Исследовательский педагогический проект по здоровьесберегающим технологиям. Применение здоровьесберегающих технологий в доу по фгос. Двигательная развивающая среда включает

Педагогический проект

По теме: «Использование здоровьесберегающих технологий

в начальной школе »

2. Постановка проблемы……………….….……...................…стр. 3

3. Цель и задачи.…………………………..…………................стр.3

4. Стратегия, методы и механизм реализации проекта……...стр.4-5

5. Рабочий план реализации проекта……………………….....стр. 5

6. Принципы оздоровительной работы………..........................стр.6

7. Формы организации деятельности по формированию

здорового образа жизни ……… …............................... стр.6

8. Показатель результативности ……………............................стр.7

9. Прогнозируемый результат…………………….................…стр.7

10. Результаты практической деятельности……...................... стр.8

11. Список литературы…………………………........................стр.8

1. Актуальность проблемы

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «Состояние полного физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека – тема актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. По данным Всемирной организации здравоохранения состояние здоровья человека на 60% зависит от образа жизни, на 20% - от экологии, на 10% - от медицинского обслуживания и на 10% на него влияют все другие факторы.

Показателями хорошего состояния здоровья человека являются:

1) постоянно высокий уровень его работоспособности, а также умение быстро восстанавливать этот уровень за счет внутренних резервов организма;

2) способность сохранять внутренний покой или эмоциональную устойчивость, а также умение быстро восстанавливать душевное равновесие после стрессовых ситуаций;

3) высокий уровень физического состояния здоровья учащихся.

Главная задача школьного образования: помочь сформировать у ребёнка навыки здорового образа жизни. Стать не просто школой, а школой здоровья для ребёнка, где наряду с обучением существенное внимание уделяется максимальной реализации физического, психологического, социального потенциала и детей, и взрослых.

Сложившаяся система образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни, школа не имеет опыта ведения систематической работы по формированию привычек здорового образа жизни учащихся. А между тем в настоящее время доказано, что основным направлением профилактики заболеваний населения является работа по формированию здорового образа жизни. Международный опыт показывает, что в структуре факторов, определяющих здоровье, равно как и болезни, более 50 % приходится на образ жизни человека.

За последние десятилетия уровень здоровья детей, как отмечает ряд авторов, неуклонно снижается.

По статистике 80 – 85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье. Уже при поступлении в первый класс первая группа здоровья отмечается только у 12 – 15 процентов учащихся. К четвёртому классу число практически здоровых детей резко снижается.

Отсюда следует, что необходима системная профилактическая работа по формированию здоровой среды, здорового образа жизни, убеждения, что легче предотвратить болезнь, чем потом долго её лечить.

Новый методологический подход к определению сущности понятия здоровья и принципов ЗОЖ впервые был рассмотрен в работах А.Г. Щедриной и получил дальнейшее развитие в трудах Л.Г. Апанасенко, Р.И. Айзмана, Э.М. Казина, В.П. Казначеева и др.

Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. В стандартах второго поколения идея здоровьесбережения учащихся проходит красной нитью.

Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями.

Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, социальные педагоги и другие специалисты, наряду с профилактикой, требуется совершенствование системы первичной диагностики состояния здоровья и разработка специальных методов ее осуществления. Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная и ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс его социализации и воспитания, осознания нового, более высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для создания основ душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Причины ухудшения здоровья детей:

1) Малоподвижный образ жизни.

2) Перегрузка учебного материала.

3) Монотонность, статические формы организации уроков.

4) Отсутствие ЗОЖ во многих семьях.

5) Трудности в организации правильного питания дома.

2. Постановка проблемы

Главной задачей учителя является не только обучение детей, но и сохранение их здоровья, которое зависит от правильно составленного расписания уроков, режима дня и питания, качества питьевой воды, спортивно-оздоровительных занятий, от создания здоровьесберегающей среды в кабинете.

3. Цель:

обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе путём создания необходимых условий.

Задачи:

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности

Привлечение родителей, медиков к решению вопросов оздоровления детей

Организация активного спортивного досуга детей

Формирование у ребёнка чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Организация здоровьесберегающей среды

4. Стратегия, методы и механизм реализации проекта.

Механизм реализации проекта

1. В реализации проекта участвуют педагоги, работающие в классе, медицинский работник, родители.

2. Реализация программы осуществляется в ходе нескольких этапов:

1). Проектно-мобилизационный - сентябрь-октябрь

Его основной задачей является создание условий для успешной реализации проекта. Он включает в себя:

Изучение литературы и материалов интернет по использованию здоровьесберегающих технологий;

Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта;

Определение стратегии и тактики деятельности;

2). Практико-преобразовательный - ноябрь-февраль

Предполагает организацию деятельности по реализации целей и задач программы. Она предусматривает следующие направления работы:

Проведение первичной диагностики уровня здоровья учащихся с помощью медработника;

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках;

Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми школьными службами;

Посещение курсов повышения квалификации по здоровьесбережению;

Выполнение всех принятых санитарно-гигиенических норм и требований;

Оптимизация учебного процесса с целью преодоления негативных факторов и отрицательных воздействий на здоровье ребенка;

Совершенствование применения технических средств и методик мониторинга здоровья детей, обеспечивающих индивидуальную оптимизацию педагогических технологий и нагрузок;

Работа с семьей;

3). Рефлексивно-обобщающий - март – апрель

Проводится анализ деятельности по реализации проекта;

Проведение диагностики при выходе из начальной школы;

Постановка задач с целью дальнейшего сохранения и укрепления здоровья.

