Темы конструктивно модельная деятельность в старшей группе. Консультация по конструированию, ручному труду на тему: Конструктивно-модельная деятельность в ДОУ. Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Елена Андриянова
Формы и методы конструктивно-модельной деятельности с дошкольниками

Доклад на тему

«Формы и методы конструктивно – модельной деятельности с дошкольниками

Конструктивно – модельная деятельность – что же это такое ? Это практическая деятельность , направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Целью такой деятельности является развитие самостоятельной творческой деятельности и личности ребенка в ней. Творчество в подразумевает способность ребенка :

К созданию принципиально новых конструкций , отличающихся оригинальностью и новизной;

К использованию в этих целях новых способов конструирования ;

Или к перестройке уже старых.

Виды конструктивно – модельной деятельности :

Техническая (из готовых форм : стройматериалов, разных видов конструкторов , коробок).

Художественная (из бумаги,картона, природного и бросового материала) .

В технической конструктивно – модельной деятельности дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов : здание с крышей,окнами, дверью; корабль с кормой, палубой, штурвалом.

В художественной конструктивно – модельной деятельности дети , создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним : передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой , что приводит к формированию эмоциональных образов. Дети с удовольствием занимаются конструктивно – модельной деятельностью на прогулке , используя, как природный материал, так и всевозможные упаковки.

Существуют следующие формы конструктивно – модельной деятельности :

По образцу (карта, схема, рисунок, пооперационка) .

Суть в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов , поделок из бумаги и т п., как правило, показывая способы их воспроизведения. Это обеспечивает прямую передачу детям готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Использование образцов – это важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали и. д.) Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа. В рамках этой формы можно решать задачи , обеспечивающие переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

По модели.

Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих её элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. В данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач – эффективное средство активизации мышления дошкольников .

Конструирование по условиям .

Здесь задачи конструирования выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся. Данная форма работы по чертежам и схемам способствует развитию творческого конструирования (развивает образное мышление и познавательные способности) .

По замыслу

Эта форма , по сравнению с конструированием по образцу , обладает большими возможностями для развития творчества детей, для проявления их самостоятельности. В этом случае ребенок сам решает, что и как он будет конструировать . Но такая форма – трудная задача для дошкольников , т. к. их замыслы не устойчивы и часто меняются в процессе осуществления.

По тематике (старший возраст)

Предлагается общая тематика конструкций , например «Город» , и дети сами создают конкретные поделки и постройки, выбирают способы их исполнения. Основная цель этой формы – актуализация и закрепление знаний, умений.

Методы конструктивно – модельной деятельности :

Наглядный

Информационно – рецептивный

Репродуктивный

Практический

Словесный

Проблемный

Частично – поисковый

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приёмов подбора деталей по размеру, форме , цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно – рецептивный

Обследование деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных, знакомство с формой , определение пространственных соотношений. Это совместная деятельность педагога с детьми .

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (собирание моделей и конструкций по образцу ) .

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образов разных вариантов моделей.

Проблемный метод .

Постановка проблемы и поиск решений. Творческое использование готовых заданий (предметов , самос тоятельное их преобразование.

Использование сюжета игр для организации детской деятельности , персонажей для обыгрывания сюжетов.

Частично – поисковый.

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Модельно – конструктивная деятельность создает условия для организации детского коллектива. Она оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребенка. В процессе этой деятельности осуществляется физическое совершенствование ребенка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях сопровождаются эмоциональным подъемом, способствуют тому, что движения становятся быстрыми, ловкими. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструктивно – модельной деятельности , незаменим в плане формирования умений и навыков исследовательского поведения. Целенаправленное и систематическое обучение дошкольников конструированию играет большую роль при подготовке к школе.

Таким образом, конструктивно – модельная деятельность играет огромную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности дошкольника .

Публикации по теме:

Формирование творческой активности и инициативы у детей 2–3 лет в конструктивно-модельной деятельности Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно.

Основная цель работы в детском саду - это воспитать ребенка, как всесторонне-развитую личность, которая могла бы самостоятельно мыслить,.

