Средства репрезентации иронии при переводе текста сериала "теория большого взрыва" с английского языка на русский язык. Способы выражения иронии в художественном тексте и перевод (на материале современной британской литературы)

Несмотря на огромное количество исследований, рассматривающих категорию иронии с позиций различных отраслей знания, интерес к этому явлению растет, а в эпоху постмодернизма ирония выступает как одна из мировоззренческих доминант современного человека.

По мнению испанского философа Ортеги-и-Г ассета «верования» преобладают в спокойные периоды развития общества, а «идеи» появляются в эпохи кризисов. Сомнение, являющееся предпосылкой появления идей, является и одним из оснований иронии. Таким образом, если ирония является компонентом культуры, то в момент кризиса последней, она выходит на первый план и становится отправной точкой для еще не появившихся или не сформулированных идей [Медведева 2006, с. 95].

Обращение к иронии в искусстве, литературе, а также других сферах жизни, объясняется стремлением человека поставить себя выше обстоятельств, трудностей, и всего хаоса, из которого состоит жизнь. Ироническое отношение к действительности помогает если не найти упорядоченное объяснение происходящему, то, по крайней мере, утвердить «небезнадежность» человеческих поисков и стараний. Как точно заметил С.Кьеркегор, "будучи отрицанием, ирония является путем - не истиной, а лишь путем к ней" [Кьеркегор 1993, с. 188].

На гармонизирующую роль иронии в личностном миросозерцании, указывают многие исследователи, среди которых М.М. Бахтин, который раскрыл важнейшую сторону своих эстетико-философских разысканий в области «смехового мира», указывая на то, что люди еще не глубоко представляют объективную гуманистическую суть смеха и глубины мудрого смехового начала, правящего наиболее яркими художественными мирами в искусстве всех веков. [Бахтин 1965, с. 75]. Эстетическая дистанция - это интеллектуальное и эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, переживаемое не изнутри происходящего, а с позиции мудрого и сочувственного зрителя. Ироническая ситуация гармонизирует не объективный "смысл вещей", а отношение к этому смыслу в сознании участников диалога. Осознав и использовав это в полной мере, литература нового времени закрепила за собой новое качество - философский диалогизм - которое предполагает «сотрудничество» автора и читателя [Третьякова 2001].

Если философия рассматривает категорию иронии как критическую форму бытия, то для литературы и лингвистики, это уже понятие двоякое, которое имеет план содержания и план выражения. Здесь наблюдается расхождение в восприятии иронии как позиции автора, с одной стороны, и как целой гаммы языковых реализаций, с другой, хотя разделение это условно. Оригинальность, неожиданность и легкость вхождения в пространство неодномерной мысли рождает художественную ценность иронического образа.

Публицистический жанр, характеризующийся своей критической установкой при подаче информации, широко использует иронию для реализации своих основных функций: контактоустанавливающей, гедонистической (развлечение читателя, рост рейтинга издания) и прагматической (приглашение читателя к рассуждению в русле авторской позиции) [Овсянников 2001]. Следует отметить, что неразделимость информационной и воздействующей функций в газетно-публицистических текстах, рассматриваются как стилеобразующая черта современного газетно­публицистического стиля [Тюрина 2002].

Подобное «сотрудничество» автора и читателя предполагает рассмотрение иронического послания с позиций теории коммуникации и семиотики. В данном случае, минимальными семиотическими единицами иронии являются иронические коды, которые формируются у автора высказывания исходя из ожидаемой реакции реципиента, передаются последнему и декодируются им. На создание и интерпретацию иронического кода влияют экстралингвистические факторы: социальный статус автора и реципиента, их национальная и культурная принадлежность, знание языка, знакомство с прецедентными текстами и т.д. Ввиду того, что ирония передается имплицитно, процесс ее кодирования и декодирования более сложен, чем при интерпретации, скажем, метафоры, так как автор должен создать два кода узуальный и имплицитный, а реципиент должен распознать наличие второго уровня кодировки и правильно интерпретировать его смысл.

В условиях двуязычной коммуникации процесс создания и передачи иронических кодов становится еще более комплексным и, следовательно, подверженным коммуникативным сбоям, поскольку между автором и реципиентом появляется еще одно звено - переводчик. В первой стадии интерпретации высказывания именно он становится реципиентом, и от его понимания иллокутивного смысла, заложенного автором, зависит, дойдет ли исходный посыл до реципиента и, тем самым, достигнет ли автор своей прагматической цели. Во второй стадии перекодирования иронического высказывания успешность передачи иронии зависит от умения переводчика найти эквивалентные единицы в языке перевода и максимально приближенно к оригиналу передать локутивный и имплицитный смысл высказывания [Матюхина 2004, с. 56].

Функция передачи информации в газетно-публицистическом жанре определяет характер иронии, которая в нем встречается: под вечно критической позицией автора - а критическая установка уже сама в себе заключает сомнение и ироническое отношение к событиям - чаще всего присутствует комизм ситуации, реальное событие, которое и становится отправной точкой для создания образов. В своей реализации ирония опирается на три вида пресуппозиции (наличие у реципиента сообщения знаний, необходимых для верной интерпретации сообщения): текстовая, экстралингвистическая и интертекстуальная [Походня 1989, с. 109]. Рассмотрим, каким образом эти виды пресуппозиции используются для создания иронических образов и становятся переводоведческой проблемой при передаче сообщения средствами другого языка.

Для анализа обратимся к комичной ситуации, которая вызвала резонанс в обществе и широко обсуждалась в англоязычной прессе: истории о туфлях, брошенных иракским журналистом Мунтадером аль-Зейди в бывшего американского президента Джорджа Буша во время его прощального визита в Ирак. В статьях, посвященных деятельности уходящего президента, журналисты из изданий The Boston Globe, The Washington Post, The Financial Times иронизируют над происшествием следующим образом.

Часто само название задает иронический тон дальнейшему повествованию (излюбленный ход в публицистике, призванный привлечь внимание читателя): “At last, giving Bush the boot”(The Boston Globe, Dec 16, 2008). Иронический эффект достигается путем семантической деформации устойчивого выражения [Тер- Минасова 1981, с. 51] ‘to give smb the boot’, которое соответствует значению английских глаголов ‘fire, dismiss, discharge smb’. Актуализируется буквальное значение компонента ‘boot’ и проводится таким образом параллель между случаем с туфлеметанием и уходом Джорджа Буша с политической арены США. Вводная конструкция ‘at last’ еще больше указывает на критическую позицию автора. Нельзя также не обратить внимания на возможно случайную, однако от этого не менее эффектную аллитерацию Bush - boot. В переводе наблюдаем, с одной стороны, полное расхождение с оригиналом, невозможность выделить эквивалентные единицы, с другой стороны, сохранение образа и воссоздание иронической импликации за счет использования высокого стиля, напоминающего по размеру стихотворение Лермонтова, посвященное Пушкину: “И вот он пал, туфлей сраженный... ”. На ум поневоле приходят строки: “Погиб поэт, невольник чести /Пал оклеветанный молвой... ”. Данный перевод, на наш взгляд, является ярким примером достижения динамической эквивалентности.

Другой пример фразеологической игры: “George W. Bush, who ducked a volley of shoes from an enraged Iraqi journalist at a press conference in Baghdad on Sunday, professed to be perplexed. This was an epic insult intended for a serial bungler. But, like the shoes, it too went straight over his head. Mr Bush, who has buried America’s reputation throughout the Arab and Muslim worlds in the ruins of Iraq, did not, does not and will never get it. ” (The Boston Globe, Dec. 16, 2008) - “Джордж Буш, на воскресной пресс-конференции в Багдаде едва уклонившись от туфлей, которыми его обстрелял разъяренный иракский журналист, сделал все, чтобы весь мир увидел, как он озадачен этим происшествием. Что и говорить, попади обувь в цель, конфуз был бы эпический - под стать всему бушевскому правлению. Однако складывается впечатление, что, как туфли не попали в цель, так и причина этой выходки до

Буша не дошла. Даже похоронив под обломками Ирака репутацию Америки во всем арабском и исламском мире, Буш действительно не понимал, не понимает, и не поймет, за что его так не любят”. Наблюдаем актуализацию буквального значения фразеологизма ‘over one’s head’. Перевод эксплицирует иронию оригинала, сохраняя образность, однако эффект фразеологической игры утрачен. Наш вариант: «как туфли пролетели выше головы Буша, так и выше его понимания осталась причина подобного протеста».

Оба примера свидетельствуют о трудностях, продиктованных расхождениями во фразеологическом багаже языка оригинала и перевода, а также использованием фразеологической игры. Как и в следующем примере, для интерпретации иронического смысла требуется текстовая пресуппозиция:

“Bush legacy has at least one defender. "Mr. Bush served some good purpose to the economy before he left, " said the newly prosperous Turkish shoe maker” (The Wall Street Journal, Dec. 17, 2008). - “У Буша есть, по крайней мере, один защитник. "Господин Буш перед уходом сослужил хорошую службу экономике", - говорит преуспевающий ныне турецкий башмачник”.

В данном случае перевод не представляет трудности, ситуативная ирония передается по стандартам закономерных соответствий, не выходящих из области транскодирования.

Экстралингвистическая пресуппозиция предполагает наличие знаний экстралингвистических фактов (географических, этно-культурных, исторических реалий). Обратимся к следующему примеру:

“In Bush"s last pathetic days, with the world going broke and his administration in a moral chapter 11, he continues to misrepresent his culpability in the calamities that have befallen the country on his watch” (The Washington Post, Dec. 16, 2008). - “В последние, душераздирающие дни правления Буша, когда мир стоит на грани финансового, а администрация США на грани нравственного банкротства, президент продолжает отрицать свою вину за все те беды и несчастья, которые свалились на нашу страну во время его нахождения у власти”. Интерпретация иронической импликации требует в данном случае знания о текущей политической и экономической ситуации в стране и мире, а также о содержании упомянутой ‘chapter 11’ (глава Кодекса о банкротствах, регулирующая вопросы реорганизации неплатежеспособных (обанкротившихся) компаний под руководством старого менеджмента (обычно совместно с комитетом кредиторов) в попытке избежать полной ликвидации компании), снабженной в тексте эпитетом ‘moral’. Автор иронизирует над сложившейся в экономике кризисной ситуации и мерами по ее нормализации. Переводчик следует, в данном случае, стратегии прагматической адаптации, эксплицируя заложенную автором идею, что соответствует общим тенденциям перевода публицистики [Тюрина 2002].

Следующий пример иллюстрирует уже иронию ассоциативного характера, основанную на аллюзии к литературному произведению. Соответственно декодирование сообщения требует уже интертекстуальной пресуппозиции.

“He is in deep trouble in Iraq, but for much of the world he is goody-two-shoes ”. - “Ему в Ираке грозит большая беда, но для остального мира он самый настоящий герой, этакий Гуди Два-Башмачка (речь идет о рассказе Оливера Голдсмита (Oliver Goldsmith) "История маленькой Гуди Два-Башмачка". Это прозвище обычно дают по-настоящему добродетельным людям - прим. перев.)” (The Boston Globe, Dec. 19, 2008). Ирония, объектом которой является на этот раз «туфлеметатель», создает сравнение, основанное на аллюзии; ожидается, что англоговорящий читатель знаком с произведением или, по крайней мере, с данной лексической (фразеологической) единицей в том ироническом значении, в котором она фигурирует в современном английском языке. Для большинства же реципиентов перевода, дословная передача выделенной единицы перевода не несет должного смысла, эффект утрачен. И переводчику не остается ничего другого, кроме как перевести дословно выражение, эксплицировать его подтекст (“самый настоящий герой, этакий...”) и снабдить перевод примечанием. Таким образом, имеем дословный перевод с комментарием, который является не совсем удачным, так как нарушается ‘the principle of equivalent effect’ . Возможно, следует заменить образ на более знакомый русскому читателю: “... в глазах мира он стал храбрым «котом в сапогах». Однако с переходом “shoes - boots” можно также не согласиться.

Ассоциативная ирония, опирается на все перечисленные виды пресуппозиции и представляет наибольшую трудность для переводчика. В постмодернистской литературе это становится проблемой, так как требует от читателя должного уровня образования, постоянной работы над собой, пополнения багажа знаний о других культурах в эпоху смешения всего со всем. Публицистика же, будучи все-таки более «легкой» в плане установления причинно-логических связей в ее канве, может стать “перевалочным пунктом» на пути к более серьезной литературе, и значение переводческой деятельности в этом отношении приобретает колоссальное значение. Переводчик становится «заложником» знаний и для передачи иронического эффекта ему необходимо эти знания сообщить реципиенту, что создает риск нарушения принципа прагматической адаптации, и вновь ставит под вопрос определение перевода как такового.

Таким образом, проанализировав особенности передачи иронии при переводе англоязычной прессы на примере одного эпизода, описанного в нескольких англоязычных изданиях, можем сделать выводы: 1) ирония как мировоззренческая установка современного автора продолжает находиться под пристальным вниманием исследователей из различных областей знания; 2) в публицистическом жанре переводчик сталкивается как с ситуативным, так и ассоциативным типами иронии; 3) с переводоведческой точки зрения наиболее сложными являются те виды иронии, интерпретация которых требует экстралингвистической и интертекстуальной пресуппозиций, а также на микроуровне там, где для создания комического эффекта наблюдается авторская игра языковыми средствами; 4) четкое определение понятия ирония, в том числе проблема разделения на план содержания и выражения для перевода принципиального значения не имеет. Переводчик, на наш взгляд, руководствуется подходом, при котором в парадигме комического ирония занимает место основного центрального элемента [Матюхина 2002, с. 63] и находится в золотой середине по степени эмоционального накала между утверждающими (остроумие, юмор, парадокс) и разрушающими (пародия, сатира, сарказм, гротеск) видами комического.

Литература

Киркегор С. О понятии иронии. Пер. А. Коськовой, С. Коськова // Логос. 1993. №4. С. 176-198. Матюхина А.Н. Речевая форма, языковые средства и приемы иронии на материалах текстов газетно-публицистического стиля // Вопросы филологических наук, М., Спутник+. - 2004. - №6. - 193с. Овсянников В. В. Глобальная организация стилистического контекста в англоязычном газетном стиле // Вестник Санкт-Петербургского Университета, 2001. - С. 67­75. Походня С.И. Языковые виды и средства реализации иронии / С.И. Походня; АН УССР, Каф. иностр. яз. - Киев: Наук. думка, 1989. - 127 с. Тер-Минасова С.Г. Словосочетание в научном и дидактическом аспектах. - М.: Высшая школа, 1981. - 250 с. Третьякова Е. Ирония в структуре художественного текста [Электронный ресурс] // Ростовская электронная газ. - 2001. http://www.relga.rsu.ru/n73/rus73 2.htm Тюрина Н.А. Газетно­публицистический текст и прагматическое намерение автора //Материалы XXXI Всероссийской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. Выпуск 1.

Лексикология и фразеология (романо-германский цикл). 11-16 марта 2002г. - СПб.: СПбГУ, 2002.-С.34 Nida, E. Principles of Correspondence // The Translation Studies / Ed. by Lawrence Venuti. - London and New York: Routledge, 2003. - P. 126 - 140.

Содержание
Введение
Глава 1. Ирония как объект изучения лингвистики
1.1.К вопросу о понятии иронии
1.2. Ирония как средство созданиия словесного художественного образа. Ирония и контекст
1.3 Лингвостилистические средства выражения иронии в художественном тексте.
Выводы по 1 главе
Глава 2. Переводческие аспекты передачи иронии (на материале произведения Дж.Остин «Гордость и предубеждение»)
2.1 Лексические трансформации при передаче иронии с английского языка на русский (на основе сопоставительного рассмотрения оригинала и перевода романа Дж.Остин «Гордость и предубеждение»)
2.2 Грамматические трансформации при передаче иронии с английского языка на русский (на основе сопоставительного рассмотрения оригинала и перевода романа Дж.Остин «Гордость и предубеждение»)
2.3 Ассоциативно образное переосмысление значений как наиболее эффективный способ создания иронического эффекта (на основе сопоставительного рассмотрения оригинала и перевода романа Дж.Остин «Гордость и предубеждение»)
Выводы по 2 главе
Заключение
Литература
Введение
Комическое является сложным многоплановым понятием, четкого однозначного определения которого не существует до сих пор. Изучению иронии посвящено большое количество работ, начиная со времен античности.
Данное исследование посвящено изучению специфики способов передачи иронического эффекта при переводе романа Дж. Остин.
Актуальность данной работы объясняется следующими причинами:
1. возросло количество литературы комического жанра;
2. неточная передача иронии ситуаций приводит к коммуникативным сбоям и нарушению целостности восприятия художественного произведения;
3. несмотря на обилие работ, посвященных изучению комического, исследование данной проблемы чаще всего ограничивается рассмотрением понятия каламбура, способы воссоздания иронии в переводе исследованы недостаточно, следовательно, данная проблема требует более тщательной разработки;
Цель исследования: изучение приемов создания иронического эффекта в литературе и разработка стратегий воссоздания иронического эффекта в переводе на примере произведений Дж. Остин.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. исследовать особенности, возникающие при переводе иронии;
2. описать приемы, используемые Дж. Остин для создания иронического эффекта и систематизировать их;
4. исследо-вать способы переводы иронического в переводах произведений Дж. Остин;
Материалом для исследования послужили роман Дж. Остин «Гордость и предубеждение» и его переводы на русский язык.
Материал изучался с помощью методов лексико-семантического, контекстного и переводческого анализа. Переводческий метод состоит из сочетания лингвистических и литературоведческих методов: компаративного, типологического, трансформационного анализа, а также стилистического эксперимента.
Практическая ценность работы состоит в том, что ее результат может найти применение среди специалистов, занимающихся переводом современной художественной англоязычной литературы, а так же при обучении художественному переводу в ВУЗах.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Актуальность данного исследования обусловлена:повышенным вниманием к проблеме репрезентации и передачи иронии как рече-языковых средств

Актуальность данного исследования
обусловлена:повышенным вниманием к проблеме
репрезентации и передачи иронии как рече-языковых
средств с английского языка на русский язык;
- недостаточной изученностью проблем национальнокультурного своеобразия репрезентации и воспроизведения
иронии с английского языка на русский язык.
Цель данной работы –исследовать особенности перевода
иронии в современном англоязычном художественном
тексте на русский язык. Из поставленной цели вытекают
следующие исследовательские задачи:
-рассмотреть понятие иронии в лингвистике;
-проанализировать особенности перевода иронии с
английского языка на русский;
-исследовать грамматические и лексические
трансформации при переводе иронии в романе H. Fielding.
«Bridget Jones"s Diary», J. D Salinger «The catcher in the rye»,
Evelyn Waugh «Decline and fall» с английского на русский
язык.

Объектом данного исследования является язык текстов произведений H. Fielding. «Bridget Jones"s Diary», J. D Salinger «The catcher in the rye», Evelyn Waugh «Decline and fall»в оригина

Объектом данного исследования является язык текстов
произведений H. Fielding. «Bridget Jones"s Diary», J. D Salinger «The
catcher in the rye», Evelyn Waugh «Decline and fall»в оригинале и в
переводе на русский язык.
Предметом исследования являются способы передачи иронии в
современном англоязычном художественном тексте с английского
языка на русский язык.
Материалом для исследования послужил текст современных
англоязычных романовH. Fielding. «Bridget Jones"s Diary», J.D
Salinger «The catcher in the rye»,Evelyn Waugh «Decline and fall»и их
перевод на русский язык.
Методами обработки материала являются метод семантического
анализа текста, моделирования перевода и интерпретации. Для
анализа текстов комического содержания был использован метод
реконструкции ситуации и пресуппозиционального анализа
исследуемых примеров языковой реализации иронии в тексте
произведении.

Теоретическая ценность работы определяется тем, что ее результаты и выводы дополняют имеющиеся работы по сравнительно-сопоставительному

Теоретическая ценность работы определяется тем, что ее результаты и выводы
дополняют имеющиеся работы по сравнительно-сопоставительному языкознанию,
теории и практике перевода, компаративной стилистике английского и русского
языков, систематизируемый материал может быть использован в курсах по
переводоведению, стилистике английского и русского языков,
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы, положения и
выводы исследования могут быть использованы в учебных пособиях по теории и
практике перевода, при написании выпускных квалификационных и курсовых рабо
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения,
cписка использованной научной литературы перечня источников иллюстративного
материала.
Во введении сформулированы цели, задачи данного исследования, определены
актуальность, объект и предмет исследования, описывается база эмпирического
материала, обосновывается теоретическая ценность и практическая значимость
работы.
В рамках первой главы«Теоретические предпосылки изучения иронии в
художественном тексте» рассматриваются понятия иронии в лингвистике, а также
особенности взаимодействия в структуре художественного текста.
Вторая глава«Особенности перевода иронии в художественной литературе с
английского языка на русский язык» посвящена выделению основных трансформац
при переводе художественных текстов, а также описанию особенностей перевода

Особенности перевода иронии в художественной литературе с английского языка на русский язык

Особенности перевода иронии в
художественной литературе с английского
языка на русский язык

1 Особенности
перевода иронии
в тексте романа
H. Fielding.
«Bridget Jones"s
Diary».

Ведущей чертой юмора Хелен Филдинг является ирония, то есть художественный троп, который выражает насмешливо критическое отношение худож

Ведущей чертой юмора Хелен Филдинг является ирония, то есть
художественный троп, который выражает насмешливо критическое
отношение художника к предмету изображения. Как было отмечено
ранее, ирония - это насмешка, замаскированная внешней
благопристойной формой.
Стиль Филдинг во многих случаях не осложняет задания
переводчика. В ее иронии мало окказионализмов, игры слов и т. п.,
поэтому часто мы наблюдаем удачный адекватный перевод.
""Friends?" Pah! The Enemy more like!" I shouted happily, tucking into
another Silk Cut and a couple of salmon pinwheels. "Bastard!"
- Друзья? Ха! Да уж скорее враги! - радостно вставила я, засовывая в
рот очередную сигарету и канапе. - Сволочь!

Примеры: 1 She was so tall and thin she hadn’t felt the need to put the heels on, so could walk easily across the lawn without sinking, as if designed for it, like a camel in the desert. Она была такая высокая и стройна

Примеры:
1 She was so tall and thin she hadn’t felt the need to put the
heels on, so could walk easily across the lawn without
sinking, as if designed for it, like a camel in the desert.
Она была такая высокая и стройная, что у нее не
возникало необходимости надевать туфли на каблуках ей удавалось идти по траве легко, не утопая в земле,
словно она была создана для этого - как верблюд в
пустыне

2. Where is your mother now?’ ‘I don’t know. Portugal? Rio de Janeiro? Having her hair done?’ Незнаю. ВПортугалии? В Рио-де-Жанейро? В парикмахерской? При переводе данного отрывк

2. Where is your mother now?’ ‘I don’t know. Portugal? Rio
de Janeiro? Having her hair done?’
Незнаю. ВПортугалии? В Рио-де-Жанейро? В
парикмахерской?
При переводе данного отрывка разговора переводчик
использовал прием функциональной замены для
адекватного восприятия речи героя российскими
читателями.

10. 3. Is that too milky for you, Colin?’ said Una, passing Dad a mug of tea decorated with apricot floral frieze. I don’t know... I don’t know why... I don’t know what to think,’ Dad said worriedly. ‘Look, there"s absolutely no need to worry,’

3. Is that too milky for you, Colin?’ said Una, passing Dad a
mug of tea decorated with apricot floral frieze. I don’t
know... I don’t know why... I don’t know what to think,’ Dad
said worriedly. ‘Look, there"s absolutely no need to worry,’
said Una, with an unusual air of calmness and control, which
suddenly made me see her as the mummy I"d never really had.
"It"s because I"ve put a bit too much milk in. I"ll just tip a bit
out and top it up with hot water’ .
В данном примере обыгрывается два значения слова
milky: 1) containing milk; 2) spiritless, spineless.
Иронический эффект усиливается из-за «столкновения»
таких высоких чувств, как любви и признательности с
глупостью, невнимательностью. Поэтому не случайно
иронию иногда определяют как обманутое ожидание

11. 4. What should I do now, though? Oh dear, oh dear. Tell Magda? Not tell Magda? Ring Magda and ask if everything"s OK? Ring Jeremy and ask him if everything"s OK? Ring Jeremy and threaten to tell Magda unless he drops the witch in my suit? Mind my own busi

4. What should I do now, though? Oh dear, oh dear. Tell
Magda? Not tell Magda? Ring Magda and ask if everything"s
OK? Ring Jeremy and ask him if everything"s OK? Ring
Jeremy and threaten to tell Magda unless he drops the witch
in my suit? Mind my own business?.
При переводе последнего высказывания «Mind my own
business?» в данном примере переводчик прибегнул к
антонимическому переводу, так как он в данном случае
вполне уместен и соответствует высказываниям русского
человека «Не соваться не в свое дело?»:
Ну и что мне теперь делать? Ох, Боже мой! Рассказать все
Магде? Не говорить Магде? Позвонить Магде и спросить,
все ли в порядке? Позвонить Джереми и спросить у него,
все ли в порядке? Позвонить Джереми и пригрозить, что
расскажу все Магде, если он не бросит эту ведьму в моем
костюме? Не соваться не в свое дело?

12. Анализ приема передачи иронии на примере текстов романа ДЖ.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»

Анализ приема передачи иронии на
примере текстов романа ДЖ.Д.
Сэлинджера «Над пропастью во ржи»

13. Роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи»- явления истинного искусства еще и потому, что писатель сумел воплотить в слове нечто существенно

Роман Сэлинджера «Над
пропастью во ржи»- явления
истинного искусства еще и
потому, что писатель сумел
воплотить в слове нечто
существенное, важное,
общественно значимое.
Характерное для тех
сверстников Холдена, которых
в пятьдесят первом, в самый
разгар «холодной войны»,
справедливо назвали
«молчащим поколением».

14. Пример №1: "By any chance do you have any idea what time it is?" she said [. Перевод: Да вы представляете себе, который час? - сказала она. В этом примере для достижения а

Пример №1:
"By any chance do you have any idea what time it is?" she said [.
Перевод:
Да вы представляете себе, который час? - сказала она.
В этом примере для достижения адекватности перевода и
иронического эффекта переводчик использует такую лексическую
трансформацию, как конкретизация.
Пример №2:
...it always says: "Since 1888 we have been molding boys into splendid,
clear-thinking young men." Strictly for the birds. They don"t do any damn
more molding at Pencey then they do at any other school .
Перевод:
И под этим конным хлюстом подпись: «С 1888 года в нашей
школе выковывают смелых и благородных юношей». Вот уж липа!
Никого они там не выковывают, да и в других школах тоже

15. Пример №3: He"d be charming as hell and all . Перевод: И до того мил, до того веж­лив - просто картинка В данном примере для достижения адекватности перевод

Пример №3:
He"d be charming as hell and all .
Перевод:
И до того мил, до того вежлив - просто картинка
В данном примере для достижения адекватности перевода и
иронического эффекта переводчик использует такую
лексическую трансформацию, как: добавление. В данном
случае для того, чтобы правильнее и понятнее передать
смысл исходного материала. Здесь переводчику
потребовалось ввести несколько дополнительных слов

16. Пример №4: "Excuse the appearance of the place," he said. "We"ve been entertaining some Buffalo friends o f Mrs Antolini"s ... some buffaloes, as a matter of fact" . Перевод: Прости за беспорядок. - говорит мист

Пример №4:
"Excuse the appearance of the place," he said. "We"ve
een entertaining some Buffalo friends o f Mrs Antolini"s ...
ome buffaloes, as a matter of fact" .
Перевод:
Прости за беспорядок. - говорит мистер Антолини.
Мы принимали друзей миссис Антолини из Барбизона...
Бизоны из Барбизона!
В данном предложении переводчик для достижения
декватности перевода и иронического эффекта
использует замену. Данный прием хорошо подходит при
переводе в данном случае, когда отсутствуют прямые
ловарные соответствия.

17. Пример №5: Не was one of those guys that think they"re being a pansy if they don"t break around forty of your fingers when they shake hands with you . Перевод: Он из тех, кто думает, что его будут считать

бабой, если он не сломает вам все сорок пальцев,
когда жмёт руку

18. Д Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

конкретизация
20%
замена
47%
15%
Модуляция
20%
Генерализация

19. Анализ приема передачи иронии на примере текстов романа Ивлина Во «Упадок и разрушение»

20. Название для своего первого романа «Упадок и разрушение» (1928) Ивлин Во позаимствовал у английского историка 18 века Эдуарда Гиббона, автора

Название для своего первого романа
«Упадок и разрушение» (1928) Ивлин
Во позаимствовал у английского
историка 18 века Эдуарда Гиббона,
автора фундаментального
исследования «Упадок и разрушение
Римской империи». Начинающий
прозаик тем самым открыто
сформулировал свою цель – поведать
миру о серьезном недуге, которым
охвачена, на его взгляд, империя
британская, но предъявил он
читателю не научно-исторические, а
откровенно сатирические
“документы”.

21. Пример №1: "What"s Tangent (loin" in this race?" said Lady Circumference. The boy can"t run an inch". Перевод: А Тангенс как здесь оказался? - спросила леди Периметр. - Тоже мне бегун

Пример №1:
"What"s Tangent (loin" in this race?" said Lady
Circumference. The boy can"t run an inch".
Перевод:
А Тангенс как здесь оказался? спросила леди Периметр. - Тоже мне бегуна
нашли

22. Пример №2: That was a nasty one for Jimmy. He wrote once or twice after that, but got no answer, so by the time the kid had spread bits of the bike all over the room Jimmy let him go." "Did you try pulling out "is teeth and sending them to his pa?

Пример №2:
That was a nasty one for Jimmy. He wrote once or twice after that, but got no
answer, so by the time the kid had spread bits of the bike all over the room
Jimmy let him go." "Did you try pulling out "is teeth and sending them to his
pa?" I asks. " "No," says Jimmy, "I didn"t do that." " "Did you make the kid
write pathetic, asking to be let out?" " "No," says Jimmy, "I didn"t do that." "
"Did you cut off his fingers and put it in the letterbox? " "No," he says." "Well,
man alive," I says, "you don"t deserve to succeed, you just don"t know your
job" .
Перевод:
Пару раз ещё писал он папаше - ни ответа, ни привета. К тому времени
мальчишка окончательно развинтил мотоцикл, и все винтики по комнате
разбросал, в общем, Джимми велел ему проваливать на все четыре
стороны. «А зубы ты ему вырывал, отцу посылал?» - спрашиваю я
Джимми. «Нет, - говорит, - не вырывал». «А слёзные письма он у тебя
писал? - спрашиваю. - О выкупе умолял?» «Нет, - говорит, - не писал».
«Ну, хорошо, а палец-то ты ему, надеюсь, оттяпал, папаше в почтовый
ящик подсунул?» «Нет», - отвечает. «Ну, брат, - говорю я ему, - значит, так
тебе и надо. Какой же ты после этого специалист?».

23. Пример№3: Modern democracy called for lifts and labour-saving devices, for hot-water taps and cold-water taps and (horrible innovation!) drinking water taps, for gas-rings and electric ovens . Перевод: Современная демокра

Пример№3:
Modern democracy called for lifts and labour-saving devices, for
hot-water taps and cold-water taps and (horrible innovation!)
drinking water taps, for gas-rings and electric ovens .
Перевод:
Современная демократия властно напоминала о лифтах и
прочих облегчающих труд устройствах, о горячей и холодной
воде и - подумать только! - о питьевых фонтанчиках, газовых
горелках и электрических плитах.

24. Анали иронии в диаграмме Ивлин Во «Упадок и разрушение»

конкретизация
17%
22%
замена
17%
Генерализация
22%
модуляция

25. Заключение В данной дипломной работе мы изучили иронию в лингвистике; проанализировали особенности перевода иронии с английского; исслед

Заключение
В данной дипломной работе мы изучили иронию в
лингвистике; проанализировали особенности перевода
иронии с английского; исследовали грамматические и
лексические трансформации при переводе иронии в
художественных произведениях. В практической части
мы анализировали способы и приемы перевода иронии
на примерах произведений англоязычных авторов.
Проведенное нами исследование показало, что в
своих произведениях англоязычные авторы добиваются
создания иронического эффекта с помощью различных
способов и приемов выражения иронии.