Программа развития внимания детей дошкольного возраста. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания. Съедобное - несъедобное

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Вниманию уделяли много времени в своих исследованиях многочисленные отечественные и зарубежные ученые (В. Вундт, Э.Б. Титченер, В. Джеймс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, А.Н, Леонтьев, П.Я.Гальперин, Л.С. Выготский и др.), каждый автор подходил к решению проблемы развития внимания с различной точки зрения.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, пока человек не заострит свое внимание на том, что воспринимает или делает. Хорошо развитое внимание - это одно из условий успешного развития и обучения ребенка. От того насколько сформированы механизмы внимания у детей дошкольного возраста, зависит будущее ребенка, его интеллектуальное развитие, успешность в учебной деятельности и т.д.

Таким образом, проблема тренировки внимания детей остается и по сей день актуальной проблемой в детской возрастной психологии.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети в возрасте 6 - 7 лет впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства, т.е. возникает так называемое произвольное внимание.

Возрастными особенностями развития произвольного внимания старших дошкольников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на задании, особенно если оно неинтересно и однообразно, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в старшем дошкольном возрасте весьма ограниченные. Перед воспитателями и родителями стоит сложнейшая задача - продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

Следовательно развитие произвольного внимания - важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.

Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности, такие как игры по правилам, конструирование и т. п. и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.

Учитывая, что одним из основных средств развития произвольного внимания является игра, выступающая как основной ведущий вид детской деятельности и как важнейшее условие общественного воспитания, особую роль в формировании произвольного внимания отведем играм с правилами, которые кроме повышения уровня развития основных качеств произвольного внимания содействуют воспитанию в детях волевых черт характера, активности, самостоятельности и целеустремленности.

В связи с этим моя педагогическая инициатива связана с разработкой коррекционно-развивающей программы по развитию внимания с использованием игр и игровых упражнений, которая способствовала улучшению таких характеристик как объем, концентрация, переключаемость внимания, повысила самостоятельность и активность детей, тем самым увеличила уровень развития целенаправленности дошкольников.

Работа по развитию произвольного внимания с помощью игр и упражнений помогает закреплять знания, развивать внимание, умение мыслить последовательно, рассуждать. Всё это пригодится в дальнейшем при обучении в школе.
Что говорит об эффективности проведенного нами эксперимента.

Наша гипотеза о том, что развитие произвольного внимания дошкольника будет эффективным в том случае, если его формирование будет происходить в различных играх, подтвердилась. Мы доказали, что игра может являться средством развития произвольного внимания детей дошкольного возраста.

Предполагаемый результат реализации программы в том, что дети с нарушенным вниманием научаться контролировать, полученный результат, имеют возможность развивать познавательные интересы, а также повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников.

Методические рекомендации: дидактический материал предназначен детям от 5 - 7 лет. Игры могут быть использованы педагогами, а так же для индивидуальной работы родителей и детей. Игры предназначены для ознакомления детей с математикой, логикой, для развития произвольного внимания. Они могут превратить занятия в увлекательную игру.

Программа «Развитие произвольного внимания дошкольников»

Коррекционно-развивающее занятие

ТЕМА:

Программа развития внимания

Подготовила:

студентка 5 курса, 502 группа

факультета психологии

заочного отделения

г. Челябинск 2009 г.

Цель: развитие внимания младших школьников

1.Обучить учащихся упражнениям по развитию внимания;

2. Получение знаний о способах развития внимания.

3. Воспитание внимательного отношения к учебе.

Время проведения программы:

– 10 групповых занятий, продолжительность каждого занятия составляет 45 минут;

– частота встреч: два раза в неделю;

– численность участников: 12 - 15 человек;

– возраст участников: 8 лет.

Материалы: лист бумаги для записей, ручка.

Ход занятия:

1.Организационный момент

2.Основная часть

3.Заключительная часть - получение обратной связи.

Программа проведения коррекционной работы

Планируя коррекционную деятельность необходимо рассмотреть существующие методики, отобрать наиболее подходящие. При этом необходимо учесть возраст испытуемых, так как, коррекционная программа не должна быть утомительной, скучной.

Роль ведущего в программе состоит в создании благоприятного психологического климата в группе, способствующего поведенческим изменениям. Взаимодействие ведущего и группы в первую очередь предполагает равенство психологических позиций. Очень важно, чтобы учащиеся изменили восприятие психолога как «взрослого», стали относиться к нему как к члену группы. Умение стать на позицию «рядом» приходит с опытом, но все, же необходимым условием «пристройки» к младшему школьнику является способность ведущего принять каждого участника, всю группу в целом такими, какие они есть.

Следует отказаться от роли судьи, то и дело выносящего свои оценки-приговоры.

Другим важным условием взаимопонимания и поддержкиявляется способность ведущего к эмпатическому пониманию. Суть эмпатического понимания состоит в умении показать свойэмоциональный отклик, используя вербальные и невербальные средства общения и проявляя при этом искренность и естественность.

Ведущий группы с самого начала знакомит участников с принципами работы. Он стремится к тому, чтобы эти принципы последовательно осуществлялись учащимися, превращаясь в нормы группы. Реализация этих принципов - норм необходима для защиты участников от негативного группового опыта, возможных травматических переживаний.

