Конспект урока по обновлению географии. Уроки географии. Струя до поднебесья

Сегодня преподавание географии в рамках школьной программы требует от учителя принципиально новых решений, позволяющих максимально расширять изучаемый предмет различными сведениями в рамках классной темы. Предоставление ученикам дополнительной информации, связанной с учебной тематикой, позволяет не просто расширить кругозор, а сформировать ассоциативные связи, которые облегчают как сам процесс обучения, так и подготовку к экзамену. Поэтому конспекты уроков по географии должны составляться не по шаблонам, а с учётом различных особенностей конкретной школы, города и региона. Например, если в городе, где преподаётся география, расположены знаковые природные или экономические объекты, то упоминание о таких составляющих в контексте урока просто необходимо. Конечно, такая информация должна гармонично коррелировать с темой занятия.

Уроки географии - обзор по классам

Так, первые уроки географии в 6 классе , которые начинаются введением в предмет с освоением понятий «карта » и «план местности», обязательно должны включать в себя знакомство школьников с местной топологией, которое можно осуществлять непосредственно на местности. На этом этапе возможна организация небольших походов в интересные места, позволяющих ученикам понять, что скрывается за словом «география » вообще и «географическая карта » в частности. Уроки географии в 7 классе , когда речь пойдёт о мировых океанах и особенностях населения нашей планеты, следует постоянно дополнять интересными историческими справками или любопытными научными фактами.

Уроки географии в 8 классе приобщают учеников к ресурсному и географическому потенциалу России, что позволяет разнообразить занятия массой интересных сведений из актуальной истории и информацией о богатом историческом прошлом нашей страны. Особенно это касается разделов о путешествиях и освоении территорий - в этих популярных среди учащихся темах возможности талантливого учителя практически ничем не ограничены.

Когда на уроках географии в 9 классе школьники начнут изучать основы экономической жизни страны, целесообразно на каждом занятии организовать небольшие доклады учеников по конкретной тематике. Такая дополнительная информация должна формироваться на основе актуальных новостей экономики, что позволит учащимся наглядно представить те или иные аспекты изучаемой темы. И, наконец, приступая к преподаванию уроков географии в 10 классе , на которых изучается мировая политика и социальные отношения, учитель должен постоянно опираться на концепции позитивизма, пропагандирующие равенство народов и религиозных конфессий, перспективу экономического сотрудничества и мирного сосуществования, необходимость бережного отношения к природным ресурсам . При этом каждый раз учебник географии отодвигается на задний план, уступая место интересным выступлениям учеников и преподавателей, дополняемым большим объёмом сопутствующей информации. Обучение и подготовка к экзамену по географии на основе такого комплексного подхода - это увлекательный процесс, позволяющий не только запомнить пройденный материал, но и сопоставить различные исторические и экономические факты с изучаемыми теоретическими положениями.

Бесплатное онлайн-обучение географии: новый угол зрения

Сегодня зачастую в качестве успешной альтернативы обычному обучению школьникам предлагается разнообразное видео по географии , которое можно смотреть в Интернете. Такие учебные ролики создаются в формате полноценных уроков по географии , проводимых профессиональными преподавателями. Подобное бесплатное обучение онлайн в большинстве случаев действительно удобно, так как такие видеоматериалы могут включать в себя интересные графические элементы, анимационные заставки и даже целые миниатюрные фильмы по конкретной тематике.

Уроки географии в Интернете можно рассматривать как своего рода удобный видеоучебник, предлагающий качественное изложение материала, а также вопросы и комментарии к каждому занятию. Такие ролики позволяют более основательно подготовиться к географии или изучить пропущенный в результате болезни материал. Более того, хорошее видео предоставляет учителю возможность в случае необходимости быстро составить конспект урока по географии , который можно воспроизвести на основе изложенного материала.

Что касается комфорта дистанционного обучения, то здесь все плюсы налицо: преподаваемый материал можно не торопясь изучать в домашней обстановке, в случае необходимости останавливать или прокручивать назад учебный ролик, а при желании - скачать видео на мобильный телефон для того, чтобы повторить материал перед уроком или экзаменом по географии . Поэтому со временем бесплатное онлайн-обучение может стать самым эффективным инструментом современной педагогики, позволяющим повысить успеваемость и уровень восприятия учебного материала.

Данный материал подготовлен к уроку географии в 7 классе по теме: "Перу". В ней дается краткое описание страны: положение на карте, рельеф, климат, внутренние воды, население, хозяйство. Также имеется дополнительный познавательный материал. Данная разработка представляет собой мультимедийный урок с комбинированным применением ИКТ. УМК: Коринская В. А., Душина И.В., Щенев В А. "География материков и океанов".

Материал по географии и биологии содержит конспект урока и презентацию на тему "Птицы и их корм". Урок разработан для учеников 7 класса к учебнику «Биология. 7 класс», В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Также разработанный урок можно использовать на внеурочных мероприятиях по географии. Урок подготовлен в форме виртуальной экскурсии. Презентация содержит пролог в форме считалочки для мотивация к изучению материала урока и эмоционального настроя. Есть основная часть, которая разделена на блоки. Для перехода между слайдами использованы интерактивные птицы-помощники.

Целевая аудитория: для 7 класса

В данной методической разработке представлены материалы для проведения урока географии в 8-м классе по теме "Реки России", хотя их можно использовать в качестве дополнительной информации в 6-м классе в теме "Реки".

Цель данного ресурса показать величие русской реки. Рассматриваются такие вопросы, как местоположение истока, устья реки, история происхождения названия, питание и режим, использование реки и др. Представлен небольшой кроссворд.

Конспект и презентация к уроку географии: "Украина".

Цель урока: изучить особенности географического положения и хозяйства Украины.

УМК: География. Материки, океаны, народы и страны. Авторы: И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев. «Дрофа» 2014г.

Целевая аудитория: для 7 класса

Конспект и презентация к уроку географии по теме: «Страны Восточной Европы» 7 класс.

Цель урока: Дать краткую характеристику странам Восточной Европы.

УМК: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: учебник / И.В.Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев; под ред. В.П. Дронова.- М.: Дрофа, 2014.

Целевая аудитория: для 7 класса

Конспект и презентация урока по географии: "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека".
Разработка предназначена для 8 класса. Это первый урок в разделе №3: «Человек и природа».
Цель урока: Сформировать представление о непосредственном влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека.
Задачи:
Формировать знания о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека;
Формировать знания о проблемах взаимодействия человека и природы на территории России;
Познакомить учащихся с разделами географии, изучающими влияние природных условий на жизнь и здоровье людей;
Сформировать представления о благоприятных, неблагоприятных и экстремальных условиях жизни людей.
УМК: «География: Природа России. 8 кл.

Целевая аудитория: для 8 класса

«Своя игра» даёт возможность закрепить и систематизировать знания и умения учащихся 6 класса по теме «Гидросфера». Урок обобщения знаний построенный в такой форме способствует развитию интереса ребят к географии.

