Олимпиада по русскому языку 10 кл. X. Коммуникативные умения и навыки

Олимпиада по русскому языку 10 класс

Какие звуки может обозначать буква С? Приведите примеры. (2 б.)

Выделите основу и окончание в следующих словах: зодчий, пролетарий, комментарий, стряпчий, лисий, синий, близкий, барсучий. (2 6.)

Определите, каким способом словопроизводства созданы неологизмы В. В. Маяковского: прошляпно, щен, раздождиться, языкотворец. (5 б.)

Что общего в значениях слов виноватый и виновный? А чем они различаются? Как называются такие слова? (2 б.)

Чем в смысловом, морфемном и грамматическом отношении характеризуются притяжательные прилагательные? (3 б.)

Определите, в значении какой части речи употреблено слово один. Свое мнение обоснуйте. (5 б.)

а) Вообрази: я здесь одна. // Никто меня не понимает...

б) Выхожу один я на дорогу.в) В одном из городов Италии счастливой // Когда-то властвовал предобрый старый Дук.

г) Еще одно последнее сказанье, // И летопись окончена моя.

д) Науки, чуждые музыке, были // Постылы мне. Упрямо и надменно // От них отрекся я и предался // Одной музыке...

Напишите доверенность на получение какого-либо документа. (3 б.)

Попробуйте сочинить небольшой текст (прозаический или стихотворный), используя прием звукописи. Тема: "Колокола". (8 б.)

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.

Если б не эта тарелка да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжанием испуганная муха.

Какие художественные приемы использовал поэт для создания образа осени? (10 б.)

Тихо в чаще можжевеля по обрыву

Осень - рыжая кобыла - чешет гриву.

Над речным покровом берегов

Слышен синий лязг ее подков.

Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

Ответы олимпиады по русскому языку 10 класс

Задание 1

[С] /коса/, [с"] /косить/, [з] /сгиб/, [з"] /косьба/, [ш] /сшить/, [ш `/счастье/, [ц] " /мыться/, [с]/ссылка/, [с"] /иссякнуть/

Задание 2

Задание 3

Пошляпно - приставочно-суффиксальным, щен - бессуффиксным /от щенок/,

раздождиться - приставочно-суффиксальным. Задание 4

Слова-паронимы. Виноватый - I. Виновный в чем-нибудь, совершивший проступок. 2. Выражающий сознание виновности в чем-нибудь /виноватый взгляд/. Виновный - такой, на котором лежит вина, совершивший проступок

Прил. виновный, в отличие от виноватый, употребляется тогда, когда речь идет о серьезном проступке, преступлении.

Прил. виноватый сочетается с сущ. одушевленными, а также со словами, обозначающими понятия, связанные обычно с человеком.

Прил. виноватый, виновный, выступая в краткой форме в качестве сказуемого, могут иметь при себе дополнение в предложном падеже с предлогом в: виноват в проигрыше, виновен в преступлении. Задание 5

Чем в смысловом, морфемном и грамматическом отношении характеризуются притяжательные прилагательные?

В смысловом - называют признак предмета по принадлежности: хвост (чей?) лисий, ср. хвост лисы.

В морфемном - содержат особые словообразовательные суффиксы с притяжательным значением: -в- (отц-ов&), -ин- (пап-ин&), -ий- (лис-ий&). В грамматическом - имеют особую систему падежных окончаний, изменяются иначе, чем качественные и относительные. Им.: отцов, папин, лисий - ср. белый Р.: отцов-а, папин-а, ср. белого. Д.: Отцов-у, папин-у,-ср. белому. В.: как им. или род. падежи Т. отцов-ым, папин-ым, - ср. бел-ым. П.: об отцов-ом (е), папин-ом (е), - ср. бел-ом Задание 6

Определите, в значении какой части речи употреблено слово один. Своё мнение обоснуйте

а) Вообрази: я здесь одна.// Никто меня не понимает...