Принципы поведения участников группы.

1. Добровольность участия заключается в том, что каждый участник самостоятельно принимает решение работать в группе, так как он должен быть личностно заинтересован в собственных изменениях. Нельзя принуждать или обязывать посещать группу, так как нельзя заставить человека измениться, если он сам этого не хочет.

2. Здесь и теперь. Нельзя вне занятий обсуждать, то, что мы узнаем друг о друге на занятиях, и то, как разные ребята ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться тайной.

3. Уважение другого заключается в доброжелательности друг к другу, взаимном доверии. Не существует правильных или не правильных ответов. Правильный ответ - тот, который на самом деле выражает твое мнение.

4. Принцип конфиденциальности заключается в анонимности рассказываемых ситуаций, случаев из жизни. Можно с посторонними обсуждать свои мысли, чувства и поведение в группе, но не мысли и чувства других членов Лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь. Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не попросит.

5. Откровенность и искренность. В группе необходимо быть искренним и не скрывать своих чувств, даже если они кажутся «неприличными». Если клиент испытывает симпатию или, наоборот, неприязненное чувство к какому-нибудь участнику группы, надо сказать об этом. Нельзя говорить неправду. Если кто-нибудь не хочет о чем-то говорить, то ему следует просто отказаться от высказывания.

6. Отказ от использования «ярлыков». Участники группы должны стремиться к пониманию, а не к оценке. Оценки - это ярлыки, которыми мы обозначаем человека в целом. Вместо того чтобы глобально оценивать личность человека, лучше говорить об отдельных ее аспектах, о поведении. Тогда можно избежать оскорблений и унижения достоинства другого человека.

7. Толерантность. Участники должны с терпимостью относиться ко всём откровенным суждениям других участников группы, хотя содержание этих суждений может не соответствовать их собственным убеждениям и их собственной морали. Каждая группа может вырабатывать и другие нормы, специфичные для нее.

8. Контроль поведения. Этот принцип выражается в формулах: «Обо всем можно говорить, но не все можно делать». Во время специальных групповых занятий иногда позволяется или поощряется реализация своих чувств, но только при условии контроля.

9. Правило «Стоп». Каждый участник имеет право без каких-либо объяснений остановить любой разговор, касающийся его личности. Остальные члены группы обязаны уважительно отнестись к его просьбе. Это право дает участникам уверенность и чувство самозащиты против давления группы. Обладание этим правом приводит к тому, что к нему прибегают очень редко.

Принципы организации встреч.

1. Принцип активности. В ходе занятия подростки вовлекаются в совершенно особый вид активности. Как правило, это специально разработанные действия. Активность возрастает, если членам группы дается установка на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент. Особенно эффективны те действия и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам.

2. Ответственность.Каждый участник группы берет на себя ответственность за других членов группы. Он принимает обязательство не пропускать занятия и не бросать группу. Но если напряжение станет невыносимым, и желание покинуть группу перевесит желание освободиться от своих проблем, то участник группы должен сообщить о своем решении, а не исчезать без предупреждения.

3. Принцип исследовательской творческой позиции заключается в том, что участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, свои личные ресурсы, особенности.В группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность. Реализация этого принципа вызывает сильное сопротивление со стороны участников. Преодолеть его помогают ситуации, позволяющие участникам осознать важность и необходимость формирования у них готовности и в дальнейшем, после окончания формирующего мероприятия, экспериментировать со своим поведением, творчески относиться к жизни и к самому себе.

4. Принцип объективации (осознания) поведения. В процессе занятий поведение подростков переводится с импульсивного на объективный уровень, позволяющий производить изменения. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь, то есть выраженная словами или действиями реакция на слова, мысли или действия человека.

5. Принцип партнерского общения. Партнерским общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.

Организационный момент

Педагог – психолог: Здравствуйте, меня зовут Мария Сергеевна сегодня, я буду проводить с вами занятие.

Основная часть

Занятие 1. «Знакомство с участниками группы»

Цель: познакомить с целями и задачами программы, объяснение понятия групповой работы, сплотить участников группы, использование обучающего эффекта группового взаимодействия, создание единого психологического пространства и системы обратной связи.

Упражнение № 1 «Картинки-загадки»

Цель: развитие свойств внимания.

Ведущий предлагает выбрать одного водящего, остальные – садятся на стулья, они должны угадывать.

Из коробки учащийся - ведущий достает картинку с изображением животного, не показывая ее остальным детям, описывает предмет, нарисованный на картинке. Дети из группы отгадывают, что изображено на картинке.

Упражнение № 2 «Числа»

Ведущий раздает бланки с цифрами.

Учащиеся карандашом ищут и вычеркивают цифры за 1 минуту.

Упражнение № 3 «Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Учащиеся сидят на стульях. По команде ведущего дети выполняют определенное движение руками.

Упражнение № 4 «Рефлексия»

Цель: самоанализ занятия.

Учащимся предлагается в своих рабочих тетрадях письменно ответить на следующие вопросы: что тебе понравилось больше всего? Какое задание было самым трудным? Чем бы ты хотел заняться на следующем занятии?

