Возрастная психология pdf. Возрастная психология. Шаповаленко И.В

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.r u

Удачи! Да и пребудет с Вами.... :)

Сайт psylib.MyWord.ru является помещением библиотеки и, на основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных в данной библиотеке, в архивированном виде, категорически запрещен.

Данный файл взят из открытых источников. Вы обязаны были получить разрешение на скачивание данного файла у правообладателей данного файла или их представителей. И, если вы не сделали этого, Вы несете всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ. Администрация сайта не несет никакой ответственности за Ваши действия.

Серия PSYCHOLOGIA UNIVERSALIS

основана издательством «Гардарики» в 2000 году

И.В. Шаповаленко

ВОЗРАСТНАЯ

психология

(Психология развития и возрастная психология)

Допущено Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по направлению и специальностям психологии

ГАРДАРИКИ

УДК 159.922.6 ББК 88.37

Р е ц е н з е н т ы:

доктор психологических наук Л.Ф. Обухова; доктор психологических наукО.А. Карабанова

Шаповаленко И.В.

Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

ISBN 5-8297-0176-6 (в пер.)

Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология», разработан­ ный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного раз­ вития, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным.

Предлагаемый учебник может быть использован при подготовке специали­ стов по ряду специальностей - «Психология», «Социология», «Социальная пе­

Предисловие

Раздел первый. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

РАЗБИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава I. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические

задачи возрастной психологии

1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития

как науки

§ 2. Проблема детерминации психического развития

§ 3. Основные понятия возрастной психологии

Глава II. Организация и методы исследования в психологии развития

и возрастной психологии

1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследовамия

в психологии развития

Метод наблюдения

§ 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования

§ 4. Исследовательские стратегии: констатация и формирование

§ 5. Вспомогательные методы исследования

§ 6. Схема организации эмпирического исследования

Раздел второй. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ

ПСИХОЛОГИИ

Глава III. Возникновение возрастной психологии как самостоятельной

области психологической науки

1. Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной

области психологической науки

§ 2. Начало систематического изучения детского развития

Из истории становления и развития российской возрастной

психологии во второй половине XIX - начале XX

Глава IV. Теории детского развития первой трети XX в.: постановка

проблемы факторов психического развития

Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета

детской психологии

Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания

организма

Психическое развитие ребенка: факторы биологический

и социальный

Психическое развитие ребенка: влияние среды

Раздел третий. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический

Психическое развитие с позиций классического психоанализа

Психоанализ детства

§ 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей

Глава VI. Психическое развитие как развитие личности: теория

психосоциального развития личности Э. Эриксона

§ 1. Эго - психология Э. Эриксона

§ 2. Методы исследования в работах Э. Эриксона

§ 3. Основные понятия теории Эриксона

§ 4. Психосоциальные стадии развития личности

Глава VII. Психическое развитие ребенка как проблема научения

правильному поведению: бихевиоризм о закономерностях детского

развития

§ 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении

§ 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона

Оперантное научение

§ 4. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера

Глава VIII. Психическое развитие ребенка как проблема социализации:

теории социального научения

Социализация как центральная проблема концепций социального

научения

§ 2. Эволюция теории социального научения

§ 3. Феномен научения через наблюдение, через подражание

§ 4. Диадический принцип изучения детского развития

§ 5. Изменение представлений о психологической природе ребенка

Социокультурный подход

Глава IX. Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция

1. Основные направления

исследований интеллектуального развития

ребенка Ж. Пиаже

§ 2. Ранний этап научного творчества

§ 3. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже

Критика основных положений теории Ж. Пиаже

Раздел четвертый. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава X. Культурно-исторический подход к пониманию психического

развития: Л.С. Выготский и его школа

§ 1 . Происхождение и развитие высших психических функций

Проблема

специфики

психического развития человека. . . . . .

§ 3. Проблема

адекватного

метода исследования психического развития

человека

Проблема

«обучение и развитие»

Две парадигмы в исследовании психического развития

Глава XI. Стадиальность психического развития человека: проблема

периодизации развития в онтогенезе

Проблема исторического происхождения возрастных периодов.

Детство как культурно-исторический феномен

периодизации

детского развития в работах Л.С. Выготского

Представления о возрастной динамике и периодизации развития

Д.Б. Эльконина

Современные тенденции в решении проблемы периодизации

психического развития

Раздел пятый. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ЧЕЛОВЕКА: ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ

Глава XII. Младенчество

§ 1. Новорожденность (0-2 месяца) как кризисный период

§ 2. Младенчество как период стабильного развития

§ 3. Развитие общения и речи

§ 4. Развитие восприятия и интеллекта

§ 5. Развитие двигательных функций и действий с предметами

Созревание, обучение и психическое развитие на

первом году

Психологические новообразования младенческого

Кризис одного года

Глава XIII. Раннее детство

Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте

и общение со взрослым

§ 2. Развитие предметной деятельности

§ 3. Зарождение новых видов деятельности

§ 4. Познавательное развитие ребенка

Развитие речи

Новые направления руководства психическим развитием

в раннем детстве

§ 7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет

Глава XTV. Дошкольное детство

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

§ 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста

Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная)

Познавательное развитие

§ 5. Общение со взрослыми и сверстниками

§ 6. Основные психологические новообразования. Личностное развитие

§ 7. Характеристика кризиса дошкольного детства

Глава XV. Младший школьный возраст

Социальная ситуация развития и психологическая готовность

к школьному обучению

§ 2. Адаптация к школе

§ 3. Ведущая деятельность младшего школьника

§ 4. Основные психологические новообразования младшего школьника

Кризис отрочества (предподростковый)

Глава XVI. Подростковый возраст (отрочество)

§ 1. Социальная ситуация развития

§ 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте

§ 3. Специфические особенности психики и поведения подростков

§ 4. Особенности общения со взрослыми

§ 5. Психологические новообразования подросткового возраста

§ 6. Развитие личности и кризис перехода к юности

Глава XVII. Юность

§ 1. Юность как психологический возраст

§ 2. Социальная ситуация развития

§ 3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте

§ 4. Интеллектуальное развитие в юности

Развитие личности

§ 6. Общение в юности

Глава XVIII. Взрослость: молодость и зрелость

§ 1. Взрослость как психологический период

§ 2. Проблема периодизации взрослости

3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность

в период зрелости

Развитие личности в период взрослости. Нормативные кризисы

взрослости

Психофизиологическое и познавательное развитие в период

взрослости

Глава XIX. Взрослость: старение и старость

1 . Старость как биосоциопсихологическое явление

§ 2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем

§ 3. Теории старения и старости

§ 4. Проблема возрастных границ старости

Возрастные психологические задачи и личностные кризисы

в старости

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность

в старости.

§ 7. Личностные особенности в старости

§ 8. Познавательная сфера в период старения

Приложение

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время знание фактов и закономерностей психологиче­ ского развития в детстве, юности, зрелости и старости, возрастных задач и нормативов развития, типичных возрастных проблем, пред­ сказуемых кризисов развития и способов выхода из них необходимо самому широкому кругу специалистов - психологам, педагогам, врачам, социальным работникам, работникам культуры и т.д.

Предлагаемый учебник представляет собой развернутый учеб­ ный курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психо­ логия». Особенно полезен этот учебник будет для студентов, обу­ чающихся на вечерних и заочных отделениях вузов. Включенные в пособие темы охватывают практически весь диапазон курса возрас­ тной психологии. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которо­ го заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным.

Учебник включает 5 разделов, объединяющих 19 тем. Первый раздел «Предмет, задачи и методы психологии развития

и возрастной психологии» знакомит с методологическими, методи­ ческими и понятийными основами возрастной психологии, содер­ жит введение в основные проблемы данной отрасли психологиче­ ской науки.

Разделы второй «Историческое становление возрастной психо­ логии», третий «Основные концепции психического развития чело­ века в онтогенезе в зарубежной психологии» и четвертый «Основ­ ные закономерности психического развития человека в онтогенезе в российской психологии» представляют собой изложение и анализ основных теорий психического развития человека, разработанных в зарубежной и отечественной психологии. Они знакомят читателя с историей детской и возрастной психологии, классическими теория­ ми психического развития, тенденциями современного развития и дискуссионными проблемами возрастной психологии как науки.

В пятом разделе «Онтогенетическое психическое развитие чело­ века: возрастные ступени» рассмотрены основные закономерности психического развития на протяжении жизни человека - от рожде­ ния до старости, дано описание психологических возрастов от мла­ денчества до старости.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.r u

Удачи! Да и пребудет с Вами.... :)

Сайт psylib.MyWord.ru является помещением библиотеки и, на основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных в данной библиотеке, в архивированном виде, категорически запрещен.

Данный файл взят из открытых источников. Вы обязаны были получить разрешение на скачивание данного файла у правообладателей данного файла или их представителей. И, если вы не сделали этого, Вы несете всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ. Администрация сайта не несет никакой ответственности за Ваши действия.

Серия PSYCHOLOGIA UNIVERSALIS

основана издательством «Гардарики» в 2000 году

И.В. Шаповаленко

ВОЗРАСТНАЯ

психология

(Психология развития и возрастная психология)

Допущено Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по направлению и специальностям психологии

ГАРДАРИКИ

УДК 159.922.6 ББК 88.37

Р е ц е н з е н т ы:

доктор психологических наук Л.Ф. Обухова; доктор психологических наукО.А. Карабанова

Шаповаленко И.В.

Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

ISBN 5-8297-0176-6 (в пер.)

Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология», разработан­ ный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного раз­ вития, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным.

Предлагаемый учебник может быть использован при подготовке специали­ стов по ряду специальностей - «Психология», «Социология», «Социальная пе­

Предисловие

Раздел первый. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

РАЗБИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава I. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические

задачи возрастной психологии

1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития

как науки

§ 2. Проблема детерминации психического развития

§ 3. Основные понятия возрастной психологии

Глава II. Организация и методы исследования в психологии развития

и возрастной психологии

1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследовамия

в психологии развития

Метод наблюдения

§ 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования

§ 4. Исследовательские стратегии: констатация и формирование

§ 5. Вспомогательные методы исследования

§ 6. Схема организации эмпирического исследования

Раздел второй. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ

ПСИХОЛОГИИ

Глава III. Возникновение возрастной психологии как самостоятельной

области психологической науки

1. Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной

области психологической науки

§ 2. Начало систематического изучения детского развития

Из истории становления и развития российской возрастной

психологии во второй половине XIX - начале XX

Глава IV. Теории детского развития первой трети XX в.: постановка

проблемы факторов психического развития

Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета

детской психологии

Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания

организма

Психическое развитие ребенка: факторы биологический

и социальный

Психическое развитие ребенка: влияние среды

Раздел третий. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический

Психическое развитие с позиций классического психоанализа

Психоанализ детства

§ 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей

Глава VI. Психическое развитие как развитие личности: теория

психосоциального развития личности Э. Эриксона

§ 1. Эго - психология Э. Эриксона

§ 2. Методы исследования в работах Э. Эриксона

§ 3. Основные понятия теории Эриксона

§ 4. Психосоциальные стадии развития личности

Глава VII. Психическое развитие ребенка как проблема научения

правильному поведению: бихевиоризм о закономерностях детского

развития

§ 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении

§ 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона

Оперантное научение

§ 4. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера

Глава VIII. Психическое развитие ребенка как проблема социализации:

теории социального научения

Социализация как центральная проблема концепций социального

научения

§ 2. Эволюция теории социального научения

§ 3. Феномен научения через наблюдение, через подражание

§ 4. Диадический принцип изучения детского развития

§ 5. Изменение представлений о психологической природе ребенка

Социокультурный подход

Глава IX. Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция

1. Основные направления

исследований интеллектуального развития

ребенка Ж. Пиаже

§ 2. Ранний этап научного творчества

§ 3. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже

Критика основных положений теории Ж. Пиаже

Раздел четвертый. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава X. Культурно-исторический подход к пониманию психического

развития: Л.С. Выготский и его школа

§ 1 . Происхождение и развитие высших психических функций

Проблема

специфики

психического развития человека. . . . . .

§ 3. Проблема

адекватного

метода исследования психического развития

человека

Проблема

«обучение и развитие»

Две парадигмы в исследовании психического развития

Глава XI. Стадиальность психического развития человека: проблема

периодизации развития в онтогенезе

Проблема исторического происхождения возрастных периодов.

Детство как культурно-исторический феномен

периодизации

детского развития в работах Л.С. Выготского

Представления о возрастной динамике и периодизации развития

Д.Б. Эльконина

Современные тенденции в решении проблемы периодизации

психического развития

Раздел пятый. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ЧЕЛОВЕКА: ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ

Глава XII. Младенчество

§ 1. Новорожденность (0-2 месяца) как кризисный период

§ 2. Младенчество как период стабильного развития

§ 3. Развитие общения и речи

§ 4. Развитие восприятия и интеллекта

§ 5. Развитие двигательных функций и действий с предметами

Созревание, обучение и психическое развитие на

первом году

Психологические новообразования младенческого

Кризис одного года

Глава XIII. Раннее детство

Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте

и общение со взрослым

§ 2. Развитие предметной деятельности

§ 3. Зарождение новых видов деятельности

§ 4. Познавательное развитие ребенка

Развитие речи

Новые направления руководства психическим развитием

в раннем детстве

§ 7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет

Глава XTV. Дошкольное детство

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

§ 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста

Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная)

Познавательное развитие

§ 5. Общение со взрослыми и сверстниками

§ 6. Основные психологические новообразования. Личностное развитие

§ 7. Характеристика кризиса дошкольного детства

Глава XV. Младший школьный возраст

Социальная ситуация развития и психологическая готовность

к школьному обучению

§ 2. Адаптация к школе

§ 3. Ведущая деятельность младшего школьника

§ 4. Основные психологические новообразования младшего школьника

Кризис отрочества (предподростковый)

Глава XVI. Подростковый возраст (отрочество)

§ 1. Социальная ситуация развития

§ 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте

§ 3. Специфические особенности психики и поведения подростков

§ 4. Особенности общения со взрослыми

§ 5. Психологические новообразования подросткового возраста

§ 6. Развитие личности и кризис перехода к юности

Глава XVII. Юность

§ 1. Юность как психологический возраст

§ 2. Социальная ситуация развития

§ 3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте

§ 4. Интеллектуальное развитие в юности

Развитие личности

§ 6. Общение в юности

Глава XVIII. Взрослость: молодость и зрелость

§ 1. Взрослость как психологический период

§ 2. Проблема периодизации взрослости

3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность

в период зрелости

Развитие личности в период взрослости. Нормативные кризисы

взрослости

Психофизиологическое и познавательное развитие в период

взрослости

Глава XIX. Взрослость: старение и старость

1 . Старость как биосоциопсихологическое явление

§ 2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем

§ 3. Теории старения и старости

§ 4. Проблема возрастных границ старости

Возрастные психологические задачи и личностные кризисы

в старости

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность

в старости.

§ 7. Личностные особенности в старости

§ 8. Познавательная сфера в период старения

Приложение

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время знание фактов и закономерностей психологиче­ ского развития в детстве, юности, зрелости и старости, возрастных задач и нормативов развития, типичных возрастных проблем, пред­ сказуемых кризисов развития и способов выхода из них необходимо самому широкому кругу специалистов - психологам, педагогам, врачам, социальным работникам, работникам культуры и т.д.

Предлагаемый учебник представляет собой развернутый учеб­ ный курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психо­ логия». Особенно полезен этот учебник будет для студентов, обу­ чающихся на вечерних и заочных отделениях вузов. Включенные в пособие темы охватывают практически весь диапазон курса возрас­ тной психологии. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которо­ го заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным.

Учебник включает 5 разделов, объединяющих 19 тем. Первый раздел «Предмет, задачи и методы психологии развития

и возрастной психологии» знакомит с методологическими, методи­ ческими и понятийными основами возрастной психологии, содер­ жит введение в основные проблемы данной отрасли психологиче­ ской науки.

Разделы второй «Историческое становление возрастной психо­ логии», третий «Основные концепции психического развития чело­ века в онтогенезе в зарубежной психологии» и четвертый «Основ­ ные закономерности психического развития человека в онтогенезе в российской психологии» представляют собой изложение и анализ основных теорий психического развития человека, разработанных в зарубежной и отечественной психологии. Они знакомят читателя с историей детской и возрастной психологии, классическими теория­ ми психического развития, тенденциями современного развития и дискуссионными проблемами возрастной психологии как науки.

В пятом разделе «Онтогенетическое психическое развитие чело­ века: возрастные ступени» рассмотрены основные закономерности психического развития на протяжении жизни человека - от рожде­ ния до старости, дано описание психологических возрастов от мла­ денчества до старости.

Возрастная психология. Шаповаленко И.В.

(Психология развития и возрастная психология.)

М.: Гардарики, 2005 - 349 с.

Учебник "Возрастная психология" представляет собой развернутый курс по дисциплине "Психология развития и возрастная психология" разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С.Выготским, Д.Б.Элькониным.

Предлагаемый учебник может быть использован при подготовке специалистов по ряду специальностей - "Психология", "Социология", "Социальная педагогика", "Социальная работа" и других.

Формат: pdf / zip

Размер: 1,54 Мб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Раздел первый. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗБИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава I. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии
§ 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки
§ 2. Проблема детерминации психического развития
§ 3. Основные понятия возрастной психологии
Глава II. Организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии
§ 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития
§ 2. Метод наблюдения
§ 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования
§ 5. Вспомогательные методы исследования
§ 6. Схема организации эмпирического исследования
Раздел второй. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава III. Возникновение возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки
§ 1. Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной области психологической науки
§ 2. Начало систематического изучения детского развития
§ 3. Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине XIX - начале XX в.
Глава IV. Теории детского развития первой трети XX в.: постановка проблемы факторов психического развития
§ 1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии
§ 2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма
§ 3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный
§ 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды
Раздел третий. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход
§ 1. Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда
§ 2. Психоанализ детства
§ 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей
Глава VI. Психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального развития личности Э. Эриксона
§ 1. Эго - психология Э. Эриксона
§ 2. Методы исследования в работах Э. Эриксона
§ 3. Основные понятия теории Эриксона
§ 4. Психосоциальные стадии развития личности
Глава VII. Психическое развитие ребенка как проблема научения правильному поведению: бихевиоризм о закономерностях детского развития
§ 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении
§ 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона
§ 3. Оперантное научение
§ 4. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера
Глава VIII. Психическое развитие ребенка как проблема социализации: теории социального научения
§ 1. Социализация как центральная проблема концепций социального научения
§ 2. Эволюция теории социального научения
§ 3. Феномен научения через наблюдение, через подражание
§ 4. Диадический принцип изучения детского развития
§ 5. Изменение представлений о психологической природе ребенка
Глава IX. Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже
§ 1. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже
§ 2. Ранний этап научного творчества
§ 3. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже
§ 4. Критика основных положений теории Ж. Пиаже
Раздел четвертый. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава X. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский и его школа
§ 1. Происхождение и развитие высших психических функций
§ 2. Проблема специфики психического развития человека
§ 3. Проблема адекватного метода исследования психического развития человека
§ 4. Проблема "обучение и развитие"
§ 5. Две парадигмы в исследовании психического развития
Глава XI. Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе
§ 1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно-исторический феномен
§ 2. Категория "психологический возраст" и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского
§ 3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина
§ 4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития
Раздел пятый. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ
Глава XII. Младенчество
§ 1. Новорожденность (0-2 месяца) как кризисный период
§ 2. Младенчество как период стабильного развития
§ 3. Развитие общения и речи
§ 4. Развитие восприятия и интеллекта
§ 5. Развитие двигательных функций и действий с предметами жизни
§ 7. Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года
Глава XIII. Раннее детство
§ 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым
§ 2. Развитие предметной деятельности
§ 3. Зарождение новых видов деятельности
§ 4. Познавательное развитие ребенка
§ 5. Развитие речи
§ 6. Новые направления руководства психическим развитием в раннем детстве
§ 7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет
Глава XI V. Дошкольное детство
§ 1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте
§ 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста
§ 3. Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная)
§ 4. Познавательное развитие
§ 5. Общение со взрослыми и сверстниками
§ 6. Основные психологические новообразования. Личностное развитие
§ 7. Характеристика кризиса дошкольного детства
Глава XV. Младший школьный возраст
§ 1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному обучению
§ 2. Адаптация к школе
§ 3. Ведущая деятельность младшего школьника
§ 4. Основные психологические новообразования младшего школьника
§ 5. Кризис отрочества (предподростковый)
Глава XVI. Подростковый возраст (отрочество)
§ 1. Социальная ситуация развития
§ 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте
§ 3. Специфические особенности психики и поведения подростков
§ 4. Особенности общения со взрослыми
§ 5. Психологические новообразования подросткового возраста
§ 6. Развитие личности и кризис перехода к юности
Глава XVII. Юность
§ 1. Юность как психологический возраст
§ 2. Социальная ситуация развития
§ 3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте
§ 4. Интеллектуальное развитие в юности
§ 5. Развитие личности
§ 6. Общение в юности
Глава XVIII. Взрослость: молодость и зрелость
§ 1. Взрослость как психологический период
§ 2. Проблема периодизации взрослости
§ 3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости
§ 4. Развитие личности в период взрослости. Нормативные кризисы взрослости
§ 5. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости
Глава XIX. Взрослость: старение и старость
§ 1. Старость как биосоциопсихологическое явление
§ 2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем
§ 3. Теории старения и старости
§ 4. Проблема возрастных границ старости
§ 5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости
§ 6. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости
§ 7. Личностные особенности в старости
§ 8. Познавательная сфера в период старения
Приложение