Конспект интегрированного занятия по конструктивно-модельной деятельности Видео КОНСПЕКТ интегрированного занятия по конструктивно-модельной деятельности по теме «Ателье» (пошив платья для конкурса «Мисс экология»).

Конспект НОД по конструктивно-модельной деятельности «Поможем Бонифацию» Кириллина. Л. Г. МБДОУ №12 «Журавушка» Итоговая практико-значимая работа по ФГОС. Конспект НОД конструктивно – модельная деятельность в.

Конспект по конструктивно-модельной деятельности во второй группе раннего возраста «Сказка в гости к нам пришла» Конспект по конструктивно – модельной деятельности во второй группе раннего возраста «Сказка в гости к нам пришла» Цель: учить детей строить.

Занятие по конструктивно-модельной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Корзина с весенними цветами» Цели занятия: Развивать умение создавать своими руками, формировать творчество детей. Программные задачи: Создавать условия для свободного.

Инна Масленникова
Конспект НОД по конструктивно-модельной деятельности в старшей группе «Юные архитекторы»

Цель : учить создавать постройку и схему к этой постройке.

Задачи :

Образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»

(конструктивно - модельная деятельность ) :

Упражнять в создании элементарных построек из деталей по проекции спереди;

Закрепить способы изображения схемы с помощью обведения геометрических фигур на листочках в клетку;

Различать проекции сбоку и сверху;

Развивать логическое мышление, пространственную ориентировку.

Образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» (социализация, развитие общение, нравственное воспитание) :

Воспитывать умение работать не мешая другу - другу, уметь договариваться.

Образовательной области «Речевое развитие» :

Совершенствовать диалогическую форму речи;

Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Предварительная работа : во время прогулок рассматривание многоэтажных домов в ближайшем окружении; рассматривание фотографий домов в альбоме «Село Александровское» .

Словарная работа : архитектор , схема, чертеж, строительная компания.

Материал : Детали деревянного конструктора , схемы в 3 - х проекциях (вид сбоку, вид сверху, вид спереди, образец постройки «Многоэтажный дом» , трафареты с вырезанными геометрическими формами деталей конструктора .

Ход НОД:

Воспитатель : Ребята, к нам в группу пришло письмо от строительной компании «Рубим дом» . Читает письмо :

«Здравствуйте, ребята, мы, работники строительной компании «Рубим дом» очень хотели бы построить многоэтажный дом рядом с вашим детским садом, мы знаем, что вы очень любите конструировать и могли бы нам помочь в строительстве дома, по этому чертёжу.

Воспитатель : Ребята, поможем строительной компании? А кто задумывает и разрабатывает проект дома? (архитектор ) С чего начинается строительство дома? (Строительство дома начинается с чертежа, который создает архитектор .) Давайте и мы с вами спроектируем многоэтажный дом. Первым делом мы должны ознакомиться с чертежом постройки, который нам прислала с письмом строительная компания «Рубим дом» .

Воспитатель : Какие бывают дома? (кирпичные, деревянные, блочные) . Из каких частей состоит дом? (Фундамент, пол, стены, окна, потолок, крыша) . Прежде чем построить дом, что для этого нужно? (схемы) .

Игровое упражнение «Узнай схему» . Посмотрите на схему, в какой проекции она начерчена? (вид спереди) Передняя часть дома называется фасад. Назовите, из каких деталей она состоит? Дети называют детали и показывают на схеме у доски (цилиндры, бруски, кубики, треугольные призмы, пластины) .

Воспитатель : Сейчас, самостоятельно постройте многоэтажный дом по проекции спереди из деталей, которые вы назвали, затем выполните чертёж проекции на листах, с помощью трафаретов с вырезанными геометрическими формами деталей конструктора .

Воспитатель : Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием, и помогли строительной компании «Рубим дом» . Ребята, а вы хотите как архитекторы , создавать свои чертежи построек? Посмотрите на эти чертежи, как вы думаете, в каких проекциях они начерчены? (вид сбоку и сверху) . Давайте поиграем в игру «Придумай свою схему» , вам нужно будет самостоятельно начертить схему любой постройки вида сбоку, а затем создать постройку по этой схеме.