Занятие 2. «Развиваем внимание»

Цель: развития различных свойств внимания.

Упражнение № 1 «Профессии»

Цель: развитие концентрации внимания.

Ведущий по – очереди бросает участникам мячик и кратко описывает профессии людей. Участники отгадывают профессию и бросают мячик ведущему.

Упражнение № 2 «Гласные буквы»

Цель: тренировка избирательности внимания.

Ведущий предлагает обводить кружочками гласные буквы. На выполнение задания отводится 1 минута.

Внимание — это наше всё. Без внимания нас обсчитают в магазине и без него же нас собьёт грузовик на переходе. А за вождение автомобиля я вообще молчу. Вся наша жизнь зависит от нашего внимания.

С годами всё становится ещё хуже — внимание притупляется, рассеивается. И что-же Вам делать? Конечно тренировать его. Благо, есть для этого замечательная, бесплатная программа для развития внимания . Она поможет Вам избежать всех тех ужасов перечисленных выше.

Программу для развития внимания даже нет необходимости устанавливать. Достаточно просто скачать её и вывести ярлык на рабочий стол.

Программа для развития внимания

Распаковали архив и нашли папку …

Зашли в неё и видим ярлык…



Можно кликнуть на него мышкой и сразу приступить к тренировке внимания. А можно нажать на нём Правой кнопкой мышки и в появившемся меню выбрать…

Тем самым Вы сделаете на рабочем столе ярлык к программе для развития внимания.

Вот, собственно и всё. Будьте внимательны!

Не стесняемся - делимся полезной новостью с помощью красивых социальных кнопочек (вверху справа, на плавающей панели сайта)

Коррекционно-развивающая программа

для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

«Стань внимательным!»

Коррекционно развивающая программа «Стань внимательным!» разработана для детей с СДВГ и направлена на:

Коррекцию нарушений внимания, самоконтроля;

Развитие произвольного внимания, навыков самоконтроля, двигательной и эмоциональной сфер.

Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его большой социальной значимостью. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Совершенно очевидно, что в фокусе научных проблем синдрома дефицита внимания/гиперактивности концентрируются интересы различных специалистов - педиатров, педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов.

Усилия специалистов должны быть направлены на своевременную диагностику и коррекцию СДВГ.

Участники программы.

В программе участвуют дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с СДВГ или элементами гиперактивности и нарушениями произвольного внимания.

Цели и задачи программы.

Цель: развитие произвольного внимания, контроля над импульсивностью и управления двигательной активностью.

Задачи программы:

Корректировать негативные эмоции и способствовать снятию психоэмоционального напряжения у детей;

Совершенствовать произвольность и самоконтроль;

Обучать детей способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

Развивать устойчивость внимания, умение произвольно переключать и концентрировать внимание.

В качестве методологических основ программы выступают общеметодологические принципы - принципы системного подхода, деятельностного подхода, гуманистического подхода.

В качестве методической основы взяты методическое пособие Арцишевской И. Л. “Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду” – М.: Книголюб, 2005. – 64с., программы Богатиковой Л. А., Плотниковой Т.М., Хухлаевой О.В, Хухлаевой О.Е., Первушиной И.М., Князевой О.Л., материалы сайта adalin .ru .

Необходимость введения данной программы обусловлена запросом родителей, ростом числа детей с СДВГ в психологической практике.

Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие внимания, контроля над импульсивностью, а также психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. Игры и упражнения предыдущих занятий повторяются на последующих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала.

Участие в программе «Стань внимательным!» детей с ярко выраженными органическими нарушениями центральной нервной системы противопоказано.

Занятия с ребёнком проводятся с письменного согласия родителей.

Ресурсы, необходимые для реализации программы.

    Специалисты, реализующие программу должны иметь высшее психологическое или педагогическое образование, опыт индивидуальной коррекционной работы с дошкольниками и младшими школьниками. Специалистами должны быть знакомы техники психогимнастики и телесно-ориентированной терапии, элементы гештальттерапии и юнгианского подхода.

    Специалисты должны быть обеспечены методической литературой по проблеме СДВГ.

    Материально - техническая оснащенность. Отдельное помещение (кабинет) для индивидуальной консультационной работы, обеспеченный необходимыми пособиями, игрушками, канцелярскими принадлежностями.

    Обеспеченность доступа в Интернет.

Структура и содержание программы.

Проведение программы включает в себя три этапа.

Программа состоит из 10 занятий, которые проводятся с регулярностью один раз в неделю (курс рассчитан на 2,5 – 3 месяца). Занятия проводятся индивидуально или в группе. Длительность каждого занятия 25-40 минут. Каждое занятие включает в себя следующие игры и упражнения:

1. для развития произвольности;

2. для развития внимания и памяти;

3. для развития моторики и координации движений;

4. для нормализации мышечного тонуса.

В начале проведения программы (занятие 1), в середине (занятие 6) и по окончании проведения программы (занятие 10) проводится индивидуальная диагностика уровня развития слуховой и зрительной памяти по методу воспроизведения слов и рисунков, а также диагностика продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания с помощью колец Ландольта (см. Приложение 1).

