1 занятие по подготовке к школе психолога. Конспект занятия по психологической подготовке к школе на тему «Школа. Школьные принадлежности. Психологические аспекты подготовки детей к школе

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую направленность личности ребенка. Учение осознается и переживается младшим школьником как его собственная трудовая обязанность, как его участие в жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет учиться ребенок, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Значит, проблема обучения в школе связана не только с вопросами образования, развития интеллектуальных способностей ребенка, но и формирования его личности, вопросами воспитания.

В связи с этим актуально стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов.

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А. А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данной ситуации – работоспособность будущего первоклассника, умение взаимодействовать и подчиняться правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.

Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в “зону ближайшего развития” (Л. С. Выготский) ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, т. к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников.

Предлагаемый курс занятий направлен на формирование психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению.

Цель курса: формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи: формирование учебных мотивов; развитие зрительного анализа; формирование предпосылок логического мышления; развитие способности принимать учебную задачу; развитие произвольности регуляции деятельности; формирование восприимчивости к обучающей помощи; развитие вербальной механической памяти, развитие мелкой моторики, воображения, восприятия.

Программа предусматривает формирование и развитие учебно-важных качеств личности дошкольника 5,5 – 7 лет, включает развивающие игры, упражнения, задачи.

Данная программа успешно осуществляется мной в течение трех лет. По итогам психологической подготовки к школе ребята научились принимать учебную задачу, воспринимать обучающую помощь, образно и логически мыслить. У детей достаточно хорошо развито произвольное внимание, зрительная и слуховая память, воображение; сформированы мотивы учения.

Программа предполагает занятия по 40 минут, в середине занятия предусмотрены два перерыва-разминки на 5 минут. Желательно, чтобы группа не превышала 3 человек.

В процессе посещения занятий ребята учатся принимать и понимать учебную задачу; развивают графические и математические навыки, способность к начальным формам обобщения, классификации и образования элементарных понятий, образное мышление, вербальную механическую память; развивают способность произвольной регуляции деятельности в соответствии с заданными нормами.

ПРОГРАММА
“Хочу учиться!”

дошкольники

№ п/п Содержание Количество часов
1. Развитие внимания

Произвольная регуляция деятельности, произвольное внимание.

12
2. Развитие памяти

Вербально-механическая слуховая память, вербально-логическая слуховая память, зрительно-образная память.

10
3. Развитие мышления

Образное и логическое мышление, зрительное восприятие пространственно-ориентированных структур, уровень обобщений и классификации.

15
4. Развитие восприятия

Восприимчивость к обучающей помощи (обучаемость)

10
5. Развитие воображения 7
6. Развитие мелкой моторики рук

Кинестетическая чувствительность мелкой мускулатуры рук

10
Всего: 64

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
“Хочу учиться!”
(психологическая подготовка детей к школе)
дошкольники
4 часа в неделю, всего – 64 часа.

Содержание Количество часов
1. “Знакомство.

Сходства и отличия, память и произвольное внимание”

1. Развитие внимания, восприятия: “Сравни картинки”, “Найди предметы”, “Найди отличия”, “Произвольное внимание”.

2. Развитие памяти: “Гномик”, “Слуховая память”, “Зрительно-образная память”.

3. Развитие мышления, воображения: “Нелепицы”, “Сходства и отличия”.

4
2. “Недостающие фигуры, память и счет”

1. Развитие внимания, восприятия: “Стрелки”, “Фигурки”.

2. Развитие памяти: “Память и счет”, “Что лежит на столе”.

3. Развитие мышления, воображения: “Квадраты”, “Недостающие фигуры”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”.

4
3. “Лишний предмет, фигуры”

1. Развитие внимания, восприятия: “Нарисуй фигуры”, “Дорисуй картинку”.

2. Развитие памяти: “Магазин”, “Зрительная и слуховая память”.

3. Развитие мышления, воображения: “Квадраты”, “Лишний предмет”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”.

4
4. “Коврики, классификация, запомни фразы”

1. Развитие внимания, восприятия: “Коврики”, “Развитие объема внимания”.

2. Развитие памяти: “Белочка”, “Запомни фразы”.

3. Развитие мышления, воображения: “Лишняя фигурка”, “Что лишнее?”, “Классификация”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”.

4
5. “Найди фигуру, память, фрагменты”

1. Развитие внимания, восприятия: “Мячики-цветочки”, “Помоги Бабе-Яге”, “Найди фигуру”.

2. Развитие памяти: “Запомни рисунки”, “Механическая память и осмысленное запоминание”.