Игра построена таким образом, что позволяет поработать в пяти направлениях:

  • «Узнай объект» - по изображению определить название;
  • «Определения» - по описанию узнать термин;
  • «Карта» - умение работать с географической картой;
  • «Посчитай-ка» - задание связано с числами и расчётами;
  • «Самый, самый» - вопрос на знание самых интересных объектов.

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. (Т.П. Герасимова. Начальный курс географии) - М., Дрофа, 2004 г.;
. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Целевая аудитория: для 6 класса

Идею данной разработки можно использовать для проведения урока географии в 6 классе по программе Дронова В. П. по теме «Ориентирование на местности». Такая форма работы интересна детям и помогает закрепить практические умения и навыки работы с компасом и планом местности.
Для конкретного учебного заведения план может составить сам учитель географии или попросить помощи учителя черчения, технологии.

Целевая аудитория: для 6 класса

Данный урок - это урок-путешествие по рекам и озерам материка. В конспекте обозначены цели, задачи урока, указаны УМК и оборудование, необходимое для урока. В урок включены разнообразные формы работы как на повторение пройденного, так и на изучение нового материала, работа по контурной карте. Урок сопровождает презентация "Южная Америка. Путешествие по внутренним водам", является частью урока по данной теме. Дает не только представление о реках, озерах и водопадах, но и показаны эндемики животного и растительного мира водоемов. Презентация помогает в практической части урока, в усвоение нового материала, а также в проверке знаний. Презентация яркая, красочная и является замечательным дополнением к уроку. Урок достаточно интересен, требует активности учащихся в ходе изучения нового материала. Рекомендую воспользоваться данным материалом.

Целевая аудитория: для 7 класса

Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют главную цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Как же построить уроки русского языка и литературы, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для этого необходимо знать критерии результативности урока, требования к его подготовке и проведению, анализу и самоанализу деятельности учителя и учащихся.

Известно, что наряду с общими подходами к планированию уроков по всем предметам (продуманные цели и задачи; оптимальные методы, приёмы и формы работы с классом; грамотное использование новых педагогических технологий, в том числе ИКТ; сотрудничество учителя и учащегося, основанное на проблемно-поисковых формах работы и т.д.) преподавание каждого предмета имеет свою специфику, свои особенности. В условиях введения ФГОС основного общего образования всё большую актуальность в школьном образовании приобретает проблема деятельностной модели урока, содержащей определённые структурно-содержательные этапы.

Что касается уроков литературы , то требования, предъявляемые к их построению, в принципе не устарели: триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) – обязательный компонент любого урока, урока литературы в том числе. Однако современная действительность вносит свои коррективы в методику преподавания литературы. Чтобы урок был интересен детям, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала, использовать в своей практике нестандартные приёмы и инновационные технологии.

При анализе повести М.Булгакова «Собачье сердце» использовала материалы из книги Т.В.Рыжковой «Путь к Булгакову».

Конспекты уроков литературы по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Цели урока:

1.Образовательная: проведение композиционного и стилистического анализа текста повести; сопоставление образов Шарика и Шарикова; постижение авторской концепции.

2.Развивающая: развитие навыка работы с художественным текстом; развитие умений характеризовать героев повести; совершенствование навыка групповой и самостоятельной работы; совершенствование логического и творческого мышления.

3.Воспитательная: осмысливание, что значит воспитание и самовоспитание, культура, традиции в жизни и судьбе человека и общества; формирование системы ценностей.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная

Тип урока: открытие нового знания

Урок №1 Спор о собачьем сердце.

Цель этапа : включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Создание установки на анализ произведения.

Слайд 1 (портрет писателя, название повести)

Слово учителя .

К сегодняшнему уроку вы прочитали повесть М.Булгакова «Собачье сердце».

Март 1925 года. Михаил Булгаков заканчивает работу над сатирической повестью «Собачье сердце». Писал он ее по заказу журнала «Недра». Но повесть пришла к читателю в нашей стране только в 1987 году…

Слайд 2

Как вы думаете, почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987 году? Что было такого в этой повести, что не понравилось правительству Советского Союза?

Ученики высказывают предположения (запретили печатать потому, что повесть – сатира на современность)

Учитель: Действительно, советская эпоха преследовала инакомыслие, и даже с высоких трибун было иронически сказано: «Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали». Булгаковский взгляд на современность был очень острым, сатирические выпады считались крамольными. М.А Булгаков писал:

Слайд 3: «На широком поле словесности российской в СССР я был один – единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженный ли волк, он всё равно не похож на пуделя». Известный критик, исследователь творчества писателя Всеволод Иванович Сахаров (род. В 1946г., член Союза писателей России, Доктор филологических наук) дал такую оценку повести:

Слайд 4:

«Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры.

Сатира Булгакова — умная и зрячая». В. Сахаров

Эти слова станут эпиграфом к сегодняшнему уроку.

Подберите контекстуальный синоним к слову зрячая.

Ученики: (честная )

УУД: личностные, смыслообразование

Этап 2 Актуализация знаний

Цель этапа

Закрепление понятия о сатире, преодоление однозначности в восприятии персонажей и событий.

Учитель: Действительно, сатира всегда бывает честной, но редко дозволенной. Вспомним, что такое сатира. Против чего направлена сатира? Что является источником сатиры?

Ответы обучающихся

Учитель открывает слайд, ученики сверяют свои ответы с правильным

Слайд №5.

(Сатира — вид комического. Предметом сатиры служат человеческие пороки.

Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.)

Попытаемся разобраться, какие человеческие пороки и противоречия между общечеловеческими ценностями и реальной жизнью стали предметом сатиры М.Булгакова.

УУД: познавательные

Этап 3 Постановка учебной задачи

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности, выбор способа средств их реализации.

Учитель : Повесть посчитали крамольной в 1925 году и запретили.

Однако в 1988 году на экраны выходит фильм режиссера В.Бортко «Собачье сердце», который до сих пор с удовольствием смотрят зрители, а в театрах не перестают ставить спектакли по повести Булгакова.

Чем же повесть привлекает кино- и театральных режиссеров?

Ученики: Предполагаемые ответы:

    Повесть очень современна. Наше время и время Булгакова похожи.

Учитель: Итак, повесть актуальна и в наше время, потому ее читают, снимают фильмы и ставят в театрах спектакли. Предположим, что проблемы, волновавшие писателя, небезразличны и нам. Какие это проблемы?

Ученики: Предполагаемые ответы:

    Шариковы живут среди нас, а писатель предупреждал, как они опасны.

    Сейчас клонируют животных и говорят о клонировании человека.

Учитель: Возможно, вы правы. Попытаемся разобраться.

Моделирование проблемной ситуации и выход на проблему урока.

Включить кинофрагмент из фильма режиссера В.Бортко «Собачье сердце», где Борменталь спорит с профессором Преображенским.

Как вы думаете, какова будет сегодня тема урока?

Ученики.

Предполагаемые ответы: спор о собачьем сердце.

Учитель: Запишите тему урока: «Спор о собачьем сердце».

Давайте подумаем, какую главную проблему мы с вами должны решить на уроке?

Ученики. Кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?

Учитель: Можем мы сразу ответить на этот вопрос?

Нет.

Какие цели своих будущих действий нам необходимо обозначить, чтобы дать ответ на этот проблемный вопрос?

Ученики.

Провести анализ текста и сопоставить образы Шарика и Шарикова.

Понять, какой бы ответ на этот вопрос дал автор повести, что думал автор, что его тревожило.

УУД: регулятивные (целеполагание, планирование); коммуникативные

(умение слушать, вступать в диалог)

Этап 4 Построение проекта выхода из затруднений

Цель этапа

Аналитическая беседа.

а) Приём «погружения в текст».

Учитель: Повесть открывается картинами Москвы середины 20-х годов. Представьте и опишите Москву. Чьими глазами мы видим жизнь?

Ученики: город, где царят ветер, вьюга и снег, живут озлобленные люди. Конкретизировать общие картины поможет обращение к деталям текста, которые могли бы подтвердить сложившиеся у учеников впечатления (столовая нормального питания и бар, судьба «машинисточки» и ее любовника, повар и швейцар, история Калабуховского дома).

Учитель: Противостоит ли что-нибудь в повести этому хаосу и ненависти? Ученики : расска з о квартире Филиппа Филипповича, где царят уют, порядок, человеческие отношения. Но эта жизнь находится под угрозой, потому что домком во главе со Швондером стремится ее разрушить, переделать по своим законам.

Учитель: что же соединяет эти два мира?

Ученики: Это Шарик, которого подобрал профессор Преображенский. Благодаря Филиппу Филипповичу пес перенесся из мира голода и страдания, мира, обрекавшего его на смерть, в мир тепла и света.

Учитель: М. Булгаков продолжил традиции русских сатириков М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.В. Гоголя. У Салтыкова-Щедрина Булгаков взял злободневное звучание, у Н.Гоголя – своего учителя, фантастичность сюжета, образов и даже композиционное построение произведения. Выполняя домашнее задание, вы должны были понаблюдать за композицией повести. А какова композиция повести?

б)Ученики представляют подготовленную дома презентацию , в которой очевидно разделение повести на две части

1 часть

2 часть

1 гл. Мир глазами собаки, встреча с профессором, выбор имени.

2 гл. Шарик в доме на Пречистенке: «перевязка», прием пациентов, визит домкома

3 гл. Шарик в доме на Пречистенке: обед, «разъяснение» совы, «ошейник», кухня, подготовка к операции.

4 гл. Операция.

5 гл. Дневник доктора Борменталя: превращение.

6 гл. Шариков в доме на Пречистенке: разговор профессора с Шариковым, выбор имени, визит Швондера, «разъяснение» кота.

7 гл. Шариков в доме на Пречистенке: обед, размышления профессора.

8 гл. Шариков в доме на Пречистенке: прописка, кража, пьянство, разговор профессора с Борменталем (поиски выхода), «покушение на Зину».

9 гл. Исчезновение Шарикова, Шариков и «машинисточка», донос на профессора, операция

Эпилог: «предъявление» Шарикова, Шарик после операции, профессор за работой.

(Композиция симметрична. Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.)

Учитель: каковы причины такого построения произведения?

Ученики делают вывод: зеркальная композиция повести подчеркивает изменения, происходящие в доме профессора и в людях, его населяющих. Вывод записывается в тетрадь.

в)Прием «словесное рисование»

Учитель : итак, Булгаков многие события первой части дает глазами собаки, возможно, для того, чтобы сопоставить Шарика и Шарикова. Представьте, что вы делаете иллюстрации к повести. Как бы вы изобразили встречу собаки и профессора? Что надо сделать, чтобы точнее нарисовать устную иллюстрацию?

Ученики : надо перечитать 1-ю главу . Перечитывают, уточняют детали. Возможное описание:

    На переднем плане — темная подворотня, змеится вьюга. Вдали мы видим из подворотни улицу, ярко освещенный магазин и кусок плаката, который надут ветром. Из магазина только что вышел человек в темном пальто, он движется по направлению к подворотне в «столбе метели». В подворотне на улицу ползет пес. Это ободранная дворняга, у нее грязная свалявшаяся шерсть, страшный ошпаренный бок. Видно, что движение дается псу с огромным трудом. Его голова приподнята, он следит за человеком, идущим ему навстречу.

Учитель: Какие качества Шарика вам симпатичны, какие нет?

Ученики : ум, остроумие, наблюдательность его ироничность, ненависть к пролетариям, дворникам и швейцарам; способность и сострадать, и ненавидеть, лакейскую угодливость.

УУД: познавательные – общеучебные (смысловое чтение, поиск информации), логические (анализ, классификация, выбор оснований для сравнения); личностные (нравственно – эстетическое оценивание); коммуникативные.

Этап 5 Самостоятельная работа

Цель этапа: совершенствование навыка самостоятельной работы и умения строить сотрудничество в группе.

Работа учеников в группах (самостоятельный анализ текста). Время выполнения – 5-8 минут. Каждая группа готовит выступающего, время ответа – 2 минуты.

I группа , анализируя 1-3-ю главы, должна ответить на вопрос:

— Что замечает Шарик в окружающей его действительности и как на это реагирует?

2 группа , анализируя 2-3-ю главы, отвечает на вопрос:

— Что нравится Шарику в доме профессора Преображенского и что – нет?

3 группа , работая с теми же главами, готовит ответ на вопрос:

— Как воспринимает пес обитателей квартиры?

4 группа (те же главы):

Как относятся к Шарику обитатели квартиры?

5 группа (те же главы):

Ученики (желательные ответы):

I группа:

— Пес очень наблюдателен, он хорошо знает жизнь, особенно то в ней, что связано с питанием. Он знает, что мир делится на голодных и сытых. Тот, кто «вечно сыт», «никого не боится», поэтому «не станет пинать ногой». Опасны голодные, те, кто «сами всего боятся». Шарик ненавидит «холуев». Он говорит, что «человеческие очистки — самая низшая категория». Но он и сочувствует людям, которых обманывают, над которыми издеваются те, кто недавно получил власть.

II группа:

— Шарику нравится в доме профессора, хотя после приема пациентов он называет квартиру «похабной». Но в ней тепло, спокойно. После разговора Филиппа Филипповича со Швондером Шарик убеждается, что профессор обладает большой властью. Шарик решает, что здесь он будет в полной безопасности: «Ну теперь можете меня бить, как хотите, а я отсюда не уйду». Нравится псу и то, что в доме его сытно и вкусно кормят, не бьют. Единственное, что его раздражает, так это сова. Пес боится голода и злых людей, а в доме все наоборот. Любимое место Шарика — кухня: там готовят еду, и там горит огонь.