Сравнение показателей по результатам тестирования, качеству прохождения повторяющихся заданий и результатам наблюдения за ребёнком на различных этапах участия ребёнка в программе является показателем успешности и эффективности данной программы.

В результате реализации программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Учебно-тематический план занятий

занятия

Задачи

Кол-во часов

Формы работы

Методическое обеспечение

Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

1. Знакомство. Игра «Что изменилось»

2. Методика “Дифференцировка”.

3. Игра “Волшебное слово”.

5. Упражнение “Насос и мяч”.

6. Диагностика внимания и памяти проводится индивидуально.

Бланк-задание “Кольца Э.Ландольта”, 5-7 игрушек, 10 рисунков, карточка «10 слов»

Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, снятию психоэмоционального напряжения, развитию согласованности движений.

25 мин

1. Методика “Дифференцировка”.

2. Игра “Будь внимательным”.

3. Игра "Маленький жук"

5. Упражнение “Дерево”.

Карточка с 16 полями и нарисованным или игрушечным жуком.

Создать благоприятные условия для развития произвольности и самоконтроля, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

1. Игра “Съедобное, не съедобное”.

2. “Внимание – рисуй”.

3. Игра «Птица - не птица».

4. Картинки "Найди отличие".

5. Упражнение на дыхание.

6. Упражнение “Пальчики”.

Рисунок. Лист белого цвета, карандаши, мяч.

Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, речи и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

1. Игра “Запретное движение”.

2. Игра “Волшебное слово”.

3. Игра «Только об одном»

4. Методика «Дифференцировка»

5. Упражнение на дыхание.

6. Упражнение на расслабление.

Игрушки.

Создать благоприятные для развития речи ребенка, внимания, воображения, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

1. Игра "Молчу - шепчу - кричу"
2. Упражнение на развитие устойчивости и переключения внимания.

3. Игра «Речка-берег»

4. Упражнение на дыхание.

5. Упражнение на расслабление “Снеговик”.

Игрушки, верёвка или шнур

Содействовать развитию мелкой моторики ребенка, развития внимания, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

1.Игра “Волшебное слово”.

2.Игра «Потеряшки».

3. Дыхание с задержкой на вдохе.

4. Упражнение “Насос и мяч”.

5. Диагностика внимания и памяти проводится индивидуально.

Бланк-задание “Кольца Э.Ландольта”,10 рисунков, карточка «10 слов», игрушки, рисунки, карандаши

Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, содействовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

1. Игра "Пуговица".

2. Игра «Топ-хлоп».

3. Игра «Запомни и повтори движения».

4. Дыхательное упражнение.

5. Упражнение “Пальчики”.

Две карточки с 12 полями, 2 набора пуговиц

Создать благоприятные условия для развития внимания, мышления, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

1 Игра “Съедобное, не съедобное”.

2 Игра «Замри»

3. Упражнение "Раскрась вторую половинку".

4. Упражнение “Запомни и повтори движения”.

5. Упражнение на дыхание.

6. Упражнение “Лодочка”.

Мяч, рисунки, закрашенные наполовину, карандаши

Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

1. Игра “Море волнуется раз”.

2. Упражнение “Соедини по порядку”.

3 Игра “Раз-два-три-говори!”.

4. Упражнение на дыхание.

5. Упражнение на расслабление “Шалтай-болтай”.

Бланки с точками – 3–4 шт., картинки или карточки лото 6-7 шт.

Содействовать развитию внимания у ребенка, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

1.“Дифференцировка”.

2. Работа с симптомом

3. Упражнение на дыхание.

4. Упражнение на расслабление “Снеговик”.

5. Диагностика внимания и памяти проводится индивидуально

диагностический набор игрушек, Бланк-задание “Кольца Э.Ландольта”,10 рисунков, карточка «10 слов»

Психологические методики и технологии, психолого-педагогический

инструментарий.

Занятие 1.

    Игра, развивающая внимание «Что изменилось?»

Поставьте на стол 3-4 игрушки и дайте ребёнку рассмотреть их 1-2

минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется, спросите его, что изменилось.
Игру можно усложнить: увеличить количество игрушек до 5-7, ставить похожие игрушки (например, 3 игрушки из 5 – немного отличающиеся друг от друга машинки), не убирать ни одной игрушки, а поменять 2 из них местами. Еще один вариант – не убирать игрушку, а, наоборот, добавить. И спросить: Кто новый появился?», «Кто пришел?».

Можно превратить эту игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди. Для этой игры можно использовать не только игрушки, но и карточки с изображением животных, овощей.

Источник: (Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994).

2. Техника «Дифференцировка»

Предложена Ф. Перлзом в рамках гештальтпсихологии. Осознавание должно происходить на трех уровнях: осознавание внешнего мира (что я вижу, слышу), внутреннего мира (эмоции, телесные ощущения), а также мыслей.

Психолог задает следующие вопросы, на которые должен ответить клиент:

    Что ты видишь?

    Что ты слышишь?

    Какой вкус ты ощущаешь?

    Какой запах?

    Какие ощущения в руках, ногах, теле?

    Что ты чувствуешь (какое у тебя настроение)?

    Что ты хочешь?

    О чем ты думаешь?

    Что ты будешь делать?

