Необычные методы конспектирования. Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок. Не стимулируются творческие возможности мозга

Наталья Лукьяненко
Конспект НОД «Обобщение знаний (методические приемы и методы ФЭМП в подготовительной группе)»

Программное содержание :

Обучающие задачи :

1. Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

2. Упражнять в счете в пределах 20 (последующее и предыдущее число) .

3. Закреплять знания детей о составе числа 10 из двух меньших чисел.

4. Закрепить представления детей о геометрических фигурах.

Развивающие задачи :

1. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

2. Способствовать развитию логического мышления, внимания, сообразительности.

3. Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

Воспитательные задачи :

1. Воспитывать усидчивость, умение слушать.

2. Воспитывать интерес к математическим знаниям .

3. Воспитывать дружеские отношения, желание оказывать помощь другу.

Методические приемы и методы :

1. Наглядные (использование наглядного материала) .

2. Словесные (напоминания, указания, беседа, вопросы, индивидуальные ответы детей) .

3. Игровые (игра, сюрпризный момент) .

4. Поощрение.

5. Практическая деятельность (решение задач, примеров) .

6. Индивидуальный подход.

7. Использование литературного произведения.

8. Анализ занятия.

Демонстрационный материал : конверт с письмом, посылка с сюрпризом, мяч, презентация PowerPoint.

Раздаточный материал : простые карандаши, листочки в крупную клетку, тетради.

Ход занятия:

Дети стоят на ковре. Воспитатель обращает внимание на пришедших гостей.

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.

Здравствуй! - Улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Пусть все мы и наши гости будем здоровы, будем чаще улыбаться, и у всех нас будет хорошее настроение. А у вас настроение хорошее? Будущему школьнику оно непременно нужно.

«Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Ты мой друг и я твой друг. Дружат все друзья вокруг»

Встаем в круг. Я буду бросать мяч и называть число. Вы, бросая мяч обратно мне, называете предыдущее (последующее) число (числа в пределах 20) . Молодцы. Садимся на свои места.

Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе это письмо. Хотите узнать, что в нем и кто его написал?

Чтение письма

Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет Вам Буратино. Лиса Алиса и Кот Базилио закрыли меня в чулане, потому что я не хотел учиться и не слушался Мальвину. Они сказали, что не выпустят меня пока я не решу их задания и не найду Золотой Ключик. А так как я плохо учился, то сам решить задания не могу. Прошу Вас, дорогие друзья, помогите мне, пожалуйста! Ваш Буратино. (Слайд 2)

Ну что, ребята! Поможем Буратино?

Тогда посмотрим задание №1

Оно называется : «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!» (слайд 3)

1. Три вершины, три угла, три стороны - вот и я. Что это? (треугольник)

2. Нет углов у меня, а

Похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня! (круг)

3. Он давно знакомый мой

Каждый угол в нем прямой

Все четыре стороны

Одинаковой длины

Вам его представить рад.

Как зовут его? (квадрат)

4. Как называются все фигуры с четырьмя углами? (Четырехугольники)

Молодцы! Справились.

Давайте посмотрим следующее задание №2 «Засели домик» (слайд4)

Итак, в домике на каждом этаже 10 жильцов, несколько уже живут. Сколько жильцов мы заселим в соседние квартиры? Ответы детей. Молодцы!

Очень хорошо, справились и с заданием №2.

Нас ждет задание № 3, оно сложное, требует от вас внимания, называется

«Сначала подумай, потом ответь!» Договариваемся, с места не кричать, а поднять руку.

1. У бабушки Даши внучка Маша,

Кот Пушок, собака Дружок

Сколько у бабушки внуков(1)

2. На дереве сидят 4 птицы : 2 воробья, остальные голуби. Сколько всего

голубей(2)

3. 9 грибов нашел Вадим, а потом еще один.

Сколько он нашел грибов(10)

4. Лена играет с подружками в прятки. Вдруг она замечает, что из-под

перегородки виднеются 8 ног. Сколько детей играют в прятки? (5)

5. Дима возвратился с прогулки, подбежал к маме и стал рассказывать : «А

мы видели разных птиц : голубя, скворца, бабочку, воробья, стрекозу и

грача. Вот сколько – целых 6». Мама заметила, что Дима ошибся, и

сказала ему об этом. В чем Димина ошибка? Сколько всего птиц видел

6. На столе лежало 3 груши, одну из них разрезали пополам. Сколько груш

сейчас лежит на столе? (3) .

Какие молодцы и с этим заданием справились!

Устали? Давайте немного отдохнем!

Музыкальная физкультурная минутка (слайд 7)

Задание №4. «Ребус» (слайд 8)

Нам нужно решить ребус и отгадать, какое слово спрятано в задании. Здесь спряталось не простое слово, а математическое! Отгадать, что это за слово вы сможете, решив примеры и правильно расставив буквы, с которых начинаются изображенные слова.

(дети на местах выполняют задание)

Итак, какое математическое слово спряталось в ребусе? (плюс)

Отлично! Вы великолепно справляетесь с заданиями.

Задание № 5 называется просто «Решение задачи» (слайд 9)

Ребята, вспомните, что такое задача? (Задача – это рассказ, в котором надо что-то узнать) .

Сколько частей в задаче? Назовите их. (Задача состоит из четырех частей : условие, вопрос, решение, ответ)

Что нарисовано на картине?

Дети : море, льдина, на ней пингвины.

Составьте задачу «На льдине» по этой картине. (Пример составленной задачи : на льдине плыли 8 пингвинов, к ним присоединились еще 3 пингвина. Сколько всего стало пингвинов)

– Повторите условие задачи?

– Повторите вопрос задачи.

– Как мы узнаем, сколько всего стало пингвинов? Нужно к 8 прибавить 3 и получится 11).

– Запишите решение задачи. (8+3=11) Прочтите данное решение.

Электронная физ. минутка для глаз. (Слайд 10)

Смотрим следующее задание №7. Графический диктант.

Откройте тетради, возьмите карандаш. Давайте вспомним наше правило, которое мы выполняем перед работой в тетради.

Дети :

Я тетрадочку открою и как надо положу.

Я от вас друзья не скрою - карандаш вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь, за работу я берусь.

От точки - 3 клетки вправо, 3 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 6 кл. вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вверх.

Что у нас получилось? Все справились? Молодцы!

Посмотрите! Осталось последнее задание!

Ребята! Так это не задание, что это!

- (дети хором) «Золотой Ключик!»

Мы помогли Буратино? Наверное лиса Алиса и кот Базилио его уже отпустили, ведь мы выполнили все задания и нашли «Золотой Ключик»

А что мы сегодня делали на занятии?

Ребята, какое задание было самым интересным? А какое было самым легким? Какое задание вам показалось самым сложным?

Ребята, наше занятие закончено. (стук в дверь)

Ой, подождите! Кто-то стучится к нам! Пойду посмотрю.

Какая-то коробка. Как Вы думаете, что это?

Посылка! А что в ней? Ну, давайте посмотрим.

Письмо №2 (читаю)

Дорогие друзья! Спасибо Вам за помощь. Лиса Алиса и Кот Базилио отпустили меня. И сейчас я иду к Мальвине. Буду её слушаться и старательно учиться. А для Вас у меня подарок; раскраска. До свидания.

Ваш Буратино.

Конспект в отличие от плана представляет собой подробное и обстоятельное изложение материала лекции (книги), согласно ее внутренней логической структуре. В конспекте дается не только перечень вопросов и подвопросов, раскрывающих взаимосвязь идей книги, но и последовательное изложение прочитанного материала с отдельными выписками и цитатами, схемами и таблицами и пр. Конспектирование в большей мере, чем другие формы записи, способствует глубокому пониманию и прочному усвоению материала, помогает выработать навыки правильного изложения мысли в письменной форме, способствует развитию стиля речи.

Конспекты условно подразделяют на плановые, текстуальные, свободные, тематические .

План-конспект – запись, в которой каждому пункту плана отвечает определенная часть конспекта, кроме тех случаев, когда дополнений и разъяснений плана не требуется. При наличии навыка конспектирования план-конспект составляется достаточно быстро. Еще в процессе первоначального чтения он краток, прост и ясен по форме, что делает его незаменимым пособием при подготовке доклада, выступления на семинаре. Самым простым видом плана-конспекта является вопросно-ответный конспект, в котором на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы. Схематический план-конспект отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений источника чаще всего в графическом виде.

Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника (цитат), это прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Текстуальные выписки связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора.

Свободный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимо глубокое осмысление материала и хорошее владение письменной речью. Это наиболее полноценный вид конспекта. Он способствует лучшему усвоению материала и развитию творческой активности читателя, не привязывая его к авторским формулировкам.

Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос (тему) на основе использования ряда источников. Специфика его в том, что, разрабатывая определенную тему, он может полно не отображать содержание каждого из изучаемых произведений. Тематический конспект учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения по одному и тому же вопросу.

Общий объем конспекта должен быть меньше изучаемого текста в 10–15 раз. Подобное сокращение достигается как за счет тщательного отбора материала, так и в результате краткого изложения и экономии речевых средств (сокращение слов и общеупотребительных выражений).

Рассмотренные формы записи можно успешно использовать при подготовке устного выступления (доклада) на семинарском занятии, написании письменной работы.

Преподаватель в часы самостоятельной подготовки призван постоянно стремиться к интенсификации общения со студентами путем постановки перед ними актуальных проблем для их научного анализа, к раскрытию взаимосвязи теоретических вопросов с практикой, с насущными задачами. В результате происходит ускорение процесса становления цельной личности, формирование ее мировоззрения и социальной позиции как результата повседневных действий студента, его поступков и социального поведения в целом.

ПО ГИМНАСТИКЕ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Хорошая подготовка учителя к урокам - залог успешного их проведения. Независимо от квалификации и педагогического стажа учитель должен отводить ей значительное место. Основ­ные задачи и содержание урока определяются на основе рабочей программы и плана-графика прохождения учебного материала. Главным документом , которым пользуется учитель для непо­средственной подготовки и проведения урока, является план-конспект . Каждый конспект урока должен содержать: задачи; физические упражнения, распределенные по частям (при этом в начале уясняется содержание основной части урока, затем под­готовительной и заключительной частей); дозировку физиче­ских упражнений, организационно-методические указания; но­мер урока, класс, место проведения и необходимый инвентарь.

При описании упражнений отдельных частей урока необхо­димо учитывать определенные требования. Так, например, при описании строевых упражнений в подготовительной части урока в графе «Содержание» желательно перечислять названия этих упражнений:

Упражнение на внимание (или перестроение на месте);

Разновидности ходьбы, бега и подскоков;

Перестроение для проведения комплекса ОРУ (а также вид размыкания при необходимости).

В гра­фе «Дозировка» в зависимости от характера упражнения может быть указано время, необходимое на проведение данного упраж­нения, количество повторений или расстояние, которое преодо­левается. В «Графической записи» приводятся схемы передвижений и перестроений.В необходимо дать точное описа­ние команд для выполнения того или иного строевого упражне­ния, на что и на какие детали необходимо обратить внимание при выполнении этих упражнений.

При описании общеразвивающих упражнений в графе «Со­держание» указывается исходное положение, затем под счет за­писывается само упражнение. В связи с тем, что уроки гимна­стики желательно проводить с музыкальным сопровождением, в графе «Дозировка» количество повторений каждого упражне­ния необходимо согласовать с длительностью музыкального пе­риода (32 счета). Поэтому каждое упражнение в зависимости от сложности и класса может быть выполнено на протяжении од­ного (32 счета) или двух (64 счета) периодов. Если отдельное уп­ражнение записано на два счета, например, 1 - присед, руки на пояс; 2 - и.п., то такое упражнение за один музыкальный период можно повторить 16 раз (32:2), за два периода 32 раза. В случае, когда упражнение рассчитано на 4 счета, то за один му­зыкальный период его можно выполнить 8 раз, за два периода 16 раз; упражнение на 8 счетов за один музыкальный период можно выполнить всего 4 раза или 8 раз за два периода. Эти же правила необходимо соблюдать при проведении танцевальных упражнений. В «Организационно-методических указаниях» сле­дует называть способ проведения общеразвивающих упражне­ний (раздельный, поточный, проходной, круговая тренировка), при описании каждого упражнения указывать способ информи­рования учащихся (показ, рассказ, показ и рассказ, по разделе­ниям), основные элементы техники исполнения и предполагаемые ошибки.

Упражнения основной части урока записываются в последо­вательности разучивания или совершенствования. Вначале идет наименование гимнастического снаряда или вида упраж­нения. В графе «Дозировка» напротив названия снаряда или ви­да упражнения указывается продолжительность занятий в ми­нутах, а напротив подводящих упражнений - количество по­вторений. В «Организационно-методических указаниях» могут быть записаны указания по организации урока (порядок смены упражнений, характер организации учащихся и самостоятель­ной работы, подготовка и уборка мест для занятий, страховка, помощь, способы организации учащихся: фронтальный, груп­повой и т. п.) и по методике обучения (изучение нового, повто­рение, совершенствование, устранение ошибок, оценка упраж­нения и т. п.).

Подвижные игры обычно записываются в форме игровой кар­точки и прилагаются к конспекту урока.

В заключительную часть урока записываются упражнения, способствующие успокоению организма занимающихся, зада­ния на дом. В методических указаниях даются замечания пре­имущественно о дыхании и осанке.

Планом-конспектом должны предусматриваться все стороны деятельности учителя и учащихся не только непосредственно на уроке, но и та работа, которую необходимо выполнить до его на­чала. Так, например, при постановке задач урока возникает не­обходимость в изучении литературы, подборе подводящих уп­ражнений, повторении терминологии, подготовке карточек с описанием последовательности упражнений. Может оказаться, что необходимо потренировать себя в подаче команд, в подсче­те темпа движений, проверить себя в элементах страховки, вы­боре места, показе упражнений, выучить общеразвивающие уп­ражнения. Если учитель чувствует себя недостаточно подготов­ленным для демонстрации какого-либо упражнения, то он дол­жен отшлифовать технику его выполнения.

Опробование и совершенствование движений, действий, кото­рые намечено демонстрировать учащимся, приемов помощи и страховки обеспечат двигательную подготовку учителя к прове­дению урока. В случае, когда упражнение не получается и учи­тель не может им овладеть, необходимо подготовить своих по­мощников из числа успевающих учеников, предусмотрев не только техническую, но и методическую подготовку. Немало­важное значение имеет безукоризненный внешний вид учителя: он должен быть всегда в соответствующем костюме, чистом и опрятном. Необходимо также отработать манеру держаться пе­ред учащимися, передвигаться, пользоваться жестом, умение подавать команды и объяснять упражнения.


КОНСПЕКТ

Пояснительная записка

Групповое диагностико-развивающее занятие «Моё Я» представлено из программы групповых диагностико - развивающих занятий для учащихся начальной школы (1-4 классы) «Тропинка к своему Я», которая является модификацией программы «Тропинка к своему Я – начальная школа» О.В. Хухлаевой, рассчитанная на четыре года пребывания детей в начальной школе. Программа должна, с одной стороны, обеспечить формирование психологического здоровья, с другой стороны, обеспечить выполнение возрастных задач развития.

Основные отличия моей программы:

Периодичность проведения занятий (раз в 2 недели с каждым четвертым классом);

Тематическое содержание изменено с учётом особенностей классного коллектива и индивидуальных особенностей конкретных учеников;

Включение диагностических методик в занятия, их обыгрывание, соотнесение с темой, целями, задачами занятия;

Все занятия согласуются с классным руководителем и завучем по начальной школе, так как проводятся после основных уроков (5 уроком).

№ занятия

Тема занятия

Диагностические

методики

Знакомство. Введение в мир психологии.

Кто Я? Мои силы, мои возможности

Анкета «Какой Я?»

Какой Я – большой или маленький?

Мои способности и «учебная сила»

«Уровень воспитанности» Н.П. Капустина, анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Мои чувства

«Ежик» - методика получения обратной связи Бахтигиреева Т. Н.

«Маленький принц»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа №3 г. Пудож

План-конспект группового диагностико-развивающего занятия

для учащихся 4 классов

«Моё Я»

Пудож, 2010

Пояснительная записка

Групповое диагностико-развивающее занятие «Моё Я» представлено из программы групповых диагностико - развивающих занятий для учащихся начальной школы (1-4 классы) «Тропинка к своему Я», которая является модификацией программы «Тропинка к своему Я – начальная школа» О.В. Хухлаевой, рассчитанная на четыре года пребывания детей в начальной школе. Программа должна, с одной стороны, обеспечить формирование психологического здоровья, с другой стороны, обеспечить выполнение возрастных задач развития.

Основные отличия моей программы:

Периодичность проведения занятий (раз в 2 недели с каждым четвертым классом);

Тематическое содержание изменено с учётом особенностей классного коллектива и индивидуальных особенностей конкретных учеников;

Включение диагностических методик в занятия, их обыгрывание, соотнесение с темой, целями, задачами занятия;

Все занятия согласуются с классным руководителем и завучем по начальной школе, так как проводятся после основных уроков (5 уроком).

Тематическое планирование для 4 классов

№ занятия

Тема занятия

Диагностические

методики

Знакомство. Введение в мир психологии.

Кто Я? Мои силы, мои возможности

Анкета «Какой Я?»

Какой Я – большой или маленький?

Мои способности и «учебная сила»

«Уровень воспитанности» Н.П. Капустина, анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Мои чувства

«Ежик» - методика получения обратной связи Бахтигиреева Т. Н.

Моё Я

рисунок

«Маленький принц»

План-конспект диагностико-развивающего занятия

Тема занятия: «Моё Я»

Цели занятия: актуализировать у учащихся знания об эмоциональной сфере, качествах людей; провести рисуночную методику «Маленький принц»

Задачи занятия:

  1. Помочь детям усвоить понятия «качества человека», «эмоции и чувства».
  2. Научить детей анализировать свои сильные и слабые стороны.
  3. Научить делать выводы относительно своих возможностей и находить средства использования новых знаний о себе в реальной жизни и учебе.
  4. Помочь детям увидеть перспективы и средства развития своих возможностей.

Форма занятия: занятие с элементами тренинга

Адресат: учащиеся 4 класса (проводится со всем классом)

Планируемое время: 35 - 40 минут

Материалы: листы бумаги, фломастеры, карандаши, цветные ручки, заранее проведенная анкета «Какой Я?»

Ход занятия

Организационный момент:

Здравствуйте, ребята. Давайте вспомним, что мы делали на прошлом занятии? Чем мы занимались? Варианты ответов детей: рисовали ежика; слушали сказку; говорили об эмоциях и чувствах.

Всё правильно говорите, тема прошлого занятия была «Эмоции и чувства». Какие эмоции и чувства вы запомнили? Варианты ответов детей: радость, грусть, обида, удовольствие и т.д.

Разминка:

Молодцы, а теперь давайте сыграем в игру «Лишнее слово». Только хочу у вас спросить, как вам будет удобно воспринимать слова - на слух или зрительно, писать на доске. Хорошо, буду читать и записывать.

Задание «Лишнее слово»

Цель: разграничить понятия «качества человека» и «эмоции и чувства»

На доске написаны слова. Детям нужно догадаться, какое слово лишнее и объяснить почему.

Радость, глупость , злость (глупость – качество)

Честный, добрый, грустный (честный, добрый – качества человека, а не чувства)

Гнев, обида , злость (злость, гнев – синонимы)

Злость, обида, недоброжелательность (злость, обида – чувства, а не качества)

Грусть, печаль, страх (грусть, печаль – синонимы)

Честность, грусть , доброта (честность, доброта – качества, а не чувства)

Злоба, ярость, радость (злоба, ярость – синонимы)

А теперь давайте попробуем выполнить такое задание – я вам напишу на доске часть слова, а вы его закончите. А затем – попробуем угадать слова с пропущенными буквами.

Задание «Какие качества задуманы»

Цель: закрепить понятия «качества человека»

Детям предлагается догадаться по первому слогу и с пропущенной буквой по середине, какие качества людей задуманы:

Примечание для ведущего: важно включить в игру всех учащихся, не акцентировать внимание на правильности рассуждения, учить принимать свои ошибки.

Основное содержание занятия:

Молодцы, со всеми заданиями справились, а теперь сделаем тишину и послушаем новую тему «Моё Я».

«Какой Я?» - этот вопрос хотя бы раз в жизни задаёт себе любой человек. Каков он – мир моей души? Какие жители его населяют? Что они делают? Их жизнь наполнена впечатлениями. Она дружат, ссорятся, мирятся, помогают друг другу, обмениваются подарками. У них есть свои страхи и обиды, они грустят и радуются, и каждый из них, каждая частичка души хочет быть востребованной, живой, счастливой.

Давайте вспомним одно из заданий, которое мы делали во второй четверти. Оно называлось «Какой Я?», мы слушали сказку «О девочке и её человечках» и описывали себя: внешность, характер, способности, интересы.

Сейчас я буду зачитывать ваши маленькие рассказы о себе. Кто-нибудь против озвучивания своего рассказа? Читать можно полностью?

Задание «Какой Я?»

Цели: сплочение учащихся; возможность показать себя с другой стороны.

Зачитываются рассказы учащихся о себе, задача детей угадать о ком идет речь.

Примечание для ведущего: важно получить согласия всех учащихся, если кто-то против, то не настаивать.

Вопросы для обсуждения:

  1. Кому понравилось или не понравилось задание?
  2. Что вы узнали о себе и других?
  3. Что мешало или помогало узнать из рассказа об авторе?

Как много мы узнали сегодня друг о друге, кто-то не узнал себя, у кого-то появились интересы, проявились новые способности.

Многим кажется, что удивляться в повседневной жизни нечему, и они ждут каких-то ярких событий, чтобы удивиться или обрадоваться. Но эти моменты быстро проходят, и человек опять впадает в уныние и скуку. Однако вокруг нас много удивительного, нужно только суметь заметить это.

Давайте посмотрим вокруг себя, что для вас сегодня кажется необычным?

Молодцы, очень интересно слушать ваши наблюдения.

А знает ли кто-нибудь из вас сказку «Маленький принц»? Варианты ответов детей – да, читал (а); да, мне читали, но я не помню о чем эта сказка; нет…

В ней рассказывается о мальчике, у которого была своя собственная планета. А давайте сейчас каждый из вас попробует представить и нарисовать свою планету? Подумайте, кто там будет жить, как она выглядит, где находится и т.д.

Задание «Маленький принц»

Цель: диагностика эмоционально-волевой сферы

Ведущий беседует с детьми о сказке «Маленький принц», который имел собственную планету, и предлагает представить, какой может быть собственная планета у каждого из них, а затем эту планету нарисовать.

Учащиеся закрывают глаза, получив задание нарисовать мысленную картинку. Ведущий подчеркивает, что каждый имеет право нарисовать то, что захочет, каждый имеет право видеть мир по-своему.

Ребятам предлагается рассказать, что они могут увидеть вокруг себя, что почувствовать, если превратятся в камушек, травку, облако, потолок. Делается вывод о том, что с разных позиций один и тот же предмет или явление видятся по-своему.

Затем учащиеся закрывают глаза, представляя дверку в какую-то маленькую страну, в которой все устроено по их желанию

Затем ребята рисуют то, что они «увидели» за этой дверкой. При обсуждении делается акцент на том, кто может открыть дверку в маленькую страну - внутренний мир. Кого хочется пригласить, а перед кем - запереть дверь на все засовы.

Примечание для ведущего: обсуждение рисунков переносится на следующее занятие. Спрашивается у детей, где будут храниться рисунки до следующего занятия. При согласии отдать рисунки на хранение психологу, можно провести диагностические процедуры.

Рефлексия занятия:

И так сегодня, мы немного поговорили о нашем «Я». Рисунки у всех получились разные, уникальные для каждого.

Вопросы для обсуждения:

  1. Чем мы сегодня занимались?
  2. Как работалось сегодня каждому из вас? Что мешало? Что помогало?
  3. С каким настроением, чувством мы заканчиваем занятие?

На следующем занятии мы продолжим наш разговор, у каждого будет возможность рассказать о своем «Я».

Спасибо, всем за работу. До свидания!!!

Самоанализ диагностико-развивающего занятия

Развивающая цель занятия «Моё Я» - научить делать выводы относительно своих возможностей и находить средства использования новых знаний о себе в реальной жизни и учебе. Диагностическая цель - проведение рисуночной методики «Маленький принц», проанализировать эффективность выбранной формы проведения групповых занятий и посмотреть в ходе занятия степень включенности в межличностное взаимодействие учащегося «группы риска».

Особенностями проведения занятий являются то, что они проводятся со всем классным коллективом и не в кабинете психолога, учащиеся сидят за партами. Часто возникает трудность определения позиции психолога, так как первоначально он воспринимается как учитель. На психолога переносятся опыт общения ребенка с учителем, позитивные и чаще негативные чувства, кроме того, учащиеся, как правило, обладают длительным опытом общения друг с другом, соответственно возникает риск выхода на поверхность застарелых конфликтов, больше времени требуется на установление атмосферы доверия. Так как занятия проводятся после основных уроков, то необходимо учитывать степень усталости учащихся именно в этот день, есть риск проявления неконтролируемых действий. И соответственно нужно подстраиваться под настроение учащихся класса.

Исходя из выше изложенного и путем практического опыта, групповые занятия с учащимися необходимо выстраивать в форме занятие с элементами тренинга. Структура занятия включает в себя:

  • приветствие учащихся - важно выработать свой ритуал приветствия и настроя на совместную работу;
  • повторение пройденного материала – проводится в форме устного группового обсуждения, даются тематические разминки, так же характер разминки определяется состоянием группы;
  • основное содержание занятия - используются частично групповое обсуждение и выполнение индивидуального задания (в данном случае рисунка);
  • рефлексия занятия - проводится небольшое обсуждение, обязательно выслушиваются мнения ребят. Если ребенок стесняется рассказать о своей проблеме, то договариваемся о личной беседе, где обсуждаем результаты его работы.

В групповые занятия с учащимися я включаю задание на повторение пройденного материала, так как встречаемся мы раз в две недели. Тематические разминки позволяют быстрее включиться в работу, настроить детей на нужную волну. Однако, именно, в начале занятия необходимо определить эмоциональное состояние каждого учащегося. Если ребенок не настроен на выполнение каких-то заданий, то я не настаиваю. Просто жду, когда ребенок сам проявит желание работать.

В основное содержание занятия было включено задание «Какой Я?», выполненное нами на предыдущих занятиях, основная цель которого помочь проанализировать свои сильные и слабые стороны, возможность раскрыться перед одноклассниками. Для меня здесь была возможность увидеть степень сплоченности коллектива, узнать, как воспринимают учащиеся друг друга.

Задание «Маленький принц» было использовано для завершения цикла занятий посвященных введению в мир психологии. Вот некоторые затруднения, с которыми столкнулись учащиеся: выбор формы планеты, размер, цвет, название, пространство вокруг, кем или чем населить и т.д. Здесь важно сказать учащимся об уникальном виденье мира каждого человека, что рисовать можно всё и никаких ограничений, для них нет. У девочек формы планет получились в виде сердец, земного шара, круга; цвета яркие и насыщенные. У мальчиков – летающие тарелки, череп, пирамиды; цвета неброские или выполнены ручкой, простым карандашом.

Обсуждения рисунков учащихся было перенесено на следующие занятие, с одной целью - дать возможность каждому ребенку проанализировать свои внутренние переживания, своё виденье мира. Дальше работа с рисунками предполагает дорисовывание или рисование новой планеты, после обсуждения каждого рисунка.

Атмосфера занятия была непринужденная, с одной стороны - моей задачей было «влиться» в коллектив детей, мягко направлять в нужную тему, с другой - избегать излишнего контроля над мнениями учащихся, дать им свободу в высказываниях и суждениях, не сводить их к правильности или неправильности. То есть дать возможность высказать свою точку зрения, помочь отстоять её перед одноклассниками.

И когда, начинались обсуждения или высказывания, я просто занимала позицию наблюдателя или слушателя. Конечно, в исключительных случаях приходилось напоминать учащимся о культуре общения, об умении не только высказать и аргументировать свою точку зрения, но и выслушать и понять чужую.

На протяжении всех занятий проводилось наблюдение за учащимся «группы риска», поначалу ни в совместной, ни в индивидуальной работе участия он не принимал. На этом занятии, пусть пассивно, но, уже проявляя интерес, он работал над своей маленькой страной.

Проведение групповых занятий с учащимися целого класса очень трудоемкая, но достаточно эффективная работа в плане возможности увидеть коллектив «изнутри». Для ребят такая работа дает возможность раскрыться перед одноклассниками, для классного руководителя - посмотреть, как общаются учащиеся во внеучебной обстановке.

Психологу диагностико - развивающие занятия дают возможность провести какие-нибудь диагностические процедуры и поработать с классом, так как времени охватить всех учащихся, часто нет. Но здесь важно правильно обыграть используемые методики, чтобы всю деятельность школьного психолога не сводили к тестированию.

Ограниченность временных рамок тоже существенно влияет на ход занятия, приходится сокращать обсуждения и трудно поддерживать рабочий настрой учащихся. Часто приходится перестраивать весь план занятия под настроения учащихся, что требует большей мобильности и импровизации. Поэтому в своей работе я стараюсь не использовать готовых план - конспектов, так как занятие в каждом классе идет по-разному и невозможно угадать заранее, куда приведут нас наши рассуждения.


О МЕТОДИКЕ РАЗРАБОТКИ КОНСПЕКТА УРОКА

Баженов Руслан Иванович 1 , Баженова Наталья Геннадьевна 2
1 Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники, кандидат педагогических наук, доцент
2 Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, доцент кафедры высшей математики и методики обучения математики, кандидат педагогических наук, доцент


Аннотация
В статье рассматриваются вопросы проектирования и разработки конспекта урока. Приводится классификация уроков и требования к ним. Обсуждается реализация требований к уроку в его конспекте. Показана авторская методика разработки конспекта урока. Разработка иллюстрируется примерами из практики.

ON HOW TO DEVELOP THE OUTLINE OF THE LESSON

Bazhenov Ruslan Ivanovich 1 , Bazhenova Natalia Gennadievna 2
1 Sholom-Aleichem Priamursky State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of Computer Science
2 Sholom-Aleichem Priamursky State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Associate Professor of the Department of Mathematics and methods of teaching mathematics


Abstract
The article discusses the design and development of the summary for the lesson. Classification of the lessons and requirements. Discusses how to implement the requirements of the lesson in his notes. Shows the author"s development methodology outline of the lesson. The development is illustrated by examples from practice.

Многолетний опыт работы показывает, что студенты испытывают особые затруднения при разработке урока, а именно, возникают трудности с формулированием целей обучения, структурированием материала, методическим видением наполнения отдельных этапов урока, с сопоставлением отобранного содержания поставленным целям и др. Безусловно, многое приходит с опытом. Возникает потребность не только в вербальном руководстве, но и в определенных письменных рекомендациях. Как правило, такая информация «кусочно» представлена в методической литературе. Поэтому существует необходимость осмыслить исследования.

Общие проблемы методики обучения исследовались многими учеными П.И.Пидкасистым , В.А.Онищук и др. Частные вопросы проектирования уроков в различных предметах выделялись Г.И.Саранцевым , Е.И.Лященко , Л.М.Фридманом , М.П.Лапчиком , И.Г.Семакиным, Т.Ю.Шеиной , А.В.Шатиловой, О.А.Фурлетовой , Е.Г.Вегнер , Г.С.Щеголевой , М.В.Марченко . Различные аспекты применения теории и методики обучения в педагогической практике преподавания освещались Л.З.Давлеткиреевой, Г.Н.Чусавитиной , Е.М.Каргиной , И.Н.Мовчан , Р.И.Остапенко , Н.Г.Баженовой и др. , Р.И.Баженовым и др.

Урок является одной из организационных форм учебно-воспитательного процесса в школе и основой классно-урочной системы обучения .

На основе изучения сущности и структуры урока можно прийти к выводу, что такая форма организации занятий представляет сложный педагогический объект. Уроки можно классифицировать по различным признакам: дидактическая цель; способ проведения; этап учебного процесса, форма проведения.

По дидактической цели можно привести такие типы уроков: ознакомление с новым материалом; закрепление изученного; применение знаний и умений; обобщение и систематизация знаний; проверка и коррекция знаний и умений; комбинированный.

По способу проведения уроки можно разделить на беседы, лекции, экскурсии, видеоуроки, самостоятельную работу учащихся, лабораторные и практические работы и сочетания перечисленного.

В случае основы, как этап учебного процесса, то определяются вводные, первичного ознакомления с материалом, образования понятий, установления законов и правил, применения полученных правил на практике, повторения и обобщения, контрольные, смешанные.

Так же возможна классификация уроков на виды по характеру деятельности учителя и учащихся. В этом случае выделение видов происходит в соответствии используемой типологии.

Покажем отдельные направления требований к уроку.

1. Наличие на уроке основной дидактической цели (учебной цели)

На уроке в различных сочетаниях решается несколько учебных задач: проверка знаний, умений, навыков; познание нового; закрепление изученного. Цель урока уточняет тему, отвечает на вопрос: «Что надо сделать на уроке?» Необходимо стремиться к тому, чтобы основная цель стала целью учеников.

2. Решение на уроке наряду с образовательными и воспитательных целей

Основная задача состоит в том, чтобы планомерно использовать изучаемый материал и сам процесс обучения для воспитания у учащихся верных взглядов и убеждений. Описываемая цель реализуется на уроке через решение многих взаимосвязанных частных воспитательных задач: привитие и поддержание интереса к предмету; воспитание у учащихся ответственного отношения к учебе; воспитание потребности и умений учащихся изучать предмет.

3. Обоснованный отбор учебного материала на урок

Приведем требования: соответствие содержания урока его основной учебной цели; достаточный объем учебного материала, рассмотренного на самом уроке; оптимальное соотношение между конкретным и абстрактным; отражение необходимой взаимосвязи между теорией и практикой.

4. Применение на уроке методов обучения, обеспечивающих активное учение школьников

Требования по этой позиции: самостоятельное формулирование познавательной задачи; обнаружение на основе опыта закономерностей и формулировка их в форме суждений; определение вводимого понятия; под руководством учителя нахождение плана доказательства или решения задачи и по возможности самостоятельная реализация; применение наглядных и дидактических материалов.

5. Оптимальный выбор средств, методов и приемов обучения и воспитания на уроке

Комплексное применение наглядности и технических средств обучения в различных сочетаниях является оптимальным вариантом.

6. Организационная четкость урока

Перед учащимися на уроке ставятся очередные задачи. Урок проходит четко и организованно при выполнении необходимых условий: свободное владение учителем материалом урока, учебным предметом; знание методики обучения предмету; знание индивидуальных особенностей учащихся класса; продумывание распределения всей работы на уроке во времени.

Подготовка учителя к урокам начинается с годового и тематического планирования учебного процесса.

В теории методики обучения процедура планирования учебного процесса прописана в виде алгоритма. Схема тематического планирования включает следующие операции :

  1. Определение задач изучения темы на основе программы дисциплины и методических указаний.
  2. Ознакомление с содержанием учебного материала по теме в учебнике, выделение основных научных и воспитательных идей, понятий, законов, умений, навыков, которые должны быть усвоены учащимися в соответствии с поставленными задачами.
  3. Обоснование логики раскрытия темы в соответствии с закономерностями усвоения знаний, дидактическими принципами, а также определение необходимых для раскрытия темы видов уроков.
  4. Конкретизация числа последовательности всех уроков по теме в соответствии с выделенным программой числом часов на ее изучение.
  5. Определение тематики каждого урока, формулировка основных задач, совокупность которых должна обеспечить решение общего комплекса задач изучения темы.
  6. Конкретизация задач данного урока на основе изучения особенностей учащихся данного класса.
  7. Отбор наиболее рационального содержания обучения на данном уроке, выделение в нем главного.
  8. Выбор оптимального сочетания методов и средств обучения для решения намеченных учебно-воспитательных задач.
  9. Выбор формы организации учебной работы школьников на уроке.
  10. Определение оптимального темпа обучения на уроке.
  11. Определение содержания и методов домашней работы учеников.

1. Изучить содержание текста учебника. Выделить в предлагаемом материале главное для актуализации знаний.

2. Выделить все символы, обозначения, термины, понятия, факты. Выяснить происхождение, правильную запись и чтение символов, обозначений, терминов и пр. Проверить, какие из понятий являются основными, какие могут быть определены, но не определяются в соответствии с дидактическими принципами, какие понятия определяются, какие определения понятий надо знать дословно. Разобраться в доказательствах, проверить себя в умении воспроизводить.

3. Проанализировать систему задач учебника. Выделить задачи, ориентированные на введение понятий, усвоение их содержания, на применение и систематизацию понятий; распределить задачи по блокам родственных задач и т. д.

4. Изучить различные методические подходы к изложению отобранного материала. Рассмотреть указания к упражнениям и определиться с технологией оформления. Подобрать различные дополнительные задания: контрольные вопросы, устные упражнения, тесты, задания для выполнения, задачи повышенной трудности и т. д.

5. Учесть особенности компоновки содержания материала. Уточнить роль и место изучаемого материала в теме и курсе. Определить содержание материала, необходимого для организации повторения, установления межпредметных связей, проведения самостоятельных и контрольных работ и т. д.

6. Проверить возможность реализации поставленных целей урока и обратить внимание на воспитательный и развивающий эффекты, практические примеры, прикладную и практическую направленность, эстетическую сторону учебного материала, возможность использования занимательных задач, исторических сведений, формирование навыков самоконтроля и т. д.

7. Дифференцировать содержание учебного материала для интенсификации самостоятельной деятельности подготовленных учащихся и активизации помощи слабоуспевающим. Подобрать индивидуальные и фронтальные задания, которые направленны на вовлечение учащихся в активную и посильную самостоятельную учебную деятельность.

8. Завершить отбор из учебника и других источников содержания учебного материала с таким расчетом, чтобы не перегрузить урок и обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний и умений. Для организации работы в классе и дома, а также реализации возможного резерва времени на уроке распределить соответствующим образом весь отобранный материал .

Определенная роль в профессиональной деятельности учителя отводится умению оформлять результаты разработки урока. Конспект урока становится действенным средством осмысления и обобщения собственного педагогического опыта.

В начале прописываются цели: образовательные, воспитательные, развивающие.

Образовательные цели формулируются в виде: научить; ввести понятие; отработать и закрепить навык, умение; контроль знаний учащихся по теме. Приведем примеры формулировок.

Цели первого урока:

  • О 1: ввести понятие правильной и неправильной дробей.
  • О 2: первично закрепить эти понятия.
  • О 3: научить распознавать правильную, неправильную дроби.
  • О 4: научить наносить неправильные дроби на числовой луч.
  • О 5: научить сравнивать правильные и неправильные дроби между собой и с единицей.

Цели второго урока:

  • О 1: отработать и закрепить понятия правильной и неправильной дробей.
  • О 2: продолжить отрабатывать умения и навыки по сравнению правильной, неправильной дробей и нанесению их на числовой луч.
  • О 3: провести контроль знаний учащихся по теме «Правильные и неправильные дроби».

Воспитательные цели . Воспитание качеств личности, воспитание нравственных черт, воспитание общеучебных навыков. Например, воспитание аккуратности при выполнении чертежей; воспитание целеустремленности; воспитание трудолюбия, усердия при выполнении заданий; воспитание умения слушать товарища, не перебивать и т.д.

Развивающие цели. Развитие мышления, памяти, речи; развитие мыслительных операций; развитие познавательной активности; развитие интереса к предмету и т.д.

При написании конспекта важно четко представлять на каком этапе, через какой методический прием, с применением каких средств, посредством какого типа и каких средств, посредством какого типа и подбора заданий, через какие организационные формы будет осуществлено достижение поставленных целей. Реализация целей проставляется на полях при написании конспекта - это позволяет осознать поставленные цели, подвергнуть их корректировке.

  • должны знать (это в основном теоретические знания): определение показательного уравнения, методы решения показательных уравнений;
  • должны уметь (практические умения и навыки): распознавать показательные уравнения по виду; уметь решать показательные уравнения методами сведения к одному основанию, почленного деления, вынесения общего множителя.

Затем нужно обозначить опорные знания учащихся, которые необходимы при изучении новой темы и, как правило, актуализируются во время устной работы.

Важным для учащихся является мотивационный аспект, осознание необходимости изучаемого материала. Мотивация может быть обозначена в двух направлениях: для дальнейшего изучения дисциплин школьного курса; для решения задач практического характера.

Следует заметить, что компонент конспекта «мотивация» можно прописывать как в строго обозначенном месте конспекта, так и непосредственно в тексте, например, объяснения или закрепления, но тогда на полях необходимо сделать пометку «материал для мотивации». Материалом для мотивации может выступать занимательная задача, задача прикладного, практического характера, исторические сведения и др.

Следующим блоком идет ход урока , который начинается с организационного момента .

Важно осознать значимость этого этапа урока. Ведь если не настроить ребят на работу, не собрать их, не заставить сосредоточиться, то весь урок может «сойти на нет». Одна, две минуты оргмомента - настрой, это встреча глаз учителя и учеников, это взаимное желание работать, понять-объяснить, усвоить-научить-помочь.

1. Оргмомент (1-2 мин.). Прописываются организационные слова учителя, приветствие.

Возможно, учитель сначала фронтально проверяет домашнее задание, а затем проводит подготовку к изучению нового, либо вызывает к доске учащихся, которые выносят домашнее задание, а это время идет актуализация плюс на местах работают учащиеся по карточкам (в этом случае задания карточек приводятся в конспекте и прорешиваются), либо эти два компонента - проверка домашнего задания и актуализация -совмещаются в один.

2. Проверка домашнего задания (3-5 мин.). Желательны разнообразные формы проверки домашнего задания: фронтальная, вынос на доску учащимися, взаимопроверка, выбор верных ответов из предложенных учителем на доске, либо на карточках, самостоятельная работа по аналогичным заданиям и др.

В конспекте в разделе «Проверка домашнего задания» необходимо отразить вопросы, которые вы зададите ученикам по домашнему заданию, комментарии к тем моментам, на которые будет обращено внимание учащихся, некоторые дополнительные вопросы к задачам.

Не рекомендуется пренебрежительно относиться к этому этапу урока, поскольку именно здесь ученик имеет возможность уточнить неясности, увидеть другие способы решения, которые предлагают другие ребята, проявить себя.

3. Актуализация знаний (7-12 мин.). Этот этап должен полностью соответствовать своему названию. Задание, отобранные на устную работу, должны готовить учащего к восприятию нового материала (если это урок объяснения нового) и способствовать отработке умений и навыков (если это последующие уроки).

Целесообразно проводить актуализацию знаний в различных формах. Полезно так же использовать наглядный материал. Причем, в конспекте на полях фиксируются, что оформляется на доске (Д), что выносится на наглядность (Н), что ребята фиксируют в тетради (Т). Задания лучше всего разбивать на блоки, которые необходимо озаглавить. Требование должно быть четко сформулировано.

Если некоторые задания могут вызвать затруднения, то нужно прописывать дополнительные вопросы, которые помогут подвести ученика к осознанию поставленной задачи. Последнее задание в актуализации знаний на уроке объяснения может быть проблемным, что обеспечивает плавный переход от старого к новому.

Задания актуализации должны отвечать принципам подбора упражнений, которые проставляются на полях конспекта.

4. Объяснение (10 мин., если это урок объяснения нового) или Закрепление (25-30 мин., если это урок отработки умений и навыков)

Рассмотрим этап объяснение . Желательно начинать этот этап с проблемной задачи, которая с одной стороны послужит мотивирующим началом, а с другой - побудит учащихся мыслить, рассуждать, участвовать в объяснении и вместе с тем познании нового.

В конспекте необходимо отразить вопросы и предполагаемые ответы учащихся, с помощью которых учитель поможет разрешить проблему. То, что необходимо при нахождении площади произвести умножение, известно, но умножать десятичные дроби учащиеся не умеют. Это и есть столкновение знания и незнания: знают, что необходимо сделать, чтобы найти площадь, но не знают, как это выполнить.

Если второй урок в системе уроков, то идет этап закрепление . Здесь очень важно правильно отобрать задания на отработку знаний и умений учащихся. Это не обязательно номера из учебника, лучше, если учащиеся будут пользоваться различными задачниками, альтернативными учебниками, дидактическим материалами и др. Задания должны быть выстроены «от простого к сложному». Надо подбирать примеры разнообразные, чтобы они отвечали принципу полноты и способствовали наиболее лучшему усвоению темы. На полях, рядом с каждым номером необходимо отразить форму, в которой вы собираетесь работать с этим заданием (фронтальное обсуждение, затем самостоятельное оформление в тетрадях; вызвать ученика к доске и работать одновременно с классом и учеником, параллельно оформляя; ученик работает за отворотом доски, а учащиеся самостоятельно, затем идет сверка и др.). На полях должны быть отражены принципы подбора упражнений, реализацию целей, виды контроля. Сам конспект должен содержать помимо прорешенных заданий (причем их оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к учащимся при записях в тетрадях и на доске) еще вопросы и предполагаемые ответы.

Закрепление можно завершить самостоятельной работой или другим мероприятием, контролирующим знания учащихся. В этом случае конспект содержит задания самостоятельной работы и, конечно, решение. Лучше, если работа будет дифференцированной (на «3», «4» и «5»).

При условии первого урока в системе уроков, то после объяснения идет этап первичного закрепления.

5. Первичное закрепление (3-5 мин.). Как правило, это устные задания (на наглядности), позволяющие выяснить, усвоены ли основные принципиальные, ключевые моменты новой темы. Работа носит фронтальный характер. В конспекте прописываются задания, вопросы.

Конспект может содержать комментарии: разобрать с ребятами каждый пример, требовать пояснения ответа. Особое внимание обратить на контрпримеры.

После первичного закрепления идет обычное закрепление.

В конце урока, будь то объяснение нового, либо отработки знаний и умений, подводится итог урока.

Итог (2 мин). Может быть пассивным , когда учитель сам говорит: «Итак, мы сегодня с вами …» (перечисляет, что нового узнали, какого типа задания решали). Но лучше, когда итог активный . В этом случае учитель через вопросы выясняет, с чем же ребята сегодня познакомились на уроке. Здесь же учитель выставляет отметки, причем комментирует их и задает домашнее задание. В конспекте домашнее задание должно быть обязательно прорешено и, если есть необходимость, даны рекомендации к выполнению домашнего задания. Лучше, если в конспекте запланированы резервные задания для сильных учащихся, которые быстро справляются со всеми номерами, выписанными на доске.

Приведем фрагменты конспекта урока обобщения студента Е.Солдатовой, проведенного на конкурсе педагогического мастерства в Приамурском государственном университете им.Шолом-Алейхема.

Тема: Решение задач на прямую и обратную пропорциональность величин.

Цели урока.

1. Образовательные (Обобщить и систематизировать знания учащихся по заявленной теме):

О 1: закрепить умение распознавать задачи на прямую и обратную пропорциональность величин;

О 2: продолжить отработку навыка решения задач на прямую и обратную пропорциональность величин;

О 3: вывести учащихся на творческий уровень усвоения знаний;

О 4: показать значимость математических знаний, связь математики с другими науками (химия, биология, география и др.), с жизнью.

2. Воспитательные:

В 1: воспитание аккуратности при оформлении математических записей;

В 2: воспитание прилежания учащихся;

В 3: воспитание чувства любви к родному краю;

В 4: воспитание эстетического восприятия;

В 5: воспитание средствами математики бережного отношения к природе.

3. Развивающие:

Р 1: развитие речи учащихся;

Р 2: развитие памяти учащихся;

Р 3: развитие воображения учащихся;

Р 4: расширение кругозора учащихся средствами математики;

Р 5: развитие креативного мышления;

Р 6: развитие конвергентных способностей учащихся, обогащение ментального опыта детей;

Р 7: развитие метакогнитивной осведомлённости.

Опорные знания учащихся :

  1. Понятие пропорции.
  2. Решение уравнений с помощью пропорции.
  3. Понятие прямой пропорциональности величин.
  4. Понятие масштаба.
  5. Понятие обратной пропорциональности величин.
  6. Решение задач с использованием понятий 1, 3-5.

После урока учащиеся должны знать:

  • как определять вид зависимости величин, представленных в задаче;
  • как составить пропорцию при прямой и обратной зависимости величин;
  • как решать уравнения, записанные в виде пропорции.

После урока учащиеся должны уметь:

  • распознавать вид зависимости величин, представленных в задаче;
  • составлять пропорции при решении задач на прямую и обратную пропорциональность величин;
  • решать составленные уравнения.

Этапы урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Актуализация ментального опыта – 15 мин.
  3. Решение задач – 17 мин.
  4. Заслушивание парного проекта – 4 мин.
  5. Итог урока (метакогнитивная осведомлённость) – 3 мин.

Таблица 1 – Фрагменты конспекта урока

Этапы урока и его содержание Записи на полях
  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня у нас с вами урок общения. А общаться мы будем на тему: «Решение задач на прямую и обратную пропорциональность величин». Откройте тетради, запишите число, «классная работа», тему урока.

Постановка цели:

Мы с вами постараемся вспомнить, как определять, какая зависимость величин дана в задаче, как составлять пропорцию на прямую и обратную зависимость величин. В процессе урока у вас будет возможность проявить свою сообразительность и воображение, творчество; убедиться в значимости математики в повседневной жизни. На партах у каждого из вас лежат сигнальные карты и карточки, которые вам понадобятся по ходу урока.

  1. Актуализация знаний

А: Учащимся предлагается задание на распознавание прямой и обратной пропорциональности величин.

Ребята, поработаем устно: я вам называю величины, а вы с помощью сигнальных карт, на которых с одной стороны буква О , а с другой стороны буква П , должны показывать какая, на ваш взгляд, зависимость величин в данном случае.

1) Длина проволоки и её масса (П).

2) Число учеников и время, за которое они помоют класс (при равной работоспособности ребят) (О).

3) Скорость и время (при постоянном расстоянии) (О).

4) Время и расстояние (при постоянной скорости) (П).

5) Количество товара и стоимость (П).

6) Цена товара и его количество (при неизменной сумме денег) (П).

7) Число машин и время, за которое они перевезут груз (О).

8) Число платьев и количество ткани, необходимое для их пошива (П).

При необходимости учитель задаёт вопросы:

Оля, ты считаешь, что это прямая пропорциональность. Почему? Поясни.

Витя, как ты рассуждал?

Трансляция безусловной нормы: пожелание добра, блага, радушие.

Создаётся мотивация учебной деятельности.

Работа с помощью сигнальных карт позволяет учителю активизировать всех учащихся.

Форма работы (ФР) – массовая

Вид контроля (ВК) – внешний

Обратная связь (ОС) – визуальная

Принципы подбора упражнений (ППУ):

а) полноты

б) непрерывного повторения

в) сравнения

г) однотипности

Методы обучения (МО) (по Я.И. Груденову ):

а) вопросно-ответный

б) целесообразных задач

Свойства ментального опыта:

а) компетентность

б) инициатива

Качество знаний:

а) оперативность

б) свёрнутость

в) гибкость

О 1 , О 4 , В 2 , Р 2 , Р 6 .

5. Итог урока.

Какие вы сегодня молодцы! Сколько разнообразных заданий решили!

Какие моменты мы сегодня с вами повторили?

У ребят на партах лежат карточки следующего содержания:

1) Определение вида зависимости.

2) Решение уравнений.

3) Решение задач на прямую пропорциональность величин.

4) Решение задач на обратную пропорциональность величин.

5) Умение составлять задачи.

По каждому пункту поставьте знаки, как вы считаете, у вас достаточный уровень знаний (Д) или недостаточный (Н). И мы выясним общую картину в классе.

Спасибо за урок, я получила удовольствие от работы с вами. До свидания.

Предлагаемая методика написания конспектов доказала свою эффективность в обучении студентов, будущих учителей математики и информатики. В результате студенты показывают высокие результаты на педагогической практике и на различных конкурсах по педагогическому мастерству.


Библиографический список
  1. Педагогика. Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
  2. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986.
  3. Саранцев Г.И. Методика обучения в средней школе: учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов. М.: Просвещение, 2002.
  4. Лященко Е.И. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики / Е.И.Лященко, К. В. Зобкова, Т. Ф. Кириченко [и др.]. М. : Просвещение, 1988
  5. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике. учеб. пособие. М.: УРСС, 2005.
  6. Теория и методика обучения информатике / М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, М.И.Рагулина и др. Под ред. М.П. Лапчика. М.: Академия, 2008.
  7. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.
  8. Теория и методика обучения математике: лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению 540200 (050200) «Физико-математическое образование» / А.В.Шатилова, О.А.Фурлетова. Балашов: Николаев, 2010.
  9. Вегнер Е.Г. Технология методической разработки конспекта урока (на примере урока географии) // Вестник Кузбасской государственной педагогической академии. 2013. № 2. С. 308-320.
  10. Щеголева Г.С. Создание конспекта урока русского языка: текстоориентированный подход // Начальная школа. 2010. № 1. С. 102-106.
  11. Марченко М.В. Урок: составление плана-конспекта // Педагогика и современность. 2013. № 1 (3). С. 77-82.
  12. Давлеткиреева Л.З., Чусавитина Г.Н. Индивидуальная траектория профессиональной подготовки ит-специалистов при переходе на стандарт третьего поколения // Перспективы развития информационных технологий. 2011. № 5. С. 22-27.
  13. Давлеткиреева Л.З. Профессиональная подготовка будущих ИТ-специалистов в рамках информационно-предметной среды: учеб.-метод. пособие. -Магнитогорск: МаГУ, 2006. -86 с.
  14. Каргина Е.М. Исследование профессиональной самостоятельности обучающихся университетского учебного комплекса // Молодой ученый. 2014. № 9 (68). С. 478-481.
  15. Каргина Е.М., Варникова О.В. Роль университетского комплекса технического вуза в формировании профессиональной мотивации будущего специалиста // Интеграция образования. 2003. № 2. С. 50-52.
  16. Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-2 (37). С. 45.
  17. Мовчан И.Н. Структура и содержание информационной деятельности студентов вуза // Информатика и образование. 2009. № 6. С. 112-114
  18. Остапенко Р.И. Формирование информационно-математической компетентности студентов гуманитарных специальностей: методические аспекты // Перспективы науки и образования. 2013. № 4. С. 101-106.
  19. Остапенко Р.И. Управление процессом формирования информационно-математической компетентности студентов вузов посредством самодиагностики // Государственный советник. 2014. № 1 (5). С. 160-164.
  20. Баженова Н.Г., Хлудеева И.В. Педагогические условия, ориентированные на развитие: теоретический аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 151. С. 217-223.
  21. Баженова Н.Г. Играизация как стимулирующий механизм самоорганизации студенчества // Педагогическое образование и наука. 2012. № 3. С. 88-93.
  22. Баженова Н.Г., Михайлова Т.А. Развитие профессиональной компетентности учителя математики по проведению пропедевтической работы // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 4. С. 269-279.
  23. Баженова Н.Г., Одоевцева И.Г. Проблема преемственности требований к результатам образования // European Social Science Journal. 2013. № 12-2 (39). С. 64-69.
  24. Баженова Н.Г., Хлудеева И.В. Нетрадиционные формы организации учебной деятельности школьников на уроках математики. Биробиджан, 2008. 109 с.
  25. Баженова Н.Г., Капарулина О.Н. Готовность к исследовательской деятельности как основа формирования исследовательских качеств учащихся лицея // В мире научных открытий. 2014. № 3 (51). С. 49-58.
  26. Баженов Р.И. Использование системы moodle для организации самостоятельной работы студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3 (93). С. 174-175.
  27. Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Интеллектуальные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-2 (37). С. 48.
  28. Баженов Р.И. О методике преподавания дисциплины «Управление проектами информационных систем» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 (35). С. 55.
  29. Баженов Р.И. Организация научно-исследовательской работы студентов по дисциплине «Теория автоматов» // Современная педагогика. 2014. № 5 (18). С. 20.
  30. Баженов Р.И., Лобанова А.М. Обучение основам предпринимательства в компьютерной экономической игре «Капитализм 2» // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 (31). С. 35.
  31. BazhenovR.I., Luchaninov D.V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student’s creative initiative at learning modern information technologies // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 371-374.
  32. Баженов Р.И. О применении балльно-рейтинговой системы для оценивания курсовых работ по дисциплине «Интеллектуальные системы и технологии» // Приволжский научный вестник. 2014. № 5 (33). С. 135-138.
  33. Баженов Р.И. Об организации деловых игр в курсе «Управление проектами информационных систем» // Научный аспект. 2014. Т. 1. № 1. С. 101-102.
  34. Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» // Современная педагогика. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 27.08.2014).
  35. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики. М.: Просвещение, 1990.

Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по