Технологии работы психолога в начальной школе. "современные технологии в деятельности педагога-психолога". Опыт использования современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с дошкольниками

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Инновационные технологии в работе педагога-психолога ДОУ Подготовила: Педагог-психолог МАДОУ 22 «Тополек» г. Бердск Савченко Ольга Евгеньевна

3 закуплено оборудование: 2 световые песочницы Большой комплект игрушек для песочницы Кинетический песок Лунный песок Цветная кинетическая масса для лепки Пособия по сказкотерапии и арттерапии серии «Умница» «100 цветов» «Уроки общения» Кукольные театры

4 У арт-терапии есть преимущества, которые делают её конкурентоспособной 1. арт-терапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна; 2. продукт творчества человека это форма объективации состояния человека, что позволяет дать ретроспективную оценку, проследить динамику; 3. арт-терапия создает возможности осознания собственной ценности и ценности других, возможности включения человека в групповую деятельность, открытие коллективного опыта, осознания того, как собственная личность влияет на других; 4. арт-терапия является средством невербального общения.

5 Техника рисования - «Sand-art» (пескография) песочное искусство или рисование песком на световом столе познакомить с нетрадиционным направлением изобразительного искусства рисование песком, в образовательном процессе с дошкольниками; осуществить коммуникативное взаимодействие детей между собой в творческо-поисковой деятельности; создать благоприятную социальную ситуацию развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; показать особенностям техники рисования песком.

6 «Sand-art» Песочное искусство это Аппликация из песка Песочница Рисование песком на световых столах

7 Особенности в работе с песком на световых столах: Отличается простотой и доступностью. Песочное рисование это красота. Пластичность. Уменьшение стресса.

8 Психологические проблемы, при которых полезно применять песочное рисование в сочетании с другими методами. Проблемы поведения детей. Эмоциональные проблемы. Семейные проблемы. Коммуникативные проблемы.

9 Техника рисования «Sand-art» (пескография) дает возможность для развития Индивидуальности Повышения самооценки развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности; развитие воображения, творческого мышления, пространственного мышления; развитие речи и подготовка руки к письму коррекция нарушений внимания и поведения; коррекция эмоциональных и невротических нарушений; развитие психических процессов у детей и взрослых; мягкое плавное восстановление после травм у детей и взрослых (инсульты, сотрясения ГМ, коррекция постгипоксических расстройств и ММД); развитие двух полушарий ГМ, гармоничное развитие личности; снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния; более глубокое понимание и принятие себя

10 Режимы световой песочницы

11 "Кинетический песок" это инновационная арт -терапевическая техника. Кинетический песок на 98% состоит из обычного кварцевого песка и на 2% - из силиконового полимера, который применяется в пищевой промышленности в качестве добавки (Е 900). Продукт имеет цвет натурального песка и в пределах каждой поставляемой партии содержит одинаковую фракцию.

13 Родительские клубы на тему «Воспитание сказкой»

14 кинетическая цветная масса для лепки Bubber Bucket Это смесь из микроскопических керамических сфер и связующего компонента для лепки от компании Waba Fun. Набор для творчества - масса для лепки + аксессуары. Развитие мелкой моторики, развитие личных качеств (учит внимательности и аккуратности, способствует развитию детской фантазии)

15 Комплект «100 цветов» методика для развития творческого потенциала и интеллекта ребенка открывает ребёнку дверь в волшебный мир цвета: небесный, медовый, цикламен, божоле, чайная роза.. Яркие цветные карточки развивают зрение, а их многообразие - художественный вкус. Наглядное пособие «Комплект таблиц демонстрационных «Цвет и форма»предназначен развития дошкольника в ДОУ. Сферы применения: познавательное развитие, эстетическое воспитание. Отличная основа игры для подготовки к школе

16 Система Воспитания Характера Сказкой это комплексное решение для гармоничного формирования характера ребёнка с 2х лет. В основе системы лежит метод персонализированной сказки (один из методов сказкатерапии), разработанный Шалвой Александровичем Амонашвили, выдающимся российским педагогом, академиком РАН.

17 Сказкотерапия

18 Куклотерапия эффективно использование методов и техник куклотерапии в работе со страхами у детей. Куклотерапия хорошо сочетается с другими арт-терапевтическими направлениями. Например с музыкотерапией

19 Мандала, как арт-терапевтическое средство гармонизации психоэмоционального состояния возможности применения мандал: в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения в целях диагностики актуального настроения в целях изучения групповых взаимоотношений с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы

20 возможности применения мандал: При проблемах самооценки При ощущении внутреннего дисбаланса Активизация ресурсных состояний личности При страхе потерять контроль над собой При пессимизме и депрессии При психокоррекции накопившегося раздражения и агрессии Психокоррекция эмоциональной гиперчувствительности или напротив, алекситимии (сложность в отреагировании чувств, эмоций). При ощущение жизненного тупика Психокоррекция страхов и тревог Преодоление кризиса в развитии (возрастные, личностные) Сопровождение адаптации Семейные ситуации Психосоматические проблемы Сплочение группы на основе духовного сближения, коллективного творчества Повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей) Коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения Воспитание терпеливости и аккуратности Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала

21 Камнетерапия Показания для применения игр с камушками: трудности в коммуникативных навыках и эмпатии у детей и подростков; психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности; невротические и эмоциональные расстройства; кризисные состояния; развитие собственного представления о себе; оптимизация психического развития в детском возрасте. Формы работы с детьми и подростками: Для детей дошкольного и младшего школьного возраста. как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка

22 Фототерапия Цель фототерапии и фотографирования расширять самопознание человека, способствовать индивидуальному развитию, помогать ориентироваться в жизни. Задачи фототерапии в ДОУ проработка прошлого опыта, стабилизация эмоционального состояния, коррекция детско-родительских отношений. универсален в применении: ее можно использовать как отдельный метод (работая только с фотографиями), а можно сочетать с другими психотерапевтическими направлениями (сказкотерапией, изотерапией, семейной психотерапией и др.). Методы фототерапии подходят для индивидуальных и групповых занятий большинства возрастных групп

23 Анималотерапия как психолого-коррекционная программа для детей испытывающих трудности в адаптации и общении включает в себя метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами; - раскрывает дополнительные возможности в поведении и личности у детей; - обогащает социально-адаптированный поведенческий репертуар через наблюдения; - обучает и тренирует такие механизмы, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находиться в гармоничном взаимодействии с окружающими.