3. Развитие мышления, воображения: “Дорисуй фрагмент”, “Четвертая фигурка”, “Ёжики”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”.

4
6. “Каскад слов, домики, классификация”

1. Развитие внимания, восприятия: “Дострой фигуры”, “Улов”.

2. Развитие памяти: “Каскад слов”, “Запоминание цифр, букв, слов”.

3. Развитие мышления, воображения: “Домики”, “Соедини фигуры”, “Классификация”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”.

4
7. “Расставь значки, память, сравнение предметов”

1. Развитие внимания, восприятия: “Расставь значки”, “Найди квадрат”.

2. Развитие памяти: “Зрительная память”, “Десять слов”.

3. Развитие мышления, воображения: “Словесно-логическое мышление”, “Сравнение предметов”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”.

4
8. “Пространственное представление, регуляция деятельности, лишнее слово”

1. Развитие внимания, восприятия: “Геометрические фигуры”, “Развитие пространственных представлений”.

2. Развитие памяти: “Слуховая память”, “Произвольная регуляция деятельности”.

3. Развитие мышления, воображения: “Оканчивание слов”, “Найди лишнее слово”.

4
9. “Наблюдательность, графический диктант”

1. Развитие внимания, восприятия: “Расставь точки”, “Наблюдательность”.

2. Развитие памяти: “Графический диктант”, “Быстрый ответ”.

3. Развитие мышления, воображения: “Лишняя картинка”, “Гибкость ума”, “Определи понятие”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Массаж пальцев и ладоней”.

4
10. “Зрительное воображение, что пропущено”

1. Развитие внимания, восприятия: “Внимание”, “Расставь значки”.

2. Развитие памяти: “Сочини сказку”, “Зрительное воображение”.

3. Развитие мышления, воображения: “Говори наоборот”, “Бывает – не бывает”, “Что пропущено?”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Массаж пальцев и ладоней”.

4
11. “Найди числа, узор, последовательные картинки”

1. Развитие внимания, восприятия: “Сравни картинки”, “Наблюдатель”, “Найди числа”.

2. Развитие памяти: “Да и нет”, “Узор”.

3. Развитие мышления, воображения: “Собака”, “Последовательные картинки”, “Пропущенные фигуры”.

4
12. “Копирование образца, классификация, закономерность”

1. Развитие внимания, восприятия: “Фрагменты”, “Цифры”.

2. Развитие памяти: “Копирование образца”, “Развитие памяти”.

3. Развитие мышления, воображения: “Последовательные картинки”, “Коврики”, “Классификация”, “Закономерность”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”.

4
13. “Веселые картинки, пропущенные фигуры”

1. Развитие внимания, восприятия: “Прочитай слова”, “Будь внимателен”.

2. Развитие памяти: “Рассказ”, “Весёлые картинки”.

3. Развитие мышления, воображения: “Продолжи ряд”, “Пропущенные фигуры”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”.

4
14. “Лабиринты, парные картинки, закономерность”

1. Развитие внимания, восприятия: “Прочитай и запиши”, “Лабиринты”.

2. Развитие памяти: “Запомни и отыщи предмет”, “Парные картинки”.

3. Развитие мышления, воображения: “Закономерность”, “Белочки”, “Настроение”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”.

4
15. “Лестница, третий лишний”

1. Развитие внимания, восприятия: “Прочитай пословицу”, “Корабли”.

2. Развитие памяти: “Зрительная и слуховая память”, “Лестница”.

3. Развитие мышления, воображения: “Третий лишний”, “Смысловой ряд”, “Цвета”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”.

4
16. “Сравни картинки, фигурки”

1. Развитие внимания, восприятия: “Четыре стихии”, “Рыболовы”, “Сравни картинки”.

2. Развитие памяти: “Две картинки”, “Одинаковые рисунки”.

3. Развитие мышления, воображения: “Фигурки”, “Мышонок”, “Печенье”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Занимательная гимнастика”.

4

Литература:

  1. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. – Екатеринбург, 2004.
  2. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.
  3. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем внимание. – М. , 2003.
  4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб. , 2004.
  5. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М. , 1991.
  6. Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.
  7. Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.
  8. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Екатеринбург, 2003.
  9. Узорова О. В. , Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. – М. , 2003.
  10. Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.
  11. Шевердина Н. А. , Сушинскас Л. Л. Тестирование будущих первоклашек. – Ростов н/Д. , 2004.
  12. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2002.

Занятие 5.

Цель: развитие внимания, мышления, активизация внимания, умение классифицировать предметы.

Упражнение «На что похоже?»

