Исторический принцип русской орфографии примеры. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип. Вопросы для самостоятельной работы и самоконтроля

Орфография – раздел науки о языке, изучающий теоретические основы правильного письма. Орфография – это и система правил правописания. Правила современной русской орфографии отражены в сборнике «Правила орфографии» 1956 г. Этот свод правил возведён в ранг закона. В течение многовекового развития система норм письма неоднократно изменялась. Известно несколько реформ орфографии, последняя из них была в 1956 г.

Основное понятие орфографии – орфограмма. Орфограмма – это практическая задача письма, в решение которой предполагается ряд вариантов, из которых правильным является только один. Иначе, орфограмма – это написание, где существует возможность выбора буквы для обозначения звука. Например, в слове вода для обозначение звука [о] возможен выбор букв о или а.

В решении орфографической задачи пользуются системой рассуждений. Система рассуждений предполагается формулировкой орфографического правила. Орфографическое правило – практическая рекомендация, включающая в себя норму и условия её выбора. Так, для решения практической задачи, какую букву надо написать в слове вода, используется правило о безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

Орфограммы русского языка делятся на буквенные и небуквенные. Буквенные орфограммы материально представлены буквами. Небуквенные орфограммы представлены иначе: пробелом (раздельное написание), дефисом (графический знак, соединяющий части слова или отдельные слова), черточкой (обозначающей перенос слова со строки на строку), графическими сокращениями. Помнить: дефис – орфографический знак, не путать его с тире – это знак пунктуационный.

Каждое правило в своей структуре отражает определённую теоретическую закономерность, иначе: между отдельными правилами при их сопоставлении иногда есть сходство в рассуждении.

Таким образом, каждое правило имеет теоретическую основу. Теоретическая основа орфографических правил сформулирована в виде принципов русской орфографии.

Принцип русской орфографии – это теоретическая идея или теоретический закон, исходное начало, положенное в основу орфографического правила.

Орфография состоит из пяти разделов, в соответствии с которыми выделяют тип орфограмм.

1. Передача буквами фонемного состава слова . Буквы обозначают звуки в той части, которая не определена графикой и алфавитом. Так, в слове город орфографии отведено место для обозначения только тех звуков, где есть возможность выбора, т.е. безударного гласного [о] и конечного согласного [д].

2. Употребление прописных и строчных букв . Например, орел – птица и Орел – город.

3. Слитные, раздельные и полуслитные написания . Например, по новому проекту, жить по-новому.

4. Перенос слов с одной строки на другую . Например, мор-ской (суффикс расчленять нельзя при переносе на другую строку)

5. Графическое сокращение слов . Например, сокращение страница – с.

Для каждого раздела выделяются свои основные принципы.

1 раздел (передача звуков (фонем) буквами) строится на морфологическом (фонематическом) принципе. Суть морфологического принципа – единообразное написание морфем в слове. Каждая морфема (приставка, корень, суффикс, окончание) пишется одинаково, даже если звуковой состав разный. Например, корень город пишем одинаково в разных словах и словоформах: город [горът], города [гър/\да], городской [гър/\цкоi].

2 раздел (употребление прописных и строчных букв) связывается с характером слов и их положением в речи. Основной принцип – лексико-синтаксический.

3 раздел (слитные, раздельные, полуслитные написания) в основе имеет лексико-морфологический принцип. Согласно ему слитно пишутся значимые части слова, раздельно слова, для переходных случаев вводятся дефисные написания.

4 раздел основывается на морфемно-слоговом принципе. При переносе слова с одной строки на другую учитывается слоговое строение слова и его морфемная структура.

5 раздел основан на буквенно-звуковом принципе. При графическом сокращении учитывается характер звуков и букв. Например, слово нельзя сокращать на гласный.

Основная часть орфографии относится к первому разделу. Здесь сосредоточена самая большая масса орфографических правил. Кроме того, этот раздел продолжает алфавит и графику, определяя современное русское письмо, которое является звуко-буквенным. Другие части орфографии не имеют такого тесного соприкосновения с алфавитом и графикой.

Основной принцип 1 раздела орфографии (морфологический) является принципом и всей орфографии в целом. Морфологический принцип не единственный. Выделяется также фонетический и исторический (традиционный) принцип. Фонетический принцип ориентирует письмо на произношение. Его основное правило: «пиши, как слышишь». Исторический принцип стремится сохранить написание, применявшееся ранее. Основное правило его: «пиши, как писали раньше». Он неудобен, т.к. ориентирует на память и требует простого запоминания. На морфологическом принципе основано около 80% написаний, традиционном – 15%, фонетическом – 5%.

Рассмотрим каждый раздел более подробно.

1 раздел – буквенное обозначение фонемного состава слова.

Как мы отмечали ранее, обозначением фонем на письме ведает не только орфография, но и алфавит и графика. Но графика занимается буквенным обозначением фонем (звуков) сильных позиций. В ведении орфографии находятся звуки слабых позиций. Причем орфография при обозначении звуков слабых позиций регулируется двумя типами правил:

1 тип – звуки слабых позиций обозначаются так же, как звуки сильных позиций. Например, вода – водный , т.е. для выбора буквы мы должны поставить звук в сильную позицию

2 тип – звуки слабых позиций не могут быть поставлены в сильную позицию, не могут быть проверены и обозначаются в словарном порядке, т.е. запоминаются. В таких случаях выступает гиперфонема.

1 тип правил основан на морфологическом принципе.

При написании корней чаще всего используются правила проверки. При написании приставок, суффиксов и окончаний правила проверки часто не применяются (хотя они и возможны), просто в нашем сознании запечатлен образ этих морфем.

Например, приставка с пишется одинаково, хотя звуки могут быть разными: [с]вить, [з]дать, [ж]жать, [ш]шить. Но возможно применить и основное правило – поставить звук в сильную позицию (перед сонорным): слить.

Благодаря морфологическому принципу наше письмо единое и простое.

На морфологический принцип опираются многие правила: правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением, правописание проверяемых и непроизносимых согласных в корне, правописание традиционных приставок, падежных окончаний существительных, кроме существительных на ий, ие, ия и др.

Отступления от морфологического принципа :

Фонетический принцип – буква обозначает не фонему, а звук. На него опираются следующие правила:

Написание приставок на з, с: чрез(с), из(с), раз(с), воз(с) и др. – разломить/распилить

Написание гласных в приставках раз/роз, рас/рос – расписание/роспись

Написание ы вместо и после приставок на тв. согласный – играть/сыграть

Написание о после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях сущ. и прил., суффиксах наречий – бережок, лучом, борцов, свежо. НО: правописание ё после шипящих в корне основано на морфологическом принципе.

Исторический принцип. На него опираются такие правила:

Правописание жи, ши;

Правописание ь после шипящих – сущ. 3 скл. ж.р. мышь, гл. 2л.,ед.ч. идёшь, гл.пов.накл. отрежь

Правописание –ого, -его в окончаниях прилаг. м.р., Р.п., ед.ч. – красного

Чередование гласных в корнях лож/лаг, рос/раст, кос/кас, бер/бир, мок/мак, клон/клан и др.

Дифференцирующие написания.

Одинаковые по звучанию слова пишутся по-разному в зависимости от значения или морфологической принадлежности.

Правописание приставок пре/при – пребывать (находиться) – прибывать (приближаться, приезжать)

Правописание разных частей речи, имеющих сходное звучание: плач (сущ.) – плачь (гл. в пов. накл.), ожог (сущ.) – ожёг (гл.)

2 раздел – употребление прописных и строчных букв.

В основе лежат два фактора:

1. Выделение начала предложения.

2. Выделение собственных имён.

Собственные имена обозначают строго определённые названия, присущие единичным предметам. Выделение на письме большой буквой имеет целью их индивидуализацию.

Трудности выделения собственных имён:

1. Переход собственных имён в нарицательные: манилов, обломов. Если с положительной оценкой, то возможно сохранение написаний с прописной буквы: собственных Платонов.

2. Переход нарицательных имён в собственные. Слова, которым придаётся особый смысл, большая значимость, пишутся с прописной буквы: Мир, Равенство.

Частные случаи употребления прописных букв:

1) начало стихотворной строки

2) отдельные аббревиатуры: МГУ, МХТ

3 раздел. Русское письмо – раздельное письмо, т.е. все слова пишутся раздельно. Однако так было не всегда. Древнерусские памятники письменности не знали раздельного письма. Это было неудобно для чтения. Лишь в XVIII в. выработалось раздельное письмо. В основе написаний этого раздела лежит лексико-морфологический принцип.

Встречаются случаи, когда трудно отличить: отдельные слова перед нами или части слова: неприятель или не приятель, местожительство или место жительства.

Для переходных случаев введены дефисные написания. Например, частицы (морфемы) – то, -либо, -нибудь, которые образуют неопределённые местоимения или наречия: кто-нибудь, где-то.

Правила этого раздела – одни из самых трудных.

Сложности в написании связаны с такими явлениями:

1. Образование сложных слов.

2. Переход существительного с предлогом в наречие.

3. Переход частицы не в приставку не.

Многие из них противоречивы. Это проявляется в таких, например, случаях:

Наречия пишутся то слитно, то раздельно: отложить назавтра /до завтра, в потёмках / впотьмах.

Сложные существительные и прилагательные пишутся по-разному: обер-прокурор, обертон; народнохозяйственный, народно-демократический.

Неупорядоченность правил связана с нерешённостью проблемы слова в языкознании.

4 раздел. Правила переноса основаны на 2 принципах: фонетическом и морфемном.

Фонетический – перенос по слогам (се-стра,. Морфемный – перенос по морфемам (вод-ный). Иногда они совпадают (на-крыть)

Но фонетический принцип ограничивается морфемным, запрещающим разрывать значимые части слова (морфемы): раз- вед-чик, раз-бить.

5 раздел. Графические сокращения.

I тип – неграфические сокращения: сложносокращённые слова и аббревиатуры – зарплата, вуз.

II тип – графические сокращения: страница – с, завод – з-д

Принципы сокращения:

1. Не может быть опущена начальная часть слова

2. Опускаются минимум 2 буквы: город – гор. или г.

3. Нельзя сокращать на гласную букву, й, ь и ъ.

В зависимости от приемов образования сокращенных слов выделяют 6 видов графических сокращений.

1. Точечные. Образуются путем опущения части слова и постановки точки: век – в.

Удвоение одной согласной буквы при опущении остальной части используется для указания на мн.ч.: вв.(века), пп.(пункты)

2. Дефисные. Вместо опущенной средней части ставится дефис: завод – з-д.

3. Косолинейные. Используются при сокращении словосочетаний: железная дорога - ж/д, заочное отделение – з/о.

4. Курсивные. Выделяются особым шрифтом: см, кг .

5. Нулевые. Никак не выделяются.

6. Комбинированные. Разные сочетания первых пяти видов: оборотов в минуту: об/мин .

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Лексическое значение слова.

Основное правило фонетического принципа (мечта каждого школьника!): " Как слышим, так и пишем ". Руководствуясь этим правилом, следовало бы сегодня писать горат вместо город или пити вместо пяти. Разумеется, первоначально буквенно-звуковая система русского письма была ориентирована именно на произношение. В древнерусских текстах (например, берестяных грамотах) можно встретить такие написания, как бестыда (без стыда), безлобы (без злобы) и даже бежнего (без него). Столь же "фонетичны" первые пробы пера у ребенка, едва освоившего алфавит. " Сиводьни я хадила в эрмиташ и ф сат с тьётьей маей ", - писала моя четырехлетняя дочь. И сегодня фонетический принцип как ведущий используется, например, в сербской и белорусской орфографии. Однако применять его отнюдь не так просто, как кажется на первый взгляд. Во-первых, при письме трудно следить за произношением. Во-вторых, произношение не имеет безусловного единства: все-таки каждый из нас говорит и слышит по-своему. Научиться "расшифровывать" тексты, написанные строго в рамках фонетического принципа, будет не легче, чем выучиться писать "по-правилам", то есть в соответствии с логикой принципа морфологического.
Тем не менее, некоторые из современных орфограмм сложились именно под влиянием фонетических закономерностей:

  • Написание только двух согласных там, где морфологически должно быть три, и (в некоторых случаях) только одной согласной там, где морфологически должно быть две: оде сс кий = Оде сс -а + с к; сс удит ь = с + сс уд-а; ма н ка = ма нн -а + к; опере т ка = опере тт -а + к и т. п. (О причинах, вызвавших необходимость такого нарушения морфологического принципа орфографии, было сказано выше). Примечательно в этом смысле причастие воз + жженый, орфография которого претерпевала долгие колебания. Заметим, что звук з перед следующим ж в этом слове заменяется звуком ж и для передачи долгого, или, иначе говоря, двойного жж достаточно двух букв - зж. Именно в таком - фонетическом - написании (возженый) и зафиксировано это слово в "Толковом словаре русского языка" под ред. Д.Н. Ушакова (1935-1940). Однако позже возобладало морфологическое написание (возжженый), принятое в современных словарях.
    Двойные согласные в производных словах в соответствии с произношением (т. е. в тех позициях, когда фонетический принцип оказывается "влиятельнее" морфологического) не сохраняются в следующих случаях:
    • в первой части сложносокращенных слов: гра м запись (хотя: гра мм офонная запись), ко р пункт (хотя: ко рр еспондентский пункт) и т. п.;
    • в конце сложносокращенных слов военко р , рабко р , селько р , собко р , спецко р , юнко р (хотя: военный ко рр еспондент) и производных от них (военкоровский, юнкоровец и т. п.); такие слова следует отличать от графических сокращений соб. корр., раб. корр. и т. п., которые представляют собой сочетание двух отдельных самостоятельных слов (собственный корреспондент, рабочий корреспондент);
    • в формах субъективной оценки собственных имен, если следующий за корнем суффикс начинается с согласной: Кири л ка (хотя: Кири лл , Кири лл ушка), Фили п ка (хотя: Фили пп , Фили пп ок);
    • в некоторых из тех слов, производящая основа которых заканчивается на нн, а суффикс начинается с согласной: анте н ка, анте н щик, хотя: анте нн а, анте нн очка; коло н ка, коло н чатый, хотя: коло нн а, коло нн ообразный; ма н ка, хотя: ма нн ая крупа; полуторато н ка, хотя: то нн а, полуторато нн ый; форме н ка (хотя форме нн ый); фи н ский, фи н ка, хотя: фи нн , фи нн о-угорский;
    • в некоторых производных от слова криста лл , образованных при помощи суффиксов, начинающихся с согласной: криста л ьный, криста л ьно, криста л ьность, криста л ьчик (но: криста лл ический, криста лл изация, криста лл ик и др.);
    • во всех производных от слова опере тт а: опере т ка, опере т очность, опере т очный [ Обращаем ваше внимание на то, что в данном параграфе представлен исчерпывающий перечень слов, не сохраняющих двойную согласную при словоизменении и образовании производных. Написание всех остальных слов подобного типа подчиняется морфологическому принципу: балл - пятибалл ьный, Бонн - бонн ский, ватт - стоватт ный и т. п. ];
    • в словах буде н овка и буде н овец (хотя: Буде нн ый, буде нн овский), что, вероятнее всего, связано с экстралингвистическими факторами;
    • в словах бри л ьянт, бри л ьянтик, бри л ьянтин, бри л ьянтовый, бри л ьянтщик, выступающих как орфографические варианты написаний бри лл иант, бри лл иантик, бри лл иантин, бри лл иантовый, бри лл иантщик и обладающих особой стилистической окраской (варианты с л вместо лл характерны, в первую очередь, для разговорного стиля речи, но широко употребляются также и в поэтических текстах);
    • в словах ми л ьон, ми л ьонный, ми л ьонщик, ми л ьонщица, хотя и оцениваемых как безнадежно устаревшие и не рекомендуемые орфографические варианты к формам ми лл ион, ми лл ионный, ми лл ионщик, ми лл ионщица, но, тем не менее, широко представленных в поэтических текстах, где "исправление" написания неизбежно повлекло бы за собой нарушение стихотворного ритма: " Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы " (А. Блок. Скифы);
    • в словах ну л евик, ну л ёвка, ну л евой, н у лик, н у ль (хотя: ну лл ификация, ну лл ифицированный, ну лл ифицировать, ну лл ифицироваться).
  • Написание -с- вместо -з- на конце некоторых приставок (без- (небез- , обез-), воз- (вз-), из- (сыз-), низ- , раз- (роз-), через- (чрез-)) перед следующим глухим согласным.
    Причина того, что приставки на зс существуют в нашей орфографии по собственным законам, кроется в глубокой истории русского языка. Дело в том, что эти приставки, в отличие от всех остальных, никогда не были предлогами, то есть самостоятельными словами, и потому между конечным звуком такой приставки и начальным звуком следующей части слова не было, условно говоря, никакого "зазора", никакой паузы, вследствие чего ассимиляция (т. е. фонетическое приспособление) последнего согласного приставки к первому согласному корня происходила регулярно и с самых древнейших времен.
    Морфологически эти приставки следовало бы писать всегда одинаково, так как по значению рас- , например, ничем не отличается от раз- (раскидать - разбросать). Именно так, не меняя графического облика, мы пишем все остальные приставки: сбросить - скинуть, подбросить - подкинуть, отбросить - откинуть и т. п. Впрочем, и правописание приставок на зс не полностью фонетично. Скажем, в слове безжалостный на месте орфографического з на самом деле слышится ж, а в слове бесшумный на конце приставки звучит отнюдь не с, а ш. Иначе говоря, при написании такого рода приставок орфография отражает лишь одну из особенностей их звучания: звонкость или глухость, определяющуюся следующим звуком. Да и то, строго говоря, не столько звуком, сколько … буквой. Обратите внимание: слово безвкусный пишется с орфографическим вариантом без- , хотя на месте орфографического з в действительности произносится глухой звук с (так как последующее в оглушается перед звуком к). Но реальное звучание затмевается в нашем сознании силой зрительного воздействия буквы.
    В сугубо методических целях один из исследователей современного русского письма предлагает использовать следующий забавный мини-диалог, где объединены все десять согласных букв, перед которыми конечный согласный перечисленных выше приставок всегда обозначается буквой с: " - Степка, хочешь щец? - Фи! " [ Мейеров В.Ф. Современное русское письмо: Обозначение звуков в слабых позициях: Учебное пособие. Иркутск, изд-во Иркутского университета. 1995. С. 87 ].
  • Наличие четырех письменных вариантов у приставки роз- (рос-) - раз- (рас-), где отражается не только чередование звонкого з с глухим с, но и ударного о с безударным а: р о зыск - но р а зыскивать, р о спись - но р а списать и т. п. Казалось бы, этого разнобоя можно избежать, отказавшись вообще от вариантов с буквой а, и писать, например, росписка (аналогично роспись) и роздать (поскольку существует форма розданный). Однако такому орфографическому упрощению противится современное произношение: мы знаем несколько случаев, когда под ударением в приставке ясно слышится именно а (р а звит, р а спят [ См. у В. Маяковского: "С каким наслажденьем жандармскою кастой Он был бы исхлестан и распят…" ("Стихи о советском паспорте") ] и т. п.). Поэтому и саму формулировку правила следовало бы уточнить: не " под ударением пишется о, без ударения - а ", как вещает большинство учебников и справочных пособий, а " в безударной позиции всегда следует писать рас- (раз-), а под ударением - то, что слышится (обычно рос- (роз-))". Впрочем, и эта формулировка нуждается в дополнении: по действующим ныне правилам в прилагательном розыскной пишется все-таки о, хотя приставка находится не под ударением [ Об этом исключении достаточно подробно говорится в статье о реформе орфографии ].
Написание начального ы вместо и в корнях после русскоязычных приставок, оканчивающихся на твердый согласный (кроме приставок меж- и сверх-): безыскусный, предыюльский, сызнова и т. п.
Эти написания являются целиком и полностью фонетическими. Соблюдение морфологического принципа орфографии привело бы в данном случае к нарушению другого важнейшего принципа нашего письма - слогового принципа графики. Этот принцип предполагает, что в качестве единицы чтения и письма в русском языке выступает графический слог, т. е. что " сочетание согласной и гласной букв представляет цельный графический элемент, буквосочетание, обе части которого взаимно обусловлены: как гласные, так и согласные буквы пишутся и читаются с учетом соседних букв " [ Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М., 1976. С. 76-77 ].
В соответствии с этим принципом буква и, следующая за согласной, требует произносить эту согласную как мягкую. Однако согласно современной произносительной норме смягчения твердой согласной на конце приставок перед начальным и корня в действительности не происходит (ср. при ди - пре ды дущий, о би да - о бы грать). Очевидно, русская графика могла бы в данном случае избрать и другой способ соблюдения слогового принципа: рекомендовать писать на стыке приставки и корня разделительный твердый знак (например, предъистория) - аналогично тому, как употребляется эта графема на стыке приставок, оканчивающихся на твердый согласный, и корней, которые начинаются с гласных е, ё, ю, я, также требующих смягчения предыдущего согласного звука (безъязыкий, сверхъестественный и т. п.). Однако, во-первых, такое написание выглядит куда более громоздким; во-вторых, буква и (в отличие от е, ё, ю, я) в положении после твердого согласного никогда не обозначает двух звуков (ср. объедать и обедать - необходимость разделительного твердого знака в первом слове диктуется не только отсутствием смягчения согласного б, но и произношением на месте орфографического е сочетания двух звуков йэ); в-третьих, значение может иметь и тот полузабытый исторический факт, что буква ы была рождена фантазией создателей нашего алфавита, Кирилла и Мефодия, именно как сочетание букв ъ и i [ Заметим походя: того самого i (и ), о котором говорит известная поговорка "расставить точки над i " ].
Сохранение начального и в корне после приставок меж- и сверх- объясняется историческими причинами. Написание ы после приставки меж- прежде всего нарушило бы общее правило, известное с первого класса даже завзятым двоечникам: " жи и ши всегда пиши через и ". "Посягать на святое" ради всего лишь четырех малоупотребительных слов, в которых приставка меж- соседствует с начальным и корня (межиздательский, межимпериалистический, межинститутский, межирригационный [ См. "Сводный словарь современной русской лексики". Т. 1. М., 1991. С. 587 ]), орфография не решилась. Кроме того, историческая фонетика знает, что звуки ж и ш в русском языке в течение долгого времени были только мягкими (а не только твердыми, как ныне) [ О былой мягкости ж может напомнить современное произношение слов вожжи и дрожжи ].
С приставкой сверх- произошла совершенно обратная история: звук х на протяжении многих веков мог быть только твердым, так что при сочетании приставки сверх- и корня, начинающегося с и, в действительности не происходило никаких фонетических изменений, которые стоило бы отражать в графике (ср. правописание сложных слов, первая основа которых заканчивается на и: трехимпульсный, четырехигольный).
Происхождение корня - русский он или иноязычный - в этом правиле не учитывается, хотя до выхода в свет ныне действующего орфографического свода (1956 года) ы вместо этимологического и после приставок писалось только в русских корнях, а в корнях заимствованных и сохранялось (раз ы грать, но без и дейный). Однако такое разграничение вряд ли можно считать целесообразным, так как в современном языке такие слова, как идея, история, интерес и многие другие, уже не воспринимаются как иноязычные.
После иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную (дез-, контр-, пан-, пост-, суб-, супер-, транс-), и сохраняется для того, чтобы пишущий мог быстрее увидеть границу между частями слова и благодаря этому быстрее понять их значение. Вследствие этого подхода (при котором учитывается происхождение приставки, но не корня) по-разному выглядит начальная буква корня в таких, например, парах, как пост и мпрессионистский - пред ы мпрессионистский или контр и гра - роз ы грыш.
Особое внимание следует обратить на глагол взимать, в котором исконно русская приставка вз, оканчивающаяся на твердый согласный, присоединяется к древнерусскому глаголу имать " брать ", однако в начале корня сохраняется буква и, так как такое написание соответствует произношению (ср. вз и мать, но из ы мать).
Кроме того, следует помнить, что правило о переходе и в ы после приставок не распространяется на сложносокращенные слова: спорт и нвентарь, гос и нспекция.

Негосударственное образовательное учреждение

Церковно-приходская школа «Косинская»

г. Москвы

Статья
«Основные принципы русской орфографии»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Ганеева Виктория Николаевна

г. Москва 2014

Основные принципы русской орфографии.

Орфография (греч. o rthos – правильный, grapho – пишу) буквально означает `правописание`, т. е. правильное, соответствующее нормам письмо. Но значение слов “орфография” и “правописание” не совпадают; второе слово имеет более широкое значение, включающее пунктуацию.

Русская орфография – это система правил написания слов. Она состоит из пяти основных разделов: передача буквами фонемного состава слов; слитные, раздельные и дефисные(полуслитные) написания слов и их частей; употребление прописных и строчных букв; способы переноса слов с одной строки на другую; графические сокращения слов.

Передача буквами фонемного состава слова.

Это основной раздел орфографии. Он непосредственно связан с графикой. Графика устанавливает правила соответствия букв и фонем в сигнификативно сильных позициях. Область орфографии – сигнификативно слабые позиции фонем. В отдельных случаях орфография “вмешивается” и в область графики – область сильных позиций. Графика определяет значения букв в их сочетаниях с друг другом вне зависимости от конкретных слов. Орфография дает правила написания букв в словах и морфемах.

Основное правило правописания безударных гласных: в безударных слогах пишутся те же гласные, что и под ударением в той же морфеме. Мы пишем о в слове вода (хотя произносим [вада]) потому, что под ударением в этом корне слышится [о] и пишется о: воды, водный. Слово, произносящееся [л`иса], мы запишем лиса, если проверим первый гласный словом лис , и запишем леса , если проверим словом лес. Так мы определяем, какой фонеме соответствует звук слабой позиции, и пишем букву, обозначающую эту фонему.

Такое же общее правило действует для звонких и глухих согласных. На конце слова и перед шумной согласной пишется та же согласная, что и перед гласной и звонкой согласной в той же морфеме. Мы пишем б в словах зуб, зубки , хотя произносим [зуп], [зупк`и], потому что перед гласной и перед сонорной согласной в этом корне произносится [б] и пишется б : зубы, зубной . Мы пишем просьба , хотя произносим [проз`ба], так как перед гласной в этом корне произносится [с`] и пишется с: просить.

Принцип проверки здесь тот же, что и для гласных: звук слабой позиции проверяется сильной позицией; таким образом определяется фонема, к которой принадлежит данный звук, она и обозначается соответствующей буквой. Одна и та же буква обозначает фонему в сильной и в слабых позициях – это фонематический принцип, основной принцип русской орфографии.

Фонематический принцип определяет написание также твердых и мягких согласных: ь обозначает не мягкость звука, а мягкость фонемы, т. е.мягкость, не зависящую от позиции. Например, в слове лезть произносится [с`] перед [т`], но мягкость [с`] здесь обусловлена следующим [т`] (этой же позицией перед [т`] обусловлена и глухость [с`]). В сильной по твердости ~мягкости позиции – на конце слова – этой мягкости нет: лез. Фонема здесь твердая, поэтому в форме лезть не пишется ь после з . В форме повелительного наклонения лезьте тоже произноится [с`т`], но фонема мягкая, так как мягкость звука сохраняется на конце слова: лез – ле [с`]. Мягкость фонемы обозначается мягким знаком. В слове усни произносится [с`н`], но при замене [н`] на [н] происходит и замена [с`] на [с]: у [сн] у . Поэтому мягкость [с`] здесь несамостоятельна, она и не обозначается на письме. В слове льдина произносится [л`д`], при замене [д`] на [д] мягкость [л`]сохраняется: [л`д] ы . Здесь мягкость фонемы обозначается на письме мягким знаком.

Фонематический принцип определяет написание всех морфем слова: приставок, корней, суффиксов, окончаний. В слове подступить произносится [пъц-], но пишется приставка под- , так как проверка показывает фонемы: п [о] дступ, по [д] рулить . В суффиксе слов берёзовый, осиновый произносится [ъ], но пишется о, так как в том же суффиксе в сильной позиции произноится [о]: дубовый . В словах на стуле и от пули конечный гласный одинаков - [и], но в первом случае он относится к фонеме (ср. на сто [л`э`]), а во втором – к фонеме (ср. от зем [л`и`]). После мягких согласных фонема обозначается буквой е, фонема – и .

Фонематический принцип обеспечивает единообразное написание одной и той же морфемы в разных формах одного и того же слова и в разных словах. Так, в слове город в составе разных словоформ пишется одинаково, хотя произносится по-разному: [горът], [горъд] а , [гърад] а , [гърат] ки , при [гърът], при [гъръд]ный, ино [гарод`] ний , [гърац] ской. Написание город- во всех этих случаях отражает фонемный состав этого корня – . Одинаковое написание одних и тех же морфем позволяет легко узнавать слова с этими морфемами, а это способствует быстрому пониманию и чтению.

Основной принцип русской орфографии определяют также как морфологический. Морфологический принцип состоит в требовании единообразного написания одних и тех же морфем. В действительности одни и те же морфемы на письме часто передаются не одинаково: отражаемые на письме исторические чередования разрушают единство написания морфем. Так, в словах город и горожанин один и тот же корень пишется по-разному. В корнях и во многоих аффиксах такие нефонетические чередования обычны; ср. : жечь – жж ение – жг учий – за жиг ать – под жог ; мыш онок – мыш онк а – мыш оночек .

Исторические чередования передаются на письме (следовательно, единое написание одних и тех же морфем не сохраняется), а фонетические чередования на письме не передаются (следовательно, одной и той же буквой обозначается весь ряд позиционно чередующихся звуков, т. е. фонема в понимании Московской фонологической школы). Таким образом, единообразные написания одних и тех же морфем обычно есть проявление фонематического принципа орфографии.

В некоторых случаях наша орфография построена на морфологическом принципе, действующем вопреки фонематическому. Так, графическое единообразие морфем выдерживается при написании е (ё) под ударением после шипящих: жёлтый – желтеть, жёлудь – желудей, печёт – плачет, чёлн – челнок, щёк – щека. В этих случаях после шипящих под ударением выступает фонема, но пишется е (ё) для сохранения единообразия с теми же морфемами, где чередуется с или может быть в безударном положении: шёпот () – шепчет () – шептать ().

Морфологическому принципу отвечают также написания дезинформация, контригра, пединститут, сверхидеальный – с и после согласных, соответствующих твердым фонемам. Здесь сохраняется облик корня, вопреки правилу графики писать ы после таких согласных (ср.: безыдейный, предыстория ).

Фонематический принцип действует тогда, когда фонема находится в сильной позиции (это, собственно, принцип графики), и тогда, когда фонема находится в слабой позиции и может быть определена сильной позицией. Таких написаний 80%.

В некоторых случаях проверка невозможна, так как в данной морфеме фонема не встречается в сильной позиции: с о бака, т о пор, сапог, с а рай, п е реход, разборч и вый, молоды е , в ок зал, фу т бол, с тол, з доровье, сиди ш ь, сиди т . В этом случае выступает гиперфонема: с бака, с пог , фу бол и т. д. Фонематический принцип здесь ограничивает выбор букв, но не дает однозначного решения: можно написать собака и сабака , футбол и фудбол . Написания в подобных случаях осуществляются на основе фонематического и традиционного принципов.

Традиционный принцип орфографии заключается в том, что употребляется написание, закрепленное традицией. Выбор буквы не мотивирован современными языковыми закономерностями. С точки зрения звуковых соответствий, например, безразлично, о или а писать в предударном слоге в словах сапог, собака . Традиционные написания надо запоминать.

Традиционный принцип выступает не только в тех случаях, когда фонема не может быть поставлена в сильную позицию, но и когда существует чередование фонем в сильной позиции одной и той же морфемы: зарево – зори . В безударном положении здесь тоже гиперфонема: з ря. Выбор буквы в словах з аря, зоревать определяется традицией. Гласные в корне клон- – клан- могут быть ударными: клонится, кланяться. Выбор о для безударных слогов основан на традиции: наклонение, склонить.

В большинстве случаев традиционный принцип не противоречит фонематическому, а дополняет его; таких написаний 15%. Но в ряде случаев традиционный принцип противоречит фонематическому. В сильной позиции это написания щ в слове помощник, ч в словах конечно, скучно и др. В слабой позиции это, например, правописание корней гор- – гар-, плов- – плав- , в которых под ударением только [а], а без ударения пишется и о , и а.

В противоречии с фонематическим находится также фонетический принцип, который заключается в том, что буква обозначает не фонему, а звук. По этому принципу пишутся конечные согласные в приставках без-/бес-, воз-/вос-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-, через-/черес-: безоблачный, безрадостный, безбрежный – бесполезный; изыскать, изрезать, издать – искупать и др. Конечная фонема приставки здесь, об этом свидетельствует произношение [з] перед гласными и сонорными согласными, но пишется буква з , если произносится [з], и с , если произносится [с]. Фонетический принцип проводится здесь не совсем последовательно: в словах безвкусица, безвкусный в конце приставки произносится [с]; в словах бесшумный, изжарить произносится [ш, ж]; в словах расщедриться, расщепить на месте с нуль звука. Таким образом, фонетический принцип здесь осложнен традиционным.

Правописание о или а в приставке раз-/раз- – роз-/рос- также отвечает фонетическому принципу – о пишется под ударением, когда произносится [о], а пишется без ударения: розвальни, розыск, россыпь; развал, разыскивать , рассыпать. И здесь фонетический принцип осложнен традиционным (ср.: разыскной ). По фонетическому принципу пишется ы после ц: цыган, огурцы , курицын, бледнолицый.

Дифференцировочные написания основаны на разграничении на письме слов или форм, совпадающих по фонемному составу: ож о г – ож ё г, подж о г – подж ё г, плач – плач ь , рож – рож ь , туш – туш ь , ко п чик – ко б чик, к о мпания – к а мпания, о рёл – О рёл.

Также в русском языке существуют правила слитных, раздельных и дефисных написаний.

Список использованной литературы

  1. Граник Г. Г. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Кустарева В. А. История русского языка. – М.: Просвещение, 1982.
  3. Рождественский Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. – М.,1960.
  4. Современный русский литературный язык. / Под ред. П. А. Леканта. – М.: Высш. шк., 1988.
  5. Тоцкий П. С. Орфография без правил. – М.,1991.
  6. Филина Л. В. Русский язык. Энциклопедия. – М.: Просвещение, 1979.

ГЛАВА 7. НОРМЫ РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ

Понятие орфограммы, типы и виды орфограмм

Понятие орфограммы знакомо всем со школы. Сразу вспоминаются известные термины: «орфография», «орфографические ошибки», «орфографический разбор» и т.д. Все они связаны с законами правильного письма, правописания.

В современном русском языке все правила «правильного письма» заключены в двух основных разделах: орфографии и пунктуации.

Орфография (от греч. orthos – «правильный» и grapho – «пишу») – система правил буквенной записи слов, а пунктуация – правила расстановки знаков препинания. Орфография подразделяется на пять разделов.

1. Правила обозначения звуков буквами.

2. Правила применения слитных, дефисных и раздельных написаний.

3. Правила употребления прописных (больших) и строчных (малых) букв.

4. Правила переноса слов.

5. Правила употребления сокращенных слов.

Можно сказать, что орфограмма – это «ошибкоопасное» место в слове.

Слово «орфограмма» происходит от греческого [орфос] – «правильный» и [грамма] – «буква». Но не только буква входит в понятие орфограммы. Как быть с переносом слова (неправильный перенос – тоже ошибка), со слитным и раздельным написанием, прописной буквой, дефисом? Следовательно, орфограмма – это «ошибкоопасное» место не только в слове, где можно ошибиться в выборе буквы, но и в написании вообще.

Орфограммы различаются по типам (буквенные написания, слитно-дефисно-раздельные, написания с прописной и строчной буквы), по виду (орфограммы корня, приставок, суффиксов, окончаний; дефисные написания и т.д.), внутри видов они тоже могут подразделяться (например, орфограммы корня проверяемые – непроверяемые, с чередованием гласных и т.д.).

Определение характера орфограмм – важнейшее умение, которое помогает воспринимать изучаемый материал в системе и соотносить его с нужным правилом. В практике обучения уча­щиеся часто путают орфограммы (например, в слове «ночевка» часто пишут букву «о» после шипящего на том основании, что соответствующий гласный ударный). При этом не производится словообразовательный анализ, и ошибка в написании обусловливается смешением правил: правописание о – е после шипя­щих в корне, суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных.

Чтобы правильно писать, следует уметь видеть «ошибкоопасные» места в написании и уметь применять правило. Поэтому наиболее часто орфограмма понимается как написание, определяющееся на основе правил или по словарю. Правила письма есть в каждом языке – они обеспечивают точную передачу речи и правильное понимание написанного всеми, кто говорит на данном языке.

Принципы русской орфографии

Формирование правил в процессе развития и становления языка идет постоянно. Систематизация правил, их группировка происходят не сами по себе, а в соответствии с теми идеями и принципами орфографии и пунктуации, которые выступают ведущими в данный исторический период времени. И хотя правил много и они различны, но подчиняются они всего нескольким основным принципам. Орфографические системы языков различаются в зависимости от того, какие принципы лежат в основе употребления букв.

Фонетический принцип

Фонетический принцип русской орфографии основан на правиле «Как слышим, так и пишем». Исторически буквенно-звуковая система русского письма была ориентирована именно на произношение: в берестяных грамотах, древнерусских летописях можно, например, встретить такие написания, как: бежнего (без него). Сегодня фонетический принцип как ведущий сохранился и используется, в частности, в сербской и белорусской орфографии.

Применять фонетический принцип не так просто, как кажется на первый взгляд. Во-первых, при письме трудно следить за произношением. Во-вторых, произношение у всех разное, каждый говорит и слышит по-своему, поэтому научиться «расшифровывать» тексты, написанные строго в рамках фонетического принципа, нелегко. Например, мы произносим [сиводньа, майа], а пишем по-другому.

Тем не менее некоторые из современных правил сложились под влиянием фонетических закономерностей: например, написание «ы» вместо «и» в корнях после русскоязычных приставок, оканчивающихся на твердый согласный (кроме приставок меж- и сверх-): безыскусный, предыдущий и др.; написание «с», а не«з» на конце некоторых приставок перед следующим глухим согласным: безрукий, рассказ. Правила написания «с» и «з» на конце приставок связано с историей русского языка. Эти приставки, в отличие от всех остальных, никогда не были предлогами, то есть самостоятельными словами, и потому между конечным звуком такой приставки и начальным звуком следующей части слова не было «пропуска». Однако следует помнить, что говорить об употреблении на письме приставок на з – с по принципу «пишу, как слышу» можно только с оговоркой. Этот принцип соблюдается применительно к основной массе слов с данными приставками – знаешь правило или нет, пиши, руководствуясь произношением (безрассудный, распрощаться, изворотливый), но есть две группы слов, в написании которых можно ошибиться, если использовать данный принцип. Это слова, в которых за приставкой следует шипящий (расширить, исчезнуть) или звук, аналогичный конечному звуку приставки (рас-сказать, без-заботный). Как же быть? Слова, которые начинаются с приставок на з – с-, а дальше за ними идут буквы «з», «с» или шипящий, следует сначала произнести без приставки, а затем решить вопрос об употреблении той или иной буквы: бе?соница, бе?честный, бе?жалостный, ра?смешить.

Традиционный принцип русской орфографии

В основу правописания положен традиционный, или исторический, принцип, когда слово пишется так, как его когда-то произносили. Такой принцип лежит в основе английской орфографии. Есть такие слова и в русском языке, например шить. В древнерусском языке звуки [ж], [ш], [ц] были мягкими, поэтому написание после них и отражало произношение. К XVI веку [ж], [ш], [ц] отвердели, и после них стал произноситься звук [ы], но по традиции мы пишем после них -и (жил, шил, цирк). К традиционным относятся чаше всего непроверяемые написания (их следует проверять по словарям).

Правила слитного и раздельного, а также дефисного написания основаны на понятии слова, а принцип таков: отдельные слова в русском языке следует писать раздельно. Правила переноса слов с одной строки на другую основаны на принципе слогоделения (деления слов на слоги).

В случаях с переносом слов следует учитывать морфемный состав слова (деление слова на слоги с учетом состава слова) и запрет переносить одну букву (например, хотя в слове «семья» конечное орфографическое «я» представляет окончание и слог, нельзя переносить одну букву на другую строку).

В случаях слитного и раздельного написания или написания через дефис также не все так просто, как кажется на первый взгляд: например, при написании сложных прилагательных или ряда наречий бывает трудно определить границы слов в речевом потоке, и вопрос о том, как следует писать такие слова (слитно, раздельно или через дефис), решается на основе знания значения слова как лексической и грамматической единицы, на основе противопоставления морфемы слов. Например, необходимо решить, является ли определенный отрезок речи словом, или это морфема, или два слова, то есть определить прежде всего границу слов, а затем уже применить правило: по-нашему и по нашему мнению.

ВЫВОД ТРЕТИЙ : для того, чтобы сознательно применять морфологический принцип орфографии, необходимо иметь представление о грамматическом значении как слова в целом, так и его отдельных частей в частности.

Морфологический принцип русской орфографии столь логичен и в целом последователен, что практически не знает исключений. (Подсчитано, что в текстах на русском языке этому принципу отвечает 96 % написаний.) Легко можно себе представить, какую бурю возмущения вызовет это безапелляционное заявление у прилежных читателей грамматических справочников, где едва ли не каждое правило сопровождается длинным списком примечаний и исключений, стыдливо сжавшихся в мелкие строчки петита. Однако большинство из этих кажущихся на первый взгляд аномальными написаний отнюдь не являются исключениями. Они появились на свет в результате действия некоторых ограничений и нарушений морфологического принципа, которые, в свою очередь, тоже имеют свою историческую закономерность и подчиняются логике многовекового развития самой системы нашего языка.
Сравним два хорошо известных глагола - рассердиться и рассориться. Нетрудно заметить, что оба они пишутся через двойную С, хотя такое написание соответствует морфологическому составу слова лишь в первом случае (приставка ра с + с ердиться), а во втором (приставка ра с + сс ориться) - слово, согласно морфологическому принципу, следовало бы писать через тройное С: ра ссс ориться. Однако отсутствие такой формы хорошо объяснимо. Дело в том, что в русском языке " есть только две степени долготы согласных: согласные могут быть либо долгими (что на письме передается написанием двух букв, ср. касса), либо недолгими (что передается написанием одной буквы, ср. коса). Третьей степени долготы согласных не существует, поэтому написание трех одинаковых согласных фонетически бессмысленно " [Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М., 1976. С. 168-169]. Таким образом, оказывается, что написание на стыке морфем только двух согласных, хотя морфологически таких согласных должно быть три (ванна - но ванная, хотя к корню ванн- здесь присоединяется суффикс прилагательного -н-), или одной согласной, когда по морфологическому принципу должны быть написаны две (кристалл - но кристальный, финн - но финский, финка, колонна - но колонка, манная - но манка, форменный - но форменка, оперетта - но оперетка, тонна - но пятитонка, антенна - но антенщик), объясняется действием исторически сложившихся фонетических закономерностей русского языка.
Теперь становится понятным написание прилагательных типа ниццкий, череповецкий, немецкий, вступающее, на первый взгляд, в противоречие с написанием констанцский, о котором было сказано выше. В самом деле: прибавляя к основе ницц- суффикс -ск- , согласно морфологическому принципу мы ожидали бы увидеть форму ниццский. Однако такая форма отражала бы отсутствующую в русском языке третью степень долготы согласных. Наша орфография вольна была выбирать из двух вариантов (ниццкий или ницский), в равной степени нарушающих морфологический принцип в угоду фонетической закономерности. Разумность предпочтения именно первого из возможных вариантов очевидна: он хотя бы сохраняет в неприкосновенности написание производящей основы слова, тем более слова иноязычного.
Нельзя забывать и о том, что орфографические нормы складывались постепенно, сохраняя наследие прошлого, и потому в них не может не отражаться языковое состояние прежних эпох. Можно с уверенностью утверждать, что оставшиеся 4 % "аномальных", не попадающих в поле действия морфологического принципа написаний возникли отнюдь не стихийно, а под влиянием определенных фонетических традиций, сложившихся на протяжении долгих веков существования нашего языка. На страницах различных пособий, учебников и грамматик одни и те же орфограммы зачастую трактуются по-разному (например, написания в корневых морфемах с чередующимися гласными типа -зор- -зар- одни авторы подверстывают под действие фонетического принципа орфографии, а иные считают следствием принципа традиционного). Однако поскольку нас с вами в данный момент волнуют проблемы не столько схоластические, сколько практические, забудем о терминологической точности и зададимся более конкретным вопросом: " В чем же, собственно, состоят эти фонетические традиции и какой след оставили они в русской орфографии? ".