24 АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ

25 АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ

26 В процессе организации арт-терапии и сказкотерапии реализуются следующие функции 1) эмпатическое принятие; 2) создание психологической атмосферы личностной безопасности; 3) эмоциональная поддержка; 4) постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия; 5) отражение и вербализация чувств и переживаний, актуализируемых в процессе рисования

27 Настольные психологические игры «Ритм и Вызов» - игра коллективная, требующая повышенной активности и динамичности течения. Именно потому она способствует развитию и налаживанию коммуникативных навыков, невербального общения и идеальна для адаптационных мероприятий, первичных тренингов (например, тренинга знакомств) и занятий со смешанными группами. Также, игра может послужить удачным сопровождением семейных групп, детских тренингов, школьных мероприятий по организации досуга, конкурсов, игровой комнаты, кружков. не рекомендуется использовать игру с детьми, обладающими повышенной тревожностью, обидчивостью и неумением проигрывать, а также повышенной агрессивностью, возбудимостью и общей эмоциональной неустойчивостью.

28 Аффирмации Позитивные утверждения или аффирмации (от лат. affirmatio "подтверждение") это убеждающие высказывания, содержащие вербальную формулу, при многократном повторении закрепляющую в подсознании человека установку на положительные перемены в его жизни. Это положительный аутотренинг, направленный на то, чтобы почувствовать себя здоровым, успешным, свободным и т.д. Понятие аффирмации применяется в психологии самосовершенствования и позитивной психологии. Научные исследования последних лет показали, что вызванные словом импульсы второй сигнальной системы поступают из коры больших полушарий головного мозга во внутреннюю среду организма и перестраивают жизнедеятельность тканей внутренних органов. Внимательно послушайте свою речь. Какие реплики вы произносите чаще всего, как вы называете себя, как отзываетесь о своей жизни? Если человек говорит "Моя жизнь сплошной кошмар!", "Какой я дурак!", "Всё, что я делаю, зря!" вся эта программа записывается в подсознание и выдает полный набор неудачника. Наше подсознание воплощает сказанное беспристрастно и безупречно. Так не лучше ли заложить в него формулы удачи и успеха?

29 "Психологические открытки как инструмент для консультирования, тренингов и самопознания". «Применение психологических открыток в развитии личностной саморегуляции участников образовательного пространства

30 позитивные результаты Обеспечить эффективность эмоционального отреагирования, придает ему даже в случае агрессивных проявлений социально приемлемые допустимые формы; при этом открываются возможности преобразования негативных эмоций в позитивные. Такое преобразование осуществляется в тех случаях, когда продукт эмоционального отреагирования (коллаж, рисунок и др.) ведет к следующему: вызывает катарсис за счет социальной выразительности формы; облегчит процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей; окажет влияние на осознание человеком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, существенно повысит личностную ценность, может вести к самодостаточности


ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ): Тренинг для молодых родителей «Осознанное родительство» Программа тренинга поможет родителям (законным представителям): расширить возможности понимания своего ребёнка;

Секция 5 Применение современных методов арт - терапии в работе с детьми дошкольного возраста. Никитина Наталья Сергеевна Воспитатель МАДОУ 26, Россия, Московская обл. г. Балашиха, Е-mail: [email protected]

«Песочная терапия, как средство коррекции эмоциональной сферы младших школьников» На различных этапах школьного обучения от начальной школы до старшего звена, в развитии детей имеется множество трудностей

Инновационный проект «Волшебный песок» - помощник в работе с особенными детьми» муниципального учреждения дополнительного образования «Фантазия» на присвоение статуса Региональной инновационной площадки

Сенсорная комната Сенсорная комната это помещение с максимально комфортной и безопасной обстановкой, наполненное разнообразными стимулами для исследования окружающего пространства ребенком или взрослым.

1. Комплексная программа территориального центра социальной помощи семье и детям «Семейная палитра» Цель программы: Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей. Задачи программы:

Гладинова Елена Ивановна старший воспитатель Цепелева Наталья Леонидовна воспитатель Суворова Татьяна Ивановна воспитатель МБДОУ «Д/С 84 «Аленушка» г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад 20 «Незабудка» комбинированного вида г. Новотроицк Оренбургской области» Тема: Арт-терапия как эффективный метод здоровьесбережения

Программа «Интересный мир цвета и звука» Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 1.1. Наименование «Интересный мир цвета и звука» для работы в интерактивной среде: сенсорной комнаты. 1.2. Место реализации программы

Отчёт о работе педагога-психолога школы-интерната 2 в первом полугодии 2016-2017 учебного года. Педагог-психолог: Зависляк И.В. Основные направления работы на 2016-2017 учебный год. Методическая тема работы

Никитина Ольга Николаевна магистр, руководитель секции рисования песком «Sand-Art» Ассоциации песочной терапии, член Совета Ассоциации Песочной Терапии, педагог-психолог высшей категории, преподаватель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 110 Презентация работы педагога-психолога Бортниковой Елены Анатольевны Приоритетное направление работы педагога-психолога:

Актуальность проекта. Федеральные государственные требования предполагают соблюдение «принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников,

УДК 364.62:364.642 Н. А. Ермаченко, О. В. Зайцева Психолого-педагогическое сопровождение семьи как средство предупреждения социальных рисков безопасности детства Аннотация. В статье рассмотрены общие проблемы

