Кому на руси жить хорошо понимание счастья. Поэма "кому на руси жить хорошо"

Героем поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов избрал не одного человека, а весь русский народ, все многочисленное «мужицкое царство», «сермяжную Русь». Поэмы с таким широким охватом изображения всех социальных слоев России до этого еще не было в русской литературе.

Некрасов начал ее в 1863 году, вскоре после «освобождения» крестьян. Поэт очень хорошо понимал, что, в сущности, никакого освобождения не было, что крестьянство по-прежнему осталось под помещичьим ярмом и что, кроме того, «... на место сетей крепостных люди придумали много иных».

Однако Некрасов ни разу не сделал порабощенный народ предметом оскорбительной жалости; понял, что его задача как художника не в том, чтобы скорбеть и сокрушаться, а в том, чтобы самому приобщиться к народу, сделать свое творчество его подлинным голосом, его криком и стоном, воплощением народных мыслей и чувств. Поэт хотел сделать «мужицкие очи» своими и научиться смотреть ими на каждое явление тогдашней действительности.

С первого взгляда, народная жизнь, изображенная в поэме, представляется очень печальной. Уже сами названия деревень - «Заплатово, Дырявино, Разутово, Зноби-шино, Горелово, Меелово, Неурожайна тож» - говорят о безрадостном существовании их жителей. И хотя одна из глав изображает деревенских счастливцев и даже носит название «Счастливые», на самом деле раскрывает драматизм положения героев: перед нами замученные нуждою, больные, голодные люди.

Таким образом, прочитав первые главы «Кому на Руси жить хорошо», начинаешь думать, что на вопрос заглавия некрасовского произведения можно дать единственный ответ: каждому человеку живется несладко, особенно же - «освобожденным» крестьянам, о счастье которых сказано:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой!

Однако что же подразумевают странники под счастьем? «Покой, богатство, честь»?

С появлением Якима Нагого, вдохновенного защитника чести трудового народа, ставится под сомнение критерий богатства: во время пожара этот герой спасает «кар-тиночки», забыв о «целковых», скопленных в течение всей многотрудной жизни. Яким же доказывает, что честь дворянская не имеет ничего общего с трудовой крестьянской честью.

Другой персонаж поэмы - Ермил Гирин всей своей жизнью опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, Гирин, деревенский праведник, имеет все, «что надобно для счастья»: «и спокойствие, и деньги, и почет». Но в критическую минуту жизни он этим «счастьем» жертвует ради правды народной.

Невольно возникает вопрос: значит, счастье заключается в чем-то ином?

По мере поисков счастливых в народном мире, перед странниками является новый герой - Савелий, «богатырь святорусский», человек огромных душевных и физических сил, могучий представитель тех слоев крестьянства, которые уже не желали терпеть угнетение. Мириться с помещичьим произволом. Он способен в критической ситуации произнести решительное «наддай!», под которое крестьяне закапывают живьем ненавистного немца-управляющего.

Савелий оправдывает свой бунт крестьянской философией:

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик - не богатырь?

... Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина... леса дремучие,

Прошли по ней - сломалися. ..

... Не гнется, да не ломится,

Не ломится, не валится...

Ужин не богатырь?

Прочитав главу «Пьяная ночь», мы узнаем русского мужика в веселье, и, хотя пьянство - неоспоримый порок, мы невольно гордимся пьяной душой русского человека:

Пошла по жилам чарочка,

И рассмеялась добрая

Крестьянская душа!

Правда, было бы более отрадно, если бы «смеялась добрая крестьянская душа» без «водочки»! Однако без этого трудно было выдержать тяготы крестьянского существования. И поэтому скорее не осуждение, а призыв к пониманию звучит в этой части поэмы.

Особенно следует сказать о проблеме женского счастья в произведении Некрасова.

Поэт не только увидел тяжкую долю трудовой русской женщины, но и восславил «тип величавой славянки», скорбел о ее судьбе, гордился ее красотой, огромной нравственной силой. И все же, народного поэта прежде всего привлекает драматизм женской судьбы. Поэтому обращение к женской красоте служит у Некрасова тому же разоблачению мрачной социальной действительности, раскрытию темы крестьянского угнетения.

Поэт, как и его герои-странники, находится во власти мучительного впечатления от печальной повести жизни своей героини. Он видит в ней безвинно страдающего и глубоко оскорбленного человека. Однако, несмотря на страдание, у Матрены Тимофеевны остается «в рабстве спасенное сердце свободное». Она не терпит унижения безропотно, на любую несправедливость отвечает немедленным действием, ищет и находит выход из самых трагических ситуаций, с гордостью заявляя о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу». И в этом заключается настоящее счастье героини, ведь ей удалось сохранить «совесть спокойную, правду живучую».

Показан в поэме и массовый, собирательный образ народа. Так, в главе «Пир - на весь мир» люди справляют «поминки по крепям». В праздник вовлекаются все, звучат народные песни освобождения. Далеко не однозначны, противоречивы и пестры эти песни на духовном пиру народном. Здесь поэма напоминает крестьянскую сходку, мирской диалог. Однако это единство, сознание своей общинной силы у русских крестьян не может оставить читателя равнодушным.

Например, если оценивать жизненный путь Матрены Тимофеевны с точки зрения бед и невзгод, тогда как же может быть счастлив Григорий Добросклонов, которому была уготована каторга? И Савелий, наверное, не согласился бы прожить свою жизнь по-иному, с другими убеждениями. Значит, он доволен прожитой жизнью, счастлив?

С этим утверждением можно спорить, возразив, что сама Матрена не считает себя счастливой, что странники не нашли того, «кому на Руси жить хорошо». Но ведь и критерии счастья могут быть разные, и понимание этого слова у каждого может быть свое... А вот человека, которому жить хорошо, наши странники действительно не нашли!

Я думаю, можно быть счастливым душой, но не жить хорошо - все зависит от того, какую «формулу счастья» применять к оценке действительности.


Счастье. Что это? Каждый человек хоть раз спрашивал себя: «В чем заключается счастье?». Поздравляя близких и друзей, мы часто желаем им счастья, считая, что быть счастливым – это самое главное в жизни. Однако в понятии «счастье» каждый из нас видит что-то свое: для одних – это здоровье, для вторых – любовь, третьи вторят, что счастье заключается богатстве, а другие вообще ставят власть и славу на первое место.

По моему мнению, в определенные минуты нашей жизни в слове «счастье» мы видим разное содержание, ведь бывает и такое, что сегодня мы нуждаемся в любви и понимании, завтра – в деньгах, а еще через какое-то время нам нужна карьера и успех. Знаменитые поэты и писатели тоже задумывались над тем, что такое счастье. И Н.А. Некрасов не является исключением. В своем произведении «Кому на Руси жить хорошо» автор рассказывает о похождениях семи мужиков, которые ищут того, кому «живется весело, вольготно на Руси». В своей поэме Н.А.Некрасов затрагивает тему счастья народа и пытается описать последствия реформы для жизни народа.

Писатель стремится показать современную: как живет, к чему стремится, с чем связывает надежда. Так как же понимают счастье герои и автор «Кому на Руси жить хорошо»?

Итак, как уже было сказано ранее, сюжет произведения основан вокруг странствования семи крестьян, которые решили найти подлинного счастливца. Они зарекаются не оставлять поиски, пока не узнают ответ на интересующий вопрос. Крестьяне выдвигают свои догадки по поводу того, кто может оказаться настоящим обладателем счастья: поп, боярин, помещик, чиновник, «толстопузый купчина», боярин, министр государев или сам царь. Первый, кого встречают на своем пути мужики, - это поп. Поп считает, счастье состоит в покое, богатстве и почете. Но ни первого, ни второго, ни третьего у священника нет. Его работа забирает у него душевные силы, оплачивается весьма скудно, а про почет и говорить нечего. Жизнь помещика тоже представлялась для большинства крестьян волшебной, однако и его счастье оказалось очень условно. По Оболту-Оболдуеву, счастье – это богатство, власть и покорность крестьян. Но после отмены крепостного права у него отобрали все имущество: и крестьян, и земли. Прежняя Русь навеки ушла, забрав с собой счастье помещика. Еще на дороге у крестьян встречается дьячок, счастье которого заключается «в благодушестве», он рад тому, что ему не нужно ничего. Но это утверждение является лживым, ведь дьячок озабочен тем, чтобы получить «косушечку». Прочие рассказы простого народа о счастье только и делают, что вызывают горький смех или слезы. В конце концов странники делают вывод:

Эй, счастье мужицкое!

Дырявое, с заплатами,

Горбатое, с мозолями

В финале поэмы перед читателем предстает образ Гриши Добросклонова, который, по мнению Н.А.Некрасова, сможет построить счастье народа. Этот герой интересуется жизнью и бытом простого народа и мечтает о том моменте, когда вся Русь заживет счастливо. Он является первым героем произведения, который не гонится за личным счастьем. Счастье Гриши едино с счастьем всего народа.

Более того, тот факт, что именно Гришу Добросклонова Н.А.Некрасов считает действительно счастливым человеком, многое говорит о понимании счастья самого автора. Н.А. Некрасова всегда беспокоила судьба простого народа. И именно простому народу посвящено творчество поэта. Н.А.Некрасов был убежден, что его призвание – явить миру страдания народа, обличить пороки общества, он старался не дать людям забыть о язвах общества и вдохновить их на борьбу с несправедливостью.

Подводя итог сказанному, можно прийти к выводу, что для каждого счастье свое, однако все заслуживают того, чтобы быть счастливыми. Произведение «Кому на Руси жить хорошо» сделало социальный срез по реформе на Руси, показало прошлое, настоящее русского народа и намекнуло на пути переустройства. Н.А.Некрасов выставил напоказ результаты отмены крепостного права: массовое разорение, нищету, унижение, надругательство над крестьянами.

Обновлено: 2018-03-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга была близка крестьянству.
В центре поэмы - собирательный образ русского крестьянства, образ хранителя родной земли. Поэма отражает мужицкие радости и горести, сомнения и надежды, жажду воли и счастья. Все важнейшие события жизни крестьянина вместились в это произведение. Сюжет поэмы “Кому на Руси жить хорошо” близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне - не странники-богомольцы. Они - символ пробуждающейся России.
Среди крестьян, изображенных Некрасовым, мы видим много настойчивых искателей истины. Это прежде всего семь мужиков. Их главная цель - найти “счастье мужицкое”. И пока его не найдут, решили мужики

В домишки не ворочаться,
Не видеться ни с женами,
Ни с малыми ребятами...

Но и помимо них в поэме встречаются искатели народного счастья. Один из них показан Некрасовым в главе “Пьяная ночь”. Это Яким Нагой. В его внешности, речи чувствуется внутреннее достоинство, не сломленное ни тяжелым трудом, ни бесправным положением. Яким спорит с “умным барином” Павлушей Веретенниковым. Он защищает мужиков от упрека в том, что они “пьют до одурения”. Яким умен, он прекрасно понимает, почему крестьянам так нелегко живется. Его мятежный дух не смиряется с такой жизнью. В устах Якима Нагого звучит грозное предупреждение:

У каждого крестьянина
Душа, что туча черная,
Гневна, грозна
- и надо бы
Громам греметь оттудова...

В главе “Счастливые” рассказывается еще об одном мужике - Ермиле Гирине. Он прославился на всю округу своим умом и бескорыстной преданностью интересам крестьян. Рассказ о Ермиле Гирине начинается с описания тяжбы героя с купцом Алтынниковым из-за сиротской мельницы. Ермила обращается за помощью к народу.

И чудо сотворилося
На всей базарной площади

У каждого крестьянина,
Как ветром, полу левую
Заворотило вдруг!

Ермил наделен чувством справедливости. Лишь однажды он оступился, когда выгородил “из рекрутчины меньшого брата Митрия”. Но этот поступок стоил ему жестоких мучений, в порыве раскаяния он чуть было не покончил жизнь самоубийством. В критическую минуту Ермила Гирин жертвует своим счастьем ради правды и попадает в острог.
Мы видим, что герои поэмы понимают счастье по-. разному. С точки зрения попа, это “покой, богатство, честь”. По мнению помещика, счастье - это праздная, сытая, веселая жизнь, неограниченная власть над крестьянами. В поисках богатства, власти “громадная, к соблазну жадная идет толпа”, пишет Некрасов.
В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов затрагивает также проблему женского счастья. Она раскрывается при помощи образа Матрены Тимофеевны. Это типичная крестьянка среднерусской полосы, наделенная сдержанной красотой, исполненная чувства собственного достоинства. На ее плечи легла не только вся тяжесть крестьянского труда, но и ответственность за судьбу семьи, за воспитание детей. Образ Матрены Тимофеевны - собирательный. Она испытала все, что может выпасть на долю русской женщины. Нелегкая судьба Матрены Тимофеевны дает ей право сказать странникам от имени всех русских женщин:

Ключи от счастья женского,
От
нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У Бога самого!

Проблему народного счастья Некрасов раскрывает в поэме также при помощи образа народного заступника Гриши Добросклонова. Он - сын дьячка, жившего “беднее захудалого последнего крестьянина”, и “батрачки безответной”. Тяжелая жизнь рождает протест в этом человеке. Он с самого детства решает, что посвятит свою жизнь поискам народного счастья.

..лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного

Родного уголка

Грише Добросклонову не нужны богатство и личное благополучие. Его счастье - в торжестве дела, которому он посвятил всю свою жизнь. Некрасов пишет, что ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Но он не отступает перед предстоящими испытаниями. Гриша Добросклонов видит, что многомиллионный народ уже пробуждается:

Ратпъ подымается Неисчислимая,
Сила в ней скажется Несокрушимая!

И это наполняет его душу радостью. Он верит в счастливое будущее своего родного края и именно в этом - счастье самого Григория. На вопрос поэмы сам Некрасов отвечает, что хорошо живется на Руси борцам за народное счастье:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного -
Пел он воплощение счастия народного.

Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

Вопрос о счастье — центральный в поэме. Именно этот вопрос водит семь странников по России и заставляет их одного за другим перебирать «кандидатов» в счастливые.

«Покой, богатство, честь» — формула счастья, предложенная странникам их первым собеседником, попом. Поп легко убеждает мужиков в том, что ни того, ни другого, ни третьего в его жизни нет, но вместе с тем ничего не предлагает им взамен, даже не упоминая о других формах счастья. Получается, что покоем, богатством и честью счастье исчерпывается и в его собственных представлениях.

Переломным этапом путешествия мужиков становится посещение сельской «ярмонки». Здесь странники вдруг понимают, что подлинное счастье не может состоять ни в чудесном урожае репы, ни в богатырской физической силе, ни в хлебушке, который досыта ест один из «счастливых», ни даже в сохраненной жизни — солдат хвастается, что вышел живым из многих сражений, а мужик, ходящий на медведя, — что пережил многих своих собратьев по ремеслу. Ho ни один из «счастливых» не может убедить их в том, что по-настоящему счастлив. Семь странников постепенно осознают, что счастье — категория не материальная, не связанная с земным благополучием и даже земным существованием. История следующего «счастливого», Ермилы Гирина, окончательно убеждает их в этом.

Странникам в подробностях рассказывают историю его жизни. В какой бы должности ни оказывался Ермил Гирин — писаря, бурмистра, мельника, — он неизменно живет интересами народа, остается честен и справедлив к простому люду. Ho в конце рассказа о Гирине выясняется, что вряд ли он счастлив, потому что сидит сейчас в остроге, куда попал (судя по всему) за то, что не захотел принять участие в усмирении народного бунта. Гирин оказывается предвестником Гриши Добросклонова, который тоже однажды попадет за любовь к народу в Сибирь, но именно эта любовь и составляет главную радость его жизни.

После «ярмонки» странники встречают Оболта-Оболдуева. Помещик, как и поп, тоже говорит и о покое, и о богатстве, и о чести («почете»). Только еще одну важную составляющую добавляет Оболт-Оболдуев к формуле священника — для него счастье еще и во власти над своими крепостными.

«Кого хочу — помилую, / Кого хочу — казню», — мечтательно вспоминает Оболт-Оболдуев о прошлых временах. Мужики опоздали, он был счастлив, но в прежней, безвозвратно ушедшей жизни.

Дальше странники забывают о собственном списке счастливых: помещик — чиновник — поп — вельможный боярин — министр государев — царь. Только двое из этого длинного списка неразрывно связаны с народной жизнью — помещик и поп, но они уже опрошены; чиновник, боярин, тем более царь вряд ли добавили бы что-то существенное в поэму о русском народе, русском пахаре, и потому к ним уже никогда не обращается ни автор, ни странники. Совсем иное дело — крестьянка.

Матрена Тимофеевна Корчагина открывает читателям еще одну сочащуюся слезами и кровью страницу повествования о русском крестьянстве; она рассказывает мужикам о выпавших ей страданиях, о «грозе душевной», которая невидимо «прошла» по ней. Всю жизнь Матрена Тимофеевна чувствовала себя зажатой в тисках чужих, недобрых воль и желаний — она вынуждена была подчиняться свекрови, свекру, невесткам, собственному барину, несправедливым порядкам, согласно которым ее мужа чуть было не забрали в солдаты. С этим связано и ее определение счастья, которое она услышала когда-то от странницы в «бабьей притче».

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки,

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Счастье приравнивается здесь к «вольной волюшке», вот в чем оно, оказывается — в «волюшке», то есть в свободе.

В главе «Пир — на весь мир» странники вторят Матрене Тимофеевне: на вопрос, что они ищут, мужики уже не вспоминают о толкнувшем их в дорогу интересе. Они говорят:

Мы ищем, дядя Влас,

Непоротой губернии,

Непотрошеной волости,

Избыткова села.

«Непоротой», «непотрошеной», то есть свободной. Избыток, или довольство, материальное благополучие поставлены здесь на последнее место. Мужики уже пришли к пониманию того, что избыток — всего лишь результат «вольной волюшки». Ho привычки рабства слишком укоренились в русском крестьянстве — и не только в дворовых людях, о неистребимом холопстве которых уже шла речь. Посмотрите, как легко соглашаются бывшие крепостные Последыша играть комедию и снова изображать из себя рабов — роль слишком знакомая, привычная и… удобная. Роль свободных, независимых людей им только предстоит выучить.

Крестьяне насмехаются над Последышем, не замечая, что впали в новую зависимость — от прихотей его наследников. Это рабство уже добровольное — тем оно ужасней. И Некрасов дает читателю ясное указание на то, что игра не так безобидна, как кажется, — Агап Петров, которого заставляют кричать якобы под розгами, внезапно умирает. Мужики, изображавшие «наказание», не коснулись его и пальцем, но невидимые причины оказываются весомее и разрушительнее видимых. Гордый Агап, единственный из мужиков возражавший против нового «хомута», не выдерживает собственного позора.

Возможно, странники не находят среди простого народа счастливого еще и потому, что народ счастливым (то есть, по системе Некрасова, до конца свободным) быть еще не готов. Счастливым в поэме оказывается не крестьянин, а сын дьячка, семинарист Гриша Добросклонов. Герой, хорошо понимающий как раз духовный аспект счастья.

Гриша испытывает счастье, сочинив песню про Русь, найдя верные слова о своей родине и народе. И это не только творческий восторг, это радость прозрения собственного будущего. В новой, не приведенной Некрасовым песенке Гриши воспевается «воплощение счастия народного». И Гриша понимает, что помогать народу «воплощать» это счастье будет именно он.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

За Гришей встает сразу несколько прототипов, его фамилия — явная аллюзия на фамилию Добролюбова, его судьба включает основные вехи пути Белинского, Добролюбова (оба умерли от чахотки), Чернышевского (Сибирь). Подобно Чернышевскому и Добролюбову, Гриша тоже происходит из духовной среды. В Грише угадываются и автобиографические черты самого Некрасова. Он поэт, и Некрасов легко передает герою свою лиру; стилистика Гришиных песен в точности воспроизводит стилистику некрасовских стихотворений. Гриша лишь не по-некрасовски жизнерадостен.

Он счастлив, но странникам об этом узнать не суждено; чувства, переполняющие Гришу, им просто недоступны, а значит, путь их продолжится. Если мы, следуя авторским пометам, перенесем в конец поэмы главу «Крестьянка», финал будет не так оптимистичен, но зато более глубок.

В «Элегии», одном из своих самых «задушевных», по собственному определению, стихотворений, Некрасов писал: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Сомнения автора проявляются и в «Крестьянке». Матрена Тимофеевна даже не упоминает в своем рассказе о реформе — не оттого ли, что жизнь ее и после освобождения мало изменилась, что «вольной волюшки» в ней не прибавилось?

Поэма осталась незаконченной, а вопрос о счастье открытым. Тем не менее мы уловили «динамику» путешествия мужиков. От земных представлений о счастье они движутся к пониманию того, что счастье — духовная категория и для обретения его необходимы перемены не только в общественном, но и в душевном строе каждого крестьянина.

Что сближает поэму "Кому на Руси жить хорошо" и фольклорное произведение?

Поэма Некрасова замечательна тем, что является народной и с точки зрения идейного содержания, и с точки зрения формы, то есть Некрасов, изображая народные характеры, мастерски использовал фольклорные приёмы. Свою индивидуальную авторскую позицию поэт как бы «растворил» в оценках, рассуждениях семи мужиков, ищущих счастливого человека на Руси. Описания природы и людей в поэме даны в произведении с точки зрения странников.

Можно привести немало примеров, где Некрасов передаёт именно крестьянскую точку зрения на события. Вот семь мужиков наблюдают, как бойкий купчик на сельской «ярмонке» торгует картинками и книжками. Крестьяне-покупатели выбирают картинки с генералами, обращая внимание не на имена, не на портретное сходство, а на солидный вид:

Чтоб были настоящие — // Потолще, погрозней.

Странники очень точно и ядовито комментируют такой крестьянский вкус:

Перед крестьянином

Все генералы равные,

Как шишки на ели…

А в балагане крестьяне смотрят простонародную (фольклорную) «комедию с Петрушкой» («Сельская ярмонка»), которая высмеивает не мещанина во дворянстве, не ленивого дворянского недоросля Митрофанушку, а квартального и хожалого полицейских, с которыми крестьяне обычно и имеют дело:

Комедия не мудрая,

Однако и не глупая,

Хожалому, квартальному

Не в бровь, а прямо в глаз!

А вот семь мужиков идут к Матрёне Тимофеевне и вдоль дороги видят поля созревающей ржи. Эта картина вызывает в их душах радость хлеборобов, которая выражается в тексте употреблением уменьшительно-ласкательных суффиксов:

Уж налились колосики.

Стоят столбы точёные,

Головки золочёные.

Задумчиво и ласково

Шумят. («Крестьянка»)

Поэме о народе автор придал форму фольклорного произведения, соединив в нём разные фольклорные жанры. Внешне «Кому на Руси жить хорошо» похожа на сказку. Пролог поэмы включает традиционные сказочные мотивы: герои спасают птенца пеночки, а она в благодарность исполняет их желание — рассказывает, где взять скатерть самобраную. Мужики находят волшебную скатерть на поляне под корнями деревьев в коробочке-сундучке (именно так в сказках спрятана Кощеева смерть), скатерть-самобранка делает возможным путешествие мужиков в поисках счастливого человека. Странствия в поисках счастья (или потерянной невесты, жениха, молодильных яблок, живой воды и т.п.) — обычный сюжетный ход в сказках.

В форме фольклорной легенды написана история «О двух великих грешниках», в форме фольклорного предания — «Бабья притча», в форме фольклорной баллады — рассказ «Крестьянский грех». В поэме (особенно в частях «Крестьянка» и «Пир — на весь мир») огромное число лирических бытовых, обрядовых, солдатских песен. Однако Некрасов не просто соединил в определённом порядке записанные фольклористами народные песни, он сам сочинил их, мастерски стилизовав под народные.

Кроме крупных фольклорных жанров поэт использует малые: пословицы, поговорки, загадки. Пословицы и поговорки украшают речь героев поэмы:

С работы, как ни мучайся,// Не будешь ты богат, // А будешь ты горбат! («Последыш»)

Рассыпался горох // На семьдесят дорог! («Крестьянка»).

Иногда Некрасов сам весьма удачно сочиняет поговорки: Вставляют слово меткое,

Какого не придумаешь,// Хоть проглоти перо! («Сельская ярмонка»).

По поэме разбросаны загадки: про эхо

Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал.

Без тела — а живёт оно,

Без языка — кричит, (пролог)

или про снег

Летит — молчит, лежит — молчит.// Когда умрёт, тогда ревёт. («Поп»).

Поэт постоянно использует так называемые «фольклорные тропы», то есть выразительные средства, широко представленные в фольклорных жанрах. Сюда относятся уменьшительно-ласкательные суффиксы, демонстрирующие симпатию говорящего к описываемому предмету или человеку:

На столбовой дороженьке //Сошлись семь мужиков… (пролог),

постоянные эпитеты:

За спором не заметили, // Как село солнце красное… (пролог),

конструкции с тавтологией:

Полюбуемся

Да послушаем,

Как шумят-бегут

Воды вешние,

Как поёт-звенит

Жавороночек! («Крестьянка»)

Некрасов использует различные типы повторов:

анафоры, эпифоры, подхват конца строки в начале следующей:

Аммирал-вдовец по морям ходил.

По морям ходил, корабли водил… («Пир — на весь мир»),

простое повторение слов:

Царю! направо слышится,// Налево отзывается: // Попу! попу! попу! (пролог).

В поэме встречается множество параллелизмов:

Мужик плывёт — и конь плывёт.

Мужик заржал — и конь заржал. («Сельская ярмонка»)

и более сложные конструкции — отрицательные параллелизмы:

Не ветры веют буйные,

Не мать-земля колышется —

Шумит, поёт, ругается.

Качается, валяется,

Дерётся и целуется

У праздника народ! («Сельская ярмонка»).

В произведение включены оригинальные сравнения в народном духе:

Одним не птица мельница, //Что, как ни машет крыльями, // Небось, не полетит. («Поп»)

Весной, что внуки малые, // С румяным солнцем-дедушкой // И грают облака.(«Поп»).

Поэма написана нерифмованным (белым) стихом. Такой стих характерен для народных былин, баллад, исторических и лирических песен. Отсутствие рифмы восполняется разнообразными созвучиями и повторами внутри стиха.

Подводя итог, следует отметить: несмотря на многочисленные фольклорные приёмы, использованные Некрасовым, поэма «Кому на Руси жить хорошо» изначально была и остаётся литературным произведением. Авторская точка зрения в большинстве случаев совпадает с точкой зрения семи мужиков, но иногда автор «отделяется» от своих героев, «отходит» от крестьянского восприятия мира. Примером может служить авторское рассуждение из главы «Сельская ярмонка» о будущем,

Когда мужик не Блюхера//И не милорда глупого — //Белинского и Гоголя//С базара понесёт…

Некрасов соединил в одном произведении жанры сказки, песни, легенды, баллады, пословицы и т.д., которые никогда не смешивались в фольклоре: например, в «Прологе» совмещаются признаки волшебной и бытовой сказки, черты анекдота о пошехонцах-глупцах, загадки.

Поэма отличается ярким и выразительным стилем, вобравшим в себя различные фольклорные приёмы. Эстетические идеалы, выработанные в крестьянской среде, в самых различных формах проявились в некрасовском произведении и составили его неповторимый народно-сказовый стиль.

Сочинение. Женская доля (по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Пожалуй, ни один писатель или поэт в своем творчестве не обошел вниманием женщину. Притягательные образы возлюбленной, матери, таинственной незнакомки украшают страницы отечественных и зарубежных авторов, являясь предметом восхищения, источником вдохновения, утешения, счастья… Но, наверное, ни один творец-мужчина, кроме Некрасова, не задумывался о том, каково оно — женское счастье, и в особенности — счастье простой крестьянки.

Великий и истинно народный русский поэт Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» отобразил судьбу простого русского народа в период отмены крепостничества. Главные герои произведения ищут счастливых людей по всей Руси. Отчаявшись найти счастливца среди «мужиков», начинают они допытываться у русских селянок, счастливы ли они. О том, каково оно — бабье счас-тье, поведала им Матрена Корчагина.

Что такое женское счастье и есть ли оно? Матрена вспоминает, что бывала счастливой в детстве и юности:

Мне счастье в девках выпало…

За батюшкой, за матушкой,

Как у Христа за пазухой, Жила я.

Счастье юной Матрены было вовсе не в том, чтобы подольше поспать да повкуснее поесть: с малых лет приучена она к труду и любит его:

И добрая работница,

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

На сердце становится тепло от описания немудреного счастья крестьянки: хорошо потрудиться, в баньке освежиться и сил набраться, с подругами песни попеть да на санях прокатиться… Честная, прямая, скромная, Матрена не строит глазки парням, а наоборот, сторонится их. Но все-таки, «на беду», выискался жених ей из далекого Петербурга и добился-таки ее любви и руки. «Тогда и было счастьице» — вздыхает Матрена.

А потом — чужая семья, «большущая, сварливая» , где всем она глаза мозолит, всяк ее хочет унизить и оскорбить. Тяжкий труд и постоянные упреки мужниной родни, частые разлуки с любимым превратили ее жизнь в ад.

С рождением первенца Демушки жизнь Матрены озарилась божественным светом: с легкостью переносит она теперь любые невзгоды и лишения, терпит любые нападки родни… Но недолго продлившееся счастье оборвалось трагической смертью Демушки. И хоть после Матрена родила пятерых сыновей, первого своего до сих пор забыть не может.

Такое оно — бабье горькое счастье: трудись не покладая рук, терпи да помалкивай, расти детей — «На радость ли? (…) Уж взяли одного!» А так, со стороны посмотришь — вроде бы и жаловаться не на что: здоровая, крепкая, все при ней, и хозяйственная, и мужем не битая. Но Матрена говорит:

По мне — тиха, невидима —

Прошла гроза душевная,

Покажешь ли ее?

Образ Матрены — собирательный образ всех простых русских женщин. Автор раскрыл в нем всю материнскую любовь и боль, на которую способна глубокая и нежная женская душа. Матрена Корчагина — воплощение бесхитростной прямоты, добродушия, нравственной чистоты и супружеской верности. Этот образ берет за душу, несмотря на то, что селянка рассказывает о своей жизни просто, безыскусно, не рисуясь и не стараясь сгустить краски. И каждый читатель находит в ее рассказе что-то близкое.

Некрасов с почтением и восхищением описывает русскую женщину — любящую жену и мать, которая, одному Богу ведомо, откуда, берет душевные силы, чтобы дарить любимым людям тепло, ласку и счастье, — пусть даже от ее собственного счастья ключи потеряны.

Над своим произведением "Кому на Руси жить хорошо" Николай Алексеевич Некрасов работал многие годы, отдав ему часть своей души. И на протяжении всего периода создания этого произведения поэта не покидали высокие представления о совершенной жизни и совершенном человеке.

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" -- итог многолетних раздумий автора о судьбах страны и народа.

Итак, кому же на Руси жить хорошо? Именно таким образом ставит вопрос поэт и пытается на него ответить. Сюжет поэмы, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их -- найти "счастье мужицкое". В поэме решается самый главный вопрос современности: "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" Здесь возникает и другой вопрос: а каковы пути, ведущие к народному счастью?

Чтобы ответить на вопрос, кому на Руси жить хорошо, Некрасов оглядывает всю Русь и вначале не находит положительного ответа на этот вопрос, потому что поэма была начата в 1863 году, сразу после отмены крепостного права. Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая молодежь шла "в народ", обретая счастье в служении ему, поэт пришел к выводу, служить народу и есть счастье. Образом "народного заступника" Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос.

О Грише Добросклонове рассказывается в последней части поэмы, названной "Пир на весь мир". Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Сын полунищего дьячка и "батрачки безответной", он прожил голодное детство и суровую юность.

А у Григория Лицо худое, бледное

И волос тонкий, вьющийся,

С оттенком красноты.

В семинарии семинаристов "недокармливал хапуга-эконом", а во время каникул Гриша батрачил в своем родном селе Вахлачино.

Он был отзывчивым и любящим сыном, и "в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине слилась".

И Гриша Добросклонов твердо решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа:

И лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка.

Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь борьбы за права угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца, благословляет его на праведную борьбу.

Иди к униженным,

Иди к обиженным

Будь первый там!

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Гриша -- поэт, создавший песню "Русь".

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка Русь!

Сила с неправдою

Не уживается,

Жертва неправдою

Не вызывается...

Рать подымается -

Нейсчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Итак, именно с образом Гриши Добросклонова Николай Алексеевич Некрасов связывает свое представление о совершенном человеке, в нем видит эстетический и нравственный идеал. Поднимая своих читателей к наиболее полному его воплощению, поэт отвечает на вопрос поэмы -- кому на Руси жить хорошо.

Счастье -- понятие сугубо индивидуальное. У каждого человека счастье свое, отличное от остальных. Для кого-то быть счастливым -- значит находиться в гармонии с окружающим миром и людьми; для кого-то -- быть понятым и верно воспринятым близкими. Для некоторых понятие "счастье" является сложным и многогранным, включающим в себя множество факторов. Кому-то для счастья необходимо всего ничего -- приятная мелодия и хорошая погода на улице. В любом случае счастье, каким бы оно ни было, сильно разнится в зависимости от индивидуальных особенностей человека -- воспитания, мировоззрения, образа мысли. Многих писателей и поэтов совершенно различных эпох волновала проблема поиска человеческого счастья. У разных художников оно представало различным: то синей птицей, как у М. Метерлинка, то манящим, глубоким небом, как у А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. В своей во многом революционной поэме Н.А. Некрасов изобразил другое счастье -- радость от того, что происходящее не так плохо, как могло бы быть. Многотипное и многогранное счастье у Некрасова, однако, не такое прекрасное и светлое чувство, каким мы привыкли его представлять.

Произведение "Кому на Руси жить хорошо?" является сложным, многолетним авторским трудом. На протяжении всего срока работы над поэмой Некрасова не покидали мысли о предопределении человека, о том, с какой целью он приходит в этот мир, и о способах воплощения этой цели. Для того чтобы ответить на вопрос, заданный в заглавии произведения, поэт пересматривает всю Русь, все общественные классы. У каждого свои представления о счастье и комфорте, но не все из них представляют для автора интерес.

Начало поэмы -- написанное в 1863 году, сразу после отмены крепостного права -- представляет печальную картину жизни крестьян, мещан, церковников. У них нет даже смутного представления о настоящем человеческом счастье, а то состояние, которое ими выдается за счастье, откровенно вызывает жалось. Только в тех частях, которые относятся к 70-м годам, мы видим созревшее в мыслях автора определение высокого человеческого чувства: служить народу и есть счастье. Заступником и защитником человечества становится "счастливчик" Гриша Добросклонов. Однако автор, описывая будущее Гриши -- "чахотку и Сибирь", ставит четкую разграничительную линию между понятиями личного и общечеловеческого, народного счастья. Первое -- убого и жалко, второе -- по-настоящему прекрасно и действительно способно возвысить человека. Основной сюжет поэмы напоминает русскую народную сказку -- путешествие мужичков из разных деревень в поисках счастливого человека. По дороге к их заветной цели крестьянам помогают волшебные природные силы, которые и кормят их, и поят. Постоянные сказочные повторы, множество чисто народных поговорок и присказок делают полотно поэмы не просто авторской выдумкой, а особым произведением, действительно близким по духу народу.

Цель поэмы совпадает с целью главных героев: понять, а что такое счастье и есть ли ему место на земле Русской? каковы пути, которые помогут народу обрести потерянное счастье и кто может им помочь? Все эти вопросы решаются в ходе длинного и трудного путешествия мужиков по городам и селам. Тут перед героями и читателями проходит целая галерея разнообразных человеческих типов. И все они претендуют на то, чтобы считаться счастливыми, но сами и отказываются в итоге от этого звания. Читатели видят людей, симпатичных автору, но неспособных считаться счастливыми. Их простое счастье заключается в том, что горе оказалось не таким страшнным, каким могло быть. Народные герои, не смирившиеся с рабским положением и не ставшие холопами -- Савелий, Матрена Тимофеевна и Ермил Гирин -- вызывают уважение и автора, и читателей. Их антиподы -- слуги богатых помещиков -- тоже вроде бы имеют право на личное счастье, однако если крестьянская доля вызывает сочувствие и светлую грусть у героев поэмы, то барские причуды и замашки холопского сословия отвратительны и противны рабочему люду.

Множество лиц, в разной степени несчастных и счастливых, проходят перед читателем. Но только в одном герое произведения, появляющимся в самом его конце, автор видит народного заступника и счастливого человека. Это Гриша Добросклонов, о котором рассказывается в последней части поэмы "Пир на весь мир".

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? - с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их - найти "счастье мужицкое". В поэме решается самый главный вопрос о современности: "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" Возникает и другой вопрос: каковы пути, ведущие к народному счастью. С глубокой симпатией автор относится к тем крестьянам, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением. Это и Савелий, и Матрена Тимофеевна, и Гриша Добросклонов, и Ермил Гирин. Чтобы ответить на вопрос "кому на Руси жить хорошо?",

Некрасов оглядывает всю Русь и вначале не находит положительного ответа на этот вопрос, т.к. поэма была начата в 1863 году, сразу после отмены крепостного права. Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая молодежь шла "в народ", обретая счастье в служении ему, поэт пришел к выводу: служить народу - и есть счастье. Образом "народного заступника" Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос. О нем рассказывается в последней части, названной "Пир на весь мир". Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Сын полунищего дьячка и "батрачки безответной", он прожил голодное детство и суровую юность. В семинарии "их недокармливал хапуга-эконом", а во время каникул Гриша батрачил у себя на Вахлачине. Он был отзывчивым и любящим сыном, и "в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине слилась". Он решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа: "...И лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка". Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам.

Гриша Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь в борьбе за угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца, благославляет его на борьбу: "Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь". Гриша - поэт, он создаст песню "Русь", в которой воспевает пробудившуюся Россию:

"Рать подымается -

Неисчислимая.

Сила в ней скажется

Несокрушимая".

Поэму Николая Алексеевича Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" принято называть поэмой- эпопеей. Эпопея -- это художественное произведение, изображающее с максимальной степенью полноты и объективности целую эпоху в жизни народа. В центре этого произведения -- изображение порефор- менной России. Некрасов писал свою поэму в течение 14 лет, собирая для нее материал "по словечку". Автор хотел изобразить в ней все социальные слои: от порабощенного крестьянства до процветающего дворянства во главе с царем. Гражданственность лирики Некрасова определялась, прежде всего, назначением поэта в жизни, его способностью в отдельных эпизодах увидеть основные законы жизни и не остаться равнодушным к народным чаяниям. Основной темой произведения стала жизнь народа, жизнь крестьян. С необычайной яркостью и точностью описываются все беды и невзгоды, которые приходится терпеть народу, все трудности его существования. Несмотря на реформу 1861 г., "освободившую" крестьян, они оказались в худшем положении: не имея своей земли, они попали в еще большую кабалу, и через всю поэму проходит мысль о невозможности такой жизни, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Сюжет поэмы похож на народную сказку, здесь семь крестьян путешествуют в поисках счастья. Об их положении свидетельствуют названия тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: "уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка тож". В начале поэмы у них возникает вопрос: "Кому живется весело, вольготно на Руси?" Странники ищут счастливого человека среди всех сословий, но главная цель их путешествия -- найти "счастье мужицкое". Некрасов не может не показать низкий уровень жизни народного сознания, его ограниченность. Я Мужики понимают счастье примитивно, сводят к материальной обеспеченности, к покою, богатству Я и чести. Но встречи с разными людьми меняют взгляды странников. Они знакомятся с попом, который опровергает крестьянскую формупу счастья. Для него покой -- равнодушие, честь человека -- отношение окружающих к нему, а оно не всегда бывает положительным и объективным. Странники знакомятся с Якимом Нагим, чья история тоже внесла изменения в мировоззрение путников. Для него богатство не критерий жизни, ведь во время пожара он с женой бросается спасать не накопленное богатство, а картиночки и иконы, что свидетельствует об их духовности, возвышенном отношении к жизни и непрактичности. Примечателен и Ермил Гирин. Он был писарем, прославился на всю округу умом, справедливостью, бескорыстной преданностью народу и заслужил его уважение. На аукционе Ермилу не хватило денег на покупку мельницы, и все люди помогли, собрали нужную сумму, зная о честности Гирина. Но он не идеален: Ермил, пожалев своего брата, назначил в рекруты сына Власьевны. Затем он раска- ивается о совершенном поступке: Судил я вас по совести, Теперь я сам грешнее всех. Судите вы меня! Гирин "имен все, что надобно для счастья", но он принес это в жертву ради народной правды и попал в тюрьму за свое выступление во время бунта. Другой яркий представитель протестующего крестьянства -- Савелий Корчагин. Убийство немца, притесняющего крестьян, произошло незапланированно, оно олицетворяет крестьянские бунты, которые тоже возникали стихийно, как ответ на жестокость со стороны помещиков. В Савелии живет дух бунтаря, ненависть к угнетателям, но при этом сохраняются такие человеческие качества, как искренняя любовь, сила духа, понимание жизни и способность глубоко переживать горе других. Особой темой становится судьба русской крестьянки, потому что она оказывается еще тяжелее, чем судьба остальных крестьян. "Не дело между бабами счастливую искать", -- говорит Матрена Тимофеевна, героиня главы "Крестьянка". Матрена Тимофеевна, Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми, Красива, волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. В ее жизни было несколько моментов, когда чувства, переполняющие ее душу, готовы были вып- леснуться наружу и заставить ее перейти к решительным действиям. Это вскрытие лекарями тела Демушки, публичное наказание за проступок ее сына Федотушки. Но после известия о том, что ее мужа забирают в армию, она решает бороться за свое счастье до конца. Ей помогает сама губернаторша. Оказывается, счастье крестьянки просто не стать солдаткой. У всех героев разное понимание счастья, но все они не похожи на первоначальное представление семерых правдоискателей: счастье не в деньгах, не в почете, а в чем-то другом. Последним героем этой поэмы является Гриша Добросклонов. Он борец, заступник крестьян и свое предназначение осознал в 15 лет -- "будет жить для счастия... родного уголка". Слышал он в груди своей Силы необъятные, Услаждали слух его Звуки благодатные, Звуки лучезарные Гимна благородного -- Пел он воплощение Счастия народного! Добросклонова не пугают испытания, ибо он свято верит в торжество дела, которому посвятил свою жизнь. Гриша пошел по трудному, тесному пути, но именно на нем ждет человека счастье, потому что оно несет людям свет и радость жизни. После столь долгого и продолжительного путешествия путники вернулись домой, так и не найдя счастье "мужицкое". Для Некрасова счастье-- это освобождение народа от рабства. Именно через образ Гриши Добросклонова автор доносит до читателя эту идею: Рать подымается -- Неисчислимая. Сила в ней скажется Несокрушимая. Для Некрасова плач народный являлся набатом, призывающим всех порядочных интеллигентов и демократов к решению проблем послереформенной Руси. Уничтожение или отмена крепостного права сами по себе еще не несут в себе освобождения крестьян. Признание их прав произошло только на юридическом уровне, осмысление же себя как полноправного члена общества произошло лишь в некоторых представителях крестьянства. По косогору тянется, Потом в овраг спускается, А там опять на горочку-- Как грязи тут не быть? Две церкви в нем старинные, Дом с надписью: училище, Пустой, забитый наглухо, Изба в одно окошечко, С изображеньем фельдшера, Пускающего кровь... Описание природы тоже не вызывает радостных чувств: Не греет землю солнышко, И облака дождливые, Как дойные коровушки, Идут по небесам, Согнало снег, а зелени. Ни травки, ни листа!

Складывается такое впечатление, что все настроено против народа, но, несмотря на все преграды, встречающиеся на пути к счастью, каждый борется за него, надеется на лучшее. Каждый понимает счастье по-своему. Например, крестьянка Матреёна Тимофеевна видит свое счастье, я считаю, в детях, ведь в первую очередь она является матерью. Вспомним трепетное отношение ее к своему погибшему сыну Демушке: Носила я Демидушку, По поженкам... лелеяла... Да и положение женщины на Руси было незавидное. Матрёна Тимофеевна так описывает отношение к ней в доме мужа: В работу муж отправился Молчать, терпеть советовал: Не плюй на раскаленное Железо -- зашипит... Но Матрёна Тимофеевна все-таки произносит заветные слова: "Тогда и было счастьице!" Крестьянка чувствовала себя счастливой, когда жила в родном доме, когда в ее жизнь пришла любовь. Я счи-таю это важным для каждой женщины. Но счастливые времена в жизни этой женщины промелькнули как сладкий сон: Семья была большущая, Сварливая... попала я С девичьей прямо в ад! Ад... Это слово вызывает у меня страх, а ведь именно такую характеристику Матреёна Тимофеевна] дает своей жизни. Но все же крестьянка борется за свое счастье, используя все возможные средства. С помощью собирательною образа Матрёны Тимофеевны Некрасов описывает жизнь всех русских] женщин. В заключение Матрёна говорит: А вы -- зр счастьем сунулись! Обидно, молодцы! Идите вы к чиновнику, К вельможному боярину, Идите вы к царю, А женщин вы не трогайте, -- Вот бог! Ни с чем проходите До гробовой доски. Другой не менее яркий образ поэмы -- Яким Нагой. Яким -- честный труженик с чувством собственного достоинства. Он умен, прекрасно понимает, почему крестьянин так плохо живет: У каждого крестьянина Душа что туча черная -- Гчевна, грозна и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается. Яким призывает народ к борьбе, верит в лучшее, в свободный труд. Он не может смириться с такой беспросветной жизнью, борется, ищет свою правду. Примечателен и Ермил Гирин, который прославился справедливостью, умом, преданностью народу, именно поэтому его избирают старостой, но Ермил -- простой человек, которому свойственны ошибки Гирин совершил ошибку, из-за которой чуть не кончил жизнь самоубийством. Был случай, и Ермил-мужик Свихнулся из рекрутчины. Меньшого брата Митрия Повыгородил он. Ермил преданно служил народу. В главах о Матрёне Тимофеевне, Якиме Нагом, Ермиле Гирине мы чувствуем, как нарастает недовольство крестьян, их протест. Но лишь в главе "Савелий-- бог"! тырь святорусский" крестьянский протест превратился в бунт, который завершился убийством. Я в землю немца Фогеля Христьяна Христианыча Живого закопал.... Значит, крестьянское терпение не вечно, ведь невозможно бесконечно терпеть издевательства помещиков, их насмешки. Какие же возможны дороги к счастью? Средь мира дальнего Для сердца вольного Есть два пути... Итак, к счастью можно идти двумя дорогами. Во-первых: Одна просторная Дорога -- торная, Страстей раба, По ней громаднёя, К соблазну жадная, Идет тропа. О жизни искренней, О цели выспренней. Там мысль смешна... К людям, которые избирают этот путь, автор относится сатирически. У меня же они вызывают caмые отрицательные чувства. Но ведь есть и другая дорога: Другая тесная, Дорога честная, По ней идут лишь души сильные, Любвеобильные, На бой, на труд.... Образ Григория я связываю со светлым будущим, ведь не случайно Некрасов называет его ангелом милосердия. Я надеюсь, что он изберет верный путь и поднимет мощную рать на борьбу. Рать подымается -- Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая.... А что же такое счастье? И кому на Руси жить хорошо? Это один из "вечных вопросов", своевременный и для нашей сегодняшней жизни.