Цель: развитие умения выделять объекты на основании сопоставления их с другими.

Детям предлагается рассмотреть рисунок, назвать все геометрические фигуры, соединить линиями каждый предмет с фигурой, на которую он похож.

Упражнение «Пара - под стать»

Цель: развитие умения находить связь между предметами.

Детям предлагается рассмотреть серию рисунков и сказать, что забыл нарисовать художник? Нужные предметы необходимо выбрать из нижнего прямоугольника.

Упражнение «Запрещенное движение»

Ведущий последовательно говорит одну из команд «ухо» или «нос». По этой команде дети должны соответственно дотронуться до своего носа или уха.

Также выполняет команду, но через некоторое время начинает специально ошибаться.

Задача детей выполнять только то, что говорит ведущий.

Рефлексия занятия.

Занятие 6.

Цель: развивать наблюдательность, логическое мышление, внимание, умение обобщать и классифицировать предметы, умение находить аналогии.

Упражнение «Найди отличия»

Ребенок должен внимательно рассмотреть картинки и назвать отличия.

Упражнение «Классификация»

class="eliadunit">

Цель: развитие обобщения и классификации

Найди среди предметов однородные, соедини их в следующие группы:

Металлические

Съедобные

Мягкие

Твердые

Деревянные

Длинные

Круглые

Упражнение «Слуховое внимание»

Задача: найти неточности, неверные суждения психолога, объяснить, почему дети так считают.

Когда человеку весело, он плачет.

Если нужно что-то купить, теряют деньги.

Мама убрала в комнате, и стало грязно.

Чем больше продуктов в сумке, тем она легче.

Если у ребенка болит горло, он должен есть мороженое.

Упражнение «Нелогичные картинки»

Показать детям по очереди несколько картинок. Предложить отметить, что неверно в картинках, как должно быть

Рефлексия занятия.

1. Что вам понравилось на занятии?

2. В какие игры вы хотите поиграть?

Конспект занятия

педагога-психолога с детьми

по подготовке детей к школе 6-7 лет

Тема: «Скоро в школу! »

Подготовила: педагог-психолог

МБДОУ д/с № 12 «Белочка»

Краснова Е.В.

Цель : Формировать школьную готовность у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи :

1. Повышать психологическую безопасность детей (способствовать уменьшению тревожности и напряженности перед обучением в школе);

2. Продолжать развивать психические процессы: мышление, внимание и слуховое восприятие;

3. Стимулировать внутригрупповое общение.

Оборудование: Мяч, простые карандаши по количеству детей, бланки с заданиями на каждого ребенка, колокольчик, магнитофон, кассета с расслабляющей музыкой.

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Сообщение детям цели занятий: - Здравствуйте, ребята, я рада Вас всех приветствовать! Сегодня на нашем занятии мы будем играть, думать и отдыхать. А для начала, давайте пройдём на ковер и сядем в кружок.

Приветствие. Я всем вам предлагаю ласково поприветствовать друг друга по имени, начнем с лева от меня по часовой стрелке:

“Я рад (а) тебя видеть, Андрей! "

Разминка. Игра "Скажи наоборот".

Цель: развивать внимание, логическое мышление.

Задание: ведущий (педагог, обращаясь по имени к каждому ребёнку, называет слово. Ребёнок называет в ответ слово, противоположное услышанному, по смыслу.

сильный - слабый

высокий - низкий

маленький – большой

черный - белый и т.д.

Основная часть.

Игра «Загадки».

Цель: Повышать мотивационную готовность детей к школе, развивать логическое мышление. /- Дети, а вы любите отгадывать загадки?

Что за добрые друзья живут дома у меня?

Они стоят в шкафу, на полках, в переплётах толстых, тонких.

Друзья рассказывают мне, что происходит на земле,

Есть ли инопланетяне, что творится в океане,

Чем питаются мартышки, - обо всех расскажут..(книжки)

То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать.. Что такое я?. .(тетрадь)

Носят девчонки, носят мальчишки в кожаном доме тетрадки и книжки.

(портфель).

Ребята, про что загадки?

Как вы думаете, почему я вам загадываю про школьные принадлежности?

Итак, речь у нас пойдёт о школе, и играть вам сегодня я предлагаю в школу.

А что вам нравится больше всего: читать книги, разговаривать, выполнять разные задания, смотреть телевизор или играть с игрушками?

Вы бы остались еще на один год в детском саду?

Вы все будете первоклассниками, поэтому я предлагаю вам поиграть в школу. Как вы думаете, с чего начинается и заканчивается урок в школе? (со звонка - колокольчик)

Начинаем первый урок! (Звенит колокольчик) И я приглашаю сесть вас за парты.

Упражнение «Лабиринт»

Цель: развивать наглядно-образное и логическое мышление, развивать внимание.

Задание: «Перевернём листочки и поможем мальчику найти дорогу в школу».

(Звенит колокольчик): «Колокольчик приглашает вас немного отдохнуть».

Игра-физкультминутка «Зеркало»

Цель: снять возбуждение и импульсивность, развивать внимание, стимулировать внутригрупповое общение.

Дети разбиваются на пары и становятся друг против друга. Один ребёнок показывает движения - поднимает, опускает руки, хлопает в ладоши и т. д. Другой ребёнок, выполняя роль зеркала, в точности повторяет все движения. Если «зеркало» сделает неправильное движение, то дети в паре меняются ролями.

(Звенит колокольчик): «Переменка закончилась, и колокольчик приглашает вас вернуться на свои места и продолжить урок».

Игра "Кто чему хочет научиться в школе"

Цель: Повышать мотивационную готовность детей к школе, развивать произвольную сферу, вербальное мышление.

Задание: - Сейчас мы повторим три жеста. Встаньте все в круг.

Руки вперед: "И я тоже. Согласен".

Руки за спину: "Я не буду. Не согласен".

Руки на голову, почесать в затылке: "Я подумаю. Я еще не знаю".

"Я - серенький волчок. Я пришел в школу, чтобы научиться кусаться (писать, царапаться, читать, вязать, бегать и прыгать как спортсмен, обзываться, хорошо учиться). А вы? " (Дети отвечают одним из трех жестов)

Упражнение "Пары слов".

Цель: Развивать опосредованное запоминание.

Психолог: «Сейчас я назову вам пары слов. Внимательно послушайте и постарайтесь запомнить: шум - вода, мост - река, весна - ручей, стол - обед, рубль - копейка, лес - медведь, день - вечер, школа - радость, зима - снег, лето - бадминтон, витамин - здоровье».

Затем психолог называет первое слово из пары, а дети называют второе.

Расслабление.

Цель: Повышать мотивационную готовность детей к школе через позитивное внушение, повышать психологическую безопасность детей, уменьшать тревожность, снять напряженность.

Инструкция: - Ребята, вот и закончилась наша игра в школу, теперь нам пора отдохнуть и вернуться в детский сад. Пройдёмте на ковёр.

Задание: Дети закрывают глаза.

А сейчас представьте себе, что вы собираетесь с мамой первого сентября в школу, вы все на-рядные, в руках у вас красивый букет для первой учительницы, вы несете свой первый портфель… в котором лежат тетради и учебники, чтобы многое узнать в школе, вас встречает добрая и умная учительница, она научит вас писать, читать, считать, расскажет много интересного о разных странах, о различных знаменитых людях, вы узнаете основы многих школьных предметов, выучите русский и иностранный язык, сможете ставить опыты на уроках и получать хорошие оценки… «четверки» и «пятерки»… Все радуются, поздравляют вас… И каждый повторяет про себя: "Я буду первоклассником! Я - хороший. Все, кого я знаю, хорошие. Все, с кем я буду учиться, хорошие. Я буду стараться. Я узнаю много интересного".

Рефлексия занятия

Цель: ретроспективная оценка в двух аспектах:

Психологическом (понравилось - не понравилось, было хорошо - плохо и почему);

Познавательном (почему это важно, зачем мы это делаем).

Чем мы занимались на этом занятии? В какие игры играли?

Зачем нам это нужно? Как это может помочь в жизни?

Что вам понравилось? Что не понравилось? Почему?

Что было для вас трудным, а что давалось легко? Почему?

Ритуал прощания

Цель: сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия.

Инструкция: - Поблагодарите друг друга за совместную игру. Пожмите каждому руку и скажите: "Мне было приятно с тобой увидеться, играть. Спасибо! "

Используемая литература:

1. Куражева Н.Ю. Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-семицветик». – СПб.: 2004.

2. Нижегородцева В.Н., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Владос, 2001.

3. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: 2009.

4. Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008.


План-конспект

организации совместной непосредственной

образовательной деятельности

По подготовке детей к школе в рамках реализации ФГОС ДОО.

Тема: «Психологическая подготовка детей к школе.

Я - первоклассник».

I. Организационно-мотивационная часть (4 мин.).

Цель: организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой, мотивировать на включение в деятельность.

Игра «Передай по кругу» (ритуал приветствия) (1.30 мин.)

Цель: создание эмоционально-положительного настроя в группе.

Педагог-психолог:

«Здравствуйте, ребята! Сегодня замечательное утро и очень хочется начать нашу встречу с приятных и добрых слов. А поможет нам в этом наш волшебный мячик. А волшебный он потому, что он невидимый. Сейчас мы будем передавать на волшебный мяч друг другу по кругу. Когда в ваших руках окажется мячик, вы должны поздороваться и пожелать что-нибудь хорошее, затем вы передаете мяч следующему и т.д.

Молодцы, поприветствовали друг друга и настроились на занятие!».

Упражнение «Собери портфель» (1.30 мин)

Цель: формирование положительного отношения к школе, развитие слуховой памяти.

Педагог-психолог:

«Ребята, сегодня мы с вами пойдем в школу, мы будем первоклассниками, и у нас будет настоящий урок. Но для начала нам необходимо приготовить портфель. У меня есть изображение портфеля. Сейчас мы по кругу будем передавать этот «портфель» и называть те школьные принадлежности (предметы), которые нужны ученику. Итак, первый участник называет предмет, который необходимо положить в портфель и передает картинку следующему ребенку. Следующий участник должен повторить предмет предыдущего ребенка и добавить свой и т.д.

Молодцы! Портфель мы с вами собрали, теперь нам пора отправляться в школу. А сделаем мы это с помощью нашего воображения и фантазии ».

Игровая ситуация «Мы первоклассники» (1 мин.).

Цель: введение дошкольников в «школьный мир». Развитие фантазии и воображения.

Педагог-психолог:

«Закрываем глаза. Вы спите крепким сном в своей мягкой постели под теплым одеялом. Но вот вы услышали, что звонит будильник. Ваша мама разбудила вас. Вы встаете, надеваете свою красивую школьную форму, берете портфель и с хорошим настроением идете в школу. Вот вы открываете школьную дверь, и звенит звонок . Звенит школьный звонок, значит, начинается урок! Открываем глаза.

Ребята, вставайте на ножки, проходите в наш класс и присаживайтесь за школьную парту».

II. Основная познавательно-развивающая часть (22 мин.).

Игра «Четвертый лишний» (2 мин).

Цель: развитие умения классифицировать и обобщать, развитие элементов логического мышления, и зрительного внимания.

Педагог-психолог:

«Посмотрите на экран. Сейчас на нем будут появляться картинки, три из которых можно объединить в одну группу, а одна из них лишняя. Вам нужно будет внимательно посмотреть и определить лишнюю картинку. Молодцы!».

Упражнение «Пальчиковая гимнастика» (1 мин.).

Цель: развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, выполнению графических заданий.

Педагог-психолог:

«А сейчас мы сделаем с вами гимнастику для наших пальчиков, тем самым подготовим наши руки к письму, рисованию различных узоров. Я вам буду показывать, а вы за мной повторяйте. Приготовьте все свои ручки».

Греем ладошки (дети потирают ладони друг о друга);

Моем ручки (дети делают движения, похожие на мытье рук);

- «утюжок» (дети по очереди гладят ладошки кулачком);

- «пальчики здороваются» (дети касаются по очереди пальчиками рук, каждый пальчик касается больших пальцев);

- «замок» (дети скрепляют пальчики между собой образуя замочек);

- «кулачки» (дети по очереди сжимают и разжимают кулаки);

- «лепим колобка» (дети катают колючий мячик в ладошках).

Упражнение «Дорожки» (1 мин.).

Цель: развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Педагог-психолог:

«Ребята, посмотрите, у каждого из вас есть карточка с изображением изогнутых дорожек. Вам нужно указательным пальцем левой и правой руки провести по этим дорожкам. Покажите мне, где у вас указательный палец? Правая рука? Левая рука? Приступаем к выполнению».

Упражнение

«Графический узор, путешествие волшебного карандаша» (4 мин.).

Цель: развитие мелкой моторики, графических навыков.

Педагог-психолог:

«Ребята, посмотрите, я сейчас всем дала карточки с разными узорами. Ваша задача, ориентируясь на образец, обвести по контуру каждый рисунок или узор и повторить (продолжить) его самостоятельно в строчке.

Молодцы, приступаем к следующему упражнению».

Упражнение «Внимание - рисуем!» (3 мин.)

Цель: развитие зрительно-моторной координации и зрительной памяти детей; развитие умения оценивать правильность выполнения друг друга.

Педагог-психолог:

«Ребята, сейчас на экране будут появляться фигуры. В течение 3 секунд вы должны запомнить ту фигуру, которая появится на экране, и зарисовать ее у себя на листе. Затем появится следующая фигура, вы снова ее должны запомнить и зарисовать и так все фигуры. Для этого у вас на столе есть чистый лист бумаги и простой карандаш. Еще вам нужно будет постараться оценить, правильно ли зарисованы фигуры друг у друга. Для этого вы поменяетесь своими листочками и поставите «+» там, где правильно и «-» там, где неправильно. Приступаем к выполнению, будьте внимательны».

Игра-физминутка «Пол - нос - потолок» (1 мин).

Цель: развитие слухового внимания дошкольников, профилактика утомления, мышечное расслабление, снятие напряжения после сложных заданий, настрой на дальнейшую работу.

Педагог-психолог:

«А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и немного подвигаться. Вставайте на ноги возле своих рабочих мест. Я вам буду называть слова «пол – нос – потолок», а вы должны показывать соответствующие слову места. Вы должны быть очень внимательными, потому что я могу вас путать и показывать не то, что называю».

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

НАЧИНАЕМ МЫ ИГРАТЬ!

ВЫ, РЕБЯТА, НЕ ЗЕВАЙТЕ,

А ЗА МНОЮ ПОВТОРЯЙТЕ.

ДЕЛАЙТЕ, ЧТО Я СКАЖУ,

А НЕ ТО, ЧТО ПОКАЖУ.

«Молодцы, ребята! Вот мы и проверили нашу внимательность, а вместе с тем и отдохнули. Присаживайтесь на свои места».

Упражнение «Хрюшки» (2 мин.).

Цель : развитие произвольного внимания.

Педагог-психолог:

«Ребята, посмотрите, я сейчас всем раздала бланки с изображением мордочек поросят. Вам необходимо среди всех мордочек найти грустную мордочку с одним ушком и зачеркнуть ее одной косой линией, а также найти веселую мордочку и обвести ее в кружок. Приступаем к выполнению».

Упражнение «Зашифрованные слова» (3 мин.)

Цель: совершенствование умения составлять зашифрованные слова из картинок, закрепление умения выделять звук в начале слова.

На экране – картинки:

мухомор, аист, кукла.

Дети называют картинки, определяют первый звук в каждом слове и произносят их по порядку, так можно догадаться, какое слово зашифровано на экране с помощью картинок.

Далее детям открываются скрытые картинки, с помощью которых можно составить новые слова. Если дети затрудняются сами придумать слово, то психолог зачитывает слово, а дети по одному зашифровывают слово на экране с помощью картинок.

Делаем вывод, оцениваем результат.

Педагог-психолог:

«Ребята, а теперь внимание на экран. Здесь изображены картинки. Назовите их. Сейчас вам нужно определить первый звук в каждом слове, произнести их по порядку и вы обязательно догадаетесь, какое слово здесь зашифровано.

Молодцы! У вас получилось расшифровать все слова!».

Упражнение «Узор из палочек» (работа в паре), (4 мин.).

Цель: развитие мелкой моторики, зрительной координации, развитие навыков работать в паре, согласовывать действия с партнером.

Педагог-психолог:

«Теперь приступаем к следующему упражнению, которое называется «Узор из палочек». Обратите внимание, что у вас на каждой парте лежит по одному набору счетных палочек. Это означает, что работать вам придется в паре, выполнять задание совместно согласовывая действия. Из счетных палочек вам необходимо выложить разные узоры, например, домик, елочку и др. Приступаем к выполнению. Для начала я предлагаю выложить «домик», затем «елочку», прямоугольник, треугольник.

Молодцы, ребята, справились с заданием и смогли договориться друг с другом!».

Мультимедийная гимнастика для глаз «На полянке» (1 мин.).

Цель: Снятие напряжения с глазодвигательного нерва, концентрация внимания, развитие зрительно-пространственной ориентации.

Педагог-психолог:

Вы, ребята, хорошо потрудились, наши глазки сегодня устали. Я предлагаю вам сделать гимнастику для глаз под названием «На полянке». Сейчас на экране будут появляться разные анимированные объекты, ваша задача за ними внимательно следить. Итак, внимание на экран.

Вот мы и провели гимнастику для наших глаз».

III. Заключительная итоговая часть (4 мин.).

Рефлексия, самооценивание «Багаж знаний». (2,30 мин.).

Цель: формирование элементарных навыков самооценки (развитие умения оценивать свои результаты, проводить анализ собственной деятельности после занятия, развитие начальных навыков самоанализа).