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога психолога ДОУ Подготовил: педагог психолог МБДОУ «Детский сад 20 Колокольчик общеразвивающего вида» Комаркова О.Ю. «Дети должны жить в мире красоты, игры,

Консультация для педагогов октябрь 2016 Воспитатель I кв. категории Дорофеева Ольга Александровна. МДОУ «Новомичуринский детский сад 1» Сказкотерапия для детей и взрослых, для дошкольников и школьников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 97 г. Челябинска» Организация и содержание работы педагога психолога ДОУ по сопровождению семьи ребенка с ОВЗ Педагог-психолог

Музыкотерапия - метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают

Система работы педагога-психолога учреждений образования по сопровождению приемных семей. Активные формы психологопедагогического воздействия. Герасимович Виктория Юрьевна ГУО «Средняя школа 16 г.полоцка»

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Основы психологической коррекции (наименование дисциплины) 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (код и наименование направления подготовки) Психология

«Утверждаю» Директор МБОУ лицея 15 Т.Н.Песоцкая «06» сентября 2016 г. Приложение 3 к плану работы службы МБОУ лицея 15 (2016-2017) по профилактике суицидального поведения Форма работы 1) Диагностика уровня

Рисование песком на стекле, как средство развития речи детей раннего возраста Воспитатель раннего возраста: Быстрова Ирина Борисовна пгт. Жешарт МБДОУ «Детский сад 2 комбинированного вида» «Часто руки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД - ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 32" Г АРТЕМОВСКОГО АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ 2014-2015 учебный год Составил: педагог - психолог Исупова Татьяна

Психолого-педагогическое консультирование Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи. Задачи: 1. С родителями: 1.1. консультирование

Опыт работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях ДОУ Т.Г. Неретина ИЗ ПЕРВЫХ РУК Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с задержкой психического

Рабочие программы всех возрастных групп составлены в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад 4», разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного

Приказ 183 от 01.09. 2016г. «Утверждаю» Директор МБОУ «Ребрихинская СОШ» Н.Н. Шрейдер Перспективно-календарный план работы педагога психолога Егоровой Е.А. на 2016 2017 год Цель программы сохранение и

План работы педагога-психолога на 2016-2017 учебный год Задачи: 1. Укреплять психологическое здоровье детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. 2. Создавать благоприятные условия для

Детские группы развития «Я и мир вокруг меня» Первый центр йоги г. Санкт-Петербурга приглашает детей 6 15 лет в детские группы развития Сочетание занятий йогой и занятия арт-терапией с психологами, на

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» Отчет о работе

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Михайловская средняя общеобразовательная школа 1» План работы педагога-психолога на 2017-2018 учебный год. Цель работы педагога-психолога - обеспечение полноценного

Годовой отчет о деятельности педагога-психолога МБОУ СОШ 1 с. Канглы 2015-2016 у/г. Педагог-психолог: Ордина К.А. Качественный анализ деятельности педагогов-психологов системы образования 1. Анализ поставленных

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад комбинированного вида 145» Отчёт о проделанной работе педагога психолога Шабаловой Т.А. 2013-2014г. Цель деятельности педагога-психолога

Куклотерапия метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям (заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра, разработанный детскими психологами И. Я. Медведевой и Т. Л.

Арт-терапия продуктивный способ психологической работы с детьми. В последнее время ученые все чаще обращают свое внимание на проблему здоровья детей. В науке имеется более шестидесяти определений понятия

Направления работы Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам,

Аннотации дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в МБУ ДО «ДООЦ «Гармония» п/п Название программы/ возраст участников 1 Вместе с мамой 1,6 3 года 2 Лесенка радости 5-6 лет 3 Развиваемся,

План работы психологической службы МКОУ СОШ 3 на 2015-2016 учебный год. Цели: 1. Содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности

Пояснительная записка. Цель психокоррекционной работы заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Сказка» Первомайского района Рассмотрен на заседании методического совета МБДОУ д/с»сказка» протокол от

Перспективный план работы педагога психолога 2016 2017 учебный год Цель деятельности: создание психолого-педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно обучаться и развиваться

Семинар-практикум для педагогов «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в рамках реализации ФГОС дошкольного образования" «Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЛАНЕТА» Г. ТОМСКА ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «НАШ МИР» ОТЧЕТ О РАБОТЕ

Технология «Социальная, семейная терапия» Целевая группа: все категории семей Цель: социальная терапия предполагает прямое вмешательство с целью устранения препятствий, мешающих полноценному социальному

Дополнительное (внешкольное) образование детей ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ (ВНЕШКОЛЬНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ Леонтьева Татьяна Викторовна канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры

КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Черногузова Е.А МБДОУ 91 Макамбила А.Н. МБДОУ 82 Васильчук Д.В. МБДОУ 90 Запевалова Е.К. МБДОУ 30 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

ГБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат г. Козьмодемьянска" Программа психологических адаптационно-развивающих занятий для первоклассников Выполнила: педагог - психолог ГБОУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Психолого педагогическое сопровождение в рамках модернизации образования призвано оптимизировать соотношение стратегий развития, формирования и коррекции при обучении и воспитании

Пояснительная записка Система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса МОАУ «Бершетская средняя школа» разработана с учетом современных требований и задач образования, основана

Аналитический отчет педагога-психолога МБОУ Знаменская СОШ 1 за 2015/2016 учебный год. Цели работы: 1.Обеспечение сохранности психического здоровья учащихся. 2.Создание благоприятных социально-психологических

Сопровождение детей с ОВЗ в условиях общеразвивающего образовательного учреждения Психолого- педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями в рамках образовательного процесса Составила: педагог-

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 204 ГОРОДА КАРТАЛЫ» КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ПЕСОЧНАЯ СКАЗКА» Составитель: учитель

