Какой темп речи увеличивает нервозность оратора. Высокая скорость – ускоренный темп речи. Быстрота речи в целом

Темп речи означает то, как быстро вы говорите. Он определяет, насколько быстро или медленно произносятся слова и насколько они отчетливы и понятны для слушающего.
Используем темп для эффективного изложения сообщения

Многие люди говорят в одинаковом темпе в любой ситуации. Оми мало обращают внимания на то, с кем в данный момент имеют дело. В разных уголках земли для речи людей характерны свои особенности. Одни могут говорить медленнее, другие - быстрее. В деловом мире приходится общаться с разными людьми, для которых характерны непохожие стили речи. Поэтому очень важно уметь поддерживать ровный темп в разговоре, чтобы ваши слова звучали ясно и понятно для тех людей, с которыми вам приходится иметь дело.

Этот инструмент предполагает умение находить золотую середину между слишком быстрым и слишком медленным темпом речи. Ровный темп поможет вам говорить эффективно с огромным количеством разных людей. В то же время это средство подсказывает вам, что иногда есть необходимость немного изменять быстроту речи в зависимости от аудитории, с которой вы общаетесь.

Вот некоторые подсказки, как воспользоваться данным инструментом.

— Четко произносите слова. Произнесение связано с тем, что вы высказываете слова так, как они и должны звучать. “Ты ‘дешь на ‘стречу?” и “Ты идешь на встречу?”, “Ты что-то хошь мне сказать? и “Ты что-то хочешь мне сказать?” - разные вещи. Эти скрытые отличия (список можно продолжать до бесконечности) часто замечают слушатели и недоумевают, а что же на самом деле хотел сказать говорящий. У них также может сложиться впечатление, что вы не очень уверены или осведомлены в своем сообщении. Если люди начинают судить, как вы используете свой словарный запас, они менее внимательны к тому, что вы имеете в виду, и вы больше не можете повлиять на их заинтересованность.

— Делайте время от времени паузы в сообщении. Куда вам спешить? Если вы позволите себе подумать и вдохнуть немного воздуха, прежде чем что-то сказать, это лишь положительно скажется на вашем сообщении. Именно такое влияние оказывают паузы на все высказывание. Вместо того чтобы спешить непонятно куда и размышлять вслух, заполняя пустоту различными междометиями, паузы помогают выровнять темп речи, собраться с мыслями и четко изложить свои соображения.

Всегда давайте себе возможность обдумать, вдохнуть поглубже и лишь затем начинайте говорить.

— Подстраивайте свой темп речи под темп речи собеседника. Последний аспект использования темпа речи немного похож на отражение. Главное, что нужно, - это настроиться на один лад с собеседником и показать некоторую гибкость в отношении его стиля высказывания. Например, общаясь с эмоциональным коммуникантом, который говорит в быстром темпе, старайтесь хотя бы немного повысить свой собственный темп речи. В общении с достаточно замкнутым и сдержанным собеседником вам следует немного снизить темп. Сосредоточьтесь на том, чтобы быть примерно на одном уровне темпа речи со слушающим. Если ваш темп противоположен темпу реципиента, ему труднее вас слушать, и при этом не имеет значения, насколько быстро или медленно он может это делать.

Темп речи помогает достичь взаимопонимания с другими людьми. Взаимопонимание предполагает хорошие рабочие отношения, построенные на взаимном доверии и уважении. Обычно мы лучше всего находим общий язык, выполняя какую-то работу, с людьми, обладающими именно этими качествами. Если вы можете подстроить свой темп под темп речи собеседника, это говорит о том, что у вас хорошие взаимоотношения с другими людьми. Когда собеседники думают, что вы понимаете смысл их сообщения, намного выше вероятность, что и они правильно понимают то, что вы имеете в виду.

Не допускайте ошибок с темпом речи

В этом разделе вы найдете описание основных ошибок, которые допускают коммуниканты при использовании темпа речи. Скорее всего, вам также не удалось избежать некоторых из них, но это подтверждает лишь одно: вы - человек! Ознакомившись с ними, попытайтесь исправиться и сделать ваш темп речи доступным для понимания собеседников.

Говорим слишком быстро . Если вам знаком тип тараторящего коммивояжера, вы сразу же поймете, в чем состоит этот промах. Слишком высокий темп речи свидетельствует больше о взволнованности, а искренность и убедительность ваших слов теряются, поэтому собеседник не воспринимает ваше сообщение.

Глотаем слова . Иногда человек говорит нечетко и кажется, что все его слова слеплены в одно целое и произносятся на одном дыхании так, что их просто нельзя разобрать. Если ваше сообщение трудно уловить, его еще труднее попять и положительно оценить.

Говорим слишком медленно . В этой ситуации коммуникант произносит одно предложение за то время, когда другой мог бы сказать три. Подобное поведение приводит к тому, что слушатель теряет терпение и перестает следить за тем, что вы пытаетесь сказать.

Не нужно полностью отказываться от личного стиля общения, просто помните, что с каждым нужно разговаривать как с уникальным индивидом. Это значит, что с одним собеседником нужно говорить быстрее, с другим - немного притормозить.

Угу.
-Гм.
-И (вводящие дополнительные предложения).
-Ну.
-Ладно.
-Хорошо.
-Ну, ты знаешь.

Copyright © 2013 Бянкин Алексей

Если вы выступаете публично, то, наверняка, вы слышали о таком примечании, что средний темп речи усваивается публикой лучше всего. Поэтому, если вы обладаете быстрым темпом речи, вам обязательно нужно поработать над тем, чтобы, в разумных пределах, его замедлить.

В то же время, при замедлении своей речи, необходимо помнить о комфорте речепорождения. Т.е. при использовании новой технологии говорения на публике, вам должно быть очень комфортно и привычно, иначе вы рискуете сломать темп своего выступления (т.е. он будет скакать от быстрого к медленному) и, тем самым, навлечь на себя тысячи нелицеприятных ярлыков из разряда «трусливый» и «профан».

Как качественно замедлить свою речь? Об этом мой сегодняшний пост.

Вообще, я не люблю работать в единицу времени только над одним компонентом (в данном случае, речь идет об ораторском мастерстве). В упражнениях, касающихся ораторского мастерства, я всегда встраиваю отработку 2-3 компонентов своей речи. Ниже будет вкратце изложена методика, которая не только замедляет речь, но, также, развивает дикцию и учит «говорить грудью» (решил употребить устоявшееся выражение для облегчения дальнейших формулировок, речь идёт о смещении речевых вибраций с голосовых связок на грудную клетку).

Внимание! Данный комплекс является очень эффективным, но только при постоянных КАЖДОДНЕВНЫХ занятиях. Он подходит всем, но я не рекомендую его тем людям, которые не имеют достаточной мотивации (т.е. их работа не связана с постоянными выступлениями и переговорами) для описанной ниже периодичности.

Итак, объясняю периодичность и время, которые необходимо зарезервировать под упражнения. На комплекс вам необходимо тратить 30 минут в день. Не больше и не меньше. Занимаетесь 6-7 дней в неделю, т.е. по сути, каждый день. Только тогда, вы будете получать определенного рода улучшения.

В 30-минутное занятие входят 3 фазы, которые без промежутка на отдых (о каком отдыхе может идти речь, занятие длится всего 30 минут) сменяют друг друга.

1. Берете любой текст, желательно, при первых 20 занятиях брать материал, который вам неинтересен, чтобы не вчитываться в него, а концентрироваться на правильности выполнения. Начинаете читать очень медленно и протяжно. Чтобы выбрать требуемую скорость чтения, можно пройти по ссылке онлайн-метронома (http://www.metronomeonline.com/) и выбрать скорость 40. Рекомендуется читать, даже, ещё медленнее. Но если тот скоростной показатель, который находится ниже заявленной планки, для вас фатален, выбирайте 40 (но, не в коем случае, не быстрее).

Читайте медленно и протяжно. Делаете вдох - говорите исключительно на выходе - когда воздух заканчивается, останавливаетесь и, плавно набрав в лёгкие воздух, снова говорите на выдохе. Важно. Ваша речь должна быть цельной. Не нужно говорить по слогам. Вы тянете слова и говорите медленно, не обрубая поток воздуха на окончании слова. Говорите на выдохе до тех пор, пока дыхание не начнёт заканчиваться. Не доводите до предела, вдохните заранее (но также не нужно злоупотреблять частыми небольшими вдохами, иначе при выступлении вы начнёте задыхаться).

Это мы усвоили, вдыхаем, выдыхаем, говорим медленно. Далее, как я и обещал, мы работаем над дикцией. В завершении комплекса нас будет более ёмкая работа над дикцией (3 фаза), но здесь она происходит на пассивном уровне. Когда вы говорите медленно, стремитесь чеканить каждое слово. Звуки важно произносить чётко.

Ещё одна вещь, на которую стоит обратить внимание. При говорении положите руку в область шеи, почувствуйте, где сейчас вибрация. Чувствуете? А теперь положите руку на верхнюю часто груди чуть ниже ключиц. Та вибрация, которая при говорении была в области горла, должна быть здесь. Добиваемся мы этого следующим образом. При говорении стремимся «говорить не горлом, а грудью». Насильно опускаем вибрацию ниже к груди. Не будет получаться примерно 2 недели. Но чем больше будете практиковаться, тем быстрее сможете научиться говорить правильно («говорить грудью»). Это правильная методика речепорождения. С помощью неё вы сможете снять напряжение с голосовых связок и сделать тембр своего голоса более глубоким (низким, бархатным, как угодно).

Всей вышеописанной фазе уделяете 15 минут.

2. Фаза номер 2 - это пятиминутное выступление перед зеркалом. Все те настройки, которыми вы пичкали свою речь в течение 15 минут, нужно применить и сюда. Единственное, что будет различаться - это темп речи. Здесь мы говорим в стандартном среднем темпе (в 1 фазе мы встраиваем тягучесть речи как навык, во второй фазе мы адаптируем новую методу говорения во время имитации публичного выступления, т.е. начинаем понемногу привыкать). И параллельно замечаем ещё и дополнительные вещи, характерные второй фазе комплекса. В течение следующих 5 минут вам нужно выступать перед зеркалом. Без текста, без шпаргалок. Открываете книгу, вслепую тыкаете пальцем, выбираем случайно попавшееся слово и импровизируем на эту тему. Если такая методика импровизации для вас пока ещё трудна, то упростим задачу. Выберите ту тему, на которую вы готовы разговаривать часами, в которой вы эксперт и начинайте импровизировать в течение 5 минут. На что в этой фазе необходимо обратить внимание: позиция оратора, красивые плавные жесты, взгляд всегда контролирует воображаемую адуторию, помни о надстройках первой фазы. Если хочешь более глубокого изучения первичных навыков ораторского мастерства, то тебя с радостью потренируют ребята из Академии риторики «Мастер Слова» на самом популярном тренинге в городе - «Словесная импровизация» курс Харизматичный оратор. Посмотри расписание: http://masterslova.com/teningi/otkrytye/ и запишись по телефону: 68-28-40.

Чем больше будешь заниматься, тем совершеннее станут твои навыки. Ты сможешь добавлять элементы актёрского мастерства, что сделает твоё выступление более эффектным и запоминающимся.

3. Третья фаза направлена на оттачивание дикции. Здесь, тебе не нужно делать вид, что ты работаешь с аудиторией. Эта фаза аналогична первой со всеми вытекающими последствиями (т.е. все те настройки, которые были в первой фазе, мы учитываем). Тут разница будет, опять-таки, в темпе. Особенности фазы: мы берем текст и читаем. Выбираем темп чуть медленнее, чем наш типичный (как и во второй фазе мы встраиваем новую методу говорения). Читаем текст и, внимание, обыгрываем ртом каждый произносимый звук более интенсивно, чем мы это делаем в жизни. Т.е. каждый звук, который мы произносим мы чеканим и делаем это максимально вычурно. Здесь нам важно отработать чёткость каждого звука. Излишние усилия при произношении помогут произносить слова чётко во время стандартных диалогов. На эту фазу мы отводим ровно 10 минут.

Вот и всё описание комплекса по замедлению речи, улучшению дикции и постановке грудного речепорождения. 30 минут в день - это приемлемый промежуток времени, который априори ни от чего фундаментального отвлечь попросту не может. Занимаясь каждый день, вы получите в свое распоряжение отточенные навыки, которые вы можете эффективно использовать абсолютно во всех сферах жизни.

Ощутимый эффект появляется через полтора - два месяца беспрерывных занятий.
Пользуйтесь.

P.S. Пост написан в потоке, поэтому после прочтения составьте план занятий (на основе поста, конечно).

Прекрасным оратором в XVI в. был Иван Грозный. Он был очень возбудим, эмоционален и в таком состоянии был необычайно красноречив устно и письменно, остроумен, сыпал колкостями; однако утомление лишало его красноречия.

А. В. Луначарский обладал огромной эрудицией, импровизировал, демонстрировал огромное личное обаяние, обладал даром приводить необычные сравнения и параллели.

И. И. Мечников отличался кристаллической ясностью и образностью изложения, свободой поведения в аудитории, умением держать внимание в аудитории.

Д. И. Менделеев, выступая, показывал путь, которым были получены те или иные истины. Он был в равной мере логичен и эмоционален, приводил лишь тщательно отобранные факты. Слушатели очень любили его метод «словесных экскурсий» – отступления в другие науки, в практическую жизнь. Он мастерски менял высоту голоса во время выступления.

К. А. Тимирязев поражал слушателей высокой научностью в сочетании с образностью, художественностью изложения, а также тем, что очень часто сопровождал свои выступления опытами.

В.И. Ленин отличался от других ораторов страстностью, полемичностью и устремленностью к решению практических задач.

Ф. Кастро отличается огромной способностью к импровизации, страстностью, эмоциональностью выступлений, интенсивной жестикуляцией. Однажды он говорил без перерыва почти 7 часов.

М.С. Горбачев как оратор отличается непривязанностью к тексту, умением импровизировать в рамках текста, держать паузу, эмоциональностью, способностью удерживать внимание аудитории. Он часто ссылается на личный опыт, мнения присутствующих в зале людей, включает их идеи и высказывания в свои выступления.

В.В. Жириновский запоминается своей непредсказуемостью, ораторским напором, порой остроумными шутками, полемичностью, готовностью высказаться и вступить в спор по любому вопросу.

Тестовые задания

(правильность ответов проверьте по ключу в конце задания)

1. Назовите избыточный элемент характеристики ораторского мастерства, рассматриваемый в разделе акцио:

а) манера держаться;

б) соответствие содержания теме сообщения;

г) внешний вид.

2. Наилучшим способом выступления признается:

а) запоминание речи наизусть;

б) чтение с листа;

в) выступление с опорой на текст;

г) выступление-импровизация.

3. Вставьте пропущенное слово.

… является основным инструментом оратора.

4. Оптимальным темпом речи является:

а) 80–90 слов в минуту;

б) 170–180 слов в минуту;

в) 120–150 слов в минуту;

г) 200–250 слов в минуту.

5. Исключите данное качество из списка качеств образцовой речи:

а) чистота речи;

б) логичность речи;

в) уместность речи;

г) краткость речи.

6. Одним из первых учение о коммуникативных качествах речи предложил:

а) М.В. Ломоносов;

б) Аристотель;

в) А.С. Пушкин;

7. Основными аспектами культуры речи являются:

а) нормативный, этический, эмоциональный;

б) нормативный, коммуникативный, этический;

в) нормативный, логический, этический;

г) нормативный, креативный, эстетический.

8. В тексте: «Для повышения качества воспроизведения мелких деталей при приеме черно-белого изображения в схему телевизора введено автоматическое отключение резекторных фильтров в яркостном канале. Уменьшение влияния помех достигается применением схемы автоматической подстройки частоты и фазы строчной разверстки» (Руководство по эксплуатации телевизионного приемника) – нарушено коммуникативное качество:

а) правильность речи;

б) ясность речи;

в) точность речи;

г) уместность речи.

9. Избыточные и неоправданные употребления в речи терминологии или жаргона, просторечных слов приводит к возникновению в общении:

а) психологических барьеров;

б) речевых барьеров;

в) и то, и другое правильно.

10. В тексте: «Мы с ним пошли в дождик ну рыбу ловить / вообще обхохочешься / стоим там под дождем мокрые/ и это самое/ рыбу ну ловим / такие деловые ушли / короче ничего не поймали / я вообще рыбу не умею ловить / смотрю короче на крючок / у меня все в шарах-то стоит / это самое мигает / и я так вытаскиваю лихорадочно / только ну червяков меняю» (устная речь подростка) – нарушено коммуникативное качество речи:

а) точность, ясность;

б) логичность;

в) краткость.

Ключ

1. б 4. а 7. б 10. а, б

2. в 5. г 8. б, г

Темп - скорость говорения - может быть быстрым, средним, медленным. Оптимальным условием легкого восприятия является средний темп - примерно 100 - 120 слов в минуту. Скорость речи зависит от смысла высказывания, эмоционального настроя, жизненной ситуации. Замедление позволяет изобразить предмет, подчеркнуть его важность, выделить.

Эффективное использование голоса состоит в изменении темпа. Быстрая речь в течение нескольких секунд, паузу, возврат к нормальному темпу, затем опять быстрая. Количество слов, произнесенное в среднем в одну минуту, останется таким же, но монотонности – как не бывало.

Громкость - это интенсивность звучания, большая или меньшая сила произношения, зависящая также от обстановки общения, словесного содержания. По высоте голос бывает высоким, средним и низким, это зависит от его природы.

Особое повышение тона, сопровождающееся усилением словесного ударения, большей интенсивностью ударного слога, называют логическим ударением.

Тембр - дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, его колорит, «цвет». У каждого человека свой тембр - глухой, дрожащий, звонкий, острый, жесткий, бархатный, металлический и т. п.

Ясность и четкость произношения называются хорошей дикцией. Она подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков. Помогает выразительности слова. Хорошая дикция предполагает умение «держать паузу», разнообразить ритмическую организацию речи.

Различают физиологическую (добор дыхания), грамматическую (знаки препинания), логическую (смыслоразличительную) и психолингвистическую паузу (подтекст, эмоциональная окраска).

Оратор, собеседник, умеющий легко изменять темп, громкость и высоту речи, обладающий хорошей дикцией и тембром, может выражать голосом различные чувства и переживания. Это возможно при правильно поставленном речевом дыхании.

Таким образом, использование же этих приемов при произнесении речи требует некоторых сознательных усилий:

Акцентирование главных слов предложения;

Изменение темпа речи;

Использование пауз.

Техника речи - важный элемент культуры речевой деятельности - включает работу над дыханием, голосом, дикцией.

Благозвучие речи связано с эстетической оценкой звуков русского языка и предполагает сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха.

Благозвучные и неблагозвучные звуки

В русском языке звуки воспринимаются как эстетические и неэстетические, ассоциируются с понятиями «грубые» (хам, хрыч) - «нежные» (мама, милая, лилия, любовь); «тихие» (тихий, шепот, писк) - «громкие» (кричит, зовет, ревет).

Причины неблагозвучия

В русском языке сочетание согласных подчиняется законам благозвучия. Все, что затрудняет артикуляцию, создает неблагозвучие, например, частотность сочетаний взгр, вздр, встр. Трудны для произношения фамилии.

Скопление одинаковых согласных также снижает благозвучие речи, создает однообразие. Неблагозвучным и не характерным для русского языка является и так называемое зияние, т.е. сочетание двух-трех гласных: слово о обновлении, Аракнаа, Уодай, Уотчаа. Поэтому некоторые заимствованные слова претерпевают фонетические изменения в соответствии с законами русского языка: Иоанн - Иван.

Неблагозвучие речи вызывает и повторение некоторых гласных, как и-о-и-о. Неблагозвучие могут создавать и некоторые аббревиатуры: ДЮСШ - добровольная юношеская спортивная школа, ЭОАСТР - экспедиционный отряд аварийно-спасательных технических работ.

Выпадение согласных (например, кажеца вместо кажется, военый вместо военный, не одам вместо не отдам), а также исчезновение целых слогов (че-ек вместо человек, та-ащи вместо товарищи, со-ршенно вместо совершенно) делает речь неразборчивой, неэстетичной, хотя в разговорной речи подобные явления оправданы законом экономии речевых средств. Сравните: тыща вместо тысяча. Непроизвольная ритмизация, а также случайная, неуместная рифма являются недостатком речи, вызывают неблагозвучие.

Благозвучие - одно из необходимых качеств хорошей речи, обязательное требование культуры речи, так как затрудненная артикуляция, неоправданное повторение одинаковых сочетаний звуков мешают восприятию материала.

Ударение

Важным элементом звуковой организации речи является соблюдение акцентологических норм, связанных с постановкой ударения в слове. Основной функцией словесного ударения является фонетическое объединение слова, выделение слова в речи.

Подвижное ударение

Ударение в русском языке свободное, не фиксированное на определенном слоге; оно может падать на приставку, на корень слова, на суффикс, на окончание. К тому же оно подвижное, т.е. может менять место при изменении формы слова: вода- воды, судьи - судей. Кроме того, некоторые слова имеют варианты в постановке ударения, Нарушения в постановке ударения

На постановку ударения оказывают влияние территориальные и социально-профессиональные диалекты. Юристы, к сожалению, также довольно часто нарушают акцентологические нормы, произнося эксперт вместо эксперт, осужден вместо осуждён, возбуждено вместо возбуждено. Но то, что допустимо в речи шахтеров, непозволительно в правовой сфере общения, нетерпимо в правовой сфере, статус которой слишком высок и ответствен.

План

1. Ораторика как центральный жанр риторики. Этапы подготовки к выступлению, композиция выступления.

2. Понятие «мемория» в риторике: способы фиксации и использования подготовленного выступления

3. Процесс выступления; типы аудиторий (слушателей): конфликтная, безразличная (индифферентная), конструктивная. Поведение оратора в зависимости от типа аудитории.

4. Поведение оратора в нестандартных ситуациях. Приемы косвенного воздействия на аудиторию: создание ситуации мнимого выбора, обращение к «благородным мотивам», прием повышения статуса источника информации, прием лексической интерпретации фактов и др.

5. Коммуникативное равновесие и коммуникативные барьеры.

Практикум

Задание 1. Приемы косвенного воздействия оратора на слушателей направлены на «приватизацию» ими информации, содержащейся в речи, т.е. на то, чтобы с помощью риторических приемов побудить слушателей самостоятельно сделать выводы и таким образом убедить аудиторию, воздействовать на нее.

Данные приемы эффективны в конфликтной аудитории, убеждающей речи.

Соотнесите название приема и его риторический образец.

1. Прием «программирования» мышления аудитории а. Образец: «Давайте закроем атомные станции, потом – гидростанции, затем тепловые – все они экологически небезупречны, а сами будем сидеть при лучине (т.е. вводятся заведомо абсурдные утверждения, неприемлемые для слушателей, привыкших пользовать благами цивилизации и не желающих «сидеть при лучине», а потому «приватизирующих» точку зрения оратора, который в данном примере выступает против идеи запрещения использования атомной энергии на атомных станциях)
2. Прием доведения до нелепости возможных аргументов противника б. Образец: «Разве гидростанции не наносят вред речной фауне и окружающей природе в целом? Разве тепловые станции не требуют в колоссальных объемах природного топлива? Разве и те и другие не наносят вред человеку и природе? Так почему же раздаются требования запретить атомные станции! (В данном примере с помощью цепочки риторических вопросов с заранее программируемыми ответами, которые напрашиваются сами собой, оратор подводит слушателей к нужным ему выводам)
3. Прием «повышения статуса» источника информации в. Образец: «ловкий делец – талантливый предприниматель»
убежденность фанатизм
возмездие расправа
разведчик шпион
воин агрессор
(в данных примерах приведены слова-синонимы, но с различной эмоциональной окраской, с помощью которых вызывается соответствующее эмоциональное восприятие: положительное или отрицательное – у слушателей)
4. Прием лексической интерпретации понятий г. Образец: «Я только что приехал с международной конференции…»; «Я недавно разговаривал с большим специалистом по этим вопросам…»; «Я специально изучал освещение этого вопроса в литературе…» (т.е. если оратор признан аудиторией авторитетным, то слушатели оценивают его выступление как более обоснованное, фактически достоверное, как более убедительное) т.к. людям интересна не только информация, но и источник – оратор

Задание 2 . Определите, у кого из общающихся коммуникативная позиция будет сильнее и почему?

– Сидящий и стоящий.

– Говорящий громко – говорящий тихо.

– Хорошо одетый – плохо одетый.

– Лежащий на диване – сидящий на диване около него.

– Тот, кто обнимает – тот, кого обнимают.

– Тот, кто движется энергично – тот, кто движется слабо.

– Тот, кто на трибуне – тот, кто внизу.

– Тот, кто наклоняется к собеседнику – тот, кто сидит прямо.

– Сидящий – тот, кто передвигается во время разговора вокруг него.

– Тот, кто ведет человека под руку – тот, которого ведут под руку.

– Тот, кто выше – тот, кто ниже.

– Тот, кто одет в темное – тот, кто одет в светлое.

– Тот, кто приближается к собеседнику – тот, кто удаляется от собеседника.

– Тот, кто смотрит в глаза собеседнику – тот, кто избегает взгляда собеседника.

Задание 3. Определите способы речевого воздействия, приемы усиления, защиты, ослабления коммуникативной позиции общающихся, которые используются в следующих примерах.

«Какое удовольствие вас видеть! – начал он разговор. – Для меня всегда такое удовольствие с вами общаться!»

Когда он вошел в офис, то сразу увидел молоденькую, модно, но скромно одетую девушку с приветливым выражением лица. Она сразу встала, взглянула ему прямо в глаза, улыбнулась и сказала: «Это вы нам звонили по поводу заказа? Рада вас видеть! Мы вас ждем. Садитесь, пожалуйста!»

«Не плачь, не плачь, – говорил девочке Алексей. Он подошёл к ней поближе, положил ей руку на плечо, потом обнял и ласково прижал к себе. – Вот видишь, всё хорошо, никто тебя больше не обижает. Не плачь больше, ладно? Мама скоро придёт», – негромко говорил он.

«Поверьте, это только ухудшит положение! – взывал оратор с трибуны, простирая руки к слушателям и всем телом наклоняясь к ним. – Мы должны отказаться от этой бессмысленной забастовки!»

Молотов начал доклад. Все члены Политбюро сидели за длинным столом. Сталин встал, раскурил трубку и начал по обыкновению медленно ходить по залу заседаний так, что головы всех членов Политбюро постоянно поворачивались за ним, как и голова докладчика.

«Ну, так вы согласны? Да или нет?» – настаивал инженер. Старик молчал. Потом он распрямился в своем кресле и откинулся назад, глядя в окно. Молчание затягивалось.

Вошел первый экзаменующийся. Волнуясь, он взял билет и сел перед экзаменаторами. На столе стояло несколько ваз с цветами, и он постарался сесть так, чтобы цветы загораживали экзаменаторов.

– Вы что, не хотите нас видеть? – спросил председатель экзаменационной комиссии.

– Я…нет, почему…

Директор выслушивал объяснения учительницы, стоя, распрямившись, скрестив руки на груди и откинув назад голову. И хотя он ростом был не выше Нины Петровны, он казался ей сейчас высоким и неприступным, и она все время сбивалась, рассказывая ему о случившемся.

Задание 4 . Что надо делать в следующих случаях?

1. В аудиторию забежала кошка. 2. В аудиторию все время заглядывают посторонние. 3. Слушатели в задних рядах разговаривают друг с другом и мешают лектору. 4. Некоторые слушатели встают и уходят. 5. Слушатели зевают. 6. По раздраженным лицам некоторых слушателей видно, что они совершенно не согласны с вами. 7. С места раздаются громкие реплики несогласия. 8. С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реплики. 9. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, ответ на который отвлечет вас от темы. 10. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, на который вы не можете сразу ответить. 11. Стало душно. 12. Погас свет. 13. Выключился микрофон. 14. В аудиторию доносится сильный шум из коридора.

Задание 5. Закончите фразы, данные ниже (правильность ответов проверьте по ключу)

1. Иван Грозный как оратор отличался тем, что... 2. А. В. Луначарский как оратор отличатся тем, что... 3. И. И. Мечников как оратор отличался тем, что... 4. Д. И. Менделеев как оратор отличался тем, что... 5. К. А.Тимирязев как оратор отличался тем, что... 6. В. И. Ленин как оратор отличался тем, что... 7. И. В. Сталин как оратор отличался тем, что... 8. Н. С. Хрущев как оратор отличался тем, что... 9. Ф. Кастро как оратор отличается тем, что... 10. М. С. Горбачев как оратор отличается тем, что... 11. В. В. Жириновский как оратор отличается тем, что... 12. А. В. Лебедь как оратор отличался тем, что... 13. В. В. Путин как оратор отличается тем, что...

Ключ

К заданию 5

Прекрасным оратором в XVI в. был Иван Грозный. Он был очень возбудим, эмоционален и в таком состоянии был необычайно красноречив устно и письменно, остроумен, сыпал колкостями; однако утомление лишало его красноречия.

А. В. Луначарский обладал огромной эрудицией, импровизировал, демонстрировал огромное личное обаяние, обладал даром приводить необычные сравнения и параллели.

И. И. Мечников отличался кристаллической ясностью и образностью изложения, свободой поведения в аудитории, умением держать внимание в аудитории.

Д. И. Менделеев, выступая, показывал путь, которым были получены те или иные истины. Он был в равной мере логичен и эмоционален, приводил лишь тщательно отобранные факты. Слушатели очень любили его метод «словесных экскурсий» – отступления в другие науки, в практическую жизнь. Он мастерски менял высоту голоса во время выступления.

К. А. Тимирязев поражал слушателей высокой научностью в сочетании с образностью, художественностью изложения, а также тем, что очень часто сопровождал свои выступления опытами.

В.И. Ленин отличался от других ораторов страстностью, полемичностью и устремленностью к решению практических задач.

Ф. Кастро отличается огромной способностью к импровизации, страстностью, эмоциональностью выступлений, интенсивной жестикуляцией. Однажды он говорил без перерыва почти 7 часов.

М.С. Горбачев как оратор отличается непривязанностью к тексту, умением импровизировать в рамках текста, держать паузу, эмоциональностью, способностью удерживать внимание аудитории. Он часто ссылается на личный опыт, мнения присутствующих в зале людей, включает их идеи и высказывания в свои выступления.

В.В. Жириновский запоминается своей непредсказуемостью, ораторским напором, порой остроумными шутками, полемичностью, готовностью высказаться и вступить в спор по любому вопросу.

Тестовые задания

(правильность ответов проверьте по ключу в конце задания)

1. Назовите избыточный элемент характеристики ораторского мастерства, рассматриваемый в разделе акцио:

а) манера держаться;

б) соответствие содержания теме сообщения;

г) внешний вид.

2. Наилучшим способом выступления признается:

а) запоминание речи наизусть;

б) чтение с листа;

в) выступление с опорой на текст;

г) выступление-импровизация.

3. Вставьте пропущенное слово.

… является основным инструментом оратора.

4. Оптимальным темпом речи является:

а) 80–90 слов в минуту;

б) 170–180 слов в минуту;

в) 120–150 слов в минуту;

г) 200–250 слов в минуту.

5. Исключите данное качество из списка качеств образцовой речи:

а) чистота речи;

б) логичность речи;

в) уместность речи;

г) краткость речи.

6. Одним из первых учение о коммуникативных качествах речи предложил:

а) М.В. Ломоносов;

б) Аристотель;

в) А.С. Пушкин;

7. Основными аспектами культуры речи являются:

а) нормативный, этический, эмоциональный;

б) нормативный, коммуникативный, этический;

в) нормативный, логический, этический;

г) нормативный, креативный, эстетический.

8. В тексте: «Для повышения качества воспроизведения мелких деталей при приеме черно-белого изображения в схему телевизора введено автоматическое отключение резекторных фильтров в яркостном канале. Уменьшение влияния помех достигается применением схемы автоматической подстройки частоты и фазы строчной разверстки» (Руководство по эксплуатации телевизионного приемника) – нарушено коммуникативное качество:

а) правильность речи;

б) ясность речи;

в) точность речи;

г) уместность речи.

9. Избыточные и неоправданные употребления в речи терминологии или жаргона, просторечных слов приводит к возникновению в общении:

а) психологических барьеров;

б) речевых барьеров;

в) и то, и другое правильно.

10. В тексте: «Мы с ним пошли в дождик ну рыбу ловить / вообще обхохочешься / стоим там под дождем мокрые/ и это самое/ рыбу ну ловим / такие деловые ушли / короче ничего не поймали / я вообще рыбу не умею ловить / смотрю короче на крючок / у меня все в шарах-то стоит / это самое мигает / и я так вытаскиваю лихорадочно / только ну червяков меняю» (устная речь подростка) – нарушено коммуникативное качество речи:

а) точность, ясность;

б) логичность;

в) краткость.

Ключ

1. б 4. а 7. б 10. а, б

Темы рефератов и сообщений

1. Понятие «мемория» в античной и современной риторике.

2. Ораторское мастерство выдающихся деятелей культуры, политики науки (А.В. Луначарский, В.И. Ленин, В.В. Путин, В.В. Жириновский, В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев и др.; по выбору студента).

3. Барьеры в общении и их преодоление.