Выявленным во время голодомора людоедам ходившие по селам медицинские работники давали отравленные «приманки» — кусок мяса или хлеба. В эпицентре трагедии. Голод в Северной Корее

Голод - это острая нехватка пищи. Голод приводит к истощению и повышенной смертности среди населения. Основными причинами этой беды может быть слишком быстрый прирост населения, неурожай, холода или даже политика правительства. В наше время люди научились с этим бороться с помощью продвинутого сельского хозяйства.

Благодаря прогрессу накормить людей стало проще, а вот в средние века с этим было сложно: во всём мире часто свирепствовал голод, кроме того, люди умирали из-за различных заболеваний и от холода. Подсчитано, что даже в просвещённом XX-м веке от голода умерло около 70-ти млн человек. Страшнее то, что от голода люди могут сойти с ума и начать есть других людей, чтобы выжить - в истории описано немало подобных случаев.

1. Трудовой лагерь «Канава»

«Канава» - это бывший трудовой лагерь, расположенный в северо-западной пустынной области провинции Ганьсу, Китай. В период с 1957-го по 1961 год здесь содержались 3000 политзаключённых - в своего рода концлагерь отправляли на перевоспитание людей, в которых подозревали «правых».

Первоначально тюрьма была рассчитана всего на 40–50 преступников. Начиная с осени 1960-го года в лагере свирепствовал массовый голод: люди ели листья, кору деревьев, червей, насекомых, крыс, отходы и, наконец, прибегли к каннибализму.

К 1961 году умерли 2500 из 3000 заключённых, а тем 500 человек, которые выжили, пришлось питаться мёртвыми людьми. Их истории записаны в книге Яня Сяньхуэя, путешествовавшего потом по всему северо-западном району китайской пустыни, чтобы брать интервью у тех, кто пережил этот кошмар. Книга получилась немного беллетризованной и включает в себя графические разделы, в которых люди едят части тела или фекалии других людей.

Тем не менее, людоедство в «Канаве» было реальным, даже слишком. В большинстве случаев трупы были настолько тощими, что питаться ими было трудно. События в «Канаве» отражены в одноимённом фильме, рассказывающем о людях, вынужденных справляться с физическим истощением, переохлаждением, голодом и смертью.

2. Голод в Джеймстауне

Джеймстаун был первым постоянным английским поселением в Америке. Поселение было создано 24 мая 1607-го года в рамках Лондонской Кампании. Джеймстаун служил в качестве столицы колонии до 1699-го года, а потом она была перенесена в Вильямсбург.

Городок располагался на территории Поухатанской конфедерации индейских племён - здесь жило примерно 14 тысяч коренных индейцев, и европейским поселенцам приходилось полагаться на торговлю с ними, больше покупать пищу было негде. Но после ряда конфликтов торговля закончилась.

В 1609-м году случилась катастрофа: третье продовольственное судно, направлявшееся в Джеймстаун из Англии, потерпело крушение и застряло на рифах Бермудских островов. Судно везло в посёлок еду, но из-за крушения Джеймстаун остался на зиму без продовольствия. Позже стало известно, что капитан Самуэль Аргалл вернулся в Англию и предупредил чиновников о бедственном положении Джеймстауна, но к берегам Америки больше не отправили ни одного корабля.

Зимой 1609-го года разразился массовый голод: сотни колонистов умерли ужасной смертью, и к 1610 году из 500 человек в живых осталось только 60. Раскопки показывают, что выжившие прибегли к людоедству - на человеческих костях были обнаружены зарубки, свидетельствующие о срезании мышц с костей. Также был найден женский череп с дырами на лбу и затылке, что говорит о том, что кто-то пытался в буквальном смысле съесть её мозг. Насколько в Джеймстауне был распространён каннибализм, остаётся неясным.

3. Великий голод 1315–1317

В средние века в Европе голод случался очень часто, как правило, он возникал из-за скудных урожаев, перенаселения и болезней вроде чумы. Британия, например, за период Средневековья пережила 95 случаев массового голода. В период с 1348-го по 1375 год продолжительность жизни в Англии в среднем составляла всего 17,33 лет.

С 1310-го по 1330 год погода в Северной Европе была очень плохой и совершенно непредсказуемой. В 1315-м году резко выросли цены на еду, что послужило причиной распространения голода. В некоторых местах цены увеличились втрое, и людям приходилось выращивать растения, корни, травы, орехи, и кору. В 1317 году еженедельно погибали тысячи людей, а за три года голод убил миллионы.

Общественные правила в голодное время перестали действовать - многие родители бросали своих детей. На самом деле, такое время легло в основу знаменитой сказки «Гензель и Гретель». Некоторые родители в то время убивали своих детей и ели их. Есть также свидетельства, что заключённым приходилось есть трупы других заключённых, а некоторые люди даже воровали тела из могил.

4. Блокада Ленинграда

В июне 1941-го года нацистская Германия напала на Советский Союз, приступив к выполнению плана «Барбаросса» - крупнейшему военному вторжению в истории. По плану нужно было сначала захватить Ленинград, потом Донецкий бассейн, а потом Москву.

Ленинград был нужен Гитлеру из-за его военного значения, промышленности, а также символического прошлого. С помощью финской армии нацисты окружили город и держали его в осаде 872 дня. Немцы хотели заставить людей сдать город, заморив их голодом, и отрезали все поставки продовольствия.

Людям пришлось жить без каких-либо коммунальных услуг (воды и энергии). В современной истории блокада является крупнейшей причиной гибели людей. Было подсчитано, что около 1,5 млн человек погибли непосредственно в результате осады. Из первоначальных 3,5 млн человек, живших в Ленинграде, только 700 000 пережили войну.

Вскоре после начала осады все магазины в городе закрылись. Как и следовало ожидать, деньги больше ничего не стоили. Для кражи еды люди даже сбивались в группы. В итоге людям пришлось есть кожу, меха, помады, специи и медикаменты, но голод становился всё более свирепым. Общественные правила постепенно значили всё меньше, и появились сообщения о распространении каннибализма.

Во время осады людоедство достигло таких масштабов, что милиции пришлось организовать специальное подразделение, чтобы отлавливать «хищников». Несмотря на то, что все и так жили в страхе потенциальной бомбардировки, семьи были вынуждены бороться ещё и с этой угрозой. После войны учёные начали использовать эту информацию для изучения голода, истощения и связанных с ним заболеваний.

5. Великий Голод в Ирландии

Великий Голод был периодом массового голода, который разразился в Ирландии между 1845-м и 1852-м годом. Он также известен как ирландский картофельный голод, потому что фитофтороз картофеля стал непосредственной причиной нехватки продовольствия.

Как и во многих случаях, это произошло из-за глупых правительственных реформ, из-за которых некоторые историки называют это событие геноцидом. Несмотря на то, что около миллиона человек умерли от голода и ещё миллион бежали из Ирландии, британское правительство ничем не могло помочь.

Голод навсегда изменил демографический и политический ландшафт Ирландии. Он стал причиной напряженных отношений между Ирландией и британской короной, и в конечном итоге привёл к независимости Ирландии. Во время голода подавляющее большинство людей в Ирландии недоедали, из-за чего распространялись страшные инфекции. Некоторыми из самых смертоносных болезней были корь, туберкулез, инфекции дыхательных путей, коклюш и холера.

В 2012-м году профессор Кормак О’Града из Дублинского Университета предположил, что во время Великого Голода было распространено людоедство. О’Града опирался на ряд письменных свидетельств, например, историю Джона Коннолли с запада Ирландии, который ел мясо с тела своего мёртвого сына.

Другой случай был опубликован 23 мая 1849-го года и рассказывал о голодном человеке, «вытащившем сердце и печень из утопленника, которого выбросило на берег после кораблекрушения». В некоторых случаях острейший голод заставлял людей есть членов семьи.

6. Сражение в Суйянь

В 757-м году между повстанческой армией Ян и лояльными силами армии Тан состоялось сражение при Суйянь. Во время боя Ян пытались осадить область Суйянь, чтобы взять под контроль территорию к югу от реки Хуай. Ян сильно превосходили Тан в силе, но чтобы победить врага, им нужно было проникнуть за толстые стены. За защиту города отвечал генерал Чжан Сюнь.

У Чжан Сюня было 7000 солдат для защиты Суйянь, в то время как в войске Ян было 150 000. Несмотря на осаду и ежедневные штурмы, армии Тан удалось сдерживать натиск Ян в течение многих месяцев. Тем не менее, к августу 757-го года все животные, насекомые и растения в городе были съедены. Чжан Сюнь несколько раз пытался получить еду из близлежащих крепостей, но никто на помощь не пришёл. До смерти голодные люди пытались убедить Чжан Сюня сдаться, но он отказался.

Согласно Старинной Книге Тан, когда еда в Суйянь закончилась, «люди стали питаться телами погибших, а иногда убивали собственных детей». Чжан Сюнь признал, что ситуация стала критической, поэтому убил своего помощника и предложил другим съесть его тело. Сначала солдаты отказались, но вскоре уже без зазрения совести поедали плоть. Так сначала съели всех женщин в городе, а когда женщины закончились, солдаты начали охотиться на стариков и юношей. В общей сложности, согласно Книге Тан, солдаты убили и съели от 20 000 до 30 000 человек.

Людоедов в Суйянь стало слишком много, и к тому времени, как Ян взяли город, в живых осталось всего 400 человек. Ян пытались убедить Чжан Сюня вступить в свои ряды, но он отказался и был убит. Через три дня после падения Суйянь большая армия Тан прибыла и отвоевала область, что стало началом падения Великой Ян.

7. Голод в Северной Корее

В конце 1980-х годов Советский Союз потребовал от Северной Кореи компенсацию за всю своей помощь - прошлую и нынешнюю. В 1991-м году, когда развалился СССР, торговля между двумя странами прекратилась, и на экономике Северной Кореи это отразилось плачевно - страна больше не могла производить достаточно продовольствия, чтобы кормить всё население, и в КНДР между 1994-м и 1998-м годом случился массовый голод, убивший между 250 000 и 3,5 млн человек. Особенно трудно пришлось женщинам и маленьким детям.

Достать мясо было трудно, и некоторые люди прибегли к каннибализму. Люди стали относиться к продавцам еды с огромным подозрением, а детей не выпускали на улицы ночью. Есть сообщения, что «люди от голода сходили с ума и даже убивали и съедали собственных младенцев, грабили могилы и поедали трупы». Родители были в панике: их детей могли похитить, убить и продать в виде мяса.

В 2013-м году стали появляться сообщения, что в Северной Корее из-за экономических санкций снова разразился голод. Отсутствие пищи послужило причиной того, что люди были вынуждены вновь прибегнуть к людоедству. В одном из докладов говорится, что был пойман мужчина и его внук, которые выкапывали труп ради еды. Согласно другому сообщению, поймали группу мужчин, которые варили детей. В связи с тем, что Северная Корея всё происходящее внутри страны держит в секрете, правительство не подтвердило и не опровергло недавние сообщения о каннибализме.

8. Голодомор

В начале 1930-х годов правительство Советского Союза решило, что все индивидуальные крестьянские хозяйства выгоднее заменить на коллективные. Это должно было увеличить поставки продовольствия, но вместо этого привело к одному из самых больших вспышек голода в истории. Коллективизация земли означала, что крестьяне были вынуждены продавать большую часть своего урожая по очень низкой цене. Рабочим же есть свои посевы запрещалось.

В 1932-м году Советский Союз был не в состоянии производить достаточное количество зерна, и страна пережила массовый голод, который убил миллионы. Больше всего пострадали такие области, как Украина, Северный Кавказ, Казахстан, Южный Урал и Западная Сибирь. На Украине голод был особенно свирепым. В истории он сохранился под названием Голодомор. Голод убил от трёх до пяти миллионов человек, а в соответствии с данными Киевского апелляционного суда, было десять миллионов случаев смерти, включая 3,9 млн жертв и 6,1 млн врождённых дефектов.

Во время Голодомора на Украине было широко распространено людоедство. Люди сбивались в банды, убивали членов своих семей и ели мёртвых детей. Советские чиновники выпустили плакаты с надписями: «Питаться собственными детьми - варварство».

Был случай, когда человек по имени Мирон Емец и его жена были схвачены за приготовлением в пищу своих детей и приговорены к десяти годам тюрьмы. Было подсчитано, что во время Голодомора за каннибализм было арестовано около 2500 человек, при этом подавляющее большинство из них из-за массового голода сошли с ума.

9. Голод в Поволжье

В 1917-м году, в конце Первой Мировой войны, в России началась гражданская война между большевистской Красной армией и Белой армией. За это время политический хаос, крайнее насилие и экономическая изоляция России послужили причиной распространения заболеваний и нехватки продовольствия во многих областях.

К 1921 году в большевистской России ограниченные поставки продовольствия и засуха вызвали массовый голод, который угрожал жизни более 25-ти млн человек в Поволжье и Приуралье. К концу 1922-го года голод убил около от пяти до десяти миллионов человек.

Во время голода тысячи советских граждан покидали свои дома в поисках пищи. Людям пришлось есть траву, грязь, насекомых, кошек, собак, глину, конскую упряжь, падаль, шкуры животных и в итоге прибегнуть к людоедству. Очень многие люди ели членов своих семей и охотились за человеческим мясом.

О случаях людоедства сообщали в милицию, но та ничего не сделала, поскольку людоедство считалось методом выживания. По информации из одного доклада, женщина была поймана за варкой человеческого мяса. Позже она призналась, что убила свою дочь ради пищи.

Сообщалось, что милиционеры были вынуждены защищать кладбища, атакуемые голодными толпами. Люди начали продавать человеческие органы на чёрном рынке, и каннибализм стал проблемой в тюрьмах. В отличие от большинства исторических случаев людоедства, остались даже фотографии людоедов, на которых изображены голодающие люди, сидящие рядом с истерзанными человеческими телами. Существуют также доказательства того, что люди убивали брошенных детей, чтобы поесть.

10. Великий Китайский Голод

В период с 1958-го по 1961 год в Китае разразился массовый голод. Дефицит еды был вызван засухой, плохой погодой и Большим Скачком - экономической и политической кампанией китайского правительства. Согласно официальной статистике, погибло около 15-ти млн человек.

Историк Франк Дикоттер предположил, что погибло по меньшей мере 45 млн человек. Почти всем гражданам Китая не хватало еды, рождаемость сократилось до минимума. В Китае этот период называют Тригорьких года.


Франк Дикоттер

Когда ситуация стала ещё хуже, китайский лидер Мао Цзэдун совершал преступления по отношению к народу: он и его подчинённые крали продукты питания и оставляли миллионы крестьян голодать. Врачам было запрещено указывать «голод» в качестве причины смерти.

Человек по имени Ю Дэхун рассказывал: «Я пришёл в одну деревню и увидел 100 трупов. В другой деревне было ещё 100 трупов. Никто не обращал на них внимания. Люди говорили, что трупы ели собаки. Не правда, сказал я. Собак народ уже давно съел». Огромное количество граждан сошли с ума от голода и насилия.

Во время великого голода поступали многочисленные сообщения о каннибализме. Люди потеряли все нравственные принципы и часто питались человеческим мясом. Некоторые ели своих детей, другие менялись детьми, чтобы не чувствовать себя ужасно из-за того, что едят своих. Большая часть пищи в Китае была именно человечиной, и некоторые районы страны были заселены людоедами. Каннибализм во время этого голода был назван «беспрецедентным случаем в истории XX-го века».

А суды-»тройки» при Коллегии ГПУ УССР приговаривали крестьян, обвиняемых в каннибализме, к 10 годам концлагерей или расстрелу

Во время работы в спецфондах Отраслевого государственного архива МВД Украины мне довелось читать материалы нескольких сотен уголовных дел, заведенных в 1933 году на украинских крестьян, ставших при Голодоморе каннибалами. Этот вид преступления даже не предусмотрен Уголовным кодексом Украины — ни того времени, ни ныне действующим. «Людоедство», «людожерство», «трупоедство» (термин «каннибализм» тогда не употреблялся) квалифицировалось как статья 174 УК УССР 1927 года: «Разбой, то есть открытое, с целью завладения чужим имуществом, нападение отдельного лица, повлекшее за собой смерть или тяжкое телесное повреждение потерпевшего… «Под «чужим имуществом» в подобных случаях подразумевалось… человеческое тело.

«Печiнку та серце вiд своєї дiвчинки я зварила i з"чла»

К этим уголовным делам не прикасались с 1933 года. Я развязывал тесемки очередной серой папки с номером, проставленным «химическим» фиолетовым карандашом, читал пожелтевшие страницы — и… мороз шел по коже.

Вот только некоторые фрагменты из протоколов уголовных дел (стилистика оригиналов сохранена полностью, фамилии фигурантов дел из этических соображений не указываются. — Авт.).

тз протоколу допиту Оксани Сергучвни Г., 36 рокув, неписьменна, селянка, буднячка, вдова, 3 душу сум"ч, хата, зу слув — несудима 1933 року, лютого, 28 дня с. Зозова Липовського району Вунницькоч областу.

«Я залишилася вдома зу свощю дувчинкою Олександрою, якуй 4 роки, у коли моя дувчинка спала буля мене на печу, я взяла ножа, яким рузала хлуб, у зарузала свою дувчинку Олександру. Пусля чого я, порузавши чч всенького живота, вийняла печунку та серце, а кров вийняла з неч руками в горщик.

Пусля чого я взяла зарузану дитину, винесла в комору у положила в ночви. На другий день прийшов муй старший хлопчик цван, який запитав мене, де наша Олександра. Я вудповула, що Олександра померла!

… Все це зробила для того, оскульки я вмирала з голоду. До цього я з"чла два кота та дву собаки, яких я чла разом зу свочми дутьми. Бульш додати до справи нучого не маю. Додаю, що у мене було трохи озимини 0,5 га, яку я назбирала в 32 роцу. Хлуб, який був у мене, був забраний сульрадою в кулькосту 8 пудув, у я залишилася без хлуба. Додаю, що печунку та серце вуд свощч дувчинки Олександри я зварила у з"чла…

Записане у прочитане мену об"яснили».

тз протоколу допиту Федосуя Захаровича Н., 45 рокув. Вбив у спожив в чжу двох дочок Анастасую (12 рокув), Харитину (9 рокув).

Село Красна Слободка Кичвськоч обл. Черкаського р-ну.

«В 1932 году вместе с женой и сыном Захарием выработали в колхозе 400 трудодней, у меня не было ни одного прогула, за что я осенью получил около 5-ти килограммов проса и 4 кг муки, что хватило для моей семьи на 4−5 дней, и на зиму я остался без всяких средств к существованию. Старшие сыновья уехали из дому, я продолжал работать в колхозе, за это получал 1 раз в день вареную пищу — борщ из капусты и буряка без хлеба.

4. 04 я убил младшую дочь Христю, которая была настолько истощена, что не могла уже встать… — тело, одни кости я порубил и сварил, и за два дня съел. Давал я мясо есть и старшей дочери Насте, а 6. 04 в 5 часов утра я убил и Настю. Думал, этим поддержу свои силы, а Настя все равно-то от истощения умерла бы через день-два…

Как первую, так и вторую, я убил спящих, снимал их с кровати, ложил на земляной пол и топором одним ударом отрубал голову… Головы и кости порубал на кусочки и закопал».

тз протоколу допиту Тр-го Василя Мироновича (освута — можу розписатись, брати — померли…)

м. Умань, вул. Пролетарська, 1909 року народження.

«Герасим Ковтун помер 3 березня у вун пролежав у нас з тиждень у його нухто вуд нас не забирав. Тоду ми з мамою вирушили порузати та з"усти м"ясо з того трупу… Ми його чмо вже днув 5 всу четверо. Частина м"яса (тулуба) ще залишилась у ту частину вчора було виявлено.

М"яса ми цього не продавали. Я скажу, що м"ясо це я чв у буду чсти, бо я голодний, у не маю роботи. Бульше додати нучого не маю».

А вот акт медицинского обследования, касающийся этого уголовного дела о людоедстве:

Акт судово-медичного освудчування N 118 Тр-го В. М.

«1933 року, в марту 16 дня… в кабунету судово-медичноч експертизи освудувано громадянина Тр-го Василя Мироновича.

Оглядом виявлено: освудуваному 23 роки.

Ослабленный, отечность ног. Видимые слизистые оболочки бледноваты, слабость при ходьбе, цвет кожи лица — с желтоватым оттенком. Вполне ориентируется отчетливо во времени, окружающем пространстве, помнит все удовлетворительно, делал все осознанно, причем заявил, что с человека мясо ел и будет есть…

Висновок: считаю, что общее состояние его здоровья значительно ослабленное, а психика нормальная.

Районний судовий медик. Пудпис».

«В таком состоянии люди избегают лишних движений»

Можно только представить, до какой степени физических и душевных страданий должен был дойти измученный голодом человек, чтобы решиться на такое ужасное злодеяние!

Это становится понятным, когда знакомишься с выводом медиков, в частности психиатров, изучавших голодающих: «В таком состоянии люди избегают лишних движений. Этому способствуют сильная физическая слабость — даже на поиски пищи они встают с трудом. Милостыни не просят, так как считают это напрасным делом. К тому же, не имея привычки, они не в состоянии подняться до необходимой инициативы. Большую часть времени проводят лежа. Как исключение, наблюдаются медленные внезапные импульсы.

Сон в этом периоде очень хороший… У многих голодающих появляются галлюцинации, главным образом зрительные, значительно реже — слуховые, иногда кинетические. Постепенно увеличивается затемнение сознания, и люди переходят в терминальную стадию голода. Последняя продолжается от нескольких часов до нескольких дней. Самый долгий срок этого состояния — двенадцать суток. Оно всегда заканчивается смертью».

Самое же трагичное то, что длительный голод поражает механизмы душевной жизни, которые вырабатывают волевые действия. Психические расстройства голодающих, почти незаметные неспециалистам, могли бы оставаться в сфере интересов психиатров, если бы не давали ключа к пониманию тех разрушительных действий против гражданской и общественной жизни, которыми так богаты голодовки. Уход из семьи и бродяжничество, подбрасывание детей, самоубийства и бесконечное количество преступлений, совершаемых в период голода, указывает на тот разлад, который привнесла в жизнь народа психика голодающих.

Явление каннибализма во время Голодомора приобрело в Украине угрожающие масштабы. Осмеливаюсь утверждать, что такого массового людоедства не знала ни одна страна, ни один народ за всю историю существования человеческой цивилизации. Судите сами: в Украине десятки тысяч населенных пунктов, и в каждом из них были каннибалы, в каждом зафиксированы десятки фактов людоедства.

Но борьба велась не с причиной явления — голодом, а с его последствиями. К обезвреживанию людоедов пришлось привлекать не только работников ГПУ, а и врачей, сельских активистов, созданную по селам широкую сеть осведомителей.

Существование негласного указа ГПУ «медицинским работникам умерщвлять каннибалов» подтверждают многочисленные опубликованные свидетельства очевидцев. Медицинские работники ходили по селам и давали людоедам отравленные «приманки» — кусок мяса или хлеба… Факты смерти людоедов соответствующим образом документировались. Например:

УССР — НКОЗ

Плисковська унспектура охорони здоров"я.

Плисковська районна лукарня 03. 09. 1933 N 13/1

м. Плискув

Гр. с. Андрушевка Параска Григорувна А. померла в Плискувськуй райлукарну 25. 06. 1933 р.

Головний лукар (пудпис).

Акт комиссии по факту осмотра трупа гражданки Оксаны Сергеевны Г.

1933 года, марта, тридцатого дня комиссия в составе начальника Липовского района ГПУ — Макова политинспектора милиции товарища Каневского в присутствии товарища Мазура составили настоящий акт в нижеследующем: сего числа произведен осмотр трупа гражданки Г. Оксаны Сергеевны, уроженки села Зозово, установлено, что смерть постигла ее от паралича сердца.

Комиссия

Лекпом (помощник лекаря)

Липовецкой поликлиники

(пудпис) Мазур.

Помимо негласных методов, борьбу с людоедством вели и на «законных основаниях». Последнюю осуществляли органы ГПУ.

Проведя следственные действия по фактам каннибализма, оперуполномоченный направлял дело на расследование суда-«тройки» при Коллегии ГПУ УССР с ходатайством о применении к обвиняемому «высшей меры социальной защиты — смертной казни — расстрела». Постановления суда, как правило, однотипные и лаконичные: 10 лет концлагерей, в иных случаях — расстрел.

10 лет лагерей (наказание отбывал на Соловках) получил житель Дымерского района Киевской области 29-летний Василий С., который, как свидетельствуют материалы уголовного дела N 15612, «подушил своих трех детей: Мотрю (1 год), Ивана (5 лет), Марию (7 лет), мотивирует, что нечего есть и кормить детей. Мясо детей обнаружено засоленным в дижке». В 1938 году отец-каннибал обратился в Верховный Совет УССР с заявлением о помиловании. Ему пришел ответ: «Учитывая тяжесть совершенного преступления, каковое можно было избежать при сознательном отношении к социалистическому труду, считать досрочное освобождение нецелеобразным».

Сколько их, таких «несознательных», фигурирует в уголовных делах! «Несознательный» отец переворачивается в лодке на середине Днепра вместе с тремя голодными детьми, избавляя тем самым себя и их от дальнейших мучений… «Несознательная» мать оставляет новорожденного ребенка без грудного молока в запертой хате. Кормление истощит ее полностью, а на руках еще двое детей. «Пудуйду до вукна, послухаю, — рассказывает она на допросе, — а воно все пищить у пищить. т так бульше тижня, поки не затихло… «

«Когда умерла мать, я решил не хоронить, а есть ее вместе с братом»

Трупоедство же в 1933 году было и вовсе обыденным явлением. Приведу фрагмент из уголовного дела N 14621: в селе Старые Санжары Полтавской области двое сыновей — Григорий Т. (22 года) и Василий Т. (11 лет) — съели труп матери. «Жили чем попало, — объяснял уполномоченному старший брат. — Ели дохлую конину. Когда умерла мать, я решил не хоронить, а ее есть вместе с братом… Василий не виноват». В деле есть резолюция: «Ввиду несовершеннолетия Василия Т. направить в Реформаториум (так назывались колонии для несовершеннолетних. — Авт.)».

Характерно, что и людоедство, и трупоедство квалифицировалось по одной и той же статье УК советских времен. И санкция была одна: «мера социальной защиты — 10 лет концлагерей». Значения не имело, потреблен в пищу умерший или убиенный живым. Ведь живой все равно стал бы мертвым. От голода! Очевидно, такой была логика судов, выносивших приговоры по этим делам…

Нет сомнения, что Голод-1933 был геноцидом украинского народа, а не «продовольственными трудностями», как это хотелось бы кому-то представить.

Вправе ли мы сегодня винить голодных людей, которые шли на такие тяжкие преступления? Казнить нельзя помиловать… Где поставить запятую? Поставим ее перед словом «помиловать». Но нет прощения организаторам страшной трагедии, по чьей вине в центре Европы на богатейших в мире черноземах работящий хлеборобский народ умирал голодной смертью.

Голод, людоедство

Конечно, в любые времена случались подобные бедствия. Но в X и XI веках они, как гром среди ясного неба поразили людей, у которых не было никаких средств им противодействовать. Разливы рек практически означали наводнение, плохо или вовсе не осушаемые почвы удерживали после обильных дождей невероятное количество влаги, не было также никаких методов ирригации, помогающих противостоять засухе.

В таких условиях непогода, губившая посевы и домашний скот, не могла не породить голод. Еще в 910 году в землях Ангулема он достиг такого размаха, что, как пишет лимузенский монах Адемар из Шабанна, «появилось неслыханное доселе явление, когда люди стали охотиться друг на друга, чтобы съесть».

В 968 году Лиутпранд, епископ Кремоны, находясь с посольством в Констатинополе, отмечал, что «вся греческая земля в настоящее время по воле Бога охвачена такою нуждой, что даже за золотой су нельзя купить двух павийских сетье зерна, и это еще в местностях, где царит относительное изобилие». Засухи и наводнения около 1005 года, согласно Адемару, привели к «ужасному голоду».

Во времена, когда король Франции Роберт Благочестивый продолжал завоевание Бургундии, то есть в период между 1002 и 1016 гг., бургундец Рауль Глабер писал, что «жестокий голод, длившийся пять лет, распространился по всему римскому миру (то есть по всем странам, ранее подчинявшимся Риму. - Э. П.) до такой степени, что нельзя найти ни одной области, которая не была бы поражена нищетой и нехваткой хлеба; большая часть населения умерла от голода». Люди ели «нечистых животных и ящериц», но, естественно, их не хватало, и, подобно жившим в предыдущем веке ангулемцам, голодные люди превращались в людоедов. Понятно, что слабые служили пищей более сильным: «Взрослые сыновья пожирали своих матерей, в то время как и сами матери, забыв о своей любви, делали то же со своими малолетними детьми».

Похоже, пароксизм бедствия наступил в те же ужасные годы: с 1030 по 1032. Мы не можем избежать показаний Рауля Глабера, наиболее красноречивого свидетеля этих кошмаров. Вот что он написал спустя 12 или 15 лет, сидя в своей уединенной келье. Он ничего не забыл: «На самых урожайных нивах мюид семян давал лишь сетье зерна нового урожая, а сетье едва приносил горсть». Никто не мог найти себе пищу, все голодали - и богатые, и те, кто принадлежал к «среднему классу», и бедные. «Могущественным» было некого «грабить». Тот, у кого по воле случая оказывалась лишняя провизия на продажу, мог заломить какую угодно цену. Быстро истребив все виды дичи: зверей и птиц, люди стали есть «мертвечину» и всякого рода «вещи, о которых страшно упоминать». «Лесные коренья» и «речные травы» не спасали от голода, и опять дичью становились люди. Началась настоящая охота: путешественников, бежавших от голода, останавливали на дорогах, убивали, разрубали на части и жарили. Других убивали и съедали ночью те, кто предоставил им ночлег. Дети, увидев издалека приманку в виде яйца или яблока, подбегали в надежде получить пищу, и сами становились пищей. Хуже всего было то, что людям стал нравиться вкус человеческой плоти. Они даже откапывали недавно погребенные трупы. Редкие оставшиеся в живых животные, бродившие без пастухов, подвергались меньшей опасности, чем люди. В Турню - а должно быть, монах из Клюни точно знал то, о чем писал, - некто посчитал возможным дойти до конца в этой ужасной логике: этот человек стал продавать на рынке вареное человеческое мясо. Правда, такое оказалось уже слишком: его схватили и сожгли живьем. Страшный товар закопали в землю; какой-то голодный раскопал его и съел, однако, обнаруженный на месте преступления, был также схвачен и сожжен. Такому же наказанию был подвергнут «дикий человек», нечто вроде огра, который свирепствовал в лесу Шатне в провинции Макон. Он устроил себе жилище возле уединенной, но, видимо, часто посещавшейся церкви. Те, кто просился к нему на ночлег или просто проходил мимо его дома, были обречены. Он съел уже 48 жертв, чьи отрезанные головы гнили в его хижине, когда одному из прохожих, оказавшемуся сильнее его, удалось вырваться из его когтей и убежать. Граф Оттон, узнав о случившемся от этого спасшегося человека, собрал «всех людей, которым мог располагать». Людоеда схватили, привезли в Макон, «привязали к косяку в амбаре». Монахи из соседнего Клюни «своими глазами» видели, как он жарился на костре.

Таким образом, людоеды иногда погибали в наказание за свои преступления - многие же, несомненно, избежали наказания - но, во всяком случае, они умирали не от того, что ели. Чего не скажешь о тех несчастных, которые, по щепетильности или по бессилию, воздерживались от человеческой плоти и прибегали к опасным эрзац-продуктам. Чтобы увеличить объем муки или отрубей, к ним старались что-нибудь подмешать, например белую глину, разновидность каолина, и тогда голод сменялся отравлением желудочно-кишечного тракта. Бледные и исхудалые лица, вздутые животы, голос «тонкий, похожий на короткие крики умирающей птицы», груды трупов, которые уже не было сил хоронить по одному и которые накапливали «до пяти сотен и более» и затем сваливали, нагими или почти нагими, в огромные общие ямы…

Можно возразить, что Рауль Глабер мог описать лишь то, что происходило в Бургундии… Откроем же «Чудеса святого Бенедикта», написанные Андре из Флёри. Он предоставит нам свидетельство о событиях в Орлеане, где, как мы уже упоминали, в 1032 году происходили разрушительные бури. Мы прочтем, что и здесь голод длился три года. Здесь также имели место людоедство, тяжелые физические недуги, невероятно высокая смертность. Впрочем, монахи, жившие в монастыре святого Бенедикта, а также в Клюни, похоже, смогли довольно безболезненно выжить. Конечно, необходимость из-за нехватки рыбы и, видимо, овощей есть в Святую Пятницу ослиную требуху и конину произвела незабываемое впечатление на благочестивого Андре. Разумеется, ему было тяжело оттого, что пришлось даже в день Страстей Христовых нарушить закон воздержания. Однако если учесть, что огромному числу людей вообще было нечего есть…

Истощение было в те времена не единственной причиной преждевременной смерти. Даже если не упоминать о таком само собой разумеющемся факторе, как отдельные болезни, которые не умели лечить, то нельзя не вспомнить о том, что к ним присоединялись эпидемии. В 956 году в Германии и Франции свирепствовала чума. После смерти в 994 году аббата Клюни святого Майеля летописцы описали новую болезнь: «скрытый огонь», который охватывал сперва один член тела, затем постепенно овладевал всем телом и в одну ночь пожирал пораженного им человека. Адемар из Шабанна был свидетелем того, как мор свирепствовал в Лимузене в 997 году. Он называл его «огненной болезнью» и писал, что «невидимый огонь пожрал тела бесчисленного множества мужчин и женщин». Судя по всему, Бургундию поразила та же болезнь, а близость дат описаний позволяет предположить, что речь идет об одной и той же эпидемии, которая, следовательно, пронеслась по всей Франции с востока на запад. Этот «огонь», который вновь вспыхнул в 1043 году в областях между Сеной и Луарой и по меньшей мере еще на севере Аквитании, а затем неоднократно возвращался в течение всего Средневековья, назвали «огнем святого Антония». По всей видимости, его можно отождествить с заболеванием, которое сейчас называют «эрготизмом» и которое вызывается употреблением в пищу некачественной муки, в первую очередь муки из ржи, пораженной спорыньей. Таким образом, здесь мы опять имеем дело с последствиями нездорового питания.

В общих чертах, несмотря ни на что, создается впечатление, что 1033 год стал концом этой длинной вереницы мрачных лет. Рауль - опять он! - говорит об этом однозначно: чистое небо, зеленеющие плодородные земли «в году тысячном со дня Страстей Христовых». Не подтасовывет ли он немного ради совпадения дат? Наверное, велико было искушение заявить, что природа вновь стала благосклонна к людям с наступлением тысячной годовщины Искупления, даже если это не совсем соответствовало истине. Вместе с тем во всех хрониках начиная с 1033 года упоминания о стихийных бедствиях становятся значительно более редкими. А достигнув 1046 года, мы уже встречаем свидетельства о «великом изобилии вина и овощей».

Из книги Покорение Сибири: Мифы и реальность автора Верхотуров Дмитрий Николаевич

Голод Пока Ермак-хан возвращался из кровавого похода по покорению вогулов, а Карача заманил отряд Ивана Кольцо в ловушку, в Искер прибыл стрелецкий отряд из 500 стрельцов во главе с князем Семеном Волховским, головами Иваном Киреевым и Иваном Глуховым. Население ханской

Из книги Сталин. Наваждение России автора Млечин Леонид Михайлович

Голод и людоедство Сталин внимательно читал сводки партийного аппарата и министерства госбезопасности. Он видел, что с окончанием Великой Отечественной люди связывали огромные надежды: они жаждали спокойной и сытной жизни. Но надежды не сбылись. Осенью 1946 года начался

Из книги Великая окопная война [Позиционная бойня Первой мировой] автора Ардашев Алексей Николаевич

«Винтовочный голод» «Винтовки сейчас дороже золота». Военный министр генерал Поливанов Катастрофа в отношении вооружения, понесенная армиями в эту войну, первоначально зависела не от качества оружия, а от его количества. Уже через несколько месяцев в русских войсках

Из книги Владимир Ленин. Выбор пути: Биография. автора Логинов Владлен Терентьевич

ГОЛОД В 1891 году в России начался голод. И хотя он охватил лишь 17 губерний Поволжья и Черноземного центра с населением около 30 миллионов человек, голод стал проявлением глубокого общенационального кризиса, сравнимого по значению разве что с поражением в Крымской

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

Голод Все, что случилось в Ирландии в XIX веке и после, омрачила катастрофа, разразившаяся в стране с 1845 по 1849 год. Это несчастье на многие поколения отравило англо-ирландские отношения и оказало огромное влияние на саму Ирландию. Речь идет о картофельном голоде.Ирландия XIX

Из книги Гладиаторы автора Мэттьюз Руперт

VI ГОЛОД В РИМЕ II 400 году Рим был большим, богатым и красивым городом. На улицах возвышались мраморные храмы и величественные монументы. Сердцем империи была Форум Романум, где городские храмы и сокровищницы соседствовали с правительственными зданиями и вотчиной

Из книги Неизвращенная история Украины-Руси. Том II автора Дикий Андрей

Голод Голод на Украине, приведший в в 1932-3 годах к гибели многих миллионов населения от голодной смерти, украинские сепаратисты изображают, как мероприятие оккупировавших Украину великороссов, направленное на уничтожение украинцев и всячески его выпячивают в своей

Из книги Диссиденты автора Подрабинек Александр Пинхосович

Голод Советский Союз был голодной страной. Тюрьма – голодным местом в голодной стране. Есть хотелось все время. Даже в те исключительно редкие дни, когда удавалось наесться досыта, мозг все равно сверлила мысль, что сытость скоро пройдет, а голод останется. Как известно,

Из книги Аналітична історія України автора Боргардт Олександр

3. Цар Голод Разом із Жовтневим переворотом почала прискорено розвалюватись та досить складна система соціальних відносин, яка об’єднувала Другу імперію. Натомість мало прийти щось нове, набагато досконаліше; революційне, демократичне та проґресивне. Бо, не забудемо, –

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Из книги Жизнь в родной земле автора Балинт Вилем Андреевич

13. Голод - Но все это семечки, - вдруг снова заговорил рассказчик - вот что было после такой «обработки» земли тракторами!.. Это, да!! Результаты обработки земли, как говорили товарищи, по последнему слову науки и при применении всех средств технических достижений,

Из книги Марк Таугер о голоде, геноциде и свободе мысли на Украине автора Тоджер Марк Б

ВОПРОС 1: Говоря о том, был ли голод проявлением геноцида, нам необходимо обсудить три момента: историческую методологию, определение понятия «голод» и определение понятия «геноцид» А. Методология.По результатам многолетнего труда историки разработали определенные

Из книги Клеопатра: История любви и царствования автора Пушнова Юлия

Голод На втором году случилось страшное для страны бедствие. Нил, который обычно своим разливом обеспечивал поля животворящей влагой, не захотел дарить обычный уровень вод. Плодородный ил осел на столь малой территории, что народ впал в панику. Что ждет египтян? Голод?

Из книги Полное собрание сочинений. Том 5. Май-декабрь 1901 автора Ленин Владимир Ильич

I. Голод{102} Опять голод! Не одно только разорение, а прямое вымирание русского крестьянства идет в последнее десятилетие с поразительной быстротой, и, вероятно, ни одна война, как бы продолжительна и упорна она ни была, не уносила такой массы жертв. Против мужика

Из книги Полное собрание сочинений. Том 21. Декабрь 1911 - июль 1912 автора Ленин Владимир Ильич

Голод Снова голод – как по-прежнему, в старой России, до 1905 года. Неурожаи бывают везде, но только в России они ведут к отчаянным бедствиям, к голодовкам миллионов крестьян. А теперешнее бедствие, как вынуждены признать даже сторонники правительства и помещиков, превышает

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Голод В древние времена вредные явления, стихии природы персонифицировались, их часто видели персонами злыми, враждебными. Хоть и представляли в человеческом образе, но с признаками явления природы или стихии. Голод как персонаж представляли сухоребрым, высохшим до

Как населенная выходцами из Украины Кубань пережила ужас 1932-33 годов.

Николай Лопатин (Палибин) в 1930-е работал адвокатом в Армавире. Во время Великой Отечественной служил у немцев, эмигрировал в США, где написал книгу о советской жизни. Одна из глав рассказывает о голодоморе 1932-33 годов на Кубани. Он описывает как массовое озверение крестьян, их людоедство, так и чудовищные репрессии власти против них.

Николай Владимирович Палибин родился в 1890 году. До революции присяжный поверенный округа Московской судебной палаты. В Первую мировую войну - поручик на Западном фронте. В августе 1918 года вступил в Добровольческую армию. Затем в СССР вынужден был жить по подложным документам, на имя Лопатина. С 1923 года член коллегии защитников Кубанской области. В 1935 - «вычищен» и лишён возможности работать адвокатом. С 1937-го - скрывался по ещё одним подложным документам. В Великую Отечественную, после занятия немцами Северного Кавказа, стал бургомистром Майкопа,. Ушёл с отступающей германской армией, в Берлине в 1943-45 годах работал в аппарате Министерства по восточным территориям. В 1946 году эмигрировал в США, где и умер в 1974 году. В 1955 году он опубликовал в Америке книгу «Записки советского адвоката». Одна из глав книги посвящена голодомору на Кубани.

Положение моё становилось всё плачевнее

Я имел возможность покупать только один обед в кооперативной столовой. Этот обед мы съедали с женой вдвоем. Хлеба я давно не видел. Голод подкрадывался постепенно. Это был не тот голод, который описан где-нибудь у Кнута Гамсуна, когда человек может на любой городской свалке получить если не первоклассные продукты, то во всяком случае приличный обед и, конечно, с хлебом. Это был «смертельный голод», безысходность которого заключается в том, что вы не имеете не только ничего съестного, но сознаете, что нигде и никак не можете его достать и что вас ждёт истощение и ужасный конец.

Раз я шёл по безлюдной улице, точнее - тропинке, заросшей бурьяном. Какой-то умирающий от голода человек попросил меня помочь ему встать. Я прошел мимо, так как боялся, что он ‚ обхватит меня и мы вместе уже не поднимемся с земли. На базаре лежали умирающие и мёртвые. Целые кварталы вымерли, хаты были развалены. На площади перед стансоветом умирающие лежали в бурьяне и взывали о помощи. Но стансовет остался к ним глух. По вечерам все боялись выходить из хат, так как можно было стать жертвой охотников за человеческим мясом.

Как семьи пчёл умирают к весне, если злой и хищный хозяин не оставляет им запаса меда, так вымирали целые колхозные семьи. Тогда были организованы колхозные «санитарные» бригады для собирания мертвецов по хатам. Бригады проезжали по улицам, заглядывали в дома и вытаскивали трупы на подводу, а умирающие дожидались своей очереди. В детских домах и яслях трупами детей набивали мешки и наваливали так же на подводу. Но большинство лошадей вскоре передохло, и тогда бригады эти стали пешими. На кладбищах были вырыты большие братские ямы, куда сваливали трупы. Ямы эти не закапывались, пока могила не заполнялась доверху.

Мне пришлось в это время проходить пешком через когда-то богатейшую станицу Дондуковскую. Дорогу мне пересекла похоронная процессия: два ещё живых, но истощённых до крайности человека с трудом, нагнувшись и перекинув веревки через плечи, тащили привязанного за ноги умершего. Это были кожа и кости. Он был босой, в портках и рубашке, она задралась и волочилась за ним по пыли и кочкам. Они доволокли его до края могилы на кладбище, отвязали веревки и с грубой руганью спихнули ногами в открытую «братскую могилу».

Это было «последнее надгробное рыданье»

В то время процветали так называемые голодные кражи. Например, колхозный возчик из станицы Рязанской, везя зерно на ссыпку в счёт хлебопоставки, спрятал по дороге в кустах мешок пшеницы с целью присвоить её. Кражу обнаружили и приговорили колхозника к казни. В станице Гиагинской четыре парня везли комбикорм, т.е. смесь отрубей, молотой люцерны, макухи, мучной пыли и т.п. для скота. По дороге они ели его пригоршнями, а затем похитили каждый со своей подводы примерно по пуду этой смеси. Всем им был вынесен смертный приговор.

Бывший священник станицы Белореченской, идя по дороге, срывал колосья пшеницы и, перетирая в ладонях, ел. В карманах у него во время обыска колхозный объездчик, комсомолец, также обнаружил колоски. Священник получил 10 лет. На прокурорском языке такие похитители назывались парикмахерами: стригут колоски.

В станице Некрасовской исчез медный котёл для варки пищи в степи. Подозрение в краже пало на бригадира, и он заплатил за это своей жизнью. А несколько позже, во время пахоты, котёл нашёлся. Хотя это не голодная кража, но интересный случай, образец применения декрета от 07 августа и поучительный пример советского правосудия.

Рядовая колхозница из станицы Петропавловской набрала себе в фартук чесноку с колхозного огорода - 10 лет.

Я ехал однажды с судьёй на тачанке. Дорога шла между двумя стенами тощей колхозной кукурузы. Вдруг слева открылся баштан: крупные арбузы лежали около самой дороги. Судья Филиппов промолвил: «Добрые арбузы, надо один взять на дорогу». Кучер остановил лошадей, а судья соскочил с тачанки и выбрал арбуз побольше. Лошади тронули. Кража колхозного имущества была совершена.

В это время мы увидели, что к нам бежит со стороны баштана старик с седой бородой - колхозный караульщик. Стало всем ясно, что он был вооружен не только палкой, но и декретом от 7 августа, карающим смертью, а в случае смягчающих обстоятельств - 10 годами. Здесь были два отягчающих обстоятельства: член партии и судья. Кучер был тоже членом партии. Я его знал хорошо. По его словам и выражениям можно было судить, что он из «уркачей».

Увидав надвигающуюся катастрофу, он начал кричать караульщику:

Поспешай, поспешай, старина, нам некогда тебя дожидаться, а то уедем, не заплативши. Вы, товарищ судья, дайте ему за арбуз, как на базаре, мы, мол, покупатели, а не воры.

Караульщик подошёл вплотную, взглянул на арбуз, лежавший в тачанке, оперся грудью на палку и спросил:
- А кто ж вы будете, милые люди, и как с вами этот грех случился?

Однако судья сразу «взял его на басы», всучил ему деньги и приказал, чтобы правление колхоза выслало ему квитанцию в уплате денег.

А если присвоишь, судить буду.

И тачанка покатила

Вот этот самый судья в эту же поездку и присудил колхозницу к 10 годам каторги за чеснок с колхозного огорода. В какой-то момент появились «зелёные» - в зарослях камышах, в подсолнухах. Одетые в рванье и вооруженные обрезами, они разводили костры невдалеке от дороги и варили себе пищу. Вместе с тем в станице начались ежедневные грабежи. Они походили один на другой. Как только наступала темнота, какая-нибудь хата подвергалась нападению. Грабители выбивали поленом окно и влезали внутрь. Они накрывали обессилевших от голода хозяев одеялами или каким-нибудь барахлом обшаривали комнату и забирали всё съестное. Вскоре бандитов поймали.

Оказалось, что их было семеро, в том числе одна женщина. Судили их через два-три дня. Было это весной 1933 года. Они были настолько истощены, что некоторые не могли сидеть на скамье подсудимых и, лёжа на полу, отвечали на вопросы суда не голосом, а каким-то писком. Жертвы их, выступавшие свидетелями, выглядели не лучше. По требованию прокурора суд вынес им за бандитизм расстрел. Но, не дождавшись результатов кассационной жалобы, поданной мною, все приговоренные умерли в тюрьме. Между тем, жалобы рассматривались быстро, так как в Ростов-на-Дону выехала постоянная сессия Верховного Суда для усиления впечатления от выносимых в это время судами приговоров немедленным их исполнением.

Обвинение по этому делу поддерживал прокурор Кузнецов. В ту же сессию суда он поддерживал обвинение против группы активистов, красных партизан эпохи гражданской войны, которые с вечера ходили пьяные по станице вместе с местной акушеркой, вымогали самогон и закуску: огурцы, редьку, лук. Один из них во время этой прогулки изнасиловал акушерку. И прокурор предъявил всей компании обвинение в «массовых беспорядках», предусмотренных одним из пунктов 58-й статьи. Пункт этот указывал на разрушение толпой железнодорожных путей, погром общественных зданий и т.п. Прокурор насчитал за подсудимыми «массу преступлений» - у одного взяли огурцы, у другого свёклу и т.д. - и подвел их под статью 58 УК, помещенную в главе о контрреволюционных преступлениях. Вместе с ним в качестве общественного обвинителя выступал на суде и начальник политотдела машинно-тракторной станции (МТС).

И вот «представитель государственной власти» - прокурор - и начальник политотдела МТС выступали в суде вместе и придавали делу политический характер, поскольку «массовые беспорядки» происходили во время «подготовки к весенней посевной кампании» и могли, по их мнению, сорвать это государственной важности дело. Суд согласился с ними и вынес смертный приговор.

Время шло, я с трудом уже подымался по трёхступенчатому порогу своей квартиры, а надежд впереди не было никаких. Шесть серебряных столовых ложек, один половник и две небольших серебряных ризы с икон - это и был весь мой капитал. Его нужно было отвезти в Торгсин и там обменять на хлеб. Отправляюсь в Армавир.

На витрине Торгсина свиное сало толщиной в две ладони, копчёные рыбцы, белая пшеничная мука, сахар, крупы разные, сливочное масло, сыр, шоколад, конфеты, печенье, рыбные консервы, колбасы разных видов - всё в огромном разнообразии и количестве, как при старом режиме. Во дворе магазина оборванная толпа с исхудалыми лицами. То и дело какого-нибудь упавшего от изнеможения человека вытаскивают и волокут из толпы, обшаривая карманы. Я получил полтора пуда кукурузной муки, оказавшейся горькой, два кило сахара и килограмм постного масла. По ценам старого режима всё это едва ли стоило полтора рубля.

Для меня это был тяжёлый труд

От коллегии адвокатов Армавира я отправился в агитационную поездку по сёлам. Девицы под гармошку пели, осипшие и охрипшие: «Мы железным конём все поля обойдем…», парикмахер подравнивал кое-кому чересчур длинные волосы, а я брехал про новый закон про продпоставки. Вернувшись из степи, мы получали на квартире кукурузную кашу с подсолнечным маслом и ложились спать на грязной соломе на полу. Очень быстро у меня завелись вши. А хлеба не ели ни мы, ни колхозники.

Затрагивая такую вечно актуальную тему, как каннибализм, нельзя не вспомнить Владимира Семеновича Высоцкого:

Но почему аборигены съели Кука?

За что? Неясно — молчит наука.

Мне представляется совсем простая штука — Хотели кушать и съели Кука.

Но есть, однако же, еще предположенье,

Что Кука съели из большого уваженья.

Что всех науськивал колдун, хитрец и злюка:

— Ату, ребята, хватайте Кука.

Кто уплетет его без соли и без лука,

Тот сильным, смелым, добрым будет, вроде Кука.

Однако шутки в сторону — вопрос серьезный. Отметим, что Высоцкий, не будучи ни этнографом, ни биологом, по сути, правильно назвал здесь два основных побудительных мотива каннибализма: голод и ритуальные обычаи.

ГОЛОД НЕ ТЕТКА

Название «каннибалы» произошло от слова «каниба » — так в доколумбовские времена жители Багамских островов называли обитателей , ужасных людоедов. Впоследствии название «каннибал» стало равнозначным антропофагу (от греческого антропос — «человек» и фагейн — «поглощать»). Следует отметить, что каннибал — всегда людоед, но не всякий людоед, как то хищный зверь, — каннибал. Этого «титула» удостаивается лишь человек.

Каннибализм в ходу начиная с каменного века. С увеличением добываемых человеком пищевых ресурсов он сохранился, но уже лишь как исключительное, вызванное голодом в определенные периоды (неурожай и т. п.) явление. В частности, нехваткой пищи объясняют каннибализм неандертальцев. Ритуальный каннибализм сохранялся дольше. Он выражался в поедании различных частей тела убитых врагов, умерших сородичей и был основан на убеждении, что сила и другие достоинства убитого переходили к поедающему его плоть. Иногда, правда, результаты были обратные: например, в некоторых племенах, где было принято поедание мозга жертвы, распространилась неизлечимая болезнь куру. Но не следует полагать, что времена каннибализма навсегда канули в вечность, а традиции каннибализма остались атрибутами древних времен. Нет, они благополучно пережили все этапы становления человеческого общества и сохранились до наших дней. География каннибализма по-прежнему широка.

ПРИВЫЧКА — ВТОРАЯ НАТУРА

В новые времена (с XVI века) каннибализм был отмечен у многих народов, во всех частях света (в том числе и в Европе). Он практиковался во внутренней Африке, в Папуа — Новой Гвинее, на некоторых островах Малайского архипелага, во внутренних областях . Вплоть до XX века каннибализм не был редкостью на многих островах Полинезии, в и Южной Африке. Примеров тому множество.

В XVII веке туземцами одного из островов Океании была поголовно съедена вся оказавшаяся у них в плену в результате кораблекрушения команда пирата Джона Дей-виса-младшего. Сам капитан чудом избежал этой участи.

В 1772 году французский путешественник М. Марион-Дюфрен вместе с 14 своими соратниками оказался захвачен новозеландскими маори. Все они были убиты и съедены.

Таким же образом закончил свой жизненный путь знаменитый мореплаватель, прошедший три кругосветки, Джеймс Кук, тот самый, о ком вспоминал В. Высоцкий. Произошло это в 1779 году на Гавайях. Кук уже имел встречи с каннибалами в ходе своей первой кругосветки. Тогда он подарил им свиней, овец и коз, чтобы отучить от людоедства. Но эксперимент не удался: туземцы не могли понять, чего все же хотят от них белые. Скотину они быстро съели, а потом вернулись к поеданию плененных врагов и путешественников, забредших в их края. А уж сколько было съедено миссионеров, пришедших, чтобы обратить дикарей в лоно церкви, и не счесть!

Ученый-антрополог Г. Еремин комментировал это следующим образом: «На островах, где хватало животной пищи, каннибализма не знали. На других островах каннибализм объясняется нехваткой в организме аборигенов белков животного происхождения при избытке белков растительных, получаемых при употреблении в пищу батата и кукурузы».

МОЙ РОДСТВЕННИК — Я И СЪЕМ!

Сохранились исторические источники, рассказывающие о массовом каннибализме в во время голода, вызванного затянувшейся засухой (1200-1201 гг.). Ходили слухи о каннибализме во времена Первого крестового похода, когда крестоносцы якобы питались телами врагов из захваченного арабского города Маарры. Позже историки пытались удалить эти позорные факты из описаний походов, но... из песни слова не выкинешь.

Историк К. Валишевский писал об осажденных в 1612 году в Кремле поляках и литовцах: «Они стали убивать своих пленников, а с усилением горячечного бреда дошли до того, что начали пожирать друг друга. И это — факт, не подлежащий сомнению: очевидец Будзило рассказал ужасные подробности о последних днях осады — сильнейшие пользовались слабыми, а здоровые — больными. Ссорились из-за мертвых, а к порождаемым жестоким безумием раздорам примешивались самые удивительные представления о справедливости. Так, один солдат жаловался, что люди из другой роты съели его родственника, тогда как по справедливости им должен был питаться он сам. Обвиняемые ссылались на права всего полка на труп однополчанина, а полковник не решался прекратить эту распрю, опасаясь, как бы проигравшая сторона из мести не съела его самого».

И все же читатель вправе заметить, что все это — дела давние. Посмотрим, что было позднее.

НЫНЕШНИЕ РЕАЛИИ

В Новой Зеландии в 1809 году 66 пассажиров и членов экипажа бригантины «Бойд» были убиты и съедены племенами маори.

В ноябре 1820 года моряки, спасшиеся с затонувшего китобойного судна «Эссекс», прибегли, по общему согласию, к людоедству, чтобы хоть кто-то мог выжить (история эта отчасти вошла в роман Г. Мелвилла «Моби Дик»).

В 1920-1930-х годах в Поволжье, и на во время массового голода были зафиксированы множественные случаи каннибализма.

Существуют документальные свидетельства каннибализма в японских войсках в годы Второй мировой войны. Когда у них кончалась еда, японские солдаты убивали и расчленяли солдат противника. Хорошо известен случай, происшедший в 1945 году, когда японские солдаты убили и съели восьмерых пленных американских летчиков. Это дело было расследовано в 1947 году, под судом оказались 30 японцев, в том числе пятеро высших офицеров, включая генерала и адмирала, которые были повешены.

В страшные годы Ленинградской блокады уже в декабре 1941 года были зафиксированы первые случаи людоедства. Из архивов НКВД известно: в декабре 1941-го к уголовной ответственности были привлечены 26 каннибалов, а за январь — февраль 1942 года — уже 860. В дальнейшем, вплоть до января 1943 года, их число только возрастало. Большинство из задержанных было расстреляно. В январе 2014 года об этом рассказал в своей эмоциональной речи в немецком бундестаге Даниил Гранин, сам блокадник и боец народного ополчения.

Закончилась мировая война, но каннибализм на этом не закончился. Совсем недавно в Якутии рыбаки, заблудившись в тайге и оголодав, убили и съели одного из своей компании. Суд приговорил каждого из оставшихся в живых к 3,5 годам заключения условно. Отчего такой либерализм? Факт убийства не был доказан однозначно — возможно, пострадавший умер сам, а за каннибализм в российском Уголовном кодексе статья не предусмотрена. Мотив преступления в этой истории ясен — голод. А как квалифицировать историю, произошедшую лет 10 назад в баварском Ротенбурге? Его житель, придерживающийся нетрадиционных сексуальных наклонностей, некий Армин Майвес, нашел через Интернет партнера — мазохиста и пригласил к себе, где по обоюдному согласию его кастрировал. За выпивкой они вместе съели гениталии, после чего хозяин убил гостя и съел его почти целиком. Сегодня каннибал отбывает срок, в тюрьме он возглавляет партийную ячейку зеленых и пользуется авторитетом.

Таковы реалии сегодняшней цивилизованной Европы.