Формы работы с медработником в процессе реализации проекта:

Мониторинг здоровья учащихся при обучении в начальной школе

Взаимодействие в процессе профилактики заболеваний

Формы работы с учащимися:

Беседы, классные часы на тему здоровьесбережения;

Динамические паузы,

Подвижные игры

Гимнастика для глаз

Дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Организация спортивных праздников;

Формы работы с родителями учащихся :

Родительские собрания на темы сохранения и укрепления здоровья;

Лекторий для родителей;

Проведение совместных спортивных праздников;

Индивидуальные консультации;

Помощь в озеленении класса

Урочная деятельность:

Строгое соблюдение режима школьных занятий

Построение уроков с учётом работоспособности детей

Использование средств наглядности

Смена видов учебной деятельности

Обязательное выполнение гигиенических требований,

Благоприятный эмоциональный настрой

Применение дидактических игр, физкультминуток, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика

Работа в группах и парах

Внеурочная деятельность:

Занятость в кружках и секциях

Экскурсии, походы

Дни здоровья, спортивные праздники

5. Рабочий план реализации проекта

Основной этап ( Практико-преобразовательный) - ноябрь-февраль

    Проветривание кабинета;

    Контроль проведения утренней зарядки (ежедневно в 8ч 15мин);

    Озеленение класса растениями выделяющими фитонциды (герань), очищающими воздух (хлорофитум);

    Проведение «Дня здоровья» (2 раза в год);

    Привлечение родителей к подготовке и проведению спортивных мероприятий;

    Катание на лыжах, санках, коньках;

    Посещение бассейна;

    Беседы по профилактике простудных заболеваний;

    Организация рационального питания питанием.

Примерные занятия родительского лектория

« Режим дня школьника»,

«Как преодолеть двигательный голод»,

«Закаливание ребёнка в семье»,

«Телевидение и дети»,

«Как помочь нашим детям быть здоровыми»,

«Компьютер - друг или враг?»

6. Принципы оздоровительной работы

Сознательности и активности (высокая степень самостоятельности, инициативы, творчества);

Наглядности;

Систематичности и последовательности;

Принцип «Не навреди!»;

Принцип повторения (выработка динамических стереотипов);

Постепенности (преемственность одной ступени с другой);

Доступности и индивидуализации;

Непрерывности;

Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих;

Стиль учителя – быть примером в осуществлении здорового образа жизни.

Место проведения

Время проведения

Форма организации

Первая половина учебного дня

Утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры.

Спортплощадка школы, спортзал, бассейн, ледовый дворец

Вторая половина учебного дня

Прогулки, экскурсии, физкультурные праздники, спортивные кружки и секции

Лес, парки, спортплощадки

Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность.

Учреждения дополнительного образования.

Вторая половина учебного дня. Выходные.

Детские спортивные секции и кружки

Школьные оздоровительные лагеря.

Спортплощадка школы

Каникулы.

Выходной день

Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря. День Здоровья – Праздник Спорта

8. Показатель результативности

воспитательный

развивающий

учебный

Учащиеся понимают: здоровье – важный показатель благополучия человеческой жизни.

    здоровье – одна из ценностей человеческого бытия.

    каждый человек ответственен за свое здоровье.

    сохранение и приумножение здоровья требует определенных знаний о нем.

    безопасное поведение связано с приобретением определенных умений

Учащиеся характеризуют

    признаки физического и душевного здоровья.

    называют основные правила личной и общественной гигиены.

    объясняют, как можно передать свои знания о здоровье другим людям (дать совет или оказать практическую помощь)

Учащиеся узнают:

    что здоровье свойство их организма.

    о здоровье физическом и душевном.

    теоретические и практические знания, которые они приобрели, можно использовать для сохранения и укрепления физического и духовного здоровья

9. Прогнозируемый результат

        Сформированность у детей стойкой установки на здоровый образ жизни.

    Овладение правильными формами поведения в различных жизненных ситуациях: овладение культурно-гигиеническими навыками, навыками безопасного поведения в окружающей действительности.

    Сформированность представлений о необходимости заботиться о своем здоровье.

    Снижение уровня заболеваемости.

    Повышение уровня компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения.

10. Результатом практической деятельности по проекту

«Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»

    Сохранение здоровья учащихся

    Повышение функциональных возможностей организма учащихся.

    Повышение приоритета здорового образа жизни.

    Повышение активности учащихся в спортивных и оздоровительных мероприятиях класса, школы, города. Рациональное использование свободного времени

    Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья детей.

11. Список литературы

1. Абрамова И.В., Бочкарёва Т.И. « Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.» Самара, 2004г.

2. Вишневская Е.Л. и др. «Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирование норм и навыков здорового образа жизни». М., 2000г.

3. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.

4. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии.» М., ВАКО, 2004г.

5.http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

6.http://www.zpzr.ru/healthcare_education/

Проектное задание на тему: Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Актуальность
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных отношений сотрудников МБДОУ с родителями.
Таким образом, с одной стороны объединить работу педагогов, психологов и родителей, с другой стороны все действия выполнять системно, что в дальнейшем будет способствовать укреплению и развитию здоровья детей. Отсутствие целенаправленной, системной работы привели к выбору темы проекта
Цель проекта : формирование отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни и обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе.
Задачи проекта:
1. Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни
2. Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию
3. Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников
4. Повысить профессиональные мастерство педагогов по теме «Здоровый образ жизни.

Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный. Выявление проблемы.
формирование проблемы;
определение задач;
анкетирование родителей на тему: “Ведете ли вы здоровый образ жизни”
диагностика физической подготовленности детей, их физического развития;
изучение методической литературы по данной теме.

2 этап: основной. Организация работы над проектом:
освоение алгоритма создания проекта;
составление плана работы с родителями;
консультирование родителей по темам: “Нетрадиционные средства оздоровления детей”, “Как избежать искривления осанки”, “Пальчиковая гимнастика в системе оздоровления детей”, проведение семинара – практикума по теме: «Использование дыхательной гимнастики»;
составление плана совместных бесед с родителями;
организация спортивного развлечения с активным участием родителей по теме: «Ай, да папы»;
повторная диагностика физического состояния детей.

3 этап: заключительный. Практическая деятельность по решению проблемы:
выступление с анализом проделанной работы на педагогическом часе;
презентация деятельности на общем родительском собрании по теме: “Здоровье – главная ценность в жизни”;
обмен опытом семейного воспитания по внедрению здоровье сберегающих технологий в средствах массовой информации.

Виды здоровьесберегающих технологий
*Медико-профилактические
* Физкультурно-оздоровительные
*Технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребёнка
*Технология здоровьесбережения и здоровьеобогащение педагогов
*Валеологического просвещения родителей

Формирование представлений о здоровом образе жизни включает следующие разделы
Режим дня
Воспитание культурно-гигиенических навыков
Питание
Закаливание
Организация двигательного режима
Воспитание положительных эмоций
Работа с родителями

Традиционные методы закаливания
* Утренняя гимнастика
* Одежда в группе на улице по погоде
* Прогулки каждый день с подвижными играми
* Сон без маек (с учётом температуры воздуха в группе и пожеланиями родителей)
* Хождение босиком до и после сна
* Гимнастика пробуждения и прохождение дорожки здоровья
* Умывание холодной водой

Структура физкультурно – оздоровительной работы

Развивающая среда
Полифункциональна, трансформируема, вариативна, насыщена, доступна и безопасна.

Перспективы дальнейшей работы
Активно вести пропаганду здорового образа жизни и взаимодействовать с семьями;
Продолжать работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей и воспитанию культурно-гигиенических навыков;
Продолжать формирование представлений о ЗОЖ и познавательной сферы ребёнка-закреплять знания о строении своего тела и отдельных систем организма.

В результате реализации проекта
Повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту
Снизился уровень заболеваемости детей
У детей сформирована потребность в здоровом образе жизни
Повысился уровень подготовки педагогов и родителей в вопросах развития и охраны здоровья детей.
Повышение интереса родителей к здоровому образу жизни.

Таким образом, в ходе реализации проекта, направленного на формирование потребности у детей ЗОЖ – в дошкольном учреждении и семьях была создана здоровьесберегающая среда, способствующая полноценному и гармоничному развитию ребёнка, формированию потребности быть здоровым.
В процессе совместной деятельности между детьми и родителями сложились доверительные отношения, что позитивно отразилось на эмоциональном состоянии всех участников проекта и на работе дошкольного учреждения.

Используемая литература
1. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008.
2. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.- Волгоград: Учитель, 2009 .
3. Горбатенко О.Ф., Кадраильская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа. - Волгоград: Учитель, 2007 .
4. Тарасова Т.А., Власова Л.С. Я и мое здоровье. - М.: Школьная Пресса, 2008.
5. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.
6. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2009

Презентация на тему: Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Проект «Здоровьесберегающие технологии ДОУ» включает в себя формирование нравственного отношения к своему здоровью, желания и потребности быть здоровым; чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья через расширение знаний и навыков о здоровом образом жизни.

Проект «Здоровьесберегающие технологии ДОУ» уточняет и конкретизирует практические рекомендации специалистов по формированию здорового образа жизни детей старшей - подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

проект

Исполнитель:

Пермякова Марина Владимировна,

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №6 «Колокольчик» город Гурьевск

Аннотация проекта______________________________________________3

Актуальность__________________________________________________4

Новизна_______________________________________________________6

Цель и задачи__________________________________________________7

Описание проекта______________________________________________7

Этапы________________________________________________________9

Разработчики проекта___________________________________________9

Участники_____________________________________________________9

Ресурсы_______________________________________________________9

Методы обучения_______________________________________________9

Сроки реализации проекта_______________________________________10

Рабочий план__________________________________________________10

Оценка результатов____________________________________________12

Ожидаемый результат__________________________________________12

Литература___________________________________________________13

Приложение__________________________________________________14

Аннотация проекта

Наименование проекта – «Здоровьесберегающие технологии ДОУ».

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье дошкольников волнует всех родителей детей в возрасте от 0 до 7 лет. Ведь именно в этом возрасте врачи и педагоги обращают внимание на любые отклонения в психическом и физическом состоянии детей. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Фундамент здоровья создаётся именно в дошкольном возрасте, именно на этом должны сосредоточить внимание врачи, педагоги, родители .

Целью проекта формирование у дошкольников основ здорового образа жизни через единый комплекс здоровьесберегающей деятельности ДОУ.

Реализация проекта предусматривает следующие этапы:

Первый этап (июнь – август 2014 г.) – поисковый.

Второй этап (сентябрь 2014 г.) – аналитический

Третий этап (октябрь 2014 г. – апрель 2015 г.) – практический.

Четвертый этап (апрель 2015 г.) – презентационный.

Пятый этап (май 2015 г.) – обобщающий.

Ожидаемый результат – в результате реализации проекта предполагается, что у детей сформируются основы к здоровому образу жизни.

Участники проекта

Сроки реализации проекта – 2014 -2015 учебный год.

Актуальность проекта и постановка проблемы

В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России. Увеличивается смертность, падает рождаемость.

По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном - процесс снижения уровня смертности , заболеваемости и инвалидности .

Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров: антропометрических (рост, вес, объём грудной клетки, геометрическая форма органов и тканей); физических (частота пульса , , температура тела); биохимических (содержание химических элементов в организме, эритроцитов , лейкоцитов , гормонов и пр.); биологических (состав кишечной флоры, наличие вирусных и инфекционных болезней) и др.

Уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения.

Согласно данным ВОЗ соотношение условий, влияющих на здоровье, таково:

  1. Условия и образ жизни, питание - 50 %
  2. Генетика и наследственность - 20 %
  3. Внешняя среда, природные условия - 20 %
  4. Здравоохранение - 10 %

Здоровье закладывается в геноме человека от генов родителей. На здоровье также влияют:

Из этих данных ВОЗ, очевидно, что первостепенная роль в сохранении, формировании и укреплении здоровья все же принадлежит самому человеку. Но все же современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, здоровью своего организма. В настоящее время, укрепление здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.

В последнее время ухудшилось здоровье жителей России, особенно детей.

По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35–40% имеют хронические заболевания. Количество детей, которые уже в начальных классах оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа учащихся.

Ухудшение здоровья детей обусловлено многими причинами: наследственность; неблагоприятная экологическая обстановка; рост объема познавательной информации и умственной нагрузки; снижение двигательной активности и др.

Вследствие этого наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их развития. В связи с этим возникла необходимость оптимизации здоровьесберегающей деятельности ДОУ.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного.

Обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью – главная задача не только ДОУ, но и современного образования.

Важную роль в укреплении и сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на: достаточной двигательной активности, смене видов деятельности, соблюдении режима дня, правильном и рациональном питании, первичных знаниях о своем организме и способах его укрепления.

Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к информации, к воздействиям окружающих, поэтому целесообразно использовать здоровьесберегающие технологии для обучения основам здорового образа жизни.

Здоровые привычки формируются с раннего детства, поэтому необходимо проводить просветительскую работу по основам здорового образа жизни с родителями и близким окружением.

Рациональным способом решения данной проблемы станет организация проекта «Здоровьесберегающие технологии ДОУ». Проект «Здоровьесберегающие технологии ДОУ» направлен на обучение и развитию основ здорового образа жизни, поддержку формирования полезных привычек, установок на здоровый образ жизни, понимания самоценности здоровья и способах его сохранения.

Новизна проекта

Формируя основы здорового образа жизни, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что здоровье человека зависит от самого человека, человек несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья, поэтому забота о здоровье главное условие жизни.

Проект « Здоровьесберегающие технологии ДОУ » включает в себя формирование нравственного отношения к своему здоровью, желания и потребности быть здоровым; чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья через расширение знаний и навыков о здоровом образом жизни.

Проект « Здоровьесберегающие технологии ДОУ » уточняет и конкретизирует практические рекомендации специалистов по формированию здорового образа жизни детей старшей - подготовительной группы.

Новизна проекта состоит в том, что обоснована необходимость и возможность формирования интереса детей к здоровому образу жизни через здоровьесберегающие технологии, определены соответствующие пути и средства, разработана система занятий.

Доступность проекта «Здоровьесберегающие технологии ДОУ» проявляется в том, что он может быть использован воспитателями всех типов дошкольных учреждений.

Цель и задачи проекта

Целью проекта является формирование у детей основ здорового образа жизни через здоровьесберегающие технологии.

Задачи :

1. Приобщить детей к основам здорового образа жизни через здоровьесберегающие технологии.

2.Разработать занятия по формированию основ здорового образа жизни детей старшей – подготовительной группы.

3.Подготовить сборник занятий по здоровьесберегающим технологиям для детей старшей - подготовительной группы.

Описание проекта

На этапе дошкольного детства складываются начальные основы здорового образа жизни: ребенок получает навыки самообслуживания, личной гигиены, накапливает представления о своем организме, о рациональном питании, закаливании организма, совершенствует двигательные навыки. Таким образом, уже в этот период формируется часть общей культуры человека о здоровье. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают здоровьесберегающими технологиями: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку важность сохранения и укрепления здоровья для жизни, помогают в формировании опыта здоровьесбережения.

В работе с дошкольниками по формированию познавательного интереса средствами здоровьесберегающих технологий в рамках основ здорового образа жизни должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь игр, комплексов различных видов упражнений, гимнастик (дыхательная, кинезиология, утренняя, гимнастика пробуждения и т.д). Использоваться в работе с детьми: физическая культура, комплексы закаливающих процедур, просмотр телепередач, экскурсии, беседы, оздоровительные минуты, сюжетно – ролевые игры, праздники, литературные произведения, самомассаж и д.р., т. е. здоровьесберегающие технологии различных видов деятельности ребенка.

Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

Оздоровительные минутки включают в себя физические упражнения, физминутки, гимнастику для глаз, пальчиковые упражнения, упражнения для осанки и т.д. Задача таких оздоровительных пауз - дать знания, выработать умения и навыки, необходимые ребёнку для укрепления осанки, снятия усталости т.д.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование познавательного интереса в рамках здоровьесберегающих технологий (знания о строении человека, правила личной гигиены, закаливание организма, двигательный режим).

Разработанный нами проект призван сформировать у ребенка осознанное правильное отношение к своему здоровью и окружающих, основы здорового образа жизни, с которыми знакомится в дошкольном детстве. И поможет нам в этом здоровьесберегающие технологии.

Реализация проекта предусматривает следующие этапы.

Поисковый этап (июнь – август 2014 г.) - сбор информации. Сбор диагностик.

Аналитический этап (сентябрь 2014 г.) – изучение и анализ опыта работы воспитателей по здоровьесберегающим технологиям в ДОУ. Разработка и проведение диагностик: «Определение характерных особенностей представителей животного мира», « Времена года» .

Практический этап (октябрь 2014 г. – апрель 2015 г.) - выполнение плана работы. Разработка сценариев мероприятий.

Презентационный этап (апрель 2015 г.) -

Обобщающий этап (май 2015 г.) - обобщение результатов работы, анализ и уточнение выводов по реализации проекта.

Разработчики проекта – Пермякова Марина Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 6 «Колокольчик».

Участники проекта – воспитанники старшей - подготовительной группы, воспитатели, родители.

Ресурсы:

Интеллектуальные и кадровые – воспитатели.

Информационные – литература по здоровьесберегающей тематике, интернет-ресурсы.

Технические – компьютер, принтер.

Организационные – организация занятий.

Экономические – денежные средства для приобретения расходных материалов.

Методы обучения:

Пассивные методы – рассказ, объяснение, беседы, выставки, электронная презентация.

Активные методы – закаливающие процедуры, двигательный режим, игры.

Сроки реализации проекта – 2014 -2015 учебный год.

Рабочий план реализации проекта

п/п

Сроки проведения

Мероприятия

Место проведения

Кто проводит

Ожидаемые результаты

Первый этап (июнь – август 2014 г.) – поисковый

Июнь

Сбор информации.

МБДОУ №6

воспитатель

Постановка цели проекта, определение задач проекта, анализ ресурсов, определение способа разрешения проблемы.

Август

Сбор диагностик

Второй этап (сентябрь 2014 г.) – аналитический

Сентябрь

Изучение и анализ опыта работы воспитателей по здоровьесберегающим технологиям

МБДОУ №6

воспитатель

Списки литературы по здоровьесберегающим технологиям.

Пошаговое планирование реализации проекта.

Сентябрь

Разработка и проведение диагностики «Физическое развитие».

Диагностика детей.

Сентябрь

Обработка полученных результатов.

Сборник данных по диагностике.

Октябрь-апрель

Выполнение плана работы.

Разработка картотеки здоровьесберегающих технологий

МБДОУ №6

воспитатель

Сценарии мероприятий

Четвертый этап (апрель 2011 г.) – презентационный

апрель

Предварительная оценка проекта, подготовка презентационных материалов.

МБДОУ №6

воспитатель

Презентация рабочего проекта на МО воспитателей МБДОУ

Проект «Здоровьесберегающие технологии ДОУ»

МБДОУ №6

воспитатель

Презентация проекта

Пятый этап (май 2011 г.) - обобщающий

май

Обобщение результатов, анализ и уточнение, вывод по реализации проекта.

МДОУ №6

воспитатель

Оценка результатов

Для конкретизации темы проекта в детском саду были проведены диагностика «Физического развития».

В опросе принимали участие 20 воспитанников старшей – подготовительной группы.

Ожидаемый результат

Реализация проекта позволит обеспечить элементарные основы здорового образа жизни.

В результате реализации проекта предполагается, что у детей сформируется основы здорового образа жизни, бережное отношение к здоровью, будет развиваться интерес к занятиям спорта, закаливанию, сформируется первоначальные представления о важности здоровья для жизни человека.

Литература

  1. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст]: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Л.С. Киселева. - АРКТИ, 2004.
  2. Рунова, М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду [Текст]: учеб, пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М. А. Рунова. – М.: Мозаика - Синтез, 2000. – 256с.

Приложение 1

Методы диагностики физических качеств детей старшего дошкольного возраста М.А. Руновой, Г.Н. Сердюковской.

  1. Тест на определение скоростных качеств (быстроты) – бег на 30 м с высокого старта;
  2. Тест на определение координационных способностей (челночный бег);
  3. Тест на определение выносливости;
  4. Тест на определение скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места).

Оборудование и материалы:

  1. прыжковая яма для выявления скоростно-силовых качеств;
  2. беговая дорожка и секундомер для выявления выносливости, скорости;
  3. большие кубики (2 шт.).

Условия проведения обследования:

Тестирование проводилось в рамках занятий по физической культуре. Всем выполняемым упражнениям предшествовала разминка, которая включала ходьбу, бег, дыхательные подготавливающие упражнения. Медицинская сестра осуществляла наблюдение за состоянием детей, их реакцией на выполнение двигательного задания.

Обследование выполнялось не ранее 30 мин после принятия пищи. Тестирование проводилось в часы наибольшей биологической активности – с 9 до 12 ч. Участок, где проводилось тестирование детей, был подготовлен (не имел посторонних предметов и т.д.). К выполнению двигательных тестов дети допускались в соответствующей спортивной форме, подобранной по сезону и удобной для занятий.

После обследования анализировались показатели каждого ребёнка и сопоставлялись с нормативными данными.

Описание тестов

1. Тест на определение скоростных качеств:

Цель: определить скоростные качества в беге на 30 м с высокого старта.

Методика: В забеге участвовало не менее двух человек. По команде «На старт!» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание!» наклоняются вперёд и по команде «Марш!» бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.

2. Тест на определение координационных способностей:

Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.

Методика: В забеге принимали участие два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде «На старт!» участники выходят к линии старта. По команде «Марш!» бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.

3. Тест на определение выносливости:

Цель: Определить выносливость в беге до утомления у детей дошкольного возраста.

Методика: В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию воспитателя занимаются подсчётов кругов и определением общей длины дистанции. Для более точного подсчёта беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин. бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).

Заранее разметить дистанцию- линию старта и половину дистанции. Инструктор по физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок.

4. Тест на определение скоростно-силовых качеств:

Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.

Методика: Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.

Нормативы физической подготовленности М.А. Руновой, Г.Н. Сердюковской, В.А. Лях для детей 5-6 лет

упражнения

мальчики

девочки

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Бег 30 м с высокого старта (с)

Челночный бег 3*10м., сек.

11,1

12,8

10,0

11,3

12,9

Продолжительность бега: 5-6лет –5 мин.; дистанция, м

1500

1500

Прыжок в длину с места (см)

Баллы

Критерии оценки развития физических качеств

I уровень – высокий – 8-7 баллов

II уровень – средний – 6-4 баллов

III уровень – низкий – 3-0 баллов

Каждый уровень характеризуется следующими параметрами:

I уровень – высокий – 8-7 баллов – ребенок выполнил все четыре задания на высоком уровне, без признаков переутомления, активно вел себя при выполнении упражнений, умел слушать воспитателя, понимал инструкции и выполнял задания без ошибок.

II уровень – средний – 6-4 баллов – ребенок выполнил задания на среднем или высоком уровне (но не было выполнения какого-либо задания на низком уровне), без признаков переутомления, допускали ошибки при усвоении инструкции воспитателя.

III уровень – низкий – 3-0 баллов – ребенок выполнил одно или несколько заданий на низком уровне, переутомился, проявил пассивность или безразличие, имел негативные реакции в случае неудачного выполнения заданий.

Исследовательская работа была направлена на выявление уровня развития физических качеств (силы, выносливости, быстроты, координации) детей старшей группы и определения подвижной игры как средства развития данных качеств.


Проект : «Зелёная аптека » (группа «Сказка») Руководитель проекта : воспитатель - Черных Мария Тимофеевна.
Участники проекта : воспитатель, дети группы их родители.
Срок реализации проекта : апрель 2013 год.
Описание проекта :
Актуальность: Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Нашу группу посещают разные дети, есть и часто болеющие. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы .
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека , решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, правильного сбора. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Зелёная аптека». Цель проекта : Создание условий для ознакомления детей с миром целебных трав, правилами их сбора, применение для оздоровительного человека. Задачи проекта :
  1. Сформировать представления о роли растения в оздоровлении и сохранении здоровья человека .
  2. Формировать умения проявлять познавательную и продуктивную инициалу.
  3. Развивать мышление.
  4. Развивать все виды речи детей.
  5. Развивать любознательность, наблюдательность.
  6. Развивать навыки моделирования и экспериментирования.
  7. Формировать эстетическое восприятие окружающего вида, экологически грамотное в природе.

Ожидаемый результат: Какие полезные растения растут вокруг нас (комнатные растения, растения в огороде, в лесу, на участке в детском саду). Рост и развитие лука, календулы. Как влияет в употребление лука, чеснока и настой шиповника в период эпидемий на организм человека.
Работа над проектом началась с модели трёх вопросов:

  1. Что мы знаем, что хотим узнать, где это можно узнать?
  2. Что мы знаем?(Щавель люди едят, чтоб быть сильными, в луке много витаминов).
  3. Что хотели бы узнать (какими растениями помогают, чтоб глазки хорошо видели, зачем мама меня заставляет, как дома можно вырастить лук, как можно есть семена шиповника).

Были применены следующие методы исследования:

  1. Наблюдение (в повседневной жизни был организован цикл наблюдений за луком в разные отрезки времени). Наблюдение было направлено на познание и практическое преобразование (осмотр объектов, заполнение дневников наблюдения).
  2. Словестный метод (Чтение книг по нашей тематике).
  3. Непосредственно образовательная, познавательная, продуктивная и трудовая деятельность.
  4. Совместная практическая деятельность (воспитание - дети, воспитатель - родители, родитель - дети).

Этапы проведения работы:
1 этап. Подготовительный
Мы познакомились с темой, выделили её актуальность, планировали деятельность , распределили обязанности.
2 этап. Практический этап
Дети проводили опыт, эксперименты.
3 этап. Аналитический этап. Заключительный
Совместно с родителями был выпущен «Сборник лекарственных растений»,
включающий в себя народные рецепты, фотоматериалы, рисунки, сказки, стихи о лекарственных растениях, выращенных на огороде.
Организационные формы работы над проектом :
Мероприятия
Подготовительный этап Сбор литературы о лекарственных растениях: стихи, загадки, пословицы, поговорки рассказы, сказки.
Родительское собрание, участвуем в проекте «Зелёная аптека».
Приобретение необходимого оборудования семян.
Трудовая деятельность - полив цветников.
Основной этап Экскурсии в лес, прогулки по экологической тропе.
Посадка лука в горшочки.
Посадка семян и рассады.
Опытно-экспериментальная деятельность : «Строение растений», «Размножение, рост, развитие лука», «Как заварить целебный чай».
Экскурсии в лес с родителями в выходной день.
Занятия с детьми «Зелёная аптека», « Комнатные лекарственные растения», «Лекарственные растения».
Тематическое занятие: «В мире лекарственных растений»
Занятия в гостях у доктора Айболита. Индивидуальная работа с детьми по проекту .
Сочинение сказок, загадок, рассказов о лекарственных растениях.
Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «Узнай по запаху», «Какого растения часть?».
Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях.
Заключительный этап Оформление совместного альбома детских работ «Зелёная аптека».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - «Детский сад № 3 «Солнышко»

Проект по здоровьесбережению

«Если хочешь быть здоров»

Воспитатель старшей группы:

Малиновская Валентина Олеговна

ЗАТО Сибирский

Актуальность.

Принципы.

Этапы: организационный, основной (практический), заключительный.

Средства.

Список литературы.

Актуальность проекта «Если хочешь быть здоров»

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей - одна из главных задач дошкольного образования. От состояния здоровья детей зависит благополучие современного общества. В последнее время во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, разнообразные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, низкая двигательная активность и физическая деятельность детей, недостаточное внимание семьи к укреплению физического и психического здоровья детей, равнодушное отношение родителей к физкультуре и спорту - факторы, агрессивно воздействующие на здоровье детей. Поэтому необходимо постоянно помнить о том, что сейчас здоровых детей очень мало.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне огромного роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи. Тем более что исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни.

На основании вышесказанного, перед коллективом детского сада ежегодно стоят задачи, касающиеся здоровьясбережения дошкольников.

На основании вышесказанного, был разработан долгосрочный проект по здоровьесбережению воспитанников «Если хочешь быть здоров» на 2 года.

Цель проекта: формирование осознанного отношения детей к своему здоровью.

Объектами проекта:

воспитанники образовательной организации (от 3 до 7 лет);

семьи воспитанников;

педагогический коллектив.

4. Задачи проекта:

Работа с детьми:

Работа с родителями:

Работа с педагогическим коллективом:

Привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для здоровья;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям;

Формирование потребности в ЗОЖ.

Повышение компетентности родителей в использовании здоровьесберегающих возможностей дома.

Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в ЗОЖ.

Обмен опытом;

Организация взаимодействия с узкими специалистами

5. Принципы:

Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип активности и сознательности - поиск новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по здоровьесбережению детей.

Принцип комплексности и интегративности - решение здоровьесберегающих и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.

Принцип результативности и гарантированности - реализация прав и потребностей детей на получение необходимой медико-психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.

6. Основные этапы:

1 этап - организационный:

Изучение психолого-педагогического опыта по здоровьесбережению детей;

Составление схем взаимодействия с узкими специалистами;

Систематизированный материал:

«Беседы о ЗОЖ»,

«Пальчиковые игры»,

«Игровой массаж»,

«Артикуляционная гимнастика»,

«Элементы дыхательной гимнастики»,

«Игры с элементами психогимнастики», наглядный материал.

2 этап - основной (практический).

На втором этапе была реализована здоровьесберегающая направленность образовательного процесса: использование здоровьсберегающих технологий: в ходе организованной образовательной деятельности (НОД, развлечения, индивидуальная работа, подгрупповая работа):

«беседы о ЗОЖ»,

«игры с элементами психогимнастики»

«пальчиковые игры»

«артикуляционная гимнастика»,

«игровой массаж»;

«элементы дыхательной гимнастики».

Здоровьсберегающие технологии:

При проведении режимных моментов: подвижные игры на прогулке, игровой массаж при просыпании;

Развитие общей моторики - при организации двигательного режима.

Совместно с музыкальным руководителем на музыкальных занятиях организуется двигательный режим, используется артикуляционная гимнастика.

Совместно с педагогом-психологом проводятся игры с элементами психогимнастики.

3 этап - заключительный.

В конце каждого года подводятся итоги:

Знания о ЗОЖ;

Развитие двигательной сферы, общей и мелкой моторики

Стабильность эмоционального благополучия детей.

Стабильность физической и умственной работоспособности.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте рекомендуются следующие группы средств:

1. Подвижные игры на прогулке, в спортивном зале.

Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.

Г.А. Сперанский писал: "День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. С детьми необходимо как можно больше находиться на свежем воздухе.

2. Физкультминутки и динамические паузы.

Динамические паузы - во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

3. Пальчиковая гимнастика.

Гимнастика проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

4. Дыхательная гимнастика.

- «Найди и покажи носик»;

- «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым платком).

- «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос.

- «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением.

- «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно.

- «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба - бо - бу».

- «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.

5. Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Массаж глаз - проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза. Зрительная гимнастика - даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуйтесь на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводите несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение. Зрительные ориентиры (пятна) - снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.

«Солнышко»

«В небе солнце катится -

Словно жёлтый мячик.

То за тучку спрячется,

То по ёлкам скачет.

Погуляло, покружилось

И за тучку закатилось».

6. Закаливание.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

  • закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
  • проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
  • проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
  • сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

7. Гимнастика после сна.

В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место. Гимнастика после дневного сна - это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.
Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма, которому после пробуждения предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять.

Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после дневного сна. На скорость перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере повлиять. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. В свою очередь, процессы возбуждения в центральной нервной системе стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему, как из окружающей среды, так и от различных органов организма. Чем больше этих сигналов и чем более они интенсивны, тем больше повышается активность нервной системы.
Процессы возбуждения в нервной системе стимулируют:

  • звуковые сигналы (например, музыка)
  • зрительные сигналы (например, яркий свет, особенно солнечный)
  • импульсация от различных органов организма (скелетных мышц, кожи и других, например, при выполнении физических упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом).

8. Самомассаж.

Наряду с традиционными формами работы проводите с детьми самомассаж от простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. Массаж делайте 1-2 раза в день.

9. Гимнастика ортопедическая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

10. Релаксация.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в работе используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Чаще используйте минутки покоя:

Посидим молча с закрытыми глазами; посидим и полюбуемся на горящую свечу; - ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; - помечтаем под эту прекрасную музыку.

11. Аромотерапия.

Большой оздоровительный эффект имеет "Аромотерапия” - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Запахи сосны - очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы - улучшает работу сердечно - сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя - очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы. Букеты из веток берёзы, сосны, кедра, можжевельника для очищения помещения. (Букеты и в сухом виде очищают воздух).

Список литературы

1. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.

2. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.

3. Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44с.

4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.