Расцвет дворянской империи при екатерине 2. В экономической сфере. Политическая жизнь России в период правления Екатерины Великой

Просвещенный абсолютизм Екатерины 2. Расцвет дворянской империи.

Эпоха Екатерины II (1762-1796) составляет значительный этап в истории России. Данный период российской истории всегда вызывал живой интерес исследователей. Представители советской исторической науки отмечали противоречивость периода, характеризовавшегося эволюцией феодально-экономической формации, в рамках которой вызревает капиталистический уклад. Начинается разложение феодально-крепостнического строя, что заставляет самодержавие лавировать^ приспосабливаться к запросам растущей буржуазии. Для большинства советских историков политика просвещенного абсолютизма носила поверхностный характер. Советские историки период правления Екатерины II делят на два этапа: 1) политика «просвещенного абсолютизма» (1767-1775) - от созыва Комиссии для составления нового свода законов до восстания под предводительством Е Пугачева; 2) открытая дворянская реакция (1775-1796).

Либеральная литература более разнопланова и в целом положительно оценивает деятельность Екатерины II. Именно во второй половине XVIII века идеи либерализма начинают приобретать значение в России. Екатерина старается сделать уголовное право более гуманным, открыть пути для частной инициативы в экономической жизни, привить обществу веротерпимость. Эпоха характеризовалась переходом на путь постепенной ликвидации всеобщего закрепощения населения (первоначально данный процесс коснулся дворянства),

Екатерину в действительности звали Софья-Фредерика-Августа, она родилась в прусской Померании, в городе Штеттине, в 1729 г. До восшествия на престол Екатерина 17 лет прожила в России, старательно изучая историю, традиции и обычаи страны. Императрица была привлекательной внешне и слыла прекрасным собеседником.

Период правления Екатерины II называют «просвещенным абсолютизмом». В качестве исторического понятия «просвещенный абсолютизм» («просвещенное царствование») вошел в научный оборот примерно в 1830-е гг. К просвещенным монархам принято относить также Фридриха II Прусского, Иосифа II Австрийского, Карла III Испанского. Эти монархи перед Французской революцией 1789 г. использовали абсолютную власть для осуществления преобразований, основанных на идеях Просвещения.

Важной частью внутренней политики Екатерины II явилась реформа органов государственного управления. В 1763 г. был реформирован Сенат: он был разделен на 6 департаментов со строго определенными функциями под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом. Сенат был лишен законодательной власти, за ним сохранились функции контроля и высшего судебного органа. Вся законодательная власть сосредоточилась в руках императрицы, что характерно было для усиливающегося абсолютизма.

При Екатерине II была реформирована система управления территориями огромной Российской империи. Вместо прежних обширных 23 губерний было образовано 50. Размеры новых губерний определялись количеством населения; в каждой из них проживало от 300 до 400 тысяч душ, губерния делились на уезда по 20-30 тысяч жителей в каждом. Областную администрацию возглавлял наместник или генерал-губернатор, управляющий 2-3 губерниями, во главе которых стояли губернаторы. Исполнительным органом губернатора являлось губернское правление, осуществлявшее надзор за деятельностью учреждений и должностных лиц. Среди них важнейшим была Казенная палата, ведавшая промышленностью и финансами. К новым учреждениям относился Приказ общественного призрения, в ведении которого находились школы, больницы И приюты, а также сословные судебные учреждения: Верхний земский суд, Губернский магистрат, рассматривавший тяжбы между горожанами, и Верхняя расправа для суда над государственными крестьянами. Реформа вводила дворянские уездные собрания, на которых избирались предводители дворянства. Уездные дворяне раз в три года избирали из своей среды высшее должностное лицо уезда - капитан-исправника. В каждом уезде должны были существовать такие же сословные учреждения, как и в губерниях: для дворян (уездный суд), для горожан (нижняя расправа). Областная реформа осуществила давнишнюю мечту дворян о создании своих корпораций и сословных учреждений. В рамках проводившейся политики централизации была ликвидирована Запорожская Сечь, упразднена или ограничена автономия других районов. Созданная система местного управления в основных чертах сохранилась до 1864 г., а введенное ею административно-территориальное деление - до 1917 г.

В первые годы своего правления Екатерина попыталась пересмотреть законодательство Российской империи. Прежнее Соборное Уложение устарело. Сама императрица включилась в законотворческую работу. Двадцать две главы ее "Наказа" - особой инструкции для будущей комиссии по подготовке нового Уложения - даваЛи представление о содержании и характере законов, которые надо было разработать. Екатерина была убеждена, что размеры территории России обусловили для нее единственно приемлемую форму правления в виде абсолютной монархии.

Ей не всегда удавалось приспособить идеи просветителей к русской действительности. "Наказ" провозглашал равенство всех граждан перед законом, что противоречило сословным правам и обязанностям, записанным в этом же послании. В первоначальном варианте "Наказа" Екатерина говорила о желательности освобождения крестьян от личной зависимости за выкуп. В опубликованном послании императрица предлагала относиться к крестьянам так, чтобы "своими человеколюбивыми поступками предупредить грядущую беду". Прогрессивное значение имели статьи, определявшие экономическую политику правительства, включавшие заботу о строительстве новых городов, развитии торговли и промышленности.

30 июня 1767 г. в Грановитой палате Московского Кремля открылись заседания комиссии. Каждый депутат имел наказ от группы населения, интересы которой он представлял. Значительная часть дворянских депутатов выступала за расширение прав дворянства и укрепление крепостнических отношений, за монопольное право владения землей.

Наказы горожан тоже не отличались демократичностью. Они претендовали на дворянские привилегии: право владеть крепостными, покупать крестьян к мануфактурам. Городские наказы требовали монополии горожан на занятия торговлей и лишения или ограничения этих прав для дворян и крестьян.

Общими у крестьянских депутатов были жалобы на обременительность подушной подати.

Екатерининский "Наказ" практически не употреблялся депутатами. Полтора года продолжались дискуссии в Уложенной комиссии, -но практических результатов не дали. В конце 1768 г. началась русско-турецкая война, и под этим предлогом Комиссия была распущена. Хотя очевидна и другая причина: Екатерина поняла, что русское общество не готово для восприятия идей Просвещения.

В исторической литературе отношение к Уложенной комиссии скорее отрицательное, чем положительное. Советские историки в оценке Уложенной комиссии, как и всего царствования Екатерины, руководствовались высказыванием Ф.Энгельса об императрице, которой "настолько удалось ввести в заблуждение общественное мнение, что Вольтер и многие другие воспевали северную Семирамиду и провозглашали Россию самой прогрессивной страной в мире". В подавляющем большинстве работ Екатерина предстала в образе двуличной женщины, умевшей пускать пыль в глаза французским просветителям и действовавшая вопреки тому, 6 чём~им писала (М.Н.Тихомиров, А.В.Черепнин).

Уложенная комиссия не выполнила главной задачи, ради которой была созвана: новый свод_законов не был составлен. Но впервые в истории на заседаниях выборного органа обсуждался крестьянский вопрос, звучала критика помещичьего произвола, протесты против несправедливостей в судебных и административных учреждениях. К тому же Екатерина получила реальную кагянну настроений всех слоев общества и в дальнейшей своей деятельности должна была учитывать претензии, высказанные дворянством и горожанам и в Уложенной комиссии.

Деятельность Уложенной комиссии способствовала распространению в России идей французского Просвещения. "Наказ" издавался не менее семь раз общим тиражом до пяти тысяч экземпляров. Он был доступен образованным людям.

В 1785 г. Екатерина издала сразу два документа: Жалованные грамоты дворянству и городам. Дворянство окончательно оформилось как привилегированное сословие. Грамота подтвердила старые привилегии: монопольное право на владение крестьянами и землей; свободу от подушной подати, рекрутской повинности, телесных наказаний, конфискации имений за уголовные преступления, право на торговлю и предпринимательство. Дворяне могли служить или не служить по своему выбору, а также наниматься на службу в иностранные государства. "Наказ" читали в обязательном порядке в правительственных учреждениях.

Екатерининская эпоха вошла в историю как "золотой" век русского дворянства.

Второй документ - Жалованная грамота городам - завершил устройство городского общества. Это общество состояло из обывателей, принадлежавших к податным сословиям, т.е. купцам, мещанам и ремесленникам. Купцы делились на три гильдии по величине капиталов: лица, имевшие менее 500 рублей капитала, были названы мещанами. Ремесленники по разным занятиям разделились на «цехи» по образцу западноевропейских. Появились органы местного самоуправления. На Жалованной грамоте городам лежала печать крепостнических пережитков: деление горожан на сословные группы, предоставление каждой их них привилегий, хотя освобождение купцов от подушной подати и рекрутской повинности благоприятно отразилось на развитии промышленности.

Был заготовлен проект Жалованной грамоты и для крестьян. Но сопротивление дворянства помешало его утверждению. Более того, правление Екатерины считается апогеем крепостного права. Оно росло не только вширь, но и вглубь, путем расширения власти помещиков над крепостными крестьянами. По указу Д765 г. помещики получили право ссылать своих крестьян на Каторгу. Через два года крестьянам было запрещено жаловаться на своих господ под угрозой наказания. Таким образом, правовое положение крестьян приближалось к рабству. Число крепостных значительно увеличилось.

Более прогрессивным было положение дел в экономической области. Здесь Екатерине II удалось в большей степени внедрить в жизнь передовые достижения западноевропейские мысли. Она выступала как сторонница свободной промышленной и торговой деятельности: боролась с торговыми монополиями, отменила
откупа.

В 1764 т. Екатерина подписала указ о секуляризационной реформе. Церковь лишалась экономической мощи (земля и крестьяне, принадлежавшие духовенству, переходили в государственное владение). Потеряв экономическую независимость и став своеобразным отрядом чиновников, духовенство теряло и политическую власть.

Граф Сегюр, французский посол в России в 1785-1789 гг., обратил внимание на контрастные.черты быта населения Петербурга: «Петербург представляет уму двойственное зрелище; здесь в одно время встречаешь просвещение и варварство. Следы X и XVIII веков, Азию и Европу, скифов и европейцев, блестящее гордое дворянство и невежественную толпу. С одной стороны, модные наряды, богатые одежды, великолепные торжества, роскошные пиры, подобные тем, которые увеселяют избранное общество Парижа и Лондона; с другой - купцы в азиатской одежде, извозчики, слуги и мужики в овчинных тулупах, с длинными бородами, с меховыми шапками и рукавицами и иногда топорами, заткнутыми за ременные пояса».

Итоги 34-летнего правления Екатерины II имели большое значение. Императрица наиболее последовательно и успешно после Петра Великого продолжила модернизацию страны. Россия превратилась в европейское государство, население страны за время ее правления увеличилось в два раза, в четыре раза выросли доходы государства, возникло одиннадцать новых губерний. Именно в екатерининскую эпоху была создана «единая и неделимая» империя с неисчерпаемыми людскими и экономическими ресурсами. В ней функционировала довольно совершенная для своего времени система государственного управления. Правление Екатерины было ознаменовано расцветом русской культуры, формированием национального самосознания.

Влияние Запада проявлялось в либерализации экономической жизни и постепенном вытеснении восточных традиций: в разрешении свободной торговли хлебом, уничтожении внутренних таможен, передачи государственных заводов в частные руки, секуляризации монастырских земель и отмене обязательной службы дворянства. После «Манифеста о вольности дворянства» помещики перестали быть служилым сословием и превратились в свободных землевладельцев, как в Европе. Это был решающий акт, обозначивший победу западных традиций над восточными.

Алексина Елена Юрьевна,

учитель истории высшей категории

МБОУ гимназии № 2 города Георгиевска,

магистр истории, Герой труда Ставропольского края.

Урок по истории России в 10 классе

Тема. Расцвет дворянской империи при Екатерине II

Цель урока:

Выявить и на конкретных примерах показать, что тенденции развития России в период дворцовых переворотов получили дальнейшее углубление в эпоху правления Екатерины II ;

выяснить сущность политики «просвещённого абсолютизма», сформулировать представления о тех реалиях российской действительности, которые не соответствовали идеалам века Просвещения , углубить знания учащихся о роли восстания Е.И. Пугачёва в российской истории;

Продолжать развивать умения учащихся работать с картой, анализировать, способствовать формированию коммуникативных умений десятиклассников в процессе обсуждения дискуссионных проблем;

Воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому России.

Понятийный минимум:

«просвещённый абсолютизм», Уложенная комиссия, «Учреждение о губерниях».

Важные события:

1762-1796 гг. – правление Екатерины II .

1767 г. – созыв Уложенной комиссии.

1775 г. – издано «Учреждение о губерниях».

1773-1775 гг. – восстание под руководством Е. Пугачёва.

1785 г. – «Жалованная грамота дворянству», «Жалованная грамота городам».

Оборудование урока:

Карта «Российская империя в XVIII веке», учебник А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII XIX века», компьютерная версия «Энциклопедии истории России», портреты выдающихся деятелей эпохи Екатерины II , выставка литературы о Екатерине Великой.

План урока:

1. Личность Екатерины II

II .

Ход урока:

    Организационный момент. Проверка домашнего задания.

    Постановка проблемного задания.

    Проблемно-поисковый этап.

    Решение проблемного задания.

    Рефлексивный момент. Подведение итогов урока.

    Домашнее задание.

Её царствование – одно из замечательнейших в русской истории; и тёмные и светлые стороны его имели громадное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны…

Энциклопедический словарь

Изд. Брокгауза и Ефрона

За три десятилетия царствования Екатерины II её образ стал символом могущества России…

Н.Я. Эйдельман

I

Проверка домашнего задания:

1. Работа с датами.

Приведите в соответствие даты и события

А) 1762 г.

Б) 1725-1727 гг.

В) 1741-1761 гг.

Г) 1730-1740 гг.

Д) 1761-1762 гг.

Е) 1735-1739 гг.

Ж) 1757-1762 гг.

1) Участие России в Семилетней войне

2) Правление Анны Иоанновны

3) Манифест о вольности дворянства

4) Русско-турецкая война

5) Правление Петра III

6) Годы правления Елизаветы Петровны

7) Правление Екатерины I .

2. Фронтальный опрос:

Почему период истории, который последовал за годами правления Петра I , назван эпохой дворцовых переворотов?

Выделите этапы дворцовых переворотов.

Что означает понятие «бироновщина»?

В чём причины дворцовых переворотов?

3. Индивидуальные задания:

Сравните периоды правления Екатерины I , Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III по критериям, предложенным вами.

Сравните внутреннее и международное положение России в конце правления Петра I и к 1762 году.

Расскажите о ходе Семилетней войны. Почему русская армия смогла разбить прусскую армию?

Проверка составленных кроссвордов.

Затем учащиеся записывают тему урока, вместе с учителем формулируют цели урока.

II

-?- Проблемное задание.

Екатерина II проводила политику «просвещённого абсолютизма», вместе с тем, крепостнические порядки при ней ещё более укрепились. Почему в России прогрессивные идеи Просвещения не привели к отмене крепостного права?

III

1. Личность Екатерины II . Политика «просвещённого абсолютизма».

Учащиеся знакомятся с характеристикой Екатерины II по «Энциклопедии истории России», работают с текстом учебника на стр. 179-183, делают свои выводы. Затем учитель объясняет сущность политики «просвещённого абсолютизма», учащиеся делают записи в тетрадях.

Учитель:

- ?-

1. Что такое Просвещение? Вспомните основные выводы этой идеологии.

2. Кого из философов-просветителей вы знаете?

«Просвещённый абсолютизм» -

- определённая стадия в развитии абсолютной монархии, осознавшей свой долг перед обществом и осуществлявшей модернизацию в своих государствах, опираясь на идеи философов-просветителей.

Способ изменить внешние формы общественной жизни, сохраняя основные устои феодализма. Это общеевропейское явление (Пруссия – Фридрих II , Австрия – Иосиф II , Швеция – Густав III ).

Деятельность реформаторов на троне включала в себя:

А – покровительство национальной промышленности,

Б – создание благоприятных условий для развития земледелия и роста внутренней и внешней торговли,

В – совершенствование налоговой системы,

Г – административно-территориальное устройство,

Д – кодификация законов,

Е – поощрение развития науки и образования.

Там, где все эти меры были реализованы, создавались условия для прогрессивного развития. В России XVIII века реформы были необходимы, но, как считает большинство учёных, не могли быть успешно проведены.

-?- Как вы думаете, почему?

(Учащиеся отвечают, что Екатерина пришла к власти благодаря поддержке дворянства и гвардии, поэтому она не могла проводить реформы, которые расходились с интересами дворянства).

Существуют разные оценки политики Екатерины II :

    Традиционный подход: политика «просвещённого абсолютизма» - продворянская политика, которая проводилась с целью предотвратить нарастание социального взрыва. Не случайно, когда она себя не оправдала, политика Екатерины становится консервативной и реакционной.

    А.Н. Сахаров : политика «просвещённого абсолютизма» была отражением действительного стремления Екатерины II править, сообразуясь с законами. Она стремилась взрастить на русской почве идеи Просвещения, гуманизма и отражала интересы не только господствующего сословия. Вызвана она была усиливавшимся влиянием купечества, городов и необходимостью учитывать их интересы. Планы Екатерины потерпели крах в силу консервативности российского дворянства, его сопротивления.

    Каменский, Омельченко: политика Екатерины II безусловно продворянская, но Екатерина учитывала и изменившееся положение городов.

    Ряд историков считает, что природно-климатические условия создавали в стране крайне неблагоприятную обстановку для развития сельского хозяйства. Поэтому в России сформировался необычный для Европы тип государственности с весьма жёсткими рычагами государственного механизма. Это создавало суровый режим крепостного права, и Екатерина II не могла не считаться с этой реальностью.

Для того, чтобы вы смогли определиться со своей точкой зрения, необходимо рассмотреть основные направления политики Екатерины II .

2. Либеральная и самодержавная направленность политики Екатерины II .

Класс делится на две группы. На основании текста учебника на странице 183-186, 190-194 одна группа заполняет в таблице столбец «Либеральные тенденции», другая – «Самодержавные тенденции». Затем идёт обсуждение изученного материала, заполняется учащимися вторая колонка таблицы. Учащиеся делают выводы.

Таблица в готовом виде может выглядеть следующим образом:

Направление

деятельности

Либеральные тенденции

Самодержавные тенденции

1. Экономика

Объявлена свобода на производство ситца.

Разрешался свободный вывоз хлеба за границу.

Указы о свободе ремесленного производства в городах. Каждый желающий мог открывать ткацкие предприятия.

С 1770-х гг. любому человеку дозволялось основать предприятие в любой отрасли промышленности.

Мелкие промыслы освобождались от сборов.

Благоприятные условия были созданы для мануфактур на дому и в сельской местности.

Правительство разрешило включаться в широкий промышленный, промысловый, торговый поток крестьянству, городским ремесленникам.

2. Управление

1775 г. – городская реформа вводила выборы магистрата и совестного суда.

1785 г. – дворяне обрели право на самоуправление, что нашло отражение в Жалованной грамоте.

1785 г. – в «Жалованной грамоте городам» закреплялось право всех жителей избирать городскую думу.

Усилен контроль над чиновниками.

Восстановлен в прежних функциях Сенат.

1763 г. – ликвидировано гетманство в Левобережной Украине.

1775 г. – реформа местного управления, было создано 50 губерний. Глава губернского правления – губернатор. Впервые в России создана единая сословная судебная система.

3. Законотворчество

1767 г. – созыв Уложенной комиссии, в которой были представлены дворяне, государственные крестьяне, поволжские народы – татары и башкиры, Сенат, Синод и коллегии.

В связи с войной с Турцией деятельность Комиссии была приостановлена и больше не возобновлялась.

Комиссия не разработала новое Уложение.

1775 г. – на Дону введено общероссийское законодательство.

4. Издательская деятельность

Ослабление цензуры.

Конец 1760-х – начало 1770-х гг. – появились новые издания

Закрыт журнал «Трутень» Н.И. Новикова.

5. Крестьянский вопрос

Указ 1765 г. разрешал ссылать крестьян на каторгу в Сибирь. Срок каторги мог устанавливать сам помещик.

Крестьяне лишались права жаловаться на своего помещика. Подобные попытки карались ссылкой на каторгу.

1763 г. – Екатерина возложила все расходы, связанные с содержанием воинских команд, присланных для усмирения крестьянских выступлений, на самих крестьян.

1783 г. – на Украине был запрещён переход крестьян от одного хозяина к другому.

1785 г. – «Жалованная грамота дворянству» закрепила все привилегии дворян, в том числе, право собственности на землю и крестьян.

3. «Русский бунт – бессмысленный и беспощадный?»

Знак вопроса в формулировке вопроса позволяет организовать дискуссию в классе. После изучения вопроса на стр. 186-190 организуется работа с картой. После этого учащиеся отвечают на вопросы:

Чем восстание Пугачёва отличалось от всех предшествовавших народных восстаний в России?

Как этот бунт отразился на судьбе России?

Произошли ли изменения в политической системе Российской империи?

Был ли он действительно бессмысленным?

Все ответы учащихся обобщаются, делается вывод каждым учеником в тетради.

IV

Решение проблемной ситуации.

Учитель подводит итоги работы учащихся на уроке, выставляются оценки.

V

Рефлексивный момент: учащиеся делятся своими впечатлениями от урока, отмечают, что их удивило, что особенно запомнилось и произвело впечатление.

VI

Д/з:

§ 16, в. 1-8, стр. 194

Опережающее задание: подготовить сообщения и презентацию о великих полководцах XVIII века: А.В. Суворове, П.А. Румянцеве, Ф.Ф. Ушакове, Г.А. Потёмкине.


К началу 1770-х гг. правительство Екатерины II окончательно сделало жизнь в стране стабильной и спокойной. Однако правительству не удалось ликвидировать или хотя бы ослабить серьезные противоречия, которые существовали между дворянством и купечеством, дворянством и крепостным крестьянством.

Екатерининское правительство опиралось прежде всего на дворянство. Именно дворянство принесло силу, мощь, славу России во второй половине XVIII в. Но Екатерина была первой из правителей России, кто понял, что наступают новые времена и необходимо менять монопольное по­ложение дворянства. Однако делала это Екатерина II с оглядкой, опасаясь за трон и за свою жизнь.

Медлительность в решении некоторых коренных вопросов жизни страны, в первую очередь крестьянского вопроса, привела к тому, что народ попытался сам решить свою судьбу. И главное заключалось не только в том, что его положение становилось хуже. Правительство делало многое для облегчения положения людей, стремилось пресечь проявления жестокости господ по отношению к крепостным крестьянам. Но в условиях развития рыночных отношений у посадских людей и крестьян появились новые возможности заработать, улучшить свое материальное положение. А старые традиции препятствовали этому, правительство отставало от жизни. Вот с этим-то и не мог примириться народ. Это проявилось в народном восстании, предводителем которого стал донской казак Емелъян Иванович Пугачев (1740-1775гг.).

Восстание Пугачева

Мощным очагом недовольства в 1760-е гг. оказался казачий Яик. Со строительством Оренбурга и оборонительной линии правительство стало стеснять казачьи вольности, подчинять казаков генерал-губернатору Оренбургского края, привлекать их к службе в правительственных войсках. Введение монополии государства на ловлю рыбы и добычу соли ударило по материальным интересам яицких казаков. Привыкшие к вольностям и свободам, они не могли смириться с наступлением на их права.

Общую неспокойную обстановку дополняли слухи о чу­десном спасении императора Петра III, который вот-вот явится народу и избавит его от неволи.

Яицкие киники

Конец XVIII в. шкоре один за другим в разных мостах империи стали появляться самозванцы. Их ловили, били пленами, ссылали в каторжные рабы. Но слухи не утихали. Народ ждал избавителя. И он явился в лице Пугачева.

В начале 1770-х гг. ему было 30 с небольшим лет. В составе казачьего отряда этот бывалый человек храбро сражался в Семилетней и русско-турецкой войнах. Из армии он ушел по болезни и не вернулся в свою часть. Пугачев скитался по России, побывал у терских и яицких казаков, в Поволжье. Его как дезертира ловили и сажали к тюрьму. Несколько раз он бежал из заключения.

Весной 1773 г. на Яике он объявил себя императором Петром III, избежавшим заговора Екатерины. Пришедшие на встречу с Пугачевым казаки признали в нем беглого донского казака, но, поразмыслив, решили, что с ним они смогут поднять яицкое казачество, увлечь за собой всех обиженных и гонимых, добиться вольнолюбивых целей.

Сначала ядром восставших стали недовольные властями яицкие казаки. С отрядом в несколько десятков человек Пугачев попытался с ходу взять здешний центр - Яицкий городок, но тот устоял, и тогда Пугачев направился в сторону Оренбурга - главного города края.

Уже на Яике он выпустил свой первый царский манифест, в котором жаловал казаков землями, водами, денежным жалованьем и всяким довольствием. Это привлекло к нему новые толпы повстанцев: отряд вырос до 2,5 тыс. человек.

Высланные против Пугачева небольшие правительственные отряды переходили на сторону самозванца. Солдаты связывали офицеров и выдавали их повстанцам. Попа­давшиеся на его пути небольшие городки и крепости сдавались без боя.

На подступах к Оренбургу в распоряжении Пугачева оказалась настоящая повстанческая армия. Ядром ее по-прежнему оставались казаки с их предводителями Никой-Зарубиным, Овчинниковым и др., появились отряды крестьян. Позднее в пугачевскую армию влились отряды горнозаводских рабочих во главе с Хлопушей и Белобородовым.

На помощь Пугачеву подошла башкирская конница во главе с юным вождем Салаватом Юлаевым, появились отряды татар, марийцев, калмыков. Войско Пугачева, ставшее многонациональным, осадило Оренбург.

Пугачев и его сподвижники удачно выбрали время для восстания: в разгаре была русско-турецкая война (1768г. - 1774г.), основная часть войск с наиболее талантливыми военачальниками находилась на турецком фронте. Интересы низов общества вступили в противоречие с вековым стремлением России выйти к морям. Такова была трагедия русской истории и российского народа.

Под Оренбургом повстанцы предприняли ряд мер по организации своей власти на захваченной территории и упорядочению войска. Пугачев старался поставить дело по типу петербургского управления и царского двора. Осенью 1773 г. была создана повстанческая Военная коллегия. Она являлась военным штабом, заведовала снабжением и вооружением армии, была высшей распорядительной и судебной властью. Управлял ею сам самозванец. При нем состояли придворные - произведенные в князья и графы соратники по борьбе.

Повстанцы установили на подвластных им землях террор. С противниками из высших слоев населения разговор был короткий - либо виселица, либо «в воду». А вот сторонников самозванец награждал орденами и медалями, денежными суммами, оружием, дорогой одеждой. Военная коллегия присваивала отличившимся в боях повстанцам воинские звания.

В рамках Военной коллегии действовала специальная канцелярия, где со слов повстанческих вождей грамотные люди писали указы, манифесты, прелестные грамоты. Официальные документы имели подписи и печати. Пугачевские указы, манифесты и грамоты были короткими, но яркими агитационными документами: призывали черных людей к расправам над дворянами и чиновниками; обещали народу землю и волю, освобождение от налогов и рекрутской повинности; провозглашали равенство людей всех национальностей и вер; уравнивали в правах простых людей со всеми остальными.

Свою армию Пугачев пытался организовать по образцу регулярной. Она делилась на полки, но одновременно ее осевыми единицами, как в казачьих войсках, являлись сотни и десятки. Они создавались по национальному и социальному признаку: полки из казаков, работных людей, крестьян, башкирские и татарские отряды.

Когда повстанцы овладели уральскими заводами, на вооружении армии Пугачева появилась артиллерия.

Но повстанческая армия так и не стала регулярной. Сила этих плохо организованных, слабо дисциплинированных отрядов состояла в энтузиазме. Основной упор в своих действиях и программах повстанцы делали на разрушении существовавших порядков. Но взамен они предлагали тот же строй, только с переменой лиц. Пугачевцы не выступали против частной собственности.

Методы их управления были под стать их разрушительным настроениям. Порядки, которые они устанавливали, отличались жестокостью по отношению к тем, кто не принадлежал к черни. Опыт пугачевского управления показал, что неграмотные и полуграмотные люди не способны создать жизнеспособную модель качественно иного строя.

Первые успехи вызывали у повстанцев восторг и обнадеживали их. Вскоре восстание охватило Южный и Средний Урал, Западную Сибирь, Поволжье. Под угрозой захвата оказалась столица Урала Екатеринбург.

Башкирские отряды во главе с Салаватом Юлаевым осадили Уфу. На Волге повстанцы овладели рядом городов и крепостей, в том числе Самарой.

К зиме 1773/74 г. императрица и правительство поняли всю глубину опасности. В район восстания были посланы крупные воинские соединения. Россия в спешном порядке заключила мир с Турцией, и против повстанцев были направлены дополнительные войска во главе с боевыми генералами, в числе которых был и генерал-поручик А.В. Суворов.

К весне 1774 г. меры правительства дали результат. В нескольких сражениях регулярные войска взяли верх над повстанцами. Армия Пугачева перестала существовать.

С отрядом казаков Пугачев сам появился на Урале и здесь объединил силы с конницей Салавата Юлаева. Он захватил несколько заводов и селений, но правительственные войска следовали за Пугачевым по пятам.

Рассчитывая на помощь крепостных, Пугачев перешел на Волгу, в районы помещичьего землевладения. Его появление вновь подняло волну повстанческого движения. Теперь главной силой Пугачева стали крепостное крестьянство и народы Поволжья. В эти дни манифесты Пугачева изменили свой тон. Они адресовались в основном крепостным крестьянам. Крестьянство с восторгом откликалось на эти призывы: полыхали дворянские усадьбы, крестьяне расправлялись с господами, делили между собой господское имущество.

В знак солидарности с поволжскими дворянами Екатерина II объявила себя казанской помещицей. Дворяне в страхе ожидали похода Пугачева на Москву, однако он повернул на юг.

В июле 1774 г. Пугачев ворвался в Казань. Местное дворянство и гарнизон заперлись в кремле, на выручку городу подошли царские полки. В ожесточенном сражении за Казань, которое длилось несколько дней, правительственные войска вновь взяли верх.

Пугачев продолжил свой бег к югу. Царские войска шли следом за Пугачевым и вновь настигли его у Царицына. Под Черным Яром в конце августа 1774 г. казацко-крестьянская рать снова была разбита. Пугачевская армия окончательно перестала существовать.

8 сентября 1774 г. Пугачев был схвачен. После допросов он и его сподвижники были доставлены в Москву, а 10 января 1775 г. их казнили на Болотной площади. Перед казнью Пугачев обратился к собравшимся со словами: «Прости, народ православный!»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Важность и ценность деяний государя - понятия относительные, оценка деятельности Екатерины II вызывала острые споры среди историков. По их мнению просвещение и деспотизм оказались неразрывно, неразделимо связанными между собой. После правления Петра I только Екатерина II вызывала столь противоречий. Заинтересованная столь неоднозначными мнениями, я выбрала в качестве темы реферата тему «Дворянская империя Екатерины II» и, опираясь на собственные знания и информацию из других источников, задалась целью рассмотреть причины, события, ключевых персонажей связанных с правлением Екатерины II; проанализировать суть и содержание «просвещенного абсолютизма», внутреннюю политику Императрицы.

Екатерина Алексеевна оказалась на русском престоле, не имея на то прав. Воспользовавшись тем, что её муж Петр III слыл гулякой и действовал в ущерб государственным интересам, Екатерина II (Августа-София-Фредерика Ангальт-Цербстская) предъявила свои права на русский престол и вскоре осуществила при помощи гвардейцев беззастенчивый захват власти. Это известие произвело сильное отрицательное впечатление на общество. Пошли слухи о Екатерине как о царице «ложной», фактически - самозванной. Против Екатерины II выступало и духовенство, которое не могло примириться с секуляризацией церковной собственности.

Но будучи от природы женщиной одаренной, хотя и честолюбивой, обладавшей упорной волей и редким умением понимать людей и влиять на них, Екатерина II сравнительно скоро вполне овладела положением и прочно «укрепилась на троне».

1. «Просвещенный абсолютизм»

Первые два-три года царствования Екатерины II заслуживают специального рассмотрения по двум причинам: в эти годы императрица разбирала «завалы», оставленные предшествующими царствованиями, а с другой стороны, в эти же годы выявились зачатки новой политики, получившей название «просвещенного абсолютизма».

Уже в это время Екатерина II стала формироваться, с одной стороны, как самодержавная царица, не желавшая делить свою власть ни с кем, а с другой - как разумная и просвещенная правительница, которая понимала, что старыми методами управлять страной нельзя. Новое правительство во главе с Екатериной только принимало в расчет хорошие образцы своих предшественников, но вело государство по собственной программе. И значительное место в этой программе занимали не только задачи вытекающие их практической потребности времени (усиление могущества империи, укрепление государственного строя и позиций в нем дворянства и пр.), но и отвлеченные теории, усвоенные императрицей преимущественно из французской литературы - Вольтера, Дидро, Монтескье, Деламбера.

В Европе наступала эпоха Просвещения с его верой в благодатную роль разума, науки для процветания человечества, с критикой и уничтожением некоторых наиболее старых феодальных институтов и церковных устоев. Вся надежда возлагалась на образованных просвещенных монархов, смысл деятельности которых должен заключаться в благе их подданных и преобразовании общественной жизни на новые, разумные начала.

Все шире распространялось понятие правового государства и гражданского общества, право человека на жизнь, частную собственность, личные свободы. Екатерина II являлась вполне человеком своего времени. В отличие от своих предшественниц она прекрасно понимала неотвратимость наступающих перемен с учетом новых исторических реалий. В сочинениях западных просветителей Екатерина черпала обоснование идей просвещенного абсолютизма. Именно она - интеллигентная, образованная, широко мыслящая самодержавная правительница, по ее мнению, способна идти в ногу со временем и постепенно перевести страну на современные цивилизационные рельсы.

Задачи «просвещенного монарха» Екатерина II представляла себе так: «1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям». Это означало, что России нужны новые современные законы, обязательные для всего населения страны, всех сословий, управление страной должно быть разумным и гибким. Коррупцию и казнокрадство необходимо искоренить. А главное, Екатерина II сознавала, что система крепостного права, принудительного труда в промышленности пагубны для страны и являются одной из причин ее отсталости и стремилась построить законную самодержавную монархию. В этом смысле она - первый русский правитель, который поставил перед обществом вопрос об ограничении крепостной неволи.

Первые шаги Екатерины II стали типичными шагами дворянской царицы. Большое внимание Екатерина II уделяла совершенствованию законодательства. Преобразования 1763 года изменили роль Сената в системе государственного управления. Он стал органом контроля и высшей судебной инстанцией, при этом он лишился законодательной инициативы, которая перешла к императрице. Указом императрицы высший орган власти разделился на шесть департаментов. Согласно манифесту, в ведение четырёх петербургских департаментов вошли, соответственно, вопросы внутренней и внешней политики; судебного производства; управления окраин (Малороссии, Остзейских провинций, Финляндии), образования, медицины; дела военного и морского министерства.

Пятый и шестой департаменты в Москве ведали отправлением текущих государственных дел и судебными вопросами. Во главе каждого из департаментов был поставлен обер-прокурор.

Все департаменты Сената признавались равными по статусу и достоинству. Работа каждого из них была чётко регламентирована уставом. Согласно ему, все дела решались единогласно и только при разногласии переносились на общее собрание.

Разделение Сената на департаменты принесло большую пользу в деловом отношении. Главная цель реформы, а именно ускорение делопроизводства, была достигнута.

Примечательно, что в декабрьском манифесте 1763 года Екатерина II справедливо отметила: «Всякого государства благосостояние основано на внутреннем спокойствии и благоденствии обитателей», «но нельзя сего достигнуть, как только добрым учреждением внутренних распорядков всех государственных и судебных правительств».

Екатерина провела секуляризацию церковных земель в 1764 году. К этому времени Русская Православная Церковь распоряжалась колоссальным количеством земель, на которых проживало около миллиона крепостных крестьян. Земли зачастую плохо обрабатывались, имели место волнения крестьян, а главное, эти земли были выключены из экономического оборота страны.

Находясь в чрезвычайно тяжелом положении вследствие экономической разрухи, Екатерина считала необходимым включить эти земли в оборот. Они были изъяты из церковного владения и отданы в ведомство коллегии экономии. Крестьяне получили название экономических, при этом тем из них, кто владел какой-то собственной землей, эта земля была оставлена, что, как считают исследователи, мгновенно привело к уменьшению количества бунтов на этих землях. То есть фактически эти крестьяне перешли в разряд государственных.

Екатерине II довелось «расчищать» еще один завал, оставленный ей в наследие Елизаветой Петровной, опубликовавшей в 1752 г. манифест о проведении в стране межевания земель. Манифестом 1765 г. Екатерина отказалась от проверки владельческих прав на землю и руководствовалась принципом оставления за помещиками земель, которыми они владели к 1765 г. Таким образом, все земли, ранее захваченные у казны, однодворцев и соседей, передавались помещикам в безвозмездное пользование. Мемуарист Только в XVIII в. В руках помещиков оказалось около 50 млн. десятин земли, на владение которой они юридических прав не имели. Манифест 1765 г. положил новый этап межеванию, значительно ускорив его проведение.

Вместе с тем в политике Екатерины II имелись и качественные новшества, которые объективно и вполне обоснованно позволяют характеризовать ее время как период «просвещенного абсолютизма».

В течение 1762-1764 гг. были отменены монополии на торговлю смолой, а также на производство обоев, сусального золота и серебра. Кроме того, в стране стали повсеместно открываться сахарные заводы, была объявлена свобода рыбных и табачных промыслов.

11 ноября (31 октября ст. ст.) 1765 года Екатерина II одобрила идею, выдвинутую известным государственным деятелем графом Григорием Орловым о создании Вольного экономического общества, первой в России научно-общественной организации. Целью общества являлось развитие в стране сельского хозяйства, в частности земледелия. Требовалось искоренить казнокрадство и взяточничество.

Немалые изменения Великая Императрица произвела и в сфере образования, просвещения, культуры. Большое значение для просвещения и культуры имел Указ 1783 г. о «вольном книгопечатании». Впервые частные лица могли иметь типографии. В 1786 г. был утвержден «Устав народным училищам», по которому в каждом губернском городе создавались всесословные четырехклассные учебные заведения. В царствование Екатерины II В 1764 г. состоялось открытие Смольного института благородных девиц, а в 1765 году - Александровский институт. Это был новый тип женских учебных заведений Для России этот важный шаг имел огромное значение.

В 1783 г. была учреждена Российская Академия наук. Екатерина II положила начало крупнейшему музею мира - Эрмитажу. Всесторонне образованная императрица издавала сатирический журнал «Всякая всячина», писала пьесы и другие литературные произведения.

В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система среднего образования, и к концу века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. чел.

2. Уложенная комиссия

Настала пора реализации широкомасштабных реформ в духе идей
Просвещения. Екатерина действовала, опираясь на дворянство. Дворянство было опорой престола и осуществляло важнейшие функции: дворяне были организаторами производства, полководцами, крупными администраторами, придворными.

В конце 1766 г. она приступила к осуществлению важнейшей и самой крупной акции своего царствования - созыву комиссии для составления нового Уложения в Москве. Надобность в совершенствовании законодательства ощущалась уже при Петре Великом, и им, а также его преемниками предпринимались многократные попытки привести законы в соответствие с изменившимися обстоятельствами в области социального и политического строя, экономики и нормами уголовного права.

Комиссия должна была выработать новый свод законов Российской империи взамен «Соборного уложения» 1649 г., в котором были бы учтены новые указы и манифесты, отражена изменившаяся жизнь страны. Для разработки нового Уложения Императрица позволила расширить круг представителей комиссии и решила созвать депутатов от разных сословий и разных мест России. Сам этот факт имел для самодержавной России огромное значение. Больше всего было представителей городов, на втором месте стояло дворянство. Своих выборных представителей присылали государственные крестьяне, поволжские народы России, татары и башкиры. Кроме того, там были депутаты от Сената, Синода, коллегий.

Дворянам было предоставлено право избирать депутатов (по одному депутату от уезда), горожанам (по одному депутату от города), государственным и экономическим крестьянам (по одному депутату от провинции при трехступенчатых выборах: погост - уезд - провинция), оседлым «инородцам» (тоже по одному депутату). Таким образом, права избирать депутатов были лишены только крепостные крестьяне, составлявшие большинство населения страны, а также духовенство. В итоге, в работе комиссии приняли участие 572 депутата от различных территорий и сословий.

За два года Екатерина написала программу своего царствования и предложила его для комиссии в форме «Наказа», в котором обосновала основные принципы политики просвещенного абсолютизма. В качестве исходных положений в «Наказе» торжественно декларировались идеи о необходимости видеть «граждан России» «охраняемых законами» и провозглашалось равенство всех перед этими законами. Понятия «добро» и «честность» вынесены в нем на первый план. Для того времени это был замечательный документ. Екатерина показала в нем, что она недаром изучала сочинения французских просветителей. «Наказ» преимущественно основан на трудах Монтескье.

«Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют. Россия, - торжественно возвещала она, - есть европейская держава», Тем самым признавая то, что Россия должна следовать образцам европейского общественного развития.

Конечно, она не затрагивала основ самодержавия и крепостного права. Не случайно в «Наказе» присутствовали слова: «Государь есть самодержавный». Неоднократно и в дальнейшем Екатерина II защищала самодержавие. Она считала, что в такой огромной стране, как Россия, возможна лишь сильная, централизованная власть, способная защитить страну и оградить ее от развала.

Екатерина II запретила в документах, идущих на ее имя как от государственных чиновников, так и от частных лиц, подписываться, как прежде, «раб» и «холоп». На первый взгляд то был незначительный факт. Но он показывал, что «век Просвещения» оказывал воздействие и на наше Отечество.

Ударом для русского дворянства были слова императрицы о необходимости «богатым удручать меньшее их стяжание имеющих» (т.е. богатым щадить бедных) и, несмотря на настойчивые требования аристократии, не желала писать в указе о том, чтобы разделить все населенные казенные земли между помещиками. Она сохраняла сословие государственных крестьян, ограничиваясь пожалованиями «свободных сельских обывателей» частным владельцам. Больше того, руководствуясь принципами французского Просвещения, автор «Наказа» вновь возвращалась к крестьянскому вопросу и принципиально высказывалась против крепостного права, поскольку оно противоречит «закону естественному», но требования освобождения «рабов» не выдвигала. Императрица давала рекомендации помещикам так облагать податями и повинностями крестьян, чтобы это не наносило ущерба их хозяйствам и не вело к разорению государства в целом.

Работа комиссии продолжалась с 1767 по 1768 год. Их деятельность не привела к значительным результатам. К тому же, она не выполнила главной задачи, ради которой была созвана: Уложение не было составлено. Депутаты не смогли найти общего языка по рассматриваемым вопросам. Обсуждение крестьянского вопроса привело к серьезным разногласиям между депутатами. Представители дворянства не могли допустить ограничения своих прав на крестьян. Императрица разочаровалась в работе Комиссии и в 1768 г. под предлогом войны с Турцией Комиссия была распущена.

Но принципы «просвещенного абсолютизма», провозглашенные в «Наказе», нашли свое воплощение в законодательной деятельности Екатерины II. Уже в 1762-1763 гг. были изданы указы, которые нанесли удар в системе монополий в сфере торговли и промышленности. Особое значение имел указ от 23 октября 1763 г., которым повелевалось, «чтоб отныне впредь всем, кто пожелает разного звания, фабрики и заводы… строить и размножать». 17 апреля 1767 г. Объявлялась свобода городских промыслов. Принцип свободной промышленности торжественно возвещался в манифесте от 17 марта 1775 г.: отменялись казенные сборы с промышленных предприятий, каждый получал право «заводить станы всякого рода и на них производить всякого рода рукоделия без других на то дозволений или приказаний».

С другой стороны, при Екатерине II дворянство добивается почти безграничных полномочий в отношении своих крепостных. В 1765 г. императрица разрешила помещикам ссылать по своей воле крепостных в Сибирь на каторгу. Наконец, в августе 1767 г. был издан указ, который объявлял государственным преступлением любую жалобу крестьян на своих помещиков и предписывал подвергать жестокому наказанию тех, кто составлял и подавал жалобы. Таким образом, дворянин становился полновластным судьей и его действия в отношении крестьян не подлежали контролю со стороны органов государственной власти, суда и управления.

Историки и поныне спорят и не могут ответить, почему императрица доверила составление Уложения выборным депутатам, а не чиновникам, способным хорошо ориентироваться в этом вопросе. Такое решение Екатерины представляется тем более странным, что она многократно подчеркивала огромную роль законотворчества и законодательства как в личной жизни, так и в жизни страны.

Правление Екатерины II окончательно сделало жизнь в стране стабильной и спокойной. Однако правительству не удалось ликвидировать или хотя бы ослабить серьезные противоречия, которые существовали между дворянством и купечеством, дворянством и крепостным крестьянством.

просвещенный абсолютизм екатерина пугачев

3. Крестьянская война под предводительством Пугачева

Медлительность в решении некоторых коренных вопросов жизни страны, в первую очередь крестьянского вопроса, привела к тому, что народ попытался сам решить свою судьбу. Это проявилось В 1773-1775 гг. в мощной Крестьянской войне - народном восстании яицких казаков, под предводительством Е.И. Пугачёва. Суть же этого масштабного столкновения сводилась к схеме классовой борьбы: крепостное крестьянство восстало против помещиков-феодалов.

Емельян Пугчачев был участником Семилетней и русско-турецкой войн, имел первый офицерский чин хорунжего. За это он был арестован, затем бежал из казанской тюрьмы к яицким казакам. Им он представился как уцелевший император Пётр III. С отрядом в 80 чел. он двинулся к Яицкому городку. Вскоре его отряд превратился в 30 - 40 тыс. армией, оснащённой артиллерией. Сосав «армии» был разнообразным: казаки, крепостные крестьяне, рабочие уральских заводов и мануфактур, русские, татары, калмыки, башкиры и др. Е.И. Пугачёв создал Военную коллегию. Войска пугачёвцев 6 месяцев осаждали Оренбург. В район восстания правительство послало серьезные воинские соединения во главе с генералом А.И. Бибиковым. 22 марта 1774 г. у крепости Татищевой Е.И. Пугачёв потерпел поражение. Осада Оренбурга была снята.

После полутора лет побед и поражений 8 сентября 1774 г. Пугачев был схвачен и вскоре выдан властям. 10 января 1775 г., на Болотной площади в Москве Емельян и его соратники были казнены. К этому времени все очаги восстания были подавлены.

Мощное народное восстание под руководством Пугачева имело для России ряд важных последствий. Восстание сплотило высшие сословия России, в первую очередь дворянство, с властью. Свое спасение от подобных будущих потрясений дворянство видело в усилении центральной власти, самодержавного государства.

Возмущение народных масс показало, сколь опасны в то время для России были либеральные идеи просвещенной императрицы относительно смягчения системы крепостного права.

Теперь главную свою задачу власть видела в том, чтобы установить в стране порядок и не допустить впредь социального хаоса и распада государства.

4. Губернская реформа и Жалованные грамоты

Потрясенная до основания гигантским социальным взрывом дворянская империя Екатерины II почти сразу же приступила к своеобразному ремонту своей государственной машины.

В первую очередь было реорганизовано ее наиболее слабое звено - местные органы власти. Умудренные опытом крестьянской войны крепостники подвергли местное управление кардинальной перестройке. Ее смысл заключался в том, чтобы взять под строгий контроль все районы страны, использовать ресурсы как самого государства, так и местного дворянства. Одновременно эта реформа втягивала дворянство в систему управления Россией, пробуждая его инициативу, самодеятельность. Активнейшую роль в этом сыграла и сама Екатерина II. В письме к Вольтеру в конце 1775 г. она сообщала: «Я только что дала моей империи «Учреждение о губерниях», которое содержит в себе 215 печатных страниц… Это плод пятимесячной работы, исполнен мною одной».

Вся Россия вместо прежних 23 губерний, которые существовали к этому времени, делилась теперь на 50 губерний, в каждой из которых насчитывалось по 300 тысяч человек. Они включали и национальные районы страны. Их жители входили в состав губерний наравне с остальными.

Основной фигурой в губернии являлся отныне губернатор, стоявший во главе «губернского правления». Функции губернского правления были довольно обширны, но главная из них - широкое объявление закона правительственных распоряжений, надзор за их выполнением и, наконец, право отдачи под суд нарушителей закона.

Вместе с тем в основу «Учреждения» 1775 г. были положены идеи Просвещения XVIII в. Губернскому правлению подчинялись все местные суды и полиция. Всеми делами руководил «низший земский суд» во главе с выборным капитан-исправником. Этот орган соединял в себе распорядительную и судебную власть. И капитан-исправник, и судебные заседатели выбирались только из дворян. Непосредственно судебными делами, как и в губерниях, занимались местные сословные суды, где заседали выборные люди из сословий. Таким образом, впервые в России появилась стройная и единообразная для всей империи судебная система, выстроенная по образцу западных стран. Однако она была сословной, что на Западе стало уже прошедшим днем.

Всеми расходами и доходами в губернии, ее промышленностью, сбором налогов ведала казенная палата. Она же брала на себя часть функций центральных коллегий.

Совсем новым учреждением стал «приказ общественного призрения». Он состоял из выборных представителей от дворян, горожан и государственных крестьян и обязан был помогать населению в строительстве и содержании школ, больниц, богаделен, сиротских и работных домов.

Губернская реформа 1775 г. стала важным этапом в усилиях Екатерины по окончательному превращению России в унитарное государство путем создания единообразной системы управления на всей территории империи. Новые земли, которые присоединялись к империи в последующие годы, сразу же получали органы управления в соответствии с «Учреждениями». И хотя позднее, при Павле и Александре I, некоторые национальные окраины вновь обрели отдельные традиционные институты власти, характер государства в целом это изменить не могло.

Стремясь создать еще более реальные гарантии «просвещенной монархии», Екатерина II начала работать над Жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» - законодательный акт императрицы Екатерины II, подтвердивший основные положения Манифеста о вольности дворянства 1762 года и в значительной степени расширивший привилегии дворянства. Издана, как уже упоминалось выше, одновременно с Жалованной грамотой городам, вступившей в силу с 1785 года.

Жалованная грамота дворянству повторяла привилегии, которыми издавна пользовалось это сословие: освобождение от подушной подати, от расквартирования воинских команд, от телесных наказаний. Подтверждены были освобождение от обязательной службы, право неограниченного распоряжения имением, право владеть домами в городах, заводить в имениях предприятия и заниматься торговлей, право собственности на недра земли. За дворянством сохранилось право иметь свои сословные учреждения. К новшествам Жалованной грамоты дворянству относилось наименование первого сословия. Отныне оно стало называться не «дворянством», а «благородным дворянством». Новой привилегией явилось запрещение производить конфискацию имений дворян за уголовные преступления. В этом случае имения переходили к законным наследникам. По сравнению с предшествующим законодательством Жалованная грамота повысила роль дворянских корпораций.

Дворяне каждой губернии составляли «дворянское общество», органом которого являлось дворянское собрание, созываемое раз в три года. Стоит заметить, что императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал-губернаторов (наместников). Помимо выборов предводителя и прочих должностных лиц, собранию разрешалось докладывать наместнику или губернатору о своих нуждах, а в случае необходимости доносить о них сенату и императрице.

В этом же году Екатерина II осуществила городскую реформу, цель которой состояла в упорядочении и усилении городского управления. Горожане были поделены на 6 разрядов по имущественным и социальным признакам: «настоящие городские обыватели» - владельцы недвижимости из дворян, чиновников, духовенства; купцы трёх гильдий; ремесленники, записанные в цехи; иностранцы и иногородние; «именитые граждане»; «посадские», т.е. все прочие граждане, кормящиеся в городе промыслами или рукоделием.

Согласно грамоте городам представители «среднего рода людей» (мещане), подобно дворянам, получили личные и корпоративные права - наследственную неотъемлемость сословного звания, неприкосновенность и свободное распоряжение собственностью, свободу промышленной деятельности

Объединяющим центром городского самоуправления становилась городская «общая дума» из депутатов от всех категорий городского общества. Руководствуясь общими принципами свободы экономической жизни, законодательница разрешала жителям деревень «свободно, безопасно свои произрастания, рукоделия и товары в город возить и потребное для них из города вывозить».

Усиливая систему управления в стране, делая ее более гибкой и современной, власть позаботилась о сокращении вольности казачьих областей, откуда постоянно исходила угроза стабильности государству. Донское казачество основательно урезали в правах. И на Дону, и на Яике была введена система губернских учреждений. А в 1775 г. Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь.

В 80-е гг. вышел еще один законодательный акт, который указывал на то, что правительство в своем стремлении к тотальному контролю за населением добралось до каждой улицы, каждого городского дома. По новому закону в городах вводились полицейские управы. Устанавливался такой порядок, когда дворы городских жителей образовывали части, кварталы. За них отвечали частные приставы и квартальные приставы. Новый закон содержал наставления о том, как обязаны вести себя горожане.

Российская империя после реформы местного управления и наступления на казачество окончательно превратилась в унитарное государство, т.е. в единое и нераздельное целое.

Заключение

Делая обобщающий вывод, можно сказать, что при всей пестроте событий и лиц эпоха «просвещенного абсолютизма» приобрела характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство.

Екатерининское правительство опиралось прежде всего на дворянство. В этот период произошло значительное расширение привилегий дворянства при одновременно еще большем закабалением крестьян. Именно дворянство принесло силу, мощь, славу России во второй половине XVIII в. Но Екатерина была первой из правителей России, кто понял, что наступают новые времена и необходимо менять монопольное положение дворянства. Однако делала это Екатерина II с оглядкой, опасаясь за трон и за свою жизнь.

Политика Екатерины II оказалась, таким образом, внутренне противоречивой: с одной стороны, она провозглашала передовые истины просветительской философии, а с другой - сохраняла самодержавие, господство дворянства, крепостное право.

Во второй половине XVIII в. - в век «Разума и Просвещения» в России была создана неповторимую, экономическую, политическую и во многом уникальную художественную культуру.

Список использованной литературы

1. История России. С древнейших времен до наших дней: учебник /А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова; Москва; Проспект, 2011 г.

2. ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1861 года/ Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Кобрин/ Под ред. Н.И. Павленко

3. История России с древнейших времен до второй половины XIX века; Курс лекций. Ч. 1. Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский гос. тех. ун - т, Екатеринбург, 1995

4. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб: издательское ссобщество Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон. 1890-1907 гг.

5. Рындзюнский П.Г., Городское гражданство дореформенной России, М., 1958

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Биография императрицы Екатерины II. Переворот, начало правления. Политика просвещенного абсолютизма. Императорский совет и преобразование сената. Уложенная комиссия, губернская реформа. Ликвидация Запорожской Сечи. Национальная и сословная политика.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2014

    Сущность просвещенного абсолютизма, его причины и предпосылки. Идейно-политические взгляды Екатерины II и содержание ее "Наказа". Создание и деятельность Уложенной комиссии. Проблемы главных социальных групп Российской империи второй половины XVIII века.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Исследование причин, движущих сил, основных особенностей крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева, ее итогов. Обзор указа Екатерины II по крестьянскому вопросу в 60-е годы. Описания программы отрицания старого общества, класса-эксплуататора.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2011

    Портрет Екатерины II и ее личностные качества. Сущность и историческое значение "просвещенного абсолютизма", его содержание и значение. Основные причины и подготовка "Наказа": подготовка и общие сведения, уложенная комиссия, крестьянский вопрос.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2016

    Понятие и сущность просвещенного абсолютизма. История составления Екатериной II "Наказа", его источники, состав, цели и причины неудачи. Изучение "Наказа", выделение и анализ статей, отвечающих принципам самодержавия, правосудия, гражданского общества.

    реферат , добавлен 03.03.2012

    Изучение особенностей социально-экономического развития России во второй половине ХVIII века. Личность императрицы Екатерины II, отличительные черты и образ ее правления. Сущность политики просвещенного абсолютизма и внутренней политики Екатерины II.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Юность Екатерины II. Восшествие на престол и начало царствования. Внутренняя политика: уложенная комиссия, церковная политика, административная деятельность, крестьянская война и ее последствия. Русско-турецкие войны. Революция во Франции. Польша.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2008

    Предпосылки и особенности развития абсолютизма в России. Реформы Петра I в развитии абсолютизма в России. Социально-экономическое развитие России со второй четверти XVIII века. "Просвещённый абсолютизм" Екатерины II. "Уложенная комиссия" 1767 года.

    дипломная работа , добавлен 26.02.2008

    Реформаторская деятельность Петра I и становление российского абсолютизма. Век Екатерины II. Основные факторы и особенности политики просвещенного абсолютизма в России. Генезис и особенности русского самодержавия как национального, самобытного явления.

    реферат , добавлен 28.04.2010

    Детство, крещение в православную веру, супружество, дворцовый переворот, восшествие на престол Екатерины II. Войны с Турцией и Польшей. Крестьянская война под предводительством Пугачева. Последствия крепостного права. Отношение к вопросам просвещения.

Предмет – история

Класс – 10

История России. XVII - XIX века: учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений.- 2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2004. Базовый уровень.

Тема. Расцвет дворянской империи.

Цели урока: - познакомить с внутренней политикой Екатерины II , крестьянской войной под руководством Е.И.Пугачева;

Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, характеризовать историческую личность, проводить сравнительный анализ правителей, работать с картой, на основе дополнительной литературы готовить сообщения;

Формировать уважение к историческому прошлому страны.

Форма проведения: комбинированный.

Основные понятия: просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия, крестьянская война, «Жалованная грамота городам», губерния, уезд.

Даты: 1762-1796гг.- правление Екатерины II ; 1773-1775гг. – крестьянская война под руководством Е.Пугачева; 1765г.- учреждение Вольного экономического общества, 1767г.- созыв Комиссии для составления нового Уложения; 1775г.- реформа уездного и губернского управления, 1785г. – жалованные грамоты дворянству.

Выдающиеся личности: Екатерина II , Г.Горлов, Н.И.Новиков, Е.И.Пугачев, Салават Юлаев,Чика (Н. Зарубин), Г.А.Потемкин.

Материалы урока: карты « Россия в 1760-1800гг», « Россия при Екатерине II @» Крестьянская война под руководством Е.Пугачева».

Ход урока

План урока

I .Повторение изученного материала:

Задача: установить правильность и осознанность выполнения д/з всеми учащимися.

Задание для учащихся:

1.Восстановите нарушенную хронологию годов правлений российских императоров в XVIII веке

1) Анна Иоанновна

а) 1682 – 1725

2) Пётр III

б) 1725 – 1727

3) Пётр I

в) 1727 – 1730

4) Пётр II

г) 1730 – 1740

5) Елизавета Петровна

д) 1740 – 1741

6) Иван IV Антонович

е) 1741 – 1761

7) Екатерина I

ж) 1761 – 1762

2. Освобождение дворян от обязательной государственной службы произошло при:

а) Анне Иоанновне;

б) Елизавете Петровне;

в) Петре III;

г) Екатерине II ;

3. Это НЕ относится к событиям периода правления Елизаветы Петровны

а) принятие указа о престолонаследии;

б) репрессии против старообрядцев;

в) сражение у дер e вни Кун e рсд o рф;

г) учреждение императорского Совета;

4. Манифест o дар o вании в o льности российскому дворянству был подписан;

а) Елизав e той П e тр o внoй;

б) Петром III ;

в) Екатерин o й II;

г) Павлом I;

5. Императрица E лизавета Петровна никогда не приговаривала к

а) пожизненному заключению;

б) телесному наказанию;

в) смертной казни;

Ответы к заданиям

1. 1)- г; 2)- ж; 3)- а; 4)- в; 5)- е; 6)-д; 7)- б;

2. в);

3. а);

4. б);

II . Изучение нового материала:

1.Личность Екатерины II .

2.Просвещенный абсолютизм. Государственно – административные и социально-экономические реформы Екатерины II .

3. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева.

Проблемное задание: Сравните двух монархов, названных в истории « Великими»: Петра I и Екатерину II .

    Личность Екатерины II.

Учитель обращает внимание, что правление Екатерины II оставило заметный след в русской истории. Случайный человек в России, Екатерина сумела овладеть ситуацией и утвердиться на престоле. За долгие 34 года царствования Екатерина II сумела много добиться. Под ее управлением Россия вышла на новый уровень развития, став несравненно более богатым и сильным государством, чем раньше, заняв достойное место в ряду великих держав Европы. В исторической науке правление Екатерины II обычно характеризуется как «просвещенный абсолютизм».

(Показ портрета Екатерины II и ученическое сообщение).

    Просвещенный абсолютизм. Государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II .

Вводится новое понятие «просвещенный абсолютизм» - политика, предусматривающая некоторые реформы, направленные на дальнейшее развитие государственности, местного самоуправления; гарантию свобод отдельным слоям населения (созыв Уложенной комиссии, губернская реформа, жалованные грамоты дворянству и городам). При этом господство дворянства и самодержавие сохраняются.

Екатерина II (1762 – 1796гг).

Просвещенный абсолютизм

Политика,сочетавшая принципы абсолютной монархии с некоторыми идеями французских просветителей, а именно – введение монархической власти в рамках законности, а также забота монарха о подданных в соответствии с законами.

Государственно-административные и социально-экономические реформы

Екатерины II

Реформы Сената: упорядочение структуры и полномочий, изъятие законодательных функций, сохранение их только за монархом. Секуляризация церковных владений (передача в ведение коллегии экономии). Ликвидация гетманства и элементов автономии на Украине.

Губернская реформа: «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи».50 губерний, уезды; губернатор и капитан-исправник.

Городская реформа : «Грамота на права и выгоды городам Российской империи».

Жалованная грамота дворянству: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» - расширение дворянских привилегий.

Полицейская реформа: введение « Устава благочиния, или полицейского», согласно которому за населением устанавливался полицейский и церковно-нравственный контроль.

Финансовая реформа: введение бумажных денег – ассигнаций. Открытие Купеческого и Дворянского банков.

Образовательная реформа: создание системы образовательных учреждений.

Введение свободы предпринимательства.

Вывод. Реформы укрепили местный аппарат власти; при частичных уступках непривилеггтрованным сословиям сохраняли господство дворянства на местах.

    Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.

Эпиграф: « Не с добра волости встают»; « Неволя стоит до воли»(народные пословицы).

Проблемное задание:

Объясните слова, приписываемые Е.Пугачеву: «Иду на Москву наказать жену и посадить на престол сына».Как характеризует сознание участников крестьянской войны эта идея?

Демонстрируется портрет Е.Пугачева. Сообщение учащего о Е.И.Пугачеве.

Задание для учащихся: изучить материал учебника (стр.186 – 190) и в ходе самостоятельной работы заполнить таблицу «Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева».

продолжительность

1773 – 1775

причины

Усиление власти и произвола помещиков в отношении крестьянства.

Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах.

Ухудшение положения нерусских народов Поволжья и Приуралья.

Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике.

цели

Уничтожение крепостного права, податей и рекрутских наборов.

Ликвидация помещичьего землевладения и дворянского сословия.

Наделение крестьян з e млей без выкупа и прочими угодьями.

- O бъявление всех участников восстания свободными казаками.

Равенство народов.

Утверждение в стране власти «мужицкого царя Петра III (Е.Пугачева)

Состав участников

Крестьяне, казаки, работные люди, городская беднота, народы Поволжья и Приуралья.

Основные этапы

Неудачная осада Оренбурга Пугачевым и поражение от правительственных войск под Татищевой крепостью.

2-й этап: апрель – июль 1774г.

Движение войск Пугачева от Оренбурга через Урал и Прикамье до Казани.

12-17 июля 1774г. – сражение за Казань. Взятие города восставшими, а затем поражение от войск полковника И.И.Михельсона.

31 июля 1774г. – указ Пугачева об освобождении крестьян от крепостной зависимости и налогов.

Движение Пугачева от Казани на юг.

Неудачная осада Пугачевым Царицына.

25августа 1774г.- решающее поражение восставших у Сальникова завода.

18 сентября 1774г. Пугачев был схвачен казацкой верхушкой и выдан царским властям.

Степень организованности восставших

Создание повстанческой армии по военному образцу, единое военное руководство(штаб,военная коллегия, деление на полки).

Наличие трех родов войск(пехота, конница, артиллерия).

Итоги и значение

Самое крупное народное восстание в России.

Соединение антикрепостнического и национального движений.

Восстание не улучшило положения крестьянства в стране.

Поражение восставших усилило репрессивный характер внутренней политики властей по отношению к податным сословиям.

III. Закрепление изученного материала.

Проверка проблемного задания: сравните двух монархов, названных в истории «Великими»: Петра I и Екатерину II .

При наличии времени можно предложить учащимся обсудить вопросы:

С какой целью в первый период правления Екатерина II использовала идеи Просвещения?

Охарактеризовать личность Екатерины II и ее роль в истории России. Какие качества позволили ей добиться успеха в ее политике?

Охарактеризовать Екатерину II как человека, мыслителя и государственного деятеля.

IV . Домашнее задание: часть 2.п. 16.

А.С.Пушкин писал: « Состояние всего края, где свирепствовал пожар, было ужасно. Не приведи бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или люди жестокосердечные, коим чужая головушка, да и своя шейка копейка». Сформулируйте проблему. Напишите мини-эссе по этой проблеме.

Индивидуальные задания: подготовить сообщения о полководцах- П.А.Румянцев, А.В.Суворов, Г.А.Потемкин, Г.А.Спиридонов.

Сообщение « Восстание Е.Пугачева в Тоцком и Сорочинском районах».