МБДОУ «Детский сад 40 комбинированного вида Городское методическое объединение педагогов-психологов "Игры в коррекционноразвивающей работе с детьми с особенностями в развитии" Подготовил: Коссаковская

Пояснительная записка к учебному плану группы ЦИПР. Настоящий учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида 63» г. Находка. Нормативные

4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра СПиСП 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) 2. Направление подготовки

Основные задачи «Детский сад комбинированного вида 16» на 2016 2017 учебный год: 1. Внедрять эффективные формы работы по развитию двигательной активности детей дошкольного возраста, совершенствовать навыки

Декан Г Тематика дипломных работ спец] 5В090500 - Социальная раб 1. Государственные службы по социальной работе; 2. Механизмы решения социальных проблем в обществе; 3. Пути решения социальных проблем в

«Роль и значение танцевальнодвигательной терапии в работе с детьми и их родителями» Пронина Ольга Николаевна, танцевально-двигательный терапевт, психолог-консультант, педагог-психолог МОУ СОШ 39 г. Астрахани

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА АБАКАНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 4» «Согласовано» Заместитель директора по УВР Елисеенко И. И. «28» августа 2015 г. «Утверждено»

«Использование аппаратно-программных комплексов с биологической обратной связью в практике образовательных учреждений» ООО «Научно-производственная фирма «Амалтея» г. Санкт-Петербург ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО

Сегодня дошкольник, завтра успешный первоклассник! Разработали: Заведующий МБДОУ «Детский сад 163» г.чебоксары Ванеева Л.И. Директор МБОУ СОШ 50 Васильева И.В Директор МАОУ Лицей 4 Коновалова Н.В АКТУАЛЬНОСТЬ

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ЗА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД Педагог-психолог лицея Евстигнеева Татьяна Михайловна (образование высшее, квалификационная категория высшая, стаж работы в данной должности

Аналитический отчѐт педагога-психолога МБДОУ детский сад «Березка» Сорокиной Е.И. за 2014 15 учебный год Цель работы педагога-психолога: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья

П/п Содержание работы Сроки Контингент Примечание 1. Информационно аналитическое направление 1.1 Составление годового плана август - годовой план 1.2 Оформление рабочей документации. 1.3 Заключение договоров

План работы по самообразованию Ф.И.О. педагога Лешкевич Светлана Абрамовна Тема: Взаимодействие ДОУ и семьи: новые подходы и технологии Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей

Департамент образования города Москвы Центральное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Казенное образовательное учреждение Воронежской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

МКДОУ ЦРР д/с 10 «Сказка» г. Усть Катав Педагогический проект «В детский сад с улыбкой» Актуальность проектной деятельности: Эмоции часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей

Программа кружка «Маленькие гении» Составитель: Макарова Л.М. Ижевск 2017г СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка. 2. Паспорт программы: цель, задачи, участники программы, сроки реализации, график работы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 370» Г.ПЕРМИ КАТАЛОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА 2017 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА 2 По вопросам,

Потькало Елена Викторовна
Описание психолого-педагогической технологии работы педагога-психолога ДОУ

Я работаю педагогом - психологом в МБДОУ детском саду «Сказка» с.А-Мелентьево (модульное здание) . Свой профессиональный путь психолога начала более двух лет назад . Для меня это не только помощь окружающим, но и собственный путь к самосовершенствованию и саморазвитию.

Специфика работы психолога в МБДОУ определяется несколькими аспектами, связанными прежде всего с особенностями детей дошкольного возраста. Особый акцент психолог должен делать на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают решающее влиянии на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников, а так же осуществляется профессиональная деятельность, направленная на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания и обучения в учреждении.

Цели и задачи поставленные перед педагогом-психологом МБДОУ реализуются при помощи психолого-педагогических технологий - это последовательность организационных форм работы с воспитателями, родителями и детьми, обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса.

Современные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Технология моей работы строится по нескольким направлениям :

Психологическая диагностика детей, родителей и педагогов .

Развивающая и коррекционная работа с детьми .

Консультационная работа.

Просветительская работа.

Организационно-методическая работа.

Экспертная работа.

Психологическая диагностика

Диагностируя ребенка, я использую такие методы, как наблюдение, беседа, стандартизированные методики на выявление психических процессов , а также проективные методики. Безусловно, при диагностировании учитываю индивидуальные особенности и возрастные критерии дошкольника.

Основной задачей данного вида деятельности является диагностика развития личности детей, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребенка-дошкольника.

Диагностическая работа проводится как индивидуально, так и с группами детей:

В случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам;

Диагностика интеллектуальных способностей;

Диагностика эмоционального состояния дошкольников в дошкольном учреждении;

Социально-личностная диагностика и диагностика познавательного развития;

Изучение особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе воспитательной работы;

При заключении договора между МБДОУ и родителями в письменном виде подтверждается согласие родителей на участие их ребенка в диагностическом обследовании. Тем самым соблюдается принцип законности, являющийся, по сути, основным в работе МБДОУ.

Коррекционно-развивающая работа

Значительную часть своей работы , я посвящаю развивающей и коррекционной работе . Дошкольный возраст приносит ребенку новые потенциальные достижения. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольное детство - период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение, своя особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

В развивающей работе с детьми я использую методы арт-терапии. Это могут быть и творческие работы и интересная история вымышленного героя. Используя цветные карандаши и бумагу, дети выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок.

В результате арт-терапевтической работы у детей выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия , которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабление. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.

Данный вид деятельности предполагает активное воздействие педагога-психолога на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности воспитанников.

В детском саду создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: учитель-логопед, старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Тесное взаимодействие педагога – психолога и учителя – логопеда, позволяет: учитывать не только речевые, но и индивидуально - психологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; четко сформулировать объективное заключение о развитие ребенка и наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Консультативное направление моей работы проходит на двух уровнях :

1. Родители . Это индивидуальные и групповые консультации. Родительские собрания, тренинги. Разработка информационных листов на интересующие вопросы, памятки, рекомендации.

2. Педагоги . Групповые консультации, семинары-практикумы. Индивидуальное консультирование.

Данный вид деятельности направлен на консультирование родителей и педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей в условиях МБДОУ.

В русле консультативной деятельности педагог-психолог консультирует родителей (законных представителей), администрацию, воспитателей по проблемам обучения и воспитания детей.

Проводятся индивидуальные психологические консультации по запросу родителей по различным вопросам (детские страхи, агрессивность, гиперактивность, застенчивость, плохой аппетит, по вопросам воспитания и т.д.).

Процедура консультаций является стандартной:

1. Приветствие;

2. выяснение повода обращения;

3. выяснение желаемого результата;

4. резюмирование, разработка вариантов решения проблемы;

5. оговаривание решения клиента и его действий для достижения желаемого результата.

В системе образования достаточно широко распространена практика с «немотивированным» клиентом в процессе консультации. Такая ситуация складывается, когда психолог по собственной инициативе приглашает родителей на консультацию для решения уже имеющихся проблем.

Все используемые мною технологии позволяют осознать самой и показать всем участникам образовательного процесса значимость психологической помощи и необходимости существования этой службы в дошкольном учреждении.

Просветительская работа

Просветительская работа осуществляется в основном, как предупреждение возможных осложнений в адаптации, выявление таких особенностей у детей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в познавательной сфере.

С целью приобщения родителей к психологическим знаниям проводятся родительские собрания, на которых они знакомятся с особенностями развития того или иного возраста, оформляются стенды в группах, проект «Неделя психологии».

В области просвещения педагогов это направление предполагает выступления на методических объединениях, педсоветах, семинарах, круглых столах.

Оформление в группах уголков психологической консультации (по запросам педагогов и родителей ДОУ).

Организационно-методическая работа .

Организационная и методическая работа осуществляется непосредственно в течение года – это планирование работы на следующий учебный год, подбор материалов для проведения консультаций и проведения диагностической работы, подбор материалов для проведения коррекционно-развивающей и консультативной работы, подготовка к коррекционно-развивающим занятиям, фиксация результатов диагностик и т.д. Также особое место уделяется изучению методической и специальной литературе в целях самообразования.

Программно-методическое обеспечение деятельности психологической службы содержит:

Нормативно-правовую документацию.

Журналы видов деятельности.

Папки с результатами диагностических обследований.

Программы и конспекты коррекционно-развивающих занятий.

Диагностические комплекты и подборки диагностик по разным направлениям.

Экспертная работа.

С сентября 2016 года и по настоящее время я, как педагог-психолог, диагностирую и пишу заключения на детей, которые направлены на ПМПк по предварительной записи. Как секретарь ПМПк, оформляю и отвечаю за всю документацию: журнал предварительной записи детей на ПМПк, журнал регистрации коллегиальных заключений ПМПк, фиксирую процесс заседаний в протоколах и готовлю планы, графики, годовой отчет деятельности ПМПк.

Таким образом, мною проводится работа по всем направлениям деятельности с использованием различных психолого-педагогических технологий:

Изучается личность ребенка, с целью накопления всесторонней информации о различных сторонах его жизни и обучения на этом основании проводится профилактическая и коррекционно-развивающая работа с воспитанниками, ведется консультативная и профилактическая работа с родителями и специалистами;

Создаются благоприятные социальные, психологические, педагогические условия для успешного воспитания, обучения и развития дошкольников

Название: Личностно-развивающие педагогические технологии в работе педагога-психолога ДОУ
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ, Педагогу-психологу

Должность: педагог-психолог первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад № 16 «Жемчужинка»
Месторасположение: г. Сергач, Нижегородская обл.

Личностно-развивающие педагогические технологии в работе педагога-психолога ДОУ.

Должность: педагог-психолог, МБДОУ детский сад № 16 «Жемчужинка», г.Сергач, Нижегородская обл.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения, в том числе и к первой его ступени – дошкольному образованию.

В нашем ДОУ обогащение содержания образовательного процесса идет за счет освоения новых гуманистических и личностно-развивающих технологий. Личностно-развивающая технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям ФГОС ДО. Данные технологии успешно реализуются мною в процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми. Гуманистические и личностно-развивающие технологии призваны раскрыть творческий потенциал ребенка и направленны на всестороннее развитие личности.

Форма деятельности: небольшими подгруппами и индивидуально.

Подгруппы детей формируются по результатам индивидуальной диагностики, запросам педагогов и родителей.

Структура взаимодействия с детьми:

  • приветствие,
  • основная часть,
  • прощание.

Приветствие и прощание проводится с детьми в кругу. Это дает возможность открытого общения, облегчает взаимодействие и взаимопонимание. Форма круга создает у каждого участника чувство принадлежности к группе, позволяет ощутить особую общность. Взаимодействие с детьми построено в форме мини-тренингов с применением сказкотерапии, арт-терапии, используются игры и упражнения на снижение уровня тревожности, развитие эмоционального мира ребенка, коммуникативных навыков, психогимнастика, релаксация. Содержание взаимодействия педагога-психолога с детьми не имеет строгих рамок, оно адаптируется под интересы самого ребенка, инициатива со стороны детей всегда приветствуется. Ребенку предлагаются варианты игр, упражнений и заданий для самовыражения, педагог стимулирует развитие творческой ситуации вопросами.

Дети с нарушениями поведения, с негативными психическими состояниями особенно нуждаются в поддержке педагога. Поддержка – неотъемлемая часть взаимодействия педагога с ребенком, она выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям.

Комната психолога в ДОУ оборудована таким образом, что ребенок чувствует себя в ней уютно. Мягкое ковровое покрытие позволяет взаимодействовать с детьми сидя на ковре, располагаясь в удобной позе. Дети и педагог могут разуться – это дает ощущение свободы и комфорта. Располагаясь на ковре, педагог взаимодействует с детьми на равных, «глаза в глаза».

Комфортность среды дополняется художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие ощущения. Пребывание в такой среде способствуют снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов для творчества.

На стене в комнате психолога располагается «Кошечка», у которой в кармашках платья находятся разноцветные бабочки. Каждый ребенок выбирает самую красивую бабочку и украшает платье кошечки. Это пособие имеет диагностическую цель: педагог-психолог сразу видит с каким эмоциональным настроем пришел ребенок на занятие и предлагает ребенку соответствующую деятельность.

В комнате психолога дети очень любят отдыхать в мягких креслах для релаксации и смотреть на пузырьковую колонну под спокойную музыку и звуки природы. Дети с нарушенными формами поведения учатся чувствовать свое состояние покоя и комфорта, учатся концентрировать внимание на своих ощущениях.

В комнате педагога-психолога активно используется световые эффекты. Метод цветотерапии практически не имеет противопоказаний, благотворно влияет на душевное состояние, которое во многом определяет и здоровье и благополучие ребенка. Цветная подсветка комнаты используется педагогом в зависимости от цели коррекционно — развивающего воздействия. Для гиперактивных детей, агрессивных рекомендуется использование подсветки синего, зеленого цвета. Для детей замкнутых и малоактивных можно использовать активизирующие цвета (например красный, желтый).

Особо полюбились детям милые игрушки-антистресс. Упражнения с этими игрушками дети выполняют сидя в уютных креслах для релаксации. Замкнутые и агрессивные дети учатся доброжелательному и внимательному отношению к людям сначала через взаимодействие с игрушкой-антистресс (пожалеть игрушку, поздороваться с ней, попрощаться, сделать игрушке «массаж» и т.п.) а потом через взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Одно из самых любимых занятий детей в комнате – игра с песком. В нашей комнате есть специально оборудованный для этого столик с подсветкой.

Работа с песочным столиком позволяет развивать у ребенка творчество, фантазию, восприятие. В столике есть ящичек с мелкими игрушками, растениями для создания волшебной страны на песке. Так же столик используется и для арт-терапии: на гладкой, стеклянной поверхности дети создают свои маленькие шедевры пальцами. Если что-то не получается, можно легко стереть рисунок ладонью и нарисовать новый. Это помогает тревожным и замкнутым детям снять напряжение и повысить самооценку. Создание картины затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет.

Педагогические технологии на основе гуманизации в работе педагога-психолога ДОУ помогают раскрывать индивидуально-творческий потенциал ребенка, стимулируют его творческую активность, формируют адекватную самооценку, развивают эмоциональную и познавательную сферу, помогают предупредить нежелательные личностные особенности, способствуют появлению у детей позитивных поведенческих реакций и переживаний.

Статья по теме «Систематизация применения здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога коррекционной школы» была подготовлена к итоговому педагогическому совету за прошедший учебный год. В ней даётся система использования методов здоровьесбережения в рамках деятельности педагога-психолога (учителя коррекционного обучения) коррекционной школы.

Предложенные формы работы возможно использовать в работе с детьми начальных классов (групповые занятия) или со школьниками средней школы (индивидуальные занятия).

Контингент детей не ограничен, возможно работать в коррекционных школах I - VIII вида.

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохранения здоровья должна волновать каждого человека. Однако в настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьёзную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. Также в последние годы обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями развития. По данным Министерства образования Российской Федерации в настоящее время 2 млн. детей, проживающих в нашей стране, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании.

В связи со сложившейся обстановкой в последние годы в отечественной педагогике и психологии появилось такое понятие, как здоровьесберегающие технологии, которое предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья обучающихся.

В общем смысле понятие «здоровье» включает в себя следующие компоненты:

1) соматическое;

2) физическое;

3) психологическое;

4) нравственное.

Приоритетным направлением в работе школьного психолога является сохранение психологического здоровья обучающихся.

Экспериментальным путём в работе педагога-психолога Каменской коррекционной школы № 15 были определены направления коррекционного воздействия посредством использования здоровьесберегающих технологий, которые способствуют поддержанию психологического здоровья детей.

Схема № 1

Используемые технологии имеют ряд преимуществ и способствуют рефлексивному здоровьесберегающему процессу развития воспитанников с ОВЗ.

Технологии:

1. Интерактивное взаимодействие.

Подразумевает коррекционную работу с использованием компьютерных технологий (для развития когнитивных процессов).

Преимущества:

а) Огромный интерес у детей.

б) Широкие мультимедийные возможности:

Хорошая графика;

Динамика в смене изображения;

Экономия временных ресурсов.

Способствует: развитию сенсомоторных и перцептивных когнитивных функций, повышению эффективности обучения, стабилизации учебной мотивации, развитию творческих возможностей.

2. Невербальное общение.

Невербальный метод групповой терапии, в основе которой лежит

использование двигательной экспрессии.

Одной из основных форм невербального общения является психогимнастика. Это комплекс специальных заданий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики детей (познавательной и эмоционально-личностной сферы).

Преимущества:

а) Позволяет лучше понимать себя и других.

б) Отсутствует психическое напряжение в процессе общения.

в) Присутствует возможность для самовыражения.

Способствует: координации коммуникативных действий, преодолению социального инфантилизма, снижению трудностей в произвольной регуляции поведения и деятельности.

3. Кинезиологические упражнения - комплекс упражнений, направленных на развитие и активизацию межполушарного взаимодействия.

1) Дыхательные упражнения:

Укрепление иммунитета у детей.

Ускорение обменных процессов в организме.

2) Глазодвигательные упражнения:

Укрепление зрения.

Снижение умственного утомления.

Например, «Зарядка для глаз» (методики Базарного М.Ф., Аветисова Э.С.)

3) Телесные упражнения:

Нормализация работы нервной системы.

Снижение тревожности и стрессовых состояний.

Например, самомассаж и массаж в парах; «Мозговая гимнастика».

Преимущества:

а) Не утомляет обучающихся.

б) Повышает мотивационную деятельность.

в) Возможность осуществлять произвольный контроль.

Способствует: развитию мелкой и крупной моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга, улучшению памяти и внимания, облегчению процессов чтения и письма.

4. Арт-терапия - комплекс методов художественной деятельности, позволяющий корригировать отклонения и нарушения личностного развития (агрессивности, негативизма, раздражительности).

В работе с обучающимися с нарушениями в интеллектуальном развитии уместно применение следующих арт-терапевтических методов.

1) Изотерапия:

Применение традиционных способов изобразительной деятельности (краски, пластилин).

Работа с воском, нитками, природным материалом.

2) Игротерапия:

Куклотерапия (куклы би-ба-бо, пальчиковые).

Имаготерапия (воздействие через образ) - сюжетные инсценировки.

3) Сказкотерапия:

Библиотерапия (использование литературных текстов).

Мульттерапия.

Преимущества:

а) Позитивный эмоциональный настрой детей.

б) Выражение чувств на символическом уровне.

в) Облегчение процесса коммуникации.

Способствует: коррекции эмоциональной депривации (переживание эмоционального отвержения), снижению тревожности и фобий, формированию адекватной самооценки.

5. Релаксационные комплексы

1) Игры для саморегуляции эмоционального состояния - «Комарики», «Прятки», «Карандаша», «Лимон» и др.

2) Релаксационные упражнения (для мышечного расслабления) - «Карусели», «Солнышко и дождик» «Кукла» и др.

Преимущества:

а) Формирование позитивного настроя и доброжелательного отношения к окружающим.

б) Обучение управлению собой в игровой форме.

в) Коррекция нарушений поведения детей.

Способствует: снижению психоэмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции эмоционального состояния.

Таким образом, для педагога-психолога коррекционного образовательного учреждения использование здоровьесберегающих технологий в своей деятельности - важный и необходимый способ изучения природы ребёнка, поддержания его психологического здоровья.

В работе с детьми с ОВЗ, в силу специфики их развития, порой трудно добиться рефлексивного отношения к своему здоровью, адекватного отражения реальной ситуации.

Перефразируя И.Г. Песталоцци, хочется сказать, что «обучение (в нашем случае - сохранение психологического здоровья) должно помогать детям становиться помощниками самим себе».

Описание психолого-педагогической технологии

педагога-психолога

номинация «Педагог-психолог-2018»

Коноваловой Оксаны Николаевны

МАДОУ д/с №36 города Тюмени

Тюмень 2018

Описание психолого–педагогической технологии работы

педагога-психолога Коноваловой Оксаны Николаевны

Воспитание представляется сложным и трудным делом

только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя,

воспитывать своих детей или кого бы то ни было…

Л.Н.Толстой

Основной целью детского психолога, работающего в детском саду, как и в целом психологической службы образования, является создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, содействие свободному и эффективному развитию каждого ребенка.

Реализация данной цели в нашем детском саду достигается решением комплекса задач:

    Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста;

    Развивать индивидуальные особенности ребенка.

    Создать благоприятный психологический климат для развития ребенка в детском саду;

    Выявление, предупреждение и коррекцию поведенческих и эмоциональных расстройств у детей,

    Оказывать своевременную психологическую помощь детям, родителям, педагогам.

    Разрабатывать и реализовывать психологические программы, направленные на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье дошкольников, трудностей в адаптации, обучение и воспитание, содействовать индивидуализации образовательного маршрута.

Решение данных задач отражается в направлениях психолого-педагогической деятельности: психологическом просвещении, профилактике, диагностике, психологической коррекции, консультативной и экспертной работе. В каждом из направлений мною используются разные психолого-педагогические технологии, однако, предпочтительными является АРТ-терапия, песочная терапия, музыкатерапия, мандалатерапия, сказкатерапия, фотосказкатерапия, Леготерапию, тренинговые занятия и проективные методы и методики, чаще всего использую для снятия мышечного напряжения АКВАтерапию, где применяем мотивационные игры в воде и с водой.

Сейчас коротко о каждой технологии применяемой педагогом-психологом в МАДОУ №36.:

Фотосказкатерапия помогает строить доверительные отношения с детьми, в непринужденной и безопасной атмосфере обсуждать актуальные для детей вопросы.

Эмоциональное проживание, идентификация с героев кинофильмов и сказок дают детям уникальную возможность осознать свои особенности и приобрести неоценимый личностный опыт. Фильмы и сказки позволяют воспитанникам закреплять навыки, полученные в обучающей программе, а взрослым- лучше понимать детей и их потребности.

АРТ-терапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа.

Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, богатство детской фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами арт-терапии, на занятиях создается атмосфера игры и творчества. Представляют интерес арт-терапевтические технологии и для работы с семьей. Через совместное спонтанное самовыражение происходит гармонизация семейных отношений. Появляется возможность дистанцироваться от семейной проблемы и взглянуть на нее с другой стороны.

Использование арт-терапевтических технологий позволяет психологу помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.

В настоящее время понятие «арт-терапия» имеет несколько значений:

Совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;

Комплекс арт-терапевтических методик;

Направление психотерапевтической и психокоррекционной практики;

Методики для проективной диагностики.

Мандалотерапия - одной из ключевых символических форм, занимающих важное место в разных культурах как выражение единства и целостности и нередко используемых в качестве фактора достижения внутреннего равновесия и гармонии, является круг (сфера). Изображение и созерцание циркулярных форм может являться составной частью практик саморегуляции.