Этот эксперимент выполняет несколько функций. Во-первых, он позволяет усилить, обострить ощущение настоящего; Перлз описывает ситуации, когда после использования этой техники клиенты говорили о том, что мир для них стал реальнее и ярче. Во-вторых, этот эксперимент помогает осознать способы, с помощью которых человек убегает от реальности (например, воспоминания или фантазии о будущем). В-третьих, монолог - осознавание является ценным материалом для терапии. В работе с СДВГ важность этой техники содержится ещё и в возможности развивать произвольность внимания, его концентрацию.

(Л. Бурлачук, А. Кочарян, М. Жидко. Психотерапия.Учебник для ВУЗов.- СПб.: Питер, 2009, 496 с.; Семинар по работе с алекситимией ).

3. Игра “Волшебное слово”.

Игра для развития внимания у гиперактивных детей.

Дети обычно очень любят эту игру, так как в ней взрослый оказывается в положении ребенка, которого приучают быть вежливым.

Спросите у ребенка, какие он знает «волшебные» слова и почему они так называются. Если он уже достаточно овладел этикетными нормами, то сможет ответить, что без этих слов просьбы могут выглядеть как грубый приказ, поэтому людям не захочется их выполнять. «Волшебные» слова показывают уважение к человеку и располагают его к говорящему. Сейчас в роли такого говорящего, пытающегося добиться исполнения своих пожеланий, будете выступать вы. А ребенок будет внимательным собеседником, чувствительным к тому, сказали ли вы слово «пожалуйста». Если во фразе вы его произносите (например, говорите: «Подними, пожалуйста, руки вверх!»), то ребенок выполняет вашу просьбу. Если вы просто говорите свою просьбу (например, «Хлопни три раза в ладоши!»), то ребенок, приучающий вас к вежливости, ни за что не должен выполнять это действие.

Примечание. Эта игра развивает не только внимание, но и способность детей к произвольности (выполнению действий не импульсивно, просто потому, что сейчас этого хочется, а в связи с определенными правилами и целями). Эта важная характеристика считается многими психологами одной из ведущих при определении того, готов ли ребенок к обучению в школе.

(http://www.psychologos.ru/articles/view/volshebnoe_slovo._igra).

4. Дыхание с задержкой на вдохе.

Дыхание с задержкой на вдохе (выдохе) - сначала в собственном, затем в установленном ритме. Выполняется сидя на полу “по-турецки” или стоя на коленях, ладони кладутся на область диафрагмы.

6. Упражнение “Насос и мяч”.

Игра для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации) у гиперактивных детей.

Встаньте напротив друг друга. Игрок, изображающий мяч, должен стоять с опущенной головой, вяло висящими руками, согнутыми в коленях ногами (то есть выглядеть как ненадутая оболочка мяча). Взрослый тем временем собирается исправить это положение и начинает делать такие движения, как будто в его руках находится насос. По мере увеличения интенсивности движений насоса «мяч» становится все более накаченным. Когда у ребенка уже будут надуты щеки, а руки с напряжением вытянуты в стороны, сделайте вид, что вы критично смотрите на свою работу. Потрогайте его мышцы и посетуйте на то, что вы перестарались и теперь придется сдувать мяч. После этого изобразите выдергивание шланга насоса. Когда вы это сделаете, «мяч» сдуется настолько, что даже упадет на пол.

Примечание. Чтобы показать ребенку пример, как играть надувающийся мяч, лучше сначала предложить ему побыть в роли насоса. Вы же будете напрягаться и расслабляться, что поможет и вам отдохнуть, а заодно и понять, как действует этот метод.

(Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.).

6. «Кольца Ландольта».

Методика «Кольца Ландольта» является универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания людей разного возраста: от детей пяти-шестилетнего возраста до взрослых людей, получая сравнимые и преемственные показатели. Настоящая методика представляет собой модификацию корректурной пробы Б. Бурдона и основана на кольцах французского офтальмолога Ландольта (Е. Landolt).

Определение продуктивности и устойчивости внимания

Методические рекомендации. Процедура ведения опыта такая же, как и при использовании корректурной пробы Бурдона–Анфимова. Кольца Ландольта желательно предъявлять величиной примерно равной высоте строчной буквы. Время выполнения задания - 5 минут.

Для оценки устойчивости, распределения и переключения внимания можно использовать один и тот же бланк с кольцами Ландольта, обращаясь при каждом новом задании к той его части, которая при выполнении прежнего задания осталась незаполненной (можно, например, продолжать просматривать бланк или перевернуть его на 180°). Обработка и анализ результатов осуществляется так же как и в методике «Корректурная таблица Бурдона–Анфимова».

Оснащение эксперимента. Бланк «Кольца Ландольта», секундомер, протокол, ключ.

Инструкция: «Будьте внимательны и работайте как можно быстрее. Вам необходимо внимательно, просматривая кольца по рядам слева направо, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный слева (или в другом определенном месте) и зачеркивать их. По команде «Черта!» поставьте вертикальную черту в том месте бланка, где Вас застала эта команда и продолжайте работу».

Обработка. При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных и вычеркнутых испытуемым, а также количество ошибок, допущенных в процессе работы, как за исследуемые временные промежутки работы, так и за все время, в течение которого продолжался психодиагностический эксперимент.

