Преемственность детского сада и школы занятия. Преемственность между детский садом и школой. Адаптационные занятия для семилеток в школе

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

г. Советский

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

«Светлячок»

Сообщение из опыта работы

На заседании творческой группы

«Преемственность: детский сад – школа»

Тема: «Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы»

Подготовил: заместитель заведующего

Рослякова Лариса Викторовна

г. Советский

2013 год

Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу – это, прежде всего, переход ребёнка на качественно-новую ступень своего развития.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется, как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. это связь между различными ступенями развития. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Преемственность между ДОУ и школой - процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешности школьного обучения. В тоже время школа, как преемник дошкольной ступени образования опирается на достижения ребёнка-дошкольника .

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного и дошкольного образования – важный этап в преемственности детского сада и школы.

На современном этапе произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной - на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

Одним из приоритетных направлений для нашего ДОУ - является подготовка воспитанников к школе, обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях. Данное направление образовательного учреждения основывается на федеральных государственных требованиях к общеобразовательной программе и на «Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года», основным из направлений которой является внедрение моделей предшкольного образования, обеспечивающих каждому ребенку возможность обучаться по программам для детей старшего дошкольного возраста, формирование готовности к обучению в школе.

Наш детский сад « Светлячок » реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по художественно-эстетическому направлению разработанную педагогическим коллективом ДОУ с учетом программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (2011год)

В структуру образовательной программы ДОУ «Светлячок» включен раздел “Преемственность ДОУ и школы”, в котором определены цели и задачи преемственности, выделены показатели и критерии “портрета выпускника” детского сада, определены критерии сформированности предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС.

Комплексная подготовка детей к школе по основной общеобразовательной программе, определяется не только разнообразными навыками и умениями, помогающими овладеть школьными предметами, она также включает в себя проведение различных мероприятий, обеспечивающих такое физиологическое и психологическое состояние дошкольника, при котором он будет в состоянии безболезненно привыкнуть к школьному распорядку и сможет наиболее эффективно выполнять те требования, которые предъявляет школа (например проведение викторин, праздников, соревнований, конкурсов, экскурсий разной направленности, организация концертов внутри ДОУ и за его пределами, проведение специальных игровых занятий с психологом и учителем-логопедом на логопункте, встречи с выпускниками и многое другое).

Образовательная деятельность в нашем ДОУ выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка. Все педагоги нашего детского сада особое внимание уделяют развитию активности ребенка, знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, диалогу, общению, как необходимого компонента учебной деятельности. Воспитанники в детском саду, кроме программных требований к знаниям и умениям, учатся размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать свои предположения, наблюдать и делать выводы. Педагоги ДОУ, через специальные упражнения, развивают у детей внимание, память, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, закладывают основы логического мышления, которые тесно связаны с такими приемами, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.

В нашем детском саду занятие (НОД) – это та форма взаимодействия воспитателя с детьми, при которой, педагог по своей инициативе, исходя из комплексно-тематического и перспективного планирования, предлагает определенное образовательное содержание, которое интегрируется по нескольким образовательным областям. Дети на занятиях общаются, отстаивают свою точку зрения, а не механически отвечают на задаваемые вопросы. Ведь у спешность обучения детей в школе напрямую связана с умственной деятельностью и познавательной активностью. Все это способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности. При этом, образовательный процесс строится с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры.

Важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам. Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести почетное положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое. Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе.

Наше учреждение уже не один год сотрудничает с гимназией города. Преемственность МБДОУ д/с «Светлячок» и МБОУ гимназии представляет собой взаимосвязь содержания воспитательно-образовательной работы, целей, задач, методов ее осуществления. Отношения преемственности между ДОУ и гимназией закреплены в договоре, где обозначены основные аспекты деятельности: согласованность целей и задач дошкольного и начального школьного образования. Ежегодно разрабатывается план преемственности МБДОУ д/с «Светлячок» и МБОУ гимназии, который включает в себя актуальные задачи и мероприятия по их реализации.

Цель преемственности - реализация единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, на основе целостного, последовательного, перспективного педагогического процесса.

Задачи непрерывного образования на дошкольной ступени :

  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
  • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

Задачи непрерывного образования на ступени начальной школы:

  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
  • готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);
  • желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
  • инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
  • совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализации процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания).

Этапы работы по осуществлению преемственности ДОУ со школой:

1 этап - поступление ребенка в ДОУ:

  • учет детей
  • медицинское обследование
  • адаптационный период ребенка при поступлении в детский сад
  • психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

2 этап: подготовка ребенка к обучению.

Методическая работа:

  • Проведение совместных педагогических советов, круглых столов воспитателей и учителей начальных классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей.
  • Проведение открытых уроков и занятий в ДОУ и школе.
  • Проведение совместных мероприятий с детьми подготовительной группы и учащимися первых классов.
  • Экскурсии детей подготовительных групп в школу.
  • Разработка совместных программ.
  • Выявление наиболее острых проблемных вопросов при воспитании детей в ДОУ и начальной школе (школьная незрелость, дезадаптация первоклассников в школе и т.д.)

3 этап – плавный переход из ДОУ в школу.

  • Педагогическая и психологическая диагностика детей подготовительной группы.
  • Заседание психолого-медико-педагогического консилиума по выпуску и приему детей в первый класс.
  • Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям.
  • Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед.

Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:

  • методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
  • работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
  • работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

В нашем детском саду действуют следующие формы осуществления преемственности:

1. Периодически дети совершают экскурсию в школу. Дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. Знакомятся с основными помещениями школы: библиотекой, столовой, спортивным залом, кабинетами труда, актовым залом и др. В сентябре дети подготовительной группы присутствовали на школьной линейке. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у детей.

2. За год до поступления детей, администрация школ определяет учителей, которые будут осуществлять набор первоклашек. Учителя приглашаются на родительские собрания подготовительной группы в начале учебного года и в конце. Где они рассказывают о программах реализуемых ими в школах, о требованиях, предъявляемых к будущим первоклассникам, о приобретениях, необходимых для поступления в школу, о роли родителей в сложный период адаптации к школе, о развитии познавательных и творческих способностей и т.д. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации. Всё это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребёнок находится ещё в детском саду.

3. Посещение воспитателем и учителем начальных классов открытых уроков и занятий друг у друга. В ходе которых, устанавливаются аспекты преемственности и единых требований к выпускникам детского сада - будущим ученикам.

4. Также проводятся коллективные и индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми.

5. Проведение совместного спортивного развлечения с первоклассниками и детьми подготовительной группы стало давней традицией нашего детского сада, как и выступления бывших воспитанников ДОУ, теперешних учеников музыкальной школы, перед детьми старшего возраста.

6. Выпускники детского сада часто заходят в гости к своим любимым воспитателям, при этом они делятся своими впечатлениями о школе, воспоминаниями о детском саде, общаются с теперешними воспитанниками. Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад, вызывают у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирают страх и вселяют уверенность в своих силах.

Проблемы преемственности.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна. С какими же проблемами сталкивается наш детский сад при обеспечении преемственности детского сада и школы?

1. Одной из проблем является определение школы для обучения ребёнка территориально, так как не все родители согласны с таким распределением. Наш город не столь большой и порой распределение по территории проживания не имеет особого значения, но Федеральный Закон №310 «О территориальном принципе набора первоклассников в школы» необходимо исполнять, хотя не все родители это приемлют.

2. Тревожит и проблема завышенных требований родителей к готовности ребёнка к школьному обучению. Родители хотят, что бы при поступлении в школу ребёнок бегло читал, оперировал цифрами. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в "школьной" логике, вместо развития познавательных процессов.

3. Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.

В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

Работа по преемственности даёт возможность совместно с педагогами и психологами разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.

Практика нашего ДОУ показывает, что воспитанники подготовительной группы нашего учреждения при поступлении в школы показывают хорошие результаты. Большинство детей поступает в гимназию (в прошлом году 40%). По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов школ, выпускники нашего ДОУ хорошо осваивают программу, уровень их подготовленности соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам. Подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников довольны уровнем подготовки детей к школе.

В конце учебного года педагогом-психологом ДОУ проводится диагностика психологической готовности детей к школе, результаты которой показывают, что наблюдается положительная динамика готовности воспитанников детского сада к обучению в школе.

2010-2011

уч. год

2011-2012

уч. год

2012-2013

уч.год

Кол-во

Кол-во

Кол-во

Готовы

Условно готовы

Условно не готовы

Не готовы

Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях. Успешность адаптации к обучению выпускников детского сада, хорошие показатели успеваемости позволяют сделать вывод, что представленная нами система работы дает положительные результаты

Модель выпускника МБДОУ д/с «Светлячок»

Развитие психических процессов

Интеллектуальное развитие

Социальная зрелость

Личностные качества

Ребенок:

  • способен к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию;
  • может применить самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач;
  • владеет предпосылками учебной деятельности, умеет работать по правилу и образцу, умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • проявляет осведомленность в разных сферах жизни.

Ребенок:

  • понимает разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выражает свое отношение к ним;
  • выбирает соответствующую линию поведения;
  • умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника;
  • учитывает желания других людей;
  • освоил различные виды детской деятельности;
  • способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками.
  • эмоциональность
  • общительность
  • креативность
  • произвольность
  • инициативность
  • самостоятельность и ответственность
  • самооценка
  • отзывчивость
  • свобода поведения.

Индивидуальные особенности развития

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Состояние физического здоровья:

Группа здоровья; перенесенные заболевания; период после болезни.

Творческие способности: музыка; рисование; художественный труд.

Коррекция:

физических отклонений; психических отклонений;

речи.

Ребенок:

  • в совершенстве владеет своим телом, различными видами движений;
  • имеет представление о своем физическом облике и здоровье;
  • владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость;
  • соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Ребенок:

Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Физическое развитие: физически развитый , овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Социально-личностное развитие:

- любознательный, активный . Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

Эмоционально отзывчивый . Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

Познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие:

  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Список литературы

1. Нормативно – правовые документы:

  • Закон «Об образовании»,
  • Концепция модернизации Российского образования,
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено),
  • «Концепция преемственности в работе детского сада и начальной школы»,
  • Письмо Министерства России от 25.03.1994 г. «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования».
  • Письмо Министерства России от 9.08.2000 г. «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»;
  • ПРИКАЗ от 23 ноября 2009г. N 655 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».

2. Статьи:

журнал «Обруч» №1, 1997г

  • Р.Стеркина, «Поговорим о преемственности»,
  • Е. Кравцова «Школы для маленьких или маленькие школы»
  • Л. Стрелкова «От «школы для маленьких» к школе «маленькой» и «большой»»
  • Е.Сербина «Преемственность: так в чем проблема?»

Журнал «Начальная школа» №11, 2001г, раздел «Обеспечиваем преемственность»

Журнал «Начальная школа» №1, 2002г :

  • Н.М. Конышева «Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни?»
  • О.И. Бадулина «К проблеме преемственности дошкольного и начального школьного

Образования»;

Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», №2, 2003 г:

  • О.П. Миронова «Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка»;
  • М.М. Пашкова «Основные аспекты преемственности»;
  • В.П. Сергеева «Преемственность: теория и действительность»

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, - учет учите­лем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформиро­ванное™ нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.

Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной деятельности обучаемых (дошколь­ников и школьников), и внешняя, связанная с деятельностью обу­чающих (воспитателей и учителей). В первую связь входит структу­ра учебно-воспитательной деятельности, в которую входят следую­щие компоненты:

I) мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;

3) учебно-операцио­нальный, обеспечивающий развитие общеучебных и специальных умений и навыков, наличие мыслительных операций;

4) организа­ционно-рефлексивный, - включающий навыки планирования, прогно­зирования деятельности, само-взаимооцеики результатов собствен­ной деятельности и товарищей.

Во внешнюю связь входит преемственность в деятельности воспитателей и учителей, которая проявляется в определенном типе отношения педагогов к детям, в отношении к педагогической деятельности, к родителям воспитанников и т. Д.

В осуществлении преемственности важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него функций (оздоро­вительных, организаторских, воспитательных и т. Д.), на знание педагогики, психологии, методик воспитания, его эрудированность

Реализации преемственности способствует существующая система образования, единые принципы образования: гуманизация, демо­кратизация, дифференциация обучения и воспитания на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных особеннос­тей каждого ребенка; разработки и внедрения в практику инно­вационных преемственных по своей сути программ, перестройки системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с ориентацией на различные профили и услуги образовательных учреждений.

Главная цель интеграции деятельности детского сада и школы – развить в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здо­ровое тело. Но специфическое приоритетное направление для начальной школы – формирование у детей умения учиться, созда­ние условий, при которых обучение становится для ребенка бла­гом, основной формой его самовыражения; для дошкольного – ран­нее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечи­вающих легкий, естественный переход ребенка в школу.

В РБ разработано и утверждено примерное положение об учеб­но-воспитательном учреждении «школа-детский сад», создаются «центры развития ребенка» – эти новые интегративные типы учеб­но-воспитательных учреждений организуются с целью создания оптимальных условий для обучения и воспитания детей дошколь­ного и школьного возраста и обеспечения преемственности в ор­ганизации и содержании учебно-воспитательного процесса.

Основными задачи преемственности являются:

1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы.

2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном,

Трудовом и эстетическом развитии.

3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом.

4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.

5. Осуществление преемственности детского сада и школы в фор­мировании общеучебных умений и навыков.

6. Преемственность содержания образования и воспитания в дет­ском саду и первом классе школы.

Наиболее действенными Формами работы школы и детского сада Являются:

I. посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсужде­нием, вынесением рекомендаций;

2. совместные тематические совещания учителей начальных клас­сов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководи­телей учреждений;

3. проведение родительских собраний в старших группах с учас­тием учителей и воспитателей;

4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и на­выками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования Школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании и обучении Дошкольников;

5. организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

6. беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сен­тября в школу, устная характеристика о слабых и сильных де­тях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллек­тивных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных ин­тересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. Д.;

7. совместная подготовка к конференциям, организация выставок;

8. Взаимопосещения утренников и концертов.

С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями совместно с воспитателями разрабаты­ваются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.

План преемственности Включает следующие разделы:

I. методическая и организационно-воспитательная работа;

2. воспитание у детей интереса к школе;

3. воспитание у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста;

4. работа с родителями.

Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье. Сотрудничество детского сада, семьи и школы может решаться через следующие виды работ : Общие родительские собрания , которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома, сообщение основных положений концепции развития личности, информация об основных педагогических, психологических, медицинских аспектах подготовки ребенка к юколе;

Групповые родительские собрания , которые позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения детей, организуя выставки детских работ, концерт художественной самодеятельности и т. Д.;

Лектории для родителей ,

педагогические консультации ;

Семинары;

Открытые занятия и беседы с родителями о результатах, которые дети достигли, выставки детских работ, информация о специальной литературе;

Совместные праздники ;

Встречи учителей с родителями будущих первоклассников.

Елена Белалы
Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой

«Школьное обучение никогда не

начинается с пустого места, а всегда

опирается на определённую стадию

развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Время дошкольного детства является благоприятным периодом для формирования и развития основополагающих навыков и умений. Ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника является игровая . Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, мышления, воображения - также происходит активно в период дошкольного возраста . При переходе из детского сада в школу в организме и психологии ребёнка происходит перестройка. Переход от игры к учебной деятельности связан с возникновением некоторых трудностей в восприятии ребёнком самого процесса обучения. С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования , в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе .

Проблема обеспечения непрерывности и преемственности на этапах «детский сад – школа » не нова. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально – педагогическом, так и в физическом плане. Поступление ребенка в школу очень напряженный период, т. к. школа с первых же дней ставит перед учеником ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Под преемственностью между детским садом и школой подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

Преемственность в работе детского сада и школы - это создание особой, целостной образовательной среды между этими звеньями непрерывного образования в единой системе . Главная цель, преследуемая образовательными учреждениями при организации такой единой образовательной среды , – это обоснованная выработка единого подхода к обучению и воспитанию.

Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон :

на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства , и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения ;

школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно :

координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы ;

обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка.

Основанием преемственности между детским садом и школой являются :

развитие любознательности;

развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

формирование творческого воображения , направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

развитие коммуникативности (умение общаться с взрослыми и сверстниками)

Работа по преемственности между дошкольным и начальным образованием :

создание системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации) ;

создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению , эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка;

развитие ведущей деятельности каждого периода жизни;

формирование психологической готовности к школе ;

разработка «сквозных» учебных планов и программ для дошкольного и младшего школьного возраста ;

создание комплекта учебно-методической документации;

формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования ;

создание новых творческих мастерских и проектов.

На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ, семьи и школы актуальна . Серьезная работа по подготовке детей к школе проводится в рамках сотрудничества педагогических коллективов МБДОУ «Детский сад № 34 «Золотой ключик» (заведующий Н. В. Петрушина, старший воспитатель Белалы Е. Н.) и МБОУ «Школа № 17 » г. Феодосии Республики Крым. Педагоги совместно определяют и обсуждают круг вопросов по преемственности . Такой подход позволит в детском саду сохранить самоценность этого периода детства и сформировать фундаментальные личностные качества для последующего успешного школьного обучения , а в начальной школе – совершенствовать и развивать достижения дошкольного этапа , формируя у детей желание и умение учиться. В результате сложились три направления взаимодействия :

выработка единых психолого - педагогических требований и подходов;

объединение усилий по сохранению и укреплению здоровья;

совместная деятельность по психолого - педагогическому просвещению педагогов и родителей, работа с семьей.

Совместная работа по преемственности начинается с взаимодействия руководителей учреждений . В самом начале построения совместной деятельности были приняты важные, на наш взгляд, управленческие решения (между руководителями , на которых базируется сотрудничество :

1) школа не будет диктовать свои условия детскому саду, хотя это в духе времени – на каждой последующей образовательной ступени даётся рекомендация, как должна работать предыдущая;

2) конечная и общая цель школы и ДОУ – благополучие ребёнка. Многие проблемы, которые решались параллельно, разобщенно, будем решать вместе.

Прежде всего были определены общие цели и задачи, такие как воспитание нравственного человека, охрана и укрепление физического и психического здоровья ребёнка, сохранение и поддержка индивидуальности детей, их физическое и психическое развитие.

Организуя взаимодействие между педагогами двух учреждений , мы использовали различные формы работы :

1) совместные педагогические советы;

2) коллегиальные заседания методических объединений, «круглые столы» , индивидуальные консультации;

3) общие семинары, которые позволяют познакомиться с инновационными технологиями, используемыми как в начальной школе , так и в детском саду;

4) мастер - классы, в ходе которого педагоги оказались в роли учеников и выполняли практические задания, учились распределять обязанности в группе и выполнять их, оценивать собственные действия и действия группы. Данная форма, по мнению педагогов, оказалась наиболее эффективной и является самой востребованной на сегодняшний день;

5) традиционное посещение уроков в 1-х классах в адаптационный период и НОД в подготовительной группе детского сада для наблюдения за работой детей, их успехами, развитием, а также для профессионального обогащения педагогов.

Коллективы также работают над стыковкой содержания программ и, как следствие, – над созданием непрерывного образования . Возникла необходимость выбора единых педагогических, психологических, дидактических и методических принципов образования и воспитания согласно возрастным особенностям детей в детском саду и школе . В начале сентября каждый год в ДОУ проводится педагогическая диагностика силами воспитателей. Параметрами диагностики, например, являются :

зрительное восприятие;

пространственное восприятие;

выбор и выполнение арифметических действий;

сравнение множеств;

классификация предметов;

фонематический слух;

предпосылки к овладению звуковым анализом.

Организация взаимодействия дошкольников и младших школьников – важное направление в работе по обеспечению преемственности . Ежегодно 1 сентября дети подготовительной группы провожают выпускников на линейку, выступают там с концертными номерами, дарят цветы. После линейки они знакомятся со школой , видят радостные лица вчерашних дошкольников . У детей остаётся первое и самое яркое впечатление о школе , которым они делятся друг с другом. Последующие тематические занятия, беседы, совместные развлечения, посещения – всё это создаёт условия для более подробного знакомства детей со школой . В результате этого ряда мероприятий у дошкольников пробуждается интерес к школе , снижается уровень тревожности при переходе в новый статус, кроме этого, создаются условия для благоприятных эмоциональных контактов с учениками и учителями, что помогает настроить ребят на успешное школьное обучение .

О благоприятном течении адаптации ребёнка к школьной жизни в первую очередь говорит состояние его физического здоровья. Специалисты-медики констатируют рост нарушений здоровья и возникновения заболеваний именно в первый период после поступления ребёнка в первый класс. Это даёт основания предполагать психосоматическую основу таких расстройств, особенно в тех случаях, когда у ребёнка ранее симптомы заболевания не проявлялись. В тех образовательных учреждениях , где педагогические коллективы всесторонне организовали преемственность детского сада и школы , психологи констатируют минимальное количество психосоматических нарушений здоровья у первоклассников.

Следовательно, организация сотрудничества детского сада и школы с целью обеспечения преемственности в работе учебных учреждений помогает не только улучшить качество учебного процесса, но и сохранить физическое здоровье учеников.

Огромное значение мы уделяем повышению уровня педагогических знаний у родителей. В работе с родителями, с семьёй в целом используются как традиционные, так и нетрадиционные формы. Традиционно педагоги школы и детского сада проводят родительские собрания и конференции («На пороге школы » , «Готовность к школьному обучению » ). Традиционными стали выпуски газеты для родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей.

Наряду с этим разработана программа «Родительской школы » для родителей будущих первоклассников.

Цель программы : психологическая подготовка родителей к новому этапу в жизни ребёнка. Задачи :

1. Обучение родителей эффективным способам общения с детьми.

2. Просвещение по вопросам возрастной психологии и психологии общения.

3. Формирование отношений доверия с родителями с целью дальнейшего взаимодействия.

4. Профилактика дезадаптации.

Многолетняя работа по данной программе показывает высокий интерес к темам «Безусловное принятие ребёнка» , «Как общаться с ребёнком» , «Детские страхи» .

Практика показывает, что положительные результаты адаптации детей к школе и учению есть там , где налажены тесные контакты учителей и воспитателей, организован обмен опытом, постоянно анализируется качество подготовленности детей к школе , уровень развития их способностей.

Таким образом , совместная работа двух учреждений позволяет решить многие проблемы, возникающие при переходе ребёнка из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу .

Наталия Бобыкина
Преемственность детского сада и школы

«Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…» В. А. Сухомлинский

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения , школы и родителями воспитанников. Наше образовательное учреждение, как и другие детские сады , взаимодействует с близлежащими школами , в которые поступают воспитанники нашего детского сада .

Организация работы по преемственности нашего детского сада со школой осуществляется по трем основным направлениям :

методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника» , поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др .);

работа с детьми (знакомство детей со школой , учителями, организация совместных мероприятий);

работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе , консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе ).

Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями в рамках реализации преемственности предшкольного и начального образования мы считаем организацию семейного клуба «Школа неравнодушных родителей»

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным Государственным образовательным стандартом одной из основных задач, стоящих перед детским садом , является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка : каждый дошкольник , достигая определенного возраста, идет в школу .

Как подготовить ребенка к школе ? Как помочь маленькому школьнику , когда он столкнется с первыми школьными трудностями ? Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников. Озабоченность родителей и педагогов понятна. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения , зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе , учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни .

Поэтому сложившаяся ситуация вызвала необходимость организации педагогического всеобуча для родителей, призванного способствовать развитию будущих первоклассников. В рамках семейного клуба «Школа неравнодушных родителей» в 2014 – 2015 учебном году работает «Школа для родителей будущего первоклассника» , что на современном этапе непрерывного образования является важной стороной взаимодействия дошкольного учреждения с родителями и детьми. Эта форма работы эффективна для педагогов и родителей, она позволяет успешно проводить психологическое просвещение и профилактику детско -родительских отношений.

Цель : создание условий для эффективного сотрудничества детского сада , семьи и школы в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста при подготовке их к обучению в школе .

Задачи :

1. Активное вовлечение семьи в образовательный процесс, обеспечивающий улучшение эмоционального самочувствия детей и обогащение опыта родителей.

2. Повышение компетентности родителей при подготовке дошкольников к обучению в школе .

Основные направления деятельности семейного клуба «Школы неравнодушных родителей»

Оказание консультативной помощи родителям детей старшего дошкольного возраста ;

Пропаганда положительного опыта семейного воспитания;

Повышение педагогических знаний родителей детей старшего дошкольного возраста .

На одном из заседаний «На пороге школьной жизни » родителям был представлен практический опыт в овладении способами общения с ребенком в семье для укрепления его желания учиться. В своей работе мы используем инновационные формы работы с включением информационно-коммуникационных технологий «Дошкольная видео-панорама » (в рамках сюжетно-ролевой игры «Корреспонденты» - видеоролики - интервью с детьми «Хочу ли я в школу , - интервью с родителями «Мой образ ребёнка – первоклассника» . развитие коммуникативности – умения общаться с взрослыми и сверстниками – как одного из необходимых условий учебной деятельности.

С целью формирования в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей особенно в период подготовки к обучению в школе активно используем технологию «детское портфолио » , позволяющей уделить внимание развитию ребенка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития.

На заседаниях клуба родителям предоставляется возможность через собственный фото- и видеоматериал показа семейного опыта решения проблем подготовки детей к обучению в школе .

Непосредственный контакт педагогов детского сада и школы , встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребёнка в школу , помогают определиться с выбором школы и позволит добиться положительных результатов в работе.

Литература :

1. Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе », Москва, Школьная пресса , 2008;

2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено ) // -М., 2000.

3. Слободчиков В. И., Короткова Н. А. Дошкольное образование как ступень системы общего образования : Научная концепция/М., 2005

Публикации по теме:

Хочется рассказать о тесном сотрудничестве детского сада со школой. На протяжении многих лет мы совместно работаем. И часто посещаем друг.

Наш детский сад, в рамках взаимодействия и с целью преемственности дошкольного и начального школьного образования СОШ № 28, принял участие.

Интеллектуальная игра «Вопрос на засыпку» в рамках обеспечения преемственности ДОУ и школы В игре участвуют дети первого класса Образовательная область: Познание. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,.

Консультация для родителей «Преемственность в работе детского сада и семьи по математическому развитию дошкольников» Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания,.

Преемственность детского сада и школы Презентация: "Преемственность детского сада и школы" Методическая разработка Цыгвинцевой О. А., воспитателя ГБОУ школы №555 Белогорье Приморского.

Мы сегодня рассмотрим очень значимую и актуальную тему

« Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни ».Вы знаете, насколько важна подготовка детей к школе, особенно в наше время, так как с каждым годом растут требования образовательных программ.

(слайд 2)

Свое выступление хочу начать словами В.Сухомлинского «Творение человека- высшее напряжение всех духовних сил.Это и жизненная мудрость, и майстерство, и искусство.»

(слайд 3)

План:

1. Место ДОУ в системе образования. Значение преемственности в работе ДОУ и школы.

2. Нормативно-правовая база.

3. Содержание преемственности в работе ДОУ и школы.

4. Показатели готовности ребенка к школе.

5. Сотрудничество семьи, ДОУ и школы.

6. Направления преемственности дошкольного и начального образования

6. Педагогические ситуации.

7. Практическое занятие

(слайд 4)

Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые к ребенку, учет педагогами школы достигнутого общего уровня развития дошкольника.

Общественные дошкольные учреждения осуществляют широкую программу воспитательно-образовательную работу по подготовке детей к школе. Подготовка детей к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до поступления в школу, прежде всего, семьей и дошкольным учреждением. Условием успешного осуществления задачи подготовки детей к школе является наличие преемственности в работе д/с и школы, которая может быть определена – содержательная, двусторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направленность воспитательно-образовательной работы в д/с с учетом школьных требований, а с другой стороны, опору учителя на уровень развития старших дошкольников.

Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.

На вопрос « Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»? учителя часто отвечают так: « читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи, составлять рассказ, пересказывать, писать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым, к детям предъявляют завышенные требования. В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры. Все больше она уступает место «обучению на занятиях».

Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.

Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует нового подхода.

(слайд5)

Под преемственностью понимают как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода,связь между различными ступенями, элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Именно с выходом государственных образовательных стандартов начального общего образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.

(слайд 6)

Задачи

На дошкольной ступени формировать :

*Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.

*Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.

*Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.

*Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности.

*Развитие компетентности в сфере отношения к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

(слайд 7)

Задачи

На ступени начальной школы формировать:

*Осознанное принятие здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

*Готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная коммуникативная, деловая);

*Желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

*Инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

*Совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования).

Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для реализации на практике решения проблемы преемственности.

Необходимо заметить, что в образовательном процессе используются единые формы работы:

Совместная деятельность детей;

Совместная деятельность взрослого и детей;

Самостоятельная деятельность.

Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, особое значение приобретает вопрос формирования универсальных учебных действий. В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться. В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий. Предпосылки универсальных учебных действий дошкольника находят своё развитие на начальной ступени образования.

Это означает, что сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта, т.к. содержание программы дошкольного образования и применение предметно-развивающей среды на занятиях дошкольников направлено на развитие тех качеств личности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса и успешного обучения в школе.

Точки соприкосновения деятельности детского сада и школы должны опираться на три направления:

1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.

2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Сотрудничество воспитателя и учителя заключается в изучении и анализе программ начальной школы и детского сада, нормативных документов по подготовке детей к школе, в обмене опытом, в рекомендациях учителя воспитателю по подготовке детей к школе.

На современном этапе развития системы образования, в основе которой заложен гуманистический подход к организации педагогического процесса, одной из актуальных проблем является обеспечение преемственности в обучении и воспитании детей. Закон Донецкой Народной Республики "Об образовании" подчеркивает, что именно преемственность - одно из необходимых условий непрерывного образования, которая обеспечивает единство цели содер-жания, методов, форм обучения с учетом возрастных особенностей детей в смежных звеньях образования.

Проблемы преемственности между дошкольными и начальными звеньями образования имеют глубокие историко - педагогическое корни. Они свидетельствуют, что всегда правомерным был вопрос преемственности между начальными и дошкольными образовательными ступенями, где она выступала основным условием функционирования подготовки детей к школе, а подготовка - важнейшим условием практического обеспечения преемственности в содержании, методах и организации учебно-воспитательной работы дошкольного и школьного звеньев образования.

2) Нормативно - правовая база по вопросу преемственности между ДОУ и начальным звеном школы.

В современных законодательных актах признано, что преемственность -необходимое условие всего образовательного процесса.

(слайд 8)

На экране дан перечень источников нормативно–правовой базы по вопросу преемственности.

Нормативно – правовая база

Закон Донецкой Народной Республики "Об образовании" от 19 июня 2015 года (Постановление №I-233П-НС)

Государственный образовательный стандарт начального общего образования ДНР на 2015-

2017гг. (приказ МОН ДНР № 324 от 17.07.2015);

Программы Начального общего образования для общеобразовательных организаций.

Письмо №3517 от 20.08.2015 г. “Про методические рекомендации”

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования ДНР на 2015-2017гг.

Типовая образовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы”

(слайд 5)

Задачей д/с в данном случае состоит в том, чтобы обеспечить такой уровень всестороннего развития детей, опираясь на который учитель сможет успешнее разрешать стоящие перед ним задачи.

Цель и задачи общественного дошкольного воспитания /семья, ДОУ, школа/ определены общими целями воспитания с учетом специфики возраста детей. Какие же цели воспитания?

/цель-идеал – всестороннее развитие личности, стратегическая, тактическая задача, отражение в воспитании интересов ожиданий различных социальных групп, развитие способностей, духовных потребностей личности/.

Таким образом, значение преемственности в работе ДОУ и школе:

*Условие успешного осуществления задачи подготовки детей к школе.

создание условий для реализации в педагогическом процессе единой, динамичной и перспективной системы воспитания и обучения, которая обеспечивает формирование личности.

сближение условий воспитания и обучения, благодаря чему переход к новым условиям обучения осуществляется с наименьшими психологическими трудностями.

естественное вхождение детей в новые условия, что способствует повышению эффективности обучения с первых дней пребывания в школе.

2. Итак, условием успешного осуществления задачи подготовки детей к обучению в школе является наличие преемственности в работе детского сада и школы – содержательная, двусторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направленность воспитательно-образовательной работы в д/с с учетом школьных требований, а с другой стороны, опору учителя на уровень развития старших дошкольников. Работа по установлению преемственности со школой имеет следующие направления: содержание, методы, формы обучения.

Условием преемственности в методах и формах выступает единство их направленности на обеспечение сознательности, прочного усвоения знаний, развитие умственных способностей и творческой активности, как в школе, так и в д/с.

Общими чертами занятия и урока должны быть:

1. программность содержания;

2. четко организованная временная регламентация;

3. руководящая роль педагога;

4. использование научнообоснованных методов и приемов.

Также необходима преемственность педагогических требований и условий воспитания. Ведь приобретенные дошкольниками формы поведения, моральные представления и чувства являются фундаментом новых форм нравственного сознания в начальной школе.

Школа в свою очередь создает условия для дальнейшего воспитания:

Школа создает необходимые условия для дальнейшего качественного развития коллективизма.

В школе происходит формирование высоких гражданских чувств /патриотизм, чувство долга/.

В школе продолжается работа по эстетическому воспитанию.

В учебно-воспитательном процессе школы происходит преемственное развитие всех сторон личности

Таким образом, направленность всего педагогического процесса в д/с и школе на всестороннее развитие личности ребенка является основополагающим условием для достижения преемственности.

Педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по этим направлениям: 2 части – содержание совместной работы воспитателя и учителя; ознакомление детей со школой.

Формами организации совместной работы воспитателя и учителя могут быть:

Посещения д/с, школы

Участие в пед.советах

Взаимное консультирование

Совместное проведение родительского собрания

Организация конференций

Изучение программ воспитания и обучения и т.д.

Вторая часть плана – ознакомление детей со школой включает: посещение подготовительных групп школы, 1 сентября, библиотеки, спортивного, актового зала, пустых классов в форме экскурсий, бесед.

Таким образом, важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей является доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем.

3 . Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в д/с и семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребенку. Характер этих требований обусловлен появлением новой социально-психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых ребенок должен быть подготовлен.

Школа требует от детей ни сколько специальных знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, высокого уровня развития нравственно-волевых качеств, способностей к управлению своим поведением.

Задача д/с состоит в том, чтобы всей системой воспитательно-образовательной работы обеспечить формирование у детей готовности к школе, соответствующей требованиям современного школьного обучения.

Подготовка детей к школе предполагает:

Такую организацию воспитательной работы в д/с, которая обеспечивает высокий уровень общего всестороннего развития дошкольников.

Специальную подготовку по усвоению тех учебных предметов, которые будут осваиваться в начальных классах школы.

Существуют общая, психологическая, специальная готовность к школе.

Общая готовность – выступает как важнейший итог всестороннего воспитания дошкольников, достижение ребенком определенного уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, необходимого ему при поступлении в условия школы.

В содержании общей готовности выделяются нравственно-волевая, интеллектуальная и физическая готовность, которые имеют место при осуществлении связи ДОУ и школы, так как определяют качества, необходимые для обучения.

Содержание нравственно-волевой готовности определяется требованиями к поведению ребенка, обусловленными позицией школьника. Данные требования ставят учащегося перед необходимостью самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным, дисциплинированным, управлять своим поведением. Выполнение этих требований осуществляется в процессе длительной, целенаправленной воспитательной работы в д/с и семье.

Итак, показатели нравственно-волевой готовности к школе:

1. Наличие таких черт поведения, как самостоятельность, организованность, дисциплинированность.

2. Умение ребенка строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в соответствии с правилами культуры общения.

3. Сформированность отношения дошкольника к труду: желание трудиться, чувство удовлетворения от выполненной работы, уважение к труду окружающих.

Значение интеллектуальной готовности обусловлено ведущим видом деятельности школьника – учением, требующим напряженного умственного труда, активизации способностей к познавательной деятельности.

Показатели интеллектуальной готовности:

1. наличие достаточно широкого запаса знаний об окружающем мире.

2. определенный уровень развития познавательной деятельности.

3. овладение элементами учебной деятельности / четко выполнять указания, уметь осуществлять контроль за своим поведением/.

4. высокий уровень развития речи: четкое звукопроизношение, разнообразие словаря, умение выражать свои мысли.

Показатели физической готовности:

1. хорошее состояние здоровья, закаленность, определенная выносливость, работоспособность организма.

2. овладение культурно-гигиеническими навыками, привычкой соблюдать правила личной гигиены.

Психологическая готовность включает в себя мотивационную готовность в стремлении ребенка к учению, желание быть школьником, определенный уровень волевого и социального развития.

Специальная готовность является дополнение к общей готовности, определяется наличием специальных знаний, умений, навыков.

4.Одним из важнейших условий практической реализации преемственности д/с и школы является установление делового контакта между воспитателями подготовительной группы и учителями 1 классов школы, что осуществляется в различных аспектах :

Информационно-просветительский аспект – взаимное ознакомление с задачами учебно-воспитательной работы.

Методический аспект – взаимное ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы в старшей, подготовительной группах и 1 классах школы.

Практический аспект – выражается с одной стороны в предварительном знакомстве с будущими учениками, с другой – в курировании бывших воспитанников во время их обучении в 1 классе школы.

Конкретными формами реализации данного содержания является непрерывное взаимодействие воспитателей и учителей и систематические посещения ими друг друга /школы, д/с/, т.е установление всестороннего содержательного сотрудничества между д/с и школой является залогом достижения высокого уровня подготовки детей к школе.

Роль семьи в развитии ребенка.

Семья играет большую роль в развитии личности ребенка: в усвоении норм поведения, развитии индивидуальных особенностей и способностей.

Достоинства семейного воспитания :

1. малое количество детей

2. атмосфера любви, психологический комфорт

3. возможность включиться в различные виды деятельности

4. возможность общения с людьми разных возрастов и опыта

Отрицательные стороны:

1. профессиональная неопытность родителей

2. отсутствие полноценного общения со сверстниками

3. наличие разных целей

Как мы видим, при всей своей универсальности семейное воспитание не обеспечивает всех условий для полноценного развития ребенка.

Поэтому семейное и общественное воспитание должны содействовать, максимально развивая ребенка и объединяя свои усилия для полноценного развития личности

Направления преемственности дошкольного и начального образования

Направления

Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует

фундаментальные личностные качества ребенка, а главное – сохраняет «радость детства». С другой – школа как преемник подхватывает достижения ребенка и развивает накопленный им потенциал. Работа по организации преемственности проводится педагогическими коллективами совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности обеспечит решение проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделает переход с детского сада в начальную школу безболезненным и успешным для ребенка. Взаимодействие педагогов ДОУ и учителей начальных классов в осуществлении преемственности происходит по трем направлениям:

Информационно - просветительское

Методическое

Практическое

(слайд 9)

Информационно -

Просветительское ------- Методическое------- Практическое

Определение общих и специфических направлений образования на каждой из

данных ступеней и определение преемственных целей, сохраняющихся и

развивающихся на обоих этапах.

(слайд 10)

Направления обеспечения преемственности

(слайд 11

Реализация направлений осуществляется по следующим связям.

Психологическая связь:

изучение особенностей развития детей на переходном этапе;

определение специфики перехода от игровой к учебной деятельности;

обеспечение психологизация учебно-воспитательного процесса как условия формирования личности на двух уровнях.

Методическая связь:

взаимное ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы в старшей группе и в 1-м классе учебного заведения;

обеспечение преемственности согласно методов и приемов работы с детьми по развитию речи, математике, ознакомлению с окружающим миром, физического, эстетического, социального воспитания.

Практическая связь:

предварительное знакомство учителей со своими будущими учениками;

кураторство воспитателями своих бывших воспитанников;

формы взаимодействия педагогических коллективов: семинары, семинары-практикумы, тренинги (педагогического общения, коммуникативных умений), совместная работа психолога с учителями и воспитателями дошкольных групп);

система посещения учителями старших групп, наблюдение за деятельностью детей на

занятиях и вне их; беседы с детьми и их воспитателями; создание школы будущего

первоклассника; организация совместных концертов, спортивных соревнований; ремонт и

изготовление игрушек детьми и тому подобное.

Преемственность дошкольного и начального образования является многоаспектной категорией, обладающей сложным строением и широким спектром функций.

Задачи на современном этапе:

(слайд 12)

Развитие дошкольника

Поступление в школу – это переход к новому образу жизни и условиям

деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым

взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Меняется фактор места, то есть социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка.

Встречая первоклассников 1 сентября на пороге школы, нам, педагогам, очень часто приходилось видеть испуганные и растерянные мордашки ребятишек, а также тревогу и озабоченность на лицах их родителей. В глазах детей и родителей можно было прочитать вопросы: «Куда поведут?», «Какой учитель будет учить?», «А если будет трудно?», «Что ждет впереди?» и многие другие.

Перед учителями нашей начальной школы встал ряд проблем:

I. Как лучше помочь детям подготовиться к обучению в школе?

II. Как обеспечить наименьший период и безболезненность адаптации детей к

условиям обучения?

III. Как снять состояние тревожности детей и родителей перед поступлением в 1 класс?

IV. Как организовать работу с родителями по оказанию помощи их детям на

V. Как избежать больших нагрузок на детей и уменьшить школьные трудности?

Исходя из названных выше проблем, в школе сложилась и вот уже успешно

действует определенная система подготовки детей к школьному обучению. Это «Школа будущего первоклассника»

(слайд 13)

Взаимодействие участников «Школы будущего первоклассника»

Важно осознавать, что самые первые шаги ребенка в школе должны находиться под пристальным вниманием родителей, педагогов, что эти шаги нелегко даются и организму, и психике ребенка и потому так важно и необходимо знать особенности развития в этом возрасте. Это необходимо для определения и сохранения ресурсов первоклассника. Адаптация ребенка в школе – процесс длительный, и не всегда успешно протека-ющий.

Поэтому задача школьных специалистов – выявлять трудности в адаптации первоклассников и совместно с родителями намечать пути преодоления этих трудностей.

Между родителями и школой должна быть позитивная степень доверия, родители должны осознавать, что все мы хотим, чтобы дети были здоровы, успешны, с радостью шли в школу и хотели в ней учиться

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(слайд 14)

Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения.

Реализация выпускника имеет большое значение:

выполняет интегрирующую роль по отношению к другим составляющим образам дошкольного учреждения;

является основой для разработки целевых ориентиров воспитательно- образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие педагогического

коллектива;

модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности воспитательно-образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов, медицинского работника ДОУ и родителей о желаемых результатах.

Модель выпускника 1-го класса. Универсальные учебные действия.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ПЕРВОГО КЛАССА

(слайд 15)

Реализация модели с овладением УДД.

Формирование универсальных учебных действий осуществляется с учётом:

а) индивидуальных возрастных особенностей первоклассников;

б) преемственности при формировании этих умений в предшкольном периоде.

К КОНЕЧНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ ПРИВЕДЕТ ТОЛЬКО НЕПРЕРЫВНОЕ

ДВИЖЕНИЕ ПО СТУПЕНЯМ

(слайд 16)

Таким образом, реализация преемственности между дошкольной подготовкой и начальной школой в условиях внедрения Государственных стандартов начального и дошкольного образования обеспечивает создание системы непрерывного обучения в учреждении.

Главное - помочь ребенку понять собственную личность и сформировать чувство ее значения в жизни большого школьного коллектива.

Сочетание дошкольного и начального образования создает предпосылки для

реализации индивидуальности каждого воспитанника.

Объединение в комплекс двух подсистем значительно усиливает его воспи-тательные возможности, создает условия для психологически комфортного перехода ребенка из детского сада в школу.

Вопрос ы

1.Как Вы думаете, кто из участников непрерывного образовательного пространства вовлечен в систему взаимодействия?

Вывод:

Администрация образовательных учреждений;

Воспитатели и учителя;

Родители подготовительной к школе группы;

Родители первоклассников – бывших воспитаников детского сада;

Специалисты дополнительного образования и учителя предметники школы;

Психологические службы дошкольного учреждения и школы;

Медицинские кадры.

2. Каких традиций в сотрудничестве со школой и родителями придерживаетесь вы и ваши коллеги-педагоги детского сада для выработки общности взглядов и согласования действий? В чем заключаются достоинства этих традиций?

6.Педагогические ситуации.

А теперь предлагаю вам рассмотреть педагогические ситуации. Попробуйте дать свои рекомендации с точки зрения готовности к школе и связи методов воспитания и обучения.

1 ситуация :

Дети старшей группы вышли на участок. Сегодня им предстояло потрудиться в саду: окопать фруктовые деревца. Радостные и шумные, они столпились вокруг молодой яблоньки. Она пользовалась у детей особым вниманием, так как в этом году на ней впервые появились плоды. Чуть ли не каждый день ребята подмечали, что изменилось в ней: вот сегодня у одного яблочка покраснел бок, а эти два, что на верхней ветке, совсем-совсем одинаковые! За это дети называют их «яблочки-сестрички». И вдруг чей-то звонкий взволнованный голос:

- Ребята, а здесь, на самой нижней ветке, кто-то яблоко сорвал!

Ребята зашумели. Теснее обступили яблоньку.

- Как же так? Ведь это самое большое яблоко было!

- Кто посмел?

- Может быть, это малыши?

Дети наперебой высказывали свои предположения.

Вмешалась воспитательница. Она предложила, чтобы тот, кто сделал это, честно признался в своем поступке.

- Тот, кто сорвал яблоко, поступил нехорошо. Но он поступает вдвойне плохо, если трусит в этом признаться.

Воцарилась тишина.

- Пусть подумает тот, кто так поступил, что лучше: честно признаться или свалить вину на своих товарищей, а то и на малышей?

Маргарита стояла с опущенной головой. Посмотрев внимательно на детей, воспитательница сразу догадалась, кто виновник происшедшего. Но она молчала, ожидая: признается или нет? Вдруг Маргарита решительно шагнула к воспитательнице:

- Валентина Васильевна, это я сорвала яблоко. Я не хотела, чтоб плохо вышло: просто нечаянно так получилось. Мама привела меня в детский сад раньше, и я решила посмотреть на яблоньку. Я сначала это яблоко только погладила и понюхала: оно холодное и пахнет вкусно. А потом. Я, ребята, больше никогда не буду, самое-самое честное слово даю!

1. Как бы вы реагировали на данный поступок девочки, соблюдая педагогический такт?

Если ребенок сам признался в своем проступке, сказал правду, надо отметить это. Однако необходимо сделать замечание ребенку за неправильное поведение и обязательно спросить, поняла ли она, за что просит прощения. Ведь дети часто просят прощения механически, не вникая в смысл происшедшего.

2. Какие чувства испытывала девочка?

Девочка испытывала чувство вины, неловкости и стыда.

2 ситуация:

Мальчик старшего дошкольного возраста - Сережа - принес в детский сад новую книгу. Он хотел, чтобы воспитательница почитала ее всем ребятам. Книга была в красивой обложке и со множеством цветных картинок.

Ребята сразу окружили Сережу, все наперебой просили дать им посмотреть книжку. Вдруг подскочил Кирюша, стараясь выхватить книгу из рук Сережи, и порвал ее.

Владелец книги очень огорчен, чуть не плачет, ребята возмущены: еще бы, даже и почитать не успели! А виновник случившегося, нимало не смущаясь, упрямо оправдывается:

- Я не виноват! Не надо было Сереже так крепко ее держать, она и не порвалась бы.

- По-твоему, значит, виноват Сережа? А как вы, ребята, считаете? - обращается воспитательница ко всем ребятам.

Дети возмущены Кирюшиным поведением, наперебой высказывают свое мнение:

- Наверное, ему хотелось одному ее смотреть? Ишь какой!

- Виноват, конечно, Кирюша. А признаться трусит! Нехорошо так.

Крепко досталось Кирюше от ребят. Мальчик стоял опустив голову. Что можно возразить? Ведь все ребята справедливо осудили Кирюшин поступок.

Различные мнения были высказаны детьми, как поступить с виновным: «Не давать больше книг Кирюше», «Рассказать маме, как плохо он поступил». Наконец, было принято коллективное решение относительно поступка Кирюши. Услышав его, мальчик просветлел. Без напоминания воспитательницы он подошел к Сереже, взял за руку и сказал:

- Не сердись на меня. Я ведь не хотел, чтобы так случилось.

1. Выскажите предположения о том, каким было коллективное решение детей.

Дети решили, что необходимо извинится перед Валериком за порванную книгу.

2. Чем можно объяснить успех в развязке данной конфликтной ситуации?

Воспитатель прибегнула к общественному мнению, что является в данном случае – сильнейшим методом воздействия, формирующим детское поведение, но при этом она управляла мнением детского коллектива.

3 ситуация:

Как-то несколько ребят (4-6 лет, которых только что отчитала молоденькая воспитательница, «критиковали» ее поведение. Белобрысенький Саша осуждающе сказал:

- А еще учится на курсах воспитателей! (Они всегда все знают.)

- Зачем? - заинтересовался Вова. - Она и так воспитательница. - И после небольшого раздумья:- Знаю, знаю! Ее хотят сделать доброй, да?

1. О чем свидетельствует этот разговор малышей?

Можно предположить, что педагог большую часть времени находится в подавленном настроении, психологическом дискомфорте, из-за чрезмерной нагрузки. В следствии чего, в своей практике чаще использует негативные установки, что влияет на восприятие детей.

2. Какие выводы должна сделать для себя воспитательница, узнав об этом рассуждении?

Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих воспитанников, он не должен ни одним словом, взглядом, жестом показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Стремится, чтобы в процессе общения с детьми, чаще звучали поощрения, похвала, одобрение. Также необходимо контролировать свое эмоциональное состояние, педагог обязан перестраивать свое подавленное настроение .

4 ситуация

Шестилетней Маринке было очень весело: наконец-то упросила маму заплести ей косички. Это ничего, что они маленькие, что не все волосы схвачены ими. Зато их украшают белые банты. Чтобы волосы не попадали в глаза, мама завязала сверху еще один бант.

Посмотрев в зеркало, Маринка осталась довольна. Все было именно так, как ей хотелось. На радостях она подбежала к маме и крепко обняла ее. С улыбкой девочка вошла в групповую комнату. Ее окружили подруги. В их взглядах было неподдельное восхищение.

- Ой, как красиво! - воскликнула Рита.

- А какие пышные банты! - с восторгом произнесла Наташа.

Маринка стояла счастливая, улыбающаяся. И вдруг услышала:

- Кто это тебе столько бантов нацепил? Скажи своей маме, пусть не выдумывает. И так времени нет, а ты еще со своими косичками. Только и делай, что заплетай их тебе теперь!

На глазах Маринки появились слезы. Еще немного, и они полились ручьями.

Но воспитательница ничего этого не видела. Она уже была поглощена поисками чего-то в шкафу.

1. Объясните причину возникшего конфликта.

Из данной ситуации видно, что педагог не обладает самообладанием, доброжелательностью, порядочностью, педагогическим тактом, уважением к ребенку. В следствии чего, услышав восхищения детей, решила проявить свое превосходство над ними.

2. Какие чувства будет испытывать Маринка после встречи с воспитательницей?

Психологический дискомфорт, огорчение и обиду.

3. Почему воспитательнице не пришло в голову, что она обидела девочку?

Из данной ситуации видно, что воспитатель обладает авторитарным стилем общения, руководствуется в большинстве случаев отсутствием доброжелательности, гуманности, чуткости. Использует указ, упрек, наказание. Модель взаимодействия - учебно-дисциплинарная, о чем свидетельствует общение и отношение к ребенку. Также у воспитателя не развиты такие элементы педагогической техники, как саморегуляция, умение видеть себя и свое поведение со стороны, самоанализ своей педагогической деятельности и поведения, педагогическая этика.

5 ситуация:

Молодого педагога очень беспокоил развязный, самоуверенный, несосредоточенный мальчик Никитка из подготовительной группы. На занятиях он был недисциплинирован, его рисунки и поделки всегда отличались неряшливостью.

Однажды, когда Валентина Ивановна рассказывала детям, как рисовать орнамент, Никита поднялся и с шумом пошел что-то строить.

- Тебе кто позволил ходить по группе во время занятий? - опросил педагог.

- А я не хочу заниматься, - ничуть не смущаясь, ответил Никита.

- Сейчас же садись на место, - строго, с возмущением сказала воспитательница. Никита вздрогнул, попятился к столу и, пробормотав: «Я всегда у Марии Ивановны куда хотел, туда и ходил, чем хотел, тем и занимался», - сел на свое место.

В ответ на это Валентина Ивановна медленно, но строго, с соответствующей интонацией сказала: «А теперь всегда будешь сидеть на занятиях и заниматься вместе со всеми детьми».

1. Проанализируйте эту ситуацию и укажите, правильны ли действия педагога.

Действия педагога были с одной стороны правильны, но с другой стороны не стоит забывать о том, что педагогу необходимо считаться с индивидуальностью каждого ребенка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью.

2. Как бы вы реагировали на поведение Никиты?

В общении с детьми возникают нередко ситуации, которые как бы специально испытывают педагога на сдержанность, терпение, умение владеть собой. В данном случае можно было попробовать заинтересовать ребенка …

3. Совместим ли педагогический такт с гневом педагога? Приведите соответствующие доводы.

Безусловно, педагогический такт не совместим с гневом. Однако в деятельности педагога могут присутствовать элементы авторитарного стиля руководства, в данном случае, при установлении порядка, дисциплины. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые приёмы авторитарного стиля руководства, так как иногда они оказываются достаточно эффективными, особенно при работе с группой и отдельными воспитанниками относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития.

7. Практическая часть

*Составить мини-занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. Позна-вательно- исследовательская деятельность. Тема: «Что мы знаем о воздухе?» с указанием цели, задачи, оборудования и структуры.

* Составить мини-занятие. Пересказ рассказа К.Д. Уши-нского «Четыре желаннния» и рассказыванние на темы из личного опыта.

*Составить мини-занятие по математике в подготовитель-ной группе детского сада по теме «Развитие пространстве-нно-го мышления».

*Интегрированное занятие «Экскурсия в зоопарк».

8 .Лист пожеланий

Горловская ОШ І-ІІІ ступеней №49

Доклад

«Преемственность

в работе детского сада и школы »

подготовила

учитель начальных классов

Долгая З.Н.