Итог : Ребята, что вы сегодня проектировали? А в каких проекциях? Кто разрабатывает проекты? Что такое фасад? Назовите детали, из которых вы строили и выполняли чертёж многоэтажного дома? Понравилось ли вам быть архитекторами - придумывать свои схемы и создавать по ним постройки?

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной конструктивно-модельной деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с.

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Пчёлка Жужжа» Цели: Учить: определять совокупность словами один, много, ни одного,отвечать на вопрос «сколько?» Развивать: зрительное внимание, логическое.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект НОД в старшей группе Познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Воздух-невидимка» Задачи: 1. Формировать у детей представление.

Конспект НОД в старшей группе «Юные исследователи» Конспект Образовательной игровой ситуации с элементами познавательного развития «Юные исследователи» (старшая группа) Цель: расширять и.

Конспект занятия по конструктивно-модельной деятельности в средней группе «Мосты» Тема:"Мосты" Цель:дать детям представления о мостах, их назначении. строении; упражнять в строительстве мостов;закреплять умение анализировать.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Юные поварята» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «Юные поварята» Цель: Продолжить знакомить детей с професвзрослых. Организовать практическую.

Е.Е. Крашенинников М., 2014-

М., 2014-

Конструкция (от лат. сonstructio - составление, построение), устройство, взаимное расположение частей, состав какого-либо строения, механизма и т.п.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности (НЭС).

Конструктивно - модельная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Целью системы обучения конструктивно - модельным действиям в ДОУ является - развитие самостоятельной творческой деятельности и личности ребенка в ней

Творчество в конструктивно - модельных играх подразумевает способность ребенка:

· к созданию принципиально новых конструкций, отличающихся оригинальностью и новизной;

· использование в этих целях новых способов конструирования;

· или перестройка уже знакомых. Известны разные видовые определение конструированию.

Техническое - конструктивно - модельная деятельность из разного строительного материала, и художественное - из природного и бросового материала.

Можно выделить в зависимости от материала три вида конструктивно - модельной деятельности:

1 вид - из бумаги и картона,

2 вид - природного материала,

3 вид - из готовых форм.

Своеобразие конструктивно - модельной деятельности из бумаги состоит в том, что из плоского листа создается объемный предмет.

Способы:

1) сгибание листа пополам (дом, шалаш, тетрадь);

2) сгибание полос бумаги (стол, кровать);

3) сгибание, надрезание и склеивание (кубик, стул);

4) складывание при помощи разнообразных комбинаций (лодочка, самолет, стакан);

5) использование выкроек (скворечник, домик).

Своеобразие конструктивно - модельной деятельности из природного материала. Используется разнообразный природный материал. Дополнительный материал - бумага, клей, нитки, проволока, ножницы, шило, иголки, молоток.

Своеобразие конструктивно - модельной деятельности из готовых форм. Готовые формы - коробки, пробки, тематический строитель. Мелкий и крупный - мягкий, деревянный, пластмассовый, металлический.

При этом выделяются следующие формы конструктивно - модельной деятельности:

По образцу - (по карте - схеме по рисунку, по пооперационной карте, помодели); В процессе конструктивно - модельной деятельности по образцу. у детей формируются обобщенные способы анализа объектов и обобщенные представления о них. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов.

По условиям. Эти способы необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. В процессе конструктивно - модельной деятельности по условиям формируются обобщенные способы анализа конструируемых объектов с точки зрения этих условий.

По замыслу. Все это обеспечивает возможность детей конструировать по собственному замыслу — они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы ее создания.

По тематике. В старшем дошкольном возрасте выбор предмета постройки зависит от тематики проекта, проводимого в данной группе в это время или от задумки самого ребенка.

По тематике проекта педагогами подготавливается подборка образцов-рисунков и пооперационных карт, выбрав Центр «Строительства и конструирования» на утреннем сборе, или в вечерней самостоятельной деятельности дети переходят в него конструировать, используя при этом образец-рисунок или пооперационную карту-схему.

Немаловажно, что дети, старшего дошкольного возраста способны самостоятельно обыгрывать сконструированные предметы с помощью игрушек.

Методы:

вызывания адекватных эмоций - суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение.;

пояснения - широко применяется при использовании детьми незнакомых схем во время конструирования;

сравнения - повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение;

акцентирования на деталях - усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь;

педагогического наблюдения .

Приемы:

рассказ , может использоваться в различных ситуациях;

визуальное сравнение - сравнение построенного объекта со схемой;

композиционные варианты - педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание постройки или сконструированного материала;

мысленное создания объекта по названию , данному педагогом. Вначале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах необходимо использовать точные установки.

Расскажи, что, какого цвета и какого размера ты возьмешь вначале?

Что будет построено потом?

Что у тебя особенно хорошо получится?

«узнавания» по описанию . Суть данного приема заключается в описании. При этом педагог лишь описывает предмет, не говоря его название.

игровые элементы , стимулирующие желание ребёнка рассказать (поговорить) «Кто расскажет лучше, интереснее? », «Определи на что похоже», «Сочини историю»;

мотивация

Построим дорогу к бабушке в деревню;

Создадим объемную аппликацию для мамы;

создания игровой ситуации «Построим дом для черепашки», «Мост через речка для мышонка» и др. ;

использование загадок и литературных произведений .

сюжетное обыгрывание .

Примерное временное соотношение частей.

Общее время ОД 100 %.

1 часть - вводная 15 - 20 %.

2 часть - основная или продуктивная 50 - 70 %.

3 часть - заключительная или анализ детских работ 15 - 20 %.

1 часть. Если нужен - показ образца, рассматривание, объяснение, вопросы к детям. Мотив. Дети должны знать для кого (чего) делают.

2 часть. Продуктивная деятельность. Выбор детьми необходимого материала. Указания, напоминания, индивидуальный показ, поощрение. Отмечать обязательно оригинальные находки, творческий подход.

3 часть. Отметить аккуратность, прочность, наличие частей, соответствие оригиналу или схеме, оригинальность и т.д. Поощрение обязательно.

Важно! Не сравнивать работы одного ребенка с другим. Посмотри, как у Лены здорово получилось, а у тебя? Сравнение возможно только с успехами самого ребенка. Например, у тебя сегодня такая прочная постройка получилась. Или - ты старался, но детали упали. В следующий раз сделай это лучше. Можно спросить детей, чья поделка понравилась, но это, как правило, не объективно, а по симпатиям. Стоит ли на этом тратить время.

Необходимо задавать при анализе детских работ старшим дошкольникам вопросы, которые вытекают из цели ОД:

  1. фото, схему и т.д., почему?

Анализ можно провести после ОД. К анализу необходимо возвращаться неоднократно.

В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и первоначальных технических навыков.

Модернизация дошкольного образования, предполагает, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений будет является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком способности и качества, такие, как задают целевые ориентиры по ФГОС дошкольного образования: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; проявляет любознательность; интересуется причинно-следственными связями, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, умеет выражать свои мысли, договариваться, делать выбор, способен к волевым усилиям.

Конструктивно - модельная деятельность (в том числе технической направленности) - это методика обучения детей конструированию из счетных палочек, бумаги, лего- конструктора, картона, бросового материала, природного материала и т.д.

Термин «конструирование» (от латинского construo строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта, как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов.

Выкладывая изображения, создавая продукт своей деятельности, ребенок учится анализу и синтезу: исследует образец и придумывает собственную оригинальную конструкцию, анализирует промежуточные варианты, исправляет ошибки и погрешности. Так, тренировка в создании простых и сложных конструкций становится стимулом развития мышления ребенка. Отдельно хочется сказать о лего-конструкторе. Игра - важнейший спутник детства. А ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре. Всё больше и больше новых познавательных интересов стало появляться у детей за последнее время. Один из них - ЛЕГО-конструирование. Что же это такое? Ещё одно веянье моды или требование времени? Полезно ли детям играть в Лего-конструкторы? И каковы другие области применения ЛЕГО в детской жизни? Это отличный обучающий материал. Игра в конструктор развивает цветовое и логическое мышление, пространственное воображение, цепкость пальцев, одним словом, развивает все познавательные процессы. Показав один раз ребенку принцип игры с конструктором, вы не сможете его оторвать от этого увлекательного занятия очень долго. Лего тем и хорош, что можно бесконечно изменять его конструкции, создавать что-то новое. Именно это разнообразие так притягивает детей, давая им пищу для творческого мышления.

Конструктивно - модельная деятельность (в том числе технической направленности) планируется и проводится 1 раз в неделю во второй половине дня во время взаимодействия взрослого с детьми в различных видах деятельности.

В МАДОУ функционирует кружок «Самоделкин» на бюджетной основе, ДПОУ «Лего - страна».

Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Проанализировав конструктивно-модельные действия детей старшей группы, я увидела, что дети затрудняются создавать сооружения, поделки по схемам, моделям, читать условные обозначения и точно им следовать. Их строительные игры были однообразны и бедны по своему содержаниюЦелью моей работы стало: развитие конструктивно - модельных действий детей.

1. Приобщать детей к миру технического и художественного изобретательства.

2. Упражнять в конструирование по графическим моделям.

3. Развиватьнаглядно-образное восприятие.

4. Совершенствовать память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности.

В практической части выделены основные педагогические условия, обеспечивающие эффективность педагогического процесса. Это совместная деятельность взрослого с ребенком, взаимосвязь обучающих занятий с самостоятельной деятельностью детей, обеспечение каждого ребенка разнообразным материалом, и интеграция конструирования с другими видами деятельности. В работе раскрывается последовательность работы по развитию конструктивно- модельных действий. Фрагменты занятий, экскурсий, игр иллюстрируют основные этапы по достижению поставленной цели.Модельно-конструктивная деятельность создает условия для организации детского коллектива и может быть использована воспитателем в целях воспитания у них элементов сотрудничества и взаимодействия, служить основой для формирования предметных форм кооперации и сотрудничества

Введение

Зачем людям строить? Взрослым - чтобы жить. А ребенку? На вопрос, зачем ребенку строить, детская психология накопила много разных ответов.

Строить и конструировать дети начинают с 2,5-3 лет, а иногда и раньше. И это очень благоприятно сказывается на развитии ребенка, потому что в конструировании, так же как и в других видах продуктивной детской деятельности (рисовании, лепке, аппликации), происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения и фантазии ребенка. Ребенок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели, выражать свои эмоции через художественные символы. А еще конструирование - чрезвычайно благоприятный вид деятельности ребенка именно потому, что предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон его развития. Когда ребенок пытается приладить параллелепипед на вершину призмы, а сверху пристроить цилиндр - идет процесс познания мира и одновременного становления тех психических функций, которые это познание обеспечивают. Когда ребенок сначала делает чертеж, а потом согласно своему авторскому замыслу возводит игрушечный, ненастоящий дом - он учится думать. Когда соотносит реальный и моделируемый мир, формируется его сознание. А когда опробует возможные варианты, крутит их в уме или на бумаге, пытаясь найти что-то неожиданное и необычное, соответствующее его собственной идее и эмоциональному отношению к своей конструкции, мы говорим о решении творческих задач. С этого момента, находясь в пространстве объема и формы, ребенок осваивает и пропускает через себя свойства гармонии и принципы оригинальности, накопленные человечеством. Ребенок учится действовать и думать сообразно тем законам и правилам, которые были открыты и установлены задолго до него. Включается и обживает тот мир, в который ему предстоит встраиваться и который ему, по всей вероятности, придется изменять. А пока изменяется он сам. Вот всему этому я и хотела научить детей из моей группы (они пришли к нам в детский сад из других садов). Проанализировав их конструктивно - модельные действия (по программе «Детство») я увидела, что дети затрудняются создавать сооружения, поделки по схемам, моделям, по готовым разверткам, читать условные обозначения и точно им следовать. Их строительные и конструктивные игры были однообразны и бедны по своему содержанию. Еще А. С Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками - материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».

Девиз программы Детство «Чувствовать - познавать - творить», а итогом освоения линии познания становиться способность ребенка к самостоятельности, умению осознанно использовать разные способы и приемы познания, такие как анализ, синтез, построение и использование наглядных моделей и пр. К чему я и стремилась, работая над развитием конструктивно - модельных действий у детей старшего дошкольного возраста. Лев Николаевич Толстой сказал в свое время, что если ребенок в детстве не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать и копировать.

Конструктивная деятельность и его значение

Термин «конструирование» (от латинского слова construere) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки - для игры, поделки - для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов), что способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления (Н.Н. Поддьяков). С одной стороны, этот вид деятельности требует от детей достаточно сложной пространственной ориентировки. Ребенку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать ее пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. С другой стороны, именно в конструировании, как ни в какой другой деятельности, формируются пространственные ориентировки.

Представление о пространстве при этом складывается из конкретных признаков формы, величины, протяженности, объемности предметов, а также их структурных единиц: частей, деталей. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко.

Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький), в точном словесном указании направления (над - под, вправо - влево, вниз- вверх, сзади - спереди, ближе и т.д.).

Так же в процессе конструирования осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала - здания, мосты и т.д. или делать из бумаги различные поделки - елочные игрушки, кораблики и т.д.), но и обобщенные умения - целенаправленно рассматривать предметы; сравнивать их между собой и расчленять на части; видеть в них общее и различное; находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей; делать умозаключения и обобщения. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характера. В процессе конструирования развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе - умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу. Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.

Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств, развития творчества. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т.д.) развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении - простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д. Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое творческое отношение к окружающему их миру - дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний. В процессе творческого конструирования из разных материалов у детей формируются обобщенные средства построения деятельности. Исследования Л.A. Парамоновой доказали, что конструирование в дошкольном возрасте может быть подлинно творческой, развивающейся и развивающей деятельностью, т.к. в ее процессе у ребенка формируется универсальная способность к построению новых конструкций и наделению их индивидуальным смыслом.

Выделяются два вида конструирования: техническое и художественное. К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов (деревянных окрашенных или неокрашенных деталей геометрической формы), из деталей конструкторов имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков, некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов; к художественному - конструирование из природного и бросового (ис­пользованного) материала, из бумаги. Некоторые авторы относят художественное конструирование к ручному труду.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п.

Существует множество наборов деталей для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них есть наборы тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и др.), которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющих основной строительный набор, где отдельные элементы накладывают друг на друга или приставляют один к другому. Кроме строительных наборов рекомендуются конструкторы, имеющие более прочные способы соединения.

Использование крупногабаритных мягких модулей, появившихся сравнительно недавно в качестве средства конструирования, наиболее соответствует умственным и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста. Крупные модули делятся на два типа: объемные и плоскостные, что позволяет создавать крупномасштабные как объемные, так и плоскостные конструкции. В отличие от мелких настольных материалов крупногабаритные модули позволяют детям создавать конструкции для игр, спортивных соревнований и т.п., соответствующие их росту. Переключение внимания детей с игрушек на людей (самих себя, других детей, взрослых) су­щественно влияет на изменение характера самих конструкций - в них предусматриваются прочность, удобство. Конструирование из крупных цветных мягких модулей является лишь относительно плоскостным, поскольку все его блоки имеют небольшую высоту. Однако создание конструкций из таких блоков отображает один из видов объемной фигуры. Поэтому необходимо четко определить характер деятельности: дети выкладывают из блоков не сам объемный предмет (как в другом виде конструирования), а только его изображение. Такое конструирование способствует развитию у детей не только комбинаторных навыков, но и умения видеть в плоскостном изображении фигуры ее объемность, что важно для успешной дизайнерской деятельности и компьютерного конструирования.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит, по выражению А.В. Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов». Дети с удовольствием занимаются конструированием на прогулке, используя как разный природный материал, так и всевозможные упаковки, в том числе картонные коробки разного размера, палки, веревки, пенопласт, пластиковые бутылки и т.п. Площадь участка и сами материалы позволяют детям создавать конструкции более масштабных размеров, что способствует успешному переходу детей от организации малого пространства к освоению и организации большого. При этом их работа носит в основном коллективный характер. В педагогической практике используются и конструирования - из плоскостных геометрических форм. Создание конструкций из бросового материала может носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок либо взрослый перед ним. Детское конструирование, особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры. Существуют следующие формы организации обучения конструированию (J1.A. Парамоновой).

Конструирование по образцу (Ф. Фребель) - заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п., как правило, показывая способы их воспроизведения. Это обеспечивает прямую передачу детям готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Использование образцов - это важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккурат­но соединять детали, делать перекрытия и т.п.). Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа. В рамках этой формы конструирования можно решать задачи, обеспечивающие переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Конструирование по модели (А.Н. Миренова, А.Р. Лурия) заключается в том, что детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту мо­дель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. В данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Как показало исследование А.Р. Лурия, постановка таких задач перед дошкольниками - достаточно эффективное средство активизации их мышления. Обобщенные представления, сформированные в процессе конструирования по образцам, в дальнейшем позволят детям при конструировании по модели осуществить более гибкий и осмысленный ее анализ, что, несомненно, окажет положительное влияние на развитие не только конструирования, но и аналитического и образного мышления. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.

Конструирование по условиям (Н.Н. Поддьяков) - принципиально иное по своему характеру. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. Данная форма работы способствует развитию творческого конструирования (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова). Однако дети должны уже иметь определенный опыт: обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать сходные по структуре объекты и свойства разных материалов и т.п. Этот опыт формируется, прежде всего, в конструировании по образцам и в процессе экспериментирования с разными материалами ^(Л.А. Парамонова).

Конструирование по простейшим чертежам , и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В.В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются отдельные функциональные особенности реальных объектов, предоставляет возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам- схемам. Вместе с тем дети, как правило, испытывают трудности в выделении плоскостных проекций объемных геометрических тел (деталей строительного материала). Для преодоления таких трудностей были специально разработаны шаблоны (В.В. Брофман), которые дети пользовали для построения наглядных моделей (чертежей), отражающих их конструктивные замыслы. Конструирование по чертежам и схемам способствует развитию у детей образного мышления и познавательных способностей, т.е. они начинают строить и применять внешние модели «второго порядка» - простейшие чертежи в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.

Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развития творчества детей, для проявления их самостоятельности; в этом случае ребенок сам решает, чтои как он будет конструировать. Но такой вид конструирования и его осуществление - достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе их осуществления. При этом дети не учатся созданию замыслов, а лишь самостоятельно, творчески используют знания и умения, полученные ранее. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел; искать решения, не боясь ошибок и т.п.).

В конструировании по теме детям предлагают общую тематику конструкций (например, «Город»), и они сами создают замыслы конкретных построек и поделок, выбирают способы их выполнения, материал. Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по характеру конструированию по замыслу с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.

Каркасное конструирование , предложенное Н.Н. Поддьяковым, предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса и учатся на его основе выделять особенности конструкции. Ребенок, глядя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к нему разные детали. Соответ­ственно, каркасное конструирование может стать эффективным средством формирования воображения, обобщенных способов конструирования, образного мышления. Недавно появившийся у нас в стране немецкий конструктор «Квадро», представленный несколькими наборами, позволяет реализовывать в педагогической практике общую теоретическую идею Н.Н.Поддьякова.

Моделирования как средство развития конструктивной деятельности.

Известный швейцарский психолог Жан Пиаже отмечал, что в три года дети различают открытые и замкнутые фигуры, правильно воспроизводят соотношение размеров двух нарисованных кругов. К четырем годам дети научаются строить прямую линию из бусинок или пуговиц, если для ориентира создаваемой линии им кладут линейку. В шесть-семь лет ребенок уже уверенно строит прямую линию самостоятельно. Дети в этом возрасте уже хорошо понимают, что один предмет может выглядеть по-разному с разных точек зрения, начинают координировать разные возможные перспективы. В старшем дошкольном возрасте происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию, готовности к моделированию.

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности.

Моделирование - это процесс изготовления по чертежу модели какого- либо предмета. Моделирование приносит большую пользу будущим школьникам, ибо изготовление моделей способствует в дальнейшем более глубокому усвоению школьного курса математики и того материала, который изучается. Моделируя, ребенок приобретает полезные навыки практического характера, учится строить, клеить, делать чертеж. Ведь любая модель делается по определенному чертежу. Чертеж - своеобразный графический язык, такой язык интернационален. Он понятен любому. Слово «чертеж» исконно русское. В значении, близком к современному, т.е. как изображение каких-либо предметов на бумаге, план чего-либо, слово «чертеж» употреблялось в русском языке, по крайней мере, с 16 века.