III группа:

— После того, как Шарик понял, что в доме профессора ему нечего и некого бояться, так как и его хозяин никого не боится, он решил, что профессор — «волшебник, маг и кудесник из собачьей сказки». Во время обеда Филипп Филиппович окончательно получил звание божества. Как уже говорилось, еда, тепло и безопасность — главное для Шарика, и тому, кто ему это дает, он готов преданно служить. Шарик изучил звонок профессора, с лаем его встречает.

Он быстро покорил Дарью Петровну — повариху. Кухня — «главное отделение рая» для Шарика. И поэтому он подлизывается к кухарке. К Зине он относится пренебрежительно, именуя ее «Зинкой»; он не любит ее, так как она все время ругает его и говорит, что «он весь дом обожрал». Доктора Борменталя пес называет «тяпнутый» и совсем с ним не общается.

IV группа:

— Профессор Преображенский в общем жалеет Шарика: он велит его кормить как следует, говоря, что «бедняга наголодался»; он обращается с ним ласково, потому что считает, что ласка — это «единственный способ обращения с живым существом»; он никогда не бьет Шарика, даже когда тот «разъяснил» сову. Для Зины Шарик — причина вечного беспорядка в доме. Она считает, что профессор слишком балует Шарика, и предлагает отодрать собаку. Она не понимает, с чего Шарику оказываются такие любезности. Для нее он — обыкновенная дворняга. А Дарья Петровна сначала называла Шарика «беспризорным карманником» и не пускала в кухню, но пес «покорил ее сердце».

Учитель: Какова же система ценностей необычного пса?

Ученики : Главное для Шарика — это еда, тепло и безопасность. Именно это определяет его отношение к людям. В общем, он «продает свою душу» за кусок краковской колбасы. Отношение Шарика к людям определяется тем же: профессор — хозяин, и ему Шарик готов угождать, Дарья Петровна — «царица кухни», к ней ластится пес, Зина -прислуга в доме, и Шарик считает, что она и ему должна прислуживать. Доктор Борменталь никак не связан в сознании пса с едой и теплом, и поскольку укус его ноги остался безнаказанным, то доктор превращается просто в «тяпнутого».

Учитель : Нравится ли вам такая философия жизни? Почему? Каким словом вы бы могли ее назвать?

Ученики : Рабская

V группа выявила этапы изменения Шарика:

— Во-первых, Шарик изменился внешне. Профессор подобрал умирающего пса, с ошпаренным боком, с грязной свалявшейся шерстью, отощавшего от голода. За неделю он превратился в лохматого и «удивительно-жирного» «пса-красавца». Во-вторых, он изменился и внутренне: сначала он тревожился: «Зачем я понадобился профессору?» (его опыт ему подсказывал, что даром никто ничего не делает). Только что попав в дом, он подумал, что очутился в «собачьей лечебнице», и защищал свою жизнь — у него очень развит инстинкт самосохранения. Но увидев, что ему ничего не грозит, а, наоборот, его кормят и ласкают, Шарик начинает бояться лишиться всего этого и думает: «Бейте, только из квартиры не выгоняйте». Он решает, что Филипп Филиппович выбрал его за красоту. Он наглеет на глазах. Быстро оценив ошейник, потому что ему бешено завидуют все встречные псы, он приходит к выводу, что ошейник — своего рода пропуск в лучший мир и дает ему определенные права, например, лежать на кухне. Он забывает, что недавно был обыкновенной бездомной дворнягой, и уже не сомневается, что ничто не лишит его тепла и еды, и окончательно уверяется в том, что он — «собачий принц-инкогнито». Голодную и полную опасностей свободу он променял на сытую, спокойную жизнь, а гордость — на лакейскую угодливость.

Учитель : Какие ассоциации вызывает у вас история собаки?

Ученики : Предполагаемые ответы:

После революции многие люди, жившие в нищете и голоде, потянулись к теплой и сытой жизни, поверили многим обещаниям, решили, что мгновенно «станут всем». Революция — это эксперимент, который большевики поставили над всем народом.

УУД: познавательные(поиск информации, умение строить речевое высказывание); коммуникативные (умение сотрудничать в группе, вступать в диалог), личностные (знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения)

Этап 6 Рефлексия

Цель этапа: самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности

Подведем общий итог урока:

Учитель : Изменилось ли ваше отношение к шарику? Как? Почему? (Это письменный вопрос.)

Ученики делают вывод:

Внутренняя речь Шарика, его оценки событий, размышления совместно с авторским описанием его поведения создают для читателя полную картину внутреннего мира пса.

Учитель :

— Ответили ли мы на проблемный вопрос урока: кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?

Ученики: — Нет.

Учитель: — На какие же вопросы мы получили ответ?

Ученики: — Сопоставили образы Шарика и Шарикова, увидели, какие перемены произошли, поняли, через какие приемы автор выразил свое отношение к персонажу и что его тревожило.

Учитель: следующий урок станет очередным шагом в разрешении проблемной ситуации, обозначенной нами на этом уроке, а для этого вы должны поработать над вопросами домашнего задания. Какие вопросы вы хотели бы задать мне или одноклассникам?

УУД: регулятивные (оценка), личностные (самоопределение), познавательные (решение проблемы), коммуникативные (умение участвовать в коллективном обсуждении)

Домашнее задание:

1. Выделите этапы превращения Шарика в Шарикова и этапы становления Шарикова, подготовив электронную презентацию (задание для всего класса).

2. Сравните поведение Шарика и Шарикова в эпизодах I и II частей: выбор имени (индивидуальное задание), обед (индивидуальное), посещение квартиры домкомом (индивидуальное).

3. Что, по-вашему, в Шарикове от собаки, что от Чугункина? Свое мнение обоснуйте примерами из текста (общее задание).

4. Какова роль Швондера в воспитании Шарикова? Почему профессор Преображенский говорит, что «Швондер и есть самый главный дурак»? (Индивидуальное задание, его выполняют 3-4 человека.)

Урок № 2

Тема: Спор о собачьем сердце (продолжение)

Этап 1 Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа : включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. Создать установку на анализ произведения.

Просмотр фрагмента фильма «превращение Шарика в Шарикова» , отрывок из экранизации повести режиссёром Бортко.

Учитель : прежде, чем мы ответим на ключевой вопрос, подумайте, почему М.Булгакову понадобилось вводить в повесть, делать пружиной интриги превращение собаки в человека. Если в Шарикове проявляются только качества Клима Чугункина, то почему бы автору было не «воскресить» самого Клима? Однако на наших глазах «седой Фауст», занятый поисками средств для возвращения молодости, не создает человека в пробирке, не воскрешает его из мертвых, а превращает в человека собаку.

Этап 2 Актуализация знаний

Цель этапа : подготовка мышления обучающихся, осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование в каждом из них индивидуального затруднения.

Учитель : Затрудняетесь ответить?

Напоминаю вам о дневнике доктора Борменталя (обостряю проблемную ситуацию дополнительным вопросом):

Почему дневник ведет именно доктор Борменталь, а не профессор Преображенский?

Поисковая деятельность учеников, ищут реальные объяснения:

— Мы по записям видим, как взволнован доктор. Сначала он радуется успеху операции и новому открытию. Затем ужасается тому, во что превратилась квартира. Признается, что многого не понимает.

— Филиппу Филипповичу некогда вести дневник, он занят гораздо больше, чем доктор.. Ведь профессору не случайно нужен ассистен, то есть помощник. Потом Филипп Филиппович гораздо меньше Борменталя понял, что новое существо имеет отношение к Климу. Булгаков не хочет раньше времени разгадывать загадку — мы-то тоже ничего не знаем о Климе. А если бы дневник вел профессор, то было бы не так интересно.

— Доктор Борменталь в дневнике выдвигает свою гипотезу: «Мозг Шарика в собачьем периоде его жизни накопил бездну понятий», — и, конечно, записывает не только свои предположения на этот счет, но и мнение профессора. А профессор не стал бы записывать гипотезу Борменталя, так как он абсолютно уверен в своей правоте. И не было бы никакой проблемы. Мы бы тоже поверили профессору, а так есть некоторые сомнения

Ученики совместно с учителем приходят к выводу:

— «Устранение» автора и передача повествования молодому ученому, не обладающему опытом и проницательностью своего учителя, питающему радужные надежды на результат эксперимента, создают новую и при этом центральную оппозицию повести (что такое Шариков — собака, сменившая внешнюю форму или «воскресший» Клим?), усиливают читательский интерес, держат его в напряжении, давая возможность строить свои догадки по поводу событий и результатов операции.

Проверка домашнего задания.

    Демонстрация электронной презентации с результатами выполнения задания: Выделите этапы превращения Шарика в Шарикова и этапы становления Шарикова.

(ругань («все бранные слова, какие только существуют в русском лексиконе»);

курение;

семечки (нечистоплотность);

балалайка в любое время дня и ночи (пренебрежение к окружающим);

вульгарность в одежде и поведении;

аморальность;

пьянство;

воровство;

донос;

покушение.)

Список корректируется, совместно с учителем делается вывод: Становление «нового человека» — это утрата человеческого, нарастание безнравственности, то есть не эволюция, а деградация.

    Проверка индивидуальных заданий.

Сравните поведение Шарика и Шарикова в сходных ситуациях. (Один ученик делится своими наблюдениями с одноклассниками, другие при необходимости дополняют его. На сообщение отводится не больше 2-х минут, о чем ребята предупреждаются заранее). Предполагаемый ответ:

Шариком пса впервые назвала машинистка. Сам пес не согласен с таким именем: «Шарик — это значит круглый, упитанный, глупый, овсянку жрет, сын знатных родителей», а он «лохматый, долговязый и рваный, шляйка поджарая, бездомный пес». Во второй раз Шариком собаку называет Филипп Филиппович, наверное, потому, что это обычное собачье имя: Шарик, Тузик… И пес принимает это имя: «Да называйте как хотите. За такой исключительный ваш поступок (за колбасу). Ему на самом деле все равно, как его будут называть, лишь бы покормили.

— «Лабораторное существо» требует у Флиппа Филипповича для себя документ. Тогда и встает вопрос о его имени. Теперь имя выбирают не «создатели» нового существа, а оно само, но по совету домкома. Новая власть приносит в мир и новые имена. Для Филиппа Филипповича имя Полиграф Полиграфович звучит дико, «но лабораторное существо» отстаивает свои права. Скорее всего, ученики не заметят пародийной переклички — обратим их внимание на некоторое сходство имен Шарикова и его создателя, заключающееся в дублировании самого имени отчеством. Шариков творит свое имя по совету домкома, но по аналогии с именем «папаши».

— Шарик после первого обеда в доме профессора произвел его в ранг «высшего божества». У пса дурман в голове от разнообразных запахов. Он, конечно, слышит, о чем говорят профессор и доктор, но главное для него — еда. Когда он объелся, то задремал. Ему теперь хорошо и спокойно. «Песье почтение» к профессору все время растет и сомнению не подвергается. Единственное, что волнует Шарика, так не сон ли все это.

Для Шарикова же обед, с одной стороны, возможность не только вкусно и много поесть, но и выпить. а с другой стороны — это пытка: его все время поучают и воспитывают. И если Шарик уважает Филиппа Филипповича, то Шариков, кажется, подсмеивается. Он говорит, что профессор и доктор «сами себя мучают» какими-то глупыми правилами. Он совсем не желает становится культурным и вести себя прилично, но вынужден это делать, так как иначе ему не дадут есть (так животных в цирке дрессируют!). Шарик сидел у ног профессора и никому не мешал, только Зина сердилась, а Шариков — чужой за этим столом. Булгаков пишет, что «черная голова Шарикова в салфетке сидела, как муха в сметане», — и смешно, и противно. Шариков и профессор все время обмениваются косыми взглядами.

УУД: познавательные (перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами, умение строить речевое высказывание, умение анализировать и делать выводы); личностные (смыслообразование); коммуникативные (умение слушать, вступать в диалог).

Этап 3 Построение проекта выхода из затруднений

Цель этапа : выбор учащимися способа разрешения проблемной ситуации.

Совершенствование умения проводить композиционный анализ текста, активизация воображения и внимания учащихся к деталям текста через словесное рисование, развитие умения характеризовать героя и давать нравственную оценку его поступкам.

Характеристика Шарикова.

    Просмотр отрывка из кинофильма режиссера В.Бортко «Собачье сердце» — эпизод разговора Шарикова и Филиппа Филипповича. (У Булгакова соответствующий фрагмент начинается словами: «Филипп Филиппович сидел у стола в кресле».)

    Аналитическая беседа.

Учитель : сравните образ Шарикова, созданный актером и режиссером в фильме, с булгаковским описанием.

— Таким ли представлялся вам Шариков, когда вы читали повесть?

— Что сохранили и о чем «забыли» создатели фильма?

Предполагаемые ответы :

— внешне Шариков в фильме совсем такой, как у Булгакова, что актер играет свою роль очень талантливо, но фильм не цветной. Может быть, авторы решили делать так потому, что у собаки нет цветного зрения. Но Шарик у Булгакова цвета различал. В повести сказано: «Шарик начал учиться по цветам». Отсутствие цвета в фильме не позволило авторам передать нелепость костюма Шарикова.

— В фильме Шариков постоянно оправдывается, его даже жалко. Действительно, профессор нападает и нападает на него. А в книге Шариков держится уверенно, а иногда и резко: он не оправдывается, а нападает сам: «Дерзкое выражение загорелось в человечке».

Шариков у Булгакова часто бывает ироничным, а в фильме он тупой. И еще, когда читаешь повесть, смешно, а в фильме все как-то серьезно. Трудно объяснить, почему так.

(если ученики не увидят этой немаловажной детали, то учитель сможет подвести их к ней дополнительными вопросами. «Претензии» учеников вески и основательны: они уловили стилистическое и смысловое расхождение трактовки В.Бортко с текстом Булгакова. В фильме действительно не хватает красок, и дело не только в том, что он черно-белый, а в том, что весь фильм решен в серьезном и очень скучном ключе: в нем недостает булгаковской иронии, юмора, сарказма — оттенков смысла!