Слово одна - называет признак предмета: я (какова?) одна,

соотносится с подлежащим Я, выполняет функцию именной части сказуемого;

можно заменить кратким прилагательным одинока. Вывод: слово употреблено в значении прилагательного.

б) Выхожу один я на дорогу.

Слово один называет признак действия: выхожу (каким образам?} один;

Зависит от сказуемого выхожу, выполняет функцию обстоятельства образа действия,

Можно заменить наречием одиноко или предложно-падежным сочетанием без кого-либо (людей, друзей и т. п.)

Вывод: слово употреблено в значении наречия.

в) В одном из городов Италии счастливой // Когда-то властвовал предобрый старый Дук.

Слово один указывает на неопределенный признак предмета: властвовал (где?} в одном из городов.

Согласуется с существительным город в числе и в роде, вместе с этим существительным зависит от сказуемого властвовал, выполняет функцию обстоятельства места. Можно заменить неопределённым местоимением какой-то. Вывод: слово употреблено в значении неопределённого местоименного прилагательного.

г) Еще одно последнее сказанье, // И летопись окончена моя. Слово один называет количество предметов (ср. два, три последних сказанья), соотносится с существительным сказанья, вместе с ним выполняет функцию главного члена назывного предложения. Вывод: употреблено в значении количественного числительного.

д) Науки, чуждые музыке, были // Постылы мне. Упрямо и надменно // От них отрекся я и предался // Одной музыке... (ср.: только - частица)

Соотносится со словом музыка, служит для выделения его в предложении, может быть заменено частицей только.

Вывод: слово употреблено в значении выделительной частицы. Задание 7

Доверенность обычно составляется по следующей форме:

I/ наименование документа;

2/ фамилия, имя и отчество /иногда должность/ доверителя;

З/ фамилия, имя и отчество /иногда должность/доверенного лица;

5/ подпись доверителя;

6/ дата выдачи доверенности;

7/ наименование должности и подпись лица, удостоверяющего подпись доверителя;

8/ дата удостоверения подписи и печать.

Задание 9

М.А. Гончаров "Обломов". Характеристика героя дается чеез описание деталей интерьера. Манера Гончарова М.А. отличается детальным, подробным, замедленным повествованием. Все описываемые предметы отражают характер героя (его апатию, лень. И др.)

Задание 10

Сравнение, олицетворение, эпитеты, метафора/ подтвердить примерами из текста/.

Всероссийская олимпиада школьников

Город Кострома

Школьный этап

2016 – 2017 г.г.

    Поставьте нормативное ударение, подчеркните слово с вариативным ударением:

включат, жалюзи, занята, черпать , оптовый, позвонит, балуясь, торты, шарфы, щавель, каталог, облегчить , газопровод, творог, обеспечение, откупорить, принудить, ходатайство,квартал.

За каждое слово – 0,5 балл + 0,5 балла за слово с вариативным ударением.

Итого: 10 баллов.

    Замените иноязычные слова антитеза, секьюрити, имитация, форс-мажор, паритет, кредо, брифинг русскими синонимами . Составьте по одному предложению с данными заимствованными словами.

Итого: 10,5 баллов.

    Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: поодаль, бездарь, живость, зараза.

2 балла за слово.Итого 8 баллов.

    В известном стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» имеются такие строки:

И внял я неба содроганье,

И горних ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье...

Что же означает выделенное словосочетание? Прокомментируйте каждое из трёх его слов. В чём стилистическая особенность этих слов?

1 балл за слово + 2 балла за стилистическую особенность.

Итого:5 баллов.

    Разъясните различия в значении следующих однокоренных слов (или покажите их, составив словосочетания с существительными) . Назовите лингвистическое понятие, объединяющее каждую пару:

Личный – личностный, представить – предоставить, артистический – артистичный, невежа – невежда, инженерный - инженерский.

Итого: 6 баллов.

    Соотнесите название знака препинания в левом столбце со сведениями о его происхождении в правом столбце.