На доске прикрепляются картинки чемодана и мусорной корзины. Детям раздаются карточки разного цвета и задаются вопросы: «Вам понравилось занятие или нет? Вы получили эмоциональный заряд или нет? Узнали что-то новое или нет? Понравились задания или нет? И т.д.». Если ответы детей положительные, то карточки прикрепляют на чемодан. Если отрицательные – то к мусорной корзине.

Педагог-психолог:

«Ребята, наш «Школьный урок» завершается и сейчас каждый из вас поочередно подойдет к доске и постарается сам себе поставить соответствующую оценку. Не забывайте и нам рассказывать о своих впечатлениях».

Красный круг (Мне понравилось занятие и у меня все получилось).

Синий круг (Мне не понравилось занятие и у меня ничего не получилось)».

Игровая ситуация «Мы дошкольники» (1 мин.).

Цель: выведение детей из «мира школы», развитие фантазии и воображения.

Педагог-психолог:

А сейчас мы открываем глаза и снова оказываемся в детском саду».

Ритуал прощания. (30 сек.).

Цель: закрепление эмоционально-положительного настроя в группе.

Педагог-психолог:

«В заключение нашей встречи я хотела бы пожелать вам сохранить хорошее настроение до конца этого дня. А лучше, если вы еще и поделитесь со своими близкими своими положительными эмоциями, рассказав о нашем приключении на настоящий школьный урок. Вставайте на ножки. До свидания, до новых встреч!»


Татьяна Николаева
План конспект открытого занятия по психологической подготовке детей к школе в подготовительной группе

План- конспект открытого занятия по психологической подготовке

детей к школе в подготовительной группе

Цель : создание условий для познавательной активности и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками.

Задачи :

Развитие познавательных процессов – восприятия, памяти, внимания, мыслительных умений и речи.

Воспитание чувство доброжелательности, сплоченности.

Формирование позитивной мотивации к обучению.

Место проведения : кабинет психолога

Группа : подготовительная группа

Тема : «Путешествие будущих первоклассников»

Тип занятия : комплексное с элементами тренинга.

Время реализации – 30 минут.

Материалы и оборудование, необходимые для занятия : колокольчик, картинки, компьютер, смайлики эмоции, простые карандаши, мешочек.

Краткий план :

1. Организационный этап – 1 мин. Приветствие.

2. Мотивационный этап – 1 мин. Настрой на занятие .

3. Практический этап.

Остановка «Загадочная»

1). Упражнение «Собери разрезные картинки» - 3 мин.

2). Упражнение «Внимание рисуем» - 3 мин.

Остановка «Угадайка»

3). Игра «Говори наоборот» - 2 мин

4). Упражнение «Четвертый лишний» - 3 мин.

Физкультминутка «Переменка» - 3 мин.

Остановка «Почемучка»

5). Упражнение «Чего не хватает» - 2 мин.

6). Упражнение «Найди отличие» - 3 мин.

Остановка «Познавайка»

7). Упражнение «Найди пару» - 3 мин.

8). Упражнение «Бывает, не бывает» - 3 мин.

4. Рефлексивный этап – 3 мин.

Ход занятия:

Этап 1. Организационный.

Цель : создать положительный эмоциональный настрой, установить зрительный, слуховой и тактильный контакт.

Приветствие ладошками.

Дети стоят по кругу.

Здравствуй небо!

Здравствуй земля!

Здравствуйте все мои друзья!

Здравствуй раз, два, три, четыре, пять, шесть

Нам здороваться не лень.

Психолог : Дети, любите ли вы путешествовать? Я хочу пригласить в путешествие в «Страну знаний» . Ведь знания нужны всем, а особенно тем, кто собирается в школу . Вы же собираетесь в школу ? Тогда вы будущие первоклассники.

Этап 2. Мотивационный.

Давайте ребята, представим, что мы сегодня пойдем в школу , и мы будем самыми настоящими первоклассниками. И у нас будет самый настоящий урок. Давайте, закроем глазки, представьте, что одели школьную форму , у вас радостное настроение, открывается школьная дверь .

Звенит школьный звонок (колокольчик, начинается наш урок. Открываем глазки . Вы готовы к путешествию?

Ребята, давайте построились и поехали в путешествие.

Психолог : Вот мы подъехали к первой остановке «Загадочная» . Здесь приготовили интересную задачу. Когда вы сможете ее решить, то станете еще более умными и внимательными.

Этап 3. Практический.

1. Здесь нам приготовили задание «Собери разрезные картинки»

Перед детьми хаотично выкладываются разрезанные изображения. Предлагаем собрать картинку.

Великолепно, молодцы ребятки!

2. У нас задание такое «Внимание, рисуем»

Ребята, сейчас вам нужно будет внимательно посмотреть на экран там появится картинка и запоминать, то, что там нарисовано, когда экран закроется, и картинка исчезнет вы должны будете нарисовать на листочках то, что вы запомнили. Хорошо? Внимательно запоминаем. Экран закрывается, и рисуем то, что запомнили. Кто закончил карандашики положили, чтобы бы я видела, что вы закончили.

Такие внимательные. Молодцы!

Психолог : Нам пора отправляться в путь. Вот мы приехали на вторую остановку «Угадайка» . Вот она! Ребята давайте присаживаемся на диван.

3. Игра «Говори наоборот» . Ребята говорят противоположное слово.

4. Упражнение «Четвертый лишний» .

Сейчас я раздам картинки на ней будет изображено 4 предмета, один из которых лишний. Какой лишний вы должны подумать и сказать. И объяснить, почему этот предмет лишний.

Правильно ребята! Молодцы!

Все стали.

Дети приглашаю Вас на переменку «Молекула 1,2,3 и др» .

Психолог : Поиграли, отдохнули, получили хорошее настроение и нам пора отправляться в путь.

Мы приехали на третью остановку «Почемучка» .

5. Следующая игра «Чего не хватает»

Посмотрите, на компьютер, я буду показывать картинки, а Вы должны сказать чего не хватает? (показ картинок)

И это выполнили успешно. Молодцы!

6. Следующее задание «Найди отличие»

Посмотрите внимательнее, Вам нужно будет посмотреть на 2 картинки и сравнить их и найти отличия (10 отличий) .

Психолог : Продолжаем наше путешествие. Вот остановка под названием «Познавайка»

7. Следующее упражнение называется «Найди пару»

Вот мешочек, вытащите по одной картинке и найдите пару по смыслу. Дети находят пару и объясняют.

Молодцы! Хорошо дети!

8. Игра «Бывает, не бывает» .

«Смайлик не знает, для чего ходят в школу . Он сидит и размышляет. Ребята, давайте поможем смайлику. Если то, что он говорит, правильно, вы хлопните в ладоши. Если неправильно - топните ногами.

Этап 4. Рефлексивный.

Психолог : Нам пора возвращаться в наш садик. Вот наше путешествие закончилось, и мы вернулись в наш детский сад.

Психолог : Давайте встанем в круг, я раздам вам смайлики. Посмотрите это, какое настроение? Пожалуйста, скажите вам понравилось наше путешествие? Выберите смайлик и покажите какое у вас настроение после нашего путешествия?

Я очень рада тем, как вы решали задачи, учились. Вы умные, внимательные, сообразительные. Молодцы!

Спасибо всем. На этом наше занятие завершается . До свидания!

Публикации по теме:

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе «Приключение в лесной школе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» - детский сад № 51 «Родничок» первой категории, с. Кагальник,.

Конспект открытого логопедического подгруппового занятия по подготовке руки к письму в подготовительной группе Конспект открытого логопедического подгруппового занятия по подготовке руки к письму в подготовительной группе. Тема: «Уроки Мудрой Совы».

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Подготовила: вос - ль подготовительной группы №5 Шарафутдинова Е. И.

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в Страну Знаний» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 447 комбинированного вида «Семицветик».

Конспект занятия по формированию психологической готовности к школе у детей 6–7 лет Тема: «Создание Лесной школы» Задачи: - повышать у детей уверенность в себе; - учить быть внимательными друг к другу; - знакомить детей.

Конспект занятия по формированию психологической готовности к школе у детей 6–7 лет «Путешествие с цветиком - семицветиком». Цель: формирование у детей психологической готовности к школе Задачи: Развивать умение классифицировать и обобщать. Развивать логическое.

Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну знаний» Конспект занятия по подготовке обучению грамотев подготовительной к школе группе «Путешествие в страну знаний». Цель: Закрепить у детей.

Конспект занятия по подготовке детей к школе с элементами тренинга для детей подготовительной группы «Играя учимся» Мультимедийная дидактическая игра «Назови одним словом» к развивающему занятию для детей подготовительной группы Конспект комплексного.

Конспект открытого занятия по подготовке к школе «Цветик-семицветик» Открытое занятие по подготовке к школе «Цветик-семицветик» Цель- обобщение и систематизация знаний, полученных перед школой. Задачи: .

Сценарий родительского собрания в подготовительной группе «О подготовке детей к школе» Сценарий родительского собрания в подготовительной группе МКДОУ Рамонский детский сад № 3 О ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ Дата: сентябрь –.

Библиотека изображений: