Дефис между частями слова в наречиях предложения. Дефис между частями самостоятельных слов, между словами и в служебных словах. Исключения из правил

Математика - наука довольно сложная. Изучая ее, приходится не только решать примеры и задачи, но и работать с различными фигурами, и даже плоскостями. Одной из наиболее используемых в математике является система координат на плоскости. Правильной работе с ней детей учат не один год. Поэтому важно знать, что это такое и как правильно с ней работать.

Давайте же разберемся, что представляет собой данная система, какие действия можно выполнять с ее помощью, а также узнаем ее основные характеристики и особенности.

Определение понятия

Координатная плоскость - это плоскость, на которой задана определенная система координат. Такая плоскость задается двумя прямыми, пересекающимися под прямым углом. В точке пересечения этих прямых находится начало координат. Каждая точка на координатной плоскости задается парой чисел, которые называют координатами.

В школьном курсе математики школьникам приходится довольно тесно работать с системой координат - строить на ней фигуры и точки, определять, какой плоскости принадлежит та или иная координата, а также определять координаты точки и записывать или называть их. Поэтому поговорим подробнее обо всех особенностях координат. Но прежде коснемся истории создания, а затем уже поговорим о том, как работать на координатной плоскости.

Историческая справка

Идеи о создании системы координат были еще во времена Птоломея. Уже тогда астрономы и математики думали о том, как научиться задавать положение точки на плоскости. К сожалению, в то время еще не было известной нам системы координат, и ученым приходилось пользоваться другими системами.

Изначально они задавали точки с помощью указания широты и долготы. Долгое время это был один из наиболее используемых способов нанесения на карту той или иной информации. Но в 1637 году Рене Декарт создал собственную систему координат, названную впоследствии в честь "декартовой".

Уже в конце XVII в. понятие «координатная плоскость» стало широко использоваться в мире математики. Несмотря на то что с момента создания данной системы прошло уже несколько веков, она до сих пор широко используется в математике и даже в жизни.

Примеры координатной плоскости

Прежде чем говорить о теории, приведем несколько наглядных примеров координатной плоскости, чтобы вы смогли представить ее себе. В первую очередь координатная система используется в шахматах. На доске каждый квадрат имеет свои координаты - одну координату буквенную, вторую - цифровую. С ее помощью можно определить положение той или иной фигуры на доске.

Вторым наиболее ярким примером может служить любимая многими игра «Морской бой». Вспомните, как, играя, вы называете координату, например, В3, таким образом указывая, куда именно целитесь. При этом, расставляя корабли, вы задаете точки на координатной плоскости.

Данная система координат широко применяется не только в математике, логических играх, но и в военном деле, астрономии, физике и многих других науках.

Оси координат

Как уже говорилось, в системе координат выделяют две оси. Поговорим немного о них, так как они имеют немалое значение.

Первая ось - абсцисс - горизонтальная. Она обозначается как (Ox ). Вторая ось - ординат, которая проходит вертикально через точку отсчета и обозначается как (Oy ). Именно эти две оси образуют систему координат, разбивая плоскость на четыре четверти. Начало отсчета находится в точке пересечения этих двух осей и принимает значение 0 . Только в случае если плоскость образована двумя пересекающимися перпендикулярно осями, имеющими точку отсчета, это координатная плоскость.

Также отметим, что каждая из осей имеет свое направление. Обычно при построении системы координат принято указывать направление оси в виде стрелочки. Кроме того, при построении координатной плоскости каждая из осей подписывается.

Четверти

Теперь скажем пару слов о таком понятии, как четверти координатной плоскости. Плоскость разбивается двумя осями на четыре четверти. Каждая из них имеет свой номер, при этом нумерация плоскостей ведется против часовой стрелки.

Каждая из четвертей имеет свои особенности. Так, в первой четверти абсцисса и ордината положительная, во второй четверти абсцисса отрицательная, ордината - положительная, в третьей и абсцисса, и ордината отрицательные, в четвертой же положительной является абсцисса, а отрицательной - ордината.

Запомнив эти особенности, можно с легкостью определить, к какой четверти относится та или иная точка. Кроме того, эта информация может пригодиться вам и в том случае, если придется делать вычисления, используя декартову систему.

Работа с координатной плоскостью

Когда мы разобрались с понятием плоскости и поговорили о ее четвертях, можно перейти к такой проблеме, как работа с данной системой, а также поговорить о том, как наносить на нее точки, координаты фигур. На координатной плоскости сделать это не так тяжело, как может показаться на первый взгляд.

В первую очередь строится сама система, на нее наносятся все важные обозначения. Затем уже идет работа непосредственно с точками или фигурами. При этом даже при построении фигур сначала на плоскость наносятся точки, а затем уже прорисовываются фигуры.

Правила построения плоскости

Если вы решили начать отмечать на бумаге фигуры и точки, вам понадобится координатная плоскость. Координаты точек наносятся именно на нее. Для того чтобы построить координатную плоскость, понадобится только линейка и ручка или карандаш. Сначала рисуется горизонтальная ось абсцисс, затем вертикальная - ординат. При этом важно помнить, что оси пересекаются под прямым углом.

Следующим обязательным пунктом является нанесение разметки. На каждой из осей в обоих направлениях отмечаются и подписываются единицы-отрезки. Это делается для того, чтобы затем можно было работать с плоскостью с максимальным удобством.

Отмечаем точку

Теперь поговорим о том, как нанести координаты точек на координатной плоскости. Это основа, которую следует знать, чтобы успешно размещать на плоскости разнообразные фигуры, и даже отмечать уравнения.

При построении точек следует помнить, как правильно записываются их координаты. Так, обычно задавая точку, в скобках пишут две цифры. Первая цифра обозначает координату точки по оси абсцисс, вторая - по оси ординат.

Строить точку следует таким образом. Сначала отметить на оси Ox заданную точку, затем отметить точку на оси Oy . Далее провести воображаемые линии от данных обозначений и найти место их пересечения - это и будет заданная точка.

Вам останется только отметить ее и подписать. Как видите, все довольно просто и не требует особых навыков.

Размещаем фигуру

Теперь перейдем к такому вопросу, как построение фигур на координатной плоскости. Для того чтобы построить на координатной плоскости любую фигуру, следует знать, как размещать на ней точки. Если вы умеете это делать, то разместить фигуру на плоскости не так уж и сложно.

В первую очередь вам понадобятся координаты точек фигуры. Именно по ним мы и будем наносить на нашу систему координат выбранные вами Рассмотрим нанесение прямоугольника, треугольника и окружности.

Начнем с прямоугольника. Наносить его довольно просто. Сначала на плоскость наносятся четыре точки, обозначающие углы прямоугольника. Затем все точки последовательно соединяются между собой.

Нанесение треугольника ничем не отличается. Единственное - углов у него три, а значит, на плоскость наносятся три точки, обозначающие его вершины.

Касательно окружности тут следует знать координаты двух точек. Первая точка - центр окружности, вторая - точка, обозначающая ее радиус. Эти две точки наносятся на плоскость. Затем берется циркуль, измеряется расстояние между двумя точками. Острие циркуля ставится в точку, обозначающую центр, и описывается круг.

Как видите, тут также нет ничего сложного, главное, чтобы под рукой всегда были линейка и циркуль.

Теперь вы знаете, как наносить координаты фигур. На координатной плоскости это делать не так уж и сложно, как может показаться на первый взгляд.

Выводы

Итак, мы рассмотрели с вами одно из наиболее интересных и базовых для математики понятий, с которым приходится сталкиваться каждому школьнику.

Мы с вами выяснили, что координатная плоскость - это плоскость, образованная пересечением двух осей. С ее помощью можно задавать координаты точек, наносить на нее фигуры. Плоскость разделена на четверти, каждая из которых имеет свои особенности.

Основной навык, который следует выработать при работе с координатной плоскостью, - умение правильно наносить на нее заданные точки. Для этого следует знать правильное расположение осей, особенности четвертей, а также правила, по которым задаются координаты точек.

Надеемся, что изложенная нами информация была доступна и понятна, а также была полезна для вас и помогла лучше разобраться в данной теме.

Если построить на плоскости две взаимно перпендикулярные числовые оси : OX и OY , то они будут называться осями координат . Горизонтальная ось OX называется осью абсцисс (осью x ), вертикальная ось OY - осью ординат (осью y ).

Точка O , стоящая на пересечении осей, называется началом координат . Она является нулевой точкой для обеих осей. Положительные числа изображаются на оси абсцисс точками вправо, а на оси ординат - точками вверх от нулевой точки. Отрицательные числа изображаются точками влево и вниз от начала координат (точки O ). Плоскость, на которой лежат оси координат, называется координатной плоскостью .

Оси координат делят плоскость на четыре части, называемые четвертями или квадрантами . Принято эти четверти нумеровать римскими цифрами в том порядке, в котором они пронумерованы на чертеже.

Координаты точки на плоскости

Если взять на координатной плоскости произвольную точку A и провести от неё перпендикуляры к осям координат, то основания перпендикуляров лягут на два числа. Число, на которое указывает вертикальный перпендикуляр, называется абсциссой точки A . Число, на которое указывает горизонтальный перпендикуляр, - ординатой точки A .

На чертеже абсцисса точки A равна 3, а ордината 5.

Абсцисса и ордината называются координатами данной точки на плоскости.

Координаты точки записываются в скобках справа от обозначения точки. Первой записывается абсцисса, а за ней ордината. Так запись A (3; 5) обозначает, что абсцисса точки A равна трём, а ордината - пяти.

Координаты точки - это числа, определяющие её положение на плоскости.

Если точка лежит на оси абсцисс, то её ордината равна нулю (например, точка B с координатами -2 и 0). Если точка лежит на оси ординат, то её абсцисса равна нулю (например, точка C с координатами 0 и -4).

Начало координат - точка O - имеет и абсциссу и ординату равные нулю: O (0; 0).

Данная система координат называется прямоугольной или декартовой .

Инструкция

Постройте три координатные плоскости, чтобы иметь начало отсчета в точке О. На чертеже плоскости проекций в виде трех осей – ох, оу и оz, причем ось оz направлена вверх, ось оу – вправо. Чтобы построить последнюю ось ох, разделите угол между осями оу и оz напополам (если вы рисуете на листе в клетку, просто проведите эту ось ).

Обратите внимание, если координаты точки А записаны в виде трех в скобках (а, b, с), то первое число а – от плоскости х, второе b – от у, третье c – от z. Сначала возьмите первую координату а и отметьте ее на оси ох, влево и вниз, если число а положительное, вправо и вверх, если оно отрицательное. Полученную букву назовите В.

Затем отложите последнее число с вверх по оси оz, если оно положительное, и вниз по этой же оси, если отрицательное. Отметьте полученную точку буквой D.

Из полученных точек проведите проекций искомой точки на плоскостях. То есть в точке В проведите две прямые, которые будут параллельны осям оу и oz, в точке С проведите прямые, параллельные осям ох и oz, в точке D – прямые, параллельные ох и оу.

Если одна из координат точки равна нулю, точка лежит в одной из плоскостей проекций. В таком случае просто отметьте известные координаты на плоскости и найдите точку пересечения их проекций. Будьте внимательны при построении точек с координатами (а, 0, с) и (а, b, 0), не забывайте, что проекция на ось ох осуществляется под углом в 45⁰.

Видео по теме

Источники:

  • по координатам построить

Совет 2: Как проверить, что точки не лежат на одной прямой

На основании аксиомы, описывающей свойства прямой : какова бы ни была прямая, есть точки , принадлежащие и не принадлежащие ей. Поэтому вполне логично, что не все точки будут лежать на одной прямой линии.

Вам понадобится

  • - карандаш;
  • - линейка;
  • - ручка;
  • - тетрадь;
  • - калькулятор.

Инструкция

В том случае, если (x - x1) * (y2 - y1) - (x2 - x1) * (y - y1) будет меньше нуля, точка К располагается выше или левее линии. Другими словами, только в том случае, если уравнение вида (x - x1) * (y2 - y1) - (x2 - x1) * (y - y1) = 0 справедливо, точки А, В и К будут расположены на одной прямой .

В остальных случаях лишь две точки (А и В), которые, по условию задания, лежат на прямой , будут ей принадлежать: через третью точку (точку К) прямая проходить не будет.

Рассмотрите второй вариант принадлежности точки примой: на этот раз нужно проверить принадлежит ли точка С(x,y) отрезку с концевыми точками В(x1,y1) и А(x2,y2), который является частью прямой z.

Точки рассматриваемого отрезка опишите уравнением pOB+(1-p)OА=z, при условии, что 0≤p≤1. ОВ и ОА являются векторами. Если есть число p, которое больше или равно 0, но меньше или равно 1, то pOB+(1-p)OА=С, а , точка С будет лежать на отрезке АВ. В противном случае, данная точка не будет принадлежать этому отрезку.

Распишите равенство pOB+(1-p)OА=С покоординатно: px1+(1-p)x2=x и py1+(1-p)y2=y.

Найдите из первого число р и подставьте его значение во второе равенство. Если равенство будет соответствовать условиям 0≤p≤1, то точка С принадлежит отрезку АВ.

Обратите внимание

Убедитесь в правильности расчетов!

Полезный совет

Чтобы найти k - угловой коэффициент прямой, нужно (y2 - y1)/(x2 - x1).

Источники:

  • Алгоритм проверки принадлежности точки многоугольнику. Метод трассировки луча в 2019

Трехмерное пространство состоит из трех основных понятий, которые вы постепенно изучаете в школьной программе: точка, прямая, плоскость. В ходе работы с некоторыми математическими величинами вам может понадобиться объединить эти элементы, например, построить плоскость в пространстве по точке и прямой.

Инструкция

Чтобы понять алгоритм построения плоскостей в пространстве, обратите внимание на некоторые аксиомы, которые описывают свойства плоскости или плоскостей. Первое: через три точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость, при этом только одна. Стало быть, для построения плоскости вам достаточно трех точек, удовлетворяющих по положению аксиоме.

Второе: через любые две точки проходит прямая, при этом только одна. Соответственно, построить плоскость можно через прямую и точку, не лежащую на ней. Если от обратного: любая прямая содержит, как минимум, две точки, через которые она проходит, если известна еще одна точка, не на этой прямой, через эти три точки можно построить прямую, как в пункте первом. Каждая точка этой прямой будет принадлежать плоскости.

Третье: через две пересекающиеся прямые проходит плоскость, при этом только одна. Пересекающиеся прямые могут образовать только одну общую точку. Если в пространстве, они будут иметь бесконечное количество общих точек, и, следовательно, составлять одну прямую. Когда вам известны две прямые, имеющие точку пересечения, вы можете построить не более одной плоскости, проходящей через эти прямые.

Четвертое: через две параллельные прямые можно провести плоскость, при этом только одну. Соответственно, если вам известно, что прямые параллельны, вы можете провести через них плоскость.

Пятое: через прямую можно провести бесконечное количество плоскостей. Все эти плоскости могут быть рассмотрены как вращение одной плоскости вокруг заданной прямой, или как бесконечное множество плоскостей, имеющих одну линию пересечения.

Итак, построить плоскость вы можете, если найдены все элементы, которые определяют ее положение в пространстве: три точки, не лежащие на прямой, прямая и точка, не принадлежащая прямой, две пересекающиеся или две параллельные прямые.

Видео по теме

Знаете ли вы, что организм человека - это мини-электростанция? Каждый из нас вырабатывает небольшое количество электроэнергии. Это происходит как в движении, так и в покое - тогда выработка электричества происходит во внутренних органах, одним из которых является сердце.

Одним из медицинских исследований, позволяющих определить состояние сердца, является ЭКГ. Кардиолог снимает электрокардиограмму, чтобы узнать, расположено в грудной клетке, как работают предсердия, клапаны и желудочки, их форма и нет ли функциональных изменений. Один из важнейших показателей ЭКГ - направленность электрической оси сердца.

Что такое ось сердца и как ее найти?

Сердечную ось (как и ось земную) невозможно увидеть или потрогать. Она определяется только с помощью электрокардиографа, ведь он фиксирует электрическую активность сердца. Когда клетки сердечной мышцы напрягаются и расслабляются, повинуясь импульсам, идущим от нервной системы, они образуют электрическое поле, центром которого и является ЭОС (электрическая ось сердца).

Но если заглянуть в анатомический атлас, можно провести вертикальную линию, которая поделит сердце на две равные части - примерно так и располагается ось сердца. Отсюда можно сделать вывод, что ЭОС совпадает с так называемой анатомической осью. Конечно, каждый человек индивидуален, поэтому и электрическая ось у разных людей может располагаться по-иному (к примеру, если отталкиваться от серднестатистического значения, то у худого человека ЭОС расположена вертикально, а у тучного - горизонтально).

Когда сердечная ось меняет положение?

Сняв ЭКГ и узнав, как располагается ЭОС, кардиолог может сказать вам, как в грудной клетке , здоров ли миокард (сердечная ), как нервные импульсы проходят к разным отделам сердца.

Если электрокардиограмма показывает, что электрическая ось вправо или влево, это укажет врачу на какой-либо патологический процесс. Отклонение вправо может навести на подозрения о неправильном положении сердца (его смещение может быть врожденным или возникать вследствие расширения аорты, возникновения новообразований и прочих патологий). Кроме того, отклонение ЭОС - признак опасных для жизни состояний: декстрокардии, блокады пучка Гиса, инфаркта миокарда (его передней стенки).

Если же ЭОС значительно отклонена в левую сторону, это может быть признаком кардиомиопатии, гипертрофии некоторых отделов сердца, верхушечного инфаркта или врожденного порока.

Ряд заболеваний сердца может до поры протекать бессимптомно. Поэтому так важно периодически проходить медосмотр, одной из составляющих которого является ЭКГ. Ведь болезнь легче предупредить, . А болезни сердца нужно в обязательном порядке, ведь они - прямая угроза жизни.

Тема «Дефис между частями слова в наречиях»

и литературы Рогоза Т.А.

2015 год.

Урок русского языка в 7 классе

Тема: «Дефис между частями слова в наречиях».

Цели :

    познакомить с дефисным написанием наречий;

    формировать навык написания дефиса в наречиях;

    повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений;

    уметь отличать наречия с приставкой ПО- от прилагательных с предлогом.

Задачи урока:

1. Повторить и закрепить дефисное написание существительных, прилагательных, местоимений;

2. Пробудить познавательный интерес у учащихся к изучаемой теме.

3.Создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.

Оборудование : карточки, экран, проектор, тетради, учебник.

Ход урока

1. Словарная диктовка.

Нежно-зелёная листва, желтовато-бурая шляпка, прозрачно-белый туман, поговорить с кем-либо, встретишь кого-нибудь, кто-то был, юго-западный ветер, заводская фабрика-кухня, тянь-шаньские берега, сельскохозяйственный техникум.

2. Расставить знаки препинания и выполнить синтаксический разбор.

(По вариантам)

1 вариант.

Воздух был (по) утреннему свежий и крупные капли росы переливаясь блестели на листьях.

2 вариант.

Какая (то) тень мелькнувшая справа тихо (тихо) приближалась к нам.

3. Работа с таблицей.

- Рассмотрите таблицу. (вывести таблицу на экран)

Пиши слитно

Сложные прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний

Сельское хозяйство – сельскохозяйственный,

Древняя Русь – древнерусский.

Внимание!

Имена собственные, становясь прилагательными, часто утрачивают прописную букву.

Пиши через дефис

Сложные прилагательные, образованные от сочинительных словосочетаний:

Русский и английский русско-английский ,

Лимонный и желтый лимонно-желтый .

Местоимения, образованные с помощью суффиксов: - то-, -либо-, -нибудь-, -таки, -ка и с помощью приставки кое-:

Кое-кто, что-либо, какой-нибудь.

Существительные с пол- :

пол-лимона

пол- Москвы

пол-апельсина

Новый материал.

Перед вами таблица, слова какой части речи написаны? Попробуйте сами сформулировать тему урока.

«Дефис в наречиях».

По-русски

по-заячьи

по-прежнему

по-моему

по-старому

В наречиях, образованных от полных прилагательных и местоимений с приставкой по-

и суффиксом -и-, -ому- (-ему)

Во-первых

в-третьих

В наречиях, образованных от числительных при помощи приставки во- (в-) и суффиксов –ых (-их)

Куда-то

где-либо

откуда-нибудь

кое-как

В наречиях после приставки кое-;

перед суффиксами -то, -либо, -нибудь

Еле-еле

мало-помалу

крепко-накрепко

В сложных наречиях с повторением одного и того же слова или близких по значению слов.

(Правая часть таблицы закрыта сначала.)

А теперь сформулируйте условия дефисного написания наречий, опираясь на графическое обозначение (левая колонка таблицы).

Сделайте выводы. Сравните их с правой стороной таблицы.

Большинство наречий пишутся слитно. Но среди них есть определенная группа слов, между частями которых пишется дефис.

Дефис употребляется, если наречие имеет в своем составе:

    Приставку по- и суффикс - ому (-ему): по -прежн ему , по -мо ему , по -стар ому ;

    приставку по- и суффикс в составе конечных -ьи, -ски,-цки : по -заячь и , по -русск и , по -немецк и ;

    приставку во- ( в)- и суффикс - их в словах, образованных от числительных: во -перв ых , в -треть их ;

    суффиксы - то, -нибудь, -либо и приставку кое-: куда- то , где- либо , откуда- нибудь , кое -как.

    Через дефис пишутся также слова типа еле-еле, крепко-накрепко, мало-помалу.

V . Работа с учебником.

И познакомимся с правилами учебника с. 114, 115, 116 п. 42.

5. Закрепление. Тренировочные упражнения.

1) Выборочный диктант. Выписать наречия с изучаемой орфограммой.

Революция поднимала,

обнимала по-пролетарски,

и без слов она понимала

по-латышски и по-мадьярски,

по-французски и по-немецки,

и по-чешски и по-словацки,

чтоб со всеми жить по-соседски.

6.Физкультминутка .

К солнцу вверх все потянулись

И друг другу улыбнулись!

Вправо, влево наклонились,

Другу низко поклонились.

Поприветствовали дружно,

А теперь работать нужно!

2) Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис: 1) Говорил на русском языке (по-русски) 2) Жить не так, как раньше (по-новому) 3) Очень крепко (крепко-накрепко) 4) Неизвестно куда (куда-то) 5) Небрежно сделанная работа (кое-как) 6) Ехал медленно (еле-еле) 7) Много ягод (видимо-невидимо) 8) Ушел не прощаясь (по-английски) 9) Сделать совсем немного (чуть-чуть)

Ребята, а как вы думаете, есть ли возможность отличить наречие с приставкой -по от прилагательного с предлогом "по"? Одинаково звучащие слова, пишутся по-разному. По зимнему небу (небу по какому? по зимнему - прилагательное с предлогом) Светит по-зимнему (светит как? по-зимнему - наречие с приставкой)

3)Закрепление знаний. Комментированное письмо:
1) Она слушала, приоткрыв по-детски рот. 2) Изредка вспыхивал по-летнему синий клочок неба. 3) В городе было по-праздничному шумно. 4) Во-первых, я этого не пробовал, во-вторых, я не гурман. 5) Он сделала работу кое-как. 6) Они уехали давным-давно из этого города. 7) Когда камин мало-мальски разгорелся, можно было снять теплые одежды. 8) Кое-где еще вспыхивали искры костра. 9) Он чуть-чуть смутился. 10) Они где-то это слышали.

7. Рефлексия. Итог урока. 1) Расскажите об условиях выбора дефисного написания наречий? Какие слова следует запомнить?

2) Что нового узнали вы сегодня на уроке о наречиях?

3) Назовите условия дефисного написания наречий.

Домашнее задание : п.42, упражнение 253.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД КУМЕРТАУ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Урок русского языка в 7 классе «Дефис между частями слова в наречиях»

Подготовила учитель русского языка и литературы Антонова Юлия Михайловна

Дефис между частями слова в наречиях

Цели урока:

Образовательные : повторение написания прилагательных, местоимений с дефисом; знакомство учащихся с условиями написания дефиса между частями слова в наречиях; формирование навыка написания дефиса между частями слова в наречиях. уметь отличать наречия от омонимичных частей речи.

Развивающие : развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие речи - конструирование предложений по схемам.

Воспитательные : воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Тип урока – урок объяснения нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, тесты

Методы: частично-поисковый, словесно-наглядный, проблемный при открытии нового материала.

Приёмы: работа с учебником, таблицей, карточками, самостоятельная работа, самоконтроль.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, дифференцированная.

Ход урока

    Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Учитель: Добрый день! Улыбнитесь друг другу! У нас на уроке присутствуют гости, поприветствуйте их. У вас хорошее настроение? Я надеюсь, оно останется с вами до конца урока. Садитесь за парты, настраивайтесь на работу.

Мы с вами изучаем очень интересную часть речи. Это наречие. Эпиграфом нашего урока будут слова М. Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной и выразительной». (Слайд № 1)

Наш язык и скромен и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Вспомните наречие «светло» –

И увидишь: солнышко взошло.

Если скажешь ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно,

Если скажешь «ароматно» ты.

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобою – сразу вся Россия!

Иногда бывает вам желательно

Действие иль признак пояснить.

Это значит: нужно обязательно

Вам наречие на помощь пригласить.

ΙΙ Актуализация опорных знаний.

Учитель: Давайте вспомним все, что мы знаем о наречии, для этого выполним небольшое задание. Я буду зачитывать утверждение, если вы согласны с данным утверждением, то поставьте цифру 1, если не согласны – поставьте 0 (аргументируйте свой выбор). В итоге у вас должен получиться набор цифр, так называемый код (слайд №2)

          Наречие – самостоятельная часть речи? (да).

          Наречие обозначает предмет? (нет: наречие обозначает признак действия).

          В предложении наречие является обстоятельством? (да).

          Наречие отвечает на вопросы: какой, какая, какие? (нет: где, куда, откуда, как).

          Наречие относится к глаголу? (да).

          Наречие изменяемая часть речи? (нет).

          У наречия есть окончание? (нет).

          Наречие склоняется? (нет).

          Наречие имеют 6 разрядов по значению? (Да: образ и способ действия, меры и степени, места, времени, причины, цели).

          Наречие места отвечает на вопросы когда, как долго? (нет: где, куда, откуда).

Учитель: Давайте проверим, какой код у вас получился (слайд №3). 1010100010.

Учитель: Молодцы! Вы помните, как должны себя оценить, при наличии 1-2 ошибок – «4», при наличии 3-4 ошибок – «3», 5 и более – «2».

ΙΙΙ . Повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний и умений»

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с темой «Наречие», а именно правописание наречий. А какой раздел языкознания занимается изучением правописания слов? (изучением правописания слов занимается орфография).

Учитель: А теперь словарная работа. (У доски)

Нежно-голубой, юго-запад, пол-арбуза , кое-кто, русско-английский, диван-кровать, яркие-яркие гирлянды, горько-соленый огурец, ярко-бурые листья, кто-подарит, кто-нибудь увидит, ушёл куда-то .- Догадались ли вы, как пишется последнее слово? Почему вы так решили? (слайд №4) ΙѴ . Изучение и объяснение нового материала.

1)Учитель : Написание данных слов подчиняется определенным правилам, а именно правописание через дефис имен существительных, имен прилагательных, местоимений. Как вы думаете, а какую тему мы будем изучать?

-Дефис между частями слова в наречиях.

Открываем тетради, записываем число, тему урока.

Что сегодня мы должны узнать на уроке? Какие цели должны поставить перед собой?

Узнать, когда наречия пишутся через дефис, то есть условия дефисного написания наречий, научиться находить наречия в тексте и писать их правильно (слайд №5).

2) Посмотрите, понаблюдайте (слайд №6). Новая тема.

Когда-то

Вопросы:

Как пишутся эти наречия?

Давайте ещё раз обратимся к наречиям из таблицы, прочитаем, произнесем вслух.

Есть ли у вас варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис? При помощи чего они образованы? Каким способом они образованы? (-То, -либо, -нибудь. Кое-).

Эти части слова уже встречались при изучении неопределенных местоимений. Они пишутся через дефис.

3). Объяснение новой темы. (На экране таблица) (Слайды №7,8,9)

Дефис в наречиях

где – то,

когда – нибудь

/\ суффиксальный

где – либо способ

откуда – то

¬ кое – где

¬ приставочный

кое – куда способ

где – то,

¬ /\
во – первых (от первый )
¬ /\
в – третьих (от третий )

по - вашему (от ваш )

¬ /\
одет по- зимнему (от зимний)

¬ /\
по – новому (от новый)

¬ /\
поступил по – товарищески (от товарищеский)

приставочно – суффиксальный способ

близко – близко повтор слов

еле – еле

видимо – невидимо

мало – помалу - повтор того же корня, осложненного

приставками и суффиксами

нежданно – негаданно повтор синонимов

Отдельно записываем наречия точь-в-точь, бок о бок.

Итак, сделаем вывод. Когда в наречиях пишется дефис? (Слайд №10)

V. Работа со словарными словами.

Учитель: Обратите внимание, на с.119 помещены слова в рамочке. Что это за слова?

( Словарные) (Слайд №11)

Эти слова на стенде, обратите на них внимание, запишите их в тетрадь.

Давным-давно

Волей-неволей

Видимо-невидимо

Мало-помалу

Точь-в-точь

бок о бок

шиворот-навыворот

Все ли слова нам необходимо запомнить или правописание большинства из них объяснимо? (правописание большинства объяснимо.)

Учитель: Правописание каких наречий можно объяснить? (Давным – давно, волей- неволей, видимо – невидимо, мало – помалу , шиворот-навыворот, а запомнить надо правописание наречий бок о бок и точь-в-точь)

Учитель рассказывает об этимологии слова шиворот-навыворот

В настоящее время эти слова означают – наоборот, наизнанку. А было время, когда они связывались с позорным наказанием.

Пойманного вора или другого преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу. Шиворот-навыворот означало – одежда, вывороченная наизнанку в наказание. Впоследствии шиворот-навыворот стало означать: сделать или сказать наоборот, противоположное тому, что надо, перепутать.

VΙ . Закрепление нового материала

Задание 1 . Работа с текстом. Слайд 12

(Тихо)тихо в лесу. Вот неслышно, (по)кошачьи, ступают по насту чьи(то) лапы. Откуда(то) справа вместе с ветром доносится голод ный вой волков. Невольно вспоминаешь самые страшные сказки.

VΙΙ . Физкультминутка. (Слайд №13)

К солнцу вверх все потянулись

И друг другу улыбнулись!

Вправо, влево наклонились,

Другу низко поклонились.

Поприветствовали дружно,

А теперь работать нужно!

Задание 2. Наречия с приставками надо отличать от похожих сочетаний предлогов с разными частями речи. Запишем предложения: (слайд №14)

Солнце светит по-осеннему.

По осеннему небу плывут облака.

Учитель: Эти слова отличаются друг от друга в произношении? (нет!).

А чем отличаются данные слова в значении и написании? (наречие обозначает признак действия, а прилагательное обозначает признак предмета, отвечают на разные вопросы и, соответственно, пишутся по-разному).

В русском языке такие слова называются о мофоны - так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению),

- Так зачем же мы все-таки ставим вопрос? (Для определения части речи.) (Слайд №15)

1.НАРЕЧИЕ

    относится к глаголу или наречию

    не изменяется

2. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

    относится к существительному

    изменяется по родам, числам, падежам

Задание 3. Списать предложения, раскрыть скобки. (Слайд №16)

1.(По) прежнему шел сильный дождь.

2.Охотники пошли (по) прежнему пути.

3.Мы идём (по) зимнему лесу и любуемся его красотой.

4.Ещё (по) зимнему холодно.

Проверка (слайд №17)

1.По – прежнему шел сильный дождь. (Шел как? по-прежнему)

2.Охотники пошли по прежнему пути. (По пути какому? прежнему)

3. Мы идём по зимнему лесу и любуемся его красотой.(По лесу какому? зимнему)

4.Ещё по -зимнему холодно.(Холодно как? по-зимнему)

Задание 4. Работа по карточкам « Объяснялки»

Тосковать (по) настоящему делу, отдохнуть (по) настоящему, исчезнуть (по) немногу, идти (по) осеннему лесу, (по) весеннему солнечная погода, приветствовать (по) дружески, пригревало (по) настоящему, мяукать (по) кошачьи.

- взаимопроверка в парах ( друг другу объясняют правописание слов).

Вывод.

Задание 5. ТЕСТ (Слайды №18,19)

1. (ПО) ВОЛЧЬИ ВЫТЬ

2. ЖИТЬ (ПО) ПРЕЖНЕМУ

3. (ПО) НОВОМУ ЗАКОНУ

4. (ВО) ПЕРВЫХ, ПОДУМАЙ

5. (ПО)ЛУЧШЕ УЗНАТЬ

6. (ПО) БЫСТРЕЕ УЙТИ

7. ПЕТЬ (ПО) ВЕСЕННЕМУ

8. СВЕТИТ (ПО) ЛЕТНЕМУ

9. ИДТИ (ПО) ВОЛЧЬМУ СЛЕДУ

10. ОДЕТЬСЯ (ПО) НОВОМУ

11. (ПО) ВЕСЕННЕМУ НЕБУ

12. РАЗДЕЛИТЬ (ПО) БРАТСКИ

13. (ПО) МОЕМУ МНЕНИЮ

14. ГОВОРИТЬ (ПО) АНГЛИЙСКИ

15. ВЫПОЛНИТЬ (ПО) МОЕМУ

16. (ПО) БОЛЬШЕ СЪЕСТЬ

17. (ПО) НЕМНОГУ ДОБАВЛЯТЬ

18. ИДТИ (В) ПЕРВЫХ РЯДАХ

19. ВЫПОЛНИТЬ ТОЧЬ (В) ТОЧЬ

20. ЦЕНИТЬ (ПО) НАСТОЯЩЕМУ

Проверка (слайд №20)

ДЕФИС –

1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 15, 19, 20

Задание 6. (Слайд №21 )Найдите четвертое «лишнее»:

Где(то), кто(нибудь) , куда(нибудь), зачем(то).

Взглянуть (по)новому, быть (по)моему, (по)зимнему лесу , (по)дружески похлопать.

Еле-еле, мало-помалу, милый-премилый , подобру-поздорову.

Задание 7. (Слайд №22,23) «Кто больше»

Составьте предложения, используя сложные наречия.

Еле-еле, едва-едва, крепко-накрепко,

строго-настрого, всего-навсего,

видимо-невидимо, волей-неволей,

день-деньской, мало-мальски,

темным-темно.

(Звучит мелодия Чайковского «Времена года»)

VIΙΙ . Подведение итогов.

Учитель: Заканчивая урок, мне бы хотелось услышать от вас следующее:

    С какой орфограммой вы познакомились сегодня на уроке (дефис в наречиях)

    Когда наречия мы пишем через дефис?

Слайд 24

Цели достигнуты? (на все вопросы, предложенные на слайде, дети отвечают утвердительно).

    Повторили орфограмму дефис в словах разных частей речи?

    Познакомились с условиями написания наречия через дефис?

    Умеем определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях?

    Умеем отличать наречия от друг частей речи?

ΙX Слайд №25 Домашнее задание.

Н Самодиктант (составить словосочетания (глагол + наречие, прилагательное + наречие, существительное + наречие), в которых будут употреблены наречия, которые пишутся через дефис).

П По желанию. Придумать рассказ на тему «Мой лучший друг (подруга)», в котором будут использованы наречия с изученной орфограммой.

Повторить словарные слова.

(Раздаётся в начале урока) Оценочный лист ученика 7 класса: __________________

1 – е задание («код»).

Учитель объявляет оценки за урок.