Развитие ремесел и городов. Развитие городов и ремесла. Средневековый город в западной и центральной европе

В X -- XII вв. в Китае продолжался процесс обособления города от деревни. Повсюду возникали новые города, разрастались старинные поселения. Наиболее крупными административными и торгово - ремесленными центрами стали: Кайфын, Ханчжоу, Чэнду и Учан. Начали складываться и новые торгово-ремесленные пункты, которые назывались чжэн или ши.

За городскими стенами вырастали торгово-ремесленные посады, которые вновь окружали стенами, образуя внешний город. Территорию многих городов пересекали транспортные каналы.

К XI в. довольно высокого уровня достигло строительное искусство. Дворцовые постройки и дома знати возводились в два-три этажа. Крупные города имели хорошо налаженное городское хозяйство: цехи доставляли воду, чистили город от мусора и нечистот, несли пожарную службу.

В столицах Кайфыне и Ханчжоу жило по нескольку сот тысяч человек. Деление горожан на сословия отсутствовало. Торговля не считалась низким занятием для чиновника, даже члены императорской фамилии получали доходы от содержания торговых домов. Разбогатевшие купцы и ремесленники могли купить чины и тем самым социально уравняться с чиновниками, купить землю.

С развитием городов расширилось ремесленное производство, главным образом отраслей, обслуживавших господствующий класс. Увеличилась добыча и обработка металлов. В XI в. добыча меди возросла в 30 раз по сравнению с IX в., а железной руды -- в 12 раз. Расширилась добыча свинца, олова, ртути, золота, серебра; совершенствовалась техника плавки и обработки металлов: стали применять каменный уголь и химические реактивы, а также гидрометаллургический метод выплавки меди. Широко распространилось кузнечное дело и изготовление металлических изделий: оружия, ножей, гвоздей, котлов, обручей, посуды.

Десятки видов шелковых тканей изготовлялись на юге; изобрели способ тканья декоративных панно. В XI в. в Китай из Средней Азии и с островов Индийского океана завезли хлопок, а изобретение станка для очистки хлопка и многоверетенной прялки дало возможность уже в XII -- XIII вв. выпускать ткани из хлопковой нити без примеси льна или конопли.

Усовершенствовалось изготовление керамических и фарфоровых изделий, появились зеленоватые или серо-голубые сосуды (селадоны) и изделия, декорированные причудливой сеткой подглазурных трещин (кракле).

На улицах города располагалось бесчисленное множество мастерских по изготовлению одежды и обуви, мебели, домашней утвари, вееров, зонтов, туши, жертвенной утвари, ювелирных изделий и т. д. В X-- XIII вв. труд в городских ремесленных мастерских не был дифференцирован. Разделение же труда между различными мастерскими происходило весьма интенсивно и сопровождалось увеличением числа ремесленных профессий: в ткацком производстве выделились прядение, ткачество и крашение.

Основным типом ремесленного предприятия была мастерская-лавка, где ремесленник трудился вместе с членами своей семьи, подмастерьями и учениками и сам сбывал товары. В XII--XIII вв. в ремесленных кварталах возникали уже мастерские и лавки значительных размеров. Венецианский купец Марко Поло, посетивший Китай в конце XIII в., писал о мастерских, где работали по 10 и даже 40 человек.

Объединение ремесленников в цехи (ханы и туани) стало обязательным. Государственные власти использовали этот институт в своих целях, вынуждали объединяться в цехи даже гадателей, торговцев водой, банщиков и т. п. В Ханчжоу в XIII в. насчитывалось 414 цехов. Существовала иерархия цехов. Как правило, ханы были смешанного типа -- торгово-ремесленные. Лишь в таких важных отраслях, как оптовая торговля рисом и скотом, возникли чисто купеческие объединения, *обладавшие большим влиянием. Членом хана обычно был глава семьи, а ремеслом занималась вся семья. Цеховое право определяло число подмастерьев и учеников на одно хозяйство, вступительные взносы в цех, равные для всех мастеров, условия работы и ее оплаты, продажи готовых изделий, запрещало передачу на сторону цеховых секретов,

В отличие от Западной Европы в Китае в торгово-ремесленных кварталах более интенсивно шла торговля, имелись даже ночные рынки. Цех имел праздники и культы, защищал интересы мастеров, помогал своим членам в случае болезни или похорон. Старшины и казначеи взимали штрафы, отвечали за уплату властям налогов, выполнение заказов и трудовых повинностей.

Ханы и туани обладали лишь некоторым внутренним самоуправлением, но не имели никакого политического влияния, испытывая сильный гнет феодального государства.

Наем рабочей силы в XII--XIII вв. был феодальным по своей сути, он, как правило, не касался основных отраслей ремесла, был не свободным, а происходил через посредство главы цеха. В крупных городах были специально выделены места для найма рабочей силы.