Знак препинания

Этимология

I. Раньше этот знак назывался «удивительным».

2. Запятая

II. В.И. Даль связывает происхождение этого слова с глаголами запясть, запять, запинать – «останавливать», «задерживать».

3. Многоточие

III. Предполагают, что название этого знака препинания связано с диалектными названиями утёнка, гусёнка или лягушки.

IV. Образовано от слова ткнуть , «значок от укола, от приткнутия к чему остриём, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина» (В.И. Даль).

5. Кавычки

V. В переводе с французского термин означает «черта».

6. Восклицательный знак

VI. Под названием «знак пресекательный» слово отмечается уже в 1831 году в грамматике А.Х. Востокова.

    Назовите фразеологизмы, на базе которых образовались данные слова: наладиться, угробить, скалозуб, пустопорожний, смотаться, насобачиться, одурачить, взбелениться .Приведите пример из художественной литературы с одним из получившихся фразеологизмов.

Итого: 6 баллов

    К каким частям речи относятся и какую синтаксическую функцию выполняют выделенные слова в следующих предложениях? 1) Вон из комнаты! 2)Уйди вон из комнаты! 3) Прочь с глаз! 4)Уйди прочь с глаз! 5) Завели они новую прислугу, а старую прочь .

Итого:5 баллов.

9.Творческая работа: эссе на заданную тему.

Ниже представлены афоризмы и тезисы.В письменной форме докажите либо опровергните одно из приведенных высказываний на выбор на основе жизненных наблюдений или прочитанного (объем эссе – не более одной страницы текста).

    Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны. (Гюстав Флобер).

    Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон)

    Все победы начинаются с победы над самим собой. (Л.М.Леонов)

    Ошибка одного - урок другому. (Д.Рей)

    В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы: исключить из жизни дружбу - все равно что лишить мир солнечного света (Цицерон).

20 баллов

10 класс

Ключи

Задание 1.

Включ А т, жалюз И , занят А Е рпать, опт О вый, позвон И т, бал У ясь, т О рты, ш А рфы, щав Е ль; катал О г, облегч И ть, газопров О д, тв о р О г, обесп Е чение, отк У порить, прин У дить, ход А тайство, кварт А л.

За каждое слово – 0,5 балла + 0,5 балла за слово с вариативным ударением

Итого: 10 баллов

Задание 2.

Антитеза - противопоставление, секьюрити - охранник, телохранитель, имитация – подделка, форс-мажор - неожиданное обстоятельство, паритет – равенство, кредо - взгляды, убеждения, брифинг - краткая пресс-конференция

За каждый синоним– 0,5 балла. За предложение по 1 баллу.

Итого: 10,5 баллов

Задание 3.

Современное членение

Историческое членение

по-о-даль; приставка о- та же, что и в словах окрест, около, обок

без-да-рь; корень да тот же, что и в глаголе дать; -рь- суфф. со значение лица, ср.: звонарь, рыбарь

жи-в-ость: жи-тьжи-в жи-в-ой жи-в-ость; ср.: рез-в-ый, трез-в-ый, черст-в-ый

за-раз-а; ср. заразить, поразить

2 балла за слово. Итого 8 баллов

Задание 4.

Дольний (отдол, "низ") вообще означает "нижний", но здесь его надо понимать как "земной". Прозябание - "произрастание". Словом лоза здесь обозначается молодой (гибкий) побег всякого растения.

Таким образом всё выражение буквально означает "произрастание земной поросли": т. е. говорящий увидел и то, как содрогается небо, и как в его выси летают ангелы, равно как и то, как плавают в пучине морские обитатели и как растёт у самой земли трава.

Эти слова - церковнославянизмы, придающие стихотворению возвышенный стиль с ярко выраженным библейским колоритом. Это особенно актуально по той причине, что герой стихотворения (поэт) явно сравнивается с библейскими пророками.

1 балл за слово + 2 балла за стилистическую особенность

Итого: 5 баллов

Задание 5.

Личный автомобиль, личное мнение -личностное начало, личностный потенциал;

Предоставить 1. Отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование кому-чему-либо. 2. Дать возможность кому-либо сказать, сделать что-либо, чем-либо распорядиться. Примеры: 1) предоставить кредит, заём, концессию, помощь, место, участок, помещение, удобства, должность; предоставить себя воле волн, течению; 2) предоставить возможность, выбор, права, независимость, слово.Представить: 1. Предъявить, сообщить что-либо кому-либо. 2. Познакомить с кем-либо, дать возможность ознакомиться с чем-либо. 3. Признав достойным чего-либо, ходатайствовать о чём-либо (о награде, повышении по службе и т. п.). 4. Воспроизвести в мыслях, вообразить кого-что-либо (обычно со словом «себе»). 5. Изобразить, показать кого-что-либо. Примеры: 1) представить документы, отчёт, заключение, факты, доказательства, список, справку, рукопись; 2) представить гостя, нового сотрудника, дебютанта, научный труд, характеристику; 3) представить к награде, к званию, на соискание премии.Артистическая жизнь, судьба, артистические способности, наклонности - артистичный ребёнок, артистичная поза, артистичное поведение.

Невежа – невоспитанный, грубый человек; невежда – малообразованный, малознающий человек.

Инженерный - технический; связанный с деятельностью инженеров (инженерный факультет; инженерные кадры; инженерная профессия; инженерное дело; инженерные войска); инженерский - относящийся к инженеру, принадлежащий, свойственный ему (инженерский диплом, дом, сын).

Это паронимы.

1 балл за пару однокоренных слов + 1 балл за термин.

Итого: 6 баллов.

Задание 6.

.Знак препинания

Этимология

2. Запятая

3. Многоточие

5. Кавычки

6. Восклицательный знак

1 балл за знак препинания. Итого 6 баллов.

Задание 7.

Наладиться - пойти на лад, угробить - вогнать в гроб, скалозуб - скалить зубы, пустопорожний - переливать из пустого в порожнее, смотаться - смотать удочки, насобачиться - собаку съесть, одурачить - оставить в дураках, взбелениться - белены объесться.

0,5 балла за фразеологизм + 2 балла за пример из литературы.

Итого: 6 баллов

Задание 8.

1), 3) – в значении приказания, требования уйти слова вон и прочь являются императивными междометиями и не являются членами предложения;2), 4) – в значении «наружу», «в сторону какого-либо места» слова вон и прочь принадлежат к разряду обстоятельственных наречий и выступают в роли обстоятельств;5) – при отсутствии глагола обстоятельственное наречие прочь выступает в роли сказуемого.

По 0,5 за правильно названную часть речи и 0,5 балла за синтаксическую функцию.

Итого: 5 баллов.

Задание 9 .

Критерии оценивания

Критерий

Параметры

Баллы

Всего

Высказаны тезисы и приведены аргументы по заявленной теме, рассмотрены подходящие примеры

Высказаны тезисы, но аргументация присутствует не всегда и/или спорна, примеры приводятся непоследовательно

Высказаны тезисы и частично приведены аргументы, конкретные примеры

Высказаны тезисы

Высказаны отдельные мысли

Высказаны несвязные мысли

Композиция

Стройная композиция, логических ошибок нет

Стройная композиция, наблюдаются отдельные логические ошибки

Есть композиционные и логические нарушения

Композиционные и логические на рушения значительны

Композиционные и логические нарушения значительны, иногда мысль непонятна

Композиционные и логические нарушения значительны, мысль непонятна

Орфографическая, пунктуационная и речевая грамотность

(ведется общий счет ошибок)

1-2 ошибки

3-4 ошибки

5-6 ошибок

7-8 ошибок

9 ошибок

Более 9 ошибок

Итого: 20 баллов

Максимальное количество баллов 76,5

Таблица баллов

Вопрос

Максимальное количество баллов

ИТОГО

На этой странице представлен материал, полезный как для учителя русского языка, так и для всех учащихся 10 класса. Ученики смогут закрепить пройденный материал и подготовятся к участию в олимпиаде по русскому языку, решая задания, составленные на этом сайте.

Ниже представлены реальные примеры олимпиадных заданий разных типов: тестовые задания, открытые вопросы и задания творческого направления. Тренировочный комплект заданий может использоваться на уроках. Если ученик легко справился со всеми заданиями, значит он готов к олимпиаде и сможет добиться хорошего результата.

Также наш сайт поможет тем, кто готовится самостоятельно. Внизу страницы указаны правильные ответы и примеры решений, так что ученик сможете проверить себя.

Олимпиада по русскому языку 10 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Подписаться на рассылку

Скачать задания

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. У какого из этих глаголов нет значения, связанного с высокой температурой?
А) нагреть
Б) огреть
В) подогреть
Г) прогреть
Д) разогреть

2. Какое слово образовано иначе, чем остальные?
А) подставка
Б) подборка
В) подножка
Г) подпорка
Д) подсечка

3. В какой из этих пар существительные надо поменять местами?
А) полынья – прорубь
Б) парк – лес
В) озеро – пруд
Г) река – канал
Д) такой пары нет

4. Выберите слово, которое относится только к одной части речи:
А) но
Б) уж
В) чай
Г) ведь
Д) мол

5. Какое существительное не может быть одушевлённым?
А) лицо
Б) субъект
В) тип
Г) сорт
Д) фрукт

6. Некоторые лингвисты считают, что русское слово «а-ля» (напр., «причёска а-ля Софи
Лорен») - это предлог. Каким падежом управляет этот предлог?
А) именительным
Б) родительным
В) дательным
Г) винительным
Д) творительным

7. В каком из данных ниже предложений допущена грамматическая ошибка?
А) В голосовании приняло участие значительно меньшее число избирателей, чем четыре
года назад.
Б) На утреннике были не только первоклассники, но и существенно более младшие дети.
В) В наши дни браки заключаются в значительно старшем возрасте, чем сто лет назад.
Г) Толстой был существенно старше Чехова, но умер на шесть лет позже.
Д) В предложениях 1)–4) грамматических ошибок нет.

8. В польском языке есть два слова, соответствующих русскому «что» - co (цо) и że
(же). Даны предложения, в которых слово «что» переведено на польский язык:
1. Мои друзья ещё не знают, что (co) случилось вчера.
2. Учительница думает, что (że) никто не списывает.
3. Я уже увидел, что (co) мне принёс Аркадиуш.

Даны ещё два предложения.
4. Я уверен, что здесь что-то не так.
5. Катажина догадывается, что ей напишет Войцех.
Как слово «что» в этих предложениях будет переведено на польский язык?
А) 4 - co, 5 - że
Б) 4 - że, 5 - co
В) 4 - co, 5 - co/że
Г) 4 - że, 5 - co/że
Д) 4 - co/że, 5 - że

9. В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» председатель Старкомхоза Гаврилин на торжественном митинге по случаю открытия старгородского трамвая говорит: «И я так думаю, товарищи, что этот трамвай, который сейчас выйдет из депа, благодаря кого он выпущен? Конечно, товарищи, благодаря вот вам, благодаря всех рабочих, которые действительно поработали не за страх, а, товарищи, за совесть». Какие места требуют исправлений?
А) из депа;
Б) благодаря кого;
В) благодаря вот вам;
Г) благодаря всех рабочих;
Д) не за страх.

10. Какие из этих слов можно понять как форму родительного падежа?
А) ничего
Б) немного
В) отчего
Г) полого
Д) полвторого

Открытые вопросы

Вопрос 1
Какой лексико-грамматической функцией объединены приведенные ниже слова? Дайте им грамматическую характеристику. Значения каких из слов вам известны?
Индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, беж, электрик, массака.

Вопрос 2
Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение?

Вопрос 3
Поставьте ударения в следующих словах.
Баловать, газопровод, жалюзи, заржаветь, завсегдатай, кашлянуть, красивее, иначе, дремота, квартал.

Вопрос 4
Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е.
Немудрено вообще забыть, где пишется Ё, где Е.
Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е:
Опека, афера, челн, новорожденный.

Вопрос 5
В каких словах ударение падает на последний слог?
Жалюзи, газопровод, ворожея, позвонит, нефтепровод, каталог.

Творческие задания

Задание 1
Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.

Задание 2
Кофий, кофь, кохей, кохвай. Это названия известного вам напитка.
Прочитайте приведённые в задании предложения и установите, почему это слово «выпало» из ряда имен существительных нарицательных, неодушевленных, относящихся к среднему роду:
— «Кто чорный кофь пьет – ков на Бога кует».
— «Ани ево за дубовый стол сажали, ани его чаем, кохваем поили»
— «Пойдут чаи, кофеи…»
— «Готов кофий?» («Вишневый сад»)
Определите род этого слова в современном русском языке. Приведите примеры.

Задание 3
В нашем языке много «парных слов»: сторож-страж, Млечный — молоко, дерево — древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке.
Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины, знакомой вам по сказкам и былинам. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте

Задание 4
В современном русском языке известно слово «витать», то есть «двигаться, носиться в вышине».
Витать в облаках (также перен.: предаваться бесплодным мечтам, забывать о действительности).
Витать в мире мечтаний (перен.).
Но, как вы видите, все значения данного слова – переносные. Каково прямое значение слова «витать»

Задание 5
Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.
А) Мать любила и гордилась своим сыном.

В) Мемориальный памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент.

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ Б В Б Г Г
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ А В Г А, Б, Г А, В, Г

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: Это слова-цветообозначения.
Это несклоняемые (неизменяемые) прилагательные; в предложении являются определением.
Индиго – синий цвет. Маренго – черный с серым отливом или черный с светлыми вкраплениями. Прюн – темно-лиловый цвет. Хаки – коричнево-зеленый. Пансе – темно-фиолетовый. Беж – светло-коричневый с желтоватым или сероватым оттенком. Электрик – ярко-синий цвет с сероватым оттенком. Массака – темно-красный цвет с синеватым оттенком.
Ответ на вопрос 2: Битый час – целый час.
Связано с боем часов, буквально «от одного боя часов до другого»
Ответ на вопрос 3: БаловАть, газопровОд, жалюзИ, заржАветь, завсегдАтай, кашлянуть, красИвее, инАче, дремОта, квартАл.
Ответ на вопрос 4: В двух словах пишется Е: опека, афера.
Ответ на вопрос 5: Во всех словах.
ЖалюзИ, газопровОд, ворожеЯ, позвонИт, нефтепровОд, каталОг

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1: Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.
Пример ответа на творческое задание №2 Слово кофе в современном русском языке мужского рода. Допускается — средний род.
Пример ответа на творческое задание №3 Слова с неполногласием пришли к нам в русский язык из старославянского. Наличие неполногласия – примета старославянизмов. Они считались словами торжественного высокого стиля.
Река Смородина – эпическая, зловещая река. Смородина – смрадная, пахнущая смрадом.
Пример ответа на творческое задание №4 Витать – жить, пребывать. ОБВитати – утрата корневого В – обитати. Витать – обитать – витальница (комната для жилья) – родственные слова
Пример ответа на творческое задание №5 А) Мать любила и гордилась своим сыном. — Мать любила своего сына и гордилась им.
Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.
Свидетель показал, что видел …
В) Мемориальный памятник установлен на площади. — Памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент. — С ним произошел инцидент.

Для успешной подготовки к олимпиаде по русскому языку, рекомендую ознакомиться и попробовать ответить на реальные варианты олимпиадных заданий по русскому языку.
На моем сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий и ответы на большинство из этих заданий. Все варианты заданий взяты с реальных олимпиад по русскому.
Представленные примеры ответов на задания, позволят Вам хорошо подготовиться к олимпиадам и даже стать их призерами, а это очень серьезный шаг к поступлению в ВУЗ, ведь победителям олимпиад льготы при поступлении никто не отменял. Правильность ответов на выполненные задания можно проверить на страницах с ответами. Удачи.

Олимпиадные задания по русскому языку 10 класс

Олимпиадные задания по русскому языку 10 класс с ответами.

Задание 1.

Расставьте ударения в словах:
ворожея, жалюзи, позвонит, ломоть, гренки.


Задание 2.

Какие из нижеприведённых удвоенных согласных могут встречаться в исконно русских словах?

а) гг; б) дд; в) жж; г) мм; д) нн; е) рр; ж) тт.


Задание 3.

В старой орфографии (до реформы 1917 – 1918 года) для обозначения одного звука [ ’э ]
использовались две буквы – Е и Ѣ (ять).
Так, слова:
белизна, стрелять, беднота, верить, жена, перина, темнота, медовый – записывались так:
б ѣлизна, стрѣлять, бѣднота, вѣрить, жена, перина, темнота, медовый.
Как в старой орфографии записывались слова:
пчела, свеча?


Задание 4.

Как называется наука о происхождении слов?

а) этиология ; б) этология ; в) энтомология ; г) этимология ; д) этнология .


Задание 5.

Русская поговорка гласит:
Не было ни гроша, да вдруг алтын!
А сколько это – алтын?


Задание 6.

Вам, конечно, знакомо слово
диджей.
Оно появилось как слитное прочтение “по буквам” англоязычной аббревиатуры DJ – ‘disk jockey’.
Какое ещё слово, тоже недавно заимствованное русским языком из английского, образовано таким же образом?

а) модем ; б) пейджер ; в) пиар ; г) ток-шоу ; д) хакер .


Задание 7.

Хотя слово
брезг – диалектное, слова, производные от этого корня, есть и в литературном русском языке.
Что же означает это слово?

а) ‘рассвет’; б) ‘ворчание’; в) ‘брызги’; г) ‘берег’; д) ‘брезент’.


Задание 8.

В каком слове есть окончание -а?

а) бра; б) ура; в) дыша; г) триста; д) вполголоса.


Задание 9.

В каком из этих слов приставка стоит после корня?

а) двустишие ; б) камнепад ; в) водопровод ; г) антинародный ;


Задание 10.

Какой из этих союзов по смыслу существенно отличается от остальных?

а) если ; б) ежели ; в) коли ; г) ибо ; д) раз .


Задание 11.

Определите части речи выделенных слов (1) и (2) в стихотворении А.С. Пушкина:

Цветы последние милей

Роскошных первенцев полей.

Они унылые мечтанья

(1) Живее пробуждают в нас.

Так иногда разлуки час

(2) Живее сладкого свиданья.

Ответы олимпиадные задания по русскому 10 класс

  1. Ворожея́, жалюзи́, позвони́т, ломо́ть, гренки́.
  2. б), в), д), ж).
  3. пчела, свѣча.
  4. 3 копейки
  5. 1 – наречие; 2 – прилагательное.

Русский язык 10 класс

Олимпиада по русскому языку

Задание 1 . Расставьте ударение в следующих словах: баловать, диспансер, завидно, звонишь, каталог, ремень, ходатайствовать, щавель, договор, положить.

Задание 2. В 19 веке министр просвещения адмирал-академик А.С. Шишков предлагал заменить заимствованные слова на исконно русские по происхождению, например «калоши» заменить «мокроступами». Однако эти слова не прижились. Проанализируйте следующие слова, их корни и подберите слова, синонимичные им в современном русском языке.

Ветродуй, лечезнание, рожекорч, шарокат, топталище.

Задание 3. Составьте словообразовательную цепочку, начальным и конечным звеном которой являлись бы слова вред и вредительствовать.

Задание 4. Замените выделенные слова синонимами-фразеологизмами:

а) Всю четверть он трудился усердно .

б) Денег в кошельке очень мало .

в) Соседнее село расположено совсем близко .

г) От мальчишек я бежал быстро .

д) Иванов работает здесь недавно .

Задание 5 . Ниже приведены пять предложений из произведений XIX века. Выпишите из них фрагменты, написание которых не соответствует нормам современной орфографии, и укажите современное написание.

Задание 6. Анаграмма – перестановка букв в слове, создающая новое слово (напимер, роман — норма). Составьте на основе данных слов новые.

Трепачка, цунами, кайма, адрес, колос.

Задание 7. К какой части речи относится слово «грустно» в приведенных примерах?

1) Мать грустно смотрела на детей.

2) Ожидание было грустно.

3) Мне грустно.

Задание 8. Подберите к данным словам антонимы.

Лёгкий, быстро, рай, лето, мягкий.

Задание 9. Какое слово нужно выбрать, чтобы в словосочетании была связь управление?

Писать__________а) медленно; б) не спеша; в) ночью; г) в тетради.

Задание 10. Составьте пословицы.

1. Два медведя в одной берлоге

А) не уживутся.

2. Худой мир

Б) либо покойник.

3. Бояться волков —

В) там три года куры не несутся.

4. Либо полковник,

Г) лучше краденого каравая.

5. Заработанный ломоть

Д) быть без грибов.

6. Грязь не сало:

Е) коли ты здеся.

7. Лучше не дари,

Ж) потер, она и отстала.

8. Не надо и беса,

З) там и мы с руками.

9. Где я лисой пройду,

И) да после не кори.

10.Где пирог с грибами,

К) лучше доброй драки.

Ответы на вопросы олимпиады

Задание 1 . Балов а ть, диспанс е р, зав и дно, звон и шь, катал о г, рем е нь, ход а тайствовать, щав е ль, догов о р, полож и ть (по 0,5 балла за каждое слово (всего 5 баллов).

Задание 2 . Вентилятор, медицина, улыбка, боулинг, дорога (по 1баллу за верный ответ (всего 5 баллов).

Задание 3. Вред – вредить – вредитель – вредительство – вредительствовать (по 1 баллу за каждый верный ответ (всего 5 баллов).

Задание 4. а) Всю четверть он трудился не покладая рук .

б) Денег в кошельке кот наплакал .

в) Соседнее село расположено рукой подать .

г) От мальчишек я бежал сломя голову .

д) Иванов работает здесь без года неделю .

Задание 5. Ниже приведены пять предложений из произведений XIX века. Выпишите из них слова, написание которых не соответствует нормам современной орфографии, и укажите современное написание.

1) Он уж и так 3 раза присылал спросить о здоровьи Натальи.

о здоровьи - о здоровье

2) Да, брат, чорт его знает, что-то во мне разладилось.

чорт - чёрт

3) В сих атаках отличал также себя и порутчик Милевский, получивший контузию в голову.

порутчик - поручик

4) Народ! ― сказала она, ― с такою душею ты еще не побежден Иоанном!

душею - душою

5) А потом первые робкие посещения, полу-слова, полу-улыбки, и недоумение, и грусть, и порывы, и, наконец, эта задыхающаяся радость…

полу-слова, полу-улыбки - полуслова, полуулыбки

По 1 баллу за каждое предложение, в котором верно определены все несоответствия и современные варианты. В предложении 5 требуется определить оба расхождения и привести их к современной норме; за это ставится 1 балл, иначе - 0 баллов.

Задание 6: перчатка, умница, майка, среда, сокол (1 балл за каждый правильный ответ).

Задание 7: 1)наречие. 2) краткое прилагательное. 3) категория состояния. (1 балл за каждый правильный ответ).

Задание 8: тяжёлый, медленно, ад, зима, твёрдый (1 балл за каждый правильный ответ).

Задание 9: писать в тетради (2 балла за верный ответ)

Задание 10: 1-а; 2-к; 3-д; 4-б; 5-г; 6-ж; 7-и; 8-е, 9-в; 10-з. (1 балл за каждый правильный ответ).

Максимальное количество баллов – 55 баллов.