Так, например, человек может формировать циркулярный образ, отражающий его представление о ресурсном состоянии (состоянии внутреннего равновесия, комфорта, фокусировке на источнике внутренней силы) и использовать этот образ в качестве визуальной модели, настраиваясь на которую, он может этого состояния достичь или его поддержать. Всё это может осуществляться на основе создания рисунков в круге разного размера и заполнения их внутреннего пространства разными формами и цветами, ассоциирующимися с текущим или желаемым состоянием. Данная техника одинаково эффективно на уровне бессознательного работает как для взрослых, так и для детей.

Повторение данной процедуры может способствовать не только развитию навыков саморегуляции, но и выявлению особенностей динамики внутренних изменений, делая более наглядными визуальные признаки состояний по мере их изменения в рамках разных промежутков времени (например, в течение курса арт-терапии или уже после его завершения).

Песочная терапия - в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит от реагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития. Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через работу личного и коллективного бессознательного. Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта - композиции из фигурок, построенной в психологической песочнице. Метод песочной терапии базируется на сочетании невербальной и вербальной экспрессии. Песочная терапия одинаково успешно подходит как для работы с взрослыми, так и с детьми.

В работе с детьми песочную терапию используют для решения как коррекционных, так и развивающих, дидактических и даже общеобразовательных задач. Перенос традиционных развивающих занятий в психологическую песочницу помогает повысить учебную мотивацию, сделать изучение даже самого трудного и скучного для ребёнка материала интересной и захватывающей игрой. На этом принципе построена моя авторская программа, разработанная для детей младшего дошкольного возраста 2-3 лет «Волшебный песок».

В своей работе я использую кварцевый, цветной, кинетический, живой песок. Также как для развивающих, так и для коррекционных занятий, имеет большое значение работа с сухим и мокрым, кинетическим песком. Множество техник построены на отреагировании чувств, эмоциональных состояний, развитии восприятия с помощью различных свойств песка.

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика.

Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии :

    Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.

    Развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);

    Регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

    Повышение эстетических потребностей.

В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.

Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной .

Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью голоса и выбранных музыкальных инструментов.

Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь рецептивная музыкотерапия существует в трех формах:

    Коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов взаимопонимания и доверия),

    Реактивной (направленной па достижение катарсиса)

    Регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).

Все эти формы музыкотерапии можно успешно применять в рамках релаксации.

Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения участников группы, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием. Второе произведение - динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни человека. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

Сказкотерапия и фотосказкатерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок.

1. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что создаёт особые возможности для коммуникации.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

    о жизненно важных явлениях;

    о жизненных ценностях;

3. В сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен этот мир, кто его создал, что происходит с человеком в разные периоды жизни, какие «ловушки», искушения, трудности, можно встретить в жизни и как с ними справляться, какими ценностями нужно руководствоваться в жизни и т.д.

4. Сказки возвращают и ребёнка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, предают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.

АКВАтерапия- это метод психотерапии, который применяется как в работе с детьми, так и со взрослыми, это коррекции различного рода нарушений детско-родительских отношений, при котором применяется вода.

Цель: Организация разнообразной увлекательной деятельности с воспитанниками способствующей коррекции личности и психических функций; Внедрение инноваций в содержание воспитательно-образовательного процесса.

Задачи: Корригировать и развивать психические функции, мелкую моторику, эмоциональную сферу, расширять сенсорный опыт воспитанников; Способствовать снятию психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессивности, гармонизации отношений с окружающими; Создавать условия для продуктивной досуговой деятельности, для удовлетворения потребности у воспитанников в творческой самореализации, выражении своих мыслей, чувств.

Актуальность темы в том, что мотивационные игры в воде и с водой - самые любимые детьми. При помощи мотивационных водных игр легче устанавливаются контакты между детьми, снимаются мышечные зажимы, улучшается кровообращение в конечностях, активнее протекают психические процессы. С помощью мотивационных игр с водой значительно быстрее стабилизируется эмоциональное состояние в период адаптации к детскому саду, легче снимается психоэмоциональное напряжение в организма.

Вода- это то, что всем жизнь нам дает. Что силы и бодрости нам придает. Кристально чиста или очень грязна. В любом состоянье полезна она. Кто знает, откуда берется вода? Быть может, из снега? Быть может, изо льда? А может, с подземных ключей бьет она. И всем она жизнь и цветенье дает.

Все описанные мной технологии одинаково эффективны, безопасны как в работе со взрослыми так и с детьми. Использование данных технологий в постоянном комплексном процессе позволяет достигать поставленных целей.

Моя работа в данном направлении включает в себя широкий спектр форм и методов работы.

Индивидуальная

форма (индивидуальные психокоррекционные занятия)

Групповая форма (групповые психокоррекционные занятия)

Беседа


Наблюдение

Сказкотерапия

Игровая терапия

Арт-терапия

Развивающая работа проводится мною с целью формирования механизмов эмоционально-личностной адаптации ребенка. Она включает в себя развитие эмоционально-личностной сферы детей, коммуникативных навыков, снятию эмоционального напряжения.

Задача игровых сеансов:

Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к дошкольному учреждению

Создание положительного эмоционального климата в детском коллективе

Снятие эмоционального и мышечного напряжения

Развитие восприятия, общей и мелкой моторики, координации движений, произвольности поведения, умение подчиняться правилам

Активизация речевых процессов

Формирование детско-родительских отношений.




Анализ развивающей работы показывает, что у многих детей выработались положительные черты характера (уверенность в себе и своих силах, самоуважение, доброта, симпатия и сочувствие к сверстникам), им стало легче общаться, они понимают чувства других и легче выражают свои. У детей постепенно исчезают неуверенность, страхи, агрессивность, замкнутость.

Динамика снятие эмоционального напряжения при помощи АКВАтерапии:

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применяемые мною в работе психолого-педагогические технологии содействуют созданию условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования.