«Взаимодействие воспитателя по обучению детей татарскому языку с педагогами детского сада по реализации УМК. Из опыта работы: «Воспитатель — как основной фактор создания языковой среды по обучению детей татарскому языку

«Взаимодействие воспитателя по обучению детей татарскому языку с педагогами детского сада по реализации УМК»

Работу по УМК мы начали с февраля 2012 года, когда поступили учебно-методические комплекты, аудио-видео материалы.

Для организации работы, я провела презентацию данной работы (по обучению двум государственным языкам) перед педагогами детского сада и началось его внедрение и реализация. С целью вовлечения педагогов, родителей в процесс обучения, рекомендован просмотр телепередачи по воскресеньям в 9.30 по каналу ТНВ “Әкият илендә” – “В стране сказок”, где происходит закрепление пройденного в детском саду материала, так как сюжет каждой передачи создан с опорой на УМК. Родители каждой группы информированы о дне и времени транслируемой детской передачи. Родители и педагоги имеют возможность наблюдать и радоваться успехами своих детей не только на открытых мероприятиях, но и в повседневной жизни детского сада.

89% русскоязычных педагогов нашего общеобразовательного учреждения прошли курсы по обучению русскоязычных педагогов татарскому языку, а 11% (1 –молодой специалист) будет учиться в этом учебном году онлайн по курсу Ана теле. Еженедельно, я провожу с воспитателями мини-курсы, учитывая идею, заложенную в УМК. На этих занятиях я знакомлю воспитателей с методические приёмами, средствами обучения, наглядным и раздаточным материалом, используемыми пособиями и оборудованием, которые помогают создавать и поддерживать развивающий и обучающий характер татарской языковой среды в группе. Языковая развивающая среда включает в себя как языковую среду, так и предметную. Предметная среда привлекает ребёнка, вызывает его интерес к языку. Ребёнок знает, что он может подойти, посмотреть, взять в руки то, что ему нужно, вызывает его интерес. В связи с этим стимулируется реальное общение на татарском языке в рамках предметной среды. Эта среда носит интерактивный характер. В нашем ДОУ оборудован специализированный кабинет для обучения детей татарскому языку.

В каждой группе имеется наглядный материал для родителей наших воспитанников для закрепления знаний татарского языка дома. Педагоги ДОУ целенаправленно и последовательно создают положительную мотивацию удовольствия от общения и сотворчества со взрослыми и детьми для каждого ребенка в течение всего воспитательно-образовательного процесса, организуют ситуации, вызывающие потребность в общении, учитывая возраст детей и их речевой опыт, используя разнообразные и привлекательные для ребенка методы и приемы (игровые, сюрпризные, проблемно-поисковые), творческие задания, стимулирующие речевую активность и способствующие развитию инициативной речи, творческих речевых умений.

В дошкольных образовательных учреждениях с сентября месяца 2012 года началось внедрение новых учебно-методических комплектов по обучению детей родному, татарскому и русскому языкам.

С 1 сентября 2013 года мы начали работать по реализации данных учебно-методических комплектов.

Основная задача учебно-методических комплектов - формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме.

Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей татарской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков.

Свою образовательную деятельность я реализую при помощи следующих методов и приемов:

1. Для повышения эффективности образовательного процесса я использую информационно- коммуникативные технологии . Например, при помощи компьютера, даю детям новую информацию (слайды), закрепляю пройденный материал при помощи различных дидактических игр. Например, «Кого нет», «Отгадай и назови», «Кто лишний?», «Посчитай», «Угости зайцев», «Сделай салат» и многие другие. При помощи магнитофона дети, например, слушают аудиозапись и подпевают:

Кишер, кишер

Тәмле кишер.

Зур кишер,

Баллы кишер.

Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь стимулом в обучении. Освоение компьютерных технологий позволяет реально индивидуализировать образовательный процесс, усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работу как ребенка, так и воспитателя. Компьютер мне также помогает организовать просмотр мультфильмов.

2. На занятиях для развития полноценного игрового общения я использую игровые ситуации , в которые попадает персонаж (Акбай, Мияу). Через игровой сюжет можно разыграть процесс знакомства персонажа с новым предметом, детально рассмотреть его, изучить, обследовать. Игровой персонаж предоставляет воспитателю возможность поставить ребенка в позицию субъекта познавательной активности. Для старшего возраста наиболее эффективны игровые проблемные ситуации.В этих ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.

Для достижения результативности в общении с детьми на татарском языке, я изготовила дидактический материал. Так как все занятия проходят в виде игры, то самое лучшее для закрепления тем - это дидактические игры . Мною изготовленные дидактические игры – «Нәрсә артык?», “Кем юк?”, “Бу нәрсә, ничә?”, “Дөрес сана”, “Кунак сыйлау”, “Уенчык сорап ал”, “Бер-күп”, «Какого цвета нет?», «Подарки медведя», «Найди пару», «Волшебный мешочек», «Покажи правильно» и другие.

Цель этих дидактических игр: развитие звуковой культуры речи, активизация и обогащение словарного запаса детей, согласование частей речи, развитие мелкой моторики рук.

С целью развития и укрепления памяти использую словесные игры , такие как «Кто есть, кого нет?», «Возьми овощ», «Позови кошку», «Глухой телефон», «Что, какой, сколько?» и другие.

По развитию мелкой моторики провожу пальчиковые игры . Например,

Бу бармак – бабай,

Бу бармак – әби,

Бу бармак – әти,

Бу бармак – әни,

Бу бармак – малай (кыз)

С целью развития воображения, мышления, творческих способностей, использую развивающие игры . Например, “Сколько, назови” или игра “О чем я подумал(а)?”

Также в своей работе использую подвижные игры, игры-эстафеты и многие другие.

3. На занятиях также использую наглядные методы . К ним относятся:

Наблюдение;

Рассматривание картин, натуральных предметов;

Показ мультфильмов, таких как «Три медведя», «Веселые игрушки», «Кто что любит».

Я использую наглядные методы и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдений знаний, формирования связной речи. С этой целью использую такие методы, как:

Рассматривание картин со знакомым детям содержанием;

Рассматривание игрушек

4. Огромную роль на занятиях уделяю методу артикуляции. Очень важно, чтобы ребенок правильно произносил звуки и слова. Например,

Бу курчак кечкенә.

Мак-мак-мак

Бир матур шакмак.

Так же дети выполняют задания в рабочих тетрадях.

Рабочая тетрадь является одним из основных компонентов УМК “Говорим по-татарски. Творческая тетрадь помогает ребенку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал, привлечь родителей активно включиться в процесс развития своего малыша. В рабочей тетради даны задания на называние, обобщение и сравнение предметов на определение их величины, размера, количества.Например, “Предложи медведям посуду”, “Найди чайную пару”, “Раскрась одежду” и другие.

В своей работе я активно использую народный фольклор. Через народные потешки, песенки, сказки, пальчиковые игры мне быстрее удается добиваться контакта с детьми, чтобы успешнее прививать им навыки, интереснее организовать игровую деятельность.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья детей. С ними провожу физкультминутки, подвижные и развивающие игры, Проведение таких игр способствует укреплению здоровья детей. Интересны рифмовки песни с движениями. Четверостишия о животных, природе, о детях легко запоминаются и делают физкультминутки увлекательными и полезными. Тексты, звучащие на физкультминутках, сопровождаются движениями рук и туловища. Также провожу зарядки для глаз.

Для удобного использования, я подготовила УМК к работе следующим образом: ламинировав, распределила игры, демонстрационный и раздаточный материал по конвертам, файлам, папкам, обозначив название и цель, поместила их в плотные коробки.

Таким образом, УМК обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач в процессе образования детей дошкольного возраста. Он построен на адекватных возрасту видах деятельности и формы работы с детьми. Также направлен на взаимопонимание с семьей в целях осуществления речевого развития детей. В данном учебном комплекте широко использована игровая, информационная, диалоговая технология и технология проблемного обучения. Использование нестандартных методических приемов способствуют развитию любознательности, активности и творческих способностей каждого ребенка. Аудио и видео приложения, эстетически оформленные наглядно-демонстрационные и раздаточные материалы обеспечивают максимальное разнообразие детской деятельности.

сайт воспитателя по обучению татарскому языку

Профессия: воспитатель по обучению татарскому языку

Профессиональные интересы: обучить детей общаться на татарском языке

Увлечения: аквариумный мир

Регион: Республика Татарстан

Населенный пункт: Нижнекамск

Место работы: МБДОУ "Детский сад №94 "Соенеч"

О себе

Окончила Казанский государственный педагогический университет по специальности " Учитель татарского языка и литературы". Работала в школе, но решила попробовать поработать с дошколятами.... и не разочаровалась.Сначала было непривычно, что в обучении нет привычных мне гласных- согласных, подлежащих-сказуемых, существительных и прилагательных. Но горящие глаза, неподдельный детский интерес дорогого стоят. Я поняла, что и в детском саду, пусть в более упрощенной форме, но можно научить деток культуре, познакомить с традициями и обычаями татарского народа, и конечно же, научить простым речевым конструкциям, а главное, любить и уважать татарский язык. А гласные-согласные (тартыклар-сузыклар) оставим для школы.

Воспитателем по обучению татарского языка работаю около 4 лет.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Люблю татарскую литературу, как советскую, так и современную, в особенности: Аяз Гыйләҗев, Мөхәммәт Мәһдиев, Ләбиб Лерон, Зифа Кадыйрова, Фәүзия Бәйрәмова, Нәбирә Гыйматдинова. Переплетение судеб, интригующий сюжет, несомненно, оказывают большое влияние на успех книги. Но для меня важны человеческие качества героя: в любой ситуации, в любом положении ты должен оставаться Человеком. Все люди, всем свойственно ошибаться, но никогда не стоит переступать через вековые человеческие ценности. И помогают людям в этом каноны Ислама. Вечные каноны, которые помогают, направляют, заставляют задумываться о том, как и зачем ты живешь.

Моё портфолио

I. Общие сведения о педагоге

Мухамедзянова Гульшат Ильдусовна

Образование: высшее, Казанский государственный педагогический университет, учитель татарского языка и литературы

Повышение квалификации:1. "Теоретические и прикладные аспекты образовательного процесса ДОО в условиях ФГОС", 72 часа, ГАПОУ "Нижнекамский педагогический колледж"

2. «Современные образовательные технологии при реализации основной образовательной программы дошкольного образования», 64 часа, ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В.Г.Тимирясева (ИЭУП)

II. Официальные документы

(см. альбом официальные документы)

III. Работа педагога по обобщению и распространению собственного педагогического опыта

2015 г. - серия интерактивных игр по обучению татарскому языку детей подготовительной группы "Жемчужины Татарстана"

2015 г. - конспект ООД по обучению татарскому языку детей средней группы "Күнелле ял көне"

2015 г. - конспект ООД по обучению татарскому языку для детей старшей группы "Шәһәрдә йөрибез"

2015 г. - конспект развлечения КВН для детей средней группы "Уенчыклар"

2015 г. - конспект ООД по обучению татарскому языку детей подготовительной группы "Нишли"

2015 г. - конспект ООД по обучению татарскому языку детей старшей группы "Кибеттә"

2015 г. - дидактическое пособие для детей 4-7 лет "Книжки-развивайки"

2015 г. - дидактическое пособие для детей 4-7 лет "Разноцветная семейка"

2016 г. – показ открытого мероприятия «Специфика обучения дошкольников татарскому языку» в рамках педагогической практики студентов филиала Высшей школы подготовки учителей при университете Реймс, Шампань-Арденн в г. Шомон, Франция на базе МДОУ «ЦРР – детский сад №91 «Белекеч», свидетельство;

2016 г. - показ занятия по татарскому языку «Жемчужины Татарстана» для воспитателей и педагогов - слушателей региональных курсов повышения квалификации «Казанского (Приволжский) Федерального Университета» на базе МБДОУ №94 г.Нижнекамск, отзывы педагогов;

2016 г. - показ занятия по татарскому языку «Савыт-саба» для воспитателей и родителей воспитанников на базе МБДОУ №94 г.Нижнекамск, отзывы педагогов и родителей;

2017 г. - мастер-класс для педагогов по теме “ИКТ в реализации содержания УМК по обучению детей государственным языкам РТ” на итоговом педагогическом совещании работников дошкольного образования Нижнекамского муниципального района “Инновационные технологии как средство познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО” на базе МБДОУ “Детский сад №93 “Эллюки”, сертификат;

2017 г. - показ занятия (образовательной деятельности) по теме “Жемчужины Татарстана” в рамках регионального семинара “Использование современных технологий в образовательной деятельности ДОУ” согласно плана работы Региональной инновационной площадки (приказ ФГБОУ ВО НГПУ №13/2-Д ОТ 29.01.2016) на базе МАДОУ №111 “Батыр” г. Набережные Челны, справка №815;

2017 г. – мастер-класс для педагогов “Электронный гид” на городском методическом объединении воспитателей по обучению татарскому (русскому) языкам ДОУ Нижнекамского муниципального района на базе МАДОУ «ЦРР – детский сад №92 «Ладушки», сертификат;

IV. Участие в районных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах

1. Участие в профессиональных конкурсах в образовательном обучении

2015 г. Смотр-конкурс "Лучшая билингвальная группа детского сада - 2015" (благодарственное письмо)

2015 г.- подготовка и организация муниципального конкурса "Умники и умницы" на базе ЦРР "Детский сад №91" (благодарственное письмо)

2. Участие в районных профессиональных конкурсах

2015 г. - муниципальный конкурс чтецов стихотворения Г. Тукая среди дошкольников "Яттан сөйлә Тукай шигырләрен- шушы булыр иң зур бүләгең" (диплом участника)

2015 г. - конкурс дидактических игр и методических пособий по обучению двум государственным языкам в номинации "Дидактическое пособие" (диплом I степени)

2016 г. - КМО в с. Большое Афанасово по теме " ИКТ игры в образовательной деятельности" (программка)

2016 г. - муниципальный конкурс чтецов стихотворения Г. Тукая среди дошкольников "Яттан сөйлә Тукай шигырләрен- шушы булыр иң зур бүләгең" (диплом участника)

2017 г. - открытый региональный фестиваль-конкурс “Счастливое детство. Бәхетле балачак” среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений на базе МАДОУ «ЦРР –детский сад №92 «Ладушки», номинация «Художественное слово», Бахтиева Резеда, Мавлеева Самира, Шарифуллин Данир, диплом II степени;

2018 г.- муниципальный конкурс «Алиш и дети» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений, посвященного 110-летию со дня рождения писателя А. Алиша, Яппарова Самира, диплом II степени;

2018 г.- муниципальный фестиваль-конкурс детских театров «Театральная палитра», номинация «Миниатюры и отрывки» на базе «ЦРР- детский сад №90 «Подсолнушек», Яппарова Самира, Хадиев Айгиз, Нафиков Нияз, диплом I степени;

2018 г. - муниципальный фестиваль-конкурс детских театров «Театральная палитра», на базе «ЦРР- детский сад №90 «Подсолнушек», театральный коллектив «Соенеч», диплом II степени;

3. Участие в региональных профессиональных конкурсах

2015г. - республиканский турнир "Компьютерная грамотность" (диплом II степени)

2015 г. - региональный конкурс " Ярмарка педагогических идей" (сертификат участника)

2015 г. - региональный семинар "Использование интерактивного оборудования в педагогическом пространстве ДОО" (сертификат участника)

2015 г. - республиканский семинар на тему: "Современные технологии как организационно-методический инструментарий в организации педагогического процесса ДОО" (сертификат участника)

2015 г. - региональный семинар - практикум "Интерактивные технологии в работе детского сада" (сертификат участника)

2016 г. - региональное мероприятие на базе д/с №39, посвященное международному дню родного языка "Йолдыздан сибелгән энҗеләр" (сертификат участника)

2016 г. - региональное мероприятие на базе д/с №39, посвященное международному дню родного языка "Йолдыздан сибелгән энҗеләр" (диплом участника воспитанницы-Ахметовой Азалии)

2016 г. - мастер-класс на методическом объединении воспитателей по обучению татарскому и русскому языкам дошкольных учреждений НМР по теме "ИКТ игры в образовательной деятельности" на базе МБДОУ «Ручеек» в с.Большое Афанасово, сертификат;

2017 г. – мастер-класс на методическом объединении воспитателей по обучению татарскому и русскому языкам дошкольных учреждений НМР «Современные образовательные технологии в обучении дошкольников государственным языкам РТ с учетом реализации ФГОС ДО» по теме «Роль ИКТ при обучении дошкольников двум государственным языкам» на базе МАДОУ «ЦРР – детский сад №92 «Ладушки», сертификат;

2017 г.- мастер-класс на методическом объединении воспитателей по обучению татарскому и русскому языкам дошкольных учреждений НМР «Балаларның сөйләм үсешендә яңача технологияләр” по теме “Авторская ИКТ-разработка “Интерактивный магазин” на базе МАДОУ “Детский сад общеразвивающего вида №74», сертификат;

2017 г. - презентация дидактического пособия «Лэп-бук по теме «Цирк» на методическом объединении воспитателей по обучению татарскому и русскому языкам дошкольных учреждений НМР «Балаларның сөйләм үсешендә яңача технологияләр” на базе МАДОУ “Детский сад общеразвивающего вида №74», сертификат.

2016 г. - участие на региональном семинаре «Создание условий для развития и реализации творческого потенциала детей с помощью ЛЕГО-технологий и робототехники» на базе МБДОУ №2 г. Альметьевск при помощи поддержки Управления образования Альметьевского муниципального района, сертификат;

2016 г. Презентация лэп-бука «Мәктәпкә юл” на региональном семинаре-практикуме «Система работы ДОУ по формированию у дошкольников навыков практического владения татарским языком» на базе МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №43», сертификат;

2017 г. - участие на региональном семинаре-практикуме “Интерактивные игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольников” на базе МБДОУ “Детский сад “Волшебная сказка”г.Заинск, сертификат;

2017 г. - выступление с докладом “Использование лего-кубиков для закрепления татарских слов” на региональном семинаре-практикуме “Использование квест-технологий в образовательной деятельности в полилингвальном развитии с детьми дошкольного возраста” на базе МБДОУ “Детский сад “Волшебная сказка” г.Заинск, сертификат;

2017 г. – мастер-класс “Знакомство с профессией продавца через ИКТ-игры” на республиканском семинаре-практикуме “Ранняя профориентация дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО” на базе МБДОУ №94 “Соенеч”, сертификат участника;

2017 г. - мастер-класс “Дидактическое обеспечение педагогического процесса для изучения татарского языка” для студентов НФ ЧОУ ВО “Казанский инновационный университет им. Тимирясова (ИУЭП) на республиканском семинаре-практикуме “Инновационные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО” на базе МБДОУ №94 “Соенеч”, сертификат участника;

2018 г. - мастер-класс “Кибеткә сәяхәт” для студентов НФ ЧОУ ВО “Казанский инновационный университет им. Тимирясова (ИУЭП) на республиканском семинаре-практикуме “Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ознакомлению детей с профессиями” на базе МБДОУ №94 “Соенеч”, сертификат;

2018 г. - участие на республиканском семинаре учителей татарского языка и литературы “Применение инновационной системы В.Н.Мещеряковой в обучении татарскому языку русскоязычных учащихся” на базе СОШ №27 с углубленным изучением отдельных предметов, сертификат;

2018 г. – участие на муниципальном семинаре для педагогов ДОУ “Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС”, сертификат;

2018 г. - мастер-класс “Роль лего-кубиков при изучении дошкольниками татарского языка” на региональном семинаре в рамках деятельности инновационной площадки “Системно-деятельностный подход построения образовательной деятельности с использованием лего-технологий и робототехники, направленных на развитие креативности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования” на базе ДОУ Управления образования Альметьевского муниципального района, сертификат;

2018 г. - мастер-класс «Интерактивный магазин» на муниципальном семинаре педагогов дошкольного образования «Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС» на базе МБУ «Управление дошкольного образования» г.Нижнекамск, сертификат.

4. Участие во всероссийских профессиональных конкурсах

2015 г. V всероссийский конкурс "Таланты России" (диплом I степени)

5. Участие в международных профессиональных конкурсах

2015 г. -Международная научно-практическая конференция "Управление качеством образования в новых социокультурных условиях:опыт, проблемы, перспективы" (сертификат участника)

2015 г. - IV международный конкурс "Таланты России" в номинации "Методическая разработка" (диплом II степени)

2017 г.- международный конкурс-фестиваль в рамках проекта «На крыльях таланта» на базе республиканского дома народного творчества г. Ижевск (Удмуртия), театральный коллектив «Соенеч», дипломант I степени;

2017 г. - международный конкурс-фестиваль в рамках проекта «Когда мы вместе» на базе ДК «Энергетик» г.Набережные Челны, театральный коллектив «Соенеч», диплом лауреата I степени;

2018 г.- международный конкурс-фестиваль в рамках проекта «Планета талантов» на базе ДК «Энергетик» г. Набережные Челны, театральный коллектив «Соенеч», дипломант II степени;

V. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно- коммуникационных, в процессе обучения и в воспитательной работе

Серия интерактивных игр по обучению татарскому языку детей подготовительной группы "Жемчужины Татарстана"

Электронный мобильный видеогид для детей 4-7 лет по темам: "Гаилә, уенчыклар"

Электронный аудиогид к музею для детей 4-7 лет

Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя по обучению детей татарскому языку

"На поляне детства"

и Ахметзянова Римма Завдатовна

МАДОУ «Детский сад № 62 комбинированного вида» Кировского района города Казани

1. Введение.

2. Актуальность.

5. Использованная литература.

1. Введение.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте. Как правильно подготовить его к школе. Не случайно в истории развития человечества роль рук подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путём жестов то первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.А. Лурия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Недостаточность развития двигательного анализатора и мелкой моторики в детском возрасте становится всё более обычным явлением.

Целью данной работы является раскрытие актуальности использования инновационных педагогических технологий для совершенствования пальцевой моторики в коррекционно- логопедической работе и представление авторской методической разработки «Использование традиционных и инновационных педагогических технологий при разучивании стихов татарских поэтов в ходе коррекционной работы с детьми-логопатами» (Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя по обучению детей татарскому языку в рамках ФГОС).

2. Актуальность.

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. В.М. Бехтерев

Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т. В. Фадеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова, и многие другие; анализом графических умений детей – Д. Тейлор. Они доказывают, что недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем во взаимодействии с взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительное восприятие, внимание может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

При нормальном развитии ребенок овладевает звуковой стороной речи одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев рук, стимулируют развитие речи и являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Для развития мелкой моторики педагоги, как правило, используют русский фольклор и стихи русских поэтов. В связи с возрождением национальных традиций, национальной культуры родного языка в республике был принят закон «О языках народов Республики Татарстан», разработана и принята государственная программа по сохранению, изучению и развитию языков народов республики.

В соответствии с этой программой во всех общеобразовательных учреждениях (ДОУ, школы и т.д.) было введено изучение татарского языка. С 2012г. в нашем детском саду реализуется УМК «Говорим по-татарски». Учитывая всё вышеизложенное, была поставлена задача: развивая мелкую и общую моторику детей, используя традиционные и инновационные педагогические технологии, приобщить детей-логопатов к словесному искусству татарского народа и татарских поэтов. Этому способствуют фольклорные произведения и стихи современных авторов, посвящённые родному краю, его природе, временам года; литературные произведения, раскрывающие красоту, многообразие и загадочность растительного и животного мира родного края.

3. Анализ литературы по проблеме развития мелкой моторики.

В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие мелкой (пальчиковой) моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

И.Г.Топоркова, Н.Л. Кутявина, С.В. Щербинина, С.Е. Гаврилина в книге «Развиваем руки, чтоб учиться писать и красиво рисовать» (Ярославль, 1997) пишут, что развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с года до самой школы, и рекомендуют малышам упражнения, доступные их возрасту. Много внимания в книге уделяется пальчиковой гимнастике, выполнение которой сопровождается стихотворной речью. Подобного рода упражнения на согласование стихотворной речи с движениями пальчиков рекомендует и В.В. Цвынтарный в пособии «Играем пальчиками и развиваем речь» (СПб, 1996), указывая, что такие упражнения активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, воспитывают координацию и развивают речь.

Все эти авторы ссылаются на широко известные исследования профессора М.М. Кольцовой, которая путём экспериментов установила, что формирование речевых областей головного мозга совершается под влиянием импульсов от движений рук. Следовательно, уровень речевого развития детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук. А при поступлении в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией.

Е.В. Владимирова и Р.Д. Тригер в пособии «Я учусь писать» (М., 1994) указывают на то, что подготовку ребёнка к обучению каллиграфии необходимо вести в нескольких направлениях. Они предлагают заниматься упражнениями по ориентировке на листе бумаги, воспитанию графических навыков и т.д., обосновывая тем самым подход к развитию кисти руки как комплексному и заблаговременному.

Таким образом, роль двигателя развития центральной нервной системы, всех психических процессов и, в частности, речи играют формирование и совершенствование тонкой моторики- кисти пальцев рук.

4. Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя по обучению детей татарскому языку в рамках ФГОС.

Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу.

Стандарт нового поколения характеризуется системно-деятельностным подходом, в котором главное развитие личности воспитанника. Развитие речи – это важнейший компонент во ФГОСе ДО. Если мы поможем дошкольнику сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, то сформируем у него способности к самоконтролю, к познанию окружающего мира.

Важно отметить, что речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Необходимо подчеркнуть следующий факт: в данной образовательной области появился шестой пункт, говорящий о формировании звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Стандарт дошкольного образования – это, своего рода, указание правил игры, в которых ребенок должен выиграть. Это условия развития ребенка, а не его обучения. Впервые в истории нашей страны дошкольное образование стало первым уровнем образования. Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий социальной ситуации, содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. В нем прописаны условия и программы развития, которые учитывают разнообразие дошкольников. Стандарт ДО дает возможность развиваться каждому ребенку тем темпом, который характерен для него, позволяет детям проявить свою индивидуальность. Современные дети отличаются от нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом.

Одной из образовательных областей в ФГОС является речевое развитие, которое включает в себя:

Владение речью, как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Чем сильнее и подвижнее пальчики рук ребенка, тем увереннее он познает окружающий мир. Чем совершеннее он может выполнить быстрые ритмичные движения, связанные с принятием и удержанием определенной позы, тем больше вовлекаются в такую работу мышцы тела и конечностей. Разумеется, сила, ловкость, активность приходят не сами по себе. Это – результат их систематической тренировки.

Работая с детьми, имеющими самые разные речевые нарушения, мы столкнулись с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. При работе с детьми, с нарушениями речи замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей нарушения памяти, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.

В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах, у детей снижается самоконтроль за речью. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить.

Одно из эффективных средств обогащения и активизации словаря детей – знакомство с художественной литературой, познание богатства языка через стихи, сказки, поэзию и фольклор.

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по обучению детей татарскому языку в ДОУ состоит в примерном планировании в начале учебного года изучения лексических тем. Для этого с учителем - логопедом были согласованы общие методы и приемы, используемые в работе с детьми: создание игровой ситуации, наглядность, использование в НОД художественной литературы (фольклор, потешки, загадки, сказки), использование песен, музыки, физкультминуток. В результате, занятия проводятся эмоционально, что раскрывает внутренний потенциал ребенка.

Для словарной работы мы используем игры, сказки, добиваемся от детей точного запоминания слов и словосочетаний. Игры-драматизации еще более раскрепощают детей, помогают лучше усвоить материал.

Представленные в приложении игры могут использовать учитель-логопед и воспитатель по обучению детей татарскому языку при параллельном изучении лексических тем (во время физминуток в НОД, в режимных моментах), а так же учитель-логопед при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Совместно изучаемые темы учителем-логопедом и воспитателем по обучению детей татарскому языку и примерный перечень используемых физминуток и мнемотаблиц:

Примерный перечень физминуток и мнемотаблиц, используемых учителем –логопедом в коррекционной работе по звукопроизношению и лексическому запасу детей-логопатов:

Приложение №

Звукопроизношение

7, 10, 21, 31, 42

3, 6, 11, 17, 21, 56

1, 6, 10, 11, 12, 17, 23, 24, 41, 42, 45, 46, 50, 55, 56

16, 24, 26, 29, 46, 49, 59, 55

6, 8, 9, 12, 25, 39, 43, 46, 49, 52

2, 7, 19, 22, 39, 51

17, 18, 21, 24, 29, 36, 38, 44

5, 6, 8, 14, 19, 23, 25, 27, 28, 29, 30, 38, 39, 41, 43, 46, 54, 55,

1, 8, 11, 14, 23, 27, 38, 39, 46, 52, 54, 56

9, 17, 23, 47, 52, 53

23, 32, 33, 43, 48

Лексические темы

«Профессии»

«Инструменты»

«Откуда хлеб пришёл?»

«Дни недели»

«Безопасность на дороге»

«Насекомые»

«Урожай»

«Головные уборы»

«Деревья»

«Домашние птицы»

5. Использованная литература:

1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение,1991.

2. Игры с пальчиками. ИД «Карапуз»,2001

3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

4. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.

5. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: Просвещение, 1995.

6. Мальцева И.В. Пальчиковые игры для детей. От трёх до семи лет. – СПб.: Издательская группа «Азбука- классика», 2010.

7. На поляне детства: хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей. – Казань: Редакционно-издательский центр, 2011.

8. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов /А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АТС», 2003.

9.«Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать». Популярное пособие для родителей и педагогов. Под редакцией С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявнина, И. Г. Топоркова и др. – Ярославль: Академия развития, 2000 .

10. «Ребёнок в детском саду», иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. 2003 год, № 4,5,6.

Статьи: Г.Любина, «Рука развивает мозг» (№ 4)

Г.Любина, О. Желонкин «Рука развивает мозг» (№ 5)

Г.Любина, О. Желонкин «Рука развивает мозг» (№ 6)

11. Селивёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми, - М.,1981.

12. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика \ О. В. Узорова, Е. А. Нефедова, -М.:ООО «Издательство Астрель»:ООО «Издательство АСТ», 2003 .

13. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань,1996.

Марина Кондратьева

Детский сад - первое звено в системе образования. Поэтому одна из главнейших задач детского сада - формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими языком своего народа .

Главная цель речевого воспитания состоит в том , чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка , умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Обучение языку - планомерный , целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей , усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков.

Я применяю разные формы и методы в зависимости от намеченных целей и поставленных задач. Также я учитываю и возрастные особенности детей .

Стараюсь осуществлять образовательную деятельность в групповой форме. Обучение в группе является занимательным и эффективным, потому что языковые ситуации отрабатываются в диалогах, в играх и таким образом преодолевается языковой барьер . Создаю в группе обстановку непринужденного общения и дети разговаривают на татарском языке , слушают речь других и тем самым осуществляется взаимовлияние речи друг на друга. Свою образовательную деятельность я реализую при помощи следующих методов и приемов :

Одна из важнейших форм обучения - игра . Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Она также является и методом обучения татарскому языку . Во время игры дети, сами того не замечая, усваивают определенную лексику, овладевают языковыми умениями , речевыми навыками и таким образом у детей развиваются основы коммуникативной компетенции. Они обучаются правильному произношению слов, построению связного высказывания, закрепляют и активизируют татарскую лексику .


Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей татарской устной речи . Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова , фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков .

Для повышения эффективности образовательного процесса я использую информационно- коммуникативные технологии, то есть использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Например, при помощи компьютера, даю детям информацию (слайды, закрепляю пройденный материал при помощи различных дидактических игр. Например, «Кого нет» , «Отгадай и назови» , «Кто лишний?» , «Посчитай» , «Угости зайцев» , «Сделай салат» и многие другие.


Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь стимулом в обучении . Освоение компьютерных технологий позволяет реально индивидуализировать образовательный процесс, усилить положительную мотивацию обучения , активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работу как ребенка , так и воспитателя . Компьютер мне также помогает организовать просмотр мультфильмов.


Для развития полноценного игрового общения я использую игровые ситуации, в которые попадает персонаж (Акбай, Мияу) . Через игровой сюжет можно разыграть процесс знакомства персонажа с новым предметом, детально рассмотреть его, изучить, обследовать. Игровой персонаж предоставляет воспитателю возможность поставить ребенка в позицию субъекта познавательной активности. Для старшего возраста наиболее эффективны игровые проблемные ситуации. В этих ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.

Для достижения результативности в общении с детьми на татарском языке , мы изготовили дидактический материал. Так как все занятия проходят в виде игры, то самое лучшее для закрепления тем - это дидактические игры. Нами изготовленные дидактические игры : «Положи в корзину» , «Угости Алсу и Булата» , «Пригласи в дом» , «Что изменилось?» , «Бу кем?» , «Командир» , «Помогаем маме» , «Волшебные цвета» и многие другие.

Цель этих дидактических игр : развитие звуковой культуры речи, активизация и обогащение словарного запаса детей , согласование частей речи, развитие мелкой моторики рук.

С целью развития и укрепления памяти использую словесные игры, такие как «Кто есть, кого нет?» , «Возьми овощ» , «Магазин» , «Что, какой, сколько?» и другие.

По развитию мелкой моторики провожу пальчиковые игры. Например,

Бу бармак – бабай,

Бу бармак – би,

Бу бармак – ти,

Бу бармак – ни,

Бу бармак – малай (кыз)

Дидактические




Огромное значение в обучении ребенка языку имеют вопросы воспитателя ребенку . Когда воспитатель ставит вопрос , ребенок думает, соображает и подбирает подходящее слово из своей лексики. Таким образом, мы упражняем ребенка в овладении языком . Опыт показывает , что умело и вовремя заданные вопросы резко меняют в лучшую сторону язык ребенка : выбор нужного слова, логичность речи.

Материал для создания языковой среды по обучению детей татарскому языку .



«Положи в корзину»

«Угости Алсу и Булата»

«Что изменилось?»

Цель :

Упражнение в произношении слов на татарском языке по пройденным темам ;

Формирование умения отвечать и задавать вопрос : «Нрс юк?» ;

Развитие внимания и памяти.

«Бу кем?»

«Командир»

Как было сказано ранее, методы обучения языку разнообразны . Их разнообразием должен пользоваться воспитатель , чтобы наиболее доступным и интересным для ребенка путем разрешить поставленные задачи. Выбор методов обуславливается возрастом детей и поставленными для решения задачами. Нужно строить обучение татарскому языку таким образом , чтобы упражнять детей в речевых умениях и навыках, чтобы формировать у них первые элементарные знания об окружающем.

Таким образом, УМК обеспечивает единство воспитательных , обучающих и развивающих целей и задач в процессе образования детей дошкольного возраста. Он построен на адекватных возрасту видах деятельности и формы работы с детьми . Также направлен на взаимопонимание с семьей в целях осуществления речевого развития детей . Использование нестандартных методических приемов способствуют развитию любознательности, активности и творческих способностей каждого ребенка. Аудио и видео приложения, эстетически оформленные наглядно-демонстрационные и раздаточные материалы обеспечивают максимальное разнообразие детской деятельности.