А что же наследовал Шариков от Клима Чугункина? Что мы знаем о Климе из текста повести?

3) Работа с блок-схемой.

Великая операция свершилась, а кто стал донором для создания нового человека?

(Клим Чугункин)

Что вы можете сказать об этом человеке? Зачитайте. (конец гл.5, с.199)

(«Клим Григорьевич Чугункин,25 лет, холост. Беспартийный, холост, судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз- условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия- игра на балалайке по трактирам.

Малого роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь) Причина смерти- удар ножом в сердце в пивной («Стоп-Сигнал» у Преображенской заставы).

Из дневника доктора Борменталя мы узнаём, что новое существо переняло все худшие качества своих доноров (Шарика и Клима Чугункина). Найдите и прочитайте описание нового существа.

( Безвкусица в одежде: ядовито-небесного цвета галстух, пиджак и брюки порваны и испачканы; лакированные штиблеты с белыми гетрами. гл.6, с.203)

Помимо этого, оно постоянно говорит по матери, курит, соря окурками, ловит блох, ворует, любит спиртное, падок на женщин… (с.194, 195)

Учитель: но это только внешнее проявление. Осталось что-нибудь от нравственной позиции Шарика? Что определяло поведение Шарика и что главное для Шарикова?

Предполагаемые ответы : — Инстинкт самосохранения. И шариков отстаивает право на собственное существование. Если кто-нибудь попробовал отнять у Шарика его «сытую жизнь», то узнал бы силу собачьих зубов. Шариков тоже «кусается», только его укусы гораздо опаснее.

Вывод: шарик не умер в Шарикове: все его неприятные качества мы обнаружили в человеке.

    Беседа

Учитель : Попробуем разобраться, почему для Шарика образцом и силой был профессор, а для Шарикова –Швондер? Почему же профессор говорит, что «Швондер и есть самый главный дурак»? Понимает ли он, с кем имеет дело?

Ученики: Мозг Шарикова развит очень плохо: то что было почти гениальным для собаки — примитивно для человека: Шарик превратился в человека, но опыта человеческого не получил. Швондер же принимает его за нормального взрослого человека и пытается внушить идеи большевизма.

Учитель: Почему же это так опасно?

Ученики: Обычно, когда человек развивается естественным путем, он постепенно знакомится с миром, ему объясняют, что хорошо, что плохо, учат его, передают накопленный опыт и знания. Чем больше человек узнает, тем больше может понять самостоятельно. А Шариков практически ничего не знает: он только хочет есть, пить и развлекаться. Швондер же ему потакает, рассказывая о правах, о том, что нужно все поделить. Швондер сам горячо верит в то, что проповедует, он сам готов отказаться от благ и удобств во имя светлого коммунистического будущего.

Филипп Филиппович и доктор Борменталь пытаются воспитывать, прививать Шарикову нормальные человеческие манеры, поэтому все время запрещают и указывают. Шарикова это чрезвычайно раздражает. Швондер же ничего не запрещает, а, наоборот, говорит Шарикову, что его притесняют буржуи.

Учитель: А сам Швондер и представители домкома — высокоразвитые личности?

Ученики: Очевидно, что нет.

Учитель: Действительно ли Швондер разбирается в сложных политических и идеологических вопросах?

Ученики: Уже из первого разговора членов домкома с профессором видно, что эти люди в своем развитии ушли не намного дальше Шарикова. И они стремятся все поделить, хотя даже руководить работой домкома по-настоящему не могут: порядка-то как раз в доме и нет. Можно петь хором (что бы ни говорил Филипп Филиппович, но и сам он частенько напевает фальшивым дребезжащим голосом), но нельзя петь хором вместо основной своей работы.

Учитель: Почему Шариков и Швондер так быстро находят общий язык?

Ученики : Швондер ненавидит профессора, так как, чувствуя враждебность ученого, не в силах доказать это и «разъяснить» его истинную антиреволюционную сущность (и здесь Швондеру в интуиции не откажешь!) Для Швондера Шариков — инструмент борьбы с профессором: ведь это Швондер подучил Шарикова потребовать жилплощадь, вместе они пишут донос. Но для Швондера — это правильный поступок, а донос — сигнал, потому что врага нужно вывести на чистую воду и уничтожить во имя будущей счастливой жизни. В бедной голове Швондера никак не укладывается, почему человек, по всем приметам являющийся врагом советской власти, находится под ее защитой!

Итак, «крестный отец» Полиграфа Полиграфовича внушает своему воспитаннику идеи о всеобщем равенстве, братстве и свободе. Попадая в сознание, в котором преобладают звериные инстинкты, они лишь умножают агрессивность «нового человека». Шариков считает себя полноценным членом общества не потому, что сделал что-то для блага этого общества, а потому, что он «не нэпман». В борьбе за существование Шариков не остановится ни перед чем. Если ему покажется, что Швондер занимает его место под солнцем, значит, его агрессивность будет направлена на Швондера. «Швондер — дурак», потому что не понимает, что в скором времени он сам сможет стать жертвой монстра, которого так усиленно «развивает».

Учитель: Кто же прав в споре — профессор Преображенский или доктор Борменталь?

Ученики: очевидно, что оба ученые правы лишь отчасти: нельзя сказать, что мозг Шарика — это только «развернувшийся мозг Шарика», но нельзя сказать, что перед нами только возродившийся Клим. В Шарикове совместились качества собаки и Чугункина, причем рабская философия Шарика, его конформизм и инстинкт самосохранения в соединении с агрессивностью, хамством, пьянством Клима породили чудовище.

Учитель: Почему ученые ошиблись в своих предположениях?

Ученики: по воле писателя его герои не знали о Шарике то, что знают сам автор и его читатели.

Предполагаемые результаты:

Эти заключительные выводы разрешают проблемную ситуацию 2-х уроков, при осмыслении которой обучающиеся должны были понять роль композиции, усвоить язык Булгакова, научиться осознавать важность деталей в повести, сопоставлять образы героев; постичь авторскую концепцию. Кроме того, прием сопоставления произведения с его трактовкой в другом виде искусства позволяет школьникам конкретизировать свои впечатления.

УУД: познавательные (логические – анализ, синтез, выстраивание причинно-следственных связей; общеучебные – создание моделей, смысловое чтение, умение строить высказывание); коммуникативные; личностные (нравственно-эстетическая ориентация); регулятивные (коррекция).

Этап 4 Рефлексия

Упражнение «Интересно».

Заполнить таблицу:

В графу «плюс» учащиеся записывают то, что понравилось на уроке, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции или могут стать им полезными. В графу «минус» записывают то, что не понравилось, осталось непонятным. В графу «интересно» записывают все интересные факты. При недостатке времени эту работу можно провести устно.

УУД: регулятивные (оценка)

Домашнее задание к следующим 2-м урокам будет таким:

1. Придумайте название для 4-й главы «Собачьего сердца».

3. Составьте «кодекс чести» профессора Преображенского.

4. Изложите теорию воспитания по профессору Преображенскому и по доктору Борменталю.

5. Опишите профессора в сценах приема пациентов, посещения домкомом, за обедом. Подготовьте выразительное чтение этих сцен.

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Профессиональное училище с. Домашка»

Профессия: Хозяйка(ин) усадьбы, 35.01.23

Предмет: География

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

по теме: Региональная характеристика мира.

Итоговый урок

Преподаватель: Егорова Наталья Петровна

Методическая разработка

открытого урока по географии.

Тема: Региональная характеристика мира.

Форма проведения урока: урок – путешествие.

Цели: - формировать навыки поведения в нестандартных ситуациях

Развивать познавательный интерес

Развивать мышление и память, коммуникативные навыки общения, умение слушать и слышать.

Урок – путешествие является обобщающим по трем темам:

Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Северная Америка. На изучение, которых отводится 40 часов. На уроках учащиеся знакомятся с экономико-географическим положением стран, их природой, населением, промышленностью, сельским хозяйством и культурой. Это последний урок - обобщения позволяет повторить и обобщить полученные знания.

Сложность заключается в том, что для того чтобы хорошо усвоить данный материал нужно, выучить много названий, новых понятий и самое главное нужно хорошо знать географическую карту.

Урок – путешествие – эту форму урока, можно широко использовать на уроках географии. Эффективность данного способа обучения достигается сочетанием коллективных форм работы с индивидуальной повышенной отдачей каждого ученика, а также положительным эмоциональным настроем учащихся за счёт игровой деятельности и проведения конкурсов.

Можно использовать все виды контроля за знаниями учащихся: индивидуальный, устный, тестирование.

Используются формы самоконтроля, взаимоконтроля, стимулирующий характер оценки. Есть возможность проверить уровень знаний, осмысление, запоминание и применение знаний в новой ситуации.

Для проведения игры, ученики делятся на две команды, во главе команды­ – капитан. В задачу команд входит коллективная подготовка к уроку, о проведении которого учащимся сообщается за две недели. Каждая команда в качестве домашнего задания готовит тест по одной из тем. Выбирается - жюри, которое будет состоять из учащихся: по 2 человека от каждой группы и 2-х приглашенных учителей. Во время игры болельщикам будут предложены вопросы и задания, ответив на которые они могут принести своей команде дополнительные баллы.

Поскольку игра предусматривает не только коллективную работу, но и индивидуальную, то итог работы подводится по баллам, полученным командой, но оценки получают все. Игроки выигравшей команды получают один балл дополнительно. Отдельно отмечаются наиболее удачные и оригинальные ответы.

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ

Тема урока: Региональная характеристика мира (Зарубежной Европы и Азии, Северной Америки)

Цели урока:

Образовательные цели: повторить и обобщить знания учащихся по темам

общая характеристика мира, Зарубежная Европа, Северная Америка, Зарубежная Азия.

Развивающие цели: развить творческие возможности учеников, навыки самостоятельной и коллективной работы, развивать внимание, память, смекалку.

Воспитательные цели: выработать чувство ответственности,дисциплинированности, умение работать в коллективе, навыки общения, умение слушать и слышать.

Тип урока: обобщение и повторение знаний учащихся.

Оснащение урока: карта мира, учебники, доска, мел, карточки с заданиями,

компьютер, экран, жетоны в форме звезд.

Форма проведения урока: урок – путешествие.

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Вступительное слово преподавателя (3 мин)

3. Урок - путешествие, игра – соревнование по географии (35 мин).

4. Подведение итогов (5 мин).

Первая остановка: « Четвертый лишний » мы здесь остановились чтобы повторить номенклатуру (страны, реки, озера). Нужно из представленного ряда названий, исключить лишний вариант. За каждый правильный ответ дается 1 балл. На обсуждение дается 2-3 мин. Учитель раздает командам карточки с заданием, или задание выводится на экран (приложение 1).

Победившая команда, получает - красную звезду, а проигравшая - желтую, звезды вывешиваются на доску.

Ответ: должны быть вычеркнуты – 1)Афины, 2) Виктория, 3) Эстония,

4) Ла – Манш, 5) Гималаи.

Вторая остановка: « Страноведение». Мы тут остановились, чтобы повторить столицы, изученных нами стран. Нужно подобрать пары по принципу « страна – столица» (командам выдаются листочки с заданием). За каждый правильный ответ дается 1 балл. (Приложение 2).

На обсуждение дается 3-4 мин. Пока учащиеся думают, болельщикам предлагается найти в таблице « Спрятанные страны» (смотри в приложении 3) Та команда болельщиков, которая нашла больше стран, приносит своей команде 3 балла.

1. Болгария а) Белград

2. Бельгия б) Копенгаген

3. Португалия в) Афины

4. Дания г) Лиссабон

5. Румыния д) София

6. Греция е) Брюссель

7. Югославия ж) Бухарест.

Ответ: 1 – д, 2 – е, 3 – г, 4 – б, 5 – ж, 6 – в, 7 – а.

Третья остановка: «Как прекрасен этот мир! » Тут мы остановились, чтобы полюбоваться на прекрасные памятники архитектуры, которые находятся в изученных нами странах. Вам нужно вспомнить, в каких странах (городах) находятся следующие достопримечательности и как они называются: (показываю на экране снимки). За каждый правильный ответ дается 1 балл.

1. Статуя Свободы (Нью – Йорк, США)

2. Колизей (Рим, Италия)

3. Стоунхендж (Великобритания)

4. Нотр – Дам (Париж, Франция)

5. Эйфелева башня (Париж, Франция)

6. Пизанская башня (г.Пиза, Италия)

7. Тадж – Махал (г.Агра, Индия)

8. Собор Василия Блаженного (г. Москва, Россия).

Четвертая остановка: «Угадай страну» А теперь мы перемещаемся в страну Угадайка! Чтобы вспомнить об особенностях развития промышленности стран, Зарубежной Европы.

Каждой команде поочередно задаются вопросы. За каждый правильный ответ дается 1 балл.

На обсуждение дается - 30 сек.

1. Родина Олимпийских игр и марафонского бега.

2. « Молочная ферма» Европы.

3. « Стальное герцогство».

4. Производитель почтовых марок, фешенебельный курорт, игорный рай.

5. В 1990 г. эта страна увеличила свою площадь на 108 тыс.км 2 , а население – на 17млн. человек.

6. В стране работает фабрика « Кох-и-нор», выпускающая 1млн. карандашей в день.

7. Страна банкир.

8. Страна, непрерывно воюющая с морем.

9. « Лесной цех» Европы и страна 80 000 озер.

10. Страна – родина паровозов и метрополитена.

Ответы:1. Греция 6. Чехия

2. Швейцария 7. Швейцария

3. Люксембург 8. Нидерланды

4. Монако 9. Финляндия

5. Германия 10. Великобритания.

Пятая остановка: «Картография» Тут мы остановились, чтобы по контурам определить страну, которая изображена на фрагменте карты.

Раздаю командам карточки, на которых изображены фрагменты карты.

Учащиеся должны назвать указанные на них страны. За каждый правильный ответ дается 1 балл. На обсуждение дается 2-3 мин.

Шестая остановка: «Тестоград». Вы должны решитьтест.

На обсуждение дается 3-4 мин. Пока обучающиеся решают тест болельщикам предлагается ответить на вопросы. Каждый ученик, ответивший на вопрос, может отдать этот балл команде, за « которую болеет».

а) Лондон в) Москва

б) Париж г) Берлин

2. Сколько озёр в Финляндии?

а) 1000 б) 6000

в) 16000 г) 80000

а) Канада в) Россия

б) Китай г) США

4) Какая гора самая высокая?

а) Килиманджаро в) Эльбрус

б) Монблан г) Эверест

а) Монако

б) Люксембург

в) Ватикан

г) Лихтенштейн

а) в Румынии

б) в Великобритании

в) в Шотландии

г) в Испании

а) парниковый газ

б) индийская накидка

в) государство в Гималаях

г) горный хребет.

8) Португалия расположена

а) в Африке

б) на Балканах

г) в Центральной Европе

9) Что связано с Голландией?

а) голуби б) сыр

в) спаржа г) черешня.

10) Тирана – это столица

а) Албании в) Румынии

б) Греции г) Германии

Ответ: 1) б; 2) г; 3) б; 4) г; 5) в; 6) в; 7) в; 8) в; 9) б; 10) а.

Последняя наша с вами остановка: « Разгадайка »

Нужно разгадать предложенные ребусы, где зашифрованы названия столиц, изученных стран (см. приложение). За каждый правильный ответ дается 3 балла.

На обсуждение дается 30 секунд.

Подведение итогов: спросить у обучающихся названия станций, на которых останавливались. Какая была самой интересной и почему?

После проведения всех конкурсов жюри подводит итоги и объявляет команду - победителя. Учитель оценивает работу всех обучающихся и ставит всем оценки.

Домашнее задание: Поскольку урок наш необычный, такое же будет и

Д/з. Составьте кроссворд по одному из изученных нами регионов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ)

1) Болгария, Франция, Афины, Румыния.

2) Верхнее, Виктория, Мичиган, Гурон.

3) Париж, Мадрид, Берлин, Эстония.

4) Рейн, Дунай, Ла – Манш, Висла.

5) Сахара, Каракумы, Гоби, Гималаи.

1) Болгария, Франция, Афины, Румыния.

2) Верхнее, Виктория, Мичиган, Гурон.

3) Париж, Мадрид, Берлин, Эстония.

4) Рейн, Дунай, Ла – Манш, Висла.

5) Сахара, Каракумы, Гоби, Гималаи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1. Болгария а) Белград

2. Бельгия б) Копенгаген

3. Португалия в) Афины

4. Дания г) Лиссабон

5. Румыния д) София

6. Греция е) Брюссель

7. Югославия ж) Бухарест.

1. Болгария а) Белград

2. Бельгия б) Копенгаген

3. Португалия в) Афины

4. Дания г) Лиссабон

5. Румыния д) София

6. Греция е) Брюссель

7. Югославия ж) Бухарест.

Тестоград

а) Лондон в) Москва

б) Париж г) Берлин

2. Сколько озёр в Финляндии?

а) 1000 б) 6000

в) 16000 г) 80000

3) Какая страна самая густонаселенная?

а) Канада в) Россия

б) Китай г) США

4) Какая гора самая высокая?

а) Килиманджаро в) Эльбрус

б) Монблан г) Эверест

а) Монако

б) Люксембург

в) Ватикан

г) Лихтенштейн

6) В какой стране мужчины носят юбки?

а) в Румынии

б) в Великобритании

в) в Шотландии

г) в Испании

7) Что означает слово « бутан»?

а) парниковый газ

б) индийская накидка

в) государство в Гималаях

г) горный хребет.

8) Португалия расположена

а) в Африке

б) на Балканах

в) на западе Пиренейского полуострова

г) в Центральной Европе

9) Что связано с Голландией?

а) голуби б) сыр

в) спаржа г) черешня

10) Тирана – это столица

а) Албании в) Румынии

б) Греции г) Германии

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Найдите в квадрате названия восемнадцати государств.


География на все 100!

СТО _ - сторона света.

СТО _ - начало реки.

География на все 100!

Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, название и именами, в которых есть числительное 100.

СТО _ - сторона света.

СТО _ - начало реки.

СТО _ _ _ _ - главный город страны.

СТО _ _ _ - государство в Прибалтике.

СТО _ _ _ _ - героический город в Крыму, давший название знаменитому вальсу.

СТО _ - город США, порт на Атлантическом океане

СТО _ _ _ _ _ _ - столица Швеции, порт на Балтийском море.

СТО_ _ _ - имя мореплавателя, открывшего Америку.

СТО _ - фамилия исследователя, открывшего водопад Виктория, одноименный город в Замбии.

Вопросы для болельщиков:

1. Какой континент пересекают все меридианы? (Антарктида)

2. Какой вид энергии используется 2/3 домов в Израиле для нагрева воды? (Солнечная)

3. Правда ли, что вся суша Земли могла бы разместится на территории, равной по площади Тихому океану (правда)

4.Как называется в Северной Америке то, что в России именуют степи? (прерии)

5. Почему Ирландию называют “Изумрудным островом”? (большая часть острова покрыта луговой растительностью)

6. В каком море ловят рыбу жители 3-х частей света? (Средиземном)

7. Какой материк не имеет рек? (Антарктида)

8. Какой пролив разделяет 2 моря, 2 океана, 2 полуострова, 2 части света, 2 государства? (Берингов)

9. Где обитает самая крупная из современных птиц, быстро бегает, но не летает и что это за птица? (Австралия, страус)

10. Где обитает птица, не умеющая летать, но отлично плавающая и ныряющая и что это за птица? (В Антарктиде, пингвин)

11. Назовите наименьшее по численности населения государство мира.

(Ватикан)

12. Какая страна в мире самая населённая? (Китай)

13. В какой стране самый высокий уровень продолжительности жизни? (Япония)

14. В какой стране ежегодно строят самый большой в мире дворец из снега?

(Финляндия)

15. В том государстве дожди и туманы,

Дождь, как из сита, льёт, моросит,

Ну, а туманы гуще сметаны-

В воздухе шляпу повесишь - висит! (Англия)

16. Взглядом карту я окину-

Вижу чудную картину:

Длинный, узкий сапожок,

Острый нос и каблучок,

Бьёт сапог тот по мячу.

Вам вопрос задать хочу:

Что за мяч? Что за сапог?

Отгадай-ка их, дружок!

(Мяч – остров Сицилия, сапог – Италия)

«Как прекрасен этот мир! »