Учимся правильно писать по русски врожденная неграмотность. Как я всю жизнь живу с врожденной безграмотностью. И это не лечится. Задыхалась от гнева и несправедливости

Вы уже битый час стоите над своим ребенком, пытаясь втолковать ему, что "жи-ши" пишется через "и", а Ваше чадо все равно с завидным упорством лепит ошибки в упражнениях, направленных на закрепление этого простого правила. Опустим момент, каким недобрым словом Вы вспоминаете про себя учительницу своего ребенка, которая не смогла объяснить ему на уроке русского языка все нюансы правописания этих сочетаний или смогла, да ребенок ничего не понял. Мы лишь посочувствуем Вам. Ведь впереди Вас ждет еще, как минимум, отработка правил про "ча-ща" и "чу-щу" (которые всегда через "а" и через "у"), а сил и терпения на нелегкую борьбу с полным отсутствием у Вашего школьника грамотности уже совсем нет. Знакомая картина?

Каждый из Вас, конечно, знает выражение "врождённая грамотность". Скорее всего, многие знают его еще со школьной скамьи. Вы с завистью поглядывали на соседа по парте, обладающим этим навыком, и если (увы и ах!) не могли похвастаться им сами, с обидой и упорством зубрили из учебника русского языка все правила без исключения. А ошибки в диктантах, тестах и упражнениях все равно были. Что греха таить - по этому предмету Вы, что называется, перебивались с "троечки" на "двоечку". И ребенка Вы своего понимаете, как никто другой. Но поделать с этим ничего не можете. Не дано ему, как и Вам, освоить все нюансы правильной грамматики, с ужасом признаетесь Вы себе.

Осознав это, Вы готовы опустить руки и не мучить больше своего ребенка двадцать пятым написанием одного и того же слова подряд. Живете же Вы уже столько лет, в конце концов, с пробелами в знаниях и полным отсутствием навыков грамотного письма, и не хуже других (успокаиваете Вы себя) ведь живете. Так, может быть, стоит оставить в покое своего бездаря? И не мучить ни себя, ни его? Сразу оговоримся, что от безграмотности, действительно, еще никто никогда не умирал. Как показывает практика, для жизни все равно необходимы несколько другие навыки. Если, конечно, Ваша профессия не связана непосредственно с написанием текстов и оформлением документов. Так что помнить все эти нудные правила русского языка, вроде бы, как и ни к чему. А значит, мучить своего ребенка никому не нужной зубрежкой - это почти варварство.

А, между тем, обладание навыками грамотной письменной и устной речи - это очень важная черта современного образованного человека. И в Ваших силах не оставить ребенка безграмотным на всю жизнь и даже (внимание!) параллельно с ним наверстать то, что прошло мимо Вас в школе. Итак, в этой статье мы расскажем Вам, зачем и почему надо обязательно отправлять школьников на курсы повышения грамотности, а самим родителям галопом бежать записываться на курсы интенсивного освоения русского языка для взрослых, если они сами, порой, забывают про всякие "жи" и "ча".

Врожденная грамотность

К сожалению, врождённая грамотность дана не всем. Способностью писать интуитивно без ошибок, даже не зная правила правописания, обладают лишь единицы. А что делать остальным, чтобы овладеть навыками грамотного письма? Как правило, степень усвоения всех правил русского языка зависит от школы, в которой учится ребенок, и от учителя, который преподает ему этот предмет. Большую роль играют также индивидуальные задатки, настойчивость и способности самого ученика, а также особенности его нервной системы и памяти.

Вы можете выдохнуть, если уже после первого года учебы в школе, учитель радостно сообщит Вам, что у Вашего ребенка хорошая память и внимание. Именно они помогут школьнику в процессе чтения запоминать и впоследствии безошибочно воспроизводить все слова. А вот тот ребенок, которому для овладения прочными навыками грамотного письма нужен индивидуальный подход и применение специальных обучающих методик, столкнется в школе с большими трудностями. Не думаем, что мы кого-то удивим, если скажем, что никакого особенного подхода к каждому конкретному школьнику в обычной школе ждать не приходится. Удел таких детей - ходить в вечных "двоечниках" по русскому языку.

Как обычно проходит урок русского языка? Объяснил учитель правило, заставил сделать детей упражнения на закрепление. И отправил домой делать домашнее задание. Это хорошо, если у ребенка успело в голове что-то действительно закрепиться. А если нет? Тогда груз ответственности ложится на плечи родителей. Маме (а обычно это всегда мамы) предстоит нелегкая задача донести ребенку то, что не смог сделать учитель и что никак не хочет укладываться в детской голове. Зубрежкой, "набиванием" руки в ходе выполнения десятка упражнений, руганью, подзатыльниками…методы у всех свои. Итог может быть один - ребенок приходит на урок, где коварный учитель приготовил очередной диктант, призванный выявить, насколько дети усвоили правила. И тут ребенка ждет очередная, хорошо, если это "тройка", а то ведь и "двойка". Еще одна "пара" в копилку, а знания так и не закрепились. Час истины наступает на экзамене.

В последнее время родители все чаще стараются переложить свои обязанности и обязанности школьных педагогов на плечи репетиторов. Однако такой способ вложить знания в голову своего чада финансово могут позволить себе далеко не все. И потом, походы к репетиторам откладываются, как правило, на период учебы уже в старших классах. Вроде как скоро и поступать надо, и выпускные уже на носу. Самое время привлечь тяжелую артиллерию в лице частных преподавателей. А пока - все сами, сами. "Двойки" от учителей на диктантах в качестве метода обучения, и подзатыльники вечером от родителей в качестве наказания.

А между тем, для тех, кто не знает, давно существуют специальные курсы повышения грамотности. Причем для школьников различного возраста и даже для взрослых.

Грамотность детям

На сегодняшний день существуют даже специальные курсы русского языка и развития речи для школьников младших классов. Здесь ученикам самых первых двух классов объяснят, что называется, на пальцах азы будущей грамотности, которые пригодятся им в дальнейшем. Здесь к каждому ученику опытный лингвист-психолог найдет свой индивидуальный подход.

Для школьников постарше существуют курсы повышения грамотности, на которых отрабатывается весь курс русского языка средней школы, а также разбираются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации. Каждый центр обучения предлагают свою уникальную систему обучения. Все методики нацелены на формирование прочных навыков правописания.

Опытные преподаватели помогают школьникам не только овладеть практикой русского языка, но и преодолеть неуверенность, страх перед письменными работами, экзаменами по русскому языку или Единым государственным экзаменом (ЕГЭ), результаты которого идут не только в школьный аттестат, но и учитываются при поступлении в ВУЗы.

Как не прискорбно это признавать, зачастую школьной подготовки явно недостаточно, чтобы успешно выполнить все задания ЕГЭ. Для достижения успеха необходимо владеть материалом на самом высоком уровне, то есть знать все теоретические основы русского языка, владеть практикой грамотного письма, а также обладать навыком выполнения заданий в тестовой форме. Мы уж не говорим обо всех остальных нюансах.

К сожалению, в обычных школах на занятия по русскому языку в старших классах отводится очень мало часов, которых явно недостаточно для того, чтобы охватить все аспекты подготовки к ЕГЭ.

Между тем, многие курсы русского языка, направленные на повышение грамотности школьников, по содержанию программ и последовательности материала соответствуют программе по русскому языку общеобразовательной школы. Вместе с тем, как уверяют специалисты, методики курсов русского языка по повышению грамотности представляют собой сочетание лучших традиционных методов обучения правописанию и новейших достижений в области дидактики и психологии восприятия. Учащийся усваивает все правила и осваивает алгоритм их применения посредством специальных упражнений. Обучение проходит в интересной для школьников форме, не похожей на ту, что применяется учителями на занятиях в школе.

Преподаватели уверяют, что первые же успехи, которые Ваш ребенок сделает, посещая специальные курсы по русскому языку, незамедлительно скажутся на школьной учебе. В конце обучения курсов проводится тестирование, призванное продемонстрировать достигнутый прогресс.

Как правило, все курсы предлагают каждому учащемуся индивидуальную программу, соответствующую лично его возможностям и целям. Для того чтобы правильно выбрать учебную программу, преподавателям необходимо оценить уровень подготовленности и интеллектуальный потенциал учащегося. С этой целью при записи на курсы в большинстве случаев проводится бесплатное тестирование.

Русский язык для взрослых

Многие из нас уже давно закончили школы и ВУЗ, вроде бы прошли неплохую учебную подготовку, а все равно делают при написании текстов ошибки. К сожалению, не все из нас могут похвастаться тем, что помнят все правила правописания и обладают в полной мере всеми навыками грамотного письма. Отсюда досадные курьезы в виде орфографических ошибок в серьезных документах. Подобное абсолютно недопустимо в деловой среде и может напрочь подорвать уважение партнеров и клиентов.

Тем родителям, которые и сами не сильны в русском языке и кому пробелы в знаниях мешают в жизни, можно посоветовать курс интенсивного освоения русского языка для взрослых. Специалисты помогут Вам не только восполнить пробелы, но и повысить грамотность, наработать навыки грамотного письма. Сделать это никогда не поздно и не стыдно.

Стоимость таких курсов вполне доступна. Так, цена одного занятия в небольших группах в течение одного академического часа (40 мин.) начинается от 200 рублей.

Сами курсы (30 -36 ак. часов) для детей и взрослых стоят от 7 000 руб. до 13 900 руб. в зависимости от количества человек в группе и уровня обучения.

Индивидуальные занятия в группе, состоящей из 2-3 человек, обойдутся в более чем 30 000 руб. (за те же 30 - 36 ак. часов).

И хотя, как все мы знаем, врожденная грамотность является навыком врожденным, оказывается, давно существуют курсы, обещающие привить этот навык в любом сознательном возрасте.

Уникальная методика, которую мы разыскали на просторах интернета, обещает всего за чуть более десятка занятий снизить количество ошибок в письменных работах до 70 раз от исходного уровня. Особо подчеркивается, что уникальная технология обучения запатентована как изобретение в России и за рубежом и не имеет аналогов.

Есть, правда, ограничение в виде возраста. Здесь ждут школьников, начиная с седьмого класса и за исключением тех, кто страдает от дислексии и от "врожденной безграмотности". Да, оказывается, есть и такое. Поэтому прежде чем, говорить ребенку, который какой день подряд не может понять, что "жи-ши" пишется через "и", что он бездарь и все в таком духе, и отвешивать очередной подзатыльник, задумайтесь, а, может быть, у безграмотности Вашего ребенка есть вполне логичное объяснение в виде вот такого вот необычного расстройства.

Врожденная безграмотность

Итак, вернемся к термину, который мы озвучили выше, но так и не объяснили, что он означает. Дислексия - это избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. Этот вид специфического нарушения обучения имеет неврологическую природу и проявляется в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дислексия характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова, осуществлять декодирование, осваивать навыки правописания.

При этом нарушения письма имеют в российской логопедии самостоятельное наименование - дисграфия. Это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности. Есть также понятие "дисорфография". Это, когда ребенок не может применять правила правописания при написании слов.

Как говорят специалисты, дислексия довольно сложно диагностируется. Основные ее симптомы: замедленное чтение, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв. При этом само понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.

Существует ряд проблем, с которыми в той или иной мере сталкивается каждый дислектик. Самые распространённые из них:

Дезориентация в пространстве, дезорганизация;

Трудности с восприятием информации;

Трудности в узнавании слов, непонимание того, что только что было прочитано;

Неуклюжесть или нарушение координации;

Синдром дефицита внимания, иногда сопровождаемый гиперактивностью.

При этом признаки отставания в умственном развитии у таких детей исключаются. Надо сказать, что человек с симптомами дислексии или дисграфии абсолютно адекватен, просто он особенный и воспринимает окружающую действительность иначе, чем другие люди. Удивительно, что во многих других областях деятельности ребёнок с дислексией и дисграфией может проявлять удивительные способности. Он может отличиться в спорте, живописи, музыке, математике или физике.

Врачи отмечают, что дисграфия и дислексия бывает нескольких форм и разной степени выраженности. Родителям стоит обратить особое внимание, если ребенок делает при написании текста следующие характерные ошибки: пропускает буквы и слоги, меняет их местами, читает текст справа налево или даже "вверх ногами". В этом случае вероятность того, что у ребенка дислексия или дисграфия, достаточно велика. Неплохо для начала отвести ребенка к логопеду. Постоянные занятия с этим врачом помогут ребенку справиться с этими нарушениям.

Важно помнить, что дислексия не приходит и не проходит с возрастом. Дислексиками рождаются. Это нарушение либо есть у человека, либо его нет. Однако ни в коем случае нельзя опускать руки и пускать все на самотек.

Важным моментом является поведение родителей и педагогов во время занятий с такими детьми. Названные диагнозы не являются поводом для обучения ребенка дома. Он может запросто учиться в обычной школе. Однако главной задачей учителя и членов семьи является психологическая поддержка детей - дисграфиков. Ребенок должен знать, что его не накажут и не отругают за сделанные при письме или чтении ошибки. Как показывает практика, снятие напряжения во время обучения, когда ребенок уверен, что ему не грозит наказание, приводит к уменьшению количества самих ошибок.

В случае если Вашему ребенку поставили диагноз "дисграфия", не впадайте в панику. Стоит помнить, что Вы и Ваш ребенок не одиноки. Людей, столкнувшихся с такой проблемой, тысячи. Почитайте соответствующие форумы и сайты, посвященные этой проблеме.

Самое главное - надо помнить, что это не болезнь, а индивидуальная особенность Вашего ребенка и в Ваших силах как-то ему помочь. Выявив причины ошибок у школьника, с ними можно и нужно бороться. Делать это надо совместными усилиями с логопедом. В этом случае помогут специальные упражнения.

Специалисты говорят, что при грамотной корректирующей работе подавляющее большинство ошибок у детей-дисграфиков и детей-дислектиков исчезает совсем.

Стопроцентной грамотностью обладают далеко не все, считают специалисты. Это такая же особенность личности, как абсолютный слух или актерское мастерство. Дислексия и дисграфия -- нарушение навыков чтения и письма, по мнению ученых, не болезнь, а индивидуальные свойства мозга.

Пишу с ошибками

Ученые выделяют несколько признаков и дисграфии:

Зрительное невосприятие буквенных символов при нормальном зрении;

Замедленное чтение с элементами угадывания с заменой близких по звучанию звуков «з» и «с», «ж» и «ш» или схожих по начертанию «п» и «т», «б» и «в»;

Специфические ошибки: неправильное написание окончаний, повторение слов.

Комментирует кандидат педагогических наук, директор НИИ «Столичное образование» МГПУ Маргарита Русецкая: «Например, в слове «дом» такой ребенок может допустить замену и написать «том», заменив «д» на букву «т». Или в слове «карандаш» может пропустить гласную или согласную. Или вставить лишнюю букву. Такие нарушения и есть дисграфия».

Почему

Дислексию изучают уже более ста лет, однако до сих пор продолжаются споры о том, что это, как ее распознать и почему она возникает. Американские ученые утверждают, что обнаружили два гена, ответственных за нарушения чтения и письма: DCDC2 и Robo1. Наличие этих генов повышает риск дислексии в несколько раз.

Во время чтения и письма включаются разные отделы мозга. Один запоминает и опознает буквенные символы. Второй обобщает все это в связный рассказ и помогает понять смысл. Когда отделы взаимодействуют между собой несогласованно, текст распадается. Или наоборот -- при хорошем понимании прочитанного могут возникнуть трудности в его воспроизведении.

В числе причин расстройства письма и чтения называют леворукость, наследственность, двуязычие в семье, последствия травм и болезней и осложненную беременность матери. Комментирует психоневролог, заслуженный врач России, к. м. н. Владислав Брагинский: «Патология беременности и родов: токсикоз матери, щипцы, обвитие пуповиной, затяжные роды, болезни ребенка в первые месяцы жизни -- все это оставляет след надолго, и, как следствие, мы наблюдаем дислексию или дисграфию у ребенка».

В случае наследственной предрасположенности проблемы с грамотностью наблюдаются у всех членов семьи. Даже если кто-то пишет немного лучше, а кто-то хуже, ошибки есть у всех.

Двуязычие в семье -- еще одна возможная причина правописания с ошибками. Дети от смешанных браков воспринимают один из языков как иностранный. Такая же проблема возникает при слишком раннем обучении иностранному языку. Разговорную речь дети усваивают легче, чем взрослые, но возможен побочный эффект. «Очень часто мамы радуются, когда ребенок учит английский с трех лет. Конечно, память детская хваткая, но в армянском, русском, английском языках совершенно разные грамматические формы. И ребенок путается при изучении иностранного языка в дошкольном возрасте», -- поясняет Владислав Брагинский.

Врожденная грамотность – это один из самых популярных мифов о языке. Впитать грамотное написание слов с молоком матери нельзя. Получить эту возможность генетическим путем - тоже. Но определенные способности, необходимые для будущей грамотности, несомненно, даются от природы.

В первую очередь, конечно, хорошая зрительная память. Это основа «чувства языка». Большинство грамотных людей, не помнящих никаких правил, признаются: «Я вижу ошибку сразу же, она режет мне глаз». Вот в этом самом «режет глаз» и кроется истина. Грамотный человек запоминает образы слов целиком, а не отдельными частями, как нас учат в школе – «жи-ши», «ча-ща» и т. д. Для тех, кто в силу своих врожденных способностей может удерживать в памяти большое количество образов слов эти правила, в принципе, бесполезны. Немного сложнее с пунктуацией – там обычно срабатывает интонационная логика, напрямую связанная с хорошо развитой устной речью.

А что делать тем, кого природа не наградила такими возможностями?
Как показывает практика, заучивание правил не дает желаемого результата, и человек, как ни старается, все равно делает в тексте кучу ошибок.

Существуют методы, способные повысить грамотность при письме. Нейропсихологи считают, что патологически неграмотные люди обладают «неправильной стратегией орфографии». Грамотный человек при произнесении слова вслух способен увидеть образ слова во внутреннем взоре – как написанное или напечатанное по буквам. Человек с нарушенной стратегией орфографии такого образа не видит.

Следующие упражнения, которые предлагает в своей книге «Интенсивное повышение грамотности на основе нейролингвистического программирования» психолог и преподаватель русского языка Марина Павлова, помогают развивать визуальный канал восприятия и учиться видеть образы слов.

Напишите крупно (лучше печатными буквами) слово и положите перед глазами.

Закройте глаза, расслабьтесь, вспомните о чем-нибудь хорошем.

Откройте глаза, еще раз посмотрите на слово, затем поднимите глаза влево вверх (именно так, а не иначе!) и постарайтесь «нарисовать» слово во внутреннем взоре.

Сверьтесь с образцом. Если вы ошиблись, попробуйте сделать все сначала.

Если у вас получилось с первого раза, попробуйте еще раз представить себе образ слова и записать его справа налево (с последней буквы к первой).

Если такое упражнение покажется сложным, то можно помогать себе, подставлять «костыли»: закрашивать слово своим любимым цветом, выделять на образце те буквы, которые плохо представляются внутренним взором, проговаривать слово вслух в прямом и обратном порядке, рисовать в воздухе пальцем слово, которое нужно представить.

Если выполнять подобные упражнения ежедневно, можно до известной степени развить визуальный канал восприятия информации и зрительную память. Но все же абсолютно грамотным человеком вы станете вряд ли.
с сайта moi-roditeli.ru

Есть ли у вас или вашего ребенка врожденная грамотность?

Опрос завершен.

да, у меня

25 (64%)

у ребенка

0 (0%) 14 (36%)

Начнем с того, что врожденной грамотности не бывает в принципе, это миф. Все дело в неверной терминологии. Правильнее говорить «языковое чутье». Оно отлично помогает писать без ошибок повседневные тексты. Его можно развить у ребенка с самого детства, для этого разработаны конкретные требования. Взрослых тоже учат и называют это «курсами врожденной грамотности». Но это уже иная сфера услуг, это шарлатаны.

Языковое чутье

Иногда этот феномен называют еще красивее: лингвистический тип интеллекта. Людей, обладающих им, немало. Они часто говорят о себе, что никогда не учили никаких правил русского языка, потому что не нуждаются в этом. Они много читают и, таким образом, запоминают, как выглядят слова. Часто для того, чтобы решить какое написание слова правильное, им достаточно написать оба варианта. Они тут же увидят, какой из них верный. Работает визуальная память - отличный помощник, если имеешь дело с простыми и рутинными текстами.

А вот если встречается сложный текст, то никакое языковое чутье не спасет. Без знаний правил и тонкостей языка ничего не получится, чудес не бывает. Бывает только труд.

Об особенностях русской орфографии

Русский язык - один из самых непростых языков с грамматической точки зрения. Причиной тому являются три совершенно разных принципа орфографии:

  1. Главный морфологический принцип заключается в одинаковом написании главной части слова (морфемы). Именно благодаря этому принципу нас со школьной скамьи заставляли проверять правильность безударной гласной однокоренным словом, где эта гласная является ударной. Например, шалун - шалость, молодой - молодость, свинья - свиньи и т. д.
  2. Фонетический принцип - самый запутанный для современного человека. С одной стороны, он говорит о том, что нужно писать, как слышится. Тогда по логике вещей вместо «город» нужно писать «горат», или «прикрасна» вместо «прекрасно». Но нет же, такое было только в древнерусских текстах. В нашем языке сохранились лишь остатки. К примеру, манка с одной «н» из манной крупы с двойной "н". Или кристальный с одной «л» и кристаллизация с двумя «л» из кристалла с опять же двойной «л» … По поводу правил и исключений по фонетическому принципу самым лучшим ответом на вопрос «почему» будет лишь одно: «потому». Никакой системы, словом.
  3. Исторический принцип с группой слов и выражений, написание которых сложилось исторически. Есть «слова-одиночки» типа песка или хозяина без каких-либо родственных исторических слов. Или правило из разряда «не верь ушам словим», по которому «жи» и «ши» нужно писать через «и». Правило пришло из старославянского мягкого произношения слов с этими буквами. И снова никакой системы.
  4. Все, кто пишет на русском языке, должны знать не просто огромное число правил и исключений. Мы должны помнить, когда и какое именно из них применяется, и каким принципом из трех существующих нужно руководствоваться в каждом случае. К сожалению, инстинкт врожденной грамотности здесь нам не помощник.

Когда «лингвистический интеллект» может навредить

Если визуальная память молчит, интуиция легко может подсказать неверное решение. Такая ситуация часто встречается, если человеку с языковым чутьем встречается непривычное слово. Он не знает правила, для него легче довериться «внутреннему голосу».

Врожденная грамотность во многом похожа на врожденное знание правил дорожного движения. Встречаются водители, которые отлично ориентируются на дорогах, понимая запреты, разрешения и лучшие способы маневров. Но есть сложные дорожные развилки или ситуации, которые можно разрешить лишь с помощью неукоснительных правил.

Шок на тотальном диктанте

Люди, обладающие «врожденной грамотностью», часто впадают в состояние шока после написанного ими тотального диктанта.

Тотальный диктант - великолепный проект, посвященный грамотному письму на русском языке. Это ежегодный письменный тест, в котором добровольцы пишут под диктовку.

Тотальный диктант никогда не бывает простым. Поэтому многие участники безмерно удивляются, когда их визуальные привычки не помогают освоить современный художественный текст на русском языке. Привычное «я всегда писал без ошибок» в данном случае не работает.

Что делать с запятыми: пунктуационная грамотность

С пунктуацией еще труднее, запятые и прочие знаки препинания в русском языке далеко не всегда совпадают с паузами и интонациями устной речи. «Чувствовать запятую» попросту невозможно, нужно знать ее смысловую роль и правила использования.

Пунктуационную грамотность можно только выучить, разбирая и формируя стойкие навыки постановки знаков препинания в процессе письма. Одна прямая речь в русском языке чего стоит с правилами ее оформления. Так что с кавычками, запятыми и другими знаками другого пути нет.

Шарлатанство и волшебные курсы

Если вас приглашают на курсы обучения врожденной грамотности для школьников или взрослых, перед вами шарлатаны чистой воды.

Во-первых, мы договорились, что есть приобретенная в детстве интуитивная грамотность. Врожденной грамотности не бывает по сути, это следствие неверной терминологии.

Во-вторых, даже если допустить возможность существования врожденного феномена, то обучить ничему врожденному нельзя. Как, например, нельзя обучить петь великолепным сопрано, потому что это врожденное свойство голоса.

Шарлатанам до этого дела нет. «Ультрасовременный мегакурс экстракласса» - только так и не иначе называются их чудесные курсы. «Нейролингвистика, неосознанный уровень и запуск программы у мозга» - любимые выражения и аргументы у организаторов такого рода услуг. К сожалению, они находят своих потребителей, спрос на "курсы врожденной грамотности для школьников" существует до сих пор.

Что работает на самом деле

Явление врожденной грамотности неплохо исследовалось, поэтому факторы ее формирования давно определены:

  • Этническая принадлежность семьи, в которой растет ребенок. Имеется в виду диалект, на котором разговаривают родители. У южан, например, интуитивная грамотность встречается реже: их фонетика отличается от классической орфографии.
  • Известный русский педагог Ушинский всегда возражал против изучения иностранного языка в раннем детстве. Аргументом было то, что при использовании второго (не русского) языка в бытовых разговорах врожденная грамотность встречалась реже. Мешало также «двуязычие» в семье.
  • Языковая среда для ребенка: чем разнообразнее и грамотнее речь родителей, тем больше связей и закономерностей формируется в мозге ребенка. Сюда же относится и чтение ребенку вслух - великолепный и доступный инструмент воспитания языкового чутья.

  • Конечно же, самостоятельное чтение. Важно, чтобы книги и тексты в них были качественными.
  • Письмо, письмо и еще раз письмо. Даже простое переписывание текста. В этом случае к визуальным механизмам запоминания добавляется мощнейший кинетический.

На пустом месте языковое чутье не вырастет. Здесь будет полезным и образное мышление, цепкая детская память и способность к зрительному восприятию. Одним словом, ребенком нужно серьезно заниматься. С самого раннего возраста соблюдаем следующие правила, которые можно обозначить в целом «методикой врожденной грамотности»:

  • Не ленимся разговаривать с ребенком, следим за речью.
  • Читаем ребенку вслух столько, сколько он просит (и даже больше).
  • Фильтруем книги, выбираем лишь ценные источники с художественной и стилистической точек зрения.
  • Не перестаем читать вслух, даже если ребенок научился читать сам (важнейшее правило).
  • Учим и говорим стихи, просим пересказывать прочитанные книжки.
  • Инициируем самостоятельное письмо вручную: открытки к праздникам, стенные газеты, толстые красивые тетради в виде дневников и т. д. - лишь бы ребенок писал.

Отдельно занимаемся с детьми, у которых уже есть чувство языка. Обычно они не хотят учить правила и не видят в них пользы. С пунктуацией у таких детей обычно есть проблемы. Лучший метод для школьников с врожденной грамотностью - от примера к правилу (в школе учат наоборот). Нужно разобрать несколько похожих фраз с выводами и правилом, которое появится само, согласно логике.

И не останавливаемся сами, русский язык нужно изучать всю жизнь. Такой уж это язык…

Вопросы и ответы

Сколько раз в неделю и в какое время проходят занятия?
Во время учебного года занятия обычно проходят два раза в неделю (графики могут быть такими: "Понедельник - Четверг", "Вторник - Пятница", "Среда - Суббота"). Также формируются группы, которые учатся один раз в неделю (Суббота или Воскресенье). Занятия проходят или с 16 до 18 часов, или с 18 до 20 часов. Каникулярные группы занимаются ежедневно в первую половину дня.

Учите ли вы писать сочинение?
Отдельного курса "Сочинение" не существует. Но существует курс "Развитие речи", на котором дети учатся строить устный или письменный ответ на любую тему (в курсе также изучается формальная логика). Если ваш ребенок пройдет обучение на данном курсе, а затем освоит орфографию и пунктуацию на курсе русского языка (12 занятий + 12 занятий), он сможет написать школьное сочинение на "хорошо" или даже "отлично".

Можете ли вы гарантировать, что мой ребенок после обучения на ваших курсах будет писать грамотно и получать в школе хорошие отметки?
Мы можем гарантировать тот или иной результат обучения исходя из результатов тестирования. Например, кому-то для "четверки" или "пятерки" достаточно пройти на наших курсах всего одну ступень обучения (12 занятий), а кому-то три ступени (36 занятий). Мы гарантируем, что ваш ребенок после обучения на наших курсах глубоко поймет орфографические и пунктуационные правила и, главное, научится их применять в диктантах, изложениях и сочинениях.

Готовят ли ваши курсы к поступлению в ВУЗ?
Да. Если у ребенка "четверка" или "пятерка" в школе, то для успешной сдачи экзамена по русскому языку в ВУЗ ему достаточно пройти на наших курсах одну ступень обучения (12 занятий. Ступень "Абитуриент"). Но советуем заранее пройти наше тестирование, которое показывает объективную картину: вдруг отличник знает язык на "тройку". Тогда ему придется пройти не одну ступень, а две или три.

Можете ли вы отказать ребенку в обучении?
Да. Если во вступительном тесте ребенок сделал более ста ошибок и если у него серьезные логопедические проблемы. На наших курсах русского языка существует коррекционная ступень для детей с затрудненным усвоением лингвистической информации. Мы организовываем небольшие группы из таких детей и добиваемся достаточно хороших результатов. Но если у ребенка дислексия, то гарантировать высокий результат обучения было бы слишком смело. Насколько нам известно, дислексия поддается коррекции только в детстве, а в отрочестве и юности ее не всегда лечат даже опытнейшие логопеды. ("дислексия" - от греч. "дис" - "расстройство" и "лексис" - "слово"; т. е. нарушение чтения и письма)

Берете ли вы на курс русского языка детей с плохими навыками чтения. Или надо сначала пройти курс чтения?
Берём, конечно. Как правило, дети, которые очень плохо читают, делают во вступительном тесте много ошибок и сначала попадают на первую ступень обучения. А на первой ступени обучения мы занимаемся не только орфографией и пунктуацией, но и одновременно отрабатываем приемы правильного чтения.

Мой ребенок хочет пройти у вас курс "Развитие речи". Обязательно ли сначала пройти курс русского языка?
Нет, не обязательно. После тестирования и собеседования вы можете записаться на курс "Развитие речи". Но если во вступительном тесте ваш ребенок допустил очень много ошибок, то пройти сначала курс русского языка, конечно, желательно.

Мой ребенок правила знает, а применить не может. За диктанты у него тройки и двойки. Можете ли вы помочь в такой ситуации?
Конечно. Существует ступень, которая называется "Диктант". Она и предназначена для развития прочных навыков письменной речи. С нашей точки зрения, нельзя говорить, что ребенок знает правила и не может их применить. Если не может применить, то, наверное, и не очень-то знает. Или не понимает. Точно выяснить ситуацию поможет тестирование.

Существует ли "врожденная грамотность"?
Давайте сначала разберемся, что мы понимаем под этим термином. Про кого говорят "у него врожденная грамотность"? Так говорят про человека, который, не зная правил, пишет без ошибок. Но это все равно не врожденная, а приобретенная грамотность. Но приобретенная с раннего возраста. Что же необходимо, чтобы приобрести "врожденную грамотность"? Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью. Во-вторых, много, много читать. И чем раньше ребенок начнет читать, тем лучше. В-третьих, надо своей рукой писать те слова, которые прочитал в книге и запомнил (и практиковаться в письме нужно достаточно часто). Но все-таки надо учитывать, что даже очень грамотный человек в действительно сложных правилах (особенно при расстановке знаков препинания) все-таки ошибается. Также словосочетание "врожденная грамотность" использовалось как название методики на курсах "Репетитор". Кстати, некоторые из наших преподавателей начинали свою трудовую деятельность именно на этих курсах и проработали по методике "врожденной грамотности" много лет.