Какие есть значимые части слова? Правописание суффиксов прилагательных. Является ли значение морфемы компонентом общего значения слова

1.Тема урока: «Состав слова. Значимые части слова»

2.Цель урока: создать условия для актуализации знаний учащихся о значимых частях слова, вывести алгоритм разбора слова по составу, совершенствовать умения выделять части слова.

3.Задачи урока: формировать умение

воспитывать культуру поведения на уроке, любовь к Родине посредством подбора языкового материала, воспитание культуры общения в группах;

4. Планируемые результаты

предметные: познакомятся с понятиями «состав слова», «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»; с алгоритмом разбора слова по составу; научатся выделять части значимые слова; выполнять разбор слова по составу; делить однокоренные слова на группы; составлять схему слова; подбирать слова к данным схемам

личностные результаты: осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка,

к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; проявлять уважительное отношение к иному мнению; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

метапредметные:

познавательные:

регулятивные:

коммуникативные: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению

5. Оборудование : компьютер; мультимедийный проектор; интерактивная доска; колонки, электронное приложение к учебнику «Русский язык 4 класс» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, сконструированные задания на электронной доске, цветные смайлики.

6.Литература: тетрадь, учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

о рганизационная структура (сценарий) урока

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

    I . Мотивация к деятельности

1. Приветствие: Благоприятный климат.

Добрый день! Улыбнёмся друг другу. Я желаю вам удачи!

Кто нам скажет, какой у нас с вами сейчас будет урок? Проверьте свою готовность к уроку.

Что вы ждёте от этого урока? Наклейте тот смайлик, который вам больше понравился. Я думаю, что все ваши ожидания будут не напрасны.

Положительный эмоциональный настрой на урок.

Отвечают на вопросы, проверяют наличие необходимых школьных принадлежностей, наклеивают смайлики

Л – осознают важность правильной организации рабочего места как условия успешной учебной деятельности, проявляют готовность к работе на уроке

II . Актуализация имеющихся знаний

1.Проверка домашнего задания.

Прочитайте задание 74. Объясните значения устойчивых сочетаний слов.

Прочитайте составленные предложения с фразеологизмом.

Прочитайте стихотворение А. Арсирия в задании 75.

2.Минутка чистописания.

Прочитайте слова «филин», «Федя». Определите букву, которую мы будем писать сегодня на минутке чистописания. Буква обозначает мягкий, глухой согласный звук. Какая это буква? (Буква «ф».)

3. Работа над словами с непроверяемым написанием.

Отгадайте загадку:

Ходит город-великан

На работу в океан.

(Корабль . )

Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «корабль»

1.Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Объясняют толкование фразеологических оборотов,читают составленные предложения.

Читают восстановленное стихотворение.

2.Выполняют чистописание. Записывают буквосочетания и скороговорку.

офф фоф ффо

Федя филина боится –

Филин может рассердиться.

3. Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения с этим словом. Составляют предложения

П - Выдвигают гипотезу и обосновывают ее.

Л - Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

Р - Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

    III . Выявление затруднений в деятельности и целеполагание

1.Работа с графическим изображением морфем. Побуждение к работе .

Ребята, посмотрите, на доске появились значки. Как вы думаете, что они могут обозначать?

Что вы заметили? Есть ли здесь «лишний» значок? Что он обозначает?

Кто из вас может расставить эти «значки» по порядку? Что же у нас получилось? (графическое изображение состава слова).

2.Формулировка темы и задач урока

Ребята, а можете ли вы назвать тему нашего сегодняшнего урока? Чему мы будем учиться на уроке?

Что значит разобрать слово по составу?

Для чего нам нужно уметь разбирать слова по составу? Верно: если знаешь части слова, то напишешь их толково!

Дети анализируют и находят лишний значок - !

Расставляют морфемы по порядку алгоритма разбора слова по составу.

Определяют темы, цели и задачи, стоящие перед каждым учеником.

П – строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Р – планируют свои действия для решения задачи

    IV . Совместное открытие знания

1. Наблюдение над языковым материалом. Работа

по учебнику

(упражне-

ние 77)

Физкультминутка

Организация работы по теме урока.

Прочитайте. Назовите сказку. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина.)

Найдите в тексте однокоренные слова. (Корабельщики, кораблик, корабль.) Что они обозначают?

Являются ли однокоренными выделенные слова? Почему ? (Слова «пристань» и «с пристани» не являются однокоренными. Это формы одного

и того же слова.)

Спишите, выделите корень в однокоренных словах.

А сейчас представьте, что вы качаетесь на волнах(музыка).

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Объясняют значения однокоренных слов.

Корабельщик (устар.) тот, кто плавает на корабле (обычно торговом); моряк.

Корабль многомачтовое парусное судно с прямыми парусами.

Кораблик уменьшительно-ласкательное название слова «корабль».

Выполняют движения под музыку

П - Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию

    V . Первичное закрепление во внешней речи

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 80

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

Прочитайте. Скажите, все ли слова в каждой группе являются однокоренными? Объясните, почему. (Не все слова в каждой группе являются однокоренными. Должно выполняться два условия: общий корень и близость по значению. В данных группах даны слова, разные по значению.)

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Записывают однокоренные слова группами. Выделяют в них корень.

П

Л – ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу

VI . Самостоятельная работа с проверкой

Самостоятельная индивидуальная работа. Разбор слов по составу.

Проверим, как вы примените знание алгоритма разбора слова по составу.

Кто считает, что он справился с заданием? Как себя оценили? Обоснуйте свою оценку.

- Сравните с работой соседа по парте. Не спешите исправлять. Обменяйтесь тетрадями. Проверим. У доски разбирает 1 ученик: остальные проверяют, сигнализируя большим пальцем.

Самостоятельно разбирают слова по составу.

Самопроверка по ключам – образцам.

А: умеют аргументировать правильность разбора слов по составу, вести продуктивный диалог.

В: умеют самостоятельно разбирать слова по составу; делают выводы.

С: знают алгоритм разбора слов по составу.

Работают индивидуально.

Р – учитывают правило в планировании способа
решения

К - сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи); критично относятся к своему мнению

    VI . Включение в систему знаний и повторений

Работа в группах

Откройте тетради. Запишите дату, классная работа. Писать нужно аккуратно, без ошибок и красиво.

Задание 1.

Составить постеры «Алгоритм разбора слов по составу» и выступить с ним перед классом.

Проверьте в группах правильность составления алгоритма по ключам. - Кто желает озвучить данный алгоритм?

А сейчас проверим, как вы выполнили работу? Каждый из вас должен оценить свою работу, т.е. поставить себе оценку.

Кто желает прокомментировать свою работу?

2. Тест «Верные и неверные утверждения».

Давайте проверим, как каждый из вас понял данную тему, для этого мы выполним задание. Будьте очень внимательны, если вы считаете, что утверждение верное, ставите (+), если нет (-). Таким образом, вы можете проверить себя и узнать, над чем ещё придётся поработать.

1. Корень – это главная часть предложения. (-)

2. Родственные слова ещё называют однокоренными. (+)

3. Основа – это часть слова с окончанием. (-)

4. Верно ли, что слова вода и водитель являются однокоренными? (-)

5.Окончание – это изменяемая часть слова. (+)

Взаимопроверка по интерактивной доске. Взаимооценивание

Составляют алгоритм.

Взаимодействуют «ученик – ученик».

Выступает одна из групп, выполнивших первыми.

Остальные внимательно слушают.

Пр. – умеют находить
однокоренные слова, знают изученные части слова.

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их существенных и несущественных признаков.

Р – учитывают правило
в планировании способа
решения

К – ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии

    VII . Рефлексия

Организация и инструктирование процесса оценивания

Наш урок подошёл к концу. Скажите, чему мы учились на уроке? Что вам удалось? В чём были затруднения? Как бы вы оценили работу класса, свою работу на уроке?

Во время групповой работы ученики оценивают свою работу на уроке. Рассуждают, анализируют.

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

    VIII. Домашнее задание

Дома нужно выполнить задание интересное, творческого характера. Сочините о своей части слова синквейн, интересный рассказ, сказку, можно стихотворение.

Слушают учителя,
делают записи

Р – принимают цель, содержание и способы выполнения задания

Приложение 1. Разбор слова по составу(ключ к заданию)

Порядок разбора

_________

__________

___________

_________

Части слова

приставка

______

корень

______

суффикс

_______

окончание

______

Что делаю?

Подбираю однокоренные слова

Изменяю

форму

слова

с приставками и

без приставок

с приставками и

без приставок, с суффиксами

и без суффиксов

с суффиксами

и без суффиксов

    по числам

    по падежам

    по родам

    по числам

Приложение 2.

Оценочный лист группы

0 ошибок-3б.

1 ошибка-2б.

2ошибки- 1б.

Больше 2-х ошибок – нужно поработать.

2 задание

«Верные и неверные утверждения »

Критерии :

5 «+» - 3б.,

4 «+» - 2б.,

3 «+» - 1б.

Меньше 3-х – 0б.

3 задание

Разбор

слова по составу

Критерии:

Верно корни-3б.

Верно окончания-3б.

Верно суффиксы-2б.

Верно приставки-1б.

Итог:

17-18 б . -«5»

15-16б . -«4»

13-14б . -«3»

Самоанализ урока русского языка

Класс: 4

Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова.»

Тип урока и его структура: урок открытия новых знаний.

Это первый урок в разделе « Состав слова». На нём происходит освоение предметных знаний (базовые понятия): «состав слова», уточняются понятия «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание».

Самоанализ своего урока я начну с краткой характеристики класса.

В классе 6 человек, на уроке присутствовало 6 . Класс по своему составу и возможностям - полярный. Есть учащиеся, которые очень успешны в обучении, легко схватывают новый материал, имеют высокую скорость выполнения заданий.

Однако на фоне успешных ребят выделяется группа учащихся, которым трудно дается изучение предметов школьного цикла. Поэтому при подготовке к урокам стараюсь учесть все перечисленные аспекты и подбирать задания таким образом, чтобы у каждого была возможность реализовать себя.

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:

Личностные: осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; проявлять уважительное отношение к иному мнению; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);

Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Коммуникативные: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению.

На уроке была поставлена триединая дидактическая цель, которая реализовывалась через следующие аспекты:

Образовательный: формировать умение выделять значимые части слова, выполнять разбор слова по составу, составлять схему слова;

Развивающий: развивать орфографическую зоркость при написании однокоренных слов, коммуникативные навыки через диалоговое обучение, умение рассуждать, доказывать правильность выбора решения, навыки группового взаимодействия.

Воспитательный: воспитывать культуру поведения на уроке, любовь к Родине посредством подбора языкового материала, воспитывать культуру общения в группах.

На уроке были использованы основные принципы образования, положенные в основу работы с младшими школьниками:

    Принцип личностно-ориентированного подхода к ребёнку:

Дифференцированный подбор заданий при индивидуальном опросе;

Создание ребёнку ситуации успеха, формирование положительной установки к процессу обучения, заинтересованности;

Разнообразие форм и методов организации работы (частичное исследование, проблемные вопросы, работа в группах) позволяли раскрыть содержание нового материала и расширить содержание субъективного опыта каждого ребёнка.

2. Принцип индивидуального и личностного подхода:

Осознание своего «Я», максимальный учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

3. Принцип гуманистичности:

Ребёнок активный, субъективный в совместной деятельности с педагогом, основанной на сотрудничестве, на взаимном уважении.

На уроке использовался учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий для 4 класса, карточки с алгоритмом разбора, мультимедийный проектор; интерактивная доска

Урок организуется в форме учебного сотрудничества (беседы, дискуссии), осуществляется работа с пониманием и вариантами непонимания учащихся. Учитель готов внести в свою работу с классом соответствующие методические коррективы: по-иному сформулировать вопрос или познавательную задачу, чтобы направить в верное русло анализ, попросить учащихся составить свои примеры. Неправильные ответы, не соответствующие плану урока, не игнорируются и не отбрасываются. При необходимости вносятся изменения в запланированные формы обучения.

На организационном этапе было проведено быстрое включение обучающихся в деловой ритм; созданы условия для дальнейшей работы.

Минутка чистописания. Словарная работа. На этих этапах урока был актуализирован субъективный опыт детей. Через анализ языкового материала была выведена тема урока, поставлена цель.

«Открытие» нового знания,

Цель: открытие детьми нового знания и формирование способности к его выполнению.

Новое знание было открыто детьми посредством решение проблемной ситуации.

Первичное закрепление,

(понимание, структурное оформление нового знания).

Выполнение детьми типовых упражнений на новое знание.

Проговаривание способа выполнения в громкой речи.

Первичное закрепление во внешней речи произошло через анализ языкового материалаи схем учебника посредством продуктивного диалога. В итоге новое знание фиксируется в речи и знаково.(вербализируем, фиксируем новое знание, возвращаемся к заданию, вызвавшему затруднение).

На этапе контроля обучающимся была предложена самостоятельная работа,

задания которой позволили проверить уровень усвоения знаний(теоретические знания, практические умения):

- самостоятельное выполнение детьми упражнения на новый способ действия.

- самостоятельная работа маленькая по объёму способствовала созданию ситуации успеха у детей и развитию интереса к уроку русского языка.

- самопроверка по эталону.

Создаётся ситуация успеха и её самоощущение через выполнение требований к самостоятельной работе:

- узкая направленность,

- индивидуальность,

- небольшой объём.

Результат: индивидуальная рефлексия.

- навык самоконтроля

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников основным универсальным учебным действиям.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации обучающихся.

На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность частично-поискового и репродуктивного характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практические.

Для каждого ребёнка была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу использования в обучении игровых методов, принципу доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных задач на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей второклассников.

Класс:4

Тема урока:_ «_______________»

Тип урока и его структура: ______________________

Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся…) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

Какие УУД формировались в процессе урока?

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД

Личностные:

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?

Считаю, что главный этап урока – это

Осуществление развития учащихся в процессе обучения (осуществление метапредметности)

Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?

Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?

Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?

Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

Примечание: К самоанализу прилагается развернутый конспект урока

>>Русский язык: Значимые части слова. Основа и окончание слова

ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА. ОСНОВА И ОКОНЧАНИЕ СЛОВА

Теория А

В русском языке слова состоят из значимых частей - морфем.

Корень (по-укр.: корінь ), префикс (по-укр.: префікс ), суффикс (по-укр.: суфікс ), окончание (по-укр.: закінчення ) - значимые части слова, или морфемы.

Морфемика - это раздел грамматики, изучающий состав слова.

Обратите внимание!

Следует разграничивать понятия часть слова и значимая часть слова . Частью слова могут быть слог или несколько слогов, значением они не обладают.

Значимые части слова - это морфемы, они обязательно имеют значение.

В русском языке, как и в украинском, используются те же графические знаки для обозначения морфем:

Практика А

1. Прочитайте текст русского лингвиста Михаила Викторовича Панова.

ЕСЛИ В ОБЕИХ РУКАХ ЧЕМОДАНЫ

Морфемы. Это что-нибудь сложное? Нет, скорее простое.

Изобрели особый прибор - шляпоприподниматель. Вы идёте по улице, в обеих руках чемоданы, а навстречу - знакомый. Вы киваете ему головой, а шляпоприподниматель вежливо снимает с вас шляпу приветливо приподнимает её. Кивок приводит в действие механизм шляпоприподнимателя. В журналах были об этом известия, может быть, в шутку.

Я уверен, что, прочитав слово шляпоприподниматель, вы его поняли. Почему? Вы знаете слова выключатель, взрыватель, усилитель, звукоулавливатель, громкоговоритель . Они обозначают прибор; и у всех сть часть -тель . Значит, -тель сообщает нам: этим словом назван прибор.

Если-тель значит «прибор», то, выходит, -тель - значимая часть слова. Значимая часть слова называется «морфема» .

Морфемы бывают такие: корни, префиксы, суффиксы (-тель - как раз суффикс), окончания.

В слове шляпоприподниматель такие части: шляп-о-при-под-ним-а-телъ . Корень -ним- . Он имеет значение? Сравним: с-ним-а-ть, под-ним-а-ть ; -ним- обозначает физическое действие. Какое - это уточняет префикс.

Слово похоже на поезд. Каждая часть - особый вагон. Он может быть прицеплен к другому поезду - вот так:
-ним-: с-ним-а-ть;
шляп-: шляп-а, шляп-к-а;
при-: при-встать;
под-: под-брас-ыва-ть;
-тель: анти-об-лед-ен-и-телъ.

Все значимые части в этом слове - морфемы. А буквао служит для соединения морфем, но сама значения не имеет - значит, это не морфема.

Отвечайте

Почему морфему называют значимой частью слова?

Почему соединительные гласные о и е нельзя назвать морфемами?

2. Выпишите из текста слова с суффиксом. Продолжите этот ряд своими примерами. "

3. Приведите примеры слов с префиксом при- . Запишите их.

4. Объясните на примере данных слов, как состав слова помогает понять его значение.

Город, городской, горожанин, пригород.

Теория Б

КОРЕНЬ - это общая часть родственных слов, в которой заключено основное значение.

СУФФИКС - значимая часть слова, которая стоит после корня. Суффикс служит для образования новых слов: село - сельский, жить - житель.

ПРЕФИКС - значимая часть слова, которая стоит перед корнем. Префикс служит для образования слов: город - пригород .

ОКОНЧАНИЕ- значимая часть слова, которая образует форму слова: улица - улицы, улицу, улицами.

Практика Б

5. Составьте из морфем слова. Обозначьте морфемы.

Род-, при-, -город-, -сел-, -ск-, -вед-, -еньк-, на-, -дом-, -ик-, -рис-, -ова-, -ть, -ти.

6. Выпишите из стихотворения Николая Рубцова однокоренные слова. Выделите в них корни

ЛЕВИТАН
В глаза бревенчатым лачугам*
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!

Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, -
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу
Для новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси...
*Лачуга - небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба

Теория В

На письме при переносе слова из одной строчки на другую нельзя отрывать одну букву от одной морфемы и присоединять её к другой морфеме. Например, надо переносить: под-вод-ный, разъ-езд, рас-ска-зать и др.

7. Запишите слова и укажите возможные переносы.

Подходить, самосвал, погрузка, рассказать, расстояние, подсказать, открытка.

8. Исправьте ошибки в переносах слов.

Подс-казать, ра-ссадить, отт-януть, расскра-сь, по-дписать, тетра-дь, пос-тавь, прип-рятать, приз-навать, сокращение.

ОСНОВА И ОКОНЧАНИЕ СЛОВА
Теория Г

Одно и то же слово может иметь разные формы: город города, городу, городом; сельский, сельского, сельские, сельская; путешествую, путешествуешь, путешествуют . Такие слова называются изменяемыми (по-укр.: змінюване слово ).

Все изменяемые слова состоят из основы иокончания .

Практика Г

9. Перепишите текст. В выделенных словах укажите основу и окончание.

Раньше, говаривают, тут не болото было, а озерцо , хоть и небольшое, да глубокое и чистое. Звали его Хрустальный ключ , потому как питал его подземный источник . Вода в озере была холодная , чистая, да не простая, а целебная. Стали к озеру люди ходить, а потом и деревенька отстроилась.
(Т.Крюкова )
Теория Д

ОСНОВА - это часть слова без окончания: городской (городск- - основа и -ой - окончание).

В состав основы обязательно входит корень. Основа может включать другие морфемы - префиксы, суффиксы.

ОКОНЧАНИЕ - значимая часть слова, которая изменяет формы слов. Окончание может состоять из одноГО или нескольких звуков (букв) или быть нулевым:дом, но к дом-у, дом-а; берёза - берёз-ой .

Неизменяемые слова не имеют окончаний и состоят, только из основы: говоря, весело, верхом.

Практика Д

10. Прочитайте отрывок из стихотворения. Выпишите слова, в которых основа состоит из одной, двух и трёх морфем. Обозначьте эти морфемы.

Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом.
Ещё трава полна прозрачных слёз,
И гром вдали гремит раскатом.
(А. Блок )

11. Выпишите в первую группу слова с нулевым окончанием, во вторую - слова без окончания, а в третью - все остальные.

Внезапно, солнце, засверкает, село, раздолье, дом, вдруг, ветер, даль, неподвижно, стоит, простор, издали, расстилаться, очень, сад, фруктовый, капли, цветущие, яблони.

12. Выпишите из текста слова с нулевым окончанием. Чтобы доказать правильность своего решения, рядом с выписанным словом запиите другую форму.

И весел звучный лес, и ветер меж берёз
Уж веет ласково, а белые берёзы
Роняют тихий дождь своих алмазных слёз
И улыбаются сквозь слёзы.
(И. Бунин )

Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Русский язык обучаться онлайн, книги, учебники , конспекты в помощь учителям и учиникам, учебная программа, рефераты по русскому языку, готовые домашние задания

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Урок 42. СОСТАВ СЛОВА. ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА

Цель : учить четвероклассников называть и обозначать значимые части слова; развивать умения обозначать значимые части слова после совместного разбора слова с использованием вспомогательных материалов; воспитывать чувство красоты зимней природы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ

I. Вводно-мотивационный этап.

1. Объявление темы, задач урока.

2. Мотивация.

Что вам известно о составе слова из уроков украинского языка? Какая часть слова является главной? Какие части служат для образования слов? Все ли части слова изменяются?

II. Операционно-познавательный этап.

3. Речевая разминка : упр. 255. Чтение стихотворения, отработка навыков русского литературного произношения, развитие навыков выразительного чтения, воссоздающего воображения. Подготовка учащихся к восприятию языкового материала: работа со словами снежок, снежком.

4. Языковая задача : упр. 256. Актуализация знаний об окончаниях слов, полученных на уроках украинского языка.

5. Работа с таблицей , содержащей теоретический материал: упр. 257. Ознакомление с составом слова; сопоставление с украинским языком.

6. Работа с правилом (с. 107). Определение основы слова.

7. Выполнение упр. 258. Написание и произношение слов префикс, суффикс в русском языке, сопоставление их с украинскими словами преф ікс, суф ікс.

8. Выполнение упр. 259, содержащего теоретический материал. Ознакомление с понятием нулевое окончание, отработка навыка «узнавания» и называния частей слова, обозначенных графически.

9. «Петрушкины забавы». Выучите стихотворение-подсказку.

Если знаешь части слова,

То напишешь их толково.

Помни! При разборе слова

Окончание и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

Ну а префикс - впереди.

Чтобы корень нам узнать,

Родственные слова нужно подобрать.

Из Интернета

10. Выполнение упр. 260. Подбор слов по графическим схемам, данным в упражнении.

11. Выполнение упр. 261. Закрепление навыка нахождения и обозначения значимых частей слова.

12. Работа с текстом : упр. 262.

Чтение текста учащимися.

Определение темы текста.

Выполнение языковых заданий.

13. Выделите корни в словах . В каждом ряду найдите и вычеркните «лишнее» слово.

1. Голубенький, голубка, голубятня, голубиный.

2. Пригорок, горняк, гористый, горнист.

3. Чудесный, чудо, чуждый, чудище.

4. Шелковистый, шелушить, шёлк, шёлковый.

5. Шесть, шестой, шест, шестёрка.

III. Коррекционно-оценочный этап.

14. Обобщение и систематизация изученного : упр. 263.

15. Пояснение дифференцированного домашнего задания : упр. 264.

16. Самооценка и оценивание учителем учебных достижений учащихся.

    Значимые части слова - это такие элементы, на которые можно разобрать любое слово. Все знаю про них, ибо миллион раз делали это в школе. Значимыми частями являются: окончание, корень, суффиксы, приставка. Большинство людей знают и умеют их правильно находить. Из этих частей состоит любое слово.

    Значимые части слова - это фактически все части - морфемы - из которых оно состоит. К значимым частям слова в русском языке относятся приставка (префикс), корень (главная значимая часть), суффикс и окончание. Также морфемами являются постфикс (бывают глагольные -ся/сь, -те и местоименные -то, -либо, -нибудь) и интерфикс (соединительная гласная).

    Значимые части слова- это морфемы. А именно: корень, суффикс, окончание, приставка и основа слова.

    На уроках русского языка, конечно вам рассказывали, но конечно можно было что - то немного подзабыть, ведь каникулы были длинные летние. Рассказу, что же такое значимые части слова .

    К значимым частям слова относятся:

    во - первых, это приставка, ее выделяют в самом начале слова.

    во - вторых, это корень, является самой главной и значимой частью.

    в - третьих, это суффикс.

    в - четвертых, это окончание.

    Все выше перечисленные, значимые части слова, можно одним словом назвать - морфемы. Когда мы ищем их в слове, значит мы делает морфемный разбор или морфемный анализ данного слова. Выделять их не сложно, если хорошо знать правила русского языка данной темы.

    Любое слово можно разложить на несколько составляющих: корень, суффикс, окончание, приставка и основа слова. Благодаря этим частям (морфемам) слово и существует, они и есть значимые части слова. Это все проходится в школе, но к сожалению забывается.

    Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс, соединительные гласные (интрефикс). Из них строятся слова. Самая главная и значимая морфема это корень, так как за исключением некоторых моментов без него не обойтись, а значит используется во всех словах нашего языка.

    Значимые части слова - это морфемы , такие как корень слова, приставки, суффиксы и окончания. Морфема - наименьшая значимая часть слова, а главной морфемой является корень. Именно корень считается единственной обязательной частью любого слова, без которого слов не бывает. Корень - это ядро слова, в котором заключен его основной смысл.

    Значимыми частями слова являются и приставки , и суффиксы , и окончания , поскольку они позволяют создавать новые слова. К словообразующим морфемам относятся приставки и суффиксы, а окончания ответственны за образование формы слова. Все перечисленные выше части слова - морфемы являются значимыми .

    Значимыми части слова называют такие окончание,приставка,корень и суффикс - это по-другому называется морфемы. При морфемном разборе слова необходимо определить где у слова эти части. Начинаются предложения не всегда с приставки. Не обязательно имеют корень. С помощью суффиксов образуются различные вариации слова, а окончание указывает на род слова.

    Значимые части слова пожалуй самый главный это корень, он объединяет однокоренные слова, далее приставка она впереди корня, суффикс стоит после корня и окончание - в самом конце.

    Есть слова без суффикса только с корнем (дом, рот, лог, корм), есть с приставкой и корнем подкорм, а вот в слове подкормка - есть все значимые части: приставка, корень, суффикс и окончание.

    Любая часть слова имеет большое значение, с помощью приставки, например, можно изменить слово, а с помощью суффикса появится новое слово. Слово разбирают на приставку, корень, суффиксы, окончание. нужно уметь находить основу слова. окончание меняет форму слова, а корень есть основа для сложения слова.

    Минимальные значимые части слова -- это морфемы.Слова состоят из основы и окончания. Основа слова-- это приставка,корень,суффикс,постфикс,соединительная морфема.

    Корень слова-- это главная значимая часть слова,в которой заключено основное лексическое значение всех однокоренных слов.Например: дорога,дорожный,подорожник, бездорожье. Все эти слова обозначают предметы или признаки,имеющие отношение к дороге-- полоске земли,предназначенной для ходьбы или езды на транспорте.

    Приставка стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Автор-- соавтор,бежать--прибежать,водный-- подводный.

    Суффикс-- это значимая часть слова,которая находится после корня и служит для образования новых слов.Например: буфет-- буфетчик, артист-- артистка, бодрый-- бодрость.

    Окончание-- это изменяемая значимая часть слова,которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

    Постфикс -- значимая морфема,стоящая в самом конце слова после окончания,служащая для образования форм слов и новых слов. Например: целовать-- целовать-ся, кто- кто-то, где-- где-нибудь,что-- что-либо.

    Соединительная морфема, интерфикс, участвует в образовании новых сложных слов.Например: вода+нагреватель= водОнагреватель; птица+ фабрика= птицЕфабрика.

    Как раз вопрос по моей любимой категории, и тема тоже моя любимая - морфемика. В русском языке есть такие значимые части слова, как корень, суффикс, приставка, окончание; называется эти части слова никак иначе, как морфемами.

77. Прочитайте. Назовите сказку.

      Корабельщики дивятся,
      На кораблике толпятся,
      На знакомом острову
      Чудо видят наяву:
      Город новый, златоглавый,
      Пристань с крепкою заставой.
      Пушки с пристани палят,
      Кораблю пристать велят.
      (А. Пушкин)

  • Найдите в тексте однокоренные слова. Что они обозначают? Являются ли однокоренными выделенные слова? Почему?
  • Спишите. Выделите корень в однокоренных словах.

ко ра́бль

78. Прочитайте. Сгруппируйте однокоренные слова.

Ночь, грустить, пять, чистый, верх, свет, светленький, пятница, светлый, верхний, чистить, ночевать, пятак, пятнадцать, верхний, ночной, грустный, пятёрка, светить, ночь, грусть, чистота, верхушка, чистенький.

  • Запишите однокоренные слова группами. Выделите в словах корень. Укажите над каждым словом, к какой части речи оно относится.
  • Подчеркните изученные орфограммы в корне слов.

Значимые части слова

Часть слова

Определение

Пример

Корень

Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов

сол ь
сол ить
сол ёный

Приставка

Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов

по солить
до солить
пере солить

Суффикс

Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов

солонк а
солён ый
солян ой

Окончание

Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание образует форму слова

соль - без соли
солит - солят
соленый - соленая

Основа

Часть слова без окончания

безсолев ой

79. Прочитайте таблицу «Значимые части слова». Составьте по ней сообщение «Что я знаю о значимых частях слова».

80. Прочитайте. Скажите, все ли слова в каждой группе слов являются однокоренными. Объясните почему.

  1. Сырник, сырой, сыр, сырость, сыроватый.
  2. Липа, липкий, липучий, липовый, липнуть.
  3. Рис, рисунок, рисовать, рисовый, нарисовать.
  • Запишите однокоренные слова группами. Выделите в них корень.

81. Прочитайте. Докажите, что слова каждой пары однокоренные. Спишите.

Горизонт - горизонтальный , журнал - журналист , октябрь - октябрьский , рисовать - нарисовать , костюм - костюмчик , город - пригород , звонить - перезвонить , свистеть - засвистеть , звезда - беззвёздный , осина - подосиновик .

  • Обсудите, при помощи какой значимой части (или частей) слова образовалось каждое из выделенных слов.
  • Подчеркните в словах изученные орфограммы. Подготовьтесь объяснить, в какой части слова вы подчеркнули каждую орфограмму.

ко стю́м

82. Прочитайте.

83. Прочитайте. Где пропущены запятые?

Ходит по лесу осень развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины убирает в золото осинки и берёзки. Первые палые листья запестрели на влажных дорогах на тихих потемневших водах речных заливов.

(Е. Носов)

  • Спишите, вставляя пропущенные запятые. Проверьте себя.
  • Какие слова употреблены в тексте в переносном значении?
  • Подчеркните главные члены предложения. Выделите в словах первого предложения окончания.

84. Прочитайте. Что нужно сделать, чтобы из каждой пары слов составить словосочетание?

Яркий, солнце; дальний, поле; ненастный, погода; поздний, осень; серый, мышь; следы, заяц; лёгкий, облака; поля, пшеница; тетрадь, ученик.

  • Запишите составленные словосочетания. Выделите в словах окончания.
  • Укажите знаком х главное слово в каждом словосочетании.

85. Прочитайте. «Соберите» из слов две скороговорки.

Перепел, Тимошка, перепёлку, и, перепелят, Трошке, крошит, в, перелеске, прятал, в, окрошку, от, ребят, крошки.

  • Запишите скороговорки. Прочитайте их. Выучите наизусть.
  • В однокоренных словах выделите корень.

86. Прочитайте слова первой группы. В каких из них выделенная часть является приставкой? Запишите эти слова, обозначьте приставки.

  1. Со сна, со греть,
    со весть.
    По ездка, по ехали, по беда.
    На града, на ушники, на лим.
  2. Чеснок , цветок .
    Майк а, лапк а.
    Садик , веник
  • Прочитайте слова второй группы. В каких из них выделенная часть является суффиксом? Запишите эти слова, обозначьте суффиксы.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

87. Прочитайте.

На п..лянку вышла пёстрая курочка-тетёрка с целым выводком тетеревят. Тетеревята были рябен..кие и пуш..стые. Они разб..жались по п..ляне. Тетёрка нашла мурав..иную кучу, разрыла её лапами и заквохтала. Сб..жались тетеревята и стали клевать вкусные мурав..иные яйца. Тетёрка ст..яла в ст..ронке - поглядывала, не л..тит ли ястре.., не кр..дётся ли л..сица.

(Г. Скребицкий)

  • Определите тему текста. Придумайте к нему заголовок.
  • Сколько частей можно выделить в тексте? Определите тему каждой части.
  • Запишите текст по частям, вставляя в слова пропущенные буквы. Перед текстом запишите заголовок.
  • Выделите в глаголах приставки.
  • Найдите в тексте по два слова, которые соответствуют данным схемам:

88. Подберите слова, которые соответствуют данным схемам:

  • Запишите слова и выделите в них значимые части. Укажите, какой частью речи является каждое слово.