Развитию ремесла и расширению рынка препятствовала монополия на добычу и сбыт металлических руд, соли, на литье монеты, обжиг и продажу древесного угля, на производство и продажу чая, вина, дрожжей, уксуса. Казенные мастерские сосредоточивались в крупных ремесленных пунктах, в местах добычи полезных ископаемых, а также в обеих столицах -- Кайфыне и Ханчжоу. Наиболее крупными были оружейные, судостроительные, шелкоткацкие мастерские, печатные и монетные дворы. Ремесленники, обслуживающие эти мастерские, работал» на основе выполнения повинностей или принудительного найма.

Продукция мастерских шла на удовлетворение потребностей императора и высшей знати, оснащение армии, уплату дани чжурчжэням и киданям и частично на внешний рынок.

С развитием сельского хозяйства и городского ремесла оживилась и торговля. В крупных городах на площадях или у ворот функционировали ежедневные рынки с разнообразным ассортиментом товаров, необходимых городскому жителю. В определенные дни открывались рынки, специализирующиеся на продаже лекарств, угля, риса, лошадей, ювелирных изделий, готовой одежды, конопляной пряжи.

По большим праздникам собирали ярмарки, чаще всего на территории храмов и монастырей. Кроме того, на внутренних торговых путях и в местах большого скопления деревенского населения появилось много поселений городского типа. Там на рынках и ярмарках шел обмен сельскохозяйственных продуктов на ремесленные изделия. Важную роль в сбыте изделий ремесленников и продуктов земледелия играли бродячие купцы. Однако межобластные связи были еще слабыми, а движение товарных масс из области в область -- небольшим.

Рост ремесла и торговли увеличил денежную массу в стране. Кроме железных и медных монет вошли в обращение золото и серебро. Несмотря на суровые законы, каравшие частных лиц за вывоз монеты, на рынках сопредельных стран были в ходу главным образом китайские монеты. Наряду с металлическими монетами в Китае применялись, бумажные деньги. На рынках действовали меняльные конторы и лавки: маклеры посредничали при найме рабочей силы, а также при торговых сделках оптовых продавцов с лавочниками.

Внутренняя торговля -- источник доходов казны -- строго ею контролировалась. Первым среди китайских рынков был кайфынский: от приносил казне 400 тыс. связок монет годового дохода. Сборы на внутренних таможнях нередко достигали половины стоимости товара. Кроме налогов с дохода ремесленники и торговцы были обязаны платить казне за землю, арендуемую под лавки, и продавать часть товаров по низким ценам, установленным властями. Экономический гнет государства и злоупотребления чиновников мешали развитию торговли, сосредоточению денежных средств в руках частных лиц.

Внешняя торговля связывала Китай с различными странами. На юге по узким горным тропам торговцы проникали в Бирму и Вьетнам. Торговля с северными кочевыми племенами происходила на казенных пограничных рынках и носила преимущественно обменный характер. Морская торговля велась через приморские портовые города -- Цюаньчжоу, Нинбо и Ханчжоу. Крупнейшим портом стал Гуанчжоу, там жили иностранные купцы, прибывшие из Индии, Персии, арабских стран. Иногда их численность доходила до 200 тыс. Китайские корабли плавали вдоль индокитайского побережья и к странам южных морей, в Японию и к островам Тихого океана. Они везли шелковые ткани, фарфор, металлические изделия, золото и серебро. В Китай же доставляли пряности, драгоценности, слоновую кость, благовония, ценную древесину.

С потерей в XII в. Севера и окончательным перемещением центра экономической жизни на юго-восток удельный вес морской торговли во внешнеторговом обороте значительно возрос. Прочные и устойчивые китайские корабли могли брать на борт до 600--700 человек и большой груз.

Экономическое возвышение города не сопровождалось формированием его самостоятельного облика. Подчинение властям ремесленных и купеческих организаций, их зависимая роль, политическое бесправие ставили горожан в положение, почти равное деревенским жителям. Развитие городов, ремесла и торговли сковывали те же феодальные узы.










1. Оставались под властью сеньора 2. Добивались относительной независимости –Коммуна –Самоуправление Мэр, магистрат, суд, казна, войско. Вносили бывшему господину платежи за землю Государство облагало города налогами. 3. Добивались полной независимости (города – государства и городские республики в Италии и Германии). XIV-XV вв. – результаты борьбы


Важный результат борьбы городов с сеньорами Освобождение горожан от феодальной зависимости. Беглый крестьянин становился свободным, если ему удавалось прожить в городе один год и один день – «городской воздух делает человека свободным». Личная свобода привлекала людей из деревни.


Жители средневековых городов (§ 14) Вопросы для сравнения Городские богачи Мастера- ремесленники, лавочники Городские бедняки 1. Группы городского населения? ПатрицииБюргерыПлебеи 2. Чем владели? 3. Чем занимались? 4. Какую роль играли в управлении городом?












Цеховой устав – правила, обязательные для всех членов цеха: 1.Делать вещи по единому образцу. 2.Иметь дозволенное число станков, учеников, подмастерьев. 3.Не переманивать друг у друга покупателей. 4.Нельзя работать в праздники и «при свечах». 5.Продавать изделия по предписанной цене. 6.Закупать сырье у определенных поставщиков. Старшины – следили за соблюдением устава и наказывали нарушителей


Роль цехов в жизни города Долгое время цехи способствовали развитию ремесла К концу Средних веков цехи стали задерживать рост промышленного производства 1.Члены цеха устраивали совместные праздники, сообща тушили пожар, несли сторожевую службу в городе, составляли отряды городского войска. 2.Цех помогал больным, разорившимся ремесленникам, осиротевшим семьям мастеров. 3.Цех имел свой герб, знамя, церковь, кладбище. 1.Препятствовали переходу подмастерьев в мастера. 2.Не разрешалось расширять мастерские и вводить новые орудия труда.




Важные торговые пути 1.На Восток (к портам Сирии и Египта, Крыма и Кавказа) через Венецию и Геную (предметы роскоши, пряности). 2.По Северному и Балтийскому морям – к Восточной Европе через Новгород, Брюгге и Лондон (соль, шерсть, железо, меха, воск, мед, лес). Ганза – союз немецких торговых городов. Фактории – торговые дворы иностранных купцов. Ярмарки – ежегодные торги. Меняла – специалисты по денежным делам. Ростовщики – люди, дававшие деньги в долги под проценты. Банк – хранилище больших сумм денег. Банкиры – владельцы банков.


Домашнее задание § Р/т 1,2,4,5 стр; 1,4 стр; кроссворд на стр

Индийский город - это административный центр, в котором находились дворцы правителей и знати. В то же время города были средоточиями ремесленного производства, центрами внутренней и внешней торговли, портами. Здесь сложилась богатая городская культура.

С древнейших времен Индия была поставщиком ремесленной продукции и в первую очередь высококачественных хлопчатобумажных тканей. Индийские ремесленники достигли также больших успехов в металлургии, обработке металлов, камня, дерева, кости и т.д. Индийцы умели сооружать плотины, водоподъемные колеса, здания сложной архитектуры. Существовали судоверфи, строившие речные и морские суда, мастерские по изготовлению парусов, канатов, снастей и т.п., оружейные мастерские, монетные дворы и т.д.

В г. Агре жило много строительных рабочих разных специальностей, в Гуджарате - мастеров-инкрустаторов, в г. Бенгалии - судостроителей. Были широко распространены и другие ремесла: добыча и обработка железа и цветных металлов, строительного камня, соли, селитры; выработка бумаги; изготовление ювелирных изделий и т.п.

Самые крупные города находились на основных караванных путях и на южном побережье. Долина Ганга не являлась определяющей доминантой экономического развития, как, например, долина Нила. Вместе с тем здесь происходила интеграция разнообразных народов, росли и укреплялись города, развивались ремесленное производство и торговый обмен.

В городах кастам придавали еще большую роль, чем в деревне. Все торговцы и ремесленники разделялись на касты. Причем представители близких каст и профессий объединялись в более крупные специализированные корпорации - шрени, которые возглавлялись советами и лицами, ответственными перед властями за своевременное исполнение повинностей. Вся ремесленная и торговая деятельность находилась под жестким контролем государства. В трактате "Наука о политике", написанном еще в IV в. до н.э., были четко определены размеры налогов, количество дней, которые ремесленник должен был отработать в государственной мастерской, был строго определен порядок регистрации местожительства, получения разрешения на отъезд и т.п. Шрени строились по образу и подобию сельских общин. Основополагающими в них были корпоративный коллективизм, взаимопомощь и взаимодействие, которые противостояли социальной и имущественной дифференциации.

Купеческие корпорации, как правило, контролировали значительные регионы. Такова была, например, корпорация купцов Лйяволе. Под ее влиянием находились районы Южной Индии и торговые центры купцов-индийцев в Юго-Восточной Азии, хотя центральный ее орган - совет пятисот (свами) находился в Южной Индии.

В эпоху Делийского султаната возросла численность ремесленников. Наряду с сельскими ремесленниками появились специализированные ремесленные поселения ткачей, оружейников, медников, а также каменщиков и каменотесов. Делийские султаны часто создавали ремесленные мастерские (кархана), в которых работало до 17 тыс. человек, получавших довольствие из казны и производивших продукцию для двора и знати. В их число входили ткачи, ювелиры и мастера иных специальностей, например строители высокого класса.

Вплоть до конца XIII - начала XIV в. портовые города в Южной Индии пользовались широкой автономией. Дела города вершили городские собрания. В них входили главы наиболее влиятельных и богатых купеческих каст, реже ремесленных. Собрание не только наблюдало за порядком и разрешало жалобы, но и собирало в свою пользу рыночные пошлины и налог с ремесленников, самостоятельно устанавливая их величину.

Широкое самоуправление индийских городов нельзя рассматривать в качестве основы рыночных отношений, как в Западной Европе. Оно свидетельствовало лишь о том, что власть не смогла еще подчинить себе всю экономику и общественную жизнь страны. Со временем города потеряли автономию. Пошлины стали собираться в казну государственными чиновниками. Они же определяли размер сборов и к ним же поступали доходы с лавок и ремесленных кварталов. Городские собрания распадались, а купеческие корпорации утратили политическое влияние. С конца XIII-XIV вв. правители стали даровать сановникам города, в которых они были полновластными хозяевами.

Довольно интенсивно развивалась индийская внутренняя и внешняя торговля: сухопутная и морская. Из Индии вывозились хлопчатобумажные и шелковые ткани, оружие, украшения и утварь из золота, серебра и меди, слоновая кость, жемчуг, перец и благовония.

Ввозились драгоценные и цветные металлы и изделия из них, вина, рабы, предметы роскоши, некоторые ткани, отличавшиеся от индийских выделкой и окраской, в большом количестве ввозились лошади, поскольку природа Индии не благоприятствовала их разведению.

Из Индии морские пути вели в Китай, Малайю, Персию, Африку, Аравию и Европу. Караванные пути шли из Индии через Кабул в Персию и Среднюю Азию, а через Кашмир - в Китай. Оживленные отношения поддерживались со странами Средиземноморья.

Для развития внутренней торговли наиболее удобной торговой артерией был Ганг с его притоками. Вверх по реке из Бенгалии везли рис, пшеницу, сахар, хлопчатобумажные и шелковые ткани дорогих сортов, а также голубую краску индиго. В Бенгалию - вниз по реке - отправляли соль, знаменитые кашмирские шали из тонкой шерсти, лошадей, оружие, изготовленное искусными ремесленниками Лахора и Дели.

Торговые пути, пересекавшие южные районы Индии, проходили вдоль больших рек. Из крупных портовых городов товары поступали во внутренние области страны. Из всех провинций Могольской империи в столицу привозили продовольствие для двора и армии правителя.

Оживленные ярмарки часто устраивали у мест паломничества. Внутренней торговлей занимались как отдельные крупные купцы, снаряжавшие речные суда и караваны, так и мелкие лотошники, ходившие из деревни в деревню.

Благодаря внутренней торговле расширялись экономические связи между отдельными районами, создавалась экономическая база для существования огромной империи, состоявшей из народностей, говоривших на разных языках, разделенных кастовыми и религиозными нормами. Но по сравнению с внешней внутренняя торговля была менее развита.

Несмотря на это, уже в XVI в. активно шел процесс образования местных областных рынков. Цены на пшеницу в разных областях Северной Индии различались ненамного, что свидетельствовало о формировании общеиндийского рынка.

Для развития внутренней торговли большое значение имел захват делийскими правителями морского побережья. Отсюда везли соль и кокосовые орехи, из которых делали масло и плели веревки. Плодородные, богатые рисом области Бенгалии посылали продовольствие в столицу для снабжения огромных армий султана. Однако хозяйство оставалось натуральным.

Расширению торговли и ремесла мешали многочисленные поборы и повинности, которые устанавливали делийские правители. Кроме налога, принятого во всех мусульманских странах и выплачивавшегося торговцами и ремесленниками в денежной форме в размере 2,5% от стоимости товара, они платили налог на землю, застроенную домами и лавками, разнообразные пошлины у застав и речных переправ, уплачивали сбор в пользу градоначальника и т.п.

Поскольку города размещались на землях феодалов, городское население подлежало внеэкономическому принуждению и выполняло феодальные повинности. Феодал являлся собственником города, управлял им, чеканил свою монету, брал пошлины с торговли. Все это мешало развитию ремесла и торговли. В XI-XII вв., горожане начинают активную борьбу за освобождение от власти сеньора, в результате жители городов получили освобождение от крепостной зависимости, а города добились полного или частичного самоуправления. В ряде случаев городские вольности и привилегии выкупались у феодалов за деньги. Это движение, возглавляемое цеховыми ремесленниками, получило название коммунальных революций. В результате этих революций в Италии возникли города-государства (города-республики) - Венеция, Генуя, Флоренция, Милан, в Германии - вольные имперские города: Любек, Гамбург, Бремен, во Франции и Испании - города-коммуны (вольные города). В Англии же коммунальных революций не было, города откупились от феодалов и поддерживали короля.

Городское ремесло, цехи.

Ведущей отраслью феодальной экономики продолжало оставаться сельское хозяйство, однако опережающее развитие получает ремесленное производство. Ремесло отделяется от сельского хозяйства, превращается в самостоятельную отрасль. Это стало возможно в результате увеличения продуктивности сельскохозяйственного производства, роста спроса на ремесленные изделия и непосредственно развития самого ремесла.

Совершенствовались техника и технология ремесленного труда, росла его производительность. Заметный прогресс наблюдался в металлургии, обработке металлов, кузнечном и оружейном деле. Наибольшее развитие получает сукноделие. Это объясняется высоким спросом на продукцию отрасли, а также совершенствованием техники прядения и ткачества.

Усложнение ремесленного производства делало невозможным совмещение его с земледелием. Ремесло становится основным занятием определенной части населения. Ремесленники производят изделия для торгового обмена, что ведет к развитию торговли с целью обеспечить наиболее благоприятные условия производства и сбыта произведенной продукции, защититься от конкуренции со стороны ремесленников из других районов, обеспечить монопольное положение в производстве и продаже товаров на местном рынке. Ремесленники одной специальности, как правило, объединялись в особые корпорации - цехи.

Юридическое оформление цеха происходило после получения от короля или сеньора соответствующей хартии. Первые ремесленные цехи появляются в Италии в X в., во Франции, Англии и Германии - в XI-XII вв. В крупных городах количество цехов доходило до нескольких сотен. В XIV веке в Париже было 350 цехов, в Лондоне - 60, в Кельне - 50.

Каждый цех имел свой устав и выборную администрацию - старшин. Полноправным членом цеха являлся мастер - мелкий товаропроизводитель, который был собственником мастерской и орудий производства. В качестве помощников у него работали один-два подмастерья и один или несколько учеников. В XI-XII вв., каждый ученик мог, сдав экзамен, получить звание мастера и открыть свою мастерскую.

Цеховая регламентация обеспечивала высокое качество изделий, а также препятствовала конкуренции среди мастеров. С этой целью определялись число учеников и подмастерьев, необходимых инструментов, запасы сырья, устанавливались цены на изделия, продолжительность рабочего дня. Удовлетворяя спрос местного рынка, некоторые производства получили европейское признание.

Возникнув с образованием городов, цехи стали социально-экономической основой их развития. Цех был также и религиозной организацией. В первые века своего существования цехи имели прогрессивное значение, но с середины XIV в., цеховая организация ремесла, с ее жесткой регламентацией, запрещением рекламы, неразглашением секретов производства, становится препятствием экономическому развитию.

  • ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ И ЗАРОЖДЕНИЕ КЛАССОВ И ГОСУДАРСТВА
    • Возникновение цивилизации древних китайцев
    • Культура Шан-Инь
    • Чжоуское общество
    • Верования и элементы знаний
  • КИТАЙ В ЭПОХУ ЛЕГО И ЧЖАНЬГО
    • Самостоятельные царства в древнем Китае
    • Развитие экономики
    • Социально-политические учения
      • Социально-политические учения - страница 2
  • ДЕСПОТИИ ЦИНЬ И ХАНЬ В III-I ВВ. ДО Н. Э.
  • КРИЗИС ДРЕВНИХ ИМПЕРИЙ
    • Социальный строй империи Хань
    • Реформы Ван Мана и народные восстания
    • Вторая Ханьская империя и ее падение
    • Культура и идеология Китая во II в. до н. э. - II в. н. э.
  • СКЛАДЫВАНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В III-VI ВЕКАХ
    • Китай после падения Ханьской империи
    • Нашествие кочевников
    • Китайские царства на юге страны
    • Государства в Северном Китае
  • КИТАЙСКИЕ РАННЕФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА
    • Образование империй Суй и Тан
    • Аграрные отношения VI-VII вв.
    • Города, ремесло, торговля
    • Социальный и государственный строй
    • Внешняя политика и внешние отношения
    • Религия и идеология
    • Культура раннефеодального периода
  • ВЕЛИКАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА И РАСПАДЕНИЕ ИМПЕРИИ
    • Борьба феодалов за перераспределение земельной собственности
    • Обострение противоречий в танском государстве
    • Крестьянская война
    • Междусобные войны
  • КИТАЙ В ПРАВЛЕНИЕ СУНСКОЙ ДИНАСТИИ
    • Аграрные отношения и положение крестьян
    • Государственный строй Сунской империи
    • Внешнее положение Сунской империи
    • Народные восстания
    • Развитие знаний и новые идеологические течения
  • ЧУЖЕЗЕМНЫЕ НАШЕСТВИЯ И МОНГОЛЬСКОЕ ИГО
    • Борьба китайского народа против чжурчжэней
    • Нашествие монголов
    • Китай под монгольским игом
  • АНТИМОНГОЛЬСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И ВОССОЗДАНИЕ КИТАЙСКОГО ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
    • Народные восстания и свержение монгольского ига
    • Внутренняя политика первых минских правителей
    • Внешняя политика
  • НАЗРЕВАНИЕ КРИЗИСА ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА КИТАЯ
    • Аграрные отношения и столкновение противоположных тенденций
    • Развитие городского производства и торговли
      • Развитие городского производства и торговли - страница 2
    • Внешние сношения и войны Китая
    • Первые попытки колониального проникновения в Китай
    • Политическая борьба и движение за реформы
  • КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА И АНТИМАНЬЧЖУРСКАЯ БОРЬБА В XVII в.
  • КИТАЙ ПОД ВЛАСТЬЮ МАНЬЧЖУРСКИХ ФЕОДАЛОВ
    • Аграрная политика Цинов и положение в деревне
    • Политика династии Цин в городах
    • Экономическая организация ремесла и торговли
    • Внешняя торговля
    • Социальный строй и государственная организация Цинской империи
    • Завоевательная политика цинского правительства
    • Тайные общества
    • Народные восстания в XVIII и начале XIX в.
    • Попытки колониального проникновения и «закрытие» Китая
    • Русско-китайские отношения
    • Маньчжурское иго и китайская культура
  • КОЛОНИАЛЬНОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ В КИТАЙ. ТАЙПИНСКОЕ ВОССТАНИЕ И ОСВОБОДИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ НАРОДОВ КИТАЯ (конец XVIII в. - 1870 г.)
    • Попытки Англии «открыть» Китай
    • Первая «опиумная» война
    • Неравноправные договоры
    • Борьба китайского народа против иностранных захватчиков
    • Предпосылки Тайпинского восстания
    • Начальный период восстания
    • Строительство Тайпинского государства. Аграрная программа тайпинов
    • Северная экспедиция и Западный поход тайпинских войск
    • Восстание общества «Сяодаохуй» в Шанхае
    • Внутренняя борьба в лагере тайпинов. Упадок Тайпинского государства
    • Вторая «опиумная» война 1856-1860 гг.
    • Русско-китайское пограничное размежевание по рекам Амуру и Уссури
    • Борьба тайпинов против блока китайско-маньчжурских феодалов и иностранных агрессоров. Поражение Тайпинского восстания
    • Восстание няньцзюней
    • Восстания национальных меньшинств
    • Значение народных восстаний
  • ПРЕВРАЩЕНИЕ КИТАЯ В ПОЛУКОЛОНИЮ И АКТИВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ СИЛ, ОППОЗИЦИОННЫХ ЦИНСКОЙ МОНАРХИИ
    • Изменения в политике цинского правительства
    • Особенности генезиса пролетариата и буржуазии в Китае. Появление первых частных капиталистических предприятий
    • Агрессия капиталистических держав. Франко-китайская война 1884-1885 гг. и ее последствия
    • Японо-китайская война 1894-1895 гг. и крах политики «самоусиления»
    • Возникновение революционно-демократического движения во главе с Сунь Ятсеном
    • Начало буржуазно-помещичьего движения за реформы, руководимого Кан Ю-вэем
    • Борьба за раздел Китая
    • Деятельность реформаторов. «Сто дней реформ»
      • Деятельность реформаторов. «Сто дней реформ» - страница 2
    • Стихийное антиимпериалистическое и антиправительственное восстание в Северном Китае под руководством тайного общества «Ихэтуань»
  • СИНЬХАЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И УЧРЕЖДЕНИЕ КИТАЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
    • Капиталистическое развитие Китая в начале XX в.
    • Консолидация революционных сил и выдвижение Сунь Ятсеном «трех народных принципов»
      • Консолидация революционных сил и выдвижение Сунь Ятсеном «трех народных принципов» - страница 2
    • Буржуазно-помещичье конституционно-монархическое движение
    • Рост стихийных антиправительственных и антиимпериалистических движений
    • Синьхайская революция
    • Временное республиканское правительство в Нанкине и отречение династии Цинн
    • Установление диктатуры Юань Ши-кая
    • Китай в годы первой мировой войны

Развитие городов, ремесла и торговли

В X-XII вв. в феодальном Китае продолжался процесс обособления города от деревни. В разных районах страны возникали новые города, разрастались старинные поселения. Наиболее крупными административными и торгово-ремесленными центрами стали: Кайфын - в Хэнани, Ханчжоу - в пров. Чжэцзян, Чэнду - в Сычуани и Учан - в Хубэе. Наряду с административными центрами к городам причисляли и военные крепости. Кроме того, начали складываться новые торгово-ремесленные пункты, которые назывались чжэнь или ши.

Города обычно были обнесены высокими стенами и рвами, ворота на ночь закрывались. За городскими стенами вырастали торгово-ремесленные посады, которые вновь окружали стенами, образуя внешний город. Территорию многих городов пересекали каналы, по ним не прекращалась транспортировка товаров, продовольствия и топлива.

К XI в. довольно высокого уровня достигло строительное искусство. Дворцовые постройки и дома знати с этого времени возводились в два-три этажа. Они отличались большой пышностью, были украшены резьбой, красным лаком и цветной черепицей. В крупных городах имелось довольно хорошо налаженное городское хозяйство: специальные цехи занимались доставкой воды, очисткой городов от мусора и нечистот, несением пожарной службы.

В то время в городах жило многочисленное население, в столицах Кайфыне и Ханчжоу - по нескольку сот тысяч человек. В городах жили феодалы, сановники, чиновники, помещики. Источники упоминают среди богатых горожан «сильные дома», т. е. богатых купцов и ростовщиков, некоторые из них владели земельной собственностью. В городе отсутствовало особое деление горожан на сословия. Торговля не считалась низким занятием для чиновника, даже члены императорской фамилии получали доходы от содержания торговых домов. Разбогатевшие купцы и ремесленники могли купить «внешние чины» и тем самым уравняться в социальном положении с чиновниками или купить землю.

Развитие городов в Китае было связано с расширением ремесленного производства, главным образом отраслей, обслуживавших господствующий класс. Особенностью ремесленного производства являлось увеличение добычи и обработки металлов. Источники сообщали, что в XI в. в стране возросла добыча меди в 30 раз по сравнению с IX в., а железной руды - в 12 раз. По неполным подсчетам, в 1078 г. во всем Китае добывали от 75 тыс. до 150 тыс. т железной руды. Одновременно расширилась добыча свинца, олова, ртути, золота, серебра; совершенствовалась техника плавки и обработки металлов; стали применяться каменный уголь и химические реактивы, а также гидрометаллургический метод выплавки меди.

Большое распространение получило кузнечное дело. В описании г. Ханчжоу (XIII в.) говорилось, что в городе было «так много кузниц с печами и наковальнями, что их невозможно сосчитать». Основной продукцией ремесленников, изготовлявших металлические изделия, было оружие, ножи, гвозди, котлы, обручи, посуда.

Дальнейшего развития достигло производство высококачественных тканей. Десятки видов различных шелковых тканей изготовлялись в южных провинциях (Чжэцзян, Цзянсу, Сычуань); был изобретен способ тканья декоративных панно. В XI в. в Китае появилось сырье, необходимое для изготовления хлопчатобумажных тканей: из Средней Азии и с островов Индийского океана был завезен хлопок. Изобретение станка для очистки хлопка и многоверетенной прялки дало китайским мастерам возможность уже в XII-XIII вв. выпускать ткани из сплошной хлопковой нити без примеси льна или конопли.

В сунский период значительно усовершенствовалось изготовление керамических и фарфоровых изделий, появились зеленоватые или серо-голубые сосуды, названные в Европе селадоновыми, и изделия, декорированные причудливой сеткой подглазурных трещин, - так называемые кракле.

В то же время возникали и новые отрасли ремесла, которые обусловили новые научные открытия. Так, средневековые алхимики изобрели порох, нашедший применение в пиротехнике. Развитие судостроения и мореходства потребовало создания примитивного компаса. Важнейшим достижением китайской науки было изобретение книгопечатания. Частные и государственные типографии печатали книги-ксилографы с досок. Широко было распространено изготовление бумаги.

На улицах китайского города располагалось бесчисленное количество мастерских по изготовлению одежды и обуви, мебели, домашней утвари, вееров, зонтов, туши, жертвенной утвари, ювелирных изделий и т. д. В X-XIII вв. в городских ремесленных мастерских процесс труда не имел значительной дифференциации. Разделение же труда между различными мастерскими происходило весьма интенсивно и сопровождалось увеличением числа ремесленных профессий: в ткацком производстве выделились прядение, ткачество и крашение.

Основным типом ремесленного предприятия в городах была мастерская-лавка, где ремесленник трудился вместе с членами своей семьи, подмастерьями и учениками и сам продавал свои товары.

В XII-XIII вв. в ремесленных кварталах возникали уже мастерские и лавки значительных размеров. Так, семье Чжан, торговавшей лепешками в Кайфыне (XII в.), принадлежало 20 с лишним печей; у каждой печи работали пять-шесть человек, и существовало элементарное разделение труда в процессе производства. Венецианский купец Марко Поло, посетивший Китай в конце XIII в., писал о наличии больших мастерских, где работали по 10, 15 и даже 30-40 человек; собственники этих мастерских уже не трудились вместе с работниками. В начале XIV в. в Ханчжоу имелась шелкоткацкая мастерская, где по найму работали свыше 10 человек, получавших от хозяина одежду, пищу и ежедневную денежную плату.

Ремесленники всех специальностей были объединены в ханы или туани. Первоначально цехи, как и в Европе, возникали в форме организаций, защищавших своих членов от феодалов, от конкуренции и обеспечивавших им наиболее благоприятные условия на местном рынке. Однако с XI в. цехи превратились в официальные и обязательные объединения. Государственные власти вынуждали объединяться в цехи ремесленников всех специальностей (даже гадателей, торговцев водой, банщиков и т. п.). Число цеховых организаций в городах было очень велико - в Ханчжоу, например, в XIII в. их насчитывалось 414. Существовала определенная иерархия цехов.

Как правило, ханы были смешанного типа - торгово-ремесленные. Лишь в таких важных отраслях, как торговля рисом и скотом, возникли чисто купеческие объединения, обладавшие значительными средствами и пользовавшиеся влиянием. В хан обычно вступал глава семьи, а ремеслом занималась вся семья. Цеховое право определяло количество подмастерьев и учеников на одно хозяйство, вступительные взносы в цех, равные для всех мастеров условия работы и ее оплаты, продажи готовых изделий, запрещало передачу на сторону цеховых секретов.

В отличие от западноевропейских цехов цехи в Китае не запрещали работы и торговли в ночное время, поэтому торгово-ремесленные кварталы в городах функционировали и ночью, и были созданы специальные ночные рынки. Цех имел свои цеховые праздники и богослужения, помогал своим членам в случае болезни или похорон, обязан был защищать интересы мастеров. Цеховые старшины и избранные на один год казначеи взимали штрафы с членов цеха, были ответственны за уплату налогов властям, выполнение казенных заказов и трудовых повинностей.

Ханы и туани обладали лишь некоторым внутренним самоуправлением, но не имели в городах никакого политического влияния и испытывали сильный гнет со стороны феодального государства.

В XII-XIII вв. существовал наем рабочей силы. В крупных городах определились места найма, - это были мосты или чайные, куда по утрам собирались все, кто искал работу или хотел нанять работника или слугу. Этот наем по своей сути был феодальным и имел две особенности, отличающие его от капиталистического найма: как правило, он не касался основных отраслей ремесла (нанимали слуг или вспомогательных работников); не был свободным, а происходил через посредство главы цеха - ханлао.

Препятствием для развития ремесла и расширения рынка являлась казенная монополия на добычу и сбыт металлических руд, соли, на литье монеты, обжиг и продажу древесного угля, на производство и сбыт чая, вина, дрожжей, уксуса. Казенные мастерские были сосредоточены в крупных ремесленных пунктах, в местах добычи полезных ископаемых и в обеих сунских столицах - Кайфыне и Ханчжоу. Наиболее крупными были оружейные, судостроительные, шелкоткацкие мастерские, печатные и монетные дворы.

В конце XI в. в одном только Кайфыне 8-9 тыс. ремесленников занимались производством оружия; в шелкоткацких мастерских Кайфына насчитывалось 400 станков, а в Чэнду - 154 станка. В XII в. в Ханчжоу на монетном дворе работало свыше 200 человек. На производстве кирпича во всех казенных мастерских одновременно было занято 1200 человек. Обслуживались эти мастерские ремесленниками, выполнявшими продолжительные и изнурительные повинности или работавшими на основе принудительного найма.

Продукция мастерских шла на удовлетворение потребностей императора и высшей знати, на оснащение армии, на уплату дани чжурчжэням и киданям и частично на внешний рынок.

С развитием сельского хозяйства и городского ремесла развивалась и торговля. Крупнейшими центрами торговли были Кайфын, Чэнду, Янчжоу и др. В крупных городах на площадях или у ворот функционировали ежедневные рынки с разнообразным ассортиментом товаров, необходимых городскому жителю. В определенные дни открывались специализированные рынки: шелковый, лекарственный, угольный, рисовый; по продаже лошадей, ювелирных изделий, готовой одежды, конопляной пряжи.

По большим праздникам собирались ярмарки, чаще всего проходившие на территории храмов и монастырей. Кроме того, на внутренних торговых путях и в местах большого скопления деревенского населения появилось много поселений городского типа, где собирались ярмарки и рынки и шел обмен сельскохозяйственных продуктов на ремесленные изделия. В XIII в. в области Ханчжоу было 15 таких рынков.

Важную роль играла также торговля, осуществлявшаяся бродячими купцами, которые продавали изделия ремесленников и продукты земледелия. Однако межобластные связи были еще слабыми, и движение товарных масс из области в область - небольшим.

Развитие ремесла и торговли привело к значительному увеличению количества денег в стране. Кроме железных и медных монет в Китае в этот период начинают входить в обращение золото и серебро. Китайская монета широко вывозилась в соседние страны. Несмотря на суровые сунские законы, каравшие частных лиц за вывоз монеты каторгой, ссылкой и даже смертной казнью, на рынках сопредельных стран употреблялись главным образом китайские монеты. В сунское время в Китае кроме металлических денег имели хождение еще бумажные деньги. На рынках действовали меняльные конторы и лавки: маклеры осуществляли связь между оптовыми продавцами товаров и лавочниками, посредничали при найме рабочей силы.

Внутренняя торговля являлась источником доходов государства и находилась под строгим его контролем. В период Северных Сунов первым среди китайских рынков был кайфынский: он давал государству 400 тыс. связок монет годового дохода. Сборы на внутренних таможнях нередко достигали половины стоимости товара.

Кроме налогов с дохода, ремесленники и торговцы обязаны были вносить государству плату за землю, арендуемую под лавки, и продавать часть своих товаров в казну по низким ценам, установленным властями. Экономический гнет государства и злоупотребления чиновников мешали развитию торговли, сосредоточению значительных денежных средств в руках частных лиц.

Внешняя торговля связывала Китай с различными странами. На юге по узким горным тропам торговцы проникали в Бирму и Чжаньчэн (Вьетнам). Торговля с северными кочевыми племенами происходила на казенных пограничных рынках и носила преимущественно обменный характер.

Морская торговля велась через приморские портовые города Цюаньчжоу (пров. Цзянсу), Нинбо и Ханчжоу (пров. Чжэцзян), Гуанчжоу (пров. Гуандун). Крупнейшим портом стал Гуанчжоу - там жили иностранные купцы, прибывшие из Индии, Персии, арабских стран. Бывали случаи, когда этих купцов насчитывалось до 200 тыс. Китайские корабли плавали вдоль индокитайского побережья и к странам Южных морей, в Японию и к островам Тихого океана. Они везли в эти страны изделия ремесла - шелковые ткани, фарфор, металлические изделия, - золото и серебро. В Китай же привозили пряности, драгоценности, слоновую кость, благовония, ценную древесину.

С потерей в XII в. Севера и окончательным перемещением центра экономической жизни в юго-восточные провинции удельный вес морской торговли во внешнеторговом обороте значительно возрос. Прочные и устойчивые китайские корабли могли брать на борт до 600-700 человек и большое количество грузов.

Экономическое выделение города не сопровождалось формированием его самостоятельного политического облика. Подчинение властям ремесленных и купеческих организаций, их фискальная роль, политическое бесправие ставили горожан в положение почти равное деревенским жителям. Развитие городов, ремесла и торговли сковывали те же феодальные узы.