При диагностике слуховой и зрительной памяти ребёнку предъявляются для запоминания соответственно 10 слов и 10 рисунков.

Занятие 2.

    Техника «Дифференцировка» (см. Занятие 1)

    Игра «Будь внимательным»

Цель: развитие внимания, общей и мелкой моторики.

Ход игры: взрослый предлагает поиграть, обращает внимание на руки и говорит: «Наши ручки умеют стучать, как молоточки «тук-тук-тук» (стучит кулаком по столу), затем другой рукой хлопает по столу «хлоп-хлоп-хлоп», ребром ладони и производит другие движения, ребенок повторяет.

(Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – М.: Владос, 2008. – 256 с.).

3. Игра "Маленький жук"

Ход работы: «Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!» Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук". (Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле). ( ).

4. Упражнение «Солдат и тряпичная кукла».

5. Упражнение “Дерево”.

Критерии оценки достижения планируемых результатов.

Повышение уровня развития внимания и памяти (см. приложение 1);

Повышение объёма дифференцируемой информации по методике «Дифференцировка»;

Уверенное освоение дыхательных и релаксационных техник.

Программа была апробирована на базе МБОУ центра диагностики и консультирования города Тамбова со 2 декабря 2013 г. по 28 февраля 2014 г. В работе приняли участие 10 человек, с которыми проводились как групповые, так и индивидуальные занятия.

Администрация МБОУ центра диагностики и консультирования производила эффективный внутренний контроль за реализацией программы, тщательно отслеживая наличие и качество заполняемой документации, посещая групповые, а также индивидуальные занятия с детьми (фото занятий представлены в Приложении 2).

Список литературы:

    Арцишевская И. Л. “Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду” – М.: Книголюб, 2005. – 64с.

    Афонина А.В., Груздева Н.В. «Пойми меня и действуй правильно!»: Методическое пособие для психологов, педагогов и родителей - Иваново, 2005.

    Болотовский Г. В., Чутко Л. С., Кропотов Ю. Д. Гиперактивный ребёнок: лечить или наказывать. СПб.: 2004.

    Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:Психотерапия, 2008. – 208 с.

    Л. Бурлачук, А. Кочарян, М. Жидко. Психотерапия. Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2009, 496 с.

    Гиперактивный ребёнок. Как найти общий язык с непоседой / Гульнара Ломакина., Москва, Центрполиграф, 2009.

    Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.

    Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М., 2005.

    Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребёнка. М.: НИИ семьи,1997.

    Лютова Е.К. Монина Г.Б Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми – М., Генезис – 2000.

    Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – М.: Владос, 2008. – 256 с.

    Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. М.: Знание, 1998.

    Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.

    Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. СПб.: Иматон, 1997.

Приложение 1

Результативность представлена в виде диаграмм, отражающих

динамику развития памяти и внимания:

Игры с детьми в рамках программы «Стань внимательным!»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 города Белово»

Утверждаю

__________________

Директор МОУ СОШ № 8

Рабочая программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 –3 классы)

2012-2013 учебный год

Составила

педагог-психолог

Мифтахова Н. Н.

Обсуждено на городском МО Рассмотрено на МС

Протокол № 1 Протокол № 1

31.08.2012г 31.08.2012г

Пронькина Т.А. ______________ Журбич О. В.

Руководитель МО председатель МС

Составитель программы: Мифтахова Наталья Николаевна.

Программа направлена на коррекцию и развитие внимания учащихся младшего школьного возраста (2 – 3 классы).

Программа предназначена для работы школьного психолога с детьми

8 – 9 лет.

Пояснительная записка 4

Тематическое планирование 6

Календарно – тематический план 7

Ключевые слова 9

Список литературы 10

Пояснительная записка

Внимание это направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном. Существенные изменения наблюдаются в качественных характеристиках внимания. В младшем школьном возрасте внимание ребенка становится произвольным, однако это происходит не сразу. Довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Вместе с этим происходит развитие и определенных свойств внимания ребенка, таких, как объем и устойчивость, переключаемость и концентрация, а также произвольное внимание.

Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды, образуются устойчивые сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Недостаточный уровень развития внимания и как следствие возникновение отклонений развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе не успешности школьников, особенно в младших классах. Учебные задания содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринуждённым. И чтобы справиться со всем этим нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле.

Цель: Формирование оптимального уровня произвольности внимания, как возрастно-психологического новообразования в младшем школьном возрасте.


Задачи:

· сформировать у ребенка умение контролировать свою деятельность развить основные свойства внимания;

· объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение и избирательность;

· развить основные виды внимания: слуховое и зрительное.

Форма проведения :

Занятия проходят в группах по 6-8 человек. Занятия проводятся во второй половине дня, после основной учебной нагрузки. Занятие длится 30 мин. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Цикл включает в себя 8 занятий. Повторение цикла возможно 2 раза в год.

Перед началом цикла и его окончанием предполагается диагностика детей.

Средства проведения : Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию основных свойств внимания.

Форма занятий : каждое занятие состоит из трех частей: разминка (1-2 упражнения), основная (2-3 упражнения) и заключительная (1 -2 упражнения).

Приветствие и прощание детей, носят ритуальный характер, могут видоизменяться и выбираться самими детьми.

Ожидаемые результаты:

У детей сформируется умение контролировать свою деятельность.

Разовьются основные свойства внимания.

Разовьются основные виды внимания.

Тематическое планирование для 2, 3 классов.

п/п

Наименование разделов и тем

Кол.

часов

В том числе.

Форма контроля

Тео.

Пр.

Диагностика внимания.

Итоги диагностики.

“Давайтепознакомимся” .

Игры и упражнения, групповые занятия.

“Мывсезамечаем!” .

“Фигароздесь, Фигаротам”.

“ Стойкийоловянныйсолдатик” .

“ Смотри- несмотри” .

“Подведемитоги”

Повторная диагностика

внимания

Итоги диагностики.

Календарно – тематический план.

Примерные сроки

Название темы

Кол-во часов

Примечание

12.11.12

Диагностика внимания

19.11.12

“Давайтепознакомимся” .

26.11.12

“Мывсезамечаем!” .

3.12.12

“Фигароздесь, Фигаротам”.

10.12.12

“ Стойкийоловянныйсолдатик” .

17.12.12

“ Смотри- несмотри” .

24.12.12

“Подведемитоги”

27.12.12

Повторная диагностика

внимания

Итого:

Занятие 1. «Диагностика».

Проводится первичная диагностика внимания детей.

Занятие 2. “Давайте познакомимся”.

Создать атмосферу психологического комфорта в группе, снять напряженность, познакомиться ведущему с детьми.

Занятие 3. “Мы все замечаем!”

Развитие концентрацию, объём и распределение внимания.

Занятие 4. “Фигаро здесь, Фигаро там”.

тренировать переключение и распределение внимания.

Занятие 5. “ Стойкий оловянный солдатик”.

Развивать объем, концентрацию и устойчивость зрительного и слухового внимания.

Занятие 6. “ Смотри- не смотри”.

Тренировать переключение, распределение и избирательность внимания.

Занятие 7. “Подведем итоги”.

Рефлексия членов группы, повторение и закрепление материала.

Занятие 8. «Диагностика».

Мониторинг.

Ключевые слова.

1. Внимание;

2. Виды внимания;

3. Фигаро;

4. Акустики;

5. Ритуал;

6. Пишущая машинка;

7. Стихия;

8. Оловянный солдатик.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ануфриев А. Ф. и др., Как преодолеть трудности в обучении детей, М., 2001

2. Валкер Д., Тренинг разрешения конфликтов для начальной школы, СПб, 2001

3. Гаврина С. Е. и др., Развиваем внимание (рабочая тетрадь), М., 2003

4. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1987

5. Самоукина Н. В., Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. – М., 1993

6. Битянова М. Р. и др. Работа психолога в начальной школе. – М.: Генезис, 2001. – 352 с.

7. Локалова Н. П. Уроки психологического развития в начальной школе//Начальная школа. – 1998. - №36. – с. 1 – 12.

8. Майорова Н. П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины. – СПб.: Знание, 1998. – 216 с.

9. Лубовский Д. В. Психодиагностические методы в работе с учащимися 1-2 –х классов. – М., 2004

II . План развивающих занятий

Занятие 1. “Давайте познакомимся”

Цель занятия: создание атмосферы психологического комфорта в группе, снятие напряженности, знакомство ведущего с детьми.
Вступление . Научить ритуалу приветствия в группе – дети стоят в кругу. Начиная с ведущего, передают по кругу рукопожатие (слева направо). Узнают имена членов группы.

Игра “Дракон, кусающий свой хвост”

Цель- снятие напряжения, скованности.

Дети встают в цепочку. Держат друг друга за пояс. Ведущий показывает, кто “голова”, а кто “хвост”. Задача “хвоста” убежать от “головы” и не порвать цепочку. Игра проходит под музыку. Через 2 мин. голова и хвост меняются ролями.

Игра “Марш в угол!”

Цель - познакомить членов группы друг с другом.
Стимульный материал для игры:
Кто родился в Белово, а кто в другом городе?
У кого есть родные братья и сестры, а у кого нет?
Кто любит ходить в школу, а кто нет?
У кого дома есть питомец, а кого нет?
Ктоходит в кружок, а кто нет?

Объяснить детям, что группа сейчас все время будет делиться на две части по разным признакам. Задается вопрос “Кто родился в Петербурге марш в правый угол”, “кто родился в другом городе – марш в левый угол” и. т.д.
После каждого деления просим детей замечать, кто с ними в группе. Можно предложить детям самим задать вопрос группе.
По окончании в кругу вспоминаем, кто, где родился, у кого есть собака и пр.

Выход из занятия. Спросить у детей, что им больше всего понравилось. Научить ритуалу прощания группы – все встают в круг, берутся за руки и хором говорят “до свидания!”.

Занятие 2. “Мы все замечаем!”

Цель занятия: увеличение объема внимания, развитие концентрации внимания.

Ритуал приветствия.

Упражнение “Чего не хватает?”

Цель – усиление концентрации внимания.
Стимульный материал для упражнения: 2 набора “найди отличия”.
Дети делятся на две команды. Каждая команда получает по 2 рисунка и задание: найти в них отличия. Время выполнения 3 мин.

Игра “Акустики”

Цель – развитие способности концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Дети садятся в круг. Ведущий дает задание: ”Закройте глаза и внимательно слушайте, что происходит в коридоре”. Через минуту происходит опрос. Затем слушаем, что происходит в кабинете. Затем, чтопроисходитзаокном.

Игра “Зоопарк”


Стимульный материал для игры: поле из 12 клеток (лист А4) и набор карточек с животными (12 шт.)
Задача детей запоминать, в какой клетке живет, какое животное. Предъявляется поле с 4 животными (на 30 сек). С каждым показом число животных увеличивается.
Ритуал прощания.

Занятие 3. “Фигаро здесь, Фигаро там”.

Цель занятия: тренировка переключения и распределения внимания.
Ритуалприветствия.

Упражнение “Квадрат”

Цель – тренировка распределения зрительного внимания.
Стимульный материал для упражнения: поле из 12 клеток (лист А4), бумага, пишущие принадлежности.
Детям предъявляется поле, на котором в случайном порядке расставлены числа от 1 до 16. Задача детей как можно быстрее расставить числа в возрастающем порядке. Задание выполняется индивидуально на своем листе. Тот, кто закончил, показывает ведущему. После первых трех правильных ответов игра останавливается.

Игра “Пишущая машинка”

Цель – тренировка активного внимания.
Каждому ребенку присваивается одна буква. Ведущий называет слово. Если в этом слове есть буква, которая ему присвоена, ребенок должен выйти к доске.
Слова для игры: еж, дом, папа, цирк, каша, рама, рука, вода, бык, герб, заря, сон.
Буквы: е, ж, д, о, м, п, а, ц, и, р, к, ш, у, в, б, ы, г, з, я, с, н.

Упражнение “Четыре стихии”

Цель – развитие слухового внимания, связанного с двигательной координацией.
Дети слушают ведущего, а затем повторяют вместе с ним, какие движения соответствуют каким командам.
Далее дети начинают бегать по кругу, но как только звучит команда, застывают в определенной позе. Невнимательныевыбывают.

команда

Движениеруками

Земля

Опускаем руки вниз

Вода

Вытягиваем руки вперед

Воздух

Поднимаем вверх

огонь

Прижимаем к груди

Ритуал прощания.

Занятие 4.“ Стойкийоловянныйсолдатик”

Цель занятия: развитие объема, концентрации и устойчивости зрительного и слухового внимания.
Ритуалприветствия.

Упражнение “ Будьвнимателен!”

Цель – развитие устойчивости слухового внимания.
Дети под музыку маршируют, как только музыка останавливается, дети должны остановится. Невнимательные выбывают из игры.

Игра “ Зеркало””

Цель – развитие способности концентрировать внимание.
Дети разбиваются на пары. Один ребенок показывает простые движения руками, туловищем, второй ребенок – повторяет. Через 2 мин. дети меняются ролями.
Обсуждение, кто был лучшим “зеркалом”.

Упражнение “Три изменения”

Цель – увеличение объема зрительного внимания.
Дети стоят в ряд. Один ребенок – ведущий. Задача ведущего внимательно посмотреть на ряд детей, отвернуться, потом назвать какие изменения произошли.
Можно помочь ребенку. Кто поменялся местами? Что изменилось в одежде, прическах? Какие новые предметы?
Ритуал прощания.

Занятие 5. “ Смотри - не смотри”

Цель занятия: тренировка переключения, распределения и избирательности внимания.
Ритуал приветствия.

Упражнение “Математик”

Цель – развитие способности распределять зрительное внимание.
Стимульный материал для упражнения: Таблица с определенным количеством разных предметов. Дети рассчитываются на 1–4. Каждому ребенку в соответствии с его числом надо сосчитать количество определенного предмета в таблице.

Упражнение “ Найди слово”

Цель – тренировка избирательности внимания.
Стимульный материал для игры: таблица с набором букв для каждого ребенка, лист со словами – мяч, слон, облако, дом, карандаш.
Детям предлагается найти в таблице слова и закрасить их.

Игра “День – ночь”

Цель – развитие способности переключения зрительного и слухового внимания.
Дети в кругу. Объяснение правил. Когда играет музыка – день, когда ее нет – ночь. Днем каждый игрок должен активно передвигаться, разговаривать и наблюдать за другими. Ночью все должны молчать, не ходить и закрыть глаза – уснуть. Ночью нужно внимательно слушать, что происходит вокруг.
Через 4 мин. (по две минуты на каждое время суток), ведущий собирает детей в круг и спрашивает: кто что видел и слышал.
Ритуал прощания.

Занятие 6. “Подведем итоги”

Цель занятия: рефлексия членов группы, повторение и закрепление материала.
Ритуал приветствия.
Схема этого занятия зависит от детей. В кругу мы обсуждаем, чему научились, что нам понравилось, а что не очень. Играем в те игры, что понравились больше всего.
Основная направленность этого занятия оставить у детей благоприятные воспоминания об их успехах и тем самым закрепить наработано

Тэги: программа , план развивающих занятий