готовности к разрешению проблем,

    использования информационных ресурсов,

    готовности к самообразованию,

    готовность к социальному взаимодействию

    коммуникативной компетентности.

На старшем этапе обучения готовность к разрешению проблем и использованию информационных ресурсов достигается через анализ нестандартных ситуаций общения. Например, при изучении темы “Молодежные субкультуры” в десятом классе, учащиеся обсуждают проблему принадлежности к той или иной молодежной субкультуре, проблему общения между представителями разных субкультур, проблему выхода из молодежной группировки, заполняют таблицы существующих и существовавших ранее молодежных группировок, начиная с “хиппи”, “панки” и заканчивая “готами”, “эмо”; составляют опорные схемы “За” и “Против” принадлежности к определенным группировкам, и, как итог, пишут эссе по изученной теме.

При прохождении любой темы, например, “Программы обмена студентами” в 10 классе, учащиеся планируют результат своей деятельности и разрабатывают алгоритм своей деятельности. Учащиеся принимают активное участие в обсуждении темы, выполняют целый ряд упражнений, помогающих, с одной стороны, сформировать лексические и грамматические навыки, с другой стороны, навыки аудирования, чтения, говорения и письма. Учащиеся делают выводы, принимают осознанное решение на каждом этапе обсуждения темы на основе критически осмысленной информации. Ниже я привожу алгоритм работы над отдельно взятой темой:

1-й этап – беседа на тему (фронтальная работа),
2-й этап – знакомство с новой лексикой, семантизация новых лексических единиц,
3-й этап – активизация новой лексики в устной речи,
4-й этап – работа над аудиотекстом (аудирование на общее понимание),
5-й этап – работа над аудиотекстом (аудирование на детальное понимание),
6-й этап – работа над аудиотекстом (аудирование на глубокое понимание),
7-й этап – чтение предложенного текста на нахождение общей информации,
8-й этап – чтение предложенного текста на нахождение конкретной информации,
9-й этап – знакомство с написанием письма – запроса,
10-й этап – составление своего письма – запроса как части “языкового портфолио” (Portfolio Career Passport).

Задания творческого характера (сочинения, эссе, проекты), которые учащиеся выполняют систематически в конце изучения темы, нацеливают их на поиск и отбор информации из различных источников (используются любые носители: англоязычные сайты интернета, адаптированная или оригинальная литература на английском языке), систематизацию и анализ выбранной информации и использование проанализированной информации для решения определенных коммуникативных задач, что в конечном итоге, отображает готовность учащихся к самообразованию.

Начиная с пятого класса, при изучении темы “Мои интересы” учащиеся учатся представлять свою точку зрения и цивилизованно отстаивать её, принимая участие в дебатах, диалогах, в публичных выступлениях и ролевых играх, которые помогают ученикам раскрыться, показать себя. Такие формы работы, а также использование коммуникативного подхода оказываются эффективны в обучении и служат платформой для формирования готовности к социальному взаимодействию и формированию коммуникативной компетентности.

Изучение грамматики является одним из наиболее важных аспектов изучения иностранного языка, одной из основ развития ключевых компетенций. Формирование грамматического навыка идет в параллели с формированием лексического навыка, которые в совокупности способствуют формированию коммуникативных навыков: навыков речевой деятельности – говорения и письма.

Исходя из собственного опыта работы, хотелось бы отметить, что при изучении грамматического материала особую сложность у учащихся младшего и среднего звена вызывает образование видо-временных форма глаголов, а также вопросительных предложений, учащиеся путают глагольные формы, их образование и употребление, что касается образования вопросов, то наиболее частой ошибкой является пропуск вспомогательных глаголов и неправильный порядок слов.

Некоторые методисты предлагают использовать схемы для профилактики и устранения подобных ошибок, но зачастую схемы слишком громоздки, содержат много информации, соответственно они слишком трудны для восприятия и усвоения. Эта проблема заставила меня разработать свой собственный прием – схему, которая помогает учащимся быстро справляться с задачей построения вопроса. Ниже я привожу эту схему и пояснение к ней:

О _ _ … ?
О – вопросительное слово (только в специальных вопросах)
– вспомогательный глагол
__ – подлежащее
_ _ – сказуемое
… – второстепенные члены предложения

Отрабатывая вопросы в устной форме, я обращаю внимание учащихся на данную схему, которая очень проста и удобна в использовании. Достаточно показать учащимся в буквальном смысле “на пальцах” треугольник и учащиеся, которые пропускают вспомогательный глагол, понимают, что допустили ошибку, определяют тип ошибки и тут же ее самостоятельно исправляют.

При обучении учащихся младшего звена грамматическому времени Present Simple (настоящее простое время) очень хорошо помогают “погончики”. Так как учащиеся очень часто забывают прибавлять окончание -s или -es к глаголу, который употребляется в 3 лице, единственном числе, я говорю им, что когда мы говорим о лице, о человеке, о ней или о нем (3 л., ед.ч.) мы к глаголу прибавляем окончание (“погончик”) -S или -ES и при этом показываю руками на плечи, там где у военных располагаются погоны. В дальнейшем при отработке этого грамматического времени в случае ошибки учащегося я показываю руками на “погоны”, и они тут же исправляются. Это так называемый зрительный прием, учитывая тот факт, что ученики младшего звена в основном визуалы, то необходимо сопровождать учебный процесс визуальными опорами, схемами, картинками, таблицами, подсказками.

Очень часто преподаватель заимствует какие-либо приемы, материалы у своих коллег, которые делятся своим опытом, применяет готовые учебные задания из различных пособий, учебно-методической литературы. Тем не менее, подобное заимствование не всегда может оказаться эффективным при его использовании в конкретной школьной ситуации и часто требует адаптации, изменения. Так, например, в ходе изучения, пожалуй, одного из самых “проблемных” времен (Present Simple) может помочь игра про “Джимми”, которую я позаимствовала у авторов учебника “HOTSPOT” и адаптировала к своей учебной ситуации. Цель этой игры заключается в отработке глаголов 3л. ед. ч в утвердительных и отрицательных предложениях. Эта игра интересна тем, что в нее дети играют не только на уроке, но и в перемену, а иногда и дома. Игра начинается с того, что я показываю картинку мальчика и говорю, что его зовут Джим, но он любит, чтобы его звали Джимми. А затем учащимся предлагается найти закономерность и ответить, что же любит и не любит Джимми. На основе следующих предложений:

He likes coffee, but he doesn’t like tea.
He likes sheep, but he doesn’t like cows.
He likes his school, but he doesn’t like the kindergarten.

Учащиеся делают вывод, что Джимми любит все, что содержит удвоенные буквы в словах (ff, ee, oo и т.д.) и не любит все остальное. Позднее дети уже сами придумывают продолжение к приведенному списку, например:

He likes cheese, but he doesn’t like milk и т.д. Такие игровые упражнения позволяют ненавязчиво усвоить сложный материал и при этом прививают интерес к иностранному языку.

Для более старшей возрастной группы в качестве формирования

готовности к самообразованию как одной из ключевых компетентностей результативным оказывается критическое чтение литературы через индивидуальное чтение, когда отдельно взятый ученик получает литературное произведение (адаптированное или оригинальное, в зависимости от уровня учащегося), которое он или она дома самостоятельно изучает. Работа по произведению строится следующим образом:

    1-й этап – Pre-reading. Учащиеся отвечают на “дотекстовые вопросы”, когда они думают над заглавием текста, их возможным содержанием.

    2-й этап – Reading. Учащиеся читают текст, отвечают (письменно) на вопросы по содержанию текста.

    3-й этап – After – reading. Учащиеся отвечают на вопросы на глубокое понимание текста или пишут основную идею в 5–6 предложениях и выражают свое отношение к данному произведению.

Проверка написанного в процессе индивидуального чтения является одним из видов контроля приобретенных знаний, умений и навыков.
Как известно, контроль является важным условием процесса обучения.
Контроль ЗУН осуществляется систематически.

На первом занятии учащиеся выполняют диагностический тест (Placement test), который позволяет выявить слабые стороны, увидеть какие трудности испытывают студенты. В ходе обучения постоянно проводится текущее тестирование, которое выявляет степень усвоения теоретических вопросов, уровень сформированности практических умений и навыков. (рубежный контроль). Завершает курс обучения итоговый тест или аудиторная контрольная работа. Начиная с девятого класса тесты выполняются в формате ГИА, а затем ЕГЭ, то есть учащиеся выполняют задания на аудирование, чтение, письмо, лексику и грамматику и говорение.

Типичное обучение состоит из трех частей: 1) упражнения, направленные на формирование навыков идентификации и анализа лингвистических явлений; 2) упражнения, направленные на формирование профессиональных навыков обучения лексике; 3) материал для осуществления самооценки своей собственной деятельности. Кроме того, следует отметить, что обучающие тексты сопровождаются глоссарием, рекомендациями по работе над лингвистическим материалом, дополнительной информацией по теме.

Формирование ключевых компетентностей достигается за счет использования следующих форм, методов, подходов, приемов, типовых заданий: метод наблюдения, коммуникативный подход, разработка и презентация творческих проектов, симуляция (ролевая игра), драматизация,дебаты, аналитическое чтение художественной литературы,просмотр фрагментов кинофильмов на английском языке, составление папки достижений (портфолио) или паспорта профессиональной карьеры (Portfolio Career Passport), саморефлексии и самооценки, продуктивных, дифференцированных технологий диагностики, взаимодействия и коррекции. В курсе обучения иностранному языку я использую такие подходы, как: деятельностный, коммуникативный, проблемный, рефлексивный, личностно – ориентированный. Применение проектного метода, коммуникативных игр, приемов рефлексии, драматизации, разнообразных упражнений, форм работы способствует качественному усвоению учебного материала, значительно увеличивает эффективность урока, мотивирует учащихся

В качестве приоритета при формировании коммуникативной компетентности учащихся и их готовности к социальному взаимодействию, я выбрала ролевую игру, так как именно ролевая игра снимает все психологические барьеры, способствует раскрепощению, активизации учащихся, которые испытывают затруднения при коммуникации. При использовании ролевой игры в обучении основной упор в обучении делается на личность обучающихся, на их личный жизненный опыт.

Как показывает опыт работы, многие учащиеся испытывают страх и любопытство, когда сталкиваются с чем-то новым, неизвестным. С одной стороны, страшно – а вдруг не получится, с другой стороны – хочется попробовать. Именно это желание, это любопытство учителю всегда необходимо поддерживать, подогревать, используя в учебном процессе интересные формы работы, эффективную систему оценивания учебных результатов.

Когда ученики начинают изучать иностранный язык, перед ними в ходе решения любой коммуникативной задачи стоят две основные задачи: 1) что сказать и 2) как сказать, причем проблема “accuracy” (точность, правильность ответа) для учеников оказывается важнее, чем “fluency” (беглость, свобода высказывания), и этому есть объяснение – в основном снижается оценка за выполнение устного задания из-за лексико-грамматических ошибок, при этом учителя редко обращают внимание на форму и содержание, оформление речи: структура речи, темп, интонация, взаимодействие партнеров в ролевой игре, использование коммуникативных клише, стремление ребенка обогащать свой лексический багаж, использовать новые слова, новые грамматические конструкции, стремление говорить, общаться. Поэтому цель моей работы заключается, прежде всего, в повышении уровня владения навыков говорения учащихся через ролевую игру.

Задачи любой ролевой игры заключаются в том. чтобы научить учеников инициировать, поддерживать и заканчивать беседу в ситуациях общения, приближенных к реальности, принимать решение, отвечать на предложение собеседника согласием или отказом, переспрашивать, уточнять информацию, высказывать свое мнение, просьбу, восстанавливать общение в случаях сбоя.

Преимуществом ролевой игры является то, что она дает возможность использовать неподготовленную речь. Основная цель любой ролевой игры – тренировка неподготовленной речи. Ролевая игра может превзойти возможности любой парной и групповой деятельности, тренировать учащихся в умении говорить в любой ситуации на любую тему.

Несмотря на то, что цель ролевой игры заключается в тренировке неподготовленной спонтанной речи, тем не менее, к ролевой игре учащихся необходимо заранее готовить, при этом необходимо учитывать следующие принципы построения ролевой игры:

    от простого к сложному,

    от контролируемых упражнений до ситуации общения, приближенной к реальности,

    принцип тематического отбора.

Новизна использования ролевой игры заключается в разработке системы упражнений для небольших групп учащихся по принципу PPP: Presentation Practice Production. Так, в 5 классе при изучении тем “Знакомство” и “Семья” при подготовке ролевой игры учащиеся знакомятся с новыми лексическими единицами и речевыми конструкциями. Затем в мини-группах по три человека эти речевые клише закрепляются в виде небольших полилогов. Следующим этапом являются мини-ситуации, например, “в больнице” или “в школе” и т.д. Финалом служит урок-обобщение (видеосъемка) в виде ролевой игры, где “проигранные” мини-ситуации объединяются в одну и подчиняются одной общей цели.

Перечисленные формы работы были апробированы мною на практике и доказали свою эффективность тем, что учебные показатели (процент качества) улучшились в среднем на 13 %. По результатам работы было составлено методическое пособие для учителей английского языка в рамках проекта INSETT (международные курсы повышения квалификации учителей английского языка), в котором я принимала участие.

Можно сказать, что при обучении школьников английскому языку дело не в сумме выученных слов и правил, а в приобщении к культуре другого народа. И задача учителя иностранного языка заключается в том, чтобы слова, бывшие чужими, иностранными, зазвучали в новом контексте, создали яркие образы в художественном тексте. А устная речь и диалоги должны раскрывать не какие-то отвлеченные проблемы, а именно те, которые волнуют всех подростков.

Кропотливой работой на каждом уроке я стараюсь довести до сознания детей, что изучение иностранного языка играет важную роль в воспитании личности. Оно способствует выработке таких качеств, как целеустремленность, умение добиваться поставленной цели. Кругозор человека, знающего иностранный язык, шире и полнее. И очень важно начинать добиваться этого с детства.

Государственное казенное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Валуйская вечерняя (сменная)общеобразовательная школа» Белгородской области

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

ТЕМА : Развитие коммуникативных способностей через творческую самореализацию учащихся на уроках английского языка.

Ольга Васильевна

учитель английского языка

ГКУ«Валуйская вечерняя (сменная)

общеобразовательная школа»

г. Валуйки

Белгородская область

2012 г.

Содержание:

    Информация об опыте 3

    Актуальность опыта 4-5

3. Теоретическая база опыта 6-7

4 . Технология опыта 8-12

5. Результативность опыта 13-14

6. Литература 15

7. Приложения

Информация об опыте.

Условия возникновения опыта.

Для современной жизни, при убыстрении социальных ритмов и нарастании объёма информации, интенсификации социальных и профессиональных контактов между отдельными людьми, социальными группами и профессиональными сообществами, требуется принятие быстрых решений. Любой человек очень часто может встречаться с необычными для него коммуникативными, профессиональными и социальными ситуациями.

Интеграция в мировое сообщество, расширение связей и контактов ставят перед российскими педагогами цель – воспитание поколения, осознающего свою роль и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах.

Это повышает требования к языковой культуре учащихся, коммуникативной компетенции, созданию условий для самоопределения и самореализации.

Действие социально-экономических и политических факторов проявляется в первую очередь в отношении общества к иностранным языкам, а также в тех требованиях, которые общество предъявляет к уровню образования по иностранному языку своих граждан. Эти факторы определяют приоритеты в выборе иностранного языка и потребности в его практическом использовании как средства повседневного общения.

Знание иностранного языка становится в современном обществе необходимо в личной и профессиональной жизни человека. Все это вызывает потребность в большом количестве граждан, практически владеющих одним или несколькими иностранными языками и получающих в связи с этим реальные шансы занять в обществе более престижное как в социальном, так и в материальном смысле положение. Отсюда ясно, что социальный заказ общества по отношению к иностранному языку, выражается не просто в практическом знании языка, а в умении использовать этот язык в реальной коммуникации.

Актуальность опыта.

Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития учащихся, воспитания в каждом школьнике потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии.

Система урочной и внеурочной работы в школе по всем учебным дисциплинам направлена на решение указанных задач. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык.

Работая более 20 лет с учащимися, я постоянно стремилась рассматривать процесс обучения иностранному языку как взаимодействие обучающей системы и обучаемой. Для обеспечения этого я использую современные педагогические технологии: развивающую, личностно - ориентированную и технологию сотрудничества в процессе усвоения учебного материала. Важнейшим принципом дидактики считаю легкость и приятность учения.

За свою многолетнюю работу я столкнулась с многими проблемами:

- отсутствие ясного видения учащимися ближайших и дальних перспектив и путей их достижения;

Недостаточный временной объем для интенсивного изучения иностранного языка;

Бессистемные знания по лингвострановедению;

Отсутствие умения применить свои знания и готовности к коммуникации.

В современной методике преподавания этого предмета основной упор делается на развитие умения общаться, на формирование коммуникативной компетенции. Именно этой проблемой я занимаюсь с 2008 года.

Формирование коммуникативной компетентности учащихся - это общедидактическая проблема. В мировой практике известны различные пути решения проблемы формирования коммуникативной компетентности учащихся. Коммуникативная компетенция является многокомпонентной и рассматривается как совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих, действующих в федеральных программах по иностранным языкам.

Коммуникативная компетенция может по праву рассматриваться как ведущая и стержневая, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций. Ее необходимо последовательно формировать в тесной связи с учебными и информационными умениями, готовностью к решению проблем на родном и на иностранном языке в единой логике.

Требования к формированию коммуникативной компетентности могут быть предъявлены в следующем виде:

    Адекватно воспринимать устную речь и быть способным передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения;

    Выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией общения;

    Владеть монологической и диалогической речью, соблюдая принятые этические нормы общения;

    Владеть навыками осознанного, беглого чтения текстов различных стилей и жанров, проводить их информационно-смысловой анализ;

    Создавать письменные высказывания, адекватно передавая содержание прослушанного или прочитанного текста с заданной степенью конкретизации;

    Составлять план, тезисы, конспект ;

    Владеть хотя бы одним иностранным языком на уровне функциональной грамотности.

Содержание обучения ориентировано на развитие мотивации учеников к изучению иностранных языков и на формирование умений во всех видах иноязычной речевой деятельности, развитие общих учебных умений и навыков, получение учащимися опыта учебной, познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности. Основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Наиболее полно решить данную проблему учитель может, используя коммуникативную компетентность учащихся.

Сущность моего опыта заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся через развитие их способностей и готовности вступить в коммуникацию.

Диапазон опыта

Формы, приёмы и методы, предлагаемые в опыте приемлемы для использования в работе учителей иностранного языка при организации и проведении внеклассных мероприятий, уроков, организации исследовательской работы.

Теоретическая база опыта

Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладеть системой знаний, умений и навыков, но и развивать свои способности и творческие силы. Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика.

Коммуникативная компетенция сегодня рассматривается как одна из важнейших составляющих готовности и способности специалистов любого профиля к успешной профессиональной деятельности. Эффективность обучения во многом определяется уровнем коммуникативных умений. Характерной особенностью современного этапа развития являются требования к интеграции различных составляющих целей образования для достижения шести базовых компетенций:

1.лингвистическую компетенцию, подразумевающую знание словарных единиц и грамматических правил, которые преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание;

2.социолингвистическую компетенцию, т.е. способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, социальных ролей участников коммуникации;

3.дискурсивную компетенцию, а именно способность понимать различные виды коммуникативных высказываний, строить целостные, связные и логичные высказывания различных функциональных стилей;

4. стратегическую компетенцию, т.е. вербальные - невербальные средства (стратегии), к которым человек прибегает в случае, если коммуникация не состоялась;

5.социокультурную компетенцию - знание культурных особенностей носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения и этикета, умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры;

6.социалъную компетенцию, а именно умение и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе и в своих силах для осуществления коммуникации.

Можно сделать вывод , что коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку должно учитывать особенности реального общения.

Преимущество использования коммуникативного подхода в учебном процессе в том, что формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации учащихся, содействует установлению межпредметных связей. Это способствует развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности.

На занятиях по иностранному языку, формируя коммуникативную компетенцию, учитель создаёт учебные ситуации, помогающие учащимся приобретать знания, умения и навыки в различных видах речевой деятельности. Умения и навыки формируются только в деятельности с использованием необходимых средств и в определенных условиях, иначе говоря, в определенной среде. Таким образом, деятельность - это целенаправленные мотивированные действия с единицами быта и культуры в определенных условиях, или среде, преследующие различные цели. В зависимости от условий, существующих в определенных средах, формируются различные отношения.

Технология опыта

Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения, нельзя. Каждый из обучающихся достигает своих целей с помощью таких средств, как говорение, аудирование, чтение, письмо и любая совместная деятельность.

В процессе обучения иностранному языку также учитываю личностные качества учащихся: темперамент, способности, жизненный опыт учащихся, мировоззрение.

Уверена в том, что исходным моментом любой деятельности, а, следовательно, и речевой, является мотив , который побуждает к деятельности и направляет ее. Коммуникативная мотивация имеет большое значение в обучении иностранному языку. Об этом в свое время говорил известный методист, автор учебника «Счастливый английский» В.П. Кузовлев.

Коммуникативная мотивация связана, на мой взгляд, с удовлетворением, получаемым учащимися от пользования языком как средством общения.

Я считаю, что обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:

1)доброжелательная обстановка на уроке;

2)положительный эмоциональный климат;

3)доверительные отношения между учителем и учащимися

Важным фактором обеспечения коммуникативной мотивации является ролевая игра. Игра-это эффективный способ стимулировать к активности, творчеству и любопытству учащихся любой возрастной группы. Как показывает мой опыт и опыт моих коллег, она развивает интерес к иноязычному общению, расширяет его предметное содержание, давая возможность выходить за рамки своего контекста деятельности, позволяет предвосхитить будущий личный опыт учащихся путем проигрывания ролей людей разных профессий, характеров.

На уроках мы часто работаем с диалогами, полилогами. По теме «Путешествие» я использую такие речевые ситуации: «Представьте, что вы в Лондоне. Вы идете по улице и видите красивое здание. Вы интересуетесь у случайного прохожего, спрашиваете, что это за здание, сколько ему лет, кто архитектор». Мы учимся запрашивать информацию о том, как добраться и посетить достопримечательности города, проигрываем ситуацию с покупкой билетов, в роли гидов учащиеся рассказывают о культурно-исторических местах, обычаях и традициях стран изучаемого языка, организуем диалог культур, связывая с достопримечательностями и традициями своей страны.

По теме «Экология» проводим дискуссии и круглые столы, обсуждаем экологические проекты, строим прогнозы на будущее.
В рамках темы «Здоровье» берем интервью у известных спортсменов, делимся опытом, как вести здоровый образ жизни, рецептами здорового питания.

Необходимо использовать метод активизации личности и коллектива, который, дает возможность одновременного участия обучаемых в иноязычном общении. Особое внимание стараюсь уделить одновременной коллективной работе учащихся небольшими группами – парами, тройками, четверками.

Хотелось бы выделить одновременную парную работу. Самый простой способ ее организации, на мой взгляд, выполнение упражнений с соседом по парте. Часто при такой работе использую опоры, например, подстановочные таблицы с речевым заданием, структурные схемы диалога. Это мини-диалоги –поздравления с Днем рождения или праздником, вопросно- ответные упражнения, диалоги- обмен мнениями.

Убеждена, что обучению коммуникативным навыкам способствуют различные формы работы с текстом, такие задания, как: составить план текста; высказать основные мысли по плану; определить соответствие сказанного тому, что содержится в тексте; выделить основную мысль текста; выразить свое отношение к тексту; дать характеристику героям текста, оценку их поступков и мыслей, согласиться или не согласиться с мнением одноклассников;
составить собственное высказывание, исходя из прочитанного, услышанного.

В условиях классно-урочной системы, при отсутствии реальных коммуникативных ситуаций, текст для чтения может стать, с одной стороны, стимулом для обсуждения самых разных проблем, с другой стороны, предоставить необходимый фактический и языковой материал для оформления собственного высказывания и служит образцом для него. Кроме того, текст, обладая содержательной стороной, способствует получению социокультурной компетентности.

Формирование грамматических навыков играет важную роль при обучении английскому языку. Овладение грамматическими навыками необходимо учащимся, так как грамматика является основой для остальных разделов лингвистики и изучение английского языка невозможно без формирования грамматических навыков. Так как грамматический навык формируется поэтапно, то могут возникнуть индивидуальные трудности при овладении данным навыком, которые решаются индивидуально.

Коммуникативный подход к обучению грамматическим явлениям иностранного языка предполагает коммуникативно- ориентированную организацию грамматического материала и последовательность его изучения и тренировки в коммуникативной деятельности учащихся.

При работе с грамматическим материалом можно различать следующие этапы:

1) интуитивно ознакомительный;

2) сознательно ознакомительный;

3) интуитивно речевой;

4) сознательно аналитический;

5) сознательно речевой;

6) обобщающее аналитический;

7) речетворческий

Уверена, что развитие грамматических навыков будет способствовать успешному формированию коммуникативной компетенции учащихся. Для этого мы разработали систему упражнений, которые способствуют развитию грамматических навыков, а, следовательно, повышают уровень коммуникативной компетенции.

Упражнения – важный этап в работе над грамматикой. Он связан с накоплением языковых средств и практикой их использования в разных формах общения.

Диапазон типов упражнений, которые могут применяться на уроках - это такие упражнения, которые обеспечивают достижение учащихся коммуникативных целей учебного плана, вовлекают обучаемых в процесс общения и предполагают употребление таких коммуникативных процессов как обмен информацией, обсуждение, взаимодействие:

Подстановочные упражнения;

Упражнения творческого характера;

Проектные работы;

Упражнения по образцу;

Ролевые игры;

Мини-диалоги (работа в парах);

Упражнения на преобразование одной формы в другую.

Предлагаемые упражнения рассчитаны на коммуникативную деятельность, развивающую беглость, а также на отработку структур. Поэтому учитель, готовясь к тому или иному уроку, имеет прекрасную возможность использовать упражнения, комбинируя их таким образом, чтобы объединить обе эти цели, т.е. выполнять языковую и коммуникативную задачу одновременно. Активно применяя коммуникативную технологию для выражения своего мнения, оценки событий, подачи информации, обмена личным опытом или при организации деятельности, у учащихся формируются грамматические и речевые умения.

Например:

1.Составьте предложения с помощью подстановочной таблицы.

2.Составьте как можно больше предложений, используя таблицу.

3.Составьте предложения из заданных слов.

4. Раскройте скобки, употребляя соответствующую грамматическую форму.

5.Прослушайте диалог, воспроизведите его в парах и составьте диалог по аналогии.

6. Ответьте на вопросы, используя образец.

7.Составьте предложения из слов, данных в разбивку.

    трансформационные (формируют навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур)

Например:

1.Переведите предложения на английский язык.

2.Преобразуйте повествовательные предложения в отрицательные, вопросительные.

4.Преобразуйте диалог в монолог.

5. Ответьте на вопрос и задайте такой же однокласснику.

6. Догадайтесь, какие вопросы были поставлены в следующих диалогах (приводятся ответы).

7Составьте из двух предложений одно.

8.Выберите предложение, в котором подчеркнутое слово является наречием (модальным глаголом и т.д.)

    репродуктивные упражнения

1.Дополните, сократите, видоизмените диалог, содержащий закрепляемые грамматические явления.

2.Заполните пропуски глаголами в…..

3.Поставьте к тексту вопросы.

Примерные предложения для карточек :

1. I have been in London 4 years ago.

2. What present you got for your birthday this year?

4. They haven"t built the bridge yet.

5. Nick not went to the village in summer.

Ключ :

1. I was in London four years ago.

2. What present have you got for your birthday this year?

3. He became a driver last month.

4. They haven"t built the bridge yet

5. Nick didn"t go to the village in summer.

6. Who brought you this book yesterday?

Класс делится на несколько групп, каждая из которых получает карточки – задания. В парах они обсуждают варианты правильных предложений, записывают их себе на листок, затем обмениваются листами с другой парой в своей группе, а в конце отдают свои листы экспертам(сильным ученикам), те исправляют ошибки и озвучивают вариант, все вместе разбираем ошибки, записывая предложения на доске.

При изучении иностранного языка очень важно уметь воспринимать иноязычную речь на слух, поэтому на уроках необходимо развивать способность к аудированию. Во всех классах, практически на каждом уроке использую диски для прослушивания текстов. Преимущество этой деятельности в том, что ученики слышат не только голос учителя, к которому привыкают, но и различные голоса, произносящие отдельные слова, диалоги, тексты, улавливают интонацию.

Результативность опыта.

Формирование коммуникативной компетентности учащихся помогает развитию познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, создавать на ее основе новую и делают учебный процесс творческим, сжатым и целенаправленным, а учеников раскованными и активными. Уроки и внеурочная деятельность свидетельствуют о том, что учащиеся способны к активной познавательной деятельности на иностранном языке, хотя уровень владения языком у большинства учащихся остается слабым, поэтому главным фактором и стимулом в моей работе является желание учащихся включаться в деятельность на уроке, активность, познавательный интерес, атмосфера сотрудничества и желание обучающихся изучать язык.

Таким образом, мы можем говорить об эффективности использования коммуникативных упражнений и заданий на уроке английского языка, поскольку развитие коммуникативных навыков на уроке является одной из важнейших задач в обучении языку. В результате у учащихся отмечается эмоциональный подъём, положительный настрой, они приобретают уверенность в своих силах.

В результате использования различных методик в обучении удалось повысить интерес к изучению иностранного языка.

Список литературы

    Учитель-учителю. Из опыта работы учителей Белгородской области, 2006 г.

    Витлин, Ж.Л. Роль и место грамматики в обучении иностранным языкам/ Ж.Л. Витлин. - Спб.,1998.-136с.

    Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. – М.: АРКТИ, 2000. – 165 с.

    Гальскова, Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика /Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: ACADEMA , 2007. – 234 с.

    Голышкина,И.В. Изучаем английский язык играя/ И.В. Голышкина.-Волгоград,-2008.-127с.

    Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 2004. – 384 с.

    Клюева, Н.В. Педагогическая психология/ Н.В. Клюева. – М.: Владос пресс,2006.-399с.

    Образовательный стандарт основного общего образования по иностранному языку [Текст]. – М.:2008

    Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному
    говорению / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.

    Савченко, Г.А. Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка/Г.А.Савченко. - М.: Изд-во Панорама, 2006.- 62 с.

    Скалкин, В.Л. Ситуативные упражнения / И.Л.Скалкин. – М.: Знание, 2004. - 100с.

    Ткачева, Е.Л. Практическая лексика и грамматика в тестах и упражнениях/Е.Л.Ткачева.-Волгоград:Учитель, 2008.-223с.

Приложение 1

План- конспект урока:

Тема : " An apple a day keeps a doctor away"

(6 класс)

Цели урока:

Практическая : отработать употребление лексических единиц по теме “Здоровье” в речи учащихся;

образовательная : развивать навыки устной речи, аудирования; повторить правила образования утвердительных и отрицательных предложений; совершенствование навыков монологической речи, умение высказываться логично и связно, продуктивно, умение анализировать и выражать свое мнение, описывать происходящие события;

развивающая : развивать творческое мышление; речевые способности, способность логически излагать, умение сравнивать, анализировать, воображать; формировать языковые навыки учащихся; развивать умения работать в группах;

воспитательная: учить учащихся бережно относиться к здоровью; воспитание уважения к мнению других, умения слушать; воспитание отрицательного отношения к вредным для здоровья привычкам.

Речевой материал:

Лексический - материал, усвоенный на предыдущих уроках.

Грамматический - модальные глаголы must, should; Present Perfect

(today, this month, this week …)

Ход урока

1. Организационный момент .

Учитель проводит беседу с дежурным по классу. Затем знакомит учащихся с целями и задачами урока, рассказывает о порядке урока.

T: Good morning, children! I’m glad to see you. How are you? Sit down, please.

Who is on duty today? What date is it today? What day of week is it today?

What season is it today? What is the weather like today? What’s do you think about today’s weather?

How often do you brush your teeth?
Do you go to the swimming pool?
How often do you wash you hands?
How often do you visit a dentist?
Do you like to visit doctors ?

2. Речевая зарядка

На классной доске записана британская поговорка о здоровье:

« An Apple a Day Keeps a Doctor Away»

T: Read and translate this proverb.

Р1: «Кто яблоко в день съедает, у того доктор не бывает ».

Затем учитель задаёт вопрос: «А какие русские поговорки о здоровье вы знаете?»

T: What Russian proverbs about health do you know?

P1: Здоровье дороже денег . – (Health is better than wealth.)

P2: В здоровом теле здоровый дух . – (A sound mind in a sound body.)

P3: Курить - здоровью вредить . – (Smoking is dangerous for you health.)

3. Представление урока .

Сегодня мы поговорим с вами о здоровом образе жизни ваших сверстников в Британии и сравним их с вашим мнением. Что нужно делать, чтобы быть здоровым, а чего делать не следует.

T: Today we’ll speak about your health. You’ll know what British children think about their health, and compare to your opinions. Do you know how to be healthy?

T.: When do people go to the doctor? Right. When they have some problems with their health. Now, have a look at some children. Say what problems they have and give them some pieces of advice.

Children, listen to the song and say: What problems does Ruth have?

Ruth has a toothache.

Ruth has a toothache. Teddy has a cold. Fred has a headache. Eddie"s getting cold.

Sam has a stomachache. Frankie has the flu. Jack has a backache. Tony has one, too.

Ruth has a toothache. Teddy has a cold. Fred has a headache. Eddie"s getting old.


Now, let us check up your home- task - dialogues, some conversations between friends:

-Hi, Kate! How are you, my dear?

-Hi, I"m fine, thank you! And you?

-Oh, I feel awful.

-What"s the matter?

-I"ve got a backache.

-I"m sorry to hear that. You must consult the doctor.

-Kate, I don"t like doctors and I think I can do without the doctor"s advice. The doctor will say that you must stay in bed and take some medicine even if you"ve only got a headache.

-Ann, you are not right. When I feel ill, my parents always dial 999. The doctor comes and says what to do.

-I think you are right. That"s a good idea.

4. Основной этап урока .

1) Чтение с целью полного понимания прочитанного .

T: Some British children think a lot about their health. Others don’t.

Read the text and answer the questions. ( Ex .1 p . 103)

Ученики читают самостоятельно текст 3 минуты. Затем отвечают на заданные вопросы по очереди.

T: Who thinks that doctors are always right? Why do you think so ?

P1: Bob does. Because he says that a doctor knows what to advise.

T: Who thinks that he can be healthy without medicine?

P2: David does. He says that if you do exercises, eat healthy food, you’ll be strong and healthy without doctor.

T: Who thinks that sometimes you can do without doctor?

P3: Steven does. He says that you should visit the doctor if you’ve broken leg or arm. You should call 999

2 ) Развитие навыков монологической речи .

T: Do you know how to be healthy? (Вы знаете, как быть здоровыми?)

Учащиеся высказываются, используя модальный глагол should / shouldn t по речевому образцу, записанному на доске.

P: You should eat a lot of fruit and vegetables.

Возможные варианты ответов :

Р1: You should do morning exercises every day.

P2: You should brush your teeth.

P3: You shouldn’t watch TV much.

P4: You shouldn’t play a lot of computer games.

Затем, используя модальный глагол must / mustn t .

P1: You must consult the doctor.

P2: You mustn’t take medicine without the doctor’s advice.

P3: You must stay in bed.

P4: You mustn’t get out of the house.

3) Автоматизация грамматических навыков .

T: What have you done today to stay healthy? (Что ты сделал сегодня, чтобы быть здоровым?)

Обратить внимание на использование Present Perfect Tense (Настоящего совершенного времени), когда действие совершилось в неистекший период времени (сегодня, на этой неделе, в этом месяце).

T: What does Paul do to be fit? (Что делает Пол, чтобы быть здоровым?)

Чтение и аудирование упр.1 р.98 с целью извлечения конкретной информации.

P1: Paul has visited swimming pool this month.

P2: Paul hasn’t played computer games this week.

P3: He has eaten healthy food today.

P1: I’ve visited the dentist this month.

P2: I’ve washed my hands and face, brushed my teeth today.

P3: I’ve played sport this week.

4) Ролевая игра «Дай хороший совет».

Role play “Give good advice”.

На столе учителя лежат карточки с описанными ситуациями. Учитель предлагает ученикам разбиться на пары и взять одну из карточек. Ученики читают про себя ситуацию и затем проигрывают её после небольшой подготовки.

Pupil Card 1 Pupil Card 2

Perhaps, she/ he has got the flu. Ask about her/ his health, give advice. You think she/ he must consult the doctor and she/ he mustn’t use home medicine.

You have got a cold. You don’t want to go to the doctor. You want to use some home medicine. You think you’ll be OK soon. Give advice to your friend.

Pupil Card 1 Pupil Card 2

Your friend doesn’t look well today.

Perhaps, she/ he has got the flu. Ask about her/ his health, give advice.

You have got a cold. You don’t want to go to the doctor. You want to use some home medicine. You think you’ll be OK soon.

5. Подведение итогов .

T: So, today we’ve spoken about our health. What should we do to be healthy? We’ve known what British children think about their health too.

I’m pleased with your work at the lesson today. Your marks are …. . Your homework is …. .

Thank you. The lesson is over. Good-by е .

Приложение 2

YOU CAN"T BLUFF ME

Цель: учить определять ошибки в предложениях со сказуемыми в Past Simple и Present Perfect

Время: 15 минут.

Оборудование: для каждой пары учащихся лист с предложениями и чистый лист для ответов.

Ход игры:

Разделите учащихся на пары. Каждая пара получает лист с предложениями и чистый лист для ответов. Читая предложения, учащиеся должны определить, есть ли ошибки в нем. На чистом листе они должны записать правильный вариант. В конце работы учащиеся определяют правильность выполнения ими задания по данному ключу. Ключ может быть вывешен на доске или подготовлен для каждой пары отдельно. Выигрывает пара, допустившая наименьшее количество ошибок.

Предложения для листов:

1. I am gone there last week .

2. What have you done yesterday evening?

3. Nick has broken my favourite cup.

4. Who won the game today?

5. We haven"t seen this film.

6. My brother rang me up two days ago.

7. They had a good time on Sunday.

8. Who has told you this story?

9. Where you spent last summer?

10. I didn"t hear this song.

Ключ :

1. I went there last week.

2. What did you do yesterday evening?

3. Who has won the game today?

9. Where did you spend last summer?

10. I haven"t heard this song.

DO

Оптимальный размер группы: без ограничений

Цель: Научиться или потренироваться задавать вопросы с D О и отличать действия в нужном времени (Present Progressive , Future , Simple Past , Present Perfect )

Необходимый материал: нет

Описание: эту игру можно назвать:

What am I doing?

What am I going to do?

What did I do?

What have I done?

Название зависит от того, какое время вы будете повторять и отрабатывать.

The present continuous : показывая какое-либо действие, выполняющий это действие спрашивает: « What am I doing ? ». Тот, кто правильно отвечает на вопрос (например, « You are walking ») либо становится водящим, либо зарабатывает очко себе или своей команде.

The future tense : ( going to ) Ведущий готовится произнести какое-либо действие, спрашивая: « What am I going to do ? ». Правильным ответом может быть « You re going to sit down ».

The simple past tense : Завершив какое-либо действие, ведущий спрашивает « What did I do ? ». Ответ может быть « You drank some water »

The present perfect tense: Сделав что - то ведущий спрашивает : «What have I done?» очко получает тот , кто даст ответ , например , « You have written on the blackboard».

Приложение 3

Card 1

Раскройте скобки , употребляя глаголы в Past Simple или Present Perfect.

1. I already (to do) my homework. Now I can go for a walk.

2. He (to come) home a minute ago.

3. Nick (to play) football yesterday.

4. She already (to come) from school. Now she is doing her homework.

5. I (to read) this book last year.

6. I (to read) this book this year.

7. Your mother (to promise) to take you to the Zoo.

8. She is not at school today. She(to fall) ill. – When she (to fall) ill? - She (to fall) ill yesterday.

9. The doctor (to examine) the boy carefully last week.

10. The boys (to break) just the window.

Card 2

Раскройте скобки , употребляя глаголы в Past Simple или Present Perfect.

1. We already (to solve) this problem.

2. It (to be) very cold yesterday.

3. He (to come) a moment ago.

4. He just (to finish) this work.

5. The rain (to stop) but a cold wind is still blowing.

6. We (to have) a dictation yesterday.

7. She (to have) a toothache last week.

8. I (to see) never this film.

9. Look at this bird-house. Mike (to make) it himself. He (to make) it last Sunday.

10. The Vikings (to come) to England many years ago.

Приложение 4

Контрольная работа в 7 классе по теме « How do you treat the Earth (Unit 4)

1. Fill in the blanks .

pr . te . t d. m. ge

n .t. re p .ll. tion

red .. e re. se

d .s t.oy rec. cle

po ..ute sp .. l

2. Use is or are.

1) Animals … disturbed.

2) Water … polluted.

3) Birds … not fed.

4) Nature … damaged.

5) Trees … cut down.

6) Air … spoilt.

7) Litter … recycled.

3. Make the sentences Passive .

E.g.: People kill animals → Animals are killed by people.

1) Plants and factories pollute rivers and lakes.

2) Children break trees.

3) People throw litter everywhere.

4) Children damage plants.

5) Cars pollute the air.

4. Translate from Russian into English .

1) Нас просят кормить птиц.

2) Детей просят сажать деревья.

3) Людей просят не оставлять мусор в лесу.

4) Нас просят заботиться о природе.

5) Учеников просят не беспокоить животных.

5. Make sentenсes .

1) must, protect, we, nature

2) think, I, can, children, animals, help

3) is, it, important, the Earth, to save

4) be in charge, should, we, of the planet

5) healthy, people, keep, must, our planet

6. Read the text.

Famous people have their free time too. They spent it at home, at the seaside or traveling.

Danny and Kylie Minogue, pop singers from Australia, are both vegans – they don’t eat any animal product. “I’m very careful about rubbish”, says Kylie. She uses recycled writing paper and toilet paper. Members of the American pop group Kriss Kross are worried about air pollution. “The air in Europe is horrible”, they say. Jason Donovan, a pop singer from Australia, is a member of the Rainforest Foundation.

Right or wrong?

    The text is about pop singers.

2) They are from USA.

3) They eat animal products.

4) Pop singers are worried about pollution.

5) They help nature.

Cлайд 1

Педагогический опыт работы учителя английского языка Кировской общеобразовательной школы I – III ступеней Михайловой Татьяны Михайловны

Cлайд 2

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь. В.Ключевский

Cлайд 3

Использование ИКТ на уроках английского языка как средство повышения качества работы учащихся Tell me and I′ll forget. Show me and I′ll remember. Involve me and I′ll understand. Benjamin Franklin Cкажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я пойму. Бенджамин Франклин

Cлайд 4

Актуальность темы Актуальность выбранной темы обусловлена требованиями образовательного стандарта РФ на современном этапе развития сферы общего и среднего образования. Выбранная тема является актуальной для разработки в рамках образовательного учреждения.

Cлайд 5

Технология использования информационно-коммуникационных средств обучения английскому языку как способ повышения эффективности учебного процесса «Весь мир - открытая задача. Решай - и ждет тебя удача…» А.А. Гин Цель: повышение эффективности обучения английскому языку Экономия времени Повышение интереса к изучению предмета Увеличение доли самостоятельного поиска знаний Организация самооценки знаний Обогащение содержания урока Организация интерактивного общения Реализация принципиально новых форм и методов обучения

Cлайд 6

Варианты применения информационных технологий Систематическое использование информационных технологий в качестве средств обучения. Фрагментарное использование информационных технологий. Реализация всего курса обучения при помощи компьютера 1 2 3

Cлайд 7

Интерактивные технологии, методы и приемы ИСУД Обучение в сотрудничестве Коммуникативный Метод проектов ИСУД

Cлайд 8

Cлайд 9

Cлайд 10

R E G L L I V E R P O O W E S T N G K A R O A O S C O T L A N D B N C H R F I E G A T W I N E A P L M K I C A N E D R O C L L E R A S A W R N O D O L G N H E N C O N S S T O N Hello, I am Englishman and I want to check your knowledge of my country and other English-speaking countries. The first question will be political: which government organization in USA presents the Supreme Legislative Power? The second one will be for music lovers: this city is famous for its world-known group consisted of 4 people. Usually, it is a genre of films with many cowboys, Indians, bandits, horses and shootouts, located on the Wild West. This animal is national symbol of Australia. One of the countries belonging to the UK. Good job, you have almost found all the words, but I think I missed something… That’s it! I forgot to introduce myself, but I am sure you know my name. So, what is it? I was absolutely sure that you know me. The next question is: what is one of two official languages in Canada? The longest mountains in the world, “backbone” of North America, Central America and South America. This is 2nd largest and busiest airport in Great Britain after Heathrow. The leaf of this tree is national symbol of Canada. What is the capital of USA? And what is the capital of Great Britain? I was glad to spend time with you puzzling out this crossword. Good luck and good bye!

Cлайд 11

Применение средств информационных технологий в процессе обучения английскому языку для: Языковой материал Виды речевой деятельности контроль Введение нового материала, его структурирование и обобщение Практическая отработка знаний в области грамматики и лексики Развитие навыков аудирования и чтения с различной степенью проникновения в текст Развитие диалогической речи Развитие навыков письма Проведение текущих и итоговых тестовых занятий Организация самостоятельных творческих заданий, проектов, переводов по домашнему чтению Автоматизация процесса обработки результатов Повышения эффективности Подготовка к ЕГЭ

Cлайд 12

Ожидаемые результаты: повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета; повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности; разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок; разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме; доклады, выступления на заседаниях педагогических советов, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта.

Cлайд 13

ПОЗИТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ФУНКЦИЙ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Организация КТД Диагностика учащихся и их семей Организация родительских лекториев Индивидуальная работа с учащимися и их родителями Работа с учителями -предметниками

Самым сложным, на мой взгляд, конкурсным мероприятием является самопрезентация. Кажется, невозможно рассказать о лучших своих качествах за 5 минут.

Как это было...

Итак, ребята, ваше творческое домашнее задание – написать сочинение-рассуждение на тему «Какой (или каким) я мечтаю увидеть себя в будущем». Желаю удачи!

Звенит звонок.

Здравствуйте! Мгновение – и предаюсь мечтам… Наверное, каждый человек задумывался над тем, что будет завтра. И каждому интересно, как повернётся его жизнь… Жизнь без мечты была бы скучна, бесцветна, безрадостна и просто бесполезна! Мечта – это крылья души… Мечтам все возрасты покорны. Жить – значит мечтать, любить, творить, действовать, побеждать, ценить, беречь, верить, чувствовать и ждать, что мечты обязательно сбудутся!

1.(Чарли Чаплин ) Я мечтаю… обладать каким-нибудь необычным талантом… Например, талантом перевоплощения, быть артистичной, неподражаемой, серьёзной и слегка ироничной, как… Чарли Чаплин (берёт трость ) – разносторонний мечтатель, сохранивший детскость, непосредственность, улыбку, чувство юмора и мудрость мысли.

2.(Королева ) Как и всякая женщина, я мечтаю стать королевой, быть во всём образцом и примером. А вот и символ королевской власти (трость превращается в скипетр )… Но королевой нужно родиться или хотя бы сына короля дождаться…(Полюбить – так королеву, Завоевать – так миллион… Для начала миллион ваших улыбок ).

3.(Гарри Поттер ) А ещё я мечтаю… изменить мир, сделать его счастливее и добрее. Но для этого мне нужна волшебная палочка, как у Гарри Поттера! Я, как и известный герой, мечтаю противостоять злу, совершать научные открытия, мечтаю быть такой же любознательной и интеллектуальной… Да и с логикой у меня всё в порядке: признаюсь, она дана мне при рождении – женская, железная, непобедимая.

4.(Санта Клаус ) Да, пока мы маленькие, невелики и наши мечты. Мы растём, и вместе с нами растут наши желания, стремления, цели…

Мечтаю в будущем путешествовать по миру за одну ночь (ударяет посохом ). Как Санта Клаус… Санта переносит меня в мир детства, мир сказки. Его появление всегда долгожданно. Он приносит праздник людям, он зажигает на пушистой ёлке и в нашей душе разноцветные огоньки жизни, радости и счастья. (Звучит музыка новогодняя, танцует вокруг ели ).

5.(Шерлок Холмс ) Санта Клаус окружает тайной, разгадать которую под силу разве что Шерлоку Холмсу. Хочу быть похожей на него. Быть такой же многогранной, наблюдательной, справедливой. Быть тонким психологом, исследователем в душе, как знаток человеческой психологии Шерлок Холмс, который иногда любил поиграть на струнах человеческой души (посох превращается в смычок , играет на воображаемой скрипке ). И так же, как Шерлок Холмс, по утрам есть овсянку…

6.(Мэри Поппинс ) …чтобы быть стройной, красивой, совершенной, как леди Совершенство (звучит музыка и открывается зонтик )… И как это бывает только в сказке, она появилась прямо из воздуха, ни на кого не похожая, прекрасная няня-волшебница. Она не просто лучше всех умеет готовить, одеваться, шить, танцевать, воспитывать детей… Она лишена недостатков и она сказочно красива…

Детские мечты, скажете вы. «Но кто никогда не был ребёнком, тот никогда не будет взрослым», – сказал Чарли Чаплин. Так что же я напишу…

Я мечтаю быть… учителем. Только Учитель может и способен совместить в себе все эти качества. Учитель, которому подвластно совершенным сделать мир!

Работа учителя никогда не считалась легкой. В современном, постоянно изменяющемся, мире учитель должен идти в ногу со временем, постоянно совершенствоваться и находить новые пути обучения.

Известно, что английский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Поэтому одной из основных задач считается повышение интереса к данному предмету, стремление разбудить в учениках творческие и интеллектуальные силы. Знание английского языка в современном мире является своеобразным окном в мир. Владея этим языком международного общения, можно достичь поставленных целей с помощью новых возможностей.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Проектная деятельность как средство повышения мотивации к изучению английского языка».

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат). Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Проектная технология сочетается с любым УМК и другими учебными средствами.

Основные цели, которые преследует метод проектов:

  • научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;
  • научить предвидеть минипроблемы, которые предстоит при этом решить;
  • сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;
  • получить навыки обработки информации;
  • сформировать навыки проведения исследований;
  • сформировать навыки работы и делового общения в группе;
  • сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

Когда я пришла работать в школу, первая проблема, с которой мне пришлось столкнуться, была мотивация учащихся. Я все чаще слышала вопрос: «А зачем мне нужен английский язык?». Обучающиеся должны видеть результаты своей работы, применять свои знания на практике. Таким образом, в процессе работы над проектом учащиеся ставят задачи, выдвигают идеи по решению проблемы, ведут поиск и анализ информации, делают выводы, но также воплощают свои задумки, реализуют свой потенциал, показывают и развивают способность к самостоятельной деятельности. В то время как учитель является куратором, помощником самостоятельной деятельности учащихся. Продукт, результат, который мы получаем, и является прекрасным показателем и наглядно демонстрирует для чего мы изучаем предмет.

Актуальность и перспективность опыта.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

При широком развитии сети Интернет и внедрения его в нашу жизнь, появилась проблема низкого навыка общения, невозможность получить развернутый и полный ответ ученика, отстраненность учеников на уроке и, что самое главное, потеря интереса и мотивации в изучении иностранного языка в школе. Новые технологии поменяли необходимость ученика в запоминании материала на простое копирование материала, тем самым замедляя развитие личности учащегося. Проектная деятельность же может заставить ученика думать, тем самым запоминая и осваивая материал.

В концепции модернизации российского образования способность учащихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные международные тенденции в области общего образования.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов в образовании. Самое решающее звено этой новации - учитель. Из носителя знаний и информации, учитель становится организатором деятельности, консультантом по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации с помощью современных информационных средств. Работа над учебным проектом позволяет выстроить близкие отношения между учащимися и учителем, при этом достигнуть главной цели в изучении иностранного языка: языковой компетенции.

Так же использование метода проектов в учебной деятельности на уроках иностранного языка позволяет решить следующие задачи:

  • приобщение к культуре страны изучаемого языка;
  • реализация процесса своей собственной культурной идентификации, обретения чувства принадлежности к культуре своей страны, усвоения ее ценностей;
  • расширение и углубление своих интересов, лексического запаса, обнаружение определенных пробелов в тех или иных областях знаний, развитие языковой догадки, но, прежде всего, расширение знаний в различных областях науки;
  • обучение навыкам совместного труда в коллективе (воспитание терпимости к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить компромиссы);
  • развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации.

Теоретическая база опыта.

  1. Вагина С.Г. Исследовательская деятельность учащихся на уроках гуманитарного цикла и его внеурочное время/ С.Г.Вагина, О.В.Гливинская, Я.в. Михайлюк//Исследовательская работа школьников. – 2012.-№1.-С.102-106
  2. Жоголева Е.Е. Развитие у педагогов компетенций руководителя учебных исследований учащихся/ Е.Е.Жоголева //Исследовательская работа школьников. – 2012.-№2.-С.7-16
  3. Николаева Л.С. Методические рекомендации по педагогическому сопровождению проектно-исследовательской деятельности учащихся/ Л.С.Николаева // Исследовательская работа школьников.=- 2013. №1.-С.85-98
  4. Новый Федеральный закон. Об образовании в РФ. – М.: Проспект, 2013.-160 с..
  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. – М., 2000. – 320 с.
  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. - (Стандарты второго поколения).
  7. Структура типа урока по ФГОС. Открытый класс [Электронный ресурс].- Сетевые образовательные сообщества.- Режим доступа: http://122.72.0.6www.openclass.ru/node/416175 Дата обращения 16.09.2014
  8. Фундаментальное ядро содержания общего образования: Проект / РАН, РАО. - М., 2007, с.32

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Организуя работу над проектом, я стараюсь соблюдать несколько условий:

1. Тематику проектов связываю как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания.

2. Учащихся ориентирую на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран (англо-говорящих).

3. В работу над проектом вовлекаю всех учащихся класса, предлагаю каждому задание с учётом уровня его языковой подготовки.

4. Предлагаемую проблему формирую так, чтобы ориентировать учащихся на привлечение фактов из смежных областей знаний (литература, музыка, природа и т.д.)

Характерной чертой проектной деятельности является многократная применяемость. Эта методика может быть использована на каждом уровне обучения. Например, на младшей ступени обучения, прорабатываю тему с глаголом «can» (мочь), дети могут принести игрушку или нарисовать героя мультфильма и рассказать, что может делать этот персонаж или по теме «Семья» ребёнок просто делает подписи на семейной фотографии. На средней ступени обучения он может написать рассказ о жизни своих родителей, а на старшей ступени ему по силам провести исследование по теме «The origin of my name».

При подготовке к заданию важно доступно объяснить цель и задачи проекта, можно дать план выполнения. Современные УМК уделяют достаточное внимание проектной деятельности. Приведу несколько проектов, которые мы выполняли по УМК Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой «Английский язык».

  1. Описать фотографию своей семьи. (6 класс)
  2. Описание животного. (6 класс)
  3. Глобальные проблемы: загрязнение окружающей среды, голод, неграмотность. (8 класс)
  4. Права и обязанности ученика. (8 класс)
  5. Решение семейных проблем. (9 класс)
  6. Войны и конфликты в современном мире. (9 класс)
  7. Представление любимого фильма. (10 класс)

Работу над проектом можно разделить на несколько этапов:

1 этап - подготовительный. Продумать, какие материалы и источники могут быть использованы, обсудить иллюстрации к слайдам, выбрать оптимальную форму презентации результатов, составить и обсудить примерный план работы.

2 этап - сбор информации. Один из самых важных этапов создания проекта. Обучающийся должен собрать информацию, выбрать нужную, скорректировать.

3 этап - оформление работы. Это может быть рисунок, презентация или макет, отражающий тему проекта.

4 этап – презентация и защита проектов. Заключительный этап работы, где ученики представляют и защищают свои работы.

Таким образом, несмотря на некоторые трудности, метод проектов весьма эффективен. Школьники приобретают навык вести исследовательскую работу. Во время подготовки проекта группа объединяется единой деятельностью, создаётся благоприятный климат общения. Школьник превращается в субъект учебного процесса, каждый поочерёдно становится центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже, статусе, внимании, уважении. На мой взгляд, проектная деятельность является одним из важнейших методов стимулирования учебной активности ребёнка.

Анализ результативности.

Проектная деятельность в совокупности с другими видами работы дает хорошие результаты подготовки, развивает творческие способности учащихся и позволяет увеличить интерес к иностранному языку. Так же, учащиеся показывают хорошие результаты в предметных олимпиадах, конкурсах исследовательских работ:

2014-2015 учебный год

Муниципальный уровень:

Пронина Анастасия, 11 А класс (призер)

Республиканский уровень:

Пронина Анастасия, 11А класс (призер)

Ионова Яна (III место) – Республиканский конкурс по английскому языку среди кадетов 10 классов Республики Мордовия 2015 г.

Бочкина Ксения (II место) – Республиканский конкурс по английскому языку среди кадетов 10 классов Республики Мордовия .

Пронина Анастасия (I место) - Республиканский конкурс по английскому языку среди кадетов 10 классов Республики Мордовия .

Диков Сергей – Диплом первой степени. Участник IX Всероссийской научно- исследовательской конференции учащихся «Живая культура: традиции и современность».

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

При создании проектов возникают трудности:

Материал в учебнике не всегда может быть интересен всем учащимся, поэтому нужно обязательно корректировать его;

Данный тип работы может быть недоступен некоторым категориям учащихся (работа с детьми с ОВЗ)

Распространение собственного педагогического опыта реализовано в выступлениях на педагогических советах, школьном методическом объединении учителей иностранного языка. Я считаю, чтобы быть хорошим учителем, нужно, прежде всего, совершенствоваться самому, поэтому регулярно посещаю семинары, посещаю курсы повышения квалификации, читаю статьи по методике преподавания иностранного языка. С моими наработками вы можете